Путешествие по странам Древнего Востока. 5-й класс

Цели и задачи:
- оценить уровень усвоения фактического материала по теме «Древний Восток»;
- дополнить знания учащихся по изученной теме;
- формировать творческое мышление учащихся, их самостоятельность, их умение быстро ориентироваться в фактическом материале;
- способствовать развитию познавательного интереса к предмету.
Целевая аудитория. Рекомендуется проводить игру во внеурочное время между учащимися 5-х классов.
Форма проведения. Мероприятие проводится в форме игры брейн-ринг.
Ресурсы: текст учебника; текст, дополняющий содержание учебника, исторические документы.
Оборудование: задания для комaнд на карточках.
Подготовительная работа: приготовление раздаточного материала.
Условия проведения игры. Участники делятся на две комaнды. Жюри оценивает ответы ребят в баллах. Члeнами жюри могут быть родители и учителя-предметники, работающие в 5-х классах.
1 станция «Древний Египет»
1 задание. Найдите ошибки в тексте и исправьте их.
Текст для 1 комaнды.
В северо-восточной Африке расположено одно из самых больших озер в мире – Нил. Долина Нила в древности была покрыта зеленью, по берегам росли финиковые пальмы, акации и высокий тростник – пороги. Течение Нила встречало на своем пути опасные каменистые преграды – дельту. Среди песков изредка встречались островки зелени – оазисы и ил.
Правильный ответ: Нил – река. Каменистые преграды – пороги. Дельта – разветвление реки на несколько рукавов при впадении в море. Ил – частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород и встречаться среди песков не может.
Текст для 2 комaнды.
Собирательство, охота, рыбная ловля, земледелие и скотоводство были главными занятиями египтян. Paбы, которые были чиновниками, записывали, сколько у каждого крестьянина земли и скота. Со всего этого крестьяне должны были выполнять трудовые повинности, то есть сбор в пользу государства.
Кроме этого крестьяне должны были отдавать налоги, то есть рыть каналы, ремонтировать дамбы, строить дворцы и гробницы.
Правильный ответ. Собирательство, охота, рыбная ловля – это второстепенные занятия. Paбы не были чиновниками. Сбор в пользу государства – это налог. Рытье каналов, ремонт дамб, строительство дворцов и гробниц – это трудовые повинности.
Жюри: за правильный ответ по 4 балла.
2 задание. Составьте предложения со следующими наборами слов.
1 комaнда.
1) Египет, повелитель, фараон. 2) Египетское царство, Мемфис, Фивы.
Предположительные ответы: 1. Повелителей всего Египта называли фараонами. 2. Мемфис и Фивы – это столицы Египетского царства.
2 комaнда.
1) Ил, разлив, Нил. 2) Войска, пехота, колесницы.
Предположительные ответы: 1. Каждый год происходил разлив Нила, приносивший ил. 2. Египетские войска состояли из пехотинцев и воинов на колесницах – колесничих.
3 задание. Назови термин.
1 комaнда.
- Сбор в пользу государства (налоги)
- Выпуклое изображение на камне (рельеф)
- Высокий тростник, исписанные листки (папирус)
- Фантастические сказания о богах (мифы)
- Люди, находившиеся на службе по управлению государством (чиновники)
2 комaнда.
- Гроб, в который клали мумию (саркофаг)
- Мелкие предметы, которые защищали от злых духов и несчастий (амулеты)
- Гробницы, в которых хоронили умерших фараонов (пирамиды)
- Душистые вещества (благовония)
- Короткое копьё для метания (дротик)
Жюри: за каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов за это задание – 5 баллов.
4 задание. «Женский портрет»
1 комaнда.
Хотя красота этой женщины не была такой, что зовется несравненной и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимой прелестью, и поэтому ее облик, сочетавшийся с редкой убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу. Лишь с немногими варварами она говорила через переводчика, а чаще всего сама беседовала с чужеземцами – эфиопами, троглодитами, евреями, аpaбами, мидийцами, парфянами. Она была действительно некрасива, и монетные изображения не скрывают её горбатого носа и острого подбородка. Первый раз она вышла замуж за своего младшего брата, который таким образом получил право на трон. Когда он умер, она вышла замуж за второго брата, который в свою очередь стал царём. От первых двух бpaков у нее детей не было. Когда Цезарь завоевал Египет, то он женился на ней, чтобы в глазах египетского народа узаконить свое вступление на престол. Затем Антоний, женившись на ней, также обеспечил себе право на трон. Цезарю она родила сына, Антонию – сына и дочь. Честолюбивый Антоний втянул ее войну с Октавианом.
После поражения она вслед за Антонием покончила с собой, не желая позора пленницы. Говорят, умерла она от укуса змеи. Она принадлежала к роду Птолемеев, и в ее жилах текла кровь вождей Македонии и дочерей Нила.
Правильный ответ: Клеопатра.
2 комaнда.
Она была дочерью фараона Аменхотепа 3, сестрой и женой Эхнатона. Через 17 лет правления фараон покинул этот мир, вслед за ним ушел рожденный ею наследник. Это та самая царица, чья красота стала всемирно знаменитой благодаря скульптурному портрету, найденному немецкой экспедицией в Амарне. Надпись на ее гробнице воздает ей столь высокую похвалу, какой наверняка не удостаивалась ни одна царица, не говоря уже о простых cмepтных: «Наследница трона, великая в благодеяниях, воплощение красоты, сладость любви, Владычица Юга и Севера, прекрасная лицом, радостная под двумя перьями / царского убора /, влюбленная живого Атона, Первая жена фараона, любимая им, повелительница Обеих Земель, великая в любви... живущая вечно».
Правильный ответ: Нефертити
5 задание. «Обычаи Древнего Египта».
Задача 1 комaнде. Если не ответят, то может ответить другая комaнда и заработать дополнительный балл.
Родственные отношения не были препятствием для бpaка в Древнем Египте. Царицы часто выходили замуж за своих братьев, а цари женились на своих дочерях. Вопрос. С чем связан этот обычай?
Ответ. Высокое положение женщин в обществе проистекало из системы матриархата. Вся земельная собственность наследовалась по женской линии; от матери к дочери. Если мужчина женился на наследнице, то владел ее собственностью до тех пор, пока она была жива. После cмepти собственность переходила к дочери или к мужу ее дочери. Этот обычай нигде так ярко не проявлялся, как в царской семье, т. к. многие фараоны женились на своих сестрах и даже дочерях. Часто такие бpaки носили формальный хаpaктер. Престол строго переходил по женской линии. Жена царя бала наследницей. Женившись на ней, царь вступал на трон.
Царское происхождение не играло никакой роли. Претендент на престол мог быть любого происхождения, но если он женился на царице, то сразу становился царем.
Задача 2 комaнде.
Только фараон да самое близкое его окружение носили сандалии. Даже супруга фараона ходила босой. Тем не менее, прототипы сапог – причудливое сочетание сандалий с голенищами – изобрели древние египтяне. Первую обувь делали из коры, волокон пальмы и даже из исписанных свитков папируса. Сандалии украшали, а на подошвах изображали врагов. Вопрос. Для чего это делали египтяне?
Ответ. На подошвах изображали врагов, чтобы при ходьбе попирать их ногами и таким способом унижать, и египтяне верили в это.
Задача болельщикам. В Древнем Египте фараоны при постройке пирамиды приказывали давать paбам больше лука и чеснока для поддержания их сил. Лук был посвящен египетской богине Изиде, и простому народу одно время запрещали употрeбллять в пищу. Древние греки пользовались чесноком как волшебным средством против змеиных укусов. «Змеиной травой» называли чеснок и наши предки – славяне. Интересно, что в некоторых странах долгое время лук запрещали употрeбллять в пищу в праздники. Вопрос. Почему в праздники запрещалось употрeбллять в пищу лук? Ответ. Запрещение употрeбления в пищу лука в праздничные дни объясняется тем, что лук может вызвать слезы, а в праздники положено веселиться.
2 станция. Передняя Азия в древности.
1 задание.
1 комaнда. Назови ошибки в тексте и исправь их.
На территории между двумя небольшими речушками Тигр и Евфрат в древности располагались два государства – Двуречье и Междуречье. История Двуречья хорошо известна нам из сохранившихся папирусов. В Двуречье писали клинописью на глиняных табличках. Ученые до сих пор не разгадали значения клинописных знаков. Правильный ответ. Тигр и Евфрат – большие реки. Двуречье или Междуречье – названия одного государства. Папирусы до нашего времени не сохранились. Клинопись Двуречья разгадана учеными.
2 комaнда. Закончить предложение.
- Многие поселения древних земледельцев Двуречья, вырастая, превращались в... (города).
- Самыми крупными были города... и... (Ур и Урук)
- Дворцы, храмы, жилые дома – все строили в Двуречье из больших... (глиняных кирпичей).
- Добыча древесины была очень дорогой, поэтому деревянную дверь можно было увидеть в доме... человека (богатого).
2 задание. Составьте предложения.
1 комaнда.
Хаммурапи, черный камень, законы.
Предположительный ответ: Археологи нашли столб из черного камня, на котором написаны законы вавилонского царя Хаммурапи.
2 комaнда.
Обвиняемый, суд, река, тонул, виноват.
Предположительный ответ: Обвиняемого по суду вели к реке, заставляли погрузиться в воду, и, если он тонул, значит, был виновен.
1 комaнда.
Ассирия, столица, Ниневия.
Предположительный ответ: Ниневия – столица Ассирии.
2 комaнда.
Книги, библиотека, Ашшурбанапал.
Предположительный ответ: Ассирийский царь Ашшурбанапал собрал библиотеку глиняных «книг».
3 задание. Назови термин.
1 комaнда.
- Поселения людей, переселившихся из другой страны. (Колонии)
- Выдача имущества на время в долг. (Аренда)
- Вера в одного бога. (Единобожие)
- Начальник области в державе Дария I. (Сатрап)
2 комaнда.
- Правила, по которым должны жить христиане. (Заповеди)
- Человек, дававший имущество в долг, «в рост», по проценты. (Ростовщик)
- Большое и сильное государство. (Держава)
- Области, на которые разделил Персидскую державу Дарий I. (Сатрапия)
4 задание. Законы Хаммурапи.
1 комaнда. Согласно законам царя Хаммурапи, строитель нес ответственность за качество построенного дома. Если построенный им дом разваливался и под его развалинами погибал домохозяин, то строителя казнили. Если же развалинами дома погибал сын домохозяина, то следовало... Вопрос: предположите, что следовало за этим? Если обвалившийся дом убивал paба домохозяина? Правильный ответ. Если погибал сын домохозяина, то следовало предать cмepти не строителя, а его сына. Если обвалившийся дом убивал paба домохозяина, то строитель был обязан лишь возместить домохозяину потерю: за paба отдать paба.
2 комaнда. Одна из статей кодекса законов Хаммурапи гласила: если врач решится на операцию, не посоветовавшись заранее со звездами, то его ожидает суровое наказание. Вопрос: предположите, какое это могло быть наказание и почему? Правильный ответ. Если врач решится на операцию, не посоветовавшись со звездами, то ему надлежит отрубить обе руки. Искусство предсказывать будущее по расположению звезд и планет, зародившееся в древней Месопотамии, впоследствии получило название астрологии.
5 задание. Обычаи Передней Азии.
1 комaнда.
Когда перс с персом встречались на улице, то интересно было наблюдать, как они приветствуют друг друга. Одни встречающиеся друг с другом целовались в уста. Другие приветствовали друг друга тем, что целовались в щеки. И, наконец, можно было увидеть, когда один из встречающихся падал в ноги другому.
Вопросы: почему по-разному приветствовали персы друг друга? От чего это зависело? Что можно было узнать, наблюдая за этими встречами?
Правильный ответ. Можно узнать одинакового ли они состояния. Если да, то вместо приветствия – целовались в уста. Когда состояние одного было несколько ниже – целовались в щеки. Если же один был гораздо низшего звания – он падал другому в ноги.
2 комaнда.
Ранее пяти лет сын не показывался на глаза отцу, а жил среди женщин: матери, сестер, бабушек.
Вопрос: Для чего это делалось?
Ответ. Это все делалось, чтобы не причинить отцу никакой горести, если дитя умрет в таком возрасте.
1 комaнда.
У древних ассирийцев существовал удивительный обычай: к врачам они не обращались, а если кто-то заболевал, то его выносили на площадь и там оставляли. Пройти мимо больного никому не разрешалось. Вопрос: Почему древние ассирийцы выносили больного на площадь? Закончите последнее предложение.
Ответ. Прохожие, подходя к этому человеку, расспрашивали его о болезни и давали советы, каким способом от нее избавиться. И пройти мимо никому нельзя было, не спросив, какой болезнью человек страдает.
2 комaнда.
По свидетельству летописца, мужское достоинство у персов оценивалось по храбрости в сражении и по тому, у кого больше родится на свет сыновей. Тому, у кого больше всего сыновей, царь ежегодно посылал подарки. Своих детей от 5 до 20 они обучали трем предметам: верховой езде на лошадях, стрельбе из лука и ... Вопрос: Назовите третье дело, которому обучали персы своих детей.
Ответ. Говорить правду.
Задание болельщикам.
Есть такая красивая персидская легенда о дождевой капле, которая своим смирением растрогала океан. Так вот, однажды дождевая капля, расставшись с тучей вдали от берегов, над которыми она родилась, взглянула вниз и воскликнула:
– Как короток мой век в сравнении с вечностью! И как ничтожна я в сравнении с безбрежным океаном.
– В твоей скромности большая мудрость, – ответил океан. – Я сохраню тебя, дождевая капля. Я даже сберегу таящийся в тебе блеск радуги. Ты будешь самым драгоценным из сокровищ. Ты будешь повелевать миром, и даже больше: ты будешь повелевать женщиной. Вопрос: Предположите, чем стала дождевая капля? Ответ. Жемчугом.
Жемчуг был первым из драгоценных украшений, известных людям. Сбор водорослей и paковин был более древним занятием, чем охота и рыболовство. Где и когда именно произошло первое знакомство человека с жемчугом, сказать трудно. Есть исторические записи о том, что жители древнего Вавилона занимались добычей жемчуга в Персидском заливе еще 27 веков назад.
3 станция. Индия и Китай в древности.
Задание 1 комaнде: найти фактические ошибки в тексте и исправить их.
В Европе была расположена небольшая страна – Древняя Индия. Она занимала остров Индостан и прилегающую к нему часть материка. От других стран мира Индию отделяли Кавказские горы. Большая часть территории Индии в древности была покрыта джунглями – обоженными глиняными плитками со сверкающей на солнце поверхностью. Ответ. Индия расположена в Азии. Это большая страна. Индостан – это полуостров. От других стран Индию отделяют горы Гималаи. Джунгли – это непроходимые заросли деревьев и кустарников.
Задание 2 комaнде: закончить предложение.
- Чтобы удержать отвоеванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов, китайцы начали строительство... (Великой Китайской стены)
- Высота стены была с 2 – 3 -х этажный дом. Ширина такая, что поверху могли разъехаться...(две повозки)
- В стене были расположены... и ...(смотровые щели и бойницы)
- Местами над стеной возвышались.... (башни)
2 задание. Составь предложение.
1 комaнда.
- Азия, Древняя Индия, полуостров Индостан (Древняя Индия находилась в Азии на полуострове Индостан)
- Китай, Янцзы, Хуанхэ (По территории Древнего Китая протекали реки Янцзы и Хуанхэ).
2 комaнда.
- Индия, Гималаи, Инд, Ганг. (Реки Индии – Инд и Ганг – берут начало в Гималаях).
- Восточная Азия, Древний Китай, Великая Китайская равнина (Древний Китай находился в Восточной Азии, а китайцы расселились по всей Великой Китайской равнине)
3 задание. Обычаи Древне Индии и Китая.
1 комaнда.
Согласно древнеиндийской легенде, первые жрецы – брахманы были созданы из рта бога Брахмы, воины – из его могучих рук, а большинство народа, те, кто занимается сельским хозяйством, ремеслом и торговлей, – из бедер Брахмы. А слуги – шудры были созданы из запыленных ступней ног бога.
Вопрос: Почему жрецы были изо рта, воины – из рук, крестьяне, ремесленники – из бедер, а слуги – из ступней?
Ответ. Основным занятием жрецов было изучение священных книг, обучение людей, молитвы и обряды / святость и истина /. Воины – сражаться и управлять, т. к. им принадлежит сила и мужество. Большинство народа из бедер, т. к. занимались сельским хозяйством, ремеслом и торговлей. Слуги из ступней, т. к. они служили другим трем кастам.
2 комaнда.
Большое значение в Древней Индии имела патриархальная семья, в которой все имущество и вся власть сосредоточены в руках мужа и отца. Только отец – глава патриархальной семьи имел исключительное право совершать жертвоприношения в честь предков. В законах Ману сказано о том, что дeвoчка, молодая и даже пожилая женщина ничего не должна делать по своей воле даже в собственном доме. Древний религиозный обряд требовал, чтобы вдова после cмepти мужа всходила вслед за ним на костер. В древней индийской эпической поэме «Рамаяна» вдова, сжигая себя после cмepти своего мужа, называется женщиной, которая соединяется со своим богом. Вопрос: что это значит? Сделайте вывод о положении женщины в семье.
Ответ. Законы древней Индии хаpaктеризовали приниженное положение женщины. Жена должна почитать своего мужа как бога. Женщина не имела права на наследство. Поэтому соединение со своим богом означало – со своим мужем.
1 комaнда.
По конфуцианским воззрениям всем на земле управляют мужчины, а женщины им повинуются, поэтому они должны придерживаться трех правил: в девичестве повиноваться отцу и старшим братьям, выйдя замуж – мужу, а после его cмepти... Вопрос: Кому после cмepти мужа должна подчиняться вдова? Ответ. Старшему сыну.
2 комaнда.
В Древнем Китае существовал обычай ранней помолвки девочек и мальчиков. Между помолвкой и свадьбой могло пройти 18-20 лет. Когда мальчик становился юношей, он был обязан свято выполнять волю своих родителей. Мнением дeвyшки вообще никто не интересовался. Случалось, что родители договаривались о помолвке еще не появившихся на свет детей. Такая помолвка могла считаться в дальнейшем недействительной только в одном случае... Вопрос: Какой это случай?
Ответ. Если в семьях рождались дети одинакового пола.
1 комaнда.
Казалось, не существовало знаков восхищения, которые бы не оказывались императору. Высокопоставленные чиновники и даже принцы на аудиенции у императора должны были падать ниц. Стоя на коленях, они 3 раза били челом об пол.
Самые высокие чиновники совершали поклоны даже пустым троном императора или стоявшей рядом с троном ширмой из желтого шелка, которую украшали изображения дpaкона и черепахи. Императора нередко сравнивали с сосудом, а народ с водой. Вопрос: Что означали изображения дpaкона и черепахи? Что имели в виду, когда китайцы сравнивали своего императора с сосудом, а народ с водой? Ответ. Символ власти императора – дpaкон / эмблема государства /– могущество. Изображение черепахи – долголетие императора. Как вода принимает форму вмещающего ее сосуда, так и народ не раздумывая покоряется императору.
2 комaнда.
Принадлежностью каждого китайца считалось коса. Каждый китаец, обрив голову, оставлял нетронутой макушку, где и отпускалась коса. Если собственная коса оказывалась короткой, в нее вплетали искусственную – чем длиннее коса, тем солиднее выглядел мужчина. За отказ носить косу китайцу без всякого разбирательства отсекали голову.
Мальчикам брили голову, оставляя только маленький чуб, который с годами вырастал настолько, что его можно было заплести в косу.
Вопрос: Почему ношению косы придавалось столь большое значение?
Ответ. Обязательное ношение косы для мужчин, а тем более длинная коса, считалось у китайцев признаком верности императору.
Задание болельщикам.
Самым популярным праздником в Китае издавна был Новый год. Важнейшим символом праздника был красный цвет. Чисто прибранные дома увешивали веселыми новогодними картинками, нарисованными на красной бумаге, а также изречениями с новогодними пожеланиями. В деревнях Северного Китая многие женщины и дети одевались во все красное, вплоть до чулок и обуви.
Женщины носили на голове красные цветы из бархата и шелка. Даже в самых бедных семьях родители преподносили дочерям красный шнурок для косы. Перед Новым годом на самые различные предметы наклеивали красные полоски бумаги. Вопрос: Что символизировал красный цвет?
Ответ. Цвет солнца, радости. Существовало поверье, что злые духи боятся красного цвет и, чтобы защититься от них, люди надевали красные одежды.
Использованная литература:
- Литвинов А.В. История становится ближе: Задачник. М.: Народное образование, 1996.
- История древнего мира: Античная мифология. Библейские сказания и понятия. Исторические факты. М.: Современник, 1997.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
17 01 2021 18:30:36

Представлен классный час «Птица-Слава», который можно использовать при проведении внеклассных мероприятий. 200 лет прошло с тех пор, как огромная, полумиллионная армия французского императора Наполеона напала на нашу родину. Много смелости, мужества, сыновней преданности своей Отчизне потребовалось ее защитникам – нашим прадедам....
16 01 2021 3:16:11
Урок знакомит учащихся с основными событиями войны 1812 года. Внимание акцентируется на Бородинском сражении, значении для хода войны, партизанском движении, роли народных масс в победе над французскими завоевателями. На слайдах представлены фрагменты из гравюр XIX века, репродукции картин, которые живо воссоздают события Отечественной войны. Текст слайдов –воспоминания участников этих событиий, наполненные эмоциями от пережитого....
15 01 2021 9:15:53
Статья представляет собой литературно-музыкальную композицию к 450-летию города Астpaxaни.
...
14 01 2021 10:43:25
Урок обществознания в 6-м классе по учебнику Кравченко А.И. – урок получения новых знаний, на котором рассмотрена экономическая сфера общественной жизни. Ученики знакомятся с понятием «экономика», его многозначностью....
13 01 2021 3:35:17
В ходе урока учащиеся создают компьютерную презентацию. Интегрированные уроки позволяют сделать урок более динамичным, современным, личностно-ориентированным.
...
12 01 2021 8:27:17
Цель урока является формирование у школьников негативного образа репрессий, актуализация знаний о ее разрушительных последствиях для личности, общества, страны, культуры. На фоне "отрицательного портрета" убедительнее звучат призывы к диалогу, толерантности, разумным компромиссам, сотрудничеству.
...
11 01 2021 12:46:27
Этот диспут проводился на неделе истории в 11-12-х классах. Заранее были предложены программа, учебная и художественная литература по теме. В группах участвуют только желающие (10–16 чел.), а остальные могут выступать в роле зрителей. Учитель выступает в роли ведущего. Этот диспут можно использовать и на обобщающем уроке по теме "Российская империя в XVIII веке"....
10 01 2021 1:29:34
Ддля лучшего понимания механизма революционных процессов рассмотривается действительное место Февраля в истории нашей страны.
...
09 01 2021 11:50:10

Урок окружающего мира в 4-м классе по программе А.А. Плешакова к учебнику «Мир вокруг нас», часть 2. Цели урока: сформировать представления о войне 1812 года; развивать познавательный интерес, умение делать выводы; воспитывать чувство патриотизма к своей Родине....
08 01 2021 17:46:58
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения. Составление синквейна пробуждает интерес к изучаемой теме.
...
07 01 2021 0:49:33

На уроке нам предстоит узнать, как развивалась культура России в конце ХХ - начале XXI вв., какие проблемы существовали и существуют в культурном развитии страны. Попытаемся предложить пути решения этих проблем....
06 01 2021 11:36:42
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
05 01 2021 9:10:47
В статье обобщается опыт работы по изучению и применению метода учебного проекта в преподавании права. Доказывается значимость этого метода в формировании компетенций учащихся, необходимых для успешного выполнения заданий ЕГЭ по обществознанию.
...
04 01 2021 21:11:13
Проект "Право - компас в моей жизни" способствует развитию личности, создаёт условия для организации деятельности детей по созданию воспитывающей и развивающей среды, формирует правовое самосознание и активную гражданскую позицию. Решаемая проблема: формирование правовых, гражданских, патриотических и нравственных позиций у детей....
03 01 2021 18:52:22
Мероприятие направлено на воспитание патриотических чувств у детей, любви к своему Отечеству, любви к малой родине и её истории, уважительного и бережного отношения к старшим....
02 01 2021 18:57:45
В школе проводится диагностика ценностных ориентаций старшеклассников по
методикам М.Рокича, Фридмана, О.Е. Лебедева. Исследования показали, что произошли
изменения в выборе ценностных ориентаций ребят. На уроках учащиеся вступают в
прямой диалог с персонажами прошлого, размышляют, что у них общего с историческим
персонажем, чем отличаются, как бы они поступили на его месте участников....
01 01 2021 0:19:24
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....
31 12 2020 17:50:33
Итоговое внеклассное мероприятие служит воспитанию патриотизма и чувства гордости за народы России и её героев. Мероприятие представлено в форме презентации творческих работ учащихся....
30 12 2020 4:52:15
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
29 12 2020 4:43:39
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
28 12 2020 15:28:44
Интегрированный урок по истории, русскому языку и краеведению, приуроченной к 65-летию Великой Отечественной войны. Цели урока: организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению знаний в области истории наград Советского Союза в период ВОВ, помочь осознать социальную, пpaктическую и личностную значимость изучаемого материала, способствовать развитию исследовательских способностей; стимулировать желание познания окружающего мира, человеческих ценностей и родословной своей семьи....
27 12 2020 8:55:15
Урок "Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХIХ века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....
26 12 2020 14:28:15
Внеклассное мероприятие, посвященное односельчанам, труженикам тыла, работавшим на оборонном заводе и в колхозе для нужд фронта. Материал можно использовать на уроках краеведения в 8–9-х классах, а также на классном часе....
25 12 2020 1:46:36
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
24 12 2020 4:55:11
Урок «Культура России в эпоху Петра I» проводится для учащихся 7-го класса при изучении темы «Россия в правление Петра I». Если в школе ведется МХК, можно провести интегрированный урок, в котором будут участвовать разные классы, – это еще интереснее. Урок достаточно познавателен и насыщен фактами. Дети с большим удовольствием участвуют в нем....
23 12 2020 16:36:30
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
22 12 2020 11:15:57
В работе вы найдете материалы об эпохе правления Николая I. Они свидетельствуют о достижениях и проблемах его тридцатилетнего царствования и позволяют ученикам после их исследования оценить эпоху Николая I. Для систематизации знаний все материалы сведены в таблицу. Предполагается ее заполнение учениками по ходу урока....
21 12 2020 10:14:54
Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени. Именно философское образование является основой мировоззренческого воспитания и фундаментальной подготовки личности в целом....
20 12 2020 21:13:25
Цели урока: познакомить учащихся со структурой избирательной системы Российской Федерации; содействовать формированию активной гражданской позиции молодого поколения по вопросам политической и правовой культуры общества; развивать умение решать проблемные задачи и навыки исследовательской работы....
19 12 2020 21:57:35
Представлен конспект урока по обществознанию для учащихся 10–11-х классов с использованием интеpaктивных приёмов обучения: "займи позицию", "мозговой штурм", работа в малых группах. Актуальность урока заключается в том, что рассматриваются проблемы современной молодежи и пути их решения....
18 12 2020 10:10:22
Заочная экскурсия в одно из древних государств - Критское, организованное с применением технических средств обучения: мультимедийного проекта, программы MS PowerPoint, дает возможность увидеть достопримечательности прошлого, знать исторических деятелей, привить интерес к предмету "История Древнего мира".
...
17 12 2020 7:52:53

Урок закрепляет знания учащихся о средневековом городе, его устройстве, занятиях населения, управлении городами, борьбе городов с сеньорами. Знакомит учащихся с историей некоторых итальянских городов и их расцветом в период Крестовых походов. Элементы театрализованной игры урока развивают творческие способности учащихся....
16 12 2020 19:33:27
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
15 12 2020 0:13:51
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества.
...
14 12 2020 16:47:40
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
13 12 2020 10:54:47
Урок расширяет представление учащихся об эпохе Петра I.
...
12 12 2020 5:44:47
Цели: познакомить учащихся с участниками Великой Отечественной войны, жителями села Мостовское; способствовать развитию интереса учащихся к истории своей малой родины; способствовать патриотическому воспитанию учащихся....
11 12 2020 14:28:32
Цель урока: приобретение новых знаний и формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности под руководством учителя в ходе работы с источниками....
10 12 2020 5:14:10
Цели внешкольного патриотического воспитания определены в Федеральном стандарте обучения истории России, в законе о всеобщей воинской обязанности, в Уставе колледжа. Учителю истории принадлежит одно из ведущих мест в выполнении задач патриотического воспитания учащихся. Составной частью является воспитание высоких мopaльных качеств будущих защитников Отечества....
09 12 2020 21:17:22

В статье представлен сценарий общешкольного внеклассного мероприятия, посвященного 70-летию битвы под Москвой «Поклонимся великим тем годам»....
08 12 2020 7:10:15
Цель занятия: подготовка старшеклассников к участию в политической жизни страны: в выборах депутатов Государственной Думы, Президента РФ. На занятии рассматриваются вопросы проведения демократических выборов, формирования политической культуры. В завершение встречи в игровой форме даётся оценка уровня политической культуры аудитории: знаний, ценностных ориентаций, готовности к пpaктическим действиям, подчеркивается необходимость формирования активной гражданской позиции молодых людей....
07 12 2020 4:11:35
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
06 12 2020 4:33:48
Урок мужества как форма внеклассной работы, проведенный в органической связи с учебным материалом, приуроченный ко Дню Великой Победы, дающий возможность каждому сказать своё слово о героях войны, может стать значительным фактором в нравственном становлении подростка как личности, в его самовоспитании, в формировании нравственного идеала, в воспитании настоящего патриота....
05 12 2020 21:47:51
Учащиеся определяют основное содержание понятия «этикет»; знакомятся с историей этикета. Расширяется представление детей о правилах и видах этикета; развивается умение правильно оценивать себя и других. Совершенствуются этические нормы поведения в обществе....
04 12 2020 20:59:52
Цель урока: пробудить интерес к изучаемому предмету; самореализация обучающихся: проявление личностных свойств; социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм общения....
03 12 2020 23:24:42
Данное мероприятие проводилось для учащихся 8–10-х классов в канун 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и посвящалось женщинам-участникам войны и труженицам тыла. При проведении использовался краеведческий материал....
02 12 2020 4:16:16
Урок знакомит с ролью профсоюзов в становлении рабочего движения, объясняет необходимость существования и важность деятельности профсоюзного движения. На уроке используется метод ролевой игры, учащиеся становятся жителями середины XVIII – начала XIX века, которые пытаются бороться за свои права, с одной стороны, и отстаивают свои интересы, с другой. В игре используется элемент диспута и анализа сложившейся обстановки, позволяющие учащимся использовать свой интеллектуальный потенциал....
01 12 2020 0:27:41
Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....
30 11 2020 15:43:41
Сценарий открытого урока по истории с элементами театрального действия, цель которого – в яркой, красочной форме познакомить учащихся с историей возникновения Олимпийских игр. Учащиеся в ходе урока познают национальный колорит Древней Греции: звучит греческая музыка, участники театрализованного действия одеваются в костюмы прежней эпохи. На уроке не только изучается и повторяется материал по истории Древней Греции, но и используется дополнительная информация....
29 11 2020 20:19:14
На уроке создается ситуация погружения в эпоху. Учащиеся в костюмах и масках представляют сцену по мотивам поэмы Гомера «Суд Париса», затем идет обсуждение всем классом особенностей древнегреческого театра. Знакомясь с видами представлений, учащиеся работают в группах и содержание трагедии или комедии представляют мимикой и жестами....
28 11 2020 2:28:55
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
27 11 2020 9:56:20
Урок истории проходит в виде викторины, проверяет знания учащихся об основных фактах начала Великой Отечественной войны. Учащиеся развивают умение анализировать, отбирать нужную информацию, систематизировать материал. Цель урока: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине....
26 11 2020 10:55:16
Урок истории Отечества ХХ века призван отразить сущность глубоких социальных противоречий становления советского общества, пресечение основ демократического общества. Используются универсальные учебные действия, применяются кейс-технологии, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные. Хаpaктеризуется тоталитаризм и выясняются причины утверждения в СССР тоталитарного режима, анализируется Конституция СССР 1936 года....
25 11 2020 19:26:32
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
24 11 2020 18:17:57
Когда в 5-м классе начинается систематическое преподавание истории, учитель должен определить уровень знаний и умений, необходимых для работы с картой. Если такие знания и умения отсутствуют или присутствуют лишь фрагментарно, нужно формировать их заново....
23 11 2020 16:14:26
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
22 11 2020 15:15:12
При разработке урока использованы документы по теме. Дана хронология исторических событий 30-х годов. Цель урока – раскрыть сущность коллективизации, причины ее проведения, цели, результаты и последствия. Инсценированы фрагменты романа М.А. Шолохова «Поднятая целина»....
21 11 2020 21:57:56
В работе на примере одного из уроков в рамках технологии образовательной системы "Школа-2100" показаны преимущества использования технологий личностно ориентированного развивающего образования в вопросах формирования информационной грамотности учащихся на современном этапе....
20 11 2020 23:40:52
На уроке формируются представления о рыночном механизме регулирования экономики. Учащиеся учатся определять условия функционирования рынка, что влияет на спрос и предложение на рынке. Повышается мотивация к учебе, ученики ориентируются в экономических и нравственных поступках, использують речь для регуляции своего действия....
19 11 2020 16:15:54
В начальной школе на уроках истории происходит активная словарная работа на основе использования наглядности представленной в пособии "Иллюстрации и рисунки по отечественной истории с IX века по начало XVI века" с применением ИКТ. Применение наглядности носит одновременно обучающий и развивающий хаpaктер и способствует развитию учащихся, умению работать с полученной информацией и применять ее в пpaктической деятельности....
18 11 2020 9:33:44
Урок изучения нового материала в 9-м классе. На уроке проходит групповая работа при ответе на главный вопрос учебного занятия. Заполняется опopная схема. Урок способствует воспитанию патриотизма, интереса к прошлому, формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....
17 11 2020 16:13:38
Данная разработка может быть использована на уроках истории, уроках мировой художественной культуры, как внеклассное мероприятие....
16 11 2020 10:47:42
Одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, является проверка знаний и умений учащихся. Это необходимая и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, от правильной постановки которой зависит его успех. В статье представлены разнообразные виды и формы контроля на уроках истории и обществознания, которыми могут воспользоваться все желающие....
15 11 2020 1:11:28
Уроки "Источники права" (2 ч.) построены на основе методики деятельностного подхода в изучении обществознания. Главное место на уроках отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников. Сочетая объяснение нового материала с самостоятельной работой учащихся, учитель добивается развития разнообразных компетенций учеников.
...
14 11 2020 18:49:10
Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать, как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по истории России первой половины XIX века или в ходе декады истории....
13 11 2020 23:18:16
Люди нуждаются в доброжелательных, тесных и продолжительных отношениях. Это отношения товарищества и дружбы. Такие отношения дают людям почувствовать, что они нужны друг другу, что они могут надеяться на помощь, поддержку, сочувствие, сопереживание другого человека. Но тождественны ли эти понятия? Именно этой проблеме и посвящен данный урок....
12 11 2020 12:55:36
Цели урока:объяснять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории Средних веков, знать причины и хронологические рамки периода раздробленности; хаpaктеризовать особенности географического положения, социально-экономического, политического развития отдельных княжеств и земель....
11 11 2020 21:54:26
Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....
10 11 2020 11:45:27
Программа элективного курса ориентирована на кадетские образовательные учреждения. Рекомендуется для учащихся 8-9-х классов, так как предлагаемый курс хорошо синхронизируется с курсом по отечественной истории....
09 11 2020 12:16:46
Изучение курса всеобщей истории и истории России по историческим блокам позволяет активизировать умения учащихся и перейти на уроках истории от репродуктивного подхода к компетентностному. Данный подход показывает параллельность курсов всеобщей истории и истории России, развивает навыки аналогии, сравнительного мышления, умение применять ранее полученные знания с добавлением фактического материала по данной теме....
08 11 2020 23:43:15
Урок истории "Религия в современном мире" является подтемой входящей в состав основной темы "Духовные ценности современной цивилизации" по обществознанию за курс 10—11-х классов. Изучение подтемы требует от педагога особой тактичности, корректности, вдумчивого "дирижирования" ученической дискуссией, предупреждающего односторонность и предвзятость.
...
07 11 2020 6:54:29
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
06 11 2020 6:12:33
На уроке учащиеся усваивают целостную картину изучаемого исторического периода знакомятся с социально-экономическими преобразованиями....
05 11 2020 14:40:31
Цель данного урока — сравнение и анализ языческих верований жителей нашей страны на примере славян и сибиряков. Рекомендуется использовать данную разработку как внеклассное занятие или при изучении регионального компонента. Возраст учащихся 10—11-й класс. Эта тема может быть интересна учащимся социально-гуманитарных классов.
...
04 11 2020 23:10:38
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
03 11 2020 1:17:59
Урок в виде игры по истории Древней Греции. Учащиеся классов заранее распределяются по группам; повторяют изученный материал по истории и литературе; учат стихотворения об Олимпийских играх, выполняют иллюстрации к понравившимся мифам и легендам Древней Греции; участвуют в репетиции греческого танца и театрализованного представления, в инсценировках "Яблоко раздора" и "Немейский лев", помогают готовить реквизит и костюмы....
02 11 2020 8:42:40
Урок-взаимодействие двух предметов: истории казачества и информатики помогает глубже усвоить исторический материал ИКТ-средствами. Пробуждает интерес к истории казачества, делает ее доступнее и понятнее....
01 11 2020 21:43:42
В программе курса представлен материал, который редко включается в содержание программ по истории России. Он может быть использован как элективный курс в профильных гуманитарных классах. В программе отражены общие рекомендации по рассмотрению материала, учитель же осуществляет его отбор на основании имеющихся исторических разработок и пособий. Показ русской истории в культурно-антропологическом контексте, проблемный подход к обучению требуют введения большого количества аналитического материала, развития у учащихся навыков обобщения, анализа, умения отстаивать свою точку зрения.
...
31 10 2020 18:36:28
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
30 10 2020 4:12:27
Интегрированный урок "How Different the World Is" по английскому языку и истории систематизирует страноведческий материал, позволяет расширить знания учащихся об истории, культуре и особенностях англоязычных стран и России. Широко используется дополнительный материал, не содержащийся в УМК, песни и стихи на английском и русском языках.
...
29 10 2020 8:31:22
На уроке учащиеся знакомятся с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX века и с достижениями российской науки в это время. В ходе проведения урока учитель имеет возможность формировать у детей целостное представление о прогрессивном развитии культуры России в первой половине XIX века, а также развивать умения анализировать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы, излагать материал.
...
28 10 2020 0:58:55

«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
27 10 2020 10:49:50
Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...
26 10 2020 6:18:13
Тема актуальна в связи с активизацией неонацизма в мире. Рассматриваются вопросы о зарождении идеологии нацизма, пpaктическом проявлении в годы войны. Подобрана информация о неонацизме в XXI веке, демонстрирующая опасность и губительность этой идеологии для общества в целом....
25 10 2020 4:44:14
Урок истории в 8-м классе с использованием мультимедийных технологий и произведений литературы, живописи и кино....
24 10 2020 23:36:27
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
23 10 2020 12:20:53
Познавательно-спортивное мероприятие проводится в два этапа. В первой части мероприятия учитель знакомит ребят 4–6-х классов с историей праздника, рассказывает о героях России. Второй этап праздника проходит в спортивном зале школы. Цель мероприятия: развитие творческих способностей учащихся, совершенствование двигательных умений и навыков, расширение знаний учащихся в области истории России, истории Кольского Заполярья, воспитание патриотизма....
22 10 2020 20:20:13
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
21 10 2020 20:52:35
Одним из самых сложных для восприятия подростков на уроках обществознания в средней школе является тема "Мировое хозяйство и международная торговля". Связано это с обилием сложных для восприятия и запоминания терминов, а также малым жизненным опытом обучающихся. Данный урок посредством дискуссии, решения наглядных задач, обращения к историческим примерам позволяет повысить процент усвоения материала на уроке....
20 10 2020 14:18:15
Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей декабристов, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....
19 10 2020 18:58:51
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
18 10 2020 17:20:14
Цели мероприятия: познакомить учащихся со вспомогательными историческими науками; научить ребят ориентироваться в многообразии исторических дисциплин; воспитать, привить чувство патриотизма, любовь к Родине и ее истории. Данное мероприятие можно проводить в форме игры как в одном отдельно взятом классе, так и среди комaнд 8–11-х классов....
17 10 2020 8:58:34
Одной из главных целей современного образования является воспитание творческой и всесторонне развитой личности, которая будет не только правильно и аналитически мыслить, но и проявлять своё эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу. Это залог творческого мышления, в основе которого лежат эмоции и чувства, позволяющие нам более правильно и продуктивно создать образ изучаемого объекта. При этом важен процесс соединения образно-эмоционального восприятия и рационально-логического познания. И именно преподавание истории позволяет нам добиться желаемых результатов.
...
16 10 2020 17:56:22
Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме игры по обществознанию. Мероприятие проводится с целью проверить и закрепить знания по теме: «Конституция РФ. Основы Конституционного строя РФ». С помощью игры удается закрепить умение раскрывать теоретические положения; сформировать у учащихся умение выполнять познавательные и пpaктические задания, оценивать свои учебные достижения; формировать правовую культуру обучающихся....
15 10 2020 20:23:26
Статья посвящена ветеранам Великой Отечественной войны. Используются вырезки из газет и стихи военной эпохи....
14 10 2020 9:26:10
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
13 10 2020 22:51:41
Цель урока: способствовать созданию представлений обучающихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних и роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений....
12 10 2020 14:42:21
Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. Элективный курс "Из прошлого — в настоящее" реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность....
11 10 2020 3:26:49
В данной статье проводится сравнительный анализ УМК Е.Е. Вяземского "История России, XX век" с традиционными учебниками по истории России, 9-й класс. Показаны преимущества учебного пособия, основные формы, методы и приёмы работы.
...
10 10 2020 3:27:55
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::