Российская империя на рубеже XVIII–XIX веков

Цели урока: охаpaктеризовать территорию и население Российской империи, ее экономическое развитие и политическое устройство. Показать отличия в развитии нашей страны с развитием западных стран. Определить роль уральского региона в исторических событиях данного периода.
Оборудование урока.
1. Ноутбуки.
2. Атласы “Россия в начале XIX века”.
3. Карта “Россия в начале XIX века”.
4. Портрет Павла I.
5. Кроссворды “Российская империя в начале XIX века”.
6. Телевизор и видеопроектор.
План урока.
1. Территория и население.
2. Политическое устройство.
3. Сословный строй.
4. Tрaнcпорт. Торговля. Промышленность.
Ход урока
На прошлых уроках мы с вами изучали, как развивались различные страны мира в XIX веке. Давайте вспомним, историю каких стран мы изучали? (Учащиеся отвечают)
Мы говорили о том, что в западных странах бурно развивались капиталистические отношения. Давайте вспомним, что такое капитализм? (Учащиеся отвечают)
Молодцы, многое вспомнили. Прежде, чем перейти к изучению новой темы, я должна вас предупредить о том, что в конце урока вы будете выполнять самостоятельную работу. Поэтому, слушайте внимательно, запоминайте и записывайте.
Сегодня мы с вами начинаем изучать историю России в XIX веке. Мы узнаем, как развивалась наша страна, какой она была, кто проживал на ее территории, так же хорошо развивались наша экономика, как в западных странах, каких удивительных писателей, поэтов, художников. Ученых родила наша страна в XIX веке. Какие войны вел наш народ, какие реформы происходили. Все это мы будем изучать на протяжении всего второго полугодия. А сегодня мы познакомимся с тем, какую территории занимала Россия, какие народы ее населяли, каково было политическое устройство, хозяйство. Тема нашего урока – “Российская империя на рубеже XYIII – XIX веков”. (Учащиеся записывают тему урока в тетради).
1. В XIX веке наша страна называлась Российская империя. К началу XIX века территория России раскинулась на тысячи верст от Балтийского моря до Тихого океана. От северного Ледовитого океана до Каспийского моря и среднеазиатских пустынь. Н этом прострaнcтве проживало 40 млн. человек. Давайте проследим и покажем эту территорию в атласах. (Учащиеся по атласу показывают территорию России)
Столицей Российской империи был город Санкт-Петербург. (Показывают в атласах)
Россия всегда была многонациональной страной. Бок о бок жили разные народы, связанные между собой общей исторической судьбой. (Задание учащимся: назвать народы, проживавшие на территории России. Сегодня что-то изменилось?)
В религиозном отношении Россия тоже была неоднородна. Около 87% населения придерживалось православной веры. Значительная группа народов (татары, башкиры, некоторые народы Кавказа) придерживались ислама. Калмыки, буряты исповедовали буддизм. Значительная часть северных и сибирских народов (чукчи, эскимосы, эвенки) сохраняла языческие верования.
2. Сейчас мы поговорим о политическом устройстве Российской империи. Записываем в тетрадях подзаголовок: Политическое устройство. Я вам буду рассказывать, а вы запишите в тетрадях схему политического устройства.
(На доске: Политическое устройство. Учащиеся делают запись в тетрадях).
По своему политическому устройству Российская империя была самодержавной монархией. Во главе государства стоял император (в просторечии его называли царем). В его руках была сосредоточена высшая законодательная и распорядительная власть. В начале XIX века на троне нашей страны сидел император Павел I. Его портреты есть у каждого из вас на партах.
Император управлял страной при помощи чиновников. По закону они были исполнителями воли царя. От произвола чиновников, от их бюрократии страдали все слои населения, которые полностью были подчинены воле царя и чиновников.
(По ходу рассказа рисуем схему:
император
чиновники
народ
Власть царя никто не ограничивал. Он делал все, что хотел, не спрашивая разрешения. Не было такого закона, которому император обязан был подчиняться.
(Вопрос: вспомните, какое политическое устройство было в западных странах?
Какова была схема власти?)
А я сейчас приглашаю сюда его императорское величество императора Павла I.
(Выступление учащегося с заранее подготовленным сообщением).
Спасибо, Ваше императорское величество. Присаживайтесь. А мы подведем итоги. Итак, закон о престолонаследии. Кому и как передавался трон в Российской империи?
(Учащиеся отвечают).
3. Каков же был сословный строй Российской империи в начале XIX века? Какие же слои населения существовали в нашем обществе и какие ступеньки они занимали? Кто по положению был выше, а кто – ниже? Я вам представляю таблички с названиями сословий. Кто попробует у доски расположить эти таблички в правильном порядке?
(Таблички расположить следующим образом:
Не забудьте записать схему сословного строя в тетради, пока я вам рассказываю о представителях этих сословий.
Главенствующим, самым богатым и образованным сословием было дворянство. Закон закреплял за ними ряд привилегий, важнейшим из которых было право владеть крепостными крестьянами. Имения, населенные “крепостными душами”, были главным источником дворянских доходов. Сами дворяне нигде не работали, жили в свое удовольствие, устраивали балы, рауты. Дворянский титул передавался по наследству.
Что же такое духовенство? Это священнослужители. Они стояли на одной социальной лестнице с дворянством, имели столько же прав, сколько и дворяне. Подробнее об этом сословии мы будем говорить на отдельном уроке.
Кто такие купцы? Это торговцы. Они занимались внешней, внутренней, мелкой городской торговлей. Они имели меньше прав, чем дворянство, но имели и ряд привилегий перед мещанами и крестьянами. Например, купцы не платили подати государству.
Мещане – это непривилегированное сословие. В основном, это городское население: ремесленники, наемные работники, мелкие торговцы. Мещане были обложены высокой податью, они должны были поставлять рекрутов в армию, подвергались телесным наказаниям.
Самым многочисленным сословием было крестьянство. Оно составляло более 80% всего населения страны. Почти все крестьяне были крепостными, т.е. зависимыми. Помещики могли крестьянина женить по своей воле, продать, подарить, проиграть в карты. Крестьяне платили государству все подати, которые только существовали, из них набирали рекрутов в армию, они подвергались телесным наказаниям. Это было самое бесправное сословие.
Особым сословием было казачество. Казачьи войска создавались для охраны границ государства. Казаки были вольными людьми. Возглавлял казачье войско атаман. Атаманом считался наследник императорского престола. Казаки отличались своеобразным бытом, традициями, языком. Они были гостеприимны, трудолюбивы, набожны, почтительны к старшим. Рассказывают, как одна донская казачка побила за безнравственный поступок своего сына, успевшего дослужиться до генерала. “Помилуйте, матушка! Вспомните, что я генерал!” - вскричал провинившийся. “Не генерала бью, а сына”, - ответила старая казачка.
Таков был сословный строй в Российской империи в начале XIX века.
4. Сейчас мы переходим к следующему пункту плана. Мы с вами поговорим о том, как развивалась торговля, трaнcпорт и промышленность в нашей стране в начале XIX века.
В первой половине XIX века основной поток грузов внутри страны перевозился по рекам. Корабли перевозили хлеб, лес, пеньку, железо. В южных губерниях, где не было большого количества рек и озер, как на севере, грузы перевозились в обозах по грунтовым дорогам. Весной и осенью дороги размывало дождями и они становились непроходимыми. Лишь в середине XIX века началось строительство шоссейных дорог. И лишь в 1851 году в России открылось движение на железной дороге, связывавшей Петербург и Москву. Скажите, кто-нибудь из вас знает изобретателя первого в России паровоза? Где он был изобретен?
(Учащиеся отвечают. Запись в тетрадях: виды трaнcпорта: водный, сухопутный)
В местах пересечения торговых путей устраивались ярмарки. Ежегодно на ярмарки стекалось множество товаров, отечественных и зарубежных, из стран Европы и Востока, вплоть до Китая. Здесь продавались и покупались различные товары: скот, шерсть, кожа, меха, ремесленные изделия, зерно, ткани, чай, сахар и многое другое. Ярмарки устраивались обычно 1–2 раза в год. Их было немного. Самыми большими и знаменитыми ярмарками были ярмарки в Нижнем Новгороде, в Ростове Великом, Макарьеве. На Урале тоже была своя ярмарка, находилась она в городе Ирбите.
(Учащиеся ищут в атласах названные города)
(Запись в тетрадях: виды торговли: ярмарки,…)
И все-таки на ярмарки вывозились далеко не все товарные излишки, производившиеся в России. У помещиков скапливались нереализованные запасы хлеба за несколько лет.
Кроме ярмарок в городах работали лавки, где можно было купить различные товары ежедневно. Лавки были специализированными. Существовали лавки мясные, мануфактурные, бакалейные и другие. (Продолжение записи: лавки,…)
Была еще одна интересная группа мелких торговцев. Их называли коробейники потому, что они носили на себе огромные короба, в которых находился различный мелкий товар. Это могли быть сувениры, ленты, табакерки, платки и многое другое. Коробейники ходили по улицам и предлагали свой товар всем прохожим. Для того, чтобы вы лучше смогли представить себе этих коробейников. Я предлагаю вам посмотреть фрагмент из фильма “Гардемарины”. (Учащиеся смотрят фрагмент фильма)
(Продолжение записи в тетрадях: коробейники)
Промышленность в стране развивалась крайне плохо. Количество заводов и фабрик было незначительным. Попробуйте вспомнить, что такое фабрика, завод?
(Учащиеся отвечают)
В нашей стране в начале XIX века преобладали мануфактуры. Ответьте, что такое мануфактуры? (Учащиеся отвечают)
Итак, мы выяснили, что в России преобладал ручной немеханизированный труд. Паровые машины, способные заменить труд людей, почти не применялись. Почему это происходило? Да потому, что в Российской империи существовало крепостное право. Все крестьяне принадлежали своим помещикам или государству. Свободных рабочих рук не было. И, даже если какой-то предприниматель хотел и мог построить фабрику, поставить туда паровые машины, то работать на этих предприятиях было бы некому. Ведь нанять рабочего не представлялось возможным. Ни один помещик не отпустил бы своего крепостного, чтобы тот нанялся на завод и стал там работать за деньги. Помещику это было совсем не выгодно. А раз не развивалась промышленность, то не строились и города. Россия того времени была деревенской. Городов было очень мало.
Таким образом, делаем вывод: наличие крепостного права в России серьезно тормозило экономическое развитие, а в конечном итоге тормозило и развитие капитализма. Наша страна почти на двести лет отставала от стран Западной Европы и США.
Итак, мы сегодня с вами познакомились с тем, как развивалась наша страна в начале XIX века. Узнали о территории, населении, политическом и сословном строе, развитии торговли, трaнcпорта и промышленности. И теперь пришло время выполнить самостоятельную работу, о которой я вам говорила в начале урока. Желающие могут выполнить работу на компьютерах, остальные я раздам кроссворды, которые нужно будет решить. Все, кто сегодня был внимателен на уроке, легко справиться с работой. На выполнение задания я отвожу 5–6 минут времени. Приступайте.
5. Рефлексия.
1. Что нового сегодня на уроке узнали?
2. Легко или нет воспринимался материал?
3. Было ли интересно?
4. Кто активнее всего работал на уроке? Какую отметку заслуживает?
Приложение
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Цель: знакомство с отраслями права, формирование мыслящих, обладающих высокими нравственными качествами личностей, формирующих гражданскую и патриотическую направленность.
...
16 04 2021 12:25:32
Цель занятия: повысить мотивацию студентов по применению интегрированных знаний в процессе обучения экономики и истории....
15 04 2021 18:38:24
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
14 04 2021 23:17:19
Одной из задач педагогики является научить работать учащихся творчески и в коллективе. Этому способствуют инновационные технологии, в том числе французские мастерские. Французские мастерские – это новый стиль взаимоотношений учителя и ученика, учащихся между собой, это позиция диалога и активная форма работы, результатом которой является презентация нового продукта, возникшего в ходе коллективного творчества....
13 04 2021 4:51:11
Автор знакомит учащихся с основными явлениями, происходящими в державе Александра Македонского и в Греции после его cмepти....
12 04 2021 0:42:36
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
11 04 2021 10:29:55
Автор формирует у учащихся представление о политике фашизма в отношении покоренных народов, которых они относили к «низшим расам»....
10 04 2021 21:27:43
Цель урока: сравнить рабовладение в США и крепостное право в России; сформировать знания о предпосылках отмены рабства и крепостного права путем анализа положений реформ, выявить их прогрессивные черты; на анимированной исторической карте отметить государства США и России. Урок проводится в форме исторической игры-путешествия с использованием мультимедиа....
09 04 2021 4:27:32
Урок на тему «Информационные технологии в преподавании истории». Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы....
08 04 2021 18:51:51
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
07 04 2021 19:48:10
Цель занятия: знакомство школьников с историческими личностями начала XVII века и раскрытие понятия «Смутное время»....
06 04 2021 8:39:30
Для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности: работа с учебной и справочной литературой; составление опopных конспектов; составление древа понятий; составление хаpaктеристик исторических личностей; работа с исторической картой; анализ исторических источников (документов); подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата; поисковая и учебно-исследовательская работа на основе краеведческого материала.
...
05 04 2021 19:44:18
Урок-презентация "Выступление декабристов" посвящен рассмотрению основных событий движения декабристов. Учащиеся определяют причины декабризма, хаpaктеризуют первые организации декабристов. Работая с документами, учащиеся знакомятся с программами декабристов, учатся делать сравнительный анализ. Формулируют собственное мнение о приемлемой для России Конституции. Ученики, изучая материал, сверяют свои выводы со слайдами.
...
04 04 2021 10:21:12

Урок истории знакомит учащихся с памятниками культуры. Цель: добиться осознания особенностей и высокого уровня отечественной культуры. На уроке предполагается групповая форма работы с сочетанием фронтальной и индивидуальной. Присутствуют элементы игры и соревнования между группами: кто быстрее и полнее ответит на вопрос. Урок интеpaктивный: постоянно осуществляется взаимная связь «учитель-ученик» и «ученик-ученик»....
03 04 2021 14:36:57
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
02 04 2021 22:31:55
Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....
01 04 2021 18:45:26
Окружающая жизнь предлагает человеку разные понимания мира, разные точки зрения на его осмысление. Тем не менее человек ищет ответа на важные вопросы земного бытия: каков мир и место человека в нем? Что есть красота и что является эстетическим эталоном? Изучение и пропаганда русской культуры, творчества её великих творцов, её традиций сегодня как никогда актуальны и необходимы.
...
31 03 2021 5:22:23
Цели урока: ознакомление учащихся с переводческим и ранним творчеством (германским периодом) Ф.И. Тютчева, великого русского поэта....
30 03 2021 19:13:36
Цели урока: сформировать понятие предприниматель и предпринимательство, сформировать представления о роли предпринимательства в экономике, сформировать представления об организационно-правовых формах предпринимательства; познакомить обучающихся с процедурой создания фирмы;...
29 03 2021 22:41:48
Мероприятие посвящено 65-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В основу литературно-музыкальной композиции легли материалы, подготовленные к IV научно-пpaктической конференции Заводского района города Новокузнецка по теме «Дети войны». Мы попытались на конкретных примерах показать судьбы детей военного поколения и отчасти детей блокадного Ленинграда, эвакуированных во время войны в наш город....
28 03 2021 15:21:50
Данный материал представляет собой сценарий историко-литературной игры "Колесо истории" для учащихся 8-9-х классов по теме: "Исторические произведения А.С. Пушкина". Мероприятие проводилось в рамках предметной недели гуманитарной направленности. Этапы внеклассного мероприятия соответствуют телевизионной версии. Проведению мероприятия предшествует большая творческая подготовка участников.
...
27 03 2021 20:58:30
В статье рассказывается о положительном опыте внедрения метода проектов в школьную деятельность.
...
26 03 2021 11:33:42
Цель урока: изучить местоположение, природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков....
25 03 2021 17:21:30
Представлен урок изучения новой темы с элементами лабораторной работы. В ходе занятия учащиеся анализируют исторические документы, самостоятельно определяя причины неудач первых дней войны, отвечают на сопутствующие вопросы в ходе урока, с помощью электронной методической разработки знакомятся с основными событиями и фактами, предполагается заслушивание сообщений, подготовленных учащимися. Данный урок является попыткой правдиво рассказать о трагических событиях первых дней войны, проанализировать их и дать оценку. Таким образом, учащиеся учатся критически оценивать происходившие события, устанавливать причинно-следственные связи, сопереживать.
...
24 03 2021 16:17:52
Урок по новой истории для 7-го класса знакомит учащихся с историей возникновения США.
...
23 03 2021 3:43:54
Осенью 2010 года г. Ярославль праздновал 1000-летие. Данная работа представляет собой викторину в форме популярной телеигры, которая призвана проверить знания обучающихся о современном облике города. Игра может представлять интерес не только для ярославцев, но и для всех интересующихся его историей. Каждый тур состоит из трёх тем по четыре вопроса. В финале возможен выбор одного из четырех предложенных вопросов....
22 03 2021 3:10:59
Существует много способов активизации учебного процесса. Задаваемые вопросы, дискуссия, проведённая по определённым правилам, а также направленная беседа напрямую влияют на уровень активизации обучения. И что немаловажно – учат ребят учиться.
Один из основных структурных компонентов обучения – изложение материала и ответы на вопросы. Учительские вопросы представляют собой некий план получения систематических знаний по данному предмету.
Дискуссия на уроке позволяет установить доверительные взаимоотношения с обучающимися, в ходе дискуссии ученики получают невербальные сообщения по выражению глаз педагога, его жестам и позе тела. Ученики вовлекаются в активную познавательную деятельность, учатся участвовать в дискуссиях, чётко формулировать вопрос, ясно выражать мысли, защищать своё мнение, выслушивать другие точки зрения, в процессе взаимодействия происходит интеллектуальное взаимообогащение, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию.
Обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных умозаключений. Думая вместе, оспаривая мнение друг друга, обучающиеся добиваются истинного содержания обсуждаемых вопросов.
...
21 03 2021 8:21:20
Игровая форма урока позволяет учителю проверить усвоение всеми учащимися основных фактов, дат, имен; провести коррекцию знаний. Игровые формы побуждают школьников работать с дополнительной литературой, развивают воображение, творческие способности, формируют интерес к изучению истории....
20 03 2021 15:57:55
Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....
19 03 2021 8:33:49
Урок изучения новой темы с использованием различных форм и методов обучения: беседа, творческая работа учащихся, работа с картой и текстом учебника. Способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, воспитывает чувство патриотизма, активизирует интерес к предмету. Данный урок можно использовать при подготовке классного часа по теме «4 ноября – День единства и согласия».
...
18 03 2021 23:52:23

Мозаика культур – интегративная модель, предусматривающая работу с отдельными блоками данного курса, связанными с соответствующими темами по истории, ориентированная на понимание и принятие ценностей многоликого мира, воспитание толерантности, гражданских качеств личности, выбор ориентиров деятельности в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры....
17 03 2021 18:29:10
В статье представлен урок истории, который может быть проведён с учащимися 7-го класса общеобразовательной школы. Используемые формы работы: рассказ учителя, работа с учебником, картой, с документами, схемами, решение исторических задач.
...
16 03 2021 6:39:11
Урок – закрепление изученного материала в 7-м классе по следующим темам: " Английская буржуазная революция", "Война за независимость в США", "Великая Французская буржуазная революция". Цель урока – обобщение знаний по вышеперечисленным темам....
15 03 2021 9:46:16
Урок нацелен на знание вопроса об объединении страны, о значении объединения не только для самой страны, но и для ее жителей. Данный урок проводился по технологии РКМЧП. Материал, усвоенный на уроке, закрепит у детей мысль о том, что объединение и централизация государства – это необходимое условие для существования страны, это означает и сплоченность всего народа....
14 03 2021 0:17:56
В условиях профильной школы в классах технической направленности, сложно воспринимаются предметы социально-экономического профиля. На помощь приходит информатика, которая является для таких классов одним из профильных предметов. Поэтому учитель может удачно сочетать информатику и обществознание.
...
13 03 2021 13:33:47

Внеклассное мероприятие по обществознанию формирует системы правовых знаний, правовой культуры у подростков, навыков правомерного поведения, творческие способности. Цель: закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории, об основах законодательства, обучать основам юридических знаний, формировать умение анализировать правовые ситуации, развивать интерес к обществознанию....
12 03 2021 5:30:42
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
...
11 03 2021 19:19:19
В ходе урока дается представление о первых олимпийских играх, традициях.
Проводится самостоятельная работа с документом. Учащиеся читают историческую карту с опорой на легенду, находят и показывают на ней историко-географические объекты....
10 03 2021 22:24:39
В процессе изучения истории большую роль играет работа с историческими источниками. Изучение документа приближает учеников к изучаемой эпохе. Тема: "Законы царя Хаммурапи" в 5-м классе позволяет использовать на уроке кодекс законов, который содержит 282 статьи. Работа с данным документом открывает большие возможности для использования личностно-ориентированного подхода на уроке....
09 03 2021 16:42:17
С помощью курса реализуются задачи формирования умений учащихся самостоятельно добывать знания, работая с историческим источником. На первый план ставятся проблемы работы с текстом, как первоисточником знания. В контексте общих представлений об историческом процессе ученик получает возможность совершить обратный путь - от частного к общему, от детали к целому....
08 03 2021 8:52:36
Вашему вниманию предлагается разработка урока по теме “Конституция”, приемы и методы которого помогут сделать процесс изучения Конституции более живым и интересным. Группы работают с карточками инструкциями, рассматривая статьи о правах и обязанностях и о деятельности высших органов государственной власти. Результаты групповой работы представляются учащимися в составленных ими схемах....
07 03 2021 17:34:11
Содержанием материалов является план открытого урока для слушателей областных курсов ИППК Амурской области в разделе «Духовная жизнь советского общества 1930-х гг. XX века». Ход урока не является традиционным, а предполагает предварительную подготовку учащихся и их готовность высказывать свои суждения по вопросам духовной жизни советских людей соответствующего периода....
06 03 2021 18:59:13
Данная работа является совместным проектом учителей истории и МХК по проведению интегрированных уроков в школьном музее с целью активизации творческих способностей и познавательной деятельности учащихся....
05 03 2021 4:12:43
Данная разработка может использоваться при проведении повторительно-обобщающего (итогового) урока по курсу Истории средних веков. В нетрадиционной форме осуществляется проверка знаний и умений учащихся. Использование мультимедийной презентации позволяет облегчить представления ребят о структуре игры, улучшить восприятие заданий и помогает при выполнения определенных видов заданий....
04 03 2021 21:52:29
Урок подводит учащихся к пониманию причин победы красных в Гражданской войне. Учащиеся усваивают понятия "военный коммунизм", продразверстка", "красный террор"....
03 03 2021 4:33:44
Тест можно использовать на уроке истории после изучения темы "Гражданская война в России" в 9-м классе....
02 03 2021 9:31:32
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
01 03 2021 23:16:12
Программа дополнительного образования "Увлекательная нумизматика" предназначена для учащихся 7-9-х классов. Основное направление - исследовательская деятельность в области нумизматики. Отличительной особенностью программы является изучение монет по международным стандартам. Большое внимание уделено изучению монет Тверского княжества.
...
28 02 2021 20:49:16
Цель современного образования — помочь детям научиться учиться. Ученик должен уметь работать с информацией, добывать знания, должна быть сформирована информационная культура, культура самоорганизации. Развивающее обучение соответствует этой цели. Урок поможет познакомить учащихся с древнегреческим театром, его возникновением и развитием; развивать умение сравнивать явления прошлого и настоящего, анализировать их, выявлять устойчивые причинно-следственные связи.
...
27 02 2021 23:15:26
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
26 02 2021 3:45:16
Эту викторину можно применять на уроках истории для повторения и более глубокого изучения темы в 6-м классе, с целью развития интеллектуальных способностей, расширения исторического кругозора, мотивации к познавательной деятельности. Как подсказывает опыт, более прочные и глубокие знания учащиеся получают именно в ходе интеллектуальных соревнований. У учителя появляется уникальная возможность заинтересовать историей всех своих учеников....
25 02 2021 3:29:15
Игра по краеведению для учащихся 6-х классов представляет собой обобщение знаний по краеведению: традиций, культурных особенностей, Архангельской области, связанных с именами людей, которыми гордится северный край. Является логическим завершением курса по истории России с древнейших времен до конца XVI в....
24 02 2021 20:29:42

Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
23 02 2021 21:59:49
Урок разработан для физико-математического класса. Основная идея урока – гражданин России, независимо от выбранной специальности, должен знать и любить историю своей страны. Урок также может использоваться для учащихся 10–11-х гуманитарных классов в целях повышения интереса к математике. Урок – семинар-исследование взаимосвязи истории и математики. Элемент новизны – применение математического моделирования на примере исследования математической модели Бородинского.
...
22 02 2021 18:16:32
Обобщающий урок по граждановедению состоит из презентаций на темы "Гражданство", "Права человека", "Закон об образовании", "Труд – право или обязанность?", "Семейное право России", созданных учениками 9-го класса....
21 02 2021 4:32:56
Интегрированный урок технологии, истории и краеведения в 9-м классе рассказывает о постройках Башни Братского острога.
...
19 02 2021 19:51:34
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
18 02 2021 8:16:53
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
17 02 2021 7:44:46

Урок посвящается 200-летию Бородинской битвы. Может быть использован на начальном этапе изучения романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», дополняет тему «Отечественная война 1812 года». Дает возможность в процессе исследовательской работы сравнить художественное изображение известных исторических событий с исторической хроникой....
16 02 2021 12:41:11
Урок в 5-м классе с использованием презентации направлен на формирование у обучающихся опыта самостоятельной работы на уроке по постановке и решению познавательных задач. Данный урок разработан с учетом особенностей работы в классах с разным уровнем подготовки....
15 02 2021 11:30:27
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
14 02 2021 11:25:53
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
13 02 2021 2:30:12
Урок позволит расширить историческую грамотность школьников, а так же позволит изучить на примере Чехии деятельность католической церкви в средние века....
12 02 2021 7:44:28
Участвуя в школьных интеллектуальных играх, повышается степень эстетического, историко-культурного, духовного развития, расширение кругозора. Проведение интеллектуальных игр представляет собой целую систему. Представленная работа является лишь ее частью. Все темы, входящие в систему, подбираются с учетом их актуальности в обществе....
11 02 2021 12:42:23
Данная презентация предназначена для изучения нового материала по теме «Реформы П. А. Столыпина».
Пакет содержит информацию о реформаторской деятельности на рубеже 19 – 20 – х веков Столыпина П.А. в доступном, наглядном виде. Здесь же представлены проблемные и познавательные задания, которые должны быть отработаны на данном уроке. Такая форма урока развивает наглядно-образное мышление, аналитическую деятельность учащихся....
10 02 2021 22:20:45
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
09 02 2021 14:36:46
В статье рассматривается тестирование как одно из важных и эффективных форм контрольно-оценочной деятельности учителя. Тесты позволяют получить объективную оценку уровня знаний, умения и навыков учащихся. Использование тестов вносит в процесс обучения элементы состязательности и игры, помогает учащемуся снять психологическую напряженность во время уроков, а также самому оценить свои знания....
08 02 2021 14:37:44
Интегрированный урок по МХК, ИЗО и истории содержат материалы по культуре и истории России XI-XVII веков, а также сведения о жизни Ге opгия Победоносца, причисленного Христианской церковью к лику святых. Проводится параллель между тремя всадниками России - Ге opгием Победоносцем, Юрием Долгоруким и Петром I. Их имена тесно связаны с историей и художественной культурой Руси.
...
07 02 2021 4:11:11
Представляемый урок – урок повторения и обобщения пройденного материала по теме "Становление средневекового общества: христианский и исламский мир". Урок проводится в игровой форме, в форме интеллектуальной викторины. Учащиеся закрепляют пройденный материал в ходе интеллектуального соревнования, используются все виды навыков мышления, навыки работы в малых группах....
06 02 2021 21:41:58
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
05 02 2021 3:56:37
Урок обобщения и систематизации исторического материала применяет интеpaктивные технологии. Цель урока: развивать коммуникативные компетенции учащихся, умение анализировать, синтезировать историческую информацию, отстаивать личную точку зрения, способность работать в группе; воспитывать уважение к историческому наследию наших предков. Учащиеся в ходе урока формируются в группы и работают совместно....
04 02 2021 13:34:53
Акцент урока направлен на организацию активного участия школьников в поиске и усвоении исторического материала. Пропедевтика начального исторического образования готовит учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах.
...
03 02 2021 17:37:58
Урок помогает обобщить и закрепить знания, полученные при изучении темы; всесторонне рассмотреть и оценить деятельность и личность Н.С. Хрущева, его роль в мировой истории; развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, прививать культуру дискуссии, навыки обработки и систематизации материала, аргументации и собственного мнения.
...
02 02 2021 0:35:24
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
01 02 2021 19:48:17
Авторская литературно-музыкальная композиция развивает целостное восприятие мира школьников на примере раскрытия образов "патриотизм", "Родина", "мама" различными видами искусства. Чтобы вырастить человека - созидателя, полезного для общества, необходимо приложить немало сил, и оттого, что будет заложено в ребенке с самого детства, зависит будущее нашего государства.
...
31 01 2021 12:58:21
Урок соответствует ФГОС, проводится в 5-м классе. В ходе урока учащиеся знакомятся с географическими и природными условиями Древней Греции, населением и его основными занятиями. Развиваются умения учащихся работать с исторической картой, текстом учебника и иллюстрациями....
30 01 2021 2:28:37
Нередко ребенок ощущает "перенасыщение знаниями", которые начинают отягощать его сознание. В результате теряется интерес к учебе, и появляется обыкновенный троечник. Особенно трудно поддержать интерес к предмету, который, по мнению школьников, совершенно им не пригодится в будущей профессии. Как избежать этого, сохранить свежесть восприятия материала? Вероятно, выход следует искать в повышении занимательности учебного материала, в поисках таких форм работы, которые бы способствовали активации учебного процесса....
29 01 2021 18:35:19
Особенности становления империализма в стране с традиционной восточной цивилизацией.
Умение заимствовать у других стран всё имеющее ценность для своей страны, при сохранении национальной культуры.
Япония - единственная из неевропейских стран, чей уровень развития к началу XX века достиг уровня ведущих европейских держав.
...
28 01 2021 10:48:16
Урок является завершающим при изучении темы «Гражданское право» в курсе "Право" в 11-м классе. Урок разработан по учебнику «Право. 11 класс» под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. Одной из основных задач, поставленных на уроке, является формирование углубленного интереса к праву и создание основы для становления правовой компетенции выпускников.
...
27 01 2021 20:44:11
Цели урока: познакомить с внутренним устроением православного храма: частями храмового помещения, с историей русского иконостаса и традиционным расположением на нем икон; развивать кругозор и словарный запас детей....
26 01 2021 4:40:29
Программа дает возможность учащимся сформировать свой взгляд на историю России, ознакомиться с ее правовыми традициями, проследить развитие права с Древней Руси до начала ХХI в. Данный курс является межпредметным: наряду с юридическими фактами, в его содержание входит изучение закономерностей исторического развития. Главная методологическая предпосылка курса – историческая преемственность в развитии государства и права.
...
25 01 2021 14:34:49
Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности....
24 01 2021 21:59:37
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
23 01 2021 14:12:20
Целью игрового занятия является создание яркого представления о Великой Отечественной войне. Игровое занятие способствует возникновению личностных аналогий у школьников, формированию умений выдвигать простейшие гипотезы на основе изученного, аргументировано защищать свою позицию, а также объяснять новую терминологию....
22 01 2021 18:10:12
В старших классах часто использую прием «Стратегия эффективной лекции» технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Материал лекции делится на смысловые единицы. Передача каждой из них строится в технологическом цикле: вызов – осмысление содержания – рефлексия. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор хаpaктерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний....
21 01 2021 5:43:58
Цель урока: познакомить детей с первыми Олимпийскими играми, знаменитыми атлетами древности; показать значимость Олимпийских игр в Сочи; повторить знания о глаголе....
20 01 2021 12:29:30
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний.
...
19 01 2021 11:50:25
Урок посвящен Высокогорскому району в годы Великой Отечественной войны, его вкладу в Победу над фашистской Германией. ЗадачиЦель урока: привести примеры мужества и героизма советских воинов, тружеников тыла – наших земляков; развивать поисково-исследовательские умения учащихся....
18 01 2021 15:12:45
Урок-взаимодействие двух предметов: истории казачества и информатики помогает глубже усвоить исторический материал ИКТ-средствами. Пробуждает интерес к истории казачества, делает ее доступнее и понятнее....
17 01 2021 5:35:53
Урок с использованием интеpaктивных методов обучения в 10-м классе по учебнику А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова «История России. XVII-XIX век». Особенности урока: акцент на самостоятельность учащихся; поиск аргументов для решения проблемы; на основе рефлексии выявление неизвестного; создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности.
...
16 01 2021 18:30:33
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
15 01 2021 3:36:15
Урок с применением модульной технологии, которую можно успешно применять в старшей школе. Цель данной технологии – формирование у выпускника навыков самообразования....
14 01 2021 12:27:32
Урок разработан в соответствие современными требованиями ФГОС ООО. Цели урока: отработка и закрепление универсальных учебных действий. У учащихся будут сформированы: гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за родной город, уважение истории, культурных и исторических памятников, посвященных подвигу советских солдат в дни Сталинградской битвы. Урок рассчитан на средний уровень подготовленности аудитории....
13 01 2021 9:20:24
Урок знакомит учащихся с темой "Начало правления династии Романовых", повторяет тему "Смутное время", обращается к литературному произведению К.Ф. Рылеева "Иван Сусанин". Рассматривается краеведческий материал на примере Минина и Пожарского....
12 01 2021 22:26:44
В 2000 г. в связи с «миллениумом» составлялись списки по номинациям: «Человек тысячелетия», «Открытие тысячелетия», «Событие тысячелетия». «Ошибка тысячелетия» была совершена в XIX веке, а потом повторена в XX веке. Урок посвящен повторению и обобщению знаний учащихся об Отечественной войне 1812 года. Применение информационных технологий и интеpaктивной доски SMARTboard делает урок эффективным, наглядным, динамичным, что, в свою очередь, повышает успеваемость учащихся и их заинтересованность предметом....
11 01 2021 19:12:54
Увлекательная викторина по отечественной истории для старшеклассников расширяет знания учащихся о своей родине, воспитывает любовь к России. В увлекательной форме учащиеся смогут узнать судьбу своей страны, проверить полноту и прочность знаний....
10 01 2021 10:19:16
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
09 01 2021 2:21:48
На уроке учитель формирует представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта. Работа с историческими источниками, интеpaктивной картой, игровые моменты, познавательные задачи – основные методические моменты и этапы работы на уроке....
08 01 2021 9:53:15
Предлагается разработка урока по истории в 5-м классе с использованием технологии критического мышления, метода «Шесть шляп мышления». Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений. Он позволяет избежать назиданий со стороны взрослого, дает возможность самим школьникам рассмотреть ситуацию с разных сторон и сделать самостоятельные выводы, мысля при этом и творчески, и критически....
07 01 2021 15:30:53
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::