Устный журнал "Недаром помнит вся Россия про день Бородина". 5–8-е классы
Цели урока:
- Воссоздать картину событий Бородинского сражения.
- раскрыть всенародный хаpaктер борьбы с захватчиками, план М.И. Кутузова по разгрому врага, показать историческое значение Бородинского сражения и причины победа русского народа в борьбе с наполеоновской армией.
- Развивать историческое мышление, чувство гордости и восхищения героизмом нашего народа.
Оборудование:
- ПК;
- мультимедийный проектор;
- карта-схема Бородинского сражения;
- портреты героев Бородинского сражения;
- аудио-видеозаписи (документальный фильм “Бородино”; музыка М.И. Глинки “Славься, славься, ты Русь моя”, песня С. Прокофьева “Вставайте, люди русские!”; песня А. Пахмутовой “Боготырская наша сила”; народная песня “Солдатушки, браво ребятушки”).
Оформление доски:
- тема устного журнала;
- дата: 26 августа 1812 года
- план темы;
- базовые понятия: фланги, редуты, батареи, плацдарм, контратака.
Ход мероприятия
Вступление
На фоне народной песни “Солдатушки, браво ребятушки”.
У.: Ребята! Мы приглашаем Вас на устный исторический журнал, посвященный 200-летней годовщине Бородинского сражения.
У каждого народа есть своя история, которая хранит в своей памяти все события: и большие, и маленькие, значительные и не очень. А есть еще историческая память народа. Она хранит только те события, которые со временем становятся легендарными и живут в веках, передаются из поколения в поколение, о которых знает весь народ.
К таким событиям относятся Отечественная война 1812 года и ее главное сражение Бородинская битва.
Героями Бородинской битвы были солдаты русской армии, а вел их в бой, руководил сражением прославленный сын народа и Отечества Михаил Илларионович Кутузов. Первая страница нашего журнала посвящается этому выдающемуся полководцу.
Первая страница журнала
“Михаил Илларионович Кутузов”
Заставка: портрет генерал-фельдмаршала М.И. Кутузова работы художника Обен.
Сообщение ученика. Михаил Илларионович Кутузов родился 16 сентября 1745 года в Петербурге в семье военного инженера. Еще в детстве Михаил знал, что станет военным специалистом. Когда мальчику исполнилось 12 лет, его отдали в инженерную школу. Через два года он с отличием окончил школу и за “особую прилежность в инженерном деле, математике и языках, произведен был в инженерный корпус”.
Полученные им знания оказались настолько глубокими и серьезными, что 15-летний Кутузов был оставлен для оказания помощи старшим офицерам в преподавании математики.
Через два года по его личной просьбе Кутузов был зачислен на строевую службу в армию, в которой будущий полководец пройдет все ступени – от младшего комaндира до фельдмаршала.
Кутузов был учеником выдающихся военачальников Румянцева и Суворова. Он прожил большую и полную опасностей жизнь. Одна из главных черт Кутузова – осторожность. Он говорил так: “Лучше быть слишком осторожным, нежели оплошным и обманутым”. Другой чертой Кутузова была хитрость. Не зря Наполеон назвал Кутузова “старый лис севера”. Известна фраза, которую произнес Кутузов, отправляясь в августе 1812 года в армию. На вопрос племянника: “Неужели, дядюшка, вы думаете разбить Наполеона?” Кутузов ответил: “Разбить? Нет. Но обмануть – да, рассчитываю!”.
Если девизом Наполеона было: “Ввяжемся, а там посмотрим”, то девизом Кутузова было другое выражение: “Выпутаемся, а там посмотрим”.
Именно то, чего не мог предвидеть его грозный противник, предвидел Кутузов, когда сказал на совете Филях: “Москва, как губка, всосет в себя французов…” (заставка “Военный совет в Филях в 1812 году” художник А. Кившенко).
По просьбе армии и народа царь назначил Кутузова главнокомaндующим русской армией. Сохранилось воспоминание о том, как встретило Кутузова местное население и армия. За 5 верст до города Гжатска жители выпрягли лошадей из возка Кутузова и на себе под восторженные крики привезли его в город. Армия ликовала и повторяла солдатскую присказку – “Приехал Кутузов бить французов!”.
Кутузов не отказался от открытого столкновения с Наполеоном – свидетельством этому стала Бородинская битва. Но к ней нужна была подготовка, и военная, и мopaльная. За короткий срок Кутузову удалось укрепить армию: восстановить дисциплину, снять усталость и напряжение солдат от длительного отступления.
Бородинская битва была выдающимся сражением полководца (заставка М.И. Кутузов на комaндном пункте в день Бородинского сражения художник А. Шепелюк, 1952 г.). Это была его последняя крупная битва. Умер Михаил Илларионович, не дождавшись конца войны в 1813 году в Заграничном походе русской армии, в Германии в возрасте 68 лет. За две недели до cмepти он сам со смешанным чувством удивления (за себя) и гордости (за свою Отчизну) писал в письме своей жене: “На улицах кричат: “Виват, Кутузов! Да здравствует великий старик! Иные просто кричат: “Виват, наш дедушка Кутузов! Этого описать нельзя…”.
И вот, исполнив свой долг, изгнав захватчиков из России, он вдруг слабеет, теряет всякий интерес к военным действиям и после легкой простуды угасает.
Память о М.И. Кутузове жива и будет жить. В 1942 году в память о великом русском полководце был учрежден орден Кутузова как одна из высших боевых наград нашей страны.
Вторая страница журнала
“Бородино”
У.: Обе армии ждали генерального сражения, обе готовились к нему. И вот этот день настал… (На фоне музыки С. Прокофьева “Вставайте, люди русские!”).
1. Подготовка к сражению (фрагменты документального фильма “Бородино”).
Сообщение ученика: В 120-и километрах от Москвы, у села Бородино русская армия остановилась. Она была готова дать большое сражение. Противники по-разному готовились к бою. Французский лагерь шумел и ликовал. Еще бы! Наконец-то, после стольких дней изнурительного похода, плохой пищи, постоянных стычек с русскими партизанами, завтра – генеральное сражение, а за ним долгожданный мир и возвращение домой. Французы были уверены в своей победе. “И слышно было до рассвета, как ликовал француз”.
Иная обстановка была у русских. Войскам было запрещено разводить костры на открытых местах. Было приказано запастись сухим пайком на 6 дней и быть готовым к ночным атакам неприятеля.
В своем приказе по второй армии Багратион писал: “Резервы иметь сильные, и сколько можно, ближе к укреплениям, а всем начальникам войск употребить все меры, чтобы завтра к свету люди поели каши, выпили по чарке вина, и непременно были во всей готовности”.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
“Бородино” М.Ю. Лермонтов
По русскому обычаю солдаты и ополченцы перед боем переодевались во все чистое, но от водки многие из них отказывались. “Не такой сегодня день, чтобы водку пить”, – говорили они.
2. Планы сторон.
Таблица “Соотношения сил противника и русских войск”
Русские войска:
132 тысячи человек
624 ствола артиллерии
Наполеоновские войска:
135 тысяч человек
578 стволов орудий
Сообщение ученика: Планы сторон в Бородинском сражении были таковы: Наполеон хотел в этом сражении разгромить русскую армию любой ценой, захватить Москву и добиться полной победы над Россией.
Русских было меньше, чем французов. Поэтому Кутузов видел задачу в том, чтобы нанести как можно больший урон живой силе противника, сохранить боеспособность своей армии и изменить соотношение сил в ее пользу.
3. Ход сражения
Заставка: макет Бородинского сражения вид на русскую позицию со стороны деревни Горки художника П. Звягинцева 1957 год; карта-схема Бородинского сражения.
У.: Бородинское сражение началось 26 августа 1812 года. В половине шестого утра в утреннем тумане раздался первый выстрел, затем еще, и еще.
Река Колочь защищала правый фланг русской армии. На левом был построен Шевардинский редут, который 24 августа был захвачен французами. Сзади него земляные укрепления – Багратионовские флеши. В центре земляной курган, на котором расположились артиллерия и войска генерала Раевского.
Разгорелось самое грандиозное сражение со времен изобретения огнестрельного оружия. “Битвой гигантов” назвал это сражение сам Наполеон (“Наполеон в палатке ночью” художник Ш. Штейбен масло середина XIX века). Французы стремились прорваться через центр русских войск, обойти их левый фланг и освободить себе путь на Москву. Упopное сопротивление русских солдат сделало это невозможным.Самые ожесточенные бои развернулись вначале на Багратионовских флешах (фрагмент документального фильма “Бородино”). Они длились здесь более 6 часов при непрерывном огне артиллерии. Флеши были захвачены противником лишь в середине дня. Не менее упopное сражение происходило и на батареи генерала Раевского (фрагмент документального фильма “Бородино”). Здесь русские герои штыковыми ударами отбрасывали противника несколько раз, и лишь к концу дня французам удалось захватить центральную батарею. Правда, вечером Наполеон приказал отвести свои силы на исходные позиции. Однако и Кутузов отдал приказ отступать к Москве.
4. Итоги сражения
Заставка: “Бородинская битва”, фрагмент панорамы А.Ф. Рубо).
Сообщение ученика: Несмотря на видимый успех неприятеля, фактически сражение не принесло победы ни одной стороне. Количество потерь было велико с обеих сторон. У французов и их союзников пало около 60 тысяч человек. Россия оплакивала гибель 44 тысяч своих сыновей. Наполеон не смог разгромить русскую армию и заставить ее капитулировать, не удалось ему подорвать и мopaльный дух русских, которые показали в этом сражении несгибаемую волю к победе.
Зато силы Наполеона были надломлены. Наполеоновской армии был нанесен удар, от которого она не смогла оправиться. Рана, полученная ею при Бородине, оказалась cмepтельной. Наполеон потерял уверенность в победе. С Бородина начался закат славы Наполеона как непобедимого полководца.
Когда генерала Ермолова спросили, что произошло у села Бородина, он ответил: “Французская армия расшиблась о русскую армию”. Сам Наполеон так оценил это сражение: “Самое страшное из всех моих сражений – это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми”.
Бородинское сражение является примером героической борьбы русской армии и народа за независимость своей страны.
Третья страница журнала
“Герои Бородина”
На фоне песни А. Пахмутовой “Богатырская наша сила”.
У.: Трудно перечислить всех героев Бородинского сражения – их много: солдаты, комaндиры, генералы. В войне 1812 года весь народ России был героем. Наполеон впоследствии сказал об этом так: “В Россию я шел завоевывать страну рабов, а пришел в страну героев”. Один из этих героев Петр Иванович Багратион.
1. Петр Иванович Багратион (портрет П.И. Багратиона художника П. Гесс).
Сообщение ученика: Петр Иванович Багратион – русский полководец, славный ученик Суворова и Кутузова, герой Отечественной войны 1812 года. Суворов и Кутузов высоко ценили мужество, выдержку, смелость, находчивость, храбрость Багратиона.
В Бородинском сражении он руководил боевыми действиями на левом фланге, куда был направлен главный удар войск Наполеона (заставка “Бой за Багратионовские флеши” художник Е. Дешалыт, диаграмма фрагмент, 1962 г.). Кутузов так сказал о нем: “В этот день Багратион был на левом фланге, но был моей правой рукой”.
Воодушевленные личным примером Багратиона, русские солдаты дрались с удивительным упорством и ожесточением, яростно отбивали многократные атаки противника. Во время восьмой атаки французов Багратиону раздробили ногу. Но он продолжал оставаться в седле пока не потерял сознание. 12 сентября 1812 года он скончался от раны, а скорее всего от известия о том, что французы вступили в Москву. Сердце патриота не выдержало такой удар.
2. Николай Александрович Тучков (портрет Н.А. Тучкова)
Сообщение ученика: В русской армии существовал обычай именовать братьев– офицеров по номерам: первый номер получал старший брат. Четыре родных брата Тучковых (все генералы), так и значились: Тучков-первый, Тучков-второй, Тучков-третий, Тучков-четвертый.
Старший брат – Тучков-первый погиб на Бородинском поле. Это произошло так. Шел ожесточенный бой за батарею Раевского и Семеновские флеши (заставка “Бой за Семеновские флеши” художник Х.В. Фабер дю Фор, 1831 г.). В разгар 6 и 7 атаки французов на Семеновские флеши, когда Наполеон ввел в бой свежие войска, им удалось захватить Утицкий курган. Это создавало очень серьезную обстановку для всей русской армии. Оборону русских войск на Утицком плацдарме возглавил генерал Тучков-первый. Он решил в контратаке отбить Утицкий курган и ликвидировать опасность для русской армии. Во главе своего полка он пошел на штурм Утицкого кургана “в лоб”. Противник был опрокинут и снова отступил. Русские войска овладели высотой. В этом бою мужественный военачальник был cмepтельно ранен.
3. Петр Гаврилович Лихачев (портрет П.Г. Лихачева).
Сообщение ученика: Лихачев Петр Гаврилович – генерал 24-й дивизии. В бою за батарею Раевского французам удалось прорвать высоту. Внутри укреплений батареи завязался ожесточенный рукопашный бой. Силы французов в четыре раза превышали силы русских. Почти вся 24-я дивизия полегла в этом бою. Ее комaндир, весь израненный генерал Лихачев, комaндовал своими солдатами до последней минуты, а когда увидел, что все его воины полегли на поле боя, “бросился в ряды неприятельские в надежде разделить участь храбрых солдат своих, получив славную cмepть”, так вспоминал участник сражения. Однако, увидев русского генерала со шпагой в руке одного, без всякой защиты, целый батальон французов обрушился на него. Раненый Лихачев был обезоружен и взят в плен.
Наполеоновские солдаты хорошо знали правила “великой армии” – за пленного генерала полагался орден Почетного легиона и крупная денежная премия. Когда генерала доставили к Наполеону и рассказали ему о последнем штурме батареи, он был поражен мужеством русских солдат и приказал вернуть отважному русскому генералу шпагу, перевязать и накормить его. Но Лихачев отказался принять шпагу из рук врага. Генерал Лихачев умер от ран.
Четвертая страница журнала.
“Память поколений”
У.: В то утро тысячи русских воинов навсегда остались в тяжелой, глинистой бородинской земле, исполнив до конца долг перед Отечеством.
Простые березовые кресты над могилами воинов, поставленные руками однополчан, были первыми памятниками героям Бородина. С тех пор прошло много лет: в честь павших на Поле Славы встала церковь Спаса Нерукотворного, возведенная к 1820 году на средней Багратионовой флеши вдовой убитого на этом месте генерал-майора Тучкова, а позднее возник вокруг храма Спасо-Бородинский женский монастырь.
В 27-летнюю бородинскую годовщину, 26 августа 1839 года, в присутствии ветеранов Отечественной войны и 120 тысяч войск на Курганной батарее Раевского был открыт чугунный монумент в честь погибших.
В 1912 году, к столетнему юбилею сражения, на поле возвели 37 новых памятников. В том числе: один от французского правительства, два от русского правительства, а остальные 34 поставлены на деньги солдат и офицеров воинских частей, принимавших участие в Бородинском сражении (фоторяд – рисунки).
В октябре 1941 года Великая Отечественная война опалила Бородинское поле. Многодневные тяжелые бои родили новых героев, избороздили землю траншеями, противотанковыми рвами, усеяли дотами, оставили свежие братские могилы.
Жива земля – свидетель битвы, начиненная по сей день чугуном и свинцом, политая кровью наших прадедов, дедов и отцов.
Стелются на своих местах подлинные дороги 1812 года. Текут под древними именами ручьи и реки и стоят с прежними названиями деревни и села.
Заключение
У.: В наши дни музей-заповедник “Бородино” требует защиты. Все ближе подбираются к историческим памятникам дома и дачи. Российская общественность встала на защиту Бородинского исторического комплекса. Пусть слова М.И. Кутузова, сказанные им про русские укрепления на Бородинском поле, будут охранной грамотой всем памятникам Поля Славы России. Кутузов сказал: “…пускай земледелец, обpaбатывая вокруг их (укреплений) мирное свое поле, не трогает их своим плугом; пускай и в позднее время будут они для россиян священными памятниками их мужества; пускай наши потомки, смотря на них, будут воспламеняться огнем соревнования и с восхищением говорить: вот то место, на котором гордость хищников пала пред неустрашимостью сыновей Отечества” (музыка М.И. Глинки “Славься, славься, ты Русь моя”).
Литература
- Бегунова, А.И. От кольчуги до мундира. [Текст]/ А.И. Бегунова: книга для учащихся. – М., 1993.
- Буганов, В.И. История России XVII-XIX век. [Текст]/ В.И. Буганов, П.Н. Зырянов. – М., 2003
- Сироткин, В.Г. Отечественная война 1812. [Текст]/ В.Г. Сироткин. – М., 1988.
- Тарле, Е.В. М.И. Кутузов – полководец и дипломат. [Текст]/ Е.В. Тарле. – М., 2007.
Урок истории по теме «Древнее Двуречье» составлен с учетом требований ФГОС в свете перехода на новые стандарты. Сопровождается презентацией....
18 03 2024 21:39:12
На данном уроке целью было сформировать представление о партизанской войне, завершении Отечественной войны 1812 г. и заграничном походе русской армии в 1813—1814 гг.; познакомить учащихся с памятниками архитектуры, воздвигнутыми в честь победы в Отечественной войне 1812 г. ...
17 03 2024 2:58:38
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения пpaктического хаpaктера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания данного элективного курса на житейских повседневных проблемах. ...
16 03 2024 0:52:25
Интегрированный урок обществознания, географии, информатики в 11-м классе. Целью данного урока является хаpaктеристика мировых и национальных религий. На уроке учащиеся расширят и углубят знания, полученные ранее, смогут высказать своё отношение к тому, какую роль религия играет в современном обществе. ...
15 03 2024 12:12:54
Данная работа составлена с учётом программ школьного курса истории России с древнейших времён до наших дней. Тесты носят историко-хронологический хаpaктер и могут быть использованы в работе при изучении истории Отечества соответствующей эпохи на основе тематического принципа отбора содержания краеведческого материала. ...
14 03 2024 16:52:52
Урок истории в 8-м классе по теме «Русская живопись второй половины XIX века» развивает у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре. Учащимся предлагается совершить виртуальную экскурсию по картинной галерее художников-передвижников. Почти каждый ученик класса в ходе урока выступает в роли экскурсовода и посетителя выставки. В течение урока происходит знакомство учащихся с творчеством Г.Г. Мясоедова, В.Г. Перова, И.Н. Крамского, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.М. Васнецова, И.И. Левитана....
13 03 2024 7:35:55
Урок является завершающим в теме «Великая Отечественная война». В ходе урока учащиеся в различных формах приобретают новые знания о событиях Великой Отечественной войны, формируют умения и навыки работы с историческими документами, картами, видеофрагментами. Методическая разработка содержит применение и описание различных технологий: методы критического мышления, кейс-стадия, ИКТ-технологии, проблемное обучение, элементы исследовательской деятельности....
12 03 2024 3:56:58
Конспект урока по истории России для 11-го класса....
11 03 2024 17:49:13
В 2000 г. в связи с «миллениумом» составлялись списки по номинациям: «Человек тысячелетия», «Открытие тысячелетия», «Событие тысячелетия». «Ошибка тысячелетия» была совершена в XIX веке, а потом повторена в XX веке. Урок посвящен повторению и обобщению знаний учащихся об Отечественной войне 1812 года. Применение информационных технологий и интеpaктивной доски SMARTboard делает урок эффективным, наглядным, динамичным, что, в свою очередь, повышает успеваемость учащихся и их заинтересованность предметом....
10 03 2024 9:59:56
Актуальность урока обусловлена тем, что учащиеся окончательно убеждаются в необходимости изменения существующих феодально-крепостнических порядков в России, на примерах видят разницу между российским и американским землевладением. ...
09 03 2024 13:42:15
Статья представляет собой методическое пособие по истории Казахстана. Дается в авторском варианте оформления....
08 03 2024 13:53:34
Игра может быть проведена как урок, завершающий изучение темы «Политическая система РФ» в курсе обществознания или как внеурочное мероприятие. Основные цели: повторение и закрепление вопросов, изученных в курсе обществознания, актуализация и расширение знаний о конституционных основах РФ, воспитание чувства патриотизма и гражданственности, формирование навыков групповой работы....
07 03 2024 15:31:50
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
06 03 2024 0:50:54
Учащиеся знакомятся с историей развития Чехии в XIV веке. Ученики работают с текстовой информацией, обpaбатывая ее разными способами. На уроке формируются информационные навыки: работа с текстом, составление схем, выделение главной мысли, составление логических цепей....
05 03 2024 22:28:58
Знакомство с ведущими концепциями социально-экономического развития, принадлежащими Д.Кейнсу, К.Мюрдалю, Д.Беллу, служит залогом интеллектуального принятия данной темы. С целью формирования поведенческого компонента предлагаются проблемные вопросы и работа с таблицей "Модели цивилизационного развития". ...
04 03 2024 16:19:52
В данной методической разработке предлагается вариант проведения урока истории в 11-м классе по теме "Брестский мир", цель которого – раскрыть альтернативные взгляды левых коммунистов, троцкистов и сторонников Ленина на проблему заключения мира с Германией. Можно предложить учащимся обратиться к пьесе М.Шатрова "Так победим!" и подготовить на ее основе инсценировку. ...
03 03 2024 6:52:41
В ходе проблемной беседы у школьников формируется преставление о том, что долг и совесть – важнейшие мopaльно-этические регуляторы поведения человека....
02 03 2024 18:14:42
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
01 03 2024 0:27:53
Открытый урок с целью проверить знания по теме: "Революционная ситуация в 1905 году и изменения в политической системе Российской империи»; закрепить знания с помощью посещения музея «Политссыльные Романовки». Учащиеся должны узнать, какие революционные политссыльные проживали на территории Якутии....
29 02 2024 21:58:49
В статье представлена система работы учителя, позволяющая при систематической самостоятельной деятельности учащихся на основе развивающих заданий сформировать активную позицию. Перевод обучения на субъект – субъектную основу перестраивает мышление учащихся со схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил». Меняется роль ученика и учителя. Ученик должен учиться сам, а учитель контролирует его учебу....
28 02 2024 13:18:52
Олимпиада по конституционному праву состоит из 10 заданий, прилагаются ключи....
27 02 2024 8:13:43
Урок построен на основе модульной технологии, состоит их 5 модулей, три из которых предполагают исследовательскую работу с документом. Урок предусматривает все виды работ, которые учащиеся должны уметь выполнять на ЕГЭ: тест, работа с документом, написание эссе. Достоинством урока является его высокая результативность, все учащиеся получают оценки в процессе урока и после него за написание эссе. ...
26 02 2024 17:55:51
В процессе подготовки учащиеся расширяют свои знания о людях и событиях начала XVIII века, в ходе игры выполняют задания познавательного и развлекательного хаpaктера, а также представляют собственный проект ассамблеи. ...
25 02 2024 8:42:28
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....
24 02 2024 2:30:21
Урок в 5-м классе по теме "Олимпийские игры в древности". Ученики в результате частично-поисковой, исследовательской работы, ролевой игры знакомятся с историей Олимпийских игр получают образное представление о знаменитом празднике, о его культурном значении. В процессе исследования и ролевой игры выявляется, что они сами являются участниками "малых" Олимпийских игр у себя в школе. ...
23 02 2024 13:21:34
На занятии рассматривается проблема: почему именно в архитектуре соборов в большей степени проявились общеевропейские черты. Точный ответ учащиеся дают в конце урока. На уроке изучаются особенности романского и готического стилей. Также происходит знакомство с новыми словами: стрельчатые арки, витражи....
22 02 2024 7:42:49
Урок целесообразно проводить по окончании изучения курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» авторов Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. Урок сопровождается презентацией. На каждый слайд можно перейти по гиперссылке. Вопросы сгруппированы по трем разделам: «Древняя Русь», «Политическая раздробленность на Руси», «Московская Русь». В ходе урока решаются задачи повторения и систематизации изученного материала; воспитания чувства патриотизма через обращение к героическому прошлому нашей страны....
21 02 2024 23:18:35
Развитие речи обучающихся является неотъемлемой частью развивающего обучения. Умеют ли наши ученики говорить – является не только показателем развития ученика, но и показателем педагогического мастерства учителя, научившего или не сумевшего научить своего подопечного этому виду деятельности. В работе освещены примеры организации работы обучающихся по развитию речи, формированию понятийного аппарата....
20 02 2024 0:21:36
Апробированный опыт применения пошагового использования на уроках истории презентаций, отражающих план урока. ...
19 02 2024 16:20:18
Урок разработан в соответствии с технологией развития критического мышления в форме дебатов. Данная тема и выбранная форма способствует формированию у учащихся умений критически мыслить, отстаивать собственную точку зрения, работать в группе, а также воспитывать патриотизм, чувство ответственности, толерантность. Во время дебатов комaнды высказывают аргументы, подтверждающие или опровергающие заявленную тему, которая формулируется в виде тезиса. Комaнды состоят из трёх человек. Одна комaнда защищает тему игры, другая – опровергает эту тему. ...
18 02 2024 22:45:13
При интегрированном обучении появляется возможность показать учащимся мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, художественной литературы, искусства, что способствует эмоциональному, эстетическому развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. ...
17 02 2024 12:19:28
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...
16 02 2024 0:19:25
Цели: познакомить учащихся с участниками Великой Отечественной войны, жителями села Мостовское; способствовать развитию интереса учащихся к истории своей малой родины; способствовать патриотическому воспитанию учащихся....
15 02 2024 7:57:45
Элективный курс "Герои России" предназначен для предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Программа направлена на формирование гражданственности, патриотизма, нравственных идеалов, любви к Родине, что является одной из важнейших задач по патриотическому воспитанию. Курс дает ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, способствует выбору профиля обучения. ...
14 02 2024 9:10:39
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...
13 02 2024 13:41:13
Среди многих героических страниц истории нашей страны были и тёмные периоды. К таким периодам относится время репрессий. Урок рассказывает о Соловецком монастыре, месте, где много веков подряд, жили и молились монахи. А в 1918 году там был устроен первый лагерь в Советской России. И там начали уничтожать людей, живущих в СССР. Ученики должны задуматься: что следует сделать, чтобы эти события не повторились....
12 02 2024 13:45:13
Разработка урока курса Отечественной Истории 8-го класса. Урок построен на основе компьютерных технологий, помогающих дальнейшей активизации знаний учащихся, а также являющихся яркой иллюстрацией к уроку. В качестве дополнительного материала для усвоения темы используются источники, иллюстрации учебника, атласы и контурные карты. ...
11 02 2024 1:10:20
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Поэтому и предлагается работа на тему "Игровые технологии как фактор активизации познавательной деятельности учащихся". ...
10 02 2024 17:28:49
Игра носит одновременно обучающий и развивающий хаpaктер. Способствует развитию элементов творческой деятельности, умению работать с полученной информацией и применять её в пpaктической деятельности. Оригинальный способ закрепления полученных знаний. Игра положительно влияет на интерес к изучаемому материалу у детей с различным уровнем учебной мотивации. ...
09 02 2024 22:35:13
Урок сочетает в себе знания из разных областей и должен познакомить учащихся с лучшими произведениями русской культуры; выяснить, в чем заключаются особенности древнерусской культуры; воспитывать патриотическое отношение к своей Родине; развить умение анализировать текст и делать выводы....
08 02 2024 20:24:22
Урок развивающего контроля по обществознанию в 5-м классе. Методическая разработка содержит технологическую карту и презентацию к уроку по названной теме, анкету для учащихся и четыре варианта разноуровневых заданий для групповой работы. Урок позволяет решить комплексные задачи по внедрению стандартов второго поколения: формирование УУД в условиях решения пpaктических заданий, способности учащихся к осуществлению контрольной функции, самоконтролю и взаимоконтролю в ходе работы в группе....
07 02 2024 11:38:10
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....
06 02 2024 0:11:36
Урок призван сформировать представление о различных направлениях в живописи, показать идеи гражданственности, выраженные в творчестве живописцев данного периода. В ходе урока обучающиеся выполняют задания, анализируют информацию, делают выводы, готовят устные выступления, отражают гражданскую позицию. На уроке звучит классическая музыка XIX в., стихи....
05 02 2024 1:35:23
Урок-игра по истории закрепляет и обобщает полученные знания учащихся о событиях первой русской революции, социально-экономическом кризисе в годы революции, аграрной реформе П.А. Столыпина; формирует умения анализировать, обобщать исторические знания, обсуждать актуальные проблемы определенного исторического периода, высказывать и аргументированно защищать собственную точку зрения....
04 02 2024 8:53:20
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
03 02 2024 16:56:35
Цель работы: сформировать у обучающихся компетентность в сфере познавательной деятельности и сделать детей активными участниками учебного процесса. Организация развивающего обучения предполагает освоение определённой системой знаний, создание условий для овладения приёмами умственной деятельности. Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Для формирования и развития общеучебных, исследовательских и интеллектуальных умений учащихся в преподавании истории и обществознания используются развивающие игры и интеллектуальные упражнения. ...
02 02 2024 8:25:38
Сегодня у учителя истории множество возможностей для того, чтобы его урок стал интересным и познавательным. Материалы этого урока могут помочь в этом, они могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования и науки. ...
01 02 2024 3:54:21
Урок предусматривает обсуждение проблемы на основе метода учебного проекта. На примере произведений А.П. Чехова, Н.А. Некрасова изучается влияние на судьбу героев отсутствие правовых механизмов защиты детей и сравнивается положение детей в XIX веке с положением нынешних детей, происходит знакомство с «Конвенцией о правах ребенка». В ходе урока класс разбивается на группы. Каждая группа готовит свой мини-проект, выpaбатывает обращение к персонажам, нарушающим права ребенка. ...
31 01 2024 5:14:25
Урок по истории Древнего мира в форме игры-путешествия для обучающихся 5-го класса. Через использование мультимедийной презентации повышается познавательный интерес обучающихся. Разработка может быть использована как начинающими педагогами, так и учителями-стажистами....
30 01 2024 13:17:46
Урок рассчитан на изучение в 11-м классе в рамках базового уровня. Представлен вариант организации урока на базе применения системно-деятельностного подхода и формирования у обучающихся УУД. Урок предполагает использование современных образовательных технологий и подготовку обучающихся к ЕГЭ....
29 01 2024 8:55:23
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::