"Народные волнения в 1660–1670-е годы". 7-й класс
Цели урока: Сформирование представления о народных движениях VXII века, развитие мыслительных навыков и познавательных умений, воспитание интереса к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому.
Задачи урока:
- Образовательные: сформировать представление о народных движениях и причинах их проявления, рассмотреть ход и итоги народных выступлений XVII века.
- Развивающие: развивать познавательные умения ( умения доказывать, делать выводы), мыслительные навыки, умений выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать мысли, устанавливать причинно-следственные связи. Способствовать развитию коммуникативных навыков социального взаимодействия в рабочей группе.
- Воспитательные: содействовать патриотическому воспитанию учеников учащихся и уважению к историческому прошлому России. Формировать умение работать в коллективе, развивать чувство товарищества, доброжелательности, толерантности, требовательности и ответственности за результат своей работы.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||
Вы уже познакомились с царем Алексеем
Михайловичем. Это второй царь из династии
Романовых. В историю он вошел под прозвищем
“Тишайший”. Слово Тишайший” к эпохе его правления совсем не подходит. Это время вошло в историю как “Бунташный век”. Теперь задумайтесь ребята, почему его так называют? Как вы думаете, что мы сегодня должны изучить? Когда мы изучаем бунты, восстания, что мы должны узнать? Сегодня мы изучим три бунта. Будем учиться заполнять таблицу, выделять главное и делать выводы. |
Вспомните, почему Алексея Михайловича
прозвали “Тишайшим”? (он был добрым, незлобивым, порой строгим, но справедливым.) Было много бунтов. Даты, причины, результат. |
||||||||||||||
Соляной бунт. С самого начала царствование Алексея Михайловича выдалось неспокойным. Большое влияние на юного государя оказывал боярин Б.И. Морозов, его воспитатель, или, как тогда говорили, дядька. Это был властный человек, сосредоточивший в своих руках огромные богатства. Верных соратников он расставил на важнейшие государственные посты. 1646 году по предложению Морозова была введена пошлина на соль, вследствие чего цена на нее сразу подскочила. Поскольку в те времена можно было сохранять мясо и рыбу только с помощью соли, вслед за ней подорожали и эти продукты питания. Народ роптал, и в 1647 году соляной налог отменили. Но тогда правительство повелело взимать с должников недоимки за предшествующие годы. Это вызвало социальный взрыв, начался бунт.
|
Налог на соль. 1648 год. Москва. Отменить взыскания недоимок, ликвидировать “белые” дворы и слободы. Посадский люд, провинциальные дворяне, стрельцы. Царь и Боярская Дума согласились на созыв Земского собора для принятия Уложения – свода законов. |
||||||||||||||
Медный бунт.
|
Самостоятельная работа учащихся. | ||||||||||||||
Восстание под предводительством
Степана Разина. Вершиной “бунташного” века стало восстание С.Разина. Движение зародилось в станицах донского казачества. Весной 1667 года в Москве стало известно из воеводских донесений, что “в Донском краю между речками Тишиной и Иловлей собираются многие казаки воевать Волгу, взять Царицын и засесть там”. Сведения были достоверны. В правление Алексея Михайловича произошло окончательное оформление крепостного права, а также было принято несколько непопулярных решений (пошлина на соль, введение медных денег), что привело к росту народного недовольства. Отмена Юрьева дня привела к массовым побегам на Дон. Осложнилось отношение с правительством. Запрет на походы на Черное и Азовское моря привел к усилению напряженности в казачьей среде. Еще со времен Смуты казачество представляло собой наиболее активную, и так сказать, взрывоопасную часть населения. Это объясняется тем, что на Дон издавна стекались недовольные из Центральных областей (существовало негласное правило “с Дона выдачи нет”, т.е. беглые крестьяне не выдавались своим бывшим хозяевам). Казаки были профессиональными военными и жили во многом за счет военной добычи, зачастую составляли отряды или шайки, и занимались грабежом. За Сторожевую службу Москва присылала казакам хлебное и денежное жалованье, а также порох и свинец. В казачьем войске существовало самоуправление. Руководили им атаманы. Низы составляли казачья голытьба, богатую верхушку – домовитые казаки. К ним принадлежал знаменитый атаман Степан Тимофеевич Разин (1630-1671 гг.). Разин отличался недюжинной силой, лихой удалью, отвагой, твердым и властным хаpaктером. Умел внушать к себе уважение, и даже страх. Казаки беспрекословно подчинялись ему. Восстание Степана Разина принято делить на два этапа. I этап.1667-1669 годы. Мы узнали, что казаки жили за счет набегов на соседние территории. Как называли казаки такие походы? Где они промышляли?
II этап. Вернувшись на Дон, атаман начал готовиться к новому походу. Рост налогов – побег крестьян на Дон – ухудшение положения – голод – эпидемии. Стр. 80. Давайте проследим по карте движение войска Разина. 7000 войско. Легко овладело Астpaxaнью, без боя Царицын, Саратов, Самара. Почему восставшие легко одерживали победы? К нач. осени 1670 года – 20 тыс. Почему грамоты назывались “прелестные”? К кому обращается Разин? Что ожидало тех, кто не примыкал к восставшим? Против кого боролся С.Т.Разин? Являлось ли главной целью атамана свержение царя? Движение ширилось, Саранск, Курмыш, Пенза. Сентябрь 1670 года – Симбирск, месяц продолжалась осада. Летом 1671 года плененного атамана привезли в Москву и казнили. Но память об отважном казаке жила в народе, о нем слагали песни, рассказывали легенды.
|
Почему именно в этих краях зародилось восстание?
Вспомните, что такое Юрьев день?
За счет чего жили казаки?
Поход за зипунами. Зипун – добыча.
Волга и каспийское море. Затем вернулись на Дон с огромной добычей.
Разглядеть не успели стрельцы, Какое значение имел I этап движения для дальнейших событий?
Найдите в учебнике даты похода. А теперь определим причины похода.
Как сам Разин объявил о целях похода? Да, Степан пошел не приступом, И туда к Степану тянется Ой, Симбирск, стена высокая, |
Цель урока - дать представление о процессе индустриализации в Советской России на примере строительства КМК; обеспечить усвоение причин, целей, источников, особенностей индустриализации; познакомить с достопримечательностями Центрального района г. Новокузнецка; формировать умение работать с картой города изучаемого периода; воспитывать интерес к истории родного города. ...
18 03 2024 6:51:35
Открытое внеклассное мероприятие с применением информационных технологий с целью воспитания патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ. Место проведения: актовый зал, кабинет, оснащенный средствами современных информационных технологий. Привлеченные участники мероприятия — инициативная группа....
17 03 2024 14:50:45
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
16 03 2024 0:38:12
Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
15 03 2024 21:58:50
Цели урока: активизация познавательной деятельности на уроках истории; развитие интереса к изучаемому предмету; развитие коммуникативных качеств учащихся....
14 03 2024 5:14:30
Важной частью воспитательной работы нашей школы является её краеведческая составляющая. Работа творческого объединения базируется на формировании навыков исследовательской деятельности, формировании культуры исторического мышления. Этой работой в школе увлечены не только администрация школы и педагоги ДО, но и учителя-предметники и классные руководители. ...
13 03 2024 15:28:29
Исторический вечер «Подвиг во имя любви», посвященный памяти жен декабристов. Данное мероприятие предназначено для учащихся старших классов и посвящено истории декабристки, одной из ярких страниц Отечественной истории. Материал эмоционально насыщен, учащиеся сопереживают героям, испытывают чувство гордости за тех, кто отдал свою жизнь на благо Родины....
12 03 2024 3:59:58
В методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта-схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелкие» задания: работать с источниками, учебником, картой, понятиями. Подготовленная учителем презентация играет роль, как направляющего вектора урока, так и дает возможность учащимся проверять правильность своих выводов и ответов, записанных в виде составных частей конспекта-схемы. ...
11 03 2024 17:10:40
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
10 03 2024 22:21:13
Работа посвящена проведению урока, на котором учащиеся подводят итоги изучения Великой Отечественной войны. Причем особое место отведено тому, какой вклад в Победу внесла малая родина учащихся (г. Новокузнецк). ...
09 03 2024 17:30:41
В течение 2011–2012 года на базе школы № 8 г. Мончегорска учитель вместе учащимися провели исследование на отношение учащейся молодежи к процессу возрождения религиозно-духовных начал в жизни нашего общества. Как и предполагалось, большинство учащихся связывает этот процесс с необходимостью возрождения нравственного потенциала общества, с поиском нравственных идеалов, нравственных ориентиров в жизни каждого человека....
08 03 2024 9:32:35
На уроке применяется проблемный метод обучения. Учащиеся совершенствуют навыки работы с различными источниками исторической информации (текст, карта, иллюстрация); коммуникативные навыки; аналитические способности....
07 03 2024 13:59:43
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
06 03 2024 18:10:35
В современных условиях развития правового государства большую роль приобретает правовое воспитание учащихся. Цель мероприятия: закрепить юридические умения и навыки, развивать умение применять их; воспитывать гражданские качества и правовую политическую культуру. Мероприятие можно использовать как на обобщающем уроке по ОПЗ, так и во внеурочной работе....
05 03 2024 23:58:56
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
04 03 2024 21:21:18
Образовательные технологии помогают школьникам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, аргументировать, т. е. организовать самостоятельную, познавательную, исследовательскую, творческую деятельность, эффективно использовать учебное время. Выбираемая технология должна быть безопасна для здоровья ребенка. Автор описывает технологии, которые использует в своей пpaктике....
03 03 2024 11:50:26
Разработка урока опирается на данные архивов, исследования краеведов, на материалы поисковых экспедиций, проходивших под руководством автора материала как директора школьного музея. Урок содержит краеведческий материал и напрямую связывает представления учащихся о далеком прошлом страны с историей своего села, малой Родины....
02 03 2024 7:22:56
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
01 03 2024 11:47:20
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...
29 02 2024 3:56:51
Презентации помогут сделать повторение на уроках более интересным, запоминающим. Благодаря этим ребусам, можно проводить проверку домашнего задания в разных формах, используя разные технологии....
28 02 2024 5:30:37
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
27 02 2024 0:12:23
Цель урока: формирование у учащихся целостного представления о новой экономической политике....
26 02 2024 7:11:19
В статье обобщается опыт работы по изучению и применению метода учебного проекта в преподавании права. Доказывается значимость этого метода в формировании компетенций учащихся, необходимых для успешного выполнения заданий ЕГЭ по обществознанию. ...
25 02 2024 9:28:23
Цель урока: показать значение освоения землепроходцами территории Восточной Сибири в общем вкладе освоения Сибири и Дальнего Востока русскими землепроходцами....
24 02 2024 16:18:43
Мероприятие посвящено судьбе выдающегося ученого, академика, лауреата Нобевской премии мира, правозащитника Андрея Дмитриевича Сахарова. Он наш современник, и его вклад в науку и политическую жизнь нашей страны, его высказывания и работы находят отражение в наше время. Мероприятие построено в форме конференции, на которой учащиеся выступали в качестве биографов, социологов, политологов, в роли самого А.Д. Сахарова, читали стихи, посвященные А.Д. Сахарову....
23 02 2024 10:17:33
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
22 02 2024 18:33:10
Первая половина XIX века - один из наиболее интересных и сложных периодов истории России. Задача урока - в игровой форме проверить знания учеников по теме, осмыслить значение роли личности в истории, помочь разобраться в сложных вопросах, заинтересовать и пробудить в них стремление к дальнейшему изучению истории. ...
21 02 2024 22:43:24
Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....
20 02 2024 7:14:34
Тема «Дом, в котором мы живем» изучается в курсе обществознания в 6-м классе по А.Ф. Никитину. Некоторые элементы урока могут быть использованы при проведении классных часов. В работе раскрывается история возникновения жилища, значение жилища для человека. Разработка урока содержит презентацию, представлены пpaктические задания для обобщения и закрепления материала....
19 02 2024 9:25:57
Предлагаемый урок входит в элективный курс «Выборы: путь к власти» (образовательная область обществознание) и ставит своей целью способствовать формированию у учащихся убеждений, что только сам человек через свою политическую активность может не допустить скатывания общества к тоталитарному режиму....
18 02 2024 11:47:53
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
17 02 2024 4:43:44
На основе анализа документального материала автор учит учащихся определять роль, значение, а также давать оценку действиям советского руководства во главе со Сталиным в организации победы над фашистской Германией. На основании зарубежных источников изучать и сопоставлять различные оценки роли советского руководства в Великой Отечественной войне....
16 02 2024 0:11:36
Главной международной проблемой сегодня является мировой экономический кризис. Прецеденты этого процесса есть в мировой истории. Мы с учениками 11-го класса решили проанализировать процесс выхода из «Великой депрессии» 1930-х гг. в США, Германии и Франции и вывести уроки Великой депрессии применительно к сегодняшней ситуации в мире. Урок строится на основе кейс-технологии, интеpaктивных методов обучения, использования ИКТ-технологий. ...
15 02 2024 14:27:33
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
14 02 2024 20:19:53
Уроки-конкурсы всегда интересны, носят соревновательный хаpaктер. В своей пpaктике я использую урок-аукцион, урок — деловую игру, брейн-ринг, пресс-конференцию. Это наиболее эффективные и интересные формы работы, с помощью которых осуществляется индивидуальный подход в обучении, стимулируется познавательная деятельность учащегося и выpaбатываются коллективные начала деятельности. ...
13 02 2024 3:43:29
В статье автор приводит общие принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет эффективной, а также предлагает алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока....
12 02 2024 10:48:24
Игровые технологии на уроках представляют огромный интерес для учащихся и могут служить хорошим дополнением к основному материалу. Проверка верности решений занимает малое количество времени, и в ходе ее могут быть оценены сразу несколько человек. ...
11 02 2024 20:29:48
Как заставить учеников задуматься, прочувствовать учебный материал? Думаю, что на этом уроке будет к месту прием, который я назвала "размытая карта" - карта без четких границ, названий. Её предстоит дополнять во время урока, сравнивать с современной картой. Работать на уроке можно с использованием функции "шторка" интеpaктивной доски....
10 02 2024 10:36:36
Под информационно-коммуникативным сопровождением понимается владение навыками поиска и систематизации информации, ее электронной обработки, умение публично презентовать результаты своей работы. В статье идет речь об этих формах работы на уроках истории и во внеурочное время....
09 02 2024 8:39:55
В результате активного внедрения метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и обобщенные способы деятельности. Обучающиеся более прочно усваивают знания, полученные в ходе самостоятельного решения поставленных задач. Ученики приобретают опыт вдумчивой работы с текстом художественного произведения, опыт работы с большим объемом информации из различных источников....
08 02 2024 4:28:25
Урок разработан как урок новых знаний учащихся. Большое количество фактов биографии Николая II, гибель царской семьи и её тайное захоронение, вопросы связанные с нахождением останков, погребением, канонизацией, а также реабилитацией - всё вызовет неподдельный интерес учащихся к теме урока....
07 02 2024 1:50:18
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
06 02 2024 11:10:58
Урок посвящен изучению периода эпохи дворцовых переворотов в истории России. На основе самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой учащиеся раскрывают причины череды дворцовых переворотов после cмepти Петра Великого, дают хаpaктеристику правителей Российской Империи, хаpaктеризуют внутреннюю политику приемников Петра I, получат представление о насущных общественных проблемах России XVIII века и делают вывод о влиянии смены власти на развитее страны. Результатом учебного проекта является создание публикаций, сравнительных таблиц, дидактического материала....
05 02 2024 23:58:16
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока. Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
04 02 2024 19:51:49
Цели урока: знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси; расширить представление обучающихся о школе в Древнерусском государстве....
03 02 2024 2:58:30
В статье представлен урок по истории для 8-х классов. Листая героические страницы войны 1812 года, работая по алгоритму, учащиеся определяют хаpaктер войны и главную причину победы....
02 02 2024 10:45:16
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни. ...
01 02 2024 13:18:20
Гражданская война – величайшая трагедия в истории России. Какие силы участвовали в Смуте ХХ века? Почему победили большевики? В чем трагедия Белого движения? Методическая разработка предложенного урока позволяет учащимся самостоятельно сформулировать ответы на поставленные вопросы....
31 01 2024 23:22:45
Важная задача школы – воспитание патриотизма. Урок посвящен героизму народа России в период Отечественной войны 1812 года, раскрывает тему "Выбор пути развития России при Александре I". Урок совершенствует не только умения учащихся анализировать и обобщать исторический материал, но и выpaбатывать свою точку зрения и аргументированно отстаивать свои взгляды....
30 01 2024 20:30:43
Статья демонстрирует эффективность использования компаративного (сравнительного) метода для повышения мотивации учащихся к истории и формированию умений анализа текстового материала. Рассматриваются этапы включения заданий на сравнение в 5-м классе: с использованием наглядных информативных источников (карт, моделей, схем); с использованием табличной формы организации материала. В статье приведены конкретные примеры заданий на сравнение по истории Древнего мира. ...
29 01 2024 13:11:15
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::