История для молодежи    

Полиперспективность в практике преподавания региональной истории

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования “Сочинский колледж поликультурного образования” ориентировано на подготовку специалистов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в поликультурном регионе, каковым является Большой Сочи и Краснодарский край в целом. В этой связи особую значимость приобретает задача формирования у будущих специалистов значимых социокультурных компетенций – политической толерантности, критического мышления, умения формировать и отстаивать собственную точку зрения. Формированию вышеуказанных компетенций служит принцип полиперспективного подхода к преподаванию истории. Возможность его реализации показана на примере изучения темы “Гражданская война на Кубани и Черноморье” по программе дисциплины “История и культура сочинского региона”, которая преподается студентам педагогических специальностей.

В ходе двух предусмотренных программой учебных занятий изучается следующий материал:

Учебные занятия Содержание изучаемого материала
1. Создание Советов в Сочинском округе. Деятельность Ревкома.

Провозглашение Советской власти. Начало социалистических преобразований.

Захват побережья войсками меньшевистской Грузии.

“Ледяной поход” Добровольческой армии.

Выход из окружения Таманской армии.

Германская оккупация российской территории. Судьба Черноморского военного флота. “Новороссийская трагедия”.

Черноморское побережье как объект геополитических притязаний Германии и стран Антанты.

Меньшевистско-деникинский территориальный конфликт.

2. Захват Сочинского округа деникинцами. Партизанское движение.

Наступление Красной армии на Кубани и Черноморском побережье.

Освобождение Сочи 34-й дивизией Красной армии под ком. П.В. Егорова. Восстановление советской власти.

Бои Красной армии с десантом Врангеля на Кубани. Разгром “Армии возрождения России”.

Антименьшевистское восстание в Грузии. Вступление Красной армии в Абхазию.

Данные занятия являются ключевыми с точки зрения перехода от истории региона до 1918 г. к истории социалистического периода. События, происходившие здесь в 1918–1920 гг., открывают значительные возможности для постановки самых разнообразных образовательных, педагогических и мировоззренческих целей. С учетом специфики такого образовательного учреждения, как Сочинский колледж поликультурного образования, представляется целесообразным, не отходя от исторической канвы событий, сосредоточить основное внимание на следующих ключевых позициях:

  • преемственность геополитических интересов на Кавказе великих держав, стремящихся воспользоваться падением Российской империи;
  • особенности сочетания классово-политических и этнонациональных интересов представленных здесь участников гражданской войны;
  • многомерность и нелинейность причинно-следственных связей, характерных для событий такого рода;
  • полиперспективный подход при анализе и оценке результатов событий 1918–1920 гг.

Восприятие материала студентами по данной теме подготовлено преподавателем при изучении ряда предшествующих вопросов, особенно тех, которые связаны с формированием геополитических интересов великих держав на Кавказе: “Кавказская война”, “Крымская война” и др. Этот факт существенно облегчает объяснение причин высокой степени вовлеченности стран Антанты и Четверного союза в дела России, и в ситуацию на Кавказе в частности.

С другой стороны, избранный для данного курса общекавказский подход позволяет органично показать мотивы активизации Грузии в отношении территориального роста вдоль побережья.

Наконец, уже сформированное представление студентов об этническом ландшафте данного региона дает необходимые основания для понимания ими особенностей отношения местного населения к приходу регулярных армий (грузинской, деникинской, Красной).

Ключевые позиции преподавания темы.

Сам факт вовлечения Сочинского региона в гражданскую войну не требует специального объяснения. Причины гражданской войны хорошо известны студентам из курса истории; поэтому целесообразно, дав краткую характеристику событиям конца октября 1917 – января 1918 гг. в Сочинском округе (создание Советов, деятельность Ревкома, провозглашение советской власти), начать с “экспозиции” политических сил, которыми предстояло стать главными авторами в течение периода гражданской войны. Преподаватель называет и дает краткие классово-политические, а в ряде случаев – персональные характеристики действовавшим здесь политическим силам и их вождям (советской власти и большевистского подполья, белой армии, силам местной самообороны, грузинских оккупационных войск, английских и германских военных представителей). Важнейшие из этих характеристик основываются на прямых извлечениях из воспоминаний участников событий, а также из справочной литературы, свободной от идеологической тенденциозности (Приложение 1).

Чрезвычайно важное значение на этой фазе изучения материала принадлежит исторической карте-схеме, на которой показаны направления движения войск, районы действия партизанских отрядов и т.д.

Основным системообразующим принципом преподавания данной темы является полиперспективность. Для формирования такого взгляда на сложный исторический процесс едва ли можно найти более подходящий сюжет. События гражданской войны дают великолепный пример крайней разнонаправленности интересов, их временного сложения и перехода в состояние новых противоречий, принципиальной непредсказуемости конкретного хода событий, и в то же время предзаданности конечного результата, который был определен не здесь и не этими участниками, а соотношением всей совокупности сил и обстоятельств, определивших ход гражданской войны. Кроме того, тема предоставляет уникальную возможность обсудить со студентами роль субъективного фактора в истории (имеется в виду несостоявшийся союз лидеров белого движения, который мог коренным образом изменить исход гражданской войны).

Полиперспективный взгляд позволяет студентам понять мотивы и интересы всех основных участников событий и помогает сформировать собственное представление об этом сложном периоде отечественной истории. В то же время привязка учебной информации к краеведческим реалиям позволит максимально “приблизить” их месту действия.

Однако, при всей важности анализа макроисторических факторов специальный акцент делается на самочувствии простого человека, сочинского обывателя, сельского жителя, который невольно оказался в водовороте событий. С этой точки зрения чрезвычайно интересной предстает история организации и действий сил местной самообороны, для участников которой и белые, и красные, и грузинские силы, как и стоящие за их спинами союзники, предстают в качестве внешних, чуждых и крайне опасных захватчиков. Особенно драматичным это состояние обывателя становится в те моменты, когда он совершенно утрачивает логику происходящего. При этом особое значение придается фактору интернациональности при формировании местных партизанских отрядов: это позволяет подчеркнуть, что общие интересы (какова бы ни была их политическая природа), сближают людей не по национальным, а по реальным жизненным основаниям.

Особое внимание уделяется преодолению стереотипа оценки гражданской войны только с точки зрения победителей. Показывается столь же искреннее патриотическое начало белого движения, не упуская при этом из виду, как подвигов, так и жестоких жертв с обеих сторон. Общий вывод, к которому подводятся студенты – оценка гражданской войны как страшной национальной трагедии, последствия которой народу не удалось преодолеть в сознании до настоящего времени.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Итоговый урок по истории в 9-м классе по теме "Гражданская война в России"

Основная цель урока - систематизировать изученный материал по изученной теме. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации. Накануне класс делится на две группы, и каждой было предложено задание: подготовить рассказ о лидерах «белого» и «красного» движения. В конце урока проводится проверка знаний учащихся (тестовые задания) и подводится итог урока....

22 02 2020 1:42:35

Урок истории по теме "Принятие христианства на Руси". 10-й класс

Материал урока дает возможность учителю совершенствовать навыки работы с историческим источником, отрабатывать умения формулировать свои мысли, работать в группе. Наличие большого количества иллюстраций помогает "оживить" историю, сделать ее персональной. Подача вопросов в компьютерном варианте направлена на совершенствование тестовой культуры, а обратная связь помогает формированию критического отношения к информации, развитию историко-логического мышления....

21 02 2020 9:45:19

Элективный курс "Восстановление Сталинграда"

Программа рассчитана на 17 часов и предназначена для учащихся 11-х классов с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и практических заданий. Новизна данного курса в том, что он предлагает познакомиться с неизвестными страницами в истории родного города, предполагает большую самостоятельную работу с архивными как опубликованными, так и неопубликованными источниками....

20 02 2020 3:12:25

Урок истории по теме "Образование Древнерусского государства". 10-й класс

В ходе урока учащиеся, используя исторические документы, должны выяснить предпосылки и значение образования Древнерусского государства, ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян....

19 02 2020 1:38:13

Информационные технологии на уроках истории

Готовясь к уроку, учащиеся получили индивидуальные задания. Группа « Операторов» готовила мультимедийную презентацию. Болельщики получили задание оформить тематические буклеты. Это способствовало созданию эмоционального фона игры. Особое место в уроке занимают информационные технологии. ...

18 02 2020 6:41:28

Урок истории по теме "Первобытный мир – первые шаги человечества"

На уроке создается образ эпохи Первобытного мира. Учащиеся учатся находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившееся со времен Первобытного мира; учатся сравнивать, формулировать вопросы, работать с текстом, картой, иллюстрацией....

17 02 2020 20:47:38

Интегрированный урок "Первое поле ратной славы России"

Автор знакомит учащихся с основным ходом Куликовской битвы и ее значением. Формирует навык исследовательской, аналитической работы с историческим и художественным текстом. Воспитывает уважение к истории страны через изучение ее героического прошлого....

16 02 2020 23:58:41

Интегрированный урок-игра по истории. Тема: "Мифы Древней Греции"

В игре участвуют четыре команды, на которые класс делится заранее. Театрализация мифов Древней Греции создаёт атмосферу реальности происходящего. В качестве ведущих – учителя истории и литературы. Все сценки и конкурсы проводят учащиеся 8–го класса, которые готовятся заранее. В ходе урока учащимся предстоит не только вспомнить мифы Древней Греции и их героев, но и проявить смекалку, показать умение работать в команде, проявить творческие способности. ...

15 02 2020 5:43:14

Внеклассное мероприятие по истории "Праздник, посвященный Дню народного единства"

Праздник, посвященный Дню народного единства, проводится в учебном заведении в рамках реализации гражданско-патриотического направления в воспитательной деятельности. Материалы к проведению праздника самостоятельно готовят студенты....

14 02 2020 2:15:25

Апробация УМК Е.Е. Вяземского, В.Л. Шестакова, М.М. Горилова "История Отечества XX – начала XXI в."

В данной статье проводится сравнительный анализ У М К Е. Е. Вяземского " История России, XX век" с традиционными учебниками по истории России, 9-й класс. Показаны преимущества учебного пособия, основные формы, методы и приёмы работы. ...

13 02 2020 18:45:20

"Избирательное право"

Цели урока: познакомить учащихся с основами избирательного права, способствовать развитию мотивации сознательного участия в избирательных кампаниях. Использованы активные методы обучения: творческие задания, диалог с учителем (дискуссия); интерактивные методы: игра « Выборы»; тестирование. ...

12 02 2020 16:34:36

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Цена победы. У войны не женское лицо"

Формирование позитивных личностных качеств у старшеклассников: патриотизма, милосердия, гордости за своих соотечественников и их мужество, основываясь на художественном материале о Великой Отечественной войне....

11 02 2020 5:26:41

Интегрированный урок литературы и истории на тему "А.С. Пушкин и декабристы"

Интегрированный урок имел своей целью показать идейную связь творчества Пушкина А. С. с декабристским движением в России, а также углубить знания по изученному в 8-м классе материалу о движении декабристов, показав историю с альтернативной точки зрения - политической и светской жизни общества первой половины XIX века. ...

10 02 2020 3:27:24

Гражданское общество и государство

Презентация предназначена для урока усвоения новых знаний по обществознанию в 9–11-х классах. Предусмотрена самостоятельная работа учащихся по теме урока с определением алгоритма работы. Применяется принцип повторения информации, представленной в разных формах. Материал закрепляется при выполнении заданий, составленных по типу заданий С1, С2 Е Г Э....

09 02 2020 6:21:11

План-конспект дистанционного урока по теме "Восточные славяне в древности". 10-й класс

В ходе урока дается характеристика общественного строя, быта и верований восточных славян, их занятий. Формируется представление о жизни древних славян, учащиеся работают с картой....

08 02 2020 4:13:19

Разработка урока по теме "Европа в начале Нового времени". 7-й класс

Урок систематизирует и обобщает знания о зарождении и развитии капитализма в начале Нового времени; развитии торговли, значении образования банков и бирж; переходе от ремесленной мастерской к мануфактуре; формировании новых социальных слоев европейского общества и их отличительных чертах; способствует формированию собственного отношения к периоду Раннего Нового времени; ориентирует на "проживание" учащимися исторической эпохи, культуры данного периода....

07 02 2020 13:22:49

Урок по теме "Высокогорский район в годы Великой Отечественной войны"

Урок посвящен Высокогорскому району в годы Великой Отечественной войны, его вкладу в Победу над фашистской Германией. Задачи Цель урока: привести примеры мужества и героизма советских воинов, тружеников тыла – наших земляков; развивать поисково-исследовательские умения учащихся....

06 02 2020 13:19:42

Александр Невский

Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....

05 02 2020 15:12:23

Изучение истории через личности императоров. История России XIX в. 8-й класс

Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....

04 02 2020 11:28:38

"История советской дипломатии в лицах". Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 9–11-х классов

В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства С С С Р (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: " Детство и юность дипломатов", " Интересные страницы становления советской дипломатии", " Легенды дипломатического поприща", " Портрет на фоне эпохи", " На дипломатическом приеме..."...

03 02 2020 23:49:54

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: К В Н, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

02 02 2020 17:46:45

Сценарий брейн-ринга для старшеклассников "Геральдика в России"

Сценарий проведения интеллектуальной игры для старшеклассников « Брейн-ринг». Игра способствует развитию интереса к изучению Отечественной истории, воспитывает чувство уважения к истории Отечества, формирует гражданско-патриотическую позицию учащихся. ...

01 02 2020 12:45:12

Сценарий интеллектуального турнира знатоков истории "Дорогами Великой Отечественной"

Интеллектуальная игра посвящена знаменательной дате – 65-летию Великой Победы. Она проводится среди учащихся 9-х или 11-х классов и направлена на актуализацию знаний об одном из самых трагических и памятных событий....

31 01 2020 5:19:21

Урок обществознания по теме "Общение". 6-й класс

Автор обсуждает с учащимися высказывание А. Сент- Экзюпери " Единственная роскошь в мире ‒ это роскошь человеческого общения". Учащиеся формулируют тему урока и составляют план урока. Рассматривают понятие "общение" в составлении кластера и работе со словарями. Знакомятся со способами общения по учебнику и на практике применяют вербальное и невербальное общение. Формулируют по группам правила общения с разными социальными группами. В конце урока подводятся итоги....

30 01 2020 23:31:48

"Из одного металла льют медаль за бой. медаль за труд…"

Урок для учащихся 9-го класса формирует представление о гражданском долге, мужестве, героизме тружеников Заполярья в годы Великой Отечественной войны. Урок помогает понять учащимся роль самовоспитания в формировании нравственности, мужества, чувства долга и ответственности перед обществом, понять меру ответственности каждого за вклад в общее дело победы....

29 01 2020 23:16:37

Викторина по истории Кубани

Викторина представлена в виде вопросов и правильных ответов на них....

28 01 2020 13:28:30

История репрессий и сталинских лагерей в Кузбассе

В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса. ...

27 01 2020 4:21:30

Урок-игра "Но вечный выше нас закон"

Игра « Но вечный выше нас закон» проводится для учащихся 7–8-х классов. В течение игры расширяются правовые знания учащихся, формируются базисные знания о государстве, праве, развивается интерес к правоведению....

26 01 2020 6:45:31

Конспект урока по обществознанию "Понятие, сущность и организация государства" в 10-м классе

Урок с применением модульной технологии, которую можно успешно применять в старшей школе. Цель данной технологии – формирование у выпускника навыков самообразования....

25 01 2020 9:24:59

Интегрированный урок (история + МХК) с использованием информационных компьютерных технологий на тему "Совершенствование реалистического метода в западноевропейской живописи. XIX век"

Урок предлагает учебный процесс, в котором будет использован субъектный опыт каждого ученика. Интегрированный урок истории, М Х К и информатики рассчитан на два учебных часа в 10-м классе. Урок создает условия для углубления и расширения базовых программных знаний по нескольким предметам, развития и совершенствования учебных умений, организации самостоятельной поисково-познавательной деятельности....

24 01 2020 10:35:54

Обобщающий урок истории с презентацией "Первобытность и древность". 5-й класс

Презентация составлена с учетом самостоятельной работы учеников, используются эффекты анимации. Учащиеся, работая с презентацией, смогут определять отличия жизни человечества в условиях первобытности и древности; повторить основные понятия и термины, применяемые в сравнительной характеристике периодов развития человечества. В презентации применяются обществоведческие понятия....

23 01 2020 22:38:35

Презентация "История средних веков"

Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....

22 01 2020 3:20:45

Урок истории в 5-м классе "Рыбы и Рим"

Сегодня у учителя истории множество возможностей для того, чтобы его урок стал интересным и познавательным. Материалы этого урока могут помочь в этом, они могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования и науки. ...

21 01 2020 4:34:21

Урок по теме "Древнее Двуречье". 5-й класс

Урок соответствует Ф Г О С. Цель урока: сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших городов-государств Древнего Двуречья. На уроке используются индивидуальная и парная формы работы, метод кластера, проблемного изложения, работа с учебником....

20 01 2020 17:26:49

Вероучение в мировых религиях

Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме « Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока. Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....

19 01 2020 12:48:47

Программа элективного курса "История права в России" для профильного 10-го класса

Программа дает возможность учащимся сформировать свой взгляд на историю России, ознакомиться с ее правовыми традициями, проследить развитие права с Древней Руси до начала Х ХI в. Данный курс является межпредметным: наряду с юридическими фактами, в его содержание входит изучение закономерностей исторического развития. Главная методологическая предпосылка курса – историческая преемственность в развитии государства и права. ...

18 01 2020 8:53:27

Актуальные возможности музея школы

В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....

17 01 2020 18:47:32

Урок истории в 8-м классе на тему "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."

Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....

16 01 2020 19:49:11

Урок истории по теме "Олимпийские игры в древности"

Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая), рекомендованной М О и науки Р Ф ( М.: Просвещение, 2007). ...

15 01 2020 5:24:14

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток"

Презентация выполнена в виде известной интеллектуальной игры: “ Своя игра”. Участие принимают 4 команды. Проводится игра в два тура. В I туре четыре категории вопросов: картография, замени выражение, страноведение, ребусы. Во II туре три категории вопроса: Маска, я тебя знаю, мифология, волшебный ларец. В каждой категории по пять вопросов, от пяти до двадцати пяти баллов. По итогам подсчёта голосов, выигрывает команда, набравшая наиболее большое количество баллов....

14 01 2020 19:39:46

Подготовка к ЕГЭ по истории с использованием блочно-модульной системы повторения

При подготовке к Е Г Э по истории я использую различные методы повторения изученного материала. Наиболее эффективно зарекомендовали себя блочно-модульное обобщение и систематизация изученного материала, в рамках которого стало возможным повторение большого объема исторических знаний, представление его в таблицах и схемах, проведение тестирования. ...

13 01 2020 21:31:57

Материалы интегрированного урока "Историческая основа повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Взгляд историка и художника на восстание под предводительством Пугачева"

Интегрированный урок истории и литературы, на котором представлен взгляд историка и художника на восстание под предводительством Е. Пугачева. Работая с историческими документами, раскрывающими причины крестьянского бунта, учащиеся узнают факты о Емельяне Пугачеве, выявляют причины несовпадения образа Е. Пугачева в официальной хронике и народной памяти. Анализируя главы произведения " Капитанская дочка", учащиеся приходят к ответу на заключительный вопрос урока: " Согласна ли официальная историческая наука с А. С. Пушкиным в изображении Пугачева и его восстания?" ...

12 01 2020 4:23:26

Сценарий музейной экскурсии "Культура и быт народов Нижегородского края конца XIX — начала XX века"

В данной работе представлен сценарий экскурсии по теме « Культура и быт народов Нижегородского края конца XIX — начала XX века». Цель данного мероприятия — приобщение учащихся к своим истокам, корням. ...

11 01 2020 23:33:15

"Государственная символика, Урок в 6-м классе

В мире около двухсот независимых государств, каждое из которых имеет свои государственные символы. Это герб, гимн и флаг. Граждане страны должны их знать и почитать, поскольку они образно выражают историю, ценности и традиции предшествующих поколений. Государственные символы нужны как выражение патриотизма граждан данной страны и ее обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ. ...

10 01 2020 21:44:49

Урок-презентация в 7-м классе "Полтавское сражение"

Урок является органическим продолжением предыдущего урока в 7-м классе. Ряд слайдов с текстом, картами, таблицами, иллюстрациями, позволяет оживить рассказ учителя и организовать повторение, обсуждение, закрепление предлагаемых вопросов. Презентация дает возможность работать самостоятельно тем учащимся, которые имеют навыки работы на компьютере. ...

09 01 2020 3:37:24

Урок. "Монголо-татарское нашествие. Установление ордынского ига"

Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....

08 01 2020 11:25:29

Поражение России в Крымской войне: позор и крах внутренней и внешней политики самодержавия или стимул к возрождению страны?

Учащиеся должны осознать сущность « Восточного вопроса», причины его обострения к середине ХI Х века, цели России и государств Западной и Центральной Европы при решении « Восточного вопроса», ход Крымской войны, героическое поведение русских военных моряков и защитников Севастополя, причины поражения России и последствия этого поражения для России как необходимый стимул для преобразований, реформ....

07 01 2020 7:31:12

Авторская программа элективного курса "Основы конституционного строя РФ"

Становление гражданского общества и правового государства в России, новые геополитические реалии определяют значимость формирования социально ориентированного поколения россиян. В связи с этим современное воспитание ориентировано на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма. Необходимо воспитывать новую, демократического типа личность, сочетающую в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру....

06 01 2020 19:47:44

Урок истории. 7-й класс. Китай XVII—XVIII вв.

Урок позволяет сформировать у учащихся яркое, образное, полное представление об основных исторических фактах изучаемой темы. Предоставляет учащимся фактологический банк данных, необходимый для самостоятельных выводов и обобщений на завершающем этапе урока. Помогает ученикам осознать различия, которые существовали между странами и обществами, и научить понимать их. ...

05 01 2020 13:40:35

Итоговый урок истории в 5-м классе по теме "Древний Восток"

Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....

04 01 2020 2:27:27

Урок по теме "Путешествие Микитки в Москву Ивана Грозного"

В ходе урока ученики знакомятся с мальчиком Микитой, который отправился в Москву Ивана Грозного. Учащиеся в ходе урока отгадывают кроссворды, тесты, помогают мальчику составить письмо. Своей работой ученики оказывают помощь и поддержку Микитке и входят с ним в Москву....

03 01 2020 8:54:45

Литературно-музыкальная композиция "Великий перелом"

В истории Великой Отечественной войны Сталинградское сражение занимает особое место. Целых полгода внимание всего мира было приковано к городу на Волге. С 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. здесь шли ожесточенные бои, ставшие переломным моментом Второй мировой......

02 01 2020 3:16:11

Социальное неравенство и ее отражение в изолированных сообществах осужденных

В работе поднят актуальный для сегодняшнего дня вопрос социального неравенства. При этом особое внимание уделено проблеме неравенства в коллективах осужденных. ...

01 01 2020 1:51:48

История школьного обучения

Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....

31 12 2019 9:52:44

Деловая игра "Мы — участники школьного референдума"

Урок обществознания в форме ролевой игры " Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....

30 12 2019 23:11:43

Внешняя политика России в 1801–1812 гг.

В методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта-схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелкие» задания: работать с источниками, учебником, картой, понятиями. Подготовленная учителем презентация играет роль, как направляющего вектора урока, так и дает возможность учащимся проверять правильность своих выводов и ответов, записанных в виде составных частей конспекта-схемы. ...

29 12 2019 15:54:29

Итоговый урок по теме "Эпоха Ивана III"

В связи с тем, что изучение истории в лицее происходит по линейной структуре, данный урок предполагает самостоятельное более глубокое изучение правление Ивана III Васильевича с последующим обсуждением на уроке....

28 12 2019 6:57:56

Урок истории по теме: "Внутренняя политика Николая I. Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX века"

Данный урок дается в рамках школьной программы 8-го класса на основе программы А. А. Данилова " История государства и народов России с древнейших времен до наших дней", учебного пособия Данилова А. А., Косулина Л. Г. " История России. XIX век". Урок может быть использован также при работе по другим программам и учебным пособиям. Методы, используемые на уроке: тестирование, работа с документами, заполнение таблицы, работа с текстом учебника. ...

27 12 2019 6:23:13

Интегрированный урок истории с материалами по литературе на тему "Английская революция середины XVII в. Творчество Джона Мильтона"

Интегрированный урок истории и литературы с информационными технологиями сочетает в себе элементы повторения и освоения новых знаний; строится на основе работы учащихся с исторической информацией об Английской буржуазной революции (1640−1653) и биографической справкой о поэте Английской революции Джоне Мильтоне. Учащиеся отрабатывают навыки отбора информации, ее обработки и анализа; развивают навык работы с историческими и биографическими источниками....

26 12 2019 15:38:44

Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках обществоведческих дисциплин через использование элементов ТКМ

Х ХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Современная Россия нуждается прежде всего в интеллектуально развитой личности, способной самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности....

25 12 2019 2:20:54

Историческая игра "Путешествие по страницам Новой истории"

Историческая игра « Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник « Новой истории зарубежных стран» В. В. Ведюшкина, С. Н. Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две команды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....

24 12 2019 20:47:58

Нетрадиционные формы уроков истории. К вопросу об учебной интеграции

В статье с позиции учителя-практика показаны формы учебной интеграции уроков истории, их типы, а также позитивное значение интегрированных уроков, которые позволяют преодолевать разобщенность научного знания по дисциплинам....

23 12 2019 17:53:20

Внеклассное занятие по истории "Шумит, не умолкая, память-дождь"

Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....

22 12 2019 9:23:15

Творческий проект "Как рождается коллекция"

В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма " Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....

21 12 2019 19:26:37

"Оттепель: изменения духовной жизни общества в 50–60 годы XX века"

Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода " Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....

20 12 2019 0:21:37

Урок обществознания по теме "Человек, индивид, личность"

Урок обществознания формирует ключевые понятия "индивид", "индивидуальность", "личность"; рассматривает разные точки зрения на происхождение человека; знакомит с различными философскими определениями сущности человека....

19 12 2019 16:30:33

Общественно-политическая жизнь страны в 30-е годы ХХ столетия

На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, характеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в С С С Р. ...

18 12 2019 18:30:37

Методика обучения взрослых: особенности лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам

Статья содержит описание особенностей лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам с целью помочь преподавателю, работающему со взрослыми обучающимися, осмыслить феномен обучения взрослого человека в контексте непрерывного образования, изучить и апробировать наряду с традиционными и инновационные формы подачи лекционного материала, которые используются в современной практике обучения взрослых....

17 12 2019 2:38:43

Интегрированный урок с применением ИКТ и элементами регламентированной дискуссии по курсу истории и обществознания

Урок для 7-го класса посвящён главным ценностям: любви, добру, уважению, взаимопониманию, состраданию, которые являются основой нравственности человека, а также роли семьи и государства в их формировании....

16 12 2019 21:55:30

Познавательная игра "Знатоки истории". 10-й класс

Внеклассное мероприятие по истории рассчитано на учащихся 10-го класса. Формирует уверенную в себе и в своих возможностях личность, повышает познавательный интерес учащихся к истории, развивает кругозор....

15 12 2019 10:14:38

Открытое заседание НОУ "Родники" по теме "Я помню! Я горжусь!"

Занятие призвано познакомить учащихся с историческим значением Курской битвы, с одним из важнейших этапов на пути к победе в Великой Отечественной войне, развивать интерес к истории своей Родины, чувство патриотизма, вызывать яркий эмоциональный отклик на произведения поэтов, используемые в сценарии....

14 12 2019 6:35:53

Владимир Святославич. Принятие христианства. 6-й класс

Целью этого урока является изучение истории Древней Руси, деятельности первых киевских князей. А также показать учащимся огромную роль христианства в дальнейшем развитии России....

13 12 2019 17:14:10

Игра "Великолепная пятёрка" как форма использования игровой технологии во внеурочной предметной деятельности по истории

Игра " Великолепная пятёрка" является частью реализации игровых технологий во внеурочной деятельности по истории. В работе представлена детальная разработка игры, рекомендации по её проведению и два сценария игры по истории для 5-х классов - " Путешествие в прошлое. Древний мир" и для 6-х классов - " Путешествие в Средневековье". ...

12 12 2019 3:34:51

Методическая разработка урока истории по теме "От «горячей» войны к «холодной»"

Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории. ...

11 12 2019 18:34:31

Роль Старой Ладоги в истории Древней Руси

В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....

10 12 2019 12:24:57

Разработка урока по истории России в 7-м классе на тему "Присоединение Хакасии к России"

Данный урок разработан для курса " История России" в 7-м классе, по теме " Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...

09 12 2019 16:15:44

Проект урока "Соседи восточных славян"

Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охарактеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....

08 12 2019 14:13:20

Урок истории по теме "Отечественная война 1812 года". Урок интегрированный (музыка + литература + живопись), в нестандартной форме "Историческая гостиная", с использованием компьютерной презентации, 4-й класс

Урок истории « Отечественная война 1812 года. Орловский край в войне 1812 года» для 4-го класса по учебнику А. Плешакова. Урок интегрированный (музыка, литература, живопись), в нетрадиционной форме – историческая гостиная, с использованием компьютерной презентации....

07 12 2019 1:54:58

Литературно–музыкальная композиция к 450–летию г. Астрахани "Мой город над Волгой–рекой…"

Статья представляет собой литературно-музыкальную композицию к 450-летию города Астрахани. ...

06 12 2019 10:26:46

Урок-диалог в 8-м классе "Их вечен с вольностью союз…"

Урок-диалог « Их вечен с вольностью союз…» по теме « Движение декабристов» поможет учащимся глубже увидеть эпоху, людей, личности участников событий 14 декабря 1825 года; попытаться представить, было ли возможным и реальным осуществление в тот момент задуманного заговорщиками. На примере личностей и характеров декабристов помочь учащимся увидеть такие качества, как благородство, целеустремленность, верность делу, твердость духа, и способствовать стремлению воспитать их в себе....

05 12 2019 5:20:23

Интегрированный урок (история + литература) по теме: "Проявление русского национального характера в Великой Отечественной войне"

Цель урока – определить, как проявился русский характер в деятельности советских людей в тылу фронта, в партизанском движении, в плену врага в годы Великой Отечественной войны, постичь своеобразие национального русского характера на примере судьбы человека, прошедшего испытания войной ( М. Шолохов. « Судьба человека»); подвести к мысли о значимости идейных убеждений русского человека в годы войны 1941–1945 гг. Использованы фрагменты документальных фильмов о Великой Отечественной войне и фильма С. Бондарчука « Судьба человека». ...

04 12 2019 22:13:30

Урок обществознания в 8-м классе "Малая группа"

Целью урока является формирование умений учащихся работать с дополнительной литературой и учебником, умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей; формирование понимания причин возникновения и особенностей малых групп. Урок помогает воспитанию чувств коллективизма и толерантности. ...

03 12 2019 0:52:40

Интегрированный урок (История + английский язык) по теме "Начало конфликта между Англией и ее североамериканскими колониями"

На уроке рассматриваются характерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....

02 12 2019 6:50:51

Урок с использованием ИКТ "Олимпийские игры в Древней Греции"

На уроке учащиеся знакомятся с историей организации и проведения Олимпийских игр в Древней Греции; формируют яркое, образное, эмоционально-окрашенное представление о знаменитом спортивном празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю....

01 12 2019 6:29:24

Из опыта преподавания элективного курса "Этика" в основной школе

В представленном материале показана возможность интеграции в преподавании курса истории Средних веков (6-й класс) на примере темы " Средневековый город и горожане" с курсом " Этики" при изучении темы " Моральные ценности". Материал может быть использован при подготовке тематического классного часа. ...

30 11 2019 5:24:57

Урок-исследование по теме "Судьбы крестьянства в годы коллективизации"

Педагогический замысел урока состоит в том, чтобы на примере краеведческого материала помочь учащимся обратиться к исторической памяти, сконструировать конкретные картины коллективизации, проходившие в родном селе, почувствовать себя субъектами исторического процесса, тем самым способствовать развитию исторического и критического мышления....

29 11 2019 10:12:37

Урок-игра "Путешествие в Древнюю Грецию"

Учитель формирует у учащихся образные представления о занятиях, религии, культуры и войнах Древней Греции посредством игры. Воспитывает интерес к далекому прошлому различных народов, чувство ответственности за свои знания....

28 11 2019 11:46:59

Урок в 5-м классе по теме "Ассирийская держава"

Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интерактивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...

27 11 2019 12:33:38

Урок-практикум "Парадоксы реформаторского курса Н.С. Хрущева"

Работа представляет собой урок-практикум в профильном 11-м классе, цель которого проанализировать изученный материал по теме « С С С Р в 1953–1964 гг.» и закрепить умение работы с источниками. Урок сопровождается презентацией. Учащиеся анализируют предложенные тексты, делают самостоятельные выводы, которые обобщаются на слайдах....

26 11 2019 6:20:43

План-конспект урока по теме "Владимир Мономах и его время"

На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....

25 11 2019 11:33:41

Методическая разработка урока "Сельскохозяйственная политика Н.С. Хрущева"

Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г. Маленкова и Н. Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н. С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...

24 11 2019 16:35:20

Урок "Подросток и правоотношения"

Предлагается разработка заключительного обобщающего урока, который рассчитан на 2 часа. За две недели до урока класс разбивается на группы и дается задание представить проект-презентацию по выбранной группой теме. Урок формирует ряд ключевых учебных, коммуникативных и социально-личностных компетенций. На уроке связываются теоретические знания с социальным опытом учащихся 10-го класса....

23 11 2019 15:55:18

Классный час "Путешествие в прошлое"

Работа посвящена 1125-летию зарождения государственности нашей страны. Содержит исторические, литературные сведения о России. Разработку классного часа можно использовать на уроках истории, литературы. Материал классного часа содержит патриотический, гражданско-правовой, эстетический воспитательный аспект....

22 11 2019 12:49:37

Задания по типу ЕГЭ по теме: "Политическая раздробленность на Руси" (6-й класс)

Автор знакомит с опытом подготовки школьников к Е Г Э по истории, начиная с 6-го класса основной школы. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох. ...

21 11 2019 8:43:36

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории

Данный материал может быть использован как на уроке, так и на внеклассном мероприятии. Он способствует формированию познавательной деятельности, приобретению навыков самостоятельной работы. В занятии используется краеведческий материал, который помогает воспитать у школьников чувство гражданственности, уважения и любви к малой Родине, Отечеству....

20 11 2019 4:43:53

"Оттепель: изменения духовной жизни общества в 50–60 годы XX века"

Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода " Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....

19 11 2019 15:53:53

Урок-суд "Н.С. Хрущёв: личность в истории"

Урок помогает обобщить и закрепить знания, полученные при изучении темы; всесторонне рассмотреть и оценить деятельность и личность Н. С. Хрущева, его роль в мировой истории; развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, прививать культуру дискуссии, навыки обработки и систематизации материала, аргументации и собственного мнения. ...

18 11 2019 3:57:49

Архитектура, скульптура и живопись в период расцвета Средневековья. Урок истории средних веков в 6-м классе

Урок истории средних веков в 6-м классе знакомит учащихся с расцветом архитектуры, скульптуры и живописи, рассматривая подробно два важнейших стиля средневекового искусства – романский и готический. Материал урока показывает тесную связь расцвета архитектуры и искусства с развитием религиозного чувства и усилением церкви. ...

17 11 2019 6:46:53

Региональная история во внеклассной и внешкольной работе образовательных учреждений

Изучение региональной истории в школе обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и формирует гражданскую позицию и навыки. Раскрывает учащимся связи родного края с великой родиной, помогает уяснить неразрывную связь с историей, жизнью страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края....

16 11 2019 15:28:25

Разработка внеклассного мероприятия по истории "Традициям отцов верны…" (аукцион знаний)

Данное мероприятие преследует, прежде всего, воспитательные цели: учащиеся должны гордится историей своей Родины, чтить память о патриотах - защитниках Отечества, ценить предмет " история" как источник знаний о наших великих традициях. Данная форма внеклассного мероприятия наиболее эффективной, так как позволяет охватить большой и яркий период героических событий из нашей истории. Форма 3-х лотов аукциона позволяет решить и образовательную задачу - повторить учебный материал последних тем курса истории 9-го класса....

15 11 2019 9:24:14

Использование ИКТ на уроках истории "Причины и начало Английской буржуазной революции XVII века"

Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее характеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, характер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....

14 11 2019 23:19:59

Урок истории в 5-м классе. Тема: "В афинских школах и гимнасиях"

Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....

13 11 2019 22:22:43

Из опыта работы "Проектная деятельность"

В статье рассказывается о положительном опыте внедрения метода проектов в школьную деятельность. ...

12 11 2019 12:53:55

Тема урока "Сталинградская битва"

В работе рассмотрены этапы, ход, итоги Сталинградской битвы, доказано, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны....

11 11 2019 10:14:33

"Своя игра" – внеклассное мероприятие на тему "Отечественная война 1812 года"

В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....

10 11 2019 3:32:17

Урок обобщающего повторения по главе "Русь Древняя" в форме игры "Счастливый случай". 6-й класс

Разработка урока обобщающего повторения с использованием игровой технологии. В качестве образца использована известная телеигра. Класс делится на три команды, выбирается жюри из числа учеников. Учитель объясняет правила и проводит урок в игровой форме. Можно провести и внеклассное мероприятие, например, в период декады истории. В нашей школе такие декады проводятся традиционно ежегодно по всем предметам, в том числе и по истории. На игру приглашаются представители всех параллельных классов (у нас их пять), команды по пять-шесть человек. В жюри в этом случае можно пригласить учащихся старших классов или коллег-учителей. Такие формы проведения уроков достигают своих целей и очень нравятся детям. Процесс подготовки таких уроков очень трудоемкий. При желании, вопросы-задания можно изменить и использовать эту форму на другом материале. Желаю удачи. ...

09 11 2019 2:51:25

Урок-экскурсия "Шелест времени в Большом Кремлевском сквере"

Урок является уроком-экскурсией, который можно проводить как виртуальную экскурсию (в рамках учебного процесса), так и непосредственно на территории Большого Кремлёвского сквера. Урок-экскурсия интерактивен, т.к. в процессе его проведения учащиеся составляют свою карту Кремлёвского сквера. У учащихся формируется представление о Московском Кремле как уникальном комплексе архитектурных и исторических памятников, части всемирного культурного и природного наследия Ю Н Е С К О....

08 11 2019 15:42:46

Повторительно-обобщающий урок по истории на тему: "Раннее Средневековье: Запад и Восток"

Урок повторения и обобщения пройденного материала, выделения особенностей развития стран Востока и Запада в Раннее Средневековье. Учащиеся должны показать умение работать с картой, устанавливать причинно-следственные связи, продемонстрировать знание исторических терминов и дат. ...

07 11 2019 2:24:29

Семинар "Феномен сталинизма в истории России"

Семинар с элементами ток-шоу, основанный на технологии проектной деятельности. Урок посвящен событиям и последствиям периода 20–30-х годов XX века в истории России и рассчитан на работу в течение двух академических часов (спаренный урок истории) в 11-м классе....

06 11 2019 3:16:34

Формирование толерантности старшеклассников средствами элективного предмета "История мировых религий"

Развитие толерантных качеств личности в рамках преподавания данного предмета может идти в двух основных направлениях: поиска общечеловеческих ценностей и формирования интереса, понимания, адекватного восприятия межконфессиональных различий. Материал содержит примеры творческих заданий, урока-интервью, мнения обучающихся. ...

05 11 2019 10:28:33

Интегрированный урок (литература + история) по теме "Восстание декабристов в судьбе русских женщин"

Цель урока: обеспечить создание у учащихся образного представления о восстании декабристов и той роли, которую играют декабристы в истории Отечества; показать роль личности в истории России и Владимирского края....

04 11 2019 13:30:12

"Борьба Хрущева за власть. СССР в 1953 – середине 60-х годов" (11-й класс)

Цель урока: показать исторические предпосылки политических перемен в стране, альтернативы развития С С С Р после смерти И. В. Сталина, борьбу за власть между партийными и государственными лидерами, роль Н. С. Хрущева в демократизации политической системы....

03 11 2019 14:16:57

Системно-деятельностный подход на уроке истории по теме "Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Быт и нравы Древней Руси"

Представлен комбинированный урок «открытых мыслей». Главное в нем умение рассуждать и доказывать свои мысли. Учащийся не должен бояться ошибок, а увидеть их и исправить....

02 11 2019 10:37:44

Урок по обществознанию в 11-м классе "Цивилизация России" (Можно использовать как занятие на элективном курсе)

В связи с дискуссионностью проблемы о цивилизационной принадлежности России целесообразно сочетание лекционного изложения учителем основных проблем, связанных с определением своеобразия российской цивилизации, и собеседования с учащимися по существу этих проблем....

01 11 2019 1:54:25

Использование ИКТ и интернет-технологий на уроках истории и во внеурочной деятельности

Модернизация образования требует, чтобы умение работать с информацией относилось к общеучебным умениям, углубляющим и систематизирующим знания учащихся. Использование И К Т и интернет-технологий на уроках истории в сочетании с традиционными методами значительно повышают эффективность обучения. Применение метода проектов во внеурочной работе по истории формирует компетенцию в сфере социальной деятельности и преемственности поколений....

31 10 2019 17:32:31

Использование музыки в работе психолога. Урок истории в 8-м классе. Тема: "Наука и образование первой половины XIX в."

Разработка урока курса Отечественной Истории 8-го класса. Урок построен на основе компьютерных технологий, помогающих дальнейшей активизации знаний учащихся, а также являющихся яркой иллюстрацией к уроку. В качестве дополнительного материала для усвоения темы используются источники, иллюстрации учебника, атласы и контурные карты. ...

30 10 2019 0:44:57

Разработка урока истории по теме "Германия и Священная Римская империя в X–XV веках"

Игра представляет собой поле с заданиями, по которому передвигается главный герой урока, благодаря помощи учащихся в выполнении поставленных задач, герой передвигается по полю от « Старта» до « Финиша». В данной игре героем является средневековый монах....

29 10 2019 19:56:31

Проблема власти в конце XVIII – начале XIX века. Власть. Общество. Человек.

Конспект урока по истории России для 11-го класса....

28 10 2019 2:16:32

Великая Отечественная война. Тема: "900 дней и ночей" (4-й класс)

В ходе урока используются следующие методы обучения: по виду - словесные, наглядные и практические; по способу осуществления - репродуктивные; по характеру - индуктивные и дедуктивные. Коллективная форма организации учебной деятельности на уроке позволяет наиболее полно реализовать учебные задачи. Разнообразные виды работ позволяют использовать изученный материал, углубить знания учащихся о Великой Отечественной войне. ...

27 10 2019 3:54:57

Интегрированный урок (история + обществознание) по теме "Средние века", 6-й класс

В работе предлагаются способы, позволяющие активизировать познавательный процесс при изучении истории Средних веков. ...

26 10 2019 2:28:17

Игра-путешествие "В гостях у Клио"

Игра-путешествие для учащихся 5-го класса. В этом возрасте дети начинают изучать курс всеобщей истории « История Древнего мира». Поэтому необходимо поддерживать и развивать к ней интерес. Для этого рекомендуем опираться на интересные исторические факты и различные варианты существующих мифов и легенд, используя научно-познавательную, художественную литературу и иллюстративный материал....

25 10 2019 12:34:22

Интегрированный урок (история России + литература) по теме "Русские" (7-й класс)

После изучения раздела " Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя Г О У средней школы № 170 Санкт- Петербурга с учащимися посетили экспозицию " Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт- Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок " Своя игра"....

24 10 2019 16:12:18

Проблемно-диалоговая технология на уроках истории и обществознания

Уроки по проблемной технологии развивают у учащихся умение формулировать учебные цели, принимать решение в необычной ситуации, планировать, анализировать, рефлексировать, оценивать свою деятельность, ставить вопросы к фактам и явлениям, оценивать начальные данные и результат, работать в группе, искать и находить компромиссы; формируют у учащихся толерантность, способность к самоопределению, самореализации....

23 10 2019 0:43:39

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного моря

На уроке учащиеся знакомятся с названиями греческих колоний и их расположением, анализируют причины основания колоний древними греками, повторяют основные термины, сравнивают образ жизни древних греков и местных жителей. Одновременно с усвоением нового материала повторяются пройденные ранее темы – « Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» и « Финикийские мореплаватели». На уроке учащиеся активно работают с картами и иллюстрациями в учебнике, применяется метод драматической интриги....

22 10 2019 22:42:57

Методическая разработка курса по выбору "Школа прав человека"

Курс построен с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму обществоведческих знаний, готовы к восприятию правовых основ Российской Федерации. Темы прав человека в курсе " Обществознания" так обобщены, что без дополнительных практических занятий сложно усвоить ученикам данные темы....

21 10 2019 23:45:49

Внеклассное мероприятие по избирательному праву "Ты гражданином быть обязан"

Внеклассное мероприятие по избирательному праву формирует активную гражданскую позицию, стимулирует явку на выборы, инициирует домашнее (семейное) обсуждение важности активного голосования с последующим совместным походом на избирательные участки для учащихся, еще не обладающих активным избирательным правом....

20 10 2019 13:58:44

Афганистан болит в моей душе

Уже больше четверти века прошло с тех пор, как последний советский солдат покинул Афганистан. У тех, кому тогда было за двадцать, взрослые дети, которые должны знать и помнить о том, что их отцы, также как деды в Великую Отечественную войну, достойно выполнили приказ Родины. Они должны знать и чтить имена тех, кто не вернулся с той войны, как это делают их отцы, создав организацию « Боевое братство»....

19 10 2019 9:30:28

Всеобщая история, 9-й класс. "Зарождение нацизма и фашизма"

Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с условиями зарождения фашизма в европейских странах, дает представление о лидерах европейского фашизма. ...

18 10 2019 19:45:56

Урок памяти "День воинской славы России – день Победы советского народа в Великой Отечественной войне."

В программу по истории для 7–9-х классов школы VIII вида автором внесён раздел « Уроки памяти. Уроки внеклассного чтения " Летопись Великой Отечественной войны"», посвященные дням воинской славы России. Приведенный урок проведён в 7-м классе школы VIII вида г. Новокузнецка....

17 10 2019 23:37:46

Разработка урока "Реформа отмены крепостного права"

Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....

16 10 2019 1:52:41

Урок истории по теме "Правление первых Романовых". 10-й класс

Урок с И К Т повторяет и обобщает материал по теме « Россия после Смуты». Материалы урока также можно использовать в 7-м классе при изучении темы « Россия в XVII в.»....

15 10 2019 23:17:52

Урок права в 10—11-х классах "Права человека"

Урок проводится с целью ознакомления обучающихся с основополагающими международными документами о правах человека и формирования уважительного отношения к правам и свободам человека. Представлен большой фактографический материал. Предложены интересные формы работы: создание и защита мини-проектов, дискуссия по самым важным вопросам. ...

14 10 2019 11:10:23

Урок обществознания в 9-м классе "Добро и зло. Долг и совесть"

В ходе проблемной беседы у школьников формируется преставление о том, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека....

13 10 2019 17:27:56

Внеклассное мероприятие по теме "Древняя Русь"

Мероприятие расширяет знания учащихся о славянах, образе жизни, быте, традициях....

12 10 2019 5:41:41

С.Г. Нечаев. "Катехизис революционера"

Представлено интегрированное занятие в рамках элективных курсов по истории " Исторический портрет" и литературе " Тайны текста" в 9-м классе....

11 10 2019 8:32:42

Поисково-исследовательская деятельность в организации работы по истории и краеведению (из опыта работы)

Урок в 10-м классе по истории западной России (региональный компонент, 1 час в неделю). Работа организуется в рамках 3-х уроков с выходом на выполнение проекта « Моя семья в Калининградской области». Результат проектной деятельности презентуется на 3-м уроке, школьной научно-практической конференции, родительском собрании, мероприятиях, связанных с празднованием 70-летия образования Калининградской области (март–сентябрь 2016 г)....

10 10 2019 16:21:10

"Власть и общество: сто лет спустя"

Урок по теме « Власть и общество: сто лет спустя ( Россия 1900—1917гг.)» для 11-го класса. Ученики выявляют закономерности развития исторического процесса, сравнивают исторические эпохи, моделируют политическую ситуацию. ...

09 10 2019 1:26:15

Дифференцированное обучение истории в профильном (юридическом) классе

Дифференцированное обучение – одно из главных условий развития творческой личности. Дифференцированный подход к учащимся предполагает оптимальное соотношение учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. Дифференцированное обучение необходимо, так как наблюдаются различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения....

08 10 2019 9:31:17

Разработка урока «Родной край в XVII веке». 7-й класс

Данный урок краеведческий. Цель урока: формирование образного представления у обучающихся об истории и развитии родного края в XVII веке. В конце урока ребятам предлагается разгадать кроссворд, с помощью которого определяется уровень освоения материала....

07 10 2019 15:47:55

"Экономика развитого социализма". 9-й класс

Урок изучения нового материала представляет собой учебное исследование с И К Т. Цель: продемонстрировать ресурсы учебника « История. Россия в XX гг. ‒ начале XXI века» ( А. А. Данилов) и дополнительной информации (диаграммы, таблицы, схемы) для подготовки к Г И А; активизировать познавательный интерес к проблеме. Учащиеся делают вывод о том, что в период 70-х ‒ начала 80-х годов XX века в С С С Р наблюдался социально-экономический застой....

06 10 2019 19:24:33

"Забытые усадьбы Подмосковья. Елизаветино"

Статья посвящена актуальной проблеме возрождения русских усадеб и истории их владельцев. Елизаветино – одна из забытых подмосковных усадеб, владельцами которой были богатейшие аристократы Всеволожские, Сипягины. В краеведческой литературе об усадьбе сведений нет. Материал можно использовать в курсе истории Подмосковья....

05 10 2019 21:29:34

Внеклассное мероприятие "Пионеры-герои"

Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...

04 10 2019 8:16:21

История России XX века. Урок по теме «Новая экономическая политика». 9-й класс

Цель урока: формирование у учащихся целостного представления о новой экономической политике....

03 10 2019 8:21:59

Работа с текстом на уроках истории

Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией. Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: " Культура Византии" (6-й кл.), " Феодальная раздробленность" (10-й кл.), " Франкское государство" (6-й кл.)....

02 10 2019 18:37:57

Первый властелин единого Китая

Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...

01 10 2019 4:34:51

Интегрированный урок в 11-м классе "Кровью сердца окропленные строки…"

Воспитательная цель урока: формирование чувства патриотизма, гражданской позиции, любви и уважения к русской литературе и истории страны. Цель: показать обучающимся трагическую судьбу человека в тоталитарном государстве; историю народного мученичества; культ личности Сталина; политику беспросветной лжи, глумления и издевательства над человеком....

30 09 2019 15:37:48

Внеклассное мероприятие на тему «Храним память о подвиге»

Уже пролетело 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Война затронула абсолютно каждый город и каждую деревню нашей Родины. Не только те города, в которых происходили военные действия, испытывали на себе все ужасы этой трагедии, но и те которые находились в глубоком тылу. В их числе и наш родной г. Орск Оренбургской области. О том, как наше современное поколение хранит память о подвигах солдат Великой Отечественно войны, и будет наше внеклассное мероприятие....

29 09 2019 9:20:21

"Нам нужна великая Россия". Урок по аграрной реформе П.А. Столыпина в 9-м классе

Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с аграрной реформой П. А. Столыпина, подводит к пониманию причин, по которым реформы не нашли широкой социальной поддержки в стране....

28 09 2019 13:25:55

Цикл уроков, посвященных теме "Петровские ассамблеи. Зарождение бальной культуры в России в первой четверти ХVIII века"

Цели урока: знакомство учащихся с преобразованиями, произошедшими в России в эпоху правления Петра I; рассказ о первых ассамблеях, порядке их проведения и отношении российского общества к этому новшеству; знакомство учащихся с традиционным русским костюмом на рубеже XVII-XVIII веков и преобразованиями в моде, введенными Петром I; знакомство учащихся с танцами, исполнявшимися на Петровских ассамблеях; изучение некоторых танцев Петровских ассамблей; проведение танцевального вечера в стиле Петровских ассамблей....

27 09 2019 2:59:39

Урок истории в 5-м классе по теме "Олимпийские игры в Древней Греции"

Урок проводится с целью развития познавательного интереса школьников к предмету и развития их коммуникативных и познавательных способностей. Это урок развивающего обучения. Презентации служат наглядной иллюстрацией материала. Элемент театрализации вносит оживление в урок. Предварительно подготовленное устное сообщение развивает у учащегося умение выступать перед аудиторией. ...

26 09 2019 21:33:50

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.