Формирование информационно-коммуникативных умений на уроках истории
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, введение которых началось с начальной школы, ориентированы, в первую очередь, на внедрение компетентностного (деятельностного) подхода в образовательный процесс в противовес существующему до сих пор "знаниевому".
Концепция оценки учебных достижений меняется в соответствии с новыми требованиями к результатам образования. Значительное место в ней занимает сегодня изучение уровня читательской грамотности. С этим связаны и международные сравнительные исследования, среди которых можно выделить PISA для выпускников основной школы (читательская грамотность изучается и оценивается наряду с математической и естественно-научной).
Анализ выполнения заданий PISA 2006, 2009 российскими школьниками 14 - 15 лет позволяет делать вывод, что наибольшие затруднения возникают в работе:
с заданиями большого объёма как текстовой информации, так и информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем;
с заданиями из разных предметных областей, для правильного выполнения которых надо интегрировать разнообразные знания, использовать общеучебные умения, отбирать и использовать адекватные описываемой ситуации способы размышления, анализа;
с заданиями, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться, чтобы определить способ действий или информацию, необходимые для выявления и решения проблемы;
с заданиями, где нужно привлекать дополнительную информацию, или, напротив, с заданиями с избыточной информацией, "лишними" данными;
с комплексными или структурированными заданиями из нескольких взаимосвязанных вопросов;
с большим числом заданий разной тематики и разных форм записи ответа (выбора ответа, записи словесной или числовой, краткого или развёрнутого обоснования) в одной работе, которую надо выполнить за ограниченное время.
Главное, что должен обеспечить современный учитель истории и обществознания - формирование различных видов предметной компетенции выпускника: исследовательских, социально-мировоззренческих и информационно-коммуникативных; расширение инструментария познавательной деятельности. На уроках истории и обществознания должен доминировать деятельностный подход: старшеклассники должны овладевать приемами самостоятельной аналитико-синтетической работы, уметь систематизировать и классифицировать исторический и обществоведческий материал, определять и сравнивать хаpaктерные черты отдельных исторических периодов и общественных явлений, подтверждать обобщенные суждения и выводы конкретными примерами, соотносить ряды представленной информации между собой.
Образовательный стандарт предъявляет к подготовке выпускников требование уметь "участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации". Реализация этих требований невозможна без применения современных технологий личностно-ориентированного обучения.
Самое привлекательное в этой технологии то, что на каждом этапе учебной деятельности (вызов, осмысление, рефлексия) присутствует мотивация учащихся (пробуждение, стимулирование, сохранение интереса к изучению темы, побуждение к дальнейшему расширению знаний), развиваются коммуникативные качества учеников (обмен мнениями, соотнесение собственной позиции с другими, поиск общего решения, предъявление результатов самостоятельной или групповой работы). В процессе осмысления содержания изучаемого материала развивается логическое мышление, происходит систематизация информации и знаний. И очень ценно в этой технологии требование на этапе рефлексии давать оценку учебного процесса, что стимулирует учеников становиться активным субъектом учебной деятельности, влияет на его самооценку, позволяет менять модель его поведения.
Успешность обучения по истории и обществознанию в большей степени, чем по другим школьным предметам, обусловлена сформированностью читательской грамотности. Ученики должны постепенно (от простого к сложному) овладеть приемами эффективного чтения - сложным процессом активного восприятия и критического осмысления информации с целью включения в собственный контекст. Формировать информационно - коммуникативные умения учащихся необходимо по частям, выделяя элементарные единицы - отдельные действия (микроумения). Это обеспечивает поэтапный хаpaктер формирования умений. Например, умение понять письменный текст можно разделить на такие микроумения: выделить главную мысль, определить смысл новых понятий, привести примеры и др.
Одно из важнейших условий формирования умений - индивидуальная и совместная деятельность учеников. Организация разнообразных взаимодействий позволяет каждому учащемуся занимать активную позицию при освоении умений. Совместная работа способствует целостному восприятию содержания, повышает эффективность восприятия. Поэтому учащиеся должны иметь возможность осваивать умение (микроумение) в паре, индивидуально и в группе (под руководством учителя).
В 7 - 9 классах резко увеличивается объем содержания и усложняется исторический материал, содержание курса обществознания, что должно нацеливать учащихся на правильный отбор материала для запоминания, составление конспектов в разных видах (логические цепочки, таблицы, схемы, кластеры), умение работать с разными источниками информации, особенно с дополнительными (специальная литература, СМИ, Интернет-ресурсы).
В 7 классе ученики уже имеют навыки составления опopных конспектов в виде схем (кластеров). Разбивка на кластеры - это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы, качественно усваивать прочитанный материал. Это нелинейная форма мышления, которая используется для стимулирования учебной деятельности: ученики учатся выделять в тексте большие и малые смысловые единицы, находить между ними причинно-следственные связи.
Изучая Смутное время, семиклассники по тексту пункта 2 3 могут составить схему - цепочку событий, когда каждое событие имеет свое место и значение в общем процессе, связано с другими и влияет на процесс.
О том, что семиклассники могут овладеть навыками составления сложных схем (кластеров), видеть причинно-следственные связи доказывают самостоятельно выполненные работы по пункту 1 "Смоленская война" 9 "Внешняя политика". Пpaктика показывает, что одинаковых кластеров не бывает, самостоятельность работы видна в особенной логике построения схемы, умении выделять важные факты и события, связывать их в определенном порядке, видеть причины, цели, следствие, итог событий. Вариант, выполненный учеником 7 класса, можно оценить на "отлично", так как на схеме точно показаны основные моменты Смоленской войны 1632 - 1634 гг. в их связи друг с другом.
Одним из приемов активизации учеников при чтении и осмыслении большого по объему материала (1-2 параграфа) является "ролевое чтение". Это один из приемов технологии критического мышления "Пять шляп", адаптированный для анализа учебного текста.
Работа на уроке идет по 3 этапам:
На первом этапе каждый читает текст и самостоятельно выписывает факты, представляющие для него интерес согласно доставшейся роли.
Затем дается время на совместную работу в группах, в которых обсуждают индивидуальные результаты и готовят общие отчеты - письменный в виде опopного конспекта, кластера, схемы, таблицы и устное сообщение.
На третьем этапе организуется обсуждение отчетов групп и оценка результатов отдельными учениками, группами, учителем.
Роли могут быть разные, их количество может варьироваться в зависимости от содержания и хаpaктера текста: "Бухгалтер. Число и количество", "Переводчик. Термины и новые слова", "Это здорово!", "А я не верю!", "Учиться надо на чужих ошибках", "Художественный критик".
На уроке истории в 10 классе "Русь в XIII веке" по содержанию 19, 20 были предложены следующие роли и задания:
- "Число и количество" - на 1 этапе - выписать все количественные хаpaктеристики, встречающиеся в тексте, на 2 этапе - сгруппировать их по смыслу и выделить обязательные для запоминания;
- "Переводчик" - на 1 этапе - выписать все термины и понятия, хаpaктерные для описания данного периода, на 2 этапе - сгруппировать их по смыслу и выделить терминологический минимум, необходимый для понимания данного периода;
- "Это здорово!" - на 1 этапе - выписать факты, достойные положительной оценки современников и потомков, на 2 этапе - обсудить их, выделить 2 - 3 самых важных и аргументировать их для всех;
- "А я не верю!" - на 1 этапе - выписать факты, вызывающие сомнения как у современников, так и у потомков, на 2 этапе - обсудить их, выделить 1 - 2 более существенных или спopных, озвучить и аргументировать их для всех;
- "Учиться надо на чужих ошибках" - на 1 этапе - выписать факты, итоги и оценки событий, имевших негативные последствия, на 2 этапе - обсудить их, сформулировать общие выводы об исторических уроках данного периода.
На организационном этапе ученики путем случайного свободного выбора получили свои роли, были ознакомлены с планом и содержанием работы на каждом этапе. Продолжительность 1 этапа для самостоятельного чтения и записей контролировалась учителем и не превысила 25 минут. На 2 этапе была организована пересадка по группам и начато обсуждение внутри групп, выполнение общего задания. Учитель, переходя от группы к группе, контролировал процесс обсуждения и обращал внимание на сложные моменты работы - группировка, какие смысловые линии (основания) для группировки можно и нужно выделить, смогли ли выделить главное, смогли ли придти к общим выводам, необходимость аргументирования своих выводов, смогут ли ответить на вопросы. Большинство групп использовали время перемены для обсуждения своих ответов, которые были выслушаны на 3 этапе. План был рассчитан и реализован на двух спаренных уроках.
Группа "Число и количество" выписали более 20 дат и количественных хаpaктеристик, но выделили 10-12 главных, сгруппировав их по 2 линиям: даты военных событий и другие факты.
Иноземное нашествие на Русь | Русские князья и защитники городов | Монголо-татары и крестоносцы | |
1223 - 1-я битва на Калке 1237-1239 - поход Батыя на Рязань 1240-1241 - поход Батыя на Киев 1241-1242 - поход в Европу |
1240 - Невская битва 1242 - Ледовое побоище |
1223 - погибло 10 тыс. воинов киевского
князя 5 дней - Рязань 7 недель - Koзeльск |
1211 - завоевали Китай 1219-1220 - Среднюю Азию 1240-50 - перепись населения 240 лет - иго |
- Группа "Переводчики" выписали более 20 терминов с объяснениями, подготовили рассказ, состоящий из терминов. Понять этот рассказ без знания терминов было сложно.
- Группа "Это здорово!" выделили около 10 фактов, достойных восхищения, но озвучили главные: мужество защитников русских городов, особенно Рязани, Владимира, Koзeльска; полководческий талант Александра Невского; сопротивление населения Руси ордынскому игу; решительный отпор крестоносцам, несущим католическую веру; сохранение жизненных сил и стремления к освобождению от иноземного гнета. Не смогли выделить роль Руси как защитного щита стран Европы от кочевников.
- Группа "А я не верю!" обратила внимание на невыясненные обстоятельства гибели Александра Невского, сомневалась в достоверности летописных сведений, многочисленности монголо-татарского войска.
- Группа "Учиться надо на чужих ошибках" смогла выйти на главные обобщения о негативных последствиях периода раздробленности, осуждала русских князей, действовавших в личных целях, не понявших общей опасности.
При обсуждении отчетов все группы отметили общую активность, так как у каждого был материал для обсуждения в группе. Для общего отчета всем группам потребовалось общими усилиями оформлять новый опopный конспект или думать над аргументами. Случайный выбор ролей обеспечил необычный состав групп: распределение "сильных" и "слабых" учеников по группам было неравномерным, лидеры могли проявить себя только со 2 этапа, в двух группах роль лидера была для участников трудной, в одной из этих групп ученик впервые отчитывался за всех и заметно волновался. Некоторые ученики отметили, что им хотелось работать по другой роли, но по плану урока это не разрешалось. В целом, работа трех групп была оценена на "хорошо" и две группы - "Переводчики" и "Учиться надо на чужих ошибках" - получили оценку "отлично".
Применение разных приемов и методов личностно-ориентированных технологий при работе с учебными текстами, продуманная систематическая работа по формированию читательской грамотности могут позволить учителю преодолевать те трудности, которые испытывают школьники при работе с разнообразной и быстро растущей по объему информацией. Но исследование пpaктики преподавания разных предметов в основной школе показывает, что арсенал средств формирования информационно-коммуникативных умений невелик. Учителя, как правило, предлагают учащимся составить таблицу, сделать рисунок и подписать его, реже - составить план или организуют работу с терминами (выписать новые понятия, найти значение этих слов).
Развитие учебных компетентностей целесообразнее начинать на второй ступени обучения с работы с заданиями и тестами в формате PISA, с работы над ситуационными задачами. Задания/задачи и большие тесты в формате PISA легко включаются "в ткань" любого урока, в любом качестве: при изучении нового материала, отработке навыков, закреплении, проверке знаний, способностей. Эта новая для подростков учебная пpaктика природосообразна, интересна, увлекательна. В ней содержатся все протоэлементы проектной и исследовательской деятельности.
В условиях внедрения ФГОС значимость общеучебных умений не вызывает никаких сомнений. Они - основа для самообразования, без них невозможно качественно освоить предметное содержание любого предмета.Это же относится и к информационно - коммуникативным умениям. Умение правильно воспринимать информацию, способность читать, понимать и использовать письменные тексты для размышления о них и для достижения своих целей необходимо для активной мыслительной деятельности учащихся, достижения личных и общественных целей, в первую очередь - для дальнейшего обучения и возможности участвовать в социальной жизни.
Урок способствует развитию критического мышления учащихся в процессе изучения истории на примере исторических событий указанного периода и их роли в мировой истории; способствует развитию мировоззрения учащихся на исторических примерах прошлого, помогает формировать навыки работы учащихся с книгой, картой, таблицей, историческими источниками....
18 03 2024 23:39:41
Цель внеклассного мероприятия: формирование избирательной грамотности в знакомстве с программными положениями политических партий, баллотирующихся на выборы в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации VI-го созыва....
17 03 2024 0:39:58
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
16 03 2024 6:52:22
Проблемно-модульная технология с личностно ориентированным и дифференцированным подходом с применением информационных технологий позволяет применяемые приемы организации индивидуальной и групповой работы привести в систему. Именно систематичность способна обеспечить эффективность решения многих задач исторического образования....
15 03 2024 1:46:15
Учащимся предлагаются различные виды заданий, что способствует развитию творческих способностей учащихся, расширению кругозора, определяет перспективы развития. Игра предполагает деятельность в комaнде, что способствует развитию коммуникативных навыков, выработке единой точки зрения, способности терпимо принять иные взгляды....
14 03 2024 23:19:58
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...
13 03 2024 3:59:16
Методическая разработка урока корректировки, применения и совершенствования знаний с использованием групповой работы и технологии критического мышления. Цели урока: раскрыть причины реформ 60—70-х годов XIX века в России; учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим. ...
12 03 2024 8:59:34
Историю Древнего мира изучается для того, чтобы оглянуться в прошлое, сопоставить его с настоящим. Это помогает представить себе прошлое....
11 03 2024 9:17:37
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...
10 03 2024 2:20:22
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
09 03 2024 10:33:44
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
08 03 2024 12:39:44
Урок изучения нового материала. Возможности компьютерных технологий позволяют представить учащимся широкий и художественно оформленный материал: иллюстрации картин художников, виды архитектурных памятников, музыкальные произведения, текстовую информацию и др. ...
07 03 2024 0:36:36
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
06 03 2024 16:28:29
На уроке дети учатся совмещать понятия "россиянин", "гражданин РФ" с чувством малой родины, края, где они родились, со знанием обычаев, обрядов. У них формируется активная жизненная позиция, патриотизм, чувство любви к своему родному краю в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры. ...
05 03 2024 23:15:21
С подростковой культурой сталкивается пpaктически каждый из нас. Если такое количество подростков упopно остаются поклонниками молодежной культуры, значит, она имеет для них определенное значение. Поэтому на уроке автор пытается сделать акцент на наиболее ярких проявлениях подростковой культуры....
04 03 2024 17:26:19
Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о новом императоре Александре II, о той атмосфере, которая сложилась накануне отмены крепостного права. Подводит учащихся к пониманию того, что отмена крепостного права была продиктована объективными причинами, а не личным желанием императора....
03 03 2024 11:51:16
Вопросы гражданского образования и воспитания выходят на первый план. На уроке идёт творческий процесс осознания роли и значимости формирования гражданского общества в нашем государстве....
02 03 2024 19:53:14
В ходе урока проводится анализ деятельности Н.С. Хрущёва на посту руководителя государства и даётся оценка роли личности в истории через его политический образ. Также закрепляются навыки работы с заданиями части А, В и С ЕГЭ по истории....
01 03 2024 0:51:17
Современный этап развития образования хаpaктеризуется интенсивным поиском нового в теории и пpaктике. Изменился социальный заказ общества по отношению к системе НиСПО: необходимо формирование личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению свой деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели....
29 02 2024 0:30:52
Литературно-исторический вечер помогает расширить представления учащихся о Сталинградской битве, о мужестве старшего поколения; воспитывает патриотизм, гражданственность, чувство долга перед Родиной. ...
28 02 2024 2:45:34
Цель игры: формирование прочных знаний по разным темам. Игра развивает внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать, находить аналогии, воображение, творческие способности, умение находить оптимальные решения....
27 02 2024 4:27:36
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...
26 02 2024 6:42:28
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
25 02 2024 12:56:31
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
24 02 2024 23:44:58
Урок-исследование. В ходе урока у учащихся формируется национального самосознание, патриотизм и гражданственность, уважение к историческому прошлому своей Родины. Создается ценностно-значимая педагогическая ситуация, которая стимулирует активность старшеклассников по осмыслению и присвоению гуманистических ценностей. Урок способствует развитию познавательной и исследовательской деятельности, умений обучающихся, повышению их культуры общения....
23 02 2024 0:51:35
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
22 02 2024 22:35:58
Урок воссоздаёт картину боевых событий на Курской дуге и проявления мужества в условиях военного времени. Показывает, как война раскрывала хаpaктеры и личностные качества людей. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу. Подводит учащихся к пониманию своей сопричастности к событиям тех лет с использованием исторического, литературного, документального и музыкального материала. Формирует чувство гордости, любви и преданности своему Отечеству....
21 02 2024 16:14:32
Урок в 10-м классе призван уяснить, какие качественные сдвиги произошли в жизни славян в VI–VII веках; учащиеся должны уметь определить по карте территорию древних славян, охаpaктеризовать особенности занятий, отношения с соседскими племенами и народами, общий уровень социально-экономического развития....
20 02 2024 13:32:44
Задачи урока: систематизировать знания по истории и английскому языку по теме "США"; обучать навыкам исследовательской деятельности и представлять свой опыт аудитории; способствовать формированию навыков устной речи, аудирования, чтения, письма....
19 02 2024 0:17:19
Цели урока: сформировать представление о ненаучных способах познания мира; развивать и совершенствовать навыки познавательной деятельности; способствовать воспитанию уважительного отношения к многогранности проявлений познавательных возможностей человека. Задачи урока решаются через работу в группах. Выводы оформляются в схему, систематизирующую новый материал. ...
18 02 2024 12:15:25
Автором представлена разработка урока в 5-м классе «Афинская демократия при Перикле», который имеет важную воспитательную функцию, так как способствует формированию гражданственности, патриотизма, чувства справедливости....
17 02 2024 0:54:45
Данная методическая разработка урока истории в 7-х и 10-х классах позволяет сформировать цельное представление о проблемных страницах истории России, побуждает учащихся к размышлению и высказыванию собственных суждений, помогает развить коммуникативные способности, навыки проведения дискуссии и оценить свое отношение к изучаемому историческому материалу. ...
16 02 2024 3:45:48
Внеклассное мероприятие посвящено 700-летию великого патриота, учителя, подвижника и святого русской земли. В обычной жизни Сергий Радонежский был одним из лучших людей своего времени, и его жизнью определялась жизнь многих поколений русских людей; этот человек являлся воплощением русской национальной идеи, которая помогла построить могучую державу. Разработку можно использовать при проведении внеклассного мероприятия, нравственного классного часа, применить на уроке истории России....
15 02 2024 21:47:27
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
14 02 2024 22:24:14
Представлена программа дополнительного образования по краеведению "Мой край северный", рассчитанная на пять лет, включенная во внеурочную деятельность для учащихся 5–8-х классов. Она представляет достаточные возможности для формирования научных знаний, расширения культурного кругозора, эстетического и нравственного воспитания учащихся. Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины – Ямала как части России....
13 02 2024 13:31:55
Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....
12 02 2024 0:26:43
Урок-портрет посвящен московскому князю Даниилу Александровичу (1261-1303 гг.). Путем анализа письменных источников и изображений князя определяется его вклад в становление и развитие Московского государства. Дается образная хаpaктеристика исторической личности, которая содействует воспитанию любви и к малой родине - городу Москве. ...
11 02 2024 1:30:54
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
10 02 2024 1:45:34
На уроке использована презентация; отрывки из документальных фильмов: Забытая война. Накануне. Первая Мировая. Самоубийство Европы; отрывок из речи В.В.Путина на открытии памятника Героям Первой Мировой войны на Поклонной горе в 2014 г. Студенты вспомнили имена конкретных участников и героев войны и прочувствовали свою причастность к нашей истории....
09 02 2024 8:13:38
Комбинированный урок с использованием слайд-презентации, позволяющей преподавателю максимально сосредоточить внимание на ходе урока и проиллюстрировать свой рассказ при создании исторических портретов, образов эпох, событий, исторической обстановки. Целью данного урока является показать доблесть русских солдат и полководческое искусство Александра Васильевича Суворова....
08 02 2024 1:59:39
Повторительно-обобщающие уроки являются важным элементом в работе любого учителя–предметника с точки зрения рефлексии. Именно на этих занятиях учитель может сделать выводы о знаниях учащихся, усвоении ими материала раздела или курса, уровне подготовленности к следующему этапу обучения....
07 02 2024 9:19:50
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
06 02 2024 16:54:41
Разработка урока, цель которого – выяснить хаpaктер войны, основные периоды, итоги и значение. Форма проведения: урок-пpaктикум. Учащиеся работают с карточками, фрагментами из писем, выступлений и воспоминаний видных политических деятелей....
05 02 2024 3:14:16
Человек с древнейших времен полюбил причинять боль, страдания себе подобному – война, казни, набеги, пытки. Именно пытки стали средством развязывания языков «молчунам», не желающим сказать правду, военнопленным… В данной электронной презентации будут показаны самые известные орудия пыток Древнего мира и средневековой Европы....
04 02 2024 20:28:37
Цель урока: сформировать целостное представление о военно-религиозном движении - Крестовых походах; в процессе объяснения выявить причины, условия, основные этапы и последствия крестоносного движения....
03 02 2024 21:17:16
Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
02 02 2024 18:50:53
Цели урока: повторить материал о событиях в Западной Европе VI-XI вв; повторить причины образования государств в Европе; закрепить основные понятия темы; закрепить навыки работы с картой....
01 02 2024 23:45:18
В городе Чехове Московской области «Музей памяти 1941–1945 года» является единственным муниципальным музеем, и поэтому он взял на себя формирование краеведческой базы данных. И не только собирательством знаний о прошлом малой родины он занимается, но и популяризацией каждого обнаруженного факта. И даже негативный, казалось бы, факт, неудачное описание или отрицательное событие может способствовать любви к тем местам, где это событие произошло....
31 01 2024 4:54:53
Данный курс направлен на повышение уровня изучения обществознания как базового учебного предмета; знакомство учащихся с основными вопросами семейного права; оказание учащимся помощи в подготовке к экзамену по обществознанию на повышенном уровне....
30 01 2024 12:31:27
Цель внеклассного мероприятия: показать особое значение традиций празднования главного православного праздника – Пасхи, дать представление о Страстной и Светлой седмицах....
29 01 2024 21:42:36
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::