Поход персов в Скифию
Цель: познакомить учащихся с историей завоевательного похода персидского царя Дария в Северное Причерноморье
Задачи: выявить причины и последствия похода персов в Скифию; сформировать представление у ребят о завоевательном хаpaктере войны для персов и справедливом хаpaктере войны для скифов; воспитывать интерес к прошлому родного края
Оборудование: мультимедийный проектор, иллюстрации, карта побережья Понта Евксинского (Скифия по Геродоту. V век до н.э.)
Тип урока: комбинированный урок
Эпиграф к уроку:
Мы те, о ком шептали в старину
С невольной дрожью эллинские мифы.
Народ, взлюбивший буйство и войну,
Сыны Геpaкла и Эхидны – скифы!
В.Брюсов
Ход урока
I. Организационный момент
Слово учителя:
– Здравствуйте! Садитесь.
Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить об одном из ярчайших народов древности. Но о ком, вы угадаете сами. О себе эти люди могли бы сказать следующее:
Мы те, о ком шептали в старину
С невольной дрожью эллинские мифы.
Народ, взлюбивший буйство и войну,
Сыны Геpaкла и Эхидны – …!
– скифы!
Правильно, речь пойдёт о скифах. Но прежде чем приступить к изучению нового, вспомним, что мы уже знаем о них.
II. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос:
- Кто такие скифы? (Скифы – племена кочевников-скотоводов, чьё конное войско в древности считалось непобедимым, а сокровища курганов несметными)
- Когда впервые упоминаются скифы в связи с пребыванием их на территории Кубани? (VII век до н. э.)
- Но ведь здесь кочевали многие племена. Что отличало скифов от них? (Определённой формы вооружение – меч-акинак, небольшой лук и стрелы с бронзовыми литыми наконечниками, бронзовый литой шлем), конская упряжь и украшения в «зверином стиле», курганный обряд захоронения)
- Назовите и покажите на карте наиболее известные скифские захоронения на Кубани. (Костромской, Келермесские и Ульские курганы)
- Что находят археологи в скифских курганах? (Золотые и серебряные предметы, роскошные платья, богато украшенное вооружение, большие запасы пищи, золотые и серебряные сосуды с вином)
- Откуда же скифы брали богатство? (Они совершали грабительские военные походы в страны Передней Азии)
III. Объяснение нового.
– Действительно, главным занятием скифов была война. Из походов в страны Закавказья и Передней Азии они привозили массу дорогих предметов, не имеющих себе равных даже там, где они изготовлялись:
мечи в золотых ножнах, золотые диадемы, гребни, шейные обручи, серебряные и золотые сосуды, бусы из драгоценных камней.
Скифы часто угрожали войной своим соседям, но однажды настало время, когда враг пришёл на их землю. И пришёл не для простого набега, а с целью полного подчинения.
Вот мы и подошли к теме нашего сегодняшнего урока. Откройте тетради, запишите тему: «Поход персов в Скифию (VI век до н. э.)».
Сегодня мы продолжим знакомство со скифским народом и поговорим о завоевательном походе персов в Северное Причерноморье.
На территории Передней Азии в VI веке до н. э. росла и крепла могучая держава – Персия. Особого могущества Персия достигла при царе Дарие I Гистаспе. Дария называли царём царей.Он покорил почти все соседствующие с ним страны, территория его государства простиралась от Египта до Инда, , перед его именем дрожал весь мир. И только два народа оставались непорабощёнными персами: народ, создавший великую культуру древности – греки, и дикие скифы. Дарий решил начать со скифов.
В 513 году до н. э. огромное персидское войско численностью в 700 000 человек выступило в поход на Скифию. Так как на разведку проходов между Кавказскими горами потребовалось бы много времени, Дарий пошёл в обход Понта Эвксинского.
На пути персов встретилась могучая река Дунай (Истр). По приказу персидского царя мастера из подчинённых ему городов построили мост. Они связали несколько сотен кораблей крепкими канатами, положили на них доски, и несколько дней армия Дария переходила великую реку. Когда переход закончился, Дарий оставил у моста отряд охранников и дал их комaндиру ремень с шестьюдесятью узлами.
– Каждый день развязывай по узлу. Если я не вернусь через шестьдесят дней, значит, я победил скифов и возвращаюсь в Персию через Кавказ. Тогда разрушь мост, – сказал Дарий.
Гул пошёл по степи. Дарий со своими всадниками на богато убранных конях и с пехотинцами, закованными в медную броню, вступил в скифскую землю.
Дарий, непобедимый Дарий, никогда до сих пор не терпевший поражений, ждал изъявления покорности от всех скифских племен.
Узнав о приближении врага, скифский царь Иданфирс созвал совет вождей. Было решено не давать персам открытого сражения, беречь воинов.
Скифы начали отступать, заманивая противника в глубь степей.
С первых же дней похода на армию персов начали нападать конные скифские отряды. Они как вихрь налетали на персов, выпускали тучи стрел и уносились в степь. Пока персы выстраивались для боя, скифы скрывались из вида. И только убитые и раненые напоминали об их присутствии.
Дарий упopно преследовал скифов. С каждым днём всё меньше рек встречалось на пути персов, а колодцы были завалены или отравлены. Скифы нападали всё чаще. Персы не могли вступить с ними в решающее сражение и несли большие потери в мелких стычках. Тогда Дарий направил к скифам послов. Послы обратились к скифскому вождю – могучему старцу Иданфирсу:
– Зачем вы убегаете от нас, скифы? Если вы считаете себя сильнее, – вступите с нами в бой. А если вы слабее, – пришлите нашему царю горсть земли и сосуд с водой и покоритесь!
– Мы не убегаем от вас, персы. Мы просто кочуем по своим степям, как привыкли с давних пор, – насмешливо улыбнулся Иданфирс.
– Что же нам передать царю царей? – спросили послы.
– Я подумаю, – сказал Иданфирс.
А сейчас мы тихонько приблизимся к шатру персидского царя и посмотрим, что же там происходит.
Сценка
(Шатёр. Посреди шатра на троне в окружении свиты сидит Дарий. К трону подходит мальчик)
1. Мальчик:
– Здравствуй, великий царь персов. Здравствуй в этой жизни и в той. Пусть в твоих руках всегда пребывает сила. Пусть не затупится меч, не споткнется любимый конь.
2. Дарий:
– Тебя прислал царь Иданфирс?
1. Мальчик:
– Да. Скифский царь Иданфирс велел передать тебе, великий царь многих стран, знаки скифской земли.
Мальчонка достал из кожаного мешка, подвешенного к поясу, клетку и небольшую корзинку, не торопясь, отстегнул горит, извлек оттуда пучок перевязанных стрел. Все это он положил на ковер перед троном.
3. Слуга Отан:
– Вот это дары Иданфирса?
1. Мальчик:
– Да.
3. Отан:
– А что твой царь велел передать на словах?
1. Мальчик:
– Царь Иданфирс сказал: "Персы поймут значение наших даров". Других
слов он не добавил.
Отан и Дарий молчали. Первым заговорил Дарий.
2. Дарий:
– Всё-таки они покорились мне! Птица живёт в воздухе, мышь в земле, лягушка в воде. Значит, скифы отдают мне просторы своих степей, землю и воду и слагают оружие – стрелы.
5. Гобрий:
– Хотелось бы верить благоприятному толкованию, а веры нет. Я хорошо знаю обычаи скифов. Эти дары означают: если вы не умчитесь, как птицы, не спрячетесь, как мыши, или не скроетесь в воде, как лягушки, то все вы погибнете от наших стрел. Так ли, посол, растолковал я знаки?
Мальчик:
– Так.
В шатре сделалось тихо, и вдруг словно грянул и раскатился гром. Все сорвались с места, проталкиваясь к трону; со всех сторон понеслись гневные крики:
– В бой, в бой! Оружие с нами!
Но Дарий не рискнул преследовать скифов.
«Полтора месяца блуждаем мы в скифских степях, — думал Дарий, — сколько доблестных воинов потеряли в походе, а дело наше не сдвинулось. Надо скорей повернуть в обратный путь, надо торопиться уйти из этой проклятой страны, пока мост через Истр еще не разрушен».
Но поскольку персидское войско было в основном пешим да ещё продвижение затруднял обоз с больными и ранеными, обратный путь к переправе мог занять слишком много времени.
Поэтому Дарий решил пробираться к мосту с конным войском. Ночью, обмотав копыта лошадей тканью, чтобы они не стучали по выжженной скифской степи, Дарий с небольшим отрядом предательски покинул свою стоянку.
На шестидесятый день от начала похода Дарий сумел проскочить мост с несколькими отрядами. Боясь погони скифов, он дал приказание сжечь переправу, тем самым обрекая на гибель своих отставших воинов.
Оставшись наедине с ближайшими советниками, Дарий признался, что сломить скифов невозможно.
—Они любят свободу больше, чем золото и драгоценные камни, — сказал он. — Их нельзя подкупить. Их нельзя запугать, ибо они всегда могут укрыться от врага в бесконечных просторах своей страны.
Итак, персидская армия, слывшая непобедимой, бежала с позором из скифских степей, оставив на гибель часть войска, не успевшего пробраться на другую сторону Дуная (Истра) вместе с царём.
Скифский поход Дария был первым поражением персидской армии. Слава о непобедимости персов померкла.
IV. Закрепление
Беседа на восприятие:
Назовите ещё раз тему урока.
Какую же обиду нанесли скифы Дарию, что он пошёл на них войной?
За сколько дней Дарий планировал покорить скифов?
Сбылась ли его мечта?
Смог в конце концов сразиться Дарий со скифским войском?
Почему скифский царь не вступал с персами в открытое сражение?
Какое условие поставил персидский царь Дарий скифам?
Что ответил скифский вождь?
Чем же закончился поход Дария в Скифию?
Что сказал своим ближайшим советникам персидский царь о скифах?
– О могуществе скифов слагали легенды. Они дошли до наших дней. Даже поэты восхищались этим народом. Мы начали урок со стихотворного отрывка Валерия Яковлевича Брюсова.
Прочитайте его ещё раз. Как вы понимаете выражение «сыны Геpaкла и Эхидны»? Какой была Эхидна? А Геpaкл? Следовательно, каким был скифский народ?
Брюсов подчёркивает необычайную удаль, мужество, хитрость скифского народа, говорит о том, что даже греческие мифы шептали о них с невольной дрожью, т. е. боялись и в то же время восхищались. И теперь становится понятным, почему досель непобедимая армия Дария потерпела поражение.
V. Работа с иллюстрациями.
Многие художники обращались к теме скифо-персидской войны. Один из них Олег Коровин. Давайте посмотрим, как он представляет эти события.
Обратимся к иллюстрациям.
Что изображено на первом рисунке? Докажите, что это войско персов, а не скифов.
Как вы думаете, какой эпизод изобразил художник на второй иллюстрации? Что бы вы подписали под ней?
VI. Историческая загадка
– Вы часто встречаетесь с загадками на уроках литературы. А мне хочется предложить вам историческую загадку.
Силы, которые могли противопоставить своему противнику скифы, нам неизвестны. Однако есть одно косвенное доказательство о возможной численности скифского войска, основанное на современных расчётах.
По сообщению Геродота, скифский царь Ариант, правивший незадолго до скифо-персидской войны, пожелал узнать численность своих подданных. Он приказал скифам, чтобы каждый под страхом cмepтной казни принёс один наконечник стрелы. Из наконечника отлили огромный медный котёл, толщина его равнялась шести пальцам.
Имея этот котёл, можно ли узнать численность скифского войска? (Вес найденных в курганах стрел примерно одинаков. Вес котла разделить на вес наконечника стрелы. 600:12= 50 000 (тысяч)
VII. Слово учителя:
– В заключение нашего урока я предлагаю вам тестовое задание, которое покажет, как вы усвоили материал.
Тест
- В каком году персидское войско выступило в поход на Скифию?
- а) 503 г. до н. э.
- б) 513 г. до н. э.
- в) 541 г. до н. э.
2. Персидское войско насчитывало
- а) 700 тысяч человек
- б) 300 тысяч человек
- в) 950 тысяч человек
3. С какой целью Дарий организовал военный поход в Скифию?
- а) с целью личного обогащения
- б) захотел познакомиться с обычаями и культурой другой страны
- в) решил наказать скифов за разорение Персии
4. Как звали царя скифов?
- а) Скопалис
- б) Таксакис
- в) Иданфирс
5. Среди подарков персидскому царю были
- а) монеты
- б) стрелы
- в) лошади
6. Что, по мнению персов, больше всего любили скифы?
- а) золото
- б) драгоценные камни
- в) свободу
Произведите взаимопроверку и выставьте оценки друг другу. (Учитель читает правильные варианты ответа) Передайте тетради. Я просмотрю выполнение ваших тестов и поставлю оценки в журнал
VIII. Подведение итогов.
Выставление и комментирование оценок
Домашнее задание. Подготовить рассказ “Скифо-персидская война глазами скифского воина”
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
18 03 2024 18:17:54
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
17 03 2024 13:22:45
В процессе подготовки учащиеся расширяют свои знания о людях и событиях начала XVIII века, в ходе игры выполняют задания познавательного и развлекательного хаpaктера, а также представляют собственный проект ассамблеи. ...
16 03 2024 18:16:37
В 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. На этом уроке мы будем говорить о героях этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю и которым были посвящены многие замечательные произведения русской литературы. Дохтуров, Милорадович, Раевский, братья Тучковы, Багратион, Кудашев и Кутайсов - эти имена теперь вошли в легенды о доблести и мужестве, беспримерном героизме. Их имена вдохновляли М.Лермонтова, М.Цветаеву и Л.Толстого. Величайший гуманист Толстой в романе "Война и мир" выражает дорогую его сердцу мысль: война лишает красоты мать-землю, уничтожая её детей: и русских, и французов. О славе и доблести героев нашей армии говорят сегодня величайшие памятники: Триумфальная арка, Музей-панорама "Бородинская битва". Мультимедийный проект "Герои 1812 года". ...
15 03 2024 13:27:16
Цели и задачи урока: продолжить знакомство учащихся с Петровской эпохой; определить роль Архангельска в истории русского военно-морского флота на рубеже XVII–XVIII веков, которую он сыграл благодаря Петру I; выpaбатывать навыки анализа исторических источников, умений работать с дополнительной литературой; содействовать воспитанию уважения к истории России....
14 03 2024 5:37:13
Урок изучения нового материала в 7-м классе служит обеспечению усвоения материала по теме; продолжению формирования умений и навыков работы с наглядными источниками; развитию способностей к обобщению и систематизации учебного материала; развитию аналитических навыков....
13 03 2024 19:12:44
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР. ...
12 03 2024 18:40:13
Урок истории преследует цель актуализировать имеющиеся знания у учащихся по этой теме и углубить представления школьников об ордынском иге. При подготовке к уроку используется дополнительная литература (сочинения Карамзина, Гумилева, Ключевского, исследования современных авторов в и другие). Форма урока позволяет создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, вести диалог....
11 03 2024 17:50:35
Урок способствует формированию у учащихся представлений о ходе и причинах бунтов и восстаний XVII века, о сложном внутриполитическом положении России в данный период, а также развитию креативных способностей учащихся....
10 03 2024 11:23:48
Представлен урок изучения нового материала в 5-м классе по теме "Древний Египет"....
09 03 2024 12:32:44
В настоящее время большой интерес вызывает всеобщая история и культура зарубежных стран. Предлагаемый урок окажет помощь учителям в процессе обучения, развития коммуникативных возможностей, социализации личности подростка. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся систематизируют, обобщают и закрепляют знания по курсу «Новая история» (ХIХ век)....
08 03 2024 10:25:59
За 300 лет своего правления Романовы оставили глубочайший след в истории не только России, но и всего мира. Любопытно, как бы могла развиваться история нашего государства, если бы так, и не суждено было наступить 21 февраля 1613 года, когда боярина Михаила Федоровича Романова, "ближайшего по крови к угасшему царственному роду Рюрика и Владимира Святого", избрали на царство Великим земским собором в Москве....
07 03 2024 19:32:27
В работе проблема освещается с точки зрения русской женщины, положение которой в обществе было особым, а потому представляет дополнительный интерес. На примере двух представительниц российского общества, двух его полярных сословий – боярства и крестьянства, показана обыденная жизнь общества данного периода. В работе рассматриваются такие аспекты, как устройство дома, традиции питания и организации быта....
06 03 2024 18:17:19
Цель урока: способствовать созданию представлений обучающихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних и роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений....
05 03 2024 18:21:27
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
04 03 2024 5:55:33
В ходе урока учащиеся знакомятся с ситуацией, сложившийся в обществе после Отечественной войны 1812 года; знакомятся с личностями, входившими в тайные общества; анализируют основные идеи документальных проектов устройства России; прослеживают ход и итоги восстания, а также дальнейшую судьбу декабристов....
03 03 2024 19:52:25
В 2011 году наша страна отметила поистине важную памятную дату. 70 лет Битвы под Москвой в Великой Отечественной войне 194–1945 годов. Битва под Москвой предрешила весь исход той страшной войны, вселила в людей уверенность в Победе над фашистской Германией. Мероприятие "Страна стояла под Москвой..." помогает эмоционально, в доступной форме познакомить ребят с событиями той битвы, рассказать на примерах о героях войны и их славных подвигах....
02 03 2024 12:32:35
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
01 03 2024 9:34:14
Цель занятия: определение собственного отношения учащихся к понятию «Добро»....
29 02 2024 4:42:30
Цель урока - расширить знания учащихся о жизни и быте прошлых поколений на примере русского жилища. Особенности постройки дома, история его частей и предметов, бытующих суеверий вызывает искренний интерес учащихся к теме, помогает им постичь народную мудрость. Урок способствует развитию навыков логического мышления, интереса к предмету, традициям и обычаям предков. Материалы урока можно использовать во внеклассной работе по предмету....
28 02 2024 8:47:26
Несколько лет в школьной библиотеке для учащихся 2‒8-х классов ведутся уроки по программе «Основы информационной культуры». Представлены материалы к одному из таких интегрированных уроков по теме «Чудо, имя которому – книга. Из истории книгопечатания». Занятие связано по теме с уроком обществознания «Роль книгопечатания в развитии образования»....
27 02 2024 8:23:29
Автором представлена разработка урока в 5-м классе «Афинская демократия при Перикле», который имеет важную воспитательную функцию, так как способствует формированию гражданственности, патриотизма, чувства справедливости....
26 02 2024 17:37:42
В статье приводится разработка урока по истории Древнего мира на тему «Культура Древнего Египта», ориентированная на учащихся 5-го класса. Это объемный по содержанию материал, т.к. культура охватывает многие стороны развития человеческой жизни. В данном случае рассматриваются и религия древних египтян, и различные виды искусства (архитектура, живопись, скульптура), и письменность, здесь также можно получить ответ на вопрос, какие науки существовали в Древнем Египте....
25 02 2024 19:42:41
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
24 02 2024 19:45:37
В данной работе представлен конспект обобщающего урока по теме «Создание державы Александра Македонского». Этот урок позволяет систематизировать знания учащихся по истории Древней Греции, закрепляет знания учащихся о причинах гибели Персидского царства и образовании державы А.Македонского. Продолжается формирование умений учащихся работать с исторической картой, делать выводы, обобщать....
23 02 2024 2:18:42
Глухие дети овладевают словесной речью позже слышащих и на иной основе. В развитии их мышления наблюдается много особенностей: преобладание наглядных форм мышления над понятийными, логическое и абстpaктное мышление пpaктически не развито. Целью уроков в школе для глухих и слабослышащих детей является не только передача информации учащимся, но и их социализация. Изучение материала строится по наглядным пособиям с использованием ИТ. Большое внимание уделяется словарной и речевой работе....
22 02 2024 20:49:46
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
21 02 2024 13:50:24
Урок изучения нового материала в 9-м классе. На уроке проходит групповая работа при ответе на главный вопрос учебного занятия. Заполняется опopная схема. Урок способствует воспитанию патриотизма, интереса к прошлому, формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....
20 02 2024 21:45:28
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
19 02 2024 11:31:27
Урок истории проходит в виде викторины, проверяет знания учащихся об основных фактах начала Великой Отечественной войны. Учащиеся развивают умение анализировать, отбирать нужную информацию, систематизировать материал. Цель урока: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине....
18 02 2024 6:42:13
Представлена методическая разработка урока для 11-го класса «Налоги и налогообложение» в системе уроков по дисциплине «Обществознания» в разделе «Экономика» и «Финансовая грамотность». В разработке представлены: презентация, технологическая карта урока, задачи расчёта НДФЛ для физических лиц и задания для подготовки к ЕГЭ....
17 02 2024 2:49:21
Разработка урока опирается на данные архивов, исследования краеведов, на материалы поисковых экспедиций, проходивших под руководством автора материала как директора школьного музея. Урок содержит краеведческий материал и напрямую связывает представления учащихся о далеком прошлом страны с историей своего села, малой Родины....
16 02 2024 14:46:22
Урок разработан на основе блочно-модульной технологии. Является логическим продолжением темы "Свержение самодержавия" — рассматривается вопрос о политической ситуации в стране после Февральской революции 1917 г. Модульный урок включает в себя следующие учебные элементы: мотивационную беседу, входной контроль, работу с новым материалом, завершающий контроль и рефлексию. ...
15 02 2024 20:31:22
Данная работа предназначена для контроля и проверки знаний по теме «Великая Отечественная война 1941–1945 гг.» учащихся 11-го класса. Формат заданий соответствует заданиям ЕГЭ по истории 2015 года. Контрольная работа составлена в двух вариантах. Материал может быть использован как в рамках изучения отдельной темы, так и при подготовке к экзамену по истории. При выполнении работы использовались сборники тренировочных материалов ЕГЭ по истории 2014–2015гг....
14 02 2024 9:34:24
Работа может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых победе советских войск под Сталинградом, уроках окружающего мира, истории. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны. ...
13 02 2024 19:35:46
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
12 02 2024 15:37:40
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...
11 02 2024 21:13:48
Интеpaктивное обучение – погружение в общение. Сущность занятия по интеpaктивной технологии состоит в том, что в малых группах обсуждаются частные аспекты одной проблемы, которую предстоит решить всему классу. Уроки повышают активность и самостоятельность учащихся, развивают навыки анализа, критического мышления, взаимодействия....
10 02 2024 13:31:46
На уроке формируются знания о растительном и животном мире России. Урок продолжает формировать пpaктические умения учащихся работы с картами атласа, анализировать, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи. ...
09 02 2024 23:10:41
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...
08 02 2024 14:14:40
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
07 02 2024 5:11:53
Основной целью урока является изучение местоположение и природные условия Древнего Египта. Обеспечить усвоение учащимися понятий, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, исторической картой и историческими источниками....
06 02 2024 19:27:26
Методическая разработка может быть использована на уроках обществознания при изучении данной темы, проведении внеклассных мероприятий, предметных недель. Предлагаемые для проведения после прослушивания лекции конкурсы концентрируют внимание, развивают память, формируют активность учащихся....
05 02 2024 11:30:15
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
04 02 2024 23:28:32
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
03 02 2024 12:16:53
Общение – это ведущий вид деятельности учащихся, что подтверждается и различными изысканиями психологов. С этой целью на уроке были использованы пpaктические упражнения «Невербальное общение» и «Почему слушание важно». Одной из целей урока является развитие навыка общения и воспитание общей культуры поведения. Рассматриваются виды и формы общения, компоненты и роль....
02 02 2024 16:27:40
Разработка представляет собой урок-игру с различными типами заданий на знания фактического материала, умения учащимися сопоставлять, анализировать, давать оценку историческим событиям, проявлять находчивость, смекалку; формируется умение работать в комaнде, анализировать допущенные ошибки. ...
01 02 2024 15:31:58
Урок представлен в форме пpaктического занятия, в ходе которого учащиеся самостоятельно работают в школьном музее, изучают образ жизни народов ханты и манси. Результатом работы является составление небольшого рассказа по выбранным предметам хозяйственной жизни народов Севера....
31 01 2024 9:16:49
Предлагаемая программа предназначена для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных школ социально-гуманитарного профиля. В программе представлен материал, который хронологически и тематически охватывает весь период становления и развития российской государственности и права, начиная с древности до конца XIX века. Цели учебной программы: Ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического правового становления и развития российского государства, воспитание уважения к правовым традициям, стремление к уважению системы права России....
30 01 2024 13:20:31
Представленное в методической разработке занятие по дисциплинам "Основы философии" и "История экономических учений" проводилось в группе параллельного обучения в рамках программы непрерывного образования "школа - техникум - вуз". Наилучшей формой проведения занятия в такой группе студентов - школьников был выбран интегрированный (бинарный) урок. Интегрирующим материалом стали темы эпохи Возрождения. ...
29 01 2024 9:45:49
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::