Повторительно-обобщающий урок по теме "Московская Русь"
Цель урока:
- повторить, обобщить и систематизировать знания пройденного материала по теме в рамках подготовки учащихся к ЕГЭ, понимание учениками основных теоретических вопросов и фактического материала;
- развитие интереса к предмету и расширение кругозора учащихся, воспитание любви к Родине;
- формирование аналитических и коммуникативных умений в процессе учебной деятельности.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся.
План урока: план выбирается учителем.
Основные понятия: централизованное государство; Московская Русь; Судебники; Стоглавый собор; Избранная Рада, система управления при Иване Грозном; сословная монархия, крепостное право, опричнина, помещики, дворянство, нестяжатели, иосифляне.
Важнейшие даты: 1325-1340 гг. - правление Ивана Калиты в Москве; 1359-1389 гг. - правление Дмитрия Донского в Москве; 1380 г. - Куликовская битва; 1433-1453 гг. - большая Усобица в Москве; 1462-1505 гг. - правление Ивана III, 1478 г. - присоединение Новгорода к Москве; 1480 г. - свержение монголо-татарского ига; 1497 г. - Судебник Ивана III; 1500- 1503; 1507-1598; 1512-1522; 1534-1537 гг. - русско-литовские войны; 1505- 1533 г. - правление Василия III; 1533-1584 гг. - правление Ивана Грозного; 1550 г. - Судебник Ивана IV, Стоглавый собор; 1552 г. - присоединение Казани; 1558-1583 гг. - Ливонская война; 1564 г. - издание Иваном Федоровым первой печатной книги в России; 1565-1572 гг. - опричнина; 1581- 1585 гг. - походы Ермака в Сибирь.
Выдающиеся личности: Даниил Московский, Иван Калита, Дмитрий Донской, Мамай, митрополит Алексий, Сергий Радонежский, Стефан Пермский, Иван III, Иван Грозный, Андрей Рублев, Дионисий, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Феофан Грек, Максим Грек, Иван Федоров.
Московская Русь
Рекомендуемая организация урока
Общие рекомендации: повторительно-обобщающий урок рекомендуется построить по выбору учителя, т.е. последовательность заданий и проверок может быть любой. От каких-либо заданий учитель может отказаться. Однако обязательно должны быть проверены те задания, которые касаются:
а) становления территории Московского государства;
б) системы государственного управления;
в) реформирования (судебного, военного и др.);
г) основных направлений внешней политики.
Задание 1. Устный блиц-опрос:
1. Назовите основателя династии московский князей; даты его правления.
2. Почему Иван Калита носил такое прозвище? Какова его главная заслуга в деле возвышения Московского княжества?
3. Дмитрий Донской. Почему и когда Дмитрий получил свое прозвище? Чем именно отличалась политика этого князя в отношениях с Ордой?
4. Назовите двух главных внешнеполитических соперников Московской Руси на протяжении всего ее становления как государства.
5. Каково значение Сергия Радонежского для истории единого русского государства (назвать два фактора).
6. В чем значение Мамаева побоища? Означала ли победа русских освобождение от татаро-монгольского ига?
9. Что произошло в период правления Ивана III в военно-политическом положении государства?
10. В чем значение его женитьбы на Софье Палеолог?
11. В чем выразилось противостояние царя и церкви в период его правления?
12. Какие главные события в жизни российского (Московского) государства произошли в период правления Ивана Г розного?
Задание 2. Таблица “Создание русского централизованного государства”.
Это задание подразумевает заполнение одним учеником одного пункта, связанного с именем конкретного князя (царя), для правления Ивана Грозного лучше выделить две “строки” - первый и второй этапы правления.
Дата | Правление | Земли, включенные в состав Московской Руси | Реформы правления |
Обязательно упомянуть: Даниила Московского, Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана Г розного.
Задание 4.
а) Нарисовать схему политического устройства государства при Иване Грозном.
б) Перечислить функции:
- Боярской Думы;
- Земского собора;
- приказов;
в) Дать определение словам: местничество; кормление; Юрьев день
Задание 5. Сравнить Судебники Ивана III и Ивана Грозного.
Задание 6. Тесты.
1. При Иване Г розном было введено:
а) опричнина;
б) местничество;
в) отмена Юрьева дня.
2. Иван III окончательно захватил:
а) Казань;
б) Тверь;
в) Новгород.
3. Ливонская война велась с:
а) Речью Посполитой;
б) ливонским орденом;
в) племенами ливов.
4. Максим Грек был:
а) греческим живописцем;
б) переводчиком и писателем;
в) другом Андрея Курбского.
5. Нестяжатели - это:
а) название ереси;
б) административная должность в Московской Руси;
в) одно из направлений в церкви.
6. Ермак известен как:
а) завоеватель Вятской земли;
б) первопроходец в Астpaxaнь и Ногайское ханство;
в) покоритель сибирских народов.
7. “’Домострой” - это:
а) название свода законов;
б) свод норм поведения, традиций и обычаев;
в) руководство по строительному делу.
8. Каково было название Московского государства в других странах при Иване Грозном:
а) Русь; б) Россия; в) Московия.
Задание 7. Исторические задачи.
1. Перечислите цели, задачи и результаты опричнины.
2. На какие социальные группы общества опирались московские князья при создании единого государства?
3. Какие группы общества в наибольшей степени противились установлению централизованной власти. Почему?
4. В чем символическое значение венчания Ивана Грозного на царство?
5. В чем причины Большой Усобицы? Можно ли было ее избежать?
6. Кому были выгодны “заповедные лета”?
7. В чем состояли минусы и плюсы резкого расширения территории московского княжества?
8. Какие народы вошли в состав российского государства?
9. В чем причины падения Великого Новгорода? Могла ли ситуация сложиться иначе?
10. Что такое крепостное право? Как это понятие связано с процессом образования единого централизованного государства?
11. Осознавал ли Иван Г розный, что он создал новое государство?
12. Кто такие помещики, в чем их отличие от бояр?
13. Что такое “монастырская” колонизация и “казаческая” колонизация? В чем их отличия?
Задание 8. Рассказать кратко о биографии одного из ниже перечисленных деятелей: Дмитрий Донской, Митрополит Макарий, Иван Грозный, Малюта Скуратов; Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий, Мамай.
Задание 9. Знание дат:
1. Битва на реке Воже произошла в:
а) 1378 г.;
б) 1380 г.;
в) 1410 г.
2. Набег Едигея на Русь случился в:
а) 1408 г.;
б) 1380 г.;
в) 1424 г.
3. Окончательное присоединение Новгорода произошло в:
а) 1478 г.
б) 1497 г.
в) 1487 г.
4. Церковь Вознесения в Коломенском была построена в:
а) 1532 г.;
б) 1505 г.
в) 1535 г.
Домашнее задание по теме: Завершение таблиц и заданий, не законченных на уроке, параграфы 27-28 учебника, вопросы к ним.
Дополнительный материал для преподавателя
Таблица 1.
“Факторы образования единого централизованного
государства на Руси”. Ее можно заполнить вместе
с учениками.
экономические | внешнеполитические | социальные | религиозные | личные интересы правителя | другие |
Таблица 2.
“Важнейшие битвы и сражения в период
складывания территории единого государства”
Дата | Название | Имена полководцев с двух сторон |
Литература
1. Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до конца ХVII века: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ. 2009.
2. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. История. М.: Просвещение. 2010, 2011, 2012.
3. Гевуркова Е.А. ЕГЭ 2011. История: сборник заданий. – М.: Эксмо. 2010.
4. Гевуркова Е.А. ЕГЭ 2011. История. Типовые тестовые задания / Е. А. Гевуркова, Я. В. Соловьев. – М.: Издательство “Экзамен”. 2013.
Интегрированный урок истории средних веков и английского языка в 6-м классе посвящен изучению темы по истории «Что англичане считают началом своих свобод?» и повторению темы Sightseeing of London по английскому языку. Применение компьютерных технологий помогает учащимся более полно воспринимать изучаемый материал....
18 03 2024 13:54:56
Разработка урока по истории для 9-го класса. Хаpaктер материала урока способствует не только повторению, закреплению пройденного материала, но и более активному его усвоению, так как в процессе урока акцент делается на визуальное и слуховое восприятие информации личностью. Активизируется индивидуальная и групповая работа учащихся. ...
17 03 2024 13:43:32
Презентация поможет лучше усвоить материал, формирует уважение к героическому прошлому страны на примере подвигов, совершенных детьми в годы войны....
16 03 2024 13:54:41
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
15 03 2024 8:27:56
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
14 03 2024 11:55:16
Цель: рассказать о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств, о политике отношений с Ордой, охаpaктеризовать деятельность московского князя Дмитрия Донского, осветить причины и последствия Куликовской битвы, её историческое значение. ...
13 03 2024 15:17:52
Предлагается к рассмотрению урок-викторина, посвященный истории России в XVI–XVII веках. Урок является плодом совместной деятельности учителя и учащихся, именно поэтому в некоторых заданиях указаны фамилии составителей – это фамилии детей, которые с полным правом могут считаться соавторами....
12 03 2024 11:19:25
Занятие с целью ознакомления с основными направлениями внутренней политики Александра I в период 1815‒1825 годов, выяснение причин отказа от дальнейших реформ....
11 03 2024 21:47:41
В статье рассматривается вопрос об изучении творческого наследия крупнейшего русского историка А.Е. Преснякова в школе, в частности, об использовании его взглядов о Киевской Руси, причинах образования единого Русского государства, о Московском государстве XVI—XVII веков, движении декабристов, даются методические рекомендации. ...
10 03 2024 23:16:10
На уроке использованы разнообразные приемы и методы обучения, направленные на активизацию деятельности обучающихся и поддержание интереса к предмету....
09 03 2024 15:35:47
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
08 03 2024 2:10:18
Автор приобщает школьников к продуктивной творческой деятельности и развивает у них вопрошающее отношение к прошлому, настоящему и будущему. Непременным условием эффективного изучения бытовой повседневной жизни, нравов эпохи, ментальности людей является реконструкция в представлениях учащихся прошлого, которая невозможна без опоры на воображение школьников, умения соединять отдельные элементы культуры и быта в целостную систему образов эпохи, цивилизации....
07 03 2024 4:24:15
На уроке закрепить первоначальные знания учащихся об истоках антигитлеровской коалиции и ее деятельности в 1941–1943 годах. Учащиеся знакомятся с материалом о причинах сотрудничества между странами Запада и СССР, встречах «большой тройки» и их историческом значении....
06 03 2024 4:17:17
Подборка материалов и презентация могут быть использованы на уроках истории, литературы, на классных часах, при подготовке к пешим экскурсиям. В средние века в Москве прошли яркие события русской истории. Со многими событиями связаны крылатые выражения. Задача презентации: помочь школьникам увидеть родной город, узнать и понимать образные выражения о Москве. На экскурсии идёт знакомство с бытом, традициями и деятельностью москвичей в Средние века....
05 03 2024 16:18:10
В нашем Лицее, где учатся только старшеклассники (10–11 классы), большинство учебных предметов переведены на лекционно-семинарскую технологию. Школьная лекция как метод обучения широко используется в пpaктике учителей. Преподаватель должен составить шаблон за неделю до лекции, разместить его на сервере и на почте Лицея, а учащиеся обязаны самостоятельно распечатать необходимый материал. Преподавание истории ведется по учебнику "Россия и мир" (авторы: О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин). Программа рассчитана на 68 часов в год. Представлен опыт проведения урока-лекции в 10-м классе по теме "Становление самодержавия Романовых" с использованием шаблона. Все, что напечатано курсивом, - это и есть возможные записи учащихся. ...
04 03 2024 15:12:43
Разработка «Правовой марафон» предназначена для проведения итогового занятия элективного курса «Право и политика» по программе А.Ф. Никитина. С целью заинтересованности подростков в прохождении процедуры проверки мною был разработан игровой вариант, позволяющий выявить уровень полученных знаний каждым индивидуально. При необходимости этот вариант можно использовать и для групповой работы. Задания не претендуют на эксклюзивность, они взяты из различных учебных пособий....
03 03 2024 12:43:29
Методическая разработка игры в форме "Счастливого случая" поможет проверить знания обучающихся по вопросам международного гуманитарного права и деятельности Международного Комитета Красного Креста, заинтересовать проблемами, которые решает эта организация. Игра формирует гражданскую позицию. Игра рассчитана на обучающихся 8–11-х классов. ...
02 03 2024 17:31:40
Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
01 03 2024 1:25:57
В работе ставится задача выявить причины "Перестройки". Закрепляется теоретический материал, полученный в ходе предыдущих занятий и самостоятельной работы. Учащиеся выясняют необходимость изменения политической системы, этапы проведения политической реформы и их итоги....
29 02 2024 6:45:42
В ходе урока раскрывается история трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне, подводятся итоги войны. Урок способствует воспитанию чувства патриотизма у учащихся....
28 02 2024 14:22:52
Данный метод сочетает в себе элементы игры и исследования. В качестве примера предлагается рабочий лист по теме урока в 8-м классе: «Общественное движение в 80–90-х годах XIX века» по учебнику «История России XIX век», авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М. «Просвещение», 2008., а также мультимедийную презентацию....
27 02 2024 9:50:54
Урок в 6-м классе по теме "Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....
26 02 2024 7:55:10
В статье представлен урок для 7-го класса по курсу «История России» по учебнику Данилова А.А. с использованием презентации PowerPoint, которая позволяет решить все образовательные, развивающие и воспитательные задача, поставленные учителем. Презентация составлена в соответствии с требованиями техники безопасности. ...
25 02 2024 20:26:22
Цель занятия: повысить мотивацию студентов по применению интегрированных знаний в процессе обучения экономики и истории....
24 02 2024 0:33:24
Представлен конспект отрытого урока по истории в 5-м классе по теме: "Древнейшая Греция. Греки и критяне". Урок разработан на основе учебно-методического комплекса Г.И. Годера "История Древнего мира"....
23 02 2024 2:50:26
Каждый день на протяжении своей жизни мы встречаемся с проявлениями добра и зла, нам ежедневно приходится выбирать. Поэтому наверное, интересно будет узнать, а что думали об источниках добра и зла в человеческой жизни великие учителя - философы, которые оказали влияние на воспитание человеческого в человеке, учили различать добро и зло. ...
22 02 2024 8:17:43
Революции XVII–XX вв. во многом определили облик современного мира и стали важнейшей сквозной темой новой и частично новейшей истории. Данный вариант урока предлагает начальный этап изучения темы "Революция" на материале событий в Нидерландах в середине XVI в. через составление учащимися алгоритма, который будет применяться и в дальнейшем. Предложенный метод работы поможет активизировать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся при развитии навыка оптимизации работы с историческим материалом, используя алгоритм анализа типовых задач по истории....
21 02 2024 5:31:43
Урок разработан в соответствии с технологией развития критического мышления в форме дебатов. Данная тема и выбранная форма способствует формированию у учащихся умений критически мыслить, отстаивать собственную точку зрения, работать в группе, а также воспитывать патриотизм, чувство ответственности, толерантность. Во время дебатов комaнды высказывают аргументы, подтверждающие или опровергающие заявленную тему, которая формулируется в виде тезиса. Комaнды состоят из трёх человек. Одна комaнда защищает тему игры, другая – опровергает эту тему. ...
20 02 2024 7:59:22
Один из способов развития одаренности детей – урок-турнир. Турниры – это не только состязания духа, силы и интеллекта, но и увлекательное романтическое приключение, погружение в исторические или фантастические реалии той или иной культуры. На таких уроках дети имеют возможность раскрыть свои способности, таланты, проявить самостоятельность и создать что-то свое. Такие занятия требуют тщательной подготовки, продумывания заданий с учетом возможностей учащихся....
19 02 2024 3:55:53
Используя информационно-коммуникативные технологии, автор привлекает внимание учащихся к изучению темы, активизирует их познавательную деятельность. Раскрывает предпосылки общенародного движения в Чехии, показав, как в условиях хозяйственного подъема второй половины XIV века в стране происходило усиление феодального гнета, сочетавшееся с засильем немецких колонизаторов и господством католической церкви....
18 02 2024 13:18:11
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
17 02 2024 1:41:15
Цель урока: сформировать представление об опричнине как особом пути централизации государства, ее сущности и последствиях для нашей страны....
16 02 2024 7:50:18
Урок дает представление о особенностях и основных этапах культурно-исторического развития Руси X – начала XIII века. Учащиеся получают знания о направлениях развития древнерусской культуры, изучают особенности и этапы культурно-исторического развития Руси, дают хаpaктеристику различным видам культуры....
15 02 2024 2:35:55
Данная разработка может использоваться на уроках обществознания в школах, училищах, отдельные ее элементы на уроках экономики и права, а также на классных часах в старших классах по проблеме выбора профессии. Основная идея урока заключается в предоставлении возможности ученикам самим сделать анализ рынка труда (по отдельным направлениям) на основании предложенной выборки реклам по местным газетам....
14 02 2024 19:48:10
Урок разработан на основе закона РФ «О защите прав потребителей». Урок представлен в форме – урок-игра. Участвуют две комaнды. Переходя от этапа к этапу, дети демонстрируют свои знания, проявляют свое творчество, делают свой выбор. Урок включает в себя разнообразные формы: от домашнего задания до театрального представления....
13 02 2024 1:52:12
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
12 02 2024 6:35:51
На занятии достигаются следующие цели: определяется хаpaктер, особенности и цели монгольского государства; раскрываются причины успехов завоевательных походов монголо-татар; выясняется историческое значение нашествия монголо-татар; показан героический хаpaктер обороны русских княжеств, значение политической раздробленности как главной причины поражения русских войск....
11 02 2024 5:14:15
Представлен конспект мероприятия "Земляки в боях за Родину". В ходе проведения мероприятия использовалась Книга памяти погибших и пропавших без вести в годы ВОВ по Томской области....
10 02 2024 10:31:26
Познавательно-развлекательная игра с применением ИКТ проводится как внеклассное мероприятие в рамках Дней правовой культуры в параллели 5–6-х классов. В занимательной форме учащиеся усваивают историю становления и развития государственных символов государства....
09 02 2024 15:29:16
Данный урок является продолжением целой серии подобных уроков в 8-м классе по общей проблеме «Социальная сфера». Здесь мы продолжаем знакомство с понятиями социальной сферы и учимся добывать знания самостоятельно. Цель урока носит реальный хаpaктер и является достижимой. Она включает в себя комплекс развивающих компонентов, которые формируют аналитические способности, творческое мышление, а также умения применять личные знания для достижения знаний на уроке....
08 02 2024 7:43:57
Занятия по истории строятся на основе современных требований к школьному образованию, имеют своей целью подготовку учащихся школ к вузовским методам и принципам обучения. Поэтому возникает потребность в формировании навыков обработки научного материала при помощи современных компьютерных установок, умение оформления материала с использованием принципа презентации....
07 02 2024 2:43:47
Данный урок может быть использован в преподавании истории методом погружения с использованием технологии КСО. ...
06 02 2024 21:25:57
В материале представлен урок истории (Образовательная система "Школа-2100") по теме "Вставай, страна огромная". В ходе урока даётся образ ВОВ как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны полвека назад; показан образ народа, который сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма; воспитывается чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков. ...
05 02 2024 2:36:31
В конспекте урока представлены основные хаpaктеристики и элементы процесса глобализации, которые раскрываются с помощью информационных технологий, графических приемов организации материала, интеpaктивных методов обучения, стратегии ЗУХ (знал, узнал, хочу узнать)....
04 02 2024 3:15:15
Урок истории проходит с использованием компьютера, медиатеки, энциклопедической литературы. Он посвящен изучению эпохи Петра I. ...
03 02 2024 1:16:45
Урок обществознания для 11-го класса. В настоящее время в связи с экономическим и социальным развитием общества социальные перемещения становятся все боле частыми. Именно с этим связано такое социальное явление как маргинализация. Главным в маргинальности является то, что личность теряет принадлежность к какой-либо конкретной общности. ...
02 02 2024 6:51:27
В статье подробно описано 2-часовое занятие, которое включает в себя: беседы, дискуссию, работу в группах, коллективную творческую деятельность. В презентации рассматриваются понятия: МГП; Женевская конвенция; "субъекты" и "объекты" в условиях вооруженного конфликта и др. ...
01 02 2024 2:47:25
План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....
31 01 2024 11:52:54
Цель урока: формирование представлений о политической раздробленности Древнерусского государства и особенностях развития главных политических центров Руси....
30 01 2024 15:28:30
Урок проводится в 10-м классе, учащиеся закрепляют знания по теме прослеживается связь с уроками литературы. Урок можно использовать как для объяснения учебного материала, так и для закрепления знаний по теме. ...
29 01 2024 0:24:16
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::