Викторина "Умники и умницы": "История Отечества с древнейших времен до конца XIX века" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Викторина "Умники и умницы": "История Отечества с древнейших времен до конца XIX века"


    Викторина "Умники и умницы": "История Отечества с древнейших времен до конца XIX века"

Цели:

  • образовательная: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал, обратить внимание на роль личности в истории;
  • развивающая: закрепить основные умения и навыки, приобретенные в ходе изучения данного периода (комплексный анализ, историческое мышление и т.д.);
  • воспитательная: продолжить воспитывать чувство уважения к истории своей страны, к людям, творившим эту историю.

Оборудование: видеопроектор, слайды с историческими материалами. учебник " История России с древнейших времен до конца ХIX века" для 10 класса, авторы А. Н. Сахаров, В. Н. Буганов, контурная карта, портреты Александра II, Я.И.Ростовцева, Н.А. Милютина, репродукции: К.Лебедева " Встреча императора Александра II с крестьянами", Б. Кустодиева "Освобождение крестьян", раздаточный материал: тесты, словарное лото, 50 "орденов".

Ход урока

У ч и т е л ь. Уважаемые дамы и господа! Сегодня в нашей интеллектуальной игре примут участие "умники" и "умницы" из десятых классов.

Тема нашей сегодняшней игры - "История Отечества с древнейших времен до конца ХIX века".

Правила игры таковы: игра состоит из 5 агонов (туров).

Первый агон - отборочный. Суть его в следующем: ведущий будет задавать вам вопросыю Первые трое ребят, правильно ответившие на них, становятся участниками второго агона, то есть они первые выйдут на игровые дорожки. Следующая тройка игроков - участники третьего агона, последняя тройка ребят - участники четвертого агона.

Пятый (заключительный) агон состоится между победителями предыдущих трех агонов.

По правилам игры у нас существуют 3 игровые дорожки: красная (самая трудная, состоит из двух ступеней; здесь нельзя ошибаться, но зато быстрее можно попасть в финал); желтая (три ступени - участник имеет право на одну ошибку) и зеленая (четыре ступени - две ошибки).

Право выбирать дорожку предоставляется тому, кто наиболее полно и правильно ответит на поставленный вопрос.

Ребята, находящиеся в зале, также могут принимать участие в игре.

В случае неправильного или неполного ответа непосредственного игрока вы можете исправить или дополнить ответ. Если повезет, то вам вручат "орден".

Оценивать правильность и точность всех ответов будет Высокий ареопаг (по-древнегречески - Совет знати) в составе: председатель ареопага ..., секретарь ..., помощником ведущего сегодня выступает ... .

Первый отборочный агон.

Вопросы для определения первой тройки непосредственных игроков:

1) Укажите два варианта названия древнерусского памятника архитектуры, созданного в Москве в честь взятия Казани Иваном Грозным в 1552 г.? (Покровский собор, или храм Василия Блаженного.)

2) Назовите трех наиболее известных реформаторов в годы правления Николая I. Уточните суть их реформ. (М. Н. Сперанский - кодифицировалзаконы Росийской империи; Д. Д. Киселев - реформы в государственной деревне; Е. Ф. Канкрин - денежная реформа.)

3) Кого из русских царей называли "европейским жандармом"? Почему? (Николая I, так как он считал себя вправе подавлять революционные движения в любой европейской стране, например в Венгрии.)

4) Почему русский князь Всеволод Юрьевич получил прозвище Большое Гнездо? (У него было 8 сыновей, 8 внуков, не считая потомства женского пола.)

5) Кого на Руси в ХI веке называли "гостями"? (Богатых купцов, ведущих иноземную торговлю.)

6) Что такое "полюдье"? Его происхождение? (На Руси в Х веке - объезд князем своих вассальных владений. Название происходит от слов "ходить по людям".)

Вопросы для определения второй тройки непосредственных игроков:

1) Кого из первых русских князей можно назвать Александром Македонским восточной Европы? (Святослава.)

2) Назовите автора литературного произведения начала XII века "Поучение детям". (Владимир Мономах.)

3) Назовите автора теории "оригинальной народности". Укажите название каждого из трех ее пунктов. (С. С. Уваров. Самодержавие, православие, народность.)

4) Почему выступление декабристов состоялось 14 декабря 1825 г.? (На этот день была назначена переприсяга Николая I, так как Константин отказался от прав на престол.)

5) Назовите фамилию Петра I. (Романов.)

6) Назовите город на Руси, который монголы прозвали "злым городом". (Koзeльск.)

Вопросы для определения третьей тройки непосредственных игроков:

1) Кто из русских императоров в лице императриц произнес следующие слова: "Или умру, или буду царствовать"? (Екатерина II.)

2) Назовите памятник архитектуры, заложенный в 1839 г. в Москве, в честь избавления от наполеоновского нашествия. Архитектор К. А. Тон. (Храм Христа Спасителя.)

3) Башня в с. Марьино Рыльского района Курской области, принадлежавшая князьям Барятинским, во второй половине XIX века была названа в честь содержавшегося там предводителя кавказских горцев. Как она называется? (Башня Шамиля.)

4) Как в исторической науке называют период времени от Бориса Годунова до Михаила Романова? почему? ("Смута" так как в стране не было четкого порядка престолонаследия.)

5) Кто является главным организатором убийства Александра II? (Народовольцы во главе с Софьей Перовской.)

6) Назовите имя русской княгини - жены князя Игоря и матери князя Святослава. (Княгиня Ольга.)

- итак, мы закончили отборочный агон, и теперь у нас есть три тройки непосредственных игроков. Быстроту и качество ответов на вопросы отмечали члeны ареопага. Председатель ареопага объявит, кто в каждой тройке первым может выбрать себе дорожку, кто вторым и т.д.

Второй агон.

Вопросы для красной дорожки:

1) Что отражал Указ о единонаследии 1714 г.? (Порядок передачи российского престола по завещанию монарха.)

2) Назовите прозвище московского князя Ивана Калиты, который продолжал объединение русских земель. (Иван Красный.)

Вопросы для желтой дорожки:

1) Кто такие "верховники"? (Члeны органа управления страной после cмepти Петра до начала царствования Анны Иоанновны.)

2) Назовите прозвище удельного князя Василия, который вместе с братом Дмитрием Шемякой вел борьбу против Василия II. (Косой.)

3) Мореплаватель, капитан-комaндор русского флота, датчанин по национальности, руководитель русских экспедиций, открыл пролив, отделяющий Азию от Америки. (Витус Беринг.)

Вопросы для зеленой дорожки:

1) Что такое "Кондиции" 1730 г.? (Условия, ограничивающие самодержавную власть.)

2) Город Германии, в районе которого в октябре 1813 г. произошла "битва народов"? (Лейпциг.)

3) Русское название полуострова Ханко в Финляндии, где во время Северного войны русской галерный флот разгромил шведскую эскадру в 1714 г. (Гангуст.)

4) Назовите прозвище Ивана I, говорящее о его богатстве. (Калита.)

Победителем этого агона, и соответственно, вышедшим в заключительный пятый агон, становится ... .

Третий агон.

Учитель. Внимание! Перед вами - бунтовщики и заговорщики всех времен российской истории. Каждый из участников, заслушав текст с фактами "его" биографии, должен будет назвать "свое" имя, либо принадлежность к какому-либо народу.

Вопросы для зеленой дорожки:

1) Вы - представитель маленького, гордого славянского племени. Однажды вы со своими соплеменниками решили: "Когда повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его". К какому племени вы принадлежите? (Древляне.)

2) Вы проживали во времена русского царя Алексея Михайловича, ярко выступали против церковных нововведений, требуя cмepти своим противникам. Церковный собор 1666-1667 г. проклял вас и ваших сторонников, и все вы были сожжены на костре в 1681 г. Ваше имя? (Протопот Аввакум.)

3) Вас можно назвать одним из самых страшных преступников России. Вы, являясь убийцей-cмepтником, погибли в результате своего теpaкта, но вы этим же взрывом убили русского царя, прозванного в народе "царем-освободителем". Кто вы? (Гриневицкий-народоволец.)

4) Вас нельзя назвать ни заговорщиком, ни бунтовщиком. Но вы, являясь фаворитом одной из русских цариц, имели большое значение для нашей истории. Царица сделала вас оберкамергером ее двора. Вас осуждали многие русские люди, в том числе и в Сенате, за политический террор, расхищение казны, неуважение к российским обычаям. Кто вы? (Бирон - фаворит Анны Иоанновны.)

Вопросы для желтой дорожки:

1) Большую часть своей жизни вы провели в боевых походах, но некоторое время заседали в Боярской думе. Будучи высокообразным человеком, написали несколько произведений, в том числе "Историю о великом князе Московском", изобличающую деспотизм и тиранию царя Ивана Грозного - вашего бывшего сподвижника. Вы были вынуждены бежать из России и закончили свою жизнь в Ковеле. Назовите свое имя. (Андрей Курбский.)

2) Вы - офицер царской армии. Вас и ваших друзей ужасала тогдашняя российская действительность, вы все вместе решили создать тайную организацию для борьбы за улучшение жизни в стране. Впоследствии лично вы напишите программный документ своей организации, который был мало реалистичен для выполнения в условиях тогдашней России. В итоге вас повесили. Кто вы? (Павел Пестель.)

3) Вы - один из видных революционеров второй половины XIX века, участник международного социалистического движения. Впоследствии вы стали одним из идеологов анархизма. Считали, что только бунт может привести к истинному освобождению народа. Организованное вами восстание в Северной Италии закончилось прахом. Кто вы? (М. Бакyнин, возглавлял бунтарское направление в народничестве.)

Вопросы для красной дорожки:

1) Ваша биография не вызывает никакого уважения. Точного вашего имени не знают до сих пор. Вы прошлись по Руси с огнем и мечом. Вас признала своим мужем такая же авантюристка, как и вы. В итоге вас стали называть "тушинским вором" и вы с позором бежали в Калугу. Какое имя вы получили в истории? (Лжедмитрий II.)

2) Вы (как и ваш отец) принадлежали к домовитому казачеству. отряд донцов под вашим предводительством боролся против крымских татар. Затем вы возглавили ватагу разбойников и решили отправиться с ней на разгром московских бояр. Вас поймали и после жестоких пыток казнили в Москве на Красной площади. Назовите свое имя. (Степан Разин.)

- По результатам третьего агона в заключительную тройку вошел(а) ... .

Четвертый агон.

Тема данного тура - "Развитие культуры и образования в России до конца XIX века".

Вопросы для зеленой дорожки:

1) Назовите царя, при котором в Росии впервые возник театр. (Алексей Михайлович.)

2) Какой город Петр I называл "парадизом"? Что означает это слово? (г. Петербург, "парадиз" - рай.)

3) Назовите имя русского ученого, внесшего крупный вклад в развитие теоритической и прикладной химии. Основатель школы русских химиков. (Н. Н. Зинин.)

4) Укажите название либерального отечественного журнала, онснованного в 1836 г. А. С. Пушкиным? ("Современник".)

Вопросы для желтой дорожки:

1) Назовите автора "Истории государства Российского" и укажите число томов этого произведения. (Н. М. Карамзин; 12 томов.)

2) Назовите имя самого знаменитого русского иконописца XIV-XV века. Главное произведение - "Троица". (Андрей Рублев.)

3) Назовите имя архитектора, по приказу которого были построены Казанский собор и Горный институт в Петербурге. (А. Н. Воронихин.)

Вопросы для красной дорожки:

1) Какая связь между одним из руководителей стрелецкого бунта при Петре I Хованским (XVIII в.) и русским композитором XIX века М. Б. Мусоргским? (Мусоргский написал музыкальную драму "Хованщина".)

2) Назовите имя русского путешественника, который исследовал Северный Ледовитый Океан, берега Камчатки, Южной Америки. Он является основателем русского географического общества. (Ф. П. Литке.)

- Победителем четвертого агона стал(а) ... .

Заключительный агон.

У ч и т е л ь. Внимание! Перед вами - государи-императоры государства Российского! Ваши Величества! Я надеюсь, что несмотря на столь высокое положение в обществе, на вашу огромную занятость, вы все же помните свои изречения, высказывания, произнесенные вами по тому или иному поводу. Сейчас именно это мы и узнаем. Я буду напоминать вам каждому ситуацию, а вы должны припомнить, что говорили по этому поводу.

Итак, вы сейчас являетесь императором Всероссийским Петром I.

Вопрос для зеленой дорожки:

1) Особое внимание и беспокойство у вас вызвало строительство флота на Балтике и для Балтики. Без него, вы были уверены, невозможно защитить, удержать то, что, добыто. Какие слова вы говорили по этому поводу? ("Всякий [военачальник], который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который флот имеет, обе руки имеет".)

2) Вы, уважаемый Петр Алексеевич, довольно часто переписывались со своей любимой супругой Екатериной. В одном из своих писем вы сообщили, что, слава Богу, живы и здоровы, но тут же пожаловались на то, что вам как государственному деятелю очень тяжело жить. В чем причина этой печали? О чем вы поведали Екатерине? ("...ибо я левшою не умею владеть, а в одной правой руке принужден держать шпагу и перо".)

Вопрос для красной дорожки:

27 июня 1709 г. в третьем часу началась Полтавская битва, завершившаяся полной победой русских войск. В середине дня вы устроили в своих шатрах обед для победителей. Были приглашены и пленные генералы и министры. За обедом вы произнесли свой знаменитый тост. Напомните его, пожалуйста. ("За здоровье учителей, за шведов!")

Вопросы для зеленой дорожки:

1) Вы - Николай I Павлович. 1840-е гг. Реформа государственной деревни П. Д. Киселева предполагала в дальнейшем отмену крепостного права. Правительство опасалось, что начнутся массовые волнения. Именно этого вы боялись больше всего, поэтому, выступая в 1842 г. на заседании Государственного совета, вы сказали свое мнение по поводу отмены крепостного права. Что вы сказали по этому поводу? ("Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении у нас есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще гибельным.")

2) Вы остаетесь в доме Николая I. Февраль 1854 г. Вы при cмepти. Что вы сказали в своем прощальном обращении к семье и, в частности, к своему сыну Александру. ("Мне хотелось, приняв на себя все трудное, всё тяжелое, оставить тебе царство мирное, устроенное и счастливое. Провидение судило иначе. Теперь иду молиться за Россию и за вас. После России я вас любил более всего на свете. Служи России".)

3) Сейчас вы - сын Николая I, Александр II. Мысли вашего отца о крепостном праве в России не покидали и вас. Однако вы оказались гораздо смелее своего родителя и однажды, выступая в Москве перед предводителями дворянства, заявили... Что вы заявили? ("Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнет само собою уничтожаться снизу".)

Вопросы для желтой дорожки:

1) Вы - одна из ярких личностей на российском престоле - Екатерина II. Вы прибыли в Россию 15-летней дeвoчкой и испытывали много трудностей. Но умело избегая опасностей, связанных с придворной и семейной жизнью, со всеми их интригами, вы пробивались вперед к своей мечте и верили... Во что вы верили и что говорили при этом? ("Рано или поздно я добьюсь своего, сделаюсь самодержавной русской императрицей".)

2) На сей раз вы - Александр I Павлович. Лето 1812 г. Наполеон стремительно движется по русской земле. Судьба вашего царствования висит на волоске. В этой обстановке кто-то осмелился спросить, что вы намерены делать, если Бонапарт захватит Москву? ("Я сделаю из России вторую Испанию".)

Вопрос для красной дорожки:

Вы - Екатерина II. При дворе вы не обращали внимания на невнимание одних, оскорбления других, стараясь искать у всех, больших и малых, независимо от достоинств и пороков, расположения к себе. Какую Вы преследовали цель и что потом признавали? ("Я хотела быть русской, чтобы русские меня любили".)

- Итак, наша игра завершилась.

Подведение итогов. Жюри подводит итоги по результатам конкурса, подсчитывает общие баллы и награждает победителей.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

23 04 2024 11:13:31

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

22 04 2024 18:12:40

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

21 04 2024 4:53:34

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

20 04 2024 9:35:49

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

19 04 2024 3:41:38

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

18 04 2024 18:20:18

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

17 04 2024 18:51:34

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

16 04 2024 9:57:28

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

15 04 2024 10:48:42

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

14 04 2024 0:28:32

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

13 04 2024 2:21:59

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

12 04 2024 7:34:34

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

11 04 2024 21:56:37

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

10 04 2024 21:23:13

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

09 04 2024 0:28:23

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

08 04 2024 2:10:13

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

07 04 2024 14:21:47

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

06 04 2024 18:33:46

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

05 04 2024 10:53:11

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

04 04 2024 6:44:48

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

03 04 2024 2:39:28

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

02 04 2024 22:48:49

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

01 04 2024 17:22:27

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

31 03 2024 2:14:52

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

30 03 2024 19:58:51

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

29 03 2024 2:26:40

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

28 03 2024 18:24:35

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

27 03 2024 15:50:42

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

26 03 2024 20:48:42

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

25 03 2024 20:18:33

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

24 03 2024 15:26:11

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

23 03 2024 11:52:18

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

22 03 2024 0:55:32

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

21 03 2024 11:10:43

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

20 03 2024 2:32:52

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

19 03 2024 14:13:57

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

18 03 2024 19:18:25

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

17 03 2024 2:13:14

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

16 03 2024 16:15:53

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

15 03 2024 9:47:53

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

14 03 2024 3:21:53

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

13 03 2024 3:43:30

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

12 03 2024 13:48:43

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

11 03 2024 17:54:26

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

10 03 2024 7:42:44

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

09 03 2024 13:42:13

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

08 03 2024 6:43:55

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

07 03 2024 7:54:42

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

06 03 2024 18:17:40

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

05 03 2024 1:41:36

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::