Материалы к повторительно-обобщающему уроку и зачету по теме "Россия в XVII веке", "Смутное время"
Цель:
- повторить, закрепить, обобщить знания по теме “Смутное время”;
- на примере героических подвигов русского народа, Ивана Сусанина,
- руководителей народных ополчений, под руководством К.Минина и Д.Пожарского, способствовать воспитанию патриотизма, гордости за историческое прошлое нашей страны, родного Отечества, воспитанию готовности защищать страну от любых посягательств со стороны других государств, отстаивать суверенитет и независимость родины;
- подготовиться к самостоятельной работе по данной теме.
Повторить, закрепить, обобщить:
- Понятия: “Смутное время”, гражданская война, интервенция, ополчение.
- Вспомнить основные события и даты данного периода истории.
- Выявить причинно – следственные связи: что, зачем и почему?
- И.Болотников, К.Минин, Д.Пожарский, И.Заруцкий, П.Ляпунов, И.Сусанин – народные герои.
- Последствия Смуты для страны.
Оборудование:
- карта “Смутное время”,
- учебник,
- хрестоматия,
- работы Ключевского, Платонова, Карамзина, Соловьёва и других историков по данной теме.
Ход урока
Повторение и обобщение по плану
- Страна в конце 16 – начале 17 века.
- Приход к власти Бориса Годунова.
- Политика Бориса Годунова. Противостояние боярства и дворянства.
- Причины появления самозванцев на Руси.
- Личность и правление Лжедмитрия 1. (Монах – Григорий Отрепьев). Марина Мнишек.
- Боярский царь Василий Шуйский.
- Гражданская война.
- Восстание Ивана Исаевича Болотникова.
- Лжедмитрий 2. (Кто он? или дворянин Михаил Молчанов? Спорят историки.)
- Иностранное вмешательство в русскую Смуту. Польская и Шведская интервенция.
- Свержение В.Шуйского.
- “Семибоярщина”. Милославские и другие.
- 1 ополчение. Заруцкий. Ляпунов. Пашков.
- 2 ополчение. К.Минин. Д.Пожарский.
- Избрание Михаила Фёдоровича Романова на царство (1613 г.). Начало династии Романовых. Конец Смуты.
- Соглашения 1617 и1618 гг. с Польшей и Швецией. Территории, потерянные Россией. Окончание гражданской войны.
- Подвиг Ивана Сусанина.
- Последствия Смуты.
Вопросы для повторения и обобщения
- Какой период в истории нашей страны назывался “Смутным” временем?
- Почему конец 16 – начало 17 века назывался “Смутным временем”?
- Назовите временные рамки царствования Бориса Годунова.
- Как связаны Борис Годунов и Малюта Скуратов?
- Какие события происходили на Руси в 1601 – 1603 гг.?
- Почему на Руси в начале 17 века появляются самозванцы?
- За кого выдавали себя самозванцы?
- Кто на самом деле был Лжедмитрий 1?
- Что вам известно о Марине Мнишек?
- Что произошло: в октябре 1604 года, 2 июня 1605 года, 17 мая 1606 года, 19 мая 1606 года, осенью 1606 года?
- Что такое “крестоцеловальная запись”?
- Назовите настоящую фамилию Лжндмитрия 2.
- Объясните понятия: гражданская война, интервенция, ополчение.
- Почему события начала 17 века называют “гражданской войной”?
- Кто возглавил 2-е ополчение?
- Против кого оно было направлено?
- Назовите причины распада 1-ого ополчения.
- Почему правление с июля 1610 года называют “семибоярщина”?
- Кто возглавил 2-ое ополчение?
- Почему в России до сих пор чтут память К.Минина и Д.Пожарского? В чём их заслуга перед Отечеством?
- Какого Лжедмитрия называли “тушинским вором” и почему он получил такое прозвище?
- Какого Лжедмитрия убили, сожгли, пепел зарядили в пушку и выстрелили в ту сторону, откуда пришёл самозванец?
- Какое событие ознаменовало собой конец Смуты?
- Когда был избран на русский престол первый представитель династии Романовых? Назовите его имя.
- В чём заключался подвиг Ивана Сусанина? Что вам известно об этом?
- Можно ли назвать народными героями И.И.Болотникова, К.Минина, Д.Пожарского, И. Заруцкого, П.Ляпунова и Ивана Сусанина? Своё мнение обоснуйте.
- Каковы условия договора между Россией и Польшей, заключённому в 1618 году в местечке Деулино?
- Каковы условия договора между Россией и Швецией, заключённому в 1617 году в г. Столбово?
- Каковы последствия Смуты?
- Был ли у России в данный период истории альтернативный путь развития, который бы, возможно, сократил отставание России от Европейских государств, направив страну на более передовое и цивилизованное развитие? Если да, то возможен ли он был в России самодержавной, крепостнической? ( Смотри учебник. “Семибоярщина”).
Основные даты:
1598-1604-правление Бориса Годунова,
1603- восстание Хлопка,
1606- правление Василия Шуйского,
1607- восстание под предводительством Ивана Исаевича Болотникова,
1610- “Семибоярщина” во главе с Милославским,
1612- освобождение Москвы Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским от польских и Шведских интервентов,
1613-воцарение Михаила Федоровича Романова на престол, первого представителя царской династии Романовых,
1617 – Столбовский мир со Швецией,
1618- Деулинское соглашение с Польшей.
Событийно-проблемная задача:
Иван Сусанин завёл в леса и болота поляков и тем самым спас жизнь Михаилу Романову. В знак благодарности царь пожаловал мужу единственной дочери Сусанина половину дворцовой деревни “за службу и за кровь тестя его” с освобождением его и его потомства от всяких податей.
Вопрос: Почему награда досталась мужу дочери Сусанина, а не ей самой?
Ответ:
И в начале 17 века, и ранее, и позднее в России почти любой счёт шёл от мужских душ: количество крепостных; наделение землёй крестьянских хозяйств и т. д. Правами обладали мужчины, хозяева дома и семьи. Женщины по существу были бесправными во всём, в том числе и в наследовании имущества и земли.
Событийно-проблемные задачи по теме “Россия в 17 веке”.
Дополнения к урокам тематическим, повторительно- обобщающему уроку, уроку-зачёту.
1(32). Иван Сусанин завёл в леса и болота поляков и тем самым спас жизнь Михаилу Романову. В знак благодарности царь пожаловал мужу единственной дочери Сусанина дворцовой деревни “за службу и за кровь тестя его” с освобождением его и его потомства от всяких податей.
Вопрос: Почему награда досталась мужу дочери Сусанина, а не ей самой?
2(33). В 1646 г. Алексеем Михайловичем был принят указ о соляном налоге. Затем было сокращено жалование стрельцам, поддержке и опоре царя. А в 1654 г. серебряные деньги были заменены на медные (в 1662 г. за один серебряный рубль давали 14 медных). Эти непопулярные меры правительства привели к восстаниям городского населения – Соляному (1648 г.) и Медному (1662 г.) бунтам. Однако гнев народа был направлен не против царя, а на бояр.
Вопрос: Почему, ведь бояре были всего лишь исполнителями царской воли?
3(34). Московская Русь тянулась к образованию и просвещению. При этом ставка делалась на Западную Европу, Однако, правительство часто не решалось заимствовать западное образование напрямую от его учителей, мастеров и специалистов, а искало посредников, которые могли передать русским образование.
Вопрос: Почему? Ведь первый путь, напрямую, через созидателей образования, был бы с точки зрения пpaктической пользы и надёжнее, и вернее.
4(35). Во второй половине 17 века в России произошёл великий церковный катаклизм. По мнению историков почти 1/3 русских людей ушли в раскол. Разделилась не только церковь, но и сама русская душа. Лидерами противоборствующих сторон являлись, с одной стороны, патриарх Никон, с другой – протопоп Аввакум. Но что любопытно – и Никон, и Аввакум, буквально перевернувшие русскую церковь, не были русскими, они являлись мордвинами.
Вопрос: Как случилось, что два мордвина смогли расколоть святую Русь?
5(36). “С осени 1668 г. там забросили поля, не пахали и не сеяли, по наступлении рокового 1669 г. бросили и избы. Собираясь толпами люди молились, постились, каялись друг другу в грехах, приобщались святыми дарами, освящёнными до никоновских новшеств, и, приготовившись, таким образом, с трепетом ожидали архангельской трубы. При наступлении ночи ревнители старого благочестия надевали белые рубахи и саваны, ложились в выдолбленные из цельного дерева гробы и ждали трубного гласа”.
Как вы уже поняли, что речь идёт о старообрядцах.
Вопрос: Почему они так вели себя в конце 60-х гг. 17 века?
6(37). Царь Алексей Михайлович, второй царь из династии Романовых, и у современников, и у исследователей получил прозвище Тишайший.
Вопрос: Почему?
Ведь не было тишины ни в живом хаpaктере царя, ни в его весьма и весьма бурное царствование. Достаточно только вспомнить восстание под предводительством Степана Тимофеевича Разина, Медный и Соляной бунты, Соловецкое восстание, церковный раскол (реформа Никона), события, последовавшие за воссоединением Украины с Россией...
И в личном плане за ним “тихого” никогда и ничего не наблюдалось: известны его вспыльчивость и даже жестокость, скорость на бранное слово и расправу.
Вопрос: Так почему же Тишайший?
Зачётная работа по теме “Россия в 17 веке”.
1. Охаpaктеризуйте новые черты, появившиеся в хозяйстве России в 17 веке? Что препятствовало развитию хозяйства?
2. Какие изменения произошли в управлении государством и организации войска в России 17 века по сравнению с 16 веком?
3. Объясните, почему события конца 16 – начала 17 века в России получили образное название “Смута”?
4. Подумайте, почему в начале 17 века стало возможным появление самозванцев?
5. Чем прославились в русской истории Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин?
6. С какими событиями русской истории связаны имена Ивана Болотникова и Степана Разина? Когда они происходили?
7. Какие события в истории России связаны с именами С. Дежнёва, В.Д. Пояркова, Е.П. Хабарова? В чём их значение?
8. Соборное уложение – это...
а) свод законов Российского государства 17 века, утверждённый на Земском соборе;
б) представительный орган при царе;
в) порядок продвижения по государственной службе.
9. Представители каких слоёв населения русского общества выбирали царя на Земском соборе в 1613 году? Зачеркните неверные ответы:
а) от дворян;
б) от посадских людей;
в) от черносошных крестьян;
г) от крепостных крестьян;
д) от казаков;
е) от стрельцов;
ж) от холопов.
10. Какой важный процесс в истории России хаpaктеризуется такими событиями как: “Юрьев день”, пятилетний срок розыска и возврата беглых крестьян? Когда впервые был отменён Юрьев день?
11. Из приведённых ниже дат подчеркните дату окончательного закрепощения крестьян:
а) 1497 г.,
б) 1550 г.,
в) 1606 г.,
г) 1649 г.,
д) 1725 г.
12. По церквям разослали “память”: отныне креститься тремя перстами, земные поклоны заменить поясными. С каким событием русской истории связаны эти нововведения? Кто был противником этих мер?
13. Кто из названных пар были современниками:
а) Иван Болотников и Иван 4 Грозный
б) Алексей Михайлович Романов и патриарх Никон
в) Михаил Фёдорович Романов и Степан Разин
г) Богдан Хмельницкий и Ордин – Нащёкин
14. Охаpaктеризуйте внешнюю политику России в 17 веке.
Какие из перечисленных территорий вошли в состав России в 17 веке:
а) Левобережная Украина;
б) Казанское ханство;
в) Камчатка;
г) Смоленская земля.
16. Назовите известные вам памятники русского зодчества 17 века.
17. Какое влияние на культуру 17 века оказало развитие хозяйства России, расширение её территорий и связей со странами Западной Европы?
18. Объясните, почему современники называли 17 век “бунташным веком”?
19. История в датах.
Соотнесите между собой события и даты:
А. | 1. Начало движения под предв. И.И. Болотникова. | 1. 1687 г. |
2. Открытие Славяно-греко-латинской академии | 2. 1634 г. | |
3. Окончание Смоленской войны | 3. 1606 г. | |
Б. | 1. Окончание крестьянской войны под предв. С.Т.Разина | 1. 1687 г. |
2. Начало правления Фёдора Алексеевича | 2. 1671 г. | |
3. 1-й Крымский поход В.В.Голицына | 3. 1676 г. | |
В. | 1. “Соляной” бунт в Москве | 1.1613 г. |
2. Избрание Михаила Романова царём | 2. 1649 г. | |
3. Соборное уложение Алексея Михайловича | 3. 1648 г. | |
Г. | 1. “Медный” бунт в Москве | 1. 1611 г. |
2. Создание первого ополчения | 2. 1662 г. | |
3. Начало войны с Речью Посполитой из-за Украины | 3. 1654 г. | |
Д. | 1. Создание второго ополчения | 1. 1612 г. |
2. Начало открытой польской интервенции | 2. 1689 г. | |
3. Конец правления Софьи | 3. 1609 г. |
20. Вычеркните лишнее:
1) Помещичьи крестьяне, вотчинные крестьяне, монастырские крестьяне, государственные крестьяне, черносошные крестьяне.
2) Избранная рада, Земский собор, Боярская дума, приказы.
3) Римский папа, патриарх, митрополит, архиепископ, епископ.
4) Владислав, Карл Филипп, Д. Пожарский, М. Романов, К. Минин, Д. Трубецкой, И. Голицын.
5) “Повесть о Горе - Злосчастии”, “Житие Феодосия Печёрского”, “Повесть о Ерше Ершовиче”, “Житие протопопа Аввакума им самим рассказанное”.
21. Выбери правильный ответ.
А. Что такое “поход за зипунами”?
1. Поездка за границу для покупки новых образцов ремесленного и мануфактурного производства.
2. Набеги казаков с целью наживы.
3. Экспедиции служилых людей для изучения новых земель.
Б. Что представлял собой “казачий разбор” 1612 года?
1. списки людей, которые закрепляли сословную принадлежность к казакам.
2. Действия казаков, благодаря которым оказались разграблены многие города.
3. Царский указ, по которому разрешалось не возвращать награбленное казаками имущество.
В. В источниках о Ярославичех начала 17 века встречается слово “лисовчики”. Что оно означало?
1. Это крестьяне, которые заготавливали лес.
2. Так называли поляков по имени одного из комaндиров.
3. Это деньги, на которых была изображена лиственница.
Г. На протяжении нескольких веков в Русском государстве существовало местничество, отменённое только в 1682 г. царём Фёдором Алексеевичем. Что оно собой представляло?
1. Обязанность для горожан строить свои дома в специально определённых местах, в соответствиис планом.
2. Система формирования казачьих войск в соответствии с территориальным принципом.
3. Порядок назначения на государственные должности в соответствии со знатностью и службами представителей рода.
22. Найдите современников.
А. Царь Василий Иванович Шуйский
а) фр. король Генрих 4 Бурбон
Б) Томас Мюнцер
В) Блез Паскаль
Б. Царь Борис Годунов
а) Васко да Гама
Б) Галилео Галилей
В) англ. Король Генрих 7 Тюдор
В. Патриарх Никон
а) Франсуа Рабле
Б) Мартин Лютер
В) герм. Император Фердинанд 3
Г. Царь Михаил Фёдорович
а) кардинал Ришелье
Б) Эразм Роттердамский
в) Фердинанд Кортес
Д. Царь Алексей Михайлович
а) Данте Алигьери
б) англ. Королева Елизавета Тюдор
в) Роберт Бойль
23. История в лицах.
Определите исторического деятеля, о котором идёт речь.
Отличался мягким хаpaктером, добротою и робостью;
– испытал личное потрясение: когда ему исполнилось 20 лет и он выбрал себе невесту, не позволили на ней жениться;
- вёл малоподвижный образ жизни, очень любил цветы и диковинные растения, пожалуй, первым завёл в России оранжерею;
- занимался делами сам только последние 10 лет своей жизни, т. к. сначала главную роль играла его мать, а затем, по возвращении из плена, его отец;
- он стал родоначальником царской династии по решению “всей земли”.
Принадлежал к домовитому казачеству, родился около 1630 года;
- его отличали смелость, сноровка, умение руководить людьми в военных предприятиях и вести переговоры по важным делам;
- о нём много писали современники, и русские, и иностранцы; хотя почти все они называли его тираном, никто не отзывался о нём неуважительно;
- закончил свою жизнь на плахе, был казнён на Красной площади в Москве;
- возглавил народное движение, которое доставило много хлопот и русскому и иранскому правительству.
24. Работа над ошибками. Найдите в тексте исторические ошибки.
Одним из самых крупных выступлений в России является крестьянская война под предводительством С.Т. Разина.
Она началась с грабительского похода казачьих войск на Днепр.
Спасаясь от преследований царских армий, разинцы ушли в Турцию, где служили турецкому шаху.
В 1669 году они вернулись в Россию, т. к. царь Михаил Фёдорович обещал им прощение.
С 1670 года начинается собственно крестьянская война. Главным стратегическим пунктом для Разина стала Казань, именно на неё он направляет свой первый удар.
Жители города открыли ворота восставшим, но вскоре сюда подошли царские войска, сумевшие разбить восставших.
Однако крестьянская война на этом не закончилась и продолжалась до 1675 года, когда был захвачен и казнён предводитель.
Урок проводится в 5-х классах, цель урока — сформировать представление о появлении искусства и религии у древних людей. ...
18 03 2024 4:40:13
Цели урока: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины; освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной истории; овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации и применение на пpaктике полученные знания....
17 03 2024 23:38:17
В ходе урока учащиеся обсуждают проблемы молодежи, классифицируют их по важности, ищут способы решения. Класс делится на группы: подростки, родители, учителя, люди старшего поколения. Они рассматривают возраст взросления со своей точки зрения. Подобные уроки развивают коммуникативные навыки у учащихся, умение чувствовать актуальность и реальность событий, сравнивать, анализировать и выражать свое мнение....
16 03 2024 19:12:57
В основе урока лежит использование технологии развития критического мышления, методические приемы которой способствуют развитию познавательного интереса учащихся и максимальному усвоению учебного материала. Урок носит личностно значимый хаpaктер, так как позволяет использовать региональный и краеведческий материал....
15 03 2024 23:28:29
Исследовательский метод обучения предполагает самостоятельный поиск, работу с документами, схемами, артефактами, информационными ресурсами, раскрытие познавательного процесса с помощью доказательств. Методическое пособие служит инструкцией для правильного оформления научной работы исходя из современных требований и включает содержание введения, оформление работы, сносок, ссылок, литературы, образец титульного листа....
14 03 2024 18:36:20
Работа посвящена 200-летию победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Данный материал разработан и использован для проведения классных часов для учащихся 4-х классов начальной школы, а также учащихся 5–7-х классов средней школы. К активизации внимания учащихся и проявления не только знаний по теме, но и сформированных исследовательских умений, да и просто смекалки приготовлена викторина....
13 03 2024 8:33:19
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века». ...
12 03 2024 1:46:37
Цель урока: создать образ средневековья, сравнить раннее и классическое средневековье по плану: государственное устройство, сельское хозяйство, жизнь общества, культура; подвести учащихся к самостоятельному выводу....
11 03 2024 17:15:57
Статья рассказывает о том, как можно построить свою краеведческую работу в обычной сельской школе, чтобы привить любовь к истории у современных детей. Какие методы и способы можно использовать. Каков результат данной работы....
10 03 2024 15:56:31
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
09 03 2024 2:36:29
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
08 03 2024 4:33:29
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
07 03 2024 6:27:38
Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охаpaктеризовать основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....
06 03 2024 14:45:31
Урок-турнир знатоков геральдики по историческому краеведению в 5-м классе завершающий по теме "Символы моей Родины". Задачи урока - закрепление знаний учащихся по теме "Гербы моей Родины", активизация интереса учащихся к исследовательской работе, работе в группе, формирование умения понимать значение герба, популяризация знаний о символах страны через привлечение к уроку родителей и старшеклассников. ...
05 03 2024 6:22:13
Урок посвящен Высокогорскому району в годы Великой Отечественной войны, его вкладу в Победу над фашистской Германией. ЗадачиЦель урока: привести примеры мужества и героизма советских воинов, тружеников тыла – наших земляков; развивать поисково-исследовательские умения учащихся....
04 03 2024 8:50:55
В настоящее время большой интерес вызывает всеобщая история и культура зарубежных стран. Предлагаемый урок окажет помощь учителям в процессе обучения, развития коммуникативных возможностей, социализации личности подростка. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся систематизируют, обобщают и закрепляют знания по курсу «Новая история» (ХIХ век)....
03 03 2024 21:30:50
Защитники России разных времен прошли нелегкий ратный путь, познали величие и радость победы, с честью выполнили свой долг перед народом, историей. Проходят годы, но не меркнет подвиг во славу Родины. Нынешнее поколение российских людей с большой признательностью воздает дань глубокого уважения своим героям, всем тем, кто в пору военного лихолетия, не щадя жизни, бесстрашно сражался с врагом....
02 03 2024 17:44:21
Урок по литературе, истории, МХК и краеведению направлен на формирование чувства патриотизма и гордости за защитников Отечества, на ознакомление с историей самого знаменательного события в истории нашей страны в XX веке, на привитие любви к родному краю, на формирование навыков поисково-исследовательской работы. Урок подготовлен в рамках празднования годовщины Победы....
01 03 2024 16:59:47
Уроки повторения зачастую бывают перегружены информацией, новыми понятиями, датами, что вызывает дополнительные сложности и не всегда способствует развитию интереса у ребят. Конечно, хочется, чтобы эти уроки были увлекательными, запоминающими, чтобы они вызывали интерес у ребят. Одним из способов сделать урок именно таким - это привлечь их на уроке к игровой деятельности....
29 02 2024 0:16:40
Нестандартный подход к преподаванию сказывается благоприятно на знаниях учащихся и их неподдельном интересе к истории, русскому языку и литературе. На основе материалов из античной культуры прививается уважение к культурному наследию, углубление эстетических потребностей учащихся. ...
28 02 2024 13:39:36
Урок разработан для 11-го класса и рассчитан на два учебных часа. На уроке использована проектная технология с элементами технологии развития критического мышления. Изучение нового материала строится на самостоятельной работе учеников в группах по поиску информации в Интернете и ее обработке. В процессе занятия ими создается единая презентация по указанной теме. На заключительном этапе урока учащиеся каждая группа отчитывается о проделанной работе. ...
27 02 2024 12:41:19
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
26 02 2024 1:24:38
Данная тема рассматривается при прохождении программного материала по истории России довольно поверхностно. Поэтому в целях воспитания любви к своей малой Родине и интереса к её истории необходимо более глубокое её изучение. Кроме того, организация самостоятельной поисковой работы учащихся на уроке способствует развитию у них навыков исследовательской деятельности....
25 02 2024 23:48:52
На уроке учащиеся знакомятся с составом преступлений «Получение взятки» и «Дача взятки» УК РФ и видом наказания, предусмотренного за данный вид преступлений. Урок способствует развитию навыков работы с нормативными документами, составления тезисов по ходу урока; умений давать отзыв на ответы других учащихся, участвовать в обсуждении, применять знания при анализе проблемных ситуаций современного общества....
24 02 2024 22:40:16
Целью моей работы является рассмотрение норм морали в нормативно-правовых актах. Я считаю, что преступность – проблема номер один в нашем обществе. Какова молодежь – таково и общество будущего. Поэтому важны не только профилактика преступления, но и особый подход к наказанию. И об этом надо говорить на уроках в школе. Материалы курса могут быть использованы на уроках истории и обществознания как отдельный компонент. ...
23 02 2024 16:14:21
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
22 02 2024 14:58:52
Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....
21 02 2024 1:30:17
Урок развивающего обучения проводится с целью систематизации и обобщения большого объёма полученной информации, формирует прострaнcтвенное и логическое мышление, имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ, любовь к Родине. На уроке реализуются разные формы работы: дискуссия, самостоятельная работа, работа в парах. ...
20 02 2024 20:38:40
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
19 02 2024 11:20:47
Конспект урока разработан в соответствии с программой «История России с древнейших времён до конца XVI века». 6-й класс. Авторский коллектив: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. ...
18 02 2024 12:47:21
Презентация посвящена одной из крупнейших фигур русского просвещения Н.И. Новикову. Она расширяет кругозор учащихся, способствует формированию чувства любви к Родине, к ее людям и историческому прошлому родной земли. Материал урока рекомендуется для учащихся 7–8-х классов....
17 02 2024 19:33:24
Символика отражает историю развития государства, достижения и победы. Знакомство учащихся с символикой государства помогает воспитывать гражданственность и уважение к своей стране. Курс интегрирует такие учебные предметы как история, обществознание, литература и рекомендован учащимся 9-х классов. Значительный акцент в программе сделан на использовании регионального компонента. ...
16 02 2024 17:24:10
В статье рассказывается о новых подходах в оценке учебных достижений, затруднениях российских школьников 14–15 лет при выполнении заданий PISA 2006, 2009; о приемах организации условий для взаимодействия учащихся индивидуально и в группе. Дается описание приема активизации учеников при чтении и осмыслении большого по объему материала (1–2 параграфа) через "ролевое чтение" - один из приемов технологии критического мышления "Пять шляп", адаптированный для анализа учебного текста....
15 02 2024 6:45:30
План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....
14 02 2024 10:47:21
Сценарий разработан в рамках работы над проектом «Книга памяти», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В основу «Книги памяти» положены воспоминания о прадедах учащихся гимназии, а также хранящиеся в семейных архивах фото и документы. Данный материал может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых Победе советских войск над фашизмом, уроках литературы, истории....
13 02 2024 12:39:14
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...
12 02 2024 7:58:52
Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить пpaктические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....
11 02 2024 9:12:23
Урок построен на основе модульной технологии, состоит их 5 модулей, три из которых предполагают исследовательскую работу с документом. Урок предусматривает все виды работ, которые учащиеся должны уметь выполнять на ЕГЭ: тест, работа с документом, написание эссе. Достоинством урока является его высокая результативность, все учащиеся получают оценки в процессе урока и после него за написание эссе. ...
10 02 2024 15:56:45
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
09 02 2024 16:10:22
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
08 02 2024 3:50:33
Содержание военной реформы учащимся известно с предшествующих уроков. Учитель предлагает вспомнить её основные положения и определить значение....
07 02 2024 21:59:59
Представленный урок разработан для учащихся 10-го класса по курсу "Обществознание". Основная цель - сформировать представление об основных чертах рыночной экономики, разъяснить ее ключевые понятия. В процессе изучения материала используются технические средства обучения....
06 02 2024 6:57:58
Презентация представляет собой мультимедийное учебное пособие – краткая виртуальная экскурсия по итальянскому городу Флоренция и знаменитому флорентийскому музею - Уффици. Презентацию можно использовать как в целях самообразования, так и в целях применения в качестве интеpaктивного пособия в школе на уроках истории, литературы, МХК....
05 02 2024 14:16:16
Нетрадиционный урок в игровой форме проводится после изучения материала. Основные цели урока – определить хаpaктер исторической эпохи; познакомить учащихся с атмосферой повести "Тарас Бульба", понять, как те или иные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, актуализировать и интегрировать знания, полученные на уроках литературы и истории....
04 02 2024 5:30:14
Представленная работа рассказывает, как повысить эффективность обучения истории через развитие познавательного интереса учащихся. Целью работы является воспитание любознательного ученика с широким кругозором и конкурентоспособной личности со сформированной системой ценностей, умеющей реализовать себя в мультикультурной среде....
03 02 2024 20:21:48
Урок обществознания в 5-м классе является 16-м и 17-м уроками по рабочей программе, знакомящими с процессом самообразования, его формами и результатами. На уроке дается представление о том, как занимались самообразованием в прошлом; объясняются значения понятий "самообразование", "самоорганизация"....
02 02 2024 16:15:29
Важнейшей функцией изучения истории является формирование гражданственности, патриотизма, личной ориентации молодого человека. Цель урока – охаpaктеризовать просветительскую деятельность славянских святых Кирилла (Константина) и Мефодия, влияние славянской письменности на культуру славянских народов Центральной, Южной и Восточной Европы. Современные историки и культурологи говорят о существовании определенной кирилло-мефодиевской традиции в культурном единстве славянского мира. Именно сейчас славянские народы, особенно Россия, нуждаются в том, чтобы эта традиция сохранялась и развивалась. Знание о том, как это происходило, поможет осмыслить и многие современные процессы, происходящие в нашем обществе....
01 02 2024 18:37:38
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока. Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
31 01 2024 9:33:40
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой. ...
30 01 2024 7:35:33
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся начальных классов с "Конвенцией о правах ребенка". Помогает формированию правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в данном документе....
29 01 2024 8:53:31
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::