Интегрированный урок по истории России и МХК в 6-м классе "Расцвет Древнерусского государства при Ярославле Мудром"
Урок с компьютерной поддержкой построен в системе интеpaктивного обучения с использованием метода формирования критического мышления, включающего три стадии: вызов, осмысление, размышление (рефлексия).
Цель: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства.
Тип урока: урок изучения нового материала.
План урока.
- Вторая усобица. Cмepть Бориса и Глеба. Приход к власти Ярослава Мудрого.
- Международное признание Руси.
- Киевский Софийский собор. Деятельность Иллариона. Развитие образования.
- Зарождение древнерусской литературы
- Древнерусское искусство.
- Художественное ремесло
- Законодательная деятельность. Русская Правда.
- Формирование древнерусской народности.
Оборудование урока: карта “Киевская Русь в IX-XII вв.”, компьютер, проектор, экран.
Ход урока
I. Стадия вызова
.Происходит актуализация имеющихся знаний по теме. Активизируется внимание всех учеников – и слабых и сильных, рождается интерес к предмету разговора, появляется возможность самостоятельно определить цели познавательной деятельности.
До сих пор мы вели речь, главным образом, о политической истории Киевской Руси, об укреплении княжеской власти над населением, об отношениях Древнерусского государства с соседями. Но история – это не только войны и походы. Нельзя представить себе общество, не зная его традиций, обычаев, законов, духовной составляющей. Сегодня мы поговорим о духовной сфере жизни общества в период правления Ярослава Мудрого.
Приложение 1. Презентация, слайд №1, 2
Задание классу. В течение урока вы должны:
- Собрать доказательства расцвета Древнерусского государства
- Выяснить, почему Ярослав получил прозвище Мудрый.
II. Стадия осмысления
.Учащиеся знакомятся с новой информацией, идеями и понятиями, увязывают их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживают свое понимание.
Вопрос классу. Какие события предшествовали занятию Ярославом киевского престола? Ведь он не был старшим в роду.
Усобицы среди сыновей Владимира, как и в предыдущем поколении между сыновьями Святослава завершились победой одного из братьев.
Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких бpaков управляли крупнейшими волостями Руси. После его cмepти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015-1019). Дружинники Владимира предпочли бы видеть на престоле Бориса. Владимир собирался передать Киевский престол своему любимцу Борису, жившему при нем. Дружинники предлагали Борису свергнуть Святополка. Если верить летописи, Борис отказался, заявив, что не поднимет руку на старшего брата, который будет ему вместо отца.
Однако Святополк, опасаясь Бориса как возможного соперника, велел убить его.
(Сообщение учащихся об убийстве Бориса)
Вслед за убийством Бориса, настал черед и Глеба, мести которого мог страшиться Святополк.
Ярослав выступил против Святополка и одолел его.
Затем князь Мстислав, с которым он разделил земли по Днепру и лишь в 1035 г. после cмepти Мстислава киевский князь стал “самовластцем” в Русской земле.
Избавившись от всех других претендентов на власть, Ярослав стал спокойно и мудро править в своем государстве. Время его княжения стало годами расцвета Древнерусского государства, строительство которого завершилось именно при Ярославе.
2. При Ярославе Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы.
Династический бpaк – бpaк между представителями правящих династий разных государств.
Презентация, слайд №3
Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским, норвежским королями, польский король женился на сестре великого князя, а внучка вышла замуж за германского императора. Сын Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Отсюда прозвище, которое получил сын Всеволода Владимир, – Мономах.
Вывод: Ярослав стремился укрепить положение Руси с помощью династических бpaков.
Презентация, слайд №4
Илларион писал о киевских князьях: “Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли”
Вопрос классу. Как вы понимаете эти слова Иллариона?
3. При Ярославе Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. В городе было около 400 церквей, 8 рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав годом ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор – храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром. Тогда же в Киеве были сооружены Золотые ворота – парадный въезд в столицу Древней Руси. Над ними была сооружена надвратная церковь. Много легенд связано с Золотыми воротами: через них стремился войти в город враг, чтобы продемонстрировать свою победу, через них въезжали и самые почетные гости.
Презентация, слайд №5
Этими постройками город как бы подчеркнул свое желание не уступать по величию Константинополю. Вслед за строительством Софии в Киеве Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке и др. На территории Руси известно около 15 каменных храмов 11 – начала 12 века, близких по стилю.
Задание. Сравнить Киевский Софийский собор и Новгородский Софийский собор.
Презентация, слайд № 6, 7
Колокольный звон, приложение 3
В Софийском соборе была создана первая на Руси библиотека.
При соборах открывались школы. В Киеве при Ярославе в школах обучалось более 300 детей.
Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить без ведома константинопольского патриарха киевским митрополитом государственного деятеля и писателя, священника загородной княжеской церкви Иллариона. Это был образованный человек, талантливый публицист, наиболее известным его произведением является “Слово о законе и благодати” – религиозно-политический тpaктат о христианских заслугах князя Владимира и о праве Руси на древнее культурное наследие. Это торжественное и поучающее обращение он произнес при открытии Софийского Собора в Киеве.
Древняя Русь еще до официального принятия христианства знала письменность.
Задание. Докажите, что это верное утверждение.
Работа с историческим источником “Повесть временных лет”. Поиск доказательств.
С принятием христианства в среде господствующего класса стала распространяться грамотность. Ярослав Мудрый знал несколько языков. Он создал мастерские по переписке и переводу греческих книг на русский язык. Сам князь любил читать книги. Сын Ярослава Всеволод владел пятью языками. Анна Ярославна, королева Франции, умела читать и писать, в отличие от своего мужа, короля Генриха I, ставившего в документах вместо подписи крестик.
На Руси было много грамотных людей, особенно среди городского населения. Об этом свидетельствуют ремесленные изделия, на которых имеются различные надписи. Огромное количество надписей (их называют граффити) обнаружено на стенах древних соборов. Большинство начинается словами “Господи, помози” и далее следует текст просьбы.
С XI века, после основания женского монастыря в Киеве и школы при нем, грамоте стали учить и девочек.
4. В XI веке на Руси появились письменные познавательные произведения, т.е. зарождается древнерусская литература. Первыми литературными произведениями были летописи.
Житие – литературное описание жизни людей, причисленных к лику святых.
Слово – торжественное и поучающее обращение.
Задание: Соотнесите термин и его объяснение
Презентация, слайд № 8
5. Издавна на Руси было развито деревянное зодчество. Каменное строительство началось в конце 10 века. Первые русские храмы были выстроены в строгом соответствии с византийскими архитектурными традициями. Построенный же в Киеве при Ярославе Софийский собор сочетал в себе славянские и византийские традиции.
В середине 19 века в одном из пределов храма отвалилась штукатурка. Миру неожиданно открылась древняя фресковая живопись.
Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке.
Штукатурка быстро сохнет, от художника требуется большое искусство, чтобы точно и быстро наносить краски.
Презентация, слайд № 9, 10
Особый интерес представляют изображения семьи Ярослава. Групповой портрет включает 12 фигур. На южной стене – младшие дочери во главе с Анной, будущей французской королевой. На западной – Елизавета, будущая королева Норвегии, великая княгиня Ирина, сам Ярослав и его старший сын Владимир. На северной – четыре сына князя: Изяслав, Святослав, Всеволод и Вячеслав.
Фрески Софии Киевской – единственный памятник светской монументальной живописи.
Другим элементом внутреннего убранства была мозаика.
Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.
Презентация, слайд № 11
Древние мастера умели создавать разнообразнейшие оттенки одного и того же цвета. Зеленый имел 25 оттенков, коричневый – 23, красный – 13 и т.д. Всего же в мозаичной палитре Софийского собора обнаруживается до 130 оттенков.
Необходимым украшением храмов были иконы.
Икона – это изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых, сюжетов из Ветхого и Нового Завета.
Вопрос классу. Что отличает процедуру подготовки и создания иконы?
Первые иконы были написаны греческими мастерами. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках. Эта икона получила название Владимирской Богоматери.
Презентация, слайд № 12
Художнику удалось передать сложную, противоречивую гамму чувств молодой женщины-матери: радость материнства, нежное любование своим ребенком и одновременно предчувствие мук, ожидающих ее дитя.
Икона. Князь Владимир, Борис и Глеб.
Презентация, слайд № 13
Множество икон, которые мы видим в храме, посвящены святым. Чтобы высшая церковная власть – собор – признал человека святым, он должен совершить в жизни что-то такое, что подтвердило бы его святость. Обычай канонизации пришел на Русь вместе с крещением из Византии. Сначала византийская церковь по представлению киевского князя канонизировала русских святых. Среди первых Ярослав Мудрый назвал Бориса и Глеба.
Святые – это реальные люди, которые особо почитались церковью. Между святыми и верующими устанавливаются особые, теплые, доверительные отношения. Николай Угодник любим вашими ровесниками, потому что считалось, что он приносит подарки к Рождеству и Новому году и кладет их под елку.
Презентация, слайд № 14
Церковь признает определенные свидетельства святости:
- подвиги святого, которые он совершает во славу веры, христианства, христианской земли;
- нетленные мощи, то есть его неразложившиеся останки;
- чудеса, подобные тем, которые творил Иисус Христос, – исцеление больных, прозрение слепых, воскрешение мертвых.
Вопрос классу. Почему были канонизированы братья Борис и Глеб?
(За смирение и непротивление злу) Летопись подчеркивает кротость этих князей, почти добровольную готовность пойти на муки. Напоминая князьям о страдальческой кончине Бориса и Глеба, неустанно проклиная Святополка Окаянного, церковь пыталась смягчить княжеские распри, убеждала младших князей повиноваться старшим. Увы, князья нередко оставались глухи к этим увещеваниям.
6. Художественное ремесло
Русь славилась своими искусными ремесленниками: мастерами-оружейниками, кузнецами, гончарами. Высоким уровнем отличалось искусство русских ювелиров. Для изготовления украшений использовалась очень сложная техника.
Презентация исследовательской работы “Древнерусские украшения княжеско-боярского женского головного убора и виды ремесленной техники в Древней Руси” (зернь, скань, чернение, перегородчатая эмаль). Приложение 2.
Презентация, слайд № 15-24
Задание. Соотнесите термин и его объяснение.
Презентация, слайд № 25
7. Стремясь установить порядок и законность в своем государстве, Ярослав положил начало созданию на Руси письменного свода законов, который получил название – Правда Ярослава. Это старейший древнерусский свод законов.
Ограничивает кровную месть кругом ближайших родственников. Это говорит о том, что нормы первобытного строя существовали уже как пережитки. А если достаточно близкого родственника не окажется, то месть заменяется денежным возмещением.
Работа с документом (см. Данилов А.А. История России: с древнейших времен до конца XVI века: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, 2009 г., с. 54)
Вопросы к документу. 1. Какие пережитки родового строя сохранились в Древнерусском государстве? 2. Что свидетельствует о зарождении феодальных отношений?
Вывод. Принятие единого свода законов имело огромное значение для объединения и укрепления Древнерусского государства.
8. Формирование древнерусской народности.
Вопрос классу. Что этому способствовало?
(См. Данилов А.А. История России: с древнейших времен до конца XVI века: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, 2009 г., с. 48-49)
III. Стадия размышления.
Учащиеся осмысливают все то, что они изучали на уроке, выражая это своими словами.
Вопросы классу.
Назовите доказательства расцвета Древнерусского государства.
Почему Ярослав получил прозвище Мудрый?
Презентация, слайд № 26-28
Задание. Составим синквейн о Ярославе Мудром.
Составление синквейна – один из приемов методики критического мышления. Синквейн – пятистрочное стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлексировать по какому-либо поводу.
Презентация, слайд № 29
Правила написания синквейна:
- в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
- вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
- третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (три глагола)
- четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
- последняя строчка – это синоним одного слова, которое повторяет суть темы.
XI век – время становления духовности, XXI век – время ее возрождения.
Вопрос классу. Что же необходимо возродить?
(Ответы учащихся фиксируются на доске)
Видеофрагмент. Монолог Волшебника из художественного фильма “Обыкновенное чудо”, приложение 4.
Вопрос классу. А на что способны вы ради любви к матери, Родине, человечеству?
(Ответы учащихся фиксируются на доске)
Подведение итогов урока.
Всем спасибо!
Презентация (приложение 1)
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Автор показывает учащимся масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа в блокадном Ленинграде. Воспитывает историческую грамотность и чувство патриотизма у подрастающего поколения. Формирует чувство сопричастности происходившим событиям в годы войны....
18 03 2024 15:40:30
Урок проводится в рамках программы изучения истории Древнего мира, раздел Древняя Греция. Форма проведения занятия призвана познакомить учащихся с традициями театральных постановок в древности, заинтересовать их истоками этих представлений, вызвать желание сравнить театр древний и современный....
17 03 2024 21:11:56
Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....
16 03 2024 18:10:55
Общешкольное мероприятие посвящено Победе советского народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Цель: формировать чувство гордости за свою родину, хранить память о подвиге солдат в Великой Отечественной войне....
15 03 2024 13:13:18
Урок приводит пример сотрудничества учителя истории коррекционной школы и Государственного Эрмитажа, выраженного в работе учащихся, использования авторского дидактического материала ‒ опopных карточек и презентации по теме «Древняя Греция»....
14 03 2024 15:56:45
Урок проводится как заключительный после изучения темы "Россия в первой четверти XX века". В основе урока лежит телевизионная программа "Своя игра". Данная форма урока позволяет привлечь учащихся к подготовке викторины, используя их знания по информационным технологиям, а также к работе с дополнительными историческими источниками. Для составления презентации школьники предлагают категории вопросов, участвуют в их подборе, находят иллюстрации и портреты по данной тематике. Данный вид деятельности делает учащихся соавторами урока....
13 03 2024 23:50:39
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...
12 03 2024 15:48:49
Повторительно-обобщающий урок занимает ведущее место в курсе истории России XVIII в. Содержит проблемные задания для индивидуальной и фронтальной работы с классом. Самостоятельная работа с источниками развивает у учащихся ключевые компетенции: коммуникативную, информационную, самообразования. Тесты базового и повышенного уровней дифференцированно проверяют знания....
11 03 2024 17:14:12
Цели мероприятия: познакомить учащихся со вспомогательными историческими науками; научить ребят ориентироваться в многообразии исторических дисциплин; воспитать, привить чувство патриотизма, любовь к Родине и ее истории. Данное мероприятие можно проводить в форме игры как в одном отдельно взятом классе, так и среди комaнд 8–11-х классов....
10 03 2024 21:17:13
Представленный урок позволяет обратить внимание учащихся на анализ деятельности исторической личности с позиции современного гражданина, не только изучить исторический материал, но и попытаться поучиться на нем, найти личностный смысл в истории. Многообразие используемых приемов позволяют учителю построить урок с учетом современных требований к нему. ...
09 03 2024 5:27:33
Проблемно-проектная дискуссия урока формирует у учащихся четкое представление о борьбе за крестьянскую реформу, основных лагерях в этой борьбе, воссоздает ситуацию исторического выбора на примере различных вариантов отмены крепостного права. Форма урока позволяет сформировать важнейшие интеллектуальные умения - анализировать, сравнивать, обобщать, вести полемику, работать с документами. ...
08 03 2024 1:21:14
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов. ...
07 03 2024 21:37:31
Гражданская война – величайшая трагедия в истории России. Какие силы участвовали в Смуте ХХ века? Почему победили большевики? В чем трагедия Белого движения? Методическая разработка предложенного урока позволяет учащимся самостоятельно сформулировать ответы на поставленные вопросы....
06 03 2024 8:25:37
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
05 03 2024 10:42:38
Четырнадцатый урок в теме «Россия в первой половине XIX века». Рассматривается тема Крымской войны и обороны Севастополя....
04 03 2024 19:48:38
Цель урока: познакомить учащихся с понятием избирательное процесс, избирательное право, получить представление о демократических выборах и формах участия граждан в выборах....
03 03 2024 0:49:21
Представленную викторину можно проводить как обобщающий урок по теме: "Великая Отечественная война" или как внеклассное мероприятие, приуроченное к 9 мая. Участники викторины: 9-11-е классы. Цель викторины: развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны; воспитание чувства патриотизма и гражданственности; воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения....
02 03 2024 23:17:31
Урок через анализ исторических фактов показывает ложность обвинений России в агрессивности: объясняет причины активной территориальной экспансии, приведшей к созданию огромной по территории страны, сравнивает с методами расширения своих территорий (создание колоний) странами Запада. Документальный видеофильм о событиях августа 2008 года в Южной Осетии, проблемные вопросы к нему используются в качестве рефлексии урока-рассуждения, проводится анкетирование....
01 03 2024 4:24:31
На уроках автор использует индивидуальный и дифференцированный подход, многовариантность и многоуровневый хаpaктер творческих и проверочных работ (тестовые и проблемные задания различных видов), и в результате учащиеся имеют хорошую наполняемость оценок, создается ситуация успешности, эффективно используется все время урока....
29 02 2024 20:42:55
Данный урок является составной частью раздела «Цивилизации Древнего мира» и знакомит студентов с отличительными особенностями цивилизаций Древнего Востока. При его разработке использовались программы Microsoft Word, Excel, Rower Point....
28 02 2024 5:35:22
Урок раскрывает сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрного переворота. ...
27 02 2024 11:52:48
Цель мероприятия: сформировать представление об участии и роли казаков в боевых сражениях как об одной из славных страниц их ратной жизни; с использованием произведений литературы и музыки составить портреты казаков - героев войны; на примере подвига донских казаков продолжить воспитание в учащихся гражданственности и патриотизма....
26 02 2024 20:47:33
Урок обобщения и систематизации исторического материала применяет интеpaктивные технологии. Цель урока: развивать коммуникативные компетенции учащихся, умение анализировать, синтезировать историческую информацию, отстаивать личную точку зрения, способность работать в группе; воспитывать уважение к историческому наследию наших предков. Учащиеся в ходе урока формируются в группы и работают совместно....
25 02 2024 9:28:48
На данном уроке используются различные формы деятельности учащихся: работа с учебником, документами, исторической картой, схемой, ПОПС-формулой, разными видами творческих заданий. Автор сознательно ограничился использованием только «традиционных» форм, так как применение различного вида «технологических инноваций» пока еще ограничивается ситуативными возможностями многих образовательных учреждений. ...
24 02 2024 19:43:10
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
23 02 2024 1:47:35
Цели урока: расширить знания учащихся о малой родине, знакомя их с замечательными малоизвестными фактами; развивать навыки исследовательской работы; развивать умения учащихся работать в группе; развивать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий; развивать умения работать с учебной и внешкольной информацией; формировать основы гражданской идентичности; воспитывать интерес и любовь к малой родине – Смоленщине....
22 02 2024 1:31:22
Урок разработан для детей с ДЦП (детский церебральный паралич). Объем материала предполагает проведение двух уроков по данной теме и дает возможность учителю использовать данный материал, применяя свой личный творческий потенциал. Целью урока является расширение представления об окружающем мире и обогащение словарного запаса....
21 02 2024 7:47:28
Конспект интегрированного урока по литературе и истории, рекомендуемый для проведения в 10-м классе. Ученики выступают как активные участники образовательного процесса, получают целостное представление об историческом событии - постройке Покровского храма в Москве. ...
20 02 2024 22:11:48
В данной статье представлена система активных форм обучения на уроках истории. Исходя из опыта работы, выделяются принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной. Предлагается алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока и методика использования активных форм обучения при подготовке к ЕГЭ. В приложениях к статье даны разработки занятий и учебных материалов....
19 02 2024 12:14:48
Урок-игра проводится как повторно-обобщающий урок по истории Древнего мира и показательно-развлекательное мероприятие на неделе истории», которая стала традиционной в учебно-образовательных учреждениях. Урок включает в себя 2 этапа. Первый – отборочный. Уместно проводить его по изученным материалам двух государств Индии и Китаю, второй – заключительный, может включать в себя полученные знания по всем странам Востока или выборочно....
18 02 2024 5:15:44
Урок подводит учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и знакомит с особенностями развития государств, образованных после завоеваний Александра Македонского, с распространением греческой культуры в странах Древнего Востока на примере архитектуры Александрии Египетской....
17 02 2024 0:49:13
Цель занятия: определение собственного отношения учащихся к понятию «Добро»....
16 02 2024 20:12:13
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....
15 02 2024 6:58:17
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
14 02 2024 21:19:10
Программа курса по выбору "По следам древних людей" предназначена для учащихся 5-го класса. Цель курса является пробудить у учащихся 5-го класса интерес к истории посредством различных видов проектной деятельности. Основной задачей курса является освоить с пятиклассниками основы проектной деятельности, научиться разpaбатывать различные виды проектов по истории, развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся. ...
13 02 2024 9:17:40
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
12 02 2024 13:46:14
В статье изложен опыт работы по организации социально значимой деятельности школьников. Представлен реальный выход учителя на новые педагогические технологии в ходе реализации социально-образовательного проекта учащихся....
11 02 2024 13:48:27
Урок знакомит учащихся со становлением Древнерусского государства. Путем анализа письменных источников ученики определяют вклад княгини Ольги в развитие Древнерусского государства. Формируются навыки составления образной хаpaктеристики и оценки деятельности исторического персонажа....
10 02 2024 22:16:44
На занятии у учащихся воспитывается патриотизм, уважение к истории родины, гражданственность, мировоззренческие убеждения на основе осмысления исторически сложившихся культурных традиций, нравственных и социальных установок, осознание себя как представителей исторически сложившегося гражданского сообщества, способности определять собственные позиции по отношению к явлениям общества....
09 02 2024 22:51:23
Урок является ключевым в изучении событий, происходивших в России в 1917 году. Семинарская форма организации изучения нового материала позволяет рассмотреть различные варианты развития России, что способствует осмыслению учащимися сложности исторического процесса. Урок способствует формированию следующих компетенций учащихся: исследовательской – работа с историческими источниками и дополнительной литературой, коммуникативной – ведение дискуссии, аргументирование своей точки зрения. ...
08 02 2024 17:45:29
Учебно-методическое пособие используется в рамках изучения предметов гуманитарного цикла: истории, литературы, обществознания, основ права, безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф (раздел «Основы военной службы»); а также на факультативных занятиях, в кружковых занятиях, при проведении внеклассных мероприятий, в процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России....
07 02 2024 14:57:41
Цель урока – определить, как проявился русский хаpaктер в деятельности советских людей в тылу фронта, в партизанском движении, в плену врага в годы Великой Отечественной войны, постичь своеобразие национального русского хаpaктера на примере судьбы человека, прошедшего испытания войной (М.Шолохов. «Судьба человека»); подвести к мысли о значимости идейных убеждений русского человека в годы войны 1941–1945 гг. Использованы фрагменты документальных фильмов о Великой Отечественной войне и фильма С.Бондарчука «Судьба человека». ...
06 02 2024 17:10:49
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
05 02 2024 1:30:29
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века». ...
04 02 2024 21:55:45
На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....
03 02 2024 1:27:53
Данный урок разработан для итогового повторения, образовательные задачи которого заключаются в повторении, закреплении и углублении знаний по курсу «История Сибири», являющимся дополнительным компонентом к курсу отечественной истории. Урок проводится в форме игры-викторины. Представленные материалы включают все необходимые для проведения урока приложения. ...
02 02 2024 18:22:56
Спаренный урок истории России ХХ века, интегрированный с всеобщей историей. Данный урок является вторым уроком из модуля "Вторая мировая и Великая Отечественная войны". На уроке учащиеся, используя различные формы учебной деятельности, знакомятся с началом Второй мировой и Великой Отечественной войн, с планами фашистской Германии. ...
01 02 2024 14:17:23
В результате применения в образовательном процессе личностно-ориентированных технологий обучающиеся получают возможность запоминать в процессе размышления. Ситуации выбора, принятия решения создают условия для продуктивной и ответственной познавательной деятельности, в которой учащиеся не только открывают нечто новое для себя, но и создают это новое, творят его. При этом у ребенка формируется сознательная творческая позиция....
31 01 2024 1:57:44
Комaндная форма игры даёт возможность наибольшей активности всех учеников. Материал заданий сформирован по разным уровням сложности, что позволит непроизвольно провести внутреннюю дифференциацию групп самими же учащимися. Учебные задания полностью отвечают материалу учебника, не требуют дополнительного поиска материала со стороны учителя. За время урока учащимися проpaбатывается наибольший объем материала, что позволяет полноценно его усвоить. ...
30 01 2024 6:15:36
Урок-турнир знатоков геральдики по историческому краеведению в 5-м классе завершающий по теме "Символы моей Родины". Задачи урока - закрепление знаний учащихся по теме "Гербы моей Родины", активизация интереса учащихся к исследовательской работе, работе в группе, формирование умения понимать значение герба, популяризация знаний о символах страны через привлечение к уроку родителей и старшеклассников. ...
29 01 2024 8:43:26
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::