Проверочные работы    

Методическая рекомендация для написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию (задание С)

Общеизвестно, что при сдаче ЕГЭ по обществознанию для большинства учащихся самым тяжёлым является написание эссе. Структура заданий уровня “С” построена таким образом, что достаточно прозрачно позволяет выявить умение школьника определять главное в содержании цитаты, выражать своё отношение к мысли автора, аргументировать свою точку зрения, сравнивать различные мысли, обобщать и делать вывод. Не обладая хорошо развитыми способностями к аналитическому мышлению и чёткому и ясному выражению своих мыслей, приступать к написанию эссе учащиеся не решаются. Речь не идёт о талантливых и одарённых детях, способных развить объёмные работы на заданные темы экспромтом; автор статьи в качестве подопечных рассматривает ребят со средним и выше среднего уровня познавательных способностей – тех, кто составляет большинство, выбравших ЕГЭ по обществознанию по выбору, тех ребят, которые сравнительно успешно справляются с заданиями уровней “А” и “В”, но испытывают трудности при написании эссе. Разработанная методика – есть результат реальной и систематической работы с учащимися 11 класс при подготовке к ЕГЭ по обществознанию, помощь учителям в этом направлении в работе с указанной категории учащихся – вот главная задача автора статьи.

Как показывает опыт подготовки учеников к сдаче ЕГЭ, первая проблема, с которой сталкивается большинство школьников, – это ошибка в выборе последовательности действий при формировании материала к работе. Ребята не могут понять, что является главным при написании, с чего действительно необходимо начать работу. Следующее осложнение, возникающее при написании мини-сочинения, – трудности с содержательной частью работы, то есть подбор материала, который конкретно наполнит структуру работы. Третья задача, которая выбивает школьников из равновесия, – это расположение материала (мыслей, идей, мнений) в работе. Представляется, что эти три самые часто возникающие трудности вполне преодолимы, в том числе и для учащихся, не обладающих высоким уровнем интеллектуального развития.

Для учителя, который готовит ребят к выполнению задания уровня “С” (написание эссе), самой большой проблемой является необходимость убедить одиннадцатиклассников в том, что содержательное эссе по любой из предложенных тем может иметь простую и ясную структуру. Чтобы написать работу, достойную оценки выше средней, необходимо придерживаться этой схемы. Автор статьи предлагает алгоритм из 6 последовательных действий, который, во-первых, достаточно легко запоминается учащимися, во-вторых, позволит раскрыть содержание цитаты эссе в достаточно полной мере, в-третьих, требует минимум организационных затрат при написании. Данная метода проста и незатейлива, в этом один из её плюсов. Поэтому самым ценным в данной статье является Приложение, которое рекомендуется активно использовать на занятиях по подготовке к ЕГЭ (распечатанный вариант методической рекомендации на столе у каждого ребёнка во время занятий поможет приучить их справляться с заданием намного быстрее и эффективней).

Шаг 1. Определение базовой идеи.

Цитату автора необходимо внимательно прочитать и отделить важное от второстепенного, выявить главное: то, что хотел автор донести до читателя. Часто бывает, что в одном предложении автор имеет в виду несколько объектов рассуждения (сравнение, аналогии, ретроспективные или перспективные умозаключения и т.д.), в таком случае ученику следует выбрать один из вариантов размышления – сосредоточиться на сопоставлении свойств объектов или на описании, анализе объектов. На данном этапе нужно определить, к какой сфере общественных отношений относится утверждение автора цитаты, попытаться разбить её на логические части, выявить соподчинённость и взаимосвязь элементов. Важно отметить форму цитаты (повествовательная, вопросительная, восклицательная), в этом может быть скрыт эмоциональный посыл автора, который не всегда ясен при первом ознакомлении. Смысл цитаты необходимо уяснить чётко и определённо, так как от этого будет зависть направление всего хода рассуждения. Если на этом этапе работы будет допущена ошибка, то под вопросом будет оценка всей работы учащегося. Не следует переписывать слова автора в качестве начала, самым лучшим будет попытаться трактовать идею автора своими словами.

Шаг 2. Выражение своего отношения.

Следует ясно и категорично выразить своё мнение. Шаг очень значимый, так как доказывать и обосновывать придётся в конечном итоге его, а не мысль автора. Субъективное отношение может быть разным: согласие, неприятие, индифферентное отношение. Мнение должно быть определённое и недвусмысленное, так как нарушение этого правила может привести к путанице на следующих этапах работы.

Шаг 3. Аргументация.

Своё мнение необходимо аргументировать; как правило, достаточно трёх тезисов для того, чтобы уяснить уровень осознания причинно-следственных связей и знания об окружающем мире (общественная жизнь, наука, история, социально-бытовой опыт). Большее количество тезисов допустимо в том случае, если предыдущие этапы работы были описаны минимальным количеством предложений. Аргументы лучше всего располагать по возрастающему принципу в соответствии со степенью их логической убедительности. В качестве тезисов можно использовать цитаты известных общественных и политических деятелей, исторические прецеденты, научные факты; примеры из личной жизни лучше избегать, стремиться к максимально обобщённым и общеизвестным утверждениям. Учащимся необходимо запомнить, что от того, как и какими доводами они смогут обосновать утверждаемый ими тезис, будет зависть смысловое содержание всей работы.

Шаг 4. Косвенное доказательство (допущение от противного).

Чтобы показать осознание значения мнения автора (или самого учащегося), показать способность оценить его объёмность, а так же умение логически мыслить, можно допустить в сочинении риторический приём потенциального предположения обратной ситуации. Это означает, что учащийся гипотетически (лишь для подтверждения своего мнения только косвенными методами) допускает возможность ошибочности точки зрения автора. Из этого допускаются следствия, которые закономерно приводят к абсурду, таким образом, подтверждается верность первого тезиса, из отрицания которого были выведены посылки. Данный приём позволит показать владение методами косвенного доказательства. Так как мини-сочинение предполагает небольшой объём, рекомендуется ограничиться одним следствием из допущения (при условии наличия не менее трёх тезисов в предыдущем пункте).

Шаг 5. Сравнение базовой идеи.

Для более подробного анализа цитаты и раскрытия её смысла, следует главную идею автора сравнить с похожими мыслями деятелей различных сфер общественной жизни. На данном этапе учащимся придётся продемонстрировать широту кругозора и должный уровень общей эрудиции. К тому же это прекрасная возможность показать хороший уровень владения учебным материалом. Сравнение поможет найти новые контексты, которые, возможно, были незаметны при работе на предыдущих этапах.

Шаг 6. Вывод.

Закономерный итог всего сочинения – вывод. Часто школьники знают, что он должен присутствовать в сочинении как необходимая структурная единица, но не понимают, что он должен логически вытекать из всех предыдущих этапов деятельности. Если исходить из того, что работа по написанию эссе будет строиться в соответствии с пятью предыдущими пунктами, то осознать логическое следствие вывода как заключительного фрагмента сочинения школьнику будет намного проще. Прежде чем приступить к написанию вывода, необходимо прочитать весь собранный материал для сочинения – это поможет выдержать логическую стройность всей работы. Базовая мысль эссе была определена, чётко выражена, выявлена точка зрения учащегося, его мнение обосновано не менее чем тремя аргументами, попытка допущения обратного привела к абсурду, были определены схожие с базовой мыслью идеи – главная идея была всесторонне исследована. Итогом данного анализа должен быть вывод. Важно, чтобы мысль, высказанная в начале эссе (шаг 1), не была повторена как вывод (шаг 6) – за этим необходимо следить учащемуся. Поэтому рекомендуется в качестве вывода определить актуальность мысли автора, можно доказать её спорность, важность лично для самого учащегося.

Безусловно, работа с детьми по данной схеме должна носить систематический и последовательный характер, в противном случае эффективность усилий будет стремиться к нулю: способность справиться с заданием уровня “С” требует длительных и серьёзных занятий, ведь необходимо не только приучить ребят работать по схеме, но и регулярно расширять кругозор школьников. Методическую информацию можно использовать как при работе в группах с учителем, так и при самостоятельном написании мини-сочинения (см. Приложение). По каждому шагу можно написать четыре-пять развёрнутых, сложных продолжений. Не стоит нагромождать текст сложноподчинёнными предложениями, это может запутать учащегося. Вполне закономерно, что в зависимости от уровня знаний школьников, сложности предложенных тем, психологического состояния самого учащегося и других обстоятельств определённые этапы в работе можно пропускать либо творчески дорабатывать (но обязательными должны остаться следующие: определение мысли автора, выражение своего отношения, аргументация, вывод). Следует повториться, что данная методика разрабатывалась для написания работ учащимися со средними и выше средних когнитивных способностей, в данной ситуации главной задачей считается необходимость научить их работать по строго заданному алгоритму, попытка научить ребят самостоятельно менять последовательность действий может их только запутать. Использование данной методики в классах, углублённо изучающих гуманитарные науки, выходит за рамки данной статьи.

Список литературы

  1. Александров Д.Н. Логика. Риторика. Этика: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 168 с.
  2. Введение в теорию и практику аргументации: учеб. Пособие/И.А. Герасимова. – 2-е изд. – М.: Логос, 2010. – 312 с.
  3. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1986. – 224 с., ил.
  4. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово: Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение: АО “Моск. Учеб.”, 1996. – 416 с.
  5. Никифоров А.Л. Книга по логике, общедоступная и увлекательная. М.: ОАО “Издательский Дом “Городец””, 2006. – 256 с.
  6. Таранов П.С. Искусство риторики: Универсальное пособие для умения говорить красиво и убедительно. – М.:Изд-во Эксмо, 2002.– 576 с.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Научно-исследовательская работа "Рюрик – первый русский князь"

Что такое человек? Какое место он занимает в истории? В статье автор рассказывает об интересном человеке, который оставил свой след в древнейшей истории. Волею судьбы он становится первым русским князем, основателем государства русского, хоть и сам не был русского происхождения. В работе систематизированы знания о происхождение Рюрика, о его деятельности....

18 09 2020 18:58:59

Творческий проект "Как рождается коллекция"

В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма " Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....

17 09 2020 7:13:26

Презентация: «Портфолио учителя истории»

Представлено портфолио учителя истории. Состоит из семи разделов....

16 09 2020 22:22:13

Урок по теме "Русско-японская война 1904–1905 гг.: причины, историческое значение" (история России, 9-й класс)

Урок блочно-модульного структурирования. Процесс формирования блоков основан на просмотре отрывков из учебного кинофильма: соединяя увиденное с содержанием материала учебника, ученики составляют соответствующий блок. В результате работы ученики имеют готовые технологические карты для домашнего повторения, а также для подготовки к контрольным срезам....

15 09 2020 20:37:44

"Времён связующая нить"

Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Практика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе? ...

14 09 2020 19:48:20

Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках истории

В старших классах часто использую прием « Стратегия эффективной лекции» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо». Материал лекции делится на смысловые единицы. Передача каждой из них строится в технологическом цикле: вызов – осмысление содержания – рефлексия. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний....

13 09 2020 22:39:48

Урок: "Династический кризис 1825 года. Восстание декабристов"

В основу изучения нового материала положен метод проблемного изложения. Учащиеся должны были дать аргументированные четкие ответы на проблемное задание, в течение урока поработать с историческими документами. Тесты, предложенные в конце урока, дают возможность быстро и непринужденно закрепить материал урока. ...

12 09 2020 4:47:53

Урок истории Древнего мира на тему "Греки и критяне". 5-й класс

Цель урока: изучить местоположение, природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков....

11 09 2020 3:12:53

Материалы для вводных урков по темам "Мировые религии" и "Компьютерная презентация"

Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им практические навыки общения с людьми разных конфессий....

10 09 2020 8:24:18

Задания по историческим персоналиям середины Х — второй половины XVI века "Узнай кто это"

Задания по историческим персоналиям середины X - второй половины XVI века можно использовать на уроках обобщения пройденного материала и повторения в старшей школе. Десять характеристик каждого исторического деятеля по десять вопросов в каждом "портрете". ...

09 09 2020 6:54:58

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" на тему "Молодежь и выборы"

Мероприятие повышает правовую грамотность учащихся. Формируется понимание важности участия в избирательном процессе....

08 09 2020 11:16:15

Правовое воспитание школьников (на примере судейской профессии)

Вниманию учителей предлагается сценарий урока о судейской профессии. Ведущий и учащиеся задают приглашённым гостям много вопросов, связанных с ней. Подобные уроки расширяют кругозор школьников о работе правоохранительных органов и способствуют формированию у них правовой культуры....

07 09 2020 3:21:55

Интегрированный урок (история + литература) "Интеллигенция и революция". 11-й класс

Интегрированный урок истории и литературы позволяет учащимся 11-го класса не только познакомиться с литературными произведениями Блока, Горького, Бунина, но и раскрыть сущность их представлений о революции, культуре, личности, народе, показать их отношение к русской жизни 20-х годов XX века. Анализ данных текстов помогает старшеклассникам почувствовать особенности данной исторической эпохи. Урок продолжает формирование навыков работы учащихся с документами....

06 09 2020 22:55:59

Интегрированный урок по ОБЖ и истории в 10-м классе "Дни воинской славы"

Представлен конспект интегрированного урока по О Б Ж и истории в 10-м классе " Дни воинской славы". Урок позволяет проявить себя и слабо подготовленным учащимся, которые могут выбрать вопрос с наименьшим числом баллов, и сильным ученикам с вопросами, оцениваемыми большим количеством баллов....

05 09 2020 10:18:17

Тема урока: "Социальное "дно": проблемы общественного отношения и государственной политики"

Урок посвящен теме развития социальных отношений в современном мире. Школьники учатся высказывать свою собственную социальную позицию. На уроке формируются навыки сравнительного анализа явлений, процессов, мнений и доказательств, соотношения теоретических обобщений и реальных процессов....

04 09 2020 9:17:14

Сценарий урока истории из курса истории Отечества "Человек на войне" с применением ТСО

Воспитание у учащихся чувства патриотизма на примере духовного становления человека в условиях многообразия и противоречивости событий в В О В. Пройдут годы... И последний фронтовик тихо, скромно и незаметно, без речей, салютов и маршей будет предан земле на каком-нибудь незнаменитом погосте. Сегодня мы должны быть патриотами. Хороша ли, плоха ли моя страна, но это моя Родина! ...

03 09 2020 5:13:24

История России в стихах

Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....

02 09 2020 16:25:35

Программа элективного курса в 9-х классах "История глазами компьютера"

Цели курса: научить учащихся работать с компьютерными дисками по истории Отечества и на этой основе углубить их знания по предмету, расширить круг знаний по национально-региональному компоненту. ...

01 09 2020 12:41:22

Иллюстрации и рисунки по истории России IX в. начало XVI в.

Пособие содержит разнообразный изобразительный материал, который предназначен для изучения отечественной истории в начальной и основной школы, а также найдет применение для работы учителя истории во внеклассной работе, на факультативных занятиях по предмету, для индивидуальных занятий по подготовке к олимпиаде по истории....

31 08 2020 23:59:47

Гражданская война: красные. 9-й класс

Урок подводит учащихся к пониманию причин победы красных в Гражданской войне. Учащиеся усваивают понятия "военный коммунизм", продразверстка", "красный террор"....

30 08 2020 14:54:54

Урок обществознания "Глобальная экономика"

Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....

29 08 2020 23:35:11

Сценарий праздника "День народного единства", посвященного 400-летию со дня освобождения Москвы от польских захватчиков (1612–2012)

Сценарий праздника воссоздает картину жизни нашего государства в начале XVII века в условиях Смутного времени. Знакомит учащихся с трагическими страницами русской истории. Подводит к пониманию обстановки напряженности и трагизма периода времени Лихолетья. Показывает и раскрывает характеры и душевные качества россиян. Формирует чувство гордости и ответственности за право называться гражданином России....

28 08 2020 8:38:48

Государственные символы России (урок с элементами творческой и исследовательской работы учащихся)

Занятие в номинации " Гражданское и патриотическое воспитание школьников" в рамках реализации национального образовательного проекта - комбинированный урок с элементами творческой, исследовательской работы учащихся. Его цели: знакомство с символами российского государства и их историей; развитие памяти, аналитического и творческого мышления; воспитание чувства патриотизма, гражданской ответственности на основе соприкосновения с отечественной историей и анализа "главной песни страны". ...

27 08 2020 9:23:25

Современные образовательные технологии

В статье рассматриваются виды современных подходов в обучении. В предложенном материале авторы попытались дать ответ, как активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках, при которых учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения. ...

26 08 2020 6:58:43

Повторительно-обобщающий урок по истории России в 6-м классе по теме "Россия в период раздробленности"

Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....

25 08 2020 11:40:25

Урок истории в 10-м классе "Петр Великий – чудо или чудовище?". Попытка ускоренной модернизации и ее результаты

Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “ Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....

24 08 2020 13:23:28

Конспект урока истории на тему "Общественно-политическая и культурная жизнь в СССР после Великой Отечественной войны (1945–1953 гг.)". 11-й класс

На уроке учащиеся закрепляют знания о тоталитарном характере советского государства, учатся толерантному отношению к ошибкам истории и в ходе обсуждения проблемных вопросов дают свою оценку событиям этого периода. Учащиеся имеют возможность подготовить свои презентации по теме урока....

23 08 2020 19:28:48

Глобальные проблемы современности

В нынешних условиях на первый план перед учителем-обществоведом выдвигается задача овладения методическими средствами и педагогическими технологиями, адекватными современным целям и новому содержанию обществоведческого образования. Очень важно помочь школьнику не растеряться в изобилии идей и мнений, нацелить его на выработку собственной мировоззренческой позиции, соотнесенной с личным опытом и общественными ценностями. ...

22 08 2020 11:45:58

Информационные технологии на уроке обществознания в 8-м классе "Вечные вопросы"

На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....

21 08 2020 0:28:48

Интегрированный урок "Первое поле ратной славы России"

Автор знакомит учащихся с основным ходом Куликовской битвы и ее значением. Формирует навык исследовательской, аналитической работы с историческим и художественным текстом. Воспитывает уважение к истории страны через изучение ее героического прошлого....

20 08 2020 9:29:16

Права ребенка и их исполнение в Краснощековском районе

Групповой проект может быть использован в 9-м классе при изучении темы « Права и свободы человека и гражданина» рассчитан приблизительно на 4 недели. Проект развивает личность в период социального взросления, ее познавательные интересы, формирует собственную позицию, способности к развитию и саморазвитию....

19 08 2020 23:57:10

Город и село

Задачи урока: рассмотреть эволюцию города в развитии общества и его значение; дать определение селу и городу; сравнить село и город, заполнить таблицу " Плюсы и минусы городской жизни"....

18 08 2020 12:37:33

Формирование компетентности в результате интеграции истории и предметов гуманитарного цикла

Интегрированный урок – одна из наиболее перспективных методик. Интеграция различных предметов позволяет объединить материалы разных курсов, тем самым расширяя и углубляя их, активизирует познавательный процесс, развивает навыки групповой и индивидуальной работы. Введение интеграции предметов в систему образования позволяет решить задачи, поставленные перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки способствуют формированию компетентностей, лучшему усвоению исторического культурного опыта....

17 08 2020 15:40:24

Открытый урок по истории России на тему "Правление Ивана Грозного"

Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....

16 08 2020 18:23:21

Интегрированный урок-презентация по истории и литературе на тему: "Путешествие по Петербургу". 10-й класс

Интегрированный урок-презентация по истории и литературе в 10-м классе по теме " Путешествие по Петербургу". Использование компьютера позволяет увеличить интенсивность подачи материала, сообщить больше сведений по изученной теме за меньший промежуток времени и представить материал в более наглядной и доходчивой форме. Данная презентация позволяет ученику проверить свои ответы прямо на экране компьютера. ...

15 08 2020 23:34:15

Урок истории в 5-м классе "Рыбы и Рим"

Сегодня у учителя истории множество возможностей для того, чтобы его урок стал интересным и познавательным. Материалы этого урока могут помочь в этом, они могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования и науки. ...

14 08 2020 2:39:41

Страницы истории. Россия с начала XX века - 30 годы XX века (9-й класс)

Каждый ученик России должен знать историю страны, вопрос в том, как сохранить интерес к предмету в условиях массовой школы. Для решения этой задачи учитель может использовать активные и интерактивные методы обучения. Конспект внеклассного мероприятия для 9-го класса поможет формированию интереса к истории. Материал может использоваться и как повторительно-обобщающий урок....

13 08 2020 23:28:23

Тема "Самопознание". Семинар-практикум в 10-м классе (2 часа)

Перед учителем стоят задачи: научить учащихся анализировать свои возможности и преодолевать трудности, способствовать развитию желания работать над собой, воспитывать интерес к самому себе. ...

12 08 2020 22:18:30

Урок на тему "900 блокадных дней"

Автор показывает учащимся масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа в блокадном Ленинграде. Воспитывает историческую грамотность и чувство патриотизма у подрастающего поколения. Формирует чувство сопричастности происходившим событиям в годы войны....

11 08 2020 17:40:15

Человек среди людей. Товарищество и дружба

Люди нуждаются в доброжелательных, тесных и продолжительных отношениях. Это отношения товарищества и дружбы. Такие отношения дают людям почувствовать, что они нужны друг другу, что они могут надеяться на помощь, поддержку, сочувствие, сопереживание другого человека. Но тождественны ли эти понятия? Именно этой проблеме и посвящен данный урок....

10 08 2020 14:39:42

Отношение учащейся молодежи к процессу возрождения религиозно-духовных начал в жизни нашего общества

В течение 2011–2012 года на базе школы № 8 г. Мончегорска учитель вместе учащимися провели исследование на отношение учащейся молодежи к процессу возрождения религиозно-духовных начал в жизни нашего общества. Как и предполагалось, большинство учащихся связывает этот процесс с необходимостью возрождения нравственного потенциала общества, с поиском нравственных идеалов, нравственных ориентиров в жизни каждого человека....

09 08 2020 10:10:33

История Древнего мира. 5-й класс. Урок: "Государство на берегах Нила"

На основе использования фрагментов кинофильма « Древний Египет» ученики совершают увлекательное путешествие на берега Нила. Ребята выполняют разнообразные задания в ходе своего путешествия, что позволяет ответить на главный вопрос урока: согласны ли вы с утверждением Геродота: « Египет – дар Нила». ...

08 08 2020 14:22:43

Применение интерактивных форм и методов организации занятий на дисциплинах гуманитарного цикла

Цели урока: обобщить и систематизировать знания об этапах философии, формировать навыки самостоятельно делать выводы, анализировать и проецировать знания о проблемах «того» времени на современность; выделить узловые положения, изученные на предыдущих уроках, показать взаимосвязь изученных фактов, событий; провести проверку и учет знаний, навыков и умений по изучаемым темам, разделам, всему изученному разделу....

07 08 2020 5:58:48

Великая Отечественная война

Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории Х Х века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности С С С Р и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский характер....

06 08 2020 20:53:49

Устный журнал "Недаром помнит вся Россия про день Бородина". 5–8-е классы

Журнал посвящен 200-летней годовщине Бородинского сражения, адресован учащимся вечерней школы при исправительной колонии. Журнал состоит из 4 страниц: " М. И. Кутузов", " Бородино", " Герои Бородина", " Память поколений" и сопровождается фото- видеоматериалами. Репродукции картин известных художников делают образы героев и картины сражений более зримыми и впечатляющими....

05 08 2020 13:14:52

Программа факультативного курса для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида "Я — гражданин России"

Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....

04 08 2020 15:27:53

Урок-путешествие по учебнику Юдовской А.Я. "Новая история" по теме "Изменения в социальной структуре индустриального общества", 8-й класс

Урок-путешествие по истории для 8-го класса. В ходе урока учащиеся узнают об особенностях индустриального общества, его проблемах и ценностях; учатся объяснять причины роста городов, массовых миграций; также развивается логическое мышление....

03 08 2020 12:55:28

Конституция РФ

Заключительный урок в системе уроков « Права и свободы человека и гражданина». С помощью игры легко не только проверить знания обучающихся по разделу, но и активизировать их познавательную деятельность. Важно, что на уроке отрабатываются навыки анализа документа, делаются выводы и обобщения. Урок, систематизируя знания учащихся, формирует активную жизненную позицию....

02 08 2020 15:19:17

Урок по теме "Древнее Двуречье". 5-й класс

Урок соответствует Ф Г О С. Цель урока: сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших городов-государств Древнего Двуречья. На уроке используются индивидуальная и парная формы работы, метод кластера, проблемного изложения, работа с учебником....

01 08 2020 22:13:51

Интегрированный урок (обществознание + английский язык) по теме "Лучший друг планеты – это ты". 8-й класс

Цель урока: обсудить вопрос важности морального выбора в жизни человека и общества; расширить кругозор учащихся о экологических проблемах, связанных с ситуацией ленточных боров в мире....

31 07 2020 14:48:44

Повторительно-обобщающий урок к разделу "Великая Отечественная война" по теме "И помнит мир спасенный"

Урок направлен на то, чтобы углубить и расширить знания учащихся об участниках войны, об их бессмертном подвиге. В качестве опережающего задания к уроку учащиеся должны изучить соответствующие источники, литературу, в том числе, поэзию. Проведение урока в игровой форме позволяет стимулировать познавательный интерес учащихся к истории Великой Победы....

30 07 2020 5:18:37

Проблемная технология на уроках истории

Цели урока: проанализировать цели, ход и итоги коллективизации; рассмотреть коллективизацию на художественном материале (рассказ Владимира Тендрякова « Пара гнедых»)....

29 07 2020 10:51:48

Использование деятельностного подхода в обучении на уроках истории и обществознания

При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его « Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные практики на занятиях....

28 07 2020 22:45:33

Крестовые походы (6-й класс)

Цель урока: сформировать целостное представление о военно-религиозном движении - Крестовых походах; в процессе объяснения выявить причины, условия, основные этапы и последствия крестоносного движения....

27 07 2020 17:52:21

Опыт освоения элективных курсов по истории в рамках гуманитарного направления профильного обучения

Становление в Российской Федерации школы, включающей предпрофильную ориентацию учащихся, является перспективой развития российского образования. Данная форма обучения позволяет более полно учитывать склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами. В данной статье представлен некоторый опыт освоения элективных курсов, которые являются важнейшей составляющей профильного обучения....

26 07 2020 5:17:44

Из опыта работы "Проектная деятельность"

В статье рассказывается о положительном опыте внедрения метода проектов в школьную деятельность. ...

25 07 2020 15:44:23

Занятие элективного курса "Край, в котором ты живешь", 9-й класс. "Герб — отражение истории"

Занятие элективного курса для 9-го класса знакомит учащихся с гербами Амурской области, Магдагачинского района, посёлка Ушумун....

24 07 2020 20:38:48

Дом, в котором мы живем. 6-й класс

Тема « Дом, в котором мы живем» изучается в курсе обществознания в 6-м классе по А. Ф. Никитину. Некоторые элементы урока могут быть использованы при проведении классных часов. В работе раскрывается история возникновения жилища, значение жилища для человека. Разработка урока содержит презентацию, представлены практические задания для обобщения и закрепления материала....

23 07 2020 18:31:14

Урок истории России в 9-м классе по теме "Московская битва"

Учащиеся узнают о роли великих полководцев Великой Отечественной войны: Жукова Г. К., Конева И. С., Тимошенко С. К., генерала Панфилова И. В. в Московской битве. На примерах героизма и патриотизма бойцов Советской армии и народа учащиеся приходят к пониманию причин победы в этом сражении. ...

22 07 2020 23:29:26

Урок истории "Николай II – портрет примерного семьянина". 9-й класс

Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....

21 07 2020 6:24:33

Информационные технологии на уроках истории

Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного характера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....

20 07 2020 9:53:25

Истоки духовной культуры русского народа. Семейно-бытовые обряды

Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе. Знакомит с истоками духовной культуры на основе регионального компонента. Целью урока является способствовать развитию у обучающихся уважения к своим предкам, как хранителям обрядового наследия, и побудить к работе над составлением своих родословных....

19 07 2020 23:43:30

Урок истории России по теме "Монгольское нашествие". 6-й класс

Урок построен как проблемный с дополнительными материалами, презентацией и другими учебными ресурсами. На уроке предполагается работа учащихся в группе, выступление ученика, получившего опережающее задание, представителей от каждой группы. В конце урока оценивается работа каждого ученика в группе и индивидуально, что даёт возможность заработать оценки всем ученикам....

18 07 2020 10:15:15

Урок-обобщение по теме "Эпоха Средневековья". 6-й класс

Один из способов развития одаренности детей – урок-турнир. Турниры – это не только состязания духа, силы и интеллекта, но и увлекательное романтическое приключение, погружение в исторические или фантастические реалии той или иной культуры. На таких уроках дети имеют возможность раскрыть свои способности, таланты, проявить самостоятельность и создать что-то свое. Такие занятия требуют тщательной подготовки, продумывания заданий с учетом возможностей учащихся....

17 07 2020 21:17:26

Профсоюзное движение. История возникновения

Урок знакомит с ролью профсоюзов в становлении рабочего движения, объясняет необходимость существования и важность деятельности профсоюзного движения. На уроке используется метод ролевой игры, учащиеся становятся жителями середины XVIII – начала XIX века, которые пытаются бороться за свои права, с одной стороны, и отстаивают свои интересы, с другой. В игре используется элемент диспута и анализа сложившейся обстановки, позволяющие учащимся использовать свой интеллектуальный потенциал....

16 07 2020 13:39:37

Интегрированный урок по истории России и МХК в 6-м классе "Расцвет Древнерусского государства при Ярославле Мудром"

Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после смерти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охарактеризовать духовную составляющую периода становления государства....

15 07 2020 4:17:45

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция"

Игра на уроке истории порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, помогает создавать в детском коллективе атмосферу дружелюбия. Это активная форма учебных занятий, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой оживают люди – исторические лица....

14 07 2020 10:18:26

"Культура Древней Греции". Урок истории в 5-м классе

Тема рассчитана на 2 урока. Первый урок – лекция с показом слайдов и элементами самостоятельной работы учеников. Второй урок – самостоятельная работа учащихся, углубление материала, закрепление и проверка усвоения. Я представляю первый урок. Вся работа строится на основе презентации....

13 07 2020 7:22:23

Внеклассное занятие для учащихся 7-го класса "Жизнь феодалов"

На уроке, проходящем в форме игры, учащиеся повторяют и обобщают знания учащихся об условиях жизни господствующего класса при феодальном строе. Урок дает представление о некоторых моральных нормах и установках феодалов, закрепляет знания дат, имен, понятий по теме " Феодализм". ...

12 07 2020 21:33:21

Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века

Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...

11 07 2020 0:11:42

Урок по теме "Спрятанная война в Афганистане в произведении Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики»"

Интегрированный урок литературы и истории: « Спрятанная война в Афганистане в произведении Светланы Алексиевич « Цинковые мальчики». (11класс). Цель данного урока - расширить знания учащихся по истории Афганской войны, показать ее агрессивный характер, рассмотреть войну через судьбы ее отдельных участников. Эмоциональную насыщенность придает анализ литературного произведения С. Алексиевич « Цинковые мальчики». Данный урок способствует развитию коммуникативной и информационной компетенции....

10 07 2020 18:35:23

Литературно-музыкальная композиция "Час мужества пробил на наших часах" (Курская битва)

Работа представляет собой сценарий внеурочного занятия, а также может быть применена и на уроке истории. Посвящена одному из знаменательных событий в ходе Великой Отечественной войны — битве под Курском. ...

09 07 2020 15:41:17

Причины Реформации в Германии

Реформация - один из ключевых тем школьного курса Новой истории. Урок проводится в форме лабораторного занятия, что позволяет развивать аналитические умения работы с историческими источниками, усилить познавательный интерес к истории и самостоятельным способам ее изучения. ...

08 07 2020 13:19:25

"Храмовое зодчество Древней Руси". Урок-презентация в 6-м классе по истории

Предлагается урок-презентация, который дает представление учащимся о развитии культуры Киевской Руси и ее мировом значении. ...

07 07 2020 15:13:51

Медиаурок "Что я знаю о своей малой родине" с использованием медиаальбома

На уроке учащиеся повторяют и запоминают основные сведения из истории родного края. По ходу урока формируется чувство уважения и гордости за свой народ. ...

06 07 2020 13:30:22

Устный журнал "70-летие Победы в битве за Москву"

Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....

05 07 2020 11:13:50

Нетрадиционный урок изучения нового материала "Западная Азия в древности. Ассирийская держава" в форме устного журнала

Урок проводится в нестандартной форме устного журнала на последней неделе первой четверти в 5-м классе. Применение интерактивных технологий дает возможность подать материал о возвышении и крушении Ассирийской державы ярко, многогранно; способствует формированию представления учащихся, что история - наука развивающаяся, живая, полная тайн и открытий. ...

04 07 2020 3:49:43

Урок "Петр I", 10-й класс

Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охарактеризовать основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....

03 07 2020 17:56:58

Урок обществознания в 8-м классе "Базовые компоненты общения. Виды и формы общения"

Общение – это ведущий вид деятельности учащихся, что подтверждается и различными изысканиями психологов. С этой целью на уроке были использованы практические упражнения « Невербальное общение» и « Почему слушание важно». Одной из целей урока является развитие навыка общения и воспитание общей культуры поведения. Рассматриваются виды и формы общения, компоненты и роль....

02 07 2020 1:57:19

Эволюция народничества во второй половине XIX века

Цель урока: сформировать представление об эволюции народнического движения в России во второй половине XIX века. В ходе занятия проводится практическая работа в группах. В конце урока делаются выводы о деятельности организации народников....

01 07 2020 10:56:45

Речевая деятельность обучающихся в процессе обучения истории. Формирование понятийного аппарата

Развитие речи обучающихся является неотъемлемой частью развивающего обучения. Умеют ли наши ученики говорить – является не только показателем развития ученика, но и показателем педагогического мастерства учителя, научившего или не сумевшего научить своего подопечного этому виду деятельности. В работе освещены примеры организации работы обучающихся по развитию речи, формированию понятийного аппарата....

30 06 2020 21:57:41

Внеклассное мероприятие для 9-х классов "Исторический марафон" на тему "Великая Отечественная война"

Урок для 9-го класса по теме « Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....

29 06 2020 10:35:13

"Древнее Двуречье"

Урок формирует познавательные навыки учащихся, расширяет кругозор, формирует умение анализировать информацию, работать с текстом по плану, высказывать свою точку зрения. Учтены возрастные особенности учащихся (сочетание различных видов деятельности)....

28 06 2020 16:14:29

Модель мастерской по истории древнего мира на тему "Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона". 5-й класс

Разработка урока создает содержательные и организационные условия для развития у школьников исследовательских навыков, формирует познавательные, коммуникативные компетенции учащихся. Урок разработан в технологии критического мышления....

27 06 2020 8:56:35

Урок истории "Сказка о потерянном времени"

Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время С С С Р достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....

26 06 2020 21:49:15

Урок истории по теме: "Вставай, страна огромная"

В материале представлен урок истории ( Образовательная система " Школа-2100") по теме " Вставай, страна огромная". В ходе урока даётся образ В О В как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны полвека назад; показан образ народа, который сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма; воспитывается чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков. ...

25 06 2020 20:10:52

М.С.Горбачёв. Перестройка

Урок проходит в форме "круглого стола" (семинара). В основу семинарского занятия преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям. Данный метод способствует формированию ключевых компетентностей учащихся: готовность к разрешению проблем; готовность к самообразованию; готовность к использованию информационных ресурсов; готовность к социальному взаимодействию....

24 06 2020 6:48:35

Урок истории «Пётр I – реформатор или революционер на троне?»

Сегодня большое распространение получили три технологии обучения: моделирование или игровая деятельность, коммуникативный диалог или дискуссионная деятельность, изучение источников или исследовательская деятельность. Все эти элементы прослеживаются в статье....

23 06 2020 7:20:47

Урок обществознания «Наш региональный парламент»

Деловая игра посвящена 20-летию Думы Астраханской области и призвана расширить правовые знания учащихся, способствовать формированию их гражданской позиции. Учащиеся повторяют обществоведческий материал и применяют свои знания, решая правовые ситуации. Творческое домашнее задание призвано обратить внимание детей на проблемы жителей села и попытаться найти правовое решение....

22 06 2020 3:24:29

Образовательная программа "История развития культуры Москвы"

Предлагаемая программа предусматривает подробное и последовательное изучение истории развития культуры Москвы с древнейших времён до наших дней. В каждом периоде выделены такие темы, как развитие архитектуры, науки и искусства, быта, нравов москвичей. Большое внимание уделяется людям, так много сделавшим для развития культуры Москвы, для сохранения её исторических, архитектурных, мемориальных памятников....

21 06 2020 11:32:19

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Открытый судебный процесс над национализмом"

Данное внеклассное занятие помогает решать проблемы патриотического воспитания учащихся, познания общечеловеческих ценностей, осознания себя гражданином многонациональной страны. При этом используются различные методы: игровая деятельность, постановка проблемной задачи, творческая и поисковая деятельность самих учащихся. ...

20 06 2020 13:22:49

Борьба русских земель с западными завоевателями

Цель урока: сформировать представление учащихся о борьбе русского народа против западной агрессии в XIII веке, историческое сознание учащихся, воспитывать патриотизм на примере личности Александра Невского....

19 06 2020 14:47:54

Элективный курс "Церковные деятели средневековой Руси"

Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, опирается на ранее изученный материал по курсу истории России. Цели курса: формировать духовно-нравственные качества личности школьника, довести до сведения учащихся устройство средневековой русской церкви, осветить некоторые важные моменты ее истории, остановиться на фактах политических биографий ряда выдающихся церковных деятелей средневековой Руси. ...

18 06 2020 23:11:35

Присоединение Сибири. Освоение Кузнецкой земли

На уроке происходит углубление исторических знаний учащихся по истории Сибири и Кузбасса XVI в. ...

17 06 2020 8:39:22

Урок по новой истории на тему: "Английские колонии в Северной Америке". 7-й класс

Урок по новой истории для 7-го класса знакомит учащихся с историей возникновения С Ш А. ...

16 06 2020 22:34:49

Элективный курс "Петр I и Александр II – традиционалисты или новаторы?"

Элективный курс рассчитан на учащихся 9-х классов, имеющих повышенный интерес в области истории и желающих расширить и углубить базовый курс знаний. Содержание учебного материала элективного курса соответствует целям предпрофильного обучения. Особенность курса заключается в том, что он предполагает воссоздание на основе историзма истинной картины исторической действительности. Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, реализацию которой целесообразно провести в первом полугодии. ...

15 06 2020 1:36:14

Культура стран Запада в первой половине ХХ века

Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему « Культура стран Запада в первой половине XX века». ...

14 06 2020 15:39:38

Технология индивидуально-ориентированного обучения и информационные технологии на уроках истории

Современное качество образования определяет целостная система универсальных знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности, личная ответственность обучающихся. Технологии индивидуально-ориентированного обучения, в основе которой лежит организация коллективных учебных занятий и индивидуальный характер усвоения З У Н, и И К Т дают ученику право выбора уровня обучения и его темпа....

13 06 2020 22:58:30

Игра как форма повторительно-обобщающего урока

Хочу предложить игру по обществознанию в виде презентации, которая называется « Общество – не простая сумма индивидов…», по всем разделам курса. Игра позволяет вовлечь в работу всех учеников и является ценным средством воспитания умственной активности детей, помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное, рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний....

12 06 2020 23:39:16

Технологии развивающего обучения на уроках истории как условие личностного развития

В статье описывается опыт работы по технологии создания системы учебных задач в условиях сельской школы в классах с малой наполняемостью. Используемая технология нацелена не на создание новых форм обучения, а на более качественное использование уже существующих на основе всем известных психолого-возрастных особенностей учащихся. ...

11 06 2020 7:56:46

Литературно-музыкальная композиция "200 дней и ночей Сталинграда"

Общешкольное мероприятие для учащихся 7–11-х классов. Его педагогическая целесообразность его заключается в обеспечении формирования творческой деятельности, формировании нравственно-патриотического воспитания, умения работать в команде. Мероприятие достаточно ценно и актуально в наше время, так как военная тема не интересна современным подросткам 13–15 лет и, чтобы привлечь их внимание, необходимо чаще и больше говорить о прошлом нашей Родины, гордиться её героями....

10 06 2020 6:22:30

Япония на пути модернизации: "Восточная мораль – западная техника"

Представленный урок знакомит учащихся с особенностями процесса модернизации в Японии в конце XIX — начале XX века, раскрывает содержание «эпохи Мейдзи» - эпохи просвещенного правления императора Муцухито. ...

09 06 2020 17:58:49

Толерантность в семейных отношениях

Урок права, посвященный формированию компетенций учащихся в вопросах брака и семьи. ...

08 06 2020 23:53:57

Обобщающий урок истории. Тема: "Путешествие по древнему миру". 5-й класс

Урок посвящен изучению нового материала по теме " Крещение Руси. Владимир Святославович". Развивается критическое мышление. После вступительного слова учителя проводится практическая работа с историческими текстами о крещении Руси. Для контроля используется игра " Веришь – не веришь"....

07 06 2020 4:57:55

Внеклассное занятие по истории "Шумит, не умолкая, память-дождь"

Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....

06 06 2020 4:29:20

Информационные технологии на уроках истории

Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного характера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....

05 06 2020 4:34:21

Урок истории. Тема: "Внешняя политика России. Русско-японская война". 9-й класс

Цель урока: усвоение знаний по теме " Внешняя политика России. Русско-японская война"; развивать умение работать с исторической картой, анализировать, делать выводы....

04 06 2020 4:54:24

Урок по теме "Страны Азии и Африки после освобождения"

В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения и эмоциональное отношение на проблему путей развития стран Азии и Африки, освободившихся от колониальной зависимости в XX веке. Учащиеся усваивают такие компетенции, как анализ политической ситуации в мире, высказывание точки зрения на проблемы и умение делать выводы....

03 06 2020 15:59:32

Учебная программа курса "Герои и антигерои Отечества"

В программе курса представлен материал, который редко включается в содержание программ по истории России. Он может быть использован как элективный курс в профильных гуманитарных классах. В программе отражены общие рекомендации по рассмотрению материала, учитель же осуществляет его отбор на основании имеющихся исторических разработок и пособий. Показ русской истории в культурно-антропологическом контексте, проблемный подход к обучению требуют введения большого количества аналитического материала, развития у учащихся навыков обобщения, анализа, умения отстаивать свою точку зрения. ...

02 06 2020 3:13:36

Внеклассное занятие по истории. Культура донских казаков в XVIII–XIX вв. Казачий свадебный обряд

Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....

01 06 2020 8:38:31

Первый властелин единого Китая

Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...

31 05 2020 8:35:37

Ассамблеи эпохи Петра Великого

Урок помогает сформировать у учащихся представления о преобразованиях Петра I в области культуры и быта на примере изменений образа жизни привилегированного сословия – дворянства, подвести учащихся к выводу, что реформы Петра I носили двойственный характер, познакомить с историей создания ассамблей....

30 05 2020 10:25:28

"Римские императоры: Нерон и Траян" - урок в 5-м классе

Представлен вариант изучения истории Древнего Рима через личности римских императоров. Урок – попытка взаимосвязи и взаимовлияния двух личностей – учителя и ученика - через третью личность – историческую – проникнуть в прошлое и познать его. ...

29 05 2020 1:42:29

Программа элективного курса "Герои России"

Элективный курс " Герои России" предназначен для предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Программа направлена на формирование гражданственности, патриотизма, нравственных идеалов, любви к Родине, что является одной из важнейших задач по патриотическому воспитанию. Курс дает ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, способствует выбору профиля обучения. ...

28 05 2020 1:15:47

Урок-игра "Славься ввек, Бородино!"

В 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. Это одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся обобщают знания по теме, развивают умение работать с историческими документами, участвовать в дискуссии, сочинять синквейн. Урок формирует представление о том, что 1812 год "время незабвенное" и славная страница в истории России....

27 05 2020 18:46:36

Информационные технологии на уроках истории. Урок "Ремесло в средневековом городе"

На уроке поставлена цель – раскрыть признаки городского ремесла как мелкого ручного производства, основанного на личном труде собственника мастерской и изготовлении изделий для сбыта; выяснить особенности и значение цеховой организации городского ремесла. ...

26 05 2020 4:37:20

Сценарий агитбригады на тему: "Выборы и избирательное право" (Союз свобоодной молодежи)

Представлена разработка выступления агитбригады для молодежи 13-18 лет. Необходимо формировать у молодежи активную жизненную позицию, готовность участвовать в общественной политической жизни страны. Очень важным, по нашему мнению, распространять знания в области избирательных прав среди подрастающего поколения самой молодежью, а так же повышать значимость выборов в глазах будущих избирателей. ...

25 05 2020 4:51:40

Программа спецкурса "Мир человека"

Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени. Именно философское образование является основой мировоззренческого воспитания и фундаментальной подготовки личности в целом....

24 05 2020 2:24:43

Разработка внеклассного мероприятия "Детство, опаленное войной" с использованием электронной презентации

К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....

23 05 2020 13:47:29

Урок истории "Горожане и их образ жизни"

Комбинированный урок истории с использованием И К Т относится к Разделу II « Расцвет Средневековья» и является вторым в теме « Средневековый город». Он является одним из наиболее важных, так как на этом уроке формируются знания о возникновении и особенностях средневековых городов. Главный акцент на уроке сделан на изучение новой темы. Так как в течение урока осуществляется регулярная смена методов ведения урока, перегрузки школьников не происходит....

22 05 2020 12:36:35

Урок-путешествие "Город богини Афины". 5-й класс

Урок-путешествие по У М К А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой « История Древнего мира») применяет интерактивные методы преподавания. Класс делится на несколько групп «путешественников», выполняет творческие задания. Большое внимание на уроке уделено информационным технологиям....

21 05 2020 18:34:59

Урок истории в 5-м классе "Афины и Спарта"

Урок истории древнего мира в 5-м классе построен на сравнении двух греческих полисов по следующим направлениям: природа и местоположение, хозяйство жителей, управление в полисе. Урок содержит презентацию, помогающую наглядно демонстрировать материал по теме, учит сравнивать, формулировать свою мысль, направлен на формирование основных компетентностей учащихся....

20 05 2020 20:27:53

Программа предпрофильного элективного курса по истории Отечества для 9-го класса "История в лицах: реформы и реформаторы"

Цель элективных курсов профориентационной направленности – предоставить старшеклассникам возможность свободно выбрать тот дополнительный объем образования, который соответствует их интересам и потребностям. Новизной предлагаемого варианта программы является обращение к проблематике влияния личности на историю, роли реформаторской деятельности. ...

19 05 2020 1:11:34

Методическая разработка урока по теме "Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Рынок труда"

Данная разработка может использоваться на уроках обществознания в школах, училищах, отдельные ее элементы на уроках экономики и права, а также на классных часах в старших классах по проблеме выбора профессии. Основная идея урока заключается в предоставлении возможности ученикам самим сделать анализ рынка труда (по отдельным направлениям) на основании предложенной выборки реклам по местным газетам....

18 05 2020 5:49:11

Цикл уроков, посвященных теме "Петровские ассамблеи. Зарождение бальной культуры в России в первой четверти ХVIII века"

Цели урока: знакомство учащихся с преобразованиями, произошедшими в России в эпоху правления Петра I; рассказ о первых ассамблеях, порядке их проведения и отношении российского общества к этому новшеству; знакомство учащихся с традиционным русским костюмом на рубеже XVII-XVIII веков и преобразованиями в моде, введенными Петром I; знакомство учащихся с танцами, исполнявшимися на Петровских ассамблеях; изучение некоторых танцев Петровских ассамблей; проведение танцевального вечера в стиле Петровских ассамблей....

17 05 2020 0:15:20

Интерактивные технологии на уроках истории

В работе представлены методические приемы организации уроков с использованием интерактивных технологий, наиболее приемлемые для обучения истории – работа в группах, технология критического мышления, игровые технологии. Предлагаются конкретные примеры для разных типов урока и в разных возрастных категориях....

16 05 2020 4:15:38

Программа элективного курса "Выборы в России: от Рюрика до Путина"

Избирательные технологии принято считать явлением, которое зародилось в недалеком прошлом. Действительно, этот термин сравнительно недавнего происхождения. Но само явление столь же древнее, сколь и выборы. В связи с этим интересно проанализировать те приемы и методы, которые использовали на протяжении всей истории России в ходе предвыборной борьбы. Данный курс поможет выявить готовность учащихся к усвоению истории, обществознания на профильном уровне. ...

15 05 2020 4:59:30

Урок-образ по истории "Быт и обычаи россиян в XVIII веке". 7-й класс

Представлены характеристика и причины изменений, произошедших в XVIII в. в повседневной жизни россиян: жилища дворян, горожан и простых крестьян; посуда и атрибуты крестьянского быта; модные тенденции аристократических причесок и одежды; досуг горожан и дворян....

14 05 2020 20:12:44

Урок истории "Противостояние митрополита Филиппа и царя Ивана Грозного"

Занятие является одним из серии уроков по истории России, изучающих отношения светской и духовной власти на протяжении веков. Представляется важным разработка методических приемов преподавания уроков, связанных с ролью Православной церкви в истории России, а также христианских подвижников, просиявших на земле русской. В центре внимания занятия - противостояние позиций царя и митрополита Филиппа в 60-е годы правления Ивана Грозного. Каким был митрополит Филипп, осмелившийся дать нелицеприятную нравственную оценку жестокому царю? Чем был его подвиг — эмоциональным порывом или закономерным итогом всей жизни? Что вообще нам известно о его жизни?...

13 05 2020 0:49:34

Урок в 10-м классе по теме "Противостояние Орде при Дмитрии Донском"

Урок построен в виде семинарско-практического занятия и предполагает как устное выступление учащихся с последующим коллективным обсуждением спорных вопросов, так и изучение исторических источников по данной теме. ...

12 05 2020 8:39:51

Интегрированное мероприятие по истории и православной культуре "Бессмертные поля России"

Данное мероприятие способствует воспитанию, пробуждению патриотических чувств. Современная молодежь должна знать, насколько важно сохранение чести и достоинства человека в дни тяжелых испытаний, как необходима государству общенациональная, сплачивающая весь народ идея. Предлагаемое мероприятие охватывает одни из самых трагических периодов в нашей истории....

11 05 2020 2:46:23

Урок по теме "Путешествие Микитки в Москву Ивана Грозного"

В ходе урока ученики знакомятся с мальчиком Микитой, который отправился в Москву Ивана Грозного. Учащиеся в ходе урока отгадывают кроссворды, тесты, помогают мальчику составить письмо. Своей работой ученики оказывают помощь и поддержку Микитке и входят с ним в Москву....

10 05 2020 21:59:26

Урок истории с использованием информационных технологий "Социально-экономическое развитие Тульского края в ХIХ веке"

Предлагаемый урок краеведения, входит в раздел изучения истории России по теме " Социально-экономическое развитие России в XIX века" в 8-х классах. При подготовке к уроку учащиеся получили опережающее задание. Учитель оказывал помощь в использовании различной литературы по краеведению для подготовки сообщений. Урок состоит из трех частей. Первая - историко-ознакомительная развитие торговли. Вторая - представление инсценировки Ефремовской ярмарки, где дети разного характера и темперамента могли проявить свои творческие способности. В третьей части учащиеся знакомятся возникновением Ефремовского купеческого сословия и его деятельностью....

09 05 2020 0:46:50

Игра для учащихся 5-го класса "Умники и умницы"

Древний мир предстаёт перед нами таинственным и загадочным. Несмотря на проделанную огромную работу археологов, искусствоведов, историков, филологов, ещё много остаётся нераскрытым и неизученным. Но попробуем открыть для себя что-то новое и проверить имеющиеся знания по истории древних цивилизаций....

08 05 2020 16:11:11

Терминология и история

Терминология является одной из проблем, с которыми сталкиваются школьники при подготовке к Е Г Э. Терминологические проблемы напоминают о себе на каждом занятии. Часть учащихся плохо понимают рассказ и рассуждения учителя потому, что уровень владения историческими терминами у ученика и учителя разные. Многие специалисты считают, что обучение понятиям – это самое первое, чему учитель должен научиться сам....

07 05 2020 18:22:57

Религия древних египтян

Цели урока: познать характерные черты богов древних египтян; сформировать представления о богах Египта; воспитать интерес к истории Древнего мира....

06 05 2020 18:23:20

Урок "Экономика и общество", 10-й класс. Базовый уровень

Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме " Экономика и общество"....

05 05 2020 9:45:46

Урок "Новая расстановка сил в мире"

Урок, разработанный для учащихся 11-х классов, дает массу возможностей как для анализа темы, различных подходов к ее осмыслению, так и для работы с информационными технологиями при подготовке к уроку учителя и обучающихся. В ходе урока используется проблемное задание, на которое обучающиеся должны ответить в конце урока. Также для закрепления материала применяются задания на хронологию и на причинно-следственные связи. ...

04 05 2020 17:16:13

Современные методики в преподавании экономики

В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов. ...

03 05 2020 22:23:38

Внеклассное мероприятие по истории "Праздник, посвященный Дню народного единства"

Праздник, посвященный Дню народного единства, проводится в учебном заведении в рамках реализации гражданско-патриотического направления в воспитательной деятельности. Материалы к проведению праздника самостоятельно готовят студенты....

02 05 2020 22:10:12

Урок "Можно ли считать реформы 60–70-х годов XIX века великими?" Дискуссионная игра-дебаты

В основе разработки урока проблемно дискуссионная игра, которая строится по сценарию вокруг обсуждения проблемы. Роль учителя сводится к минимуму, а ученики решают проблему с позиций своих персонажей, причем результат решения заранее неизвестен. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно участие каждого ученика в разработке проблемы. Данный урок расширяет рамки изучения темы " Реформы Александра II". ...

01 05 2020 15:22:11

Подготовка проектов, посвященных празднованию 200–летия Отечественной войны 1812 года

Тема Отечественной войны 1812 года является одной из ключевых тем истории России XIX в. Данный урок представляет собой мастер-класс по разработке и написанию проектов. Применение метода проекта на уроке позволяет мотивировать учащихся к более глубокому изучению предмета самостоятельно, то есть развивает предметные компетенции....

30 04 2020 23:30:37

Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война»

Внеклассное мероприятие посвящено главному празднику нашей страны – празднику со слезами на глазах – 9 Мая....

29 04 2020 6:30:24

Урок по истории Древнего мира в 5-м классе "Основание греческих колоний"

На уроке на основе фрагмента исторического источника, текстов учебника, иллюстративного материала учащимися 5-го класса изучаются причины, ход, последствия и значение греческой колонизации. Урок сопровождается мультимедийной презентацией, содержащей богатый иллюстративный материал, анимированную карту, основные выводы, к которым приходят учащиеся в ходе изучения темы. К статье прилагаются дидактические материалы по теме урока....

28 04 2020 14:44:37

"Глобальный мир в XXI в.". 11-й класс

Элективный курс для учащихся 11-х классов направлен на познание глобального мира. Изучаемый мир быстро меняется действиями, желаниями и знаниями людей. Чтобы менять мир, нужно знать закономерности его развития. Чтобы управлять будущим, требуется хорошо разбираться в настоящем, зная, как оно возникло из прошлого....

27 04 2020 14:29:22

Урок-практикум "Октябрьская революция и гражданская война"

Цель урока: повторение и закрепление материала по теме « Россия в эпоху войн и революций", подготовка к контрольной работе; воспитание патриотизма, формирование толерантных мировоззренческих установок....

26 04 2020 20:32:42

Разработка урока на тему "Жертвоприношение в античности – союз богов и людей"

Урок спланирован по алгоритму, предложенному Е. Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета " Первое сентября" и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов М Г У им. М. В. Ломоносова по теме « Как преподавать историю: теория и методика»....

25 04 2020 4:23:27

Понятие рынка

Рынок, рыночные отношения присутствуют в нашей жизни каждый день, касаются каждого человека. Знание законов рыночной экономики помогает правильно оценить ситуацию и принять в каждом случае верное решение....

24 04 2020 19:12:53

Комбинаторная программа интегративного курса "Художественный труд и введение в историю"

Целенаправленное воспитание культуры межнационального общения - это процесс социализации личности, организация которого призвана упорядочить влияние на людей этносоциальной среды, сформировать у них собственный позитивный опыт межнационального общения. ...

23 04 2020 15:31:10

Урок по истории Средних веков, 6-й класс "Время соборов"

На занятии рассматривается проблема: почему именно в архитектуре соборов в большей степени проявились общеевропейские черты. Точный ответ учащиеся дают в конце урока. На уроке изучаются особенности романского и готического стилей. Также происходит знакомство с новыми словами: стрельчатые арки, витражи....

22 04 2020 1:16:43

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::