История для молодежи    

Открытый урок по истории по теме "Предпосылки образования Древнерусского государства"

Задачи урока:

  • Образовательные: учащиеся должны уяснить:
    • что образование государства является результатом длительных закономерных и объективных процессов внутри данного общества;
    • на каком этапе развития находились славяне в VII-IX вв.;
    • что славяне в IX в. стояли на рубеже государственности.
  • Развивающие:
    • формировать умение работать с картой; способствовать овладению исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников (письменных, устных, вещественных);
    • учить работе с дополнительной литературой;
    • изложению мыслей вслух перед аудиторией.
  • Воспитателные:
    • воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма. 

Базовые понятия: соседская община, производительные силы, прибавочный продукт, собственность.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: схемы, тексты документов, карты, мультимедийная аппаратура.

 План урока:

I. Опрос.
II. Изучение нового материала.
1. Восточнославянские племена VII-IX вв.
2. Развитие хозяйства.
3. Ремесла. Города. Торговля. Путь «из варяг в греки».
4. Зарождение признаков государственности. Усложнение структуры общества.
III.  Закрепление.

ХОД УРОКА

I. Опрос (тестирование)

1. Мощный союз восточнославянских племен сложившийся в V в. и на древнеиранском языке означающий «жители окраин»

а. славяне       в. анты
б. гунны         г. аланы

2. Город, ставший центром полян

а. Смоленск
б. Киев
в. Муром

3. Религия, для которой характерно многобожие

а. политеизм
б. монотеизм
в. тотемизм

4. Бог вселенной, стоявший во главе славянских божеств

а. Стрибог         в. Сварог
б. Велес             г. Симаргл

5. Распределите определения по смысловому значению:

Коляда                             Праздник весеннего равноденствия (март).
Масленица                       Летний солнцеворот – 23 июня
Праздник Купалы           Поворот солнца на весну.

6. Тюркская орда вторгшаяся в сер. VI в. в Восточную Европу.

а. хазары  в. печенеги
б. авары   г. булгары

II. Изучение нового материала. Слово учителя

1в.

1. Утро, пробуждается природа

Первые рассветные лучи,
На воротах древнего поселка
Отблески оставили свои.
Здесь живет народ,
Высокий и красивый, –
Светлоокие и смелые мужи,
Женщины изящные, как ивы,
Дети, словно крепкие дубы.

2. Цели и задачи урока.

3. Монах Нестор  и его описание образования Древнерусского государства:   Карта

  • размещение европейских народов и славян – на Дунае
  • переселение:

– в Поднепровье;
– в междуречье Оки и Волги;
– в район Русского Севера

  • местные народы:

балтийские –  чудь (эсты), литва, летголы, земиголы;
угро-финские народы – мурома, весь, мордва, меря, пермь, печера, емь, корела, югра. 

4.  Формирование крупных племенных союзов – в VIII в. Примерно 15 (по данным Нестора). 

Самостоятельная работа учащихся – работа с картой и летописью.

Задание: пользуясь картой и летописью «Повесть временных лет» определите места расселения славянских племен. (Приложение 1. Рисунок 1)

Вопросы:

1. О каких группах славянских племен идет речь в документе  и где находились места их расселения?
2. В чем особенности названий славянских племен?
3. О каком уровне общественных отношений у славянских народов это свидетельствует?
4. Какой вывод из вышесказанной информации вы можете сделать?

Вывод 1:   Наличие союзов славянских племен (все выводы фиксируются на доске).

2в. Развитие хозяйства

1. VIII-IX вв. – в период мирного развития наблюдается хозяйственный подъем у восточных славян.
Однако особенности хозяйственного развития подводят восточных славян к стремлению создания единого государства.

2. Историческая справка

Ученик дает справку о выделении более сильного союза полян и его хозяйственного успеха. (Материал учебника. Арабский писатель Ибн-Руста (X в.) Дидактический материал 6-7кл.).

3. Особенности географического положения новгородских славян – лесной, речной, озерный край.
Менее развито – земледелие
Развито
1) судоходство, торговля, ремесло
2) охота на пушного зверя, рыбная ловля, бортничество.

 3в. Ремесла. Города. Торговля. «Путь из варяг в греки».

1. VII–IX вв. наблюдается развитие ремесла, рост городов и торговых сетей.

– О чем говорят следующие данные археологов?

а) В одном из сел среднего Поднепровья археологи нашли 25 кузнечных городов, где плавили железо и изготавливали до 20 видов орудий труда и оружия.

б) отделение ремесла от земледелия

в) места расселения ремесленников – создание восточнославянских городов.

Вопрос: Какой вывод можно сделать исходя из географических и хозяйственных особенностей славян?

Вывод 2: Развитие производительных сил восточнославянских племен подталкивающих их к сближению.

г) Развитие торговли.

Самостоятельная работа учащихся. (Учебник. Учащиеся показывают: «Путь из варяг в греки»; Восточный торговый путь;  Торговые пути в Центральную и Южную Европу).

Задание: найдите и покажите на карте, какие торговые пути проходили по территории расселения восточных славян. С кем велась торговля?

Вопросы: 

1. Какое значение играла торговля в жизни восточных славян?
2. Что мы можем сказать об отношениях между союзом восточных славян и их соседями?

Вывод 3: Развитие торговли, в том числе международной, приводило к расширению культурных и торговых связей внутри страны.

4в. Зарождение признаков государственности. Усложнение структуры общества.

1.VII-IX вв. – в восточнославянских землях проходит бурный процесс  распада родовой общины.

Причины: 

– В мирное время отпала в ней необходимость;
– В результате совершенствования производительных сил  отдельная семья была в состоянии самостоятельно обеспечить себя всем необходимым.

2. Славяне не могут полностью отказаться от общины – в совместном пользовании остаются леса, озера, выпасы для скота.

Вопросы:

1. Как называется тип общины, когда ее члены не обязательно являются родственниками.
2. Какой вывод вы можете сделать?

Вывод 4: Формирование у восточных славян соседской общины (анализируют таблицу).

(Приложение 1. Рисунок 2)

3. Выделение семей, где больше сильных и энергичных мужчин – больше обрабатывали земли – больше получали прибыли.

Вопрос:

1. Как вы считаете, хозяйственный подъем, развитие торговли, выделение отдельных семей в процессе формирования соседской общины могло повлиять на изменение социального состава?
2. Как?

Вывод 5:  Рост имущественного неравенства

4. Усложняется структура общества.

Возрастает роль племенных вождей, воинов окружающих их в период организации походов.

Вопрос: О чем это говорит?

Вывод 6: Происходит выделение племенной знати.

 5. К IX веку складывается четкая иерархия (Слайд «Система управления восточных славян»).

Вывод 7: Появление системы управления у славян (Приложение 1. Рисунок 3).

6. Сравните социально-экономическое развитие восточных славян в VIII- IX вв. с признаками государства. Как вы думаете, сложились ли предпосылки в этот период для создания Древнерусского государства у восточных славян?

7.Учащиеся делают вывод, аргументируя свои высказывания («Признаки государства»). (Приложение 1. Рисунок 4).

III. Закрепление

– Подведем итог урока. Задание – закончить предложение, используя знания, полученные на уроке.

1. Прародиной славян является территория на реке (Дунай).
2. Расселение Восточных славян на территории Поднепровья (в междуречье Оки и Волги и в районе Русского Севера).
3. В VIII в. Идет процесс формирования (племенных союзов).
4. Наиболее развитыми племенными союзами были (поляне и новгородские славяне).
5. В IIIV-IX вв. зародился знаменитый путь («Путь из варяг в греки»).
6. На смену родовой общине пришла (соседская община).
7. Для соседской общины характерно (1.совершенствование орудий труда; 2.возможность обрабатывать поле силами одной семьи; 3. Объединение соседей; 4. Частная собственность на средства производства).
8. С разложением первобытнообщинного строя наблюдается возникновение (имущественного неравенства и зарождение классов).

IV. Итог урока. Оценивание работы учащихся на уроке. Домашнее задание.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

"Реформа политической системы в СССР в 1988–1989 гг."

Цели урока: познакомиться с основными событиями политической реформы эпохи перестройки; подойти к пониманию итогов политической реформы. ...

19 01 2020 23:10:10

Социальная структура общества и социальные отношения

Тема " Социальная структура общества и социальные отношения" изучается в курсе обществознания 2 часа. В ходе урока усваиваются новые термины, применяемые для представления социальной структуры общества. Для расширения представлений школьников о социальной структуре общества рассматриваются классовый и стратификационный подходы, взгляды М. Вебера и П. Сорокина. Теория социальной мобильности позволяет объяснить природу процессов, происходящих в современном обществе. Урок рассчитан на возрастные особенности обучающихся. Деятельность в группах и индивидуальная работа позволяют школьникам выбрать для себя наиболее приемлемые формы. Задания, предлагаемые школьникам, способствуют развитию навыков работы с тестами, статьями, аналитическими документами....

18 01 2020 22:47:43

Урок истории по теме "Правление первых Романовых". 10-й класс

Урок с И К Т повторяет и обобщает материал по теме « Россия после Смуты». Материалы урока также можно использовать в 7-м классе при изучении темы « Россия в XVII в.»....

17 01 2020 21:11:22

Кубань в Великой Отечественной войне

Урок-исследование в 9-м классе. В школе учатся дети из разных городов и станиц Краснодарского края. За две недели до урока учащиеся получили задание найти материал по истории своей станицы в годы войны. Цели урока: формирование представления у учащихся о Кубани во время Великой Отечественной войны, о битве за Кавказ. ...

16 01 2020 3:13:58

Сценарий устного журнала "История нашей армии", посвященного Дню защитника Отечества

Защитники России разных времен прошли нелегкий ратный путь, познали величие и радость победы, с честью выполнили свой долг перед народом, историей. Проходят годы, но не меркнет подвиг во славу Родины. Нынешнее поколение российских людей с большой признательностью воздает дань глубокого уважения своим героям, всем тем, кто в пору военного лихолетия, не щадя жизни, бесстрашно сражался с врагом....

15 01 2020 8:45:51

Они отстояли Родину

Внеклассное мероприятие ко Дню Победы с целью расширить знания школьников о Великой Отечественной войне; дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле; рассказать о пионерах-героях, о детях войны; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны....

14 01 2020 8:50:55

Метод проекта с использованием информационных технологий в преподавании истории

Уроки, на которых применяется проектная деятельность с использованием информационных технологий, помогают учащимся понять роль знаний, эмоционально ощутить разнообразие форм работы с информацией, а главное - развивать умения активной познавательной деятельности....

13 01 2020 19:33:37

История России XX века. Урок по теме «Новая экономическая политика». 9-й класс

Цель урока: формирование у учащихся целостного представления о новой экономической политике....

12 01 2020 5:50:17

Урок-конкурс обобщающего повторения по истории России в 7-м классе по теме "Россия – век XVII"

Урок обобщающего повторения проводится в форме конкурса, класс делится на три команды, каждая из которых в ходе урока отвечает на вопросы конкурсных заданий. Конкурсные задания проецируются в виде слайдов презентации, после ответов команд на экран проецируются правильные ответы с последующей коррекцией знаний учащихся....

11 01 2020 12:29:52

Урок литературы "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....

10 01 2020 4:10:47

Программа элективного курса "История права в России" для профильного 10-го класса

Программа дает возможность учащимся сформировать свой взгляд на историю России, ознакомиться с ее правовыми традициями, проследить развитие права с Древней Руси до начала Х ХI в. Данный курс является межпредметным: наряду с юридическими фактами, в его содержание входит изучение закономерностей исторического развития. Главная методологическая предпосылка курса – историческая преемственность в развитии государства и права. ...

09 01 2020 9:22:30

Методическая разработка по обществознанию "Семья и общество"

Цель методической разработки состоит в определении основной характеристики семьи и семейных отношений, определить сущность семьи, назвать и охарактеризовать ее функции....

08 01 2020 1:58:42

Урок на тему "Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации". 7-й класс

Представлена модель современного урока истории. Учитель направляет деятельность учащихся в процессе изучения взглядов Жана Кальвина, разбирает с ними особенности кальвинистской церкви, организует работу в микрогруппах по вопросу о контрреформации. Урок завершается обсуждением значения Реформации. Урок сопровождается презентацией....

07 01 2020 4:13:13

Интегрированный урок (обществознание + английский язык) по теме: "Ты и твои товарищи"

Интегрированный урок посвящен описанию характера и поведения людей. Данные темы по предметам (обществознание, английский язык) изучаются в первой четверти учебного года. Урок способствует созданию условий для формирования у учащихся отношения к лидерам, как к личностям с положительными качествами, осмыслению учащимися своего положения в обществе; воспитанию чувства уважения друг к другу, умения работать в группе и прислушиваться к мнению товарищей....

06 01 2020 8:40:33

Диспут "Легко ли быть молодым?"

Основные задачи диспута - развитие логического мышления, формирование самостоятельности мышления старшеклассников....

05 01 2020 7:11:27

Интегрированный урок по теме "Россия на рубеже веков (конец XVII – начало XVIII в.). 10-й класс

Базовым учебником является учебник по истории России под ред. А. Н. Сахарова. Учащиеся имеют возможность рассмотреть данный период в истории, анализируя не только статьи учебника, но и такие произведения искусства, как оперу М. П. Мусоргского " Хованщина", картину В. И. Сурикова " Утро стрелецкой казни", а также повесть В. С. Соловьева " Царь-девица"....

04 01 2020 22:21:28

Разработка урока по обществознанию "Трудовое право несовершеннолетних". 9-й класс

Сценарий урока по обществознанию в 9-м классе, цели которого — дать учащимся представление о трудовых правах несовершеннолетнего....

03 01 2020 6:20:40

Интегрированный урок по истории России и литературе на тему "Борис Годунов: неслыханное возвышение и трагический конец"

Основная цель урока состоит в том, чтобы, используя дополнительный материал курсов литературы и истории, познакомить учеников с личностью первого избранного русского царя – Бориса Годунова и его трагической судьбой. Урок создал условия для самореализации учеников через моделирование проблемных ситуаций, пробуждение познавательного интереса и поиск путей решения проблем. ...

02 01 2020 6:14:16

Урок истории и культуры Башкортостана на тему "Загир Исмагилов – жизнь и творчество". 7-й класс

В ходе урока расширяются знания и кругозор учащихся в области композиторского искусства. Урок знакомит с жизнью и творчеством одного из первых профессиональных композиторов Загира Исмагилова – народного артиста С С С Р, лауреата Государственной премии Р Б имени Салавата Юлаева, Государственной премии Р С Ф С Р имени Глинки. В течение урока учащиеся заполняют таблицу, слушают выступления товарищей....

01 01 2020 8:46:40

Урок по теме "Я-гражданин"

Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления. ...

31 12 2019 6:20:30

Откуда есть пошла Русская земля

Урок проводится в 6-м классе на основе привлечения различных исторических источников. Важнейшим источником по истории славян является летопись, составленная в начале XII века монахом Нестором. Его " Повесть временных лет" содержит сведения о событиях и людях за целых три столетия. На уроке используются византийские, арабские источники, содержащие свидетельства о быте, обычаях, нраве славян. ...

30 12 2019 17:20:58

Защита прав потребителей

Урок разработан на основе закона Р Ф « О защите прав потребителей». Урок представлен в форме – урок-игра. Участвуют две команды. Переходя от этапа к этапу, дети демонстрируют свои знания, проявляют свое творчество, делают свой выбор. Урок включает в себя разнообразные формы: от домашнего задания до театрального представления....

29 12 2019 17:17:37

Конспект урока по истории России по теме "Трагические дни войны" 1942 года

В статье представлен конспект урока истории России по теме " Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея Г О У Н П О " П У № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....

28 12 2019 5:27:30

Реформы П.А. Столыпина

В ходе урока изучаются цели, содержание и значение реформ Столыпина. Учащиеся определяют причины, по которым реформы Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране....

27 12 2019 10:25:53

Рождение слободы Николаевской. 9-й класс

Цели урока: используя факты и ранее имеющиеся знания, обучающиеся смогут сформировать представление о развитии Заволжья в XVIII веке; обучающиеся смогут выявить принципы создания поселений в Заволжье в XVIII веке, смогут сформировать устойчивый познавательный интерес к истории родного края....

26 12 2019 10:26:28

Разработка урока на тему "Жертвоприношение в античности – союз богов и людей"

Урок спланирован по алгоритму, предложенному Е. Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета " Первое сентября" и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов М Г У им. М. В. Ломоносова по теме « Как преподавать историю: теория и методика»....

25 12 2019 23:23:49

Урок истории по теме "Первая война Рима с Карфагеном". 5-й класс

Цели урока: проверить степень усвоение изученного материала; подвести учащихся к пониманию причин, характера войны Рима с Карфагеном; дать представление о пунических войнах и их результатах; продолжить формирование умений работать с исторической картой, самостоятельно составлять рассказ, делать отзыв на ответы одноклассников, самооценку, выделять главное из рассказа учителя, работать с дополнительными источниками; совершенствование навыком самостоятельной работы....

24 12 2019 20:22:44

Личностный подход к обучению и воспитанию через лекционно-семинарско-зачетную систему преподавания истории

В данной статье приводится система работы учителя в старших классах с использованием лекционно-семинарско-зачетной системы преподавания, которая позволяет осуществлять гуманизацию образования, ставить личность в центр образовательного процесса. Цель работы — формирование личности, способной ориентироваться во всем многообразии современного мира....

23 12 2019 22:34:13

Задания по типу ЕГЭ по теме: "Политическая раздробленность на Руси" (6-й класс)

Автор знакомит с опытом подготовки школьников к Е Г Э по истории, начиная с 6-го класса основной школы. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох. ...

22 12 2019 12:17:38

Урок-эстафета "Звездный час" по теме "Древняя Греция"

Уроки повторения зачастую бывают перегружены информацией, новыми понятиями, датами, что вызывает дополнительные сложности и не всегда способствует развитию интереса у ребят. Конечно, хочется, чтобы эти уроки были увлекательными, запоминающими, чтобы они вызывали интерес у ребят. Одним из способов сделать урок именно таким - это привлечь их на уроке к игровой деятельности....

21 12 2019 14:43:28

Повторительно-обобщающий урок "Россия в первой половине XIX века"

Урок предполагает повторение отдельных аспектов внутренней и внешней политики Александра I и Николая I. Особое внимание уделяется дискуссионным вопросам истории России первой половины XIX века, в ходе работы с которыми учащихся развивают умение анализировать противоположные точки зрения и аргументировать собственную позицию....

20 12 2019 18:49:57

Реформы П.А. Столыпина

Предложенная разработка урока содержит учебную информацию в доступном для освоения учащимися виде, знакомит учащихся с причинами, содержанием и итогами реформ П. А. Столыпина....

19 12 2019 4:58:13

Гражданская война: люди и события

Гражданская война в России - это особая страница нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на "своих" и "чужих". Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ. Представленная разработка урока и мультимедийная презентация может быть использована при проведении уроков обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России в 9-х классах всех видов и типов школ. ...

18 12 2019 13:29:29

Сибирское купечество: вклад в развитие экономики и культуры региона. 9-й класс

Методическая разработка урока истории, подготовленная на основе научных исследований ученых-сибиреведов последних лет, позволит провести познавательное занятие, в рамках которого ребята смогут познакомиться с жизнедеятельностью сибирского купечества, узнать, что полезного сделали купцы для развития своих городов и региона в целом. На примере купеческих биографий учитель сможет наглядно раскрыть значение таких понятий, как «милосердие», «меценатство», «благотворительность»....

17 12 2019 22:52:55

Занятие элективного курса "Дни воинской славы" с применением ИКТ по теме "Бородинское сражение"

Целями данного занятия являются: расширить и закрепить знания учащихся об одном из самых величайших сражений в истории России; развивать навыки учащихся работы с картой, документами, умения выделять главное; воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвига российского народа....

16 12 2019 17:40:39

Интегрированный урок (литература + обществознание) по теме "Добро. Что это такое?"

Интегрированный урок литературы и обществоведения знакомит учащихся с творчеством Е. А. Потехиной, расширяет представления учащихся о нравственных понятиях добра и зла. В ходе урока развиваются умения интерпретировать литературное произведение, воспитывается чувство любви, нравственного выбора, доброты. Цель урока: помочь учащимся осознать важность стремления человека к добру и избегания зла....

15 12 2019 8:58:33

Урок по теме "Россия нэповская"

Цель занятия – дать учащимся знания об одном из самых сложных периодов в истории России, раскрыть суть нэпа, развить умения учащихся анализировать конкретные исторические факты, документы, проводить исторические параллели во времени....

14 12 2019 1:25:36

Семинарское занятие в 10-м классе "Крещение Руси как русский и европейский феномен"

Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному пространству. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....

13 12 2019 4:32:12

Поэма Н.А. Некрасова "Русские женщины". Княгиня Трубецкая (интегрированный урок литературы, истории). 7-й класс

Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины. ...

12 12 2019 0:35:17

"Чудо, имя которому ‒ книга. Из истории книгопечатания". 6-й класс

Несколько лет в школьной библиотеке для учащихся 2‒8-х классов ведутся уроки по программе « Основы информационной культуры». Представлены материалы к одному из таких интегрированных уроков по теме « Чудо, имя которому – книга. Из истории книгопечатания». Занятие связано по теме с уроком обществознания « Роль книгопечатания в развитии образования»....

11 12 2019 14:41:19

Методическая разработка урока истории "Белгородцы в боях за Родину"

Предлагаемая тема может быть использована при изучении развития истории региона в Новейшее время, тематического блока " Участие белгородцев в Великой Отечественной войне", в качестве внеклассного мероприятия, посвященного знаменательным датам отечественной истории, связанным с Великой Отечественной войной, Курской битвой. ...

10 12 2019 4:42:22

Методическая разработка урока «Красноярский край в годы Великой Отечественной войны»

В ходе урока обучающиеся узнают о жителях родного края, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, функционировании секретной авиатрассы « Аляска– Сибирь», героической обороне Диксона, вкладе красноярцев-тружеников тыла в дело Победы. На основании изученного материала обучающиеся самостоятельно подводят итоги....

09 12 2019 3:59:35

"Мой выбор". Внеклассное мероприятие по избирательному праву. 10–11-й класс

Цель внеклассного мероприятия: формирование избирательной грамотности в знакомстве с программными положениями политических партий, баллотирующихся на выборы в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации VI-го созыва....

08 12 2019 6:29:57

Урок обществознания по теме "Самопознание"

Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно характеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...

07 12 2019 4:18:15

Игра "Страницы истории"

Разработка представляет собой игру по истории России XVI – начала XVI вв. Главной целью работы " Страницы истории" является формирование интереса не только к предмету истории, но и к истории России в целом. Игра может использоваться как на уроках истории (в форме итогового урока), так и на внеклассных мероприятиях....

06 12 2019 18:15:58

Изменения в культуре и быту в годы правления Петра I

Изучение реформ Петра I всегда вызывает живой интерес у школьников. Однако, можно сделать эти уроки еще более занимательными, красочными и творческими. С этой целью для изучения можно предложить учащимся поставить театрализованные постановки, используя для этого элементы произведений А. Толстого " Петр Первый", Ю. Германа " Россия Молодая", либретто оперетты В. Щербачева " Табачный капитан" адаптировав их для подростков....

05 12 2019 19:51:11

Урок обществознания по теме "Типология социальных групп". 10-й класс

Цель урока: формирование у учащихся навыков работы с различными источниками информации....

04 12 2019 8:21:58

Рязанский край в годы Великой Отечественной войны. 9-й класс

Урок затрагивает актуальную проблему Великой Отечественной войны и вклада Рязанского края и рязанцев в общую победу. Урок соответствует требованиям Ф Г О С. В ходе работы в группах обучающиеся изучают документы, историческую информацию, позволяющую дать многоаспектный анализ деятельности Рязанского края в годы войны. Выполнение Боевых листков и заполнение таблиц на основе выступлений представителей групп позволяют глубже осмыслить материал....

03 12 2019 9:53:26

Активация познавательной деятельности учащихся в рамках нетрадиционного урока истории и обществознания

Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....

02 12 2019 11:56:16

Тема: "Брестский мир"

В данной методической разработке предлагается вариант проведения урока истории в 11-м классе по теме " Брестский мир", цель которого – раскрыть альтернативные взгляды левых коммунистов, троцкистов и сторонников Ленина на проблему заключения мира с Германией. Можно предложить учащимся обратиться к пьесе М. Шатрова " Так победим!" и подготовить на ее основе инсценировку. ...

01 12 2019 18:14:44

Тематическое планирование курса "Мировая художественная культура" (5-й класс), параллельное преподаванию истории Древнего мира

Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....

30 11 2019 9:23:20

Урок-образ по истории "Быт и обычаи россиян в XVIII веке". 7-й класс

Представлены характеристика и причины изменений, произошедших в XVIII в. в повседневной жизни россиян: жилища дворян, горожан и простых крестьян; посуда и атрибуты крестьянского быта; модные тенденции аристократических причесок и одежды; досуг горожан и дворян....

29 11 2019 21:13:16

Игра-состязание "Россия XIX века в портретах императоров"

Предлагаю вариант урока итогового повторения в 8-м классе с целью обобщить и систематизировать знания учащихся, подвести итоги изучения истории России XIX века. ...

28 11 2019 17:40:33

Урок истории по теме "Как появились прозвища некоторых исторических личностей"

Данный урок истории предназначен для учителей начальных классов. Этот урок способствует развитию познавательной активности учащихся. Он нацелен на развитие умения планировать работу, ставить цель урока, работать в группах....

27 11 2019 20:18:44

Интегрированный метапредметный урок английского языка и обществознания по теме "Молодежь в современном обществе"

В ходе урока учащиеся обсуждают проблемы молодежи, классифицируют их по важности, ищут способы решения. Класс делится на группы: подростки, родители, учителя, люди старшего поколения. Они рассматривают возраст взросления со своей точки зрения. Подобные уроки развивают коммуникативные навыки у учащихся, умение чувствовать актуальность и реальность событий, сравнивать, анализировать и выражать свое мнение....

26 11 2019 10:13:30

Внеклассное мероприятие по истории на тему "Великой Отечественной войне 1941–1945-х гг. посвящается. День Победы"

В канун 65-летия Победы предлагается сценарий для проведения воспитательных мероприятий по теме. Цели и задачи: формирование знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и их подвигах; нравственно-патриотическое воспитание школьников; воспитание любви и уважения к своему народу, к истории страны, бережного отношения к ветеранам. ...

25 11 2019 12:45:13

Урок проверки знаний по разделу «Западная Азия в древности»

Цели и задачи урока: проверить и закрепить у учащихся знания особенностей о географическом положении, природе, занятиях жителей, культуре, религиозных верований каждого из древних государств Междуречья; познакомиться с понятием стендовый доклад, научиться презентовать и защищать его....

24 11 2019 5:28:14

Внеклассное мероприятие "Пионеры-герои"

Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...

23 11 2019 7:32:27

Урок мира

Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....

22 11 2019 10:52:16

Разработка урока по обществознанию с использованием технологии критического мышления

Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Получая новую информацию, ученики учатся рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Применение технологи критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке....

21 11 2019 11:49:44

Рабочий лист для обучающихся. Тема: "СССР накануне Великой Отечественной войны"

Автор предлагает проанализировать советско-германские отношения накануне войны; выяснить плюсы и минусы этих отношений; охарактеризовать советско-финскую войну и ее последствия; определить степень готовности С С С Р к войне с Германией....

20 11 2019 2:10:33

Спецификация модуля "Отрасли российского законодательства"

Целью обучения модуля является развитие умения учащихся характеризовать основные отрасли российского законодательства и решать правовые задачи по этим отраслям права. Спецификация модуля содержит 4 результата обучения. По каждому результату указаны критерии оценки результата и требования к процедуре оценки....

19 11 2019 13:12:10

Интегрированный урок (новйшая история + информационные и коммуникативные технологии) по теме "Возникновение общества массового потребления"

Интегрированный урок по теме « Возникновение общества массового потребления» для 9-го класса построен на основе межпредметных связей по новейшей истории и информационно-коммуникативным технологиям. Проводится совместно учителем истории и учителем информатики. Занятие проводится в форме исследования, которое позволяет учащимся углубленно изучить материал и закрепить навыки работы с информационными технологиями....

18 11 2019 21:53:39

Сценарий пресс-конференции, посвященной 65-летию со дня снятия блокады Ленинграда

" Блокада" - это страшное слово стало настоящим приговором для ленинградцев. 900 дней и ночей они, изолированные от всего мира, жили в настоящем аду, между жизнью и смертью. Тяжелые испытания выпали на долю города Петра. Но он выстоял, они выстояли, не сломились, не сдались врагу! От понимания значимости этого события зависит наше будущее, будущее нашей страны....

17 11 2019 14:34:49

"Народные волнения в 1660–1670-е годы". 7-й класс

Цель урока: сформирование представления о народных движениях XVII века, развитие мыслительных навыков и познавательных умений, воспитание интереса к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому....

16 11 2019 4:16:44

Урок-обобщение по теме "Передняя Азия"

Повторительно-обобщающий урок построен на использовании различных методов: понятийного, визуального, визуально-ассоциативного, логического, метода исключения заведомо неверных ответов, метода оперирования теоретическим материалом. Предложенные методы позволяют учащимся мобилизовать полученные знания, активизировать деятельность и существенно повысить уровень усвоения фактического материала. ...

15 11 2019 19:57:41

Проблемно-дискуссионный урок "Русь в XIII веке: между Западом и Ордой"

Представлен материал проблемно-дискуссионного урока истории в 6-м классе. Структура урока предполагает обсуждение факторов и альтернатив исторического выбора Руси в XIII веке, а также последствий этого выбора. Показана сложность морально-нравственной позиции и личной ответственности Александра Невского....

14 11 2019 13:50:33

Урок истории в 5-м классе. Тема: "В афинских школах и гимнасиях"

Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....

13 11 2019 12:12:54

Методическая разработка учебного проекта "Эпоха дворцовых переворотов"

Урок посвящен изучению периода эпохи дворцовых переворотов в истории России. На основе самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой учащиеся раскрывают причины череды дворцовых переворотов после смерти Петра Великого, дают характеристику правителей Российской Империи, характеризуют внутреннюю политику приемников Петра I, получат представление о насущных общественных проблемах России XVIII века и делают вывод о влиянии смены власти на развитее страны. Результатом учебного проекта является создание публикаций, сравнительных таблиц, дидактического материала....

12 11 2019 19:43:39

Урок на тему "Начало Великой Отечественной войны", 9-й класс

Представлен урок изучения новой темы с элементами лабораторной работы. В ходе занятия учащиеся анализируют исторические документы, самостоятельно определяя причины неудач первых дней войны, отвечают на сопутствующие вопросы в ходе урока, с помощью электронной методической разработки знакомятся с основными событиями и фактами, предполагается заслушивание сообщений, подготовленных учащимися. Данный урок является попыткой правдиво рассказать о трагических событиях первых дней войны, проанализировать их и дать оценку. Таким образом, учащиеся учатся критически оценивать происходившие события, устанавливать причинно-следственные связи, сопереживать. ...

11 11 2019 3:20:25

Урок "Экскурсия по выставке передвижников"

В условиях перехода к Е Г Э актуально проведение урока изучения нового материала с возможностью повторения значительного объема предшествующих событий. Хорошая возможность для такого повторения создается при изучении работ передвижников, в которых отображены события российской истории. ...

10 11 2019 4:36:32

Урок по теме "Индустриализация и плановая экономика в СССР 1928–1940 гг."

В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости С С С Р. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...

09 11 2019 10:14:44

Урок истории в 10-м классе по теме "Ордынское иго"

Урок истории преследует цель актуализировать имеющиеся знания у учащихся по этой теме и углубить представления школьников об ордынском иге. При подготовке к уроку используется дополнительная литература (сочинения Карамзина, Гумилева, Ключевского, исследования современных авторов в и другие). Форма урока позволяет создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, вести диалог....

08 11 2019 2:50:52

Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона

Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....

07 11 2019 16:32:29

Архитектура, скульптура и живопись в период расцвета Средневековья. Урок истории средних веков в 6-м классе

Урок истории средних веков в 6-м классе знакомит учащихся с расцветом архитектуры, скульптуры и живописи, рассматривая подробно два важнейших стиля средневекового искусства – романский и готический. Материал урока показывает тесную связь расцвета архитектуры и искусства с развитием религиозного чувства и усилением церкви. ...

06 11 2019 11:52:45

Повторение по разделу «Древний Восток»

Задачи урока: обобщение, повторение пройденного материала; осмыслить важнейшие закономерности причинно-следственных связей в истории стран Древнего Востока; развивать умения по практическому использованию полученных знаний, усвоению информации по текстам учебных пособий и дополнительной литературе; учиться сопоставлять факты и делать выводы....

05 11 2019 10:34:44

Интегрированный урок по литературе и истории родного края "Путешествие по Ульяновской земле"

Данный урок является интегрированным, представляет ценность для изучения истории и литературы родного края ( Ульяновская область). Рекомендуется использовать как самостоятельный урок по краеведению или в качестве дополнительной информации на уроках литературы и истории, а также факультативных занятиях....

04 11 2019 18:49:36

Формирование познавательной активности и мыслительной самостоятельности обучающихся на уроках истории (из опыта работы)

В условиях перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества школьное историческое образование должно не только дать учащимся основы знаний об историческом пути России и исторического процесса в целом, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний....

03 11 2019 17:32:49

Интерактивный метод обучения на уроках обществознания. Урок обществознания в 11-м классе. Тема: "Повторение главы «Цивилизация и социальное развитие»"

Выполнение творческого задания во время работы в малых группах – создание коллажа на заданную тему. (« Социальные роли личности», « Национальный вопрос», « Богатые и бедные», « Современная семья». ) Ученики должны по теме отобрать и вырезать материал из журналов, соединить в коллаж. Развивает образное мышление, учит работе в группе. Позволяет обобщить пройденный материал и подвести итоги....

02 11 2019 13:46:26

Обобщающий урок-викторина "Своя игра" по истории Отечества в 10-м классе

Первая половина XIX века - один из наиболее интересных и сложных периодов истории России. Задача урока - в игровой форме проверить знания учеников по теме, осмыслить значение роли личности в истории, помочь разобраться в сложных вопросах, заинтересовать и пробудить в них стремление к дальнейшему изучению истории. ...

01 11 2019 19:59:11

Открытый урок по обществознанию в 11-м классе по теме "Политическая система. Политические дебаты"

Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....

31 10 2019 1:16:15

Разработка урока по истории Древнего мира в 5-м классе по теме "Основание греческих колоний"

Урок истории в 5-м классе в тематическом планировании находится примерно в середине при изучении раздела « Древняя Греция». Изучение данной темы после таких тем, как « Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» и « Зарождение демократии в Афинах» позволяет на уроке опираться на знания учащихся....

30 10 2019 11:20:38

Устный журнал "70-летие Победы в битве за Москву"

Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....

29 10 2019 17:15:33

Активные формы обучения на уроках истории

В данной статье представлена система активных форм обучения на уроках истории. Исходя из опыта работы, выделяются принципы, при соблюдении которых групповая практическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной. Предлагается алгоритм планирования индивидуальной практической работы как формы урока и методика использования активных форм обучения при подготовке к Е Г Э. В приложениях к статье даны разработки занятий и учебных материалов....

28 10 2019 17:47:45

Духовно-нравственное воспитание "У педагогов творенье особое: Человек"

Дети, живя и развиваясь в реальном мире, должны знакомиться с историческими, культурными и этическими ценностями окружающей их среды. Поэтому наряду с социально-экономическими задачами, проводится патриотическое воспитание детей и молодёжи, способных защитить свою Родину, сохранить духовное и материальное наследие предков, развить и возвысить Россию....

27 10 2019 16:59:53

Причины Реформации в Германии

Реформация - один из ключевых тем школьного курса Новой истории. Урок проводится в форме лабораторного занятия, что позволяет развивать аналитические умения работы с историческими источниками, усилить познавательный интерес к истории и самостоятельным способам ее изучения. ...

26 10 2019 15:24:24

Закрепление и повторение материала в форме проектов в процессе обучения истории

В статье представлены две проектные формы закрепления и обобщения материала, которые эффективно зарекомендовали себя на практике. Это « Практические работы» для учащихся изучающих курс отечественной истории Х Х века, « Историческая азбука» для учеников 6-7-х классов. ...

25 10 2019 15:30:17

Урок истории в 5-м классе "Древнеегипетское общество"

На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию практических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...

24 10 2019 1:41:16

Программа элективного курса "Введение в политологию" для профильного обучения

Программа элективного курса « Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....

23 10 2019 17:55:53

Изучение официальных символов Мурманской области в школе (в помощь учителю)

В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....

22 10 2019 9:35:13

Урок обществознания "Значение деятельности в жизни человека и общества"

Цель данного занятия: развитие творческих способностей учащихся при изучении темы. ...

21 10 2019 17:18:41

Урок обществознания "Деятельность – способ существования людей" (2 часа). 10-й класс

Цели урока: способствовать формированию представлений о многообразии форм человеческой деятельности. Задачи урока: систематизировать знания учащихся о деятельности и потребностях человека; конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром; представить различные подходы к классификации деятельности человека....

20 10 2019 16:13:12

Урок истории по теме "Отмена крепостного права". 10-й класс

Цель урока: показать главное событие XIX века для России ‒ отмену крепостного права, используя различные приемы и методы с целью активизации познавательной деятельности учеников....

19 10 2019 15:12:19

Урок по теме "Звучащее «Слово» Древней Руси"

Данная тема важна для развития у учащихся цельного представления о русской культуре. Русская культура данного периода в целом выходит из византийской, но произведение, о котором пойдет речь на уроке, является ярким примером русской национальной культуры. Урок проводится в форме исследования исторических документов. ...

18 10 2019 1:19:20

Урок истории на тему "Коллективизация крестьянского хозяйства"

Урок построен на основе ранее изученной темы « Индустриализация С С С Р», разработан для учащихся с легкой степенью умственной отсталости по программе для 5–9-x классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой (2000 г.) и является текущим в разделе « Советская Россия - С С С Р в 20–30 годы Х Х века» учебника История России для 9-го класса специальных (коррекционных) школ VIII вида, авторы: Пузанов Б. П., Бородина О. И., Сековец Л. С., Редькина Н. М....

17 10 2019 12:50:56

Происхождение и ранняя история восточного славянства

Особенность урока ‒ постоянный диалог учителя и учеников, основанный на постановке проблемы и совместный поиск ответов по презентации. Дидактический аппарат будет частично интересен и на уроках в 6-м классе (расселение славян, путь "из варяг в греки", слайд-шоу о язычестве). Основные материалы урока – текст, таблицы, схемы, большое количество иллюстраций, рефлексия-тесты....

16 10 2019 19:16:32

Урок "Восстание декабристов"

Урок-презентация посвящен рассмотрению основных событий движения декабристов. Учащиеся знакомятся с первыми организациями декабристов, с их программами и ролью декабристов на Кубани. ...

15 10 2019 15:11:17

Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности". 8–9-й классы

Курс является источником знаний, расширяет возможности учащихся, круг их метапредметных умений и навыков. Курс учитывает не только познавательные способности учащихся, он применим для школьников, имеющих различный уровень сформированности исследовательских умений....

14 10 2019 18:20:36

Изучение различных аспектов по проблемам современной семьи на уроках истории

В статье рассматривается семья и ее роль в современном обществе, ее структура. Показывается, как социальные, экономические, политические отношения в обществе моделируются человеком по образу и подобию межличностных семейных отношений....

13 10 2019 7:57:28

Открытый урок по истории России на тему "Правление Ивана Грозного"

Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....

12 10 2019 2:59:43

Урок истории в 8-м классе на тему "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."

Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....

11 10 2019 4:42:27

Урок-игра "Брейн-ринг" по обществознанию "Экономическая сфера". 8-й класс

Цель урока: закрепление пройденного материала и проверка усвоения знаний через организацию игрового образовательного пространства....

10 10 2019 12:24:23

Игра-путешествие по истории Древнего мира "Жизнь первобытных людей"

Презентация по истории Древнего мира разработана по учебнику А. А. Вигасина для учащихся 5-х классов. Урок проводится в виде игры-путешествия в историю Древнего мира....

09 10 2019 23:32:34

Урок истории по теме "Борьба Руси с иноземными завоевателями в XIII веке". 10-й класс

На уроке использованы технологические приёмы: концептуальная таблица, инсерт, акростих. Наряду с технологическими использованы традиционные приёмы: актуализационная беседа, работа с исторической картой....

08 10 2019 14:30:49

Современный этап развития России. Сказка о национальных проектах

Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....

07 10 2019 22:17:47

Применение опорных конспектов на уроках экономики

На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности....

06 10 2019 20:25:48

«Исторический выбор Руси: противостояние Западу и осторожная политика в отношениях с Ордой». 10-й класс

Урок истории построен на сочетании двух педагогических технологий – педагогической мастерской и мультимедийной. Цель урока: самостоятельное или коллективное открытие, интеграция в информационное пространство....

05 10 2019 18:18:48

Методическая разработка занятия археологического кружка: "Наскальная живопись"

Методическая разработка занятия археологического кружка по теме " Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и М Х К, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению практическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....

04 10 2019 7:39:40

Развитие познавательной активности учащихся на основе технологии проектной деятельности

Проектная деятельность в школе вызвана практической потребностью общества в личности, обладающей логическим мышлением. Эта потребность связана с общей тенденцией к свободному обществу, в котором адаптируется свободная, творческая личность. Очевидно, что адаптация личности в этом обществе подразумевает социальное творчество, основанное на реконструировании старых и конструировании новых ценностей, что невозможно без проектной деятельности....

03 10 2019 16:54:37

План-конспект урока по теме "Владимир Мономах и его время"

На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....

02 10 2019 13:26:45

Конспект внеклассного мероприятия: "Политические партии РФ"

Целью данного мероприятия является подготовить учащихся к сознатательному участию в гражданской жизни общества, а также воспитание личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания....

01 10 2019 6:30:10

Открытый урок "Образование и самообразование". 5-й класс

Урок обществознания в 5-м классе является 16-м и 17-м уроками по рабочей программе, знакомящими с процессом самообразования, его формами и результатами. На уроке дается представление о том, как занимались самообразованием в прошлом; объясняются значения понятий "самообразование", "самоорганизация"....

30 09 2019 3:41:12

Разработка курса по выбору по истории Древнего мира "По следам древних людей" с использованием метода проектов

Программа курса по выбору " По следам древних людей" предназначена для учащихся 5-го класса. Цель курса является пробудить у учащихся 5-го класса интерес к истории посредством различных видов проектной деятельности. Основной задачей курса является освоить с пятиклассниками основы проектной деятельности, научиться разрабатывать различные виды проектов по истории, развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся. ...

29 09 2019 18:50:13

Византийская империя при Юстиниане. 6-й класс

Урок личностно-ориентированный с дифференцированным подходом к обучению детей, с большой долей самостоятельной работы учеников. Он помогает дать представление о своеобразии византийской цивилизации как одного из духовных и культурных источников русской цивилизации; развивать умение работать с исторической картой, исторический словарный запас учащихся....

28 09 2019 18:55:19

Урок по истории "Крымская война 1853 – 1856 гг."

Представлен урок объяснения нового материала. При этом учитель заполняет вместе с учащимися технологическую карту, которая поможет классу в усвоении новой темы. Данная карта выступает как метод организации самостоятельной работы учащихся и как прием познавательной деятельности. Целью урока является проанализировать причины, ход, последствия Крымской войны....

27 09 2019 5:30:17

Священная для русского война

Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....

26 09 2019 10:50:15

Опричнина и итоги правления Ивана IV Грозного

Комбинированный урок в игровой форме изучает события русской истории XVI века, деятельность Ивана Грозного, понятия «крепостное право», «опричнина», «опала», «всполье». Учащиеся овладевают исследовательскими методами исторического познания, умениями работать с различными историческими источниками, учатся применять знания, высказывать собственную точку зрения, вести дискуссию. Форма обучения – групповая....

25 09 2019 8:35:44

Игра для учащихся 5-го класса "Умники и умницы"

Древний мир предстаёт перед нами таинственным и загадочным. Несмотря на проделанную огромную работу археологов, искусствоведов, историков, филологов, ещё много остаётся нераскрытым и неизученным. Но попробуем открыть для себя что-то новое и проверить имеющиеся знания по истории древних цивилизаций....

24 09 2019 23:26:10

Интегрированный урок права, риторики и русского языка по теме "Судебный процесс"

Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической практике....

23 09 2019 21:17:32

Первый властелин единого Китая

Урок подготовлен в соответствии с требованиями Ф Г О С. Урок посвящен изучению процесса объединения Древнего Китая при императоре Цинь Шихуане. Используются исторические источники и видеофрагмент, для активизации внимания учащихся и связи изучаемого материала с современностью....

22 09 2019 0:53:59

Региональная история во внеклассной и внешкольной работе образовательных учреждений

Изучение региональной истории в школе обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и формирует гражданскую позицию и навыки. Раскрывает учащимся связи родного края с великой родиной, помогает уяснить неразрывную связь с историей, жизнью страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края....

21 09 2019 20:14:23

Цивилизации эпохи Средневековья: европейская. 10-й класс

В статье представлен вариант методической разработки нестандартного урока в 10-м классе по теме « Цивилизации эпохи Средневековья: европейская» по курсу " История России". Предлагаемый материал поможет формировать навыки индивидуальной и групповой деятельности учащихся; формировать их гражданскую позицию и развивать ключевые компетентности учащихся на основе проблемных, поисковых и практических методов; ориентирует на практико-ориентированный подход в обучении....

20 09 2019 17:40:31

Тема урока: "Казахстан – правовое государство"

Цель: знакомство с отраслями права, формирование мыслящих, обладающих высокими нравственными качествами личностей, формирующих гражданскую и патриотическую направленность. ...

19 09 2019 20:47:16

Внеклассное мероприятие "Пионеры-герои"

Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...

18 09 2019 3:41:42

Свобода - главная ценность

Вопрос о торговле людьми и треффикинге в больших масштабах стал ставиться в 90-е годы. Но, к сожалению, государственная политика по этой проблеме не изобилует примерами наказания за все случаи вербовки работников за границу. Цель урока – показать, как можно сохранить главную ценность человека – свободу. ...

17 09 2019 10:41:28

Советско-финляндская война. Работа с источником

Рекомендуем провести урок " Советско-финская война в воспоминаниях участников 40-х годов" с целью ознакомления учащихся с неизвестным для них событием из истории своей страны, активизировать изучение теоретического материала (из учебника), проанализировав одно из художественных воспоминаний о войне. Акцент при изучении делается на 2 аспекта: влияние идеологии в воспоминаниях и проявление патриотизма. Итогом работы считается эмоционально-оценочный вывод....

16 09 2019 16:17:49

Смутное время: выбор пути (итоговый урок для 10-го класса)

Смутное время относят к числу наиболее трудных и переломных эпох в истории России. Поэтому итоговый урок для десятиклассников ставит целью не только систематизацию материала по теме с учётом сложности исторического подхода, а и формирование навыков умения искать пути решения задач (в данном случае - пути выхода из кризиса начала XVII в.). Урок проводится в нетрадиционной форме с применением элементов выборной технологии, игры, видеоматериалов, инсценирования, что повышает интерес учащихся....

15 09 2019 23:29:59

Система работы учителя истории. Рабочая тетрадь по курсу "История России с древнейших времен до конца XVI в."

Цель: поиск эффективных и доступных способов обучения и воспитания детей с недостатками слуха. Материал систематизирован, адаптирован и апробирован на практике. Представлены специфические приемы обучения слабослышащих школьников, которые формируют ценностные ориентиры учащихся среднего звена, разносторонне развивают школьников и могут быть рекомендованы для использования в общеобразовательных школах и школах I–II-го вида....

14 09 2019 10:56:20

Подготовка к ЕГЭ по истории с использованием блочно-модульной системы повторения

При подготовке к Е Г Э по истории я использую различные методы повторения изученного материала. Наиболее эффективно зарекомендовали себя блочно-модульное обобщение и систематизация изученного материала, в рамках которого стало возможным повторение большого объема исторических знаний, представление его в таблицах и схемах, проведение тестирования. ...

13 09 2019 0:33:33

Повседневная жизнь русского города и деревни в XV–XVII вв. (женский взгляд)

В работе проблема освещается с точки зрения русской женщины, положение которой в обществе было особым, а потому представляет дополнительный интерес. На примере двух представительниц российского общества, двух его полярных сословий – боярства и крестьянства, показана обыденная жизнь общества данного периода. В работе рассматриваются такие аспекты, как устройство дома, традиции питания и организации быта....

12 09 2019 13:10:48

Международные отношения в 30-е годы XX века

« Международные отношения в 30-е годы» - одна из ключевых тем истории XX века, имеющая особое значение в контексте как зарубежной, так и отечественной истории. В ходе урока применяется технология проблемного обучения и технология схемных и знаковых моделей В. Ф. Шаталова. В качестве средства обучения используется электронный образовательный ресурс « Новейшая история зарубежных стран. 9-й класс» 1 С....

11 09 2019 9:52:14

Конспект урока по истории "Технические изобретения и открытия в XI —XV вв." (6-й класс)

Урок по данной теме помогает формировать представление об открытиях и изобретениях в Европе в XI–XV веках и их значении. Развивает умения анализировать, определять главное. Урок проводится с использованием презентации. С целью расширения знаний учащихся и их кругозора ряд учащихся готовит сообщения. Урок призван пробудить интерес к технике и механике....

10 09 2019 1:18:13

Урок истории в 5-м классе "Рыбы и Рим"

Сегодня у учителя истории множество возможностей для того, чтобы его урок стал интересным и познавательным. Материалы этого урока могут помочь в этом, они могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования и науки. ...

09 09 2019 17:33:52

Тема урока: "Ассирийская держава". 5-й класс

Урок по теме « Ассирийская держава» с учетом требований Ф Г О С, сопровождается презентацией, которую можно использовать как в работе учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе учащимися при изучении темы....

08 09 2019 17:13:42

Методическая разработка урока обществознания по теме "Естественная и искусcтвенная среда"

В методической разработке урока обобщения и закрепления материала предполагается проведение практической работы с использованием различных литературных источников. ...

07 09 2019 15:13:56

Путешествие по Cредневековью

Разработка представляет собой урок-игру с различными типами заданий на знания фактического материала, умения учащимися сопоставлять, анализировать, давать оценку историческим событиям, проявлять находчивость, смекалку; формируется умение работать в команде, анализировать допущенные ошибки. ...

06 09 2019 13:57:57

Тема урока: "Олимпийские игры в древности"

Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и И К Т....

05 09 2019 23:55:11

Влияние технологических технологий на познавательную активность учащихся на уроках истории и обществоведения

Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, использовать эффективные, оптимальные методы и средства обучения для реализации поставленных образовательных целей и задач. ...

04 09 2019 8:47:26

Экономическое развитие России в XVIII веке. Народы России

Урок построен на индивидуальной и групповой работе учащихся над проблемными и исследовательскими заданиями, выполненными по результатам краеведческих поисковых экспедиций по Амуру. Важной составляющей урока является изучение жизни народов Приамурья в XVIII веке, формирование толерантности и уважения к народам, проживающим на территории России....

03 09 2019 23:14:34

Урок мужества "Афганская война"

Урок мужества " Афганская война" проводится в память о воинах, погибших на войне; для знакомства с теми, что вернулись с войны живыми. В ходе урока учащиеся знакомятся с событиями истории Афганской войны через рассказ, чтение стихов, просмотр фрагментов художественного фильма, исполнение песен из репертуара воинов-афганцев....

02 09 2019 6:11:41

Внеклассное интегрированное занятие (история + информатика) "Наши соседи"

Занятие построено на основе игры « Наши соседи», являющейся неролевой познавательной игрой. Задания основываются на краеведческом материале. Проведение игры способствует знакомству студентов с историей и культурой хакасского народа....

01 09 2019 1:43:27

Обсуждение фильма Никиты Михалкова "12"

Стенограмма дебатов, посвящённых фильму "12" режиссёра Никиты Михалкова (2007 год). Фильм является римейком знаменитого фильма американского режиссёра Сидни Люмета " Двенадцать разгневанных мужчин". Михалков весьма убедительно показал, что далеко не на все вопросы можно с лёгкостью ответить "да" или "нет". В том числе и на вопрос, хорош или плох фильм "12". ...

31 08 2019 14:45:41

Урок по обществознанию. Тема: "Понятие преступления. Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса « Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....

30 08 2019 9:54:30

Урок истории в 8-м классе "Феодальная раздробленность на Руси"

Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....

29 08 2019 21:33:13

Урок обществознания в 11-м классе "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории"

Представлен конспект урока обществознания в 11-м классе " Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории"....

28 08 2019 14:53:32

Христианство как мировая религия

Целями проведения занятия является контроль усвоения студентами знаний об особенностях вероучения и культа наиболее распространенной в России мировой религии - христианства, демонстрация умений применять эти знания, развитие сообразительности, самостоятельного мышления, умения аргументировать свою точку зрения....

27 08 2019 5:44:25

Проект «В типографии». Создание книжки-малышки «Участие населения Удмуртии в Отечественной войне 1812 года»

Воспитание любви к Родине - одна из главных задач истории. Изучение вопросов региональной истории по теме « Участие населения Удмуртии в Отечественной войне 1812 года» должно быть социально ориентированным, интересным, развивающим, увлекательным и запоминающимся для каждого школьника. Этого можно достичь, опираясь на развитие творческих способностей школьников, через организацию проектной деятельности на уроках....

26 08 2019 2:24:50

Урок истории по теме "Путешествие в Древнюю Грецию"

Целью урока является систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции, формирование умения работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения....

25 08 2019 15:17:58

Урок-игра "Государственные символы России"

Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный характер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....

24 08 2019 16:27:36

Развитие критического мышления учащихся на уроках истории и обществознания

Т Р К М - технология Л О П, востребованная объективным развитием общества. Основа Т Р К М - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. С помощью методов и приёмов Т Р К М формирует функциональные качества личности, носит деятельностный характер (от постановки учеником цели к её реализации). Она успешно реализуется (на примере данной работы). В режиме Т Р К М у учащихся постепенно складывается тип независимого, открытого, опирающегося на аргументы мышления (критическое мышление). Трудность - в неадаптированности текстов возрасту учащихся....

23 08 2019 4:14:55

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.