Внеклассное мероприятие по истории для 7–11-х классов, посвященное 70-летию разгрома гитлеровских войск под Москвой «Москва! Ты в солдатской шинели прошла, не склонив головы!»
Цель: Формирование устойчивого интереса к истории России, в частности истории Московской битвы 1941-1942 гг.
Задачи:
- Расширение кругозора обучающихся в вопросах Московской битвы 1941-1942 гг.
- Формирование умения самостоятельно искать дополнительный материал по предложенной теме.
- Развитие умения отвечать на поставленный вопрос, думать, анализировать, сопоставлять данные по теме.
- Формирование и развитие чувства уважения к истории, чувство гордости за героическое прошлое своей Родины, своего города, сопричастности с событиями Московской битвы.
Оформление:
- На передней стене плакат - “5 декабря 1941 года - начало контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой”. На стенах плакаты с крылатыми словами о Московском сражении и военной истории:
“Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва”. В.Клочков.
“Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за Москву”. Г.К. Жуков
Не надо слов про доблесть и отвагу.
Слова – всего лишь навсего слова.
Мы здесь стояли.
И назад – ни шагу!
Мы здесь лежим.
Зато стоит Москва!
Владимир Карпенко
И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя, Москва!
Марк ЛисянскийМы беспощадный путь к Берлину
Открыли битвой за Москву.
Павел ШубинМосква! Ты в солдатской шинели
Прошла, не склонив головы!
И сколько б мы песен ни пели
Их мало для нашей Москвы.
Михаил Светлов
- Репродукции картин о Московской битве, фотографии памятников участникам битвы, портреты военачальников.
- Газеты, выполненные классами накануне игры.
Музыкальное оформление
- “Песня защитников Москвы”, слова А.Суркова, музыка Б.Мокроусова;
- “Моя Москва”, слова М.Лисянского и С. Аграняна, музыка И.Дунаевского;
В игре участвуют 5 комaнд, созданных по результатам заочной викторины “Что ты знаешь о Московской битве?”
План игры:
1. Введение.
2. Проверка боевой готовности.
3. Артиллерийская подготовка (“Кто есть кто”, работа с таблицей).
4. Прорыв обороны стрелковой дивизией (решение кроссворда).
5. Преодоление минного поля (поиск ошибок в тексте).
6. Итоги битвы под Москвой (анализ текста).
7. Концерт фронтовой бригады
Введение
Показ видеосюжета на песню “Марш защитников Москвы”
Стихотворный пролог
1 чтец:
В дыму пожаров тонет даль седая.
Широк великой битвы разворот.
Колонны танков с фланга наседая,
Неудержимо движутся вперед.
2 чтец:
Саперы ищут под хрустящим снегом
Чужих сапер коварные следы.
Из белой рощи конница набегом
Врубается в орущие ряды.
3 чтец:
И пехотинцы в грохоте орудий
Идут, не наклоняя головы,
Запомни их, товарищ! Эти люди
Фашистов отогнали от Москвы.
4 чтец:
Эти стихи поэт Алексей Сурков написал в 1941 году, когда 5 декабря Красная армия начала свое знаменитое наступление под Москвой. С тех пор эта дата памятна россиянам как одно из наиболее славных событий военной истории. С 1995 года 5 декабря отмечается как День Воинской Славы России.
5 чтец:
Наша игра посвящается истории Московской битвы. В декабрьские дни 1941 года произошло событие, которое внесло коррективы в ход войны. Здесь впервые стало понятно, что врага, так успешно продвигавшего по всей Европе и захватившего огромную территорию СССР, можно победить. В боях у столицы участвовало более 100 соединений.
6 чтец:
Давайте, вообразим, что наша игра это наступление, а каждая комaнда представляет дивизию. Советская стрелковая дивизия в 1941 году, как известно, должна была включать в себя около 14 500 человек. Сюда входили стрелковые и артиллерийский полки, танковый и саперный батальоны и другие подразделения. Таким образом, в сегодняшней игре участникам игры придется побывать в роли стрелков, артиллеристов, танкистов, саперов.
7 чтец:
Вашим оружием сегодня будут не винтовки, артиллерийские орудия и танки, а знания о Московской битве и умения применять их на пpaктике. Задача состоит в том, чтобы пройти через основные этапы игры, выполнив задания с максимальной результативностью.
8 чтец:
Ваши успехи и неудачи будет оценивать жюри. (Приложения)
Представление жюри:
- Фомичев А.В. – Методист по истории НМЦ САО
- Макарова Н.С.- директор лицея
- Луцкая Е.Н. - зам директора по УВР
- Ерёмина Н.А. – зав. библиотеки
- Харьков И.Г. – зам. директора по безопасности, подполковник
Учитель:
Итак, наступление начинается. Как вы думаете, прежде чем начать военные действия, что должен сделать военачальник? Правильно, проверить боеготовность своих войск, их сильные и слабые стороны. Мы тоже проведем проверку и выясним слабые и сильные стороны комaнд.
1 конкурс
Проверка боевой готовности (разминка)
Вашу боеготовность мы проверим по трём направлениям:
- “Хронология” - знание дат, связанных с Московской битвой
- “Картография” - знание карты Московской битвы
- “Московская битва в вопросах и ответах”
За каждый правильный ответ жюри присуждает комaнде 1 балл. На обдумывание задания 30 секунд.
1. “Хронология”
“Хронология” 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 “Картография” 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 “Московская битва в вопросах и ответах” 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Когда в 1941 году началось первое наступление немцев на Москву?
- 30 сентября;
2. Когда началось второе наступление врага на Москву?
- 15 ноября.
3. Когда прошло торжественное заседание Московского Совета, посвященное 24-й годовщине Октябрьской революции?
- 6 ноября 1941 года
4. В который час 7 ноября начался парад войск на Красной площади, посвященный 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции?
- 8 часов;
5. Когда у разъезда Дубосеково произошёл неравный бой между гитлеровскими танками и бойцами 316-й дивизии генерала И.Панфилова?
- 16 ноября;
6. День начала контрнаступления Красной армии под Москвой:
- 5 декабря;
7. С какого числа Москва была объявлена на осадном положении?
- с 20 октября;
8. Когда началась эвакуация правительства из Москвы?
-16 октября;
9. Когда закончилась битва под Москвой?
- 20 апреля 1942
10. Когда Москва получила почётное звание Город-Герой?
- в 1966 году
2. “Картография”
1. На каком направлении Московской битвы располагался Западный фронт?
- на центральном;
2. Где происходило торжественное заседание Московского Совета, посвященного 24-й годовщине Октябрьской революции?
- на станции метро Маяковская.
3. В районе какого города предполагалось соединение немецких танковых клиньев после окружения Москвы?
- в Ногинске;
4. На каком направлении держала оборону 316-я стрелковая дивизия?
- на Волоколамском;
5. В каком населенном пункте стоит памятник воинам-сибирякам сражавшимся в этом районе в ноября 1941 года?
- деревня Ленино (Снегири).
6. Где удалось удержать наступление 2-й немецкой танковой армии генерала Гудериана?
- под Тулой;
7. На каком направлении Московской битвы 5 декабря 1941 года наступал Калининский фронт?
- на северном;
8. Укажите самое близкое расстояние от Москвы, на котором 5 декабря 1941 года находился враг:
- 23 км- д.Крюково Ленинградское шоссе
9. Где находился аппарат советского правительства, когда началось контрнаступление Красной армии под Москвой?
- в Куйбышеве;
10. Назовите города Московской области, которые были награждены высоким званием “Город Воинской славы”
- Дмитров, Волоколамск, Наро-Фоминск
3. “Московская битва в вопросах и ответах”
1. Какова была цель операции “Тайфун”?
- взятие Москвы группой армий “Центр”;
2. Что по планам Гитлера должно было стать с Москвой после взятия ее немецкими войсками?
- население уничтожено, город затоплен;
3. Что произошло после окружения советских войск под Вязьмой?
- советское комaндование приступило к строительству Можайской оборонительной линии.
4. Какое решение было принято сразу же после введения осадного положения в Москве?
- приступить к постройке баррикад и противотанковых укреплений на улицах Москвы.
5. Какова была реакция Гитлера, когда осенью 1941 года его предупреждали о необходимости своевременного снабжения войск группы армий “Центр” зимним обмундированием в связи с приближением зимы?
- он говорил, что зимнего обмундирования войскам не понадобится, так как группа армий “Центр” возьмет Москву до зимы.
6. Имя какого русского полководца не было упомянуто И.В. Сталиным в речи на параде 7 ноября 1941 года?
- Петра Первого;
7. Как И.В.Сталин отреагировал на предложение генерала Жукова о контрнаступлении под Москвой, с которым тот выступил в конце ноября?
- одобрил и предложил разработать план контрнаступления;
8. Как решался вопрос о контрнаступлении под Москвой в условиях, когда у Красной Армии не было превосходства над противником в силах?
- был использован фактор внезапности, и наступление было начато без какой – либо паузы после оборонительных боев, но без серьезного превосходства в силах.
9. Как отреагировал И.В.Сталин на мнение Г.К.Жукова по поводу нецелесообразности наступления Красной армии в январе 1942 года на всем протяжении советско-германского фронта?
- предложение было отклонено, и началось общее наступление на всем советско - германском фронте.
10. Главный итог Московской битвы
- развеян миф о непобедимости гитлеровской армии
9 чтец:
Итак, разведка проведена. Основные узлы обороны противника выявлены, настало время артиллерийской подготовки. Артподготовке отводилось важное место в боевых действиях. Вот что писал по этому поводу маршал артиллерии Василий Иванович Казаков: “Артиллерия обязана надежно подготовить атаку пехоты. Это значит, что она должна нанести урон живой силе противника, разрушить его штабы, узлы связи, оборонительные сооружения и подавить огневые средства… Подавить противника – значит лишить его возможности сопротивляться на какой-то отрезок времени”.
Учитель:
2 конкурс
Артиллерийская подготовка
Наша артподготовка проводится следующим образом – каждая комaнда получает листок с таблицей, в которой два столбца. В левом столбце указаны имена известных советских полководцев и полководцев противника, в той или иной мере причастных к Московской битве, а в правой колонке их должности. Требуется провести соответствие фамилий и должностей. Данные записать в таблицу.
На выполнение задания дается 5 минут.
Каждый правильный ответ жюри оценит в 1 балл.
Комaнда_________________________________________________________ |
||||||||||
|
А. Комaндующий группы армий
“Центр” Б. Комaндующий Западным фронтом В. Комaндующий Калининским фронтом Г. Комaндующий 2-й танковой группой (армией) Д. Комaндующий Юго-Западным фронтом Е. Верховный главнокомaндующий Ж. Начальник Генерального штаба З. Начальник Генерального штаба сухопутных войск И. Комaндующий 4-й полевой армией К. Комaндующий 4-й танковой группой |
|||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
3 конкурс
Прорыв обороны стрелковой дивизией (решение кроссворда)
Время на решение кроссворда 5 минут
За каждое правильно угаданное слово 1 балл
- Эти бойцы стояли наcмepть и к ним обращены знаменитые слова политрука Клочкова: “Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!”
- Противотанковое и противотрaнcпортное заграждение из бревен, металлических и железобетонных камней или балок, врытых в землю
- Этих летательных аппаратов в Москве 41-го года было даже больше, чем самолётов.
- На улицах Москвы были построены….
- К.К.Рокоссовский сказал: “…всегда отличались особой стойкостью. Трудно даже сказать, насколько своевременно они влились в ряды наших войск!" Кто эти бойцы?
- Эти “шестиконечные звёздочки” помогли остановить продвижение немецких танков к Москве
- Станции Московского метро в годы Московской битвы были превращены в….
- Каким родом войск комaндовал генерал-майор Л.М.Доватор
- Какое сверхсекретное оружие было применено впервые в ходе Московской битвы?
- Какой спортивный инвентарь активно использовали войска Красной Армии в ходе битвы под Москвой?
10 чтец:
Наше наступление стремительно развивается. Отходя, фашисты минируют пути наступления Красной Армии. Часто следует комaнда: “Остановиться! Минное поле! Приступить к разминированию”.
4 конкурс
Преодоление минного поля (поиск ошибок в тексте)
В качестве минного поля в нашей игре выступает письмо немецкого солдата, изобилующее фактическими ошибками. Прочитав его, надо найти десять ошибок, каждая из которых будет означать противотанковую мину.
Сейчас комaнде предстоит выступить в роли саперов.
За каждую найденную мину-ошибку комaнда получает по 1 баллу.
Время на разминирование 3 минуты.
Записи на обороте.
“Гутен таг, мой добрый дядюшка Курт!
5 декабря 1941 года после внезапно наступившей оттепели наши позиции под русским городом Калининым были атакованы войсками Западного фронта под комaндованием маршала Тимошенко. Комaндир нашего полка генерал Гудериан приказал сражаться до последнего патрона. Мы удерживали город до 12 декабря, пока на нас не обрушились советские гусары 2-го гвардейского кавалерийского корпуса под комaндованием генерала от кавалерии Доватора, которых поддерживала целая бригада русских супертяжелых танков Т-26. Потеряв более 5000 танков, мы отступили к соседнему от Калинина русскому городу Тула.
Губ дай. Твой любимый племянник Карл Вральман”
11 чтец:
После каждого сражения принято подводить итоги. Вот давайте, и мы попробуем это сделать. Иногда одно и то же событие оценивается разными людьми по-разному.
5 конкурс
Итоги битвы под Москвой (решение проблемных ситуаций)
Вашему вниманию предлагаются некоторые высказывания о значении Московской битвы. Вы должны определить, что соответствует реальному значению битвы под Москвой, а что нет.
Записи делаете на обороте.
Время на работу с текстами 3 минуты.
Оценка за этот конкурс до 5 баллов.
Задание 1.
В ходе Московской битвы был нанесен сильный удар по военному престижу фашистской Германии. Весь мир убедился в том, что гитлеровцы оказались побитыми. Германские бронетанковые силы на московских полях понесли серьезный урон, который они не смогли восполнить до конца войны.
Согласны ли вы с этим утверждением и почему?
Задание 2.
Победа Красной армии под Москвой развеяла миф о непобедимости гитлеровской армии, показала возросшую боеспособность советских вооруженных сил, которые на некоторое время смогли перехватить стратегическую инициативу в свои руки и добиться окончательного перелома в Великой Отечественной войне в свою пользу.
Что вы думаете по поводу такой оценки итогов битвы под Москвой?
Задание 3.
Разгром немецких армий под Москвой продемонстрировал несокрушимость советского государства, стойкость и мужество советских бойцов и комaндиров, возросшее военное искусство военачальников, а также единство многочисленных народов Советского Союза.
Вы согласны с такими оценками итогов Московской битвы?
Задание 4.
Поражение гитлеровских армий под Москвой окончательно похоронило идею возможности молниеносной войны в 1941 году и надежды на скорую победу вермахта над Красной армией. Война на Восточном фронте приняла затяжной хаpaктер. Помимо всего прочего это поражение привело к самым большим с 1914 года отставкам германского генералитета.
Вы согласны с этим?
Задание 5.
Победа под Москвой имела огромное международное значение, которое способствовало подъему авторитета СССР в мире, росту национально-освободительного движения в странах, оккупированных войсками германского блока. Результаты Московской битвы остудили горячие головы некоторых политиков в Италии и Турции, предотвратив их вступление в войну против Советского Союза.
Согласны ли вы с такими оценками?
12 чтец:
Война – это не только грохот сражений и дым пожарищ, самоотверженность военных на фронте и тяжелые будни тружеников тыла. Общему делу борьбы с врагом отдавали также свой талант поэты и писатели, художники и композиторы, работники сценического искусства.
13 чтец:
Давайте представим, что мы на привале, на отдыхе. И пока наши бойцы отдыхают, а в военном штабе подводят итоги сражения, давайте посмотрим Концерт “фронтовой бригады”.
14 чтец:
Наш концерт открывает стихотворение Александра Трифоновича Твардовского “Москва”, написанное в далёком 1941 году.
15 чтец:
Эта песня появилась ещё до Великой Отечественной войны, впервые она была исполнена ещё в 1938 году.Но случилось так, что в военные годы она оставалась одной из самых популярных. Её, как и “Священную войну” или “Синий платочек”, пели на фронте и в тылу. Автор музыки — Матвей Блантер, автор слов — Михаил Исаковский “Катюша”.
16 чтец:
Существует множество переводов и альтернативных тексов этой песни на разных языках. В Италии это “Катарина”, в Израиле — “Катюшка”. Также эта музыка использовалась в марше Primavera 250 дивизии вермахта.
17 чтец:
Есть версия что именно из-за этой песни советские солдаты во время Второй мировой войны дали прозвище “Катюша” боевым машинам реактивной артиллерии серии “БМ”.
18 чтец:
Уже 70 лет прошло с того грозного времени Московской битвы.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
19 чтец:
Память… Она должна навсегда сохранить в наших сердцах подвиг защитников Москвы. И, сколько бы не прошло лет, все должны помнить героическую оборону нашего любимого города. Именно об этом написал свои стихи современный поэт Борис Кочетов “Московская битва”
20 чтец:
“Бьётся в тесной печурке огонь…” - эти строки напишет Алексей Сурков в письме к жене в ноябре 1941 года после боя, в котором ему пришлось участвовать. А в феврале 1942 года стихи Суркова будут положены на музыку композитором Константином Листовым. Нехитрые слова и мелодия быстро полюбились бойцам. И очень скоро у песни “В землянке” началась своя фронтовая жизнь. Давайте послушаем её в исполнении 10 класса.
21 чтец:
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли за солдатом солдат...
22 чтец:
Давайте вдумаемся в цифры.. ДВЕ ТРЕТИ выпускников 1941 года не вернулись с войны.. Многие из них пали в первых же боях.. Но погибли они не зря.. Их подвиг позволил организовать прочную оборону и в итоге победить.. Им посвящается ….М.Глинки “Вариация на тему русской народной песни” в исполнении Марины Ульяновой.
23 чтец:
Поэма “Василий Тёркин” или “Книга про бойца” была начата Александром Твардовским ещё до войны. И уже тогда была известна читателям. Но с началом войны закончилась мирная жизнь и литературного героя – Васи Тёркина. Начинается его военная биография.
24 чтец:
В тяжелых испытаниях войны родился и вырос главный герой Твардовского — Василий Теркин, бывалый, храбрый, неунывающий русский солдат. Поэма о Теркине писалась Твардовским на протяжении всей войны. Давайте посмотрим сценку из поэмы “На привале”
25 чтец:
В ноябре 1941 года до войны журналист и поэт, а в то время комaндир сапёрного взвода младший лейтенант Марк Лисянский возвращался после лечения в госпитале в Ярославле в кузове попутного грузовика в свою 243-ю стрелковую дивизию, находившуюся на Калининском фронте и участвующая в битве за Москву.
26 чтец:
Переживая за судьбу столицы, Лисянский набросал в блокноте стихотворение “Моя Москва” (“Дорогая моя столица”). Когда машина проезжала через Москву, оно уже было готово. Во время получасовой остановки на Пушкинской площади поэт успел отдать его в редакцию журнала “Новый мир”. Стихотворение было опубликовано в декабрьском номере за 1941 год, однако, в связи с переездом редакции в Куйбышев, этот номер увидел свет только в феврале 1942 года.
27 чтец:
С 5 июля 1995 года — официальный гимн Москвы. Авторы слов — Марк Лисянский и Сергeй Агранян, композитор — Исаак Дунаевский. Давайте все вместе исполним эту прекрасную песню.
Исполнение песни “Моя Москва”
Учитель:
Ну, а теперь слово жюри.
Подведение итогов игры. Награждение победителей игры и заочной викторины.
Данный проект является интеграцией предметов истории (региональный компонент) и изобразительного искусства. Это совместный проект Норильской детской художественной школы и городского музея истории и развития Норильска. Проект преследует своей целью вызвать интерес у детей и подростков к истории освоения таймырских земель, к достижениям родного города, а также выявить и поддержать одаренных детей....
18 03 2024 21:21:25
Предоставление опыта педагогической деятельности на профессиональных конкурсах - одна из главных проблем учителей-предметников, которые не решаются участвовать в конкурсах. Предлагаемые позиции - соответствие опыта современным тенденциям развития образования, обоснованность выдвигаемых педагогических принципов, результативность работы - помогут учителю достойно представить свой опыт работы....
17 03 2024 19:49:10
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
16 03 2024 7:10:19
Цели урока: раскрыть положение тружеников в Древнем Египте, имущественное и социальное расслоение общества; развивать умения анализировать и обобщать исторический материал с опорой на усвоенные понятия и законы общественного развития; формулировать и обосновывать, логически правильно строить доказательства, выводы; рассказывая о труде земледельцев и ремесленников, требующем мастерства и терпеливости, воспитывать чувство уважения к труду....
15 03 2024 15:41:48
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
14 03 2024 1:34:52
На уроке формируются представления о рыночном механизме регулирования экономики. Учащиеся учатся определять условия функционирования рынка, что влияет на спрос и предложение на рынке. Повышается мотивация к учебе, ученики ориентируются в экономических и нравственных поступках, использують речь для регуляции своего действия....
13 03 2024 23:55:41
Представлен текст экскурсии, подготовленной и проведенной для учеников 11-го класса, о городе Тарусе. Этот городок в Калужской области с конца XIX века играет важную роль в нашей культурной жизни. На этом материале ученики учатся постигать значение провинции в истории России....
12 03 2024 21:14:37
Настоящая программа предназначена для учителей истории, осуществляющих профильную подготовку в кадетских классах казачьей направленности. Ознакомление кадетов с историей казачества является одним из элементов воспитания детей в духе здорового патриотизма. Знания об историческом пути казачества важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в развивающемся информационном прострaнcтве. ...
11 03 2024 5:55:52
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России. В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
10 03 2024 2:20:55
Специфика образования Черниговского района объясняется глубокими историческими процессами, протекавшими в России в конце ХIХ–ХХ вв. Исследование обусловлено возросшим интересом к этнокультурной ситуации по России и в отдельных ее регионах. Географическая локализации проблемы исследования нисколько не уменьшает и не сужает значимость темы, так как территория и этнический состав населения Приморского края и Черниговского района отличается динамичностью....
09 03 2024 7:55:31
Данный урок является попыткой представить материал по теме в рамках проблемно-деятельного подхода. В начале урока ставиться цель не просто изучить тему, но и составить карту боевых действий, которая должна помочь ученикам лучше запомнить ход войны 1877–1878 гг. Для повышения интереса учащихся во время урока используются фрагменты художественного фильма "Турецкий гамбит" и песня группы "Ногу свело" - "Идем на восток"....
08 03 2024 12:34:56
На уроке учащиеся знакомятся с историей организации и проведения Олимпийских игр в Древней Греции; формируют яркое, образное, эмоционально-окрашенное представление о знаменитом спортивном празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю....
07 03 2024 6:25:22
Задачи урока: охаpaктеризовать социальную и экономическую жизнь Челябинска на рубеже ХIХ–ХХ веков; соотносить изменения в жизни города с основными направлениями реформ С.Ю.Витте....
06 03 2024 10:58:24
Урок-память посвящается миллионам павшим, славным ветеранам Великой Отечественной войны, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье. Поколению, вступающему в жизнь, посвящается. Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам о горьком победном пути. Поэтому должен хотя бы наш разум, дорогой победы пройти. И мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенес, конечно, мы смотрим иными глазами, такими же полными слез. ...
05 03 2024 23:19:40
Внеклассное мероприятие может проводиться как составная часть недели истории или интеллектуального марафона. Тема викторины позволяет не только проверить знания учащихся о биографиях правителей разных времен, но и повысить познавательный уровень детей, развить логическое мышление, применить знания из различных наук....
04 03 2024 15:58:24
Цель урока: познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян....
03 03 2024 8:34:36
Цель урока: усвоение знаний по теме "Внешняя политика России. Русско-японская война"; развивать умение работать с исторической картой, анализировать, делать выводы....
02 03 2024 7:57:33
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
01 03 2024 23:35:49
Дебаты - форма проведения учебного занятия или воспитательного мероприятия, в рамках которого осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога. Дебаты воспитывают толерантность, целеустремленность, эрудированность, умение делать осознанный выбор и отвечать за него перед собой и обществом....
29 02 2024 14:59:30
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
28 02 2024 22:42:44
Цели урока: расширить знания учащихся о причинах, сущности и результатах буржуазных реформ П.А. Столыпина; сформировать умение давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей; закрепить навыки оформления конспекта, умения выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи; пробудить интерес учащихся к пополнению знаний на основе изучения дополнительной литературы. ...
27 02 2024 19:36:43
В статье представлены две проектные формы закрепления и обобщения материала, которые эффективно зарекомендовали себя на пpaктике. Это «Пpaктические работы» для учащихся изучающих курс отечественной истории ХХ века, «Историческая азбука» для учеников 6-7-х классов. ...
26 02 2024 9:12:49
Урок – семинарское занятие с элементами лабораторной работы предназначен для учеников 9-го класса и проводится в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта по новейшей истории. Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными истории европейских государств 20–30-х гг. ХХ в. Он нацелен на понимание причин прихода фашистов к власти, социальной базы фашизма, внутренней и внешней политики фашистских государств....
25 02 2024 0:19:58
Актуальный для современной России, интересный для старшеклассников урок расширит знания учащихся о понятиях "выборы", "избирательная система", "правовое государство", "гражданское общество"; позволит развить активную гражданскую позицию у школьников через применение дебатов, педагогической технологии по формированию критического мышления у учащихся 9-го класса....
24 02 2024 18:12:35
Предлагаемая разработка позволяет учителю познакомить учащихся с историей Гражданской войны, осмыслить её трагизм. Показать, какое место в войне занимает личность. Урок способствует проявлению чувств сопереживания, отрицания насилия, неприятия зла. Дает возможность формировать у учащихся познавательный интерес к наследию прошлого и уважать его. Учит рассматривать прошлое через призму времени. ...
23 02 2024 4:27:29
Этот урок продолжает тему курса «Коммуникации в глобальной сети Интернет» и является его составной частью, позволяющей с помощью языка HTML создавать простейший web-документ. Этот урок закрепляет ранее полученные знания, расширяя их. На данном уроке учащиеся рассматривали одни и те же события с разных сторон, глубже вникали в проблематику вопроса, анализировали информацию, выделяли главное, отстаивали свою точку зрения, слушали друг друга....
22 02 2024 20:14:40
Методическая разработка урока изучения нового материала, посвященного дню Конституции. ...
21 02 2024 1:22:43
Интеpaктивные технологии делают процесс обучения интересным, динамичным, позволяющим раскрыться каждому обучающемуся, доступным. Цели урока – охаpaктеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия к началу XVIII в.; рассказать о ходе Северной войны, создании в России армии нового образца, превращении России в европейскую супердержаву....
20 02 2024 23:57:10
В статье рассматривается тестирование как одно из важных и эффективных форм контрольно-оценочной деятельности учителя. Тесты позволяют получить объективную оценку уровня знаний, умения и навыков учащихся. Использование тестов вносит в процесс обучения элементы состязательности и игры, помогает учащемуся снять психологическую напряженность во время уроков, а также самому оценить свои знания....
19 02 2024 20:29:36
В данной работе рассказывается о наскальных изображениях, или, как их иначе называют, о петроглифах, писаницах, издавна привлекающих внимание не только исследователей древнего искусства, но и вообще любознательных людей. В результате многочисленных исследований стало ясно, что на территории Приамурья сохранились многочисленные и, по-своему, яркие, хаpaктерные образцы древнейшего наскального искусства. Таким образом, исследователями был собран и обработан определенный материал по искусству севера Приамурья, который представлял собственную семантику и хронологию, отличавшихся от других известных уже материалов по Северной и Центральной Азии. ...
18 02 2024 6:49:24
Урок истории с использованием методов и приёмов личностно-ориентированного подхода: работа в парах, диспут, тестирование. Задачи урока: развитие в детях творческой активности, любознательности, инициативности, самостоятельности. На уроке, в результате повторения основных этапов правления Петра I и Екатерины II, раскрывается вопрос об их значимости и величии....
17 02 2024 22:58:55
Исследовательская работа по теме....
16 02 2024 19:55:55
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
15 02 2024 18:37:10
Интегрированный урок проводится как изучение нового материала по предмету история Татарстана (региональный компонент). Используется форма комбинированного урока с элементами интегрирования истории и татарской литературы. Интеграция даёт возможность показать учащимся историю памятников Казани, развивать познавательный, творческий интерес к предметам, патриотизм, гордость за свой город, подкрепление мотивации в обучении....
14 02 2024 18:20:44
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
13 02 2024 20:14:34
Цель урока: закрепление и обобщение знаний об истории и культуре арабов. Учитель стремится привить уважение и интерес к арабо-мусульманской цивилизации, закрепить умения и навыки работы с дополнительной литературой и картой. Учитель воспитывает чувство сопричастности к истокам современной мировой цивилизации, и желание объяснить современные события на Востоке старинными цивилизационными особенностями....
12 02 2024 5:53:13
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
11 02 2024 23:54:37
Урок с использованием экспонатов музея «История школы» можно проводить в 9-х и 11-х классах, где изучается тема «Развитие культуры и образования в начале XX века». Музейные экспозиции и материалы обладают огромным духовным потенциалом, способствуют активности, расширяют сферу интересов учащихся. Урок проводится в форме пpaктического занятия....
10 02 2024 22:47:11
Урок для 7-го класса по истории России на тему "Северная война" строится по типу изучения нового материала. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, формируются умения работы с разными видами текстов. ...
09 02 2024 4:49:12
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
08 02 2024 23:16:11
Творчески работающие учителя истории ищут способы совершенствования преподавания истории. Педагог стремится к тому, чтобы создать такую обстановку на уроке, когда ученики сами становятся соучастниками познания. Уроки, на которых исторические события и факты выстроены в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, способствуют развитию творческого мышления, всестороннему развитию личности, позволяют ученику проявлять свою индивидуальность и формировать прочные системные знания....
07 02 2024 23:23:36
Урок знакомит учеников с достижениями русской культуры в период развития единого русского государства и становления неограниченной самодержавной власти. В коллективной, групповой и индивидуальной работе дети узнают о периоде становления великорусской культуры....
06 02 2024 15:28:38
Периодически оказываются в финансово-экономическом кризисе государства планеты, политики мучительно ищут пути выхода из него. Современная ситуация в России и мире остро ставит вопросы об усилении роли государства в экономике и социальной сфере, о реформах, которые должны проводиться в интересах большинства населения. Видимо, сегодня подтверждается предпочтительность «Нового курса» Ф.Д. Рузвельта, выводившего страну из кризиса не сокращением социальных программ для «забытого человека», а за счет принципов социального, демократического государства....
05 02 2024 11:18:34
Урок приводит пример сотрудничества учителя истории коррекционной школы и Государственного Эрмитажа, выраженного в работе учащихся, использования авторского дидактического материала ‒ опopных карточек и презентации по теме «Древняя Греция»....
04 02 2024 2:13:20
В основе разработки урока проблемно дискуссионная игра, которая строится по сценарию вокруг обсуждения проблемы. Роль учителя сводится к минимуму, а ученики решают проблему с позиций своих персонажей, причем результат решения заранее неизвестен. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно участие каждого ученика в разработке проблемы. Данный урок расширяет рамки изучения темы "Реформы Александра II". ...
03 02 2024 20:53:50
Последнее десятилетие было отмечено повышением внимания отечественных исследователей к истории Первой мировой войны. Это обусловлено появившейся возможностью объективного всестороннего изучения указанного периода. Исследование участия детей в Первой мировой войне будет способствовать патриотическому, нравственному воспитанию суворовцев и укрепит чувство ответственности за свои деяния перед людьми старшего поколения и Отечеством....
02 02 2024 3:18:17
Работа посвящена изучению основных направлений социальной политики, которые отражены в таком документе, как паспорт Саратовской области....
01 02 2024 4:40:48
Урок истории в 6-м классе создать условия для освоения знаний учащимися о главных событиях Столетней войны, показывает героическую роль в ней народной героини Жанны д'Арк....
31 01 2024 17:33:19
Цель урока: формирование у учащихся навыков работы с различными источниками информации....
30 01 2024 4:38:45
Цели урока: сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли свое отражение массовый героизм, готовность к самопожертвованию русских солдат, офицеров и генералов; акцентировать внимание на связи времен и значении традиций прошлого....
29 01 2024 13:14:34
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::