Факультатив по истории для учеников старших классов. Тема: "История становления и развития института наследования в системе имущественных правоотношений"
От автора.
Наследственное право является одним из наиболее древних правовых институтов и занимает в системе гражданского права любого государства особое место. Сегодня право на наследование является одним из конституционных прав граждан. Оно закреплено и гарантируется Основным Законом государства. Право на наследование, с одной стороны, означает, что гражданин свободен в определении судьбы своего имущества, с другой - гарантирует защиту от необоснованных притязаний на наследственное имущество со стороны третьих лиц.
Наследственное право сегодня является крупнейшим институтом гражданского права.
Наследственное право представляет собой совокупность правовых норм, предметом регулирования которых являются общественные отношения, возникающие в связи с переходом имущества и имущественных прав гражданина другим лицам после его cмepти. Совершенно естественно, что оставаться безразличным к судьбе своего имущества на случай cмepти люди не могут и не должны. Право наследования означает по своему смыслу, прежде всего, гарантию для каждого человека свободно, по своему усмотрению распорядиться своим имуществом.
Закрепление за гражданами права частной собственности на имущество, динамика развития миграционных процессов, а также развитие международных отношений значительно расширило круг объектов, которые могут переходить в порядке наследственного правопреемства. Причем сегодня право наследования распространяется не только на имущество находящееся на территории проживания наследодателя или наследника, но и находящегося в других странах.
Основу наследственного права России, включая сферу международного частного права, образуют положения п.4 ст.15, ст.35 Конституции Российской Федерации.
Цель и задачи.
Цель данной работы состоит в рассмотрении исторического фундамента и теоретических аспектов становления института наследования, в системе гражданского права, а также в систематизации исторического материала по предмету исследования.
- Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- Проведение анализа становления и развития института наследования.
- Поэтапный исторический анализ наследственных правоотношений.
- Определение понятия наследования имущества, наследственного права.
Предметом исследования является история становления и эволюционное развитие наследственных правоотношений в системе гражданского права.
Теоретическую базу работы составили труды дореволюционных отечественных цивилистов: Н.П. Боголепова, К.Д. Кавелина, Д.И. Мейера, С.А. Муромцева, В. Никольского, К.П. Победоносцева, И.А. Покровского, Г.Ф. Шершеневича и др.
История становления и развития института наследования в системе имущественных правоотношений.
Любое законодательное регулирование может быть успешным только при использовании суммы знаний и результатов правоприменительной пpaктики, полученной в ходе исторического развития общества.
Возникновение института собственности поставило перед обществом множество вопросов, в том числе и вопрос о том, что делать с имуществом после cмepти человека, которому оно принадлежало. Следует отметить, что, несмотря на свою архаичность, до сих пор все правовые системы мира исходят из сочетания двух основополагающих принципов: свободы завещания и охраны интересов семьи.
Первой в истории человечества общественно-экономической формой общественного устройства на раннем этапе по некоторым гипотезам был матриархат, хаpaктерный для всего периода первобытного строя\'. Это обусловлено тем, что в ранний период матриархата существовал групповой бpaк, при котором группа мужчин состояла в бpaке с группой женщин. При такой форме бpaка отец ребенка не мог быть установлен с достоверностью. Поэтому происхождение детей и счет родства велся только по женской линии.
В период первобытно- общинного строя, особенно на ранних этапах его развития, потребности людей и средства их удовлетворения были более чем скудными, а разнообразие и размер собственности были недостаточно велики, чтобы развить сильный интерес к процессу наследования.
В данный период от отца к сыну переходили орудия производства (например, орудия охоты и рыбной ловли), находившиеся во владении и пользовании рода (племени).
В семье оставались средства поддержания домашнего очага, шкуры диких животных, запасы продовольствия, украшения. Однако знаки принадлежности к роду (племени) подлежали захоронению вместе с умершим.
Возникавшие при этом общественные отношения между людьми регулировались многовековыми традициями и обычаями, нормами религии, морали.
В целях укрепления экономической основы родовой общины обычай не допускал выхода имущества умершего за пределы рода, оно распределялось между сородичами и чаще всего поступало в наследство ближайшим кровным родственникам со стороны матери.
Представляется спopным утверждение некоторых ученых о том, что в период первобытного строя наследственного права не существовало [Мусаев Р.М. Наследование по завещанию: история и современность. Дисс. канд. юрид. наук. М., 2003. -С.Ю.].
Следующий период, патриархат, хаpaктеризуется значительным ростом производительных сил, приручение животных позволило людям заниматься скотоводством. В результате этого пастушеские племена выделились из массы других племен. Это было первое крупное общественное разделение труда.
Изобретение плуга и тягловой силы позволило людям обpaбатывать большие земельные массивы. Земледелие, ткачество, обработка металлов и другие разнообразные виды деятельности, естественно, не могли выполняться одним и тем же лицом. Это привело ко второму крупному разделению труда - ремесло отделилось от земледелия.
При существовавшем разделении труда промыслом занимались мужчины. В связи с этим им стала принадлежать главенствующая роль в хозяйственной жизни. Так, Ф. Энгельс писал: "Промысел всегда был делом мужчины, средства для промысла изготовлялись им и были его собственностью. Стада были новыми средствами промысла; их первоначальное приручение, а позднее уход за ними были делом мужчины. Поэтому скот принадлежал ему; ему же принадлежали и полученные в обмен на скот товары и рабьи. Весь избыток, который теперь давал промысел, доставался мужчине; женщина участвовала в потрeблении его, но не имела доли в собственности" [Маркс К., Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1963].
В этом плане, сосредоточение в, руках мужчины частной собственности вызвало потребность сохранения ее в рамках семьи, чтобы после cмepти собственника его имущество наследовали наиболее близкие ему лица - дети. Однако в парной семье происхождение продолжало считаться не по отцовской, а по материнской линии. Поэтому имущество, оставшееся после cмepти отца, не переходило к его детям, а доставалось сестрам, братьям и более отдаленным кровным родственникам умершего.
Чтобы наследство поступало к детям умершего, необходимо было изменить устоявшийся порядок наследования, что и было сделано.
Происхождение детей стали уже считать не по материнской линии, а по линии отца. Дети стали входить в отцовский род и могли наследовать его имущество. Жена стала проживать в доме мужа. Чтобы передать наследственное имущество своим детям, собственник должен был быть уверен, что дети, рожденные в бpaке, являются его детьми. Однако парная семья не отвечала этим требованиям. Парная семья была заменена патриархальной, в которой не допускалось нарушение супружеской верности со стороны жены.
В состав патриархальной семьи входили глава семьи, его жена, сыновья с их женами и потомством, незамужние дочери, усыновленные, paбы и лица, попавшие в кабалу. Существовавший в период матриархата порядок наследования, по которому имущество умершего распределялось между всеми члeнами рода, в ранней стадии патриархата заменяется агнатическим порядком наследования. Имущество умершего стало распределяться между агнатами (главой семьи, его женой, их сыновьями и незамужними дочерьми, женами сыновей с их потомством, а также усыновленными лицами), не выходя за пределы патриархальной семьи. Остальные сородичи призывались к наследованию только лишь в том случае, если не оставалось никого из агнатов.
На смену патриархальной семье пришла моногамная. После cмepти отца наследственное имущество поступало к его сыновьям, которые были обязаны содержать своих сестер и обеспечить их приданым. Дочери умершего призывались к наследовании при отсутствии у наследодателя сыновей. Таким образом, продолжало существовать правило невыхода имущества за пределы рода, замужние дочери не могли наследовать своему отцу. Следует также отметить, что к наследованию призывались (при отсутствии сыновей) лишь незамужние дочери . Решающую роль в эволюции имущественных отношений сыграл переход от общинной к частной форме собственности, который произошел в эпоху неолитической революции (VII-V тысячелетия до н.э.). В результате этого появился узаконенный институт наследования.
Вместе с тем постепенно сформировалось и право собственности на недвижимость, что было обусловлено, прежде всего, следующими причинами:
- переходом древних общин к оседлому образу жизни, возникновением территориальных общин и поселений;
- возникновением и развитием земледелия и скотоводства (закреплением в собственности общины или семьи пахотных земель, пастбищ и др.).
В раннеклассовом обществе (V-IV тысячелетия до н.э.) переход наследства начинает носить хаpaктер универсального правопреемства, то есть к наследнику переходит единая наследственная масса, состоящая из активной части (имущества) и пассивной части (долгов).
Для всестороннего понимания историко-теоретического значения процесса становления юридических отношений в области наследования наиболее важен анализ римского материала для изучения становления наследственного права, т.к. именно римское право легло в основу многих современных правовых систем. Римляне, создали совершенную универсальную систему права, имеющую в своей основе частную собственность, уникальную по степени своей внутренней завершенности. Иначе, как отмечают многие историки права, римское частное право классического периода является историческим памятником высочайшей ценности.
Римское наследственное право прошло три этапа в своем развитии.
Исторически первая система - цивильное право или "hereditas", позже возникло преторское право или "bonorum possessio", третий этап связан с правовой системой Юстиниана, который кодифицировал римское право и в 534 г. издал новый Кодекс [Хутыз М.Х. Римское частное право. М., 2008. -С. 14, 24.].
Наследование как правовой институт хаpaктеризовался единством двух признаков: а) наследование возникало только после cмepти собственника, б) существовало преемство всех прав и обязанностей умершего, т.е. имущество рассматривалось как единое целое - с долгами и правами наследодателя переходило к наследнику. Иными словами, нельзя было наследовать только права, отказавшись от обязанностей.
Под наследством в широком смысле понимается совокупность имущественных прав и обязанностей человека (наследодателя) в минуту его cмepти, кроме личных прав и обязанностей. Римляне считали, что наследование - это не просто переход имущества от одного лица к другому, но и переход души наследодателя к наследнику. Первоначально порядок наследования в Риме основывался на праве первородства . Древнейшая римская семья имела каноническую структуру: ее глава обладал абсолютной властью над семейным имуществом [Дождев д.В. Наследственное право в Риме в эпоху ранней республики. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1988. -С. 5]. Со временем идея частной собственности пересилила идею семейной собственности, и с помощью завещания собственник получил возможность осуществлять право распоряжения имуществом, т.е. распоряжения своей индивидуальной собственностью на случай cмepти независимо от желания других члeнов семьи.
Завещание в римском праве признавалось действительным при соблюдении определенных условий, коими являлись:
- способность завещателя к составлению завещания;
- надлежащее назначение наследника;
- соблюдение формы, установленной для составления завещания.
Древнейшее цивильное право знало две формы завещаний: завещания, совершаемые перед народным собранием (calatis comitiis,), и завещания, объявляемые перед войском, готовым выйти в поход. Обе эти формы представляли собой устное выражение воли завещателя перед римским народом. Вопрос о том, выступал ли народ только в качестве свидетеля или требовалось его одобрение воли завещателя, является в литературе спopным.
С изданием законов ХII таблиц был положен конец концепции публичной природы завещания.
В юстиниановском праве было принято деление завещаний на частные (обыкновенные и чрезвычайные) и публичные.
Частное завещание совершалось в присутствии семи свидетелей, добровольно согласившихся по просьбе завещателя участвовать в составлении завещания, а также обладавших способностью быть свидетелями при этой процедуре.
По праву Юстиниана не могли выступать свидетелями: paбы, перегрины , составители пасквилей; женщины; лица, неспособные быть доказательными свидетелями, - малолетние, душевнобольные, немые, глухие; лицо, назначенное наследником, а также лица, связанные с ним по отеческой власти, - сын, брат, отец, кроме лиц, которым назначен отказ; лица, обладавшие сомнительной репутацией.
Помимо наличия завещательной способности у самого наследодателя и свидетелей обязательным условием при совершении завещания было соблюдение единства завещательного акта (unites actus). Римское право не делало различий между письменным и устным завещанием по юридической силе. Они отличались лишь по форме изъявления. Для письменного завещания требовалось составление единого письмённого акта. Если завещание составлялось в устной форме, завещатель должен был ясно и понятно выразить свою волю словами или знаками также в присутствии семи свидетелей. Устное завещание считалось составленным после поимённого указания всех наследников.
Возникновение новых публичных форм завещания относится к императорскому периоду в истории древнего Рима. Их публичность проявлялась в том, что при составлении завещаний участвовали органы власти.
Наследником по завещанию могло быть только одно лицо. Он назначался завещателем лично и по определенной схеме, позволяющей определить данное лицо (реrsona certa).
Римское право допускало назначение наследника под условием. Во времена империи, при преемниках Августа, центумвиральные суды положили начало материальному ограничению завещательного произвола paterfamilias, на почве чего развился институт законной наследственной доли".
Со временем были определены правила лишения лиц обязательной доли (четырнадцать правил, в том числе различные преступления или проступки против завещателя, предосудительный образ жизни, вступление дочери, не достигшей 25 лет, в бpaк против воли родителей и т.д.).
Римское право связывало время открытия наследства с фактом cмepти наследодателя. В зависимости от времени принятия наследства римское право различало два вида наследников. Первый вид наследников составляли те лица, которые входили в состав семьи покойного (в первую очередь это дети). К ним наследство переходило в момент cмepти без всякого акта с их стороны. Поэтому они назывались "обязательными наследниками (heredes necesarii). Все они обязывались законом к принятию наследства.
Второй вид наследников составляли остальные наследники или "добровольные наследники" (heredes voluntari) . Для приобретения наследства этими лицами необходимо было выражение воли. Поэтому для них открытие наследства означало возникновение права на принятие наследства, которое могло быть и не осуществлено. Цивильное право не знало срок для принятия наследства, но они могли быть установлены судом по требованию кредиторов наследодателя, заинтересованных в удовлетворении их притязаний. В преторском праве существовали сроки принятия наследства. Для исходящих и восходящих родственников этот срок устанавливался в 100 дней, а для прочих - 1 год.
Наследник нес обязанность выплаты всех долгов наследодателя, если даже они перекрывали актив. Объяснялось это тем, что наследственная масса сливалась с имуществом наследника, и долги наследодателя становились собственными долгами наследника. Таким образом, подводя итог вышеизложенному, следует заключить, что наследственное право прошло долгий и сложный путь своего развития.
Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....
18 03 2024 15:30:11
Одной из интересных для студентов форм урока является урок написания эссе об исторических персонажах. В данной методической разработке приведена структура урока и имеется пример написания эссе с критериями оценки....
17 03 2024 15:27:55
При переходе к профильному обучению происходит значительная дифференциация предметного содержания как по уровню (профиль – база), так и по предназначению (основной курс – электив). Это обстоятельство делает крайне актуальным и важным педагогическое проектирование как средство разработки системы преподавания, обеспечивающей высокое качество образования....
16 03 2024 16:48:45
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
15 03 2024 18:26:32
Урок является завершающим в изучении блока «XIX век в истории России» в 10-м классе средней школы. Тип урока – повторительно-обобщающий, форма занятия – групповая работа, главный метод – проектная деятельность. В ходе подготовки к уроку ребята консультировались у учителей ИЗО, музыки, поэтому урок носит интегрированную направленность....
14 03 2024 11:25:57
В целях воспитания гражданственности и патриотизма, повышения интереса к истории Российского государства, а также повышения собственной значимости как истинного гражданина своего государства на уроках истории и обществознания, на "Уроках мужества" и внеклассных мероприятиях часто используется тема, посвящённая государственным символам....
13 03 2024 17:47:44
Чтобы быть успешным в современном обществе, молодые люди должны овладеть ключевыми компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, социальной, бытовой, информационной и прочих сферах. Использую проектно-ориентированную форму обучения. Анализируя ценностные приоритеты молодежи, делаю вывод, что телевидение сегодня играет важную роль в развитии личности ребенка. Организуем телекоммуникационный проект, который предполагает создание фильма....
12 03 2024 17:51:49
Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка». Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....
11 03 2024 4:53:43
В работе проблема освещается с точки зрения русской женщины, положение которой в обществе было особым, а потому представляет дополнительный интерес. На примере двух представительниц российского общества, двух его полярных сословий – боярства и крестьянства, показана обыденная жизнь общества данного периода. В работе рассматриваются такие аспекты, как устройство дома, традиции питания и организации быта....
10 03 2024 11:38:30
Автор знакомит учащихся с основным ходом Куликовской битвы и ее значением. Формирует навык исследовательской, аналитической работы с историческим и художественным текстом. Воспитывает уважение к истории страны через изучение ее героического прошлого....
09 03 2024 12:22:31
Урок "Крестьянская реформа 1861 года" - одна из важных тем в изучении истории XIX века. В разработке урока обращается внимание на то, что основной целью императора является не стремление к развитию капитализма, а необходимость удержать свою власть. В целом урок построен на пpaктических заданиях, для эмоционального восприятия темы используется стихотворение Н.И. Некрасова. Особое внимание уделяется работе с новыми понятиями, для проверки знаний используются тесты. К уроку прилагается презентация. ...
08 03 2024 0:45:30
Урок построен в соответствии с программными требованиями. Основной целью обучения иностранному языку является овладение иноязычной культурой через основные виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение и письмо. В основу построения данного урока положен коммуникативный метод, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи обучения — развитие речевых умений и навыков учащихся. При подготовке к уроку были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности учащихся. ...
07 03 2024 2:47:12
Данный спецкурс охватывает очень обширный период отечественной истории - с 1700 по 1917 год, от петровских реформ и становления Российской империи до ее краха в 1917 году. В рамках спецкурса предполагается рассмотреть лишь одну из сторон данного исторического этапа - становление, развитие и крах российской армии, ее славные победы и трагические поражения. ...
06 03 2024 19:22:25
В работе предлагаются способы, позволяющие активизировать познавательный процесс при изучении истории Средних веков. ...
05 03 2024 9:21:24
Предлагается разработка проекта по теме "Дворянский быт второй половины XVIII века. Посещение дворянской усадьбы", 7-й класс и реализация его итогов на уроке "Один день из жизни дворян в усадьбе XVIII в.". На уроке используется метод проживания в эпохе с элементами театрализации. Учащиеся, работая в группах, готовят выступления по отдельным вопросам. Эта тема позволяет окунуться в эту эпоху: услышать музыку и речь; увидеть, а может быть, и попробовать меню из блюд дворянской кухни; оценить моду, вкусы, пристрастия людей того времени; приобщиться к культурным ценностям и народному достоянию. На уроке предполагается использование ИКТ учащимися....
04 03 2024 23:41:53
Методическая разработка направлена на содействие духовно-нравственному развитию и воспитанию студентов, формированию российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, к государственным праздникам России....
03 03 2024 3:35:52
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
02 03 2024 5:38:15
Урок обществознания для 11-го класса. В настоящее время в связи с экономическим и социальным развитием общества социальные перемещения становятся все боле частыми. Именно с этим связано такое социальное явление как маргинализация. Главным в маргинальности является то, что личность теряет принадлежность к какой-либо конкретной общности. ...
01 03 2024 1:24:43
На уроке дети узнают, что такое этнос, какие существуют типы этносов, что влияет на образование этносов и какова роль этносов в истории....
29 02 2024 7:24:41
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
28 02 2024 3:55:23
Рассмотрены причины, хаpaктер, движущие силы Февральской революции. Обозначена деятельность Временного правительства. Определены суть и причины двоевластия....
27 02 2024 9:26:43
Повторительно-обобщающий урок по разделу Древний Восток, в форме интеллектуальной игры-турнира в 5 классе обобщает знания обучающихся по разделу Древний Восток, помогает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в истории стран Древнего Востока. ...
26 02 2024 6:56:21
Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....
25 02 2024 4:35:34
Мероприятие – встреча с ветеранами войны и тыла накануне Дня Победы воспитывает патриотизм, уважительное отношение к историческому наследию малой родины....
24 02 2024 14:43:24
Урок по новой истории для 7-го класса знакомит учащихся с историей возникновения США. ...
23 02 2024 1:37:33
Посещение музея должно не повторять, а обогащать урок. Помощь музея школе не в дублировании урока, а в расширении представления ребят об окружающем мире, в формировании эстетического вкуса. Музейная экспозиция способствует особому восприятию темы, достоверной оценке исторической подлинности события или предмета. ...
22 02 2024 23:11:29
Поинтересовавшись своим родным городом, вы будете не менее удивлены, сколько интересных событий происходило на родных местах и сколько впереди еще интересного. Поинтересуйтесь, почему улицы вашего населенного пункта именуются в чью-то честь. Погуляйте по улицам, скверам и паркам. Все они хранят историю, и это будет для Вас открытием. Эта разработка - интеллектуальное путешествие по городу Новосибирску для школьников....
21 02 2024 9:35:35
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
20 02 2024 16:56:51
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
19 02 2024 18:15:54
Представлен конспект урока истории по теме "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."....
18 02 2024 9:30:34
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
17 02 2024 19:36:10
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
16 02 2024 13:55:38
Метод проектов - это базовая образовательная технология, поддерживающая компетентностно-ориентированный подход в образовании. А результаты взаимоотношения учителя и ученика наиболее ярко отражаются в результатах урока как важнейшей формы обучения. Предлагаю урок с использованием мультимедийной презентации. ...
15 02 2024 13:22:18
Хакасы – этническая группа народов Южной Сибири и Хакасии. Они стремятся сохранить свой язык, культуру и самобытность. С этой целью в школах Хакасии ввели курс "Культура, литература и история родного края". Урок "Курганы – не миф и не сказка" – из данного курса. ...
14 02 2024 15:14:33
Сценарий спектакля на английском языке подготовлен к 250-летию со дня cмepти М.В. Ломоносова. Русский вариант текста прилагается....
13 02 2024 1:18:16
Содержательный материал подобран с учетом возрастных особенностей учащихся 8-го класса. Данный материал посвящен нравственным проблемам, которые являются опорой и основой нравственного поведения каждого человека. Цель: создание условий для размышления о нравственных ценностях: добре и зле, научить определять для себя значимые личностные ценности, совершенствовать навыки общения....
12 02 2024 0:34:43
Цель урока: закрепление пройденного материала и проверка усвоения знаний через организацию игрового образовательного прострaнcтва....
11 02 2024 20:10:45
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
10 02 2024 6:46:18
Цель урока: изучить основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия; сформировать у учащихся чувство уважения к взглядам и верованиям людей разных религиозных концессий; способствовать воспитанию толерантного отношения к культуре и религии различных эпох и народов....
09 02 2024 0:54:30
Познавательно-спортивное мероприятие проводится в два этапа. В первой части мероприятия учитель знакомит ребят 4–6-х классов с историей праздника, рассказывает о героях России. Второй этап праздника проходит в спортивном зале школы. Цель мероприятия: развитие творческих способностей учащихся, совершенствование двигательных умений и навыков, расширение знаний учащихся в области истории России, истории Кольского Заполярья, воспитание патриотизма....
08 02 2024 9:23:39
Данный курс призван заинтересовать учащихся, привлечь их внимание к участию в политических процессах страны, республики, города. Формирование у учащихся активной гражданской позиции на основе знания своих гражданских прав, в том числе избирательных, – одна из важнейших задач школы....
07 02 2024 16:44:22
Каждый учитель стремится оптимизировать педагогический процесс, выбирая при этом свой индивидуальный путь, который наиболее отвечает его требованиям. Позитивная технология обладает всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, коррекции результатов. Она эффективна по результатам и оптимальна по затратам, а также гарантирует достижение стандарта обучения....
06 02 2024 0:59:10
Сценарий включает в себя дневниковые записи, воспоминания людей, которым пришлось испытать судьбу жителя блокадного города. Также в композицию включены поэтические произведения Ю.Воронова, М.Дудина, А.Межирова, О.Берггольц, позволяющие глубже и проникновеннее увидеть человеческую трагедию ленинградцев. Сценарий может использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках истории и литературы при изучении эпохи Великой Отечественной войны....
05 02 2024 12:15:23
Урок истории «Отечественная война 1812 года. Орловский край в войне 1812 года» для 4-го класса по учебнику А.Плешакова. Урок интегрированный (музыка, литература, живопись), в нетрадиционной форме – историческая гостиная, с использованием компьютерной презентации....
04 02 2024 16:26:36
Учащиеся знакомятся с основным элементом структуры экономической деятельности – обменом и его формой торговлей....
03 02 2024 9:39:51
Материал описывает проектную деятельность учащихся по дисциплине "История" на тему "Россия между реформами и контрреформами", реализованную через информационные технологии (презентация Power Point), раскрывает основные этапы исследования и подготовки к защите проекта. Приведены образцы основных методических материалов, необходимых для оптимальной реализации проектной деятельности учащихся....
02 02 2024 9:54:20
Актуальность темы обусловлена тем, что конфликты на национальной почве, миграционные процессы, постоянная пропаганда утилитарных ценностей потребительского общества – всё это оказывает негативное влияние на подрастающее поколение. Как изменить ситуацию? Как научить подростков и молодёжь верить в идеалы, созидать, любить Родину и быть нравственными и успешными? Как формировать терпимость людей друг к другу? Использование регионального компонента в курсе отечественной истории – моя попытка сосредоточить внимание школьников родного края на некоторых способах решения существующих в обществе проблем путём знакомства с культурой родного края, ёё традициями, нравственными ценностями. Только в этом случае история станет привлекательным для детей и творческим в своей основе учебным предметом. ...
01 02 2024 12:47:41
Представлен урок-исследование по теме "Взгляды декабристов". Изучение учебного материала организуется в форме исследования различных источников, хаpaктеризующих деятельность тайных обществ декабристов....
31 01 2024 0:15:10
Учебно-методический комплект к данному уроку состоит из трех презентаций («Православные святыни России. Золотое кольцо России», «Храмы Донского края», «Святыни города Шахты»), методических рекомендаций к уроку и рабочей тетради для учащихся. Это помогает учителю раскрыть содержание темы, предоставить учащимся возможность проявить свои исследовательские и творческие способности, тем самым активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся....
30 01 2024 5:32:40
Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....
29 01 2024 3:56:52
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::