Открытый урок на тему "Возникновение земледелия и скотоводства"
Использованная образовательная система (методика, технология): технология проблемного обучения.
Тип урока: открытия новых знаний.
Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Используемый учебник: Всеобщая история. История Древнего мира. 5класс., А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под редакцией А.А.Искендерова. – М.: Просвещение, 2012
Цели урока:
- развивающая: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развития умения самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- образовательная: расширение понятийной базыза счет включения в нее новых элементов: земледелие и скотоводство – величайшее открытие человечества, оседлость, ткачество, племя, совет старейшин, народное собрание;
- воспитательная: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Задачи урока:
- личностные: формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;
- метапредметные: развивать умение работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план, тезисы, формировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации;
- предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.
Техническое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация: “Первобытные земледельцы и скотоводы”.
Дедуктивные средства: рабочая тетрадь (автор Г.И.Годер, к учебнику “История Древнего мира” 5 класс, часть 1, М.; Просвещение, 2010), тесты, карточки с заданием для индивидуальной работы, синквейн.
Ход урока
I. Организационный момент.
Цель этапа: создание эмоционального настроения на совместную коллективную деятельность. Психологический настрой.
Учитель предлагает начать урок с разминки. Улыбнуться друг другу, похлопать в ладоши.
II. Актуализация изученной темы:
Цель этапа: повторить пройденный материал и подготовить учащихся к усвоению нового материала.
Учитель: Мы продолжаем экскурсию по истории Древнего мира. Давайте вспомним, что рисовали первобытные художники?
Учащиеся: Первобытные художники на стенах пещеры изображали животных (мамонтов, бизонов, коз и др), оружия охоты.
Учитель: Молодцы, ребята! А сейчас, ребята, обратите внимание на листочки, которые лежат у вас на столе. Вам нужно выполнить тестовые задания. Внимательно читайте вопрос и варианты ответов. Тот ответ, который вы считаете верным, выделите.
Тест: “Искусство и религиозное верование у первобытных людей”.
1. Как называется пещера, в которой археологи впервые нашли рисунки первобытных людей:
а) Альтама;
б) Альтамира;
в) Ильмира.
2. Что называется религией?
а) вера человека в сверхъестественные существа;
б) наука о сотворении мира;
в) наука о появлении человека.
3. Выберите причину появления религии:
а) не умение человеком объяснять явления природы;
б) боязнь человека перед стихией природы;
в) желание человека отличаться от животного.
4. Что называется искусством?
а) стремление человека объяснить загадки природы;
б) желание людей лучше охотиться, добывать больше пищи;
в) творческое воспроизведение окружающего мира.
5. В какой стране археологи впервые обнаружили рисунки первобытных людей?
а) Северной Америке;
б) Северной Африке;
в) Северной Италии.
Учитель: Что же мы должны сделать, чтобы узнать, как развивался первобытный человек?
Учащиеся: Мы должны продолжить экскурсию по Древнему миру, посмотреть, чем занимался первобытный человек в дальнейшем.
III. Объяснения новой темы:
Цель этапа: сформировать представление у учащихся о времени появления земледелия и скотоводства.
Учитель: Ребята, откройте стр21, прочитайте название параграфа 4, предположите, о каких видах деятельности мы будем с вами сегодня говорить?
Учащиеся: О скотоводстве и земледелии.
Учитель: А как вы думаете, всегда ли существовало на Земле земледелие и скотоводство?
Учащиеся: Нет, сначала первобытный человек занимался собирательством и охотой. А почему на смену этим занятиям пришли другие?
Учитель: А почему возникли земледелие и скотоводство? – вот и проблемный вопрос. Сегодня на уроке мы узнаем о том, как зарождалось земледелие и скотоводство. Изучение слайда №1.
Учитель:
1. Легко ли было перейти первобытным людям к новым занятиям? Изучение слайда №2.
2. Для чего же люди изобрели лук, приручили собаку?
3. Как этот процесс можно усовершенствовать? Изучение слайда №3.
4. Какие орудия труда использовал первобытный человек? Ответы детей.
Давайте обратимся к учебнику стр21, 22. Мальчики читают статью “Приручение животных”, а дeвoчки - “Мотыжное земледелие”, выделяя в тексте ключевые слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к земледелию.
Проверка: “Что получилось”?
Мальчики: страх перед голодом заставлял людей оставлять про запас детенышей животных, за которыми ухаживали, растили и разводили. Так зародилось скотоводство.
Дeвoчки: догадались, что вместо того, чтобы разыскивать колосья на дальних лугах, можно выращивать их рядом с домом. Научились обpaбатывать землю. Так зародилось земледелие.
Учитель: Итак, мы с вами узнали, что люди освоили новые занятия, которые позволили им жить на одном месте, вести совместное хозяйство, давайте узнаем, как эти изменения могли повлиять на дальнейшую жизнь. Изучение слайда №4-8.
Вывод детей: в связи с переходом к земледелию и скотоводству первобытные люди освоили новые приемы ведения хозяйства, что способствовала появлению новых вещей: посуды, циновки, шерстяной ткани.
Учитель рассказывает о причинах расселения земледельческих общин. Изучение слайда №9-12.
Учитель: рассмотрите схему на слайде №12. Используя условные обозначения, объясните, кто стоял во главе племени? Кто его избирал, и с кем он должен был советоваться?
Ответы детей: вождя избирало народное собрание, которое состояло из представителей родовых общин. Все важные решения вождь принимал вместе с советом старейшин и народного собрания.
Племена могли воевать друг с другом из-за чего? Добычи или земель. Люди уходили в другие места в поисках новых земель.
Переход к земледелию и скотоводству позволил первобытным людям вести оседлый образ жизни, что привело к увеличению численности родовых общин. Люди уходили на другие земли, образуя союзы племен. Общаясь с местными жителями, они заимствовали друг у друга не только способы ведения хозяйства, но и различные слова. Так на разных территориях стали образовываться общности племен, которые одинаково вели хозяйство, говорили на одном языке.
IV. Закрепление учебного материала:
Учитель На карте стр9 определите, где зародилось земледелие? Выполните задание в рабочих тетрадях задание №13, стр13.
Изучим слайды №12-13. Причины возникновения земледелия и скотоводства.
Учитель Что хорошего и что плохого, на ваш взгляд, принесла людям смена охоты и собирательства на земледелие и скотоводство?Ответы детей.
Учитель Вот мы и нашли ответ на наш проблемный вопрос. Заканчивая нашу экскурсию в историю Древнего мира, ребята, давайте подведем итог нашей сегодняшней работе. Предлагаю вам выполнить творческие задания – “синквейн” (учащимся раздаются карточки – памятки), они выполняют задания в тетради, с помощью слайдов №14-15.
Молодцы, ребята, я вижу все усвоили новый материал и все в хорошем настроении. Кто на протяжении всего урока выполнял все задания правильно? (за урок получают отметку “5”). Кто допускал ошибки, но сам их исправлял? (получают отметку “4”). Кто допускал ошибки, и не мог сам их исправлять? (получают отметку “3”).
V. Задание на дом.
1. Прочитать стр21-25, выполнить задания в рабочей тетради №14-16.
2. Составить рассказ по вопросу: “Как появилось земледелие и скотоводство”.
Журнал посвящен 200-летней годовщине Бородинского сражения, адресован учащимся вечерней школы при исправительной колонии. Журнал состоит из 4 страниц: "М.И. Кутузов", "Бородино", "Герои Бородина", "Память поколений" и сопровождается фото- видеоматериалами. Репродукции картин известных художников делают образы героев и картины сражений более зримыми и впечатляющими....
18 03 2024 17:16:31
В форме игры "Умники и умницы" предлагается провести повторительно-обобщающий урок по теме "Петр I и его время", повторить и закрепить знания, полученные при изучении темы. Продолжить работу по формированию умений самостоятельной работы с дополнительной литературой, развивать навыки ясно, четко и убедительно излагать свои мысли. Испытать гордость и уважение за достижения наших предков, воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма. На короткое время ученики могут стать агонистами, побывать в роли теоретиков, получить за правильные ответы "Орден шёлкового умника". ...
17 03 2024 12:32:14
Уже пролетело 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Война затронула абсолютно каждый город и каждую деревню нашей Родины. Не только те города, в которых происходили военные действия, испытывали на себе все ужасы этой трагедии, но и те которые находились в глубоком тылу. В их числе и наш родной г. Орск Оренбургской области. О том, как наше современное поколение хранит память о подвигах солдат Великой Отечественно войны, и будет наше внеклассное мероприятие....
16 03 2024 4:46:30
Урок позволяет учащимся познакомиться с событиями, связанными с появлением казачества на Дону, с управлением в казачьем войске и основными занятиями донских казаков в XVI веке, с первыми письменными упоминаниями о донских казаках, Войске Донском....
15 03 2024 20:39:41
Урок можно провести как на 1 час, так и на 2, но уже как интегрированный с информатикой (составление кластеров). Такая форма урока способна реализовать индивидуальный, дифференцированный и групповой подход в обучении, а также способствовать профориентации учащихся....
14 03 2024 23:18:37
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
13 03 2024 1:42:22
На уроке закрепляется и обобщается материал темы, формируя у учащихся навыки анализа и сравнения исторического материала, умение рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях. Урок способствует осмыслению роли человека в истории, ответственности каждого за собственные действия; способствует утверждению устойчивых демократических убеждений, уважения к правам и свободам человека....
12 03 2024 12:27:38
Интегрированное занятие (история-литература), посвященное очередной годовщине со дня рождения А. С. Пушкина, рассчитано на учащихся 8-го класса. ...
11 03 2024 11:49:34
Урок подводит учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и знакомит с особенностями развития государств, образованных после завоеваний Александра Македонского, с распространением греческой культуры в странах Древнего Востока на примере архитектуры Александрии Египетской....
10 03 2024 9:58:27
Урок проводится в форме игры. Занятие помогает познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики Александра II; прививать навыки самостоятельной работы; воспитать любовь к родине....
09 03 2024 6:49:35
Изучение темы "Тоталитаризм. Сталинские репрессии" представляет определенные трудности для старшеклассников. Один из самых трагических периодов отечественной истории вызывает у них много вопросов: каковы причины этого явления, последствия, судьбы людей, попавших под колесо репрессивной машины. Урок посвящен истории Вятлага, одного из сталинских лагерей, расположенных в Кировской области в 1930–1950 годы. Краеведческий материал может помочь учащимся более глубоко осмыслить исторический материал. ...
08 03 2024 21:35:25
Заключительный урок в системе уроков «Права и свободы человека и гражданина». С помощью игры легко не только проверить знания обучающихся по разделу, но и активизировать их познавательную деятельность. Важно, что на уроке отpaбатываются навыки анализа документа, делаются выводы и обобщения. Урок, систематизируя знания учащихся, формирует активную жизненную позицию....
07 03 2024 7:45:25
Предлагается игра по истории Древнего мира....
06 03 2024 9:59:26
Игра по истории Ханты-Мансийского округа. Может проводится как на повторительно-обобщающих уроках по истории ХМАО, так и на уроках краеведения. Принцип игры по типу "Своя игра". Вопросы разделены по номинациям, каждый имеет свою цену от 2 до 10 баллов. В игровом поле используются гиперссылки....
05 03 2024 13:12:24
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
04 03 2024 21:32:29
В уроке разобраны сущность и предпосылки появления опричнины, цели, которые преследовал Иван IV при её введении. Представление опричнины как одного из способов усиления центральной власти. ...
03 03 2024 17:53:22
Методическая разработка урока истории по теме «Крайний Север в десятилетие Н.С.Хрущёва» включает технологическую карту и комментарий. Материал предназначен для проведения урока-экскурсии в 10-м классе (XX – начало XXI века). Цель: знакомство с историей родного края в десятилетие Н.С.Хрущёва....
02 03 2024 11:54:25
Урок, посвященный XVIII веку – переломному периоду в истории России, очень насыщенному событиями. Особенности данного периода – частая смена правителей, сильные личности во главе государства, главенствующее положение дворянства в государстве. Государство Российское подвело черту под прошлым, перевернуло страницу своей истории и начало переход к новым рубежам. ...
01 03 2024 10:51:53
Необходимым условием и в то же время одним из результатов изучения истории является формирование у учащихся исторических представлений, созданных на основе ярких и впечатляющих образов событий прошлого. Особенно это важно для глухих учащихся, мышление которых носит преимущественно конкретный хаpaктер и которые в своём познании мира больше опираются на систему образов, нежели на систему абстpaктных понятий....
29 02 2024 19:23:13
Презентация поможет лучше усвоить материал, формирует уважение к героическому прошлому страны на примере подвигов, совершенных детьми в годы войны....
28 02 2024 17:26:59
Представлена разработка выступления агитбригады для молодежи 13-18 лет. Необходимо формировать у молодежи активную жизненную позицию, готовность участвовать в общественной политической жизни страны. Очень важным, по нашему мнению, распространять знания в области избирательных прав среди подрастающего поколения самой молодежью, а так же повышать значимость выборов в глазах будущих избирателей. ...
27 02 2024 14:20:22
Методическая разработка может быть использована на уроках обществознания при изучении данной темы, проведении внеклассных мероприятий, предметных недель. Предлагаемые для проведения после прослушивания лекции конкурсы концентрируют внимание, развивают память, формируют активность учащихся....
26 02 2024 8:30:11
Урок является завершающим в изучении блока «XIX век в истории России» в 10-м классе средней школы. Тип урока – повторительно-обобщающий, форма занятия – групповая работа, главный метод – проектная деятельность. В ходе подготовки к уроку ребята консультировались у учителей ИЗО, музыки, поэтому урок носит интегрированную направленность....
25 02 2024 10:35:51
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...
24 02 2024 18:30:15
Данный урок позволит формировать у учащихся навыки поиска социальной информации; формулирования собственного мнения и позиции; выстраивать логическую цепочку рассуждений; самостоятельно находить способы решения проблем. На уроке учащиеся работают в группах с историческими документами, которые хаpaктеризуют органы государственной власти России данного периода. Весь урок посвящается поиску ответа на вопрос «Какие изменения произошли в политическом устройстве России в XVII веке?»....
23 02 2024 12:32:32
«Братск – город Всесоюзный. И люди тут Всесоюзные. У них мышление масштабнее», - так считал Ю.А.Ножиков, первый губернатор Иркутской области. Доказать это попытались учащиеся лицея на уроке – проекте, на котором на основе разнообразных источников информации о выдающихся людях «Братской земли», их деятельности в образовании и культуре осмысливалась их роль в истории Братска в начале XIX века....
22 02 2024 8:43:40
Цели: ознакомить обучающихся с понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество; показать положение, условия жизни и быта феодалов....
21 02 2024 2:31:35
Автор статьи показывает взаимосвязь учебных предметов экономики, истории и математики в ходе изучения вопросов возникновения, развития и применения на пpaктике азapтных игр (как одной из составляющих формирования доходной части государственного бюджета) для более полного восприятия материала. ...
20 02 2024 16:58:32
В данном проекте «Непарадная война» была сделана попытка классифицировать различные стихотворения военной и довоенной лирики, связанные с Великой Отечественной войной. На мой взгляд, лирика эта была связана с двумя важнейшими, экзистенциональными темами: отношение к cмepти и отношение к любви на войне и, вытекающих из них третья тема – как жить после войны? как вписаться в гражданскую жизнь, так не похожую на военную? Работа носит полностью субъективный хаpaктер....
19 02 2024 19:40:10
Эпоху Екатерины Великой называют эпохой «просвещенного абсолютизма». Основные идеи, которые легли в основу ее мировоззрения были идеи философов-просветителей, таких как Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо....
18 02 2024 8:30:30
Интегрированный урок истории и изобразительного искусства проведён с использованием регионального компонента. Целью урока является знакомство с историей, легендами, использованием колоколов; обучение рисованию на объёмном предмете (колокольчике); воспитание гордости и любви к родному краю, эмоциональной отзывчивости на прекрасное; формирование духовно-нравственного отношения к малой родине....
17 02 2024 18:27:50
В работе предлагаются способы, позволяющие активизировать познавательный процесс при изучении истории Средних веков. ...
16 02 2024 21:52:57
Занятие предназначено для учащихся 5-х классов. Целью является повторение и обобщение знаний по теме «Десятичные дроби», воспитание уважительного отношения к истории своей страны. На занятии развивается устная речи, творческие способности и интеллектуальный уровень учащихся....
15 02 2024 21:26:38
Интегрированный урок по истории, русскому языку и краеведению, приуроченной к 65-летию Великой Отечественной войны. Цели урока: организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению знаний в области истории наград Советского Союза в период ВОВ, помочь осознать социальную, пpaктическую и личностную значимость изучаемого материала, способствовать развитию исследовательских способностей; стимулировать желание познания окружающего мира, человеческих ценностей и родословной своей семьи....
14 02 2024 18:27:35
Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX века позволил назвать это время золотым веком. Капиталистические идеи в экономике усилили потребность в грамотных и образованных людях. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный хаpaктер. Именно эти аспекты рассматриваются на уроке....
13 02 2024 23:50:13
Урок анализируя оперу М.П. Мусоргского "Борис Годунов" раскрывает его творчество, подчеркивая новаторские черты музыки. ...
12 02 2024 4:42:51
Предлагаемый урок краеведения, входит в раздел изучения истории России по теме "Социально-экономическое развитие России в XIX века" в 8-х классах. При подготовке к уроку учащиеся получили опережающее задание. Учитель оказывал помощь в использовании различной литературы по краеведению для подготовки сообщений. Урок состоит из трех частей. Первая - историко-ознакомительная развитие торговли. Вторая - представление инсценировки Ефремовской ярмарки, где дети разного хаpaктера и темперамента могли проявить свои творческие способности. В третьей части учащиеся знакомятся возникновением Ефремовского купеческого сословия и его деятельностью....
11 02 2024 7:41:22
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
10 02 2024 9:26:55
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...
09 02 2024 18:13:28
В игре, состоящей из трёх туров, участвуют три дружины: красная, зелёная и синяя. Побеждает дружина, набравшая наибольшее количество вёрст. К мероприятию привлечены учащиеся среднего звена исторического кружка....
08 02 2024 15:49:25
Урок продолжает изучение темы «Эпоха Петра I». Используемые в ходе урока методы, приемы и средства обучения способствуют формированию представлений учащихся о государственных преобразованиях Петра I. Происходит реконструкция исторической эпохи. ЦОРы - мультимедийные презентации, музыкальное сопровождение создают положительный эмоциональный фон....
07 02 2024 4:11:59
Урок помогает формировать у ребят умение читать карту, логическое мышление, организовать познавательную деятельность школьников путем составления отдельных воображаемых фрагментов из жизни древних египтян, учить самостоятельно строить рассказ, опираясь на известные факты из истории страны....
06 02 2024 21:31:10
Общешкольное мероприятие для учащихся 7–11-х классов. Его педагогическая целесообразность его заключается в обеспечении формирования творческой деятельности, формировании нравственно-патриотического воспитания, умения работать в комaнде. Мероприятие достаточно ценно и актуально в наше время, так как военная тема не интересна современным подросткам 13–15 лет и, чтобы привлечь их внимание, необходимо чаще и больше говорить о прошлом нашей Родины, гордиться её героями....
05 02 2024 15:11:28
Автор знакомит учащихся с историей Отечественной войны 1812 года. Помогает ребятам уяснить историческое значение Бородинского сражения....
04 02 2024 14:16:58
Работа может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых победе советских войск под Сталинградом, уроках окружающего мира, истории. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны. ...
03 02 2024 8:12:43
Урок истории по теме «Выборы Президента в России и США» проводится в 11-м классе. Учитывается, что с порядком выборов Президента РФ ученики познакомились на уроках права в 9-м классе, в 11-м они узнают порядок выборов Президента США. ...
02 02 2024 15:43:55
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
01 02 2024 8:18:43
Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе. Знакомит с истоками духовной культуры на основе регионального компонента. Целью урока является способствовать развитию у обучающихся уважения к своим предкам, как хранителям обрядового наследия, и побудить к работе над составлением своих родословных....
31 01 2024 21:28:56
Цель урока: систематизировать знания обучающихся по теме "Страны Запада в 1945–2011 гг."....
30 01 2024 19:14:57
Задачей урока является выработка умения осуществлять правовой анализ ситуации и выбора грамотного, правового поведение; определение функций и полномочий законодательной, исполнительной, судебной власти РФ; воспитание активной гражданской позиции. ...
29 01 2024 13:21:26
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::