Потенциал школьного исторического музея «Моя семья в истории страны. Век ХХ» в преподавании истории
Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. (http://standart.edu.ru/)
Помощником в реализации поставленной цели может быть музей, созданный в образовательном учреждении.
История создания музея.
Материалы для нашего музея начали собирать еще в 1997-1998 учебном году после проведения среди старшеклассников итоговых уроков по истории на темы “Защита ХХ века” и “Мне рассказали о войне” (Приложение 1). Из собранных материалов, документов и работ учащихся оформлялись тематические стенды и выставки в кабинете истории.
А стихи, написанные выпускницей 1998 года, заставили всерьез задуматься о создании школьного музея памяти двадцатого века.
Двадцатый, скоро ты уйдешь.
Что ты нам дал? Что ты возьмешь?
Известно всем, не только нам,
Что ты нам дал войну, и сам
Веков всех прогрессивней был,
Зато народ ты погубил.Внук, ты в наследство получи
Больных с Чернобыля детей
И черствых, словно кирпичи,
В Думу пробравшихся мужей.
Набор болезней всяких вот.
Возьми еще Чечню в придачу,
Возьми Афгана горький опыт,
Возьми экологов задачу…
Ну, что же ты сейчас стоишь?
Не хочешь брать дедов наследство?
Ты знаешь, зла не запретишь,
Так что прости, куда же деться?
Твой век стоит перед тобой –
Желай ему всего, он твой!Что пожелать тебе, мой век?
Чтоб жил без войн человек.
Чтоб не было обид и зла.
Чтобы хватало всем тепла.
Чтоб ты чему-то научил
Всех тех, кто власть заполучил:
“Нельзя играть жизнью людей!
Нельзя убить, сказав: "Убей!"”
Не повтори ошибок тех,
За что страдали в этот век!А ведь решать совсем не веку
Как жить и жить ли человеку.
Все дело в том, что люди сами
Творят беду из века в век.
И горю, длится что веками,
Одно есть имя – Человек!Двадцатый, скоро ты уйдешь…
Ты что-то дал, что-то возьмешь…
Для того чтобы познакомить учеников других классов с проделанной работой, в 2000 году была создана первая лекторская группа. Результаты поисковой работы, освоение различных форм и приемов поисковой и музейной работы, накопление большого фактического и информационного материала позволили создать музей.
В 2004 году для музея был выделен отдельный кабинет. Силами учеников 6-11-х классов было отремонтировано и оформлено помещение. Большим праздником стало открытие музея в канун празднования 60-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Основная идея музея – историю страны пишет каждая семья!
Концепция музея.
Тематика музея, выраженная в словах “Познать историю страны через историю семьи”, определяет основные направления воспитательной работы:
- формирование у школьников гражданско-патриотических качеств (воспитание историей, воспитание через историю, когда сами факты воспитывают);
- расширение кругозора школьников средствами дополнительного образования (музейная тематика направлена на повышение общей успеваемости учащихся);
- изучение истории своей семьи и своей страны;
- овладение навыками музейной и экскурсионной деятельности;
- развитие творческих способностей учащихся и навыков межличностного общения при музейной работе;
- вовлечение учащихся в общественную жизнь школы.
Музей воспитывает учеников, приобщает их к истории и традициям народа.
Наша жизнь.
Наш музей – живой организм. С его помощью происходит “погружение” в историческое прошлое.
Сегодня музей – центр образования и воспитания школьников. На базе музея или с использованием экспонатов музея проводятся уроки и воспитательные мероприятия по истории, обществознанию, литературе. Старшеклассники участвуют в проектно-исследовательской работе. Актив музея выступает организатором праздников, конкурсов, посвященных “красным” датам календаря и событиям из истории нашей страны.
Об обычных и необычных уроках.
Нестандартные уроки по предметам проводятся в музее или с использованием экспонатов музея. Они эффективнее реализуют задачи обучения, развития и воспитания учащихся.
Уроки с измененными способами организации:
- урок-лекция,
- защита знаний,
- защита идей,
- урок-встреча.
Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ:
- урок-экскурсия,
- заочная экскурсия,
- путешествие в прошлое (будущее),
- телеурок без телевидения,
- путешествие по стране.
Уроки с игровой состязательной основой:
- урок-викторина.
Уроки, предусматривающие трaнcформацию стандартных способов организации:
- урок-семинар,
- ученическая конференция.
О проектной работе.
На уроках и во внеурочное время ученики школы участвуют в проектной деятельности по предложенным темам.
Данная форма работы позволяет применять разнообразные педагогические технологии, такие как личностно-ориентированное развивающее обучение, обучение в сотрудничестве (КТД, комaндная, групповая работа), дифференцированное обучение.
Стало традицией участие в одном проекте учеников из разных классов. Например, разновозрастная группа школьников 8-11-х классов выполняет проект. Определившись с целью, гипотезой, планом и методами работы, происходит распределение ролей в зависимости от возраста, способностей и интересов. Собранный материал обобщается, систематизируется и представляется с учетом возраста, индивидуальных способностей, умений и навыков каждого участника проекта. Результат – постер, фильм, слайдовая презентация, макет или музыкальная композиция. После представления продукта обязательно проводится обсуждение того, чего и как добились (!).
Заинтересованные школьники участвуют в акциях, конкурсах различного уровня, используя материалы школьного исторического музея, обобщая и систематизируя полученные данные.
Результат.
Участие школьников в работе музея “Моя семья в истории страны. Век ХХ” позволяет им изучать историю государства не только по учебникам, художественным произведениям и фильмам, а непосредственно общаясь с участниками событий, их близкими, используя экспонаты и исторические источники.
Музейные уроки, внеклассные мероприятия к “красным датам” календаря и Дням воинской Славы России, участие в конкурсах и социальных проектах повышают учебную мотивацию и познавательную активность учащихся на уроках и во внеклассных мероприятиях, раскрепощают и способствуют самовыражению каждого ученика, развивают творческие способности и интерес к изучению истории.
Итог.
Изменившиеся условия жизни требуют от учителя сегодня новых подходов к организации, обоснованию и обеспечению учебно-воспитательного процесса. Используя потенциал школьного музея можно проводить нетрадиционные уроки, дополнительные занятия и добиваться значительных результатов в учении и воспитании.
На уроке у учащихся формируются представления о происхождении и назначении денег, их функциях; развиваются умения анализировать, делать выводы, использовать жизненный опыт при решении проблемных задач....
28 03 2024 9:47:12
В нашем Лицее, где учатся только старшеклассники (10–11 классы), большинство учебных предметов переведены на лекционно-семинарскую технологию. Школьная лекция как метод обучения широко используется в пpaктике учителей. Преподаватель должен составить шаблон за неделю до лекции, разместить его на сервере и на почте Лицея, а учащиеся обязаны самостоятельно распечатать необходимый материал. Преподавание истории ведется по учебнику "Россия и мир" (авторы: О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин). Программа рассчитана на 68 часов в год. Представлен опыт проведения урока-лекции в 10-м классе по теме "Становление самодержавия Романовых" с использованием шаблона. Все, что напечатано курсивом, - это и есть возможные записи учащихся. ...
27 03 2024 16:52:33
Обобщающий урок по истории в 8-м классе по теме "Петр I и его реформы". Особенностью проведения урока является соединение исторических знаний с умениями театрального творчества. ...
26 03 2024 9:30:30
Тема "Социальная структура общества и социальные отношения" изучается в курсе обществознания 2 часа. В ходе урока усваиваются новые термины, применяемые для представления социальной структуры общества. Для расширения представлений школьников о социальной структуре общества рассматриваются классовый и стратификационный подходы, взгляды М.Вебера и П.Сорокина. Теория социальной мобильности позволяет объяснить природу процессов, происходящих в современном обществе. Урок рассчитан на возрастные особенности обучающихся. Деятельность в группах и индивидуальная работа позволяют школьникам выбрать для себя наиболее приемлемые формы. Задания, предлагаемые школьникам, способствуют развитию навыков работы с тестами, статьями, аналитическими документами....
25 03 2024 14:45:33
В течение тысячелетий политика являлась и сейчас является структурообразующим элементом общества. Программа курса ставит целью дать знания, необходимые для выработки мнения о событиях, происходящих в стране, её истории. «Основы политологии» – интегративный курс, пересекающийся с модулями курса «Обществознание» в 10–11-х классах и курсами 10–11-х классов «Всеобщей истории», где преобладает цивилизационный подход в изучении истории. Программа может быть использована в качестве элективного курса по обществознанию в 10–11-х классах....
24 03 2024 4:39:22
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
23 03 2024 6:19:35
Глава «Труд» призвана раскрыть учащимся роль и значение труда в жизни человека, хаpaктеризовать результаты труда, правила его организации, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему....
22 03 2024 23:12:48
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...
21 03 2024 14:24:51
Актуальность изучения вопросов избирательного права и процесса в современной России трудно оспорить. Представлен один из возможных вариантов изучения вопроса в средней школе. Новизна урока состоит в том, что использованы материалы избиркома Алтайского края, участковой избирательной комиссии, закрепляются теоретические знания учащихся по избирательному праву и процессу на примере итогов голосования населения в регионе....
20 03 2024 17:27:43
Материал охватывает историю Древней Руси и Руси периода феодальной раздробленности и борьбы с иностранной интервенцией. Проверяемый материал разбит на 9 рубрик: личность, фразы, термины, даты, общество, культура, экономика, география, политика. Вопросы проранжированы по уровню сложности. Материал может быть использован при подготовке учащихся к ГИА....
19 03 2024 15:18:46
Мероприятие направлено на создание в коллективе микроклимата, отвечающего идеям толерантности и доброжелательного отношения к окружающим, развитие навыков ведения дискуссии, а также воспитание гражданственности и патриотизма....
18 03 2024 9:40:48
Урок истории в 6-м классе предусматривает развитие у учащихся умений прослеживать причинно–следственные связи, умения работать с учебником, историческим документом, картой, создаёт условия для воспитания патриотизма....
17 03 2024 17:56:30
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
16 03 2024 1:17:22
Итоговый урок по разделу «Московская Русь» для учащихся 10-го класса. Используются различные методы и приемы обучения: беседа с элементами дискуссии, самостоятельная работа в группах с историческими документами. Эти методы позволяют активизировать работу учащихся на уроке и творчески осмыслить программный материал. Для лучшего восприятия материала программа сопровождается слайдами PowerPoint. ...
15 03 2024 1:22:20
Успешность работы учащихся с текстовой информацией зависит не только от того, насколько они владеют определёнными навыками, но и от умения учителя эффективно организовать работу с текстом. Возможность организации такой деятельности рассматривается на предложенном уроке....
14 03 2024 5:41:58
Представлена разработка выступления агитбригады для молодежи 13-18 лет. Необходимо формировать у молодежи активную жизненную позицию, готовность участвовать в общественной политической жизни страны. Очень важным, по нашему мнению, распространять знания в области избирательных прав среди подрастающего поколения самой молодежью, а так же повышать значимость выборов в глазах будущих избирателей. ...
13 03 2024 7:54:30
В современных условиях переоценки исторического прошлого своей страны, духовных ценностей на учителе лежит огромная ответственность за судьбы юных граждан России, умение беречь созданное нашими предшественниками, продолжать народные традиции. ...
12 03 2024 18:59:42
Урок разработан по технологии критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Цели урока: расширить представление учащихся о рабстве, помочь им осознать положение рабов в Древнем Риме; формировать непримиримое отношение к угнетению человека человеком; развивать у школьников критически анализировать информацию. ...
11 03 2024 16:16:20
Данный урок помогает обобщить знания учащихся по теме "Музыка русского народа", выявить "западающие" места в данной теме и ликвидировать проблемы в знаниях через различные виды деятельности на уроке....
10 03 2024 5:33:52
На уроке происходит обобщение знаний учащихся о преобразовании России и общества в результате петровских реформ; их историческом значении и неоднозначной оценке. Урок способствует развитию умений учащихся работать с документами, таблицами, устанавливать причинно-следственные связи....
09 03 2024 9:41:50
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
08 03 2024 5:13:38
Цель настоящей работы – проверить сформированность метапредметных умений и навыков у учащихся 7-го класса: умение находить информацию в тексте, интерпретировать и структурировать ее, работать со статистическими данными. Все задания работы непосредственно связаны с историческим текстом. Комплексная работа содержит задания по истории, русскому языку и литературе. Также прилагаются критерии, разработанные на основе ФГОС....
07 03 2024 11:57:18
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся. Задачи, поставленные на начальном этапе урока, решаются в самостоятельной работе с различными источниками информации. Иллюстративный материал урока приобщает учеников к культурному наследию Древней Греции....
06 03 2024 18:24:48
В маленьком кубанском поселке лесорубов с поэтическим названием Михизеева Поляна расстреляли всех 207 жителей, больше половины из которых были дети, а также женщины и старики. Детишек до года вырывали из материнских рук, поддевали на штыки или, схватив за ножки, били головочками о деревья... Это произошло 13 ноября 1942 года. А поселок сожгли дотла, как Хатынь и каждую четвертую деревню Белоруссии. Называют это место в Краснодарском крае Кубанской Хатынью. Никто не имеет права забывать об этом, чтобы не допустить повторения такого варварства. ...
05 03 2024 15:55:14
Для активизации процесса познания, повышения интереса учащихся к историческому материалу на уроках истории используются разнообразные методические приёмы: работа с историческим текстом, дискуссия, мини-лекция, работа в группах, экспресс-опрос, работа с таблицей, составление развёрнутого и ситуативного плана, синквейна, проблемные задания, игра, таблицы. ...
04 03 2024 8:55:15
Актуальность темы обусловлена тем, что конфликты на национальной почве, миграционные процессы, постоянная пропаганда утилитарных ценностей потребительского общества – всё это оказывает негативное влияние на подрастающее поколение. Как изменить ситуацию? Как научить подростков и молодёжь верить в идеалы, созидать, любить Родину и быть нравственными и успешными? Как формировать терпимость людей друг к другу? Использование регионального компонента в курсе отечественной истории – моя попытка сосредоточить внимание школьников родного края на некоторых способах решения существующих в обществе проблем путём знакомства с культурой родного края, ёё традициями, нравственными ценностями. Только в этом случае история станет привлекательным для детей и творческим в своей основе учебным предметом. ...
03 03 2024 11:15:18
Урок изучения нового материала с использованием активных форм работы. Элементы ролевой игры помогают активизировать познавательную деятельность учащихся. Одна из главных задач урока — способствовать нравственному воспитанию. ...
02 03 2024 23:48:48
Задача уроков истории – показать события прошлого и их связь с настоящим. Особенное место занимает изучение периодов, во время которых происходили важные для патриотического воспитания события....
01 03 2024 8:59:23
Сложные вопросы политической жизни страны, история становления и развития демократии в России становятся доступными и понятными учащимся. Особенность подготовки к такому уроку предусматривает самостоятельную работу старшеклассников под руководством педагога, работу с документами, составление плана ответа. Форма проведения урока позволяет детям представить подготовленный материал, доказывать свою точку зрения в ходе политических дебатов. Урок предполагает участие приглашенных на урок представителей власти, затрагивает проблемы жизнедеятельности села....
29 02 2024 21:12:46
Данный урок является вводным в теме "Великая Отечественная война". Это урок-образ: он должен дать опережающее целостное символическое начало всей темы и способствовать осознанному восприятию учащимися учебного материала. На уроке применяются принципы личностно-ориентированного обучения и групповая работа. Также используется музыкальное сопровождение для создания атмосферы и настроя на будущее изучение темы. ...
28 02 2024 15:33:38
Цели урока: обобщение материала, изученного пятиклассниками на уроках по теме "Древняя Греция", углубление их представлений о древнегреческом полисе, о росте гражданского самосознания греков, хозяйственной жизни, культурных достижениях, вкладе древних греков в развитие мировой цивилизации....
27 02 2024 16:59:55
Урок формирует у учащихся знания об основных периодах политической истории Казанского ханства и знакомит с населением ханства....
26 02 2024 11:13:19
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
25 02 2024 21:20:16
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка". ...
24 02 2024 17:16:10
Игровые технологии на уроках представляют огромный интерес для учащихся и могут служить хорошим дополнением к основному материалу. Проверка верности решений занимает малое количество времени, и в ходе ее могут быть оценены сразу несколько человек. ...
23 02 2024 1:33:38
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
22 02 2024 17:21:48
Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....
21 02 2024 15:52:13
Один из способов развития одаренности детей – урок-турнир. Турниры – это не только состязания духа, силы и интеллекта, но и увлекательное романтическое приключение, погружение в исторические или фантастические реалии той или иной культуры. На таких уроках дети имеют возможность раскрыть свои способности, таланты, проявить самостоятельность и создать что-то свое. Такие занятия требуют тщательной подготовки, продумывания заданий с учетом возможностей учащихся....
20 02 2024 8:22:48
Урок посвящен 100-летию Первой мировой войны. Проходит в форме игры, в которую включены основные события по теме....
19 02 2024 3:51:24
Урок-путешествие рассчитан на учащихся 5-го класса. Игровая форма урока позволит заинтересовать учащихся и будет способствовать развитию образного мышления, умений и навыков работы с историческими источниками, картой, развитию умений делать выводы, сравнивать, воспитанию чувства уважения к законам, как правилам, обязательным для выполнения всеми людьми....
18 02 2024 14:31:48
Урок был дан в рамках преподавания "Истории Отечества" в 11-м классе. Особенностью урока является то, что наряду с важнейшими итогами Великой Отечественной войны, которые даны в учебнике, ученики использовали дополнительный материал (книжный, мультимедийный, воспоминания близких родственников). Исследуя итоги войны, ученики поднимают вопросы, которые являются спopными в изучении этого периода истории нашей страны. Урок способствует патриотическому воспитанию выпускников....
17 02 2024 9:30:39
Урок с элементами дискуссии с учащимися: об индустриализации, коллективизации, культурных преобразованиях, о том, как все это происходило, то есть о плане построения социализма в нашей стране. Для того чтобы совместно ответить на проблемный вопрос: "Действительно ли мы - страна победившего социализма?". Жизнь складывается из противоречий. Иногда они оказывают большое влияние на ход истории, на жизнь общества, на жизнь отдельного человека. ...
16 02 2024 20:48:49
Данный урок строится по традиционной схеме урока-презентации. В работе представлена краткая история возникновения Олимпийских игр в античном мире (в Древней Греции), история возрождения Олимпийского движения , информация о современных Олимпийских играх. ...
15 02 2024 23:24:24
Урок проводится в нестандартной форме устного журнала на последней неделе первой четверти в 5-м классе. Применение интеpaктивных технологий дает возможность подать материал о возвышении и крушении Ассирийской державы ярко, многогранно; способствует формированию представления учащихся, что история - наука развивающаяся, живая, полная тайн и открытий. ...
14 02 2024 5:13:39
Цель мероприятия: сформировать представление об участии и роли казаков в боевых сражениях как об одной из славных страниц их ратной жизни; с использованием произведений литературы и музыки составить портреты казаков - героев войны; на примере подвига донских казаков продолжить воспитание в учащихся гражданственности и патриотизма....
13 02 2024 10:18:18
Этот урок проводится с использованием опopных сигналов, национально-регионального компонента и элементов интеграции истории и английского языка. В процессе объяснения нового материала идет сравнение двух культур: ненецкой и индейской. Целью урока является сформирование у учеников представления об основании колоний в Северной Америке....
12 02 2024 18:28:39
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
11 02 2024 19:10:55
Урок формирует у учащихся представление о причинах Столетней войны, силах сторон, хаpaктере войны, ее основных этапах, итогах и особенностях. Выяснить, кто такая Жанна Д’ Арк и какую роль она сыграла в этой войне....
10 02 2024 20:40:17
Учитель формулирует цель урока - познакомиться с соседями римлян. Наиболее близкие соседи - германские племена. Далее следует рассказ учителя о взаимоотношениях римлян с германцами, о разгроме римских легионов. Заканчивая рассказ, учитель подводит учащихся к следующей учебной работе: поскольку германцы жили поблизости и были опасны для империи, то римляне хотели узнать о них побольше, чтобы иметь представление, каков данный народ и с каким противником им придется столкнуться. ...
09 02 2024 20:45:39
Данный урок может быть использован в преподавании истории методом погружения с использованием технологии КСО. ...
08 02 2024 10:31:55
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::