Проверочные работы    

Этапная игра "Средневековое общество"

Цели урока:

  • Образовательные: продемонстрировать владение умениями и навыками, обрабатываемыми на уроках, знание основных понятии.                                         
  • Развивающие: активизация терминологических знаний  позволит продолжить работу над развитием навыка грамотного использования исторических терминов и понятий в речи учащихся, материал данного урока способствует также выработке умений анализа работы с атласами,  историческими источниками.
  • Воспитательные: тематика урока позволяет обратить внимание учащихся на многообразие и неоднозначность истории, на важность каждого её этапа. Осознание этого, в свою очередь, ведёт к пониманию необходимости уважения и сохранения прошлого, в котором заложено настоящее и будущее человека.

Тип урока: Этапная игра.

Оборудование: Исторические атласы, учебники, словари. (Парты сдвигаются таким образом, чтобы получилось две команды.)

Предварительная подготовка: предварительно класс делиться на две команды, у каждой команды – своё название. Команда через жеребьёвку определяет свой первый этап, и вид работы. Задания на каждом столе рассчитаны на выполнение за 10 минут. Чем больше команда даёт ответов на вопросы, тем больше баллов она получит. Через 10 минут  участники команды переходят к следующему этапу. На каждом этапе присутствует  учитель, который объясняет задания, отмечает результаты.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Учитель: – Здравствуйте ребята. Как вы себя чувствуете? Посмотрите на наших гостей и подарите им свой улыбки. Садитесь. Ребята, мы с вами завершаем изучение  очередного этапа истории, который носит название «Средние века». Уже в самом  названии, как считают многие учёные, заложена отрицательная оценка Средневековья. Так в истории закрепился образ  «тёмных веков», времени бесконечных войн и разрушений, жестоких обычаев и  кровавых расправ с вольнодумцами. Даже сейчас иногда можно услышать определение  «средневековый» в значении «дикий», «жестокий», «невежественный». Действительно, дикости, жестокости и невежества тогда хватало, впрочем, и в другую историческую эпоху.

Но отметим другое. Средние века были временем трудолюбивых крестьян  и искусных ремесленников, благородных рыцарей  и мудрых государей, вдохновенных поэтов и художников. В средние века совершались путешествия, строились величественные соборы, происходили великие открытия. Светлого и  радостного, прекрасного и мудрого в той эпохе было не чуть не меньше, чем в другой.

И сегодня я предлагаю вам вспомнить о том, что происходило в эту эпоху. Ребята будьте внимательны, если не отвечает команда который задан вопрос то может помочь другая команда и заработать баллы. Ребята давайте выберем названия команд. В игре принимают участие канада   __ и команда___.

Итак, первый этап: эпоха Средневековья  (блицопрос) (за каждый правильный  ответ – 1 балл). Время 10 минут. Ребята, не перебивайте друг друга, отвечая, поднимайте руку, совещайтесь внутри команды. За не исполнением данных требований жюри снимает баллы.

Этап первый: «Тест для первой команды».

  1. Как называется курс истории, который вы изучаете? (Средние века).
  2. Что изучает история средних веков? (История средних веков изучает жизнь, быт, культуру людей, историю различных государств).
  3. Какой период охватывает история средних веков? (с 5 по 15вв. до.н.э).
  4. Средневековье иногда называют феодализмом. От какого слова образован этот термин? (От слова «феод»).
  5. Что такое «феод»? (Феод – это участок земли, который выдавался во владение человеку за военную службу).
  6. Отношения между феодалами и сеньорами представляли  собой феодальную лестницу. На одной из её ступеней стояли  рыцари? Что такое рыцарский турнир? (Рыцари – это мелкие феодалы, которые несли военную службу. Рыцарский турнир – это состязание рыцарей за свою честь,  достоинство и сердце Прекрасной Дамы).
  7. Как мы помним, рыцари были участниками Крестовых походов. Дайте определение «Крестовые походы»? (Крестовые походы – военно-религиозные экспедиции западных европейцев на Ближний Восток с целью завоевания святых мест).
  8. Кто является вдохновителем Крестовых походов? (Римский  Папа – глава католической церкви).
  9. Но у папы было множество других забот, кроме Крестовых походов, например :еретики.Кто такие еретики? (Еретикти – противники господствующего вероучения церкви).
  10. Как в целом назывался суд над еретиками? (Инквизиция).
  11. Повторим особенности развития города в Средние века. Кто жил в городах? (Торговцы, купцы, ремесленники, Феодалы).
  12. Как назывались союзы ремесленников одной специальности? (Цеха).
  13. Военное состязание рыцарей в силе ловкости? (Турнир).
  14. Владелец земли и крепостных крестьян в Средние века? (Феодал).
  15. Ежегодные торги в которых принимали участие купцы из разных городов и стран? (Ярмарки).
  16. Главная церковь в средневековом городе? (Собор).
  17. Собрание правил, обязательных для всех членов цеха в средневековом городе? (Устав.)
  18. Повинность крепостных крестьян в пользу феодала? (Оброк).
  19. Повинность в пользу церкви? (Десятина).
  20. Человек, обязанный нести военную службу за землю? (Вассал).
  21. Название принудительных обязанностей, выполнявшихся крепостными крестьянами? (Феодальные повинности).
  22. Как называли людей исповедующих ислам? (Мусульмане).
  23. Название мусульманских храмов? (Мечети).

Тест для второй команды

  1. Имя легендарного короля Англии, героя рыцарских  романов? (Артур).
  2. Духовное лицо? (Епископ, дьякон, аббат).
  3. Название религии арабов? (Ислам).
  4. Группа людей,имеющих  закреплённые законом права и обязанности, передаваемые по наследству? (Сословие).
  5. Священный город мусульман? (Мекка).
  6. Хозяйство, в котором продукты и вещи производят не для продажи, а для  собственного потребления? (Натуральное хозяйство).
  7. Как называли человека, выступавшего против учения католической церкви в период Средневековья? (Еретик).
  8. Область деятельности, связанная с завоеванием власти и государственным управлением? (Политика).
  9. Город в Палестине? (Иерусалим).
  10. Принудительная работа зависимых крестьян в хозяйстве феодала? (Барщина).
  11. Представитель господствующего класса в Средние века? (Феодал)
  12. Название одного из германских племён? (Франки).
  13. Рядовой член общины монастыря? (Монах).
  14. Мелкое производство в средневековом  городе, основанное на ручном труде? (Ремесло).
  15. Лженаука о соединении различных веществ с целью получения золота? (Алхимия).
  16. Начальник монастыря. (Аббат).
  17. Укреплённое место, поселение ремесленников и купцов? (Город).
  18. Картины, выложенные из цветных камешков или кусочков стекла? (Мозаика).
  19. Часть общинной земли, принадлежащая отдельной семье? (Надел).
  20. Государство арабов? (Халифат).
  21. Лженаука о предсказании будущего по расположению звёзд? (Астрология).
  22. Военный слуга феодала – сеньора? (Вассал).
  23. Здание городского совета в Западной Европе? (Ратуша).

Оглашение результатов членами жюри.

Этап второй:»…Эти люди делают историю»,

За каждый правильный ответ – 2 балла.

  • Коварный и хитрый, он мечтал стать единственным правителем  франкских племён. С этой целью он приказал истребить всех военных вождей и своих родственников, являющихся его соперниками. «Горе мне, что я остался среди чужестранцев, и нет у меня  никого из родных, которые могли бы мне чем– либо помочь в минуту опасности, притворно жаловался он своим приближённым… (Хлодвиг).
  • По описанию современников, король был высоким человеком крепкого телосложения. У него были большие выразительные глаза, довольно крупный нос. Живое весёлое лицо. Походка была его твёрдой, облик– мужественный, а голос – звучный. Франкский правитель высказывал большое уважение  науке. Значительную часть своей жизни он провёл в седле, совершив более 50 походов. (Карл Великий).
  • В молодости он был простым крестьянином, но сумел достичь императорского престола. Женой императора стала умная и властная актриса Феодора… (Юстиниа 1).
  • Они родились в семье знатного военачальника в греческом городе Фессалоники. Младший из братьев был отправлен   ко двору  византийского императора, где обучался с его сыном, Уже в молодые годы он демонстрировал необычайные способности к изучению наук и христианского учения. Впоследствии они стали христианскими просветителями славян. (Кирилл и Мифодий).
  • Из племени курейшитов происходит человек, которому предстояло прославить не только родной город, но и всех арабов. Позже ему явился архангел Джебраил (Гавриил) и возвестил о том, что он избран единым богом – Аллахом – быть его пророком? (Мухаммед).
  • Был самым могущественным императором Византии, добивался усиления её мощи. расширив границы страны? (Юстиниан).
  • «Спешу донести тебе, господин, важную новость. Наш великий государь. Да пребудет он в добром здравии многие лета, благополучно прибыл в святой город и папа возложил на его голову золотую корону. Свершилась Божья воля. И труды государя нашего наконец оценил по достоинству».(Провозглашение императором Карла Великого).
  • Она принимала близко к сердцу нужды государства, имея собственные воззрения на внутреннюю политику. Испытывая постоянную нужду в деньгах,она, однако. Хорошо понимала  опасность для империи финансового кризиса и бездумного выколачивания налогов. И подсказала императору ряд мер, внёсших в 535 г. Известную порядочность в отношении чиновников и народа. (Феодора, жена Юстиниана 1).

Оглашение результатов членами жюри.

Этап третий. Историческая Задача: «Кто умеет притворяться…»

За правильный ответ – 4 балла. 

Французский король Людовик II  был непревзойдённым дипломатом. Предпочитая хитрость и обман военной силе, этот, по выражению современника, «всемирный паук»  создал разветвлённую сеть шпионажа во Франции и других странах и расправлялся со своими противниками с помощью интриг. Впрочем, в случае надобности Людовик, весьма скупой по натуре, мог осыпать золотом тех, кого он намеривался привлечь на свою сторону, хорошо понимая, какую власть приобрели в это время деньги.

Король любил говорить: «Кто не умеет притворяться, тот не умеет царствовать».

Однажды астролог короля предсказал смерть одной придворной  дамы. И действительно, дама вскоре умерла, как полагают не без помощи астролога. Разгневанный король решил убить предсказателя, но прежде вызвал его к себе и спросил: «Сколько тебе осталось жить?» Предположите, что ответил астролог и как развивались события дальше? («Государь,  – ответил заподозривший астролог, – звёзды не имеют от меня тайн. Они поведали мне, что я умру за три дня до смерти  Вашего Величества «. После этих слов астролог был окружён  особой заботой, для него созданы королевские условия жизни.

Оглашение результатов членами жюри.

Этап четвёртый: «Тот останется не у дел, кто останется на свой удел».

«Крылатое выражение».

Предлагается ситуация, в которой необходимо правильно употребить «крылатое выражение»  и объяснить его. За каждый правильный ответ – 2 балла.

  • «Бросить перчатку» (выражение произошло со времён средневекового рыцарства. Вызывая на поединок, рыцарь бросал  перчатку. Поднявший перчатку принимал вызов. Сейчас употребляется в значении « вызывать на спор, состязание.
  • Купцы везли товар на ярмарку. Вдруг сломалось колесо фургона, содержимое выпало на землю. Купцы развели руками и горестно воскликнули «Что с возу упало, то пропало». (Эта поговорка возникла в средние века, когда земля и всё, что находилось на ней, принадлежало феодалу. Если падал товар с возу, он безвозвратно переходил в собственность владельца земли).
  • Рыцарь громко заявил: «Я не могу вызвать этого человека на бой, он едет с открытым забралом». (Забрало – передняя часть шлема, защищавшая лицо от удара. Она опускалась перед боем. Забрало не опускалось перед знакомыми людьми или перед человеком с добрыми намерениями. Выражение означает «открытые действия, без подвоха, честное поведение».
  • «Ходить в Каноссу». (Германский  император 12 века, выступавши против папы, был отлучён от церкви. Он должен был вымаливать прощение перед Каноссой, где в замке находился папа. Употребляется в случае униженного вымаливания  чего-либо.

2. Исторические задачи.

Необходимо как можно правильнее ответить, приближаясь к образцовому ответу. За каждый правильный ответ – 4 балла.

  • Задача «Обувь».

Характерный след в истории обуви оставила Бургундия в 14 – 15 вв., родина «носатой» обуви. Принцам разрешалось носить обувь с носами в две с половиной ступни (до 70 см), родовитым дворянам – в две ступни (60 см), рыцарям – полторы ступни (45 см), горожанам в одну ступню (до 30 см). Простолюдины должны были ограничиваться половиной ступни 15 см.

Длинные носы мешали  ходить, иногда цепочками их пристёгивали к браслету у колена. А чтобы выглядеть импозантнее, носы обуви украшали фигурками зверей, колокольчиками и даже миниатюрными зеркальцами.

Вопрос: предположите для чего в данном случае использовали зеркало.

Правильный ответ. Средневековые модники украшали длинные носы обуви миниатюрными зеркальцами для того, чтобы на ходу можно было любоваться собой.

  • Задача «Как доказать?».

Средневековые писцы по заказу своих хозяев нередко изготавливали фальшивые документы – грамоты, которые должны были служить обоснованием прав  монастыря или барона на ту или иную деревню. Чтобы избежать подобных подделок, в некоторых странах в Средние века документ о передачи земли переписывали два раза в виде двух столбцов на одном листе пергамента.

Вопрос: предположите, что нужно сделать, чтобы в случае спора доказать подлинность документа.

Правильный ответ: Лист разрезали по середине зигзагообразной линией, и одна половина шла покупателю, а другая оставалась у продавца. Если возникал спор, нужно было сложить обе  половины документов так, чтобы они точно совпали – только тогда документ признавался подлинным.    

3. Работа с документом.

  • В документе 12 века рассказывалось о том, что зависимые крестьяне к церковным праздникам  выполняли  следующие обязанности: косили траву на лугах феодала и везли сено на хозяйский двор (Б), отдавали одного из двух поросят и несколько кур (ОБ),чистили мельничные канавы (Б), приносили лепёшку и вино к столу феодала (ОБ), жали хлеб на поле феодала и отвозили его в хозяйские амбары (Б), привозили в поместье феодала несколько снопов пшеницы со своего участка (ОБ), сдавали ячмень для пива (ОБ).  Определите, какие из вышеперечисленных повинностей составляли барщину ), а какие оброк (ОБ).

За правильный ответ – 2 балла.

  • На основании данных средневековой поэмы определите, каким видом деятельности занимались рыцари?

За правильный ответ – 1 балл.

Широкий круг расчищен там,
Народ стоит по сторонам.
Участники игры лихой,
Яря коней, стремятся в бой,
Сшибаясь, копья их сверкают,
Щиты с размаху пробивают
И сами зубрятся  и гнуться-
Упорно всадники дерутся!
Сломала сёдла их игра,
Обоим спешиться пора.
Вот падают они с коней,
И мчаться те в простор полей.
Но снова оба на ногах.
Нет пользы в копьях, стременах.
Нужны помощники иные –
В руках у них мечи стальные.
И пыл в сердцах всё столь же яркий;
По шлемам сыплются удары,
И не жалеет сталь меча
Ни шеи крепкой, ни плеча…

  • Прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

В апреле 1183 года граф Корнуэльский подал жалобу в суд на жителей города Ральфа, Жильберта и Журдена, обвинив их в том, что они – его зависимые крестьяне, бежавшие в город в октябре 1182 года. Граф потребовал лишить их прав свободных граждан. В суде Жильберт доказал, что он бежал в город не в октябре, а в феврале 1182 года.

– Какое решение должен был принять суд в отношение беглых крестьян Ральфа, Журдена и Жильберта?

Правильный ответ: Крестьяне, убежавшие от сеньора в город и прожившие в нём год и один день, получали свободу. Так как Жильберт доказал, что он прожил в городе больше года, то суд не может лишить его права  свободного гражданина. Если остальные крестьяне не смогут убедить суд, что они прожили в городе больше года, то им вернут статус зависимых крестьян.

За правильный ответ – 6 баллов.

  • Прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

«Звали этого рыцаря Рудольф. Это был настоящий тиран. Однажды он скакал по дороге верхом в новом пурпурном платье, и встретился ему крестьянин, ехавший на повозке. Брызнувшая из – под колёс грязь  запачкала одежду Рудольфа, и тогда этот полный гордыни рыцарь вне себя от гнева выхватил меч  и отсёк крестьянину руку».(Из рассказа 13 века об одном из немецких рыцарей.).

Вопрос. Нарушило ли поведение рыцаря кодекс рыцарской чести? Что для простого крестьянина означала потеря руки?

Правильный ответ. Нет. Невозможность ведения хозяйства, платить оброк и отрабатывать барщину.

Заключительное слово учителя.

Учитель: Итак, сегодня вы продемонстрировали свой знания  об удивительной эпохе Средних веков. Как Вы уже знаете, об этой эпохе написано  десятки тысяч книг и статей, но это вовсе не означает, что всё уже выяснено  и все вопросы решены, ведь история всегда тесно связана с современностью, и поэтому каждое поколение историков задаёт прошлому новые вопросы и получает на них ответы. Средневековье по-прежнему вызывает споры, а значит оно по-прежнему небезразлично людям. Его познание продолжается. Мы с Вами ещё не прощаемся со Средневековьем; встретимся с этой эпохой при изучений истории Отечества.

На следующим уроке мы с вами ребята начнём изучать историю Государства и народов России. Ваше домашнее задание будет таким, нужно ознакомиться  с оглавлением учебника и списком литературы для дополнительного чтения. с.221– 223. Толя и Маша на следующий урок подготовят нам сообщение на тему «Древние люди на территорий нашей страны».



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Интеллектуальная игра "Счастливый случай" на тему "Земля моя Коми"

Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....

11 08 2020 18:50:18

Тема урока: "Родная сторона – золотая колыбель. Курганы – не миф и не сказка"

Хакасы – этническая группа народов Южной Сибири и Хакасии. Они стремятся сохранить свой язык, культуру и самобытность. С этой целью в школах Хакасии ввели курс " Культура, литература и история родного края". Урок " Курганы – не миф и не сказка" – из данного курса. ...

10 08 2020 1:24:45

Урок истории по теме "Первая война Рима с Карфагеном". 5-й класс

Цели урока: проверить степень усвоение изученного материала; подвести учащихся к пониманию причин, характера войны Рима с Карфагеном; дать представление о пунических войнах и их результатах; продолжить формирование умений работать с исторической картой, самостоятельно составлять рассказ, делать отзыв на ответы одноклассников, самооценку, выделять главное из рассказа учителя, работать с дополнительными источниками; совершенствование навыком самостоятельной работы....

09 08 2020 16:35:49

Информационно-коммуникативное сопровождение воспитательного процесса на уроках истории и во внеурочное время

Под информационно-коммуникативным сопровождением понимается владение навыками поиска и систематизации информации, ее электронной обработки, умение публично презентовать результаты своей работы. В статье идет речь об этих формах работы на уроках истории и во внеурочное время....

08 08 2020 3:45:42

Урок "Ассирийская держава"

Тема рассчитана на один урок. Так как объем материала достаточно большой, целесообразно организовать работу в группе и парами. Для работы на каждую парту раздаются листы с планом урока и заданиями. Ученикам даются рекомендации, как работать с листами в группах и в парах. Проверка знаний проводится в виде теста. Перед выполнением задания также даются рекомендации. ...

07 08 2020 17:18:29

История формирования государственных символов России

Данная работа посвящена символике Российской Федерации, Ставропольского края и своей малой родины – Курской. Работа рассчитана на учащихся 9-х классов, которые успешно изучили историю России с древнейших времен до XX века. Нестандартный урок занял 2-е место в краевом конкурсе « Овеянные славой». К работе прилагается презентация....

06 08 2020 9:19:14

Повторительно-обобщающий урок по теме "Экономическая сфера общества"

Урок помогает обобщить и повторить знания учащихся по теме " Экономическая сфера общества"....

05 08 2020 18:33:58

Литературно-музыкальная композиция "Дети войны"

Мероприятие посвящено 65-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В основу литературно-музыкальной композиции легли материалы, подготовленные к IV научно-практической конференции Заводского района города Новокузнецка по теме « Дети войны». Мы попытались на конкретных примерах показать судьбы детей военного поколения и отчасти детей блокадного Ленинграда, эвакуированных во время войны в наш город....

04 08 2020 19:20:40

Сибирское купечество: вклад в развитие экономики и культуры региона. 9-й класс

Методическая разработка урока истории, подготовленная на основе научных исследований ученых-сибиреведов последних лет, позволит провести познавательное занятие, в рамках которого ребята смогут познакомиться с жизнедеятельностью сибирского купечества, узнать, что полезного сделали купцы для развития своих городов и региона в целом. На примере купеческих биографий учитель сможет наглядно раскрыть значение таких понятий, как «милосердие», «меценатство», «благотворительность»....

03 08 2020 21:15:59

Урок истории по теме "Свобода в жизни человека"

Урок построен в виде групповой работы с использованием мультимедийной презентации. Обучающиеся разыгрывают сценку « Философский спор о свободе», выступают с сообщениями по вопросу « Зависит ли свобода от внешних условий», просматривают видеоролик « Философия свободы», обсуждают, анализируют, делают выводы....

02 08 2020 20:22:17

Урок истории в 5-м классе по теме "Женщины-фараоны" ("Жизнь египетского вельможи")

Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....

01 08 2020 16:24:18

История школьного обучения

Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....

31 07 2020 20:13:31

Использование инновационных образовательных технологий на уроках обществознания

Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме « Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....

30 07 2020 22:30:19

Отечественная война 1812 года. Смоленское сражение

Цели урока: расширить знания учащихся о малой родине, знакомя их с замечательными малоизвестными фактами; развивать навыки исследовательской работы; развивать умения учащихся работать в группе; развивать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий; развивать умения работать с учебной и внешкольной информацией; формировать основы гражданской идентичности; воспитывать интерес и любовь к малой родине – Смоленщине....

29 07 2020 1:15:54

Дидактические материалы к уроку истории культуры и быта России

Представлен материал по истории культуры и быта России XVI века " Россия глазами иностранцев". Данные источники вызывают у школьников живой интерес, желание подискутировать, найти произведения русских авторов того времени и сравнить с мнением иностранцев. ...

28 07 2020 9:27:47

Мультимедийная презентация на уроках истории в 7-м классе по теме "Экономическое развитие России в XVII веке"

В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...

27 07 2020 3:14:51

Повторительно обобщающий урок по теме: "Древний Египет"

В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....

26 07 2020 5:13:28

Итоговый урок по теме "Духовные ценности культуры" (11-й класс)

Мы привыкли к стандартному подходу оценки знаний учащихся: дал задание – выставил оценку. Я предлагаю немного иной сценарий. Оценку никто не отменял, но пусть ее выставляют сами учащиеся, как себе, так и своим напарникам. Проверка со стороны учителя (на начальном этапе работы с классом) все равно останется, даже в большем объеме, чем при стандартной схеме. Но результат Вашей систематической работы – ответственные, адекватно мыслящие ученики....

25 07 2020 2:39:54

Интегрированный урок (история + МХК) с использованием информационных компьютерных технологий на тему "Совершенствование реалистического метода в западноевропейской живописи. XIX век"

Урок предлагает учебный процесс, в котором будет использован субъектный опыт каждого ученика. Интегрированный урок истории, М Х К и информатики рассчитан на два учебных часа в 10-м классе. Урок создает условия для углубления и расширения базовых программных знаний по нескольким предметам, развития и совершенствования учебных умений, организации самостоятельной поисково-познавательной деятельности....

24 07 2020 6:28:14

Урок истории по теме «Борьба Руси с западными завоевателями». 6-й класс

Урок сочетает элементы традиционного с современным типом, применяет системно-деятельностный подход. На большинстве этапов используется презентация. Информационные технологи активно вовлекает учащихся в учебный процесс, раскрывают их способности, активизируют умственную деятельность, значительно расширяют возможности представления информации....

23 07 2020 13:37:24

Женский образ в искусстве Древнего Египта (на примере судеб цариц Нефертити, Хатшепсут и Нефертари)

Урок посвящен особенностям искусства Древнего Египта на примере судеб цариц Нефертари, Хатшепсут и Нефертити. Судьбы великих женщин и их образы в искусстве Древнего Египта рассматриваются на уроке с использованием возможностей Интернета. Интересным ресурсом, которым воспользовались обучающиеся на уроке, - сетевая открытая энциклопедия Википедия. ...

22 07 2020 15:11:15

Разработка урока по теме: "Познавая, к взаимопониманию". 10-й класс

Представленный урок основан на методе исследовательского сравнения, который позволяет развивать у учащихся способность осмысливать сущность общественных явлений и событий посредством отработки умений и навыков сравнительного анализа; способствует самореализации личности учащегося, развитию базовых навыков гражданского участия, аналитического и критического мышления. В ходе урока используются разнообразные методики сравнения. Урок можно использовать как целиком, так и фрагментами в зависимости от поставленных целей и подготовки учащихся. ...

21 07 2020 14:19:37

Урок истории в 5-м классе "Рыбы и Рим"

Сегодня у учителя истории множество возможностей для того, чтобы его урок стал интересным и познавательным. Материалы этого урока могут помочь в этом, они могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования и науки. ...

20 07 2020 1:27:56

Урок истории "Подъем экономики в годы НЭПа"

Данная тема чрезвычайно важна для понимания процессов, происходивших в 20-е в России. Она помогает ответить на вопрос: чем был вызван резкий поворот в экономической политике государства, чем объясняются принятые решения и меры, каким образом осуществлялась новая экономическая политика? Какие изменения привнесла она в экономическую и социальную жизнь страны? ...

19 07 2020 7:12:43

Урок граждановедения на тему: "Суд – правоохранительный орган". 5-й класс

Урок граждановедения для 5-го класса. Курс " Основы граждановедения" - социально ориентирован, подготавливает ребенка к жизни в обществе. Поэтому основная задача урока граждановедения - формирование гражданского сознания и поведения ученика. На уроке использовано сочетание традиционной, игровой, компьютерной технологий. Ученики при помощи работы с документами, инсценировок, дополнительной литературы узнают функции правоохранительных органов, историю судов и делают выводы о справедливости современного суда. ...

18 07 2020 13:58:26

Интегрированный урок (история + информатика) на тему "История письменности". 5-й класс

Цель урока: изучить особенности возникновения письменности в государствах: Двуречье, Древний Египет, Финикия, Древняя Греция, Древний Китай, Древняя Индия, Древняя Русь....

17 07 2020 5:53:30

Урок истории в 10-м классе "Петр Великий – чудо или чудовище?". Попытка ускоренной модернизации и ее результаты

Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “ Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....

16 07 2020 6:17:18

Анализ восприятия понятия "свобода" учащимися средней ступени обучения

Одним из центральных понятий в курсе " Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с морально-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...

15 07 2020 4:50:57

Идеальный учебный параграф для нас. Предпринимательская деятельность

Цели урока: сформировать понятие предприниматель и предпринимательство, сформировать представления о роли предпринимательства в экономике, сформировать представления об организационно-правовых формах предпринимательства; познакомить обучающихся с процедурой создания фирмы;...

14 07 2020 8:41:55

Открытый урок по истории Средних веков по теме: "Феодальное общество". 6-й класс

На фронтальном опросе происходит опрос учащихся на знание феодального общества, сословий, их характеристики. На уроке применены различные способы и методы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная, творческая. Присутствуют инновационные технологии, такие как тесты, методы рефлексии, игры. Урок способствует формированию умений и навыков учащихся. ...

13 07 2020 20:23:37

История России в стихах

Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....

12 07 2020 13:59:28

Конституция Республики Коми

В программе по обществознанию в 6-м классе есть особая тема – это « Конституция России» и « Конституция Республики Коми». На уроке идет ознакомление детей с основным законом страны – Конституцией, с государственными символами Р К. Чтение текста гимна (перевод с коми языка, прослушивание на коми языке). Одна из главных целей – это воспитание любви и уважения к родине (малой родине), ее законам, формирование представлений о правах и обязанностях граждан страны, в том числе детей....

11 07 2020 7:32:18

Спецификация модуля "Отрасли российского законодательства"

Целью обучения модуля является развитие умения учащихся характеризовать основные отрасли российского законодательства и решать правовые задачи по этим отраслям права. Спецификация модуля содержит 4 результата обучения. По каждому результату указаны критерии оценки результата и требования к процедуре оценки....

10 07 2020 12:47:55

Элективный курс "Музееведение"

Элективный курс " Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

09 07 2020 14:44:34

Интеллектуальная игра "Счастливый случай" на тему "Земля моя Коми"

Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....

08 07 2020 0:30:55

Языческие верования и обычаи древних славян

Урок знакомит обучающихся с новыми понятиями (язычество, капище, идол, религиозный обряд, волхвы), развивает образное мышление, обогащает лексический запас и формирует эрудицию. Цель урока - развитие у учащихся первичных представлений о верованиях и обычаях восточных славян....

07 07 2020 8:29:34

Игра "За семью печатями": Великий полководец Г.К. Жуков. 9–11-е классы

Игра " За семью печатями" является исторической, развивающей, познавательной игрой. Она учит детей логически мыслить, анализировать исторические события, ощущать взаимосвязь событий. В игре участвуют три человека (или три команды) и зрители. Игроки отвечают на семь вопросов и записывают ответы в формуляре № 1. За каждый правильный ответ игрок получает печать. Если игроки не знают правильного ответа, то вопрос задаётся зрителям. Правильно ответивший полученную печать отдает любимому игроку. Игрок, получивший наибольшее количество печатей, признаётся победителем и называет имя героя. ...

06 07 2020 19:55:43

Открытый урок по ИЗО, МХК и истории в 5-м классе "Русский шрифт. Буквица"

Открытый интегрированный урок по И З О, истории и М Х К, проведенный в марте 2009 года на семинаре учителей И З О и М Х К, знакомит учащихся с историей возникновения письменности, с рукописными книгами, с искусством каллиграфии. Учащиеся пробуют писать "буквицы", выступают в роли зрителя, читателя, слушателя, исследователя. Знакомятся со славянскими просветителями, братьями Кириллом и Мефодием. Узнают о науке палеографии, о русской культуре до и после возникновения письменности....

05 07 2020 7:26:54

Урок истории в 10-м классе "Внутренняя политика Екатерины II"

Урок разработан для 10-го класса. Основная идея: благодаря работе с документами уяснить суть политики просвещенного абсолютизма, дать представление о развитии производительных сил в сельском хозяйстве и промышленности России во второй половине XVIII века, развивать интеллектуальные умения учащихся, их коммуникативные навыки....

04 07 2020 3:59:59

Урок истории в 10-м классе по теме "Ордынское иго"

Урок истории преследует цель актуализировать имеющиеся знания у учащихся по этой теме и углубить представления школьников об ордынском иге. При подготовке к уроку используется дополнительная литература (сочинения Карамзина, Гумилева, Ключевского, исследования современных авторов в и другие). Форма урока позволяет создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, вести диалог....

03 07 2020 21:41:52

Тема урока: "Духовенство". 6-й класс

Урок знакомит учащихся с историей католической церкви в эпоху Средневековья, когда господство церкви и христианской религии определило образ жизни средневекового человека, социальные границы общества, развитие науки, культуры и искусства....

02 07 2020 9:44:58

Урок обществознания в 9-м классе по теме "Правовые основы брака и семьи"

В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан России. Проблема отношений между юношами и девушками, любви, создания семьи всё чаще возникает перед молодыми людьми, достигших 15–17 лет. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность (презентация) позволят учащимся ближе познакомиться с российским законодательством, с правами и обязанностями супругов....

01 07 2020 9:31:39

Внеклассное мероприятие по истории

Игра " Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках " Недели истории". Могут участвовать разновозрастные команды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...

30 06 2020 22:39:31

Урок истории "Савва Иванович Мамонтов - предприниматель и художник, феномен в истории России"

Представленная работа является уроком - историческим портретом феномена русской истории Саввы Ивановича Мамонтова. ...

29 06 2020 1:47:17

Урок по всеобщей истории "Цивилизации Древнего Востока". 10-й класс

Перед учителем стоит непростая цель – показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка поможет педагогам разнообразить формы и методы работы, качественно подготовить старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена по истории России и обществознанию....

28 06 2020 17:53:33

Интерактивный метод обучения на уроках обществознания. Урок обществознания в 11-м классе. Тема: "Повторение главы «Цивилизация и социальное развитие»"

Выполнение творческого задания во время работы в малых группах – создание коллажа на заданную тему. (« Социальные роли личности», « Национальный вопрос», « Богатые и бедные», « Современная семья». ) Ученики должны по теме отобрать и вырезать материал из журналов, соединить в коллаж. Развивает образное мышление, учит работе в группе. Позволяет обобщить пройденный материал и подвести итоги....

27 06 2020 9:22:26

Сборник учебно-методического и дидактического материала (памяток, схем, характеристик) для учащихся, преподавателей

Сборник состоит из используемых различных правил, памяток, и рекомендаций по работе с исторической и различной информацией. Доступный для каждого ученика, он постоянно обновляется (не в последнюю очередь усилиями самих учащихся и учителей - коллег). Может использоваться как непосредственно на уроке, в том числе и в виде ксерокопированного раздаточного материала, так и для самостоятельной домашней работы учеников. ...

26 06 2020 5:15:59

Комбинированный урок по теме: "Отечественная война 1812 года"

На уроке рассказывается о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения; воспитывается чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа и отрицательное отношение к войне. ...

25 06 2020 18:17:13

Урок истории по теме "Путешествие в Древнюю Грецию"

Целью урока является систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции, формирование умения работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения....

24 06 2020 14:51:23

Россия на рубеже веков люди и события в рамках 1125-летия Российской государственности

Цели урока: обобщить знания учащихся об определённой роли государства в экономической жизни страны; о влиянии отечественного и иностранного капитала на развитии экономики; выделить особенности российского монополистического капитализма; акцентировать внимание на нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации; провести анализ реформ П. Столыпина, охарактеризовать политику успокоения....

23 06 2020 20:45:20

Тема урока: "Древняя Индия"

Урок разработан для 5-го класса на основе стандартов второго поколения по теме « Древняя Индия». Проходит в форме путешествия. Используются методы обучения: наглядный, словесный и практический. Применяется презентация, а также музыка индийского народа....

22 06 2020 21:35:26

Курская битва. 70 лет. Мы помним…

Презентация посвящена 70-й годовщине победы советских войск на Курской дуге и может быть использована на уроках истории, классных часах и иных внеклассных мероприятиях, посвященных воспитанию патриотизма....

21 06 2020 8:33:46

Конспекты уроков истории по модульной системе. Личностно-ориентированная технология

Модульная система помогает рационально использовать время урока. Важно, что появляется больше возможностей для погружения в конкретную историческую эпоху. На одном уроке можно от образа и логического мышления перейти к настроению. Можно осуществить элементы самостоятельных действий и прейти к актуализации личной оценки-проповеди....

20 06 2020 14:11:38

Урок-исследование на тему "Расширение России на восток в XVII веке. Сибирь"

Исследовательская работа осуществляется самыми разными способами: коллективной, групповой и индивидуальной работой по проблеме, методами сравнительного анализа, частично-поисковой работы. Учащиеся работают с документами, сообщениями, контурными картами, заполняют таблицы....

19 06 2020 5:39:39

Разработка внеклассного мероприятия по истории по теме "Начало Великой Отечественной войны". 10-й класс

Материал направлен на воспитание патриотизма и патриотических чувств у учащихся. Великая Отечественная война (1941–1945) – одна из самых страшных страниц нашей истории. Подвести учащихся к пониманию причин поражения Красной Армии в начале Великой Отечественной войны. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы. Развивать культуру к прослушиванию музыкальных произведений о войне....

18 06 2020 15:33:32

Новые подходы и методы на уроках истории и религиоведения

Одна из целей преподавания религиоведения в школе – обучение школьников основам знаний об истории и мировых и традиционных религиях, их месте в обществе, свободе вероисповедания, формирование навыков и умений, применение полученных знаний в жизни, воспитание у учащихся толерантности и гуманистического мировоззрения на основе нравственно-духовных ценностей, а также неприятия идеологии экстремизма, терроризма и религиозного радикализма....

17 06 2020 18:30:40

Урок "Волжская Булгария в X – начале XIII вв.: особенности булгарской цивилизации"

Урок завершает изучение соответствующего раздела курса истории татарского народа и Татарстана в 10-м классе полной средней школы. Подчеркивая взаимосвязь между понятиями большой и малой родины, урок посвящен обобщению З У Н учащихся по истории Волжской Булгарии – первого опыта государственности на территории современной Республики Татарстан. В уроке широко представлены межпредметные и межкурсовые связи (со всеобщей историей, историей России, географией, обществознанием)....

16 06 2020 15:46:47

Гражданственность на уроках истории

На занятии дети узнают о структуре, составе и деятельности высших законодательных органов России и Татарстана....

15 06 2020 10:17:49

Урок истории по теме «Культура Руси X – начала XIII вв.»

Урок дает представление о особенностях и основных этапах культурно-исторического развития Руси X – начала XIII века. Учащиеся получают знания о направлениях развития древнерусской культуры, изучают особенности и этапы культурно-исторического развития Руси, дают характеристику различным видам культуры....

14 06 2020 12:15:47

Внеклассное занятие, посвященное 20-летию Конституции Российской Федерации, "Знакомьтесь, Россия!". 5–7-й классы

Расширение знаний, представлений учащихся о Родине — России, Калмыкии через особенности и символы: суверенитет — независимость государства; язык как часть национальной культуры, государственный флаг, герб, гимн. Воспитание чувства патриотизма, гражданской позиции учащихся. Закрепление знания текста гимна, умения вести себя при поднятии флага и звучании гимна....

13 06 2020 22:44:14

Интеллектуальная игра "Морской бой"

Внеклассное мероприятие, призванное повысить интерес к предмету, способствовать развитию логического мышления. Разнообразие творческих заданий способствуют развитию не только находчивости и сообразительности, но и развивает интерес к учебному учреждению, в котором они учатся. В ходе игры студенты повторяют материал школьного курса и знакомятся с занимательными фактами из области истории....

12 06 2020 13:23:39

Всеобщая история. "Ассирийская держава". 5-й класс

Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD « История Древнего мира» (1 С Образовательная коллекция). ...

11 06 2020 0:57:44

Урок-игра на тему "Древние цивилизации"

Задачи урока: обобщить знания студентов по истории Древнего мира, сформировать яркое, образное, эмоционально окрашенное представление о данном периоде, истории становления древних цивилизаций Востока и Запада, их взлетах и падениях, особенностях государственного устройства, социальной структуры, экономики, быте, культуре и нравах древних народов....

10 06 2020 2:29:28

Афганистан болит в моей душе

Уже больше четверти века прошло с тех пор, как последний советский солдат покинул Афганистан. У тех, кому тогда было за двадцать, взрослые дети, которые должны знать и помнить о том, что их отцы, также как деды в Великую Отечественную войну, достойно выполнили приказ Родины. Они должны знать и чтить имена тех, кто не вернулся с той войны, как это делают их отцы, создав организацию « Боевое братство»....

09 06 2020 8:33:40

Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе по теме "Древний Восток"

Сценарий урока включает в себя различные занимательные задания и игровые формы работы с учащимися, такие как: историческая цепочка, историческая перестрелка, исторический диктант, неизвестная земля, чёрный ящик, каверзные вопросы, исторический задачник, детектор лжи, экскурсия в музей, открытое голосование. ...

08 06 2020 23:59:20

Интегрированный урок (история + ИЗО) по теме "Появление искусства и религиозных верований"

Урок проводится в 5-х классах, цель урока — сформировать представление о появлении искусства и религии у древних людей. ...

07 06 2020 3:32:53

Эффективные формы выполнения домашнего задания как средство повышения качества образования

Домашнее задание – как и все педагогические мероприятия – должны служить развитию личности учащегося. Чтобы обосновать необходимость домашнего задания с педагогической точки зрения, нужно выявить взаимосвязь между видами деятельности, предлагаемым домашним заданием и теми личностными качествами, которые должны развиваться в этой деятельности. Конечно, никто не требует от учителя, чтобы он с высокой точностью мог обосновать каждое свое задание, но в отдельных сложных или спорных случаях это делать полезно....

06 06 2020 7:59:10

Рабочие программы по обществознанию, 9–10-е классы (базовый уровень)

В статье приводятся разработки рабочих программ по обществознанию для 9–10-х классов. Дети готовятся к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения прав человека и законов нашей страны, учатся оценивать свои способности....

05 06 2020 9:56:51

Использование игровых методик на уроках истории

Объем информации на уроках истории, возрос, расширилась источниковая база, учебники знакомят с разными точками зрения на одни и те же события. С другой стороны, количество часов, отводимых учебным планом на изучение курсов истории, сократилось. В этой связи учителя и методисты ищут пути и способы повышения эффективности процесса обучения истории. Одним из возможных путей решения проблемы является использование игровых форм на уроке. ...

04 06 2020 12:28:28

"Победа греков над персами в Марафонской битве"

Данный урок относится к теме « Греко-персидские войны в V веке до н.э.» и дает представление учащимся о завоевательном характере войн для персов и справедливом характере войн для греков на примере Марафонской битвы. На уроке развиваются навыки устной и письменной речи; мышления, памяти и внимания. В ходе урока составляется опорный конспект....

03 06 2020 22:38:26

Информатика – эффективный инструмент освоения других предметов

Этот урок продолжает тему курса « Коммуникации в глобальной сети Интернет» и является его составной частью, позволяющей с помощью языка HTML создавать простейший web-документ. Этот урок закрепляет ранее полученные знания, расширяя их. На данном уроке учащиеся рассматривали одни и те же события с разных сторон, глубже вникали в проблематику вопроса, анализировали информацию, выделяли главное, отстаивали свою точку зрения, слушали друг друга....

02 06 2020 14:17:26

Урок-практикум в 10-м классе по обществознанию на тему "Человек"

Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....

01 06 2020 11:39:11

Проверочное занятие по теме: "Россия в конце XIX – начале XX в. "

Гуманизация образования предполагает активизацию интеллектуальной и эмоциональной деятельности. Помимо данных составляющих, необходимо учитывать ряд психологических факторов, таких как стремление к успеху и победе. В связи с этим желательно использовать в ходе проверочных занятий различные формы опроса, при которых сама деятельность наполнялась бы определенным эмоциональным содержанием и интересом. Данное занятие помимо проверки знаний выполняет роль повторения и обобщения ранее изученного материала. ...

31 05 2020 6:27:16

Город, носящий имя Святого

Занятие рассказывает об истории зарождения родного поселения, о славных трудовых традициях земляков, живших несколько сот лет назад. Предназначено для обучающихся 7-го класса, развивает интерес к родному краю и его истории. Занятие сопровождается наглядной презентацией, рассказом учителя....

30 05 2020 1:57:43

Конспект урока по теме: "Отечественная война 1812 года". 10-й класс; презентация к уроку

Конспект урока истории в 10-м классе с использованием мультимедийной презентации. Урок разработан по технологии развивающего обучения. Применение информационных технологий на уроке расширяет возможности творчества учителя, учащихся, повышает интерес к предмету. При некоторой корректировке возможно использование презентации в 8-х классе при изучении данной темы. ...

29 05 2020 14:10:31

Открытый урок по обществознанию в 11-м классе по теме "Политическая система. Политические дебаты"

Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....

28 05 2020 17:54:49

Внеклассное занятие по истории

В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...

27 05 2020 22:20:41

Урок истории в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей"

Урок истории знакомит учащихся с историей Рима эпохи царей, развивает познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление, формирует активную гражданскую позицию, навыки самостоятельной работы с картой, таблицей, схемой, учебником, воспитывает нравственность и патриотизм. ...

26 05 2020 21:55:34

Антикоррупционное воспитание в школе (урок по теме "Черви, которые мешают жить")

Урок разработан в рамках проведения антикоррупционного воспитания в граждановедение (школе) по формированию негативного отношения к проявлениям коррупционного поведения в обществе, повышения уровня правовой грамотности и воспитание гражданской ответственности у обучающихся....

25 05 2020 17:25:47

Интегрированный урок (английский язык + обществознание) по теме "Реклама и права подростка"

Данное занятие проводится в 9-м классе базового уровня. При подготовке и проведении урока преподаватели двух предметов (обществознания и английского языка) взяли за основу курс обществознания, в рамках которого изучается тема « Права подростка». На рассмотрении данной темы отводится 1 час рабочего времени, поэтому целесообразно конкретизировать изучение данной теме на каком-либо одном праве подростка. В рамках курса английского языка изучается тема « Здоровый образ жизни» (16 часов)....

24 05 2020 8:49:43

Олимпийские игры в Древней Греции. Урок в 5-м классе

Занятие с целью ознакомления учащихся с историей Олимпийских игр и спортивных традиций....

23 05 2020 16:25:42

Урок обществознания "Толерантность"

Урок обществознания представляет собой третий урок по теме « Мораль. Религия» в 10-м классе по учебнику под редакцией Л. Н. Боголюбова. Данный урок предполагает развитие исследовательских навыков учащихся, умения анализировать полученную информацию, размышлять на животрепещущую тему современного мира – толерантное отношение к друг другу....

22 05 2020 3:32:27

Форма и структура права

Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме " Форма и структура права" в курсе " Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд практических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...

21 05 2020 15:55:26

ИКТ-урок в 5-м классе "Искусство Древнего Египта"

Урок завершает тему « Древний Египет» в курсе истории Древнего мира. Проведён в форме виртуального путешествия на основе авторской компьютерной презентации. По ходу путешествия обучающиеся выполняют мини-проект – составляют путеводитель « Шедевры искусства Древнего Египта». ...

20 05 2020 18:46:23

Сценарий вечера "Декабристы"

Мероприятие призвано привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825 г., поможет раскрыть содержание мира русской культуры XIX века, сформировать представления о поэтах-декабристах. ...

19 05 2020 10:21:25

Урок обществознания в 9-м классе "Правонарушения и виды юридической ответственности"

Поведение человека в обществе с точки зрения права может быть правомерным, т.е. соответствовать нормам права, или противоправным, т.е. нарушающим правовые нормы. Противоправное поведение является опасным, совершаемые в его рамках поступки называют правонарушениями. Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность. ...

18 05 2020 10:33:35

Методическая разработка «Формирование этнокультурного компонента во внеурочной коллективно-исследовательской деятельности»

Работа представлена в виде модели по формированию поликультурной личности с акцентом на этнокультурный компонент: знакомство с творчеством марийского поэта В. Колумба и русского поэта С. Есенина. Цель: формирование этнокультурного компонента во внеурочной коллективно-исследовательской деятельности....

17 05 2020 10:43:13

Урок-обобщение по теме "Эпоха Средневековья". 6-й класс

Один из способов развития одаренности детей – урок-турнир. Турниры – это не только состязания духа, силы и интеллекта, но и увлекательное романтическое приключение, погружение в исторические или фантастические реалии той или иной культуры. На таких уроках дети имеют возможность раскрыть свои способности, таланты, проявить самостоятельность и создать что-то свое. Такие занятия требуют тщательной подготовки, продумывания заданий с учетом возможностей учащихся....

16 05 2020 16:39:27

Информационные технологии на уроках обществознания

В условиях профильной школы в классах технической направленности, сложно воспринимаются предметы социально-экономического профиля. На помощь приходит информатика, которая является для таких классов одним из профильных предметов. Поэтому учитель может удачно сочетать информатику и обществознание. ...

15 05 2020 8:49:59

Проблемно-модульное обучение на уроках истории как средство развития творческих возможностей учащихся

Проблемно-модульная технология с личностно ориентированным и дифференцированным подходом с применением информационных технологий позволяет применяемые приемы организации индивидуальной и групповой работы привести в систему. Именно систематичность способна обеспечить эффективность решения многих задач исторического образования....

14 05 2020 18:24:22

Урок обществознания по теме "Самопознание"

Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно характеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...

13 05 2020 17:18:24

Урок истории в 9-м классе по теме "СССР в 30–40-е годы. Государство и человек"

Компетентностный подход ведёт ребят к новому знанию и опыту через самостоятельное или коллективное открытие. Представление об изучаемой эпохе, её анализ, дискуссия по проблеме позволяют ученику иметь собственную точку зрения, занять активную гражданскую позицию. Аргументация мнения, умение слушать и осмысливать материал формируют навык конструктивного и толерантного общения....

12 05 2020 6:43:51

Урок "История западной России. 8-й класс (Региональный компонент). Первый раздел Речи Посполитой. Появление на карте Европы Восточной Пруссии"

На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско- Прусского государства. Дается характеристика отношений России и Бранденбургско- Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....

11 05 2020 17:35:19

Необходимость использования ИКТ в преподавании истории

Некоторые педагоги считают, что возможности информационных технологий полностью раскрываются только в точных науках, а не в гуманитарных. В статье совершена попытка доказать обратное. Автор делится своим опытом работы использования И К Т не только на уроках истории, но и во внеурочной деятельности....

10 05 2020 20:11:45

Методическая разработка урока "Сельскохозяйственная политика Н.С. Хрущева"

Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г. Маленкова и Н. Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н. С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...

09 05 2020 6:14:53

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. " В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

08 05 2020 16:59:23

Открытый урок по теме "Итоговое повторение по истории Древней Греции"

Повторительно-обобщающий урок с целью итогового повторения и проверки знаний. Повторение проводится в форме исторического турнира. ...

07 05 2020 23:26:33

Тема: "Подростковая культура" (7-й класс)

С подростковой культурой сталкивается практически каждый из нас. Если такое количество подростков упорно остаются поклонниками молодежной культуры, значит, она имеет для них определенное значение. Поэтому на уроке автор пытается сделать акцент на наиболее ярких проявлениях подростковой культуры....

06 05 2020 11:41:13

Разработка урока истории в 6-м классе по теме "Средневековое рыцарство"

Урок-игра по теме " Средневековое рыцарство". На уроке проверяется умение учащихся работать с документами, систематизировать полученный материал, делать выводы, презентовать полученные результаты. Игровая форма урока позволяет школьникам среднего звена в более привычной для них форме усвоить новые знания, способствовать повышению интереса к урокам истории, самостоятельному развитию знаний по геральдике....

05 05 2020 2:46:14

План-конспект классного часа в 4-м классе

Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....

04 05 2020 13:59:39

Урок-семинар по теме "Деятельность П.А. Столыпина: за и против"

Повторительно-обобщающий урок затрагивает самые трудные вопросы темы, обобщает знания, выявляет и ликвидирует пробелы, расширяет знания учащихся о историческом периоде и лице, а также развивать умение говорить, задавать вопросы, полемизировать, работать с источниками. На уроке рассматривается биография Столыпина, основные направления его деятельности. Учащиеся пытаются выявить как положительные, так и отрицательные стороны его реформ....

03 05 2020 2:20:47

Урок обществознания в 9-м классе по теме "Преступление и уголовная ответственность"

Автор статьи предлагает лабораторно-практическое занятие, нацеленное на развитие правосознания учащихся через формирование способности оценивать свои действия и действия других людей с точки зрения закона. Четкий алгоритм и система задач позволяет учащимся в ходе самостоятельной работы отработать навыки применения правовых знаний в оценке и решении конкретных жизненных ситуаций....

02 05 2020 6:59:51

Урок "Великая французская революция"

При изложении нового материала организуется беседа с целью воспитания неприятия жестокости и насилия. Активизации деятельности учащихся способствует обращение к личностным характеристикам главных участников революции, анализ документов, работа с картой, заполнение таблицы на основе текста учебника. Цель урока – охарактеризовать заключительный этап Великой французской революции, определить её историческое значение....

01 05 2020 21:33:58

Викторина по истории для старшеклассников "Великие правители"

Внеклассное мероприятие может проводиться как составная часть недели истории или интеллектуального марафона. Тема викторины позволяет не только проверить знания учащихся о биографиях правителей разных времен, но и повысить познавательный уровень детей, развить логическое мышление, применить знания из различных наук....

30 04 2020 14:40:19

Урок-презентация в 7-м классе "Полтавское сражение"

Урок является органическим продолжением предыдущего урока в 7-м классе. Ряд слайдов с текстом, картами, таблицами, иллюстрациями, позволяет оживить рассказ учителя и организовать повторение, обсуждение, закрепление предлагаемых вопросов. Презентация дает возможность работать самостоятельно тем учащимся, которые имеют навыки работы на компьютере. ...

29 04 2020 4:17:51

Урок обществознания в 8-м классе по теме "Конфликт"

Конспект открытого урока по обществознанию из раздела " Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как " Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...

28 04 2020 23:50:17

Разработка урока по теме "Европа в начале Нового времени". 7-й класс

Урок систематизирует и обобщает знания о зарождении и развитии капитализма в начале Нового времени; развитии торговли, значении образования банков и бирж; переходе от ремесленной мастерской к мануфактуре; формировании новых социальных слоев европейского общества и их отличительных чертах; способствует формированию собственного отношения к периоду Раннего Нового времени; ориентирует на "проживание" учащимися исторической эпохи, культуры данного периода....

27 04 2020 17:39:50

Урок-симпозиум "Глобальные проблемы современности"

Урок обобщает знания учащихся о глобальных проблемах современности. Показывает их взаимосвязь и взаимодействие, акцентирует внимание на необходимости совместных усилий для их решения....

26 04 2020 7:21:48

Применение опорных конспектов на уроках экономики

На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности....

25 04 2020 9:12:30

Урок в 7-м классе по теме "Восстания в царствование Алексея Михайловича"

Урок проводится с использованием И К Т. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....

24 04 2020 20:33:24

Использование наглядности и ИКТ в работе с терминами на уроках истории

В начальной школе на уроках истории происходит активная словарная работа на основе использования наглядности представленной в пособии " Иллюстрации и рисунки по отечественной истории с IX века по начало XVI века" с применением И К Т. Применение наглядности носит одновременно обучающий и развивающий характер и способствует развитию учащихся, умению работать с полученной информацией и применять ее в практической деятельности....

23 04 2020 2:17:30

Мультимедийная презентация на уроках истории

Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий характер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме " Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....

22 04 2020 6:56:18

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Классическое Средневековье в Европе"

Урок для 6-го класса по истории средних веков на тему " Классическое средневековье в Европе". Урок проходит в форме игры. Все задания направлены на закрепление знаний по данной теме, повышение интереса к истории. ...

21 04 2020 11:18:29

Правовая игра "Мой взгляд" для учащихся 8–9-х классов

Внеклассное мероприятие по обществознанию по курсу 8–9-х классов. Можно использовать как итоговое занятие. Урок помогает ознакомиться с основами российского законодательства; проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних; выяснить причину этих правонарушений и указать причину этих правонарушений; указать способы поведения в критических ситуациях....

20 04 2020 1:24:53

Формирование единого образовательного пространства молодежи как важная задача современной российской педагогики

Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного пространства для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....

19 04 2020 17:59:22

Урок "Опричнина" на основе технологии проблемного обучения

Цель урока: сформировать представление об опричнине как особом пути централизации государства, ее сущности и последствиях для нашей страны....

18 04 2020 20:19:13

Обобщение по теме "Россия в ХХ веке". 9-й класс

Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой. ...

17 04 2020 10:58:14

Конспект элективного курса "История России, СССР в лицах". Тема: "Реформы и реформаторы начала ХХ века" (сравнительная характеристика С.Ю. Витте и П.А. Столыпина)

Данные занятия являются частью элективного курса « История России, С С С Р в лицах» для учащихся 9-х классов. Цель: сравнить судьбы реформаторов начала XX века, их деятельность, выявить общее и различное; продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, историческими источниками, умений сравнивать, сопоставлять, выделять общее и различное, делать выводы, отстаивать свою точку зрения. Форма проведения: урок-презентация или практическая работа....

16 04 2020 13:20:43

Поэт и власть

Внеклассное мероприятие по истории проведено в рамках тематической недели истории и литературы, посвящённой творчеству А. С. Пушкина. Цель проведения – расширение представлений учащихся о творчестве Пушкина, об особенностях эпохи начала XIX в.; формирование активной гражданской позиции учащихся....

15 04 2020 6:42:19

Урок истории в 3-м классе по теме "Сельские поселения. Русская изба"

Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....

14 04 2020 13:34:36

Открытый урок в 7-м классе по теме "Изменения в культуре и быте при Петре I"

Урок-путешествие по Санкт- Петербургу - городу, основанному Петром Великим. По ходу экскурсии ребята знакомятся с основными достопримечательностями города и при заочном посещении некоторых объектов узнают об изменениях, внесенных в быт русского народа первым российским Императором. Урок имеет познавательную направленность. ...

13 04 2020 3:53:50

Потенциал школьного исторического музея «Моя семья в истории страны. Век ХХ» в преподавании истории

Образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности ‒ главная цель изучения истории в школе и в достижении этой цели поможет школьный музей....

12 04 2020 3:35:34

Урок- путешествие "Великая сибирячка"

Урок проводится для учащихся 8-х классов в игровой соревновательной форме. Цель урока: формирование образа территории игровыми средствами. Учащиеся проходят пять станций и на каждой их встречают и оценивают хантыйские духи реки Обь. Используются загадки, легенды, викторины, кроссворды. В конце урока подводятся итоги и рефлексия....

11 04 2020 6:21:27

Общество и общественные отношения

Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....

10 04 2020 9:46:27

"Оттепель: изменения духовной жизни общества в 50–60 годы XX века"

Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода " Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....

09 04 2020 9:14:34

Информационные технологии в преподавании истории

Урок на тему « Информационные технологии в преподавании истории». Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы....

08 04 2020 20:42:55

Тема урока: "Казахстан – правовое государство"

Цель: знакомство с отраслями права, формирование мыслящих, обладающих высокими нравственными качествами личностей, формирующих гражданскую и патриотическую направленность. ...

07 04 2020 1:37:24

Память хранящие (образовательное путешествие по микрорайону родной школы)

В статье представлена разработка образовательного путешествия по микрорайону родной школы. Главный вопрос, на который предстоит ответить «путешественникам», исследующим объекты городской среды (адресная табличка, мемориальная доска, культовое сооружение, мемориал, городская скульптура) - что такое памятник и какова его роль в пространстве современного города....

06 04 2020 13:55:44

Повседневная жизнь русского города и деревни в XV–XVII вв. (женский взгляд)

В работе проблема освещается с точки зрения русской женщины, положение которой в обществе было особым, а потому представляет дополнительный интерес. На примере двух представительниц российского общества, двух его полярных сословий – боярства и крестьянства, показана обыденная жизнь общества данного периода. В работе рассматриваются такие аспекты, как устройство дома, традиции питания и организации быта....

05 04 2020 12:50:57

Литературно-музыкальная композиция "Души прекрасные порывы" (к 185-летию восстания декабристов). 7–10-й классы

Мероприятие отражает подвиг декабристов в литературе, кино, живописи; связь декабристов с А. С. Пушкиным; тема декабристов в творчестве Н. А. Некрасова. Нравственное воспитание на примере лучших людей эпохи начала XIX века. Эстетическое воспитание....

04 04 2020 12:50:29

Урок обществознания по теме "Самопознание". 10-й класс

Знаем ли мы самих себя? Урок формирует представления человека о самом себе, его "я-концепции", которая определяет деятельность и поведение индивида в контактах с людьми и возможности развития в будущем. На уроке решаются воспитательные и развивающие задачи; используются компьютерные технологии, предварительная подготовка; групповые формы работы с целью развития коммуникативных, информационных, интеллектуальных компетенций....

03 04 2020 10:24:46

Современный этап развития России. Сказка о национальных проектах

Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....

02 04 2020 17:43:35

Развитие правовой культуры современного школьника

Будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет ученику не только приобрести знания о различных сферах общественной жизни, но и развить особые способности и практические навыки социального действия. В статье описывается опыт гимназии по развитию правовой культуры современного школьника....

01 04 2020 20:34:42

Интегрированный урок (математика + история) по теме "Путешествие по Московскому Кремлю" (5-й класс)

Занятие предназначено для учащихся 5-х классов. Целью является повторение и обобщение знаний по теме « Десятичные дроби», воспитание уважительного отношения к истории своей страны. На занятии развивается устная речи, творческие способности и интеллектуальный уровень учащихся....

31 03 2020 5:26:24

Интегрированный урок (английский язык + история) "Our native Land"

Ученики из России знакомят английских студентов с тем, как осваивались кубанские земли, какие традиции и обычаи принесли и сохранили до сегодняшних дней переселившиеся и укоренившиеся на благодатной кубанской земле казаки. Урок сопровождается наглядными пособиями, музыкальным оформлением и мультимедийной презентацией....

30 03 2020 20:27:37

Повторительно–обобщающий урок в 9-м классе "Россия с начала XX века по 1920 год"

Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...

29 03 2020 1:51:42

Урок истории в 5-м классе "Древнеегипетское общество"

На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию практических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...

28 03 2020 8:17:31

Внеклассное мероприятие для 7-го класса "Ленинградский зоопарк в годы Великой Отечественной войны"

На уроке ведется рассказ о подвиге сотрудников Ленинградского зоопарка. Необходимо помочь детям осмыслить и понять моральную значимость их героических усилий, неоценимый вклад в дело борьбы за независимость своей Родины. ...

27 03 2020 23:23:41

Внеклассное мероприятие по истории для 5-го класса "Великолепная семерка"

Предлагается разработка внеклассного игрового мероприятия по истории древнего мира. ...

26 03 2020 10:18:51

Приемы формирования исторической эмпатии

Одним из приемов формирования исторической эмпатии являются приемы повествования, и в частности, сюжетный повествовательный рассказ. Другим приемом формирования исторической эмпатии является персонификация. В его основе - придуманный сюжет о судьбе, действиях, условиях жизни, поступках вымышленного человека....

25 03 2020 5:26:13

Урок по теме "Мы в ответе за все" (посвящается 70-летию Алтайского края)

Тема " Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....

24 03 2020 14:34:38

Историческая игра "Научная конференция «Россия в Первой мировой войне»"

Историческая игра рассчитана на учащихся 9‒11-х классов. Активизирует знания истории России Х Х века, может быть проведена на предметной декаде, уроках истории. Игра состоит из 5-и этапов. Основана на применении различных педагогических технологий: игровой, здоровьесберегающей, информационной....

23 03 2020 10:34:43

Урок истории в 8-м классе по теме "Отечественная война 1812 г."

Урок проводится после изучения темы " Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между командами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой командой, выставляются оценки....

22 03 2020 19:51:23

"Н.С. Хрущев: исторический портрет на фоне эпохи"

Урок-дискуссия ‒ форма занятия, на которой развивается мышление и устная речь учащихся, они овладевают ораторскими умениями и умением доказательного спора, увеличивается интерес к истории. Именно такая форма урока развивает информационную, коммуникативную, а также рефлексивную компетентности для более глубокого усвоения материала....

21 03 2020 21:40:16

Проект: "Столыпинская программа модернизации России"

" Успокоение страны" и установление "рабочего взаимодействия" с Думой необходимы для осуществления программ П. А. Столыпина. После спада революционного движения началась реформаторская деятельность премьера практически во всех сферах жизни российского общества. Столыпинская модернизация сельского хозяйства вызывает противоречивые оценки. Учащиеся предоставляют собственный проект....

20 03 2020 16:52:20

Первая мировая война (1914–1918 гг.)

Урок по теме « Первая мировая война» является уроком изучения новой темы. Автор представляет свою попытку подачи темы. Активно используется самостоятельная деятельность учащихся для изучения событий Первой мировой войны. Привлекаются иллюстрации картин Верещагина для осмысления итогов любой войны. Тема изучается на 2-х часовом занятии....

19 03 2020 3:32:42

Потребительский экстремизм

Списывать проблемы на несовершенный, как некоторые считают, закон не совсем правильно. Виноваты люди, которые по своему усмотрению трактуют его в свою пользу. Как в любых договорных отношениях, стороны имеют права и обязанности. Однако распределить их хотят крайне несправедливо: права – потребителям, обязанности – продавцам. Показаны способы противодействия неправомочным действиям потребителей....

18 03 2020 9:58:18

Интегрированный урок по истории и математике на тему: "Реформы Петра I". 7—9-е классы

Данный урок по истории предназначен для учащихся 8-х классов, работающих по линейной программе. Возможно использование в 7-м классе по концентру. Урок интересен тем, что учащиеся используют знания по истории для подкрепления знаний по математике. Урок проводится с использованием компьютера (презентации), большого дополнительного материала, требует большой предварительной подготовки, возможен как урок обобщения. ...

17 03 2020 8:51:37

Урок обществознания "Глобальная экономика"

Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....

16 03 2020 4:51:16

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::