Профсоюзное движение. История возникновения
Цель урока: сформировать у учащихся понимание необходимости существования и важности деятельности профсоюзного движения для общества на историческом примере.
План урока:
- Введение в эпоху появления рабочего движения.
- Игра «Рабочие против промышленников».
- Закрепление и анализ полученных знаний.
Сегодня мы с вами разберёмся в сложном и очень актуальном для современного мира вопросе – появлении организованного рабочего движения и профсоюзов. В обществе, где каждый сам за себя очень сложно выжить, это понимали даже древнейшие люди, которые первыми стали объединяться в группы для защиты от диких животных. В XVIII – начале XIX века тоже самое произошло и с рабочими, которые стали объединяться для защиты своих интересов от злоупотрeблений промышленников. Какова же история появления рабочего движения и профсоюзных организаций и от чего они защищали и защищают общество? Решением этой проблемы мы с вами сегодня займемся.
Ход урока
[Класс поделён на группы по 4 человека в каждой. Один стол отделен от остальных и остается свободным.]
1. Введение в эпоху появления рабочего движения.
Давайте на короткий промежуток времени представим, что мы с вами оказались в начале XIX века в Англии – именно там зародилось рабочее движение, вокруг нас очень много мануфактур, где люди занимаются производством товаров на основе разделения труда.
Рядом с нами проходят люди, по реке проплывает корабль движущийся не за счет паруса или весел, а за счет парового двигателя, по рельсам недалеко от центральной площади проезжает шумно пыхтя паровоз. По улицам ездят большое количество повозок запряженных лошадьми, а между ними уныло пробираются к месту работы рабочие...
На протяжении XIX – начала XX века жилищные условия большинства наемных рабочих не отвечали элементарным санитарно-гигиеническим требованиям. В большинстве случаев их жилища были перенаселены. Если под перенаселением понимать проживание в каждой комнате, включая кухню, более двух человек, то в перенаселенных квартирах обитали: в Познани – 53%, в Дортмунде – 41%, в Дюссельдорфе – 38%, в Ахене и Эссене – 37%, в Бреслау – 33%, в Мюнхене – 29%, в Кельне – 27%, в Берлине – 22% рабочих. Были перенаселены 55% квартир в Париже, 60% в Лионе, 75% в Сент-Этьене. Была также распространена «сдача коек постояльцам», пpaктиковавшаяся семьями, снимавшими квартиры. В Лондоне встречались объявления о сдаче части комнаты, причем мужчина, работавший днем, и дeвyшка, работавшая прислугой в гостинице ночью, должны были пользоваться одной постелью. Современники в середине XIX века писали, что в Ливерпуле «от 35 до 40 тысяч населения живет ниже уровня почвы – в погребах, не имеющих вовсе стока…».
До изобретения газового освещения продолжительность рабочего дня на предприятиях зависела от естественного освещения, но с появлением газовых горелок фабрики получили возможность работать в ночное время. Во Франции многие бумагопрядильные фабрики в 1840-х годах установили рабочий день в пределах 13,5-15 часов, из которых на отдых выделялось по получасу три раза за смену. На английских фабриках в 1820-1840-х годах рабочий день за вычетом трех перерывов для приема пищи (1 час на обед и по 20-30 минут на завтpaк и ужин) длился 12-13 часов. Распространенной становилась работа по воскресным дням.
В промышленности начал массово использоваться женский труд и впервые в истории множество женщин начало трудиться вне дома. При этом на текстильных фабриках мужчины работали надзирателями и квалифицированными механиками, а женщины обслуживали прядильные и ткацкие станки и получали меньшую зарплату, чем мужчины. Внедрение машин позволяло использовать элементарно обученных, малоквалифицированных работников и поэтому повсеместным явлением также стал дешевый детский труд. В 1839 году 46% фабричных рабочих Великобритании не достигли 18-летнего возраста. Официально признавалось: «Бывают случаи, что дети начинают работать с 4-х лет, иногда с 5, 6, 7 и 8 лет в рудниках».
Итак, давайте определим каковы же условия жизни и работы английских рабочих? (Крайне тяжелые: нет средств гигиены, большой рабочий день, отсутствие света, жизнь в погребах более чем по 2 человека в комнате.)
Вы хотели бы жить и работать в таких условиях? (Нет.) А что надо сделать, чтобы изменить данное положение? На этот вопрос сейчас мы с вами ответим.
2. Игра «Рабочие против промышленников».
Я сейчас предложу каждому из вас вытянуть из этого мешочка [учитель демонстрирует мешочек] по одной бумажке на некоторых написано слово (промышленник), а на остальных (рабочий) это – ваши роли. [Учитель проходит по классу и предлагает каждому вытянуть по бумажке (промышленников должно быть не больше 4-5 человек).] Теперь прошу господ промышленников занять свободный стол.
Уважаемые рабочие, ваша задача сейчас, сообща с вашей группой, составить требования к промышленникам которые должны включать не менее 8 разных пунктов.
[Учитель оставляет рабочих составлять свои требования, и отходит к столу промышленников, где проводит инструктаж так, чтобы рабочие не услышали ни слова.] Господа промышленники, вы очень богаты и ваша главная цель – выгода. Чтобы не требовали рабочие, вас это мало интересует, ведь вы всегда можете привезти рабочих из Индии или других колоний Англии, они там очень голодны и готовы работать за любые деньги и на любых условиях.
Рабочие готовы? Что ж просим представителя от первой рабочей группы с их требованиями на прием к промышленникам. [Рабочий-представитель подходит к столу промышленников и излагает им требования рабочих, те отказывают. Такая ситуация должна повторится 3-4 раза. Учащиеся (рабочие и промышленники) вольны сами вести беседу, учитель лишь наблюдает и следит за корректностью выражений.]
Дааа... что-то не очень получается у рабочих добиться справедливости у промышленников. Как на ваш взгляд, уважаемые рабочие, почему? (Потому что они не действуют вместе.) Действительно, надо действовать объединенно, однако кто пойдет к промышленникам? (Все вместе.) И вся огромная масса людей (В Англии в конце XIX века около 115 тыс. рабочих.) ворвутся в кабинет промышленников и чего-то добьются? (Нет.) Совершенно верно. Давайте выберем представителя который пойдет к промышленникам и будет от вашего имени говорить с ними. [Рабочие выбирают своего представителя. Разговор между промышленниками и рабочим-представителем может быть различен, но главная идея должна быть: если вы не улучшите условия труда мы, все рабочие Англии, откажемся работать это не выгодно нам и не выгодно вам, но если изменений не будет – будет новая революция. Промышленники вынуждены идти на уступки.]
3. Закрепление и анализ полученных знаний.
Итак прошу уважаемых промышленников на листах, которые я вам раздам отразить цель и 4 задачи представителя рабочих перед промышленниками. [Учащиеся выполняют задание.]
Вот то что вы отметили и есть цель и задачи профсоюзного движения, как в XIX так и в XXI веке. Многое ли изменилось в деятельности профсоюзного движения сейчас по сравнению с XVIII – началом XIX века? (Нет, так как сейчас так же как и в XVIII – начале XIX века господствуют промышленники и предприниматели стремящиеся лишь к личному обогащению.) Важна ли роль профсоюзного движения для современного общества? Почему? (Да, важна. Важность объясняется угнетением и эксплуатацией многих рабочих работодателями, люди боятся увольнения, понижения в должности, снижения зарплаты и готовы на все ради работы, этим и пользуются недобросовестные работодатели. Профсоюз должен их защитить.)
На основании написанных вами целей и задач, а так же активности в процессе урока вам будут выставлены оценки.
Спасибо за урок.
В этой статье представлен опыт работы учителя по теме, работа по которой проводилась в течение нескольких лет. Интеграция во внеклассной работе по истории через такие формы, как кружок, музейная работа, проведение предметных недель и декад, показала, что происходит повышение познавательных интересов учащихся к курсу истории, обществознания и права....
28 03 2024 6:39:46
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
27 03 2024 2:12:25
Данный урок является продолжением изучения проблемы взаимосвязи процессов образования единого государства и борьбы за независимость от Золотой Орды....
26 03 2024 15:19:41
Гуманизация образования предполагает активизацию интеллектуальной и эмоциональной деятельности. Помимо данных составляющих, необходимо учитывать ряд психологических факторов, таких как стремление к успеху и победе. В связи с этим желательно использовать в ходе проверочных занятий различные формы опроса, при которых сама деятельность наполнялась бы определенным эмоциональным содержанием и интересом. Данное занятие помимо проверки знаний выполняет роль повторения и обобщения ранее изученного материала. ...
25 03 2024 18:15:14
Данный урок дает возможность смыслить обстоятельства вступления Петра I на царский престол, особенности становления его как личности, понять сущность реформ. Воспитать чувство гордости у учащихся за победу русской армии в Северной войне, давшую выход к Балтийскому морю, рост международного авторитета России, ставшей великой державой – Империей. ...
24 03 2024 15:46:41
Тема отражает положения программы курса «История религии», версии происхождения религии: подходы на основе позиции «извне» и «изнутри» религии. В статье приведены план лекции с элементами дискуссии; иллюстрации; фрагменты текстов-первоисточников – работ религиоведов, философов, теологов, историков религии, культурологов. ...
23 03 2024 12:52:31
Предлагаемые познавательные задания предназначены для закрепления учебного материала по российской государственной символике для учащихся. Разнообразный хаpaктер познавательных заданий позволит проверить и закрепить необходимые знания по истории становления и развития символики: понятий, терминов, дат, периодов, событий и фактов, исторических деятелей. ...
22 03 2024 15:40:15
Урок для 9-х, 11-х классов общеобразовательной школы. Тема рассматривается в процессе развития мировых событий с 1947 года до 1991 года, составлена хронология в таблице. Обучающиеся смогут проследить наглядно путь развития «холодной войны» через составление диаграммы, сделать выводы. Изучая хронологию событий «холодной войны» и отвечая на данные вопросы, обучающиеся смогут научиться анализировать события, устанавливать причинно-следственные связи, решать лично-значимые проблемные ситуации....
21 03 2024 16:40:43
Урок проводится в 10-м классе в рамках курса «История и культура Ленинградской земли». Цель урока – создать представление у учащихся об огромном значении партизанского движения в Ленинградской области. Данный урок может быть использован для проведения тематических классных часов по истории Великой Отечественной войны....
20 03 2024 6:38:41
Раскрывая проблему предлагаемого урока, следует помнить, что данный урок как по форме, так и по отбору содержания материала имеет свою вариативность. Не следует перегружать урок датами, терминами и т.п., главное - поднять мopaльный дух учеников, развить чувство гордости за свою Родину, пробудить патриотизм....
19 03 2024 19:31:30
Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме «Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса «История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....
18 03 2024 14:22:11
Урок раскрывает основные причины усиления королевской власти в Европе на примере Англии и Франции. Раскрывает основное понятие абсолютизма. Рекомендуемые учащимся проблемные задания на уроке позволяют развивать историческое мышление, повышать мотивацию к предмету. ...
17 03 2024 14:29:59
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
16 03 2024 10:45:27
Сценарий урока по истории Древнего мира. С помощью наглядных средств: мультимедийной презентации, атласа и учебника по истории Древнего мира, учащиеся 5-го класса изучают географические и общественные особенности развития афинского полиса, знакомятся с терминами: полис, демос, архонты, ареопаг, сравнивают греческий и финикийский алфавиты, анализируют особенности развития афинского полиса. Урок является частью темы "Зарождение Древнегреческой цивилизации. Архаический период в истории Древней Греции" в рамках раздела "Цивилизация Древней Греции". Урок снабжён пособием – мультимедиа презентация. Основной метод урока – метод диалога, т.е. беседа как метод повторения, разъяснения и проверки знаний. ...
15 03 2024 23:48:35
Цели урока: расширить знания учащихся о причинах, сущности и результатах буржуазных реформ П.А. Столыпина; сформировать умение давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей; закрепить навыки оформления конспекта, умения выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи; пробудить интерес учащихся к пополнению знаний на основе изучения дополнительной литературы. ...
14 03 2024 3:48:44
Нестандартные повторительно-обобщающие уроки – это неординарные подходы к преподаванию предмета. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным. Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. ...
13 03 2024 15:41:27
Цели урока: знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси; расширить представление обучающихся о школе в Древнерусском государстве....
12 03 2024 7:19:47
Довести до сознания учащихся роль образования в самореализации личности и развитии общества....
11 03 2024 6:44:28
В статье представлен урок по теме «Возрождение казачества в нашей стране и в р.п. Иловля». Организуется проектная работа в 3 этапа. Цель:проследить процесс возрождения казачества в нашей стране и в р.п. Иловля, продолжить формирование умения учащихся работать в группах....
10 03 2024 8:55:18
Урок истории по теме «Выборы Президента в России и США» проводится в 11-м классе. Учитывается, что с порядком выборов Президента РФ ученики познакомились на уроках права в 9-м классе, в 11-м они узнают порядок выборов Президента США. ...
09 03 2024 3:44:24
Внеклассное мероприятие ориентировано на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игровые задания учитывают специфику и познавательную деятельность детей этого образовательного учреждения и способствуют углублению и расширению знаний, развитию умственных способностей учащихся с нарушением интеллекта. А также решается главная задача – развитие интереса учащихся к истории. ...
08 03 2024 21:24:37
Урок-путешествие по УМК А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира») применяет интеpaктивные методы преподавания. Класс делится на несколько групп «путешественников», выполняет творческие задания. Большое внимание на уроке уделено информационным технологиям....
07 03 2024 23:45:27
Эпоху Екатерины Великой называют эпохой «просвещенного абсолютизма». Основные идеи, которые легли в основу ее мировоззрения были идеи философов-просветителей, таких как Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо....
06 03 2024 17:44:19
Урок проводится в 9-м классе в ходе изучения темы "Россия и мир в 1900–1916 годах". На данный урок по тематическому планированию отводится 1 час. Дидактическая цель урока состоит в формировании умений работать с различными источниками информации, картой, самостоятельно делать выводы. Тип урока определен как урок формирования навыков и умений. Форма урока определена как пpaктическое занятие. Вид урока - самостоятельная работа с текстами под руководством учителя (лабораторная работа). На данном уроке использовалась технология критического мышления. ...
05 03 2024 17:14:53
Разработка представляет собой игру по истории России XVI – начала XVI вв. Главной целью работы "Страницы истории" является формирование интереса не только к предмету истории, но и к истории России в целом. Игра может использоваться как на уроках истории (в форме итогового урока), так и на внеклассных мероприятиях....
04 03 2024 10:34:49
Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов). ...
03 03 2024 23:48:18
Игра представляет собой поле с заданиями, по которому передвигается главный герой урока, благодаря помощи учащихся в выполнении поставленных задач, герой передвигается по полю от «Старта» до «Финиша». В данной игре героем является средневековый монах....
02 03 2024 6:55:51
Викторина представлена в виде вопросов и правильных ответов на них....
01 03 2024 13:25:36
В городе Чехове Московской области «Музей памяти 1941–1945 года» является единственным муниципальным музеем, и поэтому он взял на себя формирование краеведческой базы данных. И не только собирательством знаний о прошлом малой родины он занимается, но и популяризацией каждого обнаруженного факта. И даже негативный, казалось бы, факт, неудачное описание или отрицательное событие может способствовать любви к тем местам, где это событие произошло....
29 02 2024 20:26:15
Урок-повторение по истории в 5-м классе проходит в форме викторины с целью систематизировать пройденный материал. Данная форма работа позволяет развить у учащихся умения работать с проблемными заданиями, с текстом с историческими ошибками, с картиной; сформировать навыки группового взаимодействия....
28 02 2024 9:30:11
Цель урока: создать условия для формирования представлений о том, что человеку необходимо заниматься самообразованием, развивать свои способности; создать условия для овладения системой познавательных учебных действий, необходимых для применения в пpaктической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а также формирования навыков самооценки....
27 02 2024 14:32:22
Внеклассное мероприятие посвящено главному празднику нашей страны – празднику со слезами на глазах – 9 Мая....
26 02 2024 17:20:20
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
25 02 2024 7:46:57
Цели урока – охаpaктеризовать молодёжь как социально-демографическую группу; выявить функции молодёжи в современном обществе; подвести к пониманию огромных возможностей современной молодёжи в достижении и реализации социального статуса; рассмотреть молодёжную субкультуру, её значение в современном мире....
24 02 2024 23:32:32
История 20–30-х гг. прошлого столетия нашей страны полна событиями, вокруг которых остаётся много вопросов и неоднозначных оценок. Этот урок позволяет обобщить и закрепить тему "Сталинская модернизация в России", способствует формированию у учащихся самостоятельных убеждений как основы их мировоззрения через умения сопоставлять события с их описанием в художественной литературе. ...
23 02 2024 7:46:26
Программа факультативного курса помогает лучше узнать свой родной Волгоградский край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры. Изучение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками: самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музеев, составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях....
22 02 2024 18:12:33
Урок разработан на основе блочно-модульной технологии. Является логическим продолжением темы "Свержение самодержавия" — рассматривается вопрос о политической ситуации в стране после Февральской революции 1917 г. Модульный урок включает в себя следующие учебные элементы: мотивационную беседу, входной контроль, работу с новым материалом, завершающий контроль и рефлексию. ...
21 02 2024 17:45:25
Выбранная форма занятия - интегрированное (бинарное) - как нельзя лучше способствует всесторонней подготовке студентов в плане формирования общекультурных компетенций и их совершенствования. Кроме того, данная интеграция между литературой и историей направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимости между выбранными дисциплинами....
20 02 2024 13:25:21
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...
19 02 2024 16:57:50
Представлен урок изучения новой темы с элементами лабораторной работы. В ходе занятия учащиеся анализируют исторические документы, самостоятельно определяя причины неудач первых дней войны, отвечают на сопутствующие вопросы в ходе урока, с помощью электронной методической разработки знакомятся с основными событиями и фактами, предполагается заслушивание сообщений, подготовленных учащимися. Данный урок является попыткой правдиво рассказать о трагических событиях первых дней войны, проанализировать их и дать оценку. Таким образом, учащиеся учатся критически оценивать происходившие события, устанавливать причинно-следственные связи, сопереживать. ...
18 02 2024 22:26:35
15 февраля — годовщина вывода советских войск из Афганистана. Афганская война – это не простая и во многом драматичная история. Этот урок посвящен одной из проблем афганской войны – проблеме возвращения на Родину бывших советских военнослужащих, пропавших без вести или захваченных в плен при исполнении интернационального долга в Афганистане. ...
17 02 2024 13:45:54
В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....
16 02 2024 8:34:41
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
15 02 2024 17:58:45
Урок приглашает к исследованию проблемы, которую учащиеся решают самостоятельно, опираясь на знания. Это дает возможность понять, как в недрах прошлого вызревают ростки новой культуры, что позволяет представить развитие мировой культуры как единый и целостный процесс....
14 02 2024 23:51:33
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
13 02 2024 23:34:19
Урок можно провести как на 1 час, так и на 2, но уже как интегрированный с информатикой (составление кластеров). Такая форма урока способна реализовать индивидуальный, дифференцированный и групповой подход в обучении, а также способствовать профориентации учащихся....
12 02 2024 1:49:48
Урок анализируя оперу М.П. Мусоргского "Борис Годунов" раскрывает его творчество, подчеркивая новаторские черты музыки. ...
11 02 2024 19:44:17
При изучении курса «История государства и права» в профильной школе одна из основных форм работы – с текстом. Урок изучает права России в период образования централизованного государства на примере Судебника 1550 года. Документы, опережающие задания, эссе, ИКТ значительно обогащают урок....
10 02 2024 3:50:25
Цели урока: осмысление учащимися опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых российских ценностей российского общества; формирование умения организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, находить общее решение, аргументировать и отстаивать своё мнение; воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому многонационального народа России....
09 02 2024 1:38:44
Цели урока: совершенствование универсальных учебных действий в процессе хаpaктеристики основного конфликта, выявление проблемы, решение их с помощью литературного анализа и исторической науки....
08 02 2024 21:18:54
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::