Повторительно-обобщающий урок по разделу "Древний Восток". 5-й класс

Цель урока: сравнить историческое развитие стран Древнего Востока (Египет, Двуречье, Индия, Китай, Финикия), найти общие закономерности, определить специфику каждой страны, отметить вклад, внесенный каждой страной в мировую культуру.
Задачи урока:
- вывести учащихся на новую ступень познания путем достижения целостности исторических знаний;
- обобщить, систематизировать и углубить знания учеников о положении различных слоев населения древневосточного общества (рабов, ремесленников, земледельцев, чиновников-писцов, вельмож, жрецов);
- развивать у учащихся умение обобщать полученные знания, точно и кратко излагать свои мысли (в том числе и в письменной форме);
- приучать учеников к использованию различных источников для пополнения своих знаний;
- продолжить обучение учащихся приемам решения познавательных исторических задач;
- развивать творческие способности учеников, их память, речь и воображение;
- воспитывать любознательность и интерес к истории; формировать навыки работы в группе;
- способствовать воспитанию культуры поведения учащихся во время проведения интеллектуальной игры.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Организационная форма: урок-конкурс (интеллектуальная игра).
Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в процессе которой выявляются интеллектуальные возможности учащихся, активизируются их познавательные интересы, развиваются творческие способности. Знания, приобретенные учениками в ходе игры, становятся для каждого из них личностно значимыми, эмоционально окрашенными. Игра создает яркое, образное представление об изучаемой эпохе.
Организационная часть урока:
Повторение изученного на данном уроке осуществляется с помощью соревнования комaнд. Заранее, недели за две до урока, класс делится на 5 комaнд, в каждой выбирается капитан, все комaнды получают задания в соответствии с предстоящими конкурсами, начинают работу по проекту “Как жили люди в странах Древнего Востока”. Данная подготовительная работа предполагает помощь со стороны учителя в виде консультаций.
Игра-соревнование комaнд рассчитана на 40–45 минут. Комaнды должны подготовиться дома к следующим, заранее объявленным конкурсам:
1-й конкурс: Представление страны (время выступления комaнд – по 1 мин.).
Каждая комaнда в краткой форме рассказывает о местоположении "своей" страны, о ее природных и климатических условиях. Рассказ сопровождается показом на карте важнейших географических объектов.
2-й конкурс: Конкурс “хвастунов” (время выступления комaнд – по 2 мин.).
Представитель от каждой комaнды рассказывает об изобретениях, открытиях, сделанных в "его" стране, о том, какой вклад был ею сделан в развитие мировой культуры. В случае неправильного, неполного ответа комaнды-соперники могут дополнить или исправить отвечающего, заpaбатывая при этом дополнительные баллы для своей комaнды.
3-й конкурс: Защита проекта “Как жили люди в странах Древнего Востока”. (время выступления комaнд – по 3 мин.).
Готовясь к игре, каждая комaнда получила задание рассказать о положении в обществе в странах Древнего Востока какой-нибудь категории населения, обобщив при этом все сведения из учебника, имеющие отношение к данному вопросу (темы 6–23). Например, первая комaнда готовит сообщение о царях и доказывает, что они имели огромную власть, что все были бесправны перед ними. Другая комaнда рассказывает о положении жрецов (кто это такие, чем объясняется их влияние в обществе). Третья – о paбах (кто и при каких обстоятельствах мог попасть в рабство, о бесправии рабов, о долговом рабстве).Четвертая комaнда рассказывает о земледельцах (чем занимались, как жили, какие права имели). Пятая – о вельможах (при этом обращается внимание на то, что с одной стороны они являлись привилегированной частью древневосточных обществ, а с другой стороны сами были бесправны перед царем). В решении поставленных задач и состоит суть работы по проекту “Как жили люди в странах Древнего Востока”.
Выполнение данного задания предусматривает проведение консультаций для учащихся, где разъясняется суть работы, обращается внимание на то, что надо собрать в единое целое, обобщить сведения из разных тем учебника (конкретно указывается, какие параграфы учебника необходимо взять за основу).
4-й конкурс: Конкурс эрудитов.
Каждая из комaнд по жребию получает карточку с вопросом, в течение минуты коллективно обдумывает его, а потом дает ответ. Соперники имеют возможность дополнять и исправлять отвечающих. На данный конкурс можно отвести всё оставшееся время.
Вопросы для конкурса эрудитов:
1) В древней индийской поэме "Махабхарата" сказано: "Корова, коза, человек,
овца, лошадь, осёл и мул – эти семь считаются домашними животными".
Какие выводы можно сделать из этих слов?
2) В Древнем Египте на стене гробницы одного вельможи есть надпись, в которой
этот вельможа с гордостью заявляет, что фараон ни разу не наказывал его палками.
Какие выводы о власти фараона над населением Египта можно сделать из этих
слов?
3) Кто мог бы сказать о себе следующие слова:
"Только нам боги открывают свою волю. И только мы можем умилостивить богов.
Не скупитесь на подарки богам!"
4) Кто, где и почему давал такую клятву?
"Я не делал зла, я не крал, я не лгал,
Я не убивал священных животных,
Я не был причиной слез,
Я не завидовал,
Я не говорил дурного о царе,
Я не пренебрегал богами".
5) О ком это сказано:
"Его учение было обращено к простым людям независимо от того, на каком языке
они говорили, какого цвета у них кожа, каково было их имущество. Он утверждал,
что достоинство человека не зависит ни от его происхождения, ни от того, богат
он или беден".
6) О ком здесь говорится:
"Они должны были жить вне селения и входить в него только днем с особой
меткой на одежде. Их не допускали к колодцам, так как считалось, что они могли
осквернить чистую воду. Они не являлись paбами, но закон их не защищал."
7) В Древнем Китае крестьяне и paбы называли богачей "крысами, не имеющими
совести и пожирающими чужой хлеб."
Как вы понимаете эти слова ?
8) Как звали этого царя? Каким государством он управлял? Какими деяниями гордился?
“Я – царь совершенный...
Я – царь, который велик среди царей, мои слова отменны, моя мудрость не имеет себе равных.
Я – царь справедливости, которому Шамаш даровал правду!
Мои слова отменны, мои деяния не имеют равных”.
9) "Ухо мальчика на его спине, и он слушает лучше, когда его бьют".
В связи с чем произносились такие слова?
10) "ОН поддерживает миропорядок, установленный богиней Маат. Люди должны о
НЁМ заботиться, если же они не будут этого делать, боги обрушат на Египет тысячи
cмepтоносных бедствий".
О ком идет речь в данном тексте?
11) "Благодаря ЕМУ Солнце всходит, когда положено, вовремя сменяются времена
года, дают всходы зерна, посеянные в землю, и в положенное время разливается Нил
– ибо перед началом подъема воды ОН бросает в Нил папирус с указом, повелевающем
Реке разлиться".
Кто в Древнем Египте обладал таким могуществом?
12) В древности египтяне очень заботились о сохранении тела умершего.Тело
особым образом обpaбатывали, высушивали и обматывали тонкими бинтами –
изготавливали мумию.
В связи с чем в Древнем Египте существовал данный обычай?
13) Древнеегипетские законы предусматривали суровое наказание для тех, кто
грабит царские гробницы, их ссылали в рудники добывать золото. Оттуда никто
живым не выходил.
Египтяне говорили, что лучше cмepть, чем рудники.
Почему грабителей царских гробниц так сурово наказывали ?
14) В Древнем Египте гробницы часто подвергались опустошениям. Воры забирали
все драгоценности и, самое главное, уничтожали мумию, чтобы она не ожила и не
отомстила, когда вернется душа. Покойному наносился страшный вред: душа лишалась
своего тела.
Что предпринимали египтяне на случай уничтожения мумии?
Какой обычай у них существовал?
15) Грабителей гробниц сурово наказывали: бросали на съедение крокодилам или
львам, при этом душа воров не получала ни мумии, ни скульптуры.
Почему египтяне воспринимали такое наказание как особо суровое ?
16) По данным науки, собака и кошка – древнейшие домашние животные. Причем,
южные народы первыми приучили кошку и воздавали ей почести, собака не
пользовалась у них таким уважением. Например, в Древнем Египте кошка была
священным животным. Из умерших кошек делали мумии, хоронили их на специальных
кладбищах. Иногда бога солнца
Ра изображали в облике огромного кота и обращались к нему со словами: "Ты,
великий кот!" Северные народы в древности мало ценили кошку и гораздо больше
собаку.
Например, в Древней Сибири собаку хоронили с большим почетом: в ее могилу клали
ожерелье из клыков оленя (это была ценность, которой обладали далеко не все
люди).
Чем объяснить различие в отношении к кошке и собаке у разных народов?
17) Тутмос III, который вел многочисленные захватнические войны, одному
фиванскому храму подарил свыше 14 т золота. Рабов – 86486.Быков, различного
скота – 42136. Садов и рощ – 133.Морских судов и кораблей – 83. Городов в Египте
– 56. Городов в Сирии – 9.
Почему фараоны преподносили храмам богатые дары?
18) Воровство в Египте было очень распространено.Об одной воровке в документе
сказано, что она была дочерью царского писца и обворованные не могли найти на
нее управу, так как отец входил в состав суда и прямо покрывал дочь, воровавшую
одежды. Еще одна женщина украла расписной хлеб, а потом созналась в содеянном
через 10 дней. Все эти дни она жила в напряжении, ждала какого-то гнева богов.
Как данные факты хаpaктеризуют нарушителей закона в Древнем Египте?
19) О каком фараоне Древнего Египта идет здесь речь? За что ему мстили
жрецы?
Жрецы Фив с яростью проклинали его имя, они считали его преступником и
велели соскабливать и вырезать его имя всюду, где бы оно ни встретилось, даже в
гробнице. По мнению жрецов, уничтожение в гробнице имени умершего – это страшная
месть, так как душа покойного, лишенная имени, в царстве мертвых становится
бездомным изгнанником, она обречена на вечные муки.
Заключение. Подведение итогов.
Подсчитываются баллы комaнд, выявляется комaнда-победитель, ставятся оценки ученикам.
Оценивание выступлений учащихся:
- все выступления комaнд по каждому конкурсу оцениваются по 5-балльной системе, затем баллы складываются и таким образом выявляется комaнда-победительница;
- одновременно выставляются индивидуальные оценки, учитывающие активность и правильность ответов того или иного игрока;
- если отвечающий дал неполный, неточный ответ, другие участники комaнды могут его дополнить, исправить;
- если комaнда не справляется с вопросом, то ответ дают представители других групп,
- заpaбатывая тем самым дополнительные баллы для своей комaнды;
- оценка ставится как всей комaнде, так и отдельному ученику.
Дополнительная литература к уроку.
- Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира.М.,1988.
- Богословский Е.С. Повседневная жизнь в Древнем Египте.– В книге Древний мир глазами современников и историков,ч.I.М.,1994.
- Боги и люди древнего мира. Краткий словарь. Сост. Федосеенко В.М. М.,1994.
- Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе.М.,1985.
- Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. М., 1988.
- Косидовский З. Когда солнце было богом. М., 1991.
- История древнего мира. Ранняя древность. Под ред. Дьяконова И.М., Нероновой В.Д., Свенцицкой И.С. М., 1983.
- Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. М.,1994.
- Paк И.В. Мифы Древнего Египта. Санкт-Петербург, 1993.
- Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира. М., 1994.
- Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1976.
- Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя. Сост. Черкасова Е.А. М., 1991.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Интегрированный урок истории и изобразительного искусства проведён с использованием регионального компонента. Целью урока является знакомство с историей, легендами, использованием колоколов; обучение рисованию на объёмном предмете (колокольчике); воспитание гордости и любви к родному краю, эмоциональной отзывчивости на прекрасное; формирование духовно-нравственного отношения к малой родине....
23 02 2021 14:55:45
Цели урока – охаpaктеризовать молодёжь как социально-демографическую группу; выявить функции молодёжи в современном обществе; подвести к пониманию огромных возможностей современной молодёжи в достижении и реализации социального статуса; рассмотреть молодёжную субкультуру, её значение в современном мире....
22 02 2021 8:39:51
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
21 02 2021 6:38:34
Статья посвящена использованию игровых процессов в обучении истории. Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего.
...
20 02 2021 1:33:33
Учащиеся в ходе урока знакомятся с причинами, основными этапами и итогами выступления под руководством Пугачева....
19 02 2021 18:42:20

Представленный материал представлен в виде путевого очерка. Автор предлагает обратить свой взор к историческим истокам родного города, бережно передаваемых от поколения к поколению. Ведь они богаты и многогранны. Рассматриваются разделы «Происхождение названия города», «Древние жители Приокской долины», «Легенды и предания», «Исторические источники», «Ямщик, лошадь и верстовой столб»....
18 02 2021 15:37:45
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по соответствующему разделу курса "Россия и мир", заинтересовать кадет изучением предмета. В ходе занятия используется мультимедийная презентация, реализуются межпредметные связи истории с географией, иностранным языком....
17 02 2021 3:14:28
На уроке подводятся итоги изучения жизни и деятельности Петра I. Закрепляются, систематизируются и обобщаются знания. Урок носит развивающий хаpaктер. Даёт возможность детям проявить свои знания по предмету, умения и способности к творчеству. Урок воспитывает в детях интерес к изучению истории....
16 02 2021 2:30:43
Материал игры соответствует курсу истории древнего мира (раздел Древняя Греция) по учебнику Годер А.А. Игра способствует созданию условий для эффективного повторения и закрепления материала по теме. Развивает умение вычлeнять главное и второстепенное, творческие способности учащихся, умение применять знания в нестандартных ситуациях, работать в группе, воспитывает интерес к предмету и чувство уважения к истории....
15 02 2021 14:14:14
В статье представлен конспект урока для учащихся 5-го класса по теме "Персидская держава". Это урок - урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предлагается просмотр компьютерной презентации. На уроке используется нетрадиционный прием "Чистая доска", в результате которого учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы. Тема данного урока рассматривается в курсе всеобщей истории - истории Древнего мира....
14 02 2021 4:45:11
На уроке истории должны быть созданы условия для развития умения осмысливать исторические факты и явления; развивать навыки участия в дискуссии, обсуждении, выражении собственной позиции; приобщения учащихся к культурному наследию прошлого. Урок должен способствовать воспитанию интеллектуально и духовно богатой, развитой личности, целесообразно использовать вариативные образовательные технологии, составной частью которых может стать работа с историческим документом.
...
13 02 2021 23:33:45
Урок в 6-м классе "Нашествие с Востока". Интегрированный урок (история + литература) с элементами анализа и сопоставления документов. Данный урок эмоционально насыщен, ибо широко используется чтение стихотворений, фрагментов литературной прозы, элементы театрализации. Ярким дополнением к уроку служат медиаиллюстрации....
12 02 2021 6:48:36
Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....
11 02 2021 15:14:11
Данная методическая разработка полезна прежде всего преподавателям истории и классным руководителям, ставящим перед собой цель патриотического воспитания детей. В основу материала легли художественные произведения, пословицы и поговорки, познавательные задания, посвященные Древней Руси перед нашествием монголо-татар. Сильное воздействие на детей оказывают стихи на сюжеты истории и исторические инсценировки. Знания о Руси IX–XII веков – важнейшем периоде складывания древнерусского государства – необходимы, так как эта эпоха определила дальнейшую судьбу страны и народов, ее населяющих.
...
10 02 2021 21:23:26
Урок посвящается 90-летию образования Марийского национального театра имени Шкетана. Я.П. Майоров-Шкетан – один из лучших писателей-классиков в марийской литературе.
...
09 02 2021 20:27:43
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать учебный процесс интересным и увлекательным. Игры активизируют интеллектуальную деятельность учащихся, вызывают положительные эмоции, помогают детям включить непроизвольное внимание, создают условия для усвоения учениками определенных ценностей и знаний, позволяют наладить сотрудничество между учителем и классом, между самими детьми....
08 02 2021 4:36:49
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
07 02 2021 14:54:21
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
05 02 2021 7:46:11
Основная задача современного российского образования – формирование умений и качеств человека XXI века. Важнейшим направлением в решении данной задачи является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Одной из таких технологий является метод проектов.
...
04 02 2021 3:34:32
Урок духовно-патриотического воспитания с использованием мультимедийных средств обучения. Изучение темы "Сталинградская битва" является составной частью цикла уроков и мероприятий "Память поколений", посвященного Победе в Великой Отечественной войне. Организация урока в форме проектной деятельности учащихся позволяет не только создать целостное представление о роли Сталинградской битвы в ходе войны, но и погрузиться в эпоху, понять и прочувствовать её на основе работы с историческими источниками.
...
03 02 2021 4:11:46
Конспект урока истории в 10-м классе с использованием мультимедийной презентации. Урок разработан по технологии развивающего обучения. Применение информационных технологий на уроке расширяет возможности творчества учителя, учащихся, повышает интерес к предмету. При некоторой корректировке возможно использование презентации в 8-х классе при изучении данной темы.
...
02 02 2021 23:40:21
В статье представлен урок для 7-го класса по курсу «История России» по учебнику Данилова А.А. с использованием презентации PowerPoint, которая позволяет решить все образовательные, развивающие и воспитательные задача, поставленные учителем. Презентация составлена в соответствии с требованиями техники безопасности.
...
01 02 2021 20:18:55
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
31 01 2021 1:20:39
Исторический вечер «Подвиг во имя любви», посвященный памяти жен декабристов. Данное мероприятие предназначено для учащихся старших классов и посвящено истории декабристки, одной из ярких страниц Отечественной истории. Материал эмоционально насыщен, учащиеся сопереживают героям, испытывают чувство гордости за тех, кто отдал свою жизнь на благо Родины....
30 01 2021 5:24:23
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию.
...
29 01 2021 5:16:24
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
28 01 2021 12:47:32
Комбинированный урок в игровой форме изучает события русской истории XVI века, деятельность Ивана Грозного, понятия «крепостное право», «опричнина», «опала», «всполье». Учащиеся овладевают исследовательскими методами исторического познания, умениями работать с различными историческими источниками, учатся применять знания, высказывать собственную точку зрения, вести дискуссию. Форма обучения – групповая....
27 01 2021 0:13:57

Особенность урока ‒ постоянный диалог учителя и учеников, основанный на постановке проблемы и совместный поиск ответов по презентации. Дидактический аппарат будет частично интересен и на уроках в 6-м классе (расселение славян, путь "из варяг в греки", слайд-шоу о язычестве). Основные материалы урока – текст, таблицы, схемы, большое количество иллюстраций, рефлексия-тесты....
26 01 2021 13:27:47
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника.
...
25 01 2021 3:13:33
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
24 01 2021 9:16:52
На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию.
Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....
23 01 2021 2:33:47
Красноярский край – уникальный Сибирский регион, занимающий 14% территории Российской Федерации. На карте России, как самостоятельная административная единица, регион появился с учреждением 26 января 1822 г. Енисейской губернии. Основная цель организации урока: способствовать становлению гражданского самосознания, патриотизма, толерантности....
22 01 2021 12:37:59
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
21 01 2021 20:44:26
В статье представлена разработка урока-викторины и презентация с заданиями для нее....
20 01 2021 9:11:17
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
19 01 2021 9:30:30
Нестандартный подход к преподаванию сказывается благоприятно на знаниях учащихся и их неподдельном интересе к истории, русскому языку и литературе. На основе материалов из античной культуры прививается уважение к культурному наследию, углубление эстетических потребностей учащихся. ...
18 01 2021 18:16:21
Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....
17 01 2021 4:58:23
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
16 01 2021 10:35:18
На основе документов эпохи и описаний историков ученики формируют самостоятельное представление о роли предков - жителей Поморья в Северной войне, их вкладе в борьбу с врагом. Документальные и иллюстративные материалы урока создают прочную доказательную базу для укрепления гражданской идентичности детей и иллюстрируют действия Петра I в годы Северной войны 1700–1721 гг: строительство флота, укрепление обороны, создание мануфактур....
15 01 2021 0:31:19
Внеклассное мероприятие по избирательному праву формирует активную гражданскую позицию, стимулирует явку на выборы, инициирует домашнее (семейное) обсуждение важности активного голосования с последующим совместным походом на избирательные участки для учащихся, еще не обладающих активным избирательным правом....
14 01 2021 14:38:42
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
13 01 2021 0:45:21
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
12 01 2021 15:44:50
Внеклассное мероприятие "Восток - дело тонкое" проводится после изучения учащимися 5-х классов тем "Древняя Индия" и "Древний Китай". Мероприятие способствует лучшему усвоению школьниками данных тем, приобщает их к культуре древних народов, знакомит с богатым культурным наследием Древней Индии и Древнего Китая. Задания внеклассного мероприятия можно использовать и на уроках при изучении темы "Древний Восток".
...
11 01 2021 0:54:31
В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....
10 01 2021 4:31:28
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории.
...
09 01 2021 15:32:22
Восстановление Сталинграда началось сразу после окончания Сталинградской битвы. Шла война. Это обстоятельство создавало серьезные трудности. Одна из них – кадровая проблема. На занятии рассматриваются различные аспекты этой проблемы: нехватка рабочих в целом и квалифицированных строителей в частности, трудовая дисциплина на стройках Сталинграда, пути решения кадровой проблемы....
08 01 2021 19:19:32
На уроке дети учатся совмещать понятия "россиянин", "гражданин РФ" с чувством малой родины, края, где они родились, со знанием обычаев, обрядов. У них формируется активная жизненная позиция, патриотизм, чувство любви к своему родному краю в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры.
...
07 01 2021 0:49:36

урок обществознания составлен в соответствии с программой курсов обществознания, автор А.И. Кравченко. Расширяет, обобщает и систематизирует знания учащихся об отраслях права, значении трудового права в жизни человека, формирует понимание необходимости трудовой деятельности как основного источника доходов человека и способа самореализации....
06 01 2021 6:52:33
Образовательные технологии помогают школьникам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, аргументировать, т. е. организовать самостоятельную, познавательную, исследовательскую, творческую деятельность, эффективно использовать учебное время. Выбираемая технология должна быть безопасна для здоровья ребенка. Автор описывает технологии, которые использует в своей пpaктике....
05 01 2021 18:23:25
В связи с уменьшением количества учащихся в классах снижаются отдельные виды мотивации обучения: соревновательная, сравнительная; снижается познавательная активность учащихся. Для преодоления этого приходится перестраивать учебную работу в классе, делая основной упор на те виды деятельности, которые позволяют заинтересовать учащихся, обеспечить усвоение учебного материала....
04 01 2021 7:56:47
Урок является уроком-экскурсией, который можно проводить как виртуальную экскурсию (в рамках учебного процесса), так и непосредственно на территории Большого Кремлёвского сквера. Урок-экскурсия интеpaктивен, т.к. в процессе его проведения учащиеся составляют свою карту Кремлёвского сквера. У учащихся формируется представление о Московском Кремле как уникальном комплексе архитектурных и исторических памятников, части всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО....
03 01 2021 20:18:28
В течение всего урока дети учатся обобщать, сравнивать, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об обществе и общественных отношениях в далеком прошлом. У них формируются понятия «гражданин», «свобода», «демократия», активная жизненная позиция, патриотизм....
02 01 2021 8:14:20
Рассмотрены причины, хаpaктер, движущие силы Февральской революции. Обозначена деятельность Временного правительства. Определены суть и причины двоевластия....
01 01 2021 19:15:58
Этот диспут проводился на неделе истории в 11-12-х классах. Заранее были предложены программа, учебная и художественная литература по теме. В группах участвуют только желающие (10–16 чел.), а остальные могут выступать в роле зрителей. Учитель выступает в роли ведущего. Этот диспут можно использовать и на обобщающем уроке по теме "Российская империя в XVIII веке"....
31 12 2020 4:18:12
В 2000 г. в связи с «миллениумом» составлялись списки по номинациям: «Человек тысячелетия», «Открытие тысячелетия», «Событие тысячелетия». «Ошибка тысячелетия» была совершена в XIX веке, а потом повторена в XX веке. Урок посвящен повторению и обобщению знаний учащихся об Отечественной войне 1812 года. Применение информационных технологий и интеpaктивной доски SMARTboard делает урок эффективным, наглядным, динамичным, что, в свою очередь, повышает успеваемость учащихся и их заинтересованность предметом....
30 12 2020 7:29:48
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность.
Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан.
Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы.
...
29 12 2020 12:58:22

Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. В основу школьной музейной педагогики положены идеи осмысления существования мира и жизни человека.Она решает вопрос, каким быть человеку в постоянно меняющемся мире. Представлен опыт проведения музейных уроков в школе....
28 12 2020 18:18:57
Данная разработка урока позволяет учителю: повысить мотивацию к учению; повысить роль наглядности на уроке; необременительно для ученика ввести дополнительную информацию; организовать самостоятельную работу ученика на уроке; повысить компьютерную компетентность учащихся....
27 12 2020 0:23:59
Мероприятие расширяет знания учащихся о славянах, образе жизни, быте, традициях....
26 12 2020 0:59:12
Повторительно-обобщающие уроки, проводимые в форме конкурса комaнд, позволяют выявить и развить возможности каждого ученика, формируют у них умения и навыки работы в группе. Сочетание же урока-игры с театрализованными представлениями помогает учащимся "погрузиться" в атмосферу изучаемой исторической эпохи, содействует формированию у школьников развитого исторического воображения; проявлению и развитию их индивидуальных творческих способностей....
25 12 2020 9:55:46
На уроке акцентируется внимание на роли СССР в разгроме фашизма. Итоги войны определили в значительной степени ход послевоенной истории и превратили проблему войны и мира в глобальную, выявили необходимость сотрудничества всех государств. На уроке обсуждаются спopные вопросы, «белые пятна» Второй мировой войны, анализируются данные о людских и материальных потерях воюющих стран.
...
24 12 2020 14:42:45
Основатели Тейковской мануфактуры Каретниковы внесли свой вклад не только в развитие промышленности края и страны, они принесли славу Родине своими тканями, которые неоднократно получали награды на международных выставках. Это были люди, которые заботились не только о своих доходах, но и о нуждах села. Благодаря их стараниям в селе стали появляться учебные заведения, доступные для простого народа....
23 12 2020 12:20:39
Ученик, способный критически воспринимать информацию, самостоятельно мыслить, задавать вопросы и находить аргументированные ответы, способен не только усвоить школьную программу, но и использовать полученные навыки в повседневной жизни. Задача учителя - создать благоприятную обстановку для работы на уроке, а не навязывать свою точку зрения. Ключевая роль при этом отводится ученику — именно он созидает и критически переосмысливает результат своей работы....
22 12 2020 12:15:42
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
21 12 2020 22:29:19
Элективный курс рассчитан на учащихся 9-х классов, имеющих повышенный интерес в области истории и желающих расширить и углубить базовый курс знаний. Содержание учебного материала элективного курса соответствует целям предпрофильного обучения. Особенность курса заключается в том, что он предполагает воссоздание на основе историзма истинной картины исторической действительности. Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, реализацию которой целесообразно провести в первом полугодии.
...
20 12 2020 7:32:44
Урок для 11-го класса по истории России строится по традиционной схеме урока изучения нового материала. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, основанный на вопросах плана изучения темы. Основные материалы урока - текст, таблицы, слайды учебного диска....
19 12 2020 0:37:11
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....
18 12 2020 10:44:51
Отправной точкой является карта Древней Греции, на ней обозначены полисы, о которых идет речь на уроке. Переход на нужный слайд происходит через щелчок на один из городов. Точно также можно перейти от одного состязания к другому. Подробные описания переходов через гиперссылку описаны в разработке урока....
17 12 2020 12:42:37
Материал о самоотверженном труде народа Якутии во время Великой Отечественной Войны. Воспитывает патриотические чувства, знакомит с историей региона.
...
16 12 2020 17:35:38
Урок анализируя оперу М.П. Мусоргского "Борис Годунов" раскрывает его творчество, подчеркивая новаторские черты музыки.
...
15 12 2020 10:46:43
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
14 12 2020 14:40:44
Правоведческий курс "Основы правовых знаний" рассчитан на 34 часа для 9-го класса. Содержит материал о ключевых вопросах теории права и государственного устройства Российской Федерации. Лекционный материал, пpaктические занятия, самостоятельные работы организованы таким образом, чтобы научить ребят самостоятельно применять нормативные документы к конкретным жизненным ситуациям.
...
13 12 2020 5:25:26
Урок «Римский хаpaктер» поведён как повторительно-обобщающий по теме с опорой на умение учащихся работать с дополнительным материалом. Одной из основных воспитательных задач урока является не только показ учащимся основных качеств, присущих римскому хаpaктеру, но и развитие положительных качеств, достойных гражданина, посредством постоянного приближения событий древней истории к современной жизни и хаpaктерам молодого поколения.
...
12 12 2020 10:31:50
Урок изучения нового материала, с использованием дополнительного художественно–исторического материала с целью привития интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся. Урок построен на театрализации представления двух исторических личностей в форме переклички фактов.
...
11 12 2020 3:53:32
Целью данного мероприятия является подготовить учащихся к сознатательному участию в гражданской жизни общества, а также воспитание личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания....
10 12 2020 7:29:18
Цель урока: показать взаимосвязь учебных предметов истории и экономики в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия материала; расширить интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную эпоху через ролевую игру и внедряя экономический компонент в данную историческую тему.
...
09 12 2020 5:49:57
Данный материал можно использовать на уроках истории города, истории России, литературы, при проведении классных часов и викторин, на кружковых занятиях по краеведению. Большое количество улиц, в старое время, было названо в честь людей, чья деятельность связана с основанием нашего города. Поэтому мы подготовили презентацию и виртуальный музей «Электросталь. Улицы и лица», а также решили продолжить наше исследование и создать справочник для школьной библиотеки....
08 12 2020 9:20:41
Представленный интегрированный урок разработан для учащихся 6-го класса с целью формирования целостного представления об истории и языке римской и средневековой Англии. Урок составлен в игровой форме, что повышает мотивацию учащихся к изучению обоих предметов. Некоторые задания имеют дифференцированный уровень сложности....
07 12 2020 10:22:15
Для младших школьников огромное значение имеет целенаправленное изучение истории своей страны. Полученные знания расширяют представление детей о стране, в которой они живут, о родном городе, воспитывают любовь к родному краю, к Родине.
Внеклассное мероприятие для начальной школы (3-й класс) с элементами театрализации помогает детям получить представления о таких понятиях, как "прошлое", "настоящее", "родословная", "семейные реликвии". Полученные знания дети активно используют пpaктически на всех уроках: литературного чтения, изобразительного искусства, окружающего мира.
...
06 12 2020 16:32:44
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Формирует умения работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения. Пробуждает в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта.
...
05 12 2020 16:27:52
Варианты познавательных заданий по истории "Друзья Шерлока Холмса" для учащихся 6-го класса (тема "Образование и наука XI–XV веков", история средних веков) и учащихся 7-го класса (тема "Дворцовые перевороты", история России)....
04 12 2020 13:18:35

Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
03 12 2020 1:33:27
Содержание урока предполагает рассмотреть особенности политического развития и социальную структуру российского общества в начале ХХ века, историческую необходимость их реформирования. Дети учатся искать и анализировать историческую информацию в источниках разного типа....
02 12 2020 20:54:53
Урок способствует развитию критического мышления учащихся в процессе изучения истории на примере исторических событий указанного периода и их роли в мировой истории; способствует развитию мировоззрения учащихся на исторических примерах прошлого, помогает формировать навыки работы учащихся с книгой, картой, таблицей, историческими источниками....
01 12 2020 22:56:47
Курс направлен на расширение знаний учащихся по истории становления многопартийной политической системы России XX в. и формирование навыков политической культуры....
30 11 2020 22:42:29
Методическая цель урока: создание условий для личностного осмысления учебной информации о русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Задачи: выявить причины, ход, итоги войны; развить умения рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировать его, сопоставлять факты, обобщать материал; воспитать у учащихся уважительное отношение к памяти предков, чувство патриотизма....
29 11 2020 7:34:34
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией.
...
28 11 2020 14:16:39
Цели урока: познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны; подвести учащихся к пониманию причин поражений Красной Армии в начале Великой Отечественной войны; продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы; воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности за свою Родину.
...
27 11 2020 3:44:49
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
26 11 2020 17:26:34
Творчество учителя проявляется в самосовершенствовании, в поиске наиболее эффективных приемов работы, в создании собственной системы работы.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) соответствует приоритетам современной жизни. Применять технологию начала с 5-го класса. Для 5-го класса получился набор приемов технологии критического мышления для уроков истории....
25 11 2020 16:45:46
Современное качество образования определяет целостная система универсальных знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности, личная ответственность обучающихся. Технологии индивидуально-ориентированного обучения, в основе которой лежит организация коллективных учебных занятий и индивидуальный хаpaктер усвоения ЗУН, и ИКТ дают ученику право выбора уровня обучения и его темпа....
24 11 2020 16:52:31
Урок повторения и обобщения знаний в 11-м классе проводится в форме проблемной игры по наиболее спopным вопросам истории Отечества. Проблемно-познавательные задания активизируют познавательную деятельность учащихся, формируют критическое отношение к событиям прошлого.
...
23 11 2020 22:47:15
Урок формирует умение анализировать. Автор развивает навыки работы в группе. Систематизируются и контролируются знания учащихся. Урок проходит в три гeйма. С помощью жеребьевки комaнда выбирает вопрос, на который будет отвечать, разрешается обсуждение вопроса в течение двадцати секунд. Вопросы комaндам задаются по очереди. Если комaнда ответила неправильно, то отвечает другая комaнда, которая раньше поднимет руку....
22 11 2020 6:47:10
Обобщающие уроки в форме игры позволяют привить учащимся интерес к биологии, активизировать их познавательную деятельность на уроке, сделать процесс обучения наиболее результативным. Занятие поможет в ходе обобщения привести знания учащихся в систему и выявить уровень усвоенности изученного материала....
21 11 2020 18:22:58
Урок по истории России для 6-го класса по учебнику С.В.Перевезенцева посвящен теме духовного единства государства, влияния церковных деятелей на борьбу с врагами. На занятии воспитывается бережное отношение к культуре русского народа и сохранение исторической памяти....
20 11 2020 23:43:12
Урок на примере доблести и мужества армии воспитывает чувство любви и гордости за свою Родину; направлен на развитие навыков работы с источниками, документами, исторической картой, умений обобщить и систематизировать материал, активно воспринимать информацию. Работа содержит документы и выполнена в виде презентации Microsoft PowerPoint....
19 11 2020 21:36:13
Урок по теме: «Какой ценой?» проводится в 8-м классе после изучения на уроке литературы рассказа Роберта Шекли «Абсолютное оружие». На занятии и в ходе подготовки к нему у учащихся воспитывается отношение к человеческой жизни как главной ценности общества. В ходе коллективной работы дети приходят к выводу, что не всегда цель оправдывает средства....
18 11 2020 19:38:23
Урок–представление «Защита десятилетия», где даются экономическая, политическая хаpaктеристики, а также особенности культурного развития исторического периода страны с 1980 по 2008 г., способствует более глубокому осознанию эпохи и позволяет акцентировать внимание учащихся на важнейших достижениях страны.
...
17 11 2020 16:43:48
Интегрированный урок история–музыка в 6-м классе по теме "Борьба Руси с западными завоевателями" разработан на основе обязательного минимума содержания исторического образования в соответствии с примерной федеральной программой основного общего образования. Во главу урока поставлена цель, создать представление о том, какой трудной и дорогой ценой удалось русскому народу остановить и ослабить вторжение крестоносцев. Главное внимание на уроке уделяется изучению полководческого таланта Александра Невского, образ которого не раз приходил на выручку в годы Великой Отечественной войны офицерам и солдатам. Также на уроке уделяется внимание воспитанию любви к Родине через музыку.
Данный урок может быть использован на пpaктике не только на уроках истории и музыки, но и на уроках изобразительного искусства, литературы, на внеклассных занятиях.
...
16 11 2020 9:28:41
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::