Исторический путь развития "холодной войны"
Данный урок проводится в 9-х и 11-х классах общеобразовательной школы через курс «Всеобщей истории», а также может использоваться на занятиях в среднем профессиональном образовательном учреждении. Материал будет интересен для студентов первого курса университета, изучающих историю Отечества или Всеобщую историю.
Тема урока заявлена сквозная, на несколько уроков, чем и вызывает интерес у обучающихся, так как рассматривается данная проблема не узко, а наиболее широко и в процессе развития мировых событий с 1947 года до 1991 года. В конце уроков по теме или занятий обучающиеся смогут проследить наглядно исторический путь развития «холодной войны» через самостоятельное составление диаграммы по хронологическим событиям, сделать выводы и ответить на вопросы, поставленные педагогом на первом уроке или занятии: «Мое отношение к «Холодной войне?» и «Закончилась ли «Холодная война» сегодня? Каковы взаимоотношения у Современной России и США?» Изучая хронологию событий «холодной войны» и отвечая на данные вопросы, обучающиеся смогут научиться анализировать события, устанавливать причинно-следственные связи, решать лично-значимые проблемные ситуации.
Для понимания сути, обучающиеся знакомятся в начале урока или занятия с понятием «Что такое «Холодная война» и выясняют главную причину войны.
«Холодная война» – это противоборство, соперничество, конфликт между двумя державами, СССР и США, и их союзниками за право определять облик мира.
Причина «холодной войны – обострение между союзниками по антифашистской коалиции по поводу судеб стран Восточной Европы, а также Ирана, Турции и Греции.
Необходимо выяснить, что СССР и США являлись после Второй мировой войны двумя «сверхдержавами», то есть странами, обладающими перевесом в военной мощи над всеми остальными государствами. Именно это противостояние привело к 1970-1980-м годам к двухполюсной (биполярной) модели мира.
Для наиболее наглядного понимания содержания материала, необходимо составить таблицу «Исторический путь развития «Холодной войны»:
США | Решение общих вопросов, проблем, ситуаций | СССР |
Путь развития? | ||
Демократия | В политике | Социализм, коммунизм |
Капитализм (рыночная экономическая система) | В экономике | Комaндная (централизованная) экономическая система |
Военно-политические программы, союзы, организации, идеи, экономические организации? | ||
Март 1947 года «Доктрина Трумэна».США приступили к сценарию против СССР с применением ядерного оружия (для справки – доктрина – это система взглядов, принципов, обосновывающих определенную военно-политическую программу). |
Условная дата начала «холодной войны». | |
Июнь 1947–1952 годы – «План Маршалла» – идея помощи странам Европы в преодолении последствий войны государственного секретаря А. Маршалла (экономическая помощь). | «План Маршалла» расколол Европу на две группы (Восточную и Западную). | И.В. Сталин отнесся к идее отрицательно, расценил попытку США поставить под контроль стран Европы, побоялся ослабления СССР в Восточной Европе.Осень 1947 годаСоздано Коминформ (информациооное бюро коммунистических и рабочих партий) – орган политического и идеологического руководства Москвы правящими коммунистическими и рабочими партиями стран Восточной Европы и Западной Европы (Италия и Франция). |
Западный союз(Англия, Франция, Бельгия, Голландия, Люксембург). | 1948 год – создание военных союзов. | Договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи со странами Восточной Европы. |
1949 год – образование нового государства в Германии – ФРГ (Федеративная Республика Германии), введены американские и французские войска. | 1948 год – решение Германского вопроса.1949 год – распад государства, строительство «Берлинской стены» в 1961 году. | 1949 год – образование ГДР (Германская Демократическая республика), введены советские войска. |
4 апреля 1949 года Страны Запада создали военно – политическую Организацию Североатлантического договора (НАТО). Страны – участники: США, Великобритания, Франция, Канада, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург, Норвегия, Дания, Исландия и Португалия (в 1952 году присоединились Греция и Турция, в 1955году – ФРГ). |
1949 год | Январь 1949 Большинство стран Восточной Европы заключили экономический союз – Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) (с целью оказания экономической помощи, финансовой помощи и координации планов). |
1955 год – антивоенное движение – лидеры стран Азии и Африки основалиДвижение неприсоединения (29 стран – участниц конференции в Индонезии, в 1970-е годы присоединились более 50 стран, в 1980-е годы – более 100). | 14 мая 1955 года – Военно-политический союз – Организация Варшавского договора (ОВД). Страны – участники: Албания (до 1961 года), Болгария, Венгрия, ГДР (с 1950 года), Польша, Румыния, Чехословакия. |
|
Военный конфликт в Египте по вопросу Суэцкого канала, ввод английских, французских и израильских войск. | 1956 год УГРОЗА ЯДЕРНОЙ ВОЙНЫ | СССР выразил солидарность с Египтом и пригрозил применить против агрессоров paкетно-ядерное оружие (Англия и Франция отступили). |
Соединенные Штаты начали подготовку к упреждающим ударам по советским базам на острове. | 1962 год ПИК «Холодной войны» КАРИБСКИЙ КРИЗИС,УГРОЗА ЯДЕРНОЙ ВОЙНЫ Выдержка, здравомыслие, умение пойти на компромисс президента США Дж. Кеннеди и руководителя СССР Н.С. Хрущева предотвратили катастрофу. |
Поддержка революции на Кубе, тайное размещение советских paкет средней дальности с ядерными боеголовками, которые могли достичь большинства американских городов. |
США сняли морскую блокаду Кубы, дали заверения в уважении её суверенитета и обещали убрать американские paкеты, нацеленные на СССР из Турции. | ИТОГ Карибский кризис показал, что соперничество двух блоков может привести к необратимым последствиям. |
Paкеты вывезены с Кубы. |
РАЗРЯДКА(подписание договоров) | ||
1963 год США, СССР, Великобритания «О запрещении ядерных испытаний в воздухе, воде и на земле». | ||
1968 год США, СССР, Великобритания «О нераспространении ядерного оружия».1970 год подписало более 100 стран. | ||
1972 год США, СССР «Об ограничении стратегических вооружений (ОСВ – 1), ограничение систем противоpaкетной обороны (ПРО). | ||
1979 год США, СССР «Об ограничении стратегических вооружений (ОСВ – 2). | ||
КРИЗИС политики разрядки | ||
1980год – новый президент Рональд Рейган объявляет СССР – «империей зла» (за сбитый самолет, который не ответил ВС СССР, погибли американские граждане). Прерваны переговоры об ограничении вооружения. В западной Европе развертывание paкет средней дальности, направленные на СССР. | 1979 – 1989г.г. – война в Афганистане, ввод советских войск. | |
1983 год – программа США СОИ («Стратегическая оборонная инициатива») - система космических вооружений (программа «звездные войны»). | ||
НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, новый миропорядок | ||
1985 год – встреча лидеров государств США и СССР Р. Рейгана и М.С. Горбачева в Женеве | ||
1986 год – встреча в Рейкьявике | ||
1987 год – Концепция нового политического мышления. СССР дает согласие на ликвидацию paкет средней дальности в Европе и Азии. | ||
1988 год – одностороннее соглашение обычных вооружений и ВС в Европе. | ||
1989 год – вывод войск из Афганистана. | ||
1990год –объединение Германии | ||
1991 год – договор«По сокращению ССВ (стратегических вооружений). | ||
1991 года – распад СССР | ||
КОНЕЦ«ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» |
Главный вывод по урокам или серии занятий должны сделать обучающиеся, построить диаграмму (для удобства проставить в таблице с датами цифры в хронологическом порядке), отметить пиковые точки (1956 и 1962 года красным цветом), ответить на поставленные вопросы на первом занятии, написать эссе по теме.
Педагогу необходимо отметить напряженные отношения современных государств США и России, о размещении США системы ПРО в Европе и Азии, об официальных заявлениях 24 января 2012 года Северной Кореи об испытании ядерного оружия. Ответить на вопрос: «Закончилась ли «Холодная война» сегодня?», «Чему мы должны научиться на исторических примерах?», «К чему приводит противостояние государств, неуважение мирового сообщества?», «Что необходимо сделать человечеству, чтобы избежать военных столкновений в современном мире?», «Как решить эту глобальную проблему?», «Каковы последствия?»
Используемая литература:
- Всеобщая история. Новейшая история. ХХ век: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – 11-е изд. – М.:ООО «ТИД «Русское слово» – РС», 2010. – 328 с.: ил.
Урок по теме "Права ребенка" знакомит учащихся с основными правами детей. Данное занятие проводится в групповой форме, используются различные методы (исследовательские, аналитические, рефлексивные) и приемы: работа с документами, решение логических и творческих заданий ( например, пантомима). Урок способствует воспитанию сознательного отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их. Занятие можно провести не только как урок в 9-м классе, но и как внеклассное мероприятие....
18 03 2024 10:22:38
Интегрированный урок литературы и истории: «Спрятанная война в Афганистане в произведении Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики». (11класс). Цель данного урока - расширить знания учащихся по истории Афганской войны, показать ее агрессивный хаpaктер, рассмотреть войну через судьбы ее отдельных участников. Эмоциональную насыщенность придает анализ литературного произведения С.Алексиевич «Цинковые мальчики». Данный урок способствует развитию коммуникативной и информационной компетенции....
17 03 2024 3:27:31
Урок подготовки к сочинению по картине В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" в 8-м классе содержит цели и задачи урока, наглядность. В конспекте отражены: подготовка к уроку, подробная беседа по картине, примерный план к сочинению....
16 03 2024 11:11:11
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация". ...
15 03 2024 1:21:42
Цели урока: познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме; воспитывать человеколюбие и непримиримость ко всякому насилию над людьми....
14 03 2024 14:53:30
Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....
13 03 2024 21:55:31
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...
12 03 2024 20:21:49
Урок с применением модульной технологии, которую можно успешно применять в старшей школе. Цель данной технологии – формирование у выпускника навыков самообразования....
11 03 2024 11:47:58
Урок истории расширяет кругозор учащихся, основан на изучении, анализе исторических источников по теме. Согласно историческим сведениям, Атиллу в Европе называли flagellum Dai – Бич Божий, поэтому в формулировке темы возможно применение термина....
10 03 2024 0:14:25
Цель работы: в форме решения учениками компетентностных задач контролировать освоение материала по теме «Древний Китай»....
09 03 2024 5:11:11
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
08 03 2024 19:54:45
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
07 03 2024 17:35:30
В ходе занятия используется презентация учителя, фрагмент документального фильма; учащиеся работают с материалами сайта. В качестве примеров использованы события, хорошо знакомые ученикам и позволяющие построить оценочные суждения, используя не только полученные знания, но и личностный опыт....
06 03 2024 6:37:49
Повторительно-обобщающие уроки, проводимые в форме конкурса комaнд, позволяют выявить и развить возможности каждого ученика, формируют у них умения и навыки работы в группе. Сочетание же урока-игры с театрализованными представлениями помогает учащимся "погрузиться" в атмосферу изучаемой исторической эпохи, содействует формированию у школьников развитого исторического воображения; проявлению и развитию их индивидуальных творческих способностей....
05 03 2024 10:40:31
Урок разработан в технологии критического мышления; проводится с целью сформировать представление учащихся о жизни и реформаторской деятельности Петра I, направленной на изменения всех сфер жизни общества в России....
04 03 2024 22:34:58
В ходе урока учащиеся усваивают особенности готического искусства в сравнении с романикой. Большую роль в усвоении нового материала играют наглядность и образность, что имеет важное значение для учащихся в соответствии с их возрастными особенностями....
03 03 2024 2:10:37
На уроке углубляются знания студентов по основным началам трудового права, регулированию трудовых отношений. Развиваются умения систематизировать и обобщать, решать ситуационные задачи. Воспитывается уважение к закону, ответственность. На занятии используются карточки с разноуровневыми заданиями, ситуационные задачи, игровые моменты. ...
02 03 2024 12:45:36
Игра на уроке - это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего. Игра заставляет ребенка перевоплотиться в исторический персонаж. Школьники моделируют историческую реальность через "вживание" в мысли, чувства, переживания своих героев. Знания, приобретенные ими, становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными. ...
01 03 2024 9:48:50
История средних веков. Урок постановки и решения учебной задачи по технологии развивающего обучения с применением ИКТ. Приемы организации РО являются не только методом изучения новых знаний учащимися, но средством их развития: обучение выстраивается через самоконтроль, самооценку, самоанализ, учащиеся учатся управлять своим собственным развитием. Процесс познания и усвоения познаваемого проходит в самообучении, на основе и посредством активной субъектной позиции ученика....
29 02 2024 8:49:20
Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....
28 02 2024 22:46:11
В мире около двухсот независимых государств, каждое из которых имеет свои государственные символы. Это герб, гимн и флаг. Граждане страны должны их знать и почитать, поскольку они образно выражают историю, ценности и традиции предшествующих поколений. Государственные символы нужны как выражение патриотизма граждан данной страны и ее обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ. ...
27 02 2024 10:34:13
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории. ...
25 02 2024 13:55:34
Урок посвящён одной из ярких страниц русской истории первой половины XIX века. Честь, любовь к Родине и служение ей – это было делом всей жизни декабристов, а не богатства, почести и звания. Данный урок способствует воспитанию патриотизма, толерантности у подрастающего поколения. ...
24 02 2024 16:45:22
Внеклассное мероприятие проходит в форме интеллектуальной игры. Викторина создана по аналогии со «Своей игрой», идущей на канале НТВ. Она задумана для того, чтобы пробудить интерес к истории, активизировать мыслительную деятельность кадетов, развивать познавательные способности. Игра адресована кадетам 8–11-х классов....
23 02 2024 5:37:28
Тема «Добро и зло» не является обязательной для изучения в 6-м классе. Однако я провожу такой урок, где мы еще раз возвращаемся к этим базовым проблемам этики. Цель данного урока — попытаться найти ответ на вопрос: «Как победить зло?». Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка. ...
22 02 2024 13:32:41
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
21 02 2024 10:19:59
Презентация посвящена 70-й годовщине победы советских войск на Курской дуге и может быть использована на уроках истории, классных часах и иных внеклассных мероприятиях, посвященных воспитанию патриотизма....
20 02 2024 5:25:58
В работе ставится задача выявить причины "Перестройки". Закрепляется теоретический материал, полученный в ходе предыдущих занятий и самостоятельной работы. Учащиеся выясняют необходимость изменения политической системы, этапы проведения политической реформы и их итоги....
19 02 2024 0:58:18
Цель урока: знакомство учащихся с ростом торговли в средние века; заочное путешествие по центральным торговым местам, выработка умений ориентироваться по карте; воспитание любви к уроку истории; нравственное воспитание....
18 02 2024 8:45:31
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
17 02 2024 6:11:52
Урок изучения нового материала с опорой на знания учащихся и использованием презентации PowerPoint. Цель урока – раскрыть проблему модернизации на конкретном материале, рассмотреть и проанализировать различные модели развития "центра" и "периферии"....
16 02 2024 16:16:15
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...
15 02 2024 10:28:33
Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о ходе русско-японской войны 1904–1905 гг. на основе организации работы с историческими документами и фрагментами из художественной литературы....
14 02 2024 13:41:53
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
13 02 2024 23:58:30
На уроке происходит отработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории....
12 02 2024 6:55:36
Работа автора относится к развивающим формам обучения, обеспечивающим благоприятные условия для качественного усвоения учебного материала. Большую роль в развитии критического и творческого мышления на уроке имеют систематизация и классификация материала, которому обучаются ребята при составлении схемы "Абсолютизм", умение находить закономерности. Модульное обучение обеспечивает учащимся возможность работы в индивидуальном темпе, а также работы в парах и группах, делового общения с товарищами. ...
11 02 2024 23:58:57
Авторская литературно-музыкальная композиция развивает целостное восприятие мира школьников на примере раскрытия образов "патриотизм", "Родина", "мама" различными видами искусства. Чтобы вырастить человека - созидателя, полезного для общества, необходимо приложить немало сил, и оттого, что будет заложено в ребенке с самого детства, зависит будущее нашего государства. ...
10 02 2024 2:40:29
В мире велика напряженность между различными группами людей. В целях стабилизации ситуации необходимо систематически обращать внимание подрастающего поколения на уважительные взаимоотношения друг с другом. Воспитательные и внеклассные мероприятия служат профилактикой экстремизма и формируют толерантное сознание....
09 02 2024 9:37:57
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...
08 02 2024 9:40:20
Урок поможет шестиклассникам осознать смысл понятий "время", «хобби». Научит рационально и с пользой использовать свое свободное время. Занятие позволяет раскрыть творческие способности ребят, научит их вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения....
07 02 2024 19:20:57
Представляется конспект проблемного урока истории в 10-м классе. Данный урок позволяет учащимся развивать исследовательские навыки (работа с документами, статистическим материалом), самостоятельность и творчество в изучении исторического материала (подготовка презентации к уроку). Использование информационных технологий ликвидирует перегрузку учащихся (обобщения в свернутом виде после обсуждения проблемы) способствует прочному усвоению знаний, приобщает учащихся к современной информационной культуре. ...
06 02 2024 3:33:47
Разработка урока "Российская империя на рубеже веков и ее место в мире" поможет учителю в проведении первого урока в 9-м классе по курсу "История России". Для организации продуктивной работы на уроке использовались рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся с учебником, картами, статистическим материалом. Организация урока, его ход могут быть успешно реализованы с учащимися любого уровня подготовки....
05 02 2024 21:15:41
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
04 02 2024 10:14:16
На уроке создается образ эпохи Первобытного мира. Учащиеся учатся находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившееся со времен Первобытного мира; учатся сравнивать, формулировать вопросы, работать с текстом, картой, иллюстрацией....
03 02 2024 2:10:32
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
02 02 2024 15:25:15
Изучение нового материала осуществляется на основе презентации, содержащей схемы, таблицы, документы и др. дидактические материалы. Ряд заданий предусматривает использование Smart-доски. ...
01 02 2024 4:45:41
Урок проведен по технологии творческих мастерских. Основные идеи мастерских состоят в том, чтобы создать условия учащимся для индивидуального выдвижения идеи и ее развития как в индивидуальной, так и групповой работе. В процессе совместного обдумывания проблемы возможен переход на новый качественный уровень, что ведет к новому видению проблемы....
31 01 2024 4:57:44
Марафон проводится как повторительно-обобщающий урок в игровой форме среди пятиклассников. Школьникам предлагается выполнить занимательные задания, которые проверяют и развивают имеющиеся у них умения и навыки по истории, а также углубляют исторические знания и укрепляют интерес учеников к античной истории. ...
30 01 2024 3:35:26
Учащиеся формируют представления об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса и специфике развития отдельных цивилизаций. Прослеживают взаимосвязь исторической науки с другими областями научных знаний (социологией, лингвистикой, философией, этнографией, географией и др.)....
29 01 2024 22:27:58
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::