Проблемно-поисковые образовательные технологии на уроке истории в 10-м классе по теме "Образование государства Русь"
Тип урока: комбинированный.
Пояснения: на предыдущем уроке учащиеся делятся на группы, каждая группа получает конкретное задание и определяет последовательность деятельности в рамках общей задачи, поставленной учителем-поиск информации по заданной теме в источниках разного типа, выдвижение гипотезы, выявление противоречий в исторических источниках, оформление результатов исследования.
Цели урока:
- развивать способность учащихся анализировать исторические источники, выдвигать гипотезы, обосновывать выводы, вести дискуссию;
- способствовать формированию у учащихся информационной компетенции;
- воспитывать интерес к историческому прошлому страны;
- обобщить знания учащихся по истории образования государства Русь.
Оборудование урока: компьютер, проектор и экран.
ХОД УРОКА
I. Учитель во вступительном слове знакомит учащихся с целями и задачами урока, со структурой урока.
- Первый этап: исследуются предпосылки и время возникновения древнерусского государства.
- Второй этап: изучаются особенности формирования древнерусского государства.
- Третий этап: рассматриваются сведения о происхождении названий Русь, Россия, русские.
- Четвертый этап: исследуются сведения о роли варягов на севере славянских территорий.
- Пятый этап: обсуждается вопрос о двух центрах формирования славянской государственности, о хаpaктере власти первых русских князей, об их роли в объединении страны.
II. Используемые образовательные технологии
На каждом этапе урока учащиеся приводят найденные ими в исторических источниках необходимые сведения, комментируют их. Под руководством учителя анализируют разные точки зрения, формулируют выводы.
Содержание урока:
I этап. Образование государства это длительный процесс, который может длиться века, поэтому дата образования государства всегда условна. Одни источники считают, что полное единство восточных славян сложилось в VIII-IX веках, другие, что в X-XI веках. «Великое переселение народов» вовлекло славян в общую миграцию, когда они становились или союзниками кочевников(не всегда добровольными), или их данниками и вынуждены были искать более безопасные места для проживания. В VI-X веках началось обособление восточной ветви славянских языков, зародился русский язык, который стал основой этнической общности. Соседство с финно-угорскими племенами «меря», «мурома», «мещера» взаимообогатило язык и культуру.
II этап. Древнерусское государство зародилось на обширной, однообразной равнине. Природа равнины исключала привязанность людей к конкретной местности, рождала однообразные занятия, образ жизни, верования. Это исключало враждебность и столкновения соседних племен. Поэтому независимо от размеров равнины и ее этнического состава она стала территорией одного государства. Заселение европейской равнины шло долго. На берегах Днепра поселились земледельческие племена, а на юго-востоке равнины жили кочевые азиатские племена. Двигаясь на север, по берегам больших рек, славяне встретились с финскими племенами. Преданий о враждебных столкновениях с финнами не сохранилось, так как земли было достаточно для всех. На обширном прострaнcтве равнины сформировалась огромная система рек, по берегам которых появились первые города. Славянские племена обычно селились на возвышенностях в юго-западной части равнины и занимались земледелием, а финские племена селились в северо-восточной части, на болотах и низменностях. В древности русская земля разделилась на 4 главных области: Новгородскую, Полоцкую (Кривскую), область Днепра, область верхней Волги. В начале IX века славяне закрепились у истока реки Волхов, но нигде не утвердились на берегах моря. Союзы племен возникли, чтобы противостоять врагам. На европейской равнине они стали образованиями военно-территориальными, а не этническими, так как «великое переселение народов» нарушило родовые связи. Славянские союзы были непрочными, так как их объединяло только совпадение военных интересов. После перехода славян к соседской общине единственным гарантом безопасности общины становился князь.
III этап. Историки антинорманисты Греков Б.Д.,Мавродин В.В. считают, что термин «русь» не имеет скандинавского происхождения. В рунических надписях и в древне скандинавской литературе наша страна называется «Гардарика»(страна городов). Название Россия появилось в славянских языках в XIII-XIV веках и взято было не из разговорной речи, а из книг. Очевидно, оно пришло в Скандинавию из Руси славянской. Корень «рус» отложился в топонимике севера(Старая Русса).Ряд историков связывают происхождение названия «Русь» с севером и считают первой столицей Руси Новгород. В древних летописях термин «рос»-«рус» закрепляется за восточными славянами.
IV этап: Нестор и другие летописцы связывают образование государства с именами Рюрика, Синеуса и Трувора, которые в 862 году были приглашены на правление новгородскими словенами, кривичами, весью и чудью. Знаток летописания, академик Шахматов А.А., доказывал, что легенда о призвании варягов имеет новгородское происхождение и в летопись была включена в XII веке. Варяжские князья названы братьями. Это отражает союз трех племен: новгородских словен, кривичей и финского племени весь. В IX веке скандинавские племена сами не знали государственности. Но они издавна стремились контролировать выгодную торговлю пушниной на пути «из варяг в греки», так как она позволяла им обогащаться. Поэтому земли словен, кривичей и мери вокруг озера Ильмень стали данниками варягов. Древнерусское государство сложилось не благодаря варягам, но при их активном участие. В 862 году, известному в тех краях конунгу Рюрику предложили возглавить союз 3-х племен, которые сами не могли защитить свою землю от вторжений. Возможно славянские старейшины смотрели на дружину Рюрика только как на наемную военную силу, но получилось, что необремененные родовыми традициями варяги, больше чем старейшины подходили на роль судей в спорах. Поэтому вместе с военной властью они получили и гражданскую власть. Варяжское происхождение правителей древней Руси было случайным, но не удивительным фактом. Так как задолго до Рюрика норманны ходили в походы на пути «из варяг в греки», были и совместные славяно-норманнские походы на юг, бывали столкновения варягов с местным населением. Варяжские дружины были малочисленны и не могли силой подчинить себе Восточно-Европейскую равнину, а ее отдаленность от моря не позволяла им напасть внезапно.
V этап: Варяжские правители сидели в городах, собирали дань с населения за обеспечение безопасности и пытались упорядочить жизнь общества. Они подчинялись верховному правителю. Такой порядок стал зарождением системы наместничества, при которой власть наместников над подвластными землями была ограниченной. Киев был вторым центром государственности восточных славян(полян, северян, радимичей, вятичей). Эти племена платили дань хазарам. Когда у власти в Киеве утвердились, пришедшие с севера варяги Аскольд и Дир, (по летописи бояре Рюрика), они избавили полян от подчинения Хазарскому каганату. Варяги хотели взять под свой контроль весь водный путь «из варяг в греки». Эту задачу решил родственник Рюрика Олег в 882 году, когда он хитростью овладел Киевом. Эта победа позволила политически объединить все земли славян на пути «из варяг в греки». Возможно доаскольдово государство в Киеве и держава Рюрика возникли одновременно и независимо друг от друга, так как это не протеворечит летописному свидетельству. Возможно государство в Киеве сложилось раньше чем на севере, так как поляне жили в благодатной, но опасной местности. Необходимость защищаться от кочевников, ходить в походы в богатые византийские владения и опыт жизни в Хазарском каганате привели к созданию государства в Киеве. Объединение восточно-славянских племен вокруг Киева не было обременительным. Власть князя в начале была номинальной и сводилась к регулярному сбору дани (полюдье), приему повоза( даров), разбирательству споров и организации дальних походов. Князья не могли нарушать установленных пределов власти и считались с элементами родоплеменной власти. Старейшины стали советниками князя, а земли в составе государства сохраняли свою автономию. Общие военные походы и торговые интересы сплачивали союз племен. Насильно были покорены древляне, радимичи и вятичи.
Подведение итогов: Учащиеся демонстрируют слайды, посвященные 1150 летию зарождения Древнерусского государства, комментируют их.
Приложение:
№1 Презентация «1150 лет зарождения государства Российского» (17 слайдов)
Слайд №1:Памятник 1000-летию России в Великом
Новгороде.
Слайд №2:Указ президента о праздновании.
Слайд №3: Монета 1150 лет зарождения Российской
государственности.
Слайд №4: Карта «Расселение славян».
Слайд №5: Карта «Международные торговые пути
древней Руси».
Слайд №6: Хаpaктеристика основных положений
норманнской и антинорманнской теорий.
Слайд №7: Репродукция картины Н.К.Рериха
«Заморские гости» 1901 год.
Слайд №8: Репродукция картины А.М.Васнецова
«Вече» 1909 год.
Слайды № 9,10,11: Посвященные призванию Рюрика.
Слайды № 12,13: Посвященные Рюрикову Городищу.
Слайды № 14,15,16,17: Посвященные древним
новгородским храмам.
№2 Задания, полученные учащимися для подготовки к уроку «Образование государства Русь»
I. Ответить на вопросы:
1) Какие сведения о предпосылках образования
Древнерусского государства и особенностях этого
процесса можно извлечь из изученных источников?
2) Какие противоречия по исследуемой проблеме
встречаются в источниках, как можно их
согласовать? 3)Какие версии существуют в
исторической науке по вопросу образования
государства Русь?
II. На основании собранных фактов выдвинуть гипотезы, обсудить их в группе методом «мозгового штурма».
III. Оформить выводы исследования в форме письменного, логического обоснования.
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...
18 03 2024 12:55:11
Методическая цель урока: создание условий для личностного осмысления учебной информации о русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Задачи: выявить причины, ход, итоги войны; развить умения рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировать его, сопоставлять факты, обобщать материал; воспитать у учащихся уважительное отношение к памяти предков, чувство патриотизма....
17 03 2024 2:28:47
История – это тот предмет, где через элементы краеведения можно более глубоко изучить тот или иной исторический факт или историческое событие. В старших классах при изучении истории, кроме констатации исторического факта, необходим ещё и анализ происходящего, его оценка. Поэтому необходимо привлекать учащихся к научной работе по изучению края и прививать умение правильно оформлять свои работы....
16 03 2024 12:40:55
Школа сегодня - один из немногих социальных институтов, в рамках которого возможно осуществление работы по формированию культуры здоровья детей. Важнейшая задача школы - помочь ребенку, подростку самому грамотно заботиться о себе и своем здоровье не только в школе, но и после уроков, обращаясь при необходимости за помощью к взрослым....
15 03 2024 5:54:26
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
14 03 2024 5:16:18
Задачи урока: охаpaктеризовать изменения внешнеполитического курса СССР и США; раскрыть противоречивость международных отношений в 1950–1960-х гг., показать возрастание опасности «горячей» ядерной войны в результате Берлинского и Карибского кризисов; сопоставить цели и методы соперничества сверхдержав за влияние в «третьем мире»....
13 03 2024 5:54:35
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
12 03 2024 1:35:38
Автор обсуждает с учащимися высказывание А.Сент-Экзюпери "Единственная роскошь в мире ‒ это роскошь человеческого общения". Учащиеся формулируют тему урока и составляют план урока. Рассматривают понятие "общение" в составлении кластера и работе со словарями. Знакомятся со способами общения по учебнику и на пpaктике применяют вербальное и невербальное общение. Формулируют по группам правила общения с разными социальными группами. В конце урока подводятся итоги....
11 03 2024 11:34:54
Устный журнал посвящен 200-летию Бородинской битвы и дает учащимся школы VIII-го вида общее представление о Дне воинской славы России, раскрывает значение битвы, воспитывает глубокое уважение к подвигу предков....
10 03 2024 2:12:43
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
09 03 2024 23:55:38
Урок позволяет сформировать у учащихся яркое, образное, полное представление об основных исторических фактах изучаемой темы. Предоставляет учащимся фактологический банк данных, необходимый для самостоятельных выводов и обобщений на завершающем этапе урока. Помогает ученикам осознать различия, которые существовали между странами и обществами, и научить понимать их. ...
08 03 2024 18:18:48
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
07 03 2024 13:52:34
Урок истории раскрывает тему через мини-проекты, мини-исследования, использование интеpaктивной доски, показывает опасность для человечества решения конфликтов путем войны. Проблема урока вопрос: кто смог остановить агрессию фашистских государств? Используются интеpaктивные методы, работа в группах, исследовательская, проектная деятельность учащихся. Знания учащихся оцениваются компьютерными тестами....
06 03 2024 11:19:47
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
05 03 2024 21:11:37
В работе представлена классификация активных и интеpaктивных методов в преподавании, их "плюсы" и "минусы" в пpaктическом применении, отечественная и зарубежная историография. Конкретные рекомендации можно увидеть в составленных разработках занятий представленных ниже. Все разработки включают в себя применение различных активных и интеpaктивных методов на разных этапах урока. Разработки могут использоваться на уроках истории, обществознания, а также на других предметах образовательной области "обществоведение"....
04 03 2024 3:19:35
Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными к истории Гражданской войны в США, к решению проблем рабства, которое стало очередным этапом развития демократии в США. На примере хаpaктеристики А.Линкольна подчеркивается роль личности в истории....
03 03 2024 11:36:28
Тема проекта подсказана самой жизнью: уходят из жизни ветераны, кто пережил тяжелейшие годы нашей страны. Вместе с ними уходят и бесценные реликвии: документы, фотографии, письма. И сегодня школа должна сделать все возможное для сбора и сохранения материала о великом подвиге советских воинов. Школа должна стремиться донести этот материал до ныне живущих. Память о погибших, пропавших без вести, о тех, кто пришел с войны, но не дожил до великого праздника Победы, нужна прежде всего нам, живым....
02 03 2024 0:26:51
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
01 03 2024 19:58:25
Представлен конспект исторической игры "Меч и дипломатия Александра Невского" для учащихся 6-х классов....
29 02 2024 6:28:19
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
28 02 2024 13:25:30
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки). Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
27 02 2024 8:57:58
Научные работники и педагоги Кузбасса выстроили систему комплексного мониторинга, которая позволяет отслеживать динамику показателей физического и психического здоровья каждого ученика, класса, курса в процессе обучения, а также осуществлять оценку качества знаний, влияния той или иной методики обучения на здоровье ребенка....
26 02 2024 6:10:23
На уроке перед взором ребят предстаёт процесс перехода хаоса в порядок: маленькая деревушка среди соснового бора превращается в процветающий город. В конце урока закручивается интрига, требующая разгадки на следующем уроке – «уроке логического мышления»....
25 02 2024 11:27:29
Мероприятие для 11-го класса представлено в форме устного журнала состоящего из следующих страниц: 1. «Проявление экстремизма в крестовых походах»; 2. «Экстремизм. Фашизм. Нацизм»; 3. «Экстремизм и международный терроризм»....
24 02 2024 11:46:54
Работа может быть использована учителями-предметниками на уроках истории, обществознания и права. Также систематизированный материал будет полезен при подготовке к факультативным и индивидуально-лекционным занятиям в рамках школьного компонента....
23 02 2024 22:40:30
Урок ориентирован на самостоятельную работу. Учащиеся имеют возможность выбрать тип заданий, после их выполнения провести проверку, и выставить себе оценку в соответствии с набранными баллами. Конспект урока снабжен текстами заданий, формами оценочного, рабочего и проверочного листов....
22 02 2024 15:38:24
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, расширяет знания учащихся по истории Древней Греции....
21 02 2024 22:16:18
Мероприятие повышает правовую грамотность учащихся. Формируется понимание важности участия в избирательном процессе....
20 02 2024 19:15:31
Внеклассное мероприятие к юбилею Сергия Радонежского можно использовать для всех возрастов учащихся. В конце его используется игровой материал....
19 02 2024 4:26:31
Интегрированный урок истории и изобразительного искусства проведён с использованием регионального компонента. Целью урока является знакомство с историей, легендами, использованием колоколов; обучение рисованию на объёмном предмете (колокольчике); воспитание гордости и любви к родному краю, эмоциональной отзывчивости на прекрасное; формирование духовно-нравственного отношения к малой родине....
18 02 2024 4:43:48
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
17 02 2024 6:27:51
Использование мультимедийных средств повышает качество и эффективность обучения истории, развивает учебную деятельность. Дает возможность организовать самообразование учащихся, возможность организации коллективной научно-исследовательской деятельности учащихся на базе мультимедиасредств. ...
16 02 2024 14:35:44
Урок обобщения знаний по теме "Рыцарь тоже человек, он без стpaxa и упрека..." предполагает обобщение знаний по теме "Рыцари Средневековья" с привлечением исторического романа В.Скотта "Айвенго". Данный материал позволяет расширить познавательное прострaнcтво учащихся, развивать эмоциональный опыт учащихся, их творческие способности, умение на пpaктике использовать полученные знания; совершенствовать речевую и коммуникативную компетентности....
15 02 2024 2:16:54
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация". ...
14 02 2024 10:24:11
Цель урока: изучить местоположение, природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков....
13 02 2024 10:41:54
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века». ...
12 02 2024 21:59:30
Данный курс направлен на повышение уровня изучения обществознания как базового учебного предмета; знакомство учащихся с основными вопросами семейного права; оказание учащимся помощи в подготовке к экзамену по обществознанию на повышенном уровне....
11 02 2024 19:22:34
Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о новом императоре Александре II, о той атмосфере, которая сложилась накануне отмены крепостного права. Подводит учащихся к пониманию того, что отмена крепостного права была продиктована объективными причинами, а не личным желанием императора....
10 02 2024 6:23:59
Урок для 7-го класса посвящён главным ценностям: любви, добру, уважению, взаимопониманию, состраданию, которые являются основой нравственности человека, а также роли семьи и государства в их формировании....
09 02 2024 0:24:37
Урок для 6-го класса по истории средних веков на тему "Классическое средневековье в Европе". Урок проходит в форме игры. Все задания направлены на закрепление знаний по данной теме, повышение интереса к истории. ...
08 02 2024 9:43:39
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
07 02 2024 12:12:39
План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....
06 02 2024 6:52:51
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
05 02 2024 18:26:44
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
04 02 2024 9:53:28
Цель урока: показать значение освоения землепроходцами территории Восточной Сибири в общем вкладе освоения Сибири и Дальнего Востока русскими землепроходцами....
03 02 2024 13:49:14
Представленный материал предназначен для педагогов, преподающих в 5-м классе основной школы по курсу «История Древнего мира». В статье содержатся примеры использования мотивационных приёмов на уроке истории. Представлены дифференцированные и групповые задания, обеспечивающие эффективное использование методического аппарата для групповой и индивидуальной работы учащихся....
02 02 2024 6:23:30
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
01 02 2024 10:36:57
Урок изучения нового материала, с применением презентации PowerPoint. Цель урока - изучить причины, ход и итоги Крымской войны, показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей модернизации....
31 01 2024 16:27:48
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
30 01 2024 18:59:59
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
29 01 2024 11:38:13
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::