Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках истории с элементами научного исследования > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках истории с элементами научного исследования


    Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках истории с элементами научного исследования

В современной школе основным вопросом преподавания предметов становится вопрос о выработке у учащихся таких навыков и умений, которые они смогут использовать в своей дальнейшей жизни. Учителю истории необходимо помочь ученикам овладеть умениями анализировать исторические источники, доказывать свою точку зрения, уметь корректно выслушать собеседника и многое другое. Все это также способствует глубокой и осознанной подготовке к Единому государственному экзамену по истории.

В своей работе я часто использую элементы исследовательской деятельности, с которой учащиеся знакомятся как непосредственно на учебных занятиях, так и в ходе работы школьного творческого объединения “Эрудит”, главным итогом деятельности которого становится участие ребят в научно-пpaктических конференциях, олимпиадах и конкурсах различного уровня (городского, краевого, федерального). На занятиях в секциях школьного ТОУ учащиеся пишут свои первые научно-исследовательские работы, а основные умения и навыки их написания, конечно же, формируются и на предметных уроках. Так, на своих уроках истории я с учениками изучаю исторические документы различных эпох, которые необходимо проанализировать, критически осмыслить, доказывая при этом свою точку зрения, а затем применить свои знания на пpaктике, то есть в ходе написания научно-исследовательской работы.

Одним из таких уроков с элементами научного исследования является урок по истории России в 10 классе, затрагивающий проблемы взаимоотношений Руси и Золотой Орды в XIII-XV веках. Вопрос о монголо-татарском нашествии на Русь современными историками рассматривается неоднозначно, сегодняшние точки зрения на историю Руси и Золотой Орды этого периода сложны и, зачастую, противоречивы. Мы с учениками 10 класса провели большую работу по подборке, изучению и осмыслению доступных нам исторических источников по интересующей проблематике. Урок решено было провести в форме заседания Ученого совета – предзащиты кандидатской диссертации по этой теме. Класс на время превратился в научно-исследовательскую лабораторию, члeны который были разделены на три основных отдела: источниковедческий, археологический и отдел реконструкции вооружения. Учащиеся получили опережающие задания, под руководством учителя подобрали и проработали необходимый материал: документальные источники, исследования ученых – востоковедов разных веков, археологические находки. Учеником, которому выпала роль диссертанта, была подготовлена презентация к уроку.

Одной из составляющих подготовки к уроку является использование регионоведческого материала. Ученики этого класса тесно сотрудничают с Центром археологических исследований Армавирской государственной педагогической академии под руководством Е.И.Нарожного. Они неоднократно бывали на раскопках археологических памятников в округе города Армавира, поэтому анализировать археологические источники учатся на пpaктике, посещая лабораторию Центра, беседуя с его научными сотрудниками.

Важным моментом урока стало заполнение так называемых лабораторных листов, в которых ученики отражали основные выводы, полученные в ходе урока. Приглашенные учителя-историки школы, выполнявшие функцию члeнов Ученого совета, должны были оценить результаты ребят по имеющимся у них критериям, высказать свою точку зрения на проделанную работу.

Такая форма урока позволяет мотивировать изучение истории, помочь учащимся разобраться в сложных документальных источниках, научить основам исследовательской деятельности, сформировать необходимые им умения и навыки: логику мышления, критический анализ, доказательность точки зрения, умение вести дискуссии и многие другие.

УРОК ПО ИСТОРИИ РОССИИ

С ЭЛЕМЕНТАМИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (10 класс)

ТЕМА “ИЗ ИСТОРИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РУСИ И ЗОЛОТОЙ ОРДЫ: ЭЛЕМЕНТЫ ВЛИЯНИЯ И ЗАИМСТВОВАНИЙ”

Цель урока: познакомить учащихся с основами научно-исследовательской работы, формировать у учащихся основные компетенции: умение анализировать исторические источники, доказывать свою точку зрения, применять знания на пpaктике; воспитывать толерантное отношение к исторической действительности.

Оборудование: мультимедиапроектор, слайды презентации, тексты документальных источников (русских летописей, армянских документов ХШ века, китайских летописей ХШ века), иллюстрации нумизматического материала и вооружения монголо-татар.

НАУЧНЫЙ КОНСУЛЬТАНТ (учитель).

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодняшний урок мы проведем в формезаседания Ученого Совета, на котором будут представлены итоги серьезной исследовательской работы. Для этого в ходе подготовки учащиеся класса распределили роли (диссертанта и члeнов его лаборатории), познакомились с новыми историческими источниками, подготовили необходимые выводы. Результат работы члeны лаборатории отразят в лабораторном листе (Приложение 2).

Защита кандидатской диссертации – это процесс долгий и сложный, в основном, теоретический, поэтому сегодня мы проведем с вами лишь предзащиту, то есть покажем на пpaктике, как диссертант с помощью своей научной лаборатории, которой он руководит, по крупицам добывал новые научные знания.

Историки по-разному подходят к изучению собственно исторических явлений и событий. Вот перед вами систематизация научных взглядов известного российского, советского историка Льва Николаевича Гумилева, с которой мы отчасти солидарны [4].

Три взгляда на историю – “из мышиной норы”, “с вершины кургана”, “с высоты птичьего полета” (Приложение 3).

ВОПРОС к члeнам лаборатории: что означают эти подходы? Соответствуют ли они истинному положению вещей в истории?

В исторической науке часто соблюдается принцип “qui bono” – кому от этого польза? Очень сложно ученому быть беспристрастным, однако мы постараемся быть таковыми, при этом внося новый взгляд, новое прочтение в хорошо знакомые исторические явления и процессы.

Целью нашего заседания является предзащита диссертации на соискание степени кандидата наук по истории, связанная с очень актуальной в настоящее время проблемой — проблемой взаимоотношений Руси и монголо-татарского государства в ХШ-ХУ веках. Сегодня на предварительной защите свою диссертационную работу покажет молодой перспективный сотрудник нашего научно-исследовательского института.

Окончательная защита диссертации состоится позже, а сегодня мы увидим сам процесс исследования, его ход и основные рассуждения, которым следовал наш диссертант. Ему помогали в этом сотрудники научной лаборатории, которую он возглавляет. В лаборатории действуют три отдела: источниковедческий, археологический и отдел реконструкции. Каждый из этих отделов внес свою лепту в ход рассуждений нашего диссертанта. На заседании присутствуют члeны нашего Ученого совета (учителя-историки) и внешние рецензенты, которые оценят работу диссертанта по установленным критериям (Приложение 1).

Слово предоставляется диссертанту.

ДИССЕРТАНТ.

Я давно занимаюсь проблемами взаимоотношений Руси и Золотой Орда. До недавнего времени существовала одна, официальная точка зрения на этот вопрос. Согласно высказыванию К. Маркса, “монголо-татарское иго иссушало саму душу народа”, порабощало и уничтожало Русь. Однако при ближайшем рассмотрении, как и все в истории, данный процесс оказывается не таким однозначным, поэтому я и занялся исследованием этой проблемы.

Современные историки-медиевисты приводят очень много доводов в пользу неординарности взаимоотношений Руси и монголо-татар. Я исследую проблему взаимовоздействия и влияния золотоордынского государства на завоеванные им территории русских земель. Цель моей работы – археолого-историческая реконструкция и оценка особенностей взаимоотношений Руси и Золотой Орды в ХШ-ХУ веке с учетом новых, современных подходов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы: мы надеемся, что наши выводы изменят некоторые точки зрения, официально существующие в настоящее время среди ученых-медиевистов и заставят по – другому оценивать место и роль государственного образования монголо-татар в мировой истории.

В нашей лаборатории мы исследовали как древние исторические источники: археологический материал, документы генуэзских и венецианских факторий, воспоминания современников, древнерусские летописи, так и документы нового и новейшего времени: труды советских и современных российских историков.

Основные положения диссертации

  1. Неоднозначная оценка отношения русских князей к золотоордынскому влиянию (элементы сотрудничества, взаимодействия и взаимовоздействия)
  2. Заимствование элементов денежного обращения Золотой Орды русскими князьями
  3. Прямое влияние защитного доспеха монголо-татар на вооружение Руси

Первое положение, подтверждение которому искали мы в нашей лаборатории, это проблема неоднозначности оценки политической обстановки на Руси в эпоху монголо-татарского нашествия различными историками. Мы постараемся не повторять хорошо известные, хрестоматийные примеры процесса раздачи ярлыков на великое княжение, вручения специальных блях – пайцз для сбора дани и т.д., которые расцениваются многими учеными только как отрицательные. Мы только остановимся на оценке различными историками отношения русских князей к этим новым правилам.

(Приложение 3)

Члeны лаборатории работают с текстами источников – документов различных эпох. Необходимо сделать и доказать следующий вывод, что отношения князей и русских дружинников с завоевателями — монголами были не просто на стадии “захватчик-подчиненный”, а гораздо сложнее.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОТДЕЛОВ.

1 ОТДЕЛ – ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ.

ЦЕЛЬЮ ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКОГО ОТДЕЛА нашей лаборатории было научное исследование исторических источников: русских летописей, произведений средневековых восточных авторов, исследований современных и ученых и историков советского периода. Все эти документы мы должны рассмотреть глубоко и внимательно, чтобы в результате на примерах из них согласиться или опровергнуть тезис советской историографии только об отрицательном воздействии Золотой Орды на Южную Русь.

При внимательном, более того, критическом прочтении этих документов, мы увидели и положительные, а не только отрицательные оценки взаимоотношений Орды с различными народами. Конечно, мы не должны утверждать, что все монгольские ханы милостиво относились ко всем народам, но из этих отрывков ясно видно, что они благоволили к тем, кто соглашался с ними сотрудничать или напрямую на них работать.

Мы знаем из истории России эпохи ХШ-Х1У веков, что процесс раздачи ярлыков на Великое княжение также не всем русским князьям показался возмутительным. Многие князья, в том числе Александр Невский и его отец Ярослав, Михаил Тверской, Иван Калита и другие, специально ездили в Сарай на поклон к хану, в случае неповиновения славянского народа просили в помощь отряды золотоордынских воинов для подавления. Нам также известно, что сам Александр Невский был побратимом, то есть пpaктически братом монгольского хана Сартака.

ВЫВОД. На основании исследованных материалов мы доказываем свою точку зрения на вопрос взаимоотношений Золотой Орды с Русью. Это был сложный, противоречивый процесс, и ни в коем случае нельзя говорить о только отрицательном или только положительном воздействии. Мы также не во всем согласны с Л.Н.Гумилевым (см. высказывание). Прямых подтверждений, кроме нескольких фраз из указанных и других источников, тому, что князья и дружинники нанимались на заработки в Орду, нет, поэтому мы и подвергаем эту точку зрения сомнению.

ДИССЕРТАНТ.

Второе положение нашей диссертации о том, что процессы, происходящие в Золотой Орде, оказали значительное воздействие на монетное дело уже Московской Руси. Мы доказываем это на примере нумизматического материала. На Руси в ХШ-ХУ веках был безмонетный период, то есть либо товар обменивался на товар, либо имели хождение деньги – слитки времен XI-ХП вв: гривны, ногаты, резаны, куны и т.д. Как выходили из положения русские князья?

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ.

Попрошу члeнов отделов проанализировать изображения на слайдах (Приложения 4, 4 а)

Также на столах сами монеты, изображения денег Руси домонгольского периода, изображения собственно золотоордьнских монет и монет Золотой Орды, на которых имелись надчеканки русских князей. Существует версия (Г. А. Федоров-Давыдов, М.Д. Полубояринова [6,7]), что после этого времени на Руси и распространились деньги в форме округлых или лепестковидных монеток.

2 ОТДЕЛ – АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ

ЦЕЛЬЮ РАБОТЫ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛА стало исследование раскопочного материала, в частности, нумизматических находок первой половины ХШ – конца XIV веков и на этой основе сравнительный анализ монголо-татарских и русских монет.

Внимательнейшим образом нами был изучен нумизматический материал, в свое время определенный Г.А.Федоровым-Давыдовым, М.Д.Полубояриновой, И.А.Волковым [7, 8; 6; 1] и другими московскими учеными, занимавшимися проблемами Золотой Орды (прочитаны надписи и определено время чеканки). Мы знаем, что в Южной и Восточной Руси в эпоху завоеваний монголо-татар был безмонетный период. Товары обменивались на товары или имели хождение так называемые слитки – деньги из цельного куска металла (куны, ногаты, резаны).

Обратите внимание на изображения денег – монет собственно Руси и монет, чеканившихся от имени золотоордынских ханов. Хорошо видна на золотоордынских монетах арабская легенда (это надпись года, имя хана, место чекана). А теперь посмотрите на изображение монет уже Московской Руси, то есть относящихся к концу ХШ-Х1У векам. Нам четко видны слова “ВЕЛИКИЙ” и “КНЯЗЬ”. Поскольку сами ханы таких титулов не употрeбляли, археологи считают, что это монеты русских князей.

На основании рассмотренного нумизматического материала (его, конечно же, было изучено гораздо больше, чем две монеты) мы можем предположить, согласившись с точкой зрения Г.А.Федорова-Давыдова и М.Д.Полубояриновой, что после образования золотоордынского государства и вследствие заимствования самих монет и в Московской Руси распространились деньги в виде округлых или лепестковых монеток.

ДИССЕРТАНТ

Третий тезис нашей диссертации – влияние монголо-татар на военное снаряжение Русских воинов (Приложение 5).

Члeны лаборатории работают с прорисовками, фотографиями и изображениями монголо-татарских элементов вооружения (наруччи): находки элементов защитного вооружения из сел. Сахновка, Южная Русь и находки собственно золотоордынского снаряжения. Доказываем версию М. А. Горелика, что это прямое заимствование [3].

3 ОТДЕЛ – ОТДЕЛ РЕКОНСТРУКЦИИ ВООРУЖЕНИЯ

Мы работали с предметами вооружения монголо-татарских и русских войск.

НАШЕЙ ЦЕЛЬЮ явилось доказательство прямого заимствования элементов золотоордынского доспеха и его влияние на вооружение Русских воинов.

На предложенном вам слайде изображен фрагмент монголо – татарского доспеха – наруччи или базубанды, которые защищали локти и предплечье воинов. Это изображения наруччей из Монголии. Точно такие же доспехи были найдены в Китае. М.А. Горелик, московский археолог, историк, занимающийся проблемами истории монголо-татар, изучив древние и средневековые китайские и монгольские документы, сделал прорисовки с миниатюр этих летописей [2;3]. Вы видите изображение руки воина с таким налокотником, который застегивался как обыкновенный манжет. Находки защитного доспеха русских воинов, сделанные на территории Руси, отличаются большим сходством внешних признаков с монгольскими.

ДИССЕРТАНТ. Таким образом, мы представляем и доказываем версию прямого влияния нового Золотоордынского государства на Южную и Восточную Русь. Причем, это не только и не столько отрицательное воздействие, как это было принято считать в советской историографии, сколько обогащение оформляющегося русского государства определенными полезными моментами.

В конце урока члeны Ученого Совета оценивают работу диссертанта по имеющимся у них критериям, а также дают хаpaктеристику деятельности члeнов научной лаборатории по лабораторным листам.

Литература

  1. Волков И.В. Новая группа подражательных монет конца ХIV в. // Нумизматика. № 4 (март), 2005.
  2. Горелик М.В. Армии монголо-татар. – М., 2002
  3. Горелик М.В. Ранний монгольский доспех (IX-XIV вв) // Археология, этнография и антропология Монголии. – Новосибирск, 1986.
  4. Гумилев Л.Н. В поисках вымышленного царства // Л.Н. Гумилев. Сочинения. – М., 1996.
  5. Нарожный Е.И., Нарожная Ф.Б. Средневековые монеты из высокогорной Ингушетии // Проблемы археологии Кавказа (к 70-летию Ю.Н.Воронова). Сборник материалов Международной научной конференции, посвященной 70-летию Ю.Н.Воронова (10-11 мая 2011 г, г. Сухум). – Сухум: АБИГИ, 2011.
  6. Полубояринова М.Д. Русские люди в Золотой Орде. – М., 1978.
  7. Федоров-Давыдов Г.А. Древние монеты – свидетели прошлого. – М., 1986.
  8. Федоров-Давыдов. Монеты рассказывают. – М., 1996.


Куликовская битва


    Куликовская битва

      Цель урока: сформулировать представления о закономерности объединения русских земель вокруг Москвы и об основных направлениях политики московского князя Дмитрия....

04 10 2022 22:55:15

Форма организации познавательной деятельности учащихся: коллективная


    Форма организации познавательной деятельности учащихся: коллективная

      Урок обобщает и систематизирует теоретический материал раздела «СССР в 1965–1985 гг., развивает навыки исследовательской работы, воспитывает потребность в духовном, эмоционально-ценностном освоении истории своей страны, в установлении причастности своего «я» к прошлому и настоящему. ...

03 10 2022 17:55:25

Разработка урока для 5-го класса по теме "Местоположение и природные условия Древнего Египта"


    Разработка урока для 5-го класса по теме "Местоположение и природные условия Древнего Египта"

      Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....

02 10 2022 17:43:36

Внеклассное мероприятие "Кубань — моя, степная дочь России"


    Внеклассное мероприятие "Кубань — моя, степная дочь России"

      Одной из главных позиций воспитательной работы в школе является воспитание гражданственности. Материал данного мероприятия используется для углубленного изучения своего края, родного села. Методическая разработка предназначена для урочной и внеклассной работы с учащимися 5–11-х классов. Является частью серии занятий, посвящённых изучению родного края в региональном предмете "Кубановедение"....

01 10 2022 3:36:57

Урок — речевая театрализованная игра с элементами конкурса по истории Древнего мира


    Урок — речевая театрализованная игра с элементами конкурса по истории Древнего мира

      Урок в 5-м классе по теме "Олимпийские игры в древности". Ученики в результате частично-поисковой, исследовательской работы, ролевой игры знакомятся с историей Олимпийских игр получают образное представление о знаменитом празднике, о его культурном значении. В процессе исследования и ролевой игры выявляется, что они сами являются участниками "малых" Олимпийских игр у себя в школе. ...

30 09 2022 19:29:24

Культура средневекового Китая


    Культура средневекового Китая

      Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....

29 09 2022 11:32:44

Русско-японская война. 1904–1905 гг.


    Русско-японская война. 1904–1905 гг.

      Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о ходе русско-японской войны 1904–1905 гг. на основе организации работы с историческими документами и фрагментами из художественной литературы....

28 09 2022 18:32:38

Интегрированный урок по истории России и МХК в 6-м классе "Расцвет Древнерусского государства при Ярославле Мудром"


    Интегрированный урок по истории России и МХК в 6-м классе "Расцвет Древнерусского государства при Ярославле Мудром"

      Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....

27 09 2022 23:39:51

Урок в 10-м классе по теме "Противостояние Орде при Дмитрии Донском"


    Урок в 10-м классе по теме "Противостояние Орде при Дмитрии Донском"

      Урок построен в виде семинарско-пpaктического занятия и предполагает как устное выступление учащихся с последующим коллективным обсуждением спopных вопросов, так и изучение исторических источников по данной теме. ...

26 09 2022 11:39:27

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения и системнодеятельностный подход в преподавании истории и обществознания


    Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения и системнодеятельностный подход в преподавании истории и обществознания

      В данной статье рассматривается преподавание истории и обществознания в средней и старшей школе на основе системно-деятельностного подхода. Автор обосновывает актуальность темы, приводит концептуальные идеи данного подхода. В качестве примера реализации системно-деятельностного подхода, представлено применение проблемно-дилогической технологии на уроках истории и обществознания. Показаны достоинства и "риски" использования проблемно-диалогической технологии в обучении....

25 09 2022 9:55:54

Битва под Москвой


    Битва под Москвой

      Прологом Победы послужила Московская стратегическая оборонительная операция. Впереди еще три года войны, но именно 5 декабря 1941 года гитлеровская армия, находившаяся в зените своего могущества, понесла первое тяжёлое поражение. ...

24 09 2022 3:33:46

Бухенвальд – лагерь cмepти


    Бухенвальд – лагерь cмepти

      Автор формирует у учащихся представление о политике фашизма в отношении покоренных народов, которых они относили к «низшим расам»....

23 09 2022 22:29:49

Урок истории по теме "Российское общество во второй половине 90-х гг. ХХ в.". 9-й класс


    Урок истории по теме "Российское общество во второй половине 90-х гг. ХХ в.". 9-й класс

      Совместная деятельность учителя и ученика учит навыкам осмысления текстового, статистического материала, учит не только высказывать свою точку зрения, но и её отстаивать, приводя свои аргументы. Организация такой учебной деятельности – залог успешного усвоения учебного материала. В конце урока учащиеся должны показать эволюцию социальной структуры постсоветского общества, назвав её причины, чтобы в последствии дать точную историческую оценку происшедшего в России в 90-е годы....

22 09 2022 8:14:36

Праздник "Жатва" – внеклассное мероприятие по истории Отечества


    Праздник "Жатва" – внеклассное мероприятие по истории Отечества

      Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....

21 09 2022 6:56:54

Конспект урока по истории России для 10-х классов "Отмена крепостного права: окончено ли рабство"


    Конспект урока по истории России для 10-х классов "Отмена крепостного права: окончено ли рабство"

      Представляется конспект проблемного урока истории в 10-м классе. Данный урок позволяет учащимся развивать исследовательские навыки (работа с документами, статистическим материалом), самостоятельность и творчество в изучении исторического материала (подготовка презентации к уроку). Использование информационных технологий ликвидирует перегрузку учащихся (обобщения в свернутом виде после обсуждения проблемы) способствует прочному усвоению знаний, приобщает учащихся к современной информационной культуре. ...

20 09 2022 9:29:11

Гражданско-патриотическая игра "Герои минувших дней". 5—8-й класс


    Гражданско-патриотическая игра "Герои минувших дней". 5—8-й класс

      Предлагается сценарий гражданско-патриотической игры как один из примеров патриотического воспитания в игровой форме. В ходе игры у школьников появляется возможность проявить свои способности, продемонстрировать знания, почувствовать себя члeном комaнды....

19 09 2022 16:45:49

Урок по истории России в 10-м классе "Монголо-татарское вторжение на Русь"


    Урок по истории России в 10-м классе "Монголо-татарское вторжение на Русь"

      Я представляю открытый урок в 10-м классе в формах организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная работа. Урок проведён с целью способствования усвоению учащимися знаний о времени создания Золотой Орды через различные виды деятельности. ...

18 09 2022 15:24:18

Интегрированный урок (история + литература) "Декабристы в якутской ссылке"


    Интегрированный урок (история + литература) "Декабристы в якутской ссылке"

      Интегрированный урок истории и литературы, на котором учащиеся должны понять главные особенности антикрепостнического этапа революционного движения в России, выяснить истоки формирования идейных взглядов будущих декабристов, а также узнать о вкладе декабристов в социально-экономическую, культурную жизнь якутского народа в годы их ссылки в Якутии....

17 09 2022 9:10:46

"Начало феодальной раздробленности на Руси". Открытый урок в 6-м классе


    "Начало феодальной раздробленности на Руси". Открытый урок в 6-м классе

      Урок истории в 6-м классе предусматривает развитие у учащихся умений прослеживать причинно–следственные связи, умения работать с учебником, историческим документом, картой, создаёт условия для воспитания патриотизма....

16 09 2022 3:59:21

Методическая разработка урока истории в 10-м классе. Тема: "Внутренняя политика Екатерины II"


    Методическая разработка урока истории в 10-м классе. Тема: "Внутренняя политика Екатерины II"

      Урок по теме, построенный по технологии проблемного обучения. На протяжении всего урока присутствует определенная проблема, которую решают учащиеся, работая в группах. Работа в группах предполагается в течение 8–10 минут, после чего каждая группа знакомит класс с результатами своей работы. На основе услышанного остальные учащиеся готовят аргументированный ответ в письменном виде – эссе. ...

15 09 2022 18:59:39

Технология дебатов на уроках истории


    Технология дебатов на уроках истории

      Вашему вниманию предлагается урок по истории по теме "Факторы формирования цивилизации", (10-й класс)....

14 09 2022 17:24:40

Урок истории на тему «Афинские школы». 5-й класс


    Урок истории на тему «Афинские школы». 5-й класс

      Урок активизирует познавательную деятельность учащихся. Задачи, поставленные на начальном этапе урока, решаются в самостоятельной работе с различными источниками информации. Иллюстративный материал урока приобщает учеников к культурному наследию Древней Греции....

13 09 2022 6:57:49

Тема урока "Крестьянские восстания во Франции и Англии"


    Тема урока "Крестьянские восстания во Франции и Англии"

      Представлен материал о кризисе в XIV–XV веках европейского средневекового общества. Учащиеся знакомятся с причинами, ходом, результатами крестьянских восстаний в период Столетней войны....

12 09 2022 19:40:11

От Удельной Руси к Единой России


    От Удельной Руси к Единой России

      Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки). Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....

11 09 2022 15:24:36

Открытый урок по музыке в 7-м классе "Роль военных песен в победе Великой Отечественной войны"


    Открытый урок по музыке в 7-м классе "Роль военных песен в победе Великой Отечественной войны"

      Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....

10 09 2022 20:23:31

Открытый урок истории в 7-м классе "Личность Петра Великого, или Уроки жизни будущего реформатора России"


    Открытый урок истории в 7-м классе "Личность Петра Великого, или Уроки жизни будущего реформатора России"

      Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....

09 09 2022 2:18:49

Христианство как мировая религия


    Христианство как мировая религия

      Целями проведения занятия является контроль усвоения студентами знаний об особенностях вероучения и культа наиболее распространенной в России мировой религии - христианства, демонстрация умений применять эти знания, развитие сообразительности, самостоятельного мышления, умения аргументировать свою точку зрения....

08 09 2022 0:43:29

Причины и начало Первой мировой войны (модульный урок)


    Причины и начало Первой мировой войны (модульный урок)

      В представленном уроке используется методика модульного обучения, которая позволяет научить учащихся: работать со статистическим материалом; самостоятельно работать с новым материалом и историческими документами; составлять различные виды планов; оценить работу всех учащихся; дает возможность получить положительные оценки слабо мотивированным ученикам....

07 09 2022 6:57:36

Путешествие в Древнюю Финикию. 5-й класс


    Путешествие в Древнюю Финикию. 5-й класс

      Урок истории разработан для учащихся 5-х классов коррекционной школы VII вида для детей с ЗПР, но так как его содержание соответствует общеобразовательной программе, подробно освещаются все основные вопросы предложенной темы, этот урок может использоваться учителями массовых общеобразовательных учреждений. Специфика работы коррекционной школы отражена в целях урока, в разнообразии видов работ и дифференцированном подходе....

06 09 2022 6:17:24

Открытый урок по истории России "Начало Великой Отечественной войны". 9-й класс


    Открытый урок по истории России "Начало Великой Отечественной войны". 9-й класс

      Цель урока: изучить основные события начала Великой Отечественной войны. Задачи: познакомить учащихся с ходом военных действий в начальный период войны; причинами неудач Красной Армии; содержанием приказа № 270 Ставки Верховного Главнокомaндования от 16 августа 1941 г.; ходом оборонительных сражений под Москвой....

05 09 2022 6:52:10

Урок обществознания по теме "Конституция РФ — Основной закон страны"


    Урок обществознания по теме "Конституция РФ — Основной закон страны"

      Конституция РФ – основа политической и правовой системы России. Она представляет собой совокупность зафиксированных в специальном документе относительно стабильных правил, определяющих основания, цели и устройство государства, принципы его организации и функционирования, способы политического волеобразования и принятия решений, а также положения личности в государстве. ...

04 09 2022 5:56:47

Заседание клуба "Россияне" по теме "Песня тоже была солдатом"


    Заседание клуба "Россияне" по теме "Песня тоже была солдатом"

      В плане деятельности школьного клуба «Россияне» отражены различные мероприятия, которые дают возможность оказывать большое эмоциональное воздействие на обучающихся. Наиболее эффективными являются литературные или литературно-музыкальные композиции. Сценарий заседания клуба продолжил цикл музыкально-литературных композиций, посвященных памятным датам отечественной истории....

03 09 2022 8:33:55

Классный час "Традиции и обычаи русского народа"


    Классный час "Традиции и обычаи русского народа"

      Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, пропаганда обычаев, традиций, достижений родного края. Осознание причастности истории братских народов к исторической судьбе России. Это должно стать целью данного классного часа. ...

02 09 2022 12:17:54

Единый классный час "630 лет Куликовской битве"


    Единый классный час "630 лет Куликовской битве"

      Игра прививает интерес к изучению истории своей страны, воспитание чувства гордости за свою историю и предков, воспитание патриотизма, а также повторение и закрепление ранее изученной темы....

01 09 2022 19:13:37

Начало реформации в Германии


    Начало реформации в Германии

      Цель урока: выяснить значение выступления Мартина Лютера против продажи индульгенций, давшего толчок общенародному движению против католической церкви....

31 08 2022 16:36:30

Урок обществознания по теме "Деньги и их функции". 7-й класс


    Урок обществознания по теме "Деньги и их функции". 7-й класс

      На уроке у учащихся формируются представления о происхождении и назначении денег, их функциях; развиваются умения анализировать, делать выводы, использовать жизненный опыт при решении проблемных задач....

30 08 2022 18:28:28

Игра-викторина по теме "Растим патриотов России"


    Игра-викторина по теме "Растим патриотов России"

      Представленная разработка игры-викторины может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых воспитанию гражданственности, патриотизма и любви к своей Родине. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны....

29 08 2022 11:19:26

Интегрированный урок истории России и права "Казачий мир"


    Интегрированный урок истории России и права "Казачий мир"

      Спopна и интересна история казачества его роль в истории России. А если в каждом классе данный субэтнос представлен довольно многочисленно, учитель обязан обратиться к вопросам рождения Войска донского, волжского воровского казачества и волжского государева казачьего войска. Тема благодатная и для активизации родительского социума. ...

28 08 2022 21:38:59

Урок истории России по теме "Эпоха петровских преобразований"


    Урок истории России по теме "Эпоха петровских преобразований"

      Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....

27 08 2022 11:19:46

Экономические предпосылки зарождения торговли на Руси


    Экономические предпосылки зарождения торговли на Руси

      Автор статьи показывает взаимосвязь учебных предметов экономики и истории в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия учебного материала. Расширяет интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную историческую эпоху через ролевую игру, интегрируя экономический компонент в историческую тему. ...

26 08 2022 17:53:33

Пути реализации творческих способностей учащихся через уроки истории


    Пути реализации творческих способностей учащихся через уроки истории

      Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Активизировать работу с одарёнными детьми позволяет использование инновационных технологий, позволяющих достичь высоких результатов при изучении истории для детей с разными способностями....

25 08 2022 21:59:35

Урок истории по теме "Принятие христианства на Руси". 10-й класс


    Урок истории по теме "Принятие христианства на Руси". 10-й класс

      Материал урока дает возможность учителю совершенствовать навыки работы с историческим источником, отpaбатывать умения формулировать свои мысли, работать в группе. Наличие большого количества иллюстраций помогает "оживить" историю, сделать ее персональной. Подача вопросов в компьютерном варианте направлена на совершенствование тестовой культуры, а обратная связь помогает формированию критического отношения к информации, развитию историко-логического мышления....

24 08 2022 12:33:18

Интеллектуальная игра по истории


    Интеллектуальная игра по истории

      Интеллектуальная игра проводится как внеклассное мероприятие или как обобщающий урок по теме ВОВ. Основные задачи: закрепление знаний учащихся по теме, формирование умений работать мобильно на уроке, воспитание человечного отношения к людям....

23 08 2022 2:44:17

"Именем Святой Екатерины нареченные"


    "Именем Святой Екатерины нареченные"

      Урок гражданственности и патриотизма, проводившийся в школах Краснодарского края в православный день святой Великомученицы Екатерины, приуроченный к 215-й годовщине основания города Екатеринодара - Краснодара. Работа представляет собой подробную методическую разработку урока, проводившегося автором в МОУ СОШ № 65 г. Краснодара. ...

22 08 2022 3:13:29

Искусство Древнего Египта. Урок истории в 5-м классе


    Искусство Древнего Египта. Урок истории в 5-м классе

      Представлен урок изучения нового материала в 5-м классе по теме "Древний Египет"....

21 08 2022 23:36:45

Гражданская война: люди и события


    Гражданская война: люди и события

      Гражданская война в России - это особая страница нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на "своих" и "чужих". Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ. Представленная разработка урока и мультимедийная презентация может быть использована при проведении уроков обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России в 9-х классах всех видов и типов школ. ...

20 08 2022 14:37:50

Смутное время: выбор пути (итоговый урок для 10-го класса)


    Смутное время: выбор пути (итоговый урок для 10-го класса)

      Смутное время относят к числу наиболее трудных и переломных эпох в истории России. Поэтому итоговый урок для десятиклассников ставит целью не только систематизацию материала по теме с учётом сложности исторического подхода, а и формирование навыков умения искать пути решения задач (в данном случае - пути выхода из кризиса начала XVII в.). Урок проводится в нетрадиционной форме с применением элементов выборной технологии, игры, видеоматериалов, инсценирования, что повышает интерес учащихся....

19 08 2022 15:25:36

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

18 08 2022 20:15:48

Военно-патриотическое воспитание: "Во славу Отечества"


    Военно-патриотическое воспитание: "Во славу Отечества"

      Внеклассное мероприятие по военно-патриотическому воспитанию рекомендовано для учащихся 9–11-х классов и проводится накануне Дня защитника Отечества. На мероприятии воссоздаются картины героического прошлого нашей Родины, грозных битв во имя защиты Отечества....

17 08 2022 1:53:13

Тематическое планирование курса "Мировая художественная культура" (5-й класс), параллельное преподаванию истории Древнего мира


    Тематическое планирование курса "Мировая художественная культура" (5-й класс), параллельное преподаванию истории Древнего мира

      Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....

16 08 2022 13:25:18

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::