Начало промышленной революции в Англии
Урок – пpaктическое занятие посвящён теме: “Начало промышленной революции в Англии”. Урок изучения нового материала и постановки вопросов. Вопросы – разноуровневые, предназначены для повторения темы. Приведены образцы вопросов: их формулируют как сами учащиеся, так и учитель. Вопросы предназначены как для простого повторения темы, так и для более глубокого её изучения с привлечением дополнительной литературы.
Рассказ учителя:
“Ещё в 1662 году Карлом II было создано “Королевское общество” (Академия наук), где развивали естественные науки и технические знания. С этим “Обществом” связана деятельность великого учёного Исаака Ньютона. В XVIII веке тяга к изобретениям вышла далеко за пределы “Королевского общества” и охватила самые разные слои населения. Изобретали и усовершенствовали все – ремесленники, сельские священники, университетские профессора, почтенные землевладельцы.
Иногда увлечённость чем-то доходила до курьёзов – один предприниматель получил прозвище “помешанный на железе”. Он носил железную шляпу и завещал похоронить себя в железном гробу. Именно он инициировал строительство 1-го железного моста через реку Северн, который существует до сих пор.
Больше всего изобретений появилось в хлопкопрядении. Это была сравнительно новая для Англии отрасль промышленности. Тонкостью выделки, красотой и прочностью рисунка английские ситцы не могли конкурировать с индийскими, поэтому важно было сделать их более дешёвыми. Первые изобретения в этой области относятся к 30-м годам XVIII века, но тогда они не нашли применения, а их авторы разорялись и бежали от ярости собратьев-ремесленников, видевших в технических новшествах угрозу своей профессии.
В 1765 г. плотник Дж. Харгривс усовершенствовал прялку, чтобы прясть не одну, а 20 нитей. В честь своей дочери он назвал свою самопрялку “Прялка Дженни”. Она приводилась в движение рукой человека, т.е. была переходом от ручного приспособления к машине. Нить она выpaбатывала тонкую, но не прочную. Прялка “Дженни” была небольшая и использовалась в домашних условиях. Изобретатель не сумел извлечь выгоды и умер в нищете и безвестности, но 20 лет спустя по всей стране уже работало около 20 тысяч “Дженни”.
В 1767 г. получил патент на изобретение “водяной машины” Р.Аркрайт. Это приспособление позволяло получать прочную, но толстую нить и работало с помощью водяной тяги. Его судьба сложилась иначе. Скорее всего, этот цирюльник присвоил чужое открытие и запатентовал его, но он оказался ещё и прекрасным организатором. За свою долгую жизнь он и разбогател, и добыл себе звание рыцаря.
В 1771 г. он заручился поддержкой двух богатых изготовителей чулок. С помощью средств, полученных от них, он построил на реке Деруэнт, около горячего источника, не позволявшего реке замерзать зимой, водяное колесо. Оно “молотило” не зерно, а приводило в движение прядильные “водяные машины” Аркрайта. Это была первая фабрика, крупное производство, где использовался труд рабочих, обслуживающих машины. Спустя несколько лет на этой фабрике работало 3 тысячи человек, и это была не единственная фабрика Р.Аркрайта. Он со своими компаньонами построил не только “прядильные мельницы”, но и ткацкие мастерские, продукция которых могла конкурировать с самыми лучшими хлопчатобумажными тканями, привозимыми до того из Индии. Р.Аркрайт стал очень богатым человеком.
Чуть позже Сэмюэл Кромптон сумел объединить достоинства “Дженни” и “водяной машины”, создав механизм для изготовления прочной тонкой нити. Из-за этого “скрещивания” его создание было прозвано “мулом”, или “мюль-машиной”. Сам он работал на своей машине у себя дома. Тонкость выpaбатываемой пряжи привлекла внимание других прядильщиков. Немало любопытствующих пытались, приставив в его окнам стремянки, заглянуть в окна его мастерской. А один даже просверлил дыру в стене. Но С.Кромптон не запатентовал своего “мула”, а предоставил его в общее распоряжение. Однако фабриканты в безжалостной погоне за деньгами не торопились добровольно выполнять принятые на себя материальные обязательства, и С.Кромптон умер в нищете.
Фабрики с “водяными машинами” можно было строить только на берегах рек. Если река зимой замерзала, то и фабрика останавливалась. Поэтому велись поиски двигателя, который бы не зависел от погоды. Ещё в начале XVIII века была создана паровая машина для откачки воды из шахт. Она потрeбляла много топлива, но работала плохо, и её можно и нужно было усовершенствовать.
В университете Глазго сломалась модель парового насоса (так называемая “машина Ньюкомена”). Её поручили отремонтировать изобретателю-механику Джеймсу Уатту. Ремонтируя модель, он придумал, как её усовершенствовать. Долгих 13 лет понадобились, чтобы сделать “паровую машину” экономически выгодной. Джеймс Уатт и Джон Робак, который начал использовать паровую машину на своей шахте, брали кредиты для продолжения экспериментов и залезли в долги. Дж. Уатт писал об этом времени: “Нет на свете более глупого дела, чем заниматься изобретательством”.
Для продолжения работ Джеймса Уатта познакомили с бирмингемским промышленником М.Болтоном, который взялся финансировать дальнейшую работу. Даже находясь на грани разорения, М.Болтон не терял надежды и веры в успех.
Наконец, в 1781 г. они добились успеха и в 1784 г. Джеймс Уатт получил патент и узаконил своё изобретение. Ему удалось использовать силу пара для вращения вала. Паровая машина Уатта потрeбляла вдвое меньше угля, чем “машина Ньюкомена” и выполняла больший объём работ. К этому времени Дж. Уатт так устал от множества разочарований, что даже не сознавал, как велико значение его изобретения.
Когда через год им заинтересовалась одна прядильная мастерская, Дж. Уатт был полон сомнений и подозрений. Трудно упрекать гениального изобретателя-механика со сказочно умелыми руками в том, что в первый год он не понял того, что его машина произведёт переворот в текстильной промышленности! С помощью предпринимателей был построен завод, на котором с 1785 по 1800 годы было изготовлено более 200 паровых машин.
Созданный Д.Уаттом паровой двигатель был универсальным: его можно было применять в хлопкопрядении, ткачестве, книгопечатании, металлургии, на рудниках, на трaнcпорте.
Серия изобретений и технических усовершенствований, которые были сделаны в 60–80-х годах XVIII века, сразу же нашли себе применение. Появление фабрик свидетельствовало о том, что начался качественный перелом в организации производства. Так в Англии в третьей четверти XVIII в. начался промышленный переворот, положивший начало становлению индустриальной цивилизации.
Появляются многочисленные фабрики и заводы. Владелец фабрики занимался только организацией производства и сбытом продукции. Необходимость поддерживать машины в рабочем состоянии потребовала привлечь на фабрику инженеров и техников. Для обслуживания машин стали использовать труд женщин и детей, которым меньше платили. Детей-сирот и детей бессердечных родителей брали работу в возрасте 5–7 лет, а некоторые отцы отдавали на работу и четырёхлетних детей!
Детский труд был чрезвычайно тяжёлым, особенно на шахтах, где в штольнях использовался их малый рост. Штольни, по которым надо было тащить вагонетки, были очень низкими. Мальчики и дeвoчки работали вместе, полураздетые, в изнуряющей жаре, рабочий день длился по 12–16 часов с получасовым перерывом на еду.
Комиссия, обследовавшая положение в шахтах в 1842 году, писала, что дети, “обвязанные цепями, поясами, взнузданные, словно впряжённые в маленькую повозку собаки, чёрные, покрытые потом, почти совсем гoлые, ползя на коленях, тянули свой тяжёлый груз; это было невероятно отталкивающее и противоестественное зрелище”.
В 1842 году вышел, наконец, указ, запрещающий использовать на подземных работах женщин и повысивший возраст, начиная с которого можно использовать на этих работах мальчиков, с пяти лет до десяти.
Если мы хотим познакомиться с историей промышленного переворота в Англии, то неоценимую помощь в этом нам окажут романы знаменитого английского писателя XIX века Чарльза Диккенса. В них он ярко описал не только историю Англии в романтическом стиле, но и показал тяжёлые судьбы детей, у которых в их детской жизни было много печали, нужды и слёз. Среди этих историй особенно яркими являются истории маленького Оливера Твиста, Николаса Никльби, Дэвида Копперфильда и других”.
Примерные вопросы по теме: “начало промышленной революции в Англии”.
№ п/п |
Вопросы. |
1 | Когда было создано “Королевское общество” (Академия наук) в Англии? |
2 | Кто создал “Королевское общество” (Академию наук) в Англии? |
3 | С какими знаменитыми учёными была связана деятельность “Королевского общества” в Англии? |
4 | Кто занимался изобретательством в начале XVIII века в Англии? |
5 | В какой отрасли промышленности было сделано больше всего изобретений? |
6 | Кто изобрёл самопрялку “Дженни”? |
7 | Сколько самопрялок работало в Англии в 1785 году? |
8 | Что изобрёл Джеймс Уатт? |
9 | Что такое промышленный переворот? |
10 | Какие условия необходимы для того, чтобы осуществилась промышленная революция? |
11 | В какой отрасли промышленности начинается промышленная революция в Англии? |
12 | Какую роль сыграла внешняя торговля для начала промышленной революции в Англии? |
13 | В чём сущность технической революции конца XVIII – начала ХIX века? |
14 | Какие колонии были у Англии к концу XVIII века? |
15 | Где находились английские колонии? |
16 | Какие изменения произошли в жизни рабочих с появлением фабрик? |
17 | Чей труд стал чаще всего использоваться для работы на фабриках с началом промышленного переворота? |
18. | Что означает выражение “дух” предпринимательства? |
19. | Какие важнейшие изобретения были сделаны в период промышленного переворота? |
20 | Какие выводы можно сделать из того факта, что в 30-е годы XVIII века технические изобретения не нашли применения в промышленности? |
21 | Каковы были недостатки водяного двигателя? |
22 | Почему Англия получила название “первая мастерская мира”? |
Проблемные вопросы. |
|
1 | Почему родиной промышленного переворота стала именно Англия, а не Франция или Германия? |
2 | Почему первые изобретатели не смогли разбогатеть при жизни? |
3 | Почему именно самопрялку “Дженни” многие историки считают первой машиной промышленной революции? |
4 | Почему именно паровая машина Дж. Уатта стала универсальной? |
5 | Почему важнейшие технические изобретения в Англии в XVIII веке привели к промышленному перевороту? |
6 | Известно, что первые паровые машины появились ещё в Древнем Риме, позднее, в XVIII веке, – в России благодаря изобретению Ивана Ползунова. Почему же это изобретение получило такое широкое распространение именно в Англии в XVIII веке? |
7 | Почему усовершенствование паровых машин потребовалось только во II половине XVIII века, а не тогда, когда они были впервые изобретены? |
8 | Почему технический прогресс не способствовал повышению качества жизни большинства населения Англии в XVIII века? |
9 | Известно, что первые изобретения появились в Англии в хлопкопрядильной промышленности. С чем это было связано? |
10 | Известно, что самопрялку изобрел Харгривс, тогда почему именно Аркрайту удалось создать первую фабрику с использованием машин? |
11 | Известно, что Англию считают классической страной промышленной революции. Почему именно Англия стала первой страной, где произошла промышленная революция? |
12 | Известно, что некоторые историки считают удачное географическое положение Англии причиной начала промышленного переворота. Так ли это? |
13 | Известно, что с началом промышленного переворота на фабриках стали использовать труд женщин и детей. Почему фабрикантам это было выгодно? |
14 | Известно, что в Англии в 1640–1660-х гг. произошла буржуазная революция. Какое влияние она оказала на развитие сельского хозяйства и промышленности? |
15 | Известно, что Дж. Уатт похоронен в Вестминстерском аббатстве и на его могиле сделана надпись “Подлинный благодетель человечества”. Что означает эта эпитафия? |
Список использованной литературы
- Всероссийские олимпиады школьников по истории и обществознанию: Материалы и комментарии. Сост. С.И.Козленко. М., 2003.
- Зверева Л., Тувельман А. Мир и Россия в XIX веке. Краткие конспекты уроков для учителя истории. 8 класс. М., 2005.
- Креленко Н.С. Новая история. Ч. 1. Учебник для 7 класса основной школы. М., 2000.
- Куриев М.М. Новая история (вторая половина VVII–XVIII вв.). Учебник для учащихся 7 классов. М.,1998
- Мишина И.А., Жарова Л.Н. Новая история. Конец XV–XVIII век: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М., 2010.
- Никифорова О.М. Тематический контроль по истории. Зачёты. 7 класс. М., 2000.
- Сабо Е.Р. Революция машин. История промышленного переворота. Будапешт, 1979.
- 1000 вопросов и ответов по истории: Учебное пособие. Под общей ред. А.Н.Алексашкиной. М., 1999.
- Юдовская А.Я., Бapaнов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история. 1500–1800: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений. М., 2010.
- Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по новой истории. 1500–1800. 7 класс. Выпуск 2. М., 2006.
На уроке учащиеся знакомятся с историческим портретом Екатерины II. Целью урока является знакомство с предпосылками, содержанием, с общей хаpaктеристикой внутренней политики. Показать роль дворянских привилегий и продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками....
28 03 2024 23:33:39
Урок для малокомплектной школы с малой наполняемостью класса – до 6, 8 учащихся — представляет деятельность учителя и учеников по обобщению и закреплению знаний по истории Раннего Средневековья, проводится в 6-м классе последним уроком истории в первой четверти. ...
27 03 2024 7:41:15
Представлен конспект статьи "Использование проектного метода на уроках истории"....
26 03 2024 19:42:30
Урок по истории России разработан для учащихся 10-го класса. Учащиеся должны уяснить, что образование государства является результатом длительных закономерных и объективных процессов внутри данного общества. Ребята должны выяснить, на каком этапе развития находились славяне в VII-IX вв. Необходимо формировать умение работать с картой; способствовать овладению исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников....
25 03 2024 6:43:31
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
24 03 2024 14:12:50
Урок обществознания в 6-м классе по учебнику Кравченко А.И. – урок получения новых знаний, на котором рассмотрена экономическая сфера общественной жизни. Ученики знакомятся с понятием «экономика», его многозначностью....
23 03 2024 5:30:45
Необычность урока в том, что проводится он двумя учителями истории, чтобы наглядно продемонстрировать учащимся возможность разной интерпретации и оценки одних и тех же исторических фактов. Учащиеся после урока отмечали, что нелегко определиться с выбором, если каждый учитель настойчиво отстаивает свою точку зрения, противоположную версии другого учителя. Но именно в такой ситуации дети учатся размышлять, делать выводы, отстаивать своё мнение и опровергать аргументы оппонентов. ...
22 03 2024 4:58:31
Урок построен в строгой логике развивающего обучения: постановка учебной задачи через создание проблемной ситуации; решение учебной задачи учащимися по материалам исторических источников, самостоятельное изучение законов с отработкой умений мыслительной деятельности (анализировать, сравнивать, обобщать), аргументированно представлять свою точку зрения, делать выводы, работать в группах; рефлексивно-оценочный этап. ...
21 03 2024 15:17:38
На уроке дети узнают, что такое этнос, какие существуют типы этносов, что влияет на образование этносов и какова роль этносов в истории....
20 03 2024 21:51:58
Урок помогает раскрыть понятия: ценности, мотивы, предпочтения, патриотизм; воспитать общероссийскую идентичность, гражданственность, приверженность гуманистическим ценностям....
19 03 2024 4:57:33
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
18 03 2024 10:32:42
Урок истории России по теме «Русь между Востоком и Западом»....
17 03 2024 0:11:20
В уроке рассматривается развитие внешней политики в мире в постсталинский период, поиски новой стратегии отношений с Западом, с социалистическим лагерем; урок развивает творческое мышление (анализ документов, самостоятельная работа с научной литературой, работа с новыми терминами и понятиями), самостоятельность мышления учащихся; чувство любви к Родине, толерантность, воспитывает интерес к истории Отечества. ...
16 03 2024 15:38:40
Интегрированный урок построен в форме интеpaктивного обучения. На основе изучения исторических источников в виде документов, учащиеся в группах заполняют общую таблицу по данной теме, защищают свои работы, делают выводы. Урок способствует получению обществоведческих знаний по теме «Демократия», связан с подготовкой к экзамену в форме ЕГЭ....
15 03 2024 10:49:46
Урок разработан с целью изучения понятий, основ Конституции РФ, прав и свобод человека. На уроке предполагается решение следующих задач: определение, что такое Конституция, основная цель создания Конституции, ее задачи в правовом государстве....
14 03 2024 21:29:41
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
13 03 2024 9:25:11
Урок поиогает получить представление о сущности духовного мира личности и его значении для современного общества, формирует отношение к духовной жизни общества. Разнообразные формы и способы, используемые на уроке, повышают познавательную активность учащихся, воспитывает коммуникативность, толерантность в общении с другими, развивают умения сопоставлять, рационально решать познавательные и проблемные задачи....
12 03 2024 14:26:32
Классный час посвящен уникальным памятным местам родного города. С помощью краеведческого материала учащиеся знакомятся с прошлым и настоящим родного города. Цель: формирование активной гражданской жизненной позиции. Необходимо использовать презентацию «Уникальные памятные места города Пензы»....
11 03 2024 23:55:56
В статье рассматривается семья и ее роль в современном обществе, ее структура. Показывается, как социальные, экономические, политические отношения в обществе моделируются человеком по образу и подобию межличностных семейных отношений....
10 03 2024 1:51:13
Цели урока: повторить материал о событиях в Западной Европе VI-XI вв; повторить причины образования государств в Европе; закрепить основные понятия темы; закрепить навыки работы с картой....
09 03 2024 17:27:43
Данный урок предназначен для 6-го класса, который изучает Историю Древнего мира. Он познакомит учащихся с тем, как происходило объединение Китая, с кем китайцы вели завоевательные войны. Ученикам предстоит выяснить, для чего была построена Великая Китайская стена и как она выглядела....
08 03 2024 11:48:52
Урок содержит различные формы работы – фронтальную, индивидуальную, групповую. Подобный урок можно использовать в 6-м классе, работая по новым образовательным стандартам. Учащиеся "добывают себе знания", а учитель направляет, нацеливает их на определенный вид работы....
07 03 2024 10:30:38
Общей целью исторического образования является приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям, овладение ими языком культуры, развитие личности на основе знания прошлого и умение ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Важнейшая цель исторического образования - обеспечить средствами предмета, включающего разные учебные курсы, воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современного общества....
06 03 2024 10:13:52
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...
05 03 2024 9:57:39
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества. ...
04 03 2024 9:59:52
Урок истории в 6-м классе обобщает и закрепляет знания учащихся по теме "Киевская Русь", дает оценку деятельности исторических личностей данного периода истории Руси, а также пополняет знания учащихся о личностях первых киевских князей и политике их правления. ...
03 03 2024 14:26:34
Урок посвящен 65-летию Победы. Цель мероприятия: показать учащимся масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа. Воспитывает патриотизм....
02 03 2024 9:25:37
Урок по новой истории в 8-м классе на тему «Признаки империализма» помогает выяснить причины, процесс и последствия образования монополий; развивать навыков у учащихся работы по опopным схемам; раскрыть значение новых понятий к теме с помощью опopных схем....
01 03 2024 23:56:50
Работа представляет собой урок-пpaктикум в профильном 11-м классе, цель которого проанализировать изученный материал по теме «СССР в 1953–1964 гг.» и закрепить умение работы с источниками. Урок сопровождается презентацией. Учащиеся анализируют предложенные тексты, делают самостоятельные выводы, которые обобщаются на слайдах....
29 02 2024 14:47:20
Двадцать лет – обычно достаточный срок для того, чтобы оценить значение крупного исторического события, в то же время на этой дистанции еще сохраняется живость восприятия произошедшего. Для собственно оценки необходимо сформулировать отношение как минимум к трем вещам: хаpaктеру режима в Советском Союзе на момент распада, обстоятельствам разложения и развала СССР, наконец, к тому, что возникло на месте бывшего Союза....
28 02 2024 5:41:31
В ходе урока рассматриваются различные точки зрения на место России в цивилизационном процессе, раскрываются черты самобытности России и влияние западной цивилизации. ...
27 02 2024 16:43:36
Обобщающий урок по теме «Гражданская война в России» в 9-м классе способствует осознанию учащимися важнейших исторических проблем, активизирует познавательную деятельность школьников, формирует у них навыки самостоятельной работы, умение работать с историческими источниками. Прослеживается межпредметная связь истории, обществознания, литературы, этики. Домашнее задание поможет развивать творчество и литературные навыки....
26 02 2024 1:23:20
Начало русского революционного движения, причины и источники выступления декабристов учащиеся изучают в традиционной технологии. Учащиеся работают в тетради, оформляя этапы обсуждения темы, самостоятельно делают выводы. ...
25 02 2024 23:38:29
В настоящее время в России происходит процесс, когда человек может участвовать в жизни и политике государства через малые группы, общественные и политические организации, элиты и классы. В статье рассматривается взаимосвязь человека, политики и национальности; затронуты вопросы влияния национальности на жизнь человек. ...
24 02 2024 22:12:16
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...
23 02 2024 1:27:59
Урок основан на активном участии ребят. Автор рекомендует провести предварительный опрос, чтобы выяснить отношение к темнокожему населению России в присутствующей аудитории. Таким образом, перед ребятами изначально ставится проблема: «Как я отношусь к этому вопросу?» Проблема усиливается, когда учащиеся, разбившись на группы, получают для работы противоположные точки зрения из источников СМИ и интернет-форумов....
22 02 2024 23:56:53
Основная цель урока - систематизировать изученный материал по изученной теме. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации. Накануне класс делится на две группы, и каждой было предложено задание: подготовить рассказ о лидерах «белого» и «красного» движения. В конце урока проводится проверка знаний учащихся (тестовые задания) и подводится итог урока....
21 02 2024 8:22:39
Замысел урока позволяет реализовать требования к современному уроку. Содержание предоставляет возможность для постановки и решения проблемного задания. В начале урока поставлен проблемный вопрос и обучаемые с помощью учителя пытаются найти ответ. На занятии используются межпредметные связи (география, литература, обществознание), элементы ролевой игры и лабораторной работы с историческими документами....
20 02 2024 1:37:41
В ходе урока учащиеся знакомятся с целями завоевательных походов фараонов в Древнем Египте, узнают об итогах завоевательных походов для различных групп населения Египта. Также школьники продолжают учиться работать с исторической и контурной картой....
19 02 2024 22:51:55
Данный урок истории можно проводить для учащихся 6-х классов, как повторительно-обобщающий. Урок проводится по образцу телевизионной игры «Умники и умницы». Он имеет два основных этапа: отборочный тур и сама игра. Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние....
18 02 2024 9:51:33
Внеклассное мероприятие о 46-м гвардейском полку ночных бомбардировщиков, единственном в мире, полностью состоящем из женщин. Средства виртуальной экскурсии показывают героизм дeвyшек и привлекают подростков....
17 02 2024 3:17:53
Игра в форме исторического футбола рассчитана на учащихся 6-х классов, (только начавших изучать отечественную историю) с целью закрепления и расширения основных знаний по теме «Древняя Русь» в объеме школьной программы. Комaнды учащихся отвечают на поставленные вопросы в течение 30 секунд поочерёдно, имея возможность подстраховать друг друга. ...
16 02 2024 7:58:59
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
15 02 2024 6:59:26
Для повышения интереса к предмету и стимулирования познавательной деятельности учащихся, начиная с пятого класса, я предлагаю учащимся проект изготовления моделей. Модель может представлять собой: предметы быта, орудия труда, одежду, архитектурный объект и т.д. В результате творческой деятельности рождаются очень интересные модели, которые можно использовать и в дальнейшей работе в качестве объемной наглядности по предмету....
14 02 2024 19:58:57
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
13 02 2024 11:11:31
Проверочная работа обобщает, углубляет исследовательские навыки, умения. Работа также позволяет увидеть изученный материал с новой, оценочной точки зрения, способствует развитию творческих способностей учащихся....
12 02 2024 6:15:43
В 1920-1930 годы происходило становление и формирование новой советской архитектуры, новых архитектурных направлений. Одной из важнейших задач советской архитектуры было переустройство старых дореволюционных городов в города нового социалистического типа. На уроке можно использовать сведения об архитекторе А.А. Яковлеве (старшем), рассмотреть архитектурные направления тех лет. ...
11 02 2024 6:33:37
Современным школьникам мало известно о подвигах советских ученых в годы войны, об открытиях и изобретениях, сыгравших немаловажную роль в победе над фашизмом. Данный урок рассказывает о деятельности выдающихся физиков в годы войны, их мужестве, героизме, самоотверженном труде, благодаря чему, наша армия была обеспечена новым вооружением, новыми технологиями и одержала победу....
10 02 2024 14:39:33
Сценарий урока с использованием презентации. Целью данного урока является формирование правовой компетентности современного подростка, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение ориентироваться в правовом прострaнcтве. На уроке у учеников формируются такие понятия, как юридический факт, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность. ...
09 02 2024 9:10:43
Урок раскрывает основные причины усиления королевской власти в Европе на примере Англии и Франции. Раскрывает основное понятие абсолютизма. Рекомендуемые учащимся проблемные задания на уроке позволяют развивать историческое мышление, повышать мотивацию к предмету. ...
08 02 2024 6:17:41
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::