История для молодежи    

Материалы к повторительно-обобщающему уроку и зачету по теме "Россия в XVII веке", "Смутное время"

Цель:

  • повторить, закрепить, обобщить знания по теме “Смутное время”;
  • на примере героических подвигов русского народа, Ивана Сусанина,
  • руководителей народных ополчений, под руководством К.Минина и Д.Пожарского, способствовать воспитанию патриотизма, гордости за историческое прошлое нашей страны, родного Отечества, воспитанию готовности защищать страну от любых посягательств со стороны других государств, отстаивать суверенитет и независимость родины;
  • подготовиться к самостоятельной работе по данной теме.

Повторить, закрепить, обобщить:

  • Понятия: “Смутное время”, гражданская война, интервенция, ополчение.
  • Вспомнить основные события и даты данного периода истории.
  • Выявить причинно – следственные связи: что, зачем и почему?
  • И.Болотников, К.Минин, Д.Пожарский, И.Заруцкий, П.Ляпунов, И.Сусанин – народные герои.
  • Последствия Смуты для страны.

Оборудование:

  • карта “Смутное время”,
  • учебник,
  • хрестоматия,
  • работы Ключевского, Платонова, Карамзина, Соловьёва и других историков по данной теме.

Ход урока

Повторение и обобщение по плану

  1. Страна в конце 16 – начале 17 века.
  2. Приход к власти Бориса Годунова.
  3. Политика Бориса Годунова. Противостояние боярства и дворянства.
  4. Причины появления самозванцев на Руси.
  5. Личность и правление Лжедмитрия 1. (Монах – Григорий Отрепьев). Марина Мнишек.
  6. Боярский царь Василий Шуйский.
  7. Гражданская война.
  8. Восстание Ивана Исаевича Болотникова.
  9. Лжедмитрий 2. (Кто он? или дворянин Михаил Молчанов? Спорят историки.)
  10. Иностранное вмешательство в русскую Смуту. Польская и Шведская интервенция.
  11. Свержение В.Шуйского.
  12. “Семибоярщина”. Милославские и другие.
  13. 1 ополчение. Заруцкий. Ляпунов. Пашков.
  14. 2 ополчение. К.Минин. Д.Пожарский.
  15. Избрание Михаила Фёдоровича Романова на царство (1613 г.). Начало династии Романовых. Конец Смуты.
  16. Соглашения 1617 и1618 гг. с Польшей и Швецией. Территории, потерянные Россией. Окончание гражданской войны.
  17. Подвиг Ивана Сусанина.
  18. Последствия Смуты.

Вопросы для повторения и обобщения

  1. Какой период в истории нашей страны назывался “Смутным” временем?
  2. Почему конец 16 – начало 17 века назывался “Смутным временем”?
  3. Назовите временные рамки царствования Бориса Годунова.
  4. Как связаны Борис Годунов и Малюта Скуратов?
  5. Какие события происходили на Руси в 1601 – 1603 гг.?
  6. Почему на Руси в начале 17 века появляются самозванцы?
  7. За кого выдавали себя самозванцы?
  8. Кто на самом деле был Лжедмитрий 1?
  9. Что вам известно о Марине Мнишек?
  10. Что произошло: в октябре 1604 года, 2 июня 1605 года, 17 мая 1606 года, 19 мая 1606 года, осенью 1606 года?
  11. Что такое “крестоцеловальная запись”?
  12. Назовите настоящую фамилию Лжндмитрия 2.
  13. Объясните понятия: гражданская война, интервенция, ополчение.
  14. Почему события начала 17 века называют “гражданской войной”?
  15. Кто возглавил 2-е ополчение?
  16. Против кого оно было направлено?
  17. Назовите причины распада 1-ого ополчения.
  18. Почему правление с июля 1610 года называют “семибоярщина”?
  19. Кто возглавил 2-ое ополчение?
  20. Почему в России до сих пор чтут память К.Минина и Д.Пожарского? В чём их заслуга перед Отечеством?
  21. Какого Лжедмитрия называли “тушинским вором” и почему он получил такое прозвище?
  22. Какого Лжедмитрия убили, сожгли, пепел зарядили в пушку и выстрелили в ту сторону, откуда пришёл самозванец?
  23. Какое событие ознаменовало собой конец Смуты?
  24. Когда был избран на русский престол первый представитель династии Романовых? Назовите его имя.
  25. В чём заключался подвиг Ивана Сусанина? Что вам известно об этом?
  26. Можно ли назвать народными героями И.И.Болотникова, К.Минина, Д.Пожарского, И. Заруцкого, П.Ляпунова и Ивана Сусанина? Своё мнение обоснуйте.
  27. Каковы условия договора между Россией и Польшей, заключённому в 1618 году в местечке Деулино?
  28. Каковы условия договора между Россией и Швецией, заключённому в 1617 году в г. Столбово?
  29. Каковы последствия Смуты?
  30. Был ли у России в данный период истории альтернативный путь развития, который бы, возможно, сократил отставание России от Европейских государств, направив страну на более передовое и цивилизованное развитие? Если да, то возможен ли он был в России самодержавной, крепостнической? ( Смотри учебник. “Семибоярщина”).

Основные даты:

1598-1604-правление Бориса Годунова,

1603- восстание Хлопка,

1606- правление Василия Шуйского,

1607- восстание под предводительством Ивана Исаевича Болотникова,

1610- “Семибоярщина” во главе с Милославским,

1612- освобождение Москвы Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским от польских и Шведских интервентов,

1613-воцарение Михаила Федоровича Романова на престол, первого представителя царской династии Романовых,

1617 – Столбовский мир со Швецией,

1618- Деулинское соглашение с Польшей.

Событийно-проблемная задача:

Иван Сусанин завёл в леса и болота поляков и тем самым спас жизнь Михаилу Романову. В знак благодарности царь пожаловал мужу единственной дочери Сусанина половину дворцовой деревни “за службу и за кровь тестя его” с освобождением его и его потомства от всяких податей.

Вопрос: Почему награда досталась мужу дочери Сусанина, а не ей самой?

Ответ:

И в начале 17 века, и ранее, и позднее в России почти любой счёт шёл от мужских душ: количество крепостных; наделение землёй крестьянских хозяйств и т. д. Правами обладали мужчины, хозяева дома и семьи. Женщины по существу были бесправными во всём, в том числе и в наследовании имущества и земли.

Событийно-проблемные задачи по теме “Россия в 17 веке”.

Дополнения к урокам тематическим, повторительно- обобщающему уроку, уроку-зачёту.

1(32). Иван Сусанин завёл в леса и болота поляков и тем самым спас жизнь Михаилу Романову. В знак благодарности царь пожаловал мужу единственной дочери Сусанина дворцовой деревни “за службу и за кровь тестя его” с освобождением его и его потомства от всяких податей.

Вопрос: Почему награда досталась мужу дочери Сусанина, а не ей самой?

2(33). В 1646 г. Алексеем Михайловичем был принят указ о соляном налоге. Затем было сокращено жалование стрельцам, поддержке и опоре царя. А в 1654 г. серебряные деньги были заменены на медные (в 1662 г. за один серебряный рубль давали 14 медных). Эти непопулярные меры правительства привели к восстаниям городского населения – Соляному (1648 г.) и Медному (1662 г.) бунтам. Однако гнев народа был направлен не против царя, а на бояр.

Вопрос: Почему, ведь бояре были всего лишь исполнителями царской воли?

3(34). Московская Русь тянулась к образованию и просвещению. При этом ставка делалась на Западную Европу, Однако, правительство часто не решалось заимствовать западное образование напрямую от его учителей, мастеров и специалистов, а искало посредников, которые могли передать русским образование.

Вопрос: Почему? Ведь первый путь, напрямую, через созидателей образования, был бы с точки зрения практической пользы и надёжнее, и вернее.

4(35). Во второй половине 17 века в России произошёл великий церковный катаклизм. По мнению историков почти 1/3 русских людей ушли в раскол. Разделилась не только церковь, но и сама русская душа. Лидерами противоборствующих сторон являлись, с одной стороны, патриарх Никон, с другой – протопоп Аввакум. Но что любопытно – и Никон, и Аввакум, буквально перевернувшие русскую церковь, не были русскими, они являлись мордвинами.

Вопрос: Как случилось, что два мордвина смогли расколоть святую Русь?

5(36). “С осени 1668 г. там забросили поля, не пахали и не сеяли, по наступлении рокового 1669 г. бросили и избы. Собираясь толпами люди молились, постились, каялись друг другу в грехах, приобщались святыми дарами, освящёнными до никоновских новшеств, и, приготовившись, таким образом, с трепетом ожидали архангельской трубы. При наступлении ночи ревнители старого благочестия надевали белые рубахи и саваны, ложились в выдолбленные из цельного дерева гробы и ждали трубного гласа”.

Как вы уже поняли, что речь идёт о старообрядцах.

Вопрос: Почему они так вели себя в конце 60-х гг. 17 века?

6(37). Царь Алексей Михайлович, второй царь из династии Романовых, и у современников, и у исследователей получил прозвище Тишайший.

Вопрос: Почему?

Ведь не было тишины ни в живом характере царя, ни в его весьма и весьма бурное царствование. Достаточно только вспомнить восстание под предводительством Степана Тимофеевича Разина, Медный и Соляной бунты, Соловецкое восстание, церковный раскол (реформа Никона), события, последовавшие за воссоединением Украины с Россией...

И в личном плане за ним “тихого” никогда и ничего не наблюдалось: известны его вспыльчивость и даже жестокость, скорость на бранное слово и расправу.

Вопрос: Так почему же Тишайший?

Зачётная работа по теме “Россия в 17 веке”.

1. Охарактеризуйте новые черты, появившиеся в хозяйстве России в 17 веке? Что препятствовало развитию хозяйства?

2. Какие изменения произошли в управлении государством и организации войска в России 17 века по сравнению с 16 веком?

3. Объясните, почему события конца 16 – начала 17 века в России получили образное название “Смута”?

4. Подумайте, почему в начале 17 века стало возможным появление самозванцев?

5. Чем прославились в русской истории Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин?

6. С какими событиями русской истории связаны имена Ивана Болотникова и Степана Разина? Когда они происходили?

7. Какие события в истории России связаны с именами С. Дежнёва, В.Д. Пояркова, Е.П. Хабарова? В чём их значение?

8. Соборное уложение – это...

а) свод законов Российского государства 17 века, утверждённый на Земском соборе;

б) представительный орган при царе;

в) порядок продвижения по государственной службе.

9. Представители каких слоёв населения русского общества выбирали царя на Земском соборе в 1613 году? Зачеркните неверные ответы:

а) от дворян;

б) от посадских людей;

в) от черносошных крестьян;

г) от крепостных крестьян;

д) от казаков;

е) от стрельцов;

ж) от холопов.

10. Какой важный процесс в истории России характеризуется такими событиями как: “Юрьев день”, пятилетний срок розыска и возврата беглых крестьян? Когда впервые был отменён Юрьев день?

11. Из приведённых ниже дат подчеркните дату окончательного закрепощения крестьян:

а) 1497 г.,

б) 1550 г.,

в) 1606 г.,

г) 1649 г.,

д) 1725 г.

12. По церквям разослали “память”: отныне креститься тремя перстами, земные поклоны заменить поясными. С каким событием русской истории связаны эти нововведения? Кто был противником этих мер?

13. Кто из названных пар были современниками:

а) Иван Болотников и Иван 4 Грозный

б) Алексей Михайлович Романов и патриарх Никон

в) Михаил Фёдорович Романов и Степан Разин

г) Богдан Хмельницкий и Ордин – Нащёкин

14. Охарактеризуйте внешнюю политику России в 17 веке.

Какие из перечисленных территорий вошли в состав России в 17 веке:

а) Левобережная Украина;

б) Казанское ханство;

в) Камчатка;

г) Смоленская земля.

16. Назовите известные вам памятники русского зодчества 17 века.

17. Какое влияние на культуру 17 века оказало развитие хозяйства России, расширение её территорий и связей со странами Западной Европы?

18. Объясните, почему современники называли 17 век “бунташным веком”?

19. История в датах.

Соотнесите между собой события и даты:

А. 1. Начало движения под предв. И.И. Болотникова. 1. 1687 г.
2. Открытие Славяно-греко-латинской академии 2. 1634 г.
3. Окончание Смоленской войны 3. 1606 г.
Б. 1. Окончание крестьянской войны под предв. С.Т.Разина 1. 1687 г.
2. Начало правления Фёдора Алексеевича 2. 1671 г.
3. 1-й Крымский поход В.В.Голицына 3. 1676 г.
В. 1. “Соляной” бунт в Москве 1.1613 г.
2. Избрание Михаила Романова царём 2. 1649 г.
3. Соборное уложение Алексея Михайловича 3. 1648 г.
Г. 1. “Медный” бунт в Москве 1. 1611 г.
2. Создание первого ополчения 2. 1662 г.
3. Начало войны с Речью Посполитой из-за Украины 3. 1654 г.
Д. 1. Создание второго ополчения 1. 1612 г.
2. Начало открытой польской интервенции 2. 1689 г.
3. Конец правления Софьи 3. 1609 г.

20. Вычеркните лишнее:

1) Помещичьи крестьяне, вотчинные крестьяне, монастырские крестьяне, государственные крестьяне, черносошные крестьяне.

2) Избранная рада, Земский собор, Боярская дума, приказы.

3) Римский папа, патриарх, митрополит, архиепископ, епископ.

4) Владислав, Карл Филипп, Д. Пожарский, М. Романов, К. Минин, Д. Трубецкой, И. Голицын.

5) “Повесть о Горе - Злосчастии”, “Житие Феодосия Печёрского”, “Повесть о Ерше Ершовиче”, “Житие протопопа Аввакума им самим рассказанное”.

21. Выбери правильный ответ.

А. Что такое “поход за зипунами”?

1. Поездка за границу для покупки новых образцов ремесленного и мануфактурного производства.

2. Набеги казаков с целью наживы.

3. Экспедиции служилых людей для изучения новых земель.

Б. Что представлял собой “казачий разбор” 1612 года?

1. списки людей, которые закрепляли сословную принадлежность к казакам.

2. Действия казаков, благодаря которым оказались разграблены многие города.

3. Царский указ, по которому разрешалось не возвращать награбленное казаками имущество.

В. В источниках о Ярославичех начала 17 века встречается слово “лисовчики”. Что оно означало?

1. Это крестьяне, которые заготавливали лес.

2. Так называли поляков по имени одного из командиров.

3. Это деньги, на которых была изображена лиственница.

Г. На протяжении нескольких веков в Русском государстве существовало местничество, отменённое только в 1682 г. царём Фёдором Алексеевичем. Что оно собой представляло?

1. Обязанность для горожан строить свои дома в специально определённых местах, в соответствиис планом.

2. Система формирования казачьих войск в соответствии с территориальным принципом.

3. Порядок назначения на государственные должности в соответствии со знатностью и службами представителей рода.

22. Найдите современников.

А. Царь Василий Иванович Шуйский

а) фр. король Генрих 4 Бурбон

Б) Томас Мюнцер

В) Блез Паскаль

Б. Царь Борис Годунов

а) Васко да Гама

Б) Галилео Галилей

В) англ. Король Генрих 7 Тюдор

В. Патриарх Никон

а) Франсуа Рабле

Б) Мартин Лютер

В) герм. Император Фердинанд 3

Г. Царь Михаил Фёдорович

а) кардинал Ришелье

Б) Эразм Роттердамский

в) Фердинанд Кортес

Д. Царь Алексей Михайлович

а) Данте Алигьери

б) англ. Королева Елизавета Тюдор

в) Роберт Бойль

23. История в лицах.

Определите исторического деятеля, о котором идёт речь.

Отличался мягким характером, добротою и робостью;

– испытал личное потрясение: когда ему исполнилось 20 лет и он выбрал себе невесту, не позволили на ней жениться;

- вёл малоподвижный образ жизни, очень любил цветы и диковинные растения, пожалуй, первым завёл в России оранжерею;

- занимался делами сам только последние 10 лет своей жизни, т. к. сначала главную роль играла его мать, а затем, по возвращении из плена, его отец;

- он стал родоначальником царской династии по решению “всей земли”.

Принадлежал к домовитому казачеству, родился около 1630 года;

- его отличали смелость, сноровка, умение руководить людьми в военных предприятиях и вести переговоры по важным делам;

- о нём много писали современники, и русские, и иностранцы; хотя почти все они называли его тираном, никто не отзывался о нём неуважительно;

- закончил свою жизнь на плахе, был казнён на Красной площади в Москве;

- возглавил народное движение, которое доставило много хлопот и русскому и иранскому правительству.

24. Работа над ошибками. Найдите в тексте исторические ошибки.

Одним из самых крупных выступлений в России является крестьянская война под предводительством С.Т. Разина.

Она началась с грабительского похода казачьих войск на Днепр.

Спасаясь от преследований царских армий, разинцы ушли в Турцию, где служили турецкому шаху.

В 1669 году они вернулись в Россию, т. к. царь Михаил Фёдорович обещал им прощение.

С 1670 года начинается собственно крестьянская война. Главным стратегическим пунктом для Разина стала Казань, именно на неё он направляет свой первый удар.

Жители города открыли ворота восставшим, но вскоре сюда подошли царские войска, сумевшие разбить восставших.

Однако крестьянская война на этом не закончилась и продолжалась до 1675 года, когда был захвачен и казнён предводитель.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Контрольная работа по курсу "История изобразительного искусства"

Программа предусматривает закрепление и контроль знаний. С этой целью разработаны бланки контрольных работ с теоретическими и практическими заданиями. В качестве примера представлена итоговая контрольная работа по теме " Искусство Древнего мира" для 5-го класса....

13 07 2020 19:49:43

Урок "Россия в 1894–1916 годах" (9-й класс)

События 1894-1916 годов в истории России позволяют учащимся сформировать представления об особенностях развития Российской империи на рубеже ХI Х– Х Х веков, понять и усвоить особенности российского варианта модернизации, а также основные стартовые параметры процесса индустриализации страны....

12 07 2020 1:53:18

Урок истории и русского языка "Принятие христианства на Руси как социально-политический процесс"

Урок истории и русского языка - поисковое занятие, раскрывающее не только историческое значение введения православия, но и неизбежные отрицательные черты этого болезненного процесса. В описании картины С. Иванова " Христиане и язычники", отражающей суть социального противостояния эпохи, глубоко постигается её характер, а также практически применяются знания о роли причастия в русской речи, реализуются в игровой форме творческие способности детей. ...

11 07 2020 10:59:19

Элективный курс "История города Альметьевска: связь времён"

Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю. Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....

10 07 2020 2:22:20

Урок "Россия — путь возрождения"

Урок является обобщающим при изучении темы " Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....

09 07 2020 21:15:11

Урок КВН по истории Древнего мира на тему "Моя Греция"

Урок- К В Н углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....

08 07 2020 4:14:47

Разработка урока в 7-м классе по теме "Роль личности в истории (на примере жизни и деятельности Петра I)"

Урок разработан в технологии критического мышления; проводится с целью сформировать представление учащихся о жизни и реформаторской деятельности Петра I, направленной на изменения всех сфер жизни общества в России....

07 07 2020 20:11:47

Интегрированный урок по музыке и истории "История русского народного костюма"

Конспект интегрированного урока музыки и истории (2-й класс, II четверть). Урок проходит в школьном музее « Старая русская деревня». На уроке дети знакомятся с историей создания русских народных костюмов. Урок направлен на формирование устойчивого интереса к культуре своего (любого) народа....

06 07 2020 14:43:57

Внеклассное мероприятие по истории:"Диалог веков"

Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме К В Н, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....

05 07 2020 5:49:47

Экологическая обстановка села Садовое

Цель проекта: выявить наиболее актуальные для села экологические проблемы....

04 07 2020 10:40:17

Гуситское движение в Чехии

В статье рассмотрен один из вариантов работы с документами, изучение которых активизирует творческую, познавательную деятельность учащихся, учит сравнивать, анализировать, делать выводы, а при решении познавательных задач формируется мотивация к изучению нового материала. Предлагаемый урок позволяет рассказать ученикам о гуситских войнах, вовлекая учащихся в повествование. ...

03 07 2020 15:52:56

Использование различных методов и форм в изучении краеведения

Краеведческая работа направлена на изучение малой родины. В статье описаны методы и формы, новые приемы, технологии, которые, по мнению автора статьи, целесообразно применять при работе с местными материалами. ...

02 07 2020 19:39:55

Тема урока: "Культура нового времени"

Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

01 07 2020 9:35:47

Интегрированный урок по курсу истории России и литературы в 8-м классе "Емельян Пугачев: кровавый убийца или народный герой"

Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: « Е М Е Л Ь Я Н П У Г А ЧЁ В: К Р О В А В Ы Й У Б И Й Ц А И Л И Н А Р О Д Н Ы Й Г Е Р О Й?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести « Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности характеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....

30 06 2020 0:58:13

Всеобщая история. "Ассирийская держава". 5-й класс

Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD « История Древнего мира» (1 С Образовательная коллекция). ...

29 06 2020 15:27:36

Петр I. Россия на рубеже веков

Урок по данной теме рассчитан на 2 часа и проводится после изучения темы « Предпосылки петровских преобразований». Цель урока: показать приход к власти Петра I. Учить анализировать ответ и оценивать ответы других учащихся. Данный урок разработан с учетом индивидуальных особенностей учащихся с Д Ц П (с нарушением опорно-двигательного аппарата). Предлагаемая опора « Эксперт» « Ответчик», дает возможность ученику самому выбрать объем домашнего задания и заранее оценить свои возможности....

28 06 2020 13:16:44

Классный час "Уникальные памятные места города Пензы"

Классный час посвящен уникальным памятным местам родного города. С помощью краеведческого материала учащиеся знакомятся с прошлым и настоящим родного города. Цель: формирование активной гражданской жизненной позиции. Необходимо использовать презентацию « Уникальные памятные места города Пензы»....

27 06 2020 10:51:51

Занятие элективного курса "Край, в котором ты живешь", 9-й класс. "Герб — отражение истории"

Занятие элективного курса для 9-го класса знакомит учащихся с гербами Амурской области, Магдагачинского района, посёлка Ушумун....

26 06 2020 8:57:12

Интегрированный урок (история + информатика) на тему "История письменности". 5-й класс

Цель урока: изучить особенности возникновения письменности в государствах: Двуречье, Древний Египет, Финикия, Древняя Греция, Древний Китай, Древняя Индия, Древняя Русь....

25 06 2020 21:52:50

Конспект урока по истории в 11-м классе "Внешняя политика СССР накануне войны"

Авторы выдвигают свои гипотезы, предположения относительно того, что же происходило в Советском Союзе в предвоенный период и почему. Учащиеся должны сами разобрать ту ситуацию, которая сложилась в Советском Союзе накануне Второй мировой войны, выяснить, каким образом политика руководства С С С Р способствовала развязыванию войны, как страна готовилась к войне. ...

24 06 2020 23:14:25

Памяти огненных лет

Историко-познавательная игра (викторина) может проводиться для закрепления изученного материала или повторения соответствующей темы на уроках истории нетрадиционного типа в старших классах. Викторина может проходить и как самостоятельное мероприятие (интеллектуальное соревнование) во время предметной недели или праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы....

23 06 2020 20:26:23

Урок обществознания по теме: "Ценности. Мотивы. Предпочтения". "Нам нужна одна победа, мы за ценой не постоим". 10-й класс

Урок помогает раскрыть понятия: ценности, мотивы, предпочтения, патриотизм; воспитать общероссийскую идентичность, гражданственность, приверженность гуманистическим ценностям....

22 06 2020 8:40:47

Интегрированный элективный курс (истрия + технология) "Из прошлого – в настоящее"

Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. Элективный курс " Из прошлого — в настоящее" реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность....

21 06 2020 17:33:36

Итоговый урок по теме "Древняя Греция"

Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме " Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....

20 06 2020 1:57:44

Форма и структура права

Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме " Форма и структура права" в курсе " Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд практических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...

19 06 2020 15:54:54

1953 год. Борьба за власть в стране

В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения на проблему борьбы за власть после смерти И. В. Сталина. Самостоятельная работа в группах формирует умение работать с документами, материалами учебника, высказывать свое мнение, делать выводы....

18 06 2020 14:53:39

Урок-исследование "Россия в 1917 году: альтернативы развития"

Предложен урок, цели которого подвести учащихся к пониманию того, что в 1917 году в России создалась ситуация, которая отличалась неустойчивостью, и существовали различные пути развития страны; продолжить развитие умений анализировать факты, делать выводы, аргументировать свои рассуждения, способствовать выработке у учащихся научно-исследовательского подхода к историческому процессу при использовании на уроке "альтернативных ситуаций". ...

17 06 2020 10:37:57

Обобщающий урок по теме: "Изменение в гербе: в чем причина?" (От Ивана III к Ивану IV)

В России государственные символы стали строго регламентированы только в конце ХI Х века. До этого изображение государственного герба менялось при каждом новом царствовании. При подробном знакомстве с историей России соответствующего периода видишь, что эти изменения не случайны и, как и во всяком символе в гербе воплощается основная идея того или иного исторического периода. Именно этот факт и использован для обобщения материала по истории России конца ХV - начала ХVI века, завершающего периода в образовании Российского централизованного государства. ...

16 06 2020 1:28:47

Урок-викторина "Я – гражданин России"

Данный урок занимает одно из основных мест в системе уроков, посвященных изучению политической системы Р Ф. Он продолжает тему, начатую на предыдущих уроках « Избирательное право. Избирательный процесс», дает возможность подготовить учащихся к восприятию темы последующего урока « Политический статус личности». ...

15 06 2020 17:41:38

Педагогическое проектирование в условиях профильного обучения. Формирование социальных компетенций на уроках обществознания на третьей ступени обучения

При переходе к профильному обучению происходит значительная дифференциация предметного содержания как по уровню (профиль – база), так и по предназначению (основной курс – электив). Это обстоятельство делает крайне актуальным и важным педагогическое проектирование как средство разработки системы преподавания, обеспечивающей высокое качество образования....

14 06 2020 15:27:56

Урок истории и культуры Санкт-Петербурга". "Мимолетный архитектурный стиль или северный модерн в Петербурге". 8-й класс

Урок проводится как итоговый в разделе « Архитектурные стили Санкт- Петербурга». На уроке учащиеся могут применить полученные знания на практике в ходе блиц-турнира, изучение нового материала и закрепление объединяются. Урок формирует эстетические вкусы учащихся, воспитывает любовь к родному городу, формирует способность решать творческие задачи....

13 06 2020 20:28:57

Программа кружка по истории "Все тайны и загадки мира, или Тайна, о которой я хочу рассказать"

На уроке происходит отработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории....

12 06 2020 9:29:59

Урок мужества "Москва военная", посвященный 70-летию победы в Московской битве (1941–2011)

Урок воссоздает картину жизни и быта Москвы и ее жителей в условиях военного времени. Подводит учащихся к пониманию того, что жизнь Москвы и в годы войны, несмотря на напряженность и трагизм того периода, продолжала оставаться многогранной. Показывает, как война раскрывала характеры москвичей, давала толчок к проявлению душевных и личностных качеств. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу, любовь....

11 06 2020 0:34:33

Урок истории "Природа и люди Древней Индии"

Вашему вниманию предлагается урок-подарок (на уроке учащиеся дарят другу знания), который способствует развитию логического мышления у учащихся, формирует коммуникативные навыки при работе в группах, умение выступать перед аудиторией, воспитывает уважительное отношение к истории других народов, формирует навыки критического отношения к себе и своим товарищам. Необходимым элементом учебной деятельности всех учащихся была работа с контурной картой. ...

10 06 2020 4:29:15

Урок обществознания в 11-м классе "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории"

Урок обществознания по теме " Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории" - урок с использованием И К Т. Приёмы работы с текстовой информацией разнообразны, учащиеся могут работать не только с печатной информацией, но и с информацией на электронных носителях. Данные приёмы ориентированы на самостоятельную, индивидуальную работу с информационными текстами. Урок проводится в 11-м классе. Особенность урока - данный урок тесно связан с курсом истории, учащиеся уже имеют исторические знания и представления. ...

09 06 2020 14:10:30

Самодержавие и Земские соборы в России

Организация современного урока истории предполагает использование педагогических технологий, основанных на разных видах активности учащихся. Примером такого урока является проблемно-лабораторное занятие. В его основе изучение и обсуждение учащимися документального материала, составленного на основе принципа противоречия. ...

08 06 2020 14:47:59

Интегрированный урок (русский язык + литература + история) по теме "Анализ письма — поучения потомкам Владимира Мономаха"

Весь материал урока направлен на то, чтобы " Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль " Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....

07 06 2020 0:30:36

Итогово-обобщающий урок-викторина в 11-м классе по теме "Россия в начале XX века"

Урок проводится как заключительный после изучения темы " Россия в первой четверти XX века". В основе урока лежит телевизионная программа " Своя игра". Данная форма урока позволяет привлечь учащихся к подготовке викторины, используя их знания по информационным технологиям, а также к работе с дополнительными историческими источниками. Для составления презентации школьники предлагают категории вопросов, участвуют в их подборе, находят иллюстрации и портреты по данной тематике. Данный вид деятельности делает учащихся соавторами урока....

06 06 2020 12:41:25

Интеллектуальная игра "Счастливый случай" на тему "Земля моя Коми"

Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....

05 06 2020 3:24:28

Маршрут выходного дня

Урок помогает привить учащимся основы безопасного поведения, умение ориентироваться в среде обитания, вырабатывать экологическую культуру, любовь к туризму и краеведению....

04 06 2020 20:28:31

Мультимедийный урок по теме "Обобщение опыта работы военно-патриотического клуба «Родина»"

Прдеставлены четыре основных направления: поисковая работа, оформительская, лекционно-экскурсионная, военно-конструкторская. ...

03 06 2020 23:36:16

Сталинская дорога смерти, или "Пятьсот – веселая стройка"

В статье рассказывается о сталинской дороге смерти....

01 06 2020 12:18:37

Урок обществознания в 8-м классе по теме "Конфликт"

Конспект открытого урока по обществознанию из раздела " Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как " Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...

31 05 2020 18:15:36

Внеклассное меороприятие "2014 – год 80-летия Свердловской области"

Цель: воспитание патриотизма, формирование гражданской компетенции у студентов. I-й отборочный этап проводится в библиотеке. Студенты работают с электронным пособием « Свердловская область – история и современность». Приложение 1 содержит локальную версию программы для тестирования. II-й этап проводится в виде игры « Брейн-ринг». В ходе игры используются тематические профессионально озвученные презентации....

30 05 2020 21:51:34

Интегрированный урок (история + литература) по теме "История села Кузайкино в годы Великой Отечественной войны"

Интегрированный урок истории и литературы предназначен для учащихся 9–11-х классов. Создан на основе изучения материалов школьного историко-краеведческого музея и поисковой работы учащихся. Включает рассказ об односельчанах – участниках Великой Отечественной войны, об их фронтовой судьбе, о жизни села в годы войны, о детях войны, условиях учебы, об учителях....

29 05 2020 5:52:55

Советский Союз во Второй мировой войне 1939–1945 гг.

Современные тенденции в историческом образовании дают возможность учителям использовать различные педагогические технологии. На уроке показана работа с различными источниками, решение познавательных задач по теме, анализ эпистолярного жанра, письма якутян, земляков к родным во время войны. Учтены индивидуальные различия учащихся, дифференцированный подход к каждому. ...

28 05 2020 23:51:44

Открытый урок истории на тему "Культура России первой половины XIX века"

Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX века позволил назвать это время золотым веком. Капиталистические идеи в экономике усилили потребность в грамотных и образованных людях. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Именно эти аспекты рассматриваются на уроке....

27 05 2020 5:40:38

Открытый урок истории на тему "Период реакции. Декабристы"

В ходе урока учащиеся знакомятся с ситуацией, сложившийся в обществе после Отечественной войны 1812 года; знакомятся с личностями, входившими в тайные общества; анализируют основные идеи документальных проектов устройства России; прослеживают ход и итоги восстания, а также дальнейшую судьбу декабристов....

26 05 2020 9:13:22

Урок обществознания по теме «Образование в жизни человека». 5-й класс

Изучение темы предполагает обращение к опыту участия учащихся в жизни школы. Ее усвоение имеет ключевое значение для ответа на вопрос: « Почему успешная учеба важна не только для тебя самого, но и для общества?» Учащиеся закрепляют навыки работы с дополнительным материалом, умение извлекать из текста основную информацию и делать выводы. В конце урока предлагается тест....

25 05 2020 15:21:31

Урок систематизации и обобщения знаний «По страницам истории Древнего Востока». 5-й класс

Урок систематизации и обобщения знаний в форме интеллектуальной игры. Ученики повторяют, закрепляют и приобретают новые знания, материалы, включенные в урок, выходят за рамки школьного учебника. Игра состоит из занимательных заданий с компьютерными программами, презентацией для групповой, индивидуальной и коллективной работы....

24 05 2020 21:14:57

Интегрированный урок (МХК + история) "Архитектурный облик Древней Руси"

Урок для 10-го класса – урок сообщения и первичного закрепления новых знаний. Урок рассчитан на 2 школьных часа. Позволяет сформировать представление об особенностях архитектуры Древней Руси через межпредметные связи истории и М Х К; сформировать умение критически анализировать документальные источники; способствует формированию чувства сопричастности к истории Родины....

23 05 2020 23:58:43

Расцвет Древнерусского государства. Ярослав Мудрый

Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI– ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....

22 05 2020 21:57:59


Warning: include(/home/users/9/9690188308/domains/molodejjport.ru/i_config.php): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/9/9690188308/domains/molodejjport.ru/history/i_top.php on line 1

Warning: include(): Failed opening '/home/users/9/9690188308/domains/molodejjport.ru/i_config.php' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-7.1/share/pear') in /home/users/9/9690188308/domains/molodejjport.ru/history/i_top.php on line 1
Расцвет Древнерусского государства. Ярослав Мудрый >

Расцвет Древнерусского государства. Ярослав Мудрый

Организация исследовательской работы учащихся по краеведению

Предлагаются материалы для написания работы на тему " Дворянское землевладение в Балашовском уезде во второй половине XIX века". Прилагаются вопросы для занятия с учащимися. Мастер-класс построен с использованием архивных материалов....

20 05 2020 16:54:26

Методическая разработка занятия археологического кружка: "Наскальная живопись"

Методическая разработка занятия археологического кружка по теме " Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и М Х К, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению практическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....

19 05 2020 12:45:39

Урок "История западной России. 8-й класс (Региональный компонент). Первый раздел Речи Посполитой. Появление на карте Европы Восточной Пруссии"

На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско- Прусского государства. Дается характеристика отношений России и Бранденбургско- Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....

18 05 2020 17:58:33

Внешняя политика России в 1801–1812 гг.

В методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта-схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелкие» задания: работать с источниками, учебником, картой, понятиями. Подготовленная учителем презентация играет роль, как направляющего вектора урока, так и дает возможность учащимся проверять правильность своих выводов и ответов, записанных в виде составных частей конспекта-схемы. ...

17 05 2020 7:48:10

Урок краеведения по теме "Рабочая программа по истории Байтугана". 9-й класс

Для более полного и детального ознакомления с прошлым нашей страны необходимо глубже изучить краеведческий материал. Однако материал несколько меньшего масштаба не имеет строгой системы, а порой просто распылён во многих источниках, монографиях, дневниковых записях, письмах и народных преданиях. Нам, сельским учителям истории, для более полного раскрытия темы урока полезен собранный и научно-обработанный материал о местном крае и, в частности, о родном селе....

16 05 2020 16:15:35

Модель учебного занятия по истории в 10-м классе "Смутное время — время упущенных возможностей"

Представленный урок помогает создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии личностно ориентированного обучения....

15 05 2020 17:33:18

Древние жители Кузнецкой земли

В работе " Древние жители Кузнецкой земли" представлены вопросы краеведческой викторины и викторины по истории Древнего мира, лекция, знакомящая с климатическими условиями и занятиями древнейших людей, живших на территории нашей области в древнекаменный, бронзовый и железный века, примерный план, который составляют учащиеся по ходу лекции, исторические источники....

14 05 2020 1:54:34

Интегрированный урок (история + ИЗО) по теме "Появление искусства и религиозных верований"

Урок проводится в 5-х классах, цель урока — сформировать представление о появлении искусства и религии у древних людей. ...

13 05 2020 18:50:22

Восстание под предводительством Е.И. Пугачева

Учащиеся в ходе урока знакомятся с причинами, основными этапами и итогами выступления под руководством Пугачева....

12 05 2020 2:56:13

Внеклассное мероприятие "Игра-путешествие по Москве"

Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....

11 05 2020 13:12:25

Изменение подхода к формированию патриотического сознания учащихся: взгляд практика. Проект "Память поколений"

В работе учителя обществознания со старшеклассниками необходимо несколько изменить подходы и сместить акценты, что позволяет сделать проектная деятельность, в результате которой практически каждый ученик сам приобщается к истории Великой Отечественной войны, повышается познавательная активность учащихся, изменяется эмоциональный настрой. Только путем перехода к личностно-ориентированному эмоциональному подходу можно достичь целей государственной программы « Патриотическое воспитание граждан Р Ф»....

10 05 2020 11:42:30

Урок истории по теме "Завоевания Египта". 5-й класс

Урок истории древнего мира в 5-м классе дает представление о достижениях военного искусства Древнего Египта. Учащиеся работают с учебником и карточками, выполняют мини-проекты « Схема расстановки египетской армии» по группам, участвуют в игре « Разбросай-ка». Урок способствует развитию познавательной деятельности; планированию путей и способов достижения цели; умению находить решение и представлять результаты работы....

09 05 2020 15:42:48

Борьба Руси с западными завоевателями

Методическая разработка урока в 6-м классе, учебник А. А. Данилов, Л. Г. Косулина « История Отечества. С древнейших времен до конца 16 века». Цель урока: раскрыть тему борьбы северо-русских земель с экспансией крестоносцев и шведов; оценить деятельность и полководческий талант Александра Невского....

08 05 2020 17:34:28

Пример использования метода проектной деятельности через продукт PowerPoint на занятии по истории

Материал описывает проектную деятельность учащихся по дисциплине " История" на тему " Россия между реформами и контрреформами", реализованную через информационные технологии (презентация Power Point), раскрывает основные этапы исследования и подготовки к защите проекта. Приведены образцы основных методических материалов, необходимых для оптимальной реализации проектной деятельности учащихся....

07 05 2020 20:41:40

Интегрированный урок технология + краеведение по теме "Крестьянские промыслы"

Урок рассказывает о выращивании, применении и пользе льна. Автор статьи обобщает исторический опыт по применению крестьянских промыслов в наше время, усиливает интерес обучающихся к предметам технологии и краеведения, воспитывает чувство патриотизма, гордости за Малую Родину....

06 05 2020 23:41:36

Урок истории по теме "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Урок построен в строгой логике развивающего обучения: постановка учебной задачи через создание проблемной ситуации; решение учебной задачи учащимися по материалам исторических источников, самостоятельное изучение законов с отработкой умений мыслительной деятельности (анализировать, сравнивать, обобщать), аргументированно представлять свою точку зрения, делать выводы, работать в группах; рефлексивно-оценочный этап. ...

05 05 2020 11:36:32

Интегрированный урок (технология + обществознание) по теме "Имидж и политическая карьера"

Урок на тему “ Имидж и политическая карьера” помогает ответить на вопросы: " Зачем мы пришли в этот мир, с какой миссией?", " Почему люди порой неправильно понимают друг друга, неоднозначно реагируют на слова и жесты?", " Каким образом одежда и макияж скрывают ваши недостатки и подчеркивают достоинства?", " Почему одни рисуют картины, а другие занимаются политикой?"....

04 05 2020 0:38:53

Сценарий торжественного мероприятия "День кадета"

Цели и задачи мероприятия: развитие нравственных качеств в личности; овладение представлениями о героизме как о многогранном понятии; показать связь времен; предоставить возможность понимания того, что поступкам, продолжающим славное прошлое Родины, есть место и в современности; дать понятие чести, справедливости, благородства, верности долгу и ответственности за порученное дело....

03 05 2020 10:35:32

Мультимедийная компьютерная презентация "Древний Восток. Зрительные образы цивилизаций"

Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и пространстве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы " Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...

02 05 2020 16:24:18

Семейное право

Урок призван закрепить теоретические знания учащихся по семейному праву, развивать и формировать познавательный интерес к разным областям жизни человеческого общества, научить ориентироваться в семейном законодательстве. Урок воспитывает потребность осознанно пользоваться принципами семейного права, научиться принимать самостоятельные решения по практическим правовым ситуациям. ...

01 05 2020 21:10:19

Технологическая карта урока по истории «Политическое развитие России в XVII веке»

Данный урок позволит формировать у учащихся навыки поиска социальной информации; формулирования собственного мнения и позиции; выстраивать логическую цепочку рассуждений; самостоятельно находить способы решения проблем. На уроке учащиеся работают в группах с историческими документами, которые характеризуют органы государственной власти России данного периода. Весь урок посвящается поиску ответа на вопрос « Какие изменения произошли в политическом устройстве России в XVII веке?»....

30 04 2020 21:11:38

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и моральных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий. ...

29 04 2020 12:49:57

Урок истории по теме "Политический кризис накануне революции 1917 года". 9-й класс

На основе изучения различных исторических источников подвести учащихся к пониманию того, как потеря доверия к царской власти привела её к политической изоляции, развили и углубили политический кризис, а наличие активной оппозиции создало благоприятную почву для революции. Учащиеся знакомятся с новыми понятиями и терминами, закрепляют их усвоение при работе с документами, совершенствуют навыки умения анализировать исторические факты, делать выводы....

28 04 2020 22:26:32

Программа элективного курса по истории России "В поисках исторических сокровищ" (для учащихся 10-х классов)

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире. ...

27 04 2020 20:32:39

Обсуждение фильма Никиты Михалкова "12"

Стенограмма дебатов, посвящённых фильму "12" режиссёра Никиты Михалкова (2007 год). Фильм является римейком знаменитого фильма американского режиссёра Сидни Люмета " Двенадцать разгневанных мужчин". Михалков весьма убедительно показал, что далеко не на все вопросы можно с лёгкостью ответить "да" или "нет". В том числе и на вопрос, хорош или плох фильм "12". ...

26 04 2020 9:14:34

Конкурс методических разработок. Интегрированный урок истории и физической культуры на тему "Масленица: народные забавы"

Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и девушек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....

25 04 2020 20:13:52

"Круглый стол" по дисциплине "История России" на тему "Кавказская война 1817-1864-х годов. Итоги и уроки"

В предлагаемом "круглом столе" рассматриваются различные точки зрения. Рассматривая Кавказскую войну как историческое явление, ее сущность, причины, ученики выясняют, возможно ли было избежать подобных трагических событий, стараются ответить на вопрос - нужны ли нам, живущим в XXI веке, знания о событиях той далекой эпохи и если нужны, то зачем?...

24 04 2020 4:23:32

Военно-исторический интегрированный урок (ОБЖ + история) по теме "Помни имя свое"

История - это могучая и вечная сила, которая творит гражданина, патриота. Дни воинской славы, установленные Федеральным законом, стали тематической канвой данного урока. Его содержание создаёт своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, солидарности, гордости за историческое прошлое своего народа, чувство ответственности за его настоящее и будущее. ...

23 04 2020 9:34:10

"Смутное время". Часть I. Урок — лабораторное занятие

Класс делится на две группы, каждая из которых получает отрывки из источников и текста учебника, что позволяет учащимся сопоставлять текст учебника и источника, развивает навыки работы с ними. Исследовательская работа активизирует познавательную деятельность учащихся и благотворно влияет на изучение дальнейшего материала. При данном способе проведения урока деятельность учителя сводится к корректировке деятельности учащихся. ...

22 04 2020 0:54:20

Внеклассное занятие по истории. Культура донских казаков в XVIII–XIX вв. Казачий свадебный обряд

Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....

21 04 2020 4:48:15

Олимпийские игры в древности. 5-й класс

Учителю надо уметь пользоваться всем арсеналом средств, чтобы разнообразить свои уроки, добиваясь конечного результата, особенно при работе с детьми с З П Р. Чтобы обеспечить школьнику возможность активного участия в процессе познания, выработать интерес к познанию окружающего мира, и разработан данный урок. ...

20 04 2020 14:13:29

"Древнейшие люди. Какими были и как жили древнейшие люди"

Урок проводится с целью рассказать о выделении человека из мира животных, об отличиях древнейших людей от современных, о древнейших орудиях труда, об овладении огнем; пробудить интерес учащихся и стимулировать их познавательную активность, создать обстановку, необходимую для творческой, плодотворной работы учащихся. ...

19 04 2020 17:18:35

Клан-конспект урока в 11-м классе по теме "Всемирно-историческое значение Победы в Великой Отечественной войне. Цена Победы"

Урок был дан в рамках преподавания " Истории Отечества" в 11-м классе. Особенностью урока является то, что наряду с важнейшими итогами Великой Отечественной войны, которые даны в учебнике, ученики использовали дополнительный материал (книжный, мультимедийный, воспоминания близких родственников). Исследуя итоги войны, ученики поднимают вопросы, которые являются спорными в изучении этого периода истории нашей страны. Урок способствует патриотическому воспитанию выпускников....

18 04 2020 18:12:44

Урок истории в 6-м классе по теме "Столетняя война. Жанна д'Арк"

Урок истории в 6-м классе по теме " Столетняя война. Жанна д, Арк" дает возможность учащимся уточнить знания о том, что может являться причиной войны и поводом для её начала. Но самое главное, материал урока позволяет понять, какую роль может играть простой народ и личность в борьбе за независимость своей страны. Для тех ребят, кто интересуется историей, дана возможность поработать с дополнительным материалом....

17 04 2020 16:53:11

Разработка урока по истории Средних веков в 6-м классе "Тайны средневековых городов"

Цель урока: обобщить знания о средневековых европейских городах, полученных на предыдущих уроках....

16 04 2020 18:16:31

"Столетняя война".10-й класс

Комбинированный урок истории Франции знакомит учащихся с событиями Столетней войны – серией военных конфликтов между Англией и ее союзниками, с одной стороны, и Францией и ее союзниками, с другой. Урок развивает навыки работы с генеалогическим деревом, иконографическими и текстовыми документами, определяет систему наследования королевской власти во Франции, причины начала конфликта, выделяет этапы развития конфликта и знакомит с историческими персонажами....

15 04 2020 6:50:49

Расцвет Древнерусского государства. Ярослав Мудрый

Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI– ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....

14 04 2020 19:28:36

Интегрированный урок (история + литература) "Трагизм и героизм 30-х годов…"

Данный урок поможет обучающимся понять взаимосвязь человека и тоталитарной системы, выявить способы противостояния режиму. На примере произведения А. И. Солженицына « Один день Ивана Денисовича» продемонстрировать те качества, которые помогали человеку за колючей проволокой оставаться человеком. Материал урока способствует формированию умений и навыков анализировать, рассуждать, делать выводы....

13 04 2020 3:10:45

Урок "Жизнь древних славян"

На уроке решаются несколько задач: в работу включается весь класс, изучается дополнительная литература по теме, у детей появляется интерес к предмету. Интегрированный урок проводится в виде защиты проектов учащихся....

12 04 2020 12:20:11

Материалы элективного курса "Вспомогательные исторические дисциплины" — "Хронология и метрология"

Материалы к занятию исторического кружка или элективного курса « Вспомогательные исторические дисциплины» помогут учащимся понять, что история существует во времени и пространстве. ...

11 04 2020 4:10:47

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках истории

Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....

10 04 2020 19:46:56

Музыкально-литературная композиция "Земля, я болен твоей болью, я ранен раною твоей!"

Музыкально-литературная композиция посвящена творчеству поэтов-фронтовиков, многие из которых не вернулись с полей Великой Отечественной войны. Цель урока – раскрыть глубину, многогранность, своеобразие произведений поэтов разных поколений и разных национальностей, посвящённых теме Великой Отечественной войны. У учащихся на жизненном примере и произведениях поэтов воспитываются лучшие нравственные качества: порядочность, благородство, беззаветная преданность Родине, чувство долга....

09 04 2020 23:18:17

Конспект урока по истории России на тему: "Итоги и уроки Гражданской войны"

Урок подводит итоги изучения темы " Гражданская война", затрагивает нравственный аспект этой темы. ...

08 04 2020 23:50:39

Основы конституционного строя России. 9-й класс

У учащихся формируется правовая культура. Прорабатывается глава 1 Конституции Р Ф, в которой изложены основные принципы конституционного строя России. У учащихся воспитывается осознанное уважение к Конституции как к основному закону Российской Федерации....

07 04 2020 18:21:18

Урок обществознания по теме "Самопознание"

Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно характеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...

06 04 2020 22:29:53

Итоговый урок по теме "Древняя Греция"

Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме " Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....

05 04 2020 20:36:51

Использование здоровьесберегающих технологий в рамках учебного предмета "История"

Школа сегодня - один из немногих социальных институтов, в рамках которого возможно осуществление работы по формированию культуры здоровья детей. Важнейшая задача школы - помочь ребенку, подростку самому грамотно заботиться о себе и своем здоровье не только в школе, но и после уроков, обращаясь при необходимости за помощью к взрослым....

04 04 2020 22:18:59

Маски из папье-маше по мотивам венецианских масок

В статье рассказывается, как вместе с учащимися начальной школы изготовить маски из папье-маше....

03 04 2020 23:11:53

Элективный курс "Отечественная война 1812 года". 10-й класс

Элективный курс рассчитан на 16 часов изучения в рамках профильного обучения. Повышает знания по истории; развивает интерес к изучению истории России; помогает в подготовке к экзамену по истории....

02 04 2020 16:12:20

Урок истории «Пётр I – реформатор или революционер на троне?»

Сегодня большое распространение получили три технологии обучения: моделирование или игровая деятельность, коммуникативный диалог или дискуссионная деятельность, изучение источников или исследовательская деятельность. Все эти элементы прослеживаются в статье....

01 04 2020 2:33:55

Дальнейшая идеологизация общественной жизни страны в середине 1960 – середине 1980 гг.

Урок рассчитан на учащихся 9-го класса. Цель урока – сформировать представления о динамике взаимоотношений власти, творческой интеллигенции и общества, показать противоречия в развитии художественной культуры, познакомить учащихся с основными аспектами Конституции 1977 г., дать представление о диссидентском и правозащитном движении. ...

31 03 2020 7:31:11

Нашествие с Востока. Урок истории + литературы. 6-й класс

Урок в 6-м классе " Нашествие с Востока". Интегрированный урок (история + литература) с элементами анализа и сопоставления документов. Данный урок эмоционально насыщен, ибо широко используется чтение стихотворений, фрагментов литературной прозы, элементы театрализации. Ярким дополнением к уроку служат медиаиллюстрации....

30 03 2020 10:18:15

Урок в диалоговом режиме "Гражданская война в США"

Необычность урока в том, что проводится он двумя учителями истории, чтобы наглядно продемонстрировать учащимся возможность разной интерпретации и оценки одних и тех же исторических фактов. Учащиеся после урока отмечали, что нелегко определиться с выбором, если каждый учитель настойчиво отстаивает свою точку зрения, противоположную версии другого учителя. Но именно в такой ситуации дети учатся размышлять, делать выводы, отстаивать своё мнение и опровергать аргументы оппонентов. ...

28 03 2020 18:43:11

Практикум и его роль на уроках обществознания

В статье рассматривается роль практикума на уроках обществознания при подготовке к экзаменам в классах, работающих по программе базового уровня. В качестве приложения (аргументации) к основной статье прилагаются примеры разработанных авторских практикумов. Основная цель – поиск эффективных форм занятий деятельностного типа через обсуждение в педагогическом сообществе....

27 03 2020 4:50:34

Урок по пропедевтическому курсу "Введение в историю, 5-й класс. Измерение времени"

Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....

26 03 2020 20:29:50

Тема занятия "Индийские касты"

Поскольку история Древнего мира изучает особенности различных цивилизаций, то ключевыми моментами в теме урока « Индийские касты» являлась социальная структура общества, изобретения и открытия древних индийцев, зарождение мировой религии буддизма и его нравственные основы. Урок строится с использованием иллюстраций, слайдов, а также словесных методов....

25 03 2020 14:26:14

"Борьба Хрущева за власть. СССР в 1953 – середине 60-х годов" (11-й класс)

Цель урока: показать исторические предпосылки политических перемен в стране, альтернативы развития С С С Р после смерти И. В. Сталина, борьбу за власть между партийными и государственными лидерами, роль Н. С. Хрущева в демократизации политической системы....

24 03 2020 13:18:55

"Русская культура Серебряного века"

Урок проводится в выпускном классе как интегрированный (история + литература + мировая художественная культура) при изучении культуры начала XX века. ...

23 03 2020 4:35:23

Интерактивные технологии на уроках истории (исторические ассоциации к различным темам курса "История России")

Метод «ассоциаций». Варианты его применения. Подбор ассоциаций к терминологическому ряду, включающему понятия, факты, персоналии. Ассоциации-"перевертыши". Используются на всех этапах актуализации знаний, обобщений, закреплении....

22 03 2020 16:33:32

Приёмы формирования самостоятельной познавательной деятельности учащихся через обучение устанавливать причинно-следственные связи

В процессе обучения умению устанавливать причинно-следственные связи учащиеся должны уметь отвечать на два вопроса: " Почему произошло это событие? Что произойдет, если?.." (т.е. уметь высказывать гипотезу). Следовательно, задача учителя - помочь ученику освоить это умение. ...

21 03 2020 16:44:19

Урок истории в 5-м классе. Тема: "Троянская война и героические поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея"

Урок с применением И К Т для развития познавательных интересов учащихся через увлекательное виртуальное путешествие в Древнюю Грецию, воспитания любознательности, эмпатии, эмоционально–ценностного отношения к Древней Греции. Урок запланирован в форме виртуального путешествия с использованием презентации. ...

20 03 2020 21:45:33

Искусство Древнего Египта. Урок истории в 5-м классе

Представлен урок изучения нового материала в 5-м классе по теме " Древний Египет"....

19 03 2020 15:42:18

Конспект урока-конкурса "По страницам Великой Отечественной войны"

Урок, посвященный двум памятным датам 2005–2006 гг. Это 60-летие со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 65-летие со дня начала Великой Отечественной войны. В целях увековечения памяти о войне, в целях воспитания среди учащихся патриотизма и гражданственности необходимо проводить в образовательных учреждениях мероприятия, связанные с этими датами, которые наполнены как героическими, так и трагическими страницами. ...

18 03 2020 16:32:55

Урок обществознания в 9-м классе "Добро и зло. Долг и совесть"

В ходе проблемной беседы у школьников формируется преставление о том, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека....

17 03 2020 9:53:30

Урок истории «Главные политические центры Руси (Владимиро-Суздальское княжество)»

Учащиеся выделяют причины и последствия возвышения Владимиро-Cуздальского княжества. Объясняются преимущества и недостатки в деятельности Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо. Оцениваются поступки людей того времени с позиции современного человека....

16 03 2020 23:58:46

Урок истории России в 10-м классе "Реформа Петра Великого"

Цель урока: сделать вывод о том, что созданное Петром I новое, так называемое, «регулярное» государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны, и что платой за эти радикальные преобразования явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейшей налоговый гнёт на население России....

15 03 2020 11:56:33

Урок «Средневековые соборы Европы». 6-й класс

Урок развивает навыки работы с текстом. По форме урок представляет собой практикум. При работе с текстом содержание усваивается эффективнее. Особенность урока состоит в помощи учителя, ориентировки к действиям. Оба текста одинаковы построены. Первый текст разделен на абзацы, второй – нет. Ученику необходимо перенести действия с первым текстом на второй....

14 03 2020 12:48:51

Урок-исследование в 6-м классе "Верования восточных славян"

Данный урок способствует дальнейшему развитию навыков исследовательской деятельности школьников. Цель урока: познакомить обучающихся с языческой культурой восточных славян, ставшей основой многих современных традиций. ...

13 03 2020 12:30:57

Конкурсная программа для старшеклассников "Россия – великая держава"

Внеклассное мероприятие для старшеклассников проводится для развития интереса к истории своей Родины; расширения культурного кругозора; организации взаимодействия между советами старшеклассников разных школ. Мероприятие имеет соревновательный характер....

12 03 2020 22:31:49

Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему (В.М. Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами")

Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е. Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета « Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов М Г У им. М. В. Ломоносова по теме « Как преподавать историю: теория и методика»....

11 03 2020 15:51:54

История России в стихах

Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....

10 03 2020 6:38:57

Разработка урока по истории Древнего мира в 5-м классе "Египет – дар Нила"

Цель урока – обобщить знания по истории Древнего Египта, полученные на предыдущих уроках. ...

09 03 2020 21:29:47

Внеклассное мероприятие по истории на тему "Великой Отечественной войне 1941–1945-х гг. посвящается. День Победы"

В канун 65-летия Победы предлагается сценарий для проведения воспитательных мероприятий по теме. Цели и задачи: формирование знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и их подвигах; нравственно-патриотическое воспитание школьников; воспитание любви и уважения к своему народу, к истории страны, бережного отношения к ветеранам. ...

08 03 2020 12:37:57

Открытый урок в 6-м классе по теме "Соседи восточных славян"

Урок-взаимообучение способствует развитию критического мышления у учащихся, формирует коммуникативные навыки при работе в группах и коллективной работе, воспитывает уважительное отношение к истории и культуре своего народа во взаимосвязи с другими народами....

07 03 2020 20:47:17

Модульный урок истории в 11-м классе "Российская революция. 1917 год. Октябрь"

Представлен конспект модульного урока истории в 11-м классе по теме: " Российская революция 1917 год. Октябрь". Модульный урок дает возможность учащимся усвоить новые знания на доступном для них уровне, когда сам ученик выбирает те задания, которые он выполняет. Обязательным условием проведения модульного урока предоставление каждому ученику отпечатанного материала и учебных пособий. Модульное обучение является одним из способов активизации деятельности учащихся....

06 03 2020 21:35:16

Общество и общественные отношения

Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....

05 03 2020 6:26:54

Урок "Февральская революция"

С целью повышения эффективности и активизации деятельности учащихся использованы элементы самостоятельной работы. По мультимедийной презентации определяются причины Февральской революции, заполняют таблицу, анализируют документы, делают выводы. Важной задачей урока является формирование общественного сознания молодого поколения с учетом уроков прошлого....

04 03 2020 21:16:38

Урок изучения нового материала "Внук Петра и императрицы Фике: кому царствовать на Руси?"

Урок изучения нового материала, с использованием дополнительного художественно–исторического материала с целью привития интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся. Урок построен на театрализации представления двух исторических личностей в форме переклички фактов. ...

03 03 2020 4:25:44

Урок-презентация по новой истории для 7-го класса на тему "Европейское Возрождение. Эпоха Титанов"

Урок строится по традиционной схеме урока-презентации. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, основанный на вопросах, подобранных в рамках презентации. В материале урока освещены все этапы и направления изучаемой эпохи: наука, литература, изобразительное искусство, музыка, архитектура....

02 03 2020 2:47:51

Интегрированный урок "история + английский язык" по теме "Древний Восток". 5-й класс

Урок носит повторительно-обобщающий характер. Учащиеся демонстрируют исторические знания, используя на практике английский язык. На протяжении урока учащиеся используют рабочий лист, в котором им предлагаются задания на русском и английском языках. Повышается мотивация учащихся к изучению истории и английского язык, такой тип урока носит практико-ориентированный характер....

01 03 2020 16:41:15

Актуальные возможности музея школы

В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....

29 02 2020 5:32:34

Открытое внеклассное мероприятие "В здоровом теле – здоровый дух". Интернет-урок

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Вырабатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы Р Ф по контролю за оборотом наркотиков по Р Т....

28 02 2020 2:27:24

Советская страна в годы НЭПа. 11-й класс

Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников, которые включены в презентацию. Закрепление знаний проводится при помощи теста. Материалы урока могут быть использованы при изучении данной темы в 9-м классе в качестве дополнительного источника....

27 02 2020 5:30:25

Актуальные возможности музея школы

В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....

26 02 2020 5:40:49

Урок по обществознанию в 9-м классе "Голосование, выборы, референдум"

Урок позволит учащимся познакомиться с избирательным правом. Основные понятия, вводимые на уроке, подкрепляются практическими примерами. Анализ документов, знакомство со стенограммой заседания Госсовета по вопросам развития политической системы, речь президента Р Ф Д. Медведева сделают урок более наглядным и действенным. Главная задача - воспитание гражданской активности....

25 02 2020 18:57:19

Открытый урок "Возникновение христианства". 5-й класс

Урок изучения нового материала с использованием активных форм работы. Элементы ролевой игры помогают активизировать познавательную деятельность учащихся. Одна из главных задач урока — способствовать нравственному воспитанию. ...

24 02 2020 6:34:44

Интегрированное занятие по истории и элективному курсу права по теме "Всегда ли справедлив вердикт суда присяжных". 9-й класс

Урок представлен в форме судебного процесса одного из первых громких дел суда присяжных XIX века над В. Засулич, и дана попытка объяснить влияние и значение вердикта суда для общества. Урок разработан с использованием И К Т. ...

23 02 2020 7:37:46

Урок окружающего мира по теме "Трудные времена на Русской земле". 4-й класс

Урок по окружающему миру в 4-м классе ( У М К Школа России), на котором учащиеся знакомятся с историей монголо-татарского нашествия на Русь; историческим значением Невской битвы и Ледового Побоища....

22 02 2020 9:38:21

Разработка урока по обществознанию в 11-м классе по теме "Патриотизм: знак вопроса?"

Урок обществознания в 11-м классе посвящен проблеме, которая на фоне последних событий, произошедших в Москве, становится очень актуальной, тем более что патриотизм – это и нравственная категория. В ходе урока учащиеся сравнивают понятия патриотизм и национализм, находят в них общее и различие, должны прийти к выводу, что патриотизм, перешедший в национализм, может принести страдания и боль, привести к геноциду, ксенофобии, антисемитизму, религиозной нетерпимости....

21 02 2020 21:43:39

Урок истории в 8-м классе на тему "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."

Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....

20 02 2020 17:32:42

Сценарий устного журнала "Дети суровых военных лет"

Этот литературный и краеведческий материал, музыкальное сопровождение (адажио Альбиони, песня о партизанке Ларисе) пробудил у участников и зрителей в зале чувство сопереживания, помог по-новому взглянуть на Великую Отечественную войну (глазами детей), создал скорбно-торжественную атмосферу в зале. ...

19 02 2020 4:49:24

Урок истории по теме: "Николаевская эпоха – реакция или реформы". 8-й класс

В работе вы найдете материалы об эпохе правления Николая I. Они свидетельствуют о достижениях и проблемах его тридцатилетнего царствования и позволяют ученикам после их исследования оценить эпоху Николая I. Для систематизации знаний все материалы сведены в таблицу. Предполагается ее заполнение учениками по ходу урока....

18 02 2020 0:26:22

Урок по теме "Древнее Двуречье". 5-й класс

Урок соответствует Ф Г О С. Цель урока: сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших городов-государств Древнего Двуречья. На уроке используются индивидуальная и парная формы работы, метод кластера, проблемного изложения, работа с учебником....

17 02 2020 19:46:25

Классный час для учащихся 9–11-х классов. Тема: "Д.С. Лихачев. Человек и Гражданин"

На примере жизни, деятельности Д. С. Лихачева, а также использовании его сочинений, донести до кадетов примеры добра, человеческого счастья, справедливости, истинной толерантности....

16 02 2020 6:46:59

Урок-исследование по истории России в 8-м классе.

Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....

15 02 2020 18:49:17

Еще:
История -1 :: История -2 :: История -3 :: История -4 :: История -5 :: История -6 :: История -7 :: История -8 :: История -9 :: История -10 :: История -11 :: История -12 :: История -13 :: История -14 :: История -15 :: История -16 :: История -17 :: История -18 ::

Здесь мы собрали самые лучшие уроки истории, которые помогут подготовиться к ВПР и ЕГЭ.