Лекторий "Знай свои права и обязанности"
Цель: Создание условий для правового воспитания подростков.
Задачи:
- Пропаганда знаний о правах и обязанностях ребенка.
- Воспитание уважения к правам окружающих людей.
Оборудование: эпиграф, презентация.
Ход мероприятия
Сегодня 10 декабря. Эта дата отмечена в календаре как День прав человека. Более трехсот лет назад знаменитый английский философ Джон Локк высказал идею о том, что каждый человек от природы наделен правами, которые никто никогда отнять у него не может. Постепенно учение Джона Локка распространялось, входило в сознание людей. Его подхватили другие ученые, среди них были и французские философы XVII века – Руссо и Вольтер. Народы разных стран вступили в борьбу за включение этих идей в систему права своих государств.
Нам сегодня трудно представить, что когда-то понятие “человек” не в биологическом, а в правовом и политическом смысле не охватывало весь род человеческий. Каждый народ, каждая социальная группа имели свое представление о том, кто является человеком в правовом и политическом смысле. В Древних Афинах, например, “человеком” считался только свободный житель города, тот, кто умел говорить по-гречески. Ни paбы, ни варвары (т.е. другие народы) не считались людьми, и с ними позволительно было обращаться как с животными. Древние римляне считали paба “говорящей машиной”. В Новое время чернокожие paбы США были лишены статуса “человека”. На протяжении веков права на жизнь, свободу и равенство были привилегией лишь части населения.
Чудовищные нарушения прав человека продемонстрировали две мировые войны, разразившиеся в XX веке. В этих войнах было уничтожено огромное количество людей по расовому или национальному признаку. В обществе, ставшем свидетелем этих событий, росла убежденность в том, что должна действовать международная защита прав человека.
Презентация. Слайд 2.
В 1945 году по инициативе СССР, США и Великобритании для обеспечения международного мира и прогресса, для сотрудничества между народами была создана Организация Отъединенных Наций.
Слайды 3, 4, 5, 6.
Первым международным актом деятельности ООН, в области утверждения всеобщего уважения к основным правам и свободам человека, стала принятая 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей – одним из главных органов ООН, Всеобщая декларация прав человека. Этот день объявлен Днем прав человека, который широко отмечается во всех странах.
Всеобщая декларация прав человека – документ, провозглашающий и защищающий права человека. Это общечеловеческий образец права, к которому должны стремиться все народы и все государства. Впервые в истории человечества была принята декларация, которая распространялась на всех людей планеты, независимо от того, в какой части света, в какой стране они живут.
Слайды 7, 8, 9.
Первое и наиболее важное положение Всемирной декларации прав человека состоит в том, что права и свободы являются неотъемлемыми и присущи человеку от рождения.
Ст.1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Ст.2. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными настоящей Декларацией. Без какого бы то не было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Так как человек – существо необыкновенное, его жизнь многогранна: он мыслит, творит, учится, имеет семью, дом, друзей. Кроме того, люди вступают в различные отношения не только друг с другом, но и со всевозможными организациями, даже с самим государством, и здесь могут возникать всяческие недоразумения, конфликты, ущемления интересов одних людей другими. По тому, какую часть человеческих интересов защищают те или иные права, их разделили на группы.
Слайд 10.
Первая группа прав называется гражданские или личные. Они обеспечивают независимость человека и его защиту от различных посягательств других людей, государства, общества.
Слайды 11, 12.
Вторая группа прав называется политическими правами. Эти права дают человеку возможность участвовать в управлении страной.
Слайды 13, 14.
Следующие статьи Всеобщей декларации прав человека провозглашают экономические, социальные и культурные права: право на труд и свободный выбор работы, право на охрану семьи, материнства, отцовства, детства, на социальное обеспечение на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, на благоприятную окружающую среду, на участие в культурной жизни.
Обладание правами возлагает на граждан исполнение определенного круга обязанностей перед обществом и государством. Впервые юридические обязанности были сформулированы в 3-й редакции Декларации прав человека и гражданина, принятой французским парламентом 22 августа 1795 года. Она называлась “Декларация прав и обязанностей человека и гражданина”. В ней установлены такие обязанности, как служба обществу, соблюдение и защита закона, обязанность быть хорошим сыном, отцом, братом, другом, супругом. В числе обязанностей есть правило и морали: “Не делай другому то, чего себе не желаешь, и делай то, что желаешь себе”.
Конституция России, 18-летие которой страна будет отмечать 12 декабря, обязывает каждого гражданина:
- Соблюдать Конституцию и законы РФ, уважать права и свободы других
- Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру
- Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы
- Обязанность основного общего образования. Сегодня это 9 классов средней школы. Получить этот минимум образования должен каждый школьник
- Обязанность платить законно установленные налоги
- Защита Отечества – эта обязанность определена как долг гражданина РФ.
Ведя разговор о Всеобщей декларации прав человека, нельзя не вспомнить другой очень важный документ – Конвенцию о правах ребенка. Ее еще называют “великой хартией вольностей для детей, мировой конституцией прав ребенка”. Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, а 15 сентября 1990 года ратифицирована Россией.
Слайды 15-26.
Изучая такие документы, как Всемирная декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, нужно понимать, что права человека реальны только в правовом государстве. И отстаивая права неверно забывать об обязанностях, действуя по принципу: “Я хочу, имею право, а там хоть трава не расти”
Права человека тесно связаны с уровнем нравственной, правовой воспитанности, образования людей. Так право на свободу демонстраций может людей неорганизованных, озлобленных, мстительных привести к участию в кровавых уличных беспорядках, свобода слова – к публичным оскорблениям. Несомненна зависимость реализации прав человека от экономического развития страны. Право на жилище не может быть полностью осуществлено до тех пор, пока не построят достаточно добротного жилья. То же можно сказать и о праве на труд, отдых, социальное обеспечение. Но права человека нужно изучать для того, чтобы видеть, какой может стать жизнь, если люди начнут отстаивать свои права и заставят государство их уважать и защищать. Надо учиться, работать. Каждый должен стать хорошим специалистом, ответственным человеком, живущим по законам нравственности, и тогда в сотни раз короче будет путь к правовому государству, государству, в котором все имеют равные права и подчиняются закону.
Литература.
- Мушинский В. О. Основы правоведения (учебник для основной школы). – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Междунар. отношения, 1995.
- Интернет ресурсы: www.un.org
Цель: популяризация исторических знаний в увлекательной форме – интеллектуальная комaндная игра, повторение материала, изученного в курсе истории Древнего мира, Средних веков и Нового времени на морскую тематику. Игра составлена с электронным табло, представляющим собой поле (наподобие известной игры "Морской бой")....
28 03 2024 3:31:47
Урок с применением модульной технологии, которую можно успешно применять в старшей школе. Цель данной технологии – формирование у выпускника навыков самообразования....
27 03 2024 5:44:47
Работа на уроке проходит в учебных группах. Задействованы все учащиеся. Ученики по итогам урока пытаются определить собственное отношение к внутренней политике Ивана Грозного. В ходе урока работают с дополнительным материалом, самостоятельно находят ответы на предложенные вопросы. Построенная по данному плану работа может способствовать развитию навыков анализа исторического материала, умения делать выводы, аргументированно высказывать свое мнение. Для разработки урока был использован исторический материал, напечатанный ранее в приложении к газете "Первое сентября" - "История". ...
26 03 2024 6:37:17
Урок призван познакомить с жизнью святых людей, живших на земле русской; познакомить с жизнью святителя Митрофана Воронежского, проживавшего в п. Савино Ивановской области; расширить словарный запас обучающихся по предмету. ...
25 03 2024 7:48:20
Основанием для проведения данного интегрированного урока является единство тем в предметах история Древнего мира и изобразительное искусство. Цель урока - обобщить полученные знания в процессе изучения темы, найти общее и различное в развитии культуры народов стран Востока, показать вклад народов Древнего Востока в мировую культуру, способствовать развитию творческих способностей учащихся, воспитывать чувства любви к прекрасному. ...
24 03 2024 22:59:30
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
23 03 2024 10:45:11
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
22 03 2024 9:19:51
Урок подготовки к сочинению по картине В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" в 8-м классе содержит цели и задачи урока, наглядность. В конспекте отражены: подготовка к уроку, подробная беседа по картине, примерный план к сочинению....
20 03 2024 9:42:24
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
19 03 2024 13:43:27
Урок проводится по традиционной методике. Учащиеся под руководством учителя развивают навыки работы с разными источниками информации: текстом учебника, таблицей, исторической картой. Материал данного урока может быть успешно рассмотрен при условии предварительного чтения текста учебника учащимися дома. В ходе урока составляется схема, которая может использоваться при проверке усвоения нового материала....
18 03 2024 4:20:39
Представлен урок-исследование по теме "Взгляды декабристов". Изучение учебного материала организуется в форме исследования различных источников, хаpaктеризующих деятельность тайных обществ декабристов....
17 03 2024 19:24:29
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
16 03 2024 22:46:53
Автор знакомит учащихся с Пугачевым как с исторической личностью, как с литературным персонажем, с внешностью героя, опираясь на исторические хроники, "Капитанскую дочку" А.С. Пушкина, на иллюстрации, на энциклопедические статьи; выявление причин самой крупной крестьянской войны (опора состава участников на исторические документы, на "Историю Пугачёва" А.С. Пушкина)....
15 03 2024 3:50:34
Урок создает условия для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с царствованием императора Павла I, выяснением причинно-следственных связей между социально-политической ситуацией в стране и мотивами его убийства....
14 03 2024 19:13:58
Учащимся предлагаются различные виды заданий, что способствует развитию творческих способностей учащихся, расширению кругозора, определяет перспективы развития. Игра предполагает деятельность в комaнде, что способствует развитию коммуникативных навыков, выработке единой точки зрения, способности терпимо принять иные взгляды....
13 03 2024 6:28:56
Учащиеся определяют основное содержание понятия «этикет»; знакомятся с историей этикета. Расширяется представление детей о правилах и видах этикета; развивается умение правильно оценивать себя и других. Совершенствуются этические нормы поведения в обществе....
12 03 2024 22:54:59
Предлагается урок-презентация, который дает представление учащимся о развитии культуры Киевской Руси и ее мировом значении. ...
11 03 2024 21:55:19
После этого урока ученики смогут: показывать на карте Балканский полуостров и острова Эгeйского моря, основные области Балканской Греции; применять и пояснять на примерах понятия: «эллины»; описывать образ жизни людей и культурные памятники Древней Греции; приводить примеры влияния природно-географических условий Греции на развитие цивилизации; выражать собственное отношение к наследию древнегреческого общества....
10 03 2024 20:47:38
Изучение нового материала осуществляется на основе презентации, содержащей схемы, таблицы, документы и др. дидактические материалы. Ряд заданий предусматривает использование Smart-доски. ...
09 03 2024 16:38:15
Презентация составлена с учетом самостоятельной работы учеников, используются эффекты анимации. Учащиеся, работая с презентацией, смогут определять отличия жизни человечества в условиях первобытности и древности; повторить основные понятия и термины, применяемые в сравнительной хаpaктеристике периодов развития человечества. В презентации применяются обществоведческие понятия....
08 03 2024 14:45:20
Работа содержит тематические задания для отработки заданий группы «А» ЕГЭ по истории. Тематические тесты «История России с древнейших времен до XVII в.». ориентированы на подготовку учащихся средней школы к успешной сдаче ЕГЭ. Задания акцентируют внимание на формулировках заданий, помогут избежать ошибок, связанных с невнимательностью и рассеянностью на экзамене. Использовать предлагаемые тестовые задания можно в классе и дома....
07 03 2024 21:31:50
Нестандартные повторительно-обобщающие уроки – это неординарные подходы к преподаванию предмета. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным. Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. ...
06 03 2024 4:37:37
Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме «Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса «История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....
05 03 2024 2:47:29
Урок повторяет материал и расширяет знания о Древнем Востоке. Развивается познавательный интерес, учащиеся ищут необходимую информацию для выполнения учебных заданий с учебной литературой, учатся выступать перед аудиторией....
04 03 2024 6:45:44
Урок дает представление об истории как науке; об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах. Учащиеся знакомятся с лентой времени, с историей Древнего мира....
03 03 2024 22:48:46
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
02 03 2024 16:31:40
Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....
01 03 2024 2:16:55
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
29 02 2024 18:39:19
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
28 02 2024 16:56:53
Урок по истории Древнего мира для 5-х классов с использованием мультимедийной презентации и элементов развивающего обучения. ...
27 02 2024 10:57:36
Цель работы состоит в том, чтобы изучить тему монетизации льгот как важное событие в корне изменившего социальную политику государства. Рассматриваются предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; анализируется суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан....
26 02 2024 22:49:20
Урок помогает повторить эпоху Александра I с точки зрения развития и результатов внутренней и внешней политики России в первой четверти XIX века и тех изменений, которые произошли во всех сферах жизни общества, их значение для дальнейшей истории России. ...
25 02 2024 1:40:54
Литературно-историческая композиция приурочена к таким историческим датам, как празднование 400-летия со дня окончания Смуты; 200-летней годовщине Победы русского народа в Отечественной войне с Наполеоном; подвигу российских солдат под Бородино, а также Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Композиция включает в себя образцы прозы и поэзии военных лет; отрывки из музыкальных произведений русских и мировых классиков....
24 02 2024 6:44:22
Данное мероприятие является одной из форм организации работы с краеведческим материалом, способствующей привитию устойчивого интереса к истории своего края. Носит занимательный хаpaктер с элементами соревнования. Развивает познавательные способности учащихся., умения работы в комaнде. ...
23 02 2024 12:38:10
При разработке урока использованы документы по теме. Дана хронология исторических событий 30-х годов. Цель урока – раскрыть сущность коллективизации, причины ее проведения, цели, результаты и последствия. Инсценированы фрагменты романа М.А. Шолохова «Поднятая целина»....
22 02 2024 13:55:18
Представлен урок объяснения нового материала. При этом учитель заполняет вместе с учащимися технологическую карту, которая поможет классу в усвоении новой темы. Данная карта выступает как метод организации самостоятельной работы учащихся и как прием познавательной деятельности. Целью урока является проанализировать причины, ход, последствия Крымской войны....
21 02 2024 5:43:50
Основные цели проведения конференции — показать политическое развитие СССР в 40—50 годы, последствия нарушений законности, массовых репрессий, свёртывание демократии; формировать у учащихся умение работать с историческими документами, различной литературой, периодикой, навыков самостоятельной исследовательской деятельности; формировать культуру публичного выступления. ...
20 02 2024 19:42:17
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
19 02 2024 1:59:58
Данное занятие является комбинированным уроком-пpaктикумом и рассчитано на обучающихся начального профессионального и среднего профессионального образования. Данный урок рассматривается как урок усвоения понятий, законов, теорий, идей, формирование специальных умений и навыков, формирование мировоззрения, идейно-политическое воспитание, развитие мышления, речи: умение выделять главное, сравнивать, обобщать, развитие когнитивных способностей....
18 02 2024 8:17:48
Невозможно изучать искусство в отрыве от той исторической ситуации, в которой оно было создано, что позволяет ученикам погружаться в различные эпохи, и, осознавая свою связь с прошлым, глубже понимать настоящее. Достоинства нашей работы: возможность более глубокого проникновения в тему, создания целостной картины мира, образа эпохи, закрепление знаний через выполнение пpaктических работ по ИЗО, осмысление и переработка изученного через личный опыт и творческое осмысление темы....
17 02 2024 13:32:56
Заканчивая изучение любой исторической эпохи, мы всегда обращаемся к проблеме духовного состояния русского общества, к тем процессам, которые протекали в нем. Серебряный век русской культуры явился закономерным ответом на те события, которые имели место в России в 1900–1916 гг. Его возникновение было предопределено. ...
16 02 2024 20:56:32
Урок посвящен 1150-летию Российской государственности. На уроке учащиеся приводят найденные ими в источниках необходимые сведения, комментируют их. Под руководством учителя анализируют разные точки зрения и формулируют выводы. Важно организовать работу на уроке так, чтобы у учащихся формировалась информационная компетенция и воспитывался интерес к историческому прошлому страны....
15 02 2024 8:57:38
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
14 02 2024 21:14:46
Реформация - один из ключевых тем школьного курса Новой истории. Урок проводится в форме лабораторного занятия, что позволяет развивать аналитические умения работы с историческими источниками, усилить познавательный интерес к истории и самостоятельным способам ее изучения. ...
13 02 2024 16:42:53
В ходе урока доказывается, что НЭП являлся необходимым условием вывода страны из кризиса; показывается, какие противоречия порождала нэповская модель....
12 02 2024 19:43:45
Урок проводится в 5–7-х классах. Хронологические рамки урока – период 1822–1831 гг., время губернаторства А.П. Степанова. Ученики узнают, почему была «открыта» Енисейская губерния, какое место она занимала на карте Российской империи и Сибири, как правил губернией её первый губернатор. Учащиеся изучат условия жизни, нравы и отношения между жителями губернии....
11 02 2024 16:20:29
Повторение изученного материала в форме исторической игры развивает умение пpaктического использования теоретических знаний. Класс делится на группы: географы – по описанию узнать, о какой стране идет речь, и показать ее на карте; интеллектуалы – работают над разгадыванием кроссвордов; искусствоведы – рассматривают иллюстрации и определяют, к какой стране относится то или иное изображение; расшифровщики – работают с текстом, в котором допущены ошибки; знатоки – работают с разными заданиями....
10 02 2024 10:45:18
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
09 02 2024 3:38:36
В статье автор приводит общие принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет эффективной, а также предлагает алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока....
08 02 2024 21:21:25
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::