История для молодежи    

Нации и межнациональные отношения

Цель: развивать умение толерантно относиться к людям другой национальности, ценить вклад, который внесла каждая нация в общемировую культуру.

Ожидаемые учебные результаты:

  • сформировать представление о природе межнационального конфликта, о возможных способах ведения национальной политики, об основных принципах национальной политики РФ;
  • развивать навыки работы в группах, в парах, анализа и решения предложенных ситуаций.

Основные используемые термины и понятия: род, племя, нация, патриотизм, национализм, толерантность, национальная политика, стереотипы.

Основные виды деятельности: самостоятельная работа с цитатами и документами, работа в группах.

Ход урока

I. Мотивация

Прочитайте рассказ:

«Я знал одного мальчика… Но это был не один мальчик, а семеро. Да, да, судите сами!

Жил он в Риме, звали его Паоло, и отец его был вагоновожатым. Но жил он и в Париже, звали его Жан, и его отец работал на автомобильном заводе.
Он жил в Берлине, звали его Курт, и отец его был виолончелистом.
Жил он в Москве, звали его Юрой, точно так же, как Гагарина, и отец его был каменщиком и изучал математику.
А еще он жил в Нью-Йорке, звали его Джимми, и у его отца была бензоколонка.
Сколько я вам уже назвал? Пятерых. Не хватает двоих. Одного звали Чу, он жил в Шанхае, и отец его был рыбаком. И, наконец, последнего мальчика звали Пабло, жил он в Буэнос-Айресе, и отец его был маляром.
Паоло, Жан, Курт, Юра, Джимми, Чу и Пабло – мальчиков вроде бы семеро, но все равно это был один и тот же мальчик, которому семь лет, он умел читать и писать и ездил на велосипеде, не держась за руль…»

(Дж. Родари «Один и семеро» (из книги для чтения «Права человека».)

Вопросы к тексту:

  1. Как вы думаете, почему автор рассказа разных мальчиков называет одним, что у них общего?
  2. Какая между ними разница?
  3. Что, по вашему мнению, может помочь людям разных стран, разной национальности лучше понять друг друга?

– Межнациональные отношения – тема, которая в настоящее время является очень актуальной. Как научиться жить в мире с собой и другими, понимать общемировое значение каждой нации? Вопросы, ответы на которые нужно искать в наше время. Важно понять природу национальных конфликтов, стараться искать выходы из сложных ситуаций, избегая силовых решений. Основным принципом национальной политики РФ, как и многих стран, является принцип толерантности, но важно, чтобы этот принцип стал не просто декларацией, а частью культуры, частью повседневной жизни. Это занятие позволяет еще раз с помощью практических заданий рассмотреть данную тему, задуматься об этих важных вопросах.

II. Целеполагание, объявление прогнозируемых результатов

  • Повторить понятия «род», «племя», «нация», «патриотизм», «национализм», «толерантность», «стереотипы»;
  • определить возможные способы ведения национальной политики;
  • понять необходимость терпимого, уважительного отношения к людям другой национальности, расы, убеждений;
  • научиться вести конструктивный диалог, убеждать, используя аргументы, а не силу.

III. Предоставление необходимой информации

Информация не является абсолютно новой, многие понятия, которые будут использоваться на занятии, уже известны учащимся.

1. Работа с учебником.

Прочитайте текст учебника (учитель указывает страницы по учебнику Л. Н. Боголюбова «Человек и общество. Обществознание»).

Заполните следующую схему:

род раса.

Поясните последовательность заполнения схемы, объясняя используемые понятия.

2. Приведите примеры известных вам, существующих в современном мире, наций (6 примеров) и запишите их на доске.

3. Определите наиболее типичную, как вам кажется, положительную черту характера, присущую названной нации, запишите ее рядом с названием нации, поставив при этом знак «+».

4. Определите наиболее типичную, как вам кажется, отрицательную черту характера, присущую названной нации, запишите ее рядом с названием нации, поставив при этом знак «–».

5. Ответьте на вопросы.

– Всегда ли наши представления о ком-либо являются верными?

– Что такое стереотипы?

– Как вы считаете, как стереотипы влияют на межнациональные отношения?

6. Дайте определения по цепочке: «национальная политика», «патриотизм», «национализм», «толерантность».

IV. Интерактивное упражнение «Переговоры»

  1. Учитель проводит инструктаж, напоминает правила работы в группе и в парах.
  2. Необходимо расставить классные парты следующим образом: в центре должны стоять три стола поперек по отношению ко всем другим партам. На некотором отдалении друг от друга, по правой стороне от столов, стоящих в центре, поставьте парты для работы в трех группах. С левой стороны также расставьте парты для работы в трех группах.
  3. Нужно разделить учащихся на группы, для этого им раздаются карточки, на которых написаны проблемы одного из межнациональных конфликтов, которые существуют в современном мире

Учащиеся должны вспомнить, в какой стране этот конфликт происходит:

  • 1-я группа. «Проблема франко-канадцев в провинции Квебек» (5 карточек), на столе карточка с надписью «Канада».
  • 2-я группа. «Арабо-израильский конфликт» (5 карточек), на столе карточка с надписью «Ближний Восток».
  • 3-я группа. «Война в Чечне» (5 карточек), на столе карточка с надписью «Российская Федерация».
  • 4-я группа. «Проблема провинции Бретань» (5 карточек), на столе карточка с надписью «Франция».
  • 5-я группа. «Проблема Северной Ирландии» (5 карточек), на столе карточка с надписью «Великобритания».
  • 6-я группа. «Проблема басков» (5 карточек), на столе карточка с надписью «Испания».

Создается еще одна группа-посредник «Международные наблюдатели»

4. Объяснение задания.

Представьте, что в результате совместных научно-исследовательских экспедиций был открыт новый остров, на котором есть запасы нефти, теперь нужно решить, кому этот остров будет принадлежать. Для этого нужно:

а) подготовиться к переговорам;

б) придумать три аргумента для убеждения противоположной стороны; определить, какие идеи (национализм или толерантность) будут в основе этих аргументов и вашей национальной политики;

в) выбрать дипломата, который будет вести переговоры.

5. Проведение переговоров:

  • «Канада – Ближний Восток»;
  • «РФ – Франция»;
  • «Великобритания – Испания».
  • Этапы переговоров:

    1) объявление аргументов;
    2) возвращение к своей группе, получение помощи;
    3) предложения «международных наблюдателей»;
    4) подведение итогов (уступить остров, компромисс, война).

    Нужно определить, какие идеи (национализм, толерантность) лежали в основе аргументов партнеров по переговорам.

    В том случае если какие-то стороны решили начать войну, то проводится «референдум» в «странах-группах», а те, кто нашел компромисс, присоединяются к группе «международных наблюдателей» и помогают затушить возникающий конфликт.

    V. Рефлексия

    Задайте вопросы:

    1. Легко ли быть толерантными, когда затрагиваются интересы (политические, экономические, личные)?
    2. Какие идеи должны лежать в основе национальной политики современных государств, чтобы можно было избегать межнациональных конфликтов?
    3. Какая часть занятия была для вас наиболее интересна, почему?

    VI. Итог урока

    Россия – уникальная страна, с уникальной историей и собственным опытом решения национального вопроса. Нам сейчас важно проанализировать и бережно использовать этот опыт, развивая его лучшие традиции и достижения. Думаем, что, следуя духу нашей самобытности, накопленному опыту дружбы народов, не стесняясь и не охаивая, а собирая его в единую волю, можно формировать необходимое для российского общества, его народов и граждан достойное самочувствие и их стремление к единению в решении тех насущных задач, которые стоят перед реформируемой Россией. Это предполагает и постоянный конструктивный диалог между властью и рождающимися в процессе демократизации институтами гражданского общества.

    VII. Домашнее задание

    Написать эссе «Национальная политика современной России: основные принципы», «Легко ли в России быть нерусским?», «Русские не в России: ближнее и дальнее зарубежье».



    Отзывы (через Facebook):

    Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

    Интеллектуальный марафон "Исторический калейдоскоп"

    В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный характер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....

    19 11 2019 16:15:59

    Интегрированный урок (обществознание + английский язык) по теме "Человек среди других людей"

    Урок помогает учащимся разобраться в таких вопросах, как почему люди объединяются в группы и можно ли входить в разные группы одновременно. Дети выясняют, что с момента рождения человек является членом той или иной группы и всегда окружен другими людьми, где бы он ни находился. Интегрированный урок развивает коммуникативные навыки учащихся, учит с уважением относиться к мнению другого человека и формирует готовность строить взаимоотношения с окружающим миром на основе сотрудничества....

    18 11 2019 8:24:40

    Итогово-обобщающий урок-викторина в 11-м классе по теме "Россия в начале XX века"

    Урок проводится как заключительный после изучения темы " Россия в первой четверти XX века". В основе урока лежит телевизионная программа " Своя игра". Данная форма урока позволяет привлечь учащихся к подготовке викторины, используя их знания по информационным технологиям, а также к работе с дополнительными историческими источниками. Для составления презентации школьники предлагают категории вопросов, участвуют в их подборе, находят иллюстрации и портреты по данной тематике. Данный вид деятельности делает учащихся соавторами урока....

    17 11 2019 19:39:57

    Развитие мышления в процессе самостоятельной работы на уроках истории

    В современный период, когда увеличивается поток информации, очень важно научить самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы. Самостоятельная работа на уроках истории способствует активизации деятельности учащихся на уроке, предполагает максимальную индивидуализацию каждого, отвечает детской любознательности и стремлению. Практика показывает, что наиболее успешно сформировать умение самостоятельно накапливать знания, действовать не по шаблону можно только в практической деятельности. ...

    16 11 2019 7:27:26

    Урок истории в 10-м классе по теме "Реформы середины XVI века. Опричнина"

    Урок проводится в 10-м классе по разделу « Российское государство во второй половине XV–XVII вв.». Проблемно-поисковый метод предполагает, прежде всего, создание проблемной ситуации, поэтому в начале урока перед учащимися поставлены проблемные вопросы. При исследовании причин и итогов опричнины Ивана Грозного применяется метод « Фишбоун», который развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы....

    15 11 2019 23:13:28

    Урок-конкурс обобщающего повторения по истории России в 7-м классе по теме "Россия – век XVII"

    Урок обобщающего повторения проводится в форме конкурса, класс делится на три команды, каждая из которых в ходе урока отвечает на вопросы конкурсных заданий. Конкурсные задания проецируются в виде слайдов презентации, после ответов команд на экран проецируются правильные ответы с последующей коррекцией знаний учащихся....

    14 11 2019 5:45:55

    Урок на тему: "Свобода в деятельности человека"

    Цели урока: ознакомление учащихся с различными смыслами и аспектами понятия "свобода"; анализ некоторых философских, социально-политических, морально-этических проблем, имеющих не только общественно-философский, но и глубоко личностный смысл; выявление различных подходов к решению этих проблем. ...

    13 11 2019 15:47:36

    Урок истории по теме "Древнее Двуречье". 5-й класс

    Урок истории по теме « Древнее Двуречье» составлен с учетом требований Ф Г О С в свете перехода на новые стандарты. Сопровождается презентацией....

    12 11 2019 9:56:36

    Конспект урока истории в 4-м классе по теме "Военные награды Российской империи"

    Данная разработка урока представляет интерес для учителей начальных классов, работающих по учебникам: Н. И. Ворожейкина, В. М. Соловьёв, М. Т. Студеникин. " Рассказы по родной истории"; Н. И. Ворожейкина, Н. Ф. Виноградова. " Наша Родина в прошлом". Беседы по истории России для 3-го класса. ...

    11 11 2019 12:55:56

    Философия человека. Самопознание

    В статье автор поднимает проблему познания природы человека через самопознание. Актуальность данного исследования в формировании « Я – концепции», представлении человека о самом себе через мнения других людей и соотнесении себя с другими. В процессе дискуссии у старшеклассников развиваются навыки самоанализа, изучения себя через образы и ситуации с учетом мнения других людей....

    10 11 2019 7:45:55

    Тесты по истории России в 9-м классе

    Представлены тесты по истории России в 9-м классе по темам: « История С С С Р в период 1953–1964 гг.» и « С С С Р в середине 60-х – середине 80-х гг. XX века»....

    09 11 2019 5:29:10

    Закон стоит на страже природы

    Данная тема по обществознанию изучается в 7-м классе. На представленном уроке важно донести до учеников не только правовую сторону вопроса, но и важность охраны природы с человеческой точки зрения. Поэтому на уроке используются различные педагогические технологии: сравнение, поэтическая мастерская, инсценировки. В уроке видна метапредметная связь (литература и русский язык). Этот урок отличается от обыкновенного тем, что ученики работают с буклетом на протяжении всего урока....

    08 11 2019 4:48:25

    Русские земли под властью Золотой Орды (6-й класс)

    Содержание уроков с использованием технологии модульного обучения состоит из системы модулей, и применение такой технологии возможно на уроках истории. Модуль позволяет учащемуся последовательно включаться в общую деятельность, по частям производить осознанное взаимодействие в зоне общих целей. С помощью модуля учащиеся дозируют содержание, понимая, какая информация обсуждается и с какой целью. Главное предназначение модуля – развить мышление, сознание человека. ...

    07 11 2019 19:39:54

    Урок КВН по истории Древнего мира на тему "Моя Греция"

    Урок- К В Н углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....

    06 11 2019 18:55:22

    Нравственные основы семьи и брака

    Данный урок проводится в 8-м классе, является интегрированным: обществознание и психология. Задачи урока: определить понятия семья, любовь; познакомить с к классификациями чувства любви и любви как отношения к другому; выявить перспективность мотивов вступления в брак; подвести учащихся к осознанию своего опыта и своих взаимоотношений. ...

    05 11 2019 2:54:26

    Стены не могут быть решением (к 25-летию падения Берлинской стены. Уроки для несвободных обществ)

    Исполнилось 25 лет падения Берлинской стены в Германии. На открытом мероприятии мы говорили с учащимися об уроках Берлинской стены. Разрушение символа «холодной войны» стало одним из важных событий Х Х века....

    04 11 2019 11:16:11

    Фашистское нашествие. Первые неудачи

    Цели и задачи урока: используя интерактивные видеоматериалы и иллюстрации, отобразить основные моменты в первый период войны; сформировать представление об основных периодах войны; показать причины и итоги неудач Красной армии в начальный период войны....

    03 11 2019 9:48:49

    «Ворота в Сибирь» - Челябинск на рубеже веков

    Задачи урока: охарактеризовать социальную и экономическую жизнь Челябинска на рубеже ХI Х– Х Х веков; соотносить изменения в жизни города с основными направлениями реформ С. Ю. Витте....

    02 11 2019 21:18:46

    Урок-практикум "Холодная война и раскол Европы". 11-й класс

    На старшей ступени обучения очень важно научить учащихся иметь собственную точку зрения, уметь работать с текстами и историческими документами. Сделать это можно с помощью уроков-практикумов. Итоговая аттестация в форме Е Г Э предусматривает наличие у выпускников таких умений....

    01 11 2019 10:44:41

    Культура России в первой половине XIX века

    Цель урока: знакомство учащихся с основными достижениями россиян в культурной сфере в первой половине XIX века....

    31 10 2019 8:11:26

    Влияние инновационных педагогических технологий на уровень активности учащихся на уроках истории (на примере открытого урока в 6-м классе)

    На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....

    30 10 2019 6:22:46

    Урок в 6-м классе "Культура и быт России в XIV–XVI веках

    На уроке учащиеся изучают русскую культуру периода XIV–XVI вв.. Заранее поделённые на пять команд, ученики выступают со своими темами. У всех команд темы разные. ...

    29 10 2019 6:32:35

    План-конспект классного часа в 4-м классе

    Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....

    28 10 2019 14:23:14

    Проверочное занятие по теме: "Россия в конце XIX – начале XX в. "

    Гуманизация образования предполагает активизацию интеллектуальной и эмоциональной деятельности. Помимо данных составляющих, необходимо учитывать ряд психологических факторов, таких как стремление к успеху и победе. В связи с этим желательно использовать в ходе проверочных занятий различные формы опроса, при которых сама деятельность наполнялась бы определенным эмоциональным содержанием и интересом. Данное занятие помимо проверки знаний выполняет роль повторения и обобщения ранее изученного материала. ...

    27 10 2019 11:11:59

    "Холодная война". Выбор политического курса СССР

    Цель урока: создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления....

    26 10 2019 17:16:54

    Открытый урок "Возникновение христианства". 5-й класс

    Урок изучения нового материала с использованием активных форм работы. Элементы ролевой игры помогают активизировать познавательную деятельность учащихся. Одна из главных задач урока — способствовать нравственному воспитанию. ...

    25 10 2019 1:39:10

    Урок истории по теме "Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII–XVIII вв."

    При изучении материала урока используется информационно-коммуникационная технология (мультимедийная презентация выполненной в PowerPoint, мультимедийный учебник " История России"), технология развивающего обучения. Через контроль выполнения внеаудиторной работы достигается развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом, развивается познавательный интерес к предмету, формируется гражданская позиция....

    24 10 2019 2:58:49

    Историческая ролевая игра "Судебное заседание" по курсу истории России, 9-й и 11-й классы. Тема: "П.А. Столыпин — реформатор или реакционер?!"

    Урок-игра по истории закрепляет и обобщает полученные знания учащихся о событиях первой русской революции, социально-экономическом кризисе в годы революции, аграрной реформе П. А. Столыпина; формирует умения анализировать, обобщать исторические знания, обсуждать актуальные проблемы определенного исторического периода, высказывать и аргументированно защищать собственную точку зрения....

    23 10 2019 21:54:57

    Интегрированный урок по истории России и немецкому языку "Российские немцы в истории и культуре страны"

    Урок является формой итогово-обощающего занятия по истории и немецкому языку, проводится в виде экскурсии немецкой делегации по памятным местам России (в основном, Москвы). Материал разделен на три раздела: история поселения немцев в России; анализ династического немецкого влияния жен Романовых; малоизвестные факты биографий выдающихся людей России, имеющих немецкие корни. Урок нацелен не только на закрепление знаний и умений учащихся, но носит и огромное воспитательное значение. Материалы урока дополнены презентацией....

    22 10 2019 14:26:42

    Неделя истории в школе — одна из форм воспитания творческих способностей учащихся

    Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....

    21 10 2019 5:44:44

    Первые киевские князья

    Урок разработан в технологии развивающего обучения с использованием И К Т. В ходе работы учащиеся знакомятся с деятельностью первых русских князей; учатся работать с материалами Интернета, давать характеристику историческому деятелю; выясняют, как деятельность первых русских князей отразилась на авторитете Древнерусского государства. План составления вывода подведет учащихся к пониманию алгоритма написания сочинений-рассуждений, эссе. Материал может быть использован для проведения дистанционных уроков....

    20 10 2019 13:57:56

    Интегрированный урок (история России + литература) по теме "Русские" (7-й класс)

    После изучения раздела " Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя Г О У средней школы № 170 Санкт- Петербурга с учащимися посетили экспозицию " Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт- Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок " Своя игра"....

    19 10 2019 7:21:28

    Мероприятие ко Дню памяти жертв политических репрессий

    Урок призван привлечь внимание учащихся к изучению истории политических репрессий и сопротивлению несвободе в С С С Р. Сохранение памяти о жертвах репрессий и необходимость морально-правовой оценки советского режима. Воспитание чувств гражданской ответственности и патриотизма. Материал можно использовать на уроках истории и обществознания. ...

    18 10 2019 19:50:41

    Знаем права и свято чтим обязанности

    Внеклассное мероприятие по обществознанию в 11-м классе проводится с целью воспитания правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека, научить пользоваться юридической терминологией; воспитывать нормы правовой культуры; развивать познавательные способности детей, их кругозор....

    17 10 2019 21:24:43

    Использование здоровьесберегающих технологий в рамках учебного предмета "История"

    Школа сегодня - один из немногих социальных институтов, в рамках которого возможно осуществление работы по формированию культуры здоровья детей. Важнейшая задача школы - помочь ребенку, подростку самому грамотно заботиться о себе и своем здоровье не только в школе, но и после уроков, обращаясь при необходимости за помощью к взрослым....

    16 10 2019 21:11:49

    Урок-практикум по истории. Тема: "СССР в 1953 — середине 60-х годов ХХ века. Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия"

    В уроке рассматривается развитие внешней политики в мире в постсталинский период, поиски новой стратегии отношений с Западом, с социалистическим лагерем; урок развивает творческое мышление (анализ документов, самостоятельная работа с научной литературой, работа с новыми терминами и понятиями), самостоятельность мышления учащихся; чувство любви к Родине, толерантность, воспитывает интерес к истории Отечества. ...

    15 10 2019 18:13:28

    Программа спецкурса "Мир человека"

    Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени. Именно философское образование является основой мировоззренческого воспитания и фундаментальной подготовки личности в целом....

    14 10 2019 19:18:27

    Урок-рассуждение по теме "Россия – Родина моя"

    Урок через анализ исторических фактов показывает ложность обвинений России в агрессивности: объясняет причины активной территориальной экспансии, приведшей к созданию огромной по территории страны, сравнивает с методами расширения своих территорий (создание колоний) странами Запада. Документальный видеофильм о событиях августа 2008 года в Южной Осетии, проблемные вопросы к нему используются в качестве рефлексии урока-рассуждения, проводится анкетирование....

    13 10 2019 14:11:21

    Влияние инновационных педагогических технологий на уровень активности учащихся на уроках истории (на примере открытого урока в 6-м классе)

    На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....

    12 10 2019 12:41:37

    Всеобщая декларация прав человека – идеал права

    Данный урок посвящен изучению Всеобщей декларации прав человека как важного международного документа, открывшего целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы. Основными целями урока являются: раскрытие значимости для международного права Всеобщей декларации прав человека; формирование ценностных ориентаций и убеждений, основанных на современных правовых и моральных ценностях общества; воспитание правовой культуры учащихся....

    11 10 2019 4:53:21

    Урок по истории по теме "Правовое государство"

    Урок по истории предназначен для учащихся 9–11-х классов. Урок разработан для работы учащихся в группах. Форма урока предполагает интерактивную работу: анализ материала и составление схемы, защита презентации, обмен мнениями, дискуссию. Урок по предложенной теме может быть заявлен при изучении курса обществознания. ...

    10 10 2019 20:32:19

    Урок всеобщей истории по теме «Основные периоды "холодной войны"». 11-й класс

    Задачи урока: охарактеризовать изменения внешнеполитического курса С С С Р и С Ш А; раскрыть противоречивость международных отношений в 1950–1960-х гг., показать возрастание опасности «горячей» ядерной войны в результате Берлинского и Карибского кризисов; сопоставить цели и методы соперничества сверхдержав за влияние в «третьем мире»....

    09 10 2019 19:47:30

    Урок истории по теме: "Был ли СССР готов к войне?"

    Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории Х Х века – проблеме начала Второй мировой войны. В процессе учебного занятия, построенного по технологии проблемного обучения в форме семинарского занятия с элементами дискуссии, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности С С С Р и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследователей о виновнике развязывания войны. Их деятельность носит поисковый, исследовательский характер. Используя учебную информацию из курса " Обществознание" об особенностях социального познания, учащиеся анализируют причины разночтений в освещении периода конца 30-х – начала 40-х годов, учатся вырабатывать и аргументированно излагать собственную позицию....

    08 10 2019 4:38:21

    Урок – ролевая игра по теме "Русь изначальная"

    Обобщающее занятие с введением нового знания можно провести в форме ролевой игры. Такая форма занятия активизирует творческий потенциал учащихся, отличается сопереживанием, эмоциональностью, причастностью к разрабатываемым решениям, зрелищностью и потому вызывает интерес и способствует формированию мировоззренческой позиции....

    07 10 2019 19:33:36

    Программа факультативного курса для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида "Я — гражданин России"

    Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....

    06 10 2019 11:28:37

    Какая армия нам нужна?

    Материал посвящен российской армии, направлен на формирование патриотизма и гражданственности. Материалы можно использовать как на уроках обществоведческого цикла в среднем звене, так и как материал для классного часа. Изменяется ситуация внутри государства. Многие связывают проблемы с существованием "всеобщей воинской обязанности". Одни считают, что так и должно быть – армия из юноши делает мужчину. А другие считают: человек должен иметь право выбора – служить или не служить....

    05 10 2019 6:18:41

    Музыкальная викторина «Голос "Оттепели"»

    Цель урока: повторение темы « Социально-экономическое, политическое и культурное развитие С С С Р при Н. С. Хрущеве»; развитие познавательных интересов учащихся, умений решать проблемные задания, работать в группе....

    04 10 2019 14:58:49

    Урок истории в 5-м классе по теме "Начало истории Древней Греции"

    Представленный урок является вводным в огромный блок истории Древнего мира - Древняя Греция. Схема урока традиционная - сообщение новых знаний с элементами самостоятельной работы. Кроме того, на уроке используется мультимедийное учебное пособие " История - 5-й класс". Просвещение - М Е Д И А. 2004....

    03 10 2019 23:37:51

    Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках истории

    Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....

    02 10 2019 4:14:32

    Россия при Павле I

    Размышления над итогами царствования Павла I помогут учащимся самостоятельно ответить на главный вопрос урока – кем же был для страны Павел – реформатором или деспотом? И какова его роль в российской истории?...

    01 10 2019 17:24:26

    Итоговый урок истории в 5-м классе по теме "Древний Восток"

    Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....

    30 09 2019 23:18:48

    Урок обществознания в 11-м классе "Цивилизация Древнего Рима"

    При изучении темы " Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....

    29 09 2019 3:58:36

    Урок "Патриотизм и мужество русского народа в войне 1812 года"

    В статье представлен урок по истории для 8-х классов. Листая героические страницы войны 1812 года, работая по алгоритму, учащиеся определяют характер войны и главную причину победы....

    28 09 2019 13:16:14

    Проблемы преподавния курса "История Красноярского края" в рамках национально-регионального компонента

    История Красноярского края значима для детей, так как это истории малой Родины, ее изучение расширяет кругозор. Возможности истории для патриотического воспитания безграничны. Истории своего региона содействует формированию нравственной позиции личности, проявлению чувств сопричастности к этносам, населяющих данный край. В статье содержится анализ некоторых проблем, с которыми сталкивается учитель. В статье и в приложениях содержится материал практического характера. ...

    27 09 2019 19:56:37

    Праздники США. День благодарения. 9-й класс

    На уроке учащиеся изучают историю американских праздников, узнают новые слова и выполняют различные задания в целях повышения знаний в данной области. ...

    26 09 2019 7:30:56

    Урок обществознания в 10–11-х классах на тему "Проблемы молодежи и пути их решения"

    Представлен конспект урока по обществознанию для учащихся 10–11-х классов с использованием интерактивных приёмов обучения: "займи позицию", "мозговой штурм", работа в малых группах. Актуальность урока заключается в том, что рассматриваются проблемы современной молодежи и пути их решения....

    25 09 2019 20:42:14

    Использование современных образовательных технологий на уроках истории в профильной школе

    В статье раскрывается сущность современных педагогических технологий, приводится их классификация в научной литературе. Подчеркивается роль современных технологий на уроках истории в профильных классах старшей школы. Особое внимание уделяется таким технологиям как проблемное обучение, адаптивная система обучения, коллективный способ обучения....

    24 09 2019 11:23:13

    Экзаменационный материал для промежуточной аттестации по обществознанию. 8-й класс

    Экзаменационные билеты по обществознанию составлены в соответствии с Образовательным минимумом Федерального Государственного стандарта основного общего образования и требованиями к уровню подготовки учеников 8-го класса основной школы....

    23 09 2019 6:21:40

    Урок истории по теме "Народные движения первой четверти XVIII века"

    Занятие составлено на основе методической системы учебника А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной « История России: конец XVI–XVIII века. 7-й класс» и соответствует программе курса. Занятие предназначено для закрепления и обобщения изученного материала по теме « Экономика России в первой четверти XVIII века» и для изучения нового материала по теме « Народные движения первой четверти XVIII века» в 7-м классе....

    22 09 2019 2:31:45

    Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках обществоведческих дисциплин через использование элементов ТКМ

    Х ХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Современная Россия нуждается прежде всего в интеллектуально развитой личности, способной самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности....

    21 09 2019 13:18:10

    Программа учебного курса по гражданскому образованию "Российская символика: история и современность". 6-й класс

    Программа учитывает требования к предметам базисного плана – истории и гражданского образования, включает использование универсальных для этих предметов материалов. Ее основа – материалы, включенные в Федеральный перечень, и авторские работы. Основной цель – формирование патриотизма на базе исторических знаний, реализация возможности их самостоятельного поиска....

    20 09 2019 21:16:18

    Повторительно-обобщающий урок по истории средних веков в 6-м классе "Арабо-мусульманский мир"

    Цель урока: закрепление и обобщение знаний об истории и культуре арабов. Учитель стремится привить уважение и интерес к арабо-мусульманской цивилизации, закрепить умения и навыки работы с дополнительной литературой и картой. Учитель воспитывает чувство сопричастности к истокам современной мировой цивилизации, и желание объяснить современные события на Востоке старинными цивилизационными особенностями....

    19 09 2019 16:24:16

    Урок истории по теме "Святая Русь" (6-й класс)

    Предлагается конспект урока " Истоки" (региональный компонент учебного базисного плана Вологодской области). Может быть использован на уроках истории, во внеклассной работе. При разработке урока использована иллюстрация Валерия Карпущенко из личной коллекции Сизоненко Т. В. ...

    18 09 2019 4:53:22

    Путь развития России. 10-й класс

    Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....

    17 09 2019 6:43:19

    Методическая разработка урока "Сельскохозяйственная политика Н.С. Хрущева"

    Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г. Маленкова и Н. Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н. С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...

    16 09 2019 20:59:39

    Урок истории в 8-м классе по теме "Социально - экономическое развитие России в 20-30-е годы XIX веке"

    Актуальность урока обусловлена тем, что учащиеся окончательно убеждаются в необходимости изменения существующих феодально-крепостнических порядков в России, на примерах видят разницу между российским и американским землевладением. ...

    15 09 2019 18:53:22

    Ассирийская держава

    Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений об истории и культуре Древней Ассирии и об изменениях в деятельности людей, связанных с освоением железа....

    14 09 2019 20:28:36

    Конкурс знатоков истории Древней Греции

    Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....

    13 09 2019 22:42:48

    Искусство Древнего Египта. 5-й класс

    Цели урока: познакомить учащихся с древнеегипетской культурой: архитектурой и скульптурой; продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты; воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры....

    12 09 2019 13:47:19

    Применение ЭОР на уроках истории

    Структура урока показывает изучение нового материала с Э О Р (электронных образовательных ресурсов). Выясняет условия, которые привели к возникновению средневековых городов. Формирует представление у учащихся о средневековом городе, о жизни и быте горожан. Воспитывает интерес к истории; уважение к труду и людям труда; чувство взаимного уважения, сотрудничества и толерантности....

    11 09 2019 6:25:27

    Проект: "Столыпинская программа модернизации России"

    " Успокоение страны" и установление "рабочего взаимодействия" с Думой необходимы для осуществления программ П. А. Столыпина. После спада революционного движения началась реформаторская деятельность премьера практически во всех сферах жизни российского общества. Столыпинская модернизация сельского хозяйства вызывает противоречивые оценки. Учащиеся предоставляют собственный проект....

    10 09 2019 6:20:34

    Февральская буржуазная революция в 1917 г., 9-й класс

    Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....

    09 09 2019 10:53:49

    Новые педагогические технологии как ресурс формирования ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания

    Опыт практической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....

    08 09 2019 13:13:42

    Обобщение по теме "Россия в ХХ веке". 9-й класс

    Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой. ...

    07 09 2019 19:27:25

    Авторская разработка урока "Глобальные проблемы современности и пути их решения". 11-й класс

    Цели урока: повторить и закрепить с учащимися основные положения темы " Глобальные проблемы современности и пути их решения"; сформировать у учащихся навык по применению теоретических знаний на практике....

    06 09 2019 0:19:25

    "Спасение Отечества" с использованием проблемно-диалоговой технологии. 7-й класс

    Цели урока: дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе смуты; выделить основные события смуты....

    05 09 2019 14:57:18

    Урок "Россия — путь возрождения"

    Урок является обобщающим при изучении темы " Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....

    04 09 2019 20:50:37

    Поэма Н.А. Некрасова "Русские женщины". Княгиня Трубецкая (интегрированный урок литературы, истории). 7-й класс

    Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины. ...

    03 09 2019 9:46:19

    Глобальные проблемы современности

    Обобщаются знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека. Акцентируется внимание на социальных аспектах этих проблем: необходимость совместных усилий для их разрешения, значение и роль различных общественных институтов в их решении....

    02 09 2019 3:24:57

    Интегрированный урок (литература + история + немецкий язык) по теме "Ф.И. Тютчев и немецкая литература"

    Цели урока: ознакомление учащихся с переводческим и ранним творчеством (германским периодом) Ф. И. Тютчева, великого русского поэта....

    01 09 2019 8:37:22

    Урок немецкого языка "Die Schüler im Deutschland und im Russland. Sind wir gleich?"

    Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся по теме « Школьные принадлежности» и для репродуктивной и продуктивной деятельности на уроке; проводить диагностику поведения и деятельности на уроке; формирование положительного отношения к немецкому языку как средству общения, используя занимательные формы предъявления и закрепления языкового материала....

    31 08 2019 16:50:32

    "Я – гражданин России"

    Тема урока актуальна в наши дни. Граждане России имеют возможность свободного выезда за пределы страны. В этих условиях важно знать свои юридические права по вопросу приобретения гражданства. Материал урока способствует пониманию духовно-нравственного смысла понятия гражданства....

    30 08 2019 4:22:26

    Основы конституционного строя России. 9-й класс

    У учащихся формируется правовая культура. Прорабатывается глава 1 Конституции Р Ф, в которой изложены основные принципы конституционного строя России. У учащихся воспитывается осознанное уважение к Конституции как к основному закону Российской Федерации....

    29 08 2019 23:50:29

    Использование технологии РКМЧП на уроке истории. Урок по теме «Движение декабристов»

    Урок выстроен в логике технологии Р К М Ч П. Основные этапы урока традиционного наложены на этапы урока " Вызов", " Осмысление" и " Рефлексия". Тем самым подчеркивается не только преемственность подходов, но фактически их идентичность (новизна формы при сохранении смысла). Использование рабочих листов и интерактивной доски позволяет сэкономить время на уроке и полнее и нагляднее представить и сохранить материал по теме " Движение декабристов"....

    28 08 2019 14:41:47

    Роль государства в экономике

    Урок обществознания в 11-м классе с применением И К Т. Для активизации познавательной деятельности автор использует практическую работу на этапе подготовки к изучению нового материала, предлагает исследовательскую самостоятельную работу творческого характера при усвоении учебного материала. Применяется групповая форма организации познавательной деятельности....

    27 08 2019 22:42:56

    Урок истории по теме "Битва за Москву". 9-й класс

    Урок изучения нового материала в 9-м классе. На уроке проходит групповая работа при ответе на главный вопрос учебного занятия. Заполняется опорная схема. Урок способствует воспитанию патриотизма, интереса к прошлому, формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....

    26 08 2019 5:23:53

    Урок-игра по истории "Русь с древнейших времен до 14 века", 6-й класс

    В уроке-игре принимают участие учащиеся одного класса. Можно провести его как внеклассное занятие на всю параллель. Жюри набирается из учеников класса или старшеклассников. Оценки за конкурсы объявляются перед каждым новым конкурсом. В конце игры подводятся итоги, вручаются грамоты и выставляются отметки....

    25 08 2019 9:16:44

    Интегрированное занятие по истории и элективному курсу права по теме "Всегда ли справедлив вердикт суда присяжных". 9-й класс

    Урок представлен в форме судебного процесса одного из первых громких дел суда присяжных XIX века над В. Засулич, и дана попытка объяснить влияние и значение вердикта суда для общества. Урок разработан с использованием И К Т. ...

    24 08 2019 22:35:31

    Урок истории в 8-м классе по теме "Отечественная война 1812 г."

    Урок проводится после изучения темы " Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между командами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой командой, выставляются оценки....

    23 08 2019 3:42:45

    Структурированная (регламентированная) дискуссия на основе групповой работы

    Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической практике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....

    22 08 2019 2:59:22

    Информационные технологии на уроках истории

    Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного характера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....

    21 08 2019 8:44:13

    Интегрированный урок: история Древнего мира + МХК по теме: "Быт древних греков"

    Урок истории по программе для общеобразовательных школ к учебнику " История древнего мира" для 5-го класса (авт. А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая) издательства " Просвещение", 2003 год. Изложение нового материала – основная часть этого урока. Приёмы и методы, используемые на уроке: рассказ, беседа, творческие задания, работа по настенной карте и атласу, виртуальная экскурсия, применение П К, мультимедиапроектора....

    20 08 2019 18:53:25

    Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания

    Использование технологии критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию. Анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков....

    19 08 2019 2:51:15

    Воспитание толерантности через понимание общечеловеческих и национальных ценностей на примерах истории

    В данной программе вынесена проблематика, связанная с этнической историей и культурой народов Северного Кавказа; проводится углубленное изучение и знакомство детей с обычаями, традициями, обрядами разных народностей, изучение их исторических корней. Программа курса предполагает лекционные занятия и практическую деятельность....

    18 08 2019 12:32:47

    Урок обществознания по теме "Человек, индивид, личность"

    Урок обществознания формирует ключевые понятия "индивид", "индивидуальность", "личность"; рассматривает разные точки зрения на происхождение человека; знакомит с различными философскими определениями сущности человека....

    17 08 2019 5:28:30

    Урок обществознания по теме "Общество в развитии". 10-й класс

    Интерактивное обучение – погружение в общение. Сущность занятия по интерактивной технологии состоит в том, что в малых группах обсуждаются частные аспекты одной проблемы, которую предстоит решить всему классу. Уроки повышают активность и самостоятельность учащихся, развивают навыки анализа, критического мышления, взаимодействия....

    16 08 2019 4:39:43

    Урок истории в 5-м классе "Древнеегипетское общество"

    На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию практических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...

    15 08 2019 1:59:49

    Занятие элективного курса "Дни воинской славы" с применением ИКТ по теме "Бородинское сражение"

    Целями данного занятия являются: расширить и закрепить знания учащихся об одном из самых величайших сражений в истории России; развивать навыки учащихся работы с картой, документами, умения выделять главное; воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвига российского народа....

    14 08 2019 17:57:24

    Игра-викторина по теме "Растим патриотов России"

    Представленная разработка игры-викторины может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых воспитанию гражданственности, патриотизма и любви к своей Родине. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны....

    13 08 2019 4:14:57

    Классный час на тему «История моего города. Мамай-Маджарский монастырь». 9-й класс

    В ХIV веке на окраине золотоордынского города Маджар сделала остановку небольшая траурная процессия. Это событие осталось в народных преданиях на века. Так возник Воскресенский Мамай- Маджарский мужской монастырь. В начале 1930-х годов Преображенский собор был разобран на кирпичи, из которых затем был построен первый корпус будущей районной больницы г. Буденновска. Монастырь прекратил своё существование. В 2014 году началось восстановление монастыря....

    12 08 2019 21:19:56

    Толерантность в семейных отношениях

    Урок права, посвященный формированию компетенций учащихся в вопросах брака и семьи. ...

    11 08 2019 3:35:41

    Курс по выбору для 9 класса "Славные страницы истории родного города"

    Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить практические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....

    10 08 2019 5:25:34

    Урок обществознания в 6-м классе "Наследие наших предков"

    Урок по программе А. Н. Кравченко « Человечество как сумма поколений» позволяет реализовать принцип внутрипредметной и межпредметной интеграции (математика, литература, искусство, история, краеведение). Формирование интеллектуальных и творческих способностей школьников на основе краеведческих знаний, бережного отношения к традициям своей семьи представляет практическую ценность в воспитании....

    09 08 2019 12:30:26

    "История государства и права России с древности до конца XIX века"

    Предлагаемая программа предназначена для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных школ социально-гуманитарного профиля. В программе представлен материал, который хронологически и тематически охватывает весь период становления и развития российской государственности и права, начиная с древности до конца XIX века. Цели учебной программы: Ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического правового становления и развития российского государства, воспитание уважения к правовым традициям, стремление к уважению системы права России....

    08 08 2019 15:56:48

    Региональный компонент как составляющая содержания обучения в историческом образовании учащихся

    Cоставляющая исторического образования сегодня - региональный компонент. Дисциплина " История региона" введена в учебный план А К В Т как самостоятельная дисциплина и имеет целью пробудить и развить гражданственность. На занятиях учащиеся выступают с творческими докладами, поднимая проблемы развития края. На практических занятиях организуются экскурсии в Кремль, на раскопки столицы Золотой Орды. Студенты привлекаются к научно-исследовательской работе. Дисциплина предусматривает различные способы и формы изучения студентами истории края....

    07 08 2019 9:18:16

    Рождение слободы Николаевской. 9-й класс

    Цели урока: используя факты и ранее имеющиеся знания, обучающиеся смогут сформировать представление о развитии Заволжья в XVIII веке; обучающиеся смогут выявить принципы создания поселений в Заволжье в XVIII веке, смогут сформировать устойчивый познавательный интерес к истории родного края....

    06 08 2019 18:27:46

    Проблемы нравственного воспитания на уроках обществознания

    Обзорно-аналитическая статья по теме с учетом практического опыта автора....

    05 08 2019 10:29:46

    Урок обществоведения в 9-м классе на тему "Голосование, выборы, референдум"

    На уроке закладываются представления об основных принципах участия граждан в выборах. На личном примере учащиеся в ходе игры усвоят то, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства и осознают важность и ответственность шага, связанного с участием в выборах....

    04 08 2019 5:17:43

    Программа факультативного курса "История Черноярского края"

    Программа факультативного курса « История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, практическое применение собранных и накопленных материалов....

    03 08 2019 12:26:48

    Угроза с Запада. Урок истории в 6-м классе

    Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....

    02 08 2019 11:20:57

    Урок "Коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны"

    К середине 1942 г. стало очевидно, что Германии и ее союзникам не удалось осуществить свои первоначальные военные планы ни на одном из фронтов. Исход всей войны главным образом зависел от событий на советско-германском фронте. Контрнаступление советских войск под Сталинградом закончилось окружением и капитуляцией немецких войск. Летом 1943 г. поражением закончилась попытка немецкого командования наступления на Курск. После Курской дуги развернулось наступление по всему фронту. ...

    01 08 2019 10:28:33

    Социализация личности в курсе обществознания

    Тема « Социализация личности в курсе обществознания» актуальна и важна для современной школы. Предложенный материал имеет большую практическую значимость и может быть использован не только учителем истории, но и классным руководителем, и социальным педагогом. ...

    31 07 2019 1:38:49

    История Дона

    Материал знакомит с казачьими словами, понятиями....

    30 07 2019 12:15:20

    Права ребенка: проблемы и перспективы

    Проект " Право - компас в моей жизни" способствует развитию личности, создаёт условия для организации деятельности детей по созданию воспитывающей и развивающей среды, формирует правовое самосознание и активную гражданскую позицию. Решаемая проблема: формирование правовых, гражданских, патриотических и нравственных позиций у детей....

    29 07 2019 20:46:16

    Праздник "Жатва" – внеклассное мероприятие по истории Отечества

    Праздник " Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....

    28 07 2019 15:16:24

    Предпосылки петровских преобразований

    Цели урока: вместе с учениками разобраться и доказать, что петровские преобразования заложены еще в XVII веке; познакомить с выдающимися личностями и вместе выделить их главные заслуги; обратить внимание на введение европейского реформирования России XVII века....

    27 07 2019 18:55:41

    Методическая разработка урока истории по теме "От «горячей» войны к «холодной»"

    Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории. ...

    26 07 2019 11:28:11

    Урок по теме "Доколумбова Америка", 6-й класс. "История средних веков"

    На конкурс представлен урок для 6-го класса по теме " Доколумбова Америка". Тип урока - урок изучения нового материала. При проведении урока автор использовал активную доску, так как она имеется в кабинете истории нашей школы. За неимением таковой можно воспользоваться А Р М. Во время урока практически не использовался учебник, вся необходимая информация была представлена в письменных исторических источниках, с которыми и проводилась работа. Такая форма деятельности интересна ученикам, так как позволяет им выступить в качестве историков-исследователей, вызывает повышенный интерес к предмету и способствует лучшему усвоению материала....

    25 07 2019 5:40:19

    Конспект интегрированного урок (история + информатика). Тема: "Смутное время"

    В ходе урока учащиеся создают компьютерную презентацию. Интегрированные уроки позволяют сделать урок более динамичным, современным, личностно-ориентированным. ...

    24 07 2019 21:17:35

    Урок истории в 5-м классе с использованием информационных технологий

    Историческое познание начинается с первых уроков истории в 5-м классе, предполагает вызвать интерес к исторической науке, позволяет создать для учащихся комфортную и продуктивную образовательную среду, способствующую личностному росту каждого ученика. Информационные технологии можно успешно применять в структуре школьного исторического образования, они позволяют создавать яркие и образные моменты на основе исторического учебного материала, например, о Древней Индии. ...

    23 07 2019 16:42:46

    Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Египет". 5-й класс

    Урок направлен на повторение и обобщение знаний пятиклассников по теме « Древний Египет». С целью развития интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся урок проводится в форме игры по командам. Ребятам предлагаются интересные задания, способствующие развитию исторического и творческого мышления....

    22 07 2019 15:13:14

    "Древнее Двуречье"

    Урок формирует познавательные навыки учащихся, расширяет кругозор, формирует умение анализировать информацию, работать с текстом по плану, высказывать свою точку зрения. Учтены возрастные особенности учащихся (сочетание различных видов деятельности)....

    21 07 2019 2:15:43

    Лабораторный урок по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы". 5-й класс

    В ходе урока учащиеся с помощью технологии "синквейн" работают с понятием «закон», а также определяют сущность законов царя Хаммурапи и их значение для жителей Вавилона. На уроке учащиеся развивают навыки исследовательской деятельности, работают с перфокартами....

    20 07 2019 21:42:48

    Методическая разработка урока истории "Белгородцы в боях за Родину"

    Предлагаемая тема может быть использована при изучении развития истории региона в Новейшее время, тематического блока " Участие белгородцев в Великой Отечественной войне", в качестве внеклассного мероприятия, посвященного знаменательным датам отечественной истории, связанным с Великой Отечественной войной, Курской битвой. ...

    19 07 2019 2:35:35

    Методическая разработка "Афророссияне, или Приключения африканцев в России"

    Урок основан на активном участии ребят. Автор рекомендует провести предварительный опрос, чтобы выяснить отношение к темнокожему населению России в присутствующей аудитории. Таким образом, перед ребятами изначально ставится проблема: « Как я отношусь к этому вопросу?» Проблема усиливается, когда учащиеся, разбившись на группы, получают для работы противоположные точки зрения из источников С М И и интернет-форумов....

    18 07 2019 5:16:41

    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

    <p> Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

    17 07 2019 12:54:37

    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

    Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

    16 07 2019 3:29:56

    Наука и образование в первой половине XIX века

    Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый характер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....

    15 07 2019 4:40:37

    Практические задания в работе учителя истории и обществознания

    Практические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....

    14 07 2019 8:35:45

    Общество и общественные отношения

    Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....

    13 07 2019 21:19:27

    Урок-путешествие "Город богини Афины". 5-й класс

    Урок-путешествие по У М К А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой « История Древнего мира») применяет интерактивные методы преподавания. Класс делится на несколько групп «путешественников», выполняет творческие задания. Большое внимание на уроке уделено информационным технологиям....

    12 07 2019 14:50:30

    Урок-игра "Путешествие в Древнюю Грецию"

    Учитель формирует у учащихся образные представления о занятиях, религии, культуры и войнах Древней Греции посредством игры. Воспитывает интерес к далекому прошлому различных народов, чувство ответственности за свои знания....

    11 07 2019 16:56:35

    Викторина по истории Кубани

    Викторина представлена в виде вопросов и правильных ответов на них....

    10 07 2019 8:50:17

    Использование интерактивных методов в преподавании истории и обществознания

    Статья содержит материалы об интерактивных методах, которых можно активно использовать на уроках истории и обществознания. Это: "мозговой штурм", дискуссия, ролевая игра, метод "синквейна", " Три предложения" и др. Применение в практике преподавания интерактивных методов обучения способствует повышению интеллектуальной активности учащихся и эффективности урока. ...

    09 07 2019 3:55:43

    Мультимедийная презентация на уроках истории

    Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий характер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме " Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....

    08 07 2019 15:16:49

    Урок изучения нового материала по теме «Дворцовые перевороты». 7-й класс

    Учащиеся получают информацию о рассматриваемом явлении на вводном занятии по изучению периода развития России в 1725–1762 гг. Работая с материалом, учащиеся формируют информационные компетенции, анализируют тексты, форматируют тексты в таблицы по заданным критериям. Ученики выполняют интегрированные задания по истории и обществознанию....

    07 07 2019 6:42:44

    Из опыта преподавания элективного курса "Этика" в основной школе

    В представленном материале показана возможность интеграции в преподавании курса истории Средних веков (6-й класс) на примере темы " Средневековый город и горожане" с курсом " Этики" при изучении темы " Моральные ценности". Материал может быть использован при подготовке тематического классного часа. ...

    06 07 2019 19:50:14

    "Свобода в деятельности человека". Методическая разработка урока обществознания в 10-м классе

    Понятие "свобода" является одним из центральных понятий в курсе " Обществознание". Его сложность и многогранность, связь с морально-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Составной частью урока является ролевая игра " Мини-дебаты: Свободное общество-какое оно?"....

    05 07 2019 18:59:44

    Интегрированный урок по истории и технологии на тему: "Путешествие в Средневековье"

    Основной предмет данной работы составляет проблема пробуждения интереса к истории культуры (архитектуры, костюма). Представляем разработку интегрированного урока-экскурсии по истории-технологии на закрепление пройденного материала в рамках традиционной программы. Урок направлен на формирование образного мышления, развития творческой инициативы, эстетического вкуса. ...

    04 07 2019 7:28:20

    Использование музейных технологий в образовательном и воспитательном процессе

    Посещение музея должно не повторять, а обогащать урок. Помощь музея школе не в дублировании урока, а в расширении представления ребят об окружающем мире, в формировании эстетического вкуса. Музейная экспозиция способствует особому восприятию темы, достоверной оценке исторической подлинности события или предмета. ...

    03 07 2019 0:21:29

    Теоретические и практические рекомендации в самостоятельной работе школьников на уроках истории

    В статье рассматривается понятие "самостоятельная работа" – один из видов учебной деятельности учащихся на уроке, предполагающий наличие самостоятельного овладения знаниями и умениями. Самостоятельная работа может принимать несколько форм: фронтальная, групповая и индивидуальная. Наиболее распространенные виды работы на уроках истории: с учебником, справочной литературой, первоисточниками, решение хронологических задач, моделирование и другие....

    02 07 2019 8:51:20

    Урок по обществознанию в 5-м классе "Поколение вещей"

    Урок предназначен для изучения истории мира вещей, которые нас окружают в повседневной жизни. Тема урока способствует развитию учебно-исследовательских умений учащихся через работу с дополнительным материалом к уроку....

    01 07 2019 18:36:16

    Урок-практическое занятие в 8-х и 11-х классах по истории России на тему "Отечественная война 1812 г."

    Повторительно-обобщающий урок может быть проведен в 8-х и 11-х классах. Разноуровневые задания предназначены для повторения темы. Вопросы-тесты можно использовать в различных комбинациях: устроить викторину, разбив класс на 3–5 групп и задавать вопросы каждой группе или ученику. В качестве примера приведено 50 вопросов-тестов простого уровня и 9 вопросов-тестов сложного уровня....

    30 06 2019 6:53:57

    Сценарий агитбригады на тему: "Выборы и избирательное право" (Союз свобоодной молодежи)

    Представлена разработка выступления агитбригады для молодежи 13-18 лет. Необходимо формировать у молодежи активную жизненную позицию, готовность участвовать в общественной политической жизни страны. Очень важным, по нашему мнению, распространять знания в области избирательных прав среди подрастающего поколения самой молодежью, а так же повышать значимость выборов в глазах будущих избирателей. ...

    29 06 2019 10:10:53

    Разработка урока-полилога с элементами исторического проектирования. 10-й класс

    История противоречива. Столько раз переписывались учебники истории, искажались факты, зачастую отрицательное выдавалось за хорошее и наоборот! Одной из тайн истории остается так называемое монголо-татарское нашествие, связанное с именем Чингисхана. Кто же такой Чингисхан? ...

    28 06 2019 2:42:59

    "Юридическая консультация" - практикум по теме: "Трудовое право". 11-й класс

    Создание на занятиях спецкурса ситуаций, когда учащиеся могут применить свои знания для решения практических задач, - верный путь достижения высокого качества образования. Именно такую возможность дает проведение на занятиях спецкурса " Основы государства и права" в 11-м классе практикума по теме " Трудовое право" в форме " Юридической консультации". ...

    27 06 2019 21:55:42

    Урок истории по теме "Олимпийские игры в древности"

    Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая), рекомендованной М О и науки Р Ф ( М.: Просвещение, 2007). ...

    26 06 2019 14:47:32

    Вторая война Рима с Карфагеном (Пунические войны). 5-й класс

    Структура урока выдержана в соответствии с методическими рекомендациями: М. А. Кубышева " Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках разных типов в образовательном концентре 7–9-х классов основной школы. Учащиеся формируют способности к новому способу действия; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов....

    25 06 2019 16:35:31

    Первый властелин единого Китая

    Урок истории в 5-м классе по теме « Первый властелин единого Китая». Урок усвоения и первичного закрепления знаний. Цель урока: познакомить с историей возникновения Китая. На уроке используются приемы синквейн и кластер....

    24 06 2019 8:50:49

    Урок мужества «К 100-летию начала Первой Мировой войны»

    На уроке использована презентация; отрывки из документальных фильмов: Забытая война. Накануне. Первая Мировая. Самоубийство Европы; отрывок из речи В. В. Путина на открытии памятника Героям Первой Мировой войны на Поклонной горе в 2014 г. Студенты вспомнили имена конкретных участников и героев войны и прочувствовали свою причастность к нашей истории....

    23 06 2019 13:50:11

    Еще:
    История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

    Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.