История для молодежи    

Нации и межнациональные отношения

Цель: развивать умение толерантно относиться к людям другой национальности, ценить вклад, который внесла каждая нация в общемировую культуру.

Ожидаемые учебные результаты:

  • сформировать представление о природе межнационального конфликта, о возможных способах ведения национальной политики, об основных принципах национальной политики РФ;
  • развивать навыки работы в группах, в парах, анализа и решения предложенных ситуаций.

Основные используемые термины и понятия: род, племя, нация, патриотизм, национализм, толерантность, национальная политика, стереотипы.

Основные виды деятельности: самостоятельная работа с цитатами и документами, работа в группах.

Ход урока

I. Мотивация

Прочитайте рассказ:

«Я знал одного мальчика… Но это был не один мальчик, а семеро. Да, да, судите сами!

Жил он в Риме, звали его Паоло, и отец его был вагоновожатым. Но жил он и в Париже, звали его Жан, и его отец работал на автомобильном заводе.
Он жил в Берлине, звали его Курт, и отец его был виолончелистом.
Жил он в Москве, звали его Юрой, точно так же, как Гагарина, и отец его был каменщиком и изучал математику.
А еще он жил в Нью-Йорке, звали его Джимми, и у его отца была бензоколонка.
Сколько я вам уже назвал? Пятерых. Не хватает двоих. Одного звали Чу, он жил в Шанхае, и отец его был рыбаком. И, наконец, последнего мальчика звали Пабло, жил он в Буэнос-Айресе, и отец его был маляром.
Паоло, Жан, Курт, Юра, Джимми, Чу и Пабло – мальчиков вроде бы семеро, но все равно это был один и тот же мальчик, которому семь лет, он умел читать и писать и ездил на велосипеде, не держась за руль…»

(Дж. Родари «Один и семеро» (из книги для чтения «Права человека».)

Вопросы к тексту:

  1. Как вы думаете, почему автор рассказа разных мальчиков называет одним, что у них общего?
  2. Какая между ними разница?
  3. Что, по вашему мнению, может помочь людям разных стран, разной национальности лучше понять друг друга?

– Межнациональные отношения – тема, которая в настоящее время является очень актуальной. Как научиться жить в мире с собой и другими, понимать общемировое значение каждой нации? Вопросы, ответы на которые нужно искать в наше время. Важно понять природу национальных конфликтов, стараться искать выходы из сложных ситуаций, избегая силовых решений. Основным принципом национальной политики РФ, как и многих стран, является принцип толерантности, но важно, чтобы этот принцип стал не просто декларацией, а частью культуры, частью повседневной жизни. Это занятие позволяет еще раз с помощью практических заданий рассмотреть данную тему, задуматься об этих важных вопросах.

II. Целеполагание, объявление прогнозируемых результатов

  • Повторить понятия «род», «племя», «нация», «патриотизм», «национализм», «толерантность», «стереотипы»;
  • определить возможные способы ведения национальной политики;
  • понять необходимость терпимого, уважительного отношения к людям другой национальности, расы, убеждений;
  • научиться вести конструктивный диалог, убеждать, используя аргументы, а не силу.

III. Предоставление необходимой информации

Информация не является абсолютно новой, многие понятия, которые будут использоваться на занятии, уже известны учащимся.

1. Работа с учебником.

Прочитайте текст учебника (учитель указывает страницы по учебнику Л. Н. Боголюбова «Человек и общество. Обществознание»).

Заполните следующую схему:

род раса.

Поясните последовательность заполнения схемы, объясняя используемые понятия.

2. Приведите примеры известных вам, существующих в современном мире, наций (6 примеров) и запишите их на доске.

3. Определите наиболее типичную, как вам кажется, положительную черту характера, присущую названной нации, запишите ее рядом с названием нации, поставив при этом знак «+».

4. Определите наиболее типичную, как вам кажется, отрицательную черту характера, присущую названной нации, запишите ее рядом с названием нации, поставив при этом знак «–».

5. Ответьте на вопросы.

– Всегда ли наши представления о ком-либо являются верными?

– Что такое стереотипы?

– Как вы считаете, как стереотипы влияют на межнациональные отношения?

6. Дайте определения по цепочке: «национальная политика», «патриотизм», «национализм», «толерантность».

IV. Интерактивное упражнение «Переговоры»

  1. Учитель проводит инструктаж, напоминает правила работы в группе и в парах.
  2. Необходимо расставить классные парты следующим образом: в центре должны стоять три стола поперек по отношению ко всем другим партам. На некотором отдалении друг от друга, по правой стороне от столов, стоящих в центре, поставьте парты для работы в трех группах. С левой стороны также расставьте парты для работы в трех группах.
  3. Нужно разделить учащихся на группы, для этого им раздаются карточки, на которых написаны проблемы одного из межнациональных конфликтов, которые существуют в современном мире

Учащиеся должны вспомнить, в какой стране этот конфликт происходит:

  • 1-я группа. «Проблема франко-канадцев в провинции Квебек» (5 карточек), на столе карточка с надписью «Канада».
  • 2-я группа. «Арабо-израильский конфликт» (5 карточек), на столе карточка с надписью «Ближний Восток».
  • 3-я группа. «Война в Чечне» (5 карточек), на столе карточка с надписью «Российская Федерация».
  • 4-я группа. «Проблема провинции Бретань» (5 карточек), на столе карточка с надписью «Франция».
  • 5-я группа. «Проблема Северной Ирландии» (5 карточек), на столе карточка с надписью «Великобритания».
  • 6-я группа. «Проблема басков» (5 карточек), на столе карточка с надписью «Испания».

Создается еще одна группа-посредник «Международные наблюдатели»

4. Объяснение задания.

Представьте, что в результате совместных научно-исследовательских экспедиций был открыт новый остров, на котором есть запасы нефти, теперь нужно решить, кому этот остров будет принадлежать. Для этого нужно:

а) подготовиться к переговорам;

б) придумать три аргумента для убеждения противоположной стороны; определить, какие идеи (национализм или толерантность) будут в основе этих аргументов и вашей национальной политики;

в) выбрать дипломата, который будет вести переговоры.

5. Проведение переговоров:

  • «Канада – Ближний Восток»;
  • «РФ – Франция»;
  • «Великобритания – Испания».
  • Этапы переговоров:

    1) объявление аргументов;
    2) возвращение к своей группе, получение помощи;
    3) предложения «международных наблюдателей»;
    4) подведение итогов (уступить остров, компромисс, война).

    Нужно определить, какие идеи (национализм, толерантность) лежали в основе аргументов партнеров по переговорам.

    В том случае если какие-то стороны решили начать войну, то проводится «референдум» в «странах-группах», а те, кто нашел компромисс, присоединяются к группе «международных наблюдателей» и помогают затушить возникающий конфликт.

    V. Рефлексия

    Задайте вопросы:

    1. Легко ли быть толерантными, когда затрагиваются интересы (политические, экономические, личные)?
    2. Какие идеи должны лежать в основе национальной политики современных государств, чтобы можно было избегать межнациональных конфликтов?
    3. Какая часть занятия была для вас наиболее интересна, почему?

    VI. Итог урока

    Россия – уникальная страна, с уникальной историей и собственным опытом решения национального вопроса. Нам сейчас важно проанализировать и бережно использовать этот опыт, развивая его лучшие традиции и достижения. Думаем, что, следуя духу нашей самобытности, накопленному опыту дружбы народов, не стесняясь и не охаивая, а собирая его в единую волю, можно формировать необходимое для российского общества, его народов и граждан достойное самочувствие и их стремление к единению в решении тех насущных задач, которые стоят перед реформируемой Россией. Это предполагает и постоянный конструктивный диалог между властью и рождающимися в процессе демократизации институтами гражданского общества.

    VII. Домашнее задание

    Написать эссе «Национальная политика современной России: основные принципы», «Легко ли в России быть нерусским?», «Русские не в России: ближнее и дальнее зарубежье».



    Отзывы (через Facebook):

    Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

    Урок истории в 5-м классе. Тема: "В афинских школах и гимнасиях"

    Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....

    09 07 2020 22:46:54

    Рабство в Риме. Восстание Спартака

    На уроке учащиеся знакомятся с причинами рабства и способами использования рабского труда в Древнем Риме; на примере восстания Спартака раскрыты цели, причины и итоги борьбы за свободу и ее историческое значение....

    08 07 2020 0:20:39

    Наука и образование XVIII века, 7-й класс

    Предлагаю разработку открытого урока в 7-м классе по курсу " История России" на тему " Наука и образование XVIII века". Данная разработка позволяет в течение 40 минут раскрыть наиболее полно обширную тему, которую раньше сложно было уместить в один урок. Поурочное планирование составлено мной лично, без использования чьих-либо авторских методических и дидактических материалов. ...

    07 07 2020 5:26:16

    Урок-практикум "Октябрьская революция и гражданская война"

    Цель урока: повторение и закрепление материала по теме « Россия в эпоху войн и революций", подготовка к контрольной работе; воспитание патриотизма, формирование толерантных мировоззренческих установок....

    06 07 2020 22:32:57

    Формирование государственности у восточных славян. Рождение Киевской Руси

    Учитель на бинарном уроке одной из задач ставит развитие ценностно-смысловой, коммуникативной, общекультурной компетенции учащихся в знакомстве с особенностями становления и развития российской государственности и культуры, а также факторами, повлиявшими на формирование российской цивилизации и ее место в мировом историческом процессе. Занятие проходит в форме практикума, в ходе которого у учащихся отрабатываются все виды У У Д: регулятивные, познавательные и коммуникативные....

    05 07 2020 19:11:43

    Урок истории с использованием ИКТ

    Изучение нового материала сопровождается показом презентации. В течение части урока ребята, используя различные источники информации и выполняя задания в группе, прорабатывают блок урока. Затем группа должна выступить по изученному вопросу. К концу урока появляется общая картина рабовладения в Риме во II-I вв. до н.э....

    04 07 2020 6:40:44

    Опыт работы по социальному проектированию

    В статье показан опыт работы по социальному проектированию. Учитель в проекте выступает координатором. Учащиеся сами выбирают актуальную проблему, существующую на территории, где они проживают, и предлагают свой вариант ее решения. Важным моментом социального проектирования является непосредственное участие школьников в решении проблемы. Эта работа позволяет вырабатывать у учащихся активную гражданскую позицию. Данный материал может быть использован как во внеклассной деятельности, так и на уроках обществознания....

    03 07 2020 2:11:29

    Методическая разработка урока-повторения в 5-м классе с использованием ИКТ по теме "Древняя Греция"

    Урок-повторение по истории в 5-м классе проходит в форме викторины с целью систематизировать пройденный материал. Данная форма работа позволяет развить у учащихся умения работать с проблемными заданиями, с текстом с историческими ошибками, с картиной; сформировать навыки группового взаимодействия....

    02 07 2020 19:48:20

    Урок истории, интегрированный с литературой, на тему "Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии 1813 – 1814 гг."

    Раскрывая проблему предлагаемого урока, следует помнить, что данный урок как по форме, так и по отбору содержания материала имеет свою вариативность. Не следует перегружать урок датами, терминами и т.п., главное - поднять моральный дух учеников, развить чувство гордости за свою Родину, пробудить патриотизм....

    01 07 2020 0:37:44

    Русская Православная Церковь во второй половине XIX века

    Урок помогает сформировать представления о роли Русской Православной Церкви в государственной системе во второй половине XIX века, познакомить с подвижниками веры православной, обратить на роль в общественной жизни монастырей; развивать мышление, умения работать с документом, анализировать, делать выводы; воспитывать милосердие, скромность, доброе отношение к окружающим....

    30 06 2020 16:20:10

    Урок истории "Реформы в России. Отмена крепостного права. Александр II — царь-освободитель. Падение самодержавия"

    Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....

    29 06 2020 22:35:18

    "Все мы — личность" (урок обществознания в 6-м классе)

    Данная разработка урока проводится по учебнику Л. Н. Боголюбова, Н. Ф. Виноградовой и др. " Обществоведение. 6-й класс" на втором занятии для закрепления пройденного §5 " Что такое личность". Урок проводится в виде игры между группами учащихся....

    28 06 2020 23:13:12

    Реформы Н.С. Хрущева. Черное или белое?

    Урок предполагает самостоятельное изучение эпохи Н. С. Хрущева с последующим изучением документов на уроке. За 1–2 недели до предполагаемого занятия учитель предлагает школьникам список литературы для подготовки к уроку и перечень вопросов, которые будут обсуждаться....

    27 06 2020 13:56:48

    Интегрированный урок истории с материалами по литературе на тему "Английская революция середины XVII в. Творчество Джона Мильтона"

    Интегрированный урок истории и литературы с информационными технологиями сочетает в себе элементы повторения и освоения новых знаний; строится на основе работы учащихся с исторической информацией об Английской буржуазной революции (1640−1653) и биографической справкой о поэте Английской революции Джоне Мильтоне. Учащиеся отрабатывают навыки отбора информации, ее обработки и анализа; развивают навык работы с историческими и биографическими источниками....

    26 06 2020 2:48:36

    Урок истории в 9-м классе

    Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию урок истории в 9-м классе с использованием мультимедийного учебника по истории России XX века. Это учебник, изданный в 2001 году, предназначен по большей части для индивидуального обучения, что практически неосуществимо на обыкновенном уроке (нужна сетевая версия, 25—30 компьютеров и.т.д.). На данном занятии я попытался использовать достаточно богатый видео-, аудио- и иллюстративный материал мультимедийного пособия на этапе объяснения нового материала. ...

    25 06 2020 21:41:27

    Открытый урок по обществознанию по теме "Перераспределение доходов"

    Представленный урок проводился во время методической недели « Компетентностный подход в образовании» (январь 2011). Цель урока – обеспечить самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями, позволяющими понимать причины социального неравенства, необходимость перераспределения доходов, анализировать основные задачи и направления социальной политики государства для поддержания социальной стабильности и повышения жизненного уровня населения....

    24 06 2020 3:17:23

    Внеклассное мероприятие "Материнский подвиг"

    Цель мероприятия - расширение кругозора студентов по изучению истории родного края о сильном, мужественном и героическом сердце Кубанской женщине, матери Степановой Епистинии Федоровне, которая отдала Отечеству во время Великой Отечественной войны девять сыновей....

    23 06 2020 20:51:42

    Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках истории

    Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....

    22 06 2020 14:45:52

    Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории с целью активизации деятельности учащихся

    Одним из важных направлений разрешения назревающих проблем в образовании является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы, а именно: целей, содержания, методов, средств, форм организации познавательной деятельности учащихся, прогнозов соответствия результатов обучения требованиям школы....

    21 06 2020 17:33:51

    Лекторий "Знай свои права и обязанности"

    Лекторий рекомендован учителям, воспитателям, социальным педагогам. Материал может быть использован на уроках истории и обществоведения, а также во внеурочной деятельности, при проведении классных часов, бесед....

    20 06 2020 13:43:52

    Внеклассное мероприятие «У войны не женское лицо…»

    Данное мероприятие проводилось для учащихся 8–10-х классов в канун 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и посвящалось женщинам-участникам войны и труженицам тыла. При проведении использовался краеведческий материал....

    19 06 2020 8:31:35

    Этнос: нации и народности

    На уроке дети узнают, что такое этнос, какие существуют типы этносов, что влияет на образование этносов и какова роль этносов в истории....

    18 06 2020 5:52:48

    Этнос: нации и народности

    На уроке дети узнают, что такое этнос, какие существуют типы этносов, что влияет на образование этносов и какова роль этносов в истории.

    17 06 2020 19:11:22

    Урок "Столетняя война"

    Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...

    16 06 2020 3:15:41

    Интегрированный урок "Герои Отечественной войны 1812 года в жизни, истории и литературе"

    В 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. На этом уроке мы будем говорить о героях этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю и которым были посвящены многие замечательные произведения русской литературы. Дохтуров, Милорадович, Раевский, братья Тучковы, Багратион, Кудашев и Кутайсов - эти имена теперь вошли в легенды о доблести и мужестве, беспримерном героизме. Их имена вдохновляли М. Лермонтова, М. Цветаеву и Л. Толстого. Величайший гуманист Толстой в романе " Война и мир" выражает дорогую его сердцу мысль: война лишает красоты мать-землю, уничтожая её детей: и русских, и французов. О славе и доблести героев нашей армии говорят сегодня величайшие памятники: Триумфальная арка, Музей-панорама " Бородинская битва". Мультимедийный проект " Герои 1812 года". ...

    15 06 2020 1:26:39

    Урок-путешествие на тему "Из истории пожарных машин России"

    Основные цели урока – это знакомство с историей возникновения и развития пожарных машин в России, привитие интереса подрастающего поколения к истории России. Применение мультимедийной презентации позволяет провести урок максимально эффективно....

    14 06 2020 6:23:18

    Методическая разработка урока по теме "Особый возраст: отрочество"

    В разработке дан подробный план и методика проведения урока. В ходе проведения урока учащиеся узнают об особенностях подросткового возраста, закреплению, применению и определению уровня усвоения этой информации....

    13 06 2020 18:29:25

    Информационно-коммуникативное сопровождение воспитательного процесса на уроках истории и во внеурочное время

    Под информационно-коммуникативным сопровождением понимается владение навыками поиска и систематизации информации, ее электронной обработки, умение публично презентовать результаты своей работы. В статье идет речь об этих формах работы на уроках истории и во внеурочное время....

    12 06 2020 16:48:34

    Проект педагогической технологии "Формирование познавательной активности обучающихся 5-х классов на уроках истории"

    Я считаю, что разработанный мною проект целесообразно использовать учителям истории, работающим в 5-х классах. ...

    11 06 2020 19:27:49

    Технология "Развитие критического мышления" на уроках истории и обществознания "Международное гуманитарное право"

    Урок помогает познакомить обучающихся с основными нормами М Г П и их ролью в урегулировании вооружённых конфликтов. ...

    10 06 2020 21:36:19

    Тоталитарные режимы в 30-е гг. XX века: Италия, Германия, Испания

    Урок – семинарское занятие с элементами лабораторной работы предназначен для учеников 9-го класса и проводится в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта по новейшей истории. Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными истории европейских государств 20–30-х гг. Х Х в. Он нацелен на понимание причин прихода фашистов к власти, социальной базы фашизма, внутренней и внешней политики фашистских государств....

    09 06 2020 19:53:48

    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

    В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и моральных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий. ...

    08 06 2020 0:23:18

    Урок истории в 6-м классе "Феодальная раздробленность"

    В настоящее время для работающего учителя выпускается огромное количество методической литературы, поурочного планирования, дидактические материалы к урокам, но всегда бывает интересно узнать, как эту или иную тему изучает коллега в другой школе, в другом городе. Целями урока являются изучение особенностей государства в период феодальной раздробленности; выяснение причины феодального раздробления, объяснение закономерности феодальной раздробленности, создание представлений о феодальной морали и обычаях, формирование умения устанавливать взаимосвязи причин и следствий....

    07 06 2020 5:30:21

    Урок-путешествие по теме "Рабство в Древнем Риме"

    Используются компьютерная презентация, мультимедийный учебный рассказ, тесты, чайнворд, учебные диски. Дети вводятся в игровое состояние: объясняется задача, распределяются роли, подготавливаются костюмы, присваиваются латинские имена. Игра снимает ряд психологических проблем. Используется воображаемая ситуация (письмо другу из прошлого) – попытка практически применить знания. Учитель придерживается роли председателя-ведущего, закрепляя итоги игровых моментов. Учащиеся выступают в ролях актеров, зрителей, экспертов. ...

    06 06 2020 0:30:21

    Урок истории по теме: "Внутренняя политика Николая I. Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX века"

    Данный урок дается в рамках школьной программы 8-го класса на основе программы А. А. Данилова " История государства и народов России с древнейших времен до наших дней", учебного пособия Данилова А. А., Косулина Л. Г. " История России. XIX век". Урок может быть использован также при работе по другим программам и учебным пособиям. Методы, используемые на уроке: тестирование, работа с документами, заполнение таблицы, работа с текстом учебника. ...

    05 06 2020 14:25:21

    Урок немецкого языка "Die Schüler im Deutschland und im Russland. Sind wir gleich?"

    Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся по теме « Школьные принадлежности» и для репродуктивной и продуктивной деятельности на уроке; проводить диагностику поведения и деятельности на уроке; формирование положительного отношения к немецкому языку как средству общения, используя занимательные формы предъявления и закрепления языкового материала....

    04 06 2020 20:27:29

    Кавказская война 1817–1864 годов

    В процессе изучения темы ребята узнают про основные направления внутренней политики царского правительства на Кавказе, причинах, последствиях и ходе войны. Учебное занятие формирует у учащихся навыки самостоятельной работы по тексту учебника и карте, развивая способности не получать готовую информацию от учителя, а трудом своих усилий выстраивать свою работу по определенному плану....

    03 06 2020 3:11:43

    Урок "Поклонимся великим тем годам"

    В статье представлен урок в форме интеллектуальной игры " Брейн-ринг". Он позволяет углубить представление о Великой Отечественной войне, возбудить интерес к боевому прошлому своей страны. Актуален в связи с приближающейся юбилейной датой — 65-летием со дня Победы. Материал может использоваться и во внеклассной работе....

    02 06 2020 4:34:29

    Наука и культура народов Казанской губернии первой половины XIX века

    Цель урока: дать целостное представление о научных и культурных знаниях человека, жившего в Казанской губернии в первой половине XIX века; учить учащихся приёмам поисковой работы, умению применять знания в нестандартной обстановке; воспитывать осознание выдающихся достижений многонациональной культуры народов Российской империи периода её «золотого века»; воспитывать патриотические чувства учащихся, гордости за страну....

    01 06 2020 15:49:34

    Урок по всеобщей истории по теме: "Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу". 10-й класс

    В примерной программе среднего (полного) общего образования на базовом уровне на изучение всеобщей истории отведено 48 часов. На каждый год обучения приходится всего 24 урока, поэтому перед учителем стоит непростая цель - не только развивать интерес к всеобщей истории, а показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка позволит педагогам разнообразить формы и методы работы на уроках по всеобщей истории, качественно подготовить старшеклассников к сдаче Единого государственного экзамена по истории России и обществознанию. ...

    31 05 2020 11:16:55

    Урок по истории "Крестовые походы" (проблемно-диалогическая технология)

    Урок построен по технологии проблемного обучения, в нем используются элементы компьютерной презентации, что позволяет учителю стать разработчиком программного продукта по своему предмету. Урок становится ярким, насыщенным и позволяет добиться хороших результатов. ...

    30 05 2020 17:51:13

    Тема урока: "Борьба Руси с западными завоевателями"

    Интегрированный урок история–музыка в 6-м классе по теме " Борьба Руси с западными завоевателями" разработан на основе обязательного минимума содержания исторического образования в соответствии с примерной федеральной программой основного общего образования. Во главу урока поставлена цель, создать представление о том, какой трудной и дорогой ценой удалось русскому народу остановить и ослабить вторжение крестоносцев. Главное внимание на уроке уделяется изучению полководческого таланта Александра Невского, образ которого не раз приходил на выручку в годы Великой Отечественной войны офицерам и солдатам. Также на уроке уделяется внимание воспитанию любви к Родине через музыку. Данный урок может быть использован на практике не только на уроках истории и музыки, но и на уроках изобразительного искусства, литературы, на внеклассных занятиях. ...

    29 05 2020 18:35:13

    Урок истории в 5-м классе "Афины и Спарта"

    Урок истории древнего мира в 5-м классе построен на сравнении двух греческих полисов по следующим направлениям: природа и местоположение, хозяйство жителей, управление в полисе. Урок содержит презентацию, помогающую наглядно демонстрировать материал по теме, учит сравнивать, формулировать свою мысль, направлен на формирование основных компетентностей учащихся....

    28 05 2020 2:30:57

    Историографические версии происхождения Первой мировой войны

    Задания помогут студентам ответить на дискуссионные вопросы по теме " Первая мировая война", обратившись к соответствующим историографическим и конкретно-историческим источникам. При этом предлагаемые для анализа документов примерные вопросы и задания имеют своей целью помочь формированию умений и навыков исследовательской работы....

    27 05 2020 11:33:36

    Дмитрий Донской – защитник земли Русской

    « Где живёт герой? Так уж повелось, что воспитание мальчиков в России всегда было не просто мужественным, но по-настоящему героическим. И потому, что нам часто приходилось воевать, и потому, что выживать в столь суровом климате, как наш, могли только очень выносливые, стойкие люди. Невозможно вырастить нормального мужчину, если не демонстрировать ему в детстве и подростковом возрасте романтических образцов героизма. Посмотрите на наших мальчиков, как у них загораются глаза при слове «подвиг»!...

    26 05 2020 2:15:29

    И еще раз об общеучебных умениях и навыках

    В статье представлены задания, направленные на развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, классификация и конкретизация....

    25 05 2020 19:47:16

    Интегрированный урок "право + психология" по теме "Семья и брак"

    Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии брака и брачном контракте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....

    24 05 2020 14:12:43

    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

    Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока практически не обсуждают. На уроке отрабатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

    23 05 2020 1:12:45

    Разработка урока по истории Древнего мира в 5-м классе "Египет – дар Нила"

    Цель урока – обобщить знания по истории Древнего Египта, полученные на предыдущих уроках. ...

    22 05 2020 17:36:26

    Начальная история села Тейкова

    Целью данной статьи я ставлю осветить историю градообразующего предприятия и храмовый комплекс села. Работая над этой темой, я пользовалась источниками, предоставленными Государственным архивом Ивановской области и Государственным архивом Владимирской области, материалами краеведческого музея средней школы №4 г. Тейкова, оставшимися фондами городского краеведческого музея (к сожалению, музей уже перестал существовать), библиотекой Ильинской церкви, рядом статей в местной печати и публикациями по истории Тейкова. Работа не претендует на статус научной, это только первые шаги в этом направлении. Материал разделен на части: история возникновения градообразующего предприятия и первые предприниматели, храмовый комплекс села. Почему именно история села? Да потому, что из истории таких сел, городков складывается история Отечества. Настоящий гражданин должен быть патриотом. Но невозможно любить то, что не знаешь, то, что ты воспринимаешь как что-то абстрактное. Мне ближе познание большого через малое. Чтобы не вырасти " Иванами, не помнящими родства", мы в школе и решили заняться изучением родных мест. Почему именно градообразующее предприятие? Это предприятие дает экономическую возможность жить тысячам наших горожан, помогает развиваться городу. Почему именно история храмового комплекса? Это истоки нашей духовности. Без души невозможно существование русского человека, без нее теряет всякий смысл жизнь. ...

    21 05 2020 4:11:42

    Урок-композиция по истории на тему "Поля нашей славы…". 10-й класс

    Целью урока является познакомить учащихся с положением страны перед началом Отечественной войны 1812 года; проследить по карте ход военных событий 1812 года; показать патриотизм и героизм на примере реальных фактов и событий; формировать навыки работы с текстами документов....

    20 05 2020 17:35:56

    "Своя игра" – внеклассное мероприятие на тему "Отечественная война 1812 года"

    В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....

    19 05 2020 2:14:54

    Урок по основам православной культуры. Тема: «Православная молитва». 4-й класс

    Урок знакомит учащихся с молитвой как формой общения с Богом. Формируется ценностное отношение ребенка к молитве, просьбам. Представлены различные методические приемы, направленные на деятельностный подход к обучению....

    18 05 2020 8:59:35

    Разработка урока по истории в 7-м классе по теме "Восстание С.Т. Разина"

    Предлагается разработка урока (учебник Е. В. Пчёлова « История России. XVII-XVIII вв.» издательство « Русское слово»). Тип урока – урок изучения нового материала. В основе занятия лежит использование технологии проблемного обучения, работа с историческими документами и применение технологии компьютерных презентаций, созданных посредством программы Microsoft PowerPoint. Форма урока - групповая работа. Прилагаются документы и презентация. ...

    17 05 2020 20:45:14

    История деревень бывшей Сигорской волости Угличского района Ярославской области в первой половине ХХ века. 10-й класс

    Материалы работы помогут осознать связь истории малой родины с историей страны. В статье рассматривается происхождение названий некоторых населённых пунктов Угличского района. Приводимые сведения могут использоваться в курсе истории России XX–XXI века и в курсе исторического краеведения. Презентацию можно предложить использовать учителям литературы и краеведения, а также во внеклассной работе по патриотическому воспитанию....

    16 05 2020 15:38:30

    Практикум и его роль на уроках обществознания

    В статье рассматривается роль практикума на уроках обществознания при подготовке к экзаменам в классах, работающих по программе базового уровня. В качестве приложения (аргументации) к основной статье прилагаются примеры разработанных авторских практикумов. Основная цель – поиск эффективных форм занятий деятельностного типа через обсуждение в педагогическом сообществе....

    15 05 2020 20:10:38

    Урок-игра по истории "Социальная сфера общества"

    Завершающий урок обществознания входит в раздел " Социальная сфера общества". Его можно провести за 1 или 2 часа, но как интегрированный с информатикой (составление презентации учениками «6 кадров»). Такая форма урока реализует индивидуальный, дифференцированный и групповой подход в обучении, профориентирует учащихся и готовит к сдаче Г И А, Е Г Э....

    14 05 2020 11:38:21

    Урок истории по теме "Смута – выбор пути". 7-й класс

    Содержание урока включает в себя повторение основных событий Смутного времени, хронологии, исторических лиц, причин и характерных черт Смуты. Основные проблемы урока — сравнение позиции Василия Шуйского и Боярской думы, опирающихся в борьбе за власть на иноземные силы, и патриарха Гермогена, К. Минина, Д. Пожарского, олицетворяющих позицию выбора национальной независимости. Важная образовательная составляющая урока – социализация учащихся....

    13 05 2020 8:12:23

    Урок истории на тему «Белая эмиграция». 9-й класс

    Материал урока знакомит учащихся с судьбой русской эмиграции «первой волны», определяется ее историческая миссия и вклад в культурное наследие....

    12 05 2020 13:29:50

    Методическая разработка урока истории для 7-го класса "Эпоха Возрождения — неиссякаемый источник вдохновения"

    В данной методической разработке представлен урок по Новой истории для 7-го класса. Это урок повторения по теме " Эпоха Возрождения". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания, что позволяет им вспомнить основные достижения культуры и ярких представителей эпохи Возрождения. Урок построен в форме групповой работы....

    11 05 2020 10:59:34

    Мультимедийные файлы. Презентации. ИКТ на уроках истории

    В Республике Казахстан в 2009 г. проведена широкомасштабная программа « Снижение информационного неравенства», в реализации которой приняли участие все педагоги страны. Активизирован интерес к применению всеми участниками педагогического процесса информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Это дало возможность повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов, стать основой современного образования....

    10 05 2020 13:55:14

    Урок истории в 5-м классе "Греко-персидские войны"

    Урок изучения нового материала, построен с использованием интерактивной доски. Сочетание материалов традиционного учебника и учебнго электронного пособия значительно активизирует внимание учащихся к содержанию изучаемого учебного материала, повышает качество излагаемого материала. Урок представлен в технологии интерактивного обучения....

    09 05 2020 2:40:51

    «Что не увидел Брюсов…»

    В городе Чехове Московской области « Музей памяти 1941–1945 года» является единственным муниципальным музеем, и поэтому он взял на себя формирование краеведческой базы данных. И не только собирательством знаний о прошлом малой родины он занимается, но и популяризацией каждого обнаруженного факта. И даже негативный, казалось бы, факт, неудачное описание или отрицательное событие может способствовать любви к тем местам, где это событие произошло....

    08 05 2020 22:35:54

    Урок истории "Николай II – портрет примерного семьянина". 9-й класс

    Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....

    07 05 2020 8:52:53

    Внеклассное мероприятие "Пионеры-герои"

    Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...

    06 05 2020 0:18:26

    Мир на грани ядерной войны (11-й класс)

    Урок семинарского типа способствует развитию умений учащихся самостоятельно подбирать информацию в соответствии с поставленной задачей, логически выстраивать собственную позицию, внимательно выслушивать противоположное мнение; учит культуре ведения спора, поиску компромиссного решения проблемы. ...

    05 05 2020 21:53:42

    Влияние инновационных педагогических технологий на уровень активности учащихся на уроках истории (на примере открытого урока в 6-м классе)

    На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....

    04 05 2020 1:27:59

    Классный час "Путешествие в прошлое"

    Работа посвящена 1125-летию зарождения государственности нашей страны. Содержит исторические, литературные сведения о России. Разработку классного часа можно использовать на уроках истории, литературы. Материал классного часа содержит патриотический, гражданско-правовой, эстетический воспитательный аспект....

    03 05 2020 2:12:40

    Форма и структура права

    Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме " Форма и структура права" в курсе " Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд практических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...

    02 05 2020 5:58:31

    Использование групповых технологий при обучении истории

    При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику....

    01 05 2020 6:36:40

    Историческая игра "Битва титанов". 5-й класс

    Предлагается игра по истории Древнего мира....

    30 04 2020 16:26:56

    Реформация в Европе

    Учащиеся совершенствуют навыки знаний о Реформации в Европе, развивают умение работать с текстом учебника, документом. Анализируют факты и события, дают оценку деятельности исторических личностей и историческим событиям....

    29 04 2020 1:46:22

    Научно-техническая революция 1960-х годов: за и против

    В статье представлен урок-игра, на котором учащиеся знакомятся с важнейшими победами и успехами Н Т Р; а также формируются знания о последствиях Н Т Р для людей – загрязнение среды и т.д....

    28 04 2020 14:40:45

    Россия на современном этапе: 1999–2007

    Президентские выборы 2000 г. Какие проблемы стоят перед новым правительством и президентом Путиным? Что было сделано в социально-экономической сфере за 8 лет? В качестве регионального компонента - история развития Уватского района Тюменской области за последние 10 лет....

    27 04 2020 12:54:53

    Итогово-обобщающий урок-викторина в 11-м классе по теме "Россия в начале XX века"

    Урок проводится как заключительный после изучения темы " Россия в первой четверти XX века". В основе урока лежит телевизионная программа " Своя игра". Данная форма урока позволяет привлечь учащихся к подготовке викторины, используя их знания по информационным технологиям, а также к работе с дополнительными историческими источниками. Для составления презентации школьники предлагают категории вопросов, участвуют в их подборе, находят иллюстрации и портреты по данной тематике. Данный вид деятельности делает учащихся соавторами урока....

    26 04 2020 5:27:41

    Познавательная игра "Главная книга страны"

    Познавательную игру можно использовать как материал к уроку обобщения и закрепления знаний и как внеклассное мероприятие ко Дню Конституции....

    25 04 2020 21:34:31

    "Русская культура Серебряного века"

    Урок проводится в выпускном классе как интегрированный (история + литература + мировая художественная культура) при изучении культуры начала XX века. ...

    24 04 2020 7:58:58

    Урок по истории по теме "Правовое государство"

    Урок по истории предназначен для учащихся 9–11-х классов. Урок разработан для работы учащихся в группах. Форма урока предполагает интерактивную работу: анализ материала и составление схемы, защита презентации, обмен мнениями, дискуссию. Урок по предложенной теме может быть заявлен при изучении курса обществознания. ...

    23 04 2020 20:22:28

    Урок истории в 11-м классе по теме: "Вятлаг - остров архипелага ГУЛАГ"

    Изучение темы " Тоталитаризм. Сталинские репрессии" представляет определенные трудности для старшеклассников. Один из самых трагических периодов отечественной истории вызывает у них много вопросов: каковы причины этого явления, последствия, судьбы людей, попавших под колесо репрессивной машины. Урок посвящен истории Вятлага, одного из сталинских лагерей, расположенных в Кировской области в 1930–1950 годы. Краеведческий материал может помочь учащимся более глубоко осмыслить исторический материал. ...

    22 04 2020 5:59:43

    Литературно-музыкальная композиция "Доброе дело – в память о Великой Победе"

    Открытый классный час проводится как урок-праздник. Литературно-музыкальная композиция знакомит детей с произведениями литературы, кино, посвященных Великой Отечественной войне. Мероприятие нацелено воспитывать у детей чувство патриотизма, ответственности, сострадания и долга; обучать самостоятельно находить материал на заданные темы, выступать перед аудиторией....

    21 04 2020 21:25:26

    Письменная работа учащегося профильной школы по истории и обществознанию как результат учебной деятельности

    Диагностика и оценивание результатов учебной деятельности школьников важны для учителя, работающего в профильной школе. Неотъемлемой частью этой системы должны стать письменные работы (аннотация, эссе и др.). В сочетании с различными формами оценивания предметных результатов учебной деятельности они будут прекрасным инструментом для диагностики метапредметных результатов обучения учащихся....

    20 04 2020 2:13:55

    Урок истории "Сказка о потерянном времени"

    Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время С С С Р достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....

    19 04 2020 17:45:57

    Урок по истории Отечества в 9-м классе "Третья сила Гражданской войны"

    Представленный урок помогает осознать, что гражданская война стала национальной трагедией народа. Он формирует у учащихся представление о "третьей силе", которая противостояла белому и красному движениям. Ученики выясняют причины и характер "малой" гражданской войны. На уроке продолжается формирование умений анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, обосновывать свое отношение к ним; умение готовить и выступать с сообщениями....

    18 04 2020 15:52:52

    Урок обществознания "Права человека"

    Данный урок " Права человека" представляет собой практикум, в ходе которого учащиеся не только знакомятся с основными правами, зафиксированными в документе, его структурой, а также проводят анализ зафиксированных прав, определяют значение данного документа для всех людей. Кроме того, главное заключается в том, чтобы не только познакомить учащихся и выучить статьи международных документов, а учить учащихся жить со знанием и осознанием своих прав и свобод. И помнить, что у другого человека, такие же права....

    17 04 2020 8:27:46

    Конспект урока-конкурса "По страницам Великой Отечественной войны"

    Урок, посвященный двум памятным датам 2005–2006 гг. Это 60-летие со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 65-летие со дня начала Великой Отечественной войны. В целях увековечения памяти о войне, в целях воспитания среди учащихся патриотизма и гражданственности необходимо проводить в образовательных учреждениях мероприятия, связанные с этими датами, которые наполнены как героическими, так и трагическими страницами. ...

    16 04 2020 13:42:37

    Презентация "История средних веков"

    Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....

    15 04 2020 22:28:44

    Фрагменты уроков истории с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

    Технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках истории позволяет не только поставить вопросы и обозначить проблемы, но и подкрепить свой индивидуальный подход к их решению убедительной аргументацией, реализовать свои творческие замыслы через синквейны и даже рисунки, которые не имеют ничего общего с данной технологией....

    14 04 2020 6:30:44

    Усиление королевской власти в Англии в XI–XII веках. Урок по истории Средних веков

    Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....

    13 04 2020 12:52:44

    Урок "Древний Египет"

    Урок является итоговым в разделе и ставит целью повторить и систематизировать материал по истории древнего Египта. На уроке используются различные методы и способы повторения материала, отрабатываются навыки коллективной работы....

    12 04 2020 3:22:54

    Урок "Новая расстановка сил в мире"

    Урок, разработанный для учащихся 11-х классов, дает массу возможностей как для анализа темы, различных подходов к ее осмыслению, так и для работы с информационными технологиями при подготовке к уроку учителя и обучающихся. В ходе урока используется проблемное задание, на которое обучающиеся должны ответить в конце урока. Также для закрепления материала применяются задания на хронологию и на причинно-следственные связи. ...

    11 04 2020 18:33:59

    Величественный Петербург

    Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охарактеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....

    10 04 2020 6:12:40

    Методическая разработка курса по выбору "Школа прав человека"

    Курс построен с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму обществоведческих знаний, готовы к восприятию правовых основ Российской Федерации. Темы прав человека в курсе " Обществознания" так обобщены, что без дополнительных практических занятий сложно усвоить ученикам данные темы....

    09 04 2020 0:49:53

    Методическая разработка урока истории по теме "Экономическое развитие СССР в 1953–1964 гг.". 9-й класс

    В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения на проблему экономического развития С С С Р после смерти И. В. Сталина. С помощью самостоятельной работы в группах («шляпы мышления») формируется умение работать с документами, материалами учебника, умение высказывать свое мнение, делать выводы на заданную тему....

    08 04 2020 23:28:25

    Использование ИКТ и интернет-технологий на уроках истории и во внеурочной деятельности

    Модернизация образования требует, чтобы умение работать с информацией относилось к общеучебным умениям, углубляющим и систематизирующим знания учащихся. Использование И К Т и интернет-технологий на уроках истории в сочетании с традиционными методами значительно повышают эффективность обучения. Применение метода проектов во внеурочной работе по истории формирует компетенцию в сфере социальной деятельности и преемственности поколений....

    07 04 2020 6:25:56

    Образовательно-компетентностный подход: методические рекомендации написания эссе по курсу обществознания

    Сегодня Е Г Э по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического характера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к Е Г Э. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...

    06 04 2020 11:48:42

    Урок-рассуждение по теме "Россия – Родина моя"

    Урок через анализ исторических фактов показывает ложность обвинений России в агрессивности: объясняет причины активной территориальной экспансии, приведшей к созданию огромной по территории страны, сравнивает с методами расширения своих территорий (создание колоний) странами Запада. Документальный видеофильм о событиях августа 2008 года в Южной Осетии, проблемные вопросы к нему используются в качестве рефлексии урока-рассуждения, проводится анкетирование....

    05 04 2020 15:47:40

    Борьба русских земель с западными завоевателями

    Цель урока: сформировать представление учащихся о борьбе русского народа против западной агрессии в XIII веке, историческое сознание учащихся, воспитывать патриотизм на примере личности Александра Невского....

    04 04 2020 5:33:30

    Социалистическая индустриализация

    Урок знакомит учащихся с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в С С С Р. Ученики выявляют истоки героизма трудового советского народа в годы первых пятилеток....

    03 04 2020 17:57:46

    Конспект урока истории по теме "История России – особая страница в истории человечества"

    Цели урока: осмысление учащимися опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых российских ценностей российского общества; формирование умения организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, находить общее решение, аргументировать и отстаивать своё мнение; воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому многонационального народа России....

    02 04 2020 21:49:51

    Урок по истории "Подготовка крестьянской реформы 1861 г."

    Урок " Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХI Х века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1 Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....

    01 04 2020 16:39:30

    Урок по теме "Методы социального познания"

    Урок проводится после изучения темы « Социальное познание» и посвящен изучению и практическому применению методов социального познания. Задания подобраны таким образом, чтобы показать неразрывную взаимосвязь всех сфер общественной жизни. Урок направлен на подготовку к Е Г Э, так как практически все задания подготовлены по экзаменационным материалам предыдущих лет. ...

    31 03 2020 14:21:45

    Открытый урок по обществознанию в 11-м классе по теме "Политическая система. Политические дебаты"

    Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....

    30 03 2020 11:56:44

    Урок истории Средних веков "Расцвет итальянских городов"

    Урок закрепляет знания учащихся о средневековом городе, его устройстве, занятиях населения, управлении городами, борьбе городов с сеньорами. Знакомит учащихся с историей некоторых итальянских городов и их расцветом в период Крестовых походов. Элементы театрализованной игры урока развивают творческие способности учащихся....

    29 03 2020 3:21:53

    Урок по методу проектов

    Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему " Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: " Причина или повод?". ...

    28 03 2020 13:23:26

    Конспект внеклассного мероприятия: "Политические партии РФ"

    Целью данного мероприятия является подготовить учащихся к сознатательному участию в гражданской жизни общества, а также воспитание личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания....

    27 03 2020 17:26:52

    Урок: "Законы царя Хаммурапи"

    В процессе изучения истории большую роль играет работа с историческими источниками. Изучение документа приближает учеников к изучаемой эпохе. Тема: " Законы царя Хаммурапи" в 5-м классе позволяет использовать на уроке кодекс законов, который содержит 282 статьи. Работа с данным документом открывает большие возможности для использования личностно-ориентированного подхода на уроке....

    26 03 2020 0:58:48

    Урок-зачет по истории Отечества в 10-м классе по теме: "Иноземные завоеватели на Руси в период раздробленности", с применением информационных технологий

    Задания, предлагаемые учащимся, позволяют повторить и обобщить материал по изученной теме. Эмоциональный настрой в начале урока активизирует интерес ребят к истории Отечества, что задает, как правило, хороший темп урока. Использование компьютеров изменяет к лучшему взаимоотношение с учениками, далекими от истории, особенно с увлекающимися П К. Они начинают видеть в преподавателе "родственную душу". ...

    25 03 2020 5:25:33

    "Русская православная церковь во второй половине XIII – середине XV века". 6-й класс

    В ходе занятия дети узнают о причинах союза светской и духовной власти, изменений роли Русской православной церкви в возвышении Москвы в XIV веке....

    24 03 2020 12:57:25

    Урок обществознания в 8-м классе по теме "Конфликт"

    Конспект открытого урока по обществознанию из раздела " Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как " Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...

    23 03 2020 13:19:34

    Задания по типу ЕГЭ по теме: "Политическая раздробленность на Руси" (6-й класс)

    Автор знакомит с опытом подготовки школьников к Е Г Э по истории, начиная с 6-го класса основной школы. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох. ...

    22 03 2020 9:45:55

    Методическая разработка урока обществознания в 10-м классе по теме "Свобода в деятельности человека"

    Цель: формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, моральных ориентиров, гражданственности и общей культуры. В ходе урока используются интерактивные формы обучения, организуется работа над формированием проектировочных умений учащихся, ведущих компетенций. Предлагаемая инструкция по составлению проекта - плод долговременной работы автора урока. Она не раз опробована в процессе обучения....

    21 03 2020 7:26:37

    Урок истории "Нашествие персидских войск на Элладу". 5-й класс

    На уроке отрабатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...

    20 03 2020 13:48:13

    Повторительно-обобщающий урок по истории России в 6-м классе по теме "Россия в период раздробленности"

    Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....

    19 03 2020 18:40:17

    "Древняя Индия"

    Урок проводится в 5-м классе для изучения нового материала. На протяжении всего урока продолжается формирование основных умений и навыков, углубление сведений по истории Древней Индии. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, тестами, заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссворда, нахождение ошибок в тексте) способствуют воспитанию интереса к предмету « История». ...

    18 03 2020 11:35:12

    Урок систематизации и обобщения знаний «По страницам истории Древнего Востока». 5-й класс

    Урок систематизации и обобщения знаний в форме интеллектуальной игры. Ученики повторяют, закрепляют и приобретают новые знания, материалы, включенные в урок, выходят за рамки школьного учебника. Игра состоит из занимательных заданий с компьютерными программами, презентацией для групповой, индивидуальной и коллективной работы....

    17 03 2020 22:52:32

    Методическая разработка бинарного урока по дисциплинам "История" и "Английский язык" по теме "Абсолютизм в России и Англии в XVI в."

    Урок разработан в соответствии с концепцией модернизации российского образования. При планировании урока применялись модульные технологии, основанные на компетенциях. Интеграция дисциплин дает возможность преодолеть дисциплинарную разобщенность научного знания, высвобождается учебное время, усиливаются внутрипредметные и межпредметные связи, расширяются сферы получаемой информации, подкрепляется мотивация в обучении. Цель урока – исследование развития абсолютизма в России и Англии в XVI веке....

    16 03 2020 3:53:39

    Разработка урока по истории в 7-м классе по теме: "Дворцовые перевороты"

    На уроке учащиеся рассматривают эпоху после смерти Петра I. Проводят анализ царствования каждого правителя и делают выводы....

    15 03 2020 14:40:39

    Урок "Культура России в XVIII веке"

    Форма урока: заочная экскурсия. Используются элементы драматизации и персонификации. Главная задача урока – охарактеризовать основные направления развития русской культуры XVIII в., определить её значение для развития России. Данный урок позволяет школьникам окунуться в атмосферу эпохи, участвуя в сценарии урока, эмоционально-образно воспринимать материал....

    14 03 2020 17:50:37

    Тема урока: "Культурное наследие древней столицы Сибири"

    Тюменская область - это колыбель богатых и самобытных культур. Территория стала осваиваться человеком в конце палеолита - древнего каменного века – примерно 15–20 тысяч лет назад, на исходе ледникового периода. ...

    13 03 2020 8:48:47

    Анализ восприятия понятия "свобода" учащимися средней ступени обучения

    Одним из центральных понятий в курсе " Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с морально-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...

    12 03 2020 3:24:23

    Игра "Умники и умницы" (Петр I и его время)

    Игра проводится по типу телеигры " Умники и умницы" и рассчитана на учащихся 7–10-х классов. Игра разработана в качестве внеклассного мероприятия в рамках Декады общественных наук, но вполне применима и на уроке при наличии достаточного времени. Цели игры: способствовать расширению исторической эрудиции учащихся, развитию интереса к предмету; способствовать развитию логического мышления и речи учащихся; способствовать формированию чувства гордости за историю России. ...

    11 03 2020 15:30:43

    Поход Александра Македонского на Восток

    Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....

    10 03 2020 12:31:33

    «За отчизну не жаль и жизни отдать…»

    Урок содержит материал об Иване Сусанине, К. Ф. Рылееве, М. И. Глинке. Произведение « Иван Сусанин» рассматривается с точки зрения литературы, истории и музыки. Урок имеет важное значение для воспитания патриота своей родины. На примере урока показано, как тесно взаимосвязаны литература и история, литература и искусство (музыкальное и изобразительное)....

    09 03 2020 1:24:29

    Урок истории в 10-м классе в творческой технологии

    Урок истории России по теме « Русь между Востоком и Западом»....

    08 03 2020 3:40:48

    Урок истории России. 6-й класс. "Московская Русь как единое централизованное государство в конце XV - начале XVI века"

    Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока " Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...

    07 03 2020 1:53:22

    Открытое внеклассное мероприятие "В здоровом теле – здоровый дух". Интернет-урок

    Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Вырабатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы Р Ф по контролю за оборотом наркотиков по Р Т....

    06 03 2020 1:36:29

    Методическая разработка урока истории России в 7(10)-м классе по теме: "Смутное время (1598-1613 гг.)"

    Данная методическая разработка урока истории в 7-х и 10-х классах позволяет сформировать цельное представление о проблемных страницах истории России, побуждает учащихся к размышлению и высказыванию собственных суждений, помогает развить коммуникативные способности, навыки проведения дискуссии и оценить свое отношение к изучаемому историческому материалу. ...

    05 03 2020 0:24:33

    Интегрированный урок (изобразительное искусство + история) по теме "Искусство Древнего Египта". 5-й класс

    Невозможно изучать искусство в отрыве от той исторической ситуации, в которой оно было создано, что позволяет ученикам погружаться в различные эпохи, и, осознавая свою связь с прошлым, глубже понимать настоящее. Достоинства нашей работы: возможность более глубокого проникновения в тему, создания целостной картины мира, образа эпохи, закрепление знаний через выполнение практических работ по И З О, осмысление и переработка изученного через личный опыт и творческое осмысление темы....

    04 03 2020 2:27:18

    Творческий зачет за курс новой истории "Старый и Новый Свет в XIX веке" (8-й класс)

    Урок позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме, стимулировать рефлексию, направленную на осмысление собственной учебной деятельности, вырабатывать критическое отношение к результатам своей работы на уроке, помогает выработать активную позицию на заключительном этапе обобщающего повторения. ...

    03 03 2020 14:49:33

    Урок обобщение по теме "Россия в 1900–1914 годах"

    Урок построен на основе модульной технологии, состоит их 5 модулей, три из которых предполагают исследовательскую работу с документом. Урок предусматривает все виды работ, которые учащиеся должны уметь выполнять на Е Г Э: тест, работа с документом, написание эссе. Достоинством урока является его высокая результативность, все учащиеся получают оценки в процессе урока и после него за написание эссе. ...

    02 03 2020 13:42:19

    Урок "Владимир Святославович. Принятие христианства и его значение"

    Автор знакомит учащихся с образом Владимира Красно Солнышка, целями проводимых им войн, походов и реформ....

    01 03 2020 8:32:45

    Путь развития России. 10-й класс

    Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....

    29 02 2020 19:56:48

    Урок по истории Древнего мира в 5-м классе "Основание греческих колоний"

    На уроке на основе фрагмента исторического источника, текстов учебника, иллюстративного материала учащимися 5-го класса изучаются причины, ход, последствия и значение греческой колонизации. Урок сопровождается мультимедийной презентацией, содержащей богатый иллюстративный материал, анимированную карту, основные выводы, к которым приходят учащиеся в ходе изучения темы. К статье прилагаются дидактические материалы по теме урока....

    28 02 2020 6:48:41

    Использование метода проектной деятельности через продукт PowerPoint на уроках истории и обществознания

    Исследовательская деятельность, подкрепленная использованием программного продукта, подобного PowerPoint или Microsoft Publisher, связанная с работой в Интернет-сети, позволяет проявить творческий потенциал, раскрыть индивидуальность, сделать научную и учебную работу неповторимой, незабываемой....

    27 02 2020 23:55:17

    Урок обществознания по теме: "Ценности. Мотивы. Предпочтения". "Нам нужна одна победа, мы за ценой не постоим". 10-й класс

    Урок помогает раскрыть понятия: ценности, мотивы, предпочтения, патриотизм; воспитать общероссийскую идентичность, гражданственность, приверженность гуманистическим ценностям....

    26 02 2020 23:10:31

    "Крестьяне – российской жизни основа. Судьба была трудной у народа простого"

    Актуальность данной игры обусловлена 150-летием отмены крепостного права в России, воспитанием гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. В представленном устном журнале и игре актуализируются знаний обучающихся по теме " Жизнь и быт российского крестьянства". Игра проводится с обучающимися 5–8-х классов, которые еще не изучали по истории тему " Падение крепостного права в России"....

    25 02 2020 12:49:49

    Интеллектуальный марафон по теме "Военная история Древней Греции"

    Марафон проводится как повторительно-обобщающий урок в игровой форме среди пятиклассников. Школьникам предлагается выполнить занимательные задания, которые проверяют и развивают имеющиеся у них умения и навыки по истории, а также углубляют исторические знания и укрепляют интерес учеников к античной истории. ...

    24 02 2020 2:26:27

    Угроза с Запада. Урок истории в 6-м классе

    Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....

    23 02 2020 18:20:30

    Разработка урока по обществознанию в 11-м классе по теме "Патриотизм: знак вопроса?"

    Урок обществознания в 11-м классе посвящен проблеме, которая на фоне последних событий, произошедших в Москве, становится очень актуальной, тем более что патриотизм – это и нравственная категория. В ходе урока учащиеся сравнивают понятия патриотизм и национализм, находят в них общее и различие, должны прийти к выводу, что патриотизм, перешедший в национализм, может принести страдания и боль, привести к геноциду, ксенофобии, антисемитизму, религиозной нетерпимости....

    22 02 2020 4:36:50

    Новые подходы и методы на уроках истории и религиоведения

    Одна из целей преподавания религиоведения в школе – обучение школьников основам знаний об истории и мировых и традиционных религиях, их месте в обществе, свободе вероисповедания, формирование навыков и умений, применение полученных знаний в жизни, воспитание у учащихся толерантности и гуманистического мировоззрения на основе нравственно-духовных ценностей, а также неприятия идеологии экстремизма, терроризма и религиозного радикализма....

    21 02 2020 7:24:24

    Урок истории "Древний мир: менталитет воина"

    Такие приемы как мозговой штурм, синквейн, эвристическая беседа способствуют активизации познавательной деятельности учащихся. Дети не просто воспринимают материал, они активно участвуют в поиске, обработке информации, а главное - осмысливают ее. Кроме того, происходит формирование основ гражданской позиции пятиклассников: да, войны велись всегда и можно уважать смелость, благородство воинов древности и современности. Но избежать военных конфликтов мы можем и нужно стремиться к этому, воспитывая в себе и обществе одно из главных качеств - толерантность....

    20 02 2020 2:56:12

    Ребусы к урокам истории

    Презентации помогут сделать повторение на уроках более интересным, запоминающим. Благодаря этим ребусам, можно проводить проверку домашнего задания в разных формах, используя разные технологии....

    19 02 2020 21:47:41

    Внешняя политика Советского Союза в 1953–1964 гг.

    Разработка урока предусматривает большой объем работы с иллюстративным, документальным и художественным материалом. Задача учителя состоит в том, чтобы научить школьников самостоятельно получать информацию из разнообразных источников, уметь ее анализировать, систематизировать, обобщать. Работа на уроке с различными источниками информации поможет наработать вышеперечисленные умения....

    18 02 2020 11:41:52

    Урок истории и информатики по теме "Технология обработки числовых данных казаками". 9-й класс

    Урок-взаимодействие двух предметов: истории казачества и информатики помогает глубже усвоить исторический материал И К Т-средствами. Пробуждает интерес к истории казачества, делает ее доступнее и понятнее....

    17 02 2020 1:32:41

    Методические особенности преподавания дисциплины "Сравнительная история мировых религий"

    В ходе освоения дисциплины студенты приобретают знания и умения, которые позволят им толерантно воспринимать адептов иной конфессии, распознавать и отличать деструктивные секты от традиционных религиозных систем. С учетом специфики задач указанной дисциплины и содержания изучаемого материала в преподавании рекомендуется использовать проблемный и интерактивный подходы, метод сравнительного анализа, разнообразную методику семинарских занятий - обсуждение, дискуссию, фронтальную беседу....

    16 02 2020 10:26:30

    Интегрированный урок (литература + история) по теме "Час, который решил судьбу Отечества"

    Литература и история обладают широким интеграционным потенциалом. При проведении урока литературы понимание целостности художественного произведения невозможно без знакомства с историко-культурным контекстом эпохи. Прежде, чем провести бинарный урок следует cпроектировать: содержание межпредметных понятий, способы учебной деятельности учащихся, выбрать интегративные формы обучения....

    15 02 2020 13:47:57

    Тема урока "Олимпийские игры в Древней Греции"

    Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Формирует умения работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения. Пробуждает в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта. ...

    14 02 2020 13:36:15

    Урок-викторина "Киевская Русь" в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида

    Предложен урок-викторина по теме " Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме " Киевская Русь"....

    13 02 2020 10:38:12

    Урок обществознания с кейс-технологией. 7-й класс

    Кейс-технология – это интерактивная педагогическая технология, использующаяся для активизации учебного процесса. Ее суть состоит в том, что учащимся дается описание определенной ситуации, созданной на основе реальных или вымышленных событий. Одна из важнейших характеристик кейс-метода ‒ умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу. Главное его предназначение – развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение....

    12 02 2020 9:24:14

    Интегрированный урок (обществознание + английский язык) по теме "Человек среди других людей"

    Урок помогает учащимся разобраться в таких вопросах, как почему люди объединяются в группы и можно ли входить в разные группы одновременно. Дети выясняют, что с момента рождения человек является членом той или иной группы и всегда окружен другими людьми, где бы он ни находился. Интегрированный урок развивает коммуникативные навыки учащихся, учит с уважением относиться к мнению другого человека и формирует готовность строить взаимоотношения с окружающим миром на основе сотрудничества....

    11 02 2020 1:49:16

    Еще:
    История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

    Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.