История для молодежи    

Урок истории по теме "Свобода в жизни человека"

Vita sine libertate, nihil!
(Жизнь без свободы – ничто!)
Латинское изречение

Тип урока: изучение нового материала (2 урока)

Вид урока: проблемно-исследовательский

Цели урока:

  • Образовательная (познавательная): создать у обучающихся представление о том, что такое свобода; показать эволюцию понятия “свобода”;раскрыть различные смыслы и аспекты понятий “свобода”; показать практическую связь понятий “свобода”, “выбор”, “ответственность”
  • Развивающая: создать условия для формирования у обучающихся: логического и образного мышления; умения работать с письменными, устными и наглядными источниками; умения сравнивать однородные явления; умения группировать и классифицировать информацию.
  • Воспитательная: подвести обучающихся к пониманию, что свобода является непреходящей ценностью в любом обществе, раскрыть ее значимость в жизни каждого человека; продолжить формирование ценностных ориентаций обучающихся путем обсуждения альтернативных моделей поведения человека в ситуациях выбора; формировать мотивацию к изучению предмета.

Задачи урока:

  • Активизация творческой, познавательной, интеллектуальной инициативы обучающихся.
  • Формирование навыков публичного обсуждения изучаемой проблемы.

Форма организации занятий: самостоятельная групповая работа.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация урока в POWERPOINT (приложение №1), раздаточные материалы для обучающихся: тексты “Философия свободы”, “Философский споро содержании свободы”, тест “Свобода в жизни человека”, лист самоконтроля.

Ход урока

Структурные элементы урока Деятельность учителя Ожидаемая (прогнозируемая) деятельность учащихся
Организационный момент.

Дидактическая задача: обеспечить своевременное и организованное начало урока

Взаимное приветствие учителя и обучающихся, проверка подготовленности учеников к уроку, организация внимания. Все обучающиеся до звонка находятся на своих рабочих местах и полностью готовы к уроку.
Вступительное слово учителя.

Дидактическая задача: подготовить учащихся к восприятию темы, вызвать интерес, наметить цели и задачи.

Учитель говорит строгим и громким голосом: “Сели ровно, ноги поставили прямо, спину выпрямили, учебники положили на правую сторону, ручку на левую, никто не поворачивается, все смотрят только на меня.”

“Как вы думаете, какой основополагающий принцип и ценность человеческой жизни я сейчас своими действиями нарушила?”

Вызвать удивление обучающихся и реакцию неприятия.

ПО: Свобода

Слайд №2

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

Актуализация ранее полученных знаний.

Дидактическая задача:

выявить опорные знания, необходимые для систематизирования и углубления материала по теме урока.

Издавна человек пытается приобрести свободу. Сладкий миг свободы не редко оценивается дороже жизни… на алтарь свободы брошены бесчисленные жертвы.

А что же это такое свобода? Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

Чтобы активизировать ассоциативное мышление обучающихся , учитель показывает на экране слайды-ассоциации.

Слайд № 3-17

Считаете ли вы себя свободными людьми?

Что ограничивает вашу свободу? Почему?

Ребята работают в группах, затем каждая группа называет слова ассоциации, которые записываются на доске.

 

 

 

ПО: альтернатива, выбор, возможности, независимость, каникулы, необходимость, анархия и т.д.

Окончательная формулировка темы урока и целей. Учитель предлагает ученикам сформулировать вопросы, которые им хотелось бы

обсудить при изучении данной темы. Они записываются на доске. Из всех предложений выбираются главные, те, которые будут рассмотрены на данном уроке. Учитель имеет право предложить свой вопрос.

Предполагаемый план будет выглядеть следующим образом:

Понятие свободы

Философский спор о содержании свободы.

Возможна ли абсолютная свобода?

Содержание понятия свобода на различных исторических этапах.

Общество и свобода.

Слайд № 18

План урока записывается в тетрадь.

1. Понятие свободы.

Дидактическая задача: подвести обучающихся к самостоятельной формулировке понятия “ свобода”.

Русский философ и социолог де Роберти как-то заметил, что тот, кто сможет дать точное определение свободы, достоин Нобелевской премии.

Перед вами уже есть слова ассоциации, попробуйте самостоятельно сформулировать определение понятию “свобода”.

Ученики, работая в группах составляют свои определения. .

После обсуждения групповых работ, на экране появляются научные определения данного понятия.

Слайд №19

За учащимися оставляется право выбора - оставить в тетради свое определение, или записать научное.

2. Философский спор о содержании свободы.

Дидактическая задача: раскрыть различные смысловые аспекты понятия “свобода”.

Свобода понятие многогранное. Мы могли бы поговорить с вами о свободе политической, экономической, социальной, но сегодня нас особенно будет интересовать вопрос философского понимания слова “свобода”, т.е. обобщенное, применимое ко всем сферам сразу, ко всему обществу в целом. В самом широком смысле “свобода” - значит отсутствие ограничений, но возможно ли это? Чтобы рассмотреть этот вопрос, прослушаем ученую беседу 3-х философов, принадлежащих к разным философским направлениям. Ученики разыгрывают сценку разговора 3-х философов (Приложение № 2)

Каждая группа представляет позицию своего философа, подбирает аргументы в защиту этой позиции, отвечают на вопросы.

В результате беседы обучающиеся должны прийти к выводам, что свобода – это возможность выбора. Нет выбора – нет свободы.

Слайд № 20

3. Возможна ли абсолютная свобода?

Дидактическая задача: формирование ценностных ориентаций обучающихся путем обсуждения альтернативных моделей поведения человека в ситуациях выбора.

После того, как будет сделан основополагающий вывод о невозможности свободы без свободы выбора, учитель ставит следующий проблемный вопрос: Зависит ли свобода от внешних условий?

Можно ли быть свободным, живя в несвободном обществе?

 

 

Учитель читает стихотворение А.Галича “Я выбираю свободу”.

(Приложение № 3)

Обучающиеся выступают с короткими сообщениями о личностях сумевших сохранить внутреннюю свободу в условиях несвободного общества:

Александр Исаевич Солженицын, Дмитрий Михайлович Карбышев,Андрей Дмитриевич Сахаров, Александр Аркадьевич Галич.

Слайд № 21

Как итог обсуждения на экране появляется слайд №22

Обучающиеся записывают основные положения слайда в тетрадь.

4. Содержание понятия “свобода” на различных исторических этапах.

Дидактическая задача: усвоить, что содержание понятия “свобода” явление историческое,оно менялось с развитием общества.

Как ни парадоксально, но свобода в разные исторические эпохи воспринималась людьми по-разному.

Для первобытного человека быть свободным означало принадлежать роду, племени, “быть своим”.

В античности свобода – это возможность распоряжаться судьбой, которая была в руках богов, и так же свобода от политической деспотии.

В средние века под свободой подразумевалось ведение духовной, праведной жизни.

В эпоху возрождения свобода понималась как беспрепятственное развитие человеческой личности.

В новое время это слово было написано на знаменах всех западно-европейских революций и символизировало равноправие граждан.

Для индустриального, современного нам общества свобода обрела экономический, юридический смысл. Это в принципе совершенно новый подход к такому старому понятию.

Обучающиеся просматривают слайды презентации.

Слайды №23 – 29.

Проблемный вопрос для обучающихся :Как вы думаете, почему в разные исторические эпохи, понятие “свобода” меняло свое содержание? C чем это было связано?

5.Современное общество и свобода.

Дидактическая задача :подвести обучающихся к пониманию, что в современном обществе свобода является высшей ценностью.

Я предлагаю вам посмотреть видеоролик “Философия свободы” и я бы добавила “в современном понимании”.Вопросы для обсуждения у вас в приложении № 4.

В данном приложении есть и текстовое сопровождение ролика

Обучающиеся смотрят видеоролик “Философия свободы” (Текст Кен Скуланд. Перевод на русский Григорий Сапов и Александр Куроев) и отвечают на вопросы к нему.

Какова главная мысль этого ролика?

Какие виды свобод освещаются в этом ролике?

Какие мысли авторов данного ролика вам особенно понравились? С какими вы не согласны?

Что является основой по настоящему свободного общества?

Как ты понимаешь высказывание польского сатирика Станислава Ежимца: “Те, кто надел на глаза шоры, должны помнить, что в комплект входят еще узда и кнут”?

Формирование выводов по изученному материалу.

Дидактическая задача: выявление главного и установление связей между различными видами знаний.

Говорить о свободе можно бесконечно и в разных аспектах. Мы еще не обсудили с вами такие вопросы как правовая составляющая понятия “свобода”.

Как и где можно отстаивать свои права на различные виды Свобод? И т.д.

Все это темы для разговора на следующем уроке.

Вы сегодня хорошо поработали и, я думаю, легко вспомните чем мы сегодня занимались на уроке

 

 

 

Попробуйте сформулировать основные выводы по теме.

ПО 1. Подбирали слова – ассоциации к понятию “свобода”

2. Совместно определили план урока.

3. Давали свое определение понятию “свобода”

4.Прослушали философский спор о возможности абсолютной свободы и включились в него.

5. Обсудили вопросы: “Зависит ли свобода от внешних условий? Может ли индивид быть абсолютно свободен в своей внутренней жизни?”

6. Просмотрели видеоролик “Философия свободы” и обсудили его.

После обсуждения выводы по уроку появляются на экране в виде схемы

Слайд № 30

Оценка результатов урока.

Дидактическая задача: анализ достижений, поставленных целей.

Проводится короткий тест Обучающиеся отвечают на вопросы теста. (Приложение № 5 ) Самопроверка (Ответы открываются на экране)

Слайд № 32..

Подведение итогов урока.

Дидактическая задача: организовать обратную связь с целью оценки эффективности урока.

Учитель подводит итог урока, отмечает наиболее активных учащихся. Просит провести самооценку своей работы. Обучающиеся записывают домашнее задание. Слайд № 33. В конце урока открывает слайд “Спасибо за урок!”

Слайд № 34

Обучающиеся проводят самооценку своей работы в группах и выставляют оценку за урок в таблицу. (Приложение № 6 )

Листы самоконтроля сдаются учителю для выставления оценок в журнал.

Используемые ресурсы

  1. Учебник (базовый уровень) под редакцией Л.Н.Боголюбова 11 класс
  2. Е.Н.Сорокина “Поурочные разработки по обществознанию” профильный уровень 10 класс. Масква “Вако” 2008
  3. Материалы с сайта Фестиваль “Открытый урок”
  4. Жукова И.Н. урок “Свобода в деятельности человека”
  5. Гостюхина Е.И. урок “Свобода в деятельности человека”
  6. Интернет-ресурсы
    • Презентации к уроку
    • Сарф Галина Владимировна
    • Гостюхина Елена Ивановна
    • Видеоролик с сайта YOU.TUBE “Философия свободы”


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Интегрированный урок (история + литература) "Олимпийские игры в древности и современности". 5-й класс

Основной акцент на уроке – знакомство учащихся с мифами Древней Греции, историей возникновения Олимпийских игр, первыми спортивными достижениями. Просматривается связь развития Олимпийских игр древности и современности. Формой организации учебной деятельности является проведение театрализованной игры « Голоса эпохи», которую учащиеся готовят заранее. Материал способствует развитию творческих сил, способностей и направлен на развитие интереса к спорту, к литературе....

19 11 2019 1:31:21

Исторический вечер "Всякая историческая всячина". 10–11-й классы

Исторический вечер для учащихся 10–11-х классов в форме телевизионной игры « Своя игра». В игре участвуют 4 команды, они отвечают на 4 блока вопросов из истории разных времен....

18 11 2019 3:46:55

Историческая викторина "Европа в XVI–XVII вв."

Историческая викторина представляет собой дидактическую игру. Автор мероприятия стремился показать ученикам уникальность исторических событий, роль личности в истории как основного двигателя исторического процесса, тем самым желая пробудить интерес детей к изучению предмета и развить творческий подход в изучении интересующих тем и предметной дисциплины....

17 11 2019 6:14:28

Величественный Петербург

Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охарактеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....

16 11 2019 16:30:56

Конспект урока по истории в 6-м классе общеобразовательной школы по теме: "Роль Жанны д'Арк в Столетней войне между Англией и Францией"

Историю творят и создают люди - знаменитые и не очень, некоторые из них остаются в истории, и мы их помним, других мы не знаем. Среди этих знаменитых людей есть имя девушки - Жанна д' Арк. Современники относились к ней по-разному. Одни считали ее исчадием ада, другие - святой, третьи - героем эпохи. Прошли столетия. Посмотрим на события Столетней войны через суд истории - суд потомков над Жанной д' Арк. ...

15 11 2019 17:12:56

Урок-презентация "Начало Смуты: "…без власти далеко не уйдешь?". 7-й класс

Одним из путей совершенствования методики преподавания истории является использование мультимедийных технологий в сочетании с традиционными учебниками. Большие возможности предоставляют созданные автором мультимедийные конспекты уроков-презентаций, которые содержат краткий текст, иллюстрации, карты, видеофрагменты, анимации. Один из таких уроков-презентаций представлен в публикуемом материале. ...

14 11 2019 4:44:46

Конспект урока-конкурса "По страницам Великой Отечественной войны"

Урок, посвященный двум памятным датам 2005–2006 гг. Это 60-летие со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 65-летие со дня начала Великой Отечественной войны. В целях увековечения памяти о войне, в целях воспитания среди учащихся патриотизма и гражданственности необходимо проводить в образовательных учреждениях мероприятия, связанные с этими датами, которые наполнены как героическими, так и трагическими страницами. ...

13 11 2019 9:17:57

Викторина по истории Кубани

Викторина представлена в виде вопросов и правильных ответов на них....

12 11 2019 6:22:24

Всеобщая декларация прав человека – идеал права

Данный урок посвящен изучению Всеобщей декларации прав человека как важного международного документа, открывшего целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы. Основными целями урока являются: раскрытие значимости для международного права Всеобщей декларации прав человека; формирование ценностных ориентаций и убеждений, основанных на современных правовых и моральных ценностях общества; воспитание правовой культуры учащихся....

11 11 2019 2:41:39

Повторительно–обобщающий урок в 9-м классе "Россия с начала XX века по 1920 год"

Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...

10 11 2019 12:18:48

Познавательная игра "Волшебный мир сказок П.П. Бажова" для учащихся 5-х классов

В статье представлена разработка урока-викторины и презентация с заданиями для нее....

09 11 2019 4:22:19

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Египет". 5-й класс

Представленный материал предназначен для педагогов, преподающих в 5-м классе основной школы по курсу « История Древнего мира». В статье содержатся примеры использования мотивационных приёмов на уроке истории. Представлены дифференцированные и групповые задания, обеспечивающие эффективное использование методического аппарата для групповой и индивидуальной работы учащихся....

08 11 2019 9:29:56

"Память о них жива. Подвиг их бессмертен". Внеклассная работа по истории

Цели: познакомить учащихся с участниками Великой Отечественной войны, жителями села Мостовское; способствовать развитию интереса учащихся к истории своей малой родины; способствовать патриотическому воспитанию учащихся....

07 11 2019 7:43:10

Работа с текстом на уроках истории

Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией. Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: " Культура Византии" (6-й кл.), " Феодальная раздробленность" (10-й кл.), " Франкское государство" (6-й кл.)....

06 11 2019 16:26:31

Внутренняя политика Александра I (1815–1825 гг.)

Занятие с целью ознакомления с основными направлениями внутренней политики Александра I в период 1815‒1825 годов, выяснение причин отказа от дальнейших реформ....

05 11 2019 15:12:33

Победители и побеждённые как эхо Гражданской войны. 11-й класс

Гражданская война... Это незабываемые страницы нашего прошлого. Цель урока – изучить проблему побед и поражений в этой войне, посмотреть на войну как бы изнутри, глазами участников тех далёких событий. Попытаться понять, как они сами объясняли причины своих побед и поражений; выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий Отечественной истории – гражданскую войну....

04 11 2019 13:22:18

Разработка урока истории по теме "Германия и Священная Римская империя в X–XV веках"

Игра представляет собой поле с заданиями, по которому передвигается главный герой урока, благодаря помощи учащихся в выполнении поставленных задач, герой передвигается по полю от « Старта» до « Финиша». В данной игре героем является средневековый монах....

03 11 2019 7:41:25

Интегрированный урок-игра по истории. Тема: "Мифы Древней Греции"

В игре участвуют четыре команды, на которые класс делится заранее. Театрализация мифов Древней Греции создаёт атмосферу реальности происходящего. В качестве ведущих – учителя истории и литературы. Все сценки и конкурсы проводят учащиеся 8–го класса, которые готовятся заранее. В ходе урока учащимся предстоит не только вспомнить мифы Древней Греции и их героев, но и проявить смекалку, показать умение работать в команде, проявить творческие способности. ...

02 11 2019 5:54:38

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

Внеклассное мероприятие по истории – конкурс " Умники и умницы" проводится среди студентов I курса С С У З после изучения тем " Первая русская революция в России", " Парламентская деятельность в России" и " Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения вырабатывать совместные решения. ...

01 11 2019 12:10:19

Разработка урока в 6-м классе в курсе истории Средних веков "Начало столетней войны"

Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....

31 10 2019 2:36:28

Экзаменационный материал для промежуточной аттестации по обществознанию. 8-й класс

Экзаменационные билеты по обществознанию составлены в соответствии с Образовательным минимумом Федерального Государственного стандарта основного общего образования и требованиями к уровню подготовки учеников 8-го класса основной школы....

30 10 2019 21:45:41

Внеклассное мероприятие "Ханты-Мансийскому автономному округу – 80 лет"

Мероприятие используется в работе как знакомство с Ханты- Мансийским автономным округом. В ходе внеклассного мероприятия материал представлен в виде ряда слайдов с текстом и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов....

29 10 2019 1:16:10

Тема урока: "Социальное "дно": проблемы общественного отношения и государственной политики"

Урок посвящен теме развития социальных отношений в современном мире. Школьники учатся высказывать свою собственную социальную позицию. На уроке формируются навыки сравнительного анализа явлений, процессов, мнений и доказательств, соотношения теоретических обобщений и реальных процессов....

28 10 2019 0:32:44

Урок-дискуссия "Религия в современном мире" (урок по обществознанию)

Урок " Религия в современном мире" разработан для учащихся профтехобразования по курсу Л. Н. Боголюбова " Обществознание" с использованием опережающего домашнего задания....

27 10 2019 0:16:10

Повторительно обобщающий урок по теме: "Древний Египет"

В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....

26 10 2019 10:48:13

Судебник 1550 года

При изучении курса « История государства и права» в профильной школе одна из основных форм работы – с текстом. Урок изучает права России в период образования централизованного государства на примере Судебника 1550 года. Документы, опережающие задания, эссе, И К Т значительно обогащают урок....

25 10 2019 22:26:25

Повторительно-обобщающий урок в 8-м классе "Эпоха Александра I. 1801-1825 гг."

Урок помогает повторить эпоху Александра I с точки зрения развития и результатов внутренней и внешней политики России в первой четверти XIX века и тех изменений, которые произошли во всех сферах жизни общества, их значение для дальнейшей истории России. ...

24 10 2019 2:41:56

Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках обществоведческих дисциплин через использование элементов ТКМ

Х ХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Современная Россия нуждается прежде всего в интеллектуально развитой личности, способной самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности....

23 10 2019 9:53:51

Внеклассное мероприятие по краеведению

Игра по краеведению для учащихся 6-х классов представляет собой обобщение знаний по краеведению: традиций, культурных особенностей, Архангельской области, связанных с именами людей, которыми гордится северный край. Является логическим завершением курса по истории России с древнейших времен до конца XVI в....

22 10 2019 23:29:51

Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории "Эрудиада"

Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории проводится с целью активизации познавательной деятельности, поддержания интереса к предмету на уроках закрепления знаний. ...

21 10 2019 3:35:28

Урок истории и русского языка "Принятие христианства на Руси как социально-политический процесс"

Урок истории и русского языка - поисковое занятие, раскрывающее не только историческое значение введения православия, но и неизбежные отрицательные черты этого болезненного процесса. В описании картины С. Иванова " Христиане и язычники", отражающей суть социального противостояния эпохи, глубоко постигается её характер, а также практически применяются знания о роли причастия в русской речи, реализуются в игровой форме творческие способности детей. ...

20 10 2019 12:30:14

Игра "Права ребенка"

Игра актуализирует знания и умения учащихся; формирует активную гражданскую позицию, правовую компетенцию. Мероприятие может проводиться в рамках преподавания курса " Введение в обществознание" в 9-м классе после изучения темы " Права человека и гражданина"....

19 10 2019 3:33:20

Урок по праву на тему "Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности". 11-й класс

Предмет « Право» дает обучающимся не только теоретические знания, но и предоставляет возможность применить эти знания на практике (в учебнике предусмотрено решение правовых задач), что призвано помочь адаптироваться выпускникам школ во взрослой жизни. Я предлагаю презентационное обеспечение одной из лекций в цикле темы « Собственность», « Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности». Следующий урок по данной теме направлен на решение правовых задач....

18 10 2019 3:34:42

Урок по всеобщей истории в 8-м классе по теме "Франция при Наполеоне"

Урок построен в технологии системно-деятельностного обучения, предполагающей применение таких методов и форм работы на уроке, как: методы наглядной передачи информации и её зрительного восприятия, методы передачи информации с помощью практической деятельности. Цель урока – повторить и закрепить ранее изученный материал, опираясь на основные понятия, термины и имена ( Венский конгресс, консульство, континентальная блокада, Наполеон Бонапарт, реставрация Бурбонов, « Сто дней»)....

17 10 2019 20:35:49

Программа кружка по истории "Все тайны и загадки мира, или Тайна, о которой я хочу рассказать"

На уроке происходит отработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории....

16 10 2019 20:57:37

Интеллектуальные игры по теме "Наши славные символы"

Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста " Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, " Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....

15 10 2019 22:53:54

Урок эмоционального сопереживания для учащихся 8–9-х классов "Детство, опаленное войной"

Урок эмоционального сопереживания в форме историко-литературной гостиной способствует осознанию учащимися через исторический и литературный материал ценности каждой человеческой жизни, неприятию идей насилия. Цель: формирование гражданской позиции учащихся, гордости за свой народ, воспитание патриотизма, сострадания и бережного отношения к героической истории родного края, воспитание чувства сопричастности к истории своей родины....

14 10 2019 5:58:35

Урок истории в 5-м классе по теме "Восток и Греция после Александра Македонского"

Автор знакомит учащихся с основными явлениями, происходящими в державе Александра Македонского и в Греции после его смерти....

13 10 2019 4:28:28

Урок-обобщение по теме "Древняя Греция. Красота в понимании греков"

Урок приводит пример сотрудничества учителя истории коррекционной школы и Государственного Эрмитажа, выраженного в работе учащихся, использования авторского дидактического материала ‒ опорных карточек и презентации по теме « Древняя Греция»....

12 10 2019 0:26:48

Урок с применением ИКТ "Начало гуситского движения"

Используя информационно-коммуникативные технологии, автор привлекает внимание учащихся к изучению темы, активизирует их познавательную деятельность. Раскрывает предпосылки общенародного движения в Чехии, показав, как в условиях хозяйственного подъема второй половины XIV века в стране происходило усиление феодального гнета, сочетавшееся с засильем немецких колонизаторов и господством католической церкви....

11 10 2019 20:34:23

Интегрированный урок (история + английский язык) "Введение в эпоху викингов"

Музей " Йорвик" на территории Великобритании – главный источник информации о пребывании викингов на Британских островах. Учащиеся получают виртуальную возможность пополнить коллекцию музея новыми экспонатами, которые возможно отобрать в ходе изучения темы, а затем презентовать в форме буклета (таким образом в ходе урока осуществляется формирование информационной и социокультурной компетенции)....

10 10 2019 5:11:43

Урок истории по теме "Век Просвещения в России", 7-й класс

Урок я постаралась выстроить так, чтобы осмысление нового материала основывалось на уже имеющихся знаниях у ребят. Вследствие чего данный урок продуктивен и интересен. При подготовке к уроку мною были учтены возрастные особенности учащихся, высокий интерес к изучению данного предмета, развитые на достаточном уровне общеучебные умения и навыки, хорошие потенциальные возможности к овладению историческими понятиями, развитое воображение, стремление к самостоятельному высказыванию. ...

09 10 2019 7:18:17

Героические страницы Первой мировой войны

Цель урока: сформировать общие представления об участии России в Первой мировой войне....

08 10 2019 12:26:41

Культура и быт России в XVI веке

Завершающий урок при изучении главы « Россия в XVI века» в курсе « История России с древнейших времён до конца XVII века» подводит итог данному разделу, так как культурное развитие страны в определенный период является едва ли не главным качественным показателем развития эпохи, о которой идёт речь. В то же время, занятие является системообразующим, так как в XVI веке складываются предпосылки перехода от средневековья к Новому времени....

07 10 2019 3:19:16

Урок-презентация учебных проектов по всеобщей истории в 5-м классе "Культура Древней Греции"

Урок–презентация учебных проектов по всеобщей истории в 5-м классе по теме « Культура Древней Греции»....

06 10 2019 22:12:14

Внеклассное мероприятие по истории и культуре Санкт-Петербурга "Виват, Санкт-Петербург!"

Внеклассное мероприятие по истории и культуре Санкт- Петербурга предназначено для младших и средних школьников. Мероприятие рекомендуется проводить накануне празднования Дня города – 27 (16) мая или на неделе истории в школе. В игровой форме ребята закрепляют знания по истории и культуре города. Мероприятие формирует познавательный интерес учащихся к изучению родного города....

05 10 2019 11:58:58

Урок по теме "Спрятанная война в Афганистане в произведении Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики»"

Интегрированный урок литературы и истории: « Спрятанная война в Афганистане в произведении Светланы Алексиевич « Цинковые мальчики». (11класс). Цель данного урока - расширить знания учащихся по истории Афганской войны, показать ее агрессивный характер, рассмотреть войну через судьбы ее отдельных участников. Эмоциональную насыщенность придает анализ литературного произведения С. Алексиевич « Цинковые мальчики». Данный урок способствует развитию коммуникативной и информационной компетенции....

04 10 2019 8:20:56

Интегрированный урок по истории и обществознанию в 11-м классе и философии

Используя методику логического понятийного анализа и знания ключевых философских понятий, можно расширить возможности учащихся при работе с документальными материалами. Задания выполняются в группах, что формирует навыки социального партнёрства. Учитель только координирует деятельность. Альтернативное домашнее задание способствует развитию познавательной активности обучающихся и формированию интереса к истории и философии. ...

03 10 2019 20:29:25

Урок обществознания по теме "Избирательное право". 9-й класс

Урок обществознания с электронным модулем из коллекции Ф И П И Ц О Р « Избирательное право». Урок построен на самостоятельной работе учащихся с источниками, решении ситуационных задач, по ходу урока учащиеся заполняют рабочие листы, работают в группе....

02 10 2019 5:29:41

Урок-игра "Путешествие по Древнему Египту"

Урок повторения проводится в форме игры-путешествия по Древнему Египту, обобщает знания учеников по теме. Развивает коммуникативные навыки, умение излагать свою точку зрения, пересказывать информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Египта....

01 10 2019 23:21:16

Политические права и свободы

Учитель формирует у учащихся понимание значимости политических прав и свобод для гражданина и общества. Продолжает воспитание активной гражданской позиции школьников....

30 09 2019 6:32:17

Урок, 8-й класс. "Социально-экономическое развитие России в 20–50 годах XIX века"

Урок истории для учащихся 8-го класса на тему показывает как шло развитие России в первой половине XIX в.; знакомит учащихся с основными тенденциями социально-экономического развития России....

29 09 2019 22:47:26

Информационные технологии на уроках истории. Тема: "Религия в современом мире"

Урок истории " Религия в современном мире" является подтемой входящей в состав основной темы " Духовные ценности современной цивилизации" по обществознанию за курс 10—11-х классов. Изучение подтемы требует от педагога особой тактичности, корректности, вдумчивого "дирижирования" ученической дискуссией, предупреждающего односторонность и предвзятость. ...

28 09 2019 2:22:43

"Поклонимся вечным святыням"

Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины....

27 09 2019 17:29:52

«Ученье – свет…»

Основатели Тейковской мануфактуры Каретниковы внесли свой вклад не только в развитие промышленности края и страны, они принесли славу Родине своими тканями, которые неоднократно получали награды на международных выставках. Это были люди, которые заботились не только о своих доходах, но и о нуждах села. Благодаря их стараниям в селе стали появляться учебные заведения, доступные для простого народа....

26 09 2019 21:25:54

Урок-обобщение в форме брейн-ринга по теме "Военные действия на фронтах Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система мирных договоров"

Как повысить интерес учеников к предмету? Решению задачи в определённой мере способствуют внеклассные мероприятия по истории, способствует внеклассная работа и особенно игры по предмету. Интересная захватывающая игра – составная часть учебно-воспитательного процесса, способ углубления знаний по истории....

25 09 2019 23:49:53

Урок-лекция "Передвижники"

Урок призван дать понятие о передвижных выставках русских художников середины XIX века; познакомить с участниками первой выставки 1871 года, обратить внимание учащихся на роль живописи в формировании гражданского самосознания русского народа....

24 09 2019 22:17:14

«Что не увидел Брюсов…»

В городе Чехове Московской области « Музей памяти 1941–1945 года» является единственным муниципальным музеем, и поэтому он взял на себя формирование краеведческой базы данных. И не только собирательством знаний о прошлом малой родины он занимается, но и популяризацией каждого обнаруженного факта. И даже негативный, казалось бы, факт, неудачное описание или отрицательное событие может способствовать любви к тем местам, где это событие произошло....

23 09 2019 21:10:33

Расцвет Древнерусского государства. Ярослав Мудрый

Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI– ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....

22 09 2019 4:22:53

Урок-экскурсия "Царевококшайск глазами паломника"

Ребята знакомятся с судьбой церквей г. Царевококшайска ( Йошкар- Олы). Все они построены на пожертвования прихожан в XVIII в.: Троицкая (1736), Входоиерусалимская (1754), Вознесенская (1756), Воскресенская (1759), Тихвинская (1774) и Богородице- Сергиев монастырь (1888). Это места паломничества в городе. Храмы были разрушены или закрыты в первые годы Советской власти. В конце XX в. здания церквей были переданы общинам верующим. Сейчас 4 церкви из 5 – действующие....

21 09 2019 19:22:15

Открытый урок по обществознанию "Время великих перемен"

Урок преследует цели: показать предпосылки возникновения индустриального общества, его особенностей, познакомить с понятием первоначального накопления капитала, с новыми ценностями, зарождением западноевропейского парламентаризма. Главной проблемой урока является появление человека Новой эпохи. ...

20 09 2019 23:36:37

Урок на тему "Кавказская война" в 8-м классе

Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....

19 09 2019 2:33:24

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

<p> Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

18 09 2019 10:39:36

Домострой – памятник русской культуры XVI века

В представленной работе предпринята попытка определить возможные причины того, что на протяжении многих лет текст Домостроя считался свидетельством косности нравов и главенства патриархального уклада жизни в то время. Также необходимо объективно оценить важность этого культурного наследия для современного общества....

17 09 2019 2:26:56

Дидактические материалы к уроку истории культуры и быта России

Представлен материал по истории культуры и быта России XVI века " Россия глазами иностранцев". Данные источники вызывают у школьников живой интерес, желание подискутировать, найти произведения русских авторов того времени и сравнить с мнением иностранцев. ...

16 09 2019 23:20:22

Школьная научно-практическая конференция "Репрессии 1945—1952 годов"

Основные цели проведения конференции — показать политическое развитие С С С Р в 40—50 годы, последствия нарушений законности, массовых репрессий, свёртывание демократии; формировать у учащихся умение работать с историческими документами, различной литературой, периодикой, навыков самостоятельной исследовательской деятельности; формировать культуру публичного выступления. ...

15 09 2019 20:19:12

Интегрированный урок (литература + МХК + история) "Поэтический бум. 60-е годы ХХ века". 11-й класс

Планирование урока построено на базе изучения нового материала. Творческий характер заданий на опережение изучаемого материала предполагает знакомство с историческим и литературным процессом 50–60-х годов XX века. Усиленная работа над речевой деятельностью обучающихся направлена на обучение монологической речи, умению вести полемику, на развитие креативных способностей, умение видеть мир во всем его многообразии....

14 09 2019 17:16:19

Интегрированный урок (История + английский язык) по теме "Начало конфликта между Англией и ее североамериканскими колониями"

На уроке рассматриваются характерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....

13 09 2019 19:10:20

Учебная практика, проекты, исследовательская деятельность в процессе обучения обществознанию

Элективный курс предназначен для учащихся 10–11-х классов гуманитарного профиля и является вариантом курса по выбору учащихся гуманитарной специализации, задачами которого являются, с одной стороны, поэтапное освоение учащихся ряда базовых умений (логических, речевых коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой); с другой стороны, формирование готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических ценностей, проблем, традиций....

12 09 2019 7:19:32

Обобщающий урок-викторина "Своя игра" по истории Отечества в 10-м классе

Первая половина XIX века - один из наиболее интересных и сложных периодов истории России. Задача урока - в игровой форме проверить знания учеников по теме, осмыслить значение роли личности в истории, помочь разобраться в сложных вопросах, заинтересовать и пробудить в них стремление к дальнейшему изучению истории. ...

11 09 2019 4:10:45

Механизм защиты прав потребителей

Цель урока: выработать, осознать и принять механизм защиты прав потребителей, необходимый для реализации проекта по созданию буклета-инструкции; формирование правовой культуры потребителя через осознание и принятие механизма по защите прав потребителей. ...

10 09 2019 6:58:21

Проектная работа "Электросталь. Улицы и имена"

Данный материал можно использовать на уроках истории города, истории России, литературы, при проведении классных часов и викторин, на кружковых занятиях по краеведению. Большое количество улиц, в старое время, было названо в честь людей, чья деятельность связана с основанием нашего города. Поэтому мы подготовили презентацию и виртуальный музей « Электросталь. Улицы и лица», а также решили продолжить наше исследование и создать справочник для школьной библиотеки....

09 09 2019 19:14:45

Открытый урок "Многообразие способов познания. Ненаучное познание"

Цели урока: сформировать представление о ненаучных способах познания мира; развивать и совершенствовать навыки познавательной деятельности; способствовать воспитанию уважительного отношения к многогранности проявлений познавательных возможностей человека. Задачи урока решаются через работу в группах. Выводы оформляются в схему, систематизирующую новый материал. ...

08 09 2019 2:37:24

Программа элективного курса "История России в вопросах и ответах"

Программа составлена для учащихся 10-го класса общеобразовательных учреждений в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень), задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения....

07 09 2019 15:42:41

Урок истории по теме "Демократия: теория и практика"

Знакомство с историей возникновения и развития демократии; научиться выделять ключевые элементы демократии; обсуждение различных взглядов на демократию и высказывание собственного мнения по поводу различных теорий демократии (формирование навыка активного участия в дискуссии); научиться видеть проблемы и попытаться их анализировать; приобрести опыт аргументированного отстаивания своей позиции в ходе обсуждения различных вопросов....

06 09 2019 14:41:51

Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по теме "Россия в XVIII веке. Великие люди великой эпохи"

Восемнадцатый век в истории нашей страны – это удивительная и необычная эпоха. Большой интерес представляет личность Петра I и его неукротимая деятельность по реформированию всех сторон жизни общества. Военное искусство А. В. Суворова и его воля к победе и жизни – это всегда пример для подражания. Научная деятельность М. В. Ломоносова и его стремление к овладению научными знаниями вызывает восхищение и уважение. Это была великая эпоха, которую создали великие люди!...

05 09 2019 20:34:11

Крестьянский вопрос в России (с древнейших времен – середина XIX века)

На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...

04 09 2019 21:21:17

Повторительно обобщающий урок по теме: "Древний Египет"

В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....

03 09 2019 1:12:17

Урок истории по теме: "Удельный период русской истории". 6-й класс

На данном уроке ребята через решение исторических задач, работы с текстом учебника, составление схем и таблиц изучают новый материал. Шестиклассникам дается возможность дать оценку каждого этапа работы, сделать выводы и оценить правильность своей работы. ...

02 09 2019 6:27:27

Организация работы с научным текстом в процессе преподавания истории и обществознания

Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье характеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме " Социальная система общества"....

01 09 2019 17:36:28

Методические рекомендации по теме "Проблема возможности превентивного удара СССР по Германии летом 1941 г."

Урок посвящён одной из важнейших дискуссионных проблем курса истории – готовил ли С С С Р летом 1941 г. нанесение превентивного удара по Германии. В процессе урока, построенного по «кейс-технологии», учащиеся, перед которыми поставлена проблема, изучают различные точки зрения по вопросам готовности С С С Р и Германии к войне, работают с архивными документами, рассматривают различные точки зрения по военно-стратегическому планированию Германии и С С С Р в 1940–1941 гг....

31 08 2019 10:50:27

Обществоведение, 7-й класс. "Образование"

Для реализации предложенного тематического планирования в рамках реализации стандартов 2004 г. разработан урок по теме " Образование", с основными базовыми понятиями, предложенными в вышеназванном планировании. Данное учебное занятие является первым в разделе " Духовная сфера". Рассчитано на учеников, имеющих навыки проектной и рефлексивной деятельности....

30 08 2019 16:41:32

Ассирийская держава. 5-й класс

Урок формирует целостный образ – представление о государстве Ассирия. Учитель развивает умение учащихся работать с картой; идет самостоятельная работа с учебником, работа по карточкам, с основными понятиями и терминами....

29 08 2019 9:47:59

Занятие по теме "История происхождения ненцев"

В данной разработке рассмотрены вопросы расселения и природных условий обитания ненцев, гипотезы об их происхождении, родовая организация. Через использование мультимедийной презентации и преданий повышается познавательный интерес обучающихся. ...

28 08 2019 16:30:42

Звездный час "Древняя Греция"

Повторительно-обобщающий урок для 5-го класса дается в форме звездного часа. В самом уроке использованы: наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал, видеофрагменты, рисунки учащихся....

27 08 2019 7:10:23

Практические задания для повторительно-обобщающих уроков по истории, МХК и москвоведению в 5–7-х классах

В статье приводятся образцы практических заданий по истории, мировой художественной культуре и москвоведению для 5-7-х классов, которые можно использовать на уроках повторения и обобщения материала и на уроках углубления знаний учащихся. На этих занятиях идёт повторение ранее изученных исторических терминов и понятий, школьники учатся оперировать новой терминологией, запоминают правильное написание слов; работают с историческими схемами, помогающими раскрытию темы урока....

26 08 2019 3:52:47

Интегрированный урок (история + МХК) "Русская православная архитектура"

Учебно-методический комплект к данному уроку состоит из трех презентаций (« Православные святыни России. Золотое кольцо России», « Храмы Донского края», « Святыни города Шахты»), методических рекомендаций к уроку и рабочей тетради для учащихся. Это помогает учителю раскрыть содержание темы, предоставить учащимся возможность проявить свои исследовательские и творческие способности, тем самым активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся....

25 08 2019 3:46:58

"Социальная сфера общества". Урок обобщения и систематизации знаний по обществознанию

Методическая разработка урока включает в себя элементы интерактивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках Е Г Э элементам содержания....

24 08 2019 7:50:11

Исторический вечер в лицах

Цель: формировать духовное и физическое здоровье человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России. ...

23 08 2019 10:14:29

Изучение истории через личности императоров. История России XIX в. 8-й класс

Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....

22 08 2019 19:51:55

Исторический путь развития "холодной войны"

Урок для 9-х, 11-х классов общеобразовательной школы. Тема рассматривается в процессе развития мировых событий с 1947 года до 1991 года, составлена хронология в таблице. Обучающиеся смогут проследить наглядно путь развития «холодной войны» через составление диаграммы, сделать выводы. Изучая хронологию событий «холодной войны» и отвечая на данные вопросы, обучающиеся смогут научиться анализировать события, устанавливать причинно-следственные связи, решать лично-значимые проблемные ситуации....

21 08 2019 4:23:45

Поэма Н.А. Некрасова "Русские женщины". Княгиня Трубецкая (интегрированный урок литературы, истории). 7-й класс

Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины. ...

20 08 2019 12:57:27

Урок по истории "Подготовка крестьянской реформы 1861 г."

Урок " Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХI Х века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1 Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....

19 08 2019 23:26:14

Россия в Первой мировой войне

Урок посвящен 100-летию Первой мировой войны. Проходит в форме игры, в которую включены основные события по теме....

18 08 2019 22:59:35

Историческая игра "Битва титанов"

Повторение изученного материала в форме исторической игры развивает умение практического использования теоретических знаний. Класс делится на группы: географы – по описанию узнать, о какой стране идет речь, и показать ее на карте; интеллектуалы – работают над разгадыванием кроссвордов; искусствоведы – рассматривают иллюстрации и определяют, к какой стране относится то или иное изображение; расшифровщики – работают с текстом, в котором допущены ошибки; знатоки – работают с разными заданиями....

17 08 2019 14:24:35

Игра-зачет. Урок повторительного обобщения по истории Древней Греции

Это нетрадиционный урок истории. Представленный урок интересен тем, что повторительное обобщение темы « Древняя Греция» осуществляется в форме заочного путешествия с элементами игры. Само заочное путешествие осуществляется в выполнении учащимися 7-го класса заданий различной степени сложности в конечном пункте каждого направления маршрута. Такая форма проверки знаний, умений, навыков учащихся с целью повторения пройденного материала способствует активизации их мыслительной деятельности и речевого общения, что немаловажно в школе, где обучаются слабослышащие и позднооглохшие дети. ...

16 08 2019 20:30:27

Интеллектуальная игра "За семью печатями". 6–7-е классы

Игра основана на интеграции предметов гуманитарного цикла: литературы, истории, музыки, И З О, М Х К. Герой этой игры М. Ю. Лермонтов – не только гениальный поэт, но и человек многих талантов и интересов, свидетель и исследователь исторических и культурных событий, поэтому диапазон освещаемых здесь вопросов весьма широк. В мероприятии реализуются принципы педагогики сотрудничества, развивающего и проблемного обучения, игровые технологии....

15 08 2019 14:38:13

Открытый урок по теме "Аграрная реформа П.А. Столыпина"

Предложенный урок можно применять как в 9-м, так и в 11-м классе. Цель урока – в игровой форме изучить новую тему, на основании предложенных ученикам документов выяснить необходимые изменения в сельском хозяйстве....

14 08 2019 13:52:54

Урок по истории "Крымская война 1853 – 1856 гг."

Представлен урок объяснения нового материала. При этом учитель заполняет вместе с учащимися технологическую карту, которая поможет классу в усвоении новой темы. Данная карта выступает как метод организации самостоятельной работы учащихся и как прием познавательной деятельности. Целью урока является проанализировать причины, ход, последствия Крымской войны....

13 08 2019 14:25:59

Тема урока: "Казахстан – правовое государство"

Цель: знакомство с отраслями права, формирование мыслящих, обладающих высокими нравственными качествами личностей, формирующих гражданскую и патриотическую направленность. ...

12 08 2019 23:15:50

Деятельностный подход в изучении истории

Для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности: работа с учебной и справочной литературой; составление опорных конспектов; составление древа понятий; составление характеристик исторических личностей; работа с исторической картой; анализ исторических источников (документов); подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата; поисковая и учебно-исследовательская работа на основе краеведческого материала. ...

11 08 2019 21:24:14

Урок истории по теме "Мудрость – украшение человека". 5-й класс

« Мудрость – украшение человека» - это урок истории для учащихся 5 класса в рамках изучения истории Древней Греции....

10 08 2019 14:50:12

Урок истории в 5-м классе по теме "Женщины-фараоны" ("Жизнь египетского вельможи")

Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....

09 08 2019 22:48:28

Урок по истории в 11-м классе. "Репрессии в СССР. Как все начиналось? Почему это было возможно?"

Среди многих героических страниц истории нашей страны были и тёмные периоды. К таким периодам относится время репрессий. Урок рассказывает о Соловецком монастыре, месте, где много веков подряд, жили и молились монахи. А в 1918 году там был устроен первый лагерь в Советской России. И там начали уничтожать людей, живущих в С С С Р. Ученики должны задуматься: что следует сделать, чтобы эти события не повторились....

08 08 2019 1:45:27

Игра-викторина по теме "Отечественная война 1812 г.". 8-й и 11-й классы

Вопросы предполагают простой и сложный уровни. Приведены 8 вопросов-тестов простого уровня и 13 вопросов-тестов сложного уровня. В игре участвуют все классы. Вначале учитель истории рассказывает о войне. Учащиеся должны выполнить спортивное упражнение, бросить мяч в корзину; проползти с мячиками и сбить мишень; выбить городошную фигуру; попасть мячом в ворота; бросить дартс и т. п. Игру удобно проводить на школьной спортивной площадке. В конце игры жюри подсчитывает баллы за каждый этап, награждаются победители....

07 08 2019 13:25:42

Проектная деятельность учащихся на уроках курса "Обществознание" на примере изучения темы "Занятость населения. Трудоустройство" в рамках тематической единицы ГОС ФК "Правовое регулирование общественных отношений"

Проект содержит элементы проблемного, исследовательского, группового и индивидуального методов обучения, что обеспечивает интерес учащихся и достижение высокого уровня усвоения содержания учебного материала, проектирование собственной образовательной траектории в вопросе профессионального самоопределения с использованием современных источников информации и публичное представление результатов своей работы. ...

06 08 2019 1:18:12

Изучение различных аспектов по проблемам современной семьи на уроках истории

В статье рассматривается семья и ее роль в современном обществе, ее структура. Показывается, как социальные, экономические, политические отношения в обществе моделируются человеком по образу и подобию межличностных семейных отношений....

05 08 2019 9:48:40

Восток и Греция после Александра Македонского

Урок подводит учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и знакомит с особенностями развития государств, образованных после завоеваний Александра Македонского, с распространением греческой культуры в странах Древнего Востока на примере архитектуры Александрии Египетской....

04 08 2019 11:27:33

Урок обществознания по теме "Роль партии в избирательном процессе". 10-й класс

В ходе изучения темы моделируются ситуации, которые формируют способы действий, анализа информации о роли партий в избирательном процессе, объясняюь причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов («партии», «выборы», «политические лидеры» и т.д.); раскрывают на примерах изученные теоретические положения и понятия, оценивать действия субъектов политической жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм....

03 08 2019 8:57:49

Урок обществознания по теме: "Ценности. Мотивы. Предпочтения". "Нам нужна одна победа, мы за ценой не постоим". 10-й класс

Урок помогает раскрыть понятия: ценности, мотивы, предпочтения, патриотизм; воспитать общероссийскую идентичность, гражданственность, приверженность гуманистическим ценностям....

02 08 2019 8:56:55

Классный час "Путешествие в прошлое"

Работа посвящена 1125-летию зарождения государственности нашей страны. Содержит исторические, литературные сведения о России. Разработку классного часа можно использовать на уроках истории, литературы. Материал классного часа содержит патриотический, гражданско-правовой, эстетический воспитательный аспект....

01 08 2019 4:51:19

Урок истории на тему "Путешествие в картинную галерею. М.А. Врубель"

На данный урок по тематическому планированию отводится 1 час. Урок проводится в форме заочной экскурсии по картинной галерее, в ходе которой учащиеся знакомятся с творчеством яркого представителя художественной культуры начала Х Х века М. А. Врубеля....

31 07 2019 6:32:10

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

В статье показана роль краеведения в современном образовательном процессе. Из опыта работы представлена одна из возможностей расширения знаний обучающихся по краеведению, овладения навыками исследовательских изысканий и публичных выступлений. ...

30 07 2019 7:30:48

Активизация познавательной деятельности учащихся в рамках интегрированных уроков (история + МХК) в школьном музее "И помнит мир спасенный…"

Данная работа является совместным проектом учителей истории и М Х К по проведению интегрированных уроков в школьном музее с целью активизации творческих способностей и познавательной деятельности учащихся....

29 07 2019 16:32:34

Монастыри России

Задачи урока: познакомить учащихся с удивительными памятниками Древней Руси – монастырями; представить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу; показать роль монастырей и монашества в государственном и культурном строительстве России....

28 07 2019 0:10:50

Библейские сказания. 5-й класс

История Древнего мира насыщенна яркими событиями и достоверной информацией. « Библейские сказания» раскрывают для детей мир божественной религии, христианских заповедей, формируют нравственные ценности учащихся....

27 07 2019 16:13:58

Урок по теме "Доколумбова Америка: народы, занятия, нравы"

Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...

26 07 2019 17:33:46

Мероприятие ко Дню памяти жертв политических репрессий

Урок призван привлечь внимание учащихся к изучению истории политических репрессий и сопротивлению несвободе в С С С Р. Сохранение памяти о жертвах репрессий и необходимость морально-правовой оценки советского режима. Воспитание чувств гражданской ответственности и патриотизма. Материал можно использовать на уроках истории и обществознания. ...

25 07 2019 8:57:14

Урок-спектакль "Ремесло в средневековом городе" (6-й класс)

Возможности урока-спектакля позволяют оживить, раскрасить историю. Обучающимся представляется уникальная возможность самим погрузиться в изучаемую эпоху, проявить свои творческие возможности. Такие уроки дают возможность развивать интерес к предмету....

24 07 2019 19:25:11

Интегрированное внеклассное мероприятие "Отечественная война 1812 года и отмена крепостного права в исторических документах и в русской литературе". 8–11-е классы

Цель интеллектуальной игры, посвященной двум знаменательным датам: обогатить знания учащихся об эпохе, характерах людей, народном духе XIX века. Игра построена по типу телепроекта " Умники и умницы"; учащимся заранее объявлена тема, предложен список литературы для повторения. Количество участников ‒ 15–20 человек....

23 07 2019 14:43:58

Урок истории по теме "Великая Отечественная война (1941–1945 годы)". 9-й класс

Цель урока: знакомство с основными сражениями Великой Отечественной войны. Урок имеет фото- и видеоматериал, которые представлены в презентации. Работа в группах по методу Джигсо задействует на уроке каждого учащегося. Урок развивает умения учащихся выделять главное, работать с текстом, передавать информацию другим, переносить знания в новую ситуацию, оценивать....

22 07 2019 12:52:50

Разработка урока по обществознанию с использованием технологии критического мышления

Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Получая новую информацию, ученики учатся рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Применение технологи критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке....

21 07 2019 17:15:23

Триумф и трагедия российского реформатора

Прослеживается эволюция политического и экономического курса, проводившегося в С С С Р Н. С. Хрущевым; анализируется его успех и поражение, раскрывается значение экономических реформ в период «оттепели». Учащиеся знакомятся с основными переменами, прошедшими в политической системе С С С Р, основными результатами экономических преобразований....

20 07 2019 17:31:43

Русь во времена Владимира Святославовича

На уроке формируются и совершенствуются знания по теме " Русь во времена Владимира Святославича", развиваются учебные компетенции обучающихся на основе использования личностно ориентированного подхода с применением инновационных технологий, воспитывается интерес и уважение к истории своего и других народов....

19 07 2019 12:15:16

Интегрированный урок (русский язык + литература + история) по теме "Анализ письма — поучения потомкам Владимира Мономаха"

Весь материал урока направлен на то, чтобы " Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль " Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....

18 07 2019 0:17:17

Разработка урока по всеобщей истории "Научно-технические достижения и прогресс индустрии в конце XIX – первой половине ХХ века"

Разработка урока будет интересна учителям истории, которые в своей работе используют материалы с сайта Цифровых образовательных электронных ресурсов. Приемы, использованные на уроке, позволяют ученикам почувствовать себя способными; понять, что наши усилия дают результат....

17 07 2019 19:50:20

Путешествие "В гостях у вятичей"

Цель путешествия - узнать и рассказать о жизни племени вятичей, проживавших на территории города Подольска ( Московская область)....

16 07 2019 18:37:43

Интегрированный урок в 9-м классе (основы обществознания и психология) по теме "Жизнь, ее сущность, счастье, удовольствие, гедонизм, трудолюбие, добро и зло, любовь"

Урок выстраивает общечеловеческие ценности – ценности личности, ее неповторимость, уникальность; воспитывает мировоззрение учащихся, утверждает ценность знаний, мысли. Учит принимать решения, отвечать за других, толерантности, милосердию, доброте. ...

15 07 2019 12:55:41

Урок истории по теме "Успехи и неудачи советской дипломатии в 30-е гг."

На уроке рассматриваются проблемы советской дипломатии накануне Второй мировой войны....

14 07 2019 14:46:56

"Оружие Великой войны"

Всякий раз, когда речь заходит об оружии, при помощи которого С С С Р одержал победу в Великой Отечественной войне, на ум приходят несколько боевых машин, которые стали легендами....

13 07 2019 15:27:40

Классный час на тему "История развития государственной символики России"

Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России. В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....

12 07 2019 14:54:32

Начало творческого пути юного музыканта Жака Бреля, или волшебное путешествие в историю

Театральная постановка посвящена историческим эпохам, таким, как Средневековье, Новое Время, Наполеоновские войны. Учащиеся разных классов в театрализованной форме играют роли исторических персонажей на основе переплетения реальных и вымышленных событий. Постановка предполагает И К Т-технологии, исполнение песен, танцев, чтение стихов....

11 07 2019 10:41:38

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А. А., Косулина Л. Г. " История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация Power Point позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме. ...

10 07 2019 16:28:10

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. 7-й класс

Автор работы стремится углубить у учащихся знания об основных чертах традиционных обществ на Востоке в ХVI–XVII вв., делает выводы об отличиях традиционных обществ от обществ европейских, убеждает в зависимом от государства положении личности в традиционном обществе и развивает познавательный интерес школьников, учит работать с картой....

09 07 2019 8:53:15

Герой нашего дня: Туркин Андрей Алексеевич

Ознакомление воспитанников с биографией Героя России Андрея Туркина. Воспитание патриотизма, чувства долга, преданности и любви к Родине. Расширение знаний о защитниках Отечества, не пожалевших собственной жизни ради безопасности сограждан....

08 07 2019 12:54:22

Интеллектуальная игра "Древний Восток"

Сценарий игры построен на основе известной телевикторины « Своя игра». Возможность выбора посильного задания создаёт на уроке «ситуацию успеха» для каждого пятиклассника. ...

07 07 2019 15:44:13

Урок истории по теме "Формирование гражданских ценностей на основе афинской демократии"

Учащимся очень интересно изучать тот материал, который сопоставляется с современностью. Урок в 5-м классе " Формирование гражданских ценностей на основе афинской демократии" является повторительно-обобщающим уроком в большом блоке " Древняя Греция". ...

06 07 2019 20:33:41

Урок истории в 10-м классе в творческой технологии

Урок истории России по теме « Русь между Востоком и Западом»....

05 07 2019 12:59:36

Методическая разработка урока истории в 10-м классе. Тема: "Внутренняя политика Екатерины II"

Урок по теме, построенный по технологии проблемного обучения. На протяжении всего урока присутствует определенная проблема, которую решают учащиеся, работая в группах. Работа в группах предполагается в течение 8–10 минут, после чего каждая группа знакомит класс с результатами своей работы. На основе услышанного остальные учащиеся готовят аргументированный ответ в письменном виде – эссе. ...

04 07 2019 3:39:22

Образование державы Маурьев в Индии

Конспект урока-презентации с полным методическим сопровождением для учащихся 5-х классов. В нем формируется представление о социальном и политическом устройстве Индии. Используя интернет-ресурсы, учащиеся знакомятся с религиозными верованиями индийцев, сравнивают природные условия нашей страны с природными условиями Древней Индии, работают в творческих группах. ...

03 07 2019 2:21:40

Научно-исследовательская работа "Рюрик – первый русский князь"

Что такое человек? Какое место он занимает в истории? В статье автор рассказывает об интересном человеке, который оставил свой след в древнейшей истории. Волею судьбы он становится первым русским князем, основателем государства русского, хоть и сам не был русского происхождения. В работе систематизированы знания о происхождение Рюрика, о его деятельности....

02 07 2019 17:52:35

Интегрированный урок (литература + история + МХК + краеведение) "Этот День Победы…"

Урок по литературе, истории, М Х К и краеведению направлен на формирование чувства патриотизма и гордости за защитников Отечества, на ознакомление с историей самого знаменательного события в истории нашей страны в XX веке, на привитие любви к родному краю, на формирование навыков поисково-исследовательской работы. Урок подготовлен в рамках празднования годовщины Победы....

01 07 2019 4:23:16

Конституция – этапы становления и ее задачи

Главный законодательный документ страны в её нынешнем виде носит переходный характер, закрепляет первостепенные условия вхождения новой России в систему рыночных отношений с учетом традиций и опыта западных демократий. Вместе с тем это - "одежда на вырост", т.е. о действительных гарантиях многих декларируемых Конституцией прав и свобод можно будет говорить лишь тогда, когда нашему обществу удастся вырваться из тисков настигшего его кризиса....

30 06 2019 18:58:34

Урок изучения нового материала "Опричнина Ивана Грозного". 10-й класс

Занятие ставит целью развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи, через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях....

29 06 2019 18:27:28

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Открытый судебный процесс над национализмом"

Данное внеклассное занятие помогает решать проблемы патриотического воспитания учащихся, познания общечеловеческих ценностей, осознания себя гражданином многонациональной страны. При этом используются различные методы: игровая деятельность, постановка проблемной задачи, творческая и поисковая деятельность самих учащихся. ...

28 06 2019 21:52:22

Русская живопись 2-й половины XIX века

Актуальность данной темы в том, что 27 декабря 2007 года исполняется 175 лет со дня рождения П. М. Третьякова (1832-1898 гг.) и 115 лет со времени начала существования Третьяковской галереи как городского музея. Если в сентябре историю в 8-м классе начать с изучения истории России, то тема по русской культуре 2-й половины XIX века как раз будет изучаться в конце декабря. Это занятие можно провести как урок " Русская живопись 2-й половины XIX века" и как внеклассное мероприятие " Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею". ...

27 06 2019 3:35:57

Урок обществознания по теме "Мораль"

Урок на тему “ Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....

26 06 2019 5:28:30

Защита прав потребителей

Урок разработан на основе закона Р Ф « О защите прав потребителей». Урок представлен в форме – урок-игра. Участвуют две команды. Переходя от этапа к этапу, дети демонстрируют свои знания, проявляют свое творчество, делают свой выбор. Урок включает в себя разнообразные формы: от домашнего задания до театрального представления....

25 06 2019 19:55:30

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

В рамках интегрированного курса " Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных характеров, характерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего характера. Учитель помогает детям определелить свои характерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего характера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

24 06 2019 8:13:59

Сельское хозяйство Кабардино-Балкарии в период с 60-х годов XX века по настоящее время

Урок проводится в рамках семинара методического объединения учителей общественных дисциплин г. Прохладный К Б Р по теме « Проведение интегрированных уроков общественных дисциплин в целях оптимизации учебного процесса» и нацелен на увеличение объема (в связи с тем, что сведения в учебниках по истории Кабардино- Балкарии и географии Кабардино- Балкарии охватывают период до 2002 г.) и закрепление знаний об одной из ведущих отраслей экономики К Б Р – сельском хозяйстве....

23 06 2019 14:18:21

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.