Самоанализ и самооценка учебно-познавательной деятельности учащихся при подготовке к ГИА по обществознанию
Обществознание – это учебная дисциплина, интегрирующая знания нескольких наук: философии, экономики, психологии, социологии, политологии, культурологи, правоведения. Объем теоретического содержания курса основной школы относительно невелик, поэтому в итоговой аттестации выражена пpaктическая составляющая – проверка умений, связанных с использованием знаний при анализе и оценке фактов и явлений социальной реальности. |
ПроцеДypa Г(И)А в новой форме требует от выпускника особой стратегии деятельности: необходимо определить какие задания необходимо выполнить, рационально распределить необходимое время, спланировать работу. Выбор оптимальной стратегии может представлять некоторую трудность для ученика. На этот выбор оказывает влияние множество факторов. В том числе он может зависеть от уровня самооценки учащегося. Неумение адекватно оценивать свои возможности (завышенная или заниженная самооценка) может привести к выбору неэффективной для себя стратегии (например, попытка обязательно решить задания третей части, не доделав задания первой). Самоанализ своей деятельности влияет на ожидания ученика относительно определённого результата экзамена, способствует правильному планированию и распределению времени, т.е. выбору правильной стратегии работы на экзамене.
Таким образом, в период подготовки к экзамену необходимо:
- Осваивать навыки работы с тестовыми заданиями и заданиями 3 части
- Формировать у учащихся адекватную оценку знаний, умений, навыков их работы
- Проводить коллективный и индивидуальный анализ затруднений при выполнении разного вида работ
- Формировать индивидуальную стратегию работы в соответствии с возможностями и способностями каждого ученика
Следует отметить, что подготовка к экзамену должна быть систематической, а не фрагментарной. В гимназии создана, апробирована и много лет используется целая система по подготовке к экзамену по обществознанию. В нее входят:
Первый этап
- Изучение материала
Второй этап
1. Изучение структуры экзаменационной работы.
- Эта работа начинается с подробного изучения Кодификатора элементов содержания и Спецификации экзаменационной работы. Эти документы каждый год обновляются, поэтому знакомство девятиклассников с ними проводится во второй половине года.
- В процессе подготовки необходимо изучить инструкции, имеющиеся в экзаменационной работе. Это позволит отработать технологию записи ответов, внесения исправлений в ответы, контролировать работу по времени, правильно выполнять отдельные задания.
- Изучение и выполнение отдельных типов заданий. Эта подготовка осуществляется в соответствии с частями экзаменационной работы. Сначала учащихся знакомят с типами заданий и технологией их выполнения, затем им предлагаются для тренировки эти задания в разных вариантах. Учителем разработан пакет тестовых заданий по отдельным типам и сферам жизни общества в четырех вариантах.
2. Пробный ( тренировочный) экзамен. Данная работа позволяет учащимся получить представление об экзамене, оценить трудности, с которыми они могут столкнуться и рассчитать время работы, свои индивидуальные возможности и способности при выполнении разных типов заданий. Для анализа экзамена разработана компьютерная программа, позволяющая в полной мере оценить его результаты как по блок-модулям содержания, так и по отдельным типам заданий.
3. Индивидуальная корректировка работы по подготовке к экзамену. По результатам всех этапов работы и пробного экзамена учителем совместно с каждым учащимся составляется план дальнейшей подготовки к экзамену, определяются типы заданий работы для более тщательной проработки, рекомендуются дополнительные учебные пособия, осуществляются консультации.
В заключении хотелось бы отметить, что данная система, на каждом из этапов формирует у выпускников адекватную самооценку и приемы самоанализа своей деятельности на экзамене. Представленная структура подготовки к Г(И)А отpaбатывалась и изменялась на протяжении нескольких лет. Она является наиболее оптимальной и успешной, что доказывают результаты Г(И)А: средний бал по экзамену на протяжении шести лет варьируется от 4,2 до 4, 8; с базовым уровнем справляются все выпускники, повышенный и высокий уровень выполняется на 65% – 75%.
Урок проводится в выпускном классе как интегрированный (история + литература + мировая художественная культура) при изучении культуры начала XX века. ...
27 03 2024 17:38:18
Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей декабристов, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....
26 03 2024 21:39:10
Предлагаемый конспект урока предназначен для обучающихся 6-х классов. Урок был проведен дважды, во втором случае – усложненный конспект (ранее на уроке были рассмотрены вопросы методики подготовки и проведения экскурсии), и проведенные детьми экскурсии были с интересом приняты на уроке....
25 03 2024 23:33:43
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
24 03 2024 19:39:28
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе? ...
23 03 2024 2:46:41
Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления. ...
22 03 2024 9:19:27
В данной статье приводится система работы учителя в старших классах с использованием лекционно-семинарско-зачетной системы преподавания, которая позволяет осуществлять гуманизацию образования, ставить личность в центр образовательного процесса. Цель работы — формирование личности, способной ориентироваться во всем многообразии современного мира....
21 03 2024 17:36:57
Игра носит одновременно обучающий и развивающий хаpaктер. Способствует развитию элементов творческой деятельности, умению работать с полученной информацией и применять её в пpaктической деятельности. Оригинальный способ закрепления полученных знаний. Игра положительно влияет на интерес к изучаемому материалу у детей с различным уровнем учебной мотивации. ...
20 03 2024 2:11:18
Предлагаемая программа факультативного курса "Страницы воинской славы России" разработана на базе основополагающих принципов государственной политики в области образования - формирование подрастающего поколения как истинных патриотов, граждан своей страны, закреплённых в Законе РФ "Об образовании", в Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы"....
19 03 2024 17:56:40
Урок «Мир русской деревни» – универсален. Его можно проводить в районном музее, школьном краеведческом уголке или в обычном классе с использованием видеотехники. Наибольший эффект достигается при проведении урока в музее, атмосфера которого создаёт очень хороший эмоциональный фон для восприятия сказанного. Учитель берёт себе в помощники несколько учеников, которые готовят сообщения об отдельных занятиях крестьян и орудиях их труда. Остальным ученикам необходимо по ходу объяснения заполнить таблицу, ответить на вопрос «для чего необходимо орудие труда?», название которого напечатано на карточке, отгадать загадки....
18 03 2024 17:23:27
Методическая разработка может быть использована как на уроках истории, так и во внеурочное время. На базе школьного историко-краеведческого музея учащиеся знакомятся с историческими источниками по истории родного села, учатся пользоваться музейной терминологией. ...
17 03 2024 19:17:30
Сценарий памятного вечера, посвященного выводу советских войск из Афганистана....
16 03 2024 3:17:36
Урок истории в 5-м классе призван воспитывать чувства прекрасного, стремление к физическому совершенству, пробуждать интерес к занятиям спортом, популяризовать здоровый образ жизни. На уроке используется карта-конспект, позволяя учащимся выбирать необходимый материал самостоятельно. А презентация поможет сделать урок зрелищным....
15 03 2024 21:49:49
Цель урока: воссоздать события, происходившие в первые месяцы Великой Отечественной войны, показать героизм и мужество советского народа....
14 03 2024 6:36:21
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
13 03 2024 17:12:28
Целю данного интегрированного урока является повторение изученного материала по истории, географии с использованием литературных произведений и воспитание патриотизма и гордости за свое Отечество. Предложенная игровая форма способствует увлекательной и непринужденной обстановке на уроке. Задания разработаны в виде загадок и шарад (на знание географии), викторин (по истории), также интересны лингвистические задания....
12 03 2024 22:40:48
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
11 03 2024 19:28:43
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. ...
10 03 2024 8:33:56
Самостоятельная работа - активный метод обучения, в процессе которого учащиеся по заданию преподавателя и под его руководством решают учебную задачу. В пpaктической деятельности преподавания истории на первом концентре у меня сложилась некоторая система формирования умений учащихся работать самостоятельно. Во многом она условна, и ее прохождение зависит от индивидуальных особенностей учащихся. Главное в том, что научить учащихся работать самостоятельно можно не вдруг и не сразу, а поэтапно. Описанию такого подхода и посвящена данная статья. ...
09 03 2024 10:44:37
Конституция РФ – основа политической и правовой системы России. Она представляет собой совокупность зафиксированных в специальном документе относительно стабильных правил, определяющих основания, цели и устройство государства, принципы его организации и функционирования, способы политического волеобразования и принятия решений, а также положения личности в государстве. ...
08 03 2024 16:53:58
Цель занятия: определение собственного отношения учащихся к понятию «Добро»....
07 03 2024 2:35:25
Цель занятия – дать учащимся знания об одном из самых сложных периодов в истории России, раскрыть суть нэпа, развить умения учащихся анализировать конкретные исторические факты, документы, проводить исторические параллели во времени....
06 03 2024 11:28:32
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
05 03 2024 6:46:16
С помощью курса реализуются задачи формирования умений учащихся самостоятельно добывать знания, работая с историческим источником. На первый план ставятся проблемы работы с текстом, как первоисточником знания. В контексте общих представлений об историческом процессе ученик получает возможность совершить обратный путь - от частного к общему, от детали к целому....
04 03 2024 2:53:20
Прологом Победы послужила Московская стратегическая оборонительная операция. Впереди еще три года войны, но именно 5 декабря 1941 года гитлеровская армия, находившаяся в зените своего могущества, понесла первое тяжёлое поражение. ...
03 03 2024 17:50:53
Урок проблемного изложения материала с использованием активных и интеpaктивных форм обучения при работе с разнообразными источниками информации, в том числе с широкой документальной базой, способствует формированию ключевых компетенций. Урок сочетает изучение вопросов общероссийского масштаба и углубленное изучение краеведческого компонента. ...
02 03 2024 20:42:17
Урок посвящён одной из ярких страниц русской истории первой половины XIX века. Честь, любовь к Родине и служение ей – это было делом всей жизни декабристов, а не богатства, почести и звания. Данный урок способствует воспитанию патриотизма, толерантности у подрастающего поколения. ...
01 03 2024 16:12:10
Урок несет в себе воспитательный потенциал, так как на первый план выходят личностные результаты изучения темы: испытания чувства гордости за свою Родину, умение определять и высказывать свое мнение, умение слушать, оценивать ответы одноклассников. Урок построен в соответствии с требованиями нового ФГОС. Цель урока: показать взаимосвязь восточных славян с их соседями, раскрыть сущность образа жизни и религиозных верований....
29 02 2024 4:41:27
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
28 02 2024 6:38:58
Учащиеся выделяют причины и последствия возвышения Владимиро-Cуздальского княжества. Объясняются преимущества и недостатки в деятельности Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо. Оцениваются поступки людей того времени с позиции современного человека....
27 02 2024 6:17:16
Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....
26 02 2024 9:30:46
Урок истории в 8-м классе с использованием мультимедийных технологий и произведений литературы, живописи и кино....
25 02 2024 14:43:14
Сценарий к 70-летию битвы под Москвой можно использовать как внеклассное мероприятие в 7–9-х классах, а также при проведении декады истории или нетрадиционных уроков....
24 02 2024 13:31:43
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
23 02 2024 5:27:51
Сборник содержит набор инструкций и заданий, позволяющих организовать самостоятельную работу учащихся с материалом учебника и источниками на уроках истории и обществознания. Материалы сборника можно использовать для работы на разных ступенях обучения....
22 02 2024 12:39:33
Урок на тему “Имидж и политическая карьера” помогает ответить на вопросы: "Зачем мы пришли в этот мир, с какой миссией?", "Почему люди порой неправильно понимают друг друга, неоднозначно реагируют на слова и жесты?", "Каким образом одежда и макияж скрывают ваши недостатки и подчеркивают достоинства?", "Почему одни рисуют картины, а другие занимаются политикой?"....
21 02 2024 12:27:26
Тема Петра изучается на уроках истории, литературы (по роману А.Толстого «Петр I»). Автор объединила усилия двух предметов в изучении темы. Цель урока: дать нравственную оценку личности Петра I....
20 02 2024 15:55:49
Театральная постановка посвящена историческим эпохам, таким, как Средневековье, Новое Время, Наполеоновские войны. Учащиеся разных классов в театрализованной форме играют роли исторических персонажей на основе переплетения реальных и вымышленных событий. Постановка предполагает ИКТ-технологии, исполнение песен, танцев, чтение стихов....
19 02 2024 14:45:18
На уроке истории по теме "Солнечные боги славян" рассматриваются религиозные представления древних славян эпохи язычества....
18 02 2024 17:49:10
Цели урока: изучение теоретических представлений и формирование пpaктических навыков в области избирательных отношений у обучающихся; воспитание гражданственности и активной жизненной позиции у молодёжи....
17 02 2024 15:42:39
Игра на уроке истории порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, помогает создавать в детском коллективе атмосферу дружелюбия. Это активная форма учебных занятий, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой оживают люди – исторические лица....
16 02 2024 22:46:16
На уроке, проходящем в форме игры, учащиеся повторяют и обобщают знания учащихся об условиях жизни господствующего класса при феодальном строе. Урок дает представление о некоторых мopaльных нормах и установках феодалов, закрепляет знания дат, имен, понятий по теме "Феодализм". ...
15 02 2024 5:48:21
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...
14 02 2024 6:54:16
Статья посвящена использованию игровых процессов в обучении истории. Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего. ...
13 02 2024 9:34:57
Урок знакомит учащихся с особенностями Спартанского полиса, способствует развитию умений анализировать, сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия....
12 02 2024 17:54:36
В ходе урока проводится анализ деятельности Н.С. Хрущёва на посту руководителя государства и даётся оценка роли личности в истории через его политический образ. Также закрепляются навыки работы с заданиями части А, В и С ЕГЭ по истории....
11 02 2024 10:13:21
Урок призван сформировать знания об архитектуре и зодчестве татарского народа в конце XVIII – начале XXI века, выяснить разновидности мечетей, раскрыть значение архитектуры мечетей и шамаиля в истории развития татарской культуры....
10 02 2024 7:55:37
Игра на уроке истории - активная форма учебного занятия, в процессе которой выявляются интеллектуальные возможности учащихся, активизируются их познавательные интересы, развиваются творческие способности. Игра создает яркое, образное представление об изучаемой эпохе. Предлагаемый урок делает попытку показать, каким образом с помощью игры можно организовать повторение пройденного учебного материала....
09 02 2024 13:37:57
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
08 02 2024 6:30:41
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
07 02 2024 10:22:56
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::