Интегрированный урок (история + литература) по теме "Человек и война". 9-й класс
Обществознание: «Международное гуманитарное право» рассматривается в курсе «Обществознание » 9 класс в разделах, посвященных изучению прав человека и гражданина Литература – урок внеклассного чтения.
Цели и задачи:
Цель:
- создать условия для получения учащимися первичных представлений о международном гуманитарном праве.
- привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов,
Задачи:
Образовательная:
- знакомство учащихся с нормативными актами, составляющими нормативную базу международного гуманитарного права и его основными положениями;
- формирование представлений о деятельности Международного Красного Креста;
Развивающая:
- продолжить формировать умение прослеживать причинно-следственные связи,
- пользоваться различными источниками информации,
- решать проблемные задания,
- отстаивать свою точку зрения,
- анализировать источники, сопоставлять факты, делать выводы.
- продолжить формировать умение работать в паре.
Воспитательная:
- способствовать фиксированию таких качеств личности как сострадание и милосердие, уважение прав человека.
Тип урока (дидактическая цель): изучение нового материала.
Вид урока (метод организации): интегрированный урок-пpaктикум.
Основные понятия: международное гуманитарное право, МККК.
Оборудование: мультимедиа проектор, телевизор, раздаточный материал (нормативные документы МГП, тексты по литературе), таблица с заданиями для работы в парах, классная доска, статистические, периодические, документальные материалы.
Структура урока.
- Оргмомент.
- Мотивационная беседа: «Жестокое лицо войны».
- Постановка целей урока.
- Изучение нового материала.
- Понятие и источники.
- Основные положения МГП. (Работа в группах)
- «Дети и война»
- Ответственность по МГП.
- Деятельность Международного комитета Красного Креста (МККК).
- Подведение итогов. Инструктаж по домашнему заданию.
- Рефлексия.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Мотивационная беседа: «Жестокое лицо войны».
Фрагмент фильмов о войне: «Горячий снег», «Война Харта».
О чем фрагменты фильмов? Какие эмоции вызывают данные фрагменты? Нас с вами сегодня касается война? А может коснуться?
К сожалению, на нашей планете существуют регионы, где война, вооруженные конфликты – это не вымысел, не история, а реальность. У нас с вами есть небольшое сообщение «Война сегодня» Приложение 1
Мировое сообщество вступило в третье тысячелетие. К сожалению, оно не избавилось от одного из главных пороков – войны. Вооруженные конфликты всё более усложняются, техническое совершенствование средств ведения войны идёт полным ходом. Растёт разрушительная сила оружия, скорость и дальность поражения объектов. Путь к всеобщему миру долог и труден. Наверное, на сегодняшний день человечество еще не пришлось к мирной стадии своего развития.
Как вы думаете, подлежит ли поведение сторон – участников войны каким-либо ограничениям? Вы правы (неправы), такие ограничения существуют и составляют систему отдельной отрасли права – международного гуманитарного права. Это и будет сегодня основной темой нашего урока.
Цели: мы сегодня с вами должны сформулировать определение МГП, выявить категории граждан, которых оно защищает, на каких принципах основывается, кроме этого мы рассмотрим положение на войне наиболее незащищенных категорий граждан, заслушаем доклад о МККК. А также выявим, какая ответственность наступает за нарушение норм МГП. Для того, чтобы ответить на эти вопросы: анализировать с источники МГП, прослушать сообщение, внимательно слушать учителя активно работать по вопросам. Но прежде чем начнём наш разговор, мне хочется поставить проблемный вопрос: «Когда гремит оружие, законы молчат» (Цицерон). Прав ли Цицерон, согласны ли вы с ним?
III. Изучение нового материала.
- История возникновения МГП.
- Понятие МГП. Основные источники и принципы МГП.
- Дети и война.
- Ответственность по МГП.
- Международный комитет Красного Креста (МККК).
1. История возникновения и источники МГП.
Изначально в ситуации войны действовал закон сильнейшего. Принцип “горе побеждённым” был основополагающим. Не существовало различия между войнами и мирными жителями противника. Пленных считали преступниками, многих из них казнили, а тех, кого оставляли в живых, продавали в рабство, захваченные города отдавались на разграбление. Но, во все времена предпринимались попытки уменьшить бедствия, причиняемые вооружёнными конфликтами. Ещё в глубокой древности некоторые военачальники не позволяли своим подчиненным казнить пленных, призывали щадить женщин и детей, запрещали отравлять колодцы.
До середины ХIХ века соглашения о защите жертв войны носили случайный хаpaктер и налагали обязательства только на договаривающиеся стороны на основе строгой взаимности. В сущности, это были чисто военные соглашения, действующие на период конфликта. Первым многосторонним письменным договором, регулирующим поведение сторон участников конфликт, стала Женевская конвенция 1864г. Созыв Женевская конференции связан с именем Анри Дюнана. В 1859 году он проезжал по разоренной войной Ломбардии и побывал в Сольферино, где весь день до этого шла кровавая битва. Дюнан с ужасом увидел, что 1000 раненых солдат были брошены на произвол судьбы. Оставленные без ухода, они были обречены на верную cмepть. Через три года он написал книгу “Воспоминание о битве при Сольферино”, в которой сформулировал два предложения. В- первых, организовать во всей Европе общества помощи, призванные оказывать в случае войны помощь и поддержку раненым, и, во-вторых, созвать конгресс с участием представителей всех стран для создания правовой базы для защиты военных госпиталей и медицинского персонала. Книга Дюнана всколыхнула всю Европу, и в 1864г. в Женеве была созвана конференция, на которой была принята Женевская конвенция об улучшении положения раненых воинов в действующих армиях. Её ратифицировали 57 государств. Несколько позже на международной конференции в Гааге 1899г. и 1907г. был достигнут ряд соглашений об ограничении применения средств и методов ведения войны. Однако наиболее активно МГП стало развиваться после Второй мировой войны. Вот что об этом говорится в Уставе ООН, который был создан в 1945г. Пункт 4 статьи 2 Устава ООН гласит: “Все члeны Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или её применения (…)”. (Однако, государство вправе прибегнуть к силе в случае вооруженного нападения на него – право на индивидуальную или коллективную самооборону закреплено в статье 51 Устава ООН. Правомерным также является использование вооружённых сил в соответствии с решением Совета Безопасности ООН, принятым в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности). Государства обязаны мирными средствами разрешать возникающие разногласия. Но только после Второй мировой войны были приняты международные документы, регулирующие поведение сторон, участников вооруженного конфликта.
Так как оформление этой отрасли право происходит после мировых войны, то, наверное, стоит обратиться именно к их истории. Помогут ответить на вопрос статистические данные, представленные в таблице на экране? Какие закономерности вы здесь видите?
Признаки для сравнения | Первая мировая война | Вторая мировая война |
Продолжительность | 1914 -1918 гг., 1554 дня |
1939-1945 гг., 2194 дня |
Количество стран-участниц. | 38 | 72 |
Численность населения стран-участниц военных действий. | 1.05 млрд. (62%) |
1700 млн. чел. 80% |
Численность мобилизованных | 74 млн. чел | 110 млн. чел |
Число погибших | 10 млн. | Более 60 млн. чел. |
Потери среди гражданского населения | 28 млн. чел | |
Соотношение количества потерь среди военного и гражданского населения | 20:1 | 1 :1 |
Материальный ущерб | 280 млрд. дол. | 4 трлн. дол. |
Так, в 1949 года были приняты четыре Женевских конвенции и позже в 1977г. два Дополнительных протокола к ним. Приложение 2. Эти документы закрепили принципы и правила, направленные на защиту человека в условиях вооруженных конфликтов. И способствовали оформлению МГП
2. Понятие МГП, принципы и основные источники (работа с документом).
Вопрос: Чем занимается МГП, кого и когда защищает? Ответить на эти вопросы мы сможем, работая с источниками и таблицей. Приложение 3.
Работа с документами в парах. Заполнение таблицы.
Итогом работы не только заполненная таблица, но и определение.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО – отрасль права, совокупность норм, которые ДЕЙСТВУЮТ в ситуации (какой?) ЗАЩИЩАЮТ (кого?) и (кого?) (что?) ОГРАНИЧИВАЮТ (кого?) (в чем?) ОСНОВЫВАЮТСЯ НА ПРИНЦИПЕ (на каком?)
Формулировка определения.
Итог: "Международное гуманитарное право – это отрасль международного права, совокупность правовых норм, основанных на принципе гуманности и направленных на защиту переставших участвовать в боевых действиях (военнопленных, раненых и больных из состава вооруженных сил) и неучаствующих (гражданское население) и ограничивающих воюющих в средствах и методах ведения боевых действий".
Данные социологических исследований десятилетней давности, проводимые независимыми европейскими организациями, говорили о том, что на территории РФ население плохо знакомо с МГП. Мы попытались провести исследование, как сегодня обстоит дело в этом направлении. Результаты исследования вы можете увидеть на слайде презентации
3. «Дети и война»
“Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка”
Ф.М. Достоевский
Защита детей постоянно вызывала озабоченность международного сообщества на протяжении XX века. Дети относятся к наиболее уязвимым жертвам вооруженных конфликтов и их последствий. IV Женевская конвенция предоставила детям правовую защиту в период международных конфликтов. Обратим внимание на то, что МГП предоставляет детям в условиях международного вооружённого конфликта защиту 2-х видов общую и особую. Что это значит? Общая защита предполагает, что дети как часть гражданского населения имеют право на гуманное обращение. В отношении детей запрещаются посягательство на жизнь, жестокое обращение, взятие заложников, оскорбительное и унижающее обращение.
Особая защита детей предполагает, что дети пользуются особым уважением и им обеспечивается защита и помощь, которые требуются ввиду их возраста. Во время войны они должны быть защищены от её тяжёлых последствий – утраты связи с семьёй, голода, беспризорничества.
Дети должны быть эвакуированы в специальные безопасные зоны. Они имеют право на заботу, медицинскую помощь, получение посылок с продуктами питания, одеждой, обувью.
Детям до 15 лет, осиротевшим или разлучённым со своими семьями, обеспечивается содержание, обучение и воспитание в духе тех культурных традиций, которые были в семье ребёнка; при эвакуации фиксируется вся информация о ребёнке, что должно облегчить восстановление связи ребёнка с родственниками. Если ребёнок оказался на оккупированной территории, то ни его гражданская принадлежность, ни гражданский статус не могут быть изменены оккупирующей стороной. Не достигшие 18 лет не должны направляться на принудительные работы.
Учитель. Таким образом, особая защита детей предполагает, что дети в условиях вооруженного конфликта пользуются особым уважением.
Учитель литературы: “Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете”.
Война и дети… Как это страшно и как несправедливо! Дети и война несовместимы, как жизнь и cмepть. Но каждый ребенок, на долю которого выпала война, встречал ее по-разному: кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то стоял на пороге юности. Война застала их в больших городах и маленьких деревеньках, дома и пионерских лагерях, на переднем крае и в глубоком тылу.
Дети в годы войны сражались вмести со взрослыми и погибали на фронтах, в оккупированных фашистами городах и деревнях, в концентрационных лагерях, умирали от пуль и снарядов, от ран и болезней, от голода и холода.
Сегодня мы с вами прочитаем, как описывает в одном из своих произведений Альберт Лиханов судьбу детей во время войны. На детство Альберта Анатольевича Лиханова, как и на детство целого поколения, рожденного в предвоенное десятилетие, тяжелой тенью легла война. Может быть, поэтому у него нет, пожалуй, ни одной книги, где бы не возникала тема войны, тыла, суровых народных испытаний. Повесть «Последние холода», с отрывками из которой мы сегодня будем работать, «посвящена детям минувшей войны, их лишениям и вовсе не детским страданиям. Посвящена нынешним взрослым, кто не разучился поверять свою жизнь истинами военного детства. Да светят всегда и не истают в нашей памяти те высокие правила и неумирающие примеры,- ведь взрослые всего лишь бывшие дети.» – так пишет Альберт Лиханов в посвящении к повести.
Чтение отрывка № 1. Вопросы:
- Тема данного отрывка
- Герои повествования
- Как автор описывает ситуацию, какие приёмы использует
- Какие слова используются для описания данной ситуации
- Какие чувства испытывает читатель при прочтении текста
Чтение отрывка № 2. Вопросы:
- Тема данного отрывка
- Герои повествования
- Как автор описывает ситуацию, какие приёмы использует
- Какие слова используются для описания данной ситуации
- Какие чувства испытывает читатель при прочтении текста
Учитель:
Сделаем вывод: В каких условиях проходила жизнь детей во время войны?
Как дети воспринимают военные события? Какой след оставила война в их душе?
Его я узнал не из книжки –
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство врывалась она.
Cмepтельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной.
4. Ответственность по МГП.
Проблеме ответственности в системе мер по соблюдению международного гуманитарного права уделяется особое внимание. Существует два уровня ответственности за нарушение норм международного гуманитарного права: международный и внутригосударственный. Откройте таблицу. «Ответственность за нарушение норм МГП»
Таблица. «Ответственность за нарушение норм МГП»
Серьезные нарушения, зафиксированные в международных договорах | Серьезные нарушения, зафиксированные в ст.356 Уголовного кодекса РФ. |
Применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ, наказывается лишением свободы на срок до двадцати лет |
Вы, наверное, обратили внимание, что во всех фрагментах Женевских конвенций есть пункт посвященный ответственности за нарушение норм МГП. Какая же это ответственность? Вернемся к источникам.
Вывод: Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительный протокол I к ним квалифицируют ряд нарушений МГП как серьезные нарушения или военные преступления. В МГП предусматривается личная уголовная ответственность. Лицо, совершившее военные преступления должно быть привлечено к уголовной ответственности и понести наказание на основании внутреннего законодательства (в РФ – ст. 356 УК РФ).
5. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца в механизме МГП.
Учитель вместе с учениками раскрывает сущность каждого принципа.
За свою деятельность МККК удостоен четырех Нобелевских премий.
IV. Подведение итогов урока.
Обобщение. Учащиеся дают ответ на вопрос, поставленный в начале урока: ” Когда гремит оружие, законы молчат» (Цицерон). Прав ли Цицерон, согласны ли вы с ним. (“Можно ли к такому явлению, как война, подходить с гуманитарными нормами?)
Подведение итогов урока, выставление оценок (оценивается заполнение каждой группой только того блока с которым работала группа и оценивается качество заполнения рабочего листа).
Домашнее задание: § 37, читать задание №2 или 5 (письменно эссе)
V. Рефлексия.
Приложение 4.
Литература:
- Международное гуманитарное право: Учебно-методические материалы к курсам права и обществознания для 9-х классов общеобразовательных учреждений/ К. Сухарев-Дериваз, Т.Н. Пискунова.- 2-е издание.- М.: ИД «Юриспруденция», 2006. - 96 с.
- Обществознание.9 класс: поурочные планы по учебнику под. ред. Л.Н. Боголюбова/ авт.-сост. С.Н. Степанько.- Волгоград: Учитель, 2008.-405с.
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...
18 03 2024 13:10:59
Урок обществознания с электронным модулем из коллекции ФИПИЦОР «Избирательное право». Урок построен на самостоятельной работе учащихся с источниками, решении ситуационных задач, по ходу урока учащиеся заполняют рабочие листы, работают в группе....
17 03 2024 19:19:55
Цель игры: формирование прочных знаний по разным темам. Игра развивает внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать, находить аналогии, воображение, творческие способности, умение находить оптимальные решения....
16 03 2024 17:37:37
Предлагаемая методика урока истории для 5-го класса позволяет познакомить учащихся в увлекательной форме с историей возникновения Рима, его географическим и природно-климатическим положением, народами, населяющими Апеннинский полуостров....
15 03 2024 10:22:26
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
14 03 2024 7:20:11
Самостоятельная работа - активный метод обучения, в процессе которого учащиеся по заданию преподавателя и под его руководством решают учебную задачу. В пpaктической деятельности преподавания истории на первом концентре у меня сложилась некоторая система формирования умений учащихся работать самостоятельно. Во многом она условна, и ее прохождение зависит от индивидуальных особенностей учащихся. Главное в том, что научить учащихся работать самостоятельно можно не вдруг и не сразу, а поэтапно. Описанию такого подхода и посвящена данная статья. ...
13 03 2024 17:30:32
Урок изучения нового материала с технологией проблемного обучения. Цель урока: формирование навыков самостоятельной работы учащихся, поиска и вычлeнения необходимой информации. На уроке учащиеся работают в группах, решают учебные задачи: почему время правления Екатерины II называют золотым веком, для кого он был «золотым» и почему; анализируют материал учебника и исторические источники....
12 03 2024 8:16:47
Курс рассчитан на реализацию в средних общеобразовательных учреждениях различных типов как элективный и во внеклассной работе по предмету. Способствует формированию толерантного отношения у учащихся, способности адекватно оценивать себя и других людей, овладению социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений. ...
11 03 2024 5:29:15
На уроке дается общее представление о федеративном устройстве России, учащиеся знакомятся с понятиями «патриот» и «патриотизм»....
10 03 2024 5:29:23
Автор предлагает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в развитии истории стран Древнего Востока (географическое положение, занятия жителей, религии; осознание вклада, сделанного древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры мира)....
09 03 2024 1:55:26
Урок-дискуссия используются для активизации познавательной деятельности студентов. Этот метод наиболее удачен для закрепления приобретенных знаний, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций. Дискуссии, помимо образовательной цели, несут воспитательную нагрузку, заставляя участников проявлять социальную коммуникабельность....
08 03 2024 13:36:20
История – это не просто увлекательная наука. Это наша жизнь, жизнь нашей страны. В истории, как и в нашей жизни, было много ошибок, много плохого и хорошего… Мне бы хотелось, чтобы моим детям передалась моя любовь к истории. Я очень надеюсь на то, что в их сердцах будет гореть огонь любви к своей Родине, к своему народу. Верю, что они будут уважать ее историю, помнить ее традиции. А я постараюсь сделать все для того, чтобы зажечь в детских сердцах этот огонек… На уроках я на примерах прошлого и настоящего хочу воспитывать гражданина, патриота своей Родины, обогащать душу и подготавливать ребенка к вхождению во взрослую жизнь....
07 03 2024 23:55:22
На уроке по типу исторического марафона мною используются задания различных видов: разгадать филворд, головоломку; соотнести названия журналов и их редакторов; найти слово; вставить пропущенное слово; вспомнить даты. Задания разработаны для нескольких групп. ...
06 03 2024 5:27:33
Урок построен в технологии системно-деятельностного обучения, предполагающей применение таких методов и форм работы на уроке, как: методы наглядной передачи информации и её зрительного восприятия, методы передачи информации с помощью пpaктической деятельности. Цель урока – повторить и закрепить ранее изученный материал, опираясь на основные понятия, термины и имена (Венский конгресс, консульство, континентальная блокада, Наполеон Бонапарт, реставрация Бурбонов, «Сто дней»)....
05 03 2024 15:19:33
Учащиеся в группах или индивидуально выбирают тему для исследования. Материал урока расширяет изучаемый по программе материал. Особенность подхода – в повышении интереса к изучению истории края через рассмотрение многих слов и понятий, через быт людей. Разработку можно использовать как на уроке краеведения, истории, литературы, так и во внеклассной деятельности....
04 03 2024 17:28:46
На примере изучения темы "Гражданская война на Кубани и Черноморье" показан принцип полиперспективности в преподавании региональной истории. Формирует собственное представление об этом сложном периоде отечественной истории. Особое внимание уделяется преодолению стереотипа оценки Гражданской войны только с точки зрения победителей....
03 03 2024 20:23:47
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Активизировать работу с одарёнными детьми позволяет использование инновационных технологий, позволяющих достичь высоких результатов при изучении истории для детей с разными способностями....
02 03 2024 3:30:10
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
01 03 2024 16:23:19
Целю данного интегрированного урока является повторение изученного материала по истории, географии с использованием литературных произведений и воспитание патриотизма и гордости за свое Отечество. Предложенная игровая форма способствует увлекательной и непринужденной обстановке на уроке. Задания разработаны в виде загадок и шарад (на знание географии), викторин (по истории), также интересны лингвистические задания....
29 02 2024 7:13:39
При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью разных предметов можно сформировать целостные знания по теме. В этом случае отдельные знания, будут складываться в одну большую "картину-представление" для истинной системы знаний и правильного миропонимания. Интегрированное обучение развивает самостоятельность, познавательную активность и интересы учащихся....
28 02 2024 11:13:40
Представлен конспект урока истории по теме "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."....
27 02 2024 12:24:37
Урок позволяет систематизировать знания учащихся о правителях Древней Руси, их политике и событиях IX—XII веков, помогает установить причинно-следственные связи событий Древней Руси, раскрыть их сущность. ...
26 02 2024 5:56:32
Познавательно-развлекательная игра с применением ИКТ проводится как внеклассное мероприятие в рамках Дней правовой культуры в параллели 5–6-х классов. В занимательной форме учащиеся усваивают историю становления и развития государственных символов государства....
25 02 2024 13:12:39
Структура урока показывает изучение нового материала с ЭОР (электронных образовательных ресурсов). Выясняет условия, которые привели к возникновению средневековых городов. Формирует представление у учащихся о средневековом городе, о жизни и быте горожан. Воспитывает интерес к истории; уважение к труду и людям труда; чувство взаимного уважения, сотрудничества и толерантности....
24 02 2024 11:32:27
Данный урок дает возможность смыслить обстоятельства вступления Петра I на царский престол, особенности становления его как личности, понять сущность реформ. Воспитать чувство гордости у учащихся за победу русской армии в Северной войне, давшую выход к Балтийскому морю, рост международного авторитета России, ставшей великой державой – Империей. ...
23 02 2024 20:22:52
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
22 02 2024 20:52:40
На уроке дети рассматривают проблемы войны и мира, продовольственную, энергетическую, сырьевую, демографическую и проблему здоровья. ...
21 02 2024 9:55:46
Урок в 5-м классе проходит в форме игры. Ребята делятся на три комaнды, которые в ходе урока соревнуются, выполняя творческие, пpaктические, эвристические познавательные задания. В конце урока комaнда-победитель, набравшая большее количество фиников, получает пятерки....
20 02 2024 23:21:20
Одной из наиболее эффективных форм внеурочной работы по предметам гуманитарного цикла является декада гуманитарных наук. Она требует большой подготовки, но делает возможным реализовать целую систему мероприятий, способствующих гуманизации образования, патриотическому воспитанию учащихся при одновременном развитии их творческих способностей. ...
19 02 2024 4:46:33
Цели: обобщить и закрепить в игровой форме знания учащихся по изученной главе "История Древнего мира: Древняя Греция"; привить интерес к самостоятельному изучению истории. ...
18 02 2024 22:29:18
Данное занятие может быть проведено в рамках элективного курса по истории России в профильном 10–11-м классе. Предлагаемые методы обучения основаны на критическом мышлении. Познавательные задания подготовлены на основе приемов перспективного подхода к изучению истории, многоуровневого анализа исторических источников....
17 02 2024 13:13:40
Учащиеся обобщают, закрепляют и систематизируют знания о российском государстве XVII века посредством урока-игры «Умники и умницы». Участники распределяются на категории: три комaнды, ареопаг, зрители. В ходе игры дети приходят к выводу, когда, как и почему проявились новые черты в истории России в политической, экономической и социальной сфере. ...
16 02 2024 14:57:17
Урок посвящен событиям, связанным с эпохой правления И.Сталина. В ходе урока учащимся предстоит сделать вывод о том, какой ценой дались нашей стране преобразования, которые пришлись на время правления И.Сталина. ...
15 02 2024 12:59:13
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям. ...
14 02 2024 19:36:33
Урок "Гражданско-правовая ответственность" в 11-м классе разработан с использованием компьютерных технологий (интеpaктивная доска, презентация в системе Power Point) на основе самостоятельной деятельности учащихся и работы с нормативно-правовыми актами. Технология урока с использованием ИКТ поддерживает и обеспечивает развитие мотивационной сферы и самостоятельной познавательной и мыслительной деятельности, повышает качество знаний учащихся....
13 02 2024 19:21:46
Внеклассное мероприятие, посвященное односельчанам, труженикам тыла, работавшим на оборонном заводе и в колхозе для нужд фронта. Материал можно использовать на уроках краеведения в 8–9-х классах, а также на классном часе....
12 02 2024 4:50:20
Уроку предшествовала долгая подготовительная работа, в ходе которой была подготовлена анкета "Мое свободное время" и проведено анкетирование среди старшеклассников школы. В результате занятия учащиеся смогли узнать, какие формы культуры существуют, и сравнивать их; давать определение таким понятиям, как "элитарная", "народная" и "массовая культура"; определить, к какому типу культуры относятся произведения; выступать публично в ходе пресс-конференции; проводить анкетирование и анализ результатов....
11 02 2024 21:17:12
В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения на проблему экономического развития СССР после cмepти И.В. Сталина. С помощью самостоятельной работы в группах («шляпы мышления») формируется умение работать с документами, материалами учебника, умение высказывать свое мнение, делать выводы на заданную тему....
10 02 2024 4:18:27
Перед учителем стоят задачи: научить учащихся анализировать свои возможности и преодолевать трудности, способствовать развитию желания работать над собой, воспитывать интерес к самому себе. ...
09 02 2024 14:23:26
Метод проектов открывает значительные возможности для формирования основных компетенций учащихся в процессе их включения в пpaктическую и научно-исследовательскую деятельность. Проекты в классическом понимании предполагают большой объем времени и усилий, как со стороны учителя, так и со стороны ученика....
08 02 2024 10:21:29
В статье рассматриваются примеры духовно-нравственного воспитания в преподавании истории. Автор предлагает программу элективного курса "Русская Православная церковь в борьбе с врагом". Элективный курс способствует духовно-нравственному воспитанию молодежи, воспитанию чувства уважения к трагическим страницам истории нашей страны. Курс может изучаться учащимися как предпрофильных, так и профильных классов и рассчитан на 15 часов....
07 02 2024 12:39:45
Данная разработка урока относится к разделу «История родного края». Проводится в форме открытого урока с изучением дополнительного материала и просмотра видеофильма....
06 02 2024 22:42:45
Урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предстоит узнать об отличительных особенностях социально-гуманитарных наук от естественных наук; о системе классификации социально-гуманитарных наук; об особенностях философского уровня познания действительности. ...
05 02 2024 3:44:59
Цель урока: знакомство с основными сражениями Великой Отечественной войны. Урок имеет фото- и видеоматериал, которые представлены в презентации. Работа в группах по методу Джигсо задействует на уроке каждого учащегося. Урок развивает умения учащихся выделять главное, работать с текстом, передавать информацию другим, переносить знания в новую ситуацию, оценивать....
04 02 2024 22:59:44
Что такое патриотизм? Какими средствами можно воспитать это чувство в маленьком человеке, чтобы он вырос настоящим гражданином? Патриотизм, прежде всего – это гордость, гордость за свою страну, за свой народ. Благо жителю России, россиянину, есть чем гордиться. Но поистине днем, связанным в нашей истории с общей идеей борьбы за независимость нашей Родины, является 9 мая – День Победы. Мной разработана целая серия вечеров памяти и внеклассных мероприятий, посвященных героическим подвигам простых защитников Родины, под общим названием «Война и судьба человека»....
03 02 2024 9:19:28
Урок повторения по теме. 7-й класс. Это опрос-игра с использованием презентации. Ему предшествуют уроки, на которых учащиеся сами по группам знакомят класс с культурой европейских стран, проводя мультимедийные мини-занятия. И это помогает им подготовиться к игре. В презентации даны задания, правильные ответы. Используются иллюстрации, анимация и музыкальное сопровождение....
02 02 2024 10:43:51
Данный материал поможет учителю в проведении урока по теме «Типология обществ» в курсе «Человек и общество» (8-й класс, учебник под редакцией А.И. Кравченко). В презентации даны тестовые задания для подготовки учащихся к итоговой аттестации в новой форме («Сборник заданий для проведения экзамена в 9-м классе» издательства «Просвещение», 2009)....
01 02 2024 11:54:50
Урок позволяет учащимся познакомиться с событиями, связанными с появлением казачества на Дону, с управлением в казачьем войске и основными занятиями донских казаков в XVI веке, с первыми письменными упоминаниями о донских казаках, Войске Донском....
31 01 2024 1:35:36
Цель занятия: определение собственного отношения учащихся к понятию «Добро»....
30 01 2024 19:38:16
Урок – деятельностная игра, в ходе которой учащиеся, работая в группах, изучают Конституцию РФ, Семейный кодекс РФ – законодательные акты, защищающие семью, материнство, детство. Семья – общественный институт государства. Распад семьи влечёт снижение устойчивости общества. Знание семейного права способствует снижению количества разводов, укреплению семьи и государства. ...
29 01 2024 18:20:28
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::