Урок краеведения по теме "Рабочая программа по истории Байтугана". 9-й класс
Актуальность темы
Для более полного и детального ознакомления с прошлым нашей страны необходимо глубже изучить краеведческий материал. Историческая наука много делает в исследовании вопросов краеведения. Эти исследования затрагивают в основном возникновение краёв, областей, городов, крупных промышленных и торговых центров. Однако материал несколько меньшего масштаба не имеет строгой системы, а порой просто распылён во многих источниках, монографиях, дневниковых записях, письмах и народных преданиях. Нам, сельским учителям истории, для более полного раскрытия темы урока полезен собранный и научно-обработанный материал о местном крае и, в частности, о родном селе.
Пояснительная записка
В настоящее время наблюдается активный интерес к отечественной истории, к истокам национальной культуры: школьники изучают фольклор, осваивают декоративно – прикладное искусство, знакомятся с обрядами, играми, праздниками в которых живет дух народа, его многовековая мудрость.
Изучение истории края начинается с древнейших времен, кончается настоящим периодом и основывается на своеобразии освоения и экономического развития края.
В наши дни краеведение имеет огромное значение для общества. Актуальная проблема современного общества – отсутствие чувства Родины у многих жителей России.
Нельзя сказать, что этой проблемы не замечают. В последние годы вновь заговорили о патриотическом воспитании. Как известно, нельзя навязывать чувство любви к Отечеству. Однако продуманная, взвешенная образовательная политика создает условия, при которых можно пробудить уважение к своим предкам, гордость за богатое наследие, оставленное ими.
Важная роль комплексного изучения «локальных точек» – сел, городов – была осознана в России давно. В начале XX столетия такое изучение обозначили термином краеведение.
Не менее значимо краеведение и для развития личности. Знание и понимание природы, социокультурной специфики своего села, осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, помогает каждому человеку чувствовать себя комфортно, уверенно в этом мире.
Познание окружающей среды делает более эффективным образовательный процесс. Изучение местного материала соответствует дидактическому принципу «от ближнего к дальнему, от простого к сложному». При освоении знаний о своем селе актуализируется повседневный опыт школьников. Открытие в знакомом окружении незнакомого – увлекательный процесс, пробуждающий любознательность, способствующий формированию познавательного интереса к процессу обучения и развитию личности.
Данный курс призван помочь педагогу создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся. Курс не только расширяет знания о своих земляках, но и помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием так же информационных технологий, навыками общения.
Считаю, таким образом, что данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Основные направления программы – изучение истории родного края, истории образования, истории своих земляков.
Курс краеведения рассчитан на учащихся IX класса, длительность курса – 34 ч., из расчета 1 ч., в неделю. Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план. Через работу на уроках краеведения обучающиеся нашей школы могут получить дополнительные знания по истории родного края и приобрести навыки музейного дела.
Данная программа предусматривает теоретические и пpaктические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады,
викторины, самостоятельная работа).
2) пpaктические (экскурсии, встречи, пpaктикумы в
библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с
компьютером, другими информационными
носителями).
Цели программы:
- сформировать познавательную потребность в освоении исторического краеведческого материала;
- расширить и углубить знания обучающихся о родном крае;
- формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
Образовательные задачи:
- ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
- овладение начальными навыками исследовательской работы;
- овладение навыками работы на ПК.
Воспитательные задачи:
- воспитание чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;
- воспитание обучающихся на положительном примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда;
- воспитание чувства личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни;
Развивающие задачи:
- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях.
- развитие способности к творчеству, овладению и стремлению самостоятельно добывать новые знания.
Учебно-тематическое планирование программы краеведение
Возраст обучающихся: 14-15 лет
Учебный период: 34 часа
Количество занятий в неделю: 1 занятие
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем |
Количество часов | Формы контроля |
||
всего | лекции | пpaктика | ||
Раздел 1. Введение Вводное занятия |
||||
1 | 1 | Фронтальный опрос | ||
Итого по разделу: | 1 | 1 | ||
Раздел 2. Возникновение села
Байтуган и национальный состав жителей 2.1. Становление наций: татары и чуваши |
||||
3 | 1 | 2 | Фронтальный опрос | |
2.2. Возникновение села Байтуган | 3 | 1 | 2 | Фронтальный опрос |
2.3. Быт, традиции и культура жителей села Байтуган | 4 | 2 | 2 | Рефераты, доклады |
Итого по разделу: | 10 | 4 | 6 | |
Раздел 3. Просвещение 3.1.Грамотность среди татар и чувашей |
||||
3 | 1 | 2 | Фронтальный опрос | |
3.2.Основание Байтуганской школы и церкви | 3 | 1 | 2 | Фронтальный опрос |
3.3. Развитие системы образования от начала ХХ в. до наших дней | 4 | 2 | 2 | Подготовка сообщений |
Итого по разделу: | 10 | 4 | 6 | |
Раздел 4. Байтуган в 20 веке. 4.1.Гражданская война и голод. Коллективизация в Байтугане |
||||
3 | 1 | 2 | Фронтальный опрос | |
4.2. Байтуган в годы Великой Отечественной войны. Байтуган с конца 40-х по 80-е годы | 3 | 1 | 2 | Рефераты, доклады, проекты |
4.3. Байтуган сегодня | 4 | 2 | 2 | Индивидуальный взаимоконтроль |
Итого по разделу: | 10 | 4 | 6 | |
Раздел 5. Итоговое занятие | 3 | 3 | Подготовка сообщений, презентация проекта | |
Всего | 34 | 3 |
Методические пояснения по организации занятий
В свете гуманизации исторического образования активизация школьного исторического краеведения предполагает поворот в сторону значительно большего изучения современности, предоставления почетного места в краеведение человековедению. Это поможет воспитывать у учащихся чувство уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.
Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. И учитель, и учащиеся имеют возможность принять участие в поисково – исследовательской работе по изучению местной истории. Такого рода деятельность обеспечивает движение вперед не по пути запоминания все больших объемов сведений, а по пути добывания новых знаний при решении новых задач, возникающих в ходе учения. Акцент переносится с преподавания на изучение, с пассивного восприятия материала на активную мыслительную деятельность, способствующую рождению новых идей и решений. Определяя поисково – исследовательский метод, учитель стимулирует учащихся к актуализации их жизненного опыта, создает условия его слияния с общественно – историческим. Этот метод обращается к личности школьника, его способности работать со своим опытом. Ученик в этой ситуации перестраивает прежние представления, продуцирует новые знания, выходя за границы личного опыта, наделяя их личностным смыслом.
Сочетание знаний с эмоциональным, личностным отношением к историческим событиям формирует историческое сознание.
Наиболее эффективными методами сбора исторической информации являются опросы: анкетирование, интервьюирование. Устная форма общения с респондентом требует особой подготовки, поскольку интервьюеру приходится располагать и группировать вопросы с учетом текущих обстоятельств, атмосферу беседы, возраста опрашиваемого.
Посильной и благородной задачей учителей истории и краеведения и их учащихся является формирование архивов устной истории, то есть создание документов в результате бесед, опроса, интервьюирования или анкетирования непосредственных участников и очевидцев исторических событий.
Ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Большую роль в этом играют музеи, в частности школьный краеведческий музей. Уроки в музее развивают у детей творческие способности, формируют у них интерес к разнообразным областям знаний, потребности во все более глубоком познании окружающего мира. Дети чувствуют свое участие в создании истории родного села, района.
Чувство патриотизма, воспитанное не поучениями и нравоучениями, а примером увлекательной совместной деятельности, высветит и все остальные позитивные качества растущего человека – любовь к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему миру.
Требования к знаниям и умениям учащихся
К концу обучения обучающиеся должны знать:
- основные краеведческие термины,
- природные памятники,
- экономику и население края,
- стороны социальной жизни людей, их взаимосвязь,
- историю родного края в древности;
- о татарах и чувашах, заселявших родной край;
- административно – территориальное деление края в 18-20 вв.;
- историю основания села Байтуган и первых ее жителей;
- культуру и быт.
должны уметь и овладеть:
- основами исследовательской работы;
- навыками работы на персональном компьютере;
- основы музейного дела, бережно обращаться с музейными экспонатами;
- работать с источниками,
- подбирать литературу, использовать её на занятиях и во внеурочной работе,
- проводить исследовательскую работу,
- собирать, обpaбатывать, оформлять поисковый материал,
- выступить с докладом,
- провести экскурсию.
Для успешной реализации данной программы необходимо:
- кабинет или классная комната,
- фонды сельской библиотеки,
- фонды школьной библиотеки,
- краеведческие источники,
- школьный музей,
- тесное сотрудничество с различными организациями,
- желание детей заниматься,
- создание фонотеки и видеотеки.
Содержание программы
Раздел I. Введение. (1 час)
Содержание и задачи работы на предстоящий год. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Правила ТБ на занятиях и при работе с ПК.
Раздел II. Возникновение села Байтуган и национальный состав жителей (10 часов)
Собственно наименование села Байтуган.
Становление наций: татары и чуваши. Заселение
Поволжья татарами и чувашами.
Возникновение села Байтуган. Первые жители села.
Быт, традиции и культура жителей села Байтуган.
Занятия населения. Сравнение образа жизни татар
и чувашей. Семейно-общественная жизнь.
Национальные праздники. Дробление села на 3
части. Утверждение названия села.
Раздел III. Просвещение (10 часов)
Грамотность среди татар и чувашей. Мектебы.
Язычество чувашей и ислам. Основание
Байтуганской школы и церкви. Первая церковь и
церковно-приходская школа в Байтугане.
Развитие системы образования от начала ХХ в. до
наших дней. Семилетняя и четырёхлетние школы и
первые учителя. Десятилетняя школа. Школа в конце
20 и начале 21 века.
Раздел IV. Байтуган в 20 веке (10 часов)
Гражданская война и голод. Байтуган в годы
гражданской войны. Комитет бедноты в Байтугане.
Первая комсомольская ячейка. Байтуган –
районный центр. Коллективизация в Байтугане.
Раскулачивание. Появление колхозов и
сельхозартелей. Промышленные предприятия
Байтуганского района.
Байтуган в годы Великой Отечественной войны.
Участие байтуганцев в ВОВ. Труд сельчан для
победы. Участники Парадов Победы. Байтуган с
конца 40-х по 80-е годы. Послевоенное развитие села.
Укрупнение колхозов. Байтуган сегодня.
Административные изменения. Промышленные и
культурные центры села.
Раздел V. Итоговое занятие (3 часа)
Экскурсии, работа с библиотечными источниками. Поиск необходимой информации в интернете. Проектно-исследовательская работа. Презентация проекта.
Подведение итогов учебного года.
Оценка результатов обучения детей
Контроль может проводиться в разных формах: собеседование, зачет, вопросник по программе, реферат, защита работы, контрольные работы, участие в конкурсах, выставках, КВН, викторине, открытое занятие.
Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает хороший психологический климат в коллективе.
Виды поощрения: Диплом, Грамота, Сертификат об окончании курса Краеведение.
Участие работ в районных и областных конкурсах. Выступление на больших праздниках, конференциях. Поэтому оценивать работу может не только руководитель кружка, но и представители различных организаций.
Следует различать уровни познавательной работы учащихся по краеведению.
Оценка « 3 » соответствует I уровню – получение учащимися знаний со слов учителя или одноклассника, выполняет работы по списыванию из готовых источников.
Оценка « 4 » соответствует II уровню – самостоятельное приобретение знаний, умений. Подготовка выступлений, рефератов на неизвестные ранее темы с использованием учебных пособий, периодики, других источников.
Оценка « 5 » соответствует III уровню – изучение школьником в ходе углубленного исследовательского поиска представляющий научный интерес. Выполнение творческих работ, умение выступать, анализировать и делать выводы.
Оценки « 2 » и « 1 » не ставятся, так как главная цель дать не только знания, но и привить любовь к родному краю.
Ученикам, не усвоившим программу, вручается титул: «Иван – не помнящий родства», который после определенной проделанной работы снимается.
Для вводной диагностики в начале года проводится анкетирование «Что я знаю о своем селе?», пишут сочинения «Для чего нужен предмет краеведение».
В конце года так же необходимо провести проверку качества знаний, глубину умений знаний и навыков. Анкетирование целесообразно проводить не только среди учащихся, но и включать сюда друзей, родителей, учителей, воспитателей – чтобы ребенок почувствовал себя единым целым в краеведческом образовательном процессе.
Используемая и рекомендуемая литература:
Рабочая программа основана на материалах научно-исследовательской работы учителя истории и обществознания ГБОУ СОШ с. Русский Байтуган Камышлинского района Самарской области Гордеевой Валентины Анатольевны.
- Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. М., 1986.
- Аксаков С.Т. Семейная хроника. М., 1988.
- Ахметзянов Ю.А. Татарские блюда. Казань, 1968.
- Барашков В.Ф. История в названиях рек. Куйбышев, 1990.
- Барашков В.Ф. Дубман Э.Л. Смирнов Ю.Н. Самарская топонимика. Самара, 1996.
- Бикбулатов Н.В. Башкиры (Краткий этноисторический справочник). Уфа, 1995.
- Ведерникова Т.И. Этнография и праздничная культура народов Самарского края. Самара, 1991.
- Ведерникова Т.И. Традиционная этнография народов Поволжья. Куйбышев, 1986.
- Воробьёв Н.И. Казанские татары. Казань, 1953.
- Воробьёв Н.И. Хисамутдинов М.а. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1967.
- Давлетшин Т. Советский Татарстан. Мюнхен, 1974.
- Закиев М.З. Из истории татарского языка (Русско-татарский разговорник). Казань, 1986.
- Исхаков Д.М. Историческая демография татарского народа (XVIII – начало XX вв.). Казань, 1993.
- Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. М., 1992.
- Лепёхин И.И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства в 1768-1769 гг. СПб., 1771.
- Мурзаев Э.М. География в названиях. М., 1982.
- Нигметзянов М.Н. Татарская народная песенная музыка. М., 1970.
- Паллас П.С. Путешествия по разным провинциям Российской империи. СПб., 1776.
- Перетяткович Г.Л. Поволжье в XV – XVI веках (очерки из истории края и его колонизации). М., 1877.
- Поэт-гуманист Кул Гали (сборник статей под редакцией Юзеева Н.Г.). Казань, 1987.
- Сабирзянов Г.С. Поволжские татары и русские в зеркале симпатий и антипатий. Казань, 1993.
- Самарская летопись (очерки истории Самарского края с древнейших времён до наших дней в трёх книгах. Под ред. Кабытова П.С.). Самара, 1993-1997. Т. I-III.
- Хасанов Х.Х. Формирование татарской буржуазной нации. Казань, 1977.
- Хайров А.М. Есть в Заволжье село. Куйбышев, 1982.
- Ягафова Е.А. Самарские чуваши. Самара, 1998.
Оценка рисков реализации программы
Реализация Программы осуществляется в условиях наличия определенных рисков.
Внешние риски:
– негативное воздействие экологических и
антропогенных факторов на объекты культурного
наследия (подтопление территорий, оползни,
эрозия, загрязнение окружающей среды,
атмосферные осадки, несоответствующее
содержание и использование, намеренное
уничтожение объекта и т.д.).
– недостаточное научное изучение исторических
объектов и событий.
Внутренние риски:
– слабая материально-техническая база;
– недостаточный квалификационный уровень
специалистов;
– отсутствие условий хранения объектов
культурного наследия.
Основными мерами по снижению рисков реализации Программы является подготовка специалистов, проведение конференций по вопросам краеведения с целью привлечения общественного внимания к общим проблемам.
Повторительно-обобщающий урок, проводимый в форме игры, позволяет выявить и развить возможности каждого учащегося, формирует навык работы в парах, содействует формированию исторического воображения, развитию умений и навыков работы с историческими понятиями, событиями, датами. Различные методы работы обеспечивают чёткий ритм урока, активность учащихся в течение всего урока. ...
28 03 2024 6:59:25
Презентация поможет лучше усвоить материал, формирует уважение к героическому прошлому страны на примере подвигов, совершенных детьми в годы войны....
27 03 2024 17:37:59
Программа элективного предмета "Основы политологии" рассчитана на обучающихся 10—11-х классов, интересующихся политической теорией, предусматривает пpaктическую направленность их деятельности. Учебное время - 68 часов. Основная цель программы: сформировать целостную совокупность знаний об основных проблемах, сущности политики как реального общественного явления, о современных подходах к решению политических вопросов, о формах правления и системах власти, об историческом развитии политической мысли. ...
26 03 2024 14:55:56
The main thing today is to summarize the whole information you have found in our home reading book "Great Britain", in the Net, in different libraries, watched the film. During our lesson we'll speak English because we are going to speak about people who ruled England from 11 till 17 centuries. So the topic of our lesson is The Great people of Great Britain. William the Conqueror, Henry VII and Henry VIII, Bloody Mary, Elizabeth and others....
25 03 2024 5:43:38
На занятии у учащихся воспитывается патриотизм, уважение к истории родины, гражданственность, мировоззренческие убеждения на основе осмысления исторически сложившихся культурных традиций, нравственных и социальных установок, осознание себя как представителей исторически сложившегося гражданского сообщества, способности определять собственные позиции по отношению к явлениям общества....
24 03 2024 12:54:28
Урок знакомит учеников с достижениями русской культуры в период развития единого русского государства и становления неограниченной самодержавной власти. В коллективной, групповой и индивидуальной работе дети узнают о периоде становления великорусской культуры....
23 03 2024 6:27:42
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...
22 03 2024 7:23:42
Место где ты родился, где живут родные и близкие тебе люди, друзья, где все тебе родное и знакомое, называется малой Родиной. С чувством Родины не рождаются; это чувство проникает в нас постепенно, с улыбкой мамы, с ощущением, в котором ты живешь, с видом родной и единственной до боли знакомой улицы, образа людей, которых ты видел каждый день и говорил им «здравствуйте». Чувство малой Родины греет и сопровождает нас всю жизнь, помогает преодолевать самые трудные вершины жизни....
21 03 2024 19:56:23
Разработка бинарного урока в 6-м классе позволяет организовать повторение и обобщение темы «Средневековый город» по истории и познакомить учащихся с эволюцией города на примере истории становления и развития родного города (данная тема изучается в курсе «Обществознание», программа А.И. Кравченко). Урок строится по схеме презентации, созданной в программе Power Point. Слайды содержат вопросы к каждому этапу урока, что позволяет организовать диалог учителя и учащихся, а также иллюстрации с видами родного города....
20 03 2024 0:12:25
Цель урока: сформировать представление учащихся о борьбе русского народа против западной агрессии в XIII веке, историческое сознание учащихся, воспитывать патриотизм на примере личности Александра Невского....
19 03 2024 6:39:44
Урок должен дать учащимся исторический портрет Екатерины II; познакомить с предпосылками, содержанием, с общей хаpaктеристикой внутренней политики; показать роль дворянских привилегий; продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками. ...
18 03 2024 7:53:14
Комбинированный урок с элементами лабораторного занятия: анализ исторических источников, картин. Основное содержание урока: первые Романовы, усиление самодержавной власти, ослабление роли Земских соборов и Боярской думы, приказная система, местное управление, законы, Соборное уложение 1649 года....
17 03 2024 0:12:54
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...
16 03 2024 0:53:41
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация". ...
15 03 2024 8:30:58
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
14 03 2024 4:30:21
В 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. На этом уроке мы будем говорить о героях этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю и которым были посвящены многие замечательные произведения русской литературы. Дохтуров, Милорадович, Раевский, братья Тучковы, Багратион, Кудашев и Кутайсов - эти имена теперь вошли в легенды о доблести и мужестве, беспримерном героизме. Их имена вдохновляли М.Лермонтова, М.Цветаеву и Л.Толстого. Величайший гуманист Толстой в романе "Война и мир" выражает дорогую его сердцу мысль: война лишает красоты мать-землю, уничтожая её детей: и русских, и французов. О славе и доблести героев нашей армии говорят сегодня величайшие памятники: Триумфальная арка, Музей-панорама "Бородинская битва". Мультимедийный проект "Герои 1812 года". ...
13 03 2024 9:57:12
На уроке закрепить первоначальные знания учащихся об истоках антигитлеровской коалиции и ее деятельности в 1941–1943 годах. Учащиеся знакомятся с материалом о причинах сотрудничества между странами Запада и СССР, встречах «большой тройки» и их историческом значении....
12 03 2024 2:36:21
Целями проведения занятия является контроль усвоения студентами знаний об особенностях вероучения и культа наиболее распространенной в России мировой религии - христианства, демонстрация умений применять эти знания, развитие сообразительности, самостоятельного мышления, умения аргументировать свою точку зрения....
11 03 2024 15:45:49
Интегрированное обучение подразумевает не только взаимосвязь знаний по разным предметам на одном уроке, но и интегрирование различных технологий, методов, и форм обучения в пределах одного предмета и урока. Интегрированные уроки можно проводить в течение целого учебного дня с большим количеством приемов. Возможно проведение серии уроков по теме. Ведут уроки 2–3 педагога....
10 03 2024 12:38:20
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе? ...
09 03 2024 16:41:50
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
08 03 2024 13:34:58
Прологом Победы послужила Московская стратегическая оборонительная операция. Впереди еще три года войны, но именно 5 декабря 1941 года гитлеровская армия, находившаяся в зените своего могущества, понесла первое тяжёлое поражение. ...
07 03 2024 7:16:47
Урок ставит своей целью понимание учащимися сущности международного гуманитарного права и необходимости регулирования отношений между участниками вооруженных конфликтов. Для наиболее полного «проживания» темы основная часть урока проводится в форме дебатов....
06 03 2024 6:17:29
Предлагаемая игра построена по образу и подобию интеллектуальной телевизионной игры с одноименным названием, показываемой каналом «Культура». Данная игра посвящена 455-летию Бориса Годунова. Компьютерная презентация позволяет сделать игру более наглядной, занимательной, интересной, расширить кругозор детей и акцентировать внимание не только на слуховую, но и на зрительную память учащихся....
05 03 2024 4:24:49
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...
04 03 2024 18:59:23
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....
03 03 2024 13:14:57
В ходе занятия используется презентация учителя, фрагмент документального фильма; учащиеся работают с материалами сайта. В качестве примеров использованы события, хорошо знакомые ученикам и позволяющие построить оценочные суждения, используя не только полученные знания, но и личностный опыт....
02 03 2024 13:39:38
Тема отражает положения программы курса «История религии», версии происхождения религии: подходы на основе позиции «извне» и «изнутри» религии. В статье приведены план лекции с элементами дискуссии; иллюстрации; фрагменты текстов-первоисточников – работ религиоведов, философов, теологов, историков религии, культурологов. ...
01 03 2024 10:57:13
ТРКМ - технология ЛОП, востребованная объективным развитием общества. Основа ТРКМ - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. С помощью методов и приёмов ТРКМ формирует функциональные качества личности, носит деятельностный хаpaктер (от постановки учеником цели к её реализации). Она успешно реализуется (на примере данной работы). В режиме ТРКМ у учащихся постепенно складывается тип независимого, открытого, опирающегося на аргументы мышления (критическое мышление). Трудность - в неадаптированности текстов возрасту учащихся....
29 02 2024 11:54:18
Современному российскому обществу необходимы граждане, любящие свой край и своё Отечество, уважающие свой народ, его культуру и духовные традиции и в то же время уважительно и доброжелательно относящиеся к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Бесценным материалом для формирования названных качеств у учащихся на уроках истории являются исторические источники – летописи, древние рукописи, поучения, жития и др. Ярким примером подобного исторического источника является «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»....
28 02 2024 3:38:16
Учитель на бинарном уроке одной из задач ставит развитие ценностно-смысловой, коммуникативной, общекультурной компетенции учащихся в знакомстве с особенностями становления и развития российской государственности и культуры, а также факторами, повлиявшими на формирование российской цивилизации и ее место в мировом историческом процессе. Занятие проходит в форме пpaктикума, в ходе которого у учащихся отpaбатываются все виды УУД: регулятивные, познавательные и коммуникативные....
27 02 2024 3:26:54
Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охаpaктеризовать основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....
26 02 2024 12:40:26
Урок посвящен изучению основных направлений внешней политики России в начале XVIII в. и событиям первого периода Северной войны. Показан ход войны на суше, переход от поражений к победам русской армии. Раскрывается роль Полтавской битвы как генерального сражения. Приоритетом урока является проблемность изложения материала. ...
25 02 2024 9:33:53
Цели урока: расширить знания учащихся о малой родине, знакомя их с замечательными малоизвестными фактами; развивать навыки исследовательской работы; развивать умения учащихся работать в группе; развивать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий; развивать умения работать с учебной и внешкольной информацией; формировать основы гражданской идентичности; воспитывать интерес и любовь к малой родине – Смоленщине....
24 02 2024 2:44:12
Урок повторения. Вопросы – разноуровневые, предназначены для проверки знаний учащихся в форме ЕГЭ в трёх частях – А, В и С. Задания для учащихся даны в большем количестве, чем можно использовать на одном уроке. Учитель сам определяет, какие вопросы соответствуют уровню подготовки учащихся конкретного класса и пройденному материалу и готовит проверочную работу по данной теме. В конце статьи приведён список использованной литературы....
23 02 2024 6:47:15
Представлен урок объяснения нового материала. При этом учитель заполняет вместе с учащимися технологическую карту, которая поможет классу в усвоении новой темы. Данная карта выступает как метод организации самостоятельной работы учащихся и как прием познавательной деятельности. Целью урока является проанализировать причины, ход, последствия Крымской войны....
22 02 2024 23:15:33
В статье представлена методическая разработка урока по обществознанию для выпускников 11-х классов и профессиональных училищ, которым предстоит впервые принять участие в выборах....
21 02 2024 18:58:25
Тема Петра изучается на уроках истории, литературы (по роману А.Толстого «Петр I»). Автор объединила усилия двух предметов в изучении темы. Цель урока: дать нравственную оценку личности Петра I....
20 02 2024 18:10:48
Урок истории посвящен становлению Древнерусского государства, русского общества, правовой системы. Совместная деятельность педагога и учащихся – дискуссия, повышает интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения последних в коллективный поиск разрешения поставленной на уроке проблемы....
19 02 2024 19:16:21
Перспективная, стратегическая цель, которую мы ставим и имеем в виду при изучении всех тем по культуре всех периодов, выработать навыки системно-научного подхода к истории культуры России, а также познать основные этапы культурно- исторического развития России. На данном уроке учащиеся должны познать специфические особенности храмового искусства Киевской Руси....
18 02 2024 13:25:37
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории. ...
17 02 2024 4:10:12
Работа посвящена развитию познавательной активности учащихся при изучении летописных документов Древней Руси. ...
16 02 2024 6:53:39
Урок блочно-модульного структурирования. Процесс формирования блоков основан на просмотре отрывков из учебного кинофильма: соединяя увиденное с содержанием материала учебника, ученики составляют соответствующий блок. В результате работы ученики имеют готовые технологические карты для домашнего повторения, а также для подготовки к контрольным срезам....
15 02 2024 21:23:26
Повторительно-обобщающие уроки, проводимые в форме конкурса комaнд, позволяют выявить и развить возможности каждого ученика, формируют у них умения и навыки работы в группе. Сочетание же урока-игры с театрализованными представлениями помогает учащимся "погрузиться" в атмосферу изучаемой исторической эпохи, содействует формированию у школьников развитого исторического воображения; проявлению и развитию их индивидуальных творческих способностей....
14 02 2024 7:17:22
Легендарная дивизия прошла путь от Москвы до Берлина, в послевоенные годы ветераны дивизии дружны, стараются общаться. Их родные ведут поисковую работу, организуют встречи и праздники. Урок продуман так, чтобы ученики смогли понять: история войны и жизнь ветеранов – это не сказка, не забытая история. И сегодня жив дух ветеранов, растет надежная смена патриотов, чтящих историю и традиции своей державы....
13 02 2024 3:14:11
В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина. Данная тема призвана углубить и поднять на более высокий уровень знания учащихся о принципах разделения властей, об институциональном, функциональном и субстанциональном упорядочении государственной власти, как основополагающим антикоррупционном факторе....
12 02 2024 21:40:46
Цели урока: вместе с учениками разобраться и доказать, что петровские преобразования заложены еще в XVII веке; познакомить с выдающимися личностями и вместе выделить их главные заслуги; обратить внимание на введение европейского реформирования России XVII века....
11 02 2024 16:15:49
Урок включает в себя изучение вопросов социально-экономического развития СССР второй половины 80-х гг. XX в., итоги экономических реформ М.С. Горбачева и их провал. Особое внимание на уроке уделено событиям в Кузбассе, к которым было приковано внимание всей страны, роль шахтерской забастовки 1989 г. и ее последствия на развитие дальнейших событий в стране. Приоритет в работе – использование умений и навыков учащихся при работе с историческими документами....
10 02 2024 10:47:40
Разработка урока по праву для 11-го класса к 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека. Изучение темы рассчитано на два академических часа, при этом предпочтителен вариант спаренных часов. Важнейшую роль в просвещении в области прав человека по-прежнему играют школьные уроки, которые закладывают базу правовой культуры у будущих члeнов гражданского общества правового российского государства. ...
09 02 2024 22:26:34
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
08 02 2024 21:33:24
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::