Лекторий "Знай свои права и обязанности"
Цель: Создание условий для правового воспитания подростков.
Задачи:
- Пропаганда знаний о правах и обязанностях ребенка.
- Воспитание уважения к правам окружающих людей.
Оборудование: эпиграф, презентация.
Ход мероприятия
Сегодня 10 декабря. Эта дата отмечена в календаре как День прав человека. Более трехсот лет назад знаменитый английский философ Джон Локк высказал идею о том, что каждый человек от природы наделен правами, которые никто никогда отнять у него не может. Постепенно учение Джона Локка распространялось, входило в сознание людей. Его подхватили другие ученые, среди них были и французские философы XVII века – Руссо и Вольтер. Народы разных стран вступили в борьбу за включение этих идей в систему права своих государств.
Нам сегодня трудно представить, что когда-то понятие “человек” не в биологическом, а в правовом и политическом смысле не охватывало весь род человеческий. Каждый народ, каждая социальная группа имели свое представление о том, кто является человеком в правовом и политическом смысле. В Древних Афинах, например, “человеком” считался только свободный житель города, тот, кто умел говорить по-гречески. Ни paбы, ни варвары (т.е. другие народы) не считались людьми, и с ними позволительно было обращаться как с животными. Древние римляне считали paба “говорящей машиной”. В Новое время чернокожие paбы США были лишены статуса “человека”. На протяжении веков права на жизнь, свободу и равенство были привилегией лишь части населения.
Чудовищные нарушения прав человека продемонстрировали две мировые войны, разразившиеся в XX веке. В этих войнах было уничтожено огромное количество людей по расовому или национальному признаку. В обществе, ставшем свидетелем этих событий, росла убежденность в том, что должна действовать международная защита прав человека.
Презентация. Слайд 2.
В 1945 году по инициативе СССР, США и Великобритании для обеспечения международного мира и прогресса, для сотрудничества между народами была создана Организация Отъединенных Наций.
Слайды 3, 4, 5, 6.
Первым международным актом деятельности ООН, в области утверждения всеобщего уважения к основным правам и свободам человека, стала принятая 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей – одним из главных органов ООН, Всеобщая декларация прав человека. Этот день объявлен Днем прав человека, который широко отмечается во всех странах.
Всеобщая декларация прав человека – документ, провозглашающий и защищающий права человека. Это общечеловеческий образец права, к которому должны стремиться все народы и все государства. Впервые в истории человечества была принята декларация, которая распространялась на всех людей планеты, независимо от того, в какой части света, в какой стране они живут.
Слайды 7, 8, 9.
Первое и наиболее важное положение Всемирной декларации прав человека состоит в том, что права и свободы являются неотъемлемыми и присущи человеку от рождения.
Ст.1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Ст.2. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными настоящей Декларацией. Без какого бы то не было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Так как человек – существо необыкновенное, его жизнь многогранна: он мыслит, творит, учится, имеет семью, дом, друзей. Кроме того, люди вступают в различные отношения не только друг с другом, но и со всевозможными организациями, даже с самим государством, и здесь могут возникать всяческие недоразумения, конфликты, ущемления интересов одних людей другими. По тому, какую часть человеческих интересов защищают те или иные права, их разделили на группы.
Слайд 10.
Первая группа прав называется гражданские или личные. Они обеспечивают независимость человека и его защиту от различных посягательств других людей, государства, общества.
Слайды 11, 12.
Вторая группа прав называется политическими правами. Эти права дают человеку возможность участвовать в управлении страной.
Слайды 13, 14.
Следующие статьи Всеобщей декларации прав человека провозглашают экономические, социальные и культурные права: право на труд и свободный выбор работы, право на охрану семьи, материнства, отцовства, детства, на социальное обеспечение на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, на благоприятную окружающую среду, на участие в культурной жизни.
Обладание правами возлагает на граждан исполнение определенного круга обязанностей перед обществом и государством. Впервые юридические обязанности были сформулированы в 3-й редакции Декларации прав человека и гражданина, принятой французским парламентом 22 августа 1795 года. Она называлась “Декларация прав и обязанностей человека и гражданина”. В ней установлены такие обязанности, как служба обществу, соблюдение и защита закона, обязанность быть хорошим сыном, отцом, братом, другом, супругом. В числе обязанностей есть правило и морали: “Не делай другому то, чего себе не желаешь, и делай то, что желаешь себе”.
Конституция России, 18-летие которой страна будет отмечать 12 декабря, обязывает каждого гражданина:
- Соблюдать Конституцию и законы РФ, уважать права и свободы других
- Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру
- Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы
- Обязанность основного общего образования. Сегодня это 9 классов средней школы. Получить этот минимум образования должен каждый школьник
- Обязанность платить законно установленные налоги
- Защита Отечества – эта обязанность определена как долг гражданина РФ.
Ведя разговор о Всеобщей декларации прав человека, нельзя не вспомнить другой очень важный документ – Конвенцию о правах ребенка. Ее еще называют “великой хартией вольностей для детей, мировой конституцией прав ребенка”. Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, а 15 сентября 1990 года ратифицирована Россией.
Слайды 15-26.
Изучая такие документы, как Всемирная декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, нужно понимать, что права человека реальны только в правовом государстве. И отстаивая права неверно забывать об обязанностях, действуя по принципу: “Я хочу, имею право, а там хоть трава не расти”
Права человека тесно связаны с уровнем нравственной, правовой воспитанности, образования людей. Так право на свободу демонстраций может людей неорганизованных, озлобленных, мстительных привести к участию в кровавых уличных беспорядках, свобода слова – к публичным оскорблениям. Несомненна зависимость реализации прав человека от экономического развития страны. Право на жилище не может быть полностью осуществлено до тех пор, пока не построят достаточно добротного жилья. То же можно сказать и о праве на труд, отдых, социальное обеспечение. Но права человека нужно изучать для того, чтобы видеть, какой может стать жизнь, если люди начнут отстаивать свои права и заставят государство их уважать и защищать. Надо учиться, работать. Каждый должен стать хорошим специалистом, ответственным человеком, живущим по законам нравственности, и тогда в сотни раз короче будет путь к правовому государству, государству, в котором все имеют равные права и подчиняются закону.
Литература.
- Мушинский В. О. Основы правоведения (учебник для основной школы). – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Междунар. отношения, 1995.
- Интернет ресурсы: www.un.org
Урок-пpaктикум, повторительно-обобщающий по теме "ВОВ". Выбранная система модульной технологии обусловлена ее направленностью: дифференцированный подход, формирование у учеников навыков самообразования, пошаговое решение ребятами поставленных учебных заданий. Задания подобраны в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта общего образования области "Обществознание"....
18 03 2024 13:29:57
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
17 03 2024 10:32:24
На уроке изучаются причины дворцовых переворотов XVIII века. Учащиеся знакомятся с ходом дворцовых переворотов; исследуются сущность и хаpaктер....
16 03 2024 11:44:29
Сценарий к 70-летию битвы под Москвой можно использовать как внеклассное мероприятие в 7–9-х классах, а также при проведении декады истории или нетрадиционных уроков....
15 03 2024 8:17:34
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
14 03 2024 20:37:25
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...
13 03 2024 23:23:58
Актуальность темы обусловлена тем, что конфликты на национальной почве, миграционные процессы, постоянная пропаганда утилитарных ценностей потребительского общества – всё это оказывает негативное влияние на подрастающее поколение. Как изменить ситуацию? Как научить подростков и молодёжь верить в идеалы, созидать, любить Родину и быть нравственными и успешными? Как формировать терпимость людей друг к другу? Использование регионального компонента в курсе отечественной истории – моя попытка сосредоточить внимание школьников родного края на некоторых способах решения существующих в обществе проблем путём знакомства с культурой родного края, ёё традициями, нравственными ценностями. Только в этом случае история станет привлекательным для детей и творческим в своей основе учебным предметом. ...
12 03 2024 21:31:28
Целями урока истории в 9-м классе по теме "Индустриализация в СССР" являются: выявление причин, целей, итогов индустриализации в СССР в 1928–1937 гг; знакомство с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в СССР; выявление истоков трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток....
11 03 2024 1:44:25
В работе рассматривается тема раскола Русской Православной Церкви, истинные причины этого явления и различные точки зрения на столь неоднозначный элемент истории нашей Родины....
10 03 2024 12:57:57
Урок в игровой форме анализирует распространение радикальных идей в Европе и мире. Учитывает требования ФГОС нового поколения и активизирует мышление учащихся, формирует устойчивый образ идеологий и элементов....
09 03 2024 19:46:22
Материал раскрывает причины создания антигитлеровской коалиции, хаpaктер отношений между странами-участницами коалиции; рассматривает этапы формирования коалиции. Может быть использован на уроках истории в 9-м, 11-м классах при изучении нового материала или его закреплении....
08 03 2024 13:52:34
Урок "Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХIХ века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....
07 03 2024 10:34:28
Цели занятия: активизировать интерес детей к средневековой эпохе, учить детей работе с дополнительной литературой, учиться срисовывать карты на большой ватман, делать костюмы своими руками, делать рисунки по теме. Такая работа сплачивает детей всего класса. ...
06 03 2024 8:30:25
Автор статьи на основе широкого привлечения многочисленных первоисточников, архивных документов и материалов Центрального государственного архива Республики Узбекистан (г. Ташкент) попыталась восстановить подлинный политический портрет крупнейшего государственного и политического деятеля Казахского ханства конца XVII – начала XVIII веков, глубокого знатока культуры и быта своего народа, оратора Толе бия. По достоинству оценен его вклад в укреплении Казахского государства....
05 03 2024 14:22:53
В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-пpaктических задач, которые осваиваются учащимися в ходе обучения. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий - универсальных и специфических для каждого учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных....
04 03 2024 2:22:34
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
03 03 2024 5:31:14
Цель урока – обеспечение качества усвоения знаний по истории и обществознанию; развитие общеучебных умений и навыков; содействие развитию ИКТ-компетентности; организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности....
02 03 2024 20:45:41
Урок позволит расширить историческую грамотность школьников, а так же позволит изучить на примере Чехии деятельность католической церкви в средние века....
01 03 2024 8:12:42
Краеведческий материал позволяет решать одну из главнейших задач уроков истории: воспитание в детях чувства патриотизма не на абстpaктных идеалах, а на примерах из жизни родителей, односельчан, на событиях из истории своего города, села, района. Тема предлагается как самостоятельный урок после прохождения темы "Политическая жизнь в России в 1920–1930 гг.". ...
29 02 2024 15:58:23
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
28 02 2024 4:43:14
В ходе знакомства с учебным материалом учащиеся узнают, что Гражданская война не обошла стороной Царицын, и о том, какие кровопролитные бои шли на территории нашего посёлка, читая воспоминания очевидцев тех страшных лет. Познакомятся с историей сражений на северных подступах к Царицыну в годы Гражданской войны, изучат ход боевых сражений в п.Городище. Учащиеся познакомятся с памятными местами, посвящёнными Гражданской войне на территории Царицына....
27 02 2024 11:50:13
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
26 02 2024 21:29:12
Цели классного часа: дать информацию о войне, выяснить какое участие в ней принимали жители Карелии; сформировать у учащихся чувство гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите....
25 02 2024 8:39:53
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
24 02 2024 19:35:24
Особенности урока: использование технологии развития критического мышления, акцент на многократное осмысленное повторение материала, работа с историческими источниками, осуществляя поиск аргументов в пользу собственного мнения, формирование навыков самостоятельной работы в группах, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....
23 02 2024 1:51:45
Интегрированный урок литературы и истории погружает в изучаемое произведение русского псателя. Дает представление о том, как определенные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, обобщает полученные знания на уроках литературы и истории....
22 02 2024 1:48:28
Урок по истории России помогает учащимся сделать вывод об основных особенностях промышленной революции в России после «великих реформ» 60–70-х гг. XIX века; показывает, что незавершенность реформ отрицательно сказалась на развитии экономики страны. Построен с применением технологий общения, деловых и ролевых игр. ...
21 02 2024 23:38:35
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...
20 02 2024 3:20:49
Урок по новой истории рассчитан на учащихся 7-го класса, проводится по учебнику Юдовской А.Я., Бapaнова П.А., Ванюшкина Л.М. На уроке применяются такие технологии, как умение работать с картой, доказывать, используя конкретный исторический материал учебной статьи, умение мыслительно-аналитической деятельности при работе с таблицей и умение систематизировать свои знания. ...
19 02 2024 8:47:11
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...
18 02 2024 6:59:13
Урок по обществознанию в 11-м классе "Социальная структура и социальные отношения" проводится с использованием ИКТ. Данный урок позволяет раскрыть некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знаний, а также помогает школьникам осознать свою собственную позицию. Урок состоит из двух частей: презентации и диспута....
17 02 2024 1:36:45
В Республике Казахстан в 2009 г. проведена широкомасштабная программа «Снижение информационного неравенства», в реализации которой приняли участие все педагоги страны. Активизирован интерес к применению всеми участниками педагогического процесса информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Это дало возможность повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов, стать основой современного образования....
16 02 2024 22:58:59
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
15 02 2024 5:43:50
Урок проводится с целью способствовать развитию правовой компетентности учащихся; обобщить знания и представления по темам: «Права человека», «Международные документы о правах человека». ...
14 02 2024 21:42:20
Подборка материалов и презентация могут быть использованы на уроках истории, литературы, на классных часах, при подготовке к пешим экскурсиям. В средние века в Москве прошли яркие события русской истории. Со многими событиями связаны крылатые выражения. Задача презентации: помочь школьникам увидеть родной город, узнать и понимать образные выражения о Москве. На экскурсии идёт знакомство с бытом, традициями и деятельностью москвичей в Средние века....
13 02 2024 9:43:32
Реализация идеи формирования гражданско-патриотической направленности воспитания обучающихся 5–6-х классов вылилась в многоэтапный процесс проектной работы по теме «Суворовцы – наследники славных традиций и боевых подвигов своих отцов и дедов. Бесcмepтный полк». На примерах боевых подвигов своих предков мы стремимся показать важность, необходимость уважительного отношения и бережного сохранения истории и традиций своего Отечества в современном мире....
12 02 2024 2:58:27
Цели урока: сформировать представление о ненаучных способах познания мира; развивать и совершенствовать навыки познавательной деятельности; способствовать воспитанию уважительного отношения к многогранности проявлений познавательных возможностей человека. Задачи урока решаются через работу в группах. Выводы оформляются в схему, систематизирующую новый материал. ...
11 02 2024 8:43:22
Урок истории проходит с использованием компьютера, медиатеки, энциклопедической литературы. Он посвящен изучению эпохи Петра I. ...
10 02 2024 1:15:16
Урок разработан на основе базовой модели технологии развития критического мышления. Тема – «Циклы мировой политики». Урок завершает и обобщает изучение международных отношений во 2-й половине ХХ в....
09 02 2024 22:40:48
Цели урока: дальнейшее знакомство с жизнью и творчеством казахского композитора Курмангазы Сагырбаева; развитие интереса к культуре своего края и приобщение к духовному наследию казахов; воспитание толерантности и уважения к традициям народов, проживающих на территории Астpaxaнской области. ...
08 02 2024 5:10:25
Данная разработка может использоваться на уроках обществознания в школах, училищах, отдельные ее элементы на уроках экономики и права, а также на классных часах в старших классах по проблеме выбора профессии. Основная идея урока заключается в предоставлении возможности ученикам самим сделать анализ рынка труда (по отдельным направлениям) на основании предложенной выборки реклам по местным газетам....
07 02 2024 17:46:53
Цель представленного урока – закрепление пройденного материала; расширение кругозора и повышение интереса к истории....
06 02 2024 22:46:13
Урок предназначен для оценки результатов обучения, уровня усвоения обучающимися теоретического материала, сформированности умений и навыков, установления диагностики уровня обученности для дальнейшей коррекции неусвоенного материала. Разработанные контрольные измерительные материалы представляют собой письменную работу в виде теста. Педагогический тест по обществознанию – это система заданий разного уровня сложности, позволяющих качественно оценить структуру и измерить уровень знаний. Работа состоит из 2 вариантов, включающих 9 заданий. Помимо заданий с выбором ответа, имеются задания на соотнесение, а также написание эссе....
05 02 2024 2:14:58
Цель работы: в форме решения учениками компетентностных задач контролировать освоение материала по теме «Древний Китай»....
04 02 2024 1:32:29
Основная цель урока: формирование представления учащихся о роли семьи в жизни человека и общества. В ходе урока учащиеся знакомятся с такими понятиями как семья, бpaк, условия заключения бpaка, права и обязанности супругов, типы и функции семьи. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества....
03 02 2024 0:41:27
При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью разных предметов можно сформировать целостные знания по теме. В этом случае отдельные знания, будут складываться в одну большую "картину-представление" для истинной системы знаний и правильного миропонимания. Интегрированное обучение развивает самостоятельность, познавательную активность и интересы учащихся....
02 02 2024 0:50:40
Данный урок является последним уроком в разделе «Политические системы западных демократий» по учебнику Кузовлева В.П. English 10–11. Представляет собой урок-соревнование, целью которого является повторение во всех видах речевой деятельности ранее изученные лексические единицы по теме «Политические системы России, Великобритании и США» и совершенствование умений и навыков устной и письменной речи, систематизация лексического и грамматического материала по данной теме....
01 02 2024 10:50:20
В данной статье проводится сравнительный анализ УМК Е.Е. Вяземского "История России, XX век" с традиционными учебниками по истории России, 9-й класс. Показаны преимущества учебного пособия, основные формы, методы и приёмы работы. ...
31 01 2024 9:49:32
Урок по новой истории в 8-м классе на тему «Признаки империализма» помогает выяснить причины, процесс и последствия образования монополий; развивать навыков у учащихся работы по опopным схемам; раскрыть значение новых понятий к теме с помощью опopных схем....
30 01 2024 13:51:45
На уроке истории должны быть созданы условия для развития умения осмысливать исторические факты и явления; развивать навыки участия в дискуссии, обсуждении, выражении собственной позиции; приобщения учащихся к культурному наследию прошлого. Урок должен способствовать воспитанию интеллектуально и духовно богатой, развитой личности, целесообразно использовать вариативные образовательные технологии, составной частью которых может стать работа с историческим документом. ...
29 01 2024 13:59:17
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::