Warning: file(http://www.youtube.com/results?search_query=%0A++++%D0%AD%D1%82%D0%B0%D0%BF%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0+%26quot%3B%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5+%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%26quot%3B%0A%0A++++++): failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.0 429 Too Many Requests in /home/u492513/molodejjport.ru/www/i_youtube.php on line 7
История для молодежи    

Этапная игра "Средневековое общество"

Цели урока:

  • Образовательные: продемонстрировать владение умениями и навыками, обрабатываемыми на уроках, знание основных понятии.                                         
  • Развивающие: активизация терминологических знаний  позволит продолжить работу над развитием навыка грамотного использования исторических терминов и понятий в речи учащихся, материал данного урока способствует также выработке умений анализа работы с атласами,  историческими источниками.
  • Воспитательные: тематика урока позволяет обратить внимание учащихся на многообразие и неоднозначность истории, на важность каждого её этапа. Осознание этого, в свою очередь, ведёт к пониманию необходимости уважения и сохранения прошлого, в котором заложено настоящее и будущее человека.

Тип урока: Этапная игра.

Оборудование: Исторические атласы, учебники, словари. (Парты сдвигаются таким образом, чтобы получилось две команды.)

Предварительная подготовка: предварительно класс делиться на две команды, у каждой команды – своё название. Команда через жеребьёвку определяет свой первый этап, и вид работы. Задания на каждом столе рассчитаны на выполнение за 10 минут. Чем больше команда даёт ответов на вопросы, тем больше баллов она получит. Через 10 минут  участники команды переходят к следующему этапу. На каждом этапе присутствует  учитель, который объясняет задания, отмечает результаты.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Учитель: – Здравствуйте ребята. Как вы себя чувствуете? Посмотрите на наших гостей и подарите им свой улыбки. Садитесь. Ребята, мы с вами завершаем изучение  очередного этапа истории, который носит название «Средние века». Уже в самом  названии, как считают многие учёные, заложена отрицательная оценка Средневековья. Так в истории закрепился образ  «тёмных веков», времени бесконечных войн и разрушений, жестоких обычаев и  кровавых расправ с вольнодумцами. Даже сейчас иногда можно услышать определение  «средневековый» в значении «дикий», «жестокий», «невежественный». Действительно, дикости, жестокости и невежества тогда хватало, впрочем, и в другую историческую эпоху.

Но отметим другое. Средние века были временем трудолюбивых крестьян  и искусных ремесленников, благородных рыцарей  и мудрых государей, вдохновенных поэтов и художников. В средние века совершались путешествия, строились величественные соборы, происходили великие открытия. Светлого и  радостного, прекрасного и мудрого в той эпохе было не чуть не меньше, чем в другой.

И сегодня я предлагаю вам вспомнить о том, что происходило в эту эпоху. Ребята будьте внимательны, если не отвечает команда который задан вопрос то может помочь другая команда и заработать баллы. Ребята давайте выберем названия команд. В игре принимают участие канада   __ и команда___.

Итак, первый этап: эпоха Средневековья  (блицопрос) (за каждый правильный  ответ – 1 балл). Время 10 минут. Ребята, не перебивайте друг друга, отвечая, поднимайте руку, совещайтесь внутри команды. За не исполнением данных требований жюри снимает баллы.

Этап первый: «Тест для первой команды».

  1. Как называется курс истории, который вы изучаете? (Средние века).
  2. Что изучает история средних веков? (История средних веков изучает жизнь, быт, культуру людей, историю различных государств).
  3. Какой период охватывает история средних веков? (с 5 по 15вв. до.н.э).
  4. Средневековье иногда называют феодализмом. От какого слова образован этот термин? (От слова «феод»).
  5. Что такое «феод»? (Феод – это участок земли, который выдавался во владение человеку за военную службу).
  6. Отношения между феодалами и сеньорами представляли  собой феодальную лестницу. На одной из её ступеней стояли  рыцари? Что такое рыцарский турнир? (Рыцари – это мелкие феодалы, которые несли военную службу. Рыцарский турнир – это состязание рыцарей за свою честь,  достоинство и сердце Прекрасной Дамы).
  7. Как мы помним, рыцари были участниками Крестовых походов. Дайте определение «Крестовые походы»? (Крестовые походы – военно-религиозные экспедиции западных европейцев на Ближний Восток с целью завоевания святых мест).
  8. Кто является вдохновителем Крестовых походов? (Римский  Папа – глава католической церкви).
  9. Но у папы было множество других забот, кроме Крестовых походов, например :еретики.Кто такие еретики? (Еретикти – противники господствующего вероучения церкви).
  10. Как в целом назывался суд над еретиками? (Инквизиция).
  11. Повторим особенности развития города в Средние века. Кто жил в городах? (Торговцы, купцы, ремесленники, Феодалы).
  12. Как назывались союзы ремесленников одной специальности? (Цеха).
  13. Военное состязание рыцарей в силе ловкости? (Турнир).
  14. Владелец земли и крепостных крестьян в Средние века? (Феодал).
  15. Ежегодные торги в которых принимали участие купцы из разных городов и стран? (Ярмарки).
  16. Главная церковь в средневековом городе? (Собор).
  17. Собрание правил, обязательных для всех членов цеха в средневековом городе? (Устав.)
  18. Повинность крепостных крестьян в пользу феодала? (Оброк).
  19. Повинность в пользу церкви? (Десятина).
  20. Человек, обязанный нести военную службу за землю? (Вассал).
  21. Название принудительных обязанностей, выполнявшихся крепостными крестьянами? (Феодальные повинности).
  22. Как называли людей исповедующих ислам? (Мусульмане).
  23. Название мусульманских храмов? (Мечети).

Тест для второй команды

  1. Имя легендарного короля Англии, героя рыцарских  романов? (Артур).
  2. Духовное лицо? (Епископ, дьякон, аббат).
  3. Название религии арабов? (Ислам).
  4. Группа людей,имеющих  закреплённые законом права и обязанности, передаваемые по наследству? (Сословие).
  5. Священный город мусульман? (Мекка).
  6. Хозяйство, в котором продукты и вещи производят не для продажи, а для  собственного потребления? (Натуральное хозяйство).
  7. Как называли человека, выступавшего против учения католической церкви в период Средневековья? (Еретик).
  8. Область деятельности, связанная с завоеванием власти и государственным управлением? (Политика).
  9. Город в Палестине? (Иерусалим).
  10. Принудительная работа зависимых крестьян в хозяйстве феодала? (Барщина).
  11. Представитель господствующего класса в Средние века? (Феодал)
  12. Название одного из германских племён? (Франки).
  13. Рядовой член общины монастыря? (Монах).
  14. Мелкое производство в средневековом  городе, основанное на ручном труде? (Ремесло).
  15. Лженаука о соединении различных веществ с целью получения золота? (Алхимия).
  16. Начальник монастыря. (Аббат).
  17. Укреплённое место, поселение ремесленников и купцов? (Город).
  18. Картины, выложенные из цветных камешков или кусочков стекла? (Мозаика).
  19. Часть общинной земли, принадлежащая отдельной семье? (Надел).
  20. Государство арабов? (Халифат).
  21. Лженаука о предсказании будущего по расположению звёзд? (Астрология).
  22. Военный слуга феодала – сеньора? (Вассал).
  23. Здание городского совета в Западной Европе? (Ратуша).

Оглашение результатов членами жюри.

Этап второй:»…Эти люди делают историю»,

За каждый правильный ответ – 2 балла.

  • Коварный и хитрый, он мечтал стать единственным правителем  франкских племён. С этой целью он приказал истребить всех военных вождей и своих родственников, являющихся его соперниками. «Горе мне, что я остался среди чужестранцев, и нет у меня  никого из родных, которые могли бы мне чем– либо помочь в минуту опасности, притворно жаловался он своим приближённым… (Хлодвиг).
  • По описанию современников, король был высоким человеком крепкого телосложения. У него были большие выразительные глаза, довольно крупный нос. Живое весёлое лицо. Походка была его твёрдой, облик– мужественный, а голос – звучный. Франкский правитель высказывал большое уважение  науке. Значительную часть своей жизни он провёл в седле, совершив более 50 походов. (Карл Великий).
  • В молодости он был простым крестьянином, но сумел достичь императорского престола. Женой императора стала умная и властная актриса Феодора… (Юстиниа 1).
  • Они родились в семье знатного военачальника в греческом городе Фессалоники. Младший из братьев был отправлен   ко двору  византийского императора, где обучался с его сыном, Уже в молодые годы он демонстрировал необычайные способности к изучению наук и христианского учения. Впоследствии они стали христианскими просветителями славян. (Кирилл и Мифодий).
  • Из племени курейшитов происходит человек, которому предстояло прославить не только родной город, но и всех арабов. Позже ему явился архангел Джебраил (Гавриил) и возвестил о том, что он избран единым богом – Аллахом – быть его пророком? (Мухаммед).
  • Был самым могущественным императором Византии, добивался усиления её мощи. расширив границы страны? (Юстиниан).
  • «Спешу донести тебе, господин, важную новость. Наш великий государь. Да пребудет он в добром здравии многие лета, благополучно прибыл в святой город и папа возложил на его голову золотую корону. Свершилась Божья воля. И труды государя нашего наконец оценил по достоинству».(Провозглашение императором Карла Великого).
  • Она принимала близко к сердцу нужды государства, имея собственные воззрения на внутреннюю политику. Испытывая постоянную нужду в деньгах,она, однако. Хорошо понимала  опасность для империи финансового кризиса и бездумного выколачивания налогов. И подсказала императору ряд мер, внёсших в 535 г. Известную порядочность в отношении чиновников и народа. (Феодора, жена Юстиниана 1).

Оглашение результатов членами жюри.

Этап третий. Историческая Задача: «Кто умеет притворяться…»

За правильный ответ – 4 балла. 

Французский король Людовик II  был непревзойдённым дипломатом. Предпочитая хитрость и обман военной силе, этот, по выражению современника, «всемирный паук»  создал разветвлённую сеть шпионажа во Франции и других странах и расправлялся со своими противниками с помощью интриг. Впрочем, в случае надобности Людовик, весьма скупой по натуре, мог осыпать золотом тех, кого он намеривался привлечь на свою сторону, хорошо понимая, какую власть приобрели в это время деньги.

Король любил говорить: «Кто не умеет притворяться, тот не умеет царствовать».

Однажды астролог короля предсказал смерть одной придворной  дамы. И действительно, дама вскоре умерла, как полагают не без помощи астролога. Разгневанный король решил убить предсказателя, но прежде вызвал его к себе и спросил: «Сколько тебе осталось жить?» Предположите, что ответил астролог и как развивались события дальше? («Государь,  – ответил заподозривший астролог, – звёзды не имеют от меня тайн. Они поведали мне, что я умру за три дня до смерти  Вашего Величества «. После этих слов астролог был окружён  особой заботой, для него созданы королевские условия жизни.

Оглашение результатов членами жюри.

Этап четвёртый: «Тот останется не у дел, кто останется на свой удел».

«Крылатое выражение».

Предлагается ситуация, в которой необходимо правильно употребить «крылатое выражение»  и объяснить его. За каждый правильный ответ – 2 балла.

  • «Бросить перчатку» (выражение произошло со времён средневекового рыцарства. Вызывая на поединок, рыцарь бросал  перчатку. Поднявший перчатку принимал вызов. Сейчас употребляется в значении « вызывать на спор, состязание.
  • Купцы везли товар на ярмарку. Вдруг сломалось колесо фургона, содержимое выпало на землю. Купцы развели руками и горестно воскликнули «Что с возу упало, то пропало». (Эта поговорка возникла в средние века, когда земля и всё, что находилось на ней, принадлежало феодалу. Если падал товар с возу, он безвозвратно переходил в собственность владельца земли).
  • Рыцарь громко заявил: «Я не могу вызвать этого человека на бой, он едет с открытым забралом». (Забрало – передняя часть шлема, защищавшая лицо от удара. Она опускалась перед боем. Забрало не опускалось перед знакомыми людьми или перед человеком с добрыми намерениями. Выражение означает «открытые действия, без подвоха, честное поведение».
  • «Ходить в Каноссу». (Германский  император 12 века, выступавши против папы, был отлучён от церкви. Он должен был вымаливать прощение перед Каноссой, где в замке находился папа. Употребляется в случае униженного вымаливания  чего-либо.

2. Исторические задачи.

Необходимо как можно правильнее ответить, приближаясь к образцовому ответу. За каждый правильный ответ – 4 балла.

  • Задача «Обувь».

Характерный след в истории обуви оставила Бургундия в 14 – 15 вв., родина «носатой» обуви. Принцам разрешалось носить обувь с носами в две с половиной ступни (до 70 см), родовитым дворянам – в две ступни (60 см), рыцарям – полторы ступни (45 см), горожанам в одну ступню (до 30 см). Простолюдины должны были ограничиваться половиной ступни 15 см.

Длинные носы мешали  ходить, иногда цепочками их пристёгивали к браслету у колена. А чтобы выглядеть импозантнее, носы обуви украшали фигурками зверей, колокольчиками и даже миниатюрными зеркальцами.

Вопрос: предположите для чего в данном случае использовали зеркало.

Правильный ответ. Средневековые модники украшали длинные носы обуви миниатюрными зеркальцами для того, чтобы на ходу можно было любоваться собой.

  • Задача «Как доказать?».

Средневековые писцы по заказу своих хозяев нередко изготавливали фальшивые документы – грамоты, которые должны были служить обоснованием прав  монастыря или барона на ту или иную деревню. Чтобы избежать подобных подделок, в некоторых странах в Средние века документ о передачи земли переписывали два раза в виде двух столбцов на одном листе пергамента.

Вопрос: предположите, что нужно сделать, чтобы в случае спора доказать подлинность документа.

Правильный ответ: Лист разрезали по середине зигзагообразной линией, и одна половина шла покупателю, а другая оставалась у продавца. Если возникал спор, нужно было сложить обе  половины документов так, чтобы они точно совпали – только тогда документ признавался подлинным.    

3. Работа с документом.

  • В документе 12 века рассказывалось о том, что зависимые крестьяне к церковным праздникам  выполняли  следующие обязанности: косили траву на лугах феодала и везли сено на хозяйский двор (Б), отдавали одного из двух поросят и несколько кур (ОБ),чистили мельничные канавы (Б), приносили лепёшку и вино к столу феодала (ОБ), жали хлеб на поле феодала и отвозили его в хозяйские амбары (Б), привозили в поместье феодала несколько снопов пшеницы со своего участка (ОБ), сдавали ячмень для пива (ОБ).  Определите, какие из вышеперечисленных повинностей составляли барщину ), а какие оброк (ОБ).

За правильный ответ – 2 балла.

  • На основании данных средневековой поэмы определите, каким видом деятельности занимались рыцари?

За правильный ответ – 1 балл.

Широкий круг расчищен там,
Народ стоит по сторонам.
Участники игры лихой,
Яря коней, стремятся в бой,
Сшибаясь, копья их сверкают,
Щиты с размаху пробивают
И сами зубрятся  и гнуться-
Упорно всадники дерутся!
Сломала сёдла их игра,
Обоим спешиться пора.
Вот падают они с коней,
И мчаться те в простор полей.
Но снова оба на ногах.
Нет пользы в копьях, стременах.
Нужны помощники иные –
В руках у них мечи стальные.
И пыл в сердцах всё столь же яркий;
По шлемам сыплются удары,
И не жалеет сталь меча
Ни шеи крепкой, ни плеча…

  • Прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

В апреле 1183 года граф Корнуэльский подал жалобу в суд на жителей города Ральфа, Жильберта и Журдена, обвинив их в том, что они – его зависимые крестьяне, бежавшие в город в октябре 1182 года. Граф потребовал лишить их прав свободных граждан. В суде Жильберт доказал, что он бежал в город не в октябре, а в феврале 1182 года.

– Какое решение должен был принять суд в отношение беглых крестьян Ральфа, Журдена и Жильберта?

Правильный ответ: Крестьяне, убежавшие от сеньора в город и прожившие в нём год и один день, получали свободу. Так как Жильберт доказал, что он прожил в городе больше года, то суд не может лишить его права  свободного гражданина. Если остальные крестьяне не смогут убедить суд, что они прожили в городе больше года, то им вернут статус зависимых крестьян.

За правильный ответ – 6 баллов.

  • Прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

«Звали этого рыцаря Рудольф. Это был настоящий тиран. Однажды он скакал по дороге верхом в новом пурпурном платье, и встретился ему крестьянин, ехавший на повозке. Брызнувшая из – под колёс грязь  запачкала одежду Рудольфа, и тогда этот полный гордыни рыцарь вне себя от гнева выхватил меч  и отсёк крестьянину руку».(Из рассказа 13 века об одном из немецких рыцарей.).

Вопрос. Нарушило ли поведение рыцаря кодекс рыцарской чести? Что для простого крестьянина означала потеря руки?

Правильный ответ. Нет. Невозможность ведения хозяйства, платить оброк и отрабатывать барщину.

Заключительное слово учителя.

Учитель: Итак, сегодня вы продемонстрировали свой знания  об удивительной эпохе Средних веков. Как Вы уже знаете, об этой эпохе написано  десятки тысяч книг и статей, но это вовсе не означает, что всё уже выяснено  и все вопросы решены, ведь история всегда тесно связана с современностью, и поэтому каждое поколение историков задаёт прошлому новые вопросы и получает на них ответы. Средневековье по-прежнему вызывает споры, а значит оно по-прежнему небезразлично людям. Его познание продолжается. Мы с Вами ещё не прощаемся со Средневековьем; встретимся с этой эпохой при изучений истории Отечества.

На следующим уроке мы с вами ребята начнём изучать историю Государства и народов России. Ваше домашнее задание будет таким, нужно ознакомиться  с оглавлением учебника и списком литературы для дополнительного чтения. с.221– 223. Толя и Маша на следующий урок подготовят нам сообщение на тему «Древние люди на территорий нашей страны».



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Интегрированный урок (литература + ОБЖ) по теме «Образ стихии в поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник"»

Использование на уроке " Технологии развития критического мышления через чтение и письмо" ( Р К М Ч П) позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, расширять их кругозор, побуждает детей критически мыслить, что в свою очередь способствует развитию их любознательности, умению ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов, позволяет проводить рефлексию на разных этапах урока, совершенствует умение самостоятельно формулировать выводы....

24 08 2019 23:14:52

Урок по теме "Я-гражданин"

Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления. ...

23 08 2019 18:53:13

Ранние цивилизации Древней Индии. 5-й класс

Цель урока – познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран, работать с историческим источником, составлять рассказ....

22 08 2019 0:36:31

Урок обществознания "Конституция"

Урок можно провести как на 1 час, так и на 2, но уже как интегрированный с информатикой (составление кластеров). Такая форма урока способна реализовать индивидуальный, дифференцированный и групповой подход в обучении, а также способствовать профориентации учащихся....

21 08 2019 10:13:47

Мультимедийная презентация на уроках истории в 7-м классе по теме "Экономическое развитие России в XVII веке"

В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...

20 08 2019 10:43:20

Модель урока краеведения в 5-м классе "Что в имени моем…"

Целью урока является знакомство учащихся с историей происхождения имен, исследование происхождения своего имени. Урок направлен на развитие учебно-организационных, учебно-информационных умений и навыков, что закладывает основы для формирования технологической, информационной, исследовательской компетентностей. ...

19 08 2019 23:29:48

Интегрированный урок (история + обществознание) "Российский парламентаризм: опыт и уроки"

На уроке рассматриваются способы интегрированного изучения смежных предметов как форма использования межпредметных связей для расширения и углубления знаний учащихся, формирования целостной картины мира. У ребят развиваются знания о демократическом политическом режиме на примере российского парламентаризма – одного из важнейших признаков и механизмов демократии....

18 08 2019 21:16:11

Школьная научно-практическая конференция "Репрессии 1945—1952 годов"

Основные цели проведения конференции — показать политическое развитие С С С Р в 40—50 годы, последствия нарушений законности, массовых репрессий, свёртывание демократии; формировать у учащихся умение работать с историческими документами, различной литературой, периодикой, навыков самостоятельной исследовательской деятельности; формировать культуру публичного выступления. ...

17 08 2019 22:53:44

Использование наглядности и ИКТ в работе с терминами на уроках истории

В начальной школе на уроках истории происходит активная словарная работа на основе использования наглядности представленной в пособии " Иллюстрации и рисунки по отечественной истории с IX века по начало XVI века" с применением И К Т. Применение наглядности носит одновременно обучающий и развивающий характер и способствует развитию учащихся, умению работать с полученной информацией и применять ее в практической деятельности....

16 08 2019 18:27:34

Героическая оборона Севастополя

Урок изучения нового материала (теория и применение на практике). Учащиеся на уроке знакомятся с отчаянной, мужественной борьбой за свой город его жителей и военнослужащих – солдат, матросов, офицеров. Одна из важнейших целей урока: уточнить некоторые события и факты, связанные с Крымской войной, вызвать интерес к истории Крыма. На уроке учащиеся представляют проект: « Город – достойный уважения»....

15 08 2019 1:33:30

"Международные отношения после Второй мировой войны. Арабо-израильские конфликты"

Урок проводится в 9-м классе. На примере данной темы рассматриваются циклы мировой политики после Второй мировой войны. Учащиеся готовят материал о развитии арабо-израильского конфликта. Изученный материал связывается с современной обстановкой на Ближнем Востоке. На уроке затрагивается тема терроризма и последствий локальных конфликтов на мировое развитие. ...

14 08 2019 2:32:34

Урок по обществознанию в 9-м классе "Голосование, выборы, референдум"

Урок позволит учащимся познакомиться с избирательным правом. Основные понятия, вводимые на уроке, подкрепляются практическими примерами. Анализ документов, знакомство со стенограммой заседания Госсовета по вопросам развития политической системы, речь президента Р Ф Д. Медведева сделают урок более наглядным и действенным. Главная задача - воспитание гражданской активности....

13 08 2019 22:21:27

Внеклассное мероприятие по истории Древнего мира "Путешествие в Гомерию"

В ходе мероприятия используются: мультимедийная презентация некоторых событий, описанных в поэмах, кроссворд, настенная карта. Участники мероприятия работают в группах по предложенному сценарию. Мероприятие рассчитано на учащихся 5–х классов различной степени обученности (из практики - достаточно уверенно себя чувствуют учащиеся класса коррекции). Даёт возможность запомнить действующих лиц, дать оценку их действиям, стать участниками событий, описанных в поэмах. ...

12 08 2019 0:22:54

Повторительно–обобщающий урок в 9-м классе "Россия с начала XX века по 1920 год"

Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...

11 08 2019 10:44:58

Обобщающий урок биологии в 6-м классе по теме "Цветик-семицветик"

Обобщающие уроки в форме игры позволяют привить учащимся интерес к биологии, активизировать их познавательную деятельность на уроке, сделать процесс обучения наиболее результативным. Занятие поможет в ходе обобщения привести знания учащихся в систему и выявить уровень усвоенности изученного материала....

10 08 2019 4:15:42

Урок истории в 5-м классе "Древнеегипетское общество"

На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию практических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...

09 08 2019 9:13:11

Познавательная игра "Знатоки истории". 10-й класс

Внеклассное мероприятие по истории рассчитано на учащихся 10-го класса. Формирует уверенную в себе и в своих возможностях личность, повышает познавательный интерес учащихся к истории, развивает кругозор....

08 08 2019 3:59:18

Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона

Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....

07 08 2019 4:55:11

Викторина "Отечественная война 1812 г." по телевизионному фильму "Кто выиграл войну 1812 г."

Вопросы-тесты задаются учащимся по мере просмотра телевизионного фильма. Учителю необходимо предварительно просмотреть фильм, чтобы задавать вопросы перед их ответом в фильме. Монтаж вопросов можно сделать на компьютере. Вопросы-тесты даны последовательно, по ходу просмотра телефильма. Правильные ответы выделены жирным шрифтом. Количество вопросов может быть увеличено или уменьшено в зависимости от классов и их подготовленности....

06 08 2019 20:44:29

"Оттепель: изменения духовной жизни общества в 50–60 годы XX века"

Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода " Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....

05 08 2019 8:48:53

Мультимедийная презентация на уроках истории

Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий характер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме " Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....

04 08 2019 18:52:25

Урок обществознания "Общественный прогресс. Противоречия прогресса"

На занятии использованы следующие методы: мозговой штурм, ролевая игра, работа в малых группах, один из механизмов решения проблемных вопросов: "шкала мнений", работа в малых группах, работа с документами. Участники занятия обсудят противоречия общественного прогресса, предложат на основе документов критерии прогресса. Данное занятие может быть использовано в курсе обществознания в разделе: " Общество" в 10-м классе....

03 08 2019 5:49:37

Первый властелин единого Китая

Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...

02 08 2019 14:49:49

Урок по избирательному праву «Мой выбор»

Урок « Мой выбор» посвящен изучению избирательного права. Ученикам поставлены задачи на выбор: выбор знания, выбор поведения, выбор поступков. Каждый должен проявить свое умение ассоциативно мыслить....

01 08 2019 11:21:33

Реформа Петра I

Урок для 7-го класса по истории России на тему " Реформы Петра I" строится по традиционной схеме урока-презентации с игровым моментом. Его особенностью является диалог учеников и учителя, основанный на вопросах и заданиях по предложенным историческим документам, схемам и таблицам....

31 07 2019 10:30:39

Из опыта преподавания истории русской культуры в курсе истории России

Материал содержит описание урока-семинара « Золотой век» русской культуры» для 10-х профильных классов, дает представление о месте русской культуры 1-й половины XIX в. в истории России. При подготовке и проведении семинара большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся с рекомендованной специальной литературой, умению работать с разнообразными источниками информации....

30 07 2019 2:49:43

Отечественная история XX–начало XXI века. Контрольно-измерительный материал по пройденным темам по аналогии с КИМами ЕГЭ

Итоговая работа состоит из двух частей. Первая часть включает 40 заданий с выбором ответа. Вторая часть состоит из 10 заданий ( В1– В10), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр). К каждой части приводится инструкция по проверке работ учащихся. ...

29 07 2019 3:56:42

Внеклассное мероприятие для 9-х классов "Исторический марафон" на тему "Великая Отечественная война"

Урок для 9-го класса по теме « Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....

28 07 2019 7:15:38

Программа элективного курса "Герои России"

Элективный курс " Герои России" предназначен для предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Программа направлена на формирование гражданственности, патриотизма, нравственных идеалов, любви к Родине, что является одной из важнейших задач по патриотическому воспитанию. Курс дает ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, способствует выбору профиля обучения. ...

27 07 2019 8:58:22

Урок истории в 7-м классе по теме "Самодержавною рукой он смело сеял просвещенье"

Урок входит в систему уроков, посвященных истории России первой четверти XVIII века. В основу организации занятия положена технология критического мышления. ...

26 07 2019 17:25:10

Урок-конкурс обобщающего повторения по истории России в 7-м классе по теме "Россия – век XVII"

Урок обобщающего повторения проводится в форме конкурса, класс делится на три команды, каждая из которых в ходе урока отвечает на вопросы конкурсных заданий. Конкурсные задания проецируются в виде слайдов презентации, после ответов команд на экран проецируются правильные ответы с последующей коррекцией знаний учащихся....

25 07 2019 14:13:53

Урок по истории "Формирование многопартийности в России в начале ХХ века" для учащихся 11-х классов

На уроке учитель моделирует ситуацию политических выборов. Ученики выступают в роли лидеров политических партий, активных избирателей. Таким образом, проектируя историческую ситуацию начала Х Х века, ученики учатся не только анализировать программы политических партий начала Х Х века, но и знакомятся с правилами и условиями избирательной системы, сравнивая её с днём сегодняшним....

24 07 2019 21:25:43

На уроках в афинской школе. 5-й класс

Урок отражает все «плюсы» игровых технологий: деятельность (т.е. речевая), мотивированность, отсутствие принуждения, индивидуализированная деятельность, глубоко личная, обучение и воспитание в коллективе и через коллектив, развитие психических функций и способностей, «учение с увлечением»....

23 07 2019 10:55:33

Конференция по истории Красноярского края «Мой край. События, люди»

Конференция по истории Красноярского края развивает творческие способности учащихся, критическое мышление. Изучение истории развития своего города, села, улицы, семьи, различные методы и источники исследования учат самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, устанавливать причинно-следственные связи. В осмыслении местного материала сознается сопричастность судьбе России....

22 07 2019 5:30:44

Урок истории по теме "Век Просвещения в России", 7-й класс

Урок я постаралась выстроить так, чтобы осмысление нового материала основывалось на уже имеющихся знаниях у ребят. Вследствие чего данный урок продуктивен и интересен. При подготовке к уроку мною были учтены возрастные особенности учащихся, высокий интерес к изучению данного предмета, развитые на достаточном уровне общеучебные умения и навыки, хорошие потенциальные возможности к овладению историческими понятиями, развитое воображение, стремление к самостоятельному высказыванию. ...

21 07 2019 17:53:15

Урок КВН по истории Древнего мира на тему "Моя Греция"

Урок- К В Н углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....

20 07 2019 7:57:54

Урок истории с использованием технологии развития критического мышления по теме "СССР в 1953–1964 гг.: преобразования в экономике"

Особенности урока: использование технологии развития критического мышления, акцент на многократное осмысленное повторение материала, работа с историческими источниками, осуществляя поиск аргументов в пользу собственного мнения, формирование навыков самостоятельной работы в группах, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....

19 07 2019 22:14:51

Марафонская битва

На уроке использовались И К-технологии. Фрагменты ролевой игры помогли детям ощутить себя участниками событий того времени. Деятельностный подход, работа в парах сделали урок продуктивным....

18 07 2019 14:29:57

Урок истории "Политическая система и российское общество в начале ХХ в."

Содержание урока предполагает рассмотреть особенности политического развития и социальную структуру российского общества в начале Х Х века, историческую необходимость их реформирования. Дети учатся искать и анализировать историческую информацию в источниках разного типа....

17 07 2019 4:46:55

Изучение закона о защите прав потребителей

Урок формирует умение учащихся применять полученные знания в практических ситуациях, развивает умения работать в группе и индивидуально, сравнивать и сопоставлять, прививает интерес к изучению предмета....

16 07 2019 10:32:21

Урок истории в 8-м классе по теме "Отечественная война 1812 года"

Урок истории в 8-м классе с использованием мультимедийных технологий и произведений литературы, живописи и кино....

15 07 2019 10:12:24

Урок обществознания по теме "Право на образование"

На этот урок обществознания в 9-м классе отведен один час (программа Боголюбова Л. Н.). На уроке использован метод индивидуальной работы, который не только повышает интерес учеников к предмету, но и обеспечивает более глубокое усвоение материала, выработку гражданских навыков. Урок помогает осмыслить существование школы и права на образование....

14 07 2019 7:57:40

Проект "Рисуем историю"

Данный проект является интеграцией предметов истории (региональный компонент) и изобразительного искусства. Это совместный проект Норильской детской художественной школы и городского музея истории и развития Норильска. Проект преследует своей целью вызвать интерес у детей и подростков к истории освоения таймырских земель, к достижениям родного города, а также выявить и поддержать одаренных детей....

13 07 2019 23:29:36

Бородинская битва. 8-й класс

Практическое занятие по работе с историческими документами в 8-м классе призвано активизировать интерес учащихся к одной из ключевых тем истории России XIX века – Отечественной войне 1812 года, путем анализа исторического документа показать широкий спектр подходов к постижению тайн истории, оценке деятелей масштаба Наполеона и Кутузова, а также рядовых участников, познакомить учеников с прекрасным образцом мемуарной литературы воспоминаниями Ф. Н. Глинки....

12 07 2019 11:41:56

Урок обществознания по теме "Труд: право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних"

Цель урока: способствовать созданию представлений обучающихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних и роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений....

11 07 2019 3:26:49

Экспериментальное изучение влияния дидактической игры на эффективность повторения знаний

В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе С О Ш пгт Балтаси....

10 07 2019 6:41:47

Развитие критического мышления на уроках обществознания

За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....

09 07 2019 3:39:52

Крестьянский вопрос в России (с древнейших времен – середина XIX века)

На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...

08 07 2019 23:19:21

Использование деятельностного подхода в обучении на уроках истории и обществознания

При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его « Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные практики на занятиях....

07 07 2019 22:28:58

Урок по теме "Становление и развитие антифашистской коалиции"

Учащиеся знакомятся с этапами становления и развития антифашистской коалиции; раскрывается роль и историческое значение антифашистской коалиции в борьбе с фашизмом; продолжается работа над формированием умения анализировать исторические документы, статистические данные; давать оценку историческим и политическим деятелям. ...

06 07 2019 20:50:31

Конспект урока по истории в 11-м классе "Внешняя политика СССР накануне войны"

Авторы выдвигают свои гипотезы, предположения относительно того, что же происходило в Советском Союзе в предвоенный период и почему. Учащиеся должны сами разобрать ту ситуацию, которая сложилась в Советском Союзе накануне Второй мировой войны, выяснить, каким образом политика руководства С С С Р способствовала развязыванию войны, как страна готовилась к войне. ...

05 07 2019 1:23:33

Программа элективного курса "История качества"

Настоящая программа предназначена для учителей истории, осуществляющих профильную подготовку в кадетских классах казачьей направленности. Ознакомление кадетов с историей казачества является одним из элементов воспитания детей в духе здорового патриотизма. Знания об историческом пути казачества важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в развивающемся информационном пространстве. ...

04 07 2019 8:39:30

Разработка урока по истории Древнего мира в 5-м классе по теме "Основание греческих колоний"

Урок истории в 5-м классе в тематическом планировании находится примерно в середине при изучении раздела « Древняя Греция». Изучение данной темы после таких тем, как « Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» и « Зарождение демократии в Афинах» позволяет на уроке опираться на знания учащихся....

03 07 2019 23:39:50

Крещение Руси. Начало христианизации Коми края. Стефан Пермский

При проведении урока использован материал национально-регионального компонента, связанный с крещением зырянского края и деятельностью святителя Стефана Пермского....

02 07 2019 12:12:31

"Личность Петра Великого в истории России". 7-й класс

Повторительно-обобщающий урок занимает ведущее место в курсе истории России XVIII в. Содержит проблемные задания для индивидуальной и фронтальной работы с классом. Самостоятельная работа с источниками развивает у учащихся ключевые компетенции: коммуникативную, информационную, самообразования. Тесты базового и повышенного уровней дифференцированно проверяют знания....

01 07 2019 10:19:48

Мультимедийная презентация на уроках истории в 7-м классе по теме "Экономическое развитие России в XVII веке"

В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...

30 06 2019 5:32:30

Потребительский экстремизм

Списывать проблемы на несовершенный, как некоторые считают, закон не совсем правильно. Виноваты люди, которые по своему усмотрению трактуют его в свою пользу. Как в любых договорных отношениях, стороны имеют права и обязанности. Однако распределить их хотят крайне несправедливо: права – потребителям, обязанности – продавцам. Показаны способы противодействия неправомочным действиям потребителей....

29 06 2019 23:40:59

Актуальные возможности музея школы

В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....

28 06 2019 20:40:19

Факультатив по истории для учеников старших классов. Тема: "История становления и развития института наследования в системе имущественных правоотношений"

Работа может быть использована учителями-предметниками на уроках истории, обществознания и права. Также систематизированный материал будет полезен при подготовке к факультативным и индивидуально-лекционным занятиям в рамках школьного компонента....

27 06 2019 1:36:38

Образовательно-компетентностный подход: методические рекомендации написания эссе по курсу обществознания

Сегодня Е Г Э по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического характера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к Е Г Э. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...

26 06 2019 1:29:29

Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории

Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, ибо главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. ...

25 06 2019 11:32:42

Урок истории в 5-м классе "Древнее Междуречье — колыбель цивилизации"

Представлен конспект урока истории в 5-м классе по теме: " Древнее Междуречье - колыбель цивилизации"....

24 06 2019 22:51:21

Интегрированное мероприятие (устный журнал) "Казань юбилейная"

Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....

23 06 2019 8:50:50

Урок подготовки к сочинению по картине В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" в 8-м классе (2 часа)

Урок подготовки к сочинению по картине В. И. Сурикова " Боярыня Морозова" в 8-м классе содержит цели и задачи урока, наглядность. В конспекте отражены: подготовка к уроку, подробная беседа по картине, примерный план к сочинению....

22 06 2019 3:25:53

Организация работы с научным текстом в процессе преподавания истории и обществознания

Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье характеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме " Социальная система общества"....

21 06 2019 14:47:12

Урок по истории Росссии "Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва". 6-й класс

Цель урока: познакомить учащихся с историей борьбы Москвы за независимость от Золотой Орды....

20 06 2019 8:59:35

Интегрированный урок по обществознанию и русскому языку в 9-м классе по теме "Безвредных сигарет не бывает"

Интегрированный урок по обществознанию и русскому языку для учащихся 9-го класса разработан с применением презентации, в которой обозначены цели урока, историческая справка, итоги проведенного исследования, влияние курения на жизнь и здоровье человека. Показана межпредметная связь с уроками русского языка, биологии, истории. ...

19 06 2019 18:59:16

История репрессий и сталинских лагерей в Кузбассе

В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса. ...

18 06 2019 18:50:46

Урок в 6-м классе. "Завоевание Руси монголо-татарами"

Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке. ...

17 06 2019 23:54:23

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся на историческом материале музейной комнаты в школе

В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка " Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу " Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....

16 06 2019 12:56:42

Восстание под предводительством Е.И. Пугачева

Учащиеся в ходе урока знакомятся с причинами, основными этапами и итогами выступления под руководством Пугачева....

15 06 2019 22:30:15

Конспект урока обществознания по теме "Золотые руки работника"

Рациональным зерном урока явилась постановка и решение проблемной задачи, что является новым приёмом для 7-го класса. Ребята благодаря цепочке выводов по отдельным моментам урока сумели дать исчерпывающий интересный ответ на проблемный вопрос. Данный урок расширил кругозор учащихся и дал новые знания о труде и системе оплаты труда....

14 06 2019 13:27:56

"Рост крупного землевладения и закрепощение крестьян" - урок к главе "Складывание феодальных отношений в странах Европы"

Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интерактивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....

13 06 2019 19:45:47

Урок правоведения (профильный уровень) "Правотворчество и правореализация", 10-й класс

Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме " Правотворчество и правореализация". ...

12 06 2019 14:53:12

Роль Старой Ладоги в истории Древней Руси

В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....

11 06 2019 11:33:50

Введение в историю. В гости к мастеру. Древнерусские иконописцы и каменных дел мастера

У учащихся формируется временное представление и историческое мышление, знания терминологии и фактического материала по изученной теме. Совершенствуются общеучебные умения и навыки в работе с лентой времени, в описании произведений искусства; приобщении к родной культуре....

10 06 2019 12:52:50

Исторический путь развития "холодной войны"

Урок для 9-х, 11-х классов общеобразовательной школы. Тема рассматривается в процессе развития мировых событий с 1947 года до 1991 года, составлена хронология в таблице. Обучающиеся смогут проследить наглядно путь развития «холодной войны» через составление диаграммы, сделать выводы. Изучая хронологию событий «холодной войны» и отвечая на данные вопросы, обучающиеся смогут научиться анализировать события, устанавливать причинно-следственные связи, решать лично-значимые проблемные ситуации....

09 06 2019 1:41:49

Урок истории (технология В.Э. Штейнберга). Тема: "НЭП – новая тактика или новая стратегия"

Применение на уроках технологии Л С М В. Э. Штейнберга позволяет моделировать различные условия учебного процесса через алгоритм нанесения информации на координатные оси, установление связей между узлами Л С М, и как результат - формирование ситуации успеха ребенка....

07 06 2019 21:28:35

Программа элективного курса "Становление многопартийной политической системы России в начале XX века"

Курс направлен на расширение знаний учащихся по истории становления многопартийной политической системы России XX в. и формирование навыков политической культуры....

06 06 2019 4:55:32

Культура эллинистических государств

Цель урока: активное применение исторических знаний в учебной и социальной деятельности. В процессе урока учащиеся научатся и смогут: отработать навыки работы с картой; научатся показывать на карте границы империи Александры Македонского, а также Сирийского, Македонского и Египетского царств; смогут составлять схемы; с помощью учителя выводить определения; выражать собственное мнение о наследии эллинистических государств....

05 06 2019 20:50:52

Урок по обществознанию. Тема: "Понятие преступления. Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса « Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....

04 06 2019 22:29:20

Состояние русского народа в эпоху появления "раскола" и роль в нем протопопа Аввакума

К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....

03 06 2019 21:18:55

Конкурс знатоков истории "Что? Где? Когда?"

Увлекательное внеклассное мероприятие – конкурс знатоков истории, построенный по модели игры " Что? Где? Когда?", активизирует познавательный интерес учащихся к изучению истории, развивает коммуникативные умения и навыки. Обращение к истории позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности. ...

02 06 2019 15:49:49

Использование проектной методики для изготовления объемной наглядности при изучении истории

Для повышения интереса к предмету и стимулирования познавательной деятельности учащихся, начиная с пятого класса, я предлагаю учащимся проект изготовления моделей. Модель может представлять собой: предметы быта, орудия труда, одежду, архитектурный объект и т.д. В результате творческой деятельности рождаются очень интересные модели, которые можно использовать и в дальнейшей работе в качестве объемной наглядности по предмету....

01 06 2019 16:23:22

Интегрированный урок (итература + история) по теме "Гроза 12-го года настала…" (по роману Л.Толстого "Война и мир" и историческим материалам)

Предлагаемый автором урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – развивать чувство патриотизма на ярких примерах героизма русской армии, приобщить к архивным материалам, литературным и историческим источникам. ...

31 05 2019 12:50:15

Заселение Приамурья во второй половине XIX – начале ХХ веков

Освоение Приамурья - одна из суровых и героических страниц истории нашего народа. Далекий, почти безлюдный край, открытый отважными землепроходцами, обживался в тяжелейших условиях. Памятниками упорству и мужеству наших предков - первооткрывателей и защитников - служат современные амурские села. Приближается юбилейная дата – 160-летие со дня основания г. Благовещенска. В связи с этим тема « Заселение Приамурья» вызывает огромный интерес....

30 05 2019 7:52:46

Диагностика сформированности метапредметных умений и навыков в 7-м классе

Цель настоящей работы – проверить сформированность метапредметных умений и навыков у учащихся 7-го класса: умение находить информацию в тексте, интерпретировать и структурировать ее, работать со статистическими данными. Все задания работы непосредственно связаны с историческим текстом. Комплексная работа содержит задания по истории, русскому языку и литературе. Также прилагаются критерии, разработанные на основе Ф Г О С....

29 05 2019 2:11:16

Урок истории в 8-м классе по теме "Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов"

Начало русского революционного движения, причины и источники выступления декабристов учащиеся изучают в традиционной технологии. Учащиеся работают в тетради, оформляя этапы обсуждения темы, самостоятельно делают выводы. ...

28 05 2019 17:56:34

Урок истории в 8-м классе по теме "Отечественная война 1812 г."

Урок проводится после изучения темы " Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между командами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой командой, выставляются оценки....

27 05 2019 5:15:29

Вопросы для интеллектуального марафона, секция "История"

Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане. Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....

26 05 2019 16:57:20

Повторительно-обощающий урок "Мир Средневековья". 6-й класс

Изучается и повторяется материал по истории средних веков. Результатом работы должен стать заполненный кроссворд, по предложенному описанию учащиеся должны угадать историческую личность, поработать с источником и решить историческую задачу. Можно выполнять задание как всей командой, так и распределив задания для каждого члена группы....

25 05 2019 12:55:39

Активация познавательной деятельности учащихся в рамках нетрадиционного урока истории и обществознания

Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....

24 05 2019 17:49:48

Урок обществознания в 6-м классе "Отношение человека к природе"

В данной статье предлагается методическая разработка урока, в ходе которого используются различные формы и методы обучения, направленные на формирования умений и навыков (работать с текстом, выделять главное, знать понятия и уметь их применять, разрабатывать мини-исследования, делать мини-проекты и уметь их представлять, делать выводы), с целью формирования ключевых компетенций. ...

23 05 2019 15:31:38

Внеклассное мероприятие по теме "Преподобный Сергий Радонежский ‒ чудотворец"

Внеклассное мероприятие к юбилею Сергия Радонежского можно использовать для всех возрастов учащихся. В конце его используется игровой материал....

22 05 2019 10:16:51

Контрольная работа по теме "Великая Отечественная война 1941–1945 гг." (формат ЕГЭ 2015 г.)

Данная работа предназначена для контроля и проверки знаний по теме « Великая Отечественная война 1941–1945 гг.» учащихся 11-го класса. Формат заданий соответствует заданиям Е Г Э по истории 2015 года. Контрольная работа составлена в двух вариантах. Материал может быть использован как в рамках изучения отдельной темы, так и при подготовке к экзамену по истории. При выполнении работы использовались сборники тренировочных материалов Е Г Э по истории 2014–2015гг....

21 05 2019 16:41:41

Интерактивное изучение истории

Интерактивное обучение - один из интереснейших подходов в обучении. Особенность данной методики состоит в том, что процесс обучения происходит в совместной деятельности учеников и учителя. Обучение, направленное на общение, основано на взаимопонимании, взаимодействии. Подлинная готовность детей к совместной деятельности состоит в сосредоточенной, настойчивой и целеустремлённой работе по освоению содержания решения задач на развитие умений и навыков. Ученик получает новые знания в результате взаимодействия с другими учащимися, а теперь уже и в результате использования на уроках информационных технологий. ...

20 05 2019 19:57:33

Обобщающий урок истории с презентацией "Первобытность и древность". 5-й класс

Презентация составлена с учетом самостоятельной работы учеников, используются эффекты анимации. Учащиеся, работая с презентацией, смогут определять отличия жизни человечества в условиях первобытности и древности; повторить основные понятия и термины, применяемые в сравнительной характеристике периодов развития человечества. В презентации применяются обществоведческие понятия....

19 05 2019 12:12:34

Интегрированный медиаурок "Индейский летний фестиваль"

На уроке учащиеся знакомятся с культурой, обычаями и традициями древних индейцев. Они совершают увлекательное путешествие на индейский летний фестиваль....

18 05 2019 15:48:31

Сценарий брейн-ринга для старшеклассников "Геральдика в России"

Сценарий проведения интеллектуальной игры для старшеклассников « Брейн-ринг». Игра способствует развитию интереса к изучению Отечественной истории, воспитывает чувство уважения к истории Отечества, формирует гражданско-патриотическую позицию учащихся. ...

17 05 2019 3:59:37

Урок истории Казахстана "Национально-освободительное движение 1916 года"

Использование И К Т и интернет-технологий на уроках истории в сочетании с традиционными методами значительно повышают эффективность обучения....

16 05 2019 13:43:34

Интегрированный урок русского языка, истории, музыки для учащихся 6–7-х классов "Сперва АЗ да БУКИ, потом все науки"

Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....

15 05 2019 18:19:30

Информационные технологии на уроке истории России по теме: "Страна победившего социализма". 1-й класс

Урок с элементами дискуссии с учащимися: об индустриализации, коллективизации, культурных преобразованиях, о том, как все это происходило, то есть о плане построения социализма в нашей стране. Для того чтобы совместно ответить на проблемный вопрос: " Действительно ли мы - страна победившего социализма?". Жизнь складывается из противоречий. Иногда они оказывают большое влияние на ход истории, на жизнь общества, на жизнь отдельного человека. ...

14 05 2019 8:56:19

Сельское хозяйство Кабардино-Балкарии в период с 60-х годов XX века по настоящее время

Урок проводится в рамках семинара методического объединения учителей общественных дисциплин г. Прохладный К Б Р по теме « Проведение интегрированных уроков общественных дисциплин в целях оптимизации учебного процесса» и нацелен на увеличение объема (в связи с тем, что сведения в учебниках по истории Кабардино- Балкарии и географии Кабардино- Балкарии охватывают период до 2002 г.) и закрепление знаний об одной из ведущих отраслей экономики К Б Р – сельском хозяйстве....

13 05 2019 2:39:41

Что? Где? Когда? Игра по истории Древнего мира

Урок для учащихся 5-го класса предназначен для проведения внеклассного занятия или повторения пройденного материала по теме " История Древнего мира". Цели игры: раскрытие знаний по истории Древнего мира; стимулирование интереса учащихся к истории; развитие творческих способностей; воспитание коллективизма, уважение к наследию народов древности. Для достижения данных целей урок проводится в форме игры " Что? Где? Когда?"....

12 05 2019 16:12:47

Изучение истории через личности императоров. История России XIX в. 8-й класс

Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....

11 05 2019 12:47:29

Урок истории по теме "Начало Великой Отечественной войны". 9-й класс

Урок истории проходит в виде викторины, проверяет знания учащихся об основных фактах начала Великой Отечественной войны. Учащиеся развивают умение анализировать, отбирать нужную информацию, систематизировать материал. Цель урока: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине....

10 05 2019 3:37:26

Повторительно-описательный урок по теме "Древняя Греция: Код истории"

На уроке истории систематизируются, обобщаются и закрепляются знания учащихся по истории Древней Греции. Повышается интерес к изучению истории. Развиваются творческие способности, формируется понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умение работать в команде. ...

09 05 2019 14:14:29

«За отчизну не жаль и жизни отдать…»

Урок содержит материал об Иване Сусанине, К. Ф. Рылееве, М. И. Глинке. Произведение « Иван Сусанин» рассматривается с точки зрения литературы, истории и музыки. Урок имеет важное значение для воспитания патриота своей родины. На примере урока показано, как тесно взаимосвязаны литература и история, литература и искусство (музыкальное и изобразительное)....

08 05 2019 2:48:17

Урок-викторина "Киевская Русь" в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида

Предложен урок-викторина по теме " Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме " Киевская Русь"....

07 05 2019 12:55:17

Александр Невский

Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....

06 05 2019 1:33:50

"Гражданско-правовая ответственность" — урок в 11-м классе по предмету "Основы правоведения"

Урок " Гражданско-правовая ответственность" в 11-м классе разработан с использованием компьютерных технологий (интерактивная доска, презентация в системе Power Point) на основе самостоятельной деятельности учащихся и работы с нормативно-правовыми актами. Технология урока с использованием И К Т поддерживает и обеспечивает развитие мотивационной сферы и самостоятельной познавательной и мыслительной деятельности, повышает качество знаний учащихся....

05 05 2019 13:20:10

Классный час на тему "Холокост"

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне. Цель – патриотическое воспитание школьников, привитие им нравственных принципов, чувства уважения всех народов и национальностей. ...

04 05 2019 23:38:57

Урок истории по теме "Свобода в жизни человека"

Урок построен в виде групповой работы с использованием мультимедийной презентации. Обучающиеся разыгрывают сценку « Философский спор о свободе», выступают с сообщениями по вопросу « Зависит ли свобода от внешних условий», просматривают видеоролик « Философия свободы», обсуждают, анализируют, делают выводы....

03 05 2019 4:43:37

Урок-исследование в рамках проекта "Как зарождалось образование на Руси и в России?"

Цели урока: знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси; расширить представление обучающихся о школе в Древнерусском государстве....

02 05 2019 19:27:39

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

01 05 2019 13:52:27

Монетизация льгот как важное событие в корне изменившего социальную политику государства

Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть тему монетизации льгот как важное событие, в корне изменившее социальную политику государства. Задачи: рассмотреть предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; проанализировать суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан....

30 04 2019 22:59:55

Расцвет Древнерусского государства. Ярослав Мудрый

Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI– ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....

29 04 2019 6:40:10

Интегрированный урок (история + ИЗО) "Над Русью бьют колокола"

Интегрированный урок истории и изобразительного искусства проведён с использованием регионального компонента. Целью урока является знакомство с историей, легендами, использованием колоколов; обучение рисованию на объёмном предмете (колокольчике); воспитание гордости и любви к родному краю, эмоциональной отзывчивости на прекрасное; формирование духовно-нравственного отношения к малой родине....

28 04 2019 15:46:48

Программа элективного курса "Технология исследования"

В процессе изучения данного курса учащиеся имеют возможность овладеть навыками исследования как способа освоения действительности, развить способности к исследовательскому типу мышления, сформировать свою личностную позицию на основе приобретения самостоятельно получаемых знаний....

27 04 2019 19:23:44

Какая армия нам нужна?

Материал посвящен российской армии, направлен на формирование патриотизма и гражданственности. Материалы можно использовать как на уроках обществоведческого цикла в среднем звене, так и как материал для классного часа. Изменяется ситуация внутри государства. Многие связывают проблемы с существованием "всеобщей воинской обязанности". Одни считают, что так и должно быть – армия из юноши делает мужчину. А другие считают: человек должен иметь право выбора – служить или не служить....

26 04 2019 22:27:17

Целеполагание — ключевая компетентность современного старшеклассника

Цель проекта состоит в разработке методической системы развития учащимися профильной школы такой компетенции как целеполагание....

25 04 2019 18:55:28

Урок истории России по теме "Монгольское нашествие". 6-й класс

Урок построен как проблемный с дополнительными материалами, презентацией и другими учебными ресурсами. На уроке предполагается работа учащихся в группе, выступление ученика, получившего опережающее задание, представителей от каждой группы. В конце урока оценивается работа каждого ученика в группе и индивидуально, что даёт возможность заработать оценки всем ученикам....

24 04 2019 18:54:56

По страницам истории древних цивилизаций Востока

Урок в 5-м классе проводится в форме игры-турнира по знанию истории, религии и культуры древневосточных цивилизаций Египта и Азии. Урок построен на повторении и закреплении у учащихся знаний исторических фактов и имен, их сопоставлении и обобщении; позволяет развивать умение работы с исторической картой и источниками, дает возможность учащимся проявить находчивость и юмор. ...

23 04 2019 17:13:40

Внеклассное мероприятие "Я помню, я знаю"

Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....

22 04 2019 7:53:58

Урок по истории России

Урок по истории России с древнейших времен до конца XIX века для учащихся 8-10-х классов, построенный по типу популярной телевизионной интеллектуальной игры " Своя игра" и рассчитан на 1-2 часа. Это один из способов сделать повторительно-обобщающее занятие увлекательным и запоминающимся, поддержать интерес учащихся к изученному материалу. Целью данной разработки является активизация изучения и закрепления учащимися понятий, определений, терминов, событий, явлений, фактов, хронологии и т.д. Эту разработку можно использовать и для внеклассного мероприятия, и для недели истории в школе. ...

21 04 2019 21:31:51

Декабристы в Сибири

Цели урока: познакомить учащихся с жизнью декабристов после восстания 14 декабря 1825 года, показать роль декабристов в общественной жизни Сибири, в освоении и изучении Сибирского края....

20 04 2019 5:29:50

Проект урока по истории Отечества в 6-м классе "Древнерусское хозяйство"

Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....

19 04 2019 3:42:31

Традиционная одежда кубанских казаков

Занятие-практикум формирует представления о материальной культуре кубанского казачества, знакомит с особенностями традиционного костюма. В ходе занятия формируется вкус учащихся, расширяются эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве; развиваются умения, связанные с приемами декоративной работы, в группе....

18 04 2019 3:25:17

Элективный курс по обществознанию в 9-м классе по теме "Основы уголовного права"

Работа с первоисточниками поможет учащимся овладеть особым языком юриспруденции. Курс развивает творческий потенциал девятиклассников, закрепляет их стремление к самообразованию. В настоящее время профессия юриста очень востребована, поэтому знакомство с данным курсом поможет учащимся определиться с дальнейшим профилем обучения....

17 04 2019 21:15:30

Урок эмоционального сопереживания для учащихся 8–9-х классов "Детство, опаленное войной"

Урок эмоционального сопереживания в форме историко-литературной гостиной способствует осознанию учащимися через исторический и литературный материал ценности каждой человеческой жизни, неприятию идей насилия. Цель: формирование гражданской позиции учащихся, гордости за свой народ, воспитание патриотизма, сострадания и бережного отношения к героической истории родного края, воспитание чувства сопричастности к истории своей родины....

16 04 2019 14:13:47

Урок. Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия

Урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предстоит узнать об отличительных особенностях социально-гуманитарных наук от естественных наук; о системе классификации социально-гуманитарных наук; об особенностях философского уровня познания действительности. ...

15 04 2019 17:52:43

Культура стран Запада в первой половине ХХ века

Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему « Культура стран Запада в первой половине XX века». ...

14 04 2019 2:41:38

Контрольно-обобщающий урок истории по теме "Политическая сфера жизни общества". 9-й класс

Цель игры: повторить и обобщить знания учащихся по теме " Политика"; познакомиться с заданиями Г И А по этой теме; развивать навык групповой работы и с заданиями в форме Г И А....

13 04 2019 0:28:42

Крымская война. 8-й класс

Четырнадцатый урок в теме « Россия в первой половине XIX века». Рассматривается тема Крымской войны и обороны Севастополя....

12 04 2019 15:43:35

Обобщающий урок "Древняя Греция"

Цель урока: повторить наиболее важные события из истории Древней Греции, достижения древнегреческой цивилизации, добиться окончательного усвоения и закрепления основных понятий; продолжить развитие умений и навыков работы с историческим источником, умения делать выводы, применять полученные ранее знания на практике; воспитывать у учащихся любознательность, интерес к происхождению различных понятий и слов, продолжить пробуждение интереса учащихся к истории....

11 04 2019 14:38:57

Храм Христа Спасителя в Москве - выдающийся Архитектурный памятник, посвященный победе русского народа в Отечественной войне 1812 года (материал для проведения экскурсии)

Работа посвящена проведению экскурсии для учащихся 8–10-х классов в храм Христа Спасителя в Москве. Автор придерживается хронологической канвы как основного композиционного принципа построения экскурсии, использует приёмы описания и объяснения, сравнения и аналогии, предполагающие ознакомление учеников с внешними и внутренними архитектурно-конструктивными особенностями этого храма-памятника, историческими событиями и фактами, связанными с его строительством....

10 04 2019 10:50:26

Историческая игра-викторина "В парадном строю", посвященная 68-й годовщине Парада 7 ноября 1941 года на Красной площади

7 ноября 1941 г. в Москве на Красной площади состоялся военный парад. Почему из всех парадов, проводившихся на Красной площади, выделяется именно этот? В чем его особенность? Ответ на эти вопросы содержится в рассказе педагога....

09 04 2019 5:57:59

Урок в форме телеигры "Слабое звено": "Новейшая история XX в. Зарубежные страны"

Урок по Новейшей истории XX в. в 9-м классе по теме « Новейшая история XX в. Зарубежные страны» проводится в игровой форме по типу телеигры « Слабое звено». Урок предназначен для обобщения и закрепления знаний по окончанию курса....

08 04 2019 15:15:24

Повторительно-обобщающий урок-презентация для 5-го класса по теме "Вклад народов Древнего мира в мировую культуру"

Урок для 5-го класса по всеобщей истории, посвященный культуре Древнего мира, строится по традиционной схеме урока-презентации, разработан в соответствии с современными требованиями к уроку. Проводится в форме интеллектуальной игры с использованием приемов сравнения, обобщения, противопоставления; индивидуальной и коллективной (в группах) форм работы, возможности выбора учащимся подходящего для него вида деятельности. ...

07 04 2019 19:10:30

Нации и межнациональные отношения

Межнациональные отношения – материя особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты. В современном мире существуют межнациональные конфликты, вызванные различными причинами. Следует иметь в виду, что международное сообщество при решении межнациональных конфликтов исходит из приоритета государственной целостности, нерушимости сложившихся границ, недопустимости сепаратизма и связанного с ним насилия....

06 04 2019 5:40:34

Внеклассное мероприятие по истории "Умники и умницы"

Представлено внеклассное мероприятие по истории для учащихся начальных классов. Урок позволит выявить сообразительных, находчивых, внимательных учащихся, умеющих логически мыслить....

05 04 2019 23:27:26

Гуситское движение в Чехии

В статье рассмотрен один из вариантов работы с документами, изучение которых активизирует творческую, познавательную деятельность учащихся, учит сравнивать, анализировать, делать выводы, а при решении познавательных задач формируется мотивация к изучению нового материала. Предлагаемый урок позволяет рассказать ученикам о гуситских войнах, вовлекая учащихся в повествование. ...

04 04 2019 15:32:57

Освободительная борьба французского народа. Жанна д'Арк (технология критического мышления через чтение и письмо)

Урок истории в 6-м классе создать условия для освоения знаний учащимися о главных событиях Столетней войны, показывает героическую роль в ней народной героини Жанны д' Арк....

03 04 2019 5:34:26

Лабораторная работа с использованием иллюстративного ряда. Тема: "Личность протопопа Аввакума в его "Житие…"

Современному российскому обществу необходимы граждане, любящие свой край и своё Отечество, уважающие свой народ, его культуру и духовные традиции и в то же время уважительно и доброжелательно относящиеся к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Бесценным материалом для формирования названных качеств у учащихся на уроках истории являются исторические источники – летописи, древние рукописи, поучения, жития и др. Ярким примером подобного исторического источника является « Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»....

02 04 2019 20:16:10

Урок-диалог в 8-м классе "Их вечен с вольностью союз…"

Урок-диалог « Их вечен с вольностью союз…» по теме « Движение декабристов» поможет учащимся глубже увидеть эпоху, людей, личности участников событий 14 декабря 1825 года; попытаться представить, было ли возможным и реальным осуществление в тот момент задуманного заговорщиками. На примере личностей и характеров декабристов помочь учащимся увидеть такие качества, как благородство, целеустремленность, верность делу, твердость духа, и способствовать стремлению воспитать их в себе....

01 04 2019 8:46:39

Интегрированный урок истории и обществознания в 11-м классе по теме "Достижения цивилизации античного мира"

Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества. ...

31 03 2019 7:17:29

Мультимедийная презентация на уроках истории

Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий характер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме " Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....

30 03 2019 15:28:27

Конспект урока истории по теме: "Смутное время"

Цель урока – выявить причины, которые способствовали наступлению Смутного времени; рассмотреть основные события, этапы Смуты, социальный состав участников этих событий; определить последствия Смуты; развивать навыки работы с исторической картой, умение работать с документами: анализировать события; строить развернутый ответ на вопрос. ...

29 03 2019 15:11:32

Урок граждановедения на тему: "Суд – правоохранительный орган". 5-й класс

Урок граждановедения для 5-го класса. Курс " Основы граждановедения" - социально ориентирован, подготавливает ребенка к жизни в обществе. Поэтому основная задача урока граждановедения - формирование гражданского сознания и поведения ученика. На уроке использовано сочетание традиционной, игровой, компьютерной технологий. Ученики при помощи работы с документами, инсценировок, дополнительной литературы узнают функции правоохранительных органов, историю судов и делают выводы о справедливости современного суда. ...

28 03 2019 22:52:33

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.