Интегрированный урок (история + русский язык) "Средневековое рыцарство" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Интегрированный урок (история + русский язык) "Средневековое рыцарство"


    Интегрированный урок (история + русский язык) "Средневековое рыцарство"

Цели урока:

  • повторение и закрепление знаний учащихся по курсу истории Средних веков;
  • иллюстрирование романом В.Скотта "Айвенго" исторические реалии времен средневековья;
  • развитие творческих способностей;
  • расширение кругозора;
  • развитие коммуникативной и речевой компетенций
  • развивать умения на пpaктике использовать полученные знания;

Учитель литературы: Добрый день. Нам пришла посылка от нашего доброго друга профессора истории, в ней вот такое письмо:

Здравствуйте, дорогие друзья! Я высылаю вам то, что вы просили. Это принадлежит людям, которые провели великое множество жестоких кровопролитных битв, фанатичных крестовых походов, но им не чужды были понятия чести и достоинства, верность слову и долгу, преданная беззаветная любовь, культ Прекрасной Дамы.

О ком же написал наш друг?

Презентация.

(Слайд № 1)

Учитель истории: И сегодня речь на нашем уроке пойдет об эпохе рыцарства. Эпохе противоречивой и драматичной, но одной из самых ярких в истории человечества. Сегодня мы обобщим знания о рыцарстве, обратившись к историческим фактам и страницам романа Вальтера Скотта "Айвенго".

  • Для того, что бы наша работа была более полной и обстоятельной, мы просили нашего друга прислать нам некие артефакты, связанные со временами рыцарства. Но то, что он прислал, ставит нас в тупик.
  • Вот, например, первый предмет (ПЕРЧАТКА). Странно, какое отношение она имеет к нашей теме?
  • Предлагаю провести следственный эксперимент. Прошу выйти 2-х самых смелых.
  • Для чего может пригодиться данный предмет одежды?
  • Представьте, что вы встретили друг друга на улице и решили поздороваться. Какими будут ваши действия? Как в этом случае вы используете перчатку?
  • А ведь обычай снимать перчатку при встрече пошел именно из средневековья. Снимая перчатку, рыцарь как бы говорил: "У меня руки чисты, как и помыслы".
  • Да, рыцари умели соблюдать кодекс чести. А что это такое - кодекс чести?
  • Кстати, вместе с перчаткой наш друг прислал текст кодекса чести. Намекнув, что в нем есть неточности и ошибки. Возьмите конверты, на которых нарисована рыцарская перчатка. Перед вами кодекс рыцарской чести. Найдите в нем правильные пункты и отметьте их. Причем, отметить их надо так, как это мог бы сделать средневековый рыцарь. Написать своё имя и перечислить все титулы? К сожалению, не всем рыцарям это было доступно. Почему же? Я думаю нам это подскажут наши знатоки истории.

Итак, отметьте правильные варианты "+", а не правильные "-"

(Учащиеся работают с таблицей в парах)

Приложение № 1 (Кодекс рыцарской чести)

Слайд № 2 (Кодекс)

Учитель истории: Проверим выполненную работу. Назовите ваши варианты правильных пунктов. Объясните коротко ваш выбор.

Слайд № 3 ( Кодекс без ошибок)

Итак, перед вами кодекс рыцарской чести, которому должен был следовать каждый достойный этого звания рыцарь.

Учитель литературы: Но, к сожалению, не всегда и не все рыцари были благородны. В знаменитом романе В.Скотта "Айвенго" мы можем найти тому множество подтверждений.

Слайд № 4 Рыцарь

Домы вы должны были найти и коротко пересказать такие эпизоды.

В чем, по-вашему, рыцарь отступает от Кодекса рыцарской чести?

Как вы думаете, изменилось ли понятие чести с тех времен. Что изменились и почему?

Учитель истории: С кодексом чести мне всё предельно ясно, но объясните, что делает в посылке вот это изображение? Причем тут герб РФ? (учитель достает из посылки герб РФ).

Слайд № 5

Герб для рыцаря имел огромное значение. В те времена люди обязаны были уметь "читать" герб ведь в Средневековье грамотность не была распространена, а вот условные знаки все понимали и запоминали быстро. Глядя на герб можно было узнать о рыцаре очень много. Откуда он родом, какой у него хаpaктер, а на поле боя он помогал закованным в железные доспехи воинам узнавать друг друга и отличать соратников от противников.

Учитель литературы: Обратимся снова к тексту романа. В.Скотт старался исторически точно следовать воссозданию эпохи рыцарей. На турнире в Ашби мы видим многочисленных рыцарей и их щиты, на которых изображены гербы. Найдите, пожалуйста, эти описания, только не называйте герб главного героя.

Приложение № 2.

Что вы можете сказать об этих доблестных рыцарях по скромному описанию их гербов?

Учитель истории: Сейчас вам предстоит составить герб доблестного рыцаря Айвенго. Но, не воссоздав его, а составив свой, используя те символы, которые, на ваш взгляд лучше всего подходят главному герою романа и могли бы располагаться на его щите.

На ваших столах лежат большие конверты, где находится всё необходимое для создания герба, включая памятку, с которой я вас более подробно сейчас ознакомлю.

Прежде всего, вам следует выбрать щит - основной элемент любого герба. Самым первым получил применение щит треугольной формы, но из-за того, что на таком щите могло поместиться не очень большое количество фигур, он был постепенно вытеснен иными формами. Вам предложены наиболее часто встречающиеся формы щитов:

Слайд №6 Форма

Французский щит
Испанский щит
Варяжский щит
Немецкие щиты
Английские щиты

Слайд № 7 Цвет

Цвета, использовавшиеся на гербах, служили символами тех или иных достоинств. В проникнутую духом мистицизма эпоху средневековья, когда даже в элементарных вещах старались разглядеть скрытый смысл, некое божественное откровение, цветам, как и другим геральдическим элементам, начали придавать конкретное символическое значение. В классической геральдике существует 7 цветов.

Цвета, использовавшиеся на гербах.

  • Золото (желтый цвет) - символ богатства, справедливости и великодушия.
  • Серебро (белый цвет) - символ чистоты и невинности.
  • Червлень (красный цвет) - символ храбрости, мужества и неустрашимости.
  • Лазурь (гoлyбой, синий цвет) - символ красоты, мягкости и величия.
  • Зелень (зеленый цвет) - символ надежды, радости и изобилия
  • Пурпур (бордовый цвет) - символ достоинства, силы и могущества.
  • Чернь (черный цвет) - символ печали, благоразумия и смирения.

Слайд № 8 Животные

Очень часто на гербах изображали животных, не только реальных, но и фантастических, а так же растения и предметы, которые тоже имели символическое значение. В начале средних веков даже появилась специальная книга "Бестиарий", в которой были описаны нравы и качества различных фантастических животных. Слово бестиарий же родом из Римской империи, и означало оно гладиатора, который сражался на арене с дикими зверями.

  • лев - отвага, сила, гнев, великодушие;
  • лилия - расцвет и успех;
  • единорог - непобедимость,
  • гриф - неустрашимость и свирепость;
  • волк - злость, жадность;
  • кабан - бесстрашие;
  • пeтyx - воинственность;
  • розы - чистота, святость;
  • oрёл - был символом власти, могущества, смелости и быстроты.

Слайд №и 9 девиз

Внизу щита помещался девиз - краткое изречение, имеющее какое-либо отношение к гербу

Можете приступать к изготовлению. Объединиться в группы. Не забудьте, что вы должны объяснить свой выбор.

Приложение № 3a. Приложение № 3б

Слайд № 10 Гербы + музыка

Итак, гербы готовы и вам предстоит доказать, что именно такой герб мог быть у рыцаря Айвенго.

Слайд № 11 Рыцари

(После выполнения задания группа защищает свой герб, объясняя выбор формы, цвета и т.п.)

Вы великолепно справились с заданием, но я хотела бы пояснить, чьи же девизы вы использовали в работе, ведь это настоящие, не придуманные нами выражения.

Слайд № 12

Учитель литературы: А теперь вспомните, а что же на самом деле было изображено на гербе главного героя? Объясните, почему именно это? Как это объясняет истории жизни рыцаря Айвенго?

Слайд № 13.

Учитель истории: Итак, мы видим, что геральдика, зародившаяся в средневековье, продолжила своё существование и возможно, что и вы когда-нибудь составите герб своей семьи, класса, а возможно и государства.

А пока вы составляли герб, я достала следующий предмет из посылки и это ещё одна перчатка!

Правильно, первой перчатке нужна пара. Да, но эта тоже правая! Зачем две на одну руку?

Предлагаю вновь провести следственный эксперимент. Прошу выйти 2-х самых смелых и достойных.

Как вы думаете, как ещё могли использовать перчатку рыцари?

Учитель литературы: Жест, который сейчас продемонстрировали ребята был введен в пpaктику именно рыцарями, но в широкое употрeбление вошел в 19 веке. Помните, что сделал Айвенго, чтобы вызвать на cмepтный бой Бриана де Буагильбера?

Но мы знаем, что рыцарский турнир был прежде всего развлечением.

Учитель истории: В конверте с боксерской перчаткой. Находится текст с пропусками. Восстановите его, пожалуйста.

Приложение № 4.

Слайд № 14

Я поздно проснулся после веселого ::::. . Позвав своего верного ::::., я приказал ему приготовить мои ::::. для предстоящего рыцарского:::::, любимого развлечения меня и всех рыцарей в мирное время. Чтобы покинуть свой::::., я приказал вассалам опустить ::::., перекинутый через окружавший замок::::. . Затем мой отряд спустился с высокого::::. , на котором был построен замок, и мы отправились на турнир. Там меня встретил организатор турнира - ::::., прекрасно знающий искусство составления и описывания гербов -::::. . Повесив свой::::.. с изображенным на нем гербом рядом со щитами остальных участников рыцарского ::::, я коснулся одного из них::::., тем самым выбрав себе противника, и пошел осмотреть ::::.,. на котором завтра одержу блистательную победу!

Слайд № 15 Правильный текст

Турнир. Слайд № 16 турнир

Учитель истории: К сожалению, наших театральных возможностей для воссоздания рыцарского турнира не хватает. Но турнир вполне может быть и словесный. Я вызываю на бой рыцаря Истории. Я буду задавать вопросы по роману, а вы - по истории.

1. Что мы знаем о Бриане де Буагильбере до начала турнира?

2. Какое сооружение рыцарского замка называлось донжоном?

3. Сколько дней должны были продолжаться состязания и что должно было происходить в каждый из дней?

4. Сколько весили боевые доспехи рыцаря?

5. Кто одержал победу в первый день турнира? Что должен был сделать победитель?

6. Почему в бою стремились не убить вражеского рыцаря, а взять его в плен.

7. Зачем к рыцарю Лишенному Наследства после турнира пришли оруженосцы всех пяти зачинщиков турнира?

8. Что такое куртуазность.

9. Чем закончился турнир в Ашби? Кто был объявлен победителем?

10. Можете ли вы ответить. Почему Айвенго выбрал именно леди Ровену?

Слайд № 17, 18 Круглый стол

Учитель истории: Пока я наблюдала за турниром, у меня возник вопрос. А почему наши доблестные зрители сидят таким образом? Неужели это тоже имеет какое- то отношение к средневековью? А давайте мы у них и спросим.

Учитель литературы: Ах, к сожалению, время рыцарских турниров ушло, но как было бы приятно любой прекрасной даме сидящей здесь, если бы за её мимолётный взгляд скрестили бы мечи доблестные рыцари.

Вы знаете, мне кажется, что Вы не случайно упомянули о Прекрасной Даме. Посмотрите, что лежало в посылке! Какой изумительный цветок!

Слайд № 19

Учитель истории: В знак благосклонности прекрасная Дама могла подарить рыцарю цветок, а рыцарь в её честь слагал прекрасные баллады. Кстати, а помните ли вы как называли авторов лирических стихов в средневековье?

Слайд № 20-23

Учитель литературы: Возможно, что один из менестрелей пел своей даме сердца вот такую балладу.

Белый шиповник, дикий шиповник
Краше садовых роз,
Белую ветку юный любовник
Графской жене принес.

Белый шиповник, дикий шиповник
Он ей, смеясь, отдал.
Листья упали на подоконник,
На пол упала шаль...

Для любви не названа цена,
Лишь только жизнь одна,
Жизнь одна, жизнь одна...

Белый шиповник, страсти виновник,
Разум отнять готов,
Разве не знаешь, графский садовник
Против чужих цветов.

Что ты наделал, милый разбойник,
Выстрел раздался вдруг...
Красный от крови, красный шиповник
Выпал из мертвых рук.

Для любви нe названа цена,
Лишь только жизнь одна,
Жизнь одна, жизнь одна.

Их схоронили в разных могилах
Там, где старинный вал.
Как тебя звали, юноша милый,
Только шиповник знал.
Тот, кто убил их, тот, кто шпионил,

Будет наказан тот,
Белый шиповник, вечный шиповник
В память любви цветет.

Для любви не названа цена,
Лишь только жизнь одна,
Жизнь одна, жизнь одна...

Слайд № 24

Учитель литературы: А мы предлагаем вам самим на несколько минут стать менестрелями и написать стихи Прекрасным Дамам.

  • ---------------------------------- ей,
  • ---------------------------------- милей.
  • ---------------------------------- наряд
  • ---------------------------------- богат;
  • ---------------------------------- бела
  • ---------------------------------- подняла.

Приложение № 5.

Слайд № 25 Прекрасная Дама

(Чтение получившихся стихотворений)

Между прочим, оригинал можно найти в романе В.Скотта "Айвенго":

Там не было красавиц, равных ей,
Ее убор был всех одежд милей.
Ее венец и праздничный наряд
Красив без пышности, без роскоши богат;
И вербы ветвь в руке ее бела -
Она ее в знак власти подняла.

Образ Прекрасной Дамы, воспеваемой миннезингерами, прошел через века, и поэты разных эпох и времен неоднократно обращались к нему.

Слайд № 26 Рыцари

Учитель истории: Эпоха средневековья была не однозначна, наполнена кровопролитными войнами, тяжелыми болезнями, упадком культуры:Постепенно пришло в упадок и рыцарство. Тогда почему же, когда мы слышим с вами слова - рыцарь, рыцарский поступок, мы тут же вспоминаем такие слова, как честь, достоинство, мужество, храбрость и защита слабых.

Учитель литературы: Быть может, поэтому тема рыцарства проходит через все эпохи и многие великие поэты и писатели создавали великолепные исторические романы о рыцарях.

Слайд № 27

Учитель истории: Заканчивая наш разговор, мы хотим пожелать вам, ребята жить по законам чести и совести. Быть смелыми и милосердными, уметь любить, сострадать и быть готовыми помочь тому, кто нуждается в вашей поддержке.

Учитель литературы: А в нашей посылке остался последний артефакт. По окончании турнира рыцарь - победитель получал доспехи и коня побежденного, золото или драгоценности. Вы достойно справились со всеми испытаниями и по праву заслужили награду.

(Учащиеся получают в награду шоколадные медальки)

Учитель истории: В заключение любого урока принято подводить итоги (рефлексия).

На доске прикреплены щиты рыцарей по количеству заданий, которые вы выполняли в течение урока:

  • Кодекс чести
  • Геральдика
  • Письмо с турнира
  • Турнир вопросов
  • Стихи Прекрасной Даме

Отметьте цветным листочком тот вид деятельности, который вам больше всего понравился. Спасибо за урок!

Слайд № 28, звучит баллада в исполнении Высоцкого


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

18 04 2024 3:50:12

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

17 04 2024 23:43:15

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

16 04 2024 12:44:26

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

15 04 2024 22:19:39

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

14 04 2024 15:41:17

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

13 04 2024 18:39:59

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

12 04 2024 4:33:31

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

11 04 2024 14:28:48

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

10 04 2024 12:47:48

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

09 04 2024 9:57:14

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

08 04 2024 9:25:52

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

07 04 2024 12:39:36

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

06 04 2024 8:14:47

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

05 04 2024 10:15:42

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

04 04 2024 10:15:46

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

03 04 2024 7:13:19

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

02 04 2024 4:40:45

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

01 04 2024 6:56:48

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

31 03 2024 5:59:49

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

30 03 2024 7:49:11

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

29 03 2024 9:53:25

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

28 03 2024 23:55:46

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

27 03 2024 5:15:51

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

26 03 2024 22:51:11

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

25 03 2024 15:23:51

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

24 03 2024 13:39:44

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

23 03 2024 23:24:57

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

22 03 2024 20:32:51

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

21 03 2024 23:31:57

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

20 03 2024 6:53:25

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

19 03 2024 1:58:14

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

18 03 2024 0:26:24

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

17 03 2024 13:50:24

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

16 03 2024 8:31:31

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

15 03 2024 14:15:59

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

14 03 2024 13:52:46

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

13 03 2024 1:51:33

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

12 03 2024 2:19:50

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

11 03 2024 9:15:37

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

10 03 2024 18:39:51

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

09 03 2024 0:22:43

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

08 03 2024 11:45:15

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

07 03 2024 2:57:37

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

06 03 2024 7:44:23

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

05 03 2024 2:50:19

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

04 03 2024 9:45:53

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

03 03 2024 13:32:20

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

02 03 2024 21:25:52

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

01 03 2024 14:28:27

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

29 02 2024 9:18:16

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::