"Древнее Двуречье"
Цель урока: ознакомиться с природой, климатическими условиями Древнего Двуречья; с верованиями древних жителей и возникновением письменности. (Приложение. Слайды 1, 2)
Оборудование урока: тетрадь на печатной основе, рабочая тетрадь, учебник, презентация. (Слайд 3)
Ход урока
1. Повторение. (Слайд 4)
Вопросы беседы:
– Первая столица Египетского царства?
– Какая река протекает на территории Египта?
– Как назывался правитель Древнего Египта?
– Из чего древние египтяне изготавливали материал для письма?
– Как называлась письменность в Древнем Египте?
Мы закончили изучать историю Древнего Египта. Египтяне участвовали в длительных военных походах.
– Кто совершил самые крупные завоевания? При фараоне Тутмосе граница была
отодвинута до реки Евфрат.
– Как можно было египтянам добраться до этой реки? (Слайд 5)
Из дельты Нила через небольшой перешеек на Синайский п-в, затем по восточному побережью Средиземного моря, где находится Палестина, Сирия, Финикия, по пустыне можно добраться до реки Евфрат. Сегодня туда совершим путешествие.
2. План. (Слайд 6)
– Природные условия Древнего Двуречья.
– Занятия жителей Двуречья.
– Народ шумеры и религия.
– Письменность древних жителей Двуречья.
3. Словарная работа. (Слайд 7)
Месопотамия – Двуречье, Междуречье.
Шумер – жители южной части Двуречья.
Клинопись – письменность в Двуречье.
Зиккурат – храм, возведенный на мощной многоступенчатой платформе.
Две великие реки Тигр (Слайд 8) и Евфрат (Слайд 9) текут среди пустынь, сливаясь перед впадением в Персидский залив. Но так было не всегда. Когда-то обе реки впадали в море раздельно. Область между ними называлась Месопотамия, что по-гречески означает “земля между рек” или Двуречье. (Слайд 10)
Здесь более 5000 лет назад возникли самые первые государства на Земле. (Слайд 11). Поселения древних земледельцев превращались в города. Они обычно стояли на берегу реки или возле канала. Самыми крупными городами были Ур и Урук. (Слайд 12, 13)
4. Работа по учебнику. § 13, стр. 63
Прочитайте о природных особенностях края. (Слайд 14)
Особенности природных условий:
– плодородные почвы;
– сухой жаркий климат;
– земля давала богатейший урожай4
– разливы рек проходили бурно, обрушиваясь на селения и пастбища.
– Как вы считаете, благоприятными ли были условия для жизни? (Слайд 15)
Занятия жителей Двуречья. (Строительство, торговля, садоводство, огородничество, земледелие, скотоводство.)
5. Сообщение ребят.
Жители Двуречья строили насыпи по берегам рек. Для орошения полей и садов рыли каналы. Самый большой канал судоходен. Из всех стран на свете эта земля самая плодородная. Листья пшеницы и ячменя достигают целых четырех пальцев в ширину. Масличное растение бывает высотой с дерево. Повсюду на равнине растут финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мед.
В Двуречье нет ни гор, ни лесов, не могло быть строительства из камня и дерева. Дворцы, храмы, дома сооружали из больших глиняных кирпичей. Города богатели, ведя прибыльную торговлю с другими странами.
Подумай. (Слайд 16)
– Чем природные условия нашей местности напоминают Двуречье, чем отличаются?
– Что из сельскохозяйственных культур выращивают в нашем районе?
В Двуречье проживают удивительные люди – шумеры. (Слайд 17)
Кем были шумеры, откуда появились в Двуречье – одна из загадок истории . Сами они утверждали, что прибыли с одного из островов Персидского залива. Со временем они смешались с местными жителями и построили первые поселения. Центром каждого шумерского города был храм в виде огромной ступенчатой башни. Такой храм назывался зиккурат. (Слайд 18, 19) Считалось, что там, на вершине храма живут боги.
6. Работа в тетрадях на печатной основе. (Стр. 39.)
В одном городе был бог солнца– Шамаш. (Слайд 20, 21)
В другом – бог луны Син. (Слайд 22)
Все почитали бога воды Эа. (Слайд 23) Ведь он питает влагой поля, дарит людям хлеб и жизнь. К богине плодородия и любви Иштар (Слайд 24) люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и рождении детей.
Вопрос. (Слайд 25) Почему почитаемые боги Двуречья так или иначе связаны с природными факторами? (не могли объяснить явления природы)
7. Минутка отдыха. (Упражнения для расслабления мышц спины, рук.) (Слайд 26)
8. Письменность древних жителей Двуречья. (Слайд 27)
Именно шумеры в третьем тыс. до н. э. изобрели письменность. Самым доступным материалом была глина, поэтому писали шумеры на глиняных табличках. Чтобы табличка сохранялась дольше, глину вымачивали в воде. Примеси оседали на дно. Знаки наносились на мягкую глину, потом ее сушили на солнце и она становилась твердой. Таблички с наиболее важными надписями обжигали в печи, они становились черными, розовыми или серыми. Писали на таких табличках трехгранной палочкой, которая оставляла след в виде клина. Поэтому шумерская письменность называется клинописью. Каждый знак в клинописи происходит из рисунка и часто обозначает целое слово. Например: звезда, нога, плуг. (Слайд 28)
9. Решение задачи. (Слайд 29)
10. Работа по учебнику. (Стр. 66.)
Школа для обучения писцов. (Слайд 30, 31) Приложение
Вопросы:
– Сколько знаков в клинописи?
– Как обучались в школе?
– Кто был учителем?
11. Закрепление материала.
Игра “Веришь – не веришь”. (Слайд 32) Отвечать “да” или “нет”.
– В Двуречье протекают две реки Тигр и Нил? (Нет.)
– Самые крупные города Ур и Урук? (Да.)
– Письмо, возникшее в Двуречье, называется клинопись? (Да.)
– Реки разливаются очень редко и медленно? (Нет.)
– Государства возникли в Двуречье 7 тыс. лет назад? (Нет.)
– Двуречье получило название потому, что находится между двух рек? (Да.)
12. Домашнее задание. (Слайд 33)
Сравнить природные условия Двуречья и Египта.
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
27 03 2024 20:24:27
Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...
26 03 2024 13:32:23
Цели доклада: изучить особенности познавательной деятельности учащихся; апробировать методы и технологии, с помощью которых удастся наиболее эффективно спланировать и активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках истории. При планировании познавательной деятельности учащихся на уроках, необходимо учить ребят уважать мнение собеседника; продуктивно усваивать учебный материал; анализировать факты и информацию; творчески подходить к изучаемому материалу....
25 03 2024 7:38:23
Игра с информационными технологиями «Кто хочет стать историком» в форме телепередачи «Кто хочет стать миллионером». Цель мероприятия: в игровой форме повторить и закрепить материал по истории своего города....
24 03 2024 18:29:44
Интеpaктивный урок по истории Древнего мира в 5-м классе позволяет проследить позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии. Сама идея народовластия возникла в древности, прошла через века и утвердилась в наиболее развитых странах мира, и в нашей стране также. ...
23 03 2024 9:56:55
Тема "Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....
22 03 2024 4:41:19
Целью урока является формирование у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., ее защитниках и их подвигах; способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам....
21 03 2024 17:47:23
Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
20 03 2024 18:46:18
Прокурор Парабельского района и разговорчивый собеседник Андрей Рябцев рассказал, что он думает о Лаврентии Берии и геях, почему он предпочитает слушать «Эхо Москвы», и ответил на вопросы о том, смог ли бы он расстрелять человека и принять бесcмepтие от самого дьявола....
19 03 2024 2:41:56
Цель урока: сформировать представление об эволюции народнического движения в России во второй половине XIX века. В ходе занятия проводится пpaктическая работа в группах. В конце урока делаются выводы о деятельности организации народников....
18 03 2024 22:34:15
Место где ты родился, где живут родные и близкие тебе люди, друзья, где все тебе родное и знакомое, называется малой Родиной. С чувством Родины не рождаются; это чувство проникает в нас постепенно, с улыбкой мамы, с ощущением, в котором ты живешь, с видом родной и единственной до боли знакомой улицы, образа людей, которых ты видел каждый день и говорил им «здравствуйте». Чувство малой Родины греет и сопровождает нас всю жизнь, помогает преодолевать самые трудные вершины жизни....
17 03 2024 12:56:21
Урок формирует пpaктические навыки по усвоению хронологии, терминов, развитию внимания и памяти, активизирует творческие способности, развивает навыки коммуникативности....
16 03 2024 20:39:41
Одной из задач педагогики является научить работать учащихся творчески и в коллективе. Этому способствуют инновационные технологии, в том числе французские мастерские. Французские мастерские – это новый стиль взаимоотношений учителя и ученика, учащихся между собой, это позиция диалога и активная форма работы, результатом которой является презентация нового продукта, возникшего в ходе коллективного творчества....
15 03 2024 2:43:34
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
14 03 2024 11:37:50
Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интеpaктивными, например, работа в ресурсном круге, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении работы. Также во время урока ученики работают с тестовыми заданиями, закрепляют понятия и термины....
13 03 2024 21:56:47
Лекция учителя сопровождается презентацией с гиперссылками на сайты в Интернете. Учитель по своему усмотрению может использовать дополнительный материал. Может предложить презентацию для самостоятельного изучения, если ученик отсутствовал. Ссылки на сайты можно предложить ученикам для подготовки сообщений по теме или подготовки учебных проектов....
12 03 2024 11:24:36
Данный урок является попыткой представить материал по теме в рамках проблемно-деятельного подхода. В начале урока ставиться цель не просто изучить тему, но и составить карту боевых действий, которая должна помочь ученикам лучше запомнить ход войны 1877–1878 гг. Для повышения интереса учащихся во время урока используются фрагменты художественного фильма "Турецкий гамбит" и песня группы "Ногу свело" - "Идем на восток"....
11 03 2024 7:20:15
Использование мультимедийных средств повышает качество и эффективность обучения истории, развивает учебную деятельность. Дает возможность организовать самообразование учащихся, возможность организации коллективной научно-исследовательской деятельности учащихся на базе мультимедиасредств. ...
10 03 2024 11:17:16
Урок состоит из двух частей: анализ программных документов декабристов, составление сравнительной таблицы и "погружение" в события 14 декабря 1825 г. Предлагаются разноуровневые домашние задания. Прилагаются портреты декабристов в виде мультимедийной презентации. ...
09 03 2024 19:22:17
Разработка «Правовой марафон» предназначена для проведения итогового занятия элективного курса «Право и политика» по программе А.Ф. Никитина. С целью заинтересованности подростков в прохождении процедуры проверки мною был разработан игровой вариант, позволяющий выявить уровень полученных знаний каждым индивидуально. При необходимости этот вариант можно использовать и для групповой работы. Задания не претендуют на эксклюзивность, они взяты из различных учебных пособий....
08 03 2024 3:15:22
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
07 03 2024 14:30:58
На уроке дается краткая хаpaктеристика эпохи Возрождения, раскрываются общественно-исторические предпосылки появления новой культуры, ее гуманистический хаpaктер; определяется ценность эпохи, рассматриваются разные жанры искусства....
06 03 2024 7:50:48
В статье представлен кроссворд по всеобщей истории для 5-го класса....
05 03 2024 4:42:54
Четырнадцатый урок в теме «Россия в первой половине XIX века». Рассматривается тема Крымской войны и обороны Севастополя....
04 03 2024 16:29:24
В 2009/2010 учебном году в Единый государственный экзамен по обществознанию был включен новый вид задания – С8, которое проверяет умение учащихся составлять сложные планы. В статье предложены методические рекомендации для учащихся и педагогов по выполнению задания С8. При подготовке рекомендаций использовались источники, которые указанны в списке литературы....
03 03 2024 11:42:13
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
02 03 2024 16:38:36
Урок нацелен на то, чтобы определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества. Учащиеся узнают, что такое «профсоюз», каковы принципы его построения и функционирования. Также рассматривается ход развития профсоюзного движения в России. Раскрываются функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества....
01 03 2024 18:58:48
«Где живёт герой? Так уж повелось, что воспитание мальчиков в России всегда было не просто мужественным, но по-настоящему героическим. И потому, что нам часто приходилось воевать, и потому, что выживать в столь суровом климате, как наш, могли только очень выносливые, стойкие люди. Невозможно вырастить нормального мужчину, если не демонстрировать ему в детстве и подростковом возрасте романтических образцов героизма. Посмотрите на наших мальчиков, как у них загораются глаза при слове «подвиг»!...
29 02 2024 19:47:21
Урок раскрывает роль тыла как одного из факторов победы советского народа над фашистской Германией. Учащиеся получают представление о том, какое участие принимала БАССР в Великой Отечественной войне. В ходе лабораторной работы с источниками учащиеся знакомятся с развитием промышленности и сельского хозяйства Башкирии в годы войны....
28 02 2024 14:36:51
Данный курс направлен на повышение уровня изучения обществознания как базового учебного предмета; знакомство учащихся с основными вопросами семейного права; оказание учащимся помощи в подготовке к экзамену по обществознанию на повышенном уровне....
27 02 2024 22:20:18
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
26 02 2024 1:42:22
Статья посвящена внешней политике России на Кавказе и в странах Причерноморья в первой половине XIX века. Раскрываются историографические аспекты: оценка этих отношений дореволюционными, советскими и постсоветскими историками. Материал может служить опорой учителю при подготовке к ЕГЭ, при проведении организационных форм работы в урочное и внеурочное время....
25 02 2024 5:51:28
Предлагается контрольная работа по пройденному материалу: жизнь первобытных людей, жизнь жителей Египта и Древнего Двуречья: их внешность, занятия, отношения между людьми....
24 02 2024 21:58:41
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
23 02 2024 18:59:22
В работе вы найдете материалы об эпохе правления Николая I. Они свидетельствуют о достижениях и проблемах его тридцатилетнего царствования и позволяют ученикам после их исследования оценить эпоху Николая I. Для систематизации знаний все материалы сведены в таблицу. Предполагается ее заполнение учениками по ходу урока....
22 02 2024 12:28:31
Урок в 10-м классе призван уяснить, какие качественные сдвиги произошли в жизни славян в VI–VII веках; учащиеся должны уметь определить по карте территорию древних славян, охаpaктеризовать особенности занятий, отношения с соседскими племенами и народами, общий уровень социально-экономического развития....
21 02 2024 23:34:42
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
20 02 2024 15:52:48
В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...
19 02 2024 2:28:15
На уроке применяется проблемный метод обучения. Учащиеся совершенствуют навыки работы с различными источниками исторической информации (текст, карта, иллюстрация); коммуникативные навыки; аналитические способности....
18 02 2024 7:51:12
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
17 02 2024 10:38:25
Урок истории России в 11-м классе по теме «Поляризация сил внутри страны в годы Гражданской войны». Способствует развитию навыков исследовательской и поисковой деятельности. В ходе урока используется мультимедийная презентация....
16 02 2024 12:24:10
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
15 02 2024 8:55:16
Классный час ориентирует детей на воспитание гуманизма, духовно-нравственных и эстетических ценностей. Помогает расширить знания учащихся о родном крае, наполнить сердца учащихся любовью к малой родине и гордостью за неё. Вопросы, затронутые на классном часе, развивают эмоциональную сферу учащихся с помощью формирования ярких образов наших земляков в разные исторические эпохи. ...
14 02 2024 10:23:54
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
13 02 2024 17:57:15
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
12 02 2024 6:14:34
Одной из форм активного обучения являются интегрированные формы урока (внеклассного мероприятия). Цель статьи – показать конкретную систему работы учителя по данной теме. В предлагаемой статье раскрываются задачи обучения, которые можно решить с помощью интегрированных уроков, признаки такого урока, приводятся примеры проведённых уроков в соответствии с предлагаемой классификацией уровней (ступеней) интеграции....
11 02 2024 5:32:10
Урок в форме маршрутной игры с целью активизировать известные школьникам знания по истории Древней Греции учит их совмещать знания, полученные из книг, с информацией из других современных источников. Урок воспитывает у учащихся чувство патриотизма на примере героев поэмы «Одиссея»....
10 02 2024 22:20:30
Автор знакомит учащихся с определениями причин Первой мировой войны, определением целей стран-участниц, хаpaктеристикой основных военных действий, анализом влияния войны на положение российского общества. Урок проводится в виде исследования на основе групповой работы и рассчитан на два часа....
09 02 2024 17:26:33
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
08 02 2024 16:35:51
Задачи: углубить и систематизировать знания обучающися в области искусства; создать условия для более глубокого усвоения культурного наследия; через деятельностный и активно-познавательный компоненты обеспечить активное участие обучающихся в процессе усвоения новых знаний; уважительное отношение к культурам разных стран и народов, толерантность....
07 02 2024 11:15:15
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::