Система работы учителя истории. Рабочая тетрадь по курсу "История России с древнейших времен до конца XVI в."
У слабослышащих и позднооглохших обучающихся есть серьезные отличия от слышащих: плохое понимание ими речи окружающих людей, в том числе учителя, невозможность выразить свои мысли из-за ограниченного словарного запаса, неверное понимание значения слова. Всё это создает две основные проблемы для учителя: чему учить и как учить. Исходя из этого, основной целью в обучение школьников с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их гражданской активности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание прошлого и настоящего своей Родины.
С целью овладения программным содержанием общеобразовательной школы, овладения учебным материалом, адаптации слабослышащих детей в среде слышащих и подготовки их к свободному речевому общению разработан учебно-методический комплекс по курсу «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН до конца XVI века», состоящий из:
а)учебной тетради;
б) тестовых заданий;
в) презентаций.
Данная работа направлена на поиск эффективных и доступных путей обучения и воспитания детей с недостатками слуха.
Весь материал систематизирован, адаптирован и апробирован на пpaктике.
В работе представлены специфические приёмы и методы обучения слабослышащих школьников (разработка и составление учебных тетрадей, адаптированных для слабослышащих школьников; адаптация дидактических материалов к особенностям усвоения знаний обучающимся с недостатками слуха; широкое использование средств наглядности различной степени абстpaктности и т.д.), которые формируют ценностные ориентиры обучающихся среднего звена, способствуют разностороннему развитию школьников, развивают устойчивый познавательный интерес и творческие способности, формируют навыки самостоятельной учебной деятельности.
В данной работе представлен опыт реализации современных информационных технологий в условиях обучения детей с недостатками слуха, что обеспечивает:
- совершенствование навыков умственной деятельности, логического мышления,
- актуализацию приобретенных знаний и предыдущего опыта,
- активизацию и развитие всех видов памяти – слуховой, зрительной, моторной,
- комфортное состояние каждого ребенка,
- повышение ответственности не только за себя, но и за товарищей,
- адекватную самооценку личности,
- формирование познавательной активности школьников.
При разработке рабочей тетради для обучающихся (Приложение 1) учитывался уровень развития обучающихся 6 класса. Материал дифференцировался в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся.
В тетради представлены следующие задания:
– опосредующие учебную информацию;
– обеспечивающие решение задач на применение.
Выполняя учебные задания, опосредующие учебную информацию, ученик овладевает конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения. Задание указывает на источник, откуда можно получить необходимую информацию. Этот вид задания заменяет устное изложение учителя и предназначен в основном для первоначального восприятия учебного материала. При этом требуется умение выделять смысловые группы, вычлeнять главное, знание приемов запоминания. Эти задания должен уметь выполнять каждый ученик.
В тетрадипредставлены учебные задания, которые обеспечивают решение задач на применение. Это помогает глубже понять основной материал, делает общую картину более детальной и позволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе.
Нарушения последовательности логического высказывания слабослышащих обучающихся приводят к тому, что они не могут воспринимать исторический материал в большом объеме. Для лучшего восприятия учебного материала разработаны адаптированные рассказы, уточняющие вопросы.
Словарная работа рассматривается как обязательный вид деятельности на каждом уроке, где ребята знакомятся с новыми понятиями, учатся их объяснять, выделять, находить в тексте учебника, в словаре, употрeбллять новые слова в ответе.
Работа с деформированными текстами, составление рассказа из отдельных готовых предложений сокращенного текста, пересказ по вопросам направлена на формирование грамматического строя речи.
Учебная тетрадь может быть использована при обучении детей общеобразовательных и коррекционных школ.
Контроль и оценка знаний производится с помощью тестовых заданий (Приложение 2), которые служат не только для проверки знаний, но являются творческим заданием, так как некоторые тесты содержат задания, ответы на которые учителем даны не были. Учащиеся должны сами найти ответ на поставленный вопрос. Тестовые задания, рассчитаны на высокий, средний и низкий уровень психофизического развития учащихся.
Выделяются три варианта-уровня тестового материала. В задания группы «А» исторический материал (имена, события, даты, понятия, факты и т. п.), изложенный в форме вопроса с вариантами правильных и неправильных ответов. В зависимости от сформулированного в тесте задания необходимо указать правильный или неправильный ответ.
В задании группы «В» необходимо установите соответствие между понятиями и их определениями, поставить по порядку события, факты, время правления правителей.
В задании группы «С» предлагается заполнить пробелы в ответах, вписать свой вариант ответа или расставить в логической последовательности варианты ответов.
Презентации, позволяют представить учебный материал как систему ярких опopных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией, не перегруженной текстом, в алгоритмическом порядке.
С помощью гиперссылок можно с главной страницы перейти на нужную страницу. На слайдах обучающимся предложен адаптированный текст. Встречающиеся в тексте новые термины выделены, определения к ним можно прочитать в словаре, перейдя к нему по гиперссылке. Информацию об исторических личностях, дополнительный материал можно прочесть, перейдя по гиперссылке.
В ходе изложения материала, учителем предлагаются различные задания. В конце каждой темы имеются вопросы для проверки усвоенного материала.
Комплекс ориентирован на обучение детей с нарушением слуха и речи и может быть рекомендован для использования в школах I-II вида, кроме этого может быть использован в общеобразовательных школах.
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
18 03 2024 0:12:48
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
17 03 2024 1:40:48
Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела «СССР в годы войны и мира». Это 3-й урок в теме, он рассчитан на 1 академический час. За две недели до урока учащиеся получают список литературы и самостоятельно изучают тему. Данный урок призван проверить эффективность использования дополнительной литературы, работы с документами при помощи ИКТ. В ходе работы с документами и их обсуждения раскрывается сущность реформ и их влияние на дальнейший ход развития государства....
16 03 2024 19:26:28
Задачи урока: определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV – начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность людей; охаpaктеризовать основные группы населения, дать оценку Судебника 1497 года....
15 03 2024 17:45:15
Смутное время в России - сложный переходный период в истории страны, а также исторический материал, изобилующий фактологической основой. Представленный урок является одним из вариантов разбора этой темы в условиях временных ограничений (2 часа по плану); а его форма позволяет наиболее эффективно решить задачи личностно-ориентированного обучения и как его составляющей технологии критического мышления....
14 03 2024 22:38:44
Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о ходе русско-японской войны 1904–1905 гг. на основе организации работы с историческими документами и фрагментами из художественной литературы....
13 03 2024 6:59:40
Древний мир предстаёт перед нами таинственным и загадочным. Несмотря на проделанную огромную работу археологов, искусствоведов, историков, филологов, ещё много остаётся нераскрытым и неизученным. Но попробуем открыть для себя что-то новое и проверить имеющиеся знания по истории древних цивилизаций....
12 03 2024 0:38:28
В основе разработки урока проблемно дискуссионная игра, которая строится по сценарию вокруг обсуждения проблемы. Роль учителя сводится к минимуму, а ученики решают проблему с позиций своих персонажей, причем результат решения заранее неизвестен. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно участие каждого ученика в разработке проблемы. Данный урок расширяет рамки изучения темы "Реформы Александра II". ...
11 03 2024 23:34:46
Некоторые педагоги считают, что возможности информационных технологий полностью раскрываются только в точных науках, а не в гуманитарных. В статье совершена попытка доказать обратное. Автор делится своим опытом работы использования ИКТ не только на уроках истории, но и во внеурочной деятельности....
10 03 2024 5:48:40
Урок является частью курса "Обществознание" для 9-го и 11-го классов. Идея данного интегрированного урока возникла в связи с необходимостью усиления базовой части курса дополнительными знаниями по психологии. ...
09 03 2024 3:25:48
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...
08 03 2024 1:50:55
Урок знакомит учеников с достижениями русской культуры в период развития единого русского государства и становления неограниченной самодержавной власти. В коллективной, групповой и индивидуальной работе дети узнают о периоде становления великорусской культуры....
07 03 2024 3:40:25
Цели урока: используя факты и ранее имеющиеся знания, обучающиеся смогут сформировать представление о развитии Заволжья в XVIII веке; обучающиеся смогут выявить принципы создания поселений в Заволжье в XVIII веке, смогут сформировать устойчивый познавательный интерес к истории родного края....
06 03 2024 4:38:56
Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....
05 03 2024 15:32:46
Исторический вечер «Подвиг во имя любви», посвященный памяти жен декабристов. Данное мероприятие предназначено для учащихся старших классов и посвящено истории декабристки, одной из ярких страниц Отечественной истории. Материал эмоционально насыщен, учащиеся сопереживают героям, испытывают чувство гордости за тех, кто отдал свою жизнь на благо Родины....
04 03 2024 21:57:56
Начало русского революционного движения, причины и источники выступления декабристов учащиеся изучают в традиционной технологии. Учащиеся работают в тетради, оформляя этапы обсуждения темы, самостоятельно делают выводы. ...
03 03 2024 21:47:38
Представленный урок позволит узнать много интересного и полезного об истории денег, их роли в жизни человека и общества. Применение активных приемов, форм и методов работы по развитию речи, обогащению словарного запаса, развитию умения высказывать свою точку зрения позволит учителю реализовать цели и задачи урока, а ученикам – продемонстрировать свои знания по конкретной теме. ...
02 03 2024 5:53:35
Тема проекта подсказана самой жизнью: уходят из жизни ветераны, кто пережил тяжелейшие годы нашей страны. Вместе с ними уходят и бесценные реликвии: документы, фотографии, письма. И сегодня школа должна сделать все возможное для сбора и сохранения материала о великом подвиге советских воинов. Школа должна стремиться донести этот материал до ныне живущих. Память о погибших, пропавших без вести, о тех, кто пришел с войны, но не дожил до великого праздника Победы, нужна прежде всего нам, живым....
01 03 2024 11:18:45
Цели урока: выявить основные закономерности развития стран Западной Европы в XI–XIII вв., проследить каким образом шло возникновение городов, рост власти католической церкви....
29 02 2024 12:18:15
Учащиеся знакомятся с историей развития Дальнего Востока в конце ХIХ – начале ХХ в. Рассматривается влияние общероссийских исторических событий на развитие дальневосточного региона, Приморского края, города Владивостока....
28 02 2024 23:10:57
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
27 02 2024 6:48:40
Данная статья посвящена изучению завершающих уроков раздела «Человек и закон». Предложены два варианта работы над темой. Формой изучения материала является поисково-исследовательская, метод – групповая работа. Работа представляет опыт использования краеведческого материала при изучении обществознания. Урок содержит презентацию....
26 02 2024 5:17:34
Цели: закрепление знаний, формирование уважения к историческому и культурному наследию Средневековья. ...
25 02 2024 17:31:33
Данная работа представляет собой анализ педагогического опыта по использованию технологий и методов развивающего обучения на уроках истории. Рассмотрено применение коллективного способа обучения, ТРИЗ-педагогики, методов эвристического обучения. Показана целесообразность их использования учителем истории в условиях развивающего обучения....
24 02 2024 20:22:45
Любовь к своей стране невозможна без любви к природе и истории своего края. Данный урок рассчитан на изучение традиций и быта кубанского народа в 8-м классе. В частности, рассматриваются обычаи сватовства казаков, изучается казачий словарь....
23 02 2024 16:16:17
Краеведческий материал позволяет решать одну из главнейших задач уроков истории: воспитание в детях чувства патриотизма не на абстpaктных идеалах, а на примерах из жизни родителей, односельчан, на событиях из истории своего города, села, района. Тема предлагается как самостоятельный урок после прохождения темы "Политическая жизнь в России в 1920–1930 гг.". ...
22 02 2024 13:57:40
На уроке учащиеся знакомятся с искусством живописи. Узнают о роли живописи в жизни людей, знакомятся с особенностями русской школы живописи....
21 02 2024 2:53:43
Благодаря стремлению к новому древний классический мир расширился со Средиземноморского региона, постепенно привлекая новые культуры и цивилизации. Этот урок посвящен Великим географическим открытиям середины XV – середины XVII века....
20 02 2024 16:25:56
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
19 02 2024 19:20:47
Урок мужества "Афганская война" проводится в память о воинах, погибших на войне; для знакомства с теми, что вернулись с войны живыми. В ходе урока учащиеся знакомятся с событиями истории Афганской войны через рассказ, чтение стихов, просмотр фрагментов художественного фильма, исполнение песен из репертуара воинов-афганцев....
18 02 2024 9:26:57
Учащиеся на уроке рассматривают высокое искусство Древнего Египта. Раскрывают причины обожествления сил природы, находят связь между религией и искусством....
17 02 2024 15:57:40
Задачи урока: воспитание уважения к подвигу советского народа, обучение установлению причинно-следственных связей в ходе исторического процесса. Тип урока - урок изучения нового материала, его обобщения и закрепления. Урок построен в форме презентации. Используются общеклассная, групповая, индивидуальная формы работы с учащимися. ...
16 02 2024 19:29:55
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование пpaктических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала. ...
15 02 2024 22:52:47
Урок для учащихся 9-го класса формирует представление о гражданском долге, мужестве, героизме тружеников Заполярья в годы Великой Отечественной войны. Урок помогает понять учащимся роль самовоспитания в формировании нравственности, мужества, чувства долга и ответственности перед обществом, понять меру ответственности каждого за вклад в общее дело победы....
14 02 2024 11:19:20
Урок по истории с использованием компьютерных технологий, на котором ставится цель: охаpaктеризовать национально-освободительную борьбу горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля, показать патриотизм многонационального народа в борьбе за свободу....
13 02 2024 16:34:21
Урок-семинар показывает учащимся историю создания Северного и Южного обществ; раскрывает содержание программ декабристов и их отличие, революционность, социально-экономическую направленность на буржуазное развитие; объясняет историческое значение восстания декабристов....
12 02 2024 22:15:29
Урок по обществознанию "Человек в мире экономических отношений" рассчитан на учащихся 8-го класса. Составлен на основе учебника "Введение в обществознание" под редакцией Л.Н. Боголюбова, является третьим по теме "Человек в обществе". ...
11 02 2024 22:39:38
Целью урока является формирование у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., ее защитниках и их подвигах; способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам....
10 02 2024 21:36:12
Работая в малокомплектной школе с детьми нерусской национальности, очень тяжело добиться понимания истории России из-за языкового барьера. В связи с этим учащимся иногда можно проводить урок-повторение в форме игры. Это помогает разрядить обстановку на уроке, дает возможность раскрыться детям и тем самым показать свои знания, которые они с трудом передают в устной речи....
09 02 2024 9:22:18
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
08 02 2024 16:56:38
Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....
07 02 2024 5:51:25
Внеклассное мероприятие посвящено главному празднику нашей страны – празднику со слезами на глазах – 9 Мая....
06 02 2024 2:54:44
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
05 02 2024 23:14:25
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
04 02 2024 5:25:18
На уроке учащиеся знакомятся с сословным хаpaктером российского быта, учатся сравнивать и систематизировать информацию. В ходе урока учитель обращается к личному опыту учащихся, они также высказывают собственное мнение, работают с текстом, находя в нём необходимую информацию. Эта информация оформляется в виде сводной таблицы, которая позволяет систематизировать материал учебника, выполнить сравнение. ...
03 02 2024 20:28:51
Сценарий урока с использованием презентации. Целью данного урока является формирование правовой компетентности современного подростка, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение ориентироваться в правовом прострaнcтве. На уроке у учеников формируются такие понятия, как юридический факт, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность. ...
02 02 2024 15:16:46
Урок изучает особенности культуры, традиций и обычаев древних китайцев; знакомит учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция. Формирует умения выделять главное, работать с текстом, картой, наглядными пособиями. Развивать умение воспроизводить информацию, ориентироваться в событиях истории Древнего Востока....
01 02 2024 6:29:20
Тема «Дом, в котором мы живем» изучается в курсе обществознания в 6-м классе по А.Ф. Никитину. Некоторые элементы урока могут быть использованы при проведении классных часов. В работе раскрывается история возникновения жилища, значение жилища для человека. Разработка урока содержит презентацию, представлены пpaктические задания для обобщения и закрепления материала....
31 01 2024 18:29:46
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
30 01 2024 10:36:19
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
29 01 2024 21:36:49
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::