Сценарий урока "Отечественная война 1812 года" с использованием ИКТ > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Сценарий урока "Отечественная война 1812 года" с использованием ИКТ


    Сценарий урока "Отечественная война 1812 года" с использованием ИКТ

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: историческая пресс-конференция

Цель: изучение причин, основных событий войны 1812 года и ее итогов.

Задачи:

  • Образовательная: рассмотреть причины войны, составить хронологию военных действий, определить хаpaктер войны, ее итоги и значение. Формировать навыки самостоятельной работы с различными источниками знаний, анализировать исторический текст, делать сравнительный анализ исторических событий.
  • Развивающая: развивать навыки аналитического мышления (обобщать знания, делать выводы), внимание, память; активизировать монологическую и диалогическую речь аргументировано отвечать на вопросы. Продолжать развивать умение работать с исторической картой: пользоваться легендой карты, показывать направления русских и французских армий.
  • Воспитательная: воспитывать интерес к истории Отечества, способствовать воспитанию у обучающихся чувства гордости за славную историю своей Родины. Продолжать формировать коммуникативные способности у восьмиклассников.

Оборудование урока:

Учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История России. XIX век. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

Карты:

1. Нашествие армии Наполеона на Россию

2. Бородинское сражение 26.08.1812

3. Изгнание армии Наполеона из России.

Медиакомплекс: презентация “Биография участников конференции – участники событий 1812 года”, “Репродукции к войне 1812 года”, подготовленные обучающимися; презентация учителя к уроку.

Оформление: объявление о пресс-конференции с указанием ее участников, высказывания: “Этот русский генерал сделан из материала, из которого делаются все маршалы...” (Наполеон Бонапарт о Н.Н. Раевском), “Полководец с самым благородным, независимым хаpaктером, геройски храбрый, благодушный и в высшей степени честный и бескорыстный” (будущий декабрист М.А. Фонвизин о М.Б. Барклае-де-Толли) “ - И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали мы в бородинский бой...” (М.Ю. Лермонтов), “Главнейшими же причинами нашего торжества в 1812 году должны быть признаваемы... патриотизм народа, мужество наших армий и искусство наших полководцев” (Н.Г. Чернышевский), “Счастье всегда на стороне отважного” (П.И. Багратион).

Протокол урока, листы с вопросами, листы для рефлексии.

Основные этапы исторической игры

Подготовительный этап.

Учитель выбирает тему, определяет цели и задачи урока, доводит их до сведения учащихся. Распределяются роли: 1 группа “Исторические деятели” - императоры: России – Александр I, Франции - Наполеон Бонапарт, русские генералы: главнокомaндующий 1 армией – Михаил Богданович Барклай – де - Толли, 2 армией – Петр Иванович Багратион, Николай Николаевич Раевский, Алексей Петрович Ермолов, 2 группа “Представители прессы” остальные обучающиеся: историограф – ведущий пресс-конференции, картограф, оформитель, стилист, ответственный за презентацию к уроку- оператор, журналисты.

Даются рекомендации по дополнительному чтению. Ребята работают как индивидуально, так и в учебных микрогруппах. Группа “представители прессы” готовят вопросы к группе “исторические деятели”. Историограф ведет пресс-конференцию и ее протокол. Стилист консультирует по основным элементам одежды группу “исторические деятели”, рекомендует знаки отличия для группы “представители прессы”. Оформитель готовит оформление класса к пресс-конференции: высказывания исторических деятелей, эпиграф к уроку, таблички для участников и представителей прессы, пишет объявление о пресс-конференции, в котором перечисляются исторические деятели – участники конференции. Оператор к уроку готовит слайды с биографиями исторических деятелей-участников конференции, репродукции по войне 1812 года. Картограф готовит настенные карты по войне 1812 года .

На подготовительном этапе игры учитель выступает в роли инструктора: в ходе индивидуальной работы заслушивает и корректирует каждое выступление. Когда все тексты выступлений проверены и отработаны, ученики под руководством одноклассника, выбравшего роль историографа, выстраивают план проведения игры и порядок выступлений, вместе с учителем определяется регламент урока.

Основной этап. Вводная часть: Учитель проводит мотивацию деятельности, акцентирует внимание школьников на актуальности и значимости темы, помогает обучающимся увидеть проблему и ставить проблемный вопрос.

Игра. Игра проходит по намеченному плану. Учитель выполняет роль представителя СМИ (если отсутствует актер, учитель может стать актером – дублером). Основная роль отводится историографу, ведущему пресс – конференцию.

Заключительный этап.Назови автора высказывания”; рефлексия “Плюс – минус – интересно”, домашнее задание, проблемный вопрос на следующий урок

Оценочный этап. Заполнение протокола пресс – конференции, выставление оценок

Ход урока

Вводный этап

Оператор показывает презентацию по теме “Отечественная война 1812 года” с репродукциями картин “Кутузов осматривает позицию при Бородине”,Бородинское сражение 26 августа 1812 г”, “На артиллерийской позиции (Русская батарея на флешах Багратиона)”, “2-я гренадерская дивизия отбивает Шевардинский редут”, Батарея Раевского”

Презентация учителя к уроку. Слайд 1.

Учитель. Эпиграфом нашего урока являются строки из произведения М.Ю. Лермонтова “Бородино” “Скажи-ка, дядя, ведь недаром, Москва, спаленная пожаром, французам отдана?”

Слайд 2. Ребята, на основе репродукций картин и эпиграфа, назовите тему урока? (Отечественная война 1812 года).

Слайд 3. Актуальность. Дмитрий Медведев (президент России с 7 мая 2008—7 мая 2012) 9 января 2012 года подписал указ о проведении в России Года российской истории. Год истории будет проведен "в целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе". На 2012 год выпал один из важных исторических юбилеев - двухсотлетие победы в Отечественной войне 1812 года.

Почему нам нужно знать об этой войне?

(Потому что наш народ-победитель, гордость за нашу страну, потому что это наша история)

Слайд 4. Давайте вспомним алгоритм изучения войн:

  1. Хронологические рамки (нижняя – начало войны, верхняя – окончание, подписание мирного договора)
  2. Причины войны
  3. Ход (тактика ведения войн сторонами, основные бои и сражения)
  4. Итоги и значение

Исходя из этого алгоритма, самостоятельно сформулирйте задачи нашего урока, которые нужно решить.

Задачи урока:

  1. Выяснить причины войны между Россией и Францией;
  2. Рассмотреть основные сражения, итоги и значение войны 1812 года

На основе эпиграфа к уроку какой можно поставить проблемный вопрос?

Слайд 5. Проблема: Почему стало возможным войти французским войскам в Москву?

Сегодня на встречу с вами пришли гости из прошлого, а именно очевидцы, участники событий войны 1812 года император России – Александр I, русские генералы: главнокомaндующий 1 армией – Михаил Богданович Барклай – де - Толли, 2 армией – Петр Иванович Багратион, к сожалению по субъективным причинам не смог придти Александр Петрович Тормасов, комaндующий 3 армией, Николай Николаевич Раевский, Алексей Петрович Ермолов и по нашей просьбе прибыл император Франции с 1804 – 1813 год Наполеон Бонапарт. Ведет наш урок историограф.

Историограф: Здравствуйте, уважаемые гости и представители средств массовой информации. Ваши вопросы и ответы будут оцениваться, а результаты будут заноситься в протокол пресс-конференции. Оценки за ответы будут зависеть от полноты изложенного материала. Любой участник пресс-конференции имеет возможность получить дополнительно 0, 5 балла за дополнения и уточнения.

И первый вопрос нашему гостю Наполеону Бонапарту:

Корреспондент журнала “Исторические судьбы”

- Скажите, пожалуйста, каковы были Ваши планы в войне с Россией? Спасибо.

Показ презентации, подготовленной обучающимися по теме “Участники войны 1812 года” с краткой биографией и в этой же презентации вставлены репродукции картин “Совет в Филях”, “Сражение при Малоярославце, 12 октября”, “Переправа через Березину, 16 ноября”

Слайд 1: Наполеон Бонапарт

Наполеон: В войне 1812 года с Россией я желал привлечь на свою сторону союзников: Турцию, Швецию, Иран потому что между ними и Россией шли войны. Но к началу войны 1812 году Россия, благодаря успешным военным действиям и дипломатии заключила мирные договора с Турцией и Швецией, а позже и с Ираном. Я убедил русского императора Александра I выступить союзником Франции против Австрии, и таким образом, рассчитывал, что настрою Австрию и Россию против друг друга. Австрию и Пруссию французские войска разгромили и их заставили быть союзниками Франции против России. Я со своим комaндованием составил план, по которому русские войска должны были выйти за пределы Российской империи на территорию герцогства Варшавского и там их окружить и разбить, но русские заняли оборонительную тактику.

Александр I: Я бы хотел сказать, что будучи союзником Франции против армии Пруссии и Австрии, я не предпринимал никаких активных действий. Благодаря моему военному министру Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли мы действительно избрали оборонительный план войны.

Слайд 2. Александр I

Наполеон: Но у меня был и 2 план, который я со своим комaндованием составил в августе -апреле 1812 года,1 компания – лето-осень1812 дойдем до Минска, армия перезимует в Литве и Белоруссии, я во Франции, и весной 1813 начнем снова.

Корреспондент газеты “Московский комсомолец”

- Причиной войны 1812 года была ведь не только континентальная блокада Англии, к которой Россия присоединилась по Тильзитскому договору 1807 года?

Александр I: Да, конечно, участие России в континентальной блокаде Англии было не выгодно русской экономике объем внешней торговли за 1808 – 1812 годы сократился на 43 %. Я писал матери Марии Федоровне в сентябре 1808 года, что “Тильзит временная передышка, для того чтобы некоторое время свободно дышать и увеличивать в течение столь драгоценного времени наши средства и силы”. Наполеон в 1807 году создал Герцогство Варшавское из польских земель, принадлежавших Пруссии и как только я пытался отойти от каких-либо пунктов Тильзитского договора, он грозился воссоединить польские земли, а это значит, что и Россия должна отторгнуть от себя территории, принадлежавшие Польше. К тому же, Наполеон захватил мелкие германские княжества, в том числе и герцогство Ольденбургское, а моя сестра Екатерина Павловна замужем за наследным принцем герцога Ольденбургского – это подрыв международного престижа России в Европе и династического интереса.

Наполеон: Причины названы верно, я старался увеличить влияние Франции за счет присоединения территорий, но я предусматривал главное, свои амбициозные планы: “Я буду властелином мира, остается одна Россия, но я раздавлю ее”.

Журналист телеканала “Россия 2. Культура” вопрос к Наполеону Бонапарту

- Почему ни один из Ваших планов не осуществился? Спасибо.

Наполеон: Вторгнувшись на территорию России, моей “Великой армии” не удалось разбить армии по одиночке, они маневрировали, отступали к Смоленску не давая генеральных сражений. Сначала все шло по моему плану: мы заняли Минск, затем 4-6 августа Смоленск. (Картограф показывает продвижение французской армии по территории Российской империи.)Я написал письмо Мюрату, королю Неаполя в августе “... первая русская компания окончена...В 1813 году мы будем в Москве, в 1814 году – в Петербурге. Русская война – это трехлетняя война”. Когда моя армия захватила Смоленск, то я пытался вступить в переговоры с Александром I, писал, что Москва будет занята, а это обесчестит русских, но русский император молчал, и я уязвленный этим молчанием приказал выступать из Смоленска в Москву.

Барклай-де Толли: Я представил государю в феврале 1810 года доклад “О защищении западных пределов России”, Я думал: во-первых куда нанесет Наполеон свой главный удар – на Петербург, Москву или Киев, во-вторых – как поведут себя австрийцы, в-третьих – как долго продлится русско-турецкая война, которая значительно ослабила русскую армию. Но я не учел, того что армия оказалась растянутой на западных границах на 600 км и разрыв между 1 и 2 армией составил около 100 км, чем не преминул воспользоваться император Франции Наполеон. (Картограф показывает места дислокации русских армий к началу войны 1812 года). Численность армии французов 450 тыс. человек, численность русской армии: в 1 армии – 120 тыс. человек, во 2 армии – 50 тыс. человек, 3 армия- 45 тыс. человек, вместе с резервными корпусами – всего 320 тыс. человек

Багратион: В ночь на 12 июня 1812 года армия Наполеона вторглась на территорию Российской империи. 25 июня я получил от государя Приказ № 1: наступать и ударить во фланг “великой армии”, но я прекрасно понимал, что атаковать армию численностью 448 тыс. человек 50-ти тысячным войском – безрассудство, но 30 июня получаю Приказ №2 –отступать и идти на соединение с 1 армией Барклая-де-Толли, моей основной задачей стало сохранение 2 армии для решающего удара.

Слайд 3: М.Б. Барклай-де-Толли

Слайд 4: П.И. Багратион

Барклай-де-Толли: (Картограф показывает отступление 1 и 2 армии к Смоленску). 1- 3 августа наши армии соединились и составили 120 тыс. человек. 4 – 5 августа произошли бои за г. Смоленск. По-прежнему уклоняясь от генерального сражения, я отдал приказ оставить город. Французы, вошедшие в Смоленск увидели его пустым, догорающим и разрушенным. Я, отступая, осуществлял свой стратегический план – сохранить живую силу русской армии для решающего сражения.

Багратион: Поистине скажу, что герои наши в деле под Смоленском оказали такую храбрость и готовность к поражению неприятеля, что едва ли были подобные примеры. Я писал Растопчину – генерал – губернатору Москвы: “Все отступление Барклая для меня и всей армии непостижимо... У нас охота есть чрезвычайная, даже сами пленные говорят, что если мы их атакуем, они все побегут. Мне кажется, иного способа уж нет, как, не доходя второго марша до Москвы, всем народом собраться и что войска успеет, с холодным оружием, пиками и саблями и что попало соединиться с нами и навалиться на них”

Корреспондент газеты “Звезда”

- Почему Барклай-де-Толли был смещен и на был назначен главнокомaндующим армией М.И. Кутузов? Спасибо.

АлександрI: Отступление русских армий под общим комaндованием Барклая-де-Толли вызвало недовольство не только в военных кругах, но и в обществе. Дворянство называло первым кандидатом М.И. Кутузова. Я созвал Чрезвычайный комитет из высших чинов и 5 августа принял решение назначить Кутузова на пост главнокомaндующего. Хотя я и не скрывал, что назначаю Кутузова против своей воли.

Слайд 5: М.И. Кутузов

Кутузов: 10 августа 1812 года я выехал из Петербурга в действующую армию. 3 армия Тормасова оказалась в глубоком тылу, на правом фланге противника. Я отдал приказ, чтобы она заняла линию по реке Стырь и закрыла французам дорогу на Украину, к Киеву. 16 августа увидев солдат почетного караула, выстроенных у главной квартиры в Царево-Займище, я громко сказал: Можно ли все отступать с такими молодцами!” И тем не менее 17 августа я принял решение отступать, потому что в русской армии насчитывалось 100 тыс. штыков против160 тыс. французской армии, к тому же было падение воинской дисциплины в армии. Нужно было восстановить дисциплину, сократил число лишних обозов, оставил на своих постах и Барклая и Багратиона. 26 августа в 108 верстах от Москвы по Смоленской дороге русская армия дала бой под Бородино.

Наполеон: Мое комaндование пришло к мнению, что атаку начнем следующим образом: (Картограф показывает по карте направления французской армии в сражении при Бородино) по левому флангу Кутузова ударит итальянский корпус вице-короля Богарне и кавалерия Груши, центр- основной удар – Даву, Ней, правый фланг- Польский корпус Понятовского.

Ермолов: У нас расположились войска так: правый фланг – 1 армия Барклая (1 линия – 2 пехотных и 1 кавалерийский корпус, 2 линия резерв – кавалерийский корпус и казачий), центр- пехотный корпус Дохтурова и кавалерийский Палена, левый фланг – 2 армия Багратиона (1 линия - 2 пехотных корпуса, кавалерийский корпус, 2 линия резерв- гренадеры, кирасиры, казаки). В 5.30 утра началась атака пехоты французов, пытались прорваться через центр, обойти левый фланг и освободить себе дорогу на Москву. Бои развернулись на Шевардинском редуте, Багратионовых флешах, сражение на батарее генерала Раевского, за деревни Семеновская и Утица. И флеши и батарея Раевского, и деревни были взяты французами после многочасовой атаки. Наполеон приказал отвести свои силы на исходные позиции. Однако разгромить русскую армию, обратить ее в бегство Наполеон не смог. Но и мы открыли дорогу Наполеону на Москву.

Слайд 6: А.П. Ермолов

Кутузов: Кончилось тем, что неприятель нигде не выиграл ни шаг земли. Но мои солдаты уверовали, что победа будет на нашей стороне

Наполеон: Самое страшное из всех моих сражений – это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми.

Корреспондент газеты “Вопросы истории”

- Почему не дали генеральное сражение под Москвой, а отдали ее французам? Спасибо

Кутузов: С потерей Москвы не потеряна еще Россия, и первой моей обязанностью поставлял сберечь армию, сблизиться к тем войскам, которые идут к ней на подкрепление и самым уступлением Москвы приготовить неизбежную гибель неприятелю.

Слайд 7: Совет в Филях

Раевский: 1 сентября в деревне Фили Кутузов собрал военный совет. Нужно было принять решение – дать сражение или оставить Москву. После Бородино Кутузов спросил меня “Так Вы думаете, что нам нет необходимости отступать?” Я ему ответил: “Нет, Ваше сиятельство- напротив, в сражениях нерешенных всегда побеждает упорство”. На совете в Филях я сказал: “Есть 2 пути, выбор одного из них зависит от главнокомaндующего. Первый дать бой французам, второй – оставить Москву и сохранить армию. Говорю это как солдат”. “Так тому и быть, - промолвил Кутузов, выслушав мой ответ. Вот и мое мнение. Знаю ответственность падет на меня, но жертвую собой ради Отечества. Властью мне данной, решаю – отходим через Москву по Рязанской дороге. Приказываю отступать”

За оставление Москвы без боя высказались Барклай-деТолли, Остерман-Толстой, я и Толь. Остальные (Беннигсен, Ермолов, Коновницын, Уваров) предложили атаковать неприятеля на марше к Москве.

Ермолов: (Картограф показывает по карте направление русской армии “Тарутинский маневр). Мы шли по Рязанской дороге, а затем скрытно повернули на Калужскую и встали лагерем у села Тарутино. Кутузов прикрыл Калугу, чтобы неприятель не смог пройти к провиантским запаса, ни к Туле с ее ружейным заводом и пройти к плодородным южным губерниям, а нужно было заставить его вернуться на Смоленскую дорогу. 6 октября армия Наполеона покинула Москву и двинулась на юг.

Слайд 8: Сражение при Малоярославце, 12-го октября

Под Малоярославцем произошло сражение, которое вынудило Наполеона вернуться на старую Смоленскую дорогу сожженную и разграбленную. Мы преследуем силы его... В бегстве своем он оставляет обозы, взрывает ящики со снарядами и покидает сокровища из храмов божьих похищенные. Война закончилась за полным истрeблением неприятеля... неприятель очистил все границы. Надо заметить, что Карл XII вошел в Россию с 40 тысячами человек, а вывел обратно 8 тысяч. Наполеон вошел с 480 тысячами человек, а вывел только 20 тысяч, оставил нам не менее150 тысяч пленных и 850 пушек”

Слайд 9: Переправа через Березину, 16-го ноября (Презентация обучающихся заканчивается)

Наполеон: 24 ноября я оставил свою армию и бежал, 28 ноября я был в Варшаве.. Я вызвал к себе посланника Франции и польских сановников и заявил им: “Вы удивляетесь видя меня здесь...я потерял всю свою кавалерию, почти всю артиллерию и обозы... Меня будет судить потомство...Меня провели, что бояре примут мою сторону и что крестьяне прибегут ко мне... Все это ложь: я нашел поселян весьма верными, а дворянство – преисполненным усердием к правительству”. В Париже на вопросы придворных я ответил: “Армии больше нет!”

Александр I: 25 декабря 1812 года я издал Манифест об изгнании врага из России и окончании Отечественной войны.

Историограф: Спасибо, уважаемые гости пресс-конференции за исчерпывающие ответы. Будут ли у вас вопросы к прессе?

Александр I. Да, мы написали ряд вопросов, на которые хотели бы услышать ответ.

Работа в парах с документами и текстом учебника.

Лист с вопросами:

  1. Какой хаpaктер носит война 1812 года?
  2. Оправдана ли была тактика отступления?
  3. Почему моя “Великая армия”, занявшая пол Европы проиграла в России?
  4. Какое значение в истории России имеет Отечественная война 1812 года?

Презентация учителя к уроку. Слайд 6. Игра “Вопрос-ответ”. “Исторические деятели” задают вопросы, а “Представители прессы” отвечают, ответы должны быть аргументированными.

Раевский: Какой хаpaктер носит война 1812 года?

Корреспондент телеканала “Первый”

Хаpaктер войны 1812 года народно-освободительный, вместе с регулярной армией за освобождение своего Отечества сражались партизанские отряды и народное ополчение.

М.И. Кутузов: Оправдана ли была тактика отступления? Спасибо.

Корреспондент журнала “Отечественная история”

Против войска, превышающего по численности русскую армию нельзя было идти без определенного плана, без выгодных стратегических позиций, без главнокомaндующего, потому что Багратион хотя и подчинялся Барклаю-де-Толли, но между ними были разногласия в тактике и стратегии вести войну. Поэтому, мое мнение, что тактика отступления была единственно верной для того, чтобы спасти армию для решающего боя.

Наполеон Бонапарт: Почему моя “Великая армия”, занявшая пол Европы проиграла в России?

Корреспондент журнала “Новая история”

Во-первых, многонациональный состав Вашей армии, многие зависели от Вашего государства, но боялись еще большего усиления, влияния в Европе, воевали нехотя и даже дезертировали.

Во-вторых комaндный состав после завоевательных походов значительно поредел, не было Ваших маршалов Ланн – погиб, Массена во Франции остался, заболел. К тому же многие Ваши солдаты устали от военных походов.

Самое главное, народ России освобождал свою землю от захватчиков, будь это регулярная армия под комaндованием славных генералов, или партизанское движение, или народное ополчение.

Александр I: Какое значение в истории России имеет Отечественная война 1812 года? Спасибо

Корреспондент журнала “Вокруг света”

Это было начало конца империи Наполеона Бонапарта. Армия, считавшаяся великой и непобедимой была изгнана с территории Российской империи, французская агрессия была остановлена. Война 1812 года развеяла в прах наполеоновские планы мирового господства и высоко подняла международный престиж России.

Журналист телеканала “НТВ”

Победа над Наполеоном вызвала рост национального самосознания и пробудила лучших людей нации к борьбе против крепостничества и самодержавия.

Рефлексия основного этапа игры: ответ на проблемный вопрос и решение задач урока.

Заключительный этап. Учитель: Сегодня на уроке встретились 2 эпохи с разницей в 200 лет. В ходе пресс-конференции мы получили ответы на поставленные нами задачи. Увидели роль человека в истории государства и как история государства влияет на судьбу каждого человека!

(Презентация учителя. Слайд с 7 – 9) Кому принадлежат эти высказывания?

Слайд 10. Рефлексия “Плюс, минус, интересно”. Ребята в столбике “+” пишут, что понравилось на уроке, чьи яркие образы они запомнили, “-” - что не понравилось, “интересно” пишут, что нового узнали на уроке и о чем бы еще хотели узнать.

Слайд 11. Домашнее задание: §4 , по желанию приготовить сообщения по предложенным темам “Партизанское движение в войне 1812 года”, “Герои 1812 года”, или оформить газету (можно малой группой), посвященную нашему уроку пресс- конференция.

Слайд 12. Подумать над вопросом: Стоит ли России продолжать войну против Наполеона, ведь Россия спасена? Именно с этого вопроса начать следующий урок “Заграничные походы русской армии”.

Оценочный этап. Историограф подводит итог по протоколу игры.

Протокол

Фамилия, имя Рассказ
3 балла
Вопрос
2 балла
Ответ:

а. развернутый 2 балла
б. краткий 1 балл

Дополнение
1 балл
Итого Оценка за урок
1.            
2.            
............            
27.            

Слайд 13. Спасибо за урок

Литература.

  1. Бантыш-Каменский, Д.Н. Российские гералиссимусы и генерал – фельдмаршалы/ Д.Н. Бантыш-Каменский. – М.: АСТ; Минск: Харвест, 2005. – 832 с.
  2. Божерянов, И.Н. Романовы. 300 лет служения России/ И.Н. Божерянов. – М.: Белый город, 2006. – 672 с.
  3. Крюков, Д. Великие полководцы /Д. Крюков, О. Докучаева, Н.Орлова. – М.: ЭКСМО, 2003. – 128 с.
  4. Всемирная история. Европа под влиянием Франции/А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волочек и др. В 24 т. Т.16. – Минск: Литература, 1997. – 560 с.
  5. Гарнич, Н.Ф. 1812 год/ Н.Ф. Гарнич. – М.: Госкультпросветиздат, 1956. – 287 с.
  6. Герои 1812 года: сб.ст./ сост. В. Левченко. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 608 с.
  7. Карамзин, Н.М. История государства Российского/ Н.М. Карамзин. – М.: ЭКСМО, 2003. – 1022 с.
  8. Сироткин, В.Г. Отечественная война 1812 года/ В.Г. Сироткин. – М.: Просвещение, 1988. – 255 с.
  9. Троицкий, Н.А. Россия в XIX веке: курс лекций/ Н.А. Троицкий. – М.: Высшая школа, 2003. – 431 с.
  10. 1812 год: Воспоминания воинов русской армии: Из собр. Отд. письм. Источников Гос. Ист. Музея/сост. Ф.А. Петров. – М.: Мысль, 1991. – 475 с.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

19 04 2024 19:22:29

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

18 04 2024 17:24:45

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

17 04 2024 9:45:59

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

16 04 2024 22:29:39

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

15 04 2024 14:53:26

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

14 04 2024 16:16:33

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

13 04 2024 10:25:22

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

12 04 2024 5:10:26

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

11 04 2024 6:22:18

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

10 04 2024 8:45:40

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

09 04 2024 17:16:53

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

08 04 2024 22:32:38

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

07 04 2024 20:14:44

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

06 04 2024 14:54:31

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

05 04 2024 13:15:58

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

04 04 2024 9:33:10

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

03 04 2024 2:59:11

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

02 04 2024 5:52:21

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

01 04 2024 22:41:26

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

31 03 2024 18:14:32

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

30 03 2024 8:42:17

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

29 03 2024 10:44:53

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

28 03 2024 6:36:31

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

27 03 2024 3:29:22

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

26 03 2024 7:50:12

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

25 03 2024 8:28:40

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

24 03 2024 23:36:21

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

23 03 2024 0:13:34

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

22 03 2024 1:26:20

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

21 03 2024 3:51:12

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

20 03 2024 12:45:12

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

19 03 2024 18:12:35

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

18 03 2024 13:30:55

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

17 03 2024 2:18:36

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

16 03 2024 0:42:25

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

15 03 2024 11:14:47

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

14 03 2024 23:18:26

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

13 03 2024 6:15:23

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

12 03 2024 11:20:25

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

11 03 2024 7:37:26

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

10 03 2024 1:52:24

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

09 03 2024 21:30:58

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

08 03 2024 2:49:17

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

07 03 2024 1:40:10

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

06 03 2024 18:24:27

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

05 03 2024 21:44:32

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

04 03 2024 7:36:20

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

03 03 2024 17:39:37

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

02 03 2024 4:22:14

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

01 03 2024 23:28:58

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::