Урок истории и культуры Башкортостана на тему "Загир Исмагилов – жизнь и творчество". 7-й класс
Цель урока: расширение знаний и кругозора обучающихся в области композиторского искусства, знакомство с жизнью и творчеством одного из первых профессиональных композиторов Загир Исмагилова. Эстетическое и патриотическое воспитание на уроке.
Оформление урока: портрет композитора З. Исмагилова, иллюстрации; компьютерная презентация урока.
План урока
- Тестовый контроль домашнего задания по теме “Опера”.
- Изучение жизни и творчества З. Исмагилова. Работа над таблицей.
- Сообщения учащихся по теме урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством выдающегося башкирского композитора, народного артиста СССР, лауреата Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, Государственной премии РСФСР имени Глинки Загира Исмагилова.
План работы изображен в виде исторического компаса по основным моментам жизни и творчества композитора. По ходу урока мы заполним таблицу, которая соответствует пунктам нашего плана. Так же мы прослушаем выступления ваших товарищей с сообщениями. Начнем мы свою работу с проверки домашнего задания по пройденной теме, выполним тестовую работу по темам “Жизнь и творчество Газиза Альмухаметова”, “Становление башкирской оперы”. На выполнение задания у вас 5–7 минут.
Тесты
1. Композитор из первого поколения, который сыграл наиболее значительную роль в становлении башкирской музыкальной культуры.
- М. Бурангулов.
- Г. Альмухаметов.
- М. Валеев.
- А. Мубаряков.
- Х. Ибрагимов.
- С. Гябяши.
2. Первая татаро-башкирская опера.
- “Шаура”.
- “Сания”.
- “Рабочий”.
3. Назовите дату премьеры оперы “Сания”.
- 30 апреля 1944 г.
- 14 декабря 1938 г.
- 20 января 1939 г.
- 25 июня 1925 г.
- 2 февраля 1940 г.
4. Первым в республики получил высокое звание “Народный артист БАССР”:
- М. Бурангулов.
- Г. Альмухаметов.
- М. Валеев.
- А. Мубаряков.
- Х. Ибрагимов.
- С. Гябяши.
5. Музыкально-сценическое искусство, в котором
сочетается драма, музыка, хореография, живопись,
говоря иначе – это музыкальный спектакль.
6. Опера пишется на текст, который пишется в стихотворной форме, часто путем переработки драматического произведения, который называется:
- Хор.
- Партитура.
- Речитатив.
- Либретто.
- Ария.
- Опера.
7. В опере все роли вокалистов – певцов, хористов и музыкантов оркестра называются:
- Партитурой.
- Речитативом.
- Партией.
- Ариозо.
- Каватине.
8. Одновременная запись всех партий, по которой дирижер руководит постановкой, называются:
- Партитурой.
- Речитативом.
- Партией.
- Ариозо.
- Каватине.
9. Музыкальный диалог, во время которого персонажи как бы “разговаривают”, в них происходит развитие сюжета.
- Хор.
- Партитура.
- Речитатив.
- Либретто.
- Ария.
- Опера.
10. Первая башкирская опера, премьера которой состоялась 8 февраля 1940 года в ознаменование рождения национальной оперы.
- “Рабочий”.
- “Хакмар”.
- “Сания”.
- “Айхылу”.
- “Карлугас”.
- “Акбузат”.
Учитель: Для изучения жизни и творчества композитора нам нужен план работы. Предлагаю вам план в форме исторического компаса. В центре овала записано имя композитора “Загир Исмагилов”, а лучи будут служить пунктами плана.
- Детство и юность композитора.
- Годы учебы.
- Военный период.
- Послевоенный период. Опера “Салават Юлаев”.
- Песни 50–60-х годов. Музыкальная комедия “Кодаса”.
- Оперы: “Шаура”, “Волны Агидели”, “Послы Урала”, “Акмулла”, “Кахым – туря”.
- Инструментальная музыка, балет “Шонкар”.
- Общественная деятельность. Звания.
По ходу урока предлагаю вам заполнить таблицу по изучению жизни и творчества композитора Загира Исмагилова.
Детство и юность композитора | |
Годы учебы | |
Военный период | |
Послевоенный период. Опера “Салават Юлаев” | |
Песни 50–60-х годов | |
Оперы | |
Инструментальная музыка | |
Общественная деятельность. Звания |
Детство и юность
Загир Исмагилов родился 8 января 1917 года в деревне Верхне-Серменево нынешнего Белорецкого района в семье лесоруба. С детства жил в обстановке поклонения окружающей природе, среди певцов и кураистов. В 8 лет старший брат научил его играть на курае, через несколько лет Загир становится лучшим кураистом во всей округе. В 14 лет по семейной традиции он поступает в Инзерский лесотехнический техникум и по его окончании начинает работать в Белорецком леспромхозе.
В 1934 году на гастроли в Белорецк приезжает Башдрамтеатр. Загир заменяет в спектакле “Карагул” заболевшего артиста Г. Ушанова и получает приглашение поступить в театральную студию при театре.
В театральной студии начинается другая жизнь. Загир учится актерскому мастерству, участвует в спектаклях театра, выступает с концертами. Особенно привлекают его музыкальные занятия. Новая обстановка, знакомство с певцами, музыкантами пробуждают в нем интерес к большому искусству. Здесь он впервые слышит слово “композитор”, ведь коллеги советуют ему идти учиться на композитора.
Годы учебы
В 20 лет Загир Исмагилов поступает в башкирскую студию при Московской консерватории в класс композитора Виктора Белого. Отсутствие нотной грамоты компенсирует отличный слух, импровизационный дар, музыкальность.
Едва освоив нотную грамоту, Исмагилов пишет свои первые песни, записывает и обpaбатывает башкирские народные мелодии.
Военный период
В годы Великой Отечественной войны З. Исмагилов избирается секретарем Союза композиторов республики. Вскоре становится ведущим автором – создателем башкирской массовой песни нового типа. Им были создана песня “Шаймуратов – генерал”, посвященная комaндиру 112 кавалерийской дивизии Миннигали Шаймуратову и впервые исполненная перед отправкой дивизии на фронт в 1942 году. Большим успехом пользовались песни “Песня батыров”, “Котелок”, “Лети, мой гнедой”. Автор часто выезжает с концертами на фронт, участвует в многочисленных шефских концертах. С 1944 года продолжил учебу в башкирской национальной студии в Москве.
Послевоенный период. Опера “Салават Юлаев”
В 1948 году Загир Исмагилов закончил башкирскую национальную студию и поступил на основной курс Московской государственной консерватории. В эти годы он много и результативно работает. Пишет пьесы для различных инструментов – кларнета, скрипки, фортепьяно.
К 200-летнему юбилею Салавата Юлаева З. Исмагилову проучили написать оперу, а либретто должен был написать известный драматург Баязит Бикбай. В июне 1954 года опера “Салават Юлаев” была представлена государственной экзаменационной комиссии, опера явилась дипломным спектаклем композитора, который З. Исмагилов защитил на отлично. В Уфе премьера оперы “Салават Юлаев” состоялась 15 апреля 1955 года. Это стало крупным событием в музыкальной жизни республики, а его успешный показ на Декаде башкирского искусства в Москве выдвинуло З. Исмагилова в ряды видных советских композиторов. Арию Салавата исполнил Магафур Хисматуллин. Именно эта партия сделала его знаменитым. В течение 18 лет в театре не было другого исполнителя роли Салавата. За оперу “Салават Юлаев” З. Исмагилов был удостоен звания “Заслуженный деятель искусств РСФСР”, а М. Хисматуллин за арию Салавата был удостоен звания “Заслуженный артист РСФСР”.
Выступления обучающихся с сообщениями по кратким содержанием опер.
- “Салават Юлаев”
Опера “Салават Юлаев” написана в содружестве с башкирским драматургом Баязитом Бикбаем в 1954 году. Премьера оперы состоялась 15 апреля 1955 года.
Действие оперы происходит в 1773—1774 гг., когда многонациональные народы Поволжье и Приуралье под предводительством Емельяна Пугачева поднялись на борьбу за свои права.
Оперу “Салават Юлаев” часто называют первой башкирской классической оперой, потому что в ней композитор сумел раскрыть особенности башкирской народной музыки в соответствии с традициями европейской классической школы. Каждый персонаж он сумел точно обрисовать музыкальными средствами – Салават, Пугачев, Юлай, Амина и Бухаир – все имеют свои лейтмотивы, раскрывающие их хаpaктеры.
В центре произведения — исторический образ башкирского батыра Салавата Юлаева.
Наряду с использованием подлинных башкирских народных песен “Салават”, “Урал”, “Журавлиная песня”, композитор использует и русские— “Не шуми ты, зеленая дубравушка”, “Слава”), В опере широко применяются арии, ансамбли, хоровые сцены, оркестровые эпизоды.
Песни 50–60-х годов
Песенное творчество Загира Исмагилова внесло большой вклад в развитие всей башкирской вокальной музыки. Им создано большое количество песен и романсов на стихи башкирских поэтов Назара Наджми, Мустая Карима, Сайфи Кудаша, Кадыра Даяна, Рашита Нигмати, и других. Тематика его песен связана с жизнью народа и страны: песни о Родине, о героях труда. Излюбленная тема – это тема природы, песни о любви, шуточные песни. Среди его песен наиболее популярны – “Мой Урал”, “Былбылым”, “Как много я хочу сказать”, “Ты не вернулся”, “Чай грузинский”, “Башкирский кумыс” и многие – многие другие.
В 1959 году З. Исмагилов пишет музыкальную комедию “Кодаса” - первое национальное произведения этого жанра. Либретто написал Б. Бикбай. В основе сюжета конфликт между старым и новым в башкирской деревне 30-х годов, борьба с пережитками прошлого в сознании людей. В простенком сюжете композитор нашел милые своему сердцу возможности для создания поэтической картины природы, нарисовал хаpaктеры.
Оперы
Загир Исмагилов известен как многоплановый композитор. Но известность ему принесли оперы. После триумфальной оперы “Салават Юлаев” последовали “Шаура” (1963), “Волны Агидели” (1967, 1972 – вторая редакция), “Послы Урала” (1982), “Акмулла” (1986), “Кахым-туря” (1995).
Выступления обучающихся с сообщениями по кратким содержанием опер.
- “Шаура”
- “Послы Урала”
Опера “Шаура” написана в 1963 году на либретто Баязита Бикбая. В опере авторы рассказывают о горестной и трагической судьбе башкирской женщины в далеком прошлом.
Главной темой произведения стала любовь между Шаурой и Акмурзой, их стремление к счастью и его невозможность в обществе, где властвуют жестокие законы шариата. По старинному обычаю овдовевшая женщина выходит замуж за младшего брата мужа. Таким образом, Акмурза должен был жениться на жене своего умершего брата. Не выдержав разлуки, влюбленные убегают в горы, но это не приносит им избавления: раненый Акмурза погибает, а Шаура с горя сходит с ума.
В этом сюжете, который в далеком прошлом был обычным для башкирского быта, авторы оперы воплотили общечеловеческие проблемы – борьбу добра и зла, насилия и свободы выбора.
Композитор широко использует интонации башкирских народных песен, что придает музыке большую выразительность. Главным лейтмотивом сочинения – темой любви становится башкирская народная песня “Шаура”, неоднократно звучащая в устах главных героев.
Опера “Послы Урала”
В 1982 году в республике торжественно отмечалось 425-летие присоединения Башкирии к Русскому государству. К этой дате была приурочена премьера оперы Загира Исмагилова “Послы Урала”, либретто к опере написал Ишмулла Дильмухаметов.
Главным героем произведения авторы сделали народ. Сначала это был несчастный униженный народ, затем – решившийся присоединиться к Русскому государству, в финале оперы – ликующий и торжествующий от осознания выполненной миссии. Поэтому в опере много хоров. Хоры – это воплощение народа. В опере есть и сцена встречи башкирских посланцев с русским с русским царем Иваном Грозным.
В трех действиях оперы композитор показал столкновение сторонников присоединения – старца Аксэсэна, батыра Юлтыя – и противников во главе с жестоким Кахирбеем. В образе Аксэсэна воплощены лучшие качества башкирского народа: мудрость, ответственность за судьбу родного народа, умение предвидеть будущее. Народная песня “Урал” звучит лейтмотивом Родины в опере.
За оперу “Послы Урала” Загиру Исмагилову было присвоено звание – народный артист СССР.
Инструментальная музыка. Балет “Шонкар”
З. Исмагилов пробовал себя и в инструментальной музыке. Им написаны трехчастный концерт для фортепиано с оркестром (1986), несколько инструментальных пьес, Концертино для фортепиано с оркестром (1993), “Праздничная увертюра” для большого симфонического оркестра (1979). Самое последнее произведение маститого композитора – это балет “Шонкар”.
Общественная деятельность. Звания
З. Исмагилов вел большую общественную работу. В течение 24 лет (1954–1978) он был председателем Союза композитор республики. Избирался депутатом Верховного Совета Башкирии, делегатом съездов партии, три созыва был председателем Верховного Совета БАССР и на этом посту добился открытия в 1968 году Уфимского государственного института искусств. 20 лет композитор проработал ректором этого института и почти 30 лет – педагогом (профессором) по композиции.
З. Исмагилов был удостоен званий “Заслуженный деятель искусств РСФСР”, Народный артист СССР, Народный артист РСФСР, Народный артист БАССР, Лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, Лауреат Государственной премии РСФСР имени Глинки.
Заключительное слово учителя
Сегодня на уроке мы познакомились с жизнью и творчеством выдающего композитора Загира Исмагилова, который внес неоценимый вклад в башкирскую национальную культуру. Стоял у истоков становления профессиональной башкирской музыки написал свыше 300 песен и романсов, автор первых профессиональных башкирских опер.
30 мая 2003 года после тяжелой продолжительной болезни скончался выдающийся башкирский композитор.
Еще при жизни композитора был открыт музей в деревне Серменево Белорецкого района.
В честь Загира Исмагилова название новая улица в микрорайоне “Южный” в Уфе, названа улица в деревне Серменево Белорецкого района.
Имя Загира Исмагилова носит Уфимская Государственная Академия Искусств. В октябре 2008 года открыт памятник в сквере рядом с Башкирским государственным театром оперы и балета в начале улицы Ленина, рядом с Гостиным Двором.
Закрепление
- Когда и где родился Загир Исмагилов?
- В каких учебных заведениях он получил образование?
- В каких жанрах работал З. Исмагилов?
- Какие оперы написал?
- Кто написал либретто для опер З. Исмагилова?
- Каких званий удостоен З. Исмагилов?
- Как увековечено имя композитора?
Домашнее задание: параграф № 12, записи в таблице – читать.
Для реализации предложенного тематического планирования в рамках реализации стандартов 2004 г. разработан урок по теме "Образование", с основными базовыми понятиями, предложенными в вышеназванном планировании. Данное учебное занятие является первым в разделе "Духовная сфера". Рассчитано на учеников, имеющих навыки проектной и рефлексивной деятельности....
27 03 2024 18:52:29
Задачи урока: обобщение, повторение пройденного материала; осмыслить важнейшие закономерности причинно-следственных связей в истории стран Древнего Востока; развивать умения по пpaктическому использованию полученных знаний, усвоению информации по текстам учебных пособий и дополнительной литературе; учиться сопоставлять факты и делать выводы....
26 03 2024 0:40:37
Концепция современного обучения подразумевает в первую очередь такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как психолога. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Урок направлен на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся....
25 03 2024 23:31:14
«Международные отношения в 30-е годы» - одна из ключевых тем истории XX века, имеющая особое значение в контексте как зарубежной, так и отечественной истории. В ходе урока применяется технология проблемного обучения и технология схемных и знаковых моделей В.Ф. Шаталова. В качестве средства обучения используется электронный образовательный ресурс «Новейшая история зарубежных стран. 9-й класс» 1С....
24 03 2024 0:27:46
В методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта-схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелкие» задания: работать с источниками, учебником, картой, понятиями. Подготовленная учителем презентация играет роль, как направляющего вектора урока, так и дает возможность учащимся проверять правильность своих выводов и ответов, записанных в виде составных частей конспекта-схемы. ...
23 03 2024 5:59:28
Урок я постаралась выстроить так, чтобы осмысление нового материала основывалось на уже имеющихся знаниях у ребят. Вследствие чего данный урок продуктивен и интересен. При подготовке к уроку мною были учтены возрастные особенности учащихся, высокий интерес к изучению данного предмета, развитые на достаточном уровне общеучебные умения и навыки, хорошие потенциальные возможности к овладению историческими понятиями, развитое воображение, стремление к самостоятельному высказыванию. ...
22 03 2024 17:48:32
Урок изучения нового материала, с использованием дополнительного художественно–исторического материала с целью привития интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся. Урок построен на театрализации представления двух исторических личностей в форме переклички фактов. ...
21 03 2024 4:28:54
Разработка урока создает содержательные и организационные условия для развития у школьников исследовательских навыков, формирует познавательные, коммуникативные компетенции учащихся. Урок разработан в технологии критического мышления....
20 03 2024 17:45:53
В 5-м классе необходимо вызвать и поддерживать интерес к предмету "История". Поэтому уроки должны сочетать различные формы работы, так как их сменяемость позволяет максимально долго удерживать внимание учащихся и способствует более глубокому усвоению материала. Большой интерес вызывают элементы театрализации....
19 03 2024 13:20:31
Цели урока: познакомить учащихся с первыми на планете законами, их несомненными отличиями от законов сегодняшнего времени. Попытаться наложить законы на сегодняшнее время. Проследить о ком заботился Хаммурапи в своих законах. Учиться «работать с картой», знакомство работать с документами....
18 03 2024 15:26:42
Мастерская «Сальвадор Дали» проводится на уроках курса всеобщей истории в 10–11-х классах при изучении темы «Культура». Цель мастерской – стремление научить детей самостоятельно познавать мир, не бояться ставить сложные вопросы и искать ответы на них; научить детей получать наслаждение от живописи, не бояться красок и почувствовать себя творцом....
17 03 2024 8:39:42
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
16 03 2024 9:45:17
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...
15 03 2024 5:56:44
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
14 03 2024 13:13:51
На данном уроке учащиеся в игровой форме повторяют и закрепляют сведения о Московских князьях с момента первого упоминания о Москве в летописях и до конца монголо-татарского ига. Анализируют факты и делают вывод о том или ином вкладе московского князя в развитие, становление и укрепление Московского княжества вплоть до объявления Руси центром Христианства. Урок имеет образовательное, а также воспитательное значение для развития духовно-нравственных, патриотических и толерантных чувств....
13 03 2024 6:53:43
Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....
12 03 2024 6:29:25
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане. Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
11 03 2024 0:15:32
Учитель на бинарном уроке одной из задач ставит развитие ценностно-смысловой, коммуникативной, общекультурной компетенции учащихся в знакомстве с особенностями становления и развития российской государственности и культуры, а также факторами, повлиявшими на формирование российской цивилизации и ее место в мировом историческом процессе. Занятие проходит в форме пpaктикума, в ходе которого у учащихся отpaбатываются все виды УУД: регулятивные, познавательные и коммуникативные....
10 03 2024 13:25:15
На уроке происходит углубление исторических знаний учащихся по истории Сибири и Кузбасса XVI в. ...
09 03 2024 5:41:31
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
08 03 2024 12:40:33
Используемые на уроке поисково-познавательные и творческие задания позволяют приобщить учащихся к историческому прошлому нашей Родины, научить управлять собой в различных ситуациях, развивать творческий потенциал каждого учащегося. В результате дифференцированного подхода происходит сознательное и прочное усвоение системы знаний и умений, развитие познавательных и мыслительных навыков, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Данный урок можно использовать при повторении темы и как внеклассное мероприятие....
07 03 2024 2:16:52
Урок в форме маршрутной игры с целью активизировать известные школьникам знания по истории Древней Греции учит их совмещать знания, полученные из книг, с информацией из других современных источников. Урок воспитывает у учащихся чувство патриотизма на примере героев поэмы «Одиссея»....
06 03 2024 1:19:57
Урок разработан в технологии развивающего обучения с использованием ИКТ. В ходе работы учащиеся знакомятся с деятельностью первых русских князей; учатся работать с материалами Интернета, давать хаpaктеристику историческому деятелю; выясняют, как деятельность первых русских князей отразилась на авторитете Древнерусского государства. План составления вывода подведет учащихся к пониманию алгоритма написания сочинений-рассуждений, эссе. Материал может быть использован для проведения дистанционных уроков....
05 03 2024 20:16:30
Предлагаю разработку открытого урока в 7-м классе по курсу "История России" на тему "Наука и образование XVIII века". Данная разработка позволяет в течение 40 минут раскрыть наиболее полно обширную тему, которую раньше сложно было уместить в один урок. Поурочное планирование составлено мной лично, без использования чьих-либо авторских методических и дидактических материалов. ...
04 03 2024 10:35:29
Урок предполагает самостоятельное изучение эпохи Н.С. Хрущева с последующим изучением документов на уроке. За 1–2 недели до предполагаемого занятия учитель предлагает школьникам список литературы для подготовки к уроку и перечень вопросов, которые будут обсуждаться....
03 03 2024 0:45:13
Комaндная форма игры даёт возможность наибольшей активности всех учеников. Материал заданий сформирован по разным уровням сложности, что позволит непроизвольно провести внутреннюю дифференциацию групп самими же учащимися. Учебные задания полностью отвечают материалу учебника, не требуют дополнительного поиска материала со стороны учителя. За время урока учащимися проpaбатывается наибольший объем материала, что позволяет полноценно его усвоить. ...
02 03 2024 12:23:38
Особенностью этой разработки является то, что реализация целей и задач урока происходит с использованием материала, отражающего специфику образовательного процесса конкретного учреждения. В ходе урока обучающиеся знакомятся с извлечениями из устава школы, учебного плана, плана воспитательной работы. И это не просто знакомство с документами, а серьезный анализ текста....
01 03 2024 16:54:37
Урок изучения нового материала с интеpaктивными методами обучения сопровождается презентацией, повышающей результативность урока. Занятие формирует представление о сущности избирательного права, принципах проведения выборов в РФ, избирательной системе, значении и разновидности выборов в России, роли электората в выборах. Учит понимать различие между активным и пассивным избирательным правом....
29 02 2024 21:28:35
Цели урока: расширить кругозор учащихся, составить представления о значении отмены крепостного права в России, и последствий данного события для дворянства и крестьянства; развить навыки работы с историческими документами, источниками; продолжить формирование умений работать с текстом учебника, выделяя главное....
28 02 2024 20:12:46
Интегрированный урок литературы и истории погружает в изучаемое произведение русского псателя. Дает представление о том, как определенные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, обобщает полученные знания на уроках литературы и истории....
27 02 2024 13:40:58
Актуальность темы обусловлена тем, что конфликты на национальной почве, миграционные процессы, постоянная пропаганда утилитарных ценностей потребительского общества – всё это оказывает негативное влияние на подрастающее поколение. Как изменить ситуацию? Как научить подростков и молодёжь верить в идеалы, созидать, любить Родину и быть нравственными и успешными? Как формировать терпимость людей друг к другу? Использование регионального компонента в курсе отечественной истории – моя попытка сосредоточить внимание школьников родного края на некоторых способах решения существующих в обществе проблем путём знакомства с культурой родного края, ёё традициями, нравственными ценностями. Только в этом случае история станет привлекательным для детей и творческим в своей основе учебным предметом. ...
26 02 2024 7:44:30
В 1920-1930 годы происходило становление и формирование новой советской архитектуры, новых архитектурных направлений. Одной из важнейших задач советской архитектуры было переустройство старых дореволюционных городов в города нового социалистического типа. На уроке можно использовать сведения об архитекторе А.А. Яковлеве (старшем), рассмотреть архитектурные направления тех лет. ...
25 02 2024 21:52:24
Урок знакомит учащихся с формами культуры, причинами появления массовой культуры и особенностями молодежной субкультуры, а также закрепляется понятие «культура». Формирует навыки самостоятельной работы с текстом и работы в парах....
24 02 2024 12:43:58
Курс рассчитан на реализацию в средних общеобразовательных учреждениях различных типов как элективный и во внеклассной работе по предмету. Способствует формированию толерантного отношения у учащихся, способности адекватно оценивать себя и других людей, овладению социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений. ...
23 02 2024 17:50:44
С появлением этого документа открылась новая страница в истории планового воспроизводства квалифицированной рабочей силы, новый этап в развитии профессионального образования, подготовке молодых квалифицированных рабочих. Принятие указа – хоть и не начальный в истории обучения профессии, тем не менее он считается поворотным в истории профессионального образования. Цель урока: знакомство учащихся с прошлым, настоящим и будущим профессионального образования....
22 02 2024 2:18:36
Цель урока граждановедения в 5-м классе – показать тесную взаимозависимость человека и общества. На уроке учащиеся узнают содержание понятия «общество»; учатся уважать всех его члeнов; осознают свою собственную роль в жизни общества. Для усиления восприятия нового материала учащиеся встречаются с известными сказочными и мультипликационными героями: Робинзоном Крузо, Маугли, Буратино и его друзьями, Незнайкой и жителями Цветочного города....
21 02 2024 22:28:57
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
20 02 2024 0:27:15
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
19 02 2024 22:29:51
Учащиеся знакомятся с историей развития Чехии в XIV веке. Ученики работают с текстовой информацией, обpaбатывая ее разными способами. На уроке формируются информационные навыки: работа с текстом, составление схем, выделение главной мысли, составление логических цепей....
18 02 2024 22:59:52
Я работаю в вечерней общеобразовательной школе. Разpaбатывая календарно-тематические планы, всегда затрудняемся, не можем найти образцы, примерные планы. В связи с этим я решила отправить на конкурс свое разработанное календарно-тематическое планирование по истории для 10-х вечерних и заочных классов....
17 02 2024 13:38:25
В ходе урока учащиеся знакомятся с целями завоевательных походов фараонов в Древнем Египте, узнают об итогах завоевательных походов для различных групп населения Египта. Также школьники продолжают учиться работать с исторической и контурной картой....
16 02 2024 2:17:16
Представлен конспект урока истории по программе для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев "Всеобщая история" (авторы Колпаков С.В., Пономарёв М.В.) к учебнику "История Древнего мира" для 5-го класса (авторы Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.), издательство "Просвещение", 2003. Тема урока "Быт древних греков"....
15 02 2024 4:49:40
Урок предназначен для 7-го класса общеобразовательной школы, организован в форме игры, моделирующей определенные ситуации данной эпохи и воссоздающей картины событий с их персонажами. Разнообразные задания, используемые на уроке, требуют как развернутых, так и односложных ответов. Используется ИКТ, стимулируются познавательные процессы....
14 02 2024 6:33:18
При групповом обучении с использованием принципа сотрудничества происходит значительное умственное развитие детей, дети, работающие совместно, не только лучше выполняют задание, но они находят лучшую аргументацию, дают более точные ответы. Улучшается возможность поддержания более или менее постоянной обратной связи и растёт эффективность системы в целом....
13 02 2024 8:18:49
Что такое патриотизм? Какими средствами можно воспитать это чувство в маленьком человеке, чтобы он вырос настоящим гражданином? Патриотизм, прежде всего – это гордость, гордость за свою страну, за свой народ. Благо жителю России, россиянину, есть чем гордиться. Но поистине днем, связанным в нашей истории с общей идеей борьбы за независимость нашей Родины, является 9 мая – День Победы. Мной разработана целая серия вечеров памяти и внеклассных мероприятий, посвященных героическим подвигам простых защитников Родины, под общим названием «Война и судьба человека»....
12 02 2024 13:53:35
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
11 02 2024 5:58:28
Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю. Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....
10 02 2024 10:16:24
Урок помогает раскрыть понятия: ценности, мотивы, предпочтения, патриотизм; воспитать общероссийскую идентичность, гражданственность, приверженность гуманистическим ценностям....
09 02 2024 6:33:50
Урок по теме "Война за независимость. Образование США" поможет учащимся понять, как сформировались североамериканская нация со своей идеологией, своими экономическими и политическими интересами, и новое государство на территории английских колоний в Северной Америке. Развивает умения работать в группах, сравнивать и анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи. ...
08 02 2024 17:20:39
В статье рассматриваются примеры реализации этнокультурной составляющей на уроках истории с учетом компетентностного подхода. Компетентностный подход к образованию предполагает не только наличие у индивида внутренней организации знаний, качеств, способностей, но и его готовность к использованию и применению знаний, умений, отношений, опыта в учебной или жизненной ситуации. Cоставной частью процесса формирования компетентного ученика является региональный компонент в школьном образовании....
07 02 2024 20:51:11
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::