История для молодежи    

В гостях у картин

Цель мероприятия: приобщение учащихся к шедеврам мировой художественной культуры.

Методические рекомендации: для удобства пользования сценарием в тексте находятся иллюстрации, точно соответствующие слайдам в презентации. Это дает возможность учащемуся одновременно следить за видеорядом и текстом.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Реквизит: головные уборы для ведущих с эмблемами скрипичного, басового ключей, диеза и бемоля.

Действующие лица: Скрипичный, Басовый ключи, Диез, Бемоль.

Эпизод 1

Скрипичный ключ: Милые нашему сердцу слушатели, здравствуйте! Сегодня у меня есть волшебный колокольчик, а вот какой транспорт понесет нас во времени, я не знаю. Говорят, вы знаете. Может быть, вы мне поможете? (Ответ из зала: «Ковер-самолет»). Ну, если так, то я звоню в колокольчик (Звонок) и мы – в пути. (Музыка – Шостакович «Народный праздник» из к/ф «Овод» звучит одновременно с изображением).
Сверху все выглядит по-другому: и реки далеко внизу и поля.

Эти пейзажи как будто сошли с картин художников прошлого Пора бы приземлиться нашему «коврику». Ага, спускается. Ну, как будто приехали. И куда же? Да, это же Петербург! 18-го века! А почему именно перед этой дверью приземлился наш самолет? Что в ней особенного? Сейчас постучусь, и мы узнаем, что за ней. (Появляется Диез)

Диез:  Дверь открыта, она приглашает вас.

Скрипичный ключ: Ну, коли так, войдемте.

Диез:  Мы в мастерской художника Левицкого. Я покажу вам много красивых портретов. (Музыка – Боккерини «Менуэт». Послушать первое предложение, потом – чтение на фоне) Больше всего мне нравится вот этот, Катеньки Нелидовой. Господин Левицкий выполняет очень важный заказ самой царицы Екатерины, пишет портреты «Смолянок».

Скрипичный ключ: Смолянок?

Диез:  Да, «Смолянок», воспитанниц Смольного института первого женского учебного заведения в России. На зеленой площадке парка Катя Нелидова танцует менуэт – популярный танец, привезенный из Франции.

Скрипичный ключ: А я помню стихи. Они об успехах Катеньки, выступавшей в институтских театральных спектаклях.

Как ты, Нелидова, Сербину представляла!
Ты маску Талии самой в лице являла.
Пленила ты и мысли, и сердца.
Ты к зрителям в сердца и к славе путь нашла.

(Дослушать музыку до тоники)

Диез: Стоп, стоп. С этого места поподробнее. Про какую такую Сербину с маской и талией на лице ты так вдохновенно сейчас говорил?

Скрипичный ключ: А ты действительно ничего не понял. Сербина – героиня пьесы. Ее роль Катенька играла на сцене то есть «Сербину представляла». Талия – муза театра, одна из 9 древнегреческих муз, покровительниц искусства. У каждой музы была своя маска, свое лицо, по которому ее можно было узнать. Поэтому фраза «ты маску Талии самой в лице являла» – поэтическое сравнение, высокая оценка игры актрисы, похвала ее мастерству. Понял?

Диез:  Это понял. Но не понял, зачем ты руками махал.

Скрипичный ключ: Много ты понимаешь. Манера такая была в 18 веке. Так принято было стихи читать.

Диез:  Ладно, ладно. Давай повнимательнее картину рассмотрим. На фоне зеленовато – голубого пейзажа четко рисуется фигура молодой девушки. Головка приподнята и повернута задорным движением. Жесткая шляпка из соломки, украшенная цветами, держится на затылке, пучок розовых лент из шелка оттопыривается в сторону.
Оливково-зеленое платье, как бы искрится, сверкает, топорщится на сгибах. Рука, держащая передник, вытянута, пальчик отставлен. Прозрачный передник в изломах мелких складочек. Глаза, как угольки. Они смотрят на тебя живым, игривым, полным радости, взглядом.

Скрипичный ключ: А вот и они – все подруги Катеньки Нелидовой:

Хрущева и Хованская,

Борщова,

Молчанова,

Алымова,

Ржевская и Давыдова.

Они прелестны, легки, грациозны. Искренние лица, непринужденные движения. (Звонок )

Диез:  Это ковер-самолет напоминает, что пора в путь. (Музыка – Шостакович «Народный праздник» из к/ф «Овод») (Диез  и Скрипичный ключ уходят. Появляются Бемоль и Басовый ключ.).

Эпизод 2

Басовый ключ: Это куда же мы посадку совершили? Лучше места не нашлось. Прямо на вспаханное поле, на пашню. Ноги вязнут. Пойду скажу другим, чтобы не выходили. Обратно поедем.

Бемоль: Постой, постой. Кто-то нам навстречу идет, еще и лошадей под уздцы ведет.

Басовый ключ: Красивая, стройная, высокая. Идет легко, будто танцует, будто и нет влажной вязкой весенней земли.

(Музыка – Русская народная песня в оркестровой обработке. Первое предложение слушать, потом – фон для чтения)

Бемоль:  Хорошо-то вокруг, светло и спокойно! Травка с первой нежной зеленью пробиваешься, деревца опушенные стоят, небо излучает мягкий ровный свет.

Басовый ключ: Так где же мы? Пожалуй, еще в России, судя по костюму женщины, по природе вокруг. Но время?

Бемоль:  Пожалуй, 19 век. Художник Венецианов Алексей Гаврилович. Он писал картины из жизни крестьян.

Басовый ключ: Труд земледельца всегда был тяжелым. А женский особенно. Все вручную и, в основном, на женских плечах. Эти выкорчеванные пни – как памятник ему.

Бемоль:  Новорожденный ребенок здесь же при матери. Правильно сказал Некрасов: «Доля ты, русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать».

Басовый ключ: Но в картине нет тяжести, нет надрыва.

Бемоль:  Венецианов не говорит о нем впрямую. Он был первым, кто с холста заговорил о простом крестьянине. И если бы он стал рисовать картины непосильной работы, его бы не поняли и картины не имели бы успеха.

Басовый ключ: Я думаю еще, что он хотел показать красоту этого труда, чтобы этот труд ценили и уважали.

Бемоль:  И благодаря этому имя Венецианова осталось в истории русской культуры.

Эпизод 3

(Музыка – Эй, ухнем. Разговор на фоне музыки)

Басовый ключ: (прислушивается) Что это за песня странная слышится?

Бемоль:  А, это, наверное, бурлаки с Волги. Здесь же рядышком. И ковра-самолета не надо. На пригорок встань и увидишь.

Басовый ключ: И, правда, вижу. Но не каких-то, как ты сказал, бурлаков, а друзей наших Диезика со Скрипичным ключиком.

Бемоль:  И что они там делают?

Басовый ключ: Просто на берегу стоят и рассматривают что-то вдалеке.

Бемоль:  А ты приглядись. Может и сам что-то увидишь

Басовый ключ: Ничего не вижу. Хотя, нет, что-то движется. Но так медленно, что долго ждать придется, чтобы рассмотреть и понять.

Диез, Скрипичный ключ (вбегают): Ребята, ребята, мы там такое видели!  Люди корабль тянут! Сами! По воде!

Басовый ключ: Да, ладно вам.

Диез:  Да, нет. Правда. Людей, как волов или быков, связали одной лямкой и они на себе тянут баржу. Да еще поют при этом: «Еще разик, еще раз»

Скрипичный ключ: А художник какой-то еще и рисует их. Как не стыдно-то.

Бемоль:  А чем он может помочь? Самому впрячься? Если бы художник Репин не рисовал тогда, сегодня Россия не имела бы шедевра мирового значения картины «Бурлаки на Волге». А мы бы не знали, кто такой бурлак, какой тяжелый у него труд. И вообще, что было такое явление в нашей истории.

Басовый ключ: (показывать на изображении)
Сколько типов и характеров нарисовано тут! Впереди крепкие, молодые, по-бычьи сильные, люди. На них держится вся команда. Позади кашляющий, измученный непосильным трудом, старик. Он всю жизнь проработал на реке, заработал чахотку и уже не может работать. Но надо кормить семью.

Диез:  А маленький мальчишка еще не дорос, силенок маловато, но уже с отцом-бурлаком в одной упряжке.

Скрипичный ключ: А посмотрите на этого лентяя. Не переработает. За спинами друзей спрятался, покуривает.

Бемоль:  Много советов от друзей-художников услышал Репин в процессе работы. Он убрал горы, которые были вначале вдали за рекой. Представили с горами?

Диез:  С ними простора меньше. А без них-раздолье, как на картине Венецианова.

Басовый ключ:

Я рос, как многие, в глуши,
У берегов большой реки
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши,
Рядами стаи белых птиц,
Как изваяния гробниц,
Сидели важно на песке,
Виднелись горы вдалеке,
И синий бесконечный лес
Скрывал ту сторону небес,
Куда дневной окончив путь,
Уходит солнце отдохнуть

Бемоль:

Унылый сумрачный бурлак!
Каким тебя я с детства знал,
таким и ныне увидал:
Всю ту же песню ты поешь,
Все ту же лямку ты несешь
В чертах усталого лица
Все та ж покорность без конца.

Диез:  Не хочется заканчивать путешествие так печально. Давайте посмотрим что-то радостное.

 

 

Эпизод 4

Бемоль:  Извольте, занимайте места, поехали.(Музыка –Шостакович «Народный праздник» из к/ф «Овод») В гости к художнику Кустодиеву (эту фразу сказать и показать «Автопортрет» Кустодиева на фоне музыки).

Басовый ключ: И это тоже Русь? Какая радостная, словно пестрый ситец.

Скрипичный ключ: Да, Кустодиев любил все исконно-русское: народное искусство, обычаи, городецкую роспись. Он понимал и чувствовал очарование русской природы.

Диез:  Любил ходить на базары, любил смотреть эту толпотню, гам, шум. Любил праздничные, красивые наряды.

Бемоль:  Чаще всего Кустодиев рисовал «Масленицу», старинный русский народный праздник. (Музыка – Чайковский «Масленица» из цикла «Времена года». Первое предложение послушать. Потом читать на фоне музыки).

Басовый ключ: Словно из сказки вырастает игрушечный город со множеством церквей и домов. Алеет снег под отсветами зари. В инее застыли, как зачарованные, деревья. Какие нарядные получились сочетания желтовато-розового неба, бело-розового снега с чернеющими на снегу стаями птиц и расписных санями.

Бемоль:  Воскресный день. Весь город – на ярмарке. Люди только собираются, толпятся, слышен шум, говор. И вот ярмарка в самом разгаре. (Дослушать музыку).

Скрипичный ключ: Традиция таких ярмарок жива и в сегодняшней России. Весной и осенью все мы посещаем большие и маленькие ярмарки.

 Диез: Да, но только на больших ярмарках стараются сохранить старые народные традиции: женщины одеваются в красочные сарафаны, мужчины повязывают головы расписными платками. Мужчины – в сапогах и картузах.

Скрипичный ключ: Картузах?

Диез: Это фуражки так называли, особой формы. 

Бемоль:  Слушайте, а мы сегодня домой сами, без ковра-самолета прибыли.

Басовый ключ: Это потому, что мы уже и сами понемногу становимся грамотными. Умеем слышать картину, видеть музыку.

Скрипичный ключ: И теперь мы можем совершать наши воображаемые путешествия во времени, когда захотим. Не надо никакого ковра-самолете. Взяли в руки хорошую книгу, красочный альбом по искусству, кассету с музыкой…И путешествуй, сколько хочешь.

Диез:  Или компьютерный диск – много есть ведь подходящих программ.

Басовый ключ: У тебя есть? Дай скачать.

Диез:  Пошли.

Скрипичный ключ: Пошли быстрей, а то самое интересное пропустим. (Уходят)

Библиография

Музыка:

  1. Глиэр Р.– Русская песня
  2. Боккерини Д.– Менуэт
  3. Русская народная песня – Эй, ухнем
  4. Русская народная песня в оркестровой обработке
  5. Чайковский П.– Масленица из цикла «Времена года»
  6. Шостакович Д.–Народный праздник из к/ф «Овод»

Изобразительный ряд:

  1. Васильев Ф. – Берег Волги после грозы
  2. Венецианов А. – Автопортрет
  3. Кустодиев Б. – Автопортрет.
  4. Кустодиев Б. – Ярмарка 1906г.
  5. Кустодиев Б. – Масленица
  6. Кустодиев Б. – Масленица, 1916.
  7. Кустодиев Б. – Гармонист 1916
  8. Левитан И. – На Волге
  9. Левицкий Д. – Портрет Борщовой
  10. Левицкий Д. – Портрет Ржевской и Давыдой
  11. Левицкий Д. – Портрет Алымовой
  12. Левицкий Д. – Портрет Молчановой
  13. Левицкий Д. – Портрет Нелидовой
  14. Левицкий Д. – Хрущевой и Хованской
  15. ЛевицкийД. – Автопортрет
  16. Репин И. – Автопортрет
  17. Репин И. – Бурлаки на Волге .Эскиз
  18. Репин И. – Бурлаки на Волге .Эскиз
  19. Репин И. – Бурлаки на Волге
  20. Саврасов А. – Пейзаж с рекой и рыбаком
  21. Саврасов А. – Радуга
  22.  СаврасовА. – Рожь

Литература:

  1. Некрасов Н. – На Волге
  2. Ржевский А. – Стихи к девице Нелидовой на представление во французской опере, называемой «Служанка и госпожа», роли Сербининой

Презентация



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

"Своя игра" – внеклассное мероприятие на тему "Отечественная война 1812 года"

В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....

22 02 2020 13:34:40

Урок по истории Древнего мира по теме «Персидская держава "царя царей"»

Цель урока: совершенствование у учащихся приемов работы с текстом. Урок начинается с показа учащимися на карте государств, расположенных в Западной Азии. Учитель зачитывает описание персов, написанное Геродотом, а ученики формулируют тему урока « Персидская держава «царя царей». Далее составляются вопросы к теме урока. Учитель предлагает составить вопросы по изучаемой теме и самый интересный выбрать на домашнее задание....

21 02 2020 4:19:50

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употребления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: " Познай самого себя"....

20 02 2020 1:51:45

Элективный курс "Основы правовых знаний"

Правоведческий курс " Основы правовых знаний" рассчитан на 34 часа для 9-го класса. Содержит материал о ключевых вопросах теории права и государственного устройства Российской Федерации. Лекционный материал, практические занятия, самостоятельные работы организованы таким образом, чтобы научить ребят самостоятельно применять нормативные документы к конкретным жизненным ситуациям. ...

19 02 2020 15:21:41

Проектная работа "Электросталь. Улицы и имена"

Данный материал можно использовать на уроках истории города, истории России, литературы, при проведении классных часов и викторин, на кружковых занятиях по краеведению. Большое количество улиц, в старое время, было названо в честь людей, чья деятельность связана с основанием нашего города. Поэтому мы подготовили презентацию и виртуальный музей « Электросталь. Улицы и лица», а также решили продолжить наше исследование и создать справочник для школьной библиотеки....

18 02 2020 9:13:52

"История советской дипломатии в лицах". Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 9–11-х классов

В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства С С С Р (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: " Детство и юность дипломатов", " Интересные страницы становления советской дипломатии", " Легенды дипломатического поприща", " Портрет на фоне эпохи", " На дипломатическом приеме..."...

17 02 2020 18:55:37

Разработка урока "Реформа отмены крепостного права"

Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....

16 02 2020 6:42:31

Итоговый урок в 5-м классе по теме: "Жизнь первобытных людей"

Цели урока: Закрепить знания учащихся по теме, обобщить и подвести итоги изученного материала. ...

15 02 2020 16:43:31

Урок "Культура России в XVIII веке"

Форма урока: заочная экскурсия. Используются элементы драматизации и персонификации. Главная задача урока – охарактеризовать основные направления развития русской культуры XVIII в., определить её значение для развития России. Данный урок позволяет школьникам окунуться в атмосферу эпохи, участвуя в сценарии урока, эмоционально-образно воспринимать материал....

14 02 2020 18:16:12

Анализ восприятия понятия "свобода" учащимися средней ступени обучения

Одним из центральных понятий в курсе " Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с морально-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...

13 02 2020 6:18:56

Урок истории "Нашествие персидских войск на Элладу". 5-й класс

На уроке отрабатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...

12 02 2020 9:45:27

Урок развивающего обучения по теме "Древняя Финикия"

Урок, выстроенный в форме эвристической беседы, нацелен на развитие образного, логического и творческого мышления учащихся. Изучение нового материала происходит в процессе решения познавательных и проблемных задач. Личностно ориентированный аспект обучения показан на примере индивидуального творческого задания. ...

11 02 2020 13:54:32

Инновационные технологии в преподавании истории. Научно-исследовательская деятельность учащихся

В настоящее время в современной школе уделяется большое внимание научно-исследовательской деятельности учащихся. Настоящая статья предлагается в помощь учителям истории для правильной организации научно-исследовательской деятельности своих учеников....

10 02 2020 12:41:25

Неделя истории в школе — одна из форм воспитания творческих способностей учащихся

Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....

09 02 2020 19:26:13

Урок-игра "Путешествие по Древнему Египту"

Урок повторения проводится в форме игры-путешествия по Древнему Египту, обобщает знания учеников по теме. Развивает коммуникативные навыки, умение излагать свою точку зрения, пересказывать информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Египта....

08 02 2020 19:33:51

Технология организации и проведения межшкольных историко-краеведческих игр

Оргкомитет игры занимается разработкой вопросов брейн ринга, решает организационные вопросы. Учителя - руководители команд организуют работу с учащимися: изучение музейных материалов, краеведческой литературы, готовят творческое домашнее задание....

07 02 2020 23:47:23

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса " История Астраханского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

06 02 2020 21:11:59

Урок истории по теме "Свобода в жизни человека"

Урок построен в виде групповой работы с использованием мультимедийной презентации. Обучающиеся разыгрывают сценку « Философский спор о свободе», выступают с сообщениями по вопросу « Зависит ли свобода от внешних условий», просматривают видеоролик « Философия свободы», обсуждают, анализируют, делают выводы....

05 02 2020 19:10:23

Первый властелин единого Китая

Урок истории в 5-м классе по теме « Первый властелин единого Китая». Урок усвоения и первичного закрепления знаний. Цель урока: познакомить с историей возникновения Китая. На уроке используются приемы синквейн и кластер....

04 02 2020 1:13:39

Информационные технологии на уроках истории

Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного характера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....

03 02 2020 20:29:31

Урок истории в 8-м классе на тему "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."

Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....

02 02 2020 1:36:17

Бинарный урок (история + МХК) по теме: "Расцвет искусства в эпоху Возрождения Италии и Северной Европы"

Предлагамая разработка бинарного урока « Расцвет искусства в эпоху Возрождения Италии и Северной Европы» содержит лекцию и тест, позволяющие организовать закрепление темы. Урок проводится с применением презентации. ...

01 02 2020 2:52:38

Методическая разработка урока по теме "Отечественная война 1812 года"

Обобщающий урок проводится в старших классах, так как рассчитан на два урока учебного времени. Основной его целью является не столько обобщение материалов по истории войны, хотя и это важно, сколько заострение внимания учеников на высоком патриотическом порыве российских народов в годы общей беды. Обязательно привлекаются местные материалы, что не только подчеркивает единство народа, армии, власти России в войне, но и позволяет ученикам через деятельность своих предков почувствовать и свою причастность к тем далеким великим событиям....

31 01 2020 7:55:44

Урок истории в 5-м классе по теме "Афинская демократия при Перикле"

Интерактивный урок по истории Древнего мира в 5-м классе позволяет проследить позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии. Сама идея народовластия возникла в древности, прошла через века и утвердилась в наиболее развитых странах мира, и в нашей стране также. ...

30 01 2020 21:16:36

Информационные технологии на уроке обществознания в 8-м классе "Вечные вопросы"

На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....

29 01 2020 10:10:22

Битва на Курской дуге

Цель урока: дать учащимся представление о ходе Курской битвы, разъяснить суть происшедшего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и его истоки; разъяснить цели и планы фашистов летом 1943 г., понятие « Курская дуга»; подвести к пониманию, что Курская битва завершила коренной перелом в ходе войны; объяснить, почему люди во все времена чтут героев, защищавших Отечество....

28 01 2020 23:20:48

Урок истории России в форме дебатов на тему "Реформы Петра I: величие преобразований и величина потрясений". 7-й класс

Дебаты - форма проведения учебного занятия или воспитательного мероприятия, в рамках которого осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога. Дебаты воспитывают толерантность, целеустремленность, эрудированность, умение делать осознанный выбор и отвечать за него перед собой и обществом....

27 01 2020 13:31:24

Раздробленность русских земель

Данная методическая разработка была применена в среднеуровневом малонаполняемом классе. Предлагаю как вариант проведения урока. Урок развивает навыки работы с картой, аудирования, работы с первоисточниками, мыслительной активности учащихся....

26 01 2020 3:45:56

Повторительно обобщающий урок по теме: "Древний Египет"

В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....

25 01 2020 1:34:15

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и моральных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий. ...

24 01 2020 11:41:47

Влияние инновационных педагогических технологий на уровень активности учащихся на уроках истории (на примере открытого урока в 6-м классе)

На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....

23 01 2020 2:21:25

Из опыта преподавания истории русской культуры в курсе истории России

Материал содержит описание урока-семинара « Золотой век» русской культуры» для 10-х профильных классов, дает представление о месте русской культуры 1-й половины XIX в. в истории России. При подготовке и проведении семинара большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся с рекомендованной специальной литературой, умению работать с разнообразными источниками информации....

22 01 2020 14:33:41

Экономика и ее роль в жизни общества

Цель урока: подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, основной проблеме в экономике, ограниченности ресурсов и проблемы выбора....

21 01 2020 0:25:26

Открытый урок обществознания по теме "Европейский Союз и его миссия". 11-й класс

Урок построен в рамках системно-деятельностного подхода, для развития критического мышления, самостоятельности. На занятии учащимся предстоит выяснить структуру, организацию, проблемы Е С, позиции Е С по отношению к России....

20 01 2020 17:18:34

Воспитательно-познавательная игра "Семь ступеней в мир истории"

Цели и задачи: пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы; повторение и закрепление знаний учащихся по курсам истории России за 6–9-й класс; сплочение учащихся 6–9-х классов в единый коллектив. ...

19 01 2020 14:12:40

Урок (русский язык + история) "Строка, крапленная Афганом.."

Урок основан на работе с письмами выпускника-афганца Мелешина В. Н., погибшего при выполнении воинского долга в Афганистане. Ход афганской войны рассматривается через судьбы её отдельных участников – выпускников школы. На уроке идет словарная работа, работа в группах, подготовка к сжатому изложению. ...

18 01 2020 3:27:37

История и культура народа в форме этнокультурной игры для 9–11-х классов "Татары. Татарстан"

Второй по численности народ России, имеющий здесь свои древние корни, оставшиеся в названиях, языке, традициях других народов России: тюрки, кимаки, болгары, кипчаки... Список этот можно продолжить, смотря о каком времени мы будем говорить…...

17 01 2020 23:35:21

Нарушение естественных прав человека в годы Шоа

В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....

16 01 2020 12:36:41

Деловая игра "Мы — участники школьного референдума"

Урок обществознания в форме ролевой игры " Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....

15 01 2020 22:21:35

Урок-викторина "Русское воинство в IX–XV веках". 6-й класс

Представленный вариант урока с презентацией возможно использовать в качестве повторительного урока по истории России IX–XV веков, внеклассной интеллектуальной игры по истории, внеклассного мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества. Урок построен в виде викторины " Своя игра"....

14 01 2020 7:24:44

Урок "Можно ли считать реформы 60–70-х годов XIX века великими?" Дискуссионная игра-дебаты

В основе разработки урока проблемно дискуссионная игра, которая строится по сценарию вокруг обсуждения проблемы. Роль учителя сводится к минимуму, а ученики решают проблему с позиций своих персонажей, причем результат решения заранее неизвестен. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно участие каждого ученика в разработке проблемы. Данный урок расширяет рамки изучения темы " Реформы Александра II". ...

13 01 2020 6:48:25

Игра для учащихся 5-го класса "Умники и умницы"

Древний мир предстаёт перед нами таинственным и загадочным. Несмотря на проделанную огромную работу археологов, искусствоведов, историков, филологов, ещё много остаётся нераскрытым и неизученным. Но попробуем открыть для себя что-то новое и проверить имеющиеся знания по истории древних цивилизаций....

12 01 2020 0:32:27

Влияние технологических технологий на познавательную активность учащихся на уроках истории и обществоведения

Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, использовать эффективные, оптимальные методы и средства обучения для реализации поставленных образовательных целей и задач. ...

11 01 2020 21:33:58

Религия восточных славян. 10-й класс

Урок знакомит учащихся с историей наших далеких предков – восточных славян. На уроке идет активная работа с историческими источниками, опережающим заданием, игрой, закреплением материала в форме тестов....

10 01 2020 9:51:42

Урок всеобщей истории по теме «Основные периоды "холодной войны"». 11-й класс

Задачи урока: охарактеризовать изменения внешнеполитического курса С С С Р и С Ш А; раскрыть противоречивость международных отношений в 1950–1960-х гг., показать возрастание опасности «горячей» ядерной войны в результате Берлинского и Карибского кризисов; сопоставить цели и методы соперничества сверхдержав за влияние в «третьем мире»....

09 01 2020 18:12:48

"История советской дипломатии в лицах". Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 9–11-х классов

В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства С С С Р (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: " Детство и юность дипломатов", " Интересные страницы становления советской дипломатии", " Легенды дипломатического поприща", " Портрет на фоне эпохи", " На дипломатическом приеме..."...

08 01 2020 15:24:41

Урок истории на тему "Крещение Руси"

Задачи урока: показать значение деятельности князя Владимира для укрепления государства, выяснить причины возникновения христианства у восточных славян, показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси. Урок сопровождается презентацией. Для проверки используется тестирование. Домашнее задание заключается в разгадывании кроссворда по теме урока. ...

07 01 2020 11:15:27

Урок по истории России, 9-й класс, тема "Коллективизация"

Интерактивное обучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Оно позволяет развивать активную жизненную позицию у учащихся, вырабатывать навык коллективной работы, уметь оценивать ситуацию, принимать решение в спорных вопросах и отстаивать его....

06 01 2020 18:30:17

Урок истории по теме "Древнее Двуречье". 5-й класс

Урок истории по теме « Древнее Двуречье» составлен с учетом требований Ф Г О С в свете перехода на новые стандарты. Сопровождается презентацией....

05 01 2020 6:52:26

Открытый урок по обществознанию в 9-м классе по теме "Всеобщая декларация прав человека"

Представленный урок - один из уроков по вопросам права. Основным объектом изучения данного занятия является " Всеобщая декларация прав человека". Главная задача урока - на основе общего знакомства с содержанием декларации, первоначального усвоения ряда ее положений пробудить у школьников отношение к этому правовому документу как к особой социальной и личной ценности....

04 01 2020 21:38:57

История общества через призму закона диалектики

Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....

03 01 2020 13:51:22

Поход персов в Скифию

На уроке происходит знакомство учащихся с историей завоевательного похода персидского царя Дария в Северное Причерноморье....

02 01 2020 7:45:42

Разработка урока по теме "Северо-Восточная Русь в XII веке"

Методическая разработка урока по теме « Северо- Восточная Русь в XII веке» предполагает помочь учащимся понять суть перемен, происходящих не только в Ростово- Суздальском крае, но и в Киевской Руси в целом; оценить значение деятельности ростово-суздальских князей, особенно сущность политических перемен, совершенные потомками Юрия Долгорукого. Тема изучается учащимися самостоятельно в группах методом сопоставления и анализа ряда фактов....

01 01 2020 0:28:22

Урок истории кубанского казачества "Переселение черноморского казачества на Кубань". 8-й класс

Цели урока: формирование представления о важнейшем этапе развития кубанских земель – о переселении черноморских казаков на Кубань, об истории становления Кубанского казачьего войска; привитие любви к малой Родине – Кубани, чувства гордости за свой край и его жителей; воспитание гражданственности и патриотизма, формирование активной жизненной позиции....

31 12 2019 7:10:46

Сценарий вечера "Декабристы"

Мероприятие призвано привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825 г., поможет раскрыть содержание мира русской культуры XIX века, сформировать представления о поэтах-декабристах. ...

30 12 2019 7:11:42

Урок-викторина на тему "Государственная символика"

К государственным символам любой страны относятся государственный герб, флаг и гимн. Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века....

29 12 2019 4:33:43

Применение программы PowerPoint на уроках истории

Урок по теме " Древняя Греция. Греки и критяне" разработан с применением технических средств обучения: мультимедийного проектора, программы Power Point. Это позволило сделать урок более динамичным и интересным, эмоционально оживить его. Ученик "погружается" в обстановку изучаемой исторической эпохи, облегчается процесс запоминания необходимой информации за счёт использования большого количества иллюстративного материала из разных источников....

28 12 2019 9:55:55

"Уроки первого периода Великой Отечественной войны" — занятие с использованием ИКТ

При проведении занятия по теме « Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. И К Т можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....

27 12 2019 16:58:38

Забытая Первая мировая война

В ходе урока акцентируется внимание учащихся на том, что необходимо использовать все возможные средства для разрешения международных конфликтов мирным путем, учитывая итоги и уроки Первой мировой войны....

26 12 2019 7:26:44

Контроль знаний в 8-м классе по теме "Личность и общество"

Урок предназначен для оценки результатов обучения, уровня усвоения обучающимися теоретического материала, сформированности умений и навыков, установления диагностики уровня обученности для дальнейшей коррекции неусвоенного материала. Разработанные контрольные измерительные материалы представляют собой письменную работу в виде теста. Педагогический тест по обществознанию – это система заданий разного уровня сложности, позволяющих качественно оценить структуру и измерить уровень знаний. Работа состоит из 2 вариантов, включающих 9 заданий. Помимо заданий с выбором ответа, имеются задания на соотнесение, а также написание эссе....

25 12 2019 21:57:12

Олимпиада к 20-летию Конституции России

Олимпиада по конституционному праву состоит из 10 заданий, прилагаются ключи....

24 12 2019 2:24:18

История создания музея воинской славы в городе Междуреченске

В статье подробно рассказано, кто, как и для чего создавал в городе Междуреченске Центр патриотического воспитания и музей воинской славы. В приложении приведена презентация о музее....

23 12 2019 21:17:42

Элективный курс "Внешняя политика русского государства в IX—XIX веках"

Программа отражает основные тенденции развития, направления и события внешней политики восточных славян, Киевской и Московской Руси, России и Российской империи. Особое место в программе отводится самостоятельной работе с картами, документами, схемами и таблицами. ...

22 12 2019 19:11:46

Использование современных образовательных технологий на уроках истории в профильной школе

В статье раскрывается сущность современных педагогических технологий, приводится их классификация в научной литературе. Подчеркивается роль современных технологий на уроках истории в профильных классах старшей школы. Особое внимание уделяется таким технологиям как проблемное обучение, адаптивная система обучения, коллективный способ обучения....

21 12 2019 16:21:29

Эпоха Петра Великого

Данный урок может быть использован в преподавании истории методом погружения с использованием технологии К С О. ...

20 12 2019 0:59:23

Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки

Урок проводится по новой истории в 7-м классе, по У М К Юдовской, Баранова, Ванюшкина. Цели урока: помочь учащимся усвоить знания об истории создания независимого государства - С Ш А, познакомиться с Конституцией С Ш А 1787 г. — первым документом Нового времени, продолжить развитие умений выделять главное, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, понимать позицию американского народа в отношении прав человека....

19 12 2019 11:24:33

Урок истории по теме "Ремесла восточных славян"

Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....

18 12 2019 20:26:16

Урок обществознания "Глобальная экономика"

Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....

17 12 2019 8:29:39

Конспект урока по обществознанию. 9-й класс

Конспект урока обществознания в 9-м классе, в ходе которого учащиеся знакомятся с понятием «правонарушение», с видами правонарушений, определяют к каким видам правонарушений относятся предложенные ситуации....

16 12 2019 21:30:11

Древняя Русь

Урок развивающего обучения, с использованием креативного принципа: ищу – и нахожу, думаю – и узнаю, пробую – и делаю, поиск, творчество, самостоятельность. Цель урока – обобщить знания учащихся по истории Древнерусского государства в IX–XI вв., закрепить умения учащихся работать с историческими источниками, специальной терминологией, датами. Для активизации мыслительной деятельности использованы логические и творческие задания: кластер, синквейн, мини-сочинение, цифровой и буквенный диктант....

15 12 2019 5:31:49

Учебно-методическое пособие по истории “Подготовка к олимпиадам”

Данное пособие содержит советы и рекомендации для подготовки к любому виду исторических состязаний, проводящихся в школе, колледже, городе, округе....

14 12 2019 1:56:27

Структурированная (регламентированная) дискуссия на основе групповой работы

Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической практике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....

13 12 2019 0:46:35

Роль язычества в формировании национального самоопределения русского народа и самосознания народов нашей страны

Цель данного урока — сравнение и анализ языческих верований жителей нашей страны на примере славян и сибиряков. Рекомендуется использовать данную разработку как внеклассное занятие или при изучении регионального компонента. Возраст учащихся 10—11-й класс. Эта тема может быть интересна учащимся социально-гуманитарных классов. ...

12 12 2019 8:45:24

Священная для русского война

Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....

11 12 2019 18:33:52

Владимир Святославич. Принятие христианства. 6-й класс

Целью этого урока является изучение истории Древней Руси, деятельности первых киевских князей. А также показать учащимся огромную роль христианства в дальнейшем развитии России....

10 12 2019 14:36:19

Развивающее обучение на уроках истории. "Древнегреческий театр"

Цель современного образования — помочь детям научиться учиться. Ученик должен уметь работать с информацией, добывать знания, должна быть сформирована информационная культура, культура самоорганизации. Развивающее обучение соответствует этой цели. Урок поможет познакомить учащихся с древнегреческим театром, его возникновением и развитием; развивать умение сравнивать явления прошлого и настоящего, анализировать их, выявлять устойчивые причинно-следственные связи. ...

09 12 2019 22:59:55

Урок. "Монголо-татарское нашествие. Установление ордынского ига"

Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....

08 12 2019 23:33:34

Урок истории по теме "Борьба Руси с иноземными завоевателями в XIII веке". 10-й класс

На уроке использованы технологические приёмы: концептуальная таблица, инсерт, акростих. Наряду с технологическими использованы традиционные приёмы: актуализационная беседа, работа с исторической картой....

07 12 2019 12:47:42

Права ребенка: проблемы и перспективы

Проект " Право - компас в моей жизни" способствует развитию личности, создаёт условия для организации деятельности детей по созданию воспитывающей и развивающей среды, формирует правовое самосознание и активную гражданскую позицию. Решаемая проблема: формирование правовых, гражданских, патриотических и нравственных позиций у детей....

06 12 2019 0:21:26

Урок "Россия — путь возрождения"

Урок является обобщающим при изучении темы " Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....

05 12 2019 7:54:47

Интегрированный урок литературы и истории на тему "А.С. Пушкин и декабристы"

Интегрированный урок имел своей целью показать идейную связь творчества Пушкина А. С. с декабристским движением в России, а также углубить знания по изученному в 8-м классе материалу о движении декабристов, показав историю с альтернативной точки зрения - политической и светской жизни общества первой половины XIX века. ...

04 12 2019 10:14:47

Работа с текстом на уроках истории

Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией. Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: " Культура Византии" (6-й кл.), " Феодальная раздробленность" (10-й кл.), " Франкское государство" (6-й кл.)....

03 12 2019 22:54:45

Екатерининская эпоха (внутренняя политика Екатерины II) (7-й класс)

Урок должен дать учащимся исторический портрет Екатерины II; познакомить с предпосылками, содержанием, с общей характеристикой внутренней политики; показать роль дворянских привилегий; продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками. ...

02 12 2019 10:34:23

Методическая разработка урока по теме "Международные документы по правам человека"

Методическая разработка урока по дисциплине « Обществознание» с мультимедиа презентацией, что позволяет педагогу эффективно управлять учебным процессом. В разработке представлены методические рекомендации, дидактические материалы, выдержки из Конституции Р Ф и « Всеобщей декларации прав человека», тест для организации стандартизированного контроля знаний по теме. ...

01 12 2019 20:39:57

Урок "Петр I", 10-й класс

Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охарактеризовать основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....

30 11 2019 4:16:44

Урок по обществознанию. Тема: "Понятие преступления. Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса « Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....

29 11 2019 13:56:24

Мультимедийная презентация на уроках истории в 7-м классе по теме "Экономическое развитие России в XVII веке"

В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...

28 11 2019 20:12:13

"Древнее Двуречье". Урок в 5-м классе

Урок проводится в форме путешествия. Цель урока - познакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья; основными занятиями жителей, развитием письменности. На уроке учащиеся сравнивают географическую среду Египта и Древнего Двуречья, развивают навыки работы с исторической картой, учатся анализировать фрагмент исторического документа....

27 11 2019 12:45:43

Разработка урока по истории России "Исторические образы в русской литературе XIX века" (на примере драмы А.С. Пушкина "Борис Годунов")

Интегрированный урок литературы и истории по произведению А. С. Пушкина « Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....

26 11 2019 13:35:39

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества

Урок формирует представление о Европе и Востоке на основе фактов, причин, целей и итогов Крестовых походов. Учащиеся анализируют изменение образа жизни европейской и мусульманской цивилизаций при влиянии церквей, устанавливают причины, следствия и значение....

25 11 2019 6:53:22

Вводный урок в 5-м классе

Урок дает представление об истории как науке; об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах. Учащиеся знакомятся с лентой времени, с историей Древнего мира....

24 11 2019 9:31:58

Правовые аспекты экономики

Предлагаемое занятие является интегрированным уроком (экономика + право (политическая сфера). Имеет место работа с документами, анализ задач, а также проблем, возникающих в обществе в рамках этих двух сфер деятельности. Учащиеся делятся на 4 группы, работа проводится в форме дискуссии. Разные взгляды могут быть у ребят по поводу решения задач. Перед организацией дискуссии учащиеся повторяют свой фактор производства, доказывают, чем привлекательнее данный ресурс....

23 11 2019 8:46:31

Итоговый урок по теме "Древняя Греция"

Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме " Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....

22 11 2019 11:41:10

"Круглый стол" по дисциплине "История России" на тему "Кавказская война 1817-1864-х годов. Итоги и уроки"

В предлагаемом "круглом столе" рассматриваются различные точки зрения. Рассматривая Кавказскую войну как историческое явление, ее сущность, причины, ученики выясняют, возможно ли было избежать подобных трагических событий, стараются ответить на вопрос - нужны ли нам, живущим в XXI веке, знания о событиях той далекой эпохи и если нужны, то зачем?...

21 11 2019 18:32:11

Международное гуманитарное право

Цель данной работы состоит в изучении сущности международного гуманитарного права. Я рассматриваю положения международных гуманитарных конвенций, действовавших в период Второй мировой войны и действия нацистской Германии, которая нарушала нормы международного гуманитарного права. Выполнив данную работу, я сделала следующие выводы: все нормы международного гуманитарного права нарушались в ходе Второй Мировой войны....

20 11 2019 23:31:32

Урок мира

Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....

19 11 2019 7:17:15

Рязанский край в годы Великой Отечественной войны. 9-й класс

Урок затрагивает актуальную проблему Великой Отечественной войны и вклада Рязанского края и рязанцев в общую победу. Урок соответствует требованиям Ф Г О С. В ходе работы в группах обучающиеся изучают документы, историческую информацию, позволяющую дать многоаспектный анализ деятельности Рязанского края в годы войны. Выполнение Боевых листков и заполнение таблиц на основе выступлений представителей групп позволяют глубже осмыслить материал....

18 11 2019 21:16:37

Потребительский экстремизм

Списывать проблемы на несовершенный, как некоторые считают, закон не совсем правильно. Виноваты люди, которые по своему усмотрению трактуют его в свою пользу. Как в любых договорных отношениях, стороны имеют права и обязанности. Однако распределить их хотят крайне несправедливо: права – потребителям, обязанности – продавцам. Показаны способы противодействия неправомочным действиям потребителей....

17 11 2019 16:41:51

Игра-состязание "Россия XIX века в портретах императоров"

Предлагаю вариант урока итогового повторения в 8-м классе с целью обобщить и систематизировать знания учащихся, подвести итоги изучения истории России XIX века. ...

16 11 2019 5:25:42

Урок "Ассирийская держава"

Тема рассчитана на один урок. Так как объем материала достаточно большой, целесообразно организовать работу в группе и парами. Для работы на каждую парту раздаются листы с планом урока и заданиями. Ученикам даются рекомендации, как работать с листами в группах и в парах. Проверка знаний проводится в виде теста. Перед выполнением задания также даются рекомендации. ...

15 11 2019 0:22:17

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций (" Багратион", " Ост", " Цитадель", " Кремль", " Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А. Р. Никифорова " Жуков – великий полководец"; Б. Полевого " Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

14 11 2019 12:26:15

Открытый урок по всемирной истории по теме "Древний Китай"

Данный урок предназначен для 6-го класса, который изучает Историю Древнего мира. Он познакомит учащихся с тем, как происходило объединение Китая, с кем китайцы вели завоевательные войны. Ученикам предстоит выяснить, для чего была построена Великая Китайская стена и как она выглядела....

13 11 2019 5:44:19

Презентация: «Портфолио учителя истории»

Представлено портфолио учителя истории. Состоит из семи разделов....

12 11 2019 19:21:51

Отечественная война 1812 года

Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем истории, является воспитание патриотизма, гордости за свою Родину. Урок позволяет на основе личностно-ориентированного подхода обеспечить качественно-новый уровень образования детей с патологией зрения. ...

11 11 2019 15:31:41

«Деятельность». Урок повторения по курсу обществознания, 10-й класс

Создавая урок, автор надеялся показать, насколько увлекательными и интересными могут стать сорок пять минут повторения «сухой» темы « Деятельность». Для этого в ходе урока использовались фотоматериалы из жизни и деятельности самих школьников; привлекался сложный теоретический материал: философские теории И. Канта, Н. Макиавелли, Й. Хезинга....

10 11 2019 23:14:25

Урок истории в 5-м классе по теме "Римский характер"

Урок « Римский характер» поведён как повторительно-обобщающий по теме с опорой на умение учащихся работать с дополнительным материалом. Одной из основных воспитательных задач урока является не только показ учащимся основных качеств, присущих римскому характеру, но и развитие положительных качеств, достойных гражданина, посредством постоянного приближения событий древней истории к современной жизни и характерам молодого поколения. ...

09 11 2019 4:50:58

Тема урока: "Право в системе социальных норм". 9-й класс

В ходе урока применяется метод сотрудничества, учитель и учащиеся совместно усваивают новый материал. Урок развивает у учащихся способности систематизировать правовые знания, анализировать тексты нормативных документов, применять их на практике при решении задач....

08 11 2019 18:20:49

Проект урока по истории Отечества в 6-м классе "Древнерусское хозяйство"

Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....

07 11 2019 10:29:52

Повторительно-обощающий урок истории в 10-м классе: "Объединение Руси"

Работа посвящена систематизации пройденного материала по теме " История объединения Руси"....

06 11 2019 13:16:21

Работа с документами и источниками на уроках историко-обществоведческого цикла и регионального компонента

Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....

05 11 2019 19:55:51

Урок истории по теме "Российское общество во второй половине 90-х гг. ХХ в.". 9-й класс

Совместная деятельность учителя и ученика учит навыкам осмысления текстового, статистического материала, учит не только высказывать свою точку зрения, но и её отстаивать, приводя свои аргументы. Организация такой учебной деятельности – залог успешного усвоения учебного материала. В конце урока учащиеся должны показать эволюцию социальной структуры постсоветского общества, назвав её причины, чтобы в последствии дать точную историческую оценку происшедшего в России в 90-е годы....

04 11 2019 8:40:31

Открытый урок по новой истории

Проблемный урок с элементами исследования первоисточников и элементами мультимедиа по теме итогов войны за независимость в С Ш А. Исследуются такие важные документы в истории С Ш А, такие как « Декларация независимости С Ш А», « Билль о правах», Конституция 1787 года. ...

03 11 2019 21:40:53

Распад СССР. Становление новой российской государственности

На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....

02 11 2019 7:58:17

Внеклассное мероприятие по истории "Герои Средневековья"

Внеклассное мероприятие по истории является К Т Д, которое ежегодно проводится в нашем М О У. В 2007-2008 уч.г. была выбрана тема " Герои Средневековья". Представлен сценарий мероприятия, мультимедийное сопровождение (сокращенный вариант) и творческий отчет. ...

01 11 2019 17:15:15

Урок для класса социально–гуманитарного профиля "Особенности российской цивилизации"

Уроки, посвященные особенностям российской цивилизации, культуры, можно провести как вступительные к теме « Модернизирующееся общество», перед изучением истории России в 10-м классе (перед темой « Россия в XIX в.») или как вводные к изучению отечественной истории в 11-м классе. ...

31 10 2019 18:25:40

Урок по теме "Усиление королевской власти в XVI–XVII вв. Абсолютизм в Европе"

Цель урока: обобщить предпосылки перехода к абсолютной монархии, раскрыть её характерные особенности на примере Франции и Англии; развивать умения анализировать исторические явления, установить связи между ними; показать отношение абсолютной монархии к своему народу....

30 10 2019 15:15:53

Великие географические открытия

Благодаря стремлению к новому древний классический мир расширился со Средиземноморского региона, постепенно привлекая новые культуры и цивилизации. Этот урок посвящен Великим географическим открытиям середины XV – середины XVII века....

29 10 2019 17:48:32

Развитие критического мышления учащихся на уроках истории и обществознания

Т Р К М - технология Л О П, востребованная объективным развитием общества. Основа Т Р К М - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. С помощью методов и приёмов Т Р К М формирует функциональные качества личности, носит деятельностный характер (от постановки учеником цели к её реализации). Она успешно реализуется (на примере данной работы). В режиме Т Р К М у учащихся постепенно складывается тип независимого, открытого, опирающегося на аргументы мышления (критическое мышление). Трудность - в неадаптированности текстов возрасту учащихся....

28 10 2019 17:17:19

Урок на тему "Познавательное застолье"

" Познавательное застолье" - это уникальная возможность "попробовать историю на зубок". Отличительной особенностью данного урока является его наглядность и иллюстративность. Особый колорит придает костюмированность и театрализованность мероприятия. Нетрадиционность подачи материала позволяет сделать урок по-настоящему ярким, праздничным, запоминающимся и одновременно информативным. Отсутствие школьно-письменных принадлежностей и нестандартный способ оценки помогают создать атмосферу максимального психологического комфорта для детей....

27 10 2019 8:56:44

Общественные дисциплины в предпрофильной подготовке

Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...

26 10 2019 2:37:17

Информационные технологии на уроках истории

В процессе изучения нового материала, обсуждения итогов Второй мировой войны, событий послевоенного периода сформировать представление у учащихся о "холодной войне". Подчеркнуть причинно-следственную связь между итогами Второй мировой войны и последующими событиями "холодной войны"....

25 10 2019 0:51:43

Использование современных педагогических технологий на уроках истории

В статье описан опыт применения современных технологий на уроках и обозначены те проблемы, с которыми приходится сталкиваться во время работы учителю....

24 10 2019 9:51:17

Урок новой истории в 7-м классе по теме "Английские колонии в Северной Америке в XVII веке"

Этот урок проводится с использованием опорных сигналов, национально-регионального компонента и элементов интеграции истории и английского языка. В процессе объяснения нового материала идет сравнение двух культур: ненецкой и индейской. Целью урока является сформирование у учеников представления об основании колоний в Северной Америке....

23 10 2019 1:55:23

Внеклассное мероприятие по истории "От обелиска к обелиску". Виртуальная экскурсия

Урок помогает сформировать представления о памятниках как исторических источниках, о памятных местах города Камышина, развивать исследовательские навыки школьников, воспитывать чувство уважения к памятным местам героическим традициям горожан....

22 10 2019 1:30:35

Обобщающий урок по теме "Народы Азии, Америки и Африки в средние века"

Обобщающий урок построен в игровой форме. Использование игры на уроке дает возможность активизировать познавательную деятельность учащихся, поддерживать интерес к предмету....

21 10 2019 11:38:52

От сталинизма к десталинизации. 11-й класс

Урок истории для 11-го класса по У М К Волобуева О. В., Клокова В. А., Пономарева М. В. На уроке рассматриваются альтернативы развития С С С Р после смерти И. В. Сталина и выделяются причины победы Н. С. Хрущева, выявляется значение XX съезда партии. Урок способствует развитию умения излагать оценку исторических личностей....

20 10 2019 9:50:46

Урок "Формирование сословий на Руси в IX - XII вв." (10-й класс)

Урок истории обобщает и систематизирует знания учащихся о внутренних социальных процессах, которые происходили в Древнерусском государстве; на основе правовых документов учащиеся выявляют источники формирования населения, зависимого от земельной собственности феодала. ...

19 10 2019 4:30:39

Практическое занятие "Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе" по обществознанию в 11-м классе (блок "Социология")

Урок обществознания для 11-го класса. В настоящее время в связи с экономическим и социальным развитием общества социальные перемещения становятся все боле частыми. Именно с этим связано такое социальное явление как маргинализация. Главным в маргинальности является то, что личность теряет принадлежность к какой-либо конкретной общности. ...

18 10 2019 5:22:21

Япония на пути модернизации

Особенности становления империализма в стране с традиционной восточной цивилизацией. Умение заимствовать у других стран всё имеющее ценность для своей страны, при сохранении национальной культуры. Япония - единственная из неевропейских стран, чей уровень развития к началу XX века достиг уровня ведущих европейских держав. ...

17 10 2019 22:42:25

Программа по обществознанию. 5-й класс

Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации. Представлена программа по обществознанию для 5-го класса....

16 10 2019 23:49:19

Открытый урок по предмету "Основы права" на тему "Конституция – основной закон государства" в форме игры КВН

Урок закрепления ранее полученных знаний по теме с применением игрового материала. На уроке проводится работа по воспитанию у студентов уважения к Конституции Р Ф. Задачей урока является развитие личности будущего специалиста, понимающего, что ценность права – в его способности регулировать жизнь общества....

15 10 2019 19:54:39

Любит, любит кровушку русская земля

Гражданская война – один из самых трагичных этапов в истории России. В её период погибло более десяти с половиной миллионов человек. Из них погибло во время действий около 2,5 млн. человек, все остальные – в результате террора (2 млн.), голода и эпидемий (6 млн.). В эти дни братоубийственной войны люди одной страны шли грабить, убивать и разорять своих же соотечественников, ближайших знакомых, родственников....

14 10 2019 11:12:53

Архитектура мечетей России и мира конца XVIII – начала XXI в.

Урок призван сформировать знания об архитектуре и зодчестве татарского народа в конце XVIII – начале XXI века, выяснить разновидности мечетей, раскрыть значение архитектуры мечетей и шамаиля в истории развития татарской культуры....

13 10 2019 0:26:52

Культура Древней Руси. 6-й класс

Урок истории знакомит учащихся с памятниками культуры. Цель: добиться осознания особенностей и высокого уровня отечественной культуры. На уроке предполагается групповая форма работы с сочетанием фронтальной и индивидуальной. Присутствуют элементы игры и соревнования между группами: кто быстрее и полнее ответит на вопрос. Урок интерактивный: постоянно осуществляется взаимная связь «учитель-ученик» и «ученик-ученик»....

12 10 2019 2:42:47

Рабочая тетрадь для индивидуальной работы учащегося по истории Древнего мира. 6-й класс

Все задания, вошедшие в тетрадь, соответствуют программе М О Н Республики Казахстана по курсу истории Древнего мира. Повторяется и закрепляется материала в практическом применении знаний. В сборнике предлагаются различные типы заданий: работа с таблицами, схемами и картами, вопросы, тесты, – все это сделает занятия интересными и увлекательными, закрепит знания и расширит кругозор учащихся....

11 10 2019 22:54:19

Интегрированный урок (английский язык + история) по теме "Две сверхдержавы: противники и союзники"

В статье определяется сущность понятия «холодная война», выясняются причины этого явления, определяется влияние внешних факторов на внешнюю политику С С С Р в послевоенный период, отрабатываются лексико-грамматические навыки и переработки информации....

10 10 2019 13:22:45

Распад СССР. Становление новой российской государственности

На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....

09 10 2019 19:34:12

"Народные волнения в 1660–1670-е годы". 7-й класс

Цель урока: сформирование представления о народных движениях XVII века, развитие мыслительных навыков и познавательных умений, воспитание интереса к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому....

08 10 2019 8:45:34

Единый классный час "630 лет Куликовской битве"

Игра прививает интерес к изучению истории своей страны, воспитание чувства гордости за свою историю и предков, воспитание патриотизма, а также повторение и закрепление ранее изученной темы....

07 10 2019 20:48:50

Интеграция обучения истории и деятельности школьного музея – условие формирования гражданина и патриота

В данной статье дается обоснование подхода к преподаванию истории в школе. Раскрыты способы активизации познавательной деятельности учащихся, отражена роль школьного историко-краеведческого музея в историческом образовании и формировании гражданина и патриота своей Родины. ...

06 10 2019 14:42:26

Урок-викторина: обобщение и повторение по теме "Становление средневекового общества: христианский и исламский мир"

Представляемый урок – урок повторения и обобщения пройденного материала по теме " Становление средневекового общества: христианский и исламский мир". Урок проводится в игровой форме, в форме интеллектуальной викторины. Учащиеся закрепляют пройденный материал в ходе интеллектуального соревнования, используются все виды навыков мышления, навыки работы в малых группах....

05 10 2019 13:56:17

Вершина Средневековья (обобщающий урок по истории Средних веков в 6-м классе)

Учебная игра остается одним из наиболее широко используемых средств обучения в практике преподавания истории. Игра дает возможность развивать интерес школьников к предмету, реализует интеллектуальный потенциал учащихся....

04 10 2019 1:38:10

Элективный курс «Семейное право»

Данный курс направлен на повышение уровня изучения обществознания как базового учебного предмета; знакомство учащихся с основными вопросами семейного права; оказание учащимся помощи в подготовке к экзамену по обществознанию на повышенном уровне....

03 10 2019 2:59:55

Урок эмоционального сопереживания для учащихся 8–9-х классов "Детство, опаленное войной"

Урок эмоционального сопереживания в форме историко-литературной гостиной способствует осознанию учащимися через исторический и литературный материал ценности каждой человеческой жизни, неприятию идей насилия. Цель: формирование гражданской позиции учащихся, гордости за свой народ, воспитание патриотизма, сострадания и бережного отношения к героической истории родного края, воспитание чувства сопричастности к истории своей родины....

02 10 2019 23:29:19

Образование славянских государств

Урок в 6-м классе по теме " Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....

01 10 2019 11:40:25

Методическая разработка урока по новой истории в 7-м классе "Повседневная жизнь"

Урок проводится в технологии Р К М Ч П (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....

30 09 2019 12:38:41

Урок-семинар по истории России XX в. (9-й класс.)

Урок является ключевым в изучении событий, происходивших в России в 1917 году. Семинарская форма организации изучения нового материала позволяет рассмотреть различные варианты развития России, что способствует осмыслению учащимися сложности исторического процесса. Урок способствует формированию следующих компетенций учащихся: исследовательской – работа с историческими источниками и дополнительной литературой, коммуникативной – ведение дискуссии, аргументирование своей точки зрения. ...

29 09 2019 11:19:25

"Зарождение демократии в Афинах"

На уроке ребята через решение исторических задач при помощи вопросов, самостоятельного составления небольших рассказов, решения кроссворда, в игровой форме изучают новый материал. Пятиклассникам дается возможность получить представление о первой демократии на земле и обществе, в которой она зарождалась....

28 09 2019 8:58:59

На пути буржуазных преобразований. Россия между двумя революциями. Урок с элементами ИКТ

Цели урока: расширить знания учащихся о причинах, сущности и результатах буржуазных реформ П. А. Столыпина; сформировать умение давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей; закрепить навыки оформления конспекта, умения выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи; пробудить интерес учащихся к пополнению знаний на основе изучения дополнительной литературы. ...

27 09 2019 8:28:16

Внеклассное мероприятие по истории "Умники и умницы"

Представлено внеклассное мероприятие по истории для учащихся начальных классов. Урок позволит выявить сообразительных, находчивых, внимательных учащихся, умеющих логически мыслить....

26 09 2019 9:22:26

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.