Образовательная программа "История развития культуры Москвы"
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана в соответствии со следующими документами:
- Законом Российской Федерации «Об образовании»;
- Положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях в России;
- Федеральным законом «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». № 54-Ф3, 26 мая 1996 г.
- Федеральный закон об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. № 73-Ф3, 25 июня 2002 г.
- Положении о музее образовательного учреждения Московского комитета образования.
Данная программа имеет историко-культурологическую направленность.
В нашу сложную эпоху, когда человек в поисках нравственной опоры всё чаще обращается к традициям, к своим истокам, изучение историко- культурного наследия Москвы приобретает особую актуальность.
Изучение культуры своей «малой Родины» помогает возрождению любви к Москве, к Отечеству.
Курс важен и тем, что Москва – особый город – древняя столица России. В частных фактах её истории, как в капле воды, невольно отразилась история страны.
Программа курса «Истории развития культуры Москвы» актуальна потому, что курс «Москвоведения» больше не преподается в московских школах как самостоятельная дисциплина, а в интеграции с историей «Москвоведение» не может дать учащимся полного, глубокого представления о родном городе (ведь количество часов на преподавание интегрированного курса не изменилось).
Предлагаемая программа предусматривает подробное и последовательное изучение истории развития культуры Москвы с древнейших времён до наших дней. В каждом периоде выделены такие темы, как развитие архитектуры, науки и искусства, быта, нравов москвичей. Большое внимание уделяется людям, так много сделавшим для развития культуры Москвы, для сохранения её исторических, архитектурных, мемориальных памятников.
Программа курса рассчитана на 2 года обучения (144 час) по 2 часа в неделю.
По виду занятия подразделяются на лекционные, семинарские, пpaктические. Широко используются приемы дискуссии и ответов учащихся на вопросы. Освоение материалов каждого раздела начинается с лекций. Пpaктические занятия предполагают посещение музеев, памятных мест, прогулки по Москве, подготовку и проведение тематических бесед и экскурсий, оформление мини-газет, альбомов, компьютерных презентаций .Такой метод изучения истории развития культуры Москвы придает курсу наглядность и предметность и, в то же время, одухотворяет московские памятники, здания… Процесс преподавания курса дает возможность сочетать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы, использовать прогрессивные технологии обучения( музейная педагогика, проектная деятельность, ПК).
Существование в ГБОУ СОШ № 1371 музея «Истории развития культуры Москвы» позволяет, с одной стороны, наглядно продемонстрировать многие достижения московской культуры, а с другой стороны, способствует дальнейшему активному развитию музея, позволяет формировать в определенной степени профессиональный актив, объединять юношеский коллектив.
Цели курса:
- осуществление патриотического, нравственного и эстетического воспитания учащихся;
- осуществление общегуманитарного образования учащихся; углубление знаний по истории Отечества, литературе.
- развитие творческого мышления учащихся, овладение ими искусством общения и речи, приобретение навыков экскурсионной работы.
Задачи курса: не только дать учащимся комплексные знания о прошлом и настоящем развитии культуры Москвы, но и воспитать любовь к своему городу и району, уважение к его истории, традициям, святыням, бережное отношение к памятникам истории и культуры.
Принципы построения программы:
- Принцип возрастания сложности (от простого к сложному)
- Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций)
- Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)
- Принцип интеграции и дифференциации обучения
- Принцип взаимодействия человека с музейной средой (краеведческий принцип)
Данная программа рассчитана на средний и старший школьный возраст учащихся от 10 до 13 лет.
Срок реализации программы: 2 года.
Режим занятий: 2 часа в неделю. Общее количество часов 144.
Оптимальная наполняемость учебной группы – 12 человек.
Предполагаемый результат после завершения курса обучения.
Слушатели знают | Слушатели умеют |
- основные этапы истории развития культуры Москвы; - основные памятники культуры Москвы; - людей, внесших большой вклад в развитие московской культуры; - крупнейшие театры и музеи Москвы и историю их появления. - как правильно сделать доклад, мини- газету, презентацию в Power Point . - правила написания, подготовки и проведения экскурсии; - правила поведения экскурсовода. |
- работать с различными источниками краеведческой и музееведческой информации, самостоятельно добывать знания; - применять полученные знания на пpaктике; - определять особенности архитектурных стилей Москвы; - вычлeнять главное из общего, делать выводы; - сравнивать различные направления московской культуры разных исторических эпох; - работать в группе, суммировать сходство идей и учитывать разницу позиций при создании проектов; - грамотно пользоваться письменной и устной речью; - ориентироваться в экспозиционно- выставочном прострaнcтве; - строить коммуникацию, вести диалог со слушателями. |
Подведение итогов:
- В течение учебного года учащиеся разpaбатывают и проводят экскурсии по школьному музею «Истории развития культуры Москвы»; разpaбатывают и проводят тематические беседы на базе музея и на классных часах. Участвуют в конкурсе фотографий и мини- газет и оформляют работы во временную выставку. Готовят презентации в Power Point. Так же в течение обучения проводятся тестирования и собеседования со слушателями курса.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | ||
Всего | Теоретических | Пpaктических | ||
I | Введение: Москва- город, в котором мы живём | 1 | 1 | - |
II | Долетописная Москва (Древние славяне на берегах Москвы- реки) | 5 | 2 | 3 |
III | Древняя Москва (XII- XIII вв.) | 4 | 1 | 3 |
IV | Культура Москвы XIV- ХVII вв. | 33 | 19 | 14 |
1 | Московский Кремль | 5 | 1 | 4 |
2 | Москва «златоглавая» | 6 | 2 | 4 |
3 | Архитектура | 4 | 3 | 1 |
4 | Интерьер жилых домов | 1 | 1 | - |
5 | Просвещение и образование в Москве ХVI- ХVII вв. | 3 | 2 | 1 |
6 | Живопись | 4 | 1 | 3 |
7 | Литература | 1 | 1 | - |
8 | Праздники народные и церковного календаря | 3 | 2 | 1 |
9 | Домашний быт и семейное право | 2 | 2 | - |
10 | Кухня москвичей | 1 | 1 | - |
11 | Из истории моды | 1 | 1 | - |
V | Москва в Петровское время | 10 | 8 | 2 |
1 | Облик и архитектура Москвы петровского времени | 3 | 2 | 1 |
2 | Образование в Москве петровской эпохи | 3 | 2 | 1 |
3 | Зарождение нового образа жизни москвичей | 1 | 1 | - |
4 | Рождение «московского света» | 1 | 1 | - |
5 | Театральные увлечения московской знати | 1 | 1 | - |
6 | Мода петровского времени | 1 | 1 | - |
VI | Москва 1725- 1800 гг. | 19 | 10 | 10 |
1 | Облик и архитектура Москвы | 6 | 2 | 4 |
2 | Подмосковные усадьбы | 6 | 2 | 4 |
3 | Образ жизни московского дворянства | 1 | 1 | - |
4 | Театр второй половины ХVIII века | 2 | 2 | - |
5 | Домашнее воспитание и образование московских дворян | 1 | 1 | - |
6 | Государственное и частное образование в Москве | 1 | 1 | - |
7 | Облик горожан и мода второй половины ХVIII века | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО | 72 | 41 | 31 |
Второй год обучения
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | ||
Всего | Теоретических | Пpaктических | ||
I | Москва первой половины ХIХ века | 19 | 11 | 8 |
1 | Изменение архитектурного облика Москвы в 1830-1840-е гг. | 5 | 1 | 4 |
2 | Памятники Победы в Отечественной войне 1812 года | 1 | 1 | - |
3 | Культурная и светская жизнь «допожарной» Москвы | 2 | 2 | - |
4 | Московский «свет» и образованное общество в 1820-1840-е гг. | 1 | 1 | - |
5 | Благотворительность и просветительство в первой половине ХIХ века | 1 | 1 | - |
6 | Образование Москвы | 1 | 1 | - |
7 | Литература первой половины ХIХ века | 4 | 2 | 2 |
8 | Из истории моды | 3 | 1 | 2 |
9 | Городские гуляния | 1 | 1 | - |
II | Культура Москвы второй половины ХIХ века | 27 | 11 | 16 |
1 | Архитектура Москвы второй половины ХIХ века | 6 | 2 | 4 |
2 | Вклад московских купцов-меценатов в развитие культуры | 6 | 1 | 5 |
3 | Частные и городские музеи Москвы второй половины ХIХ века | 1 | 1 | - |
4 | Образование и образовательные учреждения пореформенной Москвы | 1 | 1 | - |
5 | Развитие живописи второй половины ХIХ века | 1 | 1 | 4 |
6 | Театральная и музыкальная жизнь пореформенной Москвы | 1 | 1 | - |
7 | Москва литературная | 3 | 2 | 1 |
8 | Московские праздники | 1 | 1 | - |
9 | Городская мода второй половиныХIХ века | 3 | 1 | 2 |
III | Культура Москвы ХХ века | 26 | 12 | 14 |
1 | Архитектура Москвы ХХ вка | 6 | 2 | 4 |
2 | Литературная жизнь Москвы. ХХ век | 3 | 2 | 1 |
3 | Московские живописцы | 3 | 2 | 1 |
4 | Москва спортивная | 1 | 1 | - |
5 | Московское телевидение | 2 | 1 | 1 |
6 | Москва театральная и музыкальная | 3 | 2 | 1 |
7 | Музеи Москвы | 6 | 2 | 4 |
8 | Итоговое повторение | 2 | - | 2 |
ИТОГО | 72 | 34 | 38 |
Методическое обеспечение программы:
- Видеофильмы из серии «Москва. Страницы истории».
- Набор слайдов «Древняя Москва в творчестве А. М. Васнецова»
- Видеосериал «Адрес: Красная площадь» (История России в памятниках отечественной культуры в пяти фильмах). Государственный исторический музей.
- СД-диск «Центральный музей Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг.»
- Видеофильм «Первые открытки в России»
- Серия фильмов «Звезды мирового кино» (Валентина Серова, Михаил Жаров, Людмила Целиковская, Фаина Раневская, Ге opгий Вицин).
- Фото и ксерокопии фото памятников культуры Москвы.
- Компьютерные презентации:
- Памятники деятелям культуры в Москве;
- Москва театральная.
Рекомендации по проведению пpaктических работ:
В курсе «История развития культуры Москвы рекомендуется 27 пpaктических работ (1-й год обучения – 13; 2-й год обучения – 14):
1-й год:
- Долетописная Москва. (Древние славяне на берегах Москвы-реки) – 1 пр/р
- Древняя Москва (XII-XIII вв.) – 1 пр/р
- Культура Москвы XIV-ХVII вв. – 5 пр/р
- Москва в Петровское время – 2 пр/р
- Москва в 1725-1800 гг. – 4 пр/р
2-й год:
- Москва первой половины ХIХ века – 4 пр/р
- Культура Москвы второй половины ХIХ века – 4 пр/р
- Культура Москвы ХХ века – 6 пр/р
Основные методы обучения:
- Пpaктические
- Рассказ педагога и рассказы детей
- Беседы
- Дискуссии
- Встречи с интересными людьми
- Мини-газеты, доклады
- Экскурсии
- Конкурсы, викторины
- Тестирование
- Составление презентаций Power Point
Дидактические материалы:
Методическая литература по исследовательской деятельности и тематика поисково-исследовательской работы:
Список литературы:
Литература, использованная при написании по программы:
- Алескандров Ю.Н. Московская старина (воспоминания москвичей прошлого столетия). М., 1989.
- Алексеев А.И. и др. Край наш Московский. Учебное пособие. М., ЭКОПРОС, 1997.
- Анисимов А.В. Москва. Архитектурный путеводитель- М.: «Красная гора». 1997.
- Бабашов Г.М., Михайлова О.И. Популярное московедение (от древнейших времен до эпохи Петра I). М., 1997.
- Бабашов Г.М., Михайлова О.И. Популярное московедение (от эпохи Петра I до эпохи войн и революций). М., 1997.
- Буданов Ю.Н. Под сень. Монастырей московских,- М.: Московский рабочий. 1991.
- Краскова О.В. Воспитание детей: традиции и истоки. Тюмень, 2000
- Космынина Т.В. Летописи. М., 1996.
- Методические материалы по школьному москвоведению. М., Изд. Центр «Москвоведение», 1997.
- Романюк С.К. Москва: утрты. М., 1991.
- Рюмина Т.Д. История Москвы. Учебное пособие. М.: «Международный Дом Сотрудничества». 1996.
- Таценко С.Н. Духовная культура Москвы конца XV- XVIв. М., 1997.
Литература, рекомендуемая слушателям:
- Бродский Я.Е. Москва от А до Я: Памятники истории, зодчества, скульптуры. М., Московский рабочий, 1994.
- Бурышкин П.А. Москва купеческая. М., 1990.
- Забелин И.Е. Домашний быт русских царей. М., Книга, 1990.
- Зарин А.Е. Царские развлечения и забавы за 300 лет. Л., 1991.
- Ключевский В.О. История русского быта (любое издание).
- Молокова Т.А., Фролов В.П. История Москвы в памятниках культуры. К 850-летию столицы. М., Московский лицей, 1997.
- Музеи Москвы – взрослым и детям: Справочник. М., МИРОС, 1994.
- Пилипов В. Так ли плох был «Домострой»? / Серия «Для дома, для семьи». М., Панорама, 1992.
- По Москве. Прогулки по Москве, по её художественным и просветительным учреждениям. М., 1991.
- Родимцева И.А. Московский Кремль. Л., Аврора, 1987.
- Таpaбукин Н.М. Очерки по истории костюма. М., 1994.
Приложения.
Представленная викторина организована по принципу телевизионной игры "Звёздный час". На основе создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имён, дат, фактов и т.д. ...
18 03 2024 17:30:30
Урок может помочь ученикам глубже понять эпоху 60-х годов на основе повторения изученного в теме и самостоятельного подбора фактического материала по отдельным годам периода и его творческого осмысления. Цель: сформировать у школьников многоплановый стилевой образ 60-х годов, познакомить их с веяниями моды, повседневной жизнью, досугом и отдыхом людей в СССР....
17 03 2024 11:28:39
Презентация посвящена теме "Послевоенное развитие стран Восточной Европы". Тип урока: комбинированный, т.к. в ходе учебного процесса не только изучается новый материал, но и углубляется и расширяется такое понятие, как тип экономической системы, изученное ранее на уроках обществознания. На уроке применяется системно-деятельностный подход, реализуется метод развития критического мышления, используется приём «постановка проблемного вопроса»....
16 03 2024 18:31:20
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
15 03 2024 8:43:29
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
14 03 2024 7:14:15
Урок проведен по учебнику А.А. Вигасина с использованием дополнительной литературы. Работа организуется так, чтобы учащиеся не только извлекали историческую информацию из учебника, но и находили ее в других источниках. Материал урока позволяет детям анализировать события прошлого и настоящего. ...
13 03 2024 21:51:11
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Мы считаем, что применение игровых форм обучения способствует развитию устойчивого познавательного интереса у учащихся и помогает прочному усвоению учебного материала....
12 03 2024 6:57:23
Интеpaктивное обучение – погружение в общение. Сущность занятия по интеpaктивной технологии состоит в том, что в малых группах обсуждаются частные аспекты одной проблемы, которую предстоит решить всему классу. Уроки повышают активность и самостоятельность учащихся, развивают навыки анализа, критического мышления, взаимодействия....
11 03 2024 23:53:14
Результаты поисковой работы краеведческого кружка ДДЮТ г. Всеволожска....
10 03 2024 13:20:16
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
09 03 2024 13:45:43
В статье показана роль краеведения в современном образовательном процессе. Из опыта работы представлена одна из возможностей расширения знаний обучающихся по краеведению, овладения навыками исследовательских изысканий и публичных выступлений. ...
08 03 2024 15:16:54
Музей "Йорвик" на территории Великобритании – главный источник информации о пребывании викингов на Британских островах. Учащиеся получают виртуальную возможность пополнить коллекцию музея новыми экспонатами, которые возможно отобрать в ходе изучения темы, а затем презентовать в форме буклета (таким образом в ходе урока осуществляется формирование информационной и социокультурной компетенции)....
07 03 2024 4:24:27
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...
06 03 2024 11:15:57
Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов). ...
05 03 2024 22:55:26
Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьника....
04 03 2024 22:31:41
Материал посвящен российской армии, направлен на формирование патриотизма и гражданственности. Материалы можно использовать как на уроках обществоведческого цикла в среднем звене, так и как материал для классного часа. Изменяется ситуация внутри государства. Многие связывают проблемы с существованием "всеобщей воинской обязанности". Одни считают, что так и должно быть – армия из юноши делает мужчину. А другие считают: человек должен иметь право выбора – служить или не служить....
03 03 2024 8:54:45
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
02 03 2024 20:24:23
Рассказ о зарождении городов в Средние века в Европе не обходится без красочных описаний тех мест, где они возникали, причин, по которым они возникли именно там, и происхождения их названий. Пробудить интерес к данной теме можно, использовав широкий арсенал методических приемов и средств не только учителя истории, но и учителя английского языка, дав детям возможность в наибольшей степени проникнуться атмосферой тех лет....
01 03 2024 10:19:33
Форма урока: заочная экскурсия. Используются элементы драматизации и персонификации. Главная задача урока – охаpaктеризовать основные направления развития русской культуры XVIII в., определить её значение для развития России. Данный урок позволяет школьникам окунуться в атмосферу эпохи, участвуя в сценарии урока, эмоционально-образно воспринимать материал....
29 02 2024 1:57:23
В статье представлен урок для 7-го класса по курсу «История России» по учебнику Данилова А.А. с использованием презентации PowerPoint, которая позволяет решить все образовательные, развивающие и воспитательные задача, поставленные учителем. Презентация составлена в соответствии с требованиями техники безопасности. ...
28 02 2024 5:49:33
Урок посвящен особенностям искусства Древнего Египта на примере судеб цариц Нефертари, Хатшепсут и Нефертити. Судьбы великих женщин и их образы в искусстве Древнего Египта рассматриваются на уроке с использованием возможностей Интернета. Интересным ресурсом, которым воспользовались обучающиеся на уроке, - сетевая открытая энциклопедия Википедия. ...
27 02 2024 21:24:16
Пpaктическое занятие - форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей пpaктической творческой деятельности или осваивают сложные познавательнее приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого....
26 02 2024 11:40:54
Итоговый урок-конференция по обществознанию в 11-м классе «Взгляд в будущее» с использованием проектно-исследовательской образовательной технологии решает следующие задачи: обобщение знаний о глобальных проблемах современности, повышение уровня их осмысления старшеклассниками, формирование гражданской позиции....
25 02 2024 19:14:45
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
24 02 2024 19:24:41
Хакасы – этническая группа народов Южной Сибири и Хакасии. Они стремятся сохранить свой язык, культуру и самобытность. С этой целью в школах Хакасии ввели курс "Культура, литература и история родного края". Урок "Курганы – не миф и не сказка" – из данного курса. ...
23 02 2024 0:40:29
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
22 02 2024 4:40:37
Сценарий проведения интеллектуальной игры для старшеклассников «Брейн-ринг». Игра способствует развитию интереса к изучению Отечественной истории, воспитывает чувство уважения к истории Отечества, формирует гражданско-патриотическую позицию учащихся. ...
21 02 2024 18:21:58
Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охаpaктеризовать основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....
20 02 2024 3:41:47
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
19 02 2024 4:57:38
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества. ...
18 02 2024 7:56:55
Значительную часть нашей жизни мы проводим за обеденным столом. Мы едим, лопаем, трескаем, вкушаем, уплетаем за обе щеки, глотаем... Какую бурю эмоций вызывает вид, запах, вкус аппетитной снеди, упоительных яств, восхитительных лакомств! Узнать о том, «что едали наши предки», помогает разработанная нами литературно-историческая викторина....
17 02 2024 9:54:58
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX века сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса....
16 02 2024 13:26:44
Урок целесообразно проводить по окончании изучения курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» авторов Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. Урок сопровождается презентацией. На каждый слайд можно перейти по гиперссылке. Вопросы сгруппированы по трем разделам: «Древняя Русь», «Политическая раздробленность на Руси», «Московская Русь». В ходе урока решаются задачи повторения и систематизации изученного материала; воспитания чувства патриотизма через обращение к героическому прошлому нашей страны....
15 02 2024 22:36:12
Использование системно-деятельностного подхода в обучении в соответствии с требованиями ФГОС. Использование приобретенных знаний и умений в пpaктической и повседневной деятельности. Ориентация в актуальных общественных событиях, нравственной и правовой оценке конкретных поступков людей. Формирование навыков самостоятельной работы в группах, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....
14 02 2024 13:17:26
На уроке учащиеся знакомятся с искусством живописи. Узнают о роли живописи в жизни людей, знакомятся с особенностями русской школы живописи....
13 02 2024 11:31:17
Учащиеся знакомятся с историей развития Чехии в XIV веке. Ученики работают с текстовой информацией, обpaбатывая ее разными способами. На уроке формируются информационные навыки: работа с текстом, составление схем, выделение главной мысли, составление логических цепей....
12 02 2024 20:52:21
Урок по основам мировых религиозных культур формирует понятие «священное книги», знакомит с культовыми книгами мировых религий. Цель: сформировать представление об основных священных книгах мировых религий – Трипитака, Коран; развивать речь, логическое и ассоциативное мышление, коммуникативные способности учащихся, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения; воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам....
11 02 2024 5:30:57
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Формирует умения работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения. Пробуждает в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта. ...
10 02 2024 18:36:24
Музейная педагогика выполняет широкие функции в образовательном процессе и решает его важнейшие задачи. В школьном образовании страноведческий подход реализуется формами, технологиями и методами основного, дополнительного образования и воспитательной работой. Интеграция этих форм достигается технологиями и методами музейной педагогики....
09 02 2024 22:38:58
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
08 02 2024 10:28:16
Подготовлен урок к встрече Дня Победы, поэтому рекомендуется проводить 6 мая, в день памяти святого Ге opгия. Рассказывает о святом Ге opгии Победоносце и его роли в истории России, о наградах и людях, связанных с ним. Может служить началом беседы с ветераном Великой Отечественной войны, началом краеведческой конференции, посвященной землякам – кавалерам ордена Славы....
07 02 2024 1:12:32
В ходе урока применяется метод сотрудничества, учитель и учащиеся совместно усваивают новый материал. Урок развивает у учащихся способности систематизировать правовые знания, анализировать тексты нормативных документов, применять их на пpaктике при решении задач....
06 02 2024 16:59:24
Современный педагог должен уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет. Авторы делятся опытом применения современных компьютерных технологий в процессе обучения учащихся....
05 02 2024 15:54:35
Представлен классный час «Птица-Слава», который можно использовать при проведении внеклассных мероприятий. 200 лет прошло с тех пор, как огромная, полумиллионная армия французского императора Наполеона напала на нашу родину. Много смелости, мужества, сыновней преданности своей Отчизне потребовалось ее защитникам – нашим прадедам....
04 02 2024 1:13:48
Цель урока – обобщить знания по истории Древнего Египта, полученные на предыдущих уроках. ...
03 02 2024 23:12:43
На этот урок обществознания в 9-м классе отведен один час (программа Боголюбова Л.Н.). На уроке использован метод индивидуальной работы, который не только повышает интерес учеников к предмету, но и обеспечивает более глубокое усвоение материала, выработку гражданских навыков. Урок помогает осмыслить существование школы и права на образование....
02 02 2024 19:54:18
Проверяются знания учеников по вопросам избирательного права и знание истории демократии в нашей стране....
01 02 2024 6:25:38
Урок-пpaктикум посвящён закреплению знаний об особенностях строения и функций нервной и мышечной тканей животных. Для активизации познавательного интереса в начале урока учащимся предлагается стать сотрудниками школьной лаборатории. В ходе урока определяются степень владения учащихся теоретическим материалом по теме, сформированность у них необходимых умений и навыков. Наиболее активные ребята получают от одноклассников рекомендательные письма на имя директора лаборатории. ...
31 01 2024 16:40:34
В октябре 1917 года наша страна оказалась в условиях экономической и политической блокады. Это выдвинуло на первый план внешней политики прагматический фактор: первые договоры были подписаны РСФСР с сопредельными государствами; Рапалльский договор открыл полосу признания СССР; идея мировой революции приводила к напряженной ситуации в Европе....
30 01 2024 22:13:24
Урок-обобщение по разделу «Средневековое общество» проводится в форме этапной игры. В ходе урока дети обобщают и систематизируют знания о жизни средневекового общества, повторяют основные понятия и термины, а также работают с текстом средневековой поэмы....
29 01 2024 12:10:10
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::