Интегрированный урок (история + литература) по теме "Человек и война". 9-й класс > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Интегрированный урок (история + литература) по теме "Человек и война". 9-й класс


    Интегрированный урок (история + литература) по теме "Человек и война". 9-й класс

Обществознание: «Международное гуманитарное право» рассматривается в курсе «Обществознание » 9 класс в разделах, посвященных изучению прав человека и гражданина Литература – урок внеклассного чтения.

Цели и задачи:

Цель:

  • создать условия для получения учащимися первичных представлений о международном гуманитарном праве.
  • привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов,

Задачи:

Образовательная:

  • знакомство учащихся с нормативными актами, составляющими нормативную базу международного гуманитарного права и его основными положениями;
  • формирование представлений о деятельности Международного Красного Креста;

Развивающая:

  • продолжить формировать умение прослеживать причинно-следственные связи,
  • пользоваться различными источниками информации,
  • решать проблемные задания,
  • отстаивать свою точку зрения,
  • анализировать источники, сопоставлять факты, делать выводы.
  • продолжить формировать умение работать в паре.

Воспитательная:

  • способствовать фиксированию таких качеств личности как сострадание и милосердие, уважение прав человека.

Тип урока (дидактическая цель): изучение нового материала.

Вид урока (метод организации): интегрированный урок-пpaктикум.

Основные понятия: международное гуманитарное право, МККК.

Оборудование: мультимедиа проектор, телевизор, раздаточный материал (нормативные документы МГП, тексты по литературе), таблица с заданиями для работы в парах, классная доска, статистические, периодические, документальные материалы.

Структура урока.

  1. Оргмомент.
  2. Мотивационная беседа: «Жестокое лицо войны».
    • Постановка целей урока.
  3. Изучение нового материала.
    • Понятие и источники.
    • Основные положения МГП. (Работа в группах)
    • «Дети и война»
    • Ответственность по МГП.
    • Деятельность Международного комитета Красного Креста (МККК).
  4. Подведение итогов. Инструктаж по домашнему заданию.
  5. Рефлексия.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Мотивационная беседа: «Жестокое лицо войны».

Фрагмент фильмов о войне: «Горячий снег», «Война Харта».

О чем фрагменты фильмов? Какие эмоции вызывают данные фрагменты? Нас с вами сегодня касается война? А может коснуться?

К сожалению, на нашей планете существуют регионы, где война, вооруженные конфликты – это не вымысел, не история, а реальность. У нас с вами есть небольшое сообщение «Война сегодня» Приложение 1

Мировое сообщество вступило в третье тысячелетие. К сожалению, оно не избавилось от одного из главных пороков – войны. Вооруженные конфликты всё более усложняются, техническое совершенствование средств ведения войны идёт полным ходом. Растёт разрушительная сила оружия, скорость и дальность поражения объектов. Путь к всеобщему миру долог и труден. Наверное, на сегодняшний день человечество еще не пришлось к мирной стадии своего развития.

Как вы думаете, подлежит ли поведение сторон – участников войны каким-либо ограничениям? Вы правы (неправы), такие ограничения существуют и составляют систему отдельной отрасли права – международного гуманитарного права. Это и будет сегодня основной темой нашего урока.

Цели: мы сегодня с вами должны сформулировать определение МГП, выявить категории граждан, которых оно защищает, на каких принципах основывается, кроме этого мы рассмотрим положение на войне наиболее незащищенных категорий граждан, заслушаем доклад о МККК. А также выявим, какая ответственность наступает за нарушение норм МГП. Для того, чтобы ответить на эти вопросы: анализировать с источники МГП, прослушать сообщение, внимательно слушать учителя активно работать по вопросам. Но прежде чем начнём наш разговор, мне хочется поставить проблемный вопрос: «Когда гремит оружие, законы молчат» (Цицерон). Прав ли Цицерон, согласны ли вы с ним?

III. Изучение нового материала.

  • История возникновения МГП.
  • Понятие МГП. Основные источники и принципы МГП.
  • Дети и война.
  • Ответственность по МГП.
  • Международный комитет Красного Креста (МККК).

1. История возникновения и источники МГП.

Изначально в ситуации войны действовал закон сильнейшего. Принцип “горе побеждённым” был основополагающим. Не существовало различия между войнами и мирными жителями противника. Пленных считали преступниками, многих из них казнили, а тех, кого оставляли в живых, продавали в рабство, захваченные города отдавались на разграбление. Но, во все времена предпринимались попытки уменьшить бедствия, причиняемые вооружёнными конфликтами. Ещё в глубокой древности некоторые военачальники не позволяли своим подчиненным казнить пленных, призывали щадить женщин и детей, запрещали отравлять колодцы.

До середины ХIХ века соглашения о защите жертв войны носили случайный хаpaктер и налагали обязательства только на договаривающиеся стороны на основе строгой взаимности. В сущности, это были чисто военные соглашения, действующие на период конфликта. Первым многосторонним письменным договором, регулирующим поведение сторон участников конфликт, стала Женевская конвенция 1864г. Созыв Женевская конференции связан с именем Анри Дюнана. В 1859 году он проезжал по разоренной войной Ломбардии и побывал в Сольферино, где весь день до этого шла кровавая битва. Дюнан с ужасом увидел, что 1000 раненых солдат были брошены на произвол судьбы. Оставленные без ухода, они были обречены на верную cмepть. Через три года он написал книгу “Воспоминание о битве при Сольферино”, в которой сформулировал два предложения. В- первых, организовать во всей Европе общества помощи, призванные оказывать в случае войны помощь и поддержку раненым, и, во-вторых, созвать конгресс с участием представителей всех стран для создания правовой базы для защиты военных госпиталей и медицинского персонала. Книга Дюнана всколыхнула всю Европу, и в 1864г. в Женеве была созвана конференция, на которой была принята Женевская конвенция об улучшении положения раненых воинов в действующих армиях. Её ратифицировали 57 государств. Несколько позже на международной конференции в Гааге 1899г. и 1907г. был достигнут ряд соглашений об ограничении применения средств и методов ведения войны. Однако наиболее активно МГП стало развиваться после Второй мировой войны. Вот что об этом говорится в Уставе ООН, который был создан в 1945г. Пункт 4 статьи 2 Устава ООН гласит: “Все члeны Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или её применения (…)”. (Однако, государство вправе прибегнуть к силе в случае вооруженного нападения на него – право на индивидуальную или коллективную самооборону закреплено в статье 51 Устава ООН. Правомерным также является использование вооружённых сил в соответствии с решением Совета Безопасности ООН, принятым в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности). Государства обязаны мирными средствами разрешать возникающие разногласия. Но только после Второй мировой войны были приняты международные документы, регулирующие поведение сторон, участников вооруженного конфликта.

Так как оформление этой отрасли право происходит после мировых войны, то, наверное, стоит обратиться именно к их истории. Помогут ответить на вопрос статистические данные, представленные в таблице на экране? Какие закономерности вы здесь видите? 

Признаки для сравнения Первая мировая война Вторая мировая война
Продолжительность 1914 -1918 гг.,
1554 дня
1939-1945 гг.,
2194 дня 
Количество стран-участниц. 38 72
Численность населения стран-участниц военных действий. 1.05 млрд.
(62%)
1700 млн. чел.
80%
Численность мобилизованных 74 млн. чел 110 млн. чел
Число погибших 10 млн. Более 60 млн. чел.
Потери среди гражданского населения   28 млн. чел
Соотношение количества потерь среди военного и гражданского населения 20:1 1 :1
Материальный ущерб 280 млрд. дол. 4 трлн. дол.

 

Так, в 1949 года были приняты четыре Женевских конвенции и позже в 1977г. два Дополнительных протокола к ним. Приложение 2. Эти документы закрепили принципы и правила, направленные на защиту человека в условиях вооруженных конфликтов. И способствовали оформлению МГП

2. Понятие МГП, принципы и основные источники (работа с документом).

Вопрос: Чем занимается МГП, кого и когда защищает? Ответить на эти вопросы мы сможем, работая с источниками и таблицей. Приложение 3.

Работа с документами в парах. Заполнение таблицы.

Итогом работы не только заполненная таблица, но и определение.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО – отрасль права, совокупность норм, которые ДЕЙСТВУЮТ в ситуации (какой?) ЗАЩИЩАЮТ (кого?) и (кого?) (что?) ОГРАНИЧИВАЮТ (кого?) (в чем?) ОСНОВЫВАЮТСЯ НА ПРИНЦИПЕ (на каком?)

Формулировка определения.

Итог: "Международное гуманитарное право – это отрасль международного права, совокупность правовых норм, основанных на принципе гуманности и направленных на защиту переставших участвовать в боевых действиях (военнопленных, раненых и больных из состава вооруженных сил) и неучаствующих (гражданское население) и ограничивающих воюющих в средствах и методах ведения боевых действий".

Данные социологических исследований десятилетней давности, проводимые независимыми европейскими организациями, говорили о том, что на территории РФ население плохо знакомо с МГП. Мы попытались провести исследование, как сегодня обстоит дело в этом направлении. Результаты исследования вы можете увидеть на слайде презентации

3. «Дети и война»

“Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка”
Ф.М. Достоевский

Защита детей постоянно вызывала озабоченность международного сообщества на протяжении XX века. Дети относятся к наиболее уязвимым жертвам вооруженных конфликтов и их последствий. IV Женевская конвенция предоставила детям правовую защиту в период международных конфликтов. Обратим внимание на то, что МГП предоставляет детям в условиях международного вооружённого конфликта защиту 2-х видов общую и особую. Что это значит? Общая защита предполагает, что дети как часть гражданского населения имеют право на гуманное обращение. В отношении детей запрещаются посягательство на жизнь, жестокое обращение, взятие заложников, оскорбительное и унижающее обращение.

Особая защита детей предполагает, что дети пользуются особым уважением и им обеспечивается защита и помощь, которые требуются ввиду их возраста. Во время войны они должны быть защищены от её тяжёлых последствий – утраты связи с семьёй, голода, беспризорничества.

Дети должны быть эвакуированы в специальные безопасные зоны. Они имеют право на заботу, медицинскую помощь, получение посылок с продуктами питания, одеждой, обувью.

Детям до 15 лет, осиротевшим или разлучённым со своими семьями, обеспечивается содержание, обучение и воспитание в духе тех культурных традиций, которые были в семье ребёнка; при эвакуации фиксируется вся информация о ребёнке, что должно облегчить восстановление связи ребёнка с родственниками. Если ребёнок оказался на оккупированной территории, то ни его гражданская принадлежность, ни гражданский статус не могут быть изменены оккупирующей стороной. Не достигшие 18 лет не должны направляться на принудительные работы.

Учитель. Таким образом, особая защита детей предполагает, что дети в условиях вооруженного конфликта пользуются особым уважением.

Учитель литературы: “Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете”.

Война и дети… Как это страшно и как несправедливо! Дети и война несовместимы, как жизнь и cмepть. Но каждый ребенок, на долю которого выпала война, встречал ее по-разному: кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то стоял на пороге юности. Война застала их в больших городах и маленьких деревеньках, дома и пионерских лагерях, на переднем крае и в глубоком тылу.

Дети в годы войны сражались вмести со взрослыми и погибали на фронтах, в оккупированных фашистами городах и деревнях, в концентрационных лагерях, умирали от пуль и снарядов, от ран и болезней, от голода и холода.

Сегодня мы с вами прочитаем, как описывает в одном из своих произведений Альберт Лиханов судьбу детей во время войны. На детство Альберта Анатольевича Лиханова, как и на детство целого поколения, рожденного в предвоенное десятилетие, тяжелой тенью легла война. Может быть, поэтому у него нет, пожалуй, ни одной книги, где бы не возникала тема войны, тыла, суровых народных испытаний. Повесть «Последние холода», с отрывками из которой мы сегодня будем работать, «посвящена детям минувшей войны, их лишениям и вовсе не детским страданиям. Посвящена нынешним взрослым, кто не разучился поверять свою жизнь истинами военного детства. Да светят всегда и не истают в нашей памяти те высокие правила и неумирающие примеры,- ведь взрослые всего лишь бывшие дети.» – так пишет Альберт Лиханов в посвящении к повести.

Чтение отрывка № 1. Вопросы:

  • Тема данного отрывка
  • Герои повествования
  • Как автор описывает ситуацию, какие приёмы использует
  • Какие слова используются для описания данной ситуации
  • Какие чувства испытывает читатель при прочтении текста

Чтение отрывка № 2. Вопросы:

  • Тема данного отрывка
  • Герои повествования
  • Как автор описывает ситуацию, какие приёмы использует
  • Какие слова используются для описания данной ситуации
  • Какие чувства испытывает читатель при прочтении текста

Учитель:

Сделаем вывод: В каких условиях проходила жизнь детей во время войны?

Как дети воспринимают военные события? Какой след оставила война в их душе?

Его я узнал не из книжки –
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство врывалась она.
Cмepтельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной.

4. Ответственность по МГП.

Проблеме ответственности в системе мер по соблюдению международного гуманитарного права уделяется особое внимание. Существует два уровня ответственности за нарушение норм международного гуманитарного права: международный и внутригосударственный. Откройте таблицу. «Ответственность за нарушение норм МГП»

Таблица. «Ответственность за нарушение норм МГП»

Серьезные нарушения, зафиксированные в международных договорах Серьезные нарушения, зафиксированные в ст.356 Уголовного кодекса РФ.
  Применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ, наказывается лишением свободы на срок до двадцати лет

Вы, наверное, обратили внимание, что во всех фрагментах Женевских конвенций есть пункт посвященный ответственности за нарушение норм МГП. Какая же это ответственность? Вернемся к источникам.

Вывод: Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительный протокол I к ним квалифицируют ряд нарушений МГП как серьезные нарушения или военные преступления. В МГП предусматривается личная уголовная ответственность. Лицо, совершившее военные преступления должно быть привлечено к уголовной ответственности и понести наказание на основании внутреннего законодательства (в РФ – ст. 356 УК РФ).

5. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца в механизме МГП.

Учитель вместе с учениками раскрывает сущность каждого принципа.

За свою деятельность МККК удостоен четырех Нобелевских премий.

IV. Подведение итогов урока.

Обобщение. Учащиеся дают ответ на вопрос, поставленный в начале урока: ” Когда гремит оружие, законы молчат» (Цицерон). Прав ли Цицерон, согласны ли вы с ним. (“Можно ли к такому явлению, как война, подходить с гуманитарными нормами?)

Подведение итогов урока, выставление оценок (оценивается заполнение каждой группой только того блока с которым работала группа и оценивается качество заполнения рабочего листа).

Домашнее задание: § 37, читать задание №2 или 5 (письменно эссе)

V. Рефлексия.

Приложение 4.

Литература:

  1. Международное гуманитарное право: Учебно-методические материалы к курсам права и обществознания для 9-х классов общеобразовательных учреждений/ К. Сухарев-Дериваз, Т.Н. Пискунова.- 2-е издание.- М.: ИД «Юриспруденция», 2006. - 96 с.
  2. Обществознание.9 класс: поурочные планы по учебнику под. ред. Л.Н. Боголюбова/ авт.-сост. С.Н. Степанько.- Волгоград: Учитель, 2008.-405с.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

23 04 2024 1:29:54

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

22 04 2024 17:55:30

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

21 04 2024 9:48:46

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

20 04 2024 22:45:12

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

19 04 2024 8:41:22

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

18 04 2024 23:45:40

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

17 04 2024 7:11:36

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

16 04 2024 6:18:12

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

15 04 2024 19:25:35

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

14 04 2024 1:38:27

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

13 04 2024 20:12:12

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

12 04 2024 7:40:58

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

11 04 2024 14:54:49

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

10 04 2024 0:42:26

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

09 04 2024 7:49:18

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

08 04 2024 0:51:12

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

07 04 2024 10:46:16

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

06 04 2024 14:49:39

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

05 04 2024 7:14:24

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

04 04 2024 9:48:29

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

03 04 2024 4:30:37

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

02 04 2024 14:51:44

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

01 04 2024 21:38:54

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

31 03 2024 23:51:36

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

30 03 2024 4:54:57

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

29 03 2024 22:26:21

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

28 03 2024 15:57:59

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

27 03 2024 1:32:44

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

26 03 2024 6:49:36

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

25 03 2024 18:47:56

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

24 03 2024 22:27:12

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

23 03 2024 23:24:19

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

22 03 2024 22:52:34

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

21 03 2024 5:13:12

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

20 03 2024 16:38:34

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

19 03 2024 11:19:53

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

18 03 2024 10:56:40

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

17 03 2024 7:48:20

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

16 03 2024 5:30:29

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

15 03 2024 5:14:28

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

14 03 2024 1:44:56

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

13 03 2024 6:16:41

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

12 03 2024 15:41:23

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

11 03 2024 18:10:50

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

10 03 2024 6:42:47

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

09 03 2024 9:44:49

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

08 03 2024 11:39:54

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

07 03 2024 1:39:22

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

06 03 2024 6:20:31

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

05 03 2024 20:22:27

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::