Программа по истории. 9-й класс
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по курсу истории для 9 класса построена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования базового уровня по истории (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089), на основе программы общеобразовательных учреждений история 5–11 классы МО РФ, авторских программ история России, А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, Новейшая история зарубежных стран, XX – начало XX I в.А.О. Сороко-Цюпа, О.Ю. Стреловой, – М., “Просвещение”, 2008, материалов итоговой аттестации за курс основной школы, олимпиад, программ для поступающих в ВУЗы. Рабочая программа разработана в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение истории в 9 классе по учебному плану МБОУ “Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 8”.
При разработке программы учтены особенности концентрической системы обучения.
С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции рабочая программа составлена на 102 часа по принципу интеграции двух курсов в один из расчета “История России: XX – начало XXI века” 44 часа + Всеобщая история “Новейшая история” 24 часа + 34 часа регионального компонента, выделенные в учебном плане школы на изучение истории.
Часы, отведенных для изучения исторических событий родного края включены непосредственно в календарно-тематический план (выделены курсивным шрифтом)
Интегративная цель изучения курса новейшей истории состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом, социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.
Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:
- усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней;
- усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;
- формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;
- обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества.
Материалы истории Сибири и родного края включаются в федеральные программы по истории с учетом хронологических и закономерных связей. Принцип интеграции регионального компонента с общим курсом истории в основной школе создает методические возможности для наилучшего решения задачи – формирования системы знаний путем повторения основных понятий. Кроме того, выявление особенностей исторического развития Сибири и родного края, понимание их взаимосвязи с историей Отечества и мира способствует достижению основной цели исторического образования – овладению совокупностью знаний об историческом пути и опыте народов России и человечества.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса.
В результате изучения истории ученик должен знать/понимать:
- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь:
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в пpaктической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Пользуясь авторскими программами, учитель самостоятельно структурирует учебный материал в рамках основных тематических блоков, установленных им, определяя последовательность изучения этого материала. Прохождение программного материала предполагается в логике учебников История России, XX – начало XXI века: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011, Сороко-Цюпа О.С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. – 9-е изд. – М.: Просвещении, 2011, при этом содержание стандарта изучается в полном объеме.
Рабочая программа рассчитана для обучающихся 9 класса базового уровня. В базисном учебном плане МБОУ “Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №8” объем учебного времени, отведенный для изучения истории, составляет по 3 часа в неделю, по 102 часа в течение учебного года (24 часа отводится на всеобщую историю, 44 часа на историю России и 34 часа на региональный компонент).
Условные обозначения:
ВИ – всеобщая история.
ИР – история России.
РК – региональный компонент.
Учебно-тематический план.
Таблица 1.
Наименование разделов и тем | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | лекции | пpaктика | ||
РАЗДЕЛ 1.
Россия и мир в 1900–1920 гг. |
17 (13ч.+4ч.РК) |
16 | 1 | |
1.1.2. Мир в начале XX века. | 2 | 2 | ||
1.3. Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в | 1 | 1 | ||
1.4. Сибирская железная дорога и развитие экономики края. | 1 | 1 | ||
1.5. Рост городского населения. Новые города Сибири. | 1 | 1 | ||
1.6. Внешняя политика. Русско-японская война | 1 | 1 | ||
1.7.8. Первая российская революция. Столыпинская аграрная реформа | 2 | 2 | ||
1.9. Столыпинские переселенцы в нашем крае. | 1 | 1 | ||
1.10. Новые явления в сибирской деревне | 1 | 1 | ||
1.11. Политическая жизнь России в 1907–1914 гг. | 1 | 1 | ||
1.12. Серебряный век русской культуры | 1 | 1 | ||
1.13. Первая мировая война. 1914–1918гг. Версальско-Вашингтонская система. | 1 | 1 | ||
1.14. Россия в Первой мировой войне. | 1 | 1 | ||
1.15. Последствия войны: революции и распад империй. | 1 | 1 | ||
1.16. Страны Европы и США в 20-е гг. | 1 | 1 | ||
1.17. Контрольная работа по теме “Мир и Россия в 1900-20-х г.г.” | 1 | 1 | Контрольная работа Приложение 1 |
|
Итого по разделу 1 | 17 (13ч.+4ч. РК) |
16 | 1 | |
РАЗДЕЛ 2 .
Россия и мир в 20–30-е гг. XX века |
25 (17ч.+8ч.РК) |
23 | 2 | |
2.1. Работа над ошибками. Свержение монархии и кризис власти. | 1 | 1 | ||
2.2. Становление Советской власти. | 1 | 1 | ||
2.3. Установление Советской власти в городах Сибири. | 1 | 1 | ||
2.4.5. Гражданская война | 2 | 2 | ||
2.6. Основные события 1917 – первой половины 1918 гг. в нашем крае. | 1 | 1 | ||
2.7. Мятеж Чехословацкого корпуса и падение Советской власти в Сибири. | 1 | 1 | ||
2.8. Первые большевики и партизаны гражданской войны в нашем крае. | 1 | 1 | ||
2.9. Новая экономическая политика | 1 | 1 | ||
2.10. Сибирь после гражданской войны. | 1 | 1 | ||
2.11. Образование СССР, его внешняя политика в 20-е гг.. | 1 | 1 | ||
2.12. Политическая система СССР в 20–30-е гг. | 1 | 1 | ||
2.13. Мировой экономический кризис 1929–1933 г.г. | 1 | 1 | ||
2.14. Пути выхода из кризиса США и демократических стран Европы. | 1 | 1 | ||
2.15. Тест по теме: “Экономическая политика СССР В 20–30-е годы: коллективизация и индустриализация”. | 1 | 1 | Тест Приложение 2 |
|
2.16. Работа над ошибками. Последствия коллективизации. Изменения в жизни крестьян нашего края. | 1 | 1 | ||
2.17. Роль Сибири в планах индустриализации СССР. | 1 | 1 | ||
2.18. Кузбасс в годы первых пятилеток. | 1 | 1 | ||
2.19. Духовная жизнь СССР в 20-30-гг.. | 1 | 1 | ||
2.20.Внешняя политика СССР в 30-е гг. | 1 | 1 | ||
2.21. Тоталитарные режимы Европы в 30-е годы. | 1 | 1 | ||
2.22. Восток и Латинская Америка в первой половине XX-го века. | 1 | 1 | ||
2.23. Международные отношения в 30-е годы. | 1 | 1 | ||
2.24. Вторая мировая война. 1939-1945гг. | 1 | 1 | ||
2.25. Контрольная работа по теме: “Россия и мир в 20–30-е гг. XX века” | 1 | 1 | Контрольная работа
Приложение 3 |
|
Итого по разделу 2 | 25 (17ч.+8ч.РК) |
23 | 2 | |
РАЗДЕЛ 3. Великая Отечественная война. 1941–1945 | 16 (6ч. +10РК) |
15 | 1 | |
3.1. Работа над ошибками. СССР накануне Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны | 1 | 1 | ||
3.2. Предпосылки коренного перелома. | 1 | 1 | ||
3.3. Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. | 1 | 1 | ||
3.4. Советский тыл в Великой Отечественной войне. | 1 | 1 | ||
3.5. Перестройка экономики на военный лад. | 1 | 1 | ||
3.6. Эвакуация промышленных предприятий в Сибирь | 1 | 1 | ||
3.7. Социальные условия жизни эвакуированных. | 1 | 1 | ||
3.8. Сибирские добровольческие дивизии. | 1 | 1 | ||
3.9. Промышленность и сельское хозяйство нашего края – фронту. | 1 | 1 | ||
3.10. Коренной перелом в ходе войны. | 1 | 1 | ||
3.11. Кузбассовцы – Герои Великой Отечественной войны. | 1 | 1 | ||
3.12. СССР на завершающем этапе Второй мировой войны. | 1 | 1 | ||
3.13. Родной край в Великой Отечест-венной войне | 1 | 1 | ||
3.14. Памятники героям войны, названия улиц в городах и селах нашей области в их честь. | 1 | 1 | ||
3.15. Кузбасс в годы войны. | 1 | 1 | ||
3.16. Контрольная работа по теме “Вели-кая Отечественная война. 1941–1945” | 1 | 1 | Контрольная работа
Приложение 4 |
|
Итого по разделу 3 | 16 (6ч. +10РК) |
15 | 1 | |
РАЗДЕЛ 4 . СССР в 1945–1953 | 3 (2ч. +1РК) |
3 | 0 | |
4.1. Работа над ошибками. Внутренняя политика СССР в послевоенные годы: экономическое и политическое развитие. | 1 | 1 | ||
4.2. Увеличение роли Сибири в экономике страны | 1 | 1 | ||
4.3. Идеология и культура в послевоенное время | 1 | 1 | ||
Итого по разделу 4 | 3 (2ч. +1РК) |
3 | 0 | |
РАЗДЕЛ 5. Россия и мир во второй половине XX века. | 29 (20ч. +9РК) |
27 | 2 | |
5.1. Послевоенное мирное урегулирование. “Холодная война”. | 1 | 1 | ||
5.2. Внешняя политика СССР в послевоенные годы.. | 1 | 1 | ||
5.3. Внутренняя политика СССР в 1954–1964-х годах. Изменения политической системы. | 1 | 1 | ||
5.4. Экономика СССР в 1953–1964 г. “Оттепель” в духовной жизни. | 1 | 1 | ||
5.5. Сибирские гидростанции. | 1 | 1 | ||
5.6. Политика мирного сосуществования. | 1 | 1 | ||
5.7. Послевоенное экономическое развитие. | 1 | 1 | ||
5.8. Послевоенное политическое развитие. | 1 | 1 | ||
5.9. Тест по теме “Внутренняя политика СССР в 1960-начале 80-х гг” | 1 | 1 | Тест Приложение 5 |
|
5.10. Работа над ошибками. Добыча нефти и газа в Сибири. Экологические последствия | 1 | 1 | ||
5.11. Общество “развитого социализма”. | 1 | 1 | ||
5.12. ВПК Сибири к концу 80-х гг., его структура. | 1 | 1 | ||
5.13. Политика разрядки: надежды и результаты. | 1 | 1 | ||
5.14. Оборонные предприятия Кузбасса. | 1 | 1 | ||
5.15. Отставание производства товаров для народа. | 1 | 1 | ||
5.16. Социальный состав жителей нашего города и села в 50 – 80-е гг. | 1 | 1 | ||
5.17. Перестройка политической системы. (1985–1991). Политика “гласности”. | 1 | 1 | ||
5.18. Реформа экономики и ее итоги. | 1 | 1 | ||
5.19. Тенденции застоя в промышленном развитии. | 1 | 1 | ||
5.20. Освоение целинных полей Сибири. Результаты и последствия. | 1 | 1 | ||
5.21. Изменения в социально-экономической жизни города (села). | 1 | 1 | ||
5.22. Диалектика нового мышления. | 1 | 1 | ||
5.23. США во второй половине XX в. | 1 | 1 | ||
5.24. Великобритания и Франция во второй половине XX в. | 1 | 1 | ||
5.25. Италия и Германия во второй половине XX в. | 1 | 1 | ||
5.26. Страны Восточной Европы во второй половине XX в. | 1 | 1 | ||
5.27. Латинская Америка и Африка во второй половине XX в. | 1 | 1 | ||
5.28. Страны Азии: Япония, Китай и Индия в современном мире. | 1 | 1 | ||
5.29. Контрольная работа по теме “Россия и мир во второй половине XX в” | 1 | 1 | Контрольная работа
Приложение 6 |
|
Итого по разделу 5 | 29 (20ч. +9РК) |
27 | 2 | |
РАЗДЕЛ 6. Россия и мир в конце XX – начале XXI века | 12 (10ч. + 2ч. РК) |
11 | 1 | |
6.1. Работа над ошибками. Российская экономика на пути к рынку. | 1 | 1 | ||
6.2. Наш край на пути к рыночной экономике. | 1 | 1 | ||
6.3. Политическая система и духовная жизнь современной России. | 1 | 1 | ||
6.4. Культура XX – начала XXI в.. | 1 | 1 | ||
6.5. Строительство обновленной Федерации | 1 | 1 | ||
6.6. Геополитическое положение и внешняя политика России. | 1 | 1 | ||
6.7. Россия в начале XXI в. | 1 | 1 | ||
6.8. Наш край в начале XXI в. | 1 | 1 | ||
6.9. Международные отношения. Глобализация. | 1 | 1 | ||
6.10. Обобщение по теме “Россия и мир в XX – начале XXІв.” | 1 | 1 | ||
6.11. Итоговая контрольная работа по курсу “Россия и мир в XX –начале XXІ в”. | 1 | 1 | Итоговая контрольная работа по курсу
Приложение 7 |
|
6.12. Работа над ошибками. Заключение. | 1 | 1 | ||
Итого по разделу 6 | 12 (10ч. + 2ч. РК) |
11 | 1 | |
Итого по программе | 102 (24ВИ+44ИР++34РК) |
95 | 7 |
Календарно-тематический план.
Таблица 2.
№ п/п | Содержание: | Общее кол-во часов по разделу: | Колво часов по теме: |
9а дата |
9б дата |
Примечание. |
Раздел 1.
Россия и мир в 1900-1920 гг. |
17ч. (13+4РК) |
|||||
1/1/1. | Мир в начале XX века. | 1ч. | § 1–2, с. 17, в. 11. с. 23, з. 1 (В.И.) | |||
2/1/2. | Мир в начале XX века. | 1ч. | § 3, составить 5 тест. вопр. (ВИ) | |||
3/1/3. | Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в | 1ч. | § 1–3 с. 12, з.1, с. 18, в. 2–3 (И.Р.) | |||
4/1/4. | Сибирская железная дорога и развитие экономики края. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
5/1/5 | Рост городского населения. Новые города Сибири. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
6/1/6 | Внешняя политика. Русско-япон-ская война | 1ч. | § 4 с. 34, з. 2 таблица (И.Р.) | |||
7/1/7 | Первая российская революция. Столыпинская аграрная реформа | 1ч. | § 5, с. 45, з. 2 (И.Р.) | |||
8/1/8 | Первая российская революция. Столыпинская аграрная реформа. | 1ч. | § 6, с. 51, в. 3-4 (И.Р.) | |||
9/1/9 | Столыпинские переселенцы в нашем крае. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
10/1/10 | Новые явления в сибирской деревне. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
11/1/11 | Политическая жизнь России в 1907–1914 гг. | 1ч. | § 7, с. 56, в. 3-4 (И.Р.) |
|||
12/1/12 | Серебряный век русской культуры | 1ч. | § 8, заполнить табл. (И.Р.) | |||
13/1/13 | Первая мировая война. 1914-1918гг. Версальско-Вашингтонская система. | 1ч. | § 4–5, с.53, з 13-14 (ВИ) | |||
14/1/14 | Россия в Первой мировой войне. | 1ч. | § 1–9 подгот. контр. раб. (ИР) | |||
15/1/15 | Последствия войны: революции и распад империй. | 1ч. | § 6-7, с. 65. вопр. и зад. к таб. (ВИ) | |||
16/1/16 | Страны Европы и США в 20-е гг. | 1ч. | § 1–7, подгот. контр. раб. (ВИ) | |||
17/1/17 | Контрольная работа по теме “Мир и Россия в 1900-20-х г.г.” | 1ч. | Контрольная работа |
|||
Раздел 2 .
Россия и мир в 20-30-е гг. XX века |
25 (17+8РК) | |||||
18/2/1. | Работа над ошибками. Свержение монархии и кризис власти. | 1ч. | § 10–12, с. 81, в. 5 (И.Р.) |
|||
19/2/2. | Становление Советской власти. | 1ч. | §13, с. 95, в. 5–6 (И.Р.) |
|||
20/2/3. | Установление Советской власти в городах Сибири. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
21/2/4. | Гражданская война | 1ч. | §14–15, с.111,в. 2–3, с.121, в.4 (ИР) | |||
22/2/5. | Гражданская война | 1ч. | §16, с. 127, в. 5 (И.Р.) |
|||
23/2/6. | Основные события 1917 – первой половины 1918 гг. в нашем крае. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
24/2/7. | Мятеж Чехословацкого корпуса и падение Советской власти в Сибири. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
25/2/8. | Первые большевики и партизаны гражданской войны в нашем крае. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
26/2/9. | Новая экономическая политика | 1ч. | §18, с. 142, в. 4 (И.Р.) |
|||
27/2/10 | Сибирь после гражданской войны. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
28/2/11 | Образование СССР, его внешняя политика в 20-е гг.. | 1ч. | §19–20, с. 155. з.2 (И.Р.) | |||
29/2/12 | Политическая система СССР в 20–30-е гг. | 1ч. | § 21, 25 (И.Р.) | |||
30/2/13 | Мировой экономический кризис 1929-1933 г.г. | 1ч. | § 7, (В.И.) | |||
31/2/14 | Пути выхода из кризиса США и демократических стран Европы. | 1ч. | §8–9 (В.И.) §10–25 (И.Р.) подгот. к тесту | |||
32/2/15 | Тест по теме: “Экономическая политика СССР В 20-30-е годы: коллективизация и индустриализация”. | 1ч. | Тест
§23–24, с. 182, в. 4–6 (И.Р.) |
|||
33/2/16 | Работа над ошибками. Последствия коллективизации. Изменения в жизни крестьян нашего края. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
34/2/17 | Роль Сибири в планах индустриализации СССР. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
35/2/18 | Кузбасс в годы первых пятилеток. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
36/2/19 | Духовная жизнь СССР в 20-30-гг.. | 1ч. | § 22, 26 (И.Р.) | |||
37/2/20 | Внешняя политика СССР в 30-е гг. | 1ч. | § 27, с. 204, в. 4–5 (И.Р.) | |||
38/2/21 | Тоталитарные режимы Европы в 30-е годы. | 1ч. | §10–11, с. 91,з. 7–8 (В.И.) | |||
39/2/22 | Восток и Латинская Америка в первой половине XX-го века. | 1ч. | §12–13, с. 93, сост. табл. (В.И.) | |||
40/2/23 | Международные отношения в 30-е годы. | 1ч. | §15, с. 108. з.9, с. 113. з. 5 (В.И) | |||
41/2/24 | Вторая мировая война. 1939–1945гг. | 1ч. | § 7-16, (В.И)
§10–27 (ИР) подгот. к контр. раб. |
|||
42/2/25 | Контрольная работа по теме: “Россия и мир в 20–30-е гг. XX века” | 1ч. | Контрольная работа | |||
Раздел 3. Великая Отечественная война. 1941–1945 | 16 (6 +10РК) |
|||||
43/3/1 | Работа над ошибками. СССР накануне Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны | 1ч. | §28–29, с. 218, в. 3–5 (ИР) | |||
44/3/2 | Предпосылки коренного перелома.. | 1ч. | §30, с. 225, з.2 (ИР) |
|||
45/3/3 | Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
46/3/4 | Советский тыл в Великой Отечественной войне. | 1ч. | §31, с. 231, в. 3–5 (ИР) |
|||
47/3/5 | Перестройка экономики на военный лад. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
48/3/6 | Эвакуация промышленных предприятий в Сибирь. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
49/3/7 | Социальные условия жизни эвакуированных. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
50/3/8 | Сибирские добровольческие дивизии. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
51/3/9 | Промышленность и сельское хозяйство нашего края -фронту. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
52/3/10 | Коренной перелом в ходе войны. | 1ч. | §32–33, с. 237, в. 4–5 (ИР) | |||
53/3/11 | Кузбассовцы – Герои Великой Отечественной войны. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
54/3/12 | СССР на завершающем этапе Второй мировой войны. | 1ч. | §34, с.242.в.3 (ИР) | |||
55/3/13 | Родной край в Великой Отечественной войне. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
56/3/14 | Памятники героям войны, названия улиц в городах и селах нашей области в их честь. | 1ч. | Индивид. сооб-ения по теме | |||
57/3/15 | Кузбасс в годы войны. | 1ч. | §28–34 (ИР) под-гот к контр. раб | |||
58/3/16 | Контрольная работа по теме “Великая Отечественная война. 1941-1945” | 1ч. | Контрольная работа | |||
Раздел 4 . СССР в 1945-1953 | 3 (2+1РК) |
|||||
59/4/1. | Работа над ошибками. Внутренняя политика СССР в послевоенные годы: экономическое и политическое развитие. | 1ч. | §35-36, с. 259. в.4 (ИР) |
|||
60/4/2. | Увеличение роли Сибири в экономике страны | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
61/4/3. | Идеология и культура в послевоенное время | 1ч. | §37, заполнить табл. (ИР) | |||
РАЗДЕЛ 5. Россия и мир во второй половине XX века. | 29 (20+9РК) |
|||||
62/5/1 | Послевоенное мирное урегулирование. “Холодная война”. | 1ч. | §17, с. 127, в. 1–3 (ВИ) |
|||
63/5/2 | Внешняя политика СССР в послевоенные годы.. | 1ч. | §38,с. 274, в. 2–3. (ИР) | |||
64/5/3 | Внутренняя политика СССР в 1954–1964-х годах. Изменения политической системы. | 1ч. | §39, с. 281, зад. (ИР) |
|||
65/5/4 | Экономика СССР в 1953–1964 г. “Оттепель” в духовной жизни. | 1ч. | §40–41, с.291, з.2 (ИР) |
|||
66/5/5 | Сибирские гидростанции. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
67/5/6 | Политика мирного сосуществования. | 1ч. | §42,с.300,з.2(ИР) | |||
68/5/7 | Послевоенное экономическое развитие. | 1ч. | §18-19, с135, в.3 (ВИ) |
|||
69/5/8 | Послевоенное политическое развитие. | 1ч. | §17–21 (ВИ)
§38–42 (ИР), подгот. к тесту |
|||
70/5/9 | Тест по теме “Внутренняя политика СССР в 1960 –начале 80-х гг” | 1ч. | §43 Тест | |||
71/5/10 | Работа над ошибками. Добыча нефти и газа в Сибири. Экологические последствия | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
72/5/11 | Общество “развитого социализма”. | 1ч. | §44, с. 307, з. 1–2 (ИР) | |||
73/5/12 | ВПК Сибири к концу 80-х гг., его структура. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
74/5/13 | Политика разрядки: надежды и результаты. | 1ч. | §46, с. 312, в. 1–3 (ИР) |
|||
75/5/14 | Оборонные предприятия Кузбасса. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
76/5/15 | Отставание производства товаров для народа. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
77/5/16 | Социальный состав жителей нашего города и села в 50 – 80-е гг. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
78/5/17 | Перестройка политической системы. (1985-1991). Политика “гласности”. | 1ч. | §47,49, с. 335, в. 2–4 (ИР) | |||
79/5/18 | Реформа экономики и ее итоги. | 1ч. | § 48, с.330,з.1 (ИР) | |||
80/5/19 | Тенденции застоя в промышленном развитии. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
81/5/20 | Освоение целинных полей Сибири. Результаты и последствия. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
82/5/21 | Изменения в социально-экономической жизни города(села). | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
83/5/22 | Диалектика нового мышления. | 1ч. | § 50, с. 346, з.1–2 (ИР) | |||
84/5/23 | США во второй половине XX в. | 1ч. | §22, с. 167, в.2–4 (ВИ) | |||
85/5/24 | Великобритания и Франция во второй половине XX в. | 1ч. | §23–24, с. 173-174 табл. (ВИ) | |||
86/5/25 | Италия и Германия во второй половине XX в. | 1ч. | §25–26, с.182, в. 3–4 (ВИ) | |||
87/5/26 | Страны Восточной Европы во второй половине XX в. | 1ч. | §27, 194, з. 5–7 (ВИ) | |||
88/5/27 | Латинская Америка и Африка во второй половине XX в. | 1ч. | §28, с. 203. в. 5-8 (ВИ) | |||
89/5/28 | Страны Азии: Япония, Китай и Индия в современном мире. | 1ч. | §17–29, (ВИ) §38–50, (ИР) |
|||
90/5/29 | Контрольная работа по теме “Россия и мир во второй половине XX в” | 1ч. | Контрольная работа | |||
РАЗДЕЛ 6. Россия и мир в конце XX – начале XXI века | 12 (10 + 2РК) |
|||||
91/6/1 | Работа над ошибками. Российская экономика на пути к рынку. | 1ч. | §51, с. 346, з.1-2. (ИР)повт.раздел1 |
|||
92/6/2 | Наш край на пути к рыночной экономике. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
93/6/3 | Политическая система и духовная жизнь современной России. | 1ч. | §52–53, с.353,з. 1 (ИР)повт.раздел2 |
|||
94/6/4 | Культура XX – начала XXI в.. | 1ч. | §31, с.203. в. 5-8 (ВИ)повт.раздел1 |
|||
95/6/5 | Строительство обновленной Федерации | 1ч. | §54,повт.раздел3 (ИР) |
|||
96/6/6 | Геополитическое положение и внешняя политика России. | 1ч. | §55,повт.раздел4 (ИР) |
|||
97/6/7 | Россия в начале XXI в. | 1ч. | §56, с. 381, в. 2-4 повт. раздел 5 (ИР) |
|||
98/6/8 | Наш край в начале XXI в. | 1ч. | Индивид. сообщения по теме | |||
99/6/9 | Международные отношения. Глобализация. | 1ч. | §30, 32 (ВИ)повт.раздел2 |
|||
100/6/10 | Обобщение по теме “Россия и мир в XX –начале XXІв.” | 1ч. | Повторить события, даты, имена за курс истории XX – нач. XXI века | |||
101/6/11 | Итоговая контрольная работа по курсу “Россия и мир в XX –начале XXІ в”. | 1ч. | Итоговая контрольная работа | |||
102/6/12 | Работа над ошибками. Заключение. | 1ч. |
Содержание рабочей программы.
Раздел 1. Россия и мир в 1900–1920 гг.
(17ч = 7ч(ИР)+6ч(ВИ)+ 4ч(РК) )
Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX–XX вв. Политика модернизации “сверху”. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте.
Обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной модернизации. Аграрный вопрос. Рабочее движение. “Полицейский социализм”. Активизация нелегальной политической деятельности. Революционные партии, их программы. Русско-японская война 1904–1905 гг., ее влияние на российское общество.
Революция 1905–1907 гг.: причины и хаpaктер. “Кровавое воскресенье”. Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907 г. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движение. Тактика революционных партий в условиях формирования парламентской системы.
Политическая программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Промышленный подъем 1910-х гг.
Россия в системе военно-политических союзов начала ХХ в. Международный кризис 1914 г. и вступление России в Первую мировую войну. Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914–1917 гг. Нарастание социально-экономических и политических противоречий. Угроза национальной катастрофы.
Российская культура на рубеже XIX–XX вв.
Демократизация культуры. Создание бессословной народной школы. Открытие новых университетов. Женское образование. Литература и периодическая печать. Библиотечное дело. Музеи. Научные открытия российских ученных. Д.И. Менделеев. И.М. Сеченов. И.И. Мечников. И.П. Павлов. С.М. Соловьев.
“Серебряный век” русской поэзии. Модерн в архитектуре и художественной культуре. Критический реализм – ведущее направление в литературе. Зарождение русского авангарда. Театр и драматургия. К.С. Станиславский. Усиление взаимосвязи российской и мировой культуры на рубеже XIX–XX вв.
Европа и мир в годы Первой мировой войны.
Первая мировая война, причины, участники. Кампании 1914–1918 гг., важнейшие сражения. Вступление в войну США. Нарастание социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах. Итоги Первой мировой войны.
Сибирь и наш край в начале ХХ века
Влияние Сибирской железной дороги на развитие экономики края. Рост городского населения. Новые города.
Столыпинские переселения в Сибирь: организация переселений, размещение и помощь переселенцам, трудности устройства. Столыпинские переселенцы в нашем крае (по воспоминаниям родственников). Новые явления в сибирской деревне.
Раздел 2. Россия и мир в 20–30-е гг. XX века
(25ч= 11ч(ИР)+6ч(ВИ)+8ч(РК)
Россия в годы революции и гражданской войны
Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.
Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. А.Ф. Керенский. Кризис власти. Разложение армии. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Положение на национальных окраинах. Начало распада российской государственности.
Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты. Становление советской системы управления. Учредительное собрание и его роспуск. Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества.
Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия. Установление однопартийной диктатуры. Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально-экономическая политика советского государства.
Гражданская война и военная интервенция: причины, основные этапы. “Военный коммунизм”. Создание Красной Армии. С.С. Каменев. М.В. Фрунзе. С.М. Буденный. Белое движение. А.В. Колчак. А.И. Деникин. П.Н. Врангель. “Белый” и “красный” террор. Крестьянство в годы гражданской войны. Н.И. Махно. Война с Польшей. Итоги гражданской войны.
Социально-экономический и политический кризис 1920–1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод в 1921 г. Х съезд РКП (б). Переход к политике НЭПа. План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Итоги и противоречия НЭПа. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. И.В. Сталин. Л.Д. Троцкий. Г.Е. Зиновьев. Н.И. Бухарин. Свертывание НЭПа.
Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений. Деятельность Коминтерна.
Многообразие культурной жизни в 1920-х гг.
Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Формирование централизованной (комaндной) системы управления экономикой. Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х – началу 1940-х гг. Конституция 1936 г.
СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Вступление СССР в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939–1941 гг. Расширение территории СССР.
Коренные изменения в духовной жизни общества. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе и искусстве. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе.
Мир в 1920–1930-е гг.
Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Лига наций.
Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Международные последствия революции в России. Революция 1918-1919 г. в Германии. Раскол международного рабочего движения: Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал.
“Стабилизация” 1920-х гг. в ведущих странах Запада. Мировой экономический кризис 1930-х гг. “Новый курс” в США. Ф.Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм. Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-х – 1930-х гг.
Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция 1920-х гг. в Китае. Сунь Ятсен. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди. Милитаризация общества в Японии.
Пацифизм и милитаризм в 1920–1930-е гг. Паневропейское движение. А. Бриан. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно-политический кризис в Европе в 1939 г.
Революция и гражданская война в Сибири.
Отношение сибиряков к свержению самодержавия. Установление Советской власти в городах Сибири. Антибольшевистские силы в Сибири.
Основные события 1917 – первой половины 1918 гг. в нашем крае. Мятеж Чехословацкого корпуса и падение Советской власти в Сибири. Военный переворот в Омске в ноябре 1918 г. и установление диктатуры А.В. Колчака. Хаpaктер партизанского движения. Память о первых большевиках и партизанах гражданской войны в нашем крае.
Сибирь после гражданской войны. Сибревком – чрезвычайный орган управления в Сибири. Ревкомы. Особенности выборов в Советы в 1920 г.
Сибирь и наш край в 30-е годы.
Роль Сибири в планах индустриализации СССР. Великие стройки первых пятилеток в Сибири. Народный энтузиазм, стахановское движение.
Кузбасс в годы первых пятилеток. Облик города. Жилищные условия горожан. Структура питания, одежда, досуг горожан.
Жестокие формы коллективизации в Сибири, свидетельства о превышении полномочий представителей власти по отношению к крестьянству. Последствия коллективизации. Изменения в жизни крестьян нашего края.
Раздел 3. Великая Отечественная война. 1941–1945
(16ч= 6ч(ИР)+10ч(РК)
Великая Отечественная война 1941–1945 гг.
СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укрепления обороноспособности страны.
Нападение Германии и ее союзников на СССР. Оборонительные сражения. Провал плана “молниеносной” войны. Московское сражение. Начало коренного перелома в ходе войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение советской территории от захватчиков. Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Берлинская операция. Участие СССР в военных действиях против Японии. Советские полководцы. Г.К.Жуков. А.М. Василевский. И.С. Конев. К.К. Рокоссовский.
Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Востоке. Политика оккупантов на захваченной территории. Геноцид. Партизанское движение. Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне.
СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне.
Вторая мировая война
Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и “странная война”. Поражение Франции. “Битва за Англию”. Военные действия на Балканах, Северной Африке. Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль. Ленд-лиз. “Новый порядок” на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления.
Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии. Разгром Германии и Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН.
Сибирь и наш край в годы Великой Отечественной войны.
Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. Патриотический подъем. Отношение к мобилизации. Сибирские добровольческие дивизии. Добровольные пожертвования в фонд победы. Кузбассовцы – Герои Великой Отечественной войны. Памятники героям войны, названия улиц в городах и селах нашей области в их честь. Книга Памяти.
Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация промышленных предприятий в Сибирь, налаживание их работы. Промышленность и сельское хозяйство нашего края – фронту. Рабочие кадры.
Кузбасс в годы войны. Социальные условия жизни эвакуированных. Жилищные условия, размещение эвакуированных. Карточная система снабжения. Подсобные хозяйства. Структура питания. Тяжелые материальные условия жизни.
Раздел 4. СССР в 1945-1953
(3ч= 2ч(ИР)+1ч(РК)
Советский Союз в послевоенный период. 1945–1953 гг.
Послевоенное восстановление хозяйства. СССР. Образование “социалистического лагеря”. Создание СЭВ. Холодная война. Начало гонки вооружений. Создание ядерного оружия. Советский Союз в конфликтах начального периода холодной войны.
Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной войны. Идеологические кампании конца 40-х – начала 50-х гг. Новая волна массовых репрессий.
Увеличение роли Сибири в экономике страны.
Раздел 5. Россия и мир во второй половине XX века.
(29ч= 10ч(ИР)+10ч(ВИ)+9ч(РК)
СССР в 1953–1964 гг.
Борьба за власть после cмepти И.В. Сталина. Г.М. Маленков. Л.П. Берия. Н.С. Хрущев. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930-х – 1950-х гг. “Оттепель”. XX съезд КПСС. Разоблачение “культа личности” И.В. Сталина. Принятие новой программы КПСС и “курс на построение коммунизма в СССР”. Курс на ускорение научно-технического развития. Реорганизация системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины.
Создание Организации Варшавского договора. Венгерский кризис 1956 г. Советский Союз и страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Карибский кризис 1962 г. и его международные последствия.
Достижения советского образования, развитие науки и техники. Атомная энергетика. Отечественная космонавтика. И.В. Курчатов. С.П. Королев. Ю.А. Гагарин. Духовная жизнь периода “оттепели”. Художественные журналы, театр, киноискусство и их роль в общественной жизни.
СССР в 1965 г. – начале 1980-х гг.
Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н.С. Хрущева от власти. Л.И. Брежнев. Экономические реформы середины 1960-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. “Застой” в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. “Теневая экономика” и коррупция. Обострение демографической ситуации.
Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция “развитого социализма”. Конституция 1977 г. Кризис советской системы и попытки повышения ее эффективности. Ю.В. Андропов. Оппозиционные настроения в обществе. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А.Д. Сахаров. А.И. Солженицын.
Советское руководство и “пражская весна” 1968 г. Обострение советско-китайских отношений. Достижение военно-стратегического паритета с США. Разрядка и причины ее срыва. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Афганская война.
Развитие советского образования, науки и техники, культуры и спорта.
Советское общество в 1985–1991 гг.
Переход к политике перестройки. М.С. Горбачев. Курс на “ускорение”. Поиск путей реформирования экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ.
Демократизация политической жизни. Гласность. Реформа политической системы страны. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Введение поста президента СССР. Начало формирования новых политических партий и общественно-политических движений. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Обострение межнациональных противоречий.
“Новое политическое мышление” и смена курса советской дипломатии. Вывод войск из Афганистана. Политика разоружения. Роспуск СЭВ и ОВД. Завершение “холодной войны”.
Мировое развитие во второй половине ХХ в.
Холодная война. Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины ее срыва.
“План Маршалла” и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-техническая революция. Переход к смешанной экономике. Социальное государство. “Общество потрeбления”.
Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия. “Новые левые”. Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр. Ш. де Голль. Системный кризис индустриального общества в конце 1960-начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества.
Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европе: поиск путей и моделей развития. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 – начала 1990-х гг. Распад Югославии.
Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке ХХ в. Революция на Кубе. Ф. Кастро. Э. Че Гевара. Чилийская модель развития.
Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине ХХ в. Мао Цзедун. Дэн Сяопин.
Сибирские гидростанции. Добыча нефти и газа в Сибири. Экологические последствия. ВПК Сибири к концу 80-х гг., его структура. Оборонные предприятия Кузбасса. Отставание производства товаров для народа. Тенденции застоя в промышленном развитии.
Освоение целинных полей Сибири. Результаты и последствия – обретения и потери. Социальный состав жителей нашего города и села в 50–80-е гг. Изменения в социально-экономической жизни города (села). Обеспеченность жильем, структура питания горожан и жителей села, одежда, досуг.
Раздел 6. Россия и мир в конце XX – начале XXI века
(12ч= 8ч(ИР)+2ч(ВИ)+2ч(РК)
Российская Федерация на рубеже ХХ–XXI вв.
Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992–1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях реформ.
События октября 1993 г. Ликвидация системы Советов. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и движения. Современные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны.
В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность.
Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже ХХ–XXI веков. Россия в СНГ. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз.
Культурная жизнь современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное прострaнcтво. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры.
Мир на рубеже ХХ–XXI вв.
Завершение холодной войны и эпохи “двухполюсного мира”. Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз.
Глобализация и ее противоречия. Глобальное информационное и экономическое прострaнcтво. Антиглобалистское движение.
Культурное наследие ХХ в.
Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в ХХ в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн Павел II. Экуменизм.
Основные течения в художественной культуре ХХ в. (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества.
Наш край на пути к рыночной экономике.
Итоговый урок.
Список литературы.
Для обучающихся:
- Алексашкина Л.Н. Мир в XX веке: Дополнительные материалы и пpaктикум к учебникам новейшей истории: Пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений: 9-11 классы. – М.: Дрофа,1997.
- Алиева С.К. Всеобщая история в таблицах и схемах. – М.: “Лист”, 1998 г.
- Верт Н. История советского государства. 1900-1991: пер. с фр. – М.: Прогресс: Прогресс-Академия, 1992.
- Всеобщая история. Справочник школьника. – М.: “Слово”, 1999 г.
- Всемирная история. Энциклопедия. В 14 т. – М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС образование, 2006.
- Головатенко А.История России: спopные проблемы: Пособие для поступающих на гуманитарные факультеты. Изд.2 испр.и доп. М.: Школа-Пресс, 1994.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю.. История России, XX – начало XXI века: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений /– 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Данилов А.А. Справочник школьника: История России. XX век. – М.: Дрофа, 1999.
- Единый государственный экзамен 2013. История. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ – М.: Интеллект-Центр,. 2012.
- История России. 9–11 классы: тесты/ автор-составитель Л.В.Селянина. – Волгоград: Учитель, 2007.
- История России. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в 2012г. М.: Центр тестирования Минобразования России, 2011.
- История Современной России 1985–1994гг. Экспериментальное учебное пособие. – М.: Терра, 1995.
- Исторические силуэты /Отв. Ред. С.В. Тютюкин. – М.: Наука, 1991.
- История: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Л.Н. Алексашкина, С.Г. Антоненко, С.Н. Бурин и др. – М.: Дрофа, 2007.
- Кадневский В.М. Тесты по истории России XX века :9-11 классы. – 2-е изд.-М,:Айрис-пресс, 2004.
- Новиков С.Н., Маныкин А.С., Дмитриева О.В. Всеобщая история. Цивилизация, факты, события, современные концепции. – М.: “Слово”, 1999 г.
- Панкова М.А., Романенко И.Ю., Вагман И.Я., Кузьменко О.А. 100 знаменитых загадок истории/ Худож.-офрмитель Л.Д. Крикач-Осипова. – Харьков: Фолио, 2004.
- Словарь исторических терминов, имен и историко-географических названий. – Составитель А.П. Торопцева. – М.: ООО “Издательство “Росмэн-пресс””, 2002.
- Сороко-Цюпа О.С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учебник для общеобра-зовательных учреждений / О.С. Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. – 9-е изд. – М.: Просвещении, 2011.
- Уткин Н.В. Подготовка к олимпиадам по истории. 8-11 классы. – М.: Айрис–пресс, 2005.
- Хачатурян. В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца 20 века .9 кл.: Пособие для общеобразоват. Учеб. Заведений Под. ред. В.И. Уколовой .-6-е изд., стереотип. – М.:Дрофа,2002.
- Хрестоматия по истории СССР, 1900 – конец 1930-х./ Сост. С.И. Матруненков; Под ред. Ю.И. Кораблева. – М.: Просвещение, 1988.
- Шаповалов В.В., Митрофанов К.Г. Как быстро и надолго запомнить материал по истории. – М.: Издательский дом “Новый учебник”, 2001.
- Энциклопедия для детей: (Всемирная история).– 3-е изд. – М.: Аванта +, 2004. 25. Яковер Л.Б. Справочник по истории Отечества. – М.: Сфера, 1996.
Для учителя:
- Алиева С.К. Всеобщая история в таблицах и схемах. – М.: “Лист”, 1998 г.
- Верт Н. История советского государства. 1900-1991: пер. с фр.-М.: Прогресс: Прогресс-Академия, 1992.
- Всемирная история. Энциклопедия. В 14 т. – М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС образование, 2006.
- Вяземский, Е. Е., Стрелова, О. Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. – М., 1999.
- Вяземский, Е. Е., Стрелова, О. Ю. Методика преподавания истории в школе: пpaкт. пособие для учителей. – М., 1999.
- Всеобщая история. Справочник школьника. – М.: “Слово”, 1999 г.
- Всеобщая история Новое время. Виртуальные уроки. "Кордис и Медиа", 2004
- Вяземский, Е. Е., Стрелова, О. Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства: пpaкт. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001.
- Головатенко А.История России: спopные проблемы: Пособие для поступающих на гуманитарные факультеты. Изд.2 испр.и доп. М.: Школа-Пресс, 1994
- Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю.. История России, XX – начало XXI века: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений /– 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г.. Рабочая тетрадь по истории России XX – начало XXI века. Пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. В двух выпусках. – М.: Просвещение, 2007.
- Данилов А.А. Справочник школьника: История России. XX век. – М.: Дрофа, 1999.
- Залесский К.А. Кто был кто во Второй мировой войне: Союзники СССР/ К.А. Залеский. – М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО “издательство Астрель”: ОАО “ВЗОИ”, 2004
- Единый государственный экзамен 2013. История. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ– М.: Интеллект-Центр,. 2012.
- История России. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в 2012 г. М.: Центр тестирования Минобразования России, 2011.
- История России. 9–11 классы: тесты/ автор-составитель Л.В.Селянина. – Волгоград: Учитель, 2007.
- История Современной России 1985–1994гг. Экспериментальное учебное пособие. – М.: Терра, 1995.
- Исторические силуэты /Отв. Ред. С.В. Тютюкин. – М.: Наука, 1991
- История: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Л.Н. Алексашкина, С.Г. Антоненко, С.Н. Бурин и др. – М.: Дрофа, 2007.
- Кадневский В.М. Тесты по истории России XX века: 9–11 классы. – 2-е изд. – М,:Айрис-пресс, 2004.
- Короткова, М. В. Наглядность на уроке истории. – М.: ВЛАДОС, 2000.
- Короткова, М. В., Студеникин, М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. – М.: ВЛАДОС, 1999.
- Новиков С.Н., Маныкин А.С., Дмитриева О.В. Всеобщая история. Цивилизация, факты, события, современные концепции. – М.: “Слово”, 1999 г.
- Панкова М.А., Романенко И.Ю., Вагман И.Я., Кузьменко О.А. 100 знаменитых загадок истории/ Худож.-офрмитель Л.Д. Крикач-Осипова. – Харьков: Фолио, 2004.
- Преподавание истории и обществознания в школе. Научно-методический журнал 2002–2010
- Последние дни Романовых. Документы, материалы следствия, дневники, версии. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1991.
- Россия на рубеже веков: исторические портреты. – М.: Политиздат, 1991.
- Словарь исторических терминов, имен и историко-географических названий. – Составитель А.П. Торопцева. – М.: ООО “Издательство “Росмэн-пресс””, 2002.
- Сороко-Цюпа О.С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. – 9-е изд. – М.: Просвещении, 2011.
- Студеникин, М Т. Методика преподавания истории в школе. – М.: ВЛАДОС, 2001.
- Уткин Н.В. Подготовка к олимпиадам по истории. 8–11 классы. – М.: Айрис –пресс, 2005.
- Хачатурян. В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца 20 века .9 кл.: Пособие для общеобразоват. Учеб. Заведений Под. ред. В.И. Уколовой .– 6-еизд.,стереотип. –М.:Дрофа, 2002.
- Хрестоматия по истории СССР, 1900 – конец 1930-х./ Сост. С.И. Матруненков; Под ред. Ю.И. Кораблева. – М.: Просвещение, 1988.
- Энциклопедия для детей: (Всемирная история).– 3-е изд. – М.: Аванта +, 2004. 35. Яковер Л.Б. Справочник по истории Отечества. – М.: Сфера, 1996.
Модульная система помогает рационально использовать время урока. Важно, что появляется больше возможностей для погружения в конкретную историческую эпоху. На одном уроке можно от образа и логического мышления перейти к настроению. Можно осуществить элементы самостоятельных действий и прейти к актуализации личной оценки-проповеди....
27 03 2024 22:16:21
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов. ...
26 03 2024 11:30:22
Урок является завершающим при изучении темы «Гражданское право» в курсе "Право" в 11-м классе. Урок разработан по учебнику «Право. 11 класс» под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. Одной из основных задач, поставленных на уроке, является формирование углубленного интереса к праву и создание основы для становления правовой компетенции выпускников. ...
25 03 2024 4:58:45
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
24 03 2024 5:30:20
Урок изучения нового материала проходит в форме пpaктической работы, на котором проводится организация совместной познавательной деятельности учащихся для самостоятельного изучения и выявления ими основных направлений внешней политики России в XVII в....
23 03 2024 19:43:26
Урок изучения нового материала, с применением презентации PowerPoint. Цель урока - изучить причины, ход и итоги Крымской войны, показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей модернизации....
22 03 2024 4:51:57
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...
21 03 2024 0:39:52
Урок проводится как лабораторно-пpaктическая работа в группах. На основе самостоятельной работы с источниками у учащихся развиваются ключевые компетенции: коммуникативная, информационная, самообразования и самооценки. Для урока привлечен редкий материал из исторических монографий, писем и работ самого Сперанского с учетом уровневой дифференциации. ...
20 03 2024 22:20:53
Форма урока: заочная экскурсия. Используются элементы драматизации и персонификации. Главная задача урока – охаpaктеризовать основные направления развития русской культуры XVIII в., определить её значение для развития России. Данный урок позволяет школьникам окунуться в атмосферу эпохи, участвуя в сценарии урока, эмоционально-образно воспринимать материал....
19 03 2024 2:36:19
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
18 03 2024 10:15:47
Основная идея программы - изучение побед России в период с IX по XVIII век. Этот период истории России богат победами в самых различных областях жизни. Это победы русской дипломатии, внешней и внутренней политики, достижения в культуре, деятельность отдельных личностей и всего русского народа. Изучение этих побед пробуждает чувство гордости за свою историю и свою страну. ...
17 03 2024 23:17:21
Символика отражает историю развития государства, достижения и победы. Знакомство учащихся с символикой государства помогает воспитывать гражданственность и уважение к своей стране. Курс интегрирует такие учебные предметы как история, обществознание, литература и рекомендован учащимся 9-х классов. Значительный акцент в программе сделан на использовании регионального компонента. ...
16 03 2024 3:46:23
Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить пpaктические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....
15 03 2024 10:21:24
Интеpaктивная игра-викторина проводится 1 сентября в День Знаний или на предметной неделе истории. Учащиеся разбиваются на комaнды. Каждый правильный ответ дает возможность получить карточку с одной буквой из загаданного слова - одной из улиц Москвы, состоящей из стольких букв, сколько комaнд принимает участие в игре. В конце игры побеждает комaнда, которая пройдет все этапы, ответит на вопросы и отгадает слово. Количество этапов должно совпадать с количеством участвующих классов....
14 03 2024 5:20:41
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
13 03 2024 14:44:41
На уроке рассматривается дискуссионный вопрос о цивилизационной принадлежности России. Работа ведется по группам, которые защищают одну из точек зрения на российскую цивилизацию с применением презентации. Урок предполагает использование примеров из истории и умение выражать свое мнение....
12 03 2024 3:35:40
Урок повторения по теме. 7-й класс. Это опрос-игра с использованием презентации. Ему предшествуют уроки, на которых учащиеся сами по группам знакомят класс с культурой европейских стран, проводя мультимедийные мини-занятия. И это помогает им подготовиться к игре. В презентации даны задания, правильные ответы. Используются иллюстрации, анимация и музыкальное сопровождение....
11 03 2024 22:28:21
В условиях сельской школы используют много дополнительной литературы и компьютерную презентацию. На этом уроке дети совершили путешествие в Санкт-Петербург и Москву первой половины XIX века и познакомились с памятниками архитектуры и скульптуры....
10 03 2024 16:15:41
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...
09 03 2024 17:47:32
Предлагается конспект урока "Истоки" (региональный компонент учебного базисного плана Вологодской области). Может быть использован на уроках истории, во внеклассной работе. При разработке урока использована иллюстрация Валерия Карпущенко из личной коллекции Сизоненко Т.В. ...
08 03 2024 0:18:37
Экономическая политика всегда была и будет приоритетным направлением в развитии любого государства. Насколько продуманно проводятся мероприятия в этой сфере, зависит положение государства в мире. Россия в определенные периоды своего исторического пути имело разные направления в развитии экономики. Во времена Петра I начинаются коренные реформы, и экономика не стала исключением. Царь понимал, что Россия без этих преобразований могла бы остаться второстепенной в ряду великих держав....
07 03 2024 19:40:29
В статье рассматриваются некоторые проблемы использования кино- и видеоматериалов, с которыми сталкивается учитель истории на уроке....
06 03 2024 1:35:23
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
05 03 2024 4:30:30
Тема урока актуальна в наши дни. Граждане России имеют возможность свободного выезда за пределы страны. В этих условиях важно знать свои юридические права по вопросу приобретения гражданства. Материал урока способствует пониманию духовно-нравственного смысла понятия гражданства....
04 03 2024 9:37:40
Содержание урока основано на актуализации предшествующей информации, чередовании изложения нового материала учителем с пpaктическими заданиями для учеников при активном использовании презентации на основе программы PowerPoint. ...
03 03 2024 12:46:36
В маленьком кубанском поселке лесорубов с поэтическим названием Михизеева Поляна расстреляли всех 207 жителей, больше половины из которых были дети, а также женщины и старики. Детишек до года вырывали из материнских рук, поддевали на штыки или, схватив за ножки, били головочками о деревья... Это произошло 13 ноября 1942 года. А поселок сожгли дотла, как Хатынь и каждую четвертую деревню Белоруссии. Называют это место в Краснодарском крае Кубанской Хатынью. Никто не имеет права забывать об этом, чтобы не допустить повторения такого варварства. ...
02 03 2024 14:55:42
Познавательную игру можно использовать как материал к уроку обобщения и закрепления знаний и как внеклассное мероприятие ко Дню Конституции....
01 03 2024 19:55:38
Урок семинарского типа способствует развитию умений учащихся самостоятельно подбирать информацию в соответствии с поставленной задачей, логически выстраивать собственную позицию, внимательно выслушивать противоположное мнение; учит культуре ведения спора, поиску компромиссного решения проблемы. ...
29 02 2024 3:41:26
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
28 02 2024 7:42:45
Создавая урок, автор надеялся показать, насколько увлекательными и интересными могут стать сорок пять минут повторения «сухой» темы «Деятельность». Для этого в ходе урока использовались фотоматериалы из жизни и деятельности самих школьников; привлекался сложный теоретический материал: философские теории И.Канта, Н.Макиавелли, Й.Хезинга....
27 02 2024 22:45:37
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, опирается на ранее изученный материал по курсу истории России. Цели курса: формировать духовно-нравственные качества личности школьника, довести до сведения учащихся устройство средневековой русской церкви, осветить некоторые важные моменты ее истории, остановиться на фактах политических биографий ряда выдающихся церковных деятелей средневековой Руси. ...
26 02 2024 12:31:40
В процессе изучения истории большую роль играет работа с историческими источниками. Изучение документа приближает учеников к изучаемой эпохе. Тема: "Законы царя Хаммурапи" в 5-м классе позволяет использовать на уроке кодекс законов, который содержит 282 статьи. Работа с данным документом открывает большие возможности для использования личностно-ориентированного подхода на уроке....
25 02 2024 10:32:28
Урок является одним из способов организации исследовательской деятельности учащихся, способствует выработке активной гражданской позиции и оценке исторических событий с позиций конкретно-исторического подхода. Помогает раскрыть индивидуальные способности каждого учащегося и развить коммуникативную компетенцию....
24 02 2024 6:29:42
Урок-игра знакомит учащихся с выдающимися памятниками архитектуры и изобразительного искусства России XVIII века, показывает их значение. ...
23 02 2024 3:34:30
Представленная работа является уроком - историческим портретом феномена русской истории Саввы Ивановича Мамонтова. ...
22 02 2024 13:26:30
Сценарий вечера духовно-патриотического воспитания с использованием ИКТ-технологий. Цель разработки – дать целостное представление о Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.), о роли человека на фронте и в тылу, возможность обратиться к личностному фактору отношения к данным историческим событиям....
21 02 2024 14:34:10
Урок истории в 5-м классе по теме «Первый властелин единого Китая». Урок усвоения и первичного закрепления знаний. Цель урока: познакомить с историей возникновения Китая. На уроке используются приемы синквейн и кластер....
20 02 2024 2:59:51
Данный урок проводится для подведения итогов по изучению раздела "Древнейшие государства Индии и Китая". По аналогии можно подготовить итоговые или повторительно-обобщающие уроки по всем темам и для всех классов, усложняя содержание и задания в зависимости от возрастной группы....
19 02 2024 4:32:49
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...
18 02 2024 3:49:30
Урок истории в 8-м классе по теме «Русская живопись второй половины XIX века» развивает у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре. Учащимся предлагается совершить виртуальную экскурсию по картинной галерее художников-передвижников. Почти каждый ученик класса в ходе урока выступает в роли экскурсовода и посетителя выставки. В течение урока происходит знакомство учащихся с творчеством Г.Г. Мясоедова, В.Г. Перова, И.Н. Крамского, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.М. Васнецова, И.И. Левитана....
17 02 2024 20:44:23
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией. Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
16 02 2024 14:35:53
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
15 02 2024 3:26:49
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
14 02 2024 10:46:41
Данный урок строится по традиционной схеме урока-презентации. В работе представлена краткая история возникновения Олимпийских игр в античном мире (в Древней Греции), история возрождения Олимпийского движения , информация о современных Олимпийских играх. ...
13 02 2024 20:18:37
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
12 02 2024 19:27:37
В связи с дискуссионностью проблемы о цивилизационной принадлежности России целесообразно сочетание лекционного изложения учителем основных проблем, связанных с определением своеобразия российской цивилизации, и собеседования с учащимися по существу этих проблем....
11 02 2024 0:33:41
Учебное занятие проводится в форме комaндной интеллектуальной игры. В игре принимают участие три комaнды. Задания предполагают повторение, систематизацию и обобщение полученных знаний. А урок-игра способствует активизации познавательного интереса к истории, развитию творческих способностей, коммуникативных умений и навыков учащихся. Данные материалы могут быть использованы в качестве внеклассного мероприятия во время школьной декады истории. ...
10 02 2024 22:10:45
Прослеживается эволюция политического и экономического курса, проводившегося в СССР Н.С. Хрущевым; анализируется его успех и поражение, раскрывается значение экономических реформ в период «оттепели». Учащиеся знакомятся с основными переменами, прошедшими в политической системе СССР, основными результатами экономических преобразований....
09 02 2024 18:35:23
Готовясь к уроку, учащиеся получили индивидуальные задания. Группа «Операторов» готовила мультимедийную презентацию. Болельщики получили задание оформить тематические буклеты. Это способствовало созданию эмоционального фона игры. Особое место в уроке занимают информационные технологии. ...
08 02 2024 12:35:36
Внеклассное мероприятие по истории проведено в рамках тематической недели истории и литературы, посвящённой творчеству А.С. Пушкина. Цель проведения – расширение представлений учащихся о творчестве Пушкина, об особенностях эпохи начала XIX в.; формирование активной гражданской позиции учащихся....
07 02 2024 8:42:31
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::