Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках истории с элементами научного исследования
В современной школе основным вопросом преподавания предметов становится вопрос о выработке у учащихся таких навыков и умений, которые они смогут использовать в своей дальнейшей жизни. Учителю истории необходимо помочь ученикам овладеть умениями анализировать исторические источники, доказывать свою точку зрения, уметь корректно выслушать собеседника и многое другое. Все это также способствует глубокой и осознанной подготовке к Единому государственному экзамену по истории.
В своей работе я часто использую элементы исследовательской деятельности, с которой учащиеся знакомятся как непосредственно на учебных занятиях, так и в ходе работы школьного творческого объединения “Эрудит”, главным итогом деятельности которого становится участие ребят в научно-пpaктических конференциях, олимпиадах и конкурсах различного уровня (городского, краевого, федерального). На занятиях в секциях школьного ТОУ учащиеся пишут свои первые научно-исследовательские работы, а основные умения и навыки их написания, конечно же, формируются и на предметных уроках. Так, на своих уроках истории я с учениками изучаю исторические документы различных эпох, которые необходимо проанализировать, критически осмыслить, доказывая при этом свою точку зрения, а затем применить свои знания на пpaктике, то есть в ходе написания научно-исследовательской работы.
Одним из таких уроков с элементами научного исследования является урок по истории России в 10 классе, затрагивающий проблемы взаимоотношений Руси и Золотой Орды в XIII-XV веках. Вопрос о монголо-татарском нашествии на Русь современными историками рассматривается неоднозначно, сегодняшние точки зрения на историю Руси и Золотой Орды этого периода сложны и, зачастую, противоречивы. Мы с учениками 10 класса провели большую работу по подборке, изучению и осмыслению доступных нам исторических источников по интересующей проблематике. Урок решено было провести в форме заседания Ученого совета – предзащиты кандидатской диссертации по этой теме. Класс на время превратился в научно-исследовательскую лабораторию, члeны который были разделены на три основных отдела: источниковедческий, археологический и отдел реконструкции вооружения. Учащиеся получили опережающие задания, под руководством учителя подобрали и проработали необходимый материал: документальные источники, исследования ученых – востоковедов разных веков, археологические находки. Учеником, которому выпала роль диссертанта, была подготовлена презентация к уроку.
Одной из составляющих подготовки к уроку является использование регионоведческого материала. Ученики этого класса тесно сотрудничают с Центром археологических исследований Армавирской государственной педагогической академии под руководством Е.И.Нарожного. Они неоднократно бывали на раскопках археологических памятников в округе города Армавира, поэтому анализировать археологические источники учатся на пpaктике, посещая лабораторию Центра, беседуя с его научными сотрудниками.
Важным моментом урока стало заполнение так называемых лабораторных листов, в которых ученики отражали основные выводы, полученные в ходе урока. Приглашенные учителя-историки школы, выполнявшие функцию члeнов Ученого совета, должны были оценить результаты ребят по имеющимся у них критериям, высказать свою точку зрения на проделанную работу.
Такая форма урока позволяет мотивировать изучение истории, помочь учащимся разобраться в сложных документальных источниках, научить основам исследовательской деятельности, сформировать необходимые им умения и навыки: логику мышления, критический анализ, доказательность точки зрения, умение вести дискуссии и многие другие.
УРОК ПО ИСТОРИИ РОССИИ
С ЭЛЕМЕНТАМИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (10 класс)
ТЕМА “ИЗ ИСТОРИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РУСИ И ЗОЛОТОЙ ОРДЫ: ЭЛЕМЕНТЫ ВЛИЯНИЯ И ЗАИМСТВОВАНИЙ”
Цель урока: познакомить учащихся с основами научно-исследовательской работы, формировать у учащихся основные компетенции: умение анализировать исторические источники, доказывать свою точку зрения, применять знания на пpaктике; воспитывать толерантное отношение к исторической действительности.
Оборудование: мультимедиапроектор, слайды презентации, тексты документальных источников (русских летописей, армянских документов ХШ века, китайских летописей ХШ века), иллюстрации нумизматического материала и вооружения монголо-татар.
НАУЧНЫЙ КОНСУЛЬТАНТ (учитель).
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодняшний урок мы проведем в формезаседания Ученого Совета, на котором будут представлены итоги серьезной исследовательской работы. Для этого в ходе подготовки учащиеся класса распределили роли (диссертанта и члeнов его лаборатории), познакомились с новыми историческими источниками, подготовили необходимые выводы. Результат работы члeны лаборатории отразят в лабораторном листе (Приложение 2).
Защита кандидатской диссертации – это процесс долгий и сложный, в основном, теоретический, поэтому сегодня мы проведем с вами лишь предзащиту, то есть покажем на пpaктике, как диссертант с помощью своей научной лаборатории, которой он руководит, по крупицам добывал новые научные знания.
Историки по-разному подходят к изучению собственно исторических явлений и событий. Вот перед вами систематизация научных взглядов известного российского, советского историка Льва Николаевича Гумилева, с которой мы отчасти солидарны [4].
Три взгляда на историю – “из мышиной норы”, “с вершины кургана”, “с высоты птичьего полета” (Приложение 3).
ВОПРОС к члeнам лаборатории: что означают эти подходы? Соответствуют ли они истинному положению вещей в истории?
В исторической науке часто соблюдается принцип “qui bono” – кому от этого польза? Очень сложно ученому быть беспристрастным, однако мы постараемся быть таковыми, при этом внося новый взгляд, новое прочтение в хорошо знакомые исторические явления и процессы.
Целью нашего заседания является предзащита диссертации на соискание степени кандидата наук по истории, связанная с очень актуальной в настоящее время проблемой — проблемой взаимоотношений Руси и монголо-татарского государства в ХШ-ХУ веках. Сегодня на предварительной защите свою диссертационную работу покажет молодой перспективный сотрудник нашего научно-исследовательского института.
Окончательная защита диссертации состоится позже, а сегодня мы увидим сам процесс исследования, его ход и основные рассуждения, которым следовал наш диссертант. Ему помогали в этом сотрудники научной лаборатории, которую он возглавляет. В лаборатории действуют три отдела: источниковедческий, археологический и отдел реконструкции. Каждый из этих отделов внес свою лепту в ход рассуждений нашего диссертанта. На заседании присутствуют члeны нашего Ученого совета (учителя-историки) и внешние рецензенты, которые оценят работу диссертанта по установленным критериям (Приложение 1).
Слово предоставляется диссертанту.
ДИССЕРТАНТ.
Я давно занимаюсь проблемами взаимоотношений Руси и Золотой Орда. До недавнего времени существовала одна, официальная точка зрения на этот вопрос. Согласно высказыванию К. Маркса, “монголо-татарское иго иссушало саму душу народа”, порабощало и уничтожало Русь. Однако при ближайшем рассмотрении, как и все в истории, данный процесс оказывается не таким однозначным, поэтому я и занялся исследованием этой проблемы.
Современные историки-медиевисты приводят очень много доводов в пользу неординарности взаимоотношений Руси и монголо-татар. Я исследую проблему взаимовоздействия и влияния золотоордынского государства на завоеванные им территории русских земель. Цель моей работы – археолого-историческая реконструкция и оценка особенностей взаимоотношений Руси и Золотой Орды в ХШ-ХУ веке с учетом новых, современных подходов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы: мы надеемся, что наши выводы изменят некоторые точки зрения, официально существующие в настоящее время среди ученых-медиевистов и заставят по – другому оценивать место и роль государственного образования монголо-татар в мировой истории.
В нашей лаборатории мы исследовали как древние исторические источники: археологический материал, документы генуэзских и венецианских факторий, воспоминания современников, древнерусские летописи, так и документы нового и новейшего времени: труды советских и современных российских историков.
Основные положения диссертации
- Неоднозначная оценка отношения русских князей к золотоордынскому влиянию (элементы сотрудничества, взаимодействия и взаимовоздействия)
- Заимствование элементов денежного обращения Золотой Орды русскими князьями
- Прямое влияние защитного доспеха монголо-татар на вооружение Руси
Первое положение, подтверждение которому искали мы в нашей лаборатории, это проблема неоднозначности оценки политической обстановки на Руси в эпоху монголо-татарского нашествия различными историками. Мы постараемся не повторять хорошо известные, хрестоматийные примеры процесса раздачи ярлыков на великое княжение, вручения специальных блях – пайцз для сбора дани и т.д., которые расцениваются многими учеными только как отрицательные. Мы только остановимся на оценке различными историками отношения русских князей к этим новым правилам.
(Приложение 3)
Члeны лаборатории работают с текстами источников – документов различных эпох. Необходимо сделать и доказать следующий вывод, что отношения князей и русских дружинников с завоевателями — монголами были не просто на стадии “захватчик-подчиненный”, а гораздо сложнее.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОТДЕЛОВ.
1 ОТДЕЛ – ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ.
ЦЕЛЬЮ ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКОГО ОТДЕЛА нашей лаборатории было научное исследование исторических источников: русских летописей, произведений средневековых восточных авторов, исследований современных и ученых и историков советского периода. Все эти документы мы должны рассмотреть глубоко и внимательно, чтобы в результате на примерах из них согласиться или опровергнуть тезис советской историографии только об отрицательном воздействии Золотой Орды на Южную Русь.
При внимательном, более того, критическом прочтении этих документов, мы увидели и положительные, а не только отрицательные оценки взаимоотношений Орды с различными народами. Конечно, мы не должны утверждать, что все монгольские ханы милостиво относились ко всем народам, но из этих отрывков ясно видно, что они благоволили к тем, кто соглашался с ними сотрудничать или напрямую на них работать.
Мы знаем из истории России эпохи ХШ-Х1У веков, что процесс раздачи ярлыков на Великое княжение также не всем русским князьям показался возмутительным. Многие князья, в том числе Александр Невский и его отец Ярослав, Михаил Тверской, Иван Калита и другие, специально ездили в Сарай на поклон к хану, в случае неповиновения славянского народа просили в помощь отряды золотоордынских воинов для подавления. Нам также известно, что сам Александр Невский был побратимом, то есть пpaктически братом монгольского хана Сартака.
ВЫВОД. На основании исследованных материалов мы доказываем свою точку зрения на вопрос взаимоотношений Золотой Орды с Русью. Это был сложный, противоречивый процесс, и ни в коем случае нельзя говорить о только отрицательном или только положительном воздействии. Мы также не во всем согласны с Л.Н.Гумилевым (см. высказывание). Прямых подтверждений, кроме нескольких фраз из указанных и других источников, тому, что князья и дружинники нанимались на заработки в Орду, нет, поэтому мы и подвергаем эту точку зрения сомнению.
ДИССЕРТАНТ.
Второе положение нашей диссертации о том, что процессы, происходящие в Золотой Орде, оказали значительное воздействие на монетное дело уже Московской Руси. Мы доказываем это на примере нумизматического материала. На Руси в ХШ-ХУ веках был безмонетный период, то есть либо товар обменивался на товар, либо имели хождение деньги – слитки времен XI-ХП вв: гривны, ногаты, резаны, куны и т.д. Как выходили из положения русские князья?
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ.
Попрошу члeнов отделов проанализировать изображения на слайдах (Приложения 4, 4 а)
Также на столах сами монеты, изображения денег Руси домонгольского периода, изображения собственно золотоордьнских монет и монет Золотой Орды, на которых имелись надчеканки русских князей. Существует версия (Г. А. Федоров-Давыдов, М.Д. Полубояринова [6,7]), что после этого времени на Руси и распространились деньги в форме округлых или лепестковидных монеток.
2 ОТДЕЛ – АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ
ЦЕЛЬЮ РАБОТЫ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛА стало исследование раскопочного материала, в частности, нумизматических находок первой половины ХШ – конца XIV веков и на этой основе сравнительный анализ монголо-татарских и русских монет.
Внимательнейшим образом нами был изучен нумизматический материал, в свое время определенный Г.А.Федоровым-Давыдовым, М.Д.Полубояриновой, И.А.Волковым [7, 8; 6; 1] и другими московскими учеными, занимавшимися проблемами Золотой Орды (прочитаны надписи и определено время чеканки). Мы знаем, что в Южной и Восточной Руси в эпоху завоеваний монголо-татар был безмонетный период. Товары обменивались на товары или имели хождение так называемые слитки – деньги из цельного куска металла (куны, ногаты, резаны).
Обратите внимание на изображения денег – монет собственно Руси и монет, чеканившихся от имени золотоордынских ханов. Хорошо видна на золотоордынских монетах арабская легенда (это надпись года, имя хана, место чекана). А теперь посмотрите на изображение монет уже Московской Руси, то есть относящихся к концу ХШ-Х1У векам. Нам четко видны слова “ВЕЛИКИЙ” и “КНЯЗЬ”. Поскольку сами ханы таких титулов не употрeбляли, археологи считают, что это монеты русских князей.
На основании рассмотренного нумизматического материала (его, конечно же, было изучено гораздо больше, чем две монеты) мы можем предположить, согласившись с точкой зрения Г.А.Федорова-Давыдова и М.Д.Полубояриновой, что после образования золотоордынского государства и вследствие заимствования самих монет и в Московской Руси распространились деньги в виде округлых или лепестковых монеток.
ДИССЕРТАНТ
Третий тезис нашей диссертации – влияние монголо-татар на военное снаряжение Русских воинов (Приложение 5).
Члeны лаборатории работают с прорисовками, фотографиями и изображениями монголо-татарских элементов вооружения (наруччи): находки элементов защитного вооружения из сел. Сахновка, Южная Русь и находки собственно золотоордынского снаряжения. Доказываем версию М. А. Горелика, что это прямое заимствование [3].
3 ОТДЕЛ – ОТДЕЛ РЕКОНСТРУКЦИИ ВООРУЖЕНИЯ
Мы работали с предметами вооружения монголо-татарских и русских войск.
НАШЕЙ ЦЕЛЬЮ явилось доказательство прямого заимствования элементов золотоордынского доспеха и его влияние на вооружение Русских воинов.
На предложенном вам слайде изображен фрагмент монголо – татарского доспеха – наруччи или базубанды, которые защищали локти и предплечье воинов. Это изображения наруччей из Монголии. Точно такие же доспехи были найдены в Китае. М.А. Горелик, московский археолог, историк, занимающийся проблемами истории монголо-татар, изучив древние и средневековые китайские и монгольские документы, сделал прорисовки с миниатюр этих летописей [2;3]. Вы видите изображение руки воина с таким налокотником, который застегивался как обыкновенный манжет. Находки защитного доспеха русских воинов, сделанные на территории Руси, отличаются большим сходством внешних признаков с монгольскими.
ДИССЕРТАНТ. Таким образом, мы представляем и доказываем версию прямого влияния нового Золотоордынского государства на Южную и Восточную Русь. Причем, это не только и не столько отрицательное воздействие, как это было принято считать в советской историографии, сколько обогащение оформляющегося русского государства определенными полезными моментами.
В конце урока члeны Ученого Совета оценивают работу диссертанта по имеющимся у них критериям, а также дают хаpaктеристику деятельности члeнов научной лаборатории по лабораторным листам.
Литература
- Волков И.В. Новая группа подражательных монет конца ХIV в. // Нумизматика. № 4 (март), 2005.
- Горелик М.В. Армии монголо-татар. – М., 2002
- Горелик М.В. Ранний монгольский доспех (IX-XIV вв) // Археология, этнография и антропология Монголии. – Новосибирск, 1986.
- Гумилев Л.Н. В поисках вымышленного царства // Л.Н. Гумилев. Сочинения. – М., 1996.
- Нарожный Е.И., Нарожная Ф.Б. Средневековые монеты из высокогорной Ингушетии // Проблемы археологии Кавказа (к 70-летию Ю.Н.Воронова). Сборник материалов Международной научной конференции, посвященной 70-летию Ю.Н.Воронова (10-11 мая 2011 г, г. Сухум). – Сухум: АБИГИ, 2011.
- Полубояринова М.Д. Русские люди в Золотой Орде. – М., 1978.
- Федоров-Давыдов Г.А. Древние монеты – свидетели прошлого. – М., 1986.
- Федоров-Давыдов. Монеты рассказывают. – М., 1996.
Цели данной темы: знакомство со странами Балканского полуострова в ХIII–ХIV в., причинами их ослабления, с возникновением Османского государства и началом завоевания им Балканского полуострова. ...
18 03 2024 21:57:20
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
17 03 2024 15:35:17
Интегрированный урок "How Different the World Is" по английскому языку и истории систематизирует страноведческий материал, позволяет расширить знания учащихся об истории, культуре и особенностях англоязычных стран и России. Широко используется дополнительный материал, не содержащийся в УМК, песни и стихи на английском и русском языках. ...
16 03 2024 22:34:46
Урок позволяет разобраться в причинах и сущности дворцовых переворотов, отметить решающую роль гвардии. В ходе урока учащиеся проводят анализ принятых в период дворцовых переворотов указов и приходят к выводу, что внутренняя политика самодержавия в этот период отвечала интересам дворянства и отчасти купечества....
15 03 2024 5:50:51
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
14 03 2024 7:37:49
В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....
13 03 2024 20:15:20
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР. ...
12 03 2024 8:32:12
Сценарий включает в себя дневниковые записи, воспоминания людей, которым пришлось испытать судьбу жителя блокадного города. Также в композицию включены поэтические произведения Ю.Воронова, М.Дудина, А.Межирова, О.Берггольц, позволяющие глубже и проникновеннее увидеть человеческую трагедию ленинградцев. Сценарий может использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках истории и литературы при изучении эпохи Великой Отечественной войны....
11 03 2024 14:24:54
Деятельностный подход ориентирован на активную познавательную деятельность школьников на всех этапах планирования и организации учебного процесса, в том числе пои организации и проведении контроля и оценке знаний. Вопрос оценивания остается сложной проблемой современной российской школы. В данной статье предлагается анализ подходов к решению проблемы оценивания по параметрам деятельности, по уровням обученности, где отправной точкой является образовательный стандарт. Приводится образец контрольной работы по истории и критерии оценки. ...
10 03 2024 17:28:48
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
09 03 2024 18:19:37
Как заставить учеников задуматься, прочувствовать учебный материал? Думаю, что на этом уроке будет к месту прием, который я назвала "размытая карта" - карта без четких границ, названий. Её предстоит дополнять во время урока, сравнивать с современной картой. Работать на уроке можно с использованием функции "шторка" интеpaктивной доски....
08 03 2024 0:36:59
На уроке рассматривается связь человека и природы, их взаимодействие. По схемам учащиеся работают в группах....
07 03 2024 20:49:51
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века». ...
06 03 2024 12:52:36
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
05 03 2024 11:27:12
Внеклассное мероприятие содержит познавательный исторический материал.Учащиеся учатся применять комбинированные знания в области математики и краеведения. Мероприятие проводится для повышения интереса учащихся к учёбе. Решая задачи по математике, дети погружаются в историю блокадного Ленинграда, а сухие цифры и задачи приобретают живое звучание. Задания представлены разного уровня, преподносятся кратко и доступно....
04 03 2024 16:13:22
На уроке формируются представления о рыночном механизме регулирования экономики. Учащиеся учатся определять условия функционирования рынка, что влияет на спрос и предложение на рынке. Повышается мотивация к учебе, ученики ориентируются в экономических и нравственных поступках, использують речь для регуляции своего действия....
03 03 2024 11:40:55
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
02 03 2024 15:41:58
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
01 03 2024 7:31:16
Одной из задач педагогики является научить работать учащихся творчески и в коллективе. Этому способствуют инновационные технологии, в том числе французские мастерские. Французские мастерские – это новый стиль взаимоотношений учителя и ученика, учащихся между собой, это позиция диалога и активная форма работы, результатом которой является презентация нового продукта, возникшего в ходе коллективного творчества....
29 02 2024 0:19:50
Интеpaктивное обучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Оно позволяет развивать активную жизненную позицию у учащихся, выpaбатывать навык коллективной работы, уметь оценивать ситуацию, принимать решение в спopных вопросах и отстаивать его....
28 02 2024 4:30:34
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
27 02 2024 9:48:22
Программа рассчитана на 17 часов и предназначена для учащихся 11-х классов с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и пpaктических заданий. Новизна данного курса в том, что он предлагает познакомиться с неизвестными страницами в истории родного города, предполагает большую самостоятельную работу с архивными как опубликованными, так и неопубликованными источниками....
26 02 2024 7:33:59
Апробированный опыт применения пошагового использования на уроках истории презентаций, отражающих план урока. ...
25 02 2024 9:46:48
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
24 02 2024 1:56:57
Открытый урок дает представление о том, что такое парламентаризм и какова его роль в России, общества и каждого российского гражданина. Цель урока: воспитание у школьников гражданских качеств патриотизма, активной жизненной позиции; формирование базисных знаний о государстве, парламентской власти, правах человека....
23 02 2024 5:31:16
Предлагаемый урок заканчивает очень сложную для восприятия и понимания школьниками тему. Она имеет принципиальное значение для понимания учениками таких философских категорий, как свобода, ответственность, нравственный выбор. Овладение данными понятиями позволит учащимся плавно перейти к пониманию следующей темы, посвященной изучению общей хаpaктеристики правовых норм. На примере предлагаемого материала ребята имеют возможность обобщить, закрепить и отработать на пpaктике такие понятия, как свобода, воля, мораль, закон, ответственность, общественное мнение, долг, выбор, цель, счастье. ...
22 02 2024 16:28:26
Урок блочно-модульного структурирования. Процесс формирования блоков основан на просмотре отрывков из учебного кинофильма: соединяя увиденное с содержанием материала учебника, ученики составляют соответствующий блок. В результате работы ученики имеют готовые технологические карты для домашнего повторения, а также для подготовки к контрольным срезам....
21 02 2024 1:20:36
Урок позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме, стимулировать рефлексию, направленную на осмысление собственной учебной деятельности, выpaбатывать критическое отношение к результатам своей работы на уроке, помогает выработать активную позицию на заключительном этапе обобщающего повторения. ...
20 02 2024 10:42:24
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
19 02 2024 2:42:17
Цель урока - формирование знаний учащихся о тайных обществах царствования Александра I и восстании декабристов....
18 02 2024 10:37:27
В ходе работы над проектами ребята изучают литературу по истории Великой Отечественной войны и истории Ставропольского края, Ге opгиевского района и станицы Подгорной. Ребята периодически ведут записи бесед с тружениками тыла. Учащиеся анализируют отобранную информацию, создают компьютерные презентации....
17 02 2024 21:35:58
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
16 02 2024 7:37:45
Интеpaктивная лекция – выступление преподавателя перед большой аудиторией с активными формами обучения: дискуссия, беседа, демонстрация слайдов или учебных фильмов, мозговой штурм. На основе интеpaктивных форм обучения сочетаются несколько методов обучения для решения проблемы, осмысления темы....
15 02 2024 3:35:17
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
14 02 2024 20:30:46
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
13 02 2024 8:24:34
Программа элективного курса по правоведению для 10–11-х классов. В конце курса ученики должны овладеть основными юридическими терминами и понятиями; уметь применять юридические знания в жизни; давать правовую оценку собственным действиям, окружающих явлениям жизни и правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования; логически и творчески мыслить; овладеть элементами исследовательских работ; адаптироваться к сознательному выбору будущей специальности....
12 02 2024 21:43:37
В ходе урока затронуты многие важные проблемы: отсутствие гарантий и механизма соблюдения права на жизнь, существование в нашей стране профашистских и экстремистских организаций, выявление причин способствующих росту экстремизма в России и т.д. Критический подход к рассмотрению темы позволил не только заинтересовать, но и пробудить в учениках стремление способствовать улучшению правового фона вокруг себя путем осознания прав человека и гражданина как важной общечеловеческой ценности. Это развивает гуманистичекое мышление у подростков – члeнов общества....
11 02 2024 3:33:52
Данная тема открывает широкие возможности для обсуждения одной из глобальных проблем. Работа в группах, использование разнообразных методов формирования критического мышления на уроках истории позволили мне рассмотреть данную проблему на уроке с разных позиций и в разных аспектах....
10 02 2024 6:17:23
Урок знакомит учащихся с историей монголо-татарского нашествия на Русь. ...
09 02 2024 4:52:41
После этого урока ученики смогут: показывать на карте Балканский полуостров и острова Эгeйского моря, основные области Балканской Греции; применять и пояснять на примерах понятия: «эллины»; описывать образ жизни людей и культурные памятники Древней Греции; приводить примеры влияния природно-географических условий Греции на развитие цивилизации; выражать собственное отношение к наследию древнегреческого общества....
08 02 2024 23:12:59
Открытое внеклассное мероприятие с применением информационных технологий с целью воспитания патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ. Место проведения: актовый зал, кабинет, оснащенный средствами современных информационных технологий. Привлеченные участники мероприятия — инициативная группа....
07 02 2024 16:49:37
В данной работе представлен конспект урока по предмету "История". Урок проводится с использованием элементов развивающего обучения и сопровождается презентацией в программе PowerPoint. ...
06 02 2024 18:26:52
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
05 02 2024 1:26:31
Урок развивает навыки работы с текстом. По форме урок представляет собой пpaктикум. При работе с текстом содержание усваивается эффективнее. Особенность урока состоит в помощи учителя, ориентировки к действиям. Оба текста одинаковы построены. Первый текст разделен на абзацы, второй – нет. Ученику необходимо перенести действия с первым текстом на второй....
04 02 2024 14:54:29
На данном уроке учащиеся работают в группах над основными событиями революции в Нидерландах, раскрывают основные понятия и термины, развивают умения работать с историческими документами, учатся делать выводы, работать с картами, дают хаpaктеристику историческим личностям. ...
03 02 2024 21:13:58
Урок-погружение – особая форма современного образовательного процесса, может быть использован с целью повышения интереса к отдельным темам, в данном случае к событиям эпохи становления Наполеона Бонапарта как правителя, его взлета и падения, краха идеалов революции, или как вариант обобщения и повторения изученного материала. Урок рассчитан на 1,5 часа....
02 02 2024 10:31:56
Задачи урока: обобщение, повторение пройденного материала; осмыслить важнейшие закономерности причинно-следственных связей в истории стран Древнего Востока; развивать умения по пpaктическому использованию полученных знаний, усвоению информации по текстам учебных пособий и дополнительной литературе; учиться сопоставлять факты и делать выводы....
01 02 2024 12:23:48
Акцент урока направлен на организацию активного участия школьников в поиске и усвоении исторического материала. Пропедевтика начального исторического образования готовит учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах. ...
31 01 2024 5:39:33
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
30 01 2024 6:44:12
Урок – закрепление изученного материала в 7-м классе по следующим темам: " Английская буржуазная революция", "Война за независимость в США", "Великая Французская буржуазная революция". Цель урока – обобщение знаний по вышеперечисленным темам....
29 01 2024 13:13:30
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::