История для молодежи    

Внеклассное мероприятие (история + литература) по теме "Загляните в семейный альбом". 7-й класс

Цель:

  • показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; дать элементарные сведения о родословной человека; научить составлять генеалогическое древо своей семьи.

Задачи:

  • Вовлечь обучаемых и их родителей в исследовательскую работу по изучению семейных корней;
  • Формировать гражданские чувства детей через заинтересованность историей своей семьи;
  • Развивать толерантность, ответственное отношение к общему делу, устную и письменную речь.

Предварительная подготовка:

  1. Составление учениками генеалогического дерева своей семьи.
  2. Оформление фотовыставки “Загляни в семейный альбом”.
  3. Заучивание стихотворений
  4. Репетиция песен

Мероприятие подготовила: Медведева Надежда Николаевна учитель истории, русского языка и литературы I квалификационной категории.

Музыкальный ряд: музыкальные заставки, песня “Родительский дом” (в исполнении Л.Лещенко), песня Э. Пьехи “Семейный альбом”, песня “Дом родной”.
Техническое оборудование: музыкальный центр.

Ход мероприятия

Звучит песня “Родительский дом” (в исполнении Л.Лещенко).

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Этот урок мы посвятим Родине, дому и семье. Наше отечество, наша Родина – матушка Россия.

– Почему мы Россию зовем отечеством? (Ответы детей.)

Ведущий: Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон века отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в этой стране мы родились, говорим на родном языке, и все здесь для нас родное.

Выступление учащихся:

Ученица: Чтение стихотворения “Что мы Родиной зовем?” В. Степанова.

Что мы Родиной зовем?

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем.
В. Степанов

Ученик: Чтение стихотворения “РОССИЯ…” В. Гудимова.

РОССИЯ, РОССИЯ, РОССИЯ
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!

Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!
Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережем мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!
И если бы нас вдруг спросили:
"А чем дорога вам страна?"
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!

В. Гудимов

Ученица: Чтение стихотворения “Родная земля” Г. Ладонщикова.

РОДНАЯ ЗЕМЛЯ

Холмы, перелески,
Луга и поля –
Родная, зеленая
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей –
Частица великой
Отчизны моей.

Г. Ладонщиков

Ведущий: Мама, мамочка… Сколько тепла таит это слово! Материнская любовь способна греть нас всегда, потому что дети – самое дорогое для матери. Мама – первый учитель и друг, она всегда поймет, утешит, поможет.

– Почему Россию мы можем назвать матерью?

Ведущий: А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; пока маленькие, как мать она защищает нас от врагов… А когда вырастите – сами будите защищать ее.

Чтение стихотворения:

Жура-жура-журавель!
Облетел ты сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
– Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
– Лучше нет родного края!
П. Воронько

Ведущий: Сколько людей жило и трудилось на этой благодатной земле, растили своих детей, создавали домашний уют. И тех людей, которые сегодня живут, продолжая свой род.

Ведущий: Говорят, что раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, потому семьи на Руси были большие и дружные. Этому есть много свидетельств. Вспомним народные сказки, пословицы и поговорки… в них говорится о семье.

Конкурс: на доске в 1 столбце записаны начала пословиц, а во 2 столбце – их концовки. Ваша задача: найди к началу – конец.

В гостях хорошо … а дома лучше.
Не красна изба углами… а красна пирогами.
Хозяюшка в дому… что оладушек в меду.
Каково на дому … таково и самому.
Дом вести … не бородой трясти.
Не нужен клад… когда в семье лад.

Ведущий: Сто лет назад население России быстро увеличивалось, экономическое благополучие тоже росло. В то время в нашей стране жили такими семьями, в которых могло быть 10, 20 и более человек… представьте себе дом на селе начала двадцатого века: бабушки, дедушки, внуки и правнуки – все вместе и все друг друга помогают. Один по хозяйству поспевает, другой в поле, третий уроки учит… Такой дом был настоящей крепостью и твердыней. За малышами ухаживали сестры, а старшие братья защищали младших от соседских забияк. Жили весело. Уважали старость, младость жалели и оберегали. А трудились так, что хлебом, маслом, салом, яйцами кормили всю Европу.

Конкурс: А теперь прослушайте загадку про одну семью. Попробуйте посчитать, сколько в ней народу.

Задам тебе задачу я.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабуля и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому.
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я,
Какая же у нас семья?

Ведущий: Вокруг каждого из нас много родных, с ними мы связаны незримыми ниточками – кровью: бабушки, дедушки, дяди и тети… Есть родные, которые моложе, есть и гораздо старше нас. И тот род силен, который предков помнит и чтит. Такой род можно сравнить с большим и крепким деревом, которое имеет глубокие и сильные корни.

Конкурс: “Вопрос – ответ”. Попробуйте ответить не мне, а сами себе, только честно, откровенно.

– Кто-то из ваших родственников живет далеко. Пишете ли вы им письма, шлете ли поздравительные открытки?
– Вспомните случай, когда вы сумели помочь кому-то из близких и этим доставили ему и себе радость?
– Традиционно новая семья берет фамилию мужа. Чью фамилию носите вы: мамину или папину? Если папину, то какую девичью фамилию носила ваша мама?
– Знаете ли вы, откуда родом ваши родители? А бабушка с дедушкой?
– Кто предложил вам дать то имя, которое вы носите? В честь кого вас назвали?

Ведущий: Имен на свете миллион. У всех людей есть имена. “Личные имена” – это имена, которые присваиваются при рождении людям и под которыми они известны в обществе. Настоящее имя человека закреплено традициями христианской церкви. К числу их относятся православные имена, взятые из церковного календаря, где имена канонизированных святых перечислены по месяцам и дням их празднования. Крестное имя давалось при крещении. На Руси существовал обычай давать имена детям в честь деда ли бабки. С течением времени канонические имена постепенно вытесняли в быту неканонические (мирские). На Руси мирское имя выполняло функцию основного имени, поэтому было более известно, чем крестное имя.

Конкурс: “Ромашка”.

Напишите в центре цветка свое полное имя, а на лепестках – все формы вашего имени, т.е. так, как вас называют родители, бабушки, друзья.

– Сравним цветки. Как вы думаете, почему у ромашек оказалось разное количество лепестков?

Чтение стихотворения:
Дед, стараясь для внучонка,
Нахватал из разных мест
Ряд имен, звучащих звонко:
Товий, Муций, Свен, Орест.
Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
– Назовем посовременней –
Гелий, Атом, Космодром.
Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором:
Эдвин, Мельвин, Сельвин, Джон.
Бабка с нехристями знаться
Не желает и сама
Вносит лепту, глядя в святцы:
Псой, Сысой, Кузьма, Фома.
Сочинительством премудрым
Занимались вчетвером.
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.
Юрий Благов.


“В защиту детей”.

Если только ты умен,
Ты не дашь ребятам
Столь затейливых имен,
Как Протон и Атом.
Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.
Хоть семья ее звала
Сокращенно Дита,
На родителей была
Девушка сердита.
Для другой искал отец
Имя похитрее,
И назвал он наконец
Дочь свою Идея.
Звали мама и сестра
Девочку Идейкой,
А ребята со двора
Стали звать Индейкой.
А один оригинал,
Начинен газетой,
Сына Спутником назвал,
Дочь назвал Ракетой.
Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придется вековать
Злополучным детям.
С.Я.Маршак

Ведущий: – Нравятся ли вам ваши имена? Если у вас в классе тезки? Знаете ли вы значение своего имени?

(Зачитываются значения имен учащихся.)

– Знаете ли вы отчества ваших бабушек и дедушек? А свое отчество вы знаете? Как человеку дается отчество?

Конкурс: Отыщите однокоренные лова к лову Отчество (отчий, отечество, отец).

Ведущий: Родина берет начало с отчего дома. Отчий значит “отцовский”. Это слово того же корня, что и отчество, отечество – “земля наших отцов”. Осознание нашими далекими предками неразрывной связи каждого человека с его родиной, отчизной отразилось в его языке.

Ведущий: Отчество образуется от имени отца, указывает на происхождение и родственные связи данного лица. Обращаясь к человеку по имени отчеству мы высказываем ему особое уважение и почитание. Фамилии человека появились совсем недавно. Фамилиями называются наследуемые официальные наименования, указывающие на принадлежность человека к определенной семье. “Фамилия” в переводе с латыни означает “семья”.

Конкурс: Попробуйте догадаться, как образовались ваши фамилии.

Звучит песня в исполнении учащихся.

“Дом родной” (Гоман А. и Алехно Р.)

Нас разделяют снова холода,
Не можем друг без друга мы согреться.
Но расстоянье – это не беда,
Все потому что родом мы из детства.
Я непременно вновь к тебе вернусь,
Услышу ранним утром птичий гомон.
И в этот миг от счастья вдруг проснусь
И не поверю, что опять я дома.

Припев:
Дом родной, знакомый с детства
Городок, что у реки.
Дом родной, где любят сердцем
Всем разлукам вопреки.
Дом родной в краю чудесном
Был и есть в моей судьбе.
Дом родной, знакомый с детства,
Все пути ведут к тебе.

Мне без тебя сегодня нелегко,
И нет уже давно в душе покоя.
Мы друг от друга слишком далеко,
А, кажется, всего подать рукою.
Я знаю, что мы встретимся опять,
Я вновь пройдусь по улицам знакомым.
Как много есть о чем мне рассказать
Трем яблоням, посаженным у дома.

Припев:
Дом родной, знакомый с детства
Городок, что у реки.
Дом родной, где любят сердцем
Всем разлукам вопреки.
Дом родной в краю чудесном
Был и есть в моей судьбе.
Дом родной, знакомый с детства,
Все пути ведут к тебе.
Слова Сергей Сашин
Музыка Ким Брейтбург

Ведущий: Сейчас мы с вами познакомимся с генеалогическим древом. Ведущий: Генеалогия в переводе с греческого означает “родословная”. Родословная, или, как говорили раньше, родословие, – это последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них. Графически изображение генеалогических данных может быть представлено в виде таблиц или схем. Одной из самых распространенных форм было генеалогическое дерево, или дерево жизни. В нем соединялись в единую цепь разные поколения, символизируя идею бессмертия рода. Основатель рода помещается обычно внизу, подобно корню; на стволе – его прямые потомки, а на ветвях более дальние родственники. (Смотрим древо жизни семьи.)

Ведущий: если запись поколений начать с себя, то себя надо считать первым поколением, своих мать и отца – вторым, родителей каждого их них, т.е. своих бабушек и дедушек, – третьим, прапрабабушек и прапрадедушек – четвертым и т.д. такая родословная называется смешанной восходящей. Смешанной потому, что в ней записываются и мужчины и женщины.

Ведущий: Составление своей родословной лучше начать со смешанной восходящей родословной. Памяти живых членов рода, т.е. не надо пока искать документы, сведения. Кто-то скажет: “Подумаешь, исторический документ! Наша семья самая обыкновенная, ничем не знаменитая, таких миллионы!” Нет одинаковых цветов, нет одинаковых отпечатков пальцев, так и нет одинаковых семей.

Ведущий: После составления родословной, можно приступать к сбору сведений о каждом, кто в этой таблице обозначен. Для этого нужно обратиться с вопросами к старшим членам вашей семьи и отдельно по каждому человеку собрать и записать воспоминания и указать такие сведения: ФИО (у женщин – девичью фамилию указать), Число, месяц, год рождения, число, месяц, год смерти(для тех, кого нет в живых), ФИО матери, отца, крестного отца, крестной матери, места жительства, где воспитывался, учился, какое образование получил, место работы, службы, участие в воинах, сражениях, награды. Большое значение могут сыграть старые фотографии, на которых есть надписи. Все это можно собрать и оформить в папку. (Смотрим папу с воспоминаниями и сведениями семьи Медведевых.)

Ведущий: Сделаем вывод. У кого в классе самое большое родовое древо? Почему такие схемы называются “Родословным древом”? Нужно ли знать свою родословную?

Ведущий: История семьи дает не только представление о течении времени, но и позволяет познакомиться с историческими источниками (вещами, документами, фотографиями, дневниками и т.д. ), которые помогут восстановить историю семьи.

Семейная связь времен – это тайные нити, которые связывают сегодня с вчера, с позавчера. Вот она – наша история, наша судьба в фотографиях, в именах, в любимых лицах. В каждой семье есть семейные альбомы.

Храни семейные альбомы,
Слуг верных памяти своей!
Благодаря им в нашем доме –
Тревожный отблеск наших дней
Со снимков бледных, пожелтевших
Глядят на нас с тобой в упор
Глаза родных, давно умерших,
Но не забытых до сих пор.

Ведущий: В моей семье бережно хранятся фотографии, а еще – письма с фронта.

Песня Э. Пьехи “Семейный альбом”.

Ах, чего только не было с нами –
Первый шаг, первый класс, первый вальс.
Все, чего не расскажешь словами,
Фотографии скажут про нас.

Сколько всякого мы позабыли,
Сколько снова забудем потом.
Чтобы вспомнить, какими мы были,
Загляните семейный альбом.

Годы быстрые катятся с горки,
И вернуть их наверх не дано.
Позади у нас, как в поговорке,
Было много мостов сожжено.

Все нам дорого – каждая малость,
Каждый миг в отдаленье любом.
Чтобы все это не потерялось,
Сохраните семейный альбом.

И летят за страницей страницы –
Наших дней верстовые столбы,
И в домашнем альбоме хранится
Фотокопия нашей судьбы.

Сколько раз она нас разлучала,
То улыбку дарила мельком.
Чтобы жизнь повторилась сначала,
Загляните в семейный альбом.

Задание на дом: составьте свою родословную, по тем сведениям, которые вам известны, и вы узнаете какова глубина вашей родовой памяти?

Ведущий: Хоть мы и живем с вами в разных семьях, но мы дружим. Дружим в школе, дружим в квартире, дружим всегда и везде в целом мире!

Родина моя!
Что будет и что было – все я пополам
С тобой разделю.
Вовсе не за то, что ты меня любила,
Просто потому,
Что я тебя люблю!

Литература:

  1. Троцкий, Ю.Л. Имя и родословная (Эпизоды истории Отечества): учеб пособие / худож. Молодин Е.В. – М.: изд-во гимназии “Открытый мир”, 1995.
  2. Саплина, Е.В., Саплин, А. И. Введение в историю. 3 кл.: книга для учителя. – М.: Дрофа, 1997.
  3. Зима, Д., Зима, Н. Тайна имени. Диагностика кармы имени. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.
  4. Стихи о Родине http://cbs– angarsk.ru/detyam/stihi_pesni_zagadki/stihotvoreniya/stihi_o_rodine.html
  5. Долгих, Г.В. Классный час-праздник “Семейные традиции. Праздники”. М.: Классный руководитель, 2001, № 2, с.118–128.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Использование технологии критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию. Анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков....

25 02 2020 7:44:41

Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему (В.М. Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами")

Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е. Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета « Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов М Г У им. М. В. Ломоносова по теме « Как преподавать историю: теория и методика»....

24 02 2020 11:47:34

Омичи — ветераны Великой Отечественной войны

Статья посвящена ветеранам Великой Отечественной войны. Используются вырезки из газет и стихи военной эпохи....

23 02 2020 20:10:31

Великие географические открытия

Благодаря стремлению к новому древний классический мир расширился со Средиземноморского региона, постепенно привлекая новые культуры и цивилизации. Этот урок посвящен Великим географическим открытиям середины XV – середины XVII века....

22 02 2020 12:35:34

Поурочная разработка урока по истории России (для 8-го класса) к учебнику под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "Общественное движение 60–70-х годов XIX века"

Цель урока: знать активизации общественного движения в XIX веке в России; основные направления; цели и задачи каждого направления. Уметь: выделять новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией; обобщать полученную информацию в форме модели; выделять основное в каждом направлении, преобразуя модель в схему....

21 02 2020 11:44:14

"Подготовка отмены крепостного права". План-конспект урока истории в 8-м классе

Проблемно-проектная дискуссия урока формирует у учащихся четкое представление о борьбе за крестьянскую реформу, основных лагерях в этой борьбе, воссоздает ситуацию исторического выбора на примере различных вариантов отмены крепостного права. Форма урока позволяет сформировать важнейшие интеллектуальные умения - анализировать, сравнивать, обобщать, вести полемику, работать с документами. ...

20 02 2020 16:39:36

Проблемно-поисковые образовательные технологии на уроке истории в 10-м классе по теме "Образование государства Русь"

Урок посвящен 1150-летию Российской государственности. На уроке учащиеся приводят найденные ими в источниках необходимые сведения, комментируют их. Под руководством учителя анализируют разные точки зрения и формулируют выводы. Важно организовать работу на уроке так, чтобы у учащихся формировалась информационная компетенция и воспитывался интерес к историческому прошлому страны....

19 02 2020 8:38:28

Люди и быт 60-х годов ХХ века в СССР

Урок может помочь ученикам глубже понять эпоху 60-х годов на основе повторения изученного в теме и самостоятельного подбора фактического материала по отдельным годам периода и его творческого осмысления. Цель: сформировать у школьников многоплановый стилевой образ 60-х годов, познакомить их с веяниями моды, повседневной жизнью, досугом и отдыхом людей в С С С Р....

18 02 2020 1:53:13

В афинских школах и гимназиях

Зачем человек учится? Зачем в школе преподается столько предметов? С одной стороны, на эти вопросы ответить легко, а с другой, сложно. Как было в далёком прошлом? Ученики переносятся в древние Афины, сравнивают, отвечают на волнующие вопросы....

17 02 2020 0:53:11

Внеклассное мероприятие "Ижевск – мой город родной". 5-й класс

Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....

16 02 2020 12:15:30

История Красноярского края через использование ИКТ в программе 5-х классов

Целью урока является рассказ о значение Красноярского края для России, его роли в экономическом развитии страны; знакомство с историей освоения территории края; воспитание патриотизма, через ознакомление с краевой символикой....

15 02 2020 12:12:23

Сценарий урока по истории "Отмена крепостного права"

В статье представлен сценарий урока по истории. Дети изучают историческую закономерность падения крепостного права в России....

14 02 2020 13:44:47

Урок "Первые жители нашего края"

Урок изучения нового материала соответствует структуре Петербургской тетради по краеведению ( Ермолаева Л. К. и др. " Давным-давно на наших землях…") и состоит из следующих частей: названия племен, населявших в древности наш край, места расселения, занятия, верования, современное состояние финно-угорских племен....

13 02 2020 16:16:31

Поэма Н.А. Некрасова "Русские женщины". Княгиня Трубецкая (интегрированный урок литературы, истории). 7-й класс

Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины. ...

12 02 2020 16:53:47

Урок-лаборатория по всеобщей истории в 10-м классе по теме "Два взгляда на человека в эпоху Средневековья"

Предметная цель урока сочетается с интегративной целью усвоения принципов сравнительно-типологического анализа историко-культурных эпох. Сравнение проводится на основании ряда антропологических параметров и подкрепляется методическим приемом историко-культурной атрибуции философских высказываний. Использование "ленты времени" позволяет усвоить закономерности смены "стилей эпохи"....

11 02 2020 16:20:47

Урок истории "От хрущевской оттепели до брежневского застоя"

Данный урок занимает особое место в понимании последующей трагедии 90-х, в крушении незыблемой системы Советского Союза. Так как период изучения довольно большой – два десятилетия и объемный, включающий экономическую, политическую и социально-духовную сферы жизни общества, то урок проводится в форме дискуссионной конференции с помощью метода исследования документального материала....

10 02 2020 9:20:27

Урок истории в 5-м классе "Афины и Спарта"

Урок истории древнего мира в 5-м классе построен на сравнении двух греческих полисов по следующим направлениям: природа и местоположение, хозяйство жителей, управление в полисе. Урок содержит презентацию, помогающую наглядно демонстрировать материал по теме, учит сравнивать, формулировать свою мысль, направлен на формирование основных компетентностей учащихся....

09 02 2020 14:17:43

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

<p> Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

08 02 2020 20:32:34

Урок по истории России ХХ в. "Последний русский Витязь"

Данная презентация предназначена для изучения нового материала по теме « Реформы П. А. Столыпина». Пакет содержит информацию о реформаторской деятельности на рубеже 19 – 20 – х веков Столыпина П. А. в доступном, наглядном виде. Здесь же представлены проблемные и познавательные задания, которые должны быть отработаны на данном уроке. Такая форма урока развивает наглядно-образное мышление, аналитическую деятельность учащихся....

07 02 2020 2:59:14

Урок "Отечественная война 1812 года на Смоленщине"

Средствами И К Т учитель создает картину " Памятник войне 1812 года" и вводит учащихся в круг размышлений по вопросу "что такое память об историческом событии?"....

06 02 2020 19:27:24

Урок мужества "Давно закончилась война", 9-й класс

Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....

05 02 2020 3:29:37

Урок граждановедения в 5-м классе: "Что такое общество?"

Цель урока граждановедения в 5-м классе – показать тесную взаимозависимость человека и общества. На уроке учащиеся узнают содержание понятия «общество»; учатся уважать всех его членов; осознают свою собственную роль в жизни общества. Для усиления восприятия нового материала учащиеся встречаются с известными сказочными и мультипликационными героями: Робинзоном Крузо, Маугли, Буратино и его друзьями, Незнайкой и жителями Цветочного города....

04 02 2020 9:34:51

Повторительно-обобщающий урок в 6-м классе по теме "Киевская Русь"

Представлен конспект повторительно-обобщающего урока в 6-м классе по теме " Киевская Русь"....

03 02 2020 11:13:33

Интегрированный урок истории, изобразительного искусства и музыки в 9-м классе по теме "Орудия Победы"

На уроке через исторические сведения об орудиях Великой Отечественной войны автор статьи показывает учащимся влияние трудового порыва и творчества на героизм народа. Воспитывает патриотизм и уважение к истории России. В ходе урока представлены как индивидуальные, так и разные модели коллективной деятельности учащихся, воспитывается чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков....

02 02 2020 22:48:31

Урок по истории на тему "Новая экономическая игра"

На уроке истории учащиеся знакомятся с Н Э П в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к Н Э Пу. ...

01 02 2020 20:38:32

Интеллектуальная игра "Шире круг"

Данное мероприятие позволяет подвести итог работы учащихся, показать, что узнали, чему научились. В подготовке интеллектуальной игры принимали участие учащиеся 7-го класса, родители, что способствует коллективной творческой деятельности. ...

31 01 2020 17:14:27

Поход Александра Македонского на Восток

Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....

30 01 2020 14:59:21

Интегрированный урок по теме "Россия на рубеже веков (конец XVII – начало XVIII в.). 10-й класс

Базовым учебником является учебник по истории России под ред. А. Н. Сахарова. Учащиеся имеют возможность рассмотреть данный период в истории, анализируя не только статьи учебника, но и такие произведения искусства, как оперу М. П. Мусоргского " Хованщина", картину В. И. Сурикова " Утро стрелецкой казни", а также повесть В. С. Соловьева " Царь-девица"....

29 01 2020 2:47:56

Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина

Тема урока является достаточно сложным материалом в истории России Х Х века, в то же время она актуальна для нашего времени, что позволяет связать урок с современностью. В подготовке к уроку участвует группа учащихся, получившая опережающее домашнее задание. Ценность урока в том, что обилие документального материала позволяет отработать навыки исследовательской деятельности учащихся, предложенные задания (дифференцированные вопросы) – включить в работу и слабых учеников....

28 01 2020 22:21:42

Урок обществознания в 10-м классе по теме "Роль СМИ в формировании духовно-нравственной культуры человека".

Урок подводит учащихся к пониманию возрастающей роли С М И на формирование духовно-нравственной культуры человека и всего общества в целом. На уроке определяются положительное и отрицательное влияние С М И на человека, формулируются выводы о проблемах информационного воздействия на общество. ...

27 01 2020 21:43:41

Повторительно-обобщающий урок по теме "Жизнь первобытных людей" (5-й класс)

Впервые в курсе истории Древнего мира учитель проводит повторительно-обобщающий урок. Урок подобного типа важен и для учителя, и для учащихся. Учитель получает возможность выслушать многих учащихся, выявить типичные ошибки, скорректировать дальнейшую работу по их устранению. У ребят есть возможность высказаться, получить хорошие оценки....

26 01 2020 1:24:57

Открытый урок-игра по теме "Внешняя политика Александра II"

Урок проводится в форме игры. Занятие помогает познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики Александра II; прививать навыки самостоятельной работы; воспитать любовь к родине....

25 01 2020 4:28:13

Урок истории по теме "Западная Азия, Индия, Китай в древности"

Урок формирует умение анализировать. Автор развивает навыки работы в группе. Систематизируются и контролируются знания учащихся. Урок проходит в три гейма. С помощью жеребьевки команда выбирает вопрос, на который будет отвечать, разрешается обсуждение вопроса в течение двадцати секунд. Вопросы командам задаются по очереди. Если команда ответила неправильно, то отвечает другая команда, которая раньше поднимет руку....

24 01 2020 14:20:33

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

Изучая тему " Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о характере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

23 01 2020 0:50:23

Завершение эпохи освободительных реформ на рубеже 1870–1880-х годов. 8-й класс

Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....

22 01 2020 9:28:29

Колесо истории

В настоящее время, чтобы овладеть вниманием учащихся, удивить, заинтересовать, увлечь своим предметом, повысить эффективность занятий необходимо внедрять в свою работу нестандартные формы обучения. Подготовка к этим урокам сложная, требует мобилизации знаний, времени, более высокого уровня организации труда как самого учителя, так и учащихся....

21 01 2020 15:35:59

"Международные отношения в конце XIX — начале XX века", 8-й класс

Урок проводится по традиционной методике. Учащиеся под руководством учителя развивают навыки работы с разными источниками информации: текстом учебника, таблицей, исторической картой. Материал данного урока может быть успешно рассмотрен при условии предварительного чтения текста учебника учащимися дома. В ходе урока составляется схема, которая может использоваться при проверке усвоения нового материала....

20 01 2020 16:26:56

Программа факультативного курса "История Черноярского края"

Программа факультативного курса « История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, практическое применение собранных и накопленных материалов....

19 01 2020 12:49:33

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения

Урок обществознания для учащихся 11-го класса ориентирован на расширенное изучение пенсионного законодательства в общеобразовательных учреждениях в рамках элективного курса « Пенсионный всеобуч» и соответствующих тем учебных предметов « Обществознание» и « Право» в 9−11-х классах....

18 01 2020 10:42:56

Особенности использования индивидуально ориентированного подхода к обучению через активизацию познавательной деятельности на уроках истории и обществознания

На уроках автор использует индивидуальный и дифференцированный подход, многовариантность и многоуровневый характер творческих и проверочных работ (тестовые и проблемные задания различных видов), и в результате учащиеся имеют хорошую наполняемость оценок, создается ситуация успешности, эффективно используется все время урока....

17 01 2020 21:13:32

Материалы элективного курса "Вспомогательные исторические дисциплины" — "Хронология и метрология"

Материалы к занятию исторического кружка или элективного курса « Вспомогательные исторические дисциплины» помогут учащимся понять, что история существует во времени и пространстве. ...

16 01 2020 10:33:54

История Русской Православной церкви (I–II периоды)

Изучение основ православия дает возможность приобщиться к истокам культуры нашего народа, помогает себя осознать человеком, знающим свою историю. Для России в ее историко-культурном развитии проблема духовности всегда имела особый смысл, определяемый своеобразием становления ее государственности и формирования....

15 01 2020 8:43:16

Обобщающий урок по теме "Слово и образ Отечества", 6-й класс

В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме " Слово и образ Отечества" в курсе « Истоки», 6-й класс. « Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс " Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....

14 01 2020 7:35:23

Урок истории по теме "Правление Ярослава Мудрого". 7-й класс

В ходе урока доказывается, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Киевской Руси в XII веке. Подчеркивается значение деятельности Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; раскрывается сущность « Русской Правды»....

13 01 2020 16:22:47

Роль образования в развитии человека и общества на примере личного подвига М.В. Ломоносова

Довести до сознания учащихся роль образования в самореализации личности и развитии общества....

12 01 2020 22:25:24

Урок – турнир знатоков жизни и деятельности Александра Невского

Уроки-конкурсы всегда интересны, носят соревновательный характер. В своей практике я использую урок-аукцион, урок — деловую игру, брейн-ринг, пресс-конференцию. Это наиболее эффективные и интересные формы работы, с помощью которых осуществляется индивидуальный подход в обучении, стимулируется познавательная деятельность учащегося и вырабатываются коллективные начала деятельности. ...

11 01 2020 2:18:50

Урок-блок по истории в 11-м классе по теме "Вторая мировая и Великая Отечественная войны"

На уроке использованы разнообразные приемы и методы обучения, направленные на активизацию деятельности обучающихся и поддержание интереса к предмету....

10 01 2020 19:36:32

Избирательный процесс в преподавании истории и обществознания

Данное учебное занятие посвящено работе над формированием грамотности школьников как будущих избирателей. На уроке используются активные методы преподавания: решение проблемных задач, работа с понятийным аппаратом, актуализация собственного жизненного опыта учащихся. Материал будет интересен учителям обществознания, классным руководителям, так как может быть использован в качестве основы для классного часа....

09 01 2020 5:54:31

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

08 01 2020 3:40:49

"Куликовская битва". Открытый урок в 6-м классе

Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....

07 01 2020 23:59:18

Урок истории по теме "Битва за Москву". 9-й класс

Урок изучения нового материала в 9-м классе. На уроке проходит групповая работа при ответе на главный вопрос учебного занятия. Заполняется опорная схема. Урок способствует воспитанию патриотизма, интереса к прошлому, формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....

06 01 2020 18:52:27

Респрессии в Республике Хакасия в 1920–1950 гг.

Который год не сходит со страниц печати имя Сталина. Есть два противоположных лагеря - за и против. Уже написаны и перечитаны романы, воспоминания, статьи, исследования, и кажется, мы знаем уже все. Наш сегодняшнее занятие ставит своей целью обобщить фактический материал по теме « С С С Р в 30–50-е годы XX века», сосредоточив главное внимание на сущности сталинской диктатуры, чертах ее проявления, в Республике Хакасии....

05 01 2020 18:56:37

"Древний Восток"

Урок - деловая игра « Древний Восток» проводится в 5-м классе для обобщения материала, изученного по теме, продолжения формирования основных умений и навыков, углубления сведений по истории Древнего Востока. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, хронологией, фактическим материалом и др.) позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету « История»....

04 01 2020 14:42:40

Технология развивающего обучения на уроках истории в 9-м классе по теме "Мир, расколотый надвое: 1945—1953 гг."

Урок знакомит учащихся с внешней политикой С С С Р в 1945—1953 гг., способствует развитию навыков работы с исторической картой, учебником, историческими документами. ...

03 01 2020 1:31:12

Нравственный выбор (урок внеклассного чтения по материалам о Герое Советского Союза Шарифзяне Казанбаеве, спасшлего полковое знамя)

Представленный открытый урок несет такое содержание, которое поможет молодому человеку осмыслить значимость подвига Шарифзяна Казанбаева из с. Сараши Бардымского района Пермского края, единственного из Героев Советского Союза, награжденного за спасение полкового знамени....

02 01 2020 9:51:15

Урок истории в 7-м классе по теме: "Петр I и его реформы"

Урок посвящен одной из выдающихся личностей истории России – Петру Великому. При подготовке к уроку учащимся дается опережающее задание: подготовить сочинение-размышление на тему: " Мне нравится Петр I", " Мне не нравится Петр I", а также познакомиться с дополнительной информацией по изучаемым вопросам темы. ...

01 01 2020 13:56:32

Интегрированные уроки обществознания и литературы в старших классах

При интегрированном обучении появляется возможность показать учащимся мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, художественной литературы, искусства, что способствует эмоциональному, эстетическому развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. ...

31 12 2019 9:52:46

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

Урок по истории в 11-м классе " Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы " От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Практика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

30 12 2019 11:50:13

Коми край начала XX века в исследованиях Питирима Сорокина. 10-й класс

Цель урока: показать особенности развития Коми края в начале XX века на основе этнографических исследований и автобиографии выдающегося русско-американского социолога и культуролога XX века, уроженца коми земли Сорокина П. А. в исследовании истории Коми края....

29 12 2019 11:50:15

Одаренные дети – будущее России

Сохранить и возродить интеллектуальный уровень нации можно только при условии длительного и настойчивого духовного и физического развития детей и юношества. Именно поэтому развитие одаренности детей является потенциалом для развития общества в целом....

28 12 2019 22:31:37

Урок – компьютерная презентация с элементами нетрадиционного приема "чистая доска" по теме "Персидская держава"

В статье представлен конспект урока для учащихся 5-го класса по теме " Персидская держава". Это урок - урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предлагается просмотр компьютерной презентации. На уроке используется нетрадиционный прием " Чистая доска", в результате которого учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы. Тема данного урока рассматривается в курсе всеобщей истории - истории Древнего мира....

27 12 2019 16:29:18

Модернизация экономики и оборонной системы в 1930-е гг.

Урок соответствует Ф Г О С второго поколения. В основе лежит системно-деятельностный подход. Цель: развитие умения работать с различными источниками информации и формирование универсальных учебных действий. Урок сопровождается презентацией, в которую включены даты, термины, видеофрагмент и интерактивные упражнения на закрепление изученного....

26 12 2019 18:19:54

Урок по истории России

Урок по истории России с древнейших времен до конца XIX века для учащихся 8-10-х классов, построенный по типу популярной телевизионной интеллектуальной игры " Своя игра" и рассчитан на 1-2 часа. Это один из способов сделать повторительно-обобщающее занятие увлекательным и запоминающимся, поддержать интерес учащихся к изученному материалу. Целью данной разработки является активизация изучения и закрепления учащимися понятий, определений, терминов, событий, явлений, фактов, хронологии и т.д. Эту разработку можно использовать и для внеклассного мероприятия, и для недели истории в школе. ...

25 12 2019 16:21:26

Урок ОРКСЭ "Священные книги религий мира"

Урок по основам мировых религиозных культур формирует понятие «священное книги», знакомит с культовыми книгами мировых религий. Цель: сформировать представление об основных священных книгах мировых религий – Трипитака, Коран; развивать речь, логическое и ассоциативное мышление, коммуникативные способности учащихся, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения; воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам....

24 12 2019 16:59:26

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" на тему "Молодежь и выборы"

Мероприятие повышает правовую грамотность учащихся. Формируется понимание важности участия в избирательном процессе....

23 12 2019 1:33:39

Урок обществознания по теме «Образование в жизни человека». 5-й класс

Изучение темы предполагает обращение к опыту участия учащихся в жизни школы. Ее усвоение имеет ключевое значение для ответа на вопрос: « Почему успешная учеба важна не только для тебя самого, но и для общества?» Учащиеся закрепляют навыки работы с дополнительным материалом, умение извлекать из текста основную информацию и делать выводы. В конце урока предлагается тест....

22 12 2019 13:52:18

Основы религиозных культур и светской этики. Герои былых времен

Итоговое внеклассное мероприятие служит воспитанию патриотизма и чувства гордости за народы России и её героев. Мероприятие представлено в форме презентации творческих работ учащихся....

21 12 2019 4:44:28

Музыка и живопись времен Великой Отечественной войны

Во внеклассном мероприятии по истории, посвящённом Великой Отечественной войне, рассказывается о живописи и музыке этого периода. Учащиеся знакомятся с конкретными примерами и обсуждают их....

20 12 2019 20:29:50

Игровая программа "Знаешь ли ты историю Древнего мира?"

Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...

19 12 2019 18:34:10

Урок обществознания в 9-м классе "Добро и зло. Долг и совесть"

В ходе проблемной беседы у школьников формируется преставление о том, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека....

18 12 2019 4:58:31

Урок по всеобщей истории в 8-м классе по теме "Франция при Наполеоне"

Урок построен в технологии системно-деятельностного обучения, предполагающей применение таких методов и форм работы на уроке, как: методы наглядной передачи информации и её зрительного восприятия, методы передачи информации с помощью практической деятельности. Цель урока – повторить и закрепить ранее изученный материал, опираясь на основные понятия, термины и имена ( Венский конгресс, консульство, континентальная блокада, Наполеон Бонапарт, реставрация Бурбонов, « Сто дней»)....

17 12 2019 0:36:37

История создания музея воинской славы в городе Междуреченске

В статье подробно рассказано, кто, как и для чего создавал в городе Междуреченске Центр патриотического воспитания и музей воинской славы. В приложении приведена презентация о музее....

16 12 2019 14:56:24

Методическая разработка урока по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы". 5-й класс

Цели урока: познакомить учащихся с первыми на планете законами, их несомненными отличиями от законов сегодняшнего времени. Попытаться наложить законы на сегодняшнее время. Проследить о ком заботился Хаммурапи в своих законах. Учиться «работать с картой», знакомство работать с документами....

15 12 2019 21:37:14

Борьба русских земель с западными завоевателями

Цель урока: сформировать представление учащихся о борьбе русского народа против западной агрессии в XIII веке, историческое сознание учащихся, воспитывать патриотизм на примере личности Александра Невского....

14 12 2019 12:50:26

Методическая разработка урока по новой истории в 7-м классе "Повседневная жизнь"

Урок проводится в технологии Р К М Ч П (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....

13 12 2019 16:54:33

Использование инновационных образовательных технологий на уроках обществознания

Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме « Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....

12 12 2019 6:17:57

Внеклассное мероприятие по истории на тему "Великой Отечественной войне 1941–1945-х гг. посвящается. День Победы"

В канун 65-летия Победы предлагается сценарий для проведения воспитательных мероприятий по теме. Цели и задачи: формирование знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и их подвигах; нравственно-патриотическое воспитание школьников; воспитание любви и уважения к своему народу, к истории страны, бережного отношения к ветеранам. ...

11 12 2019 20:50:59

Великая Отечественная война

Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории Х Х века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности С С С Р и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский характер....

10 12 2019 16:15:24

Тема урока "Олимпийские игры в Древней Греции"

Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Формирует умения работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения. Пробуждает в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта. ...

09 12 2019 21:18:22

"Древняя Индия"

Урок проводится в 5-м классе для изучения нового материала. На протяжении всего урока продолжается формирование основных умений и навыков, углубление сведений по истории Древней Индии. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, тестами, заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссворда, нахождение ошибок в тексте) способствуют воспитанию интереса к предмету « История». ...

08 12 2019 0:19:14

Разработка урока "Реформа отмены крепостного права"

Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....

07 12 2019 11:43:34

Сталинская дорога смерти, или "Пятьсот – веселая стройка"

В статье рассказывается о сталинской дороге смерти....

06 12 2019 17:39:33

Литературно-музыкальная композиция "Души прекрасные порывы" (к 185-летию восстания декабристов). 7–10-й классы

Мероприятие отражает подвиг декабристов в литературе, кино, живописи; связь декабристов с А. С. Пушкиным; тема декабристов в творчестве Н. А. Некрасова. Нравственное воспитание на примере лучших людей эпохи начала XIX века. Эстетическое воспитание....

05 12 2019 19:37:33

Урок истории в 8-м классе "Крестьянская реформа 1861 года"

Урок " Крестьянская реформа 1861 года" - одна из важных тем в изучении истории XIX века. В разработке урока обращается внимание на то, что основной целью императора является не стремление к развитию капитализма, а необходимость удержать свою власть. В целом урок построен на практических заданиях, для эмоционального восприятия темы используется стихотворение Н. И. Некрасова. Особое внимание уделяется работе с новыми понятиями, для проверки знаний используются тесты. К уроку прилагается презентация. ...

04 12 2019 14:48:42

Февральская революция 1917 г.

Цели урока: формирование правильного представления о месте и роли России в мировом историческом процессе, формирование у старшеклассников гражданских идеалов, патриотизма, активной позиции, ответственности за свою страну....

03 12 2019 3:47:35

"Ты сам отвечаешь за все!". Игра по избирательному праву для учащихся 9-х классов

Игра по избирательному праву для учащихся 9-х классов " Ты сам отвечаешь за всё"....

02 12 2019 23:38:35

Урок истории "Законы Хаммурапи", 5-й класс

Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....

01 12 2019 21:55:13

Урок истории "Накануне грозных испытаний". 11-й класс

Урок по истории России в 11-м классе по программе А. А. Левандовского, на котором дается характеристика внешней политики С С С Р в предвоенные годы. Задачи урока: охарактеризовать подготовку Германии к войне с С С С Р; проанализировать степень готовности С С С Р к отпору врага; отрабатывать навыки работы с печатным текстом, умение анализировать прочитанное....

30 11 2019 14:34:57

Интегрированный урок права, риторики и русского языка по теме "Судебный процесс"

Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической практике....

29 11 2019 17:43:37

Общественные дисциплины в предпрофильной подготовке

Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...

28 11 2019 13:21:59

Внеклассное мероприятие по истории:"Диалог веков"

Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме К В Н, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....

27 11 2019 16:55:17

Исторический вечер "Подвиг во имя любви", посвященный памяти жен декабристов

Исторический вечер « Подвиг во имя любви», посвященный памяти жен декабристов. Данное мероприятие предназначено для учащихся старших классов и посвящено истории декабристки, одной из ярких страниц Отечественной истории. Материал эмоционально насыщен, учащиеся сопереживают героям, испытывают чувство гордости за тех, кто отдал свою жизнь на благо Родины....

26 11 2019 7:58:21

Урок истории в 4-м классе по теме "Итоги правления Петра I и Екатерины II"

Урок истории с использованием методов и приёмов личностно-ориентированного подхода: работа в парах, диспут, тестирование. Задачи урока: развитие в детях творческой активности, любознательности, инициативности, самостоятельности. На уроке, в результате повторения основных этапов правления Петра I и Екатерины II, раскрывается вопрос об их значимости и величии....

25 11 2019 23:30:47

Всеобщая история, 9-й класс. "Зарождение нацизма и фашизма"

Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с условиями зарождения фашизма в европейских странах, дает представление о лидерах европейского фашизма. ...

24 11 2019 7:41:46

Интегрированный урок (математика + история) по теме "Путешествие по Московскому Кремлю" (5-й класс)

Занятие предназначено для учащихся 5-х классов. Целью является повторение и обобщение знаний по теме « Десятичные дроби», воспитание уважительного отношения к истории своей страны. На занятии развивается устная речи, творческие способности и интеллектуальный уровень учащихся....

23 11 2019 11:48:11

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Открытый судебный процесс над национализмом"

Данное внеклассное занятие помогает решать проблемы патриотического воспитания учащихся, познания общечеловеческих ценностей, осознания себя гражданином многонациональной страны. При этом используются различные методы: игровая деятельность, постановка проблемной задачи, творческая и поисковая деятельность самих учащихся. ...

22 11 2019 22:13:38

Методическая разработка урока истории в 7-м классе на тему "Эпоха Петра Первого"

Представленная методическая разработка была разработана и практически опробована на уроке истории в 7-м классе. Урок проходит в интерактивной форме, с использованием инновационных информационных технологий и средств их достижения (компьютер, мультипроектор, интерактивная доска). Урок проводится в завершении изучения темы " Эпоха Петра Великого" как обобщающий, поэтому учащиеся должны показать знание, умение и навыки работы с дополнительной литературой для самостоятельного изучения, поиска информации для решения проблемных заданий с помощью компьютерных технологий, электронных и традиционных носителей информации....

21 11 2019 21:41:40

Урок истории по теме "Смутное время"

Педагогическая идея урока заключается в сочетании различных организационных способов и форм проверки знаний учащихся (карточки-задания, тестовое задание, карточки по хронологии и историческим деятелям; компьютер, цветокод; устный ответ) и самостоятельной работы с текстом учебника. ...

20 11 2019 14:22:27

Использование различных методов и форм в изучении краеведения

Краеведческая работа направлена на изучение малой родины. В статье описаны методы и формы, новые приемы, технологии, которые, по мнению автора статьи, целесообразно применять при работе с местными материалами. ...

19 11 2019 1:47:13

Сценарий пресс-конференции, посвященной 65-летию со дня снятия блокады Ленинграда

" Блокада" - это страшное слово стало настоящим приговором для ленинградцев. 900 дней и ночей они, изолированные от всего мира, жили в настоящем аду, между жизнью и смертью. Тяжелые испытания выпали на долю города Петра. Но он выстоял, они выстояли, не сломились, не сдались врагу! От понимания значимости этого события зависит наше будущее, будущее нашей страны....

18 11 2019 9:40:37

Урок истории по теме "Бородино: победа или поражение?"

Автор знакомит учащихся с историей Отечественной войны 1812 года. Помогает ребятам уяснить историческое значение Бородинского сражения....

17 11 2019 11:19:17

Социальное партнерство и перспективы его развития в России и в Мурманской области. 10-й класс

Учитель дает представление учащимся о сущности понятия социального партнерства; выявить проблемы и перспективы его развития на различных уровнях. У ребят развиваются навыки работы с различными источниками (выдержками из законодательных актов, прессой, учебной литературой, информацией, взятой из интервью и Интернета)....

16 11 2019 20:59:52

Формы контроля знаний на уроках истории по теме "Древняя Русь" в 6-м классе

Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме « Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса « История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....

15 11 2019 6:46:22

Урок памяти "Эхо афганской войны"

15 февраля — годовщина вывода советских войск из Афганистана. Афганская война – это не простая и во многом драматичная история. Этот урок посвящен одной из проблем афганской войны – проблеме возвращения на Родину бывших советских военнослужащих, пропавших без вести или захваченных в плен при исполнении интернационального долга в Афганистане. ...

14 11 2019 12:54:33

Исторический аукцион "Откуда есть пошла земля Русская…". 7-й класс

Я работаю над системой нестандартных уроков. Урок направлен на повторение и углубление знаний учащихся по истории России с древнейших времен до середины XVII века, содействует воспитанию активной жизненной позиции, развивает интерес к истории, формирует умение оперировать знаниями в нестандартных ситуациях, развивает диалогическую и монологическую речь. ...

13 11 2019 7:18:59

Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле"

Автором представлена разработка урока в 5-м классе « Афинская демократия при Перикле», который имеет важную воспитательную функцию, так как способствует формированию гражданственности, патриотизма, чувства справедливости....

12 11 2019 14:32:30

Урок мужества "Давно закончилась война", 9-й класс

Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....

11 11 2019 3:48:38

Россия в XVI – XVII веках

Предлагается к рассмотрению урок-викторина, посвященный истории России в XVI–XVII веках. Урок является плодом совместной деятельности учителя и учащихся, именно поэтому в некоторых заданиях указаны фамилии составителей – это фамилии детей, которые с полным правом могут считаться соавторами....

10 11 2019 13:54:30

Литературно-историческая викторина, посвященная Великой Отечественной войне

Цель проведения викторины – пропаганда знаний по истории Великой Отечественной войны, привлечение внимания к литературным произведениям военных и послевоенных лет, патриотическое воспитание обучающихся. К участию в викторине можно привлекать обучающихся 8–11-х классов не только своей школы, но и других школ (в рамках сетевого взаимодействия)....

09 11 2019 4:27:16

Интегрированный урок в 5-м классе по теме: "Культура Древнего Востока"

Основанием для проведения данного интегрированного урока является единство тем в предметах история Древнего мира и изобразительное искусство. Цель урока - обобщить полученные знания в процессе изучения темы, найти общее и различное в развитии культуры народов стран Востока, показать вклад народов Древнего Востока в мировую культуру, способствовать развитию творческих способностей учащихся, воспитывать чувства любви к прекрасному. ...

08 11 2019 15:28:26

Проект "Семь чудес света"

Материалы этого проекта могут быть использованы на уроках истории, мировой художественной культуры, классных часах и спецкурсах по выбору....

07 11 2019 4:18:24

Разработка урока по теме "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."

Урок для 8-го класса по истории России с применением презентации позволяет учащимся понять причины Русско-турецкой войны, ее основные этапы и итоги, познакомиться со значением технико-экономического потенциала в войне, а также развивает навыки работы с картой и текстом учебника....

06 11 2019 19:23:49

Урок обществознания по теме "Человек, индивид, личность"

Урок обществознания формирует ключевые понятия "индивид", "индивидуальность", "личность"; рассматривает разные точки зрения на происхождение человека; знакомит с различными философскими определениями сущности человека....

05 11 2019 9:57:11

Учебная интеграция в условиях профильного обучения (на примере преподавания истории и обществознания)

Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....

04 11 2019 9:15:35

Олимпиада к 20-летию Конституции России

Олимпиада по конституционному праву состоит из 10 заданий, прилагаются ключи....

03 11 2019 18:29:39

Элективный курс "Восстановление Сталинграда"

Программа рассчитана на 17 часов и предназначена для учащихся 11-х классов с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и практических заданий. Новизна данного курса в том, что он предлагает познакомиться с неизвестными страницами в истории родного города, предполагает большую самостоятельную работу с архивными как опубликованными, так и неопубликованными источниками....

02 11 2019 12:25:50

Возвращенные имена. Истории политических репрессий в 30 годы XX века в Тверском крае

Урок расширяет знания учащихся по истории политических репрессий в С С С Р на основе краеведческого материала. Показывает пагубность тоталитарных режимов, культа личности. Содействовует пробуждению у учащихся чувства сострадания к невинно осужденным, а также неприятию тоталитарных методов руководства. ...

01 11 2019 0:12:11

Урок в 7-м классе по теме "Петр I и его время"

Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на команды. Учащимся предлагаются конкурсы: « Крылатые выражения», « Исторический портрет», « Историческая мозаика», « Название на карте», « Историческая азбука», « Впервые в России», « Загадочные слова», « Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....

31 10 2019 21:33:46

Урок истории в 10-м классе "Внутренняя политика Екатерины II"

Урок разработан для 10-го класса. Основная идея: благодаря работе с документами уяснить суть политики просвещенного абсолютизма, дать представление о развитии производительных сил в сельском хозяйстве и промышленности России во второй половине XVIII века, развивать интеллектуальные умения учащихся, их коммуникативные навыки....

30 10 2019 14:13:55

Урок обществознания в 11-м классе по теме: "Политическая система"

В ходе изучения новой темы учащиеся систематизируют свои знания по политологии и усваивают понятие «политическая система». Дается характеристика институтам политической системы, выделяются подсистемы и проводится работа структурного анализа на примере политических институтов. ...

29 10 2019 4:10:38

Открытый урок истории в 7-м классе "Личность Петра Великого, или Уроки жизни будущего реформатора России"

Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А. С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, характеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на характер его реформ в будущем....

28 10 2019 1:30:20

"Семилетняя война"

Конспект урока по теме " Внешняя политика России в середине XVIII века. Семилетняя война" включает в себя описание цели, содержания, дидактического процесса, результата. На первом этапе для активизации знаний и умений проводится беседа по изученной теме " Внутренняя политика в 1725–1756 гг.", в результате которой учащиеся отвечают на вопрос: " Была ли внутренняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I?". Далее учитель нацеливает учащихся на сравнительный анализ внешней политики и раскрывает основные ее направления после смерти Петра I. Для знакомства с основным содержанием Семилетней войны проводится работа по группам, ученики знакомятся с материалом на определенных страницах web-сайта и выступают с сообщениями перед классом. После окончания этой деятельности под руководством учителя учащиеся высказывают свои предположения о том, являлась ли внешняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I, и объясняют, почему они так считают....

27 10 2019 18:51:20

Урок-путешествие "Город богини Афины". 5-й класс

Урок-путешествие по У М К А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой « История Древнего мира») применяет интерактивные методы преподавания. Класс делится на несколько групп «путешественников», выполняет творческие задания. Большое внимание на уроке уделено информационным технологиям....

26 10 2019 10:24:36

Повторительно-обобщающий урок по теме "Российское общество XVII века"

Учащиеся обобщают, закрепляют и систематизируют знания о российском государстве XVII века посредством урока-игры « Умники и умницы». Участники распределяются на категории: три команды, ареопаг, зрители. В ходе игры дети приходят к выводу, когда, как и почему проявились новые черты в истории России в политической, экономической и социальной сфере. ...

25 10 2019 22:44:53

Лабораторный урок по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы". 5-й класс

В ходе урока учащиеся с помощью технологии "синквейн" работают с понятием «закон», а также определяют сущность законов царя Хаммурапи и их значение для жителей Вавилона. На уроке учащиеся развивают навыки исследовательской деятельности, работают с перфокартами....

24 10 2019 19:35:56

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток"

Презентация выполнена в виде известной интеллектуальной игры: “ Своя игра”. Участие принимают 4 команды. Проводится игра в два тура. В I туре четыре категории вопросов: картография, замени выражение, страноведение, ребусы. Во II туре три категории вопроса: Маска, я тебя знаю, мифология, волшебный ларец. В каждой категории по пять вопросов, от пяти до двадцати пяти баллов. По итогам подсчёта голосов, выигрывает команда, набравшая наиболее большое количество баллов....

23 10 2019 22:55:48

Урок музейной грамоты

Методическая разработка может быть использована как на уроках истории, так и во внеурочное время. На базе школьного историко-краеведческого музея учащиеся знакомятся с историческими источниками по истории родного села, учатся пользоваться музейной терминологией. ...

22 10 2019 5:23:14

"Труд – основа жизни". 6-й класс

Урок обществознания построен на принципе обратной связи. Учитель не дает готовых знаний учащимся, активизирует в течение урока их умственную активность. Часть урока – схематизация и систематизация знаний у детей. В конце урока проводится игра " Что лишнее и почему?" Цель урока: формировать уважительное отношение к труду, раскрыть значение труда в жизни человека, воспитывать культуру труда....

21 10 2019 21:15:19

Урок истории на тему "Путешествие в картинную галерею. М.А. Врубель"

На данный урок по тематическому планированию отводится 1 час. Урок проводится в форме заочной экскурсии по картинной галерее, в ходе которой учащиеся знакомятся с творчеством яркого представителя художественной культуры начала Х Х века М. А. Врубеля....

20 10 2019 19:44:38

Урок "Опричнина" на основе технологии проблемного обучения

Цель урока: сформировать представление об опричнине как особом пути централизации государства, ее сущности и последствиях для нашей страны....

19 10 2019 7:54:29

Классный час "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!". 3–5-е классы

Сегодня рушатся ценности, которые всегда казались стабильными. Центральной стала дискуссия о пагубном влиянии на подрастающее поколение телевизионных передач, фильмов, рекламы, наркотических средств. На улице слышны нецензурные выражения, молодые люди без стеснения курят, пьют спиртные напитки. Очень хочется противопоставить этому то, что отвлечет детей от вредного для них, не нужного им. Стараюсь воспитывать у учеников чувство долга перед семьёй, школой, чувство ответственности перед своим коллективом, учу детей самостоятельно решать некоторые ученические проблемы. Серия классных часов под названием " Давайте, люди, никогда об этом не забудем!" выполняет как раз задачи патриотической направленности. ...

18 10 2019 10:48:19

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества

Урок формирует представление о Европе и Востоке на основе фактов, причин, целей и итогов Крестовых походов. Учащиеся анализируют изменение образа жизни европейской и мусульманской цивилизаций при влиянии церквей, устанавливают причины, следствия и значение....

17 10 2019 19:38:45

Методическая разработка урока истории по теме "От «горячей» войны к «холодной»"

Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории. ...

16 10 2019 11:47:55

Урок истории России в 10-м классе "Реформа Петра Великого"

Цель урока: сделать вывод о том, что созданное Петром I новое, так называемое, «регулярное» государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны, и что платой за эти радикальные преобразования явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейшей налоговый гнёт на население России....

15 10 2019 16:59:22

Литературно-музыкальная композиция "Мы ничего не знаем о войне"

Цель мероприятия: воспитать патриотизм, гордость за свою родину и преклонение перед подвигом; глубокое уважение к ветеранам; научить свято помнить мужество, самоотверженность и героизм за тех, кто пал на полях боя....

14 10 2019 13:29:44

Методическая разработка по теме «Олимпийские игры в древности». 5-й класс

Отправной точкой является карта Древней Греции, на ней обозначены полисы, о которых идет речь на уроке. Переход на нужный слайд происходит через щелчок на один из городов. Точно также можно перейти от одного состязания к другому. Подробные описания переходов через гиперссылку описаны в разработке урока....

13 10 2019 16:23:41

Екатерининская эпоха (внутренняя политика Екатерины II) (7-й класс)

Урок должен дать учащимся исторический портрет Екатерины II; познакомить с предпосылками, содержанием, с общей характеристикой внутренней политики; показать роль дворянских привилегий; продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками. ...

12 10 2019 0:24:18

Локальные войны. День памяти бойцов сергиево-посадского ОМОНА

Подготовка к этому мероприятию начинается с начала учебного года. Учащиеся посещают музеи других школ, встречаются с ветеранами войны, участвуют в творческих конкурсах, встречаются с родственниками погибших воинов, участвуют в городских и районных мероприятиях, посвященных патриотической тематике. ...

11 10 2019 11:23:25

Тема урока "Фашизация Италии. Бенито Муссолини". 10-й класс

Урок служит анализу причин и процесса установления фашистской диктатуры Муссолини в Италии в период начала Второй мировой войны. При изучении этого материала в учащихся воспитывается неприятие идеологии фашизма, толерантность, умение искать компромисс в сложных жизненных ситуациях....

10 10 2019 23:26:18

Зарождение демократии в Афинах (5-й класс)

Одной из задач педагогики является научить работать учащихся творчески и в коллективе. Этому способствуют инновационные технологии, в том числе французские мастерские. Французские мастерские – это новый стиль взаимоотношений учителя и ученика, учащихся между собой, это позиция диалога и активная форма работы, результатом которой является презентация нового продукта, возникшего в ходе коллективного творчества....

09 10 2019 5:56:24

Дидактические материалы для учащихся 10-х классов к учебнику Н.В. Загладина

В работе представлены тесты для контрольных и лабораторных работ " Средневековье", " Русь и Византия", схема опорного конспекта " Великие географические открытия", разработанные автором к учебнику Н. В Загладина для 10-го класса " Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века"....

08 10 2019 4:44:53

Культура средневекового Китая

Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо- Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....

07 10 2019 3:36:52

Развитие критического мышления на уроках истории Древнего мира

Урок по теме «Vita brevis, ars longa», или Искусство Древнего Египта» для учащихся 5-го класса служит примером развития критического мышления....

06 10 2019 10:22:31

Интегрированный урок по истории России и МХК в 6-м классе "Расцвет Древнерусского государства при Ярославле Мудром"

Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после смерти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охарактеризовать духовную составляющую периода становления государства....

05 10 2019 12:29:56

Глобальные проблемы современности

В нынешних условиях на первый план перед учителем-обществоведом выдвигается задача овладения методическими средствами и педагогическими технологиями, адекватными современным целям и новому содержанию обществоведческого образования. Очень важно помочь школьнику не растеряться в изобилии идей и мнений, нацелить его на выработку собственной мировоззренческой позиции, соотнесенной с личным опытом и общественными ценностями. ...

04 10 2019 0:17:14

Урок в 5-м классе по теме "Ассирийская держава"

Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интерактивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...

03 10 2019 16:45:10

Интегрированный урок (история + английский язык) по теме "В рыцарском замке"

Автор показывает учащимся взаимосвязь двух школьных предметов на примере повторения и закрепления пройденного материала по истории и введение на его основе новой лексики на английском языке....

02 10 2019 13:54:30

Повторительно-обобщающий урок в 6-м классе "Западная и Центральная Европа в период раннего средневековья и расцвета (с VI по XV вв.)"

Урок обобщения и систематизации знаний по истории Средних веков. Обучающиеся повторяют знания довольно большого периода с VI по XV века. Использование заданий творческого характера делает урок познавательным, наглядным и интересным....

01 10 2019 14:43:48

Россия на современном этапе: 1999–2007

Президентские выборы 2000 г. Какие проблемы стоят перед новым правительством и президентом Путиным? Что было сделано в социально-экономической сфере за 8 лет? В качестве регионального компонента - история развития Уватского района Тюменской области за последние 10 лет....

30 09 2019 7:15:56

Тема урока в 8-м классе: "Петр I и его реформы"

Обобщающий урок по истории в 8-м классе по теме " Петр I и его реформы". Особенностью проведения урока является соединение исторических знаний с умениями театрального творчества. ...

29 09 2019 15:48:29

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.