Формирование субъективной позиции учащихся в самостоятельной работе на уроках истории > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Формирование субъективной позиции учащихся в самостоятельной работе на уроках истории


    Формирование субъективной позиции учащихся в самостоятельной работе на уроках истории

Анкетирование, наблюдение, диагностика показывают, что серьёзной проблемой школьного исторического образования является снижение качества, связанное с несколькими причинами:

а) многие ученики не обладают вкусом к чтению и не видят смысла изучения предмета (низкая мотивация);

б) недостаточно сформированы общеучебные умения и навыки;

в) большинство учащихся не могут формулировать проблемы, ориентироваться в контексте, анализировать информацию, самостоятельно отделять правду от вымысла.

Эта группа причин – причины субъективного порядка. Хочу отметить и объективную причину. Она связана с переходом от линейной к двухконцентрической системе обучения истории: больший объем информации требуется вместить в меньшие временные рамки, и освоить его должны ученики более младшего возраста, чем прежде.

Решать эти проблемы возможно, когда ученик из объекта обучения становится субъектом учебной деятельности, учится мыслить исторически, то есть анализировать историческую информацию, ориентироваться в настоящем с опорой на прошлое.

Цель своей педагогической деятельности вижу в том, чтобы создать условия для развития всех и каждого учащегося, чтобы каждый школьник достиг более высокого уровня обученности, сформировать творческую саморазвивающуюся личность, воспитать будущих граждан своей страны. Таковыми будут наши выпускники, если в школе они не только получат знания о прошлом, но и овладеют такими ценностями, как терпимость к иным точкам зрения, интерес и уважение к культурному многообразию мира, уважение к личности, правам человека, научатся отстаивать свою точку зрения, делать осознанный выбор.

Исходя из этой цели, ставлю задачи:

1. Создать условия для развития мотивации и интереса к изучению истории.

2. Формировать аналитическую мыслительную деятельность учащихся через самостоятельную работу с различными источниками знаний и систему логических задач.

3. Формировать общеучебные умения и навыки.

4. Формировать умение вести самостоятельную исследовательскую деятельность (работа с одарёнными детьми).

Свою работу строю, опираясь на концепции развивающего обучения Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, на научные труды по теории технологических подходов к обучению П.Я.Гальперина, А.Г.Ривина, на известные технологии модульного обучения, разноуровневого обучения, развития критического мышления, информационно-коммуникативные технологии. Изучая различные технологии, пришла к выводу, что только систематическая самостоятельная деятельность учащихся на основе развивающих заданий формирует у них активную деятельностную позицию. Перевод обучения на субъект – субъектную основу обеспечивает перестройку мышления учащихся со схемы: “услышал – запомнил – пересказал” к схеме: “познал – осмыслил – сказал – запомнил”. При таком подходе меняется роль ученика и учителя.

Считаю, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учением, то есть мотивирует, организует, консультирует, контролирует. Самостоятельное обучение организую через систему логических, творческих, проблемных заданий.

Для формирования целостного представления об исторических процессах и закономерностях необходимо создавать систему учебных задач. Система предполагает тесные связи между ее элементами. Поэтому, начиная изучать тему, на вводном уроке рассказываю о значении данной темы в изучаемом курсе, ставлю проблемное задание, которое связывает все уроки темы. Так, изучая тему “Российское государство при Иване Грозном”, формулирую проблемное задание ко всей теме: “Россия в середине 16 века находилась на перепутье. Какой путь будет выбран - парламентский или самодержавие?”. Чтобы решить это проблемное задание, учащимся необходимо вдумчиво проработать содержание материала параграфов. К каждой части темы ставятся задания: - Как окружение Ивана Грозного повлияло на становление его личности? - С какой целью была введена опричнина? - Почему Россия победила на Востоке и потерпела поражение на Западе и Юге? - Была ли Россия сословно – представительной монархией? Выполнение этих заданий выведет учеников к решению основной задачи – выбору Россией пути развития.

Такая работа с содержанием каждого урока эффективна, так как задания здесь связаны в единую систему. Построенная таким образом работа учит вдумчивому, критическому осмыслению материала, ставит учащихся в позицию исследователей, учит выявлять причинно-следственные связи, а успех в работе повышает мотивацию. При использовании проблемных заданий складывается определённый алгоритм действий.

В качестве примера хочу привести организацию учебной деятельности по изучению завоеваний монголо-татарами русских земель.

Учащимся предлагается следующий алгоритм действий:

1. Выделение исходного противоречия

Учитель: Монголы, отставшие от Руси в своём развитии на четыре столетия, устанавливают свое господство над русскими землями.

2. Формулирование проблемного задания.

Учитель: Какая проблема вытекает из этого противоречия?

Учащиеся: Почему монголам удалось установить господство над русскими землями?

3. Поиск учащимися ответа на проблемный вопрос с опорой на текст учебника, документов и системы заданий к ним:

  • Проанализируйте текст параграфа и документов.
  • Выясните, как было организовано войско монголов, каким было их государство.
  • Какие процессы происходили на Руси в это время?

4. Контроль и коррекция полученного результата

  • Взаимопроверка в парах.
  • Сверка с образцом ответа.

Задания составляю или подбираю таким образом, чтобы они стимулировали интеллектуальную деятельность учащихся, требовали от них серьёзных размышлений, поиска того, что не лежит на поверхности, до чего нужно добраться, преодолевая затруднения. Это и есть процесс самостоятельной познавательной деятельности.

Учебная задача – это, как правило, центральная проблема урока или темы. Выйти на решение этой проблемы можно, только решив частные вопросы. Прежде чем ответить на вопрос “почему произошло?”, ученики должны выяснить “что произошло?” и “как произошло?”. Так как данная система предполагает самостоятельную учебную деятельность учеников, роль учителя заключается в оказании помощи учащимся, в организации совместной деятельности.

Степень самостоятельности учеников и сложность задач зависят от возраста и уровня обученности детей. В пятом классе на начальной ступени исторического образования основными источниками информации являются тексты учебников и адаптированные тексты документов, задания менее сложные. Чаще всего проблему формулирую сама, показывая ученикам, как “обнаружить” противоречия. Когда возможно, подвожу учеников к самостоятельному формулированию задачи. На этой ступени важно научить детей задавать вопросы. Для этого использую различные приёмы:

- задай вопрос по прочитанному тексту, рисунку своему соседу по парте;

- составь и запиши вопрос по документу в тетрадь;

- “толстые” и “тонкие” вопросы.

В дальнейшем дети сами учатся формулировать задачи. Для решения учебных задач младшим подросткам нужна большая помощь с моей стороны. Для этого даю “подсказки”: карточки-инструкции, памятки, систему вопросов, подводящих к решению проблемы. На этом этапе продолжается формирование умений и навыков работы с различными источниками информации. В 5-7 классах провожу упражнения:

  • по отработке умений: составлять хронологические и сравнительные таблицы;
  • извлекать информацию по вещественным источникам;
  • хаpaктеризовать исторические личности;
  • составлять план;
  • выполнять условно-графические изображения (схемы сражений, планы объектов, контурные карты) и т.д.

Задача работы с источниками – внимательное чтение, понимание, интерпретация. Успешность работы с текстами зависит от правильно организованной последовательности работы, от продуманной системы заданий, методов и приёмов работы с ними.

Так, изучая в 6 классе тему “Крещение Руси и его значение”, использую отрывок из “Повести временных лет”. Планируя работу с текстом, провожу структурный анализ текста и определяю, что:

  • документ будет использован при изучении нового материала как один из источников новых знаний после чтения пункта “Крещение Руси”;
  • цель: на основе анализа данного документа ученики должны получить представление о хаpaктере начального этапа крещения Руси.
  • форма организации работы с текстом – индивидуальная самостоятельная работа на уроке.
  • при организации работы с текстом можно опираться на знания учащихся о внутренней политике князя Владимира Красное Солнышко.
  • работа с текстом документа позволяет учащимся развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, решать логические задачи.

Работа с текстом складывается из нескольких этапов:

1. Работа до начала чтения текста.

    Учитель: Ребята, вспомните, что вы знаете о “Повести временных лет”?

    Учащиеся: Эта летопись была составлена в начале 12 века учёным – монахом Киево – Печерского монастыря Нестором, который рассказал об истории восточных славян.

    Учитель: Сегодня мы будем работать с отрывком из “Повести временных лет”, который рассказывает о крещении Руси

2. Работа с текстом.

Используйте памятку – алгоритм:

А) прочти весь текст;

Б) выясни все непонятные слова (по словарю, спроси у учителя);

В) поставь вопросы к тексту;

Г) выдели главные мысли;

3. Работа после чтения текста.

Работа в парах. Задайте составленные по тексту вопросы друг другу.

4. Дальнейшее усвоение материала.

Выполнение заданий.

Сравните сведения о крещении князя Владимира, данные в тексте параграфа и в документе. Какие расхождения вы нашли?

Какие слова документа говорят о том, как начиналось крещение Руси?

В учебнике сказано, что если язычество делило окружающее на природу и людей, то христианство уже видело людей, разделённых на господ и трудящихся. Как вы объясните этот факт?

Ряд лет археологи работали на раскопках кургана, под которым скрывались неукрепленные поселения и укреплённое городище, непосредственно примыкавшие друг к другу. В городище они находили предметы только христианского верования, а в поселениях только языческих верований.

Выскажите гипотезу, объясняющую этот факт.

С каждым годом источники информации усложняются. Старшеклассники уже умеют извлекать информацию из неадаптированных документов, сопоставлять разные источники, проводить рецензирование публицистической литературы, критически анализировать историографию, многие учащиеся могут увидеть противоречие, проблему, самостоятельно формулировать учебные задачи.

Большое внимание уделяю групповой работе, которая позволяет формировать коммуникативные умения, преодолевать неуверенность, учит сотрудничеству.

Организуя работу в группах, предлагаю каждой группе индивидуальное задание, выполнение которого подведёт учащихся к решению общего проблемного задания.

Так, изучая в 9 классах тему “Социальная система в тридцатые годы”, формулирую проблемное задание: “Жить стало лучше, жить стало веселей”, - эти слова Сталин произнёс в середине тридцатых годов, и они быстро стали популярными. Так кто хорошо и свободно жил в советском обществе тридцатых годов? Чтобы справиться с поставленной проблемой группам предлагается перенестись в эпоху тридцатых годов с помощью текстов документов и параграфа и от имени той или иной социальной группы (рабочих, колхозников, интеллигенции, номенклатуры, заключённых) охаpaктеризовать жизнь советского общества в эти годы. Проводя исследования по определённой части материала, учащиеся решают общее проблемное задание: Можно ли назвать общество тридцатых годов обществом социальной справедливости? А затем защищают собственную точку зрения.

Главная ценность такой работы в том, что ученики развивают умение думать, сравнивать, соотносить, анализировать, отстаивать свою точку зрения. В группе происходит свободное общение.

Одной из форм коллективной деятельности является работа в паре. Считаю, что важно применять такие формы работы на уроках усвоения новых знаний, систематизации, обобщения, коррекции и контроля. Ученики отмечают, что работать интереснее и эффективнее в группах, так они могут рассчитывать на помощь одноклассников.

Отбору содержания уделяю большое внимание. Оно должно быть преобразовано таким образом, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, нацелить их на решение определённых проблем. Стараюсь подбирать в дополнение к информации учебника тексты из хрестоматии, документы, другие альтернативные источники информации – видеофильмы, компьютерные диски. Использую эти источники не только для разнообразия урока, но и для решения учебных задач. Так, в пятых классах провожу уроки с использованием мультимедийного пособия, которое содержит 28 тем, задания к каждому уроку, итоговые тестовые задания, анимированные карты и ролики, предоставляющие возможность проследить поэтапное развитие событий. Здесь же тексты исторических первоисточников, биографии и портреты видных исторических деятелей. Безусловно, использование таких компьютерных пособий позволяет дифференцировать учебную деятельность учащихся, улучшает управление этой деятельностью, повышает учебно-познавательный интерес к изучению истории.

Одной из основных форм обучения пониманию является преобразование исторического материала в схемы, которые помогают ученикам и понимать его, и запоминать. Провожу эту работу уже на начальных этапах обучения, а в старших классах без схематизации не обходимся, так как схема – хороший способ визуализации материала. На уроке использую не только готовые схемы. Старшеклассники преобразуют материал в схемы самостоятельно. Это становится возможным, когда ученики умеют анализировать, выделять главное, делать выводы.

Проблемные задания в работе с разнообразными текстами выступают не только как источник знаний, но и как способ мотивации. Применение таких заданий не отменяет других способов мотивации. Это могут быть: живое слово учителя, видеофильмы, картины, вещественные источники, игры.

Использую дидактические игры и игровые приёмы, так как они являются важным средством в стимулировании познавательного интереса, создают определённый эмоциональный настрой.

Привожу некоторые приёмы:

Персонификация – форма сюжетного рассказа о действиях вымышленного героя.

  • “Подготовить рассказ от имени вассала о своём сеньоре” или
  • “От лица сторонника (противника) объединения Франции высказать соображения по поводу дальнейшей судьбы страны”.

Воображаемое путешествие:

  • “Представьте, что вы путешественники. Вы побывали в Древнем Египте в гостях у ремесленника. Что он рассказал вам о своей жизни?”

Интервью:

  • “Представьте, что вы взяли интервью о Хлодвиге у состарившегося в походах франка, крестьянина и молодого дружинника. Какие вопросы и ответы могли бы быть в этих интервью”?

Эти приёмы основаны на прямой речи и на так называемом “эффекте присутствия”. Учащиеся становятся как бы очевидцами исторических событий. С помощью этих приёмов они обучаются моделировать новые ситуации, овладевают приёмами творческой деятельности.

Положительно принимают игры и старшеклассники. Игра является формой интеpaктивного обучения, при которой обеспечиваются условия для самообучения, развития активной жизненной позиции, развития чувства ответственности за общее дело.

Использую разные виды игр:

- имитационные (работа парламента, королевский приём и т.д.);

- операционные (моделирование определённого процесса);

- инсценировка (приём погружения в ситуацию; например: “В древнегреческом театре”);

- ролевые;

- деловые;

В повышении мотивации и качества обучения важную роль играют разнообразные типы уроков. Провожу уроки – лекции, в том числе проблемные; уроки – семинары (как форма творческого поиска знаний, их осмысления и закрепления); уроки – зачёты (не только корректирующие и контролирующие, но и развивающие, когда предлагаю различные вопросы и задания исследовательского хаpaктера); уроки – диспуты – одна из самых трудных форм, но самых эффективных в формировании самостоятельности суждений учащихся. “Были ли монголы сильными противниками?”, “Каково ваше отношение к декабристам?”, “Пётр Великий – чудо или чудовище?”. Такие дискуссионные вопросы позволяют организовать живое общение и вызывают у учащихся интерес.

Таким образом, любую форму работы, любой источник информации использую для создания проблемных ситуаций, для развивающего обучения, которое через самостоятельную деятельность выводит учеников на субъектную позицию.

Управление учением школьников невозможно без контроля, анализа и коррекции.

Качество и уровень усвоения знаний своих учеников определяю с помощью текущего и промежуточного контроля в конце каждого учебного элемента. Провожу его в разных формах:

Устная

- коллективное обсуждение проблемы;

- индивидуальные ответы;

- групповые решения.

Письменная

- тесты;

- графические задания;

- диктанты;

- эссе;

- решение задач.

Итоговый и тематический контроль проводится в виде устного опроса - зачёта и письменной работы. Контрольные задания подбираю таким образом, чтобы было несколько вариантов, одинаковых по сложности, но с разнообразными заданиями, так как однотипные задания понижают мотивацию и результативность. Такая организация контроля позволяет выявлять пробелы в усвоении знаний и их своевременно устранять.

Чтобы выяснить отношение учеников к конкретному уроку или теме использую такие приёмы:

  • анкетирование;
  • свободное письмо: (прошу ответить на вопросы:

- что я узнал на уроке?

- как я работал?

- было ли интересно?)

  • синквейн (в занимательной форме дают оценку своей работе, выражают свое отношение к уроку).

Такой подход в обучении гарантирует ученику освоение стандарта и продвижение на более высокий уровень, способствует положительной мотивации и положительно влияет на качество обучения, позволяет формировать целостную учебную деятельность, а это важно, так как только собственная деятельность учеников выводит их на качественно новый уровень.

Успешность и результативность обучения зависят от правильного сочетания способов мотивации, организации и управления учебно-познавательной деятельностью учащихся.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

24 04 2024 7:51:59

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

23 04 2024 4:37:42

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

22 04 2024 14:15:39

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

21 04 2024 23:59:40

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

20 04 2024 3:56:53

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

19 04 2024 15:21:47

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

18 04 2024 1:40:55

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

17 04 2024 13:24:10

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

16 04 2024 17:58:19

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

15 04 2024 22:50:46

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

14 04 2024 7:49:39

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

13 04 2024 23:46:23

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

12 04 2024 14:58:25

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

11 04 2024 7:58:36

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

10 04 2024 13:56:40

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

09 04 2024 9:34:21

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

08 04 2024 13:14:37

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

07 04 2024 5:35:13

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

06 04 2024 22:51:39

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

05 04 2024 2:45:39

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

04 04 2024 18:13:19

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

03 04 2024 12:40:54

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

02 04 2024 4:29:35

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

01 04 2024 22:53:39

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

31 03 2024 16:22:59

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

30 03 2024 10:39:26

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

29 03 2024 19:36:34

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

28 03 2024 20:42:19

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

27 03 2024 0:16:13

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

26 03 2024 12:36:41

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

25 03 2024 0:59:16

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

24 03 2024 17:58:56

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

23 03 2024 15:29:27

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

22 03 2024 21:35:43

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

21 03 2024 16:33:31

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

20 03 2024 23:27:10

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

19 03 2024 16:15:34

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

18 03 2024 4:23:30

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

17 03 2024 19:52:57

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

16 03 2024 12:50:55

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

15 03 2024 19:12:34

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

14 03 2024 4:14:42

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

13 03 2024 14:46:47

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

12 03 2024 3:44:19

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

11 03 2024 15:34:41

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

10 03 2024 6:31:15

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

09 03 2024 4:19:39

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

08 03 2024 17:25:26

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

07 03 2024 8:57:54

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

06 03 2024 10:18:52

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::