"Хорош Наполеон с его темными глазами…". Образ Наполеона в творчестве А.С. Пушкина
В преддверии празднования 200-летней годовщины Отечественной войны 1812 года, новизна и актуальность выбранной темы урока не вызывает сомнений. Данный урок может быть использован для проведения классного часа, занятий по культурологии, а также на занятиях литературе при изучении творчества А.С. Пушкина, литературы об Отечественной войне 1812 года.
Тип: урок формирования знаний.
Вид: урок-исследование.
Цели:
- познакомить учащихся с лирикой А.С. Пушкина о Наполеоне и Отечественной войне 1812 года;
- проследить формирование исторических взглядов поэта;
- формирование умения анализировать лирические произведения, находить ответы на проблемные вопросы.
- воспитывать интерес к русской литературе и истории.
Продолжительность занятий – 45 минут.
Оборудование: стихотворения А.С. Пушкина, репродукции Жак Луи Давида и В.В. Верещагина.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
– В течение нескольких занятий мы с вами все больше погружаемся в удивительный мир стихов Александра Сергеевича Пушкина – одного из великих гениев русской литературы. Мы познакомились с его биографией, изучили основные мотивы лирики. Сегодня мы рассмотрим отношение поэта к истории на примере его отношения к личности французского императора Наполеона Бонапарта. Поэты часто наделены даром предвидения, по отношению к А.С.Пушкину это верно отметил С. Куняев: “Пушкин – угадчик, толкователь неясного и таинственного гула, сопровождающего исторические сдвиги, выразитель сверхчеловеческих идей, которыми движется история”.
II. Работа в группах
Класс делится на 3 группы, каждая группа читает заданное стихотворение А.С.Пушкина:
1 группа – “Воспоминания в Царском
селе” (1814)
2 группа – “Наполеон” (1821)
3 группа – “Герой” (1830)
Затем письменно каждая группа отвечает на вопросы по своему стихотворению:
Когда было написано стихотворение?
Какое настроение преобладает в произведении?
Как поэт относится к Наполеону, что на это указывает?
Каким представлен Наполеон в произведении?
III. Выступление учащихся
Представитель каждой группы отвечает на заранее поставленные вопросы, доказывает точку зрения своей группы.
Выступление первой группы: стихотворение “Воспоминания в Царском селе” было написано во время обучения А.С. Пушкина в Лицее в 1814 году, когда поэту было 15 лет. В стихотворении преобладают патриотические настроения, гордость за свою страну. А.С. Пушкин относится к Наполеону негативно, как к захватчику, который посягнул на независимость России. Об этом можно судить по строкам:
Вострепещи, тиран! уж близок час паденья!
Ты в каждом ратнике узришь богатыря…
После подведения итогов первой группы ученикам демонстрируются полотна В.В. Верещагина, посвященные Отечественной войне 1812 года (“Наполеон на Бородинских высотах”, “Наполеон в Петровском дворце” и др.), сравнивается изображение Наполеона А.С.Пушкиным и В.В. Верещагиным.
Выступление второй группы – Стихотворение “Наполеон” А.С. Пушкин написал в 1821 году в период южной ссылки. Произведение проникнуто элегическим настроением, в изображении французского императора четко прослеживаются традиции романтической поэзии XIX века. А.С. Пушкин относится к Наполеону с некоторым восторгом. Вождь французов не представлен жалким и униженным, вызывающим у читателя презрение и ненависть. Наоборот, он показан в блеске силы и боевого духа:
Его текла младая кровь.
На нем сияет язва чести.
Венчай, венчай его, любовь!
Достойный был он воин мести.
После подведения итогов второй группы ученикам демонстрируются полотна французского живописца Жака Луи Давида (“Наполеон на перевале Сен-Бернард”, “Наполеон на Святом Бернарде”, “Переход Наполеона через Альпы” и др.), на которых Наполеон изображен златокудрым красавцем.
Выступление третьей группы – В стихотворении “Герой”, написанном в 1830 году, А.С. Пушкин поднимает вопрос о том, кто же на самом деле Наполеон: герой или тиран? Скорее всего, Наполеон является героем для поэта, потому что А.С. Пушкин пишет о нем с восторгом.
IV.
Заполнение таблицы по итогам урокаИзображение Наполеона в разные периоды творчества А.С. Пушкина
Период |
Произведения |
Год написания |
Хаpaктеристика |
Лицейский период |
“Воспоминания в царском Селе” |
1814 |
1.Негативное отношение как к захватчику и завоевателю 2.Хаpaктерны штампы и в изображении Наполеона, заимствованная из европейской литературы: “тиран”, “убийца”, “деспот”, “человек расчета”, “бездушный пpaктик”. |
“Освобождение Европы” |
1814 |
||
“Наполеон на Эльбе” |
1815 |
||
“Возвращение государя императора из Парижа в 1815 году” |
1815 |
||
“Принцу Оранскому” |
1816 |
||
Период Южной ссылки |
“Наполеон” |
1821 |
1.Показана противоречивость личности Наполеона 2. Показан как отвергнутый всеми романтический герой, надежды и мечты которого не оправдались |
“Недвижный страж…” |
1824 |
||
“Зачем ты послан был…” |
1824 |
||
“К морю” |
1824 |
||
Период реалистического творчества (поздний период) |
“Евгений Онегин” |
1823-1830 |
1. Поэт ощутил Наполеона в чем-то своим героем 2.Уподобление героев Наполеону, чтобы лучше раскрыть их образы |
“Герой” |
1830 |
||
“Пиковая дама” |
1831 |
V. Вопросы к учащимся
– Какие черты, на ваш взгляд, хаpaктеризуют личность Наполеона?
/Черты: эгоизм, самолюбие, амбициозность, стремление к власти и мировому господству, воинственность/.
– Каким в вашем воображении представляется французский император?
/Наполеон представляется человеком невысокого роста, плотного телосложения, в серой шинели с треугольной шляпой/
VI. Подведение итогов:
рефлексия, выставление оценок и их комментированиеVII. Домашнее задание
Основываясь на “Воспоминаниях в Царскосельском лицее” и знаний о Наполеоне из курса истории, написать письмо другу и о событиях 1812 года и Наполеоне.
Проект создает наглядные пособия по истории Отечества путем организации самостоятельной деятельности учащихся....
18 03 2024 1:10:26
Нетрадиционные уроки развивают познавательный интерес и являются залогом успешного овладения историческими знаниями. Уход от обычных форм обучения, привлечение дополнительных знаний и проявление разнообразных умений, которые широко используются в повседневной жизнедеятельности (но не находят места на обычном уроке), дают возможность отличиться ученику, не обладающему хорошими знаниями, служат началом для самовыражения личности школьника. Театрализованная игра на уроке позволяет выработать у учащихся чувства коллективизма и взаимопомощи, научить их деловому общению, сформировать коммуникативные умения. ...
17 03 2024 10:29:22
Каждый ученик России должен знать историю страны, вопрос в том, как сохранить интерес к предмету в условиях массовой школы. Для решения этой задачи учитель может использовать активные и интеpaктивные методы обучения. Конспект внеклассного мероприятия для 9-го класса поможет формированию интереса к истории. Материал может использоваться и как повторительно-обобщающий урок....
16 03 2024 12:16:25
Цель урока – проанализировать причины, этапы Гражданской войны, действия «белых» и «красных» в период Гражданской войны и сделать вывод, почему в Гражданской войне победили большевики. У учащихся развивается умение работать с фактическим материалом, документами, картой....
15 03 2024 4:20:49
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по соответствующему разделу курса "Россия и мир", заинтересовать кадет изучением предмета. В ходе занятия используется мультимедийная презентация, реализуются межпредметные связи истории с географией, иностранным языком....
14 03 2024 23:37:39
Данная работа рассчитана на учащихся 6-х классов общеобразовательных школ. Проводится данный урок после изучения курса истории Средних веков в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволит повысить интерес школьника к предмету "История". Дух соревнования поможет активной работе ученика на уроке....
13 03 2024 5:23:51
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
12 03 2024 4:41:29
Урок посвящён одной из важнейших дискуссионных проблем курса истории – готовил ли СССР летом 1941 г. нанесение превентивного удара по Германии. В процессе урока, построенного по «кейс-технологии», учащиеся, перед которыми поставлена проблема, изучают различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, работают с архивными документами, рассматривают различные точки зрения по военно-стратегическому планированию Германии и СССР в 1940–1941 гг....
11 03 2024 0:52:25
Государственные символы - неотъемлемая часть истории и культуры любой страны. Гордость за свою родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости воспитания детей гражданами России, формирования у ребенка сознания своей причастности к судьбе Родины. Учебный год принято начинать с урока, посвященного государственной символике страны. Цель такого урока: формирование уважения к символам государства. А это является важной составной частью воспитания гражданина России. В целях усиления внимания к решению задач гражданского, патриотического воспитания учащихся, формирования у них гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России накануне Дня Конституции РФ также рекомендовано проводить "Урок России". ...
10 03 2024 16:36:48
Цель урока: закрепление пройденного материала и проверка усвоения знаний через организацию игрового образовательного прострaнcтва....
09 03 2024 8:58:42
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
08 03 2024 22:23:34
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
07 03 2024 7:22:57
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...
06 03 2024 16:12:21
«Где живёт герой? Так уж повелось, что воспитание мальчиков в России всегда было не просто мужественным, но по-настоящему героическим. И потому, что нам часто приходилось воевать, и потому, что выживать в столь суровом климате, как наш, могли только очень выносливые, стойкие люди. Невозможно вырастить нормального мужчину, если не демонстрировать ему в детстве и подростковом возрасте романтических образцов героизма. Посмотрите на наших мальчиков, как у них загораются глаза при слове «подвиг»!...
05 03 2024 2:23:10
Урок для учащихся 5-го класса предназначен для проведения внеклассного занятия или повторения пройденного материала по теме "История Древнего мира". Цели игры: раскрытие знаний по истории Древнего мира; стимулирование интереса учащихся к истории; развитие творческих способностей; воспитание коллективизма, уважение к наследию народов древности. Для достижения данных целей урок проводится в форме игры "Что? Где? Когда?"....
04 03 2024 18:16:11
Урок истории посвящен становлению Древнерусского государства, русского общества, правовой системы. Совместная деятельность педагога и учащихся – дискуссия, повышает интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения последних в коллективный поиск разрешения поставленной на уроке проблемы....
03 03 2024 11:21:20
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
02 03 2024 0:48:57
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
01 03 2024 7:23:36
Игра составлена для учащихся 6-х классов. Её можно использовать не только на итоговом повторении, но и во внеклассной работе. Презентация в PowerPoint позволяет не только организовать игру, но и формировать визуальные образы по истории и культуре марийского народа с древности до конца XVI века....
29 02 2024 18:47:28
Урок поможет шестиклассникам осознать смысл понятий "время", «хобби». Научит рационально и с пользой использовать свое свободное время. Занятие позволяет раскрыть творческие способности ребят, научит их вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения....
28 02 2024 21:18:36
Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. ...
27 02 2024 9:41:35
Цель урока граждановедения в 5-м классе – показать тесную взаимозависимость человека и общества. На уроке учащиеся узнают содержание понятия «общество»; учатся уважать всех его члeнов; осознают свою собственную роль в жизни общества. Для усиления восприятия нового материала учащиеся встречаются с известными сказочными и мультипликационными героями: Робинзоном Крузо, Маугли, Буратино и его друзьями, Незнайкой и жителями Цветочного города....
26 02 2024 6:23:16
Урок знакомит учащихся с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в СССР. Ученики выявляют истоки героизма трудового советского народа в годы первых пятилеток....
25 02 2024 7:14:59
Представлен конспект урока по теме "Столыпинская модернизация России" в 11-м классе....
24 02 2024 13:25:26
Урок на тему “Имидж и политическая карьера” помогает ответить на вопросы: "Зачем мы пришли в этот мир, с какой миссией?", "Почему люди порой неправильно понимают друг друга, неоднозначно реагируют на слова и жесты?", "Каким образом одежда и макияж скрывают ваши недостатки и подчеркивают достоинства?", "Почему одни рисуют картины, а другие занимаются политикой?"....
23 02 2024 19:39:23
Внеклассное мероприятие посвящено 700-летию великого патриота, учителя, подвижника и святого русской земли. В обычной жизни Сергий Радонежский был одним из лучших людей своего времени, и его жизнью определялась жизнь многих поколений русских людей; этот человек являлся воплощением русской национальной идеи, которая помогла построить могучую державу. Разработку можно использовать при проведении внеклассного мероприятия, нравственного классного часа, применить на уроке истории России....
22 02 2024 1:19:44
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
21 02 2024 19:58:48
Материал о самоотверженном труде народа Якутии во время Великой Отечественной Войны. Воспитывает патриотические чувства, знакомит с историей региона. ...
20 02 2024 10:39:54
Урок способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам, формированию чувства гордости за историю России....
19 02 2024 17:57:20
Данная тема рассматривается при прохождении программного материала по истории России довольно поверхностно. Поэтому в целях воспитания любви к своей малой Родине и интереса к её истории необходимо более глубокое её изучение. Кроме того, организация самостоятельной поисковой работы учащихся на уроке способствует развитию у них навыков исследовательской деятельности....
18 02 2024 20:12:53
Изучая в 3-х и 4-х классах предмет "Введение в историю", мы с детьми постоянно обращались к истории своего села, своей школы, составляли родословную своей фамилии, изучали природу своего края, встречались со старожилами, писали рассказы о лучших людях села. В процессе работы я столкнулась с тем, что учащиеся часто о своем селе знают меньше, чем об Алтайском крае или о России вообще. На основе поисковых работ учащихся и моих собственных исследований, я составила рукописный учебник по истории своего села. ...
17 02 2024 7:16:52
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
16 02 2024 3:40:21
Урок проводится на неделе истории как внеклассное мероприятие. Расширяются знания о событиях Отечественной войны, героях, ученики знакомятся с произведениями искусства и вкладом жителей Архангельской губернии в победу над Наполеоном....
15 02 2024 19:59:44
Представленная разработка игры-викторины может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых воспитанию гражданственности, патриотизма и любви к своей Родине. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны....
14 02 2024 22:45:25
Урок проводится с целью дать представление об историческом событии XIX века – Отечественной войне 1812 года; рассказать о героических личностях того времени; воспитывать патриотизм на исторических примерах. ...
13 02 2024 23:13:17
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
12 02 2024 10:20:56
Урок с использованием экспонатов музея «История школы» можно проводить в 9-х и 11-х классах, где изучается тема «Развитие культуры и образования в начале XX века». Музейные экспозиции и материалы обладают огромным духовным потенциалом, способствуют активности, расширяют сферу интересов учащихся. Урок проводится в форме пpaктического занятия....
11 02 2024 13:43:30
Этот литературный и краеведческий материал, музыкальное сопровождение (адажио Альбиони, песня о партизанке Ларисе) пробудил у участников и зрителей в зале чувство сопереживания, помог по-новому взглянуть на Великую Отечественную войну (глазами детей), создал скорбно-торжественную атмосферу в зале. ...
10 02 2024 20:17:29
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
09 02 2024 9:39:48
Цели классного часа: дать информацию о войне, выяснить какое участие в ней принимали жители Карелии; сформировать у учащихся чувство гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите....
08 02 2024 0:52:53
Открытый урок с целью проверить знания по теме: "Революционная ситуация в 1905 году и изменения в политической системе Российской империи»; закрепить знания с помощью посещения музея «Политссыльные Романовки». Учащиеся должны узнать, какие революционные политссыльные проживали на территории Якутии....
07 02 2024 13:10:44
Урок должен дать учащимся исторический портрет Екатерины II; познакомить с предпосылками, содержанием, с общей хаpaктеристикой внутренней политики; показать роль дворянских привилегий; продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками. ...
06 02 2024 8:44:36
Цель урока: изучение исторического и литературного наследия родного города, развитие творческих способностей обучающихся....
05 02 2024 3:31:32
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
04 02 2024 18:54:36
Урок в 7-м классе по Новой истории построен на основе вопросно-ответной деятельности учеников с выдвижением ими гипотез, формулированием выводов и самостоятельной работы; позволяет изучить теоретически сложный материал курса. ...
03 02 2024 4:37:55
Диагностика и оценивание результатов учебной деятельности школьников важны для учителя, работающего в профильной школе. Неотъемлемой частью этой системы должны стать письменные работы (аннотация, эссе и др.). В сочетании с различными формами оценивания предметных результатов учебной деятельности они будут прекрасным инструментом для диагностики метапредметных результатов обучения учащихся....
02 02 2024 23:10:57
Смутное время относят к числу наиболее трудных и переломных эпох в истории России. Поэтому итоговый урок для десятиклассников ставит целью не только систематизацию материала по теме с учётом сложности исторического подхода, а и формирование навыков умения искать пути решения задач (в данном случае - пути выхода из кризиса начала XVII в.). Урок проводится в нетрадиционной форме с применением элементов выборной технологии, игры, видеоматериалов, инсценирования, что повышает интерес учащихся....
01 02 2024 0:26:22
Целью и задачей выполнения самостоятельных заданий по курсу "Отечественная история" является приобретение умения получать новые эмпирические, теоретические и аксиологические знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты. ...
31 01 2024 14:57:36
Философия и связанная с ней методология научного мышления служат основой научной картины действительности. Овладение терминологическим минимумом необходимо студентам в качестве постижения системных основ. Одной из главных проблем учебной терминографии является разработка базовых терминологических словарей. В результате был разработан «Учебный терминологический словарь по философии» как лексикографическое произведение, специально предназначенное для оказания помощи в изучении языка философии....
30 01 2024 20:11:11
В статье предложена система работы при подготовке учащихся 8–9-х классов к ГИА по предмету. Система на каждом из этапов формирует у выпускников адекватную самооценку и приемы самоанализа своей деятельности на экзамене. Структура подготовки к Г(И)А отpaбатывалась и изменялась на протяжении нескольких лет....
29 01 2024 7:45:45
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::