Опыт проведения интернет-урока по обществознанию "Человек – часть природы"
Использование в учебном процессе информационных технологий сегодня требование дня и важнейший элемент в работе педагога по созданию эффективной модели обучения. Традиционный учебник как наиболее привычный инструмент и помощник ребенку и педагогу сегодня дополняется новыми возможностями - цифровыми образовательными ресурсами и возможностями сети Интернет.
Всемирная сеть сегодня активно используется детьми. Обычно ребята достаточно быстро находят возможности игр, общения в социальных сетях и через почтовые сервисы. Но Интернет - это и средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником. Организация учебно-познавательной деятельности с использованием материалов сети возможна в различных формах. Интересными могут быть интернет-уроки. Использование интернета на уроках возможно как для on-lain тестирования при подготовке к итоговой аттестации, так и для виртуальных экскурсий и работы с галереями изображений. Интересным может быть, например, использование материалов сайта "Президент России - гражданам школьного возраста" (http://kids.kremlin.ru/), В разделе "Президент России - гражданам школьного возраста" есть, например, информация о Дне народного единства и подробное объяснение сюжета памятника Минину и Пожарскому. В интеpaктивном режиме можно познакомить детей с особенностями политического устройства страны и позаниматься в "Школе Президента". В интернете множество сайтов музеев и заповедников, которые часто предлагают виртуальные экскурсии и выставки. Так, рассматривая на уроках истории вопрос о развитии традиций древнерусской архитектуры в памятниках зодчества 18 века можно использовать интеpaктивные ресурсы сайта музея-заповедника "Кижи" (http://kizhi.karelia.ru/). Раздел сайта "Виртуальные музейные путешествия" предлагает посетителям изучить природу и рассмотреть панораму заповедника, посетить дом карельского крестьянина.
Не подлежит сомнению, что сегодня необходимо учить учеников использовать современные технологии, важно "учить учиться", что стало и требованием нового поколения федеральных стандартов. Использование возможностей образовательных ресурсов Интернет как на уроке, так и во внеурочной деятельности позволяет сделать процесс обучения интеpaктивным, ярким и запоминающимся. Использование интернет-ресурсов на уроке связано, прежде всего, с техническими возможностями (наличие доступа в компьютерный класс или компьютер с проектором и доступом в сеть в учебном кабинете). Подготовка к такому уроку также требует от педагога продолжительной работы в Интернете, но усилия того стоят - такие уроки запоминаются надолго.
Пример урока обществознания в 7 классе с использованием ресурсов сети:
Тема: Человек - часть природы
Цель урока: формирование представления о роли и месте человека в природной среде
Задачи:
- Выявить роль человека в сохранении природы
- Развивать познавательный интерес обучающихся в ходе работе с интернет-ресурсами
- Воспитывать экологическое сознание обучающихся
Учебно-методическое обеспечение:
- Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И. Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание, 6-9 классы. М., Просвещение, 2011.
- Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание: 8 класс. М., Просвещение, 2011
- Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011
Время реализации урока: 45 минут
Необходимое оборудование и материалы для урока:
- мультимедийный проектор
- компьютерный класс с подключением к сети Интернет
- ресурсы сети Интернет
- http://www.wwf.ru/footprint/calculator
- http://ru.wikipedia.org/wiki/
План проведения урока
Этапы урока | Временная реализация (минуты) |
Организационный момент | 1 |
Постановка целей и задач урока | 2 |
Мой экологический след. Работа в сети Интернет | 10 |
Опасности, которые несет природе человек | 10 |
Природоохранные организации | 10 |
Проблемы экологии Томской области | 7 |
Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания. | 5 |
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности обучающихся к занятию, организация внимания. Постановка цели и задач урока.
2. "Мой экологический след".
Наша Земля - великое сокровище. Нам досталась планета, богатая самыми разнообразными ресурсами, красивая и уютная. Но она такая хрупкая! На прошлом уроке мы говорили с вами об экологических опасностях, которые обрушились на нашу планету. Назовите их и охаpaктеризуйте.
Кто загрязняет нашу планету?
А Вы вносите свой вклад? Давайте проверим.
Работа с интеpaктивным ресурсом Всемирного фонда дикой природы по адресу: http://www.wwf.ru/footprint/calculator
На доске выстраивается рейтинг учащихся по полученным баллам.
Какие выводы мы можем сделать по итогам теста? Как видите, мы очень интенсивно загрязняем природу.
3. Опасности, которые несет природе человек
Давайте посмотрим, по каким параметрам вычислялся ваш экологический след. Что каждый из нас может сделать, чтобы сократить количество "отпечатков"?Рассматриваются параметры "Жилье", "Энергия", "Tрaнcпорт", "Питание", "Вода и бумага", "Бытовые отходы", составляется кластер.
Обсуждаются варианты сокращения экологического следа каждым учеником.
Проводится физкультурная пауза.
4. Природоохранные организации
На нашей планете живет множество людей, которых беспокоит проблема охраны природы. Они объединяются в общественные движения и организации.
Работа с сетевой энциклопедией Википедия (доступ из шаблонов поиска посковой системы Mozillf Firefox или по адресу http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0)
Поисковое задание: "охрана природы"
Что такое "охрана природы"?
Запись в тетрадь:
Охрана природы - комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов Земли.
Работаем с активными ссылками статьи: Список экологических организаций.
Переход на страницу http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9
Ученикам предлагается по группам перейти по ссылкам следующих организаций:
- Всемирный фонд дикой природы
- Гринпис
- Всероссийское общество охраны природы
Задание: чем занимается каждая из организаций?
Заполнение таблицы:
Всемирный фонд дикой природы | Работа по сохранению биологического
разнообразия на планете Образовательные программы |
Гринпис | Акции по охране природы Защита мест экологического бедствия |
Всероссийское общество охраны природы | Изучение экологического состояния
природы на территории России Проекты по защите окружающей среды |
5. Проблемы экологии Томской области
Выступление учеников, заранее поработавших с материалами сайта Всероссийского общества охраны природы и периодическими изданиями.
6. Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания.
Беседа с учащимися:
- Какие действия необходимы для защиты природы?
- Зачем ее нужно защищать?
- Какие действия человека наносят вред природе?
- Почему человек является главным фактором опасности для природы?
- Как включить в природоохранную деятельность больше людей?
- Что можем сделать мы?
Домашнее задание: Подготовить предложения для проектного урока по теме проекта и виду продукта, который мы могли бы создать
Список литературы и интернет-источников.
- Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание: 8 класс. М., Просвещение, 2011
- Дюваль С., Юбеш Н., Инизан С., Лефорт Б. Как дела, Земля? М., МД Медиа, 2009
- Мой экологический след [www документ] - URL: http://www.wwf.ru/footprint/calculator
- Охрана природы [www документ] - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%
BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%
D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0 - Список экологических организаций. [www документ]
- URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%
BE%D0%BA_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%
D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%BE%D1%80%D0%
B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9
Цели урока: создать условия для формирования представления, что такое группа людей и их виды, для развития умения выполнять "групповые нормы", навыков сотрудничества и сопереживания в группе; взаимопонимания, взаимовыдержки, доброжелательного отношения к окружающим людям....
18 03 2024 19:48:23
В процессе выполнения игровых упражнений учащиеся получают непосредственный опыт поведения в условно-конфликтных ситуациях. Они осуществляют самостоятельный поиск аргументов в пользу собственного мнения через пpaктическое освоение информации. На уроке происходит формирование навыков самостоятельной работы, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....
17 03 2024 13:19:40
Учитель показал тесную связь фронта и тыла, героический подвиг не только фронтовиков, но и работников тыла. В работе отражен материал о женщинах Тюменской земли, их трудовой и фронтовой подвиг....
16 03 2024 20:27:49
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой. ...
15 03 2024 1:55:45
Урок знакомит учащихся с историей создания Дрезденской картинной галереи, с историей поисков и спасением Советской армией шедевров картинной галереи. Сражаясь за города европейских стран, наши солдаты сражались за культуру этих народов, за ее спасение. Восставшие из пепла города, сохраненные для будущих поколений музеи стоят ныне как памятники нашей Победы. Для проведения данного урока учащимся дается задание подготовить сообщение о шедеврах Дрезденской галереи и о спасении картин в 1945 году....
14 03 2024 13:31:41
Концепция современного обучения подразумевает в первую очередь такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как психолога. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Урок направлен на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся....
13 03 2024 23:30:47
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
12 03 2024 5:36:23
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
11 03 2024 6:58:34
Класс делится на две группы, каждая из которых получает отрывки из источников и текста учебника, что позволяет учащимся сопоставлять текст учебника и источника, развивает навыки работы с ними. Исследовательская работа активизирует познавательную деятельность учащихся и благотворно влияет на изучение дальнейшего материала. При данном способе проведения урока деятельность учителя сводится к корректировке деятельности учащихся. ...
10 03 2024 8:35:10
Интегрированный урок в 8-м классе рекомендуется провести в конце учебного года на этапе закрепления и обобщения пройденного материала. Цель урока – обобщение и систематизация умений и навыков разговорной речи на основе монологических и диалогических высказываний по теме. Отечественная война 1812 года – это одно из значимых исторических событий. На примерах биографий великих полководцев на уроке воспитывается патриотизм и интернационализм....
09 03 2024 15:38:30
Цель: воспитание патриотизма, формирование гражданской компетенции у студентов. I-й отборочный этап проводится в библиотеке. Студенты работают с электронным пособием «Свердловская область – история и современность». Приложение 1 содержит локальную версию программы для тестирования. II-й этап проводится в виде игры «Брейн-ринг». В ходе игры используются тематические профессионально озвученные презентации....
08 03 2024 14:40:31
В данной статье дается обоснование подхода к преподаванию истории в школе. Раскрыты способы активизации познавательной деятельности учащихся, отражена роль школьного историко-краеведческого музея в историческом образовании и формировании гражданина и патриота своей Родины. ...
07 03 2024 16:59:32
Сценарий игры построен на основе известной телевикторины «Своя игра». Возможность выбора посильного задания создаёт на уроке «ситуацию успеха» для каждого пятиклассника. ...
06 03 2024 22:21:44
Проверяются знания учеников по вопросам избирательного права и знание истории демократии в нашей стране....
05 03 2024 11:31:33
Урок истории в 11-м классе по теме «Пути большевистской модернизации проводится по программе О.В. Волобуева. Данный урок направлен на изучение путей большевистской модернизации, с целью определения установившегося политического режима в стране в 30-е годы ХХ века. ...
04 03 2024 15:35:54
Цель урока: проанализировать деятельность Екатерины II по преобразованию России; осмыслить страницы далекого прошлого; оценить реформы императрицы. В ходе урока на этапе закрепления планируются мини-дебаты. С учетом различного уровня подготовки обучающихся предлагается на выбор домашнее задание....
03 03 2024 16:13:21
Образовательная цель курса состоит в овладении опытом и знаниями, взаимосвязь событий и направлений в истории Хакасии. Воспитательная цель курса: формирование у учащихся национального сознания, их самоидентификация, чувство гордости и патриотизма за свой народ, развитие толерантности. Развивающая цель: формирование исторического мышления у учащихся, получение социально значимой информации для себя, умение ориентироваться и применять их для определения собственной позиции....
02 03 2024 23:46:28
Презентация подходит для урока-путешествия или экскурсии. Учащие готовят сообщения и презентации о культуре Киевской Руси. Развивается речь ученика....
01 03 2024 5:24:53
Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах или только что построенных храмах? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домокатные полотенца, расшитые красными нитями, вышитые скатерти из праздничных горниц? Эти и другие вопросы задаем мы себе всякий раз, когда открываем литературу Древней Руси....
29 02 2024 3:30:37
Внеклассное мероприятие предлагается как вариант обобщения и закрепления изученного материала по определенной теме в игровой форме. Игра предназначена для учащихся с 5-го по 11-й класс включительно. ...
28 02 2024 6:51:46
В работе представлены методические приемы организации уроков с использованием интеpaктивных технологий, наиболее приемлемые для обучения истории – работа в группах, технология критического мышления, игровые технологии. Предлагаются конкретные примеры для разных типов урока и в разных возрастных категориях....
27 02 2024 13:26:20
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...
26 02 2024 10:31:55
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям. ...
25 02 2024 12:35:11
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
24 02 2024 3:46:32
Урок-диалог «Их вечен с вольностью союз…» по теме «Движение декабристов» поможет учащимся глубже увидеть эпоху, людей, личности участников событий 14 декабря 1825 года; попытаться представить, было ли возможным и реальным осуществление в тот момент задуманного заговорщиками. На примере личностей и хаpaктеров декабристов помочь учащимся увидеть такие качества, как благородство, целеустремленность, верность делу, твердость духа, и способствовать стремлению воспитать их в себе....
23 02 2024 4:41:24
Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....
22 02 2024 4:33:32
В ходе урока необходимо познакомить учащихся с предпосылками и причинами, этапами и основными сражениями Северной войны; охаpaктеризовать международную обстановку и ее изменения в течение войны; оценить значение победы в Северной войне для России. Урок направлен на воспитание чувств патриотизма, гордости за свою Родину. Эту разработку можно использовать на уроке истории в 10-м классе....
21 02 2024 13:53:36
В программе курса представлен материал, который редко включается в содержание программ по истории России. Он может быть использован как элективный курс в профильных гуманитарных классах. В программе отражены общие рекомендации по рассмотрению материала, учитель же осуществляет его отбор на основании имеющихся исторических разработок и пособий. Показ русской истории в культурно-антропологическом контексте, проблемный подход к обучению требуют введения большого количества аналитического материала, развития у учащихся навыков обобщения, анализа, умения отстаивать свою точку зрения. ...
20 02 2024 18:55:18
Урок-пpaктикум посвящён закреплению знаний об особенностях строения и функций нервной и мышечной тканей животных. Для активизации познавательного интереса в начале урока учащимся предлагается стать сотрудниками школьной лаборатории. В ходе урока определяются степень владения учащихся теоретическим материалом по теме, сформированность у них необходимых умений и навыков. Наиболее активные ребята получают от одноклассников рекомендательные письма на имя директора лаборатории. ...
19 02 2024 9:39:55
Урок для 8-го класса по истории России с применением презентации позволяет учащимся понять причины Русско-турецкой войны, ее основные этапы и итоги, познакомиться со значением технико-экономического потенциала в войне, а также развивает навыки работы с картой и текстом учебника....
18 02 2024 21:45:19
Для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности: работа с учебной и справочной литературой; составление опopных конспектов; составление древа понятий; составление хаpaктеристик исторических личностей; работа с исторической картой; анализ исторических источников (документов); подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата; поисковая и учебно-исследовательская работа на основе краеведческого материала. ...
17 02 2024 22:52:48
В статье представлен урок для 7-го класса по курсу «История России» по учебнику Данилова А.А. с использованием презентации PowerPoint, которая позволяет решить все образовательные, развивающие и воспитательные задача, поставленные учителем. Презентация составлена в соответствии с требованиями техники безопасности. ...
16 02 2024 19:23:29
Разработка урока дает возможность на занятии поработать с первоисточником, используя при этом индивидуальную форму работы по карточкам. Карточки разной сложности и предоставляются детям на усмотрение учителя. Изучение Конституции в 6-м классе - это первая попытка "по-взрослому" рассмотреть этот документ. ...
15 02 2024 15:43:15
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
14 02 2024 13:20:44
В связи с идущими процессами модернизации российского образования современная школа стремится уделять все больше внимания развитию познавательной активности обучающихся, стремится научить их мыслить самостоятельно. В связи с этим в школах широко применяется метод проектов. В данной статье приведен пример использования данного метода на уроке в 5-м классе, посвященном культуре Древней Индии....
13 02 2024 8:34:59
Мероприятие посвящено 100-летию Отечественной войны 1812 года. Развивает у подрастающего поколения чувства патриотизма и гордости за свое Отечество, интерес к истории своей страны, формирует активную гражданскую позицию и национальное самосознание. Речь идет о тех, кто выстоял во время войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю, кому посвящены произведения литературы и изобразительного искусства....
12 02 2024 12:29:36
Интегрированный урок истории, обществознания и литературы в 10-м классе служит формированию у обучающихся понятия о значимости роли народа и личности в историческом процессе. На уроке ученики учатся составлять сравнительную хаpaктеристику, систематизируют материал по образам Кутузова и Наполеона. Урок имеет большое значение в подготовке к написанию экзаменационного сочинения....
11 02 2024 3:31:38
Проблемно-модульная технология с личностно ориентированным и дифференцированным подходом с применением информационных технологий позволяет применяемые приемы организации индивидуальной и групповой работы привести в систему. Именно систематичность способна обеспечить эффективность решения многих задач исторического образования....
10 02 2024 12:24:58
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся. Задачи, поставленные на начальном этапе урока, решаются в самостоятельной работе с различными источниками информации. Иллюстративный материал урока приобщает учеников к культурному наследию Древней Греции....
09 02 2024 10:44:26
На уроке применяется проблемный метод обучения. Учащиеся научатся видеть проблему, искать пути ее решения, извлекать информацию из разных источников; усовершенствуют навыки работы в группе....
08 02 2024 10:40:30
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
07 02 2024 4:37:13
Урок формирует представления о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии. В ходе урока учащиеся работают с картой, историческим документом. Широко применяется наглядность, используются элементы театрализации, развивающая игра "Чудесный сундучок". ...
06 02 2024 17:31:53
Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Однако не только общество служит источником опасностей для подростка, но и его собственное поведение, часто неуправляемое и импульсивное, выступает источником риска для окружающих людей....
05 02 2024 13:56:44
Урок посвящен особенностям формирования европейского общества под влиянием античной и варварской культур. В ходе урока используются различные информационные технологии; его особенностями являются активная смена деятельности учащихся, чередование проверочных заданий, тестов, видеоряда, что позволяет повысить интерес к теме и развить навыки самостоятельной работы. ...
04 02 2024 8:17:57
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
03 02 2024 16:43:54
Предложенный материал предполагает активные формы работы и может быть применим в сильных классах. Отличие урока в параллельном применении документов и зрительного ряда, звукового сопровождения и решения творческих заданий. Подобранные отрывки документов позволяют проводить урок и в курсе 10-го класса. ...
02 02 2024 16:52:57
В данной работе представлен конспект обобщающего урока по теме «Создание державы Александра Македонского». Этот урок позволяет систематизировать знания учащихся по истории Древней Греции, закрепляет знания учащихся о причинах гибели Персидского царства и образовании державы А.Македонского. Продолжается формирование умений учащихся работать с исторической картой, делать выводы, обобщать....
01 02 2024 12:37:20
Программа факультативного курса помогает лучше узнать свой родной Волгоградский край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры. Изучение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками: самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музеев, составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях....
31 01 2024 5:36:17
В статье представлены две проектные формы закрепления и обобщения материала, которые эффективно зарекомендовали себя на пpaктике. Это «Пpaктические работы» для учащихся изучающих курс отечественной истории ХХ века, «Историческая азбука» для учеников 6-7-х классов. ...
30 01 2024 8:25:49
Цели урока: выявить основные закономерности развития стран Западной Европы в XI–XIII вв., проследить каким образом шло возникновение городов, рост власти католической церкви....
29 01 2024 21:51:43
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::