План-конспект "Перестройка и ее итоги"
Цель:
- Закрепить теоретический материал, полученный в ходе предыдущих занятий и самостоятельной работы.
- Выяснить необходимость изменения политической системы, этапы проведения политической реформы и их итоги.
- Вооружить основными знаниями, необходимыми для владения данной темой по программе.
- Формировать навыки исследовательской работы.
Задачи:
учащиеся должны уметь:
- составлять таблицы;
- хаpaктеризовать периоды в развитии перестройки;
- показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений; называть хаpaктерные, существенные черты перестройки;
- сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки;
- определять (аргументировать) своё отношение к событиям и личностям в истории; работать с документами.
Тип урока: комбинированный
План урока:
- Перестройка – объективная необходимость.
- Первый этап перестроечных процессов.
- Второй этап перестроечных процессов.
- Результаты перестройки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
По параграфу 66 ученики должны были дома составить таблицу
«Итоги экономического, социального и политического развития СССР к середине 80-х годов», выявить кризисные явления в различных сферах, ответив на вопрос :
«Почему существующая экономическая, политическая и социальная система превратилась в главный тормоз общественного развития? »
В таблице у ребят должны получиться примерно следующие выводы
Кризисные явления в различных сферах
Экономическая сфера | Социальная сфера | Политическая сфера |
Кризис комaндной экономики: снижение темпов экономического роста, нарастающее отставание от передовых стран, экстенсивное развитие, нарастание диспропорций в экономике, проблема дефицита, устаревшие методы управления, начало инфляции, развитие теневой экономики, рост преступности в экономической сфере. | Проблемы, связанные с понижением уровня жизни. Проблемы, связанные с психологическим состоянием общества: неверие в возможность перемен, недоверие к власти, нежелание работать в общественном секторе, привычка жить по двойным стандартам, социальная апатия. | Кризис тоталитарной системы: бюрократия, коррупция,
неспособность государственных органов к решению общественных проблем
и т.д. Монополия партии на власть – её ответственность за углубление кризиса. Национальные проблемы. Внешнеполитические проблемы. |
На основе проверки домашнего задания организуется обсуждение вопроса:
– Какие мероприятия помогут вывести страну из кризиса?
Примерный ответ ребят, который записывается в тетради.
- В экономической сфере –
сменить экономическую модель, создать смешанную или рыночную экономику, ликвидировать отставание от передовых стран. - В социальной сфере –
достичь высокого жизненного уровня, активного участия граждан в общественной жизни (создать гражданское общество). - В политической сфере –
Изменить политический режим, создать демократическое общество, правовое государство, изменить концепцию отношений между республиками в рамках Советского Союза.
Подвести ребят к выводу: все эти преобразования означают коренные изменения общественно-политической и экономической модели и носят революционный хаpaктер.
Учитель: Не все социальные слои в СССР были заинтересованы, чтобы страна шла именно по такому пути. Силы, начавшие эти преобразования, тоже не сразу определили конечные задачи. Изменение в стране началось «сверху», а процесс изменения получил название «Перестройка» . Сегодняшняя тема урока
«Перестройка и её итоги». Ученики записывают в тетрадях тему.
III. Слайд-презентация ученика (предварительно составляется план работы с учителем) Приложение 1
Краткое содержание к слайдам.
Слайд 1. В 1982 году скончался Брежнев Л.И.
Слайд 2. После кончины Брежнева Генеральным секретарём стал Андропов Ю.В., а через полтора года после cмepти Андропова Черненко К.У., который умер через год после назначения на должность. Наконец, в 1985 году на пост генсека политическая элита выдвигает довольно молодого парт аппаратчика Горбачёва М.С.
Слайд 3. Краткая биография Горбачёва М.С.
Слайд 4. Вместе с Горбачёвым в правящую элиту вошли молодые руководители: Лигачёв Е.К.; ШеварнадзеЭ.А.; Рыжков Н.И.; Яковлев А.Н., чуть позже в Москву был приглашён Первый секретарь Екатеринбурга – Ельцин Б.Н. Эта новая политическая элита хорошо понимала необходимость перемен и была готова к обновлению системы, но чёткого плана у реформаторов не было.
Слайд 4. Задачи «Перестройки»
Слайд 5. Первые реформы в экономике.
Слайд 6. В обыденном сознании наших людей существуют три основные точки зрения на предпосылки и начало Перестройки:
Не нужно было ничего менять, жили тихо, небогато, но зато стабильно, не думая о завтрашнем дне.
Кризис давно назрел, страна катилась в пропасть, реформы были необходимы.
Перестройка – цепь заговоров мирового империализма и масонства с целью ослабления и развала великой державы.
Слайд 7. К какой точке зрения вы склоняетесь?
Ребята аргументируют свой выбор.
Первый этап урока завершается выводом:
перемены с стране назрели, перестройка была насущной необходимостью. (записывается в тетради)
IV. На каждую парту учитель раздаёт Рабочий лист, который содержит таблицу
«Основные события 1985–1991 гг.»
Важнейшие политические мероприятия | Национальные проблемы СССР |
Генеральным секретарём ЦК КПСС в марте 1985г.
избран М.С.Горбачёв. Апрель 1985 г. – Пленум ЦК; обсуждение социально-экономического положения в стране, провозглашение курса на ускорение социально-экономического развития, предшествовавший период охаpaктеризован как застойный. |
|
Февраль-март 1986 г. – XXVII съезд КПСС. Приняты планы 12 пятилетки(1986-1990г.г.) В отчётном докладе содержались идеи реформирования экономики в направлении рынка, политической системы – в направлении правового государства; гласность как важнейшее условие демократизации общества и элемент обновляющейся официальной идеологии. | 26 апреля 1986 г. – авария на Чернобыльской
АЭС. Апрель1986 г. – обострение национальных проблем (выступления народа в Алма-Ате, Казахстан) |
Январь 1987 г. – Пленум ЦК рассмотрел вопрос
омоложения кадрового состава в руководстве партией. Гласность –
открытость и правдивость в освящении прошлого. Июнь 1987 г. – Пленум ЦК – начало экономических реформ. |
|
Март 1988 г. – Публикация в газетах письма
Н.Андреевой, направленного против преобразований в обществе.
Консолидация антиперестроечных сил.
Июнь 1988 г. – XIX партконференция; решение о начале реформы политической системы. |
Весна 1988 г. – начало войны между Арменией
и Азербайджаном, погромы в Сумгаите. Декабрь 1988 г. – землетрясение в Армении. |
Март 1989 г. – выборы в Верховный Совет
народных депутатов на основании нового закона о выборах. 25 марта – 9 июня – первый съезд народных депутатов СССР |
Апрель1989 г. – разгон демонстрации в Тбилиси. Погромы в Фергане. |
Март 1990 г. – III
внеочередной съезд народных депутатов, переход к президентскому
правлению (избран Горбачёв М.С.) Отмена 6-й
статьи Конституции. Май 1990 г. на сессии Верховного совета впервые говорится о концепции перехода к рыночной экономике. Июль 1990 г. XXVIII съезд КПСС. Генсеком избран М.С.Горбачёв. Раскол в КПСС. |
«Парад суверенитетов» союзных республик. Февраль1990 г. – лидеры Литвы провозглашают независимость. 12 июня 1990 г. – Iсъезд народных депутатов России принимает Декларацию о государственном суверенитете России. |
Январь 1991 г. – начало официальной
регистрации политических партий и организаций. 19–21 августа1991 г. – выступление ГКЧП. 24 августа 1991 г. – М.С.Горбачёв сложил с себя полномочия Генсека ЦК КПСС. 26 августа 1991 г.– приостановлена деятельность КПСС на территории СССР. 6 сентября 1991 г. – признание Верховным Советом независимость Прибалтики. 25 декабря 1991 г. – официальное заявление об отставке М.С.Горбачёва. |
Январь 1991 г. – События в Вильнюсе и в
Риге, связанные с попыткой сохранить республики Прибалтики в составе
СССР. 17 марта 1991 г. – референдум о судьбе СССР. Апрель 1991 г. – начало «Новоогарёвского процесса» – подготовка нового Союзного договора (подписание намечено на 20 августа) 12 июня 1991 г. – выборы Президента РФ (Ельцин Б.Н.) 8 декабря 1991 г. – руководители России, Украины и Белоруссии подписали соглашение о выходе из СССР и образовании СНГ 21 декабря 1991 г. – встреча в Алма-Ате. Декларация о прекращении существования СССР. |
Экономическое развитие СССР.
Среднегодовые показатели, % | 1981–1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 | 1990 |
Темпы прироста национального дохода | 3,5 | 2,3 | 1,6 | 4,4 | 2,5 | -4 |
Темпы прироста производительности труда | 3 | 2,1 | 1,6 | 4,8 | 2,2 | -3 |
I этап перестройки (апрель 1985 г. – лето 1988 г.)
Главная идея – построение социализма с человеческим лицом.
Главная задача – остановить разложение социалистической системы.
Средства – осторожное реформирование при отсутствии целостной концепции реформ. активность «сверху». (Запись в тетрадях.)
– Работая с рабочим листом проследите, какие важнейшие события в политической жизни страны произошли в этот период.
– Что можно сказать о проблемах первого этапа? (продолжение экономического спада, рост межнациональных проблем, рост дезинтеграции общества)
Именно в этот период начались техногенные катастрофы, экологические катастрофы.
Показ слайдов (10 – 13).
Учащиеся приходят к выводу, что первый этап перестройки объективно приводил общество к радикальным преобразованиям, которых не предусматривали реформаторы.
V. В этот период шла борьба идей, найдите в рабочем листке март 1988 года статью Нины Андреевой «Не могу поступиться принципами». Раздаётся на каждую парту документ, выдержки из статьи. (Читается вслух.)
«Взять вопрос о месте И.В.Сталина в истории нашей страны. Именно с его именем связана вся одержимость критических атак, которая, по моему мнению, касается не столько самой личности, сколько всей сложнейшей переходной эпохи. Эпохи, связанной с беспримерным подвигом целого поколения советских людей, которые сегодня постепенно отходит от активной деятельности. В формулу «культа личности» насильственно втискиваются индустриализация, коллективизация, культурная революция, которые вывели нашу страну в разряд великих мировых держав…дело дошло до того, что от «сталинистов»… стали настойчиво требовать «покаяния»…
Сторонники «леворадикального социализма» формируют тенденцию фальсифицирования истории социализма…
Сложность воспитания молодёжи усугубляется ещё и тем, что в русле идей «неолибералов» создаются неформальные организации и объединения. Случается, что верх в их руководстве берут экстремистские, способные на провокации элементы. В последнее время наметилась политизация этих самодеятельных организаций на основе далеко не социалистического плюрализма. Нередко лидеры этих организаций говорят о «разделении власти» на основе «парламентского режима», «свободных профсоюзов»», автономных издательств» и т.п. Всё это, по моему мнению, позволяет сделать вывод, что главным и кардинальным вопросом проходящих ныне в стране дискуссий является вопрос – признавать или не признавать руководящую роль партии, рабочего класса в социалистическом строительстве, а значит и в перестройке».
– Какой политический режим отстаивает автор, защищая Сталина и утверждая «сохранение руководящей роли партии»?
Согласны ли вы, с мнением демократов, что статья Н.Андреевой – манифест «антиперестроечных сил»?
– Как вы относитесь к идее покаяния, которой возмущается автор? Знаком ли вам художественный фильм режиссёра Тенгиза Абуладзе «Покаяние»?
VI.
II этап перестройки (лето 1988 – декабрь 1991 гг.)
На основании рабочего листа составляется хаpaктеристика второго этапа перестройки.
Главная идея – радикальное реформирование, смена модели общественного развития.
Главная задача реформаторов – преобразование социалистической системы.
– Какие внутриполитические достижения вы можете назвать? (осуществлён переход к политическому плюрализму от однопартийности; гласность привела к идеологическому плюрализму; углубляются процессы демократизации общества).
– Какие проблемы этапа вы можете назвать? (продолжается спад экономики и снижение жизненного уровня населения; нарастают противоречия во всех властных структурах; обостряется идейно-политическая борьба в КПСС, между различными политическими партиями и движениями, нарастают национальные столкновения).
В рабочем листе обратите внимание на темпы прироста национального дохода и темпы прироста производительности труда, цифры говорят сами за себя.
Экономическая ситуация в стране продолжала ухудшаться. Резко возросла инфляция, рос и без того огромный бюджетный дефицит, золотой запас сокращался. Уровень жизни населения стремительно падал. Летом 1989года прошли первые массовые забастовки рабочих, которые стали постоянными спутниками перестройки.
– Одна из главных проблем страны – проблема подписания нового союзного договора. Вспомните год образования СССР? (1922)
– На какой основе он был создан? (на основе федерации) Однако фактически СССР был унитарным государством , со строгим подчинением республик центру.
– Как центр пытался удержать республики? (часто через применение силы, )
– По этому вопросу был впервые в СССР сделан референдум.
Показ слайда 14 и 15. Итоги референдума.
VII. Работа с учебником
Зачитать на стр.320 подпункт: Распад СССР. До слов «Подписание договора так и не состоялось»
– Возможно ли было в таких условиях сохранить прежний Советский Союз? Аргументировать ответ.
Вывод по третьему пункту плана урока: реформы начинают «пробуксовывать», люди разочаровываются в перестройке. Очаги межнациональных конфликтов могут привести к гражданской войне, нужен новый Союзный договор.
VIII. Показ слайдов 15–36.
IX. Задание классу:
Сопоставить преобразования, необходимые для вывода страны из кризиса, и результаты перестройки.
Учащиеся формулируют вывод о соотношения замыслов и надежд «прорабов перестройки» и её реальных итогов.
X. Начать заполнение сравнительной таблицы «Попытки реформ»
План сравнения | При Н.С.Хрущёве | В годы перестройки |
1. Отношение к частной собственности и экономической свободе | ||
2. Отношение к гражданским правам и свободам | ||
3. Отношение к политической оппозиции | ||
4. Применение репрессий к политическим противникам | ||
5. Государственный контроль за СМИ, книгоизданием, театрами и т.п. | ||
6. Основные преобразования в экономической сфере | ||
7. Основные политические и социальные реформы. | ||
8. Результаты реформ. |
IX. Выставление и комментирование оценок.
X. Домашнее задание
Заполнить таблицу. Читать параграф 67 и отвечать на вопросы в конце параграфа.
Цель элективных курсов профориентационной направленности – предоставить старшеклассникам возможность свободно выбрать тот дополнительный объем образования, который соответствует их интересам и потребностям. Новизной предлагаемого варианта программы является обращение к проблематике влияния личности на историю, роли реформаторской деятельности. ...
27 03 2024 11:53:27
Методическая разработка направлена на содействие духовно-нравственному развитию и воспитанию студентов, формированию российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, к государственным праздникам России....
26 03 2024 15:12:26
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
25 03 2024 23:47:57
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция). ...
24 03 2024 4:36:28
Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....
23 03 2024 17:25:35
Повторительно-обобщающий урок закрепляет знания о личности Александра II, его реформах и их значении для развития России, формирует интерес к историческому прошлому, создает условия для развития у учащихся интеллектуальных и пpaктических умений в изучении истории. На уроке использованы различные контрольные задания: портретная галерея, кроссворд, деформированный текст, тест на знание фактов, понятий, на установление причинно-следственных связей. ...
22 03 2024 19:15:17
Одной из задач педагогики является научить работать учащихся творчески и в коллективе. Этому способствуют инновационные технологии, в том числе французские мастерские. Французские мастерские – это новый стиль взаимоотношений учителя и ученика, учащихся между собой, это позиция диалога и активная форма работы, результатом которой является презентация нового продукта, возникшего в ходе коллективного творчества....
21 03 2024 19:26:49
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества. ...
20 03 2024 22:50:53
В процессе изучения истории большую роль играет работа с историческими источниками. Изучение документа приближает учеников к изучаемой эпохе. Тема: "Законы царя Хаммурапи" в 5-м классе позволяет использовать на уроке кодекс законов, который содержит 282 статьи. Работа с данным документом открывает большие возможности для использования личностно-ориентированного подхода на уроке....
19 03 2024 18:13:49
Сегодня рушатся ценности, которые всегда казались стабильными. Центральной стала дискуссия о пагубном влиянии на подрастающее поколение телевизионных передач, фильмов, рекламы, наркотических средств. На улице слышны нецензурные выражения, молодые люди без стеснения курят, пьют спиртные напитки. Очень хочется противопоставить этому то, что отвлечет детей от вредного для них, не нужного им. Стараюсь воспитывать у учеников чувство долга перед семьёй, школой, чувство ответственности перед своим коллективом, учу детей самостоятельно решать некоторые ученические проблемы. Серия классных часов под названием "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!" выполняет как раз задачи патриотической направленности. ...
18 03 2024 7:46:48
Урок на примере доблести и мужества армии воспитывает чувство любви и гордости за свою Родину; направлен на развитие навыков работы с источниками, документами, исторической картой, умений обобщить и систематизировать материал, активно воспринимать информацию. Работа содержит документы и выполнена в виде презентации Microsoft PowerPoint....
17 03 2024 5:55:54
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией. Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
16 03 2024 19:28:30
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки). Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
15 03 2024 3:32:49
Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть тему монетизации льгот как важное событие, в корне изменившее социальную политику государства. Задачи: рассмотреть предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; проанализировать суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан....
14 03 2024 13:40:50
Цель урока: выработать, осознать и принять механизм защиты прав потребителей, необходимый для реализации проекта по созданию буклета-инструкции; формирование правовой культуры потребителя через осознание и принятие механизма по защите прав потребителей. ...
13 03 2024 20:17:35
Урок окружающего мира в 4-м классе по программе А.А. Плешакова к учебнику «Мир вокруг нас», часть 2. Цели урока: сформировать представления о войне 1812 года; развивать познавательный интерес, умение делать выводы; воспитывать чувство патриотизма к своей Родине....
12 03 2024 14:55:39
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...
11 03 2024 21:17:35
Представленная методическая разработка классного часа сможет оказать большую помощь учителям, классным руководителям и всем педагогическим работникам в подготовке, организации и проведении мероприятий гражданско-патриотической направленности, нацеленных на расширение и углубление знаний учащихся о своей Родине. Материал позволит в увлекательной, занимательной форме разносторонне узнать о судьбе своей страны, проверить полноту и прочность уже полученных знаний о ней....
10 03 2024 22:29:50
Даная тема изучается в 6-м классе в курсе история Отчества с древнейших времен до XVI века и является новой в разделе «Раздробленность на Руси», следовательно, был выбран тип урока комбинированный, с элементами технологии критического мышления, по форме – работа в группах. Предусмотренная форма проведения занятия требовала того, чтобы обучающиеся в позиции исследователей реализовали умения доказательно излагать свою точку зрения, работать с текстом учебника, с картой....
09 03 2024 19:11:54
Одним из важных направлений разрешения назревающих проблем в образовании является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы, а именно: целей, содержания, методов, средств, форм организации познавательной деятельности учащихся, прогнозов соответствия результатов обучения требованиям школы....
08 03 2024 6:48:16
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
07 03 2024 8:34:42
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
06 03 2024 12:37:37
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
05 03 2024 5:49:21
На уроке проверяются, обобщаются и углубляются знания учащихся по истории советского общества за период конца 40-х – начала 80-х гг.; развиваются умения анализировать, сравнивать и давать собственную оценку деятельности правительства во главе с лидером, а также развитию творческого воображения. Решается задача воспитания чувства ответственности за судьбу своего Отечества. Занимательный хаpaктер урока способствует усилению мотивации к изучению предмета....
04 03 2024 21:54:49
Урок призван познакомить учащихся с ролью Церкви в становлении государства, развивать мышление (умение обобщать, систематизировать изученный материал, развитие речи учащихся, попытка формулирование выводов, расширение словарного запаса речи)....
03 03 2024 18:30:47
В статье приведены примеры применения деятельностно-пpaктического способа обучения при изучении темы войны. 5-й класс: «Военные походы фараонов», 8-й класс: «Крымская война»....
02 03 2024 11:45:40
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
01 03 2024 12:38:23
Урок помогает познакомить детей с началом перехода от присваивающего к производящему хозяйству, продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами, описывать факты; воспитывать уважительное отношение к труду....
29 02 2024 17:59:46
Вашему вниманию представлен урок по истории на тему "Источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне". У детей воспитываются патриотические чувства, уважение к историческому прошлому России....
28 02 2024 1:26:51
На уроке обсуждаются содержание, особенности и формы духовной деятельности. Учитель знакомит с особенностями сферы духовной деятельности, взглядами философов, тpaктовавших духовные явления, пути и методы сохранения, распространения и освоения духовных ценностей. В ходе урока учащиеся изучают новый материал в группах по заданиям, полученным на уроке....
27 02 2024 1:24:49
Работа на уроке проходит в учебных группах. Задействованы все учащиеся. Ученики по итогам урока пытаются определить собственное отношение к внутренней политике Ивана Грозного. В ходе урока работают с дополнительным материалом, самостоятельно находят ответы на предложенные вопросы. Построенная по данному плану работа может способствовать развитию навыков анализа исторического материала, умения делать выводы, аргументированно высказывать свое мнение. Для разработки урока был использован исторический материал, напечатанный ранее в приложении к газете "Первое сентября" - "История". ...
26 02 2024 11:32:59
На уроке используются презентация, тестирование, индивидуальное, опережающее задание, работа с документом в парах, дифференцированные задания. Урок способствует формированию у учащихся представления о русском реформаторе М.М. Сперанском, о проектах, над которыми он работал. ...
25 02 2024 21:30:59
Опрос, как правило, вызывает у учащихся наибольшие трудности, в особенности при проверке домашнего задания. Как сделать из опроса-допроса опрос-игру, увлекательное занятие? С чего начать? В первую очередь следует изменить отношение к оценке учащихся. Такой способ оценки уже придуман, правда, пока он относится к нетрадиционным способам - это рейтинг, количественное определение (ранжирование) в соответствии с произвольно выбранной шкалой....
24 02 2024 23:16:46
Рассмотрены причины, хаpaктер, движущие силы Февральской революции. Обозначена деятельность Временного правительства. Определены суть и причины двоевластия....
23 02 2024 12:41:53
На этот урок обществознания в 9-м классе отведен один час (программа Боголюбова Л.Н.). На уроке использован метод индивидуальной работы, который не только повышает интерес учеников к предмету, но и обеспечивает более глубокое усвоение материала, выработку гражданских навыков. Урок помогает осмыслить существование школы и права на образование....
22 02 2024 18:51:11
Данный урок завершает тему «СССР в период апогея тоталитаризма: 1945–1953 гг.», подводит к пониманию сущности этого периода в истории нашей Родины. Материал урока отобран с целью как можно ярче проиллюстрировать те процессы, которые происходили в советском государстве. Используемые методы позволяют осуществить деятельностный подход в обучении....
21 02 2024 15:57:33
Внеклассное мероприятие по избирательному праву формирует активную гражданскую позицию, стимулирует явку на выборы, инициирует домашнее (семейное) обсуждение важности активного голосования с последующим совместным походом на избирательные участки для учащихся, еще не обладающих активным избирательным правом....
20 02 2024 20:18:57
Итоговое внеклассное мероприятие служит воспитанию патриотизма и чувства гордости за народы России и её героев. Мероприятие представлено в форме презентации творческих работ учащихся....
19 02 2024 16:43:46
Зачем человек учится? Зачем в школе преподается столько предметов? С одной стороны, на эти вопросы ответить легко, а с другой, сложно. Как было в далёком прошлом? Ученики переносятся в древние Афины, сравнивают, отвечают на волнующие вопросы....
18 02 2024 20:13:29
Программа элективного курса предназначена для теоретической и пpaктической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена и ориентирована на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся 10–11-х классов к ЕГЭ....
17 02 2024 16:48:46
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
16 02 2024 12:43:43
Метод проектной деятельности предполагает создание так называемых "инициативных групп", которым предлагается на рассмотрение или решение комплексная задача. Формы презентации проекта весьма разнообразны: доклад, конференция, дискуссия, рекомендации, коллаж. ...
15 02 2024 5:20:45
Цели урока: через работу с историческими источниками познакомить учащихся с "новым" порядком, оценить его пагубность для народов, захваченных Германией; способствовать формированию умения учащихся извлекать первичную информацию о событиях; умения построения своей аргументации на основе источника....
14 02 2024 16:28:52
Философы и юристы ХIX века считали Российскую самобытность несовместимой с торжеством правового начала. Правовой нигилизм наблюдается и сегодня, что объясняется как незнанием законов, так и корыстным использованием их в личных целях. Из этих факторов исходит задача воспитания правовой культуры и гражданского самосознания учащихся. В данном реферате представлены основные формы уроков, методы и приемы работы по формированию у учащихся УУД....
13 02 2024 5:21:55
В современных условиях переоценки исторического прошлого своей страны, духовных ценностей на учителе лежит огромная ответственность за судьбы юных граждан России, умение беречь созданное нашими предшественниками, продолжать народные традиции. ...
12 02 2024 9:41:17
Представленный урок знакомит учащихся с особенностями процесса модернизации в Японии в конце XIX — начале XX века, раскрывает содержание «эпохи Мейдзи» - эпохи просвещенного правления императора Муцухито. ...
11 02 2024 18:36:21
Интеллектуальный марафон развивает интерес к отечественной истории и литературе. Включает в себя конкурсы разной направленности: "Блиц", "Веришь – не веришь", "Соответствия", "Знатоки российской армии", "Репортаж с места событий", а также конкурс для зрителей....
10 02 2024 6:35:31
На уроке учащиеся знакомятся с сословным хаpaктером российского быта, учатся сравнивать и систематизировать информацию. В ходе урока учитель обращается к личному опыту учащихся, они также высказывают собственное мнение, работают с текстом, находя в нём необходимую информацию. Эта информация оформляется в виде сводной таблицы, которая позволяет систематизировать материал учебника, выполнить сравнение. ...
09 02 2024 13:19:10
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
08 02 2024 20:19:41
Обобщающий урок построен в игровой форме. Использование игры на уроке дает возможность активизировать познавательную деятельность учащихся, поддерживать интерес к предмету....
07 02 2024 17:59:15
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::