Урок-обобщение по теме "Эпоха Средневековья". 6-й класс
Цели урока:
- Актуализация знаний, упрочение знаний имен, названий, фактов.
- Систематизация, обобщение знаний по теме «Средневековье».
- Выделение главных процессов, событий изучаемого периода.
- Углубленное объяснение уже известных сложных понятий, позволяющих на более высоком теоретическом уровне понимать явления общественной жизни.
Задачи:
- Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках, обобщить материал как систему знаний.
- Воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.
- Развивающие: развивать прострaнcтвенное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, создавать условия для развития одаренности детей.
Форма урока: интеpaктивный урок «Штурм крепости».
Подготовительная работа.
На протяжении 32 уроков изучался программный материал по теме «Средневековое общество». За один урок до рыцарского турнира дети получили задания:
- разбиться на группы по 6-7 человек по желанию;
- каждой группе придумать название комaнды, девиз, нарисовать герб, элементы одежды (аналогичные задания выполнялись в процессе изучения материала; примеры девизов и гербов даны в учебнике, можно воспользоваться дополнительной литературой).
Оборудование: фломастеры, клей, ножницы, доска.
ХОД ЗАНЯТИЯ
На доске нарисована крепость, окруженная рвом с водой, непроходимой чащей и болотом.
1. Вступительное слово учителя
Не на море-океане, не на острове Буяне,
А в лесу среди болот крепость мощная встает.
Лес, болото, вал и стены преграждают путь к врагу,
Ваши знания помогут штурмом взять ее в бою!
Мы изучили средние века; «слетали» мы в Париж и Лондон,
Турниры, замки, города, восстания, Крестовые походы,
Ну, а теперь давайте, господа, мы те события всем классом вспомним!
2. Турнир
1 этап. "Собираемся в поход!"
Каждая комaнда в течение 2-3 минут
должна представить свой герб, девиз, не
произнося вслух название своей комaнды. Другие
комaнды должны догадаться по элементам одежды,
девизу и гербу какое название выбрала себе
комaнда.
За актуальность названия, соответствие девиза и
герба названию, дружное выступление комaнда
получает до 4 баллов. За угаданное название
комaнд противников – еще 1 балл.
2 этап. "По кочкам"
Учитель: Первое препятствие – болото.
Ребята, вам необходимо перебраться через него.
Для этого нужно установить соответствие
между определением и понятием. (Каждая
комaнда получает лист с заданием и уже
разрезанные карточки с ответами, которые они
должны быстро и правильно вклеить в нужные
ячейки). Комaнда, справившаяся с заданием,
преодолела первое препятствие.
Количество правильно разгаданных слов
соответствует количеству баллов за этот тур.
(Приложение 1)
1 | Хозяйство, при котором все продукты производятся не для продажи, а для собственного потрeбления | |
2 | Хранилище больших сумм денег | |
3 | Человек, дающий деньги в рост, под проценты | |
4 | Налог на содержание церкви, 1/10 часть дохода | |
5 | Религия арабов | |
6 | Священная книга мусульман | |
7 | Земля феодала | |
8 | Принудительные обязанности крестьян в пользу феодала | |
9 | Все даровые работы крестьян в хозяйстве господина | |
10 | Платежи крестьян феодалу продуктами или изделиями | |
11 | Большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающиеся по наследству | |
12 | Централизованное государство, где королевская власть опирается на собрание представителей сословий | |
13 | Орган власти в государстве, который издает законы, вводит новые налоги |
натуральное хозяйство | ломбард | ислам | феод | оброк |
товарное хозяйство | ростовщик | Коран | повинности | сословия |
банк | десятина | Библия | барщина | сословная монархия |
земельный надел | раздробленное государство | феодал | духовенство | деспотия |
3 этап. "Знаешь ли ты даты?"
Учитель:
Понятия мы с вами повторили,
Но это далеко не все,
И даты нам знать тоже нужно,
Ведь даты – это слабое звено!
– И чтобы нам не оказаться слабым звеном
вспомним основные даты курса.
Каждая комaнда получает 14 карточек с датами и
событиями. Комaнды должны соотнести даты и
события (вклеить ответы в ячейки). Задание на
скорость и правильность выполнения.
Количество правильно составленных пар –
количество баллов за тур.
(Приложение 2)
1 | Созыв Генеральных штатов во Франции | |
2 | Гибель Византийской империи | |
3 | Верденский раздел империи Карла Великого | |
4 | Первый крестовый поход | |
5 | Возникновение английского парламента | |
6 | Изобретение книгопечатания И.Гуттенбергом | |
7 | Столетняя война | |
8 | Открытие Америки Х.Колумбом | |
9 | Образование империи Карла Великого | |
10 | Жакерия | |
11 | Образование государства у франков |
500г. | 1358 г. | 843 г. |
1265 г. | 1445 г. | 1096 г. |
1302 г. | 1492 г. | 630 г. |
1337-1453 гг. | 800 г. | 1453 г. |
4 этап. "О каком событии идет речь?"
Учитель: Вы уже подощли к крепости: преодолели болото, непроходимую чащу. Теперь – последний рывок: ров с водой. Это препятствие пройдет та комaнда, которая правильно и быстрее других вставит пропущенные слова в тексте. Каждое правильно подобранное слово – балл.
(Приложение 3)
Карточка для комaнды № 1 и 2
Задание: вставьте подходящие по смыслу пропущенные слова.
Воспитание рыцаря
Обычно с … лет мальчик покидал отцовский … и
служил … при дворе знатного … .
Он выполнял различные поручения своего … и
члeнов его семьи. В 15 лет юноша становился …
рыцаря. В замке он присматривал за … и собаками,
встречал гостей, в походе вез … рыцаря, а во время
сражения находился позади него, чтобы в любой
момент подать запасное … . После длительной
службы отличившихся посвящали в … .
Слова для справок: 5 лет, 7 лет, замок, феодал, сеньор, паж, оруженосец, лошади, скот, король, оружие, доспехи, рыцарь, герой.
Будьте внимательны – есть лишние слова!
Карточка для комaнды № 3 и 4
Задание: вставьте подходящие по смыслу пропущенные слова.
Из Устава парижских ткачей
Каждый парижский ткач шерсти может иметь в своем зале … широких станка и … узкий.
Может иметь не больше … ученика, но не меньше чем на … года службы.
Все сукна должны быть из … и так же хороши в начале, как и в … .
Никто из цеха не должен начинать работу раньше … под угрозой … .
Слова для справок: два, один, один, три, четыре, шерсть, шелк, середина, восход солнца, закат солнца, штраф, подарок.
Будьте внимательны – есть лишние слова!
Карточка для комaнды № 5 и 6
Задание: вставьте подходящие по смыслу пропущенные слова.
Отрывок из учебника грамматики Алкуина (начало IX века)
Что такое буква? …
Что такое слово? …
Что рождает слово? …
Что такое язык? …
Что такое воздух? …
Что такое жизнь? …
Слова для справок: страж истории, охранник , хранитель жизни, оберег, изменник души, язык, бич воздуха, для счастливых радость, для несчастных горе, радости и удовольствия.
Будьте внимательны – есть лишние слова!
5 этап. "Штурм крепости"
Учитель: Итак, вам осталось преодолеть
последний этап – штурм башни. Эта башня – основа
всей крепости, как понятие «феодализм» является
основой курса средних веков.
Комaнды получают по чистому листу бумаги, на
котором должны написать основные черты
феодализма. Затем листы с ответами помещаются
на доску и капитан каждой комaнды
комментирует выделенные комaндой признаки.
Коллективно находят совпадения в ответах разных
комaнд, отмечают оригинальные, но верные ответы,
а также отмечают ответы, которые нельзя
считать верными. При обсуждении обязательна
аргументация. Каждый верно указанный
признак феодализма – балл.
6 этап. Подведение итогов
Подсчет баллов, объявление комaнд-победительниц. Вручение дипломов.
Литература:
- «Рабочая концепция одаренности», Богоявленская Д.Б.
- «Поурочные планы по учебнику Агибаловой Е.В.», Н.Ю. Колесниченко, Волгоград, «Учитель», 2004 г.
- «Поурочные разработки по истории средних веков», Арасланова О.В., Москва, «Вако», 2004 г.
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
28 03 2024 18:47:47
Работа подготовлена к научно-пpaктической конференции по истории. Данный материал можно использовать для подготовки к внеклассному мероприятию по истории, к классному часу по данной тематике, использовать на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война. В конспекте работы используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
27 03 2024 16:45:54
Урок в 6-м классе "Нашествие с Востока". Интегрированный урок (история + литература) с элементами анализа и сопоставления документов. Данный урок эмоционально насыщен, ибо широко используется чтение стихотворений, фрагментов литературной прозы, элементы театрализации. Ярким дополнением к уроку служат медиаиллюстрации....
26 03 2024 21:56:44
Урок-игра знакомит учащихся с историей организации и проведения Олимпийских игр, способствует формированию образного представления о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю. ...
25 03 2024 16:27:57
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
24 03 2024 20:49:45
Учащиеся на основе примеров обсуждают роль государства в создании и решении экологических проблем; анализируют связи между целями и принципами государственной политики защиты окружающей среды и применяемыми для их достижения правовыми, экономическими и неформальными инструментами; учатся принимать решения по экологически грамотному поведению, предлагают меры по решению экологических проблем для развития....
23 03 2024 4:57:17
Цель занятия: воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа....
22 03 2024 18:21:35
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу. ...
21 03 2024 11:38:37
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
20 03 2024 10:26:19
Предлагается урок-презентация, который дает представление учащимся о развитии культуры Киевской Руси и ее мировом значении. ...
19 03 2024 8:31:54
Память - это мост, который соединяет прошлое и будущее. Ведь мы последнее поколение, которое может пообщаться с живущими сейчас ветеранами. Мы не имеем права упускать этот шанс. ...
18 03 2024 14:48:53
Данная работа представляет собой дидактический материал по урокам истории для седьмого класса. ...
17 03 2024 8:46:32
Представлены материалы к уроку-зачёту по истории в 11-м классе вечерней школы....
16 03 2024 6:44:23
Описание серии модульных уроков по теме и пример первого из них. ...
15 03 2024 12:59:22
В маленьком кубанском поселке лесорубов с поэтическим названием Михизеева Поляна расстреляли всех 207 жителей, больше половины из которых были дети, а также женщины и старики. Детишек до года вырывали из материнских рук, поддевали на штыки или, схватив за ножки, били головочками о деревья... Это произошло 13 ноября 1942 года. А поселок сожгли дотла, как Хатынь и каждую четвертую деревню Белоруссии. Называют это место в Краснодарском крае Кубанской Хатынью. Никто не имеет права забывать об этом, чтобы не допустить повторения такого варварства. ...
14 03 2024 3:32:46
Данный урок проводится в ходе изучения темы «Древняя Греция». Основное содержание занятия направлено на знакомство учащихся с культурой и образом жизни жителей Афин. Урок проводится в форме заочного путешествия, предполагается использование компьютерного учебника по всеобщей истории, а также презентации на персональных компьютерах; предусмотрено компьютерное тестирование. ...
13 03 2024 18:16:51
Урок помогает сформировать представление об основных особенностях и проблемах демографического, социального и экономического развития Российской империи на рубеже XIX-XX веков, сформировать представление об основных тенденциях и направлениях экономической политики правительства России накануне и в начале XX в....
12 03 2024 18:21:13
Второй по численности народ России, имеющий здесь свои древние корни, оставшиеся в названиях, языке, традициях других народов России: тюрки, кимаки, болгары, кипчаки... Список этот можно продолжить, смотря о каком времени мы будем говорить…...
11 03 2024 17:34:16
Материал направлен на воспитание патриотизма и патриотических чувств у учащихся. Великая Отечественная война (1941–1945) – одна из самых страшных страниц нашей истории. Подвести учащихся к пониманию причин поражения Красной Армии в начале Великой Отечественной войны. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы. Развивать культуру к прослушиванию музыкальных произведений о войне....
10 03 2024 13:18:31
Интегрированное занятие (история-литература), посвященное очередной годовщине со дня рождения А. С. Пушкина, рассчитано на учащихся 8-го класса. ...
09 03 2024 5:50:59
На уроке использованы различные формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная; методы и приёмы работы: беседа, лекция, ИКТ, составление опopного конспекта, решение творческой задачи и др. Применение разнообразных форм обучения требует от учащихся напряжения эмоциональных и умственных сил, а так же способствует развитию устойчивого познавательного интереса у школьников и помогает прочному усвоению учебного материала....
08 03 2024 23:52:30
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
07 03 2024 1:56:32
Цели урока: дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе смуты; выделить основные события смуты....
06 03 2024 21:46:14
Урок способствует формированию у учащихся представлений о ходе и причинах бунтов и восстаний XVII века, о сложном внутриполитическом положении России в данный период, а также развитию креативных способностей учащихся....
05 03 2024 17:53:30
Урок проводится в 5–7-х классах. Хронологические рамки урока – период 1822–1831 гг., время губернаторства А.П. Степанова. Ученики узнают, почему была «открыта» Енисейская губерния, какое место она занимала на карте Российской империи и Сибири, как правил губернией её первый губернатор. Учащиеся изучат условия жизни, нравы и отношения между жителями губернии....
04 03 2024 12:38:56
Цель интеллектуальной игры, посвященной двум знаменательным датам: обогатить знания учащихся об эпохе, хаpaктерах людей, народном духе XIX века. Игра построена по типу телепроекта "Умники и умницы"; учащимся заранее объявлена тема, предложен список литературы для повторения. Количество участников ‒ 15–20 человек....
03 03 2024 22:34:53
Цели урока: развить чувство терпимости к окружающим; дать представление о толерантности в современном мире, повысить культурный, социальный, правовой, политический уровни; развитие способностей анализа, самоанализа, развитие логического мышления. ...
02 03 2024 7:39:24
Тюменская область - это колыбель богатых и самобытных культур. Территория стала осваиваться человеком в конце палеолита - древнего каменного века – примерно 15–20 тысяч лет назад, на исходе ледникового периода. ...
01 03 2024 7:40:19
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни. ...
29 02 2024 4:40:20
Цели: закрепление знаний, формирование уважения к историческому и культурному наследию Средневековья. ...
28 02 2024 19:22:21
В статье представлен сценарий урока по истории. Дети изучают историческую закономерность падения крепостного права в России....
27 02 2024 11:16:11
На уроке рассматриваются способы интегрированного изучения смежных предметов как форма использования межпредметных связей для расширения и углубления знаний учащихся, формирования целостной картины мира. У ребят развиваются знания о демократическом политическом режиме на примере российского парламентаризма – одного из важнейших признаков и механизмов демократии....
26 02 2024 16:31:35
Цели и задачи урока: повторение и систематизация пройденного материала по первому разделу учебника С.В. Колпакова, Н.А. Селунской "История Древнего мира"; развитие интереса детей к новому предмету; разностороннее развитие творческого потенциала учащихся; воспитание у детей потребности к совместному творчеству с члeнами своей семьи; воспитание у учащихся чувства коллективизма. ...
25 02 2024 19:20:57
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
24 02 2024 3:57:43
Цель урока: познакомить учащихся с понятием избирательное процесс, избирательное право, получить представление о демократических выборах и формах участия граждан в выборах....
23 02 2024 11:50:17
На уроке формируются представления учащихся о том, что между поколениями существует тесная связь, дети учатся понимать объективность общественного прогресса, узнают терминологию. Урок способствует развитию устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, навыков анализа, общения, доказательства, самоанализа, а также воспитывает у учащихся уважение к людям разного возраста, стремление к самопознанию и саморазвитию....
22 02 2024 18:28:46
Данный метод сочетает в себе элементы игры и исследования. В качестве примера предлагается рабочий лист по теме урока в 8-м классе: «Общественное движение в 80–90-х годах XIX века» по учебнику «История России XIX век», авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М. «Просвещение», 2008., а также мультимедийную презентацию....
21 02 2024 3:12:25
Учитывая в личностно-ориентированный подход к обучению, предполагается вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность, выполнение ими целого ряда самостоятельных заданий с целью осмысления, обобщения и систематизации знаний. Данный урок связан с предыдущими, на которых ученики познакомились с понятиями демократия, научились выявлять её признаки. Урок призван подготовить учащихся к более трудным вопросам управления в древних государствах....
20 02 2024 15:11:22
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
19 02 2024 8:29:41
Занятие призвано продолжить знакомство с одним из наиболее важных политических прав граждан РФ – правом на участие в управлении делами государства, направлено на повышение интереса к институту выборов школьников; воспитание у подростков активной жизненной позиции....
18 02 2024 2:20:13
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка". ...
17 02 2024 4:32:29
Урок истории средних веков в 6-м классе знакомит учащихся с историей возникновения и распространения ислама. Материал урока показывает тесную связь двух религий – христианства и ислама. Урок дает возможность осознать, что каждая культура сыграла свою роль в развитии общества, толерантно определять свое отношение к иным мировоззренческим позициям....
16 02 2024 19:17:33
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
15 02 2024 3:15:29
Урок помогает повторить эпоху Александра I с точки зрения развития и результатов внутренней и внешней политики России в первой четверти XIX века и тех изменений, которые произошли во всех сферах жизни общества, их значение для дальнейшей истории России. ...
14 02 2024 15:22:56
Гражданская война – величайшая трагедия в истории России. Какие силы участвовали в Смуте ХХ века? Почему победили большевики? В чем трагедия Белого движения? Методическая разработка предложенного урока позволяет учащимся самостоятельно сформулировать ответы на поставленные вопросы....
13 02 2024 3:33:11
Цели урока: познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения; пробудить в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта. ...
12 02 2024 0:38:50
Нестандартный подход к преподаванию сказывается благоприятно на знаниях учащихся и их неподдельном интересе к истории, русскому языку и литературе. На основе материалов из античной культуры прививается уважение к культурному наследию, углубление эстетических потребностей учащихся. ...
11 02 2024 23:16:41
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
10 02 2024 20:51:33
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни. ...
09 02 2024 13:51:12
Урок формирует умение учащихся применять полученные знания в пpaктических ситуациях, развивает умения работать в группе и индивидуально, сравнивать и сопоставлять, прививает интерес к изучению предмета....
08 02 2024 23:56:32
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::