Проектная работа "Электросталь. Улицы и имена"
Введение
История – не просто чередование эпох и
времен.
Это и бесконечная галерея исторических
портретов людей, прошедших по земле.
Д.А. Волкогонов
У каждого человека есть своя малая родина. Это для него самое святое и дорогое место на Земле. Ведь он здесь родился и вырос. Узнал о жизни своих предков, делами которых он должен гордиться.
Актуальность
Названия улиц, как и другая городская топонимика, являются неотъемлемой частью нашего исторического наследия. Название – это не только «визитная карточка» улицы или проспекта, но своеобразный памятник той эпохи, в которую оно возникло, от древнейших времен до современности, «зеркало» истории. Ведь названия городских улиц возникли не сразу, их происхождение проистекает из глубин времени, раскрывая исторические корни наших предков. Город Электросталь не древний, но возраст имеет почтенный. И его улицы на своем веку повидали немало. Нам захотелось узнать о происхождении названий нашего города. Проект позволит формированию у детей чувства патриотизма и любви к родному городу.
Объект исследования: улицы г. Электросталь Московской области .
Предмет исследования: названия улиц г. Электростали Московской области .
Цели работы:
- выяснение происхождения названий улиц г. Электростали Московской области;
- формирование у учащихся интереса к «малой Родине»;
- воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить карту города и систематизировать название улиц г.Электростали Московской области;
- выяснить, когда и в связи с чем появились названия улиц;
- изучить историю возникновения названий отдельных улиц;
- расширить и углубить знания учащихся о г.Электросталь , его истории, культуре, традициях;
- стимулировать поисковую работу;
- вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению истории города;
- проанализировать и обобщить полученные данные.
Наша гипотеза:
- мы предполагаем, что названия улиц тесно связаны с социально-экономической историей нашего города и всей страны, с природной средой, с богатейшей отечественной культурой и наукой.
- Мы предполагаем, что через изучение возникновения названий улиц, мы пополним свои знания по истории родного города.
Методы исследования:
- анализ литературных и архивных источников информации;
- классификация;
- обобщение полученных данных.
Определение:
Улица – простор меж двух
порядков домов; полоса, проезд, дорога,
оставляемая промеж рядами домов. (В.Даль)
Улица – в населённых пунктах: два
ряда домов и прострaнcтво между ними для прохода
и проезда, а также само это прострaнcтво. (С.И.Ожегов)
Поэты и писатели в названиях улиц
Улица Чернышевского
Улица имени
Чернышевского начинает свой путь от Советской и,
пересекаясь с несколькими проездами и улицами,
завершается выездом на улицу Тевосяна.
Проект застройки ее кварталов был разработан в
1945 году инженером Ф.Ф.Стобелевым, архитекторами
Я.И.Мелиховым и В.Е.Дементьевым.
Улица Чернышевского и расположенная рядом улица
Полярная застраивались одновременно. Этот район
представлял собой вырытые котлованы, горы земли,
стройматериалов и автокраны. Дома, построенные в
эти годы внешне отличаются от последующих
построек своей простотой и сдержанностью –
никаких излишеств.
В начале 50-х годов строительство улицы велось
двумя строительными организациями: заводом
«Электросталь» и заводом НКМЗ им. Сталина (ныне
ЭЗТМ). Говорят, что несостыковка в застройке
этими организациями привела к образованию
прострaнcтва, где был построен ДК «Строитель», а
улица получилась немного искривленной.
Согласно архивным документам по строительству в
1951 году было построено 6 домов, в 1952 году – 11
домов, в 1953 – 2 дома. К 1955 году улица была
застроена двумя рядами 2-этажных домов,
параллельно расположенных с двух сторон от
дороги. В этих домах было печное отопление, в
ванных комнатах стояли титаны, отапливаемые
дровами. Рабочие, прожившие много лет в баpaках, с
большой радостью переселялись в шлакоблочные
дома. Большие прострaнcтва между домами и дворы
вскоре были заняты сараями, в которых не только
хранили дрова, но и держали домашнюю птицу и
мелкий скот. Улица долго оставалась
нeблагоустроенной.
Нередки здесь были и общие собрания жильцов. 14
июля 1953 года жители улицы Чернышевского решали
таким образом вопросы благоустройства улицы:
освещения, «мусороудаления», мест для сушки
белья, оборудования детских и спортивных
площадок, постройки гаражей для личных
автомобилей и велосипедов, о газонах, клумбах и
сараях.
В решении Исполкома Электростальского горсовета
от 20.07.1953 года «О мерах по ликвидации недостатков
в застройке и благоустройстве города» есть такой
пункт «...Обязать зав. Горкомхозом Бapaнова и
директоров заводов тт. Корешкова и Кондрацкого
произвести полное благоустройство улицы
Чернышевского, поделки газонов и штакетника
между домами, очистить территорию дворов от
самовольно застроенных сараев. Закончить ремонт
дороги с полным видом благоустройства и впредь
их содержать в надлежащем порядке, произвести
уличное освещение...»
С этого года улица преобразилась: было проведено
уличное освещение, на месте сараев поставили
турники, протянули волейбольные сетки,
оборудовали агитплощадки, посадили цветы на
клумбах. За это активно принялась молодежь с
помощью рабочих из треста.
В 1950 году по городу прошел первый маршрутный
автобус от улицы Чернышевского до улицы К.
Маркса. Всего по этому маршруту ходили четыре
машины.
ДК «Строитель», красивое здание с колоннами, было
украшением улицы Чернышевского. На
строительстве клуба работали лучшие молодежные
бригады. Комсомольско-молодежная бригада,
возглавляемая Иваном Васильевичем Ялагиным,
занималась отделочными работами. Лепнину,
кессонные потолки делали своими руками.
Торжественно состоялось открытие Дома культуры
«Строитель». Первый этаж занимали Музей трудовой
славы и библиотека. В Доме культуры были
различные кружки, музыкальные коллективы,
цирковой коллектив, драмкружок. Большой
популярностью пользовался ансамбль под
руководством Ольги Веериной. Ансамбль выступал
на агитплощадках города, выезжал на строительные
площадки, и во время перерыва пели и плясали
перед рабочими-строителями. Коллективы ДК
устраивали праздники улиц Николаева,
Чернышевского, Расковой (в сентябре 1977 г.). Но
судьба Дома культуры «Строитель» была
несчастливой – 29 октября 1989 года он сгорел.
Сейчас на этом месте строится храм Вознесения
Господня. Цокольный этаж почти закончен, и в нем
уже ведутся службы.
Улица Пушкина
В городе Электросталь ул. Пушкина, названная в
честь великого русского поэта, находится в его
северно-западной части. Ее длина не велика –
всего около полутора километров, если посмотреть
на карту, то будет видно, что эта улица
располагается в форме буквы "Т".
Улица Пушкина пересекается с проспектом Ленина,
улицей Новая, улицей Жулябина, улицей Лермонтова,
улицей Маяковского и улицей Советская.
На улице Пушкина расположено три
общеобразовательных школы: школа № 1, № 11, в
которой мы учимся и школа № 15, а также два детских
сада (№ 51, № 54), которые я посещал, когда был
маленьким.несколько детских садиков и средних
общеобразовательных школ.
Институт Государственного Управления, Права и
Инновационных технологий в г. Электросталь
располагается на территории школы №11, в доме 23.
Также на улице Пушкина находится множество
магазинов, торговых центров, мелких коммерческих
предприятий и т.д.
Улица Лермонтова
Эта улица в нашем городе не очень примечательная, и многие даже не знают, где она находится. Она занимает небольшое прострaнcтво между улицами Пушкина и Фрязевским шоссе. На ней расположено несколько одноэтажных жилых домов.
Улица Горького
Летом 1927 года инженер завода «Электросталь» Иван Иванович Алексеев написал М.Горькому письмо, вкотором обстоятельно рассказал о деятельности Богородского научно-педагогического института краеведения. В скором времени из Италии пришел ответ, где Алексей Максимович дал высокую оценку краеведческой работе богородской общественности. Так завязалась переписка. Вто время в стране готовились к проведению юбилея Горького-60летию со дня рождения, который и был торжественно и пышно отпразднован в марте 1928г. Газеты много писали о пролетарском писателе, его именем назывались театры, парки, улицы, библиотеки, общества, даже его родной город Нижний Новгород был переименован в Горький. Вот и в маленьком подмосковном поселке и улицу и клуб тоже решили назвать именем МаксимаГорького. В 1955г. М.Горькому в Электростали на улице его имени был установлен памятник.
Улицы как память о героях-земляках
Улица Жулябина
Пётр Андреевич
Жулябин родился в 1905 году в деревне Усть-Курмаша
Пензенской области. В 1923 году обосновался в
Ногинске Московской области, где в течение семи
лет работал грузчиком на железной дороге. В
Электросталь П.А. Жулябин переезжает в 1931 году,
трудится землекопом, затем осваивает
специальность бетонщика, а квалифицированным
специалистом становится, работая на
снаряжательном заводе.
В первые дни Великой Отечественной войны он
уходит на фронт. В одном из боев зенитчик Петр
Жулябин в составе орудийного расчета сбил два
самолета противника, за что награжден медалью «3а
отвагу».
Особенно отличился он на Воронежском фронте в
боях за Днепр. 22 октября 1943 года 27 вражеских
самолетов обрушились на огневые позиции
зенитчиков, стремясь,во что бы то ни стало,
уничтожить батарею. Завязался тяжелый неравный
бой, в ходе которого П.А. Жулябин сбил 5 самолетов
противника. До последней минуты он мужественно
отбивал атаки фашистских стepвятников, так и
погиб у своего орудия.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24
декабря 1943 года Петру Андреевичу Жулябину
поcмepтно было присвоено звание Героя
Советского Союза.
Похоронен Петр Андреевич в братской могиле в
селе Ходоров Мироновского района Киевской
области.
Именем П.А. Жулябина названа улица нашего города,
на одном из домов которой в 1967 году установлена
мемориальная доска.
Улица Корнеева
Владимир Корнеев родился 28 февраля 1924 года в
поселке Глухово Ногинского района в семье
комбрига Красной Армии Дмитрия Ивановича
Корнеева.
В 1939 году семья переехала в Электросталь, и
Володя поступил учиться в седьмой класс школы №
3. В начале войны он работает на заводе. В июле 1942
года вступает в ряды Красной Армии и после
непродолжительной учебы направляется
минометчиком в 112-ю стрелковую дивизию 62-й армии.
Звание Героя Советского Союза В. Д. Корнееву было
присвоено 24 марта 1944 года.
Погиб смелый разведчик 13 сентября 1944 года в боях
около деревни Цецюловки в 40 км от Вислы,
похоронен в селе Целеевка в 9 километрах
севернее города Магнушев, Польша.
Именем В. Д. Корнеева названа в нашем городе
бывшая Садовая. На доме № 1 Садовой улицы в 1978
году установлены мемориальные доски.
А к 40-летию Победы в 1985 году бронзовый бюcт героя
работы скульптора Ю.Г. Орехова установлен перед
входом в здание школы.
Улица Николаева
Она начинается
от улицы Советской и завершается на перекрестке
с улицей Тевосяна. При своем возникновении
названная Полярной, эта улица уже более полувека
носит имя Героя Советского Союза Владимира
Романовича Николаева.
В 1936-м комсомольцем приехал из родной деревни на
Смоленщине строить «Большую Электросталь». С
октября 1941-го – на фронте. 22 июня 1944 года в бою за
железнодорожную станцию Тали (в десяти км к
северо-востоку от Выборга), оставшись один у
артиллерийского орудия, продолжал вести огонь и
нанес противнику значительный урон, за что и был
удостоен звания Героя Советского Союза. Погиб в
бою под Кенигсбергом 30 января 1945 года. Похоронен
в поселке Ушаково Гурьевского района
Калининградской области.
К 20-й годовщине Победы в Великой Отечественной
войне исполком горсовета Электростали,
рассмотрев представление комиссии
горвоенкомата, принял решение об увековечении
памяти Героя Советского Союза старшего сержанта
Владимира Романовича Николаева и переименовании
улицы Полярной в улицу Николаева. На доме № 23 8
мая 1965 года была торжественно открыта
соответствующая мемориальная табличка.
Улицы с прославленными именами Героев Труда
Улица Тевосяна
Эта улица начинается от Фрязевского шоссе и прямой стрелой ведет на восток, к улице Красной. В довоенные годы она называлась Школьной. Назвали ее так из-за школы № 4, стоящей прямо у дороги. Решением № 12 от 12 января 1972 года Исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся, в связи с 70-летием со дня рождения и учитывая большой вклад И.Ф. Тевосяна в развитие завода «Электросталь», улица Школьная была переименована в улицу Тевосяна.Иван Федорович Тевосян родился в 1902 году в семье ремесленника. Детство и юность прошли в Баку. Там же он получил начальное образование, затем окончил вечернюю гимназию. В 1918 году вступил в Рабоче-крестьянскую партию большевиков. В этом же году был избран секретарем подпольного комитета партии в Баку. В начале 20-х годов по путевке ЦК КПСС поступил в Московскую горную академию на металлургический факультет и в 1927-м получил высшее образование. Его пpaктическая деятельность началась на заводе «Электросталь» – два года работал сначала помощником мастера, мастером, затем начальником сталеплавильного цеха. В 1931 году для изучения зарубежного опыта большую группу специалистов-маталлургов, среди которых был Иван Федорович, направили на заводы технически развитых стран. В течение года Тевосян был в Германии на металлургических заводах Круппа, в городе Эссене. Он посетил ряд лучших металлургических заводов, производящих специальные стали в Чехословакии и Италии. По возвращении в Советский Союз И.Ф. Тевосян назначен главным инженером завода «Электросталь». Стране нужны были новые марки стали, требовалось увеличить объемы их производства. Народный комитет тяжелой промышленности создает производственное объединение «Спецсталь». По инициативе С.Г. Орджоникидзе, Тевосянаназначают управляющим объединения Последующие годы Иван Федорович занимает руководящие должности в разных министерствах. В годы войны был наркомом черной металлургии. Его организаторские способности дали возможность вывезти с южных заводов значительную часть оборудования в глубокий тыл и наладить там работу. В 1943 г. И.Ф. Тевосяну присвоено звание Героя Социалистического Труда.Яркая, интересная жизнь, охватившая самые трудные годы нашей страны, оборвалась 30 марта 1958 года. И.Ф. Тевосянпохоронен у Кремлевской стены в Москве.Зимой 1972 года, в канун 70-летия со дня рождения И.Ф. Тевосяна, на площади возле строящегося кинотеатра состоялся митинг работников завода «Электросталь», посвященный закладке памятника главному инженеру завода, и в мае 1975 года памятник был открыт (скульптор Л.И. Николаев, архитектор В.С. Асс).
Улица Ялагина
Ялагин Иван Васильевич – бригадир штукатуров строительно-монтажного управления № 4 треста «Электростальстрой» Главмособлстроя. Родился в 1914 году в селе Зырянкуль ныне Каслинского района Челябинской области в семье крестьянина. Окончил начальную сельскую школу. С 15-летнего возраста работал подсобным рабочим на стройках в Челябинске. В 1933-36 годах служил в Красной Армии, был рядовым сапёром одной из частей на Урале. После демобилизации продолжил работать на стройке в Миассе и Златоусте. В совершенстве освоил профессию штукатура-отделочника. Вторично призван в Красную Армию осенью 1941 года. Был зачислен на должность комaндира отделения сапёрного взвода 1243-го стрелкового полка 375-й стрелковой дивизии. Боевое крещение получил в январе 1942 года в ходе 1-й Ржевско-Сычёвской операции. 13 августа 1942 года в Ржеве получил множественные осколочные ранения, чудом остался жив и был эвакуирован в госпиталь в город Ногинск. После 6 месяцев лечения был признан не годным к несению воинской службы и демобилизован. После выхода из госпиталя остался на Богородской земле и в 1943 году устроился работать на военный завод в соседнем городе Электросталь, одновременно получал среднее образование в ФЗО № 38. Но, несмотря на военное время, растущему городу требовались строители, и в 1944 году И.В.Ялагин перешёл работать на стройку. Сначала работал простым отделочником жилых домов, строящихся в основном из шлаковых блоков. В 1950 году И.В.Ялагин стал инициатором создания комсомольско-молодёжной бригады отделочников из выпускников городского СПТУ-16. Именно с этого времени в Электростали началось интенсивное жилищное строительство. В Электростали И.В.Ялагин создал школу мастерства. В его бригаде прошли «университеты» свыше 300 отделочников. Члeны его бригады принимали участие в отделке Дворца съездов в Кремле, украсили они своим трудом и здание ДК «Строитель». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1958 года за большие успехи, достигнутые в области жилищного строительства, Ялагину Ивану Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1967 году город Электросталь занял первое место в соревновании по благоустройству и озеленению среди городов Московской области. В середине 1960-х годов к И.В.Ялагину пришли проблемы со здоровьем – стали напоминать о себе раны, полученные на фронте. Он скончался в 1968 году и был похоронен в Электростали на старом городском кладбище. Имя знаменитого строителя получила построенная в 1970-е годы новая улица Электростали. В 1984 году к 70-летию со дня его рождения на перекрёстке улицы Ялагина и Фрязевского шоссе была открыта стела со скульптурным портретом Героя.
Улица Журавлёва
Алексей
Петрович Журавлёв (1905-1984) родился в деревне
Грибаново в 7 км от Электростали. Начав в 1924 году
свой трудовой путь разнорабочим на заводе
«Электросталь», он с 1928 года являлся одним из
лучших сталеваров предприятия.
В 1943 году А.П.Журавлёв – активный участник
получения сплава «Победа». В 1945 году награжден
орденом Ленина за успехи в работе и выпуск
продукции высокого качества для народного
хозяйства и оборонной промышленности.
В 1946 году избран депутатом в Верховный Совет
СССР. 16 лет продолжалась государственная
деятельность сталевара из Подмосковья – его
четыре раза избирали депутатом высшего органа
страны. В 1948 году – второй орден Ленина за
освоение технологии выплавки жаропрочных сталей
и сплавов. А.П. Журавлев освоил их более 45.
В 1958 году Алексею Петровичу – первому на заводе
– присвоено звание Героя Социалистического
Труда за высокие производственные показатели по
выполнению заданий пятилетнего плана и
безупречное отношение к труду. А.П. Журавлев
награжден также орденом Трудового Красного
Знамени и тремя медалями.
Одной из новых улиц города в 1985 году дали имя
этого знаменитого сталевара.
Улица Корешкова
Эта улица начинается от городского вокзала,
поэтому до 1965 года называлась Вокзальной.
9 сентября 1965 года город проводил в последний
путь замечательного человека – Михаила
Егоровича Корешкова, директора завода
"Электросталь", члeна Московского
областного комитета КПСС, члeна бюро
Электростальского городского комитета, депутата
городского Совета депутатов трудящихся.
Решением № 640 от 28 сентября этого же года
Исполнительным комитетом городского Совета
депутатов трудящихся улица Вокзальная была
переименована в улицу Корешкова.
Выходец из семи металлургов. С юных лет он связал
свою трудовую биографию с металлургическим
производством. Окончив рабфак , а затем институт,
он приезжает по направлению на завод
«Электросталь», где работал сначала мастером,
потом начальником смены. В течение четверти века,
с 1939 по 1965 год (только с 1957-го по 1960-й он являлся
начальником управлении металлургической
промышленности Московского совнархоза),
руководил Михаил Егорович коллективом завода, в
том числе и в самое тяжелое военное время.
Эвакуация предприятия на восток в 41-м,
возвращение в 42-м , выпуск продукции для фронта…
В том, что завод справлялся со всеми задачами,
поставленными Государственным Комитетом
Обороны, есть прямая заслуга Михаила Егоровича.
Все, кто работал с ним в этот период, отмечали его
энергию и деловые качества. За вклад в победу над
врагом в Великой Отечественной войне завод
«Электросталь» был награжден в 1945 году орденом
Ленина.
После войны при М.Е. Корешкове на заводе
разpaбатывалась технология производства
жаропрочных сталей и сплавов, производилась
масштабная реконструкция оборудования,
внедрялись механизация и автоматизация,
уменьшалось количество тяжелого ручного труда. 5
ноября 2005 года ему исполнилось бы 100 лет.
Улица Золотухи
Золотуха Савва Иванович – директор завода
№ 12 Министерства среднего машиностроения СССР
(ныне ОАО «Машиностроительный завод», г.
Электросталь, Московская область).
Родился 1 января 1913 года в посёлке Петро-Марьевка
(ныне городе Первомайск Луганской области
Украины) в семье шахтёра. Украинец. С 1928 по 1939 годы
учился в школе, в горнопромышленном училище, на
рабфаке, в Харьковском химико-технологическом
институте, в МХТИ им. Д.И.Менделеева в Москве. По
окончании института в 1939 году С.И.Золотуха был
направлен в город Электросталь на завод № 12
Наркомата боеприпасов, где работал начальником
мастерских, мастером, начальником цеха. При его
непосредственном участии в годы Великой
Отечественной войны осваивалось производство
различных видов боеприпасов: бомб, мин, снарядов
для миномётов «катюша» и «ванюша», внедрялись
новые технологии снаряжения, он решительно
добивался выполнения плана изготовления
боеприпасов для фронта. В 1944-1945 годах С.И.Золотуха
работал главным инженером завода № 12. После
передачи завода в систему ПГУ (атомный проект) с
1946 по 1951 годы работал главным технологом завода.
После перевода предприятия в атомное ведомство
С.И.Золотуха участвовал в организации
переработки урановых руд и получения
металлического урана высокой чистоты. В 1948 году
на заводе впервые была получена первая партия
урановыхблочков, необходимых для наработки
плутония-239 основного компонента первой
советской атомной бомбы, производимой на
предприятии Арзамас-16 (Саров). Испытание этой
бомбы было успешно проведено на Семипалатинском
полигоне 29 августа 1949 года. С.И.Золотуха в числе
ведущих участников её создания был удостоен
высших правительственных наград – ордена Ленина
и Сталинской премии СССР. С 1951 по 1959 годы
С.И.Золотуха – главный инженер, а с 1959 по 1979 годы
– директор завода № 12 (ныне ОАО
«Машиностроительный завод»), ставшего одним из
крупнейших предприятий Министерства среднего
машиностроения СССР. В 1954 году на заводе была
успешно освоена технология «мирного атома», была
изготовлена первая партия ядерного топлива для
первой в мире АЭС, пущенной в Обнинске. В конце 50-х
годов на предприятии началось серийное
производство ядерного топлива для развивающейся
атомной энергетики страны, атомного подводного и
атомного ледокольного флотов. В 1955 году были
выпущены тепловыделяющие сборки (ТВС) для
атомного подводного флота страны, а в 1957 году –
для первого в мире атомохода «Ленин».В начале 60-х
годов заводом С.И.Золотухи осуществлялась
поставка комплектов ядерного топлива для первых
промышленных АЭС – Белоярской и
Нововоронежской, обеспечивались урановыми
блоками атомные реакторы на комбинате № 817 в
Челябинске-40 (комбинат "Маяк", г. Озёрск) и
комбинате № 813 в Свердловске-44 (Уральский
электрохимический комбинат, г. Новоуральск). В
1962 году за разработку и промышленное внедрение
ряда технологических процессов в производстве
урана С.И.Золотухе была присуждена Ленинская
премия.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6
апреля 1970 года за большой вклад в развитие
производства по выпуску чистого урана для
атомных реакторов и атомных станций Золотухе
Савве Ивановичу присвоено звание Героя
Социалистического Труда с вручением ордена
Ленина и золотой медали "Серп и Молот".
В 70-е годы производство ядерного топлива
приобрело серийный хаpaктер, так как в этот
период в стране были введены в строй целый ряд
мощных АЭС с реакторами ВВЭР и РБМК. В эти годы
предприятие вышло на мировой рынок. Заказчиками
заводской продукции стали АЭС Венгрии, Болгарии,
Чехословакии, ГДР, Финляндии.
Почти 50 лет С.И.Золотуха трудился на одном
предприятии, пройдя путь от начальника
мастерских до директора Машиностроительного
завода, который возглавлял свыше 20 лет. При его
непосредственном участии в Электростали
построены Дворец спорта «Кристалл»,
плавательный бассейн, тысячи квадратных метров
жилья, произведено обводнение города при помощи
искусственных водоёмов. Долгие годы С.И.Золотуха
возглавлял городской Совет директоров. 11 лет был
депутатом областного Совета. С 1960 до 1990 года
являлся депутатом городского Совета и
возглавлял постоянную комиссию по строительству
и промышленности. 27 лет был члeном ГК КПСС,
неоднократно избирался члeном бюро ГК КПСС.
Решением Электростальского городского Совета
народных депутатов Московской области от 16
декабря 1988 года С.И.Золотухе присвоено звание
Почётного гражданина города Электростали.
С.И.Золотуха умер в 1990 году. Похоронен в
Электростали на старом городском кладбище.
Именем Героя названа улица в Электростали.
Ежегодно в городе проводятся легкоатлетический
пробег и велопробег имени Героя.
Улица Загонова
В 1918 г. в Затишье появился первый врач
Николай Сергеевич Загонов. Первая амбулатория, в
которой он был главврачом, располагалась в
деревянном баpaке вблизи здания полустанка
Затишье. Н. С. Загонов и два фельдшера обслуживали
два завода и жителей посёлка, в котором проживали
в то время 467 человек.Вот как вспоминал Николай
Сергеевич первые годы своей работы в Затишье:
«Оставшиеся в наследство от Второва длинные
баpaки, втиснутые в котлованы, были окружены
грязью и окутаны гнилостными болотными
испарениями весной, летом и осенью, а зимой
заметались снегом. Жуткое впечатление
создавалось от этого жилья вечером. Баpaк тускло
освещался керосиновой лампой, в середине стояла
печка, обвешенная мокрой одеждой, а с обеих
сторон нар торчали ноги отдыхающих рабочих».
Лишь в 1923 году в город прислали еще одного врача,
спустя пять лет – третьего.На долю доктора
Загонова пришлись четыре войны. Еще до приезда в
Затишье во время Первой мировой войны, в 1916 году,
служил военврачом на Кавказском фронте. В 1939-м
участвовал в войне с Финляндией, а с первого дня
Великой Отечественной был мобилизован и вплоть
до 1945 года воевал на многих фронтах. Наконец, во
время войны с Японией был направлен на
Дальневосточный фронт и вернулся в Электросталь
в 1946-м, удостоенный многих наград. Те, кому
довелось когда-то стать пациентом доктора
Загонова, спустя многие десятилетия вспоминают о
нем с удивительной теплотой: «…какой любовью
надо любить человека, каким обладать запасом
доброты, уважения, чуткости, чтобы запомниться
своим больным на много лет!». В 1961 году Николай
Сергеевич стал первым в городе заслуженным
врачом Российской Федерации. Вплоть до конца
жизни (умер в 1970-м) продолжал работать в
здравоохранении: поэтому и называют порой
доктора Загонова ангелом-хранителем от медицины
для нескольких поколений электростальцев.
Открытие первой выставки, посвященной памяти
Николая Загонова, состоялось в лицее № 7 в
феврале 2008 года. Н.С. Загонов хаpaктеризовал свою
богатую событиями жизнь словами: «Работал
врачом…воевал…снова работал…воевал…снова
работал». Лаконично и точно: жизнь без остатка
отдана людям, любимому делу.
В 1970 году по просьбе жителей улица Высоковскаябыла
переименована в улицу Загонова
Исторические личности и улицы города
Улица Второва
Второв Николай
Александрович (15 апреля 1866, Иркутск – 1918, Москва)
– русский предприниматель, банкир, прозван
«русским Морганом» за деловую хватку.
Трудно поверить, но там, где сейчас раскинулся
современный город Электросталь, была совершенно
безлюдная местность. В 1885 году через эти места
прошла железная дорога, связавшая станцию
Фрязево и город Богородск (ныне Ногинск). На 7-й
версте этой железнодорожной ветки был построен
полустанок, который назвали Затишье.
В дальнейшем наличие железной дороги, а также
сравнительная близость Москвы обусловили
решение выдающегося русского промышленника
Николая Александровича Второва в 1916 году начать
в Затишье строительство двух крупных заводов:
снаряжательного (для производства снарядов) и
металлургического (для выплавки
высококачественных отечественных марок стали).
Причины для начала этого строительства были
вескими. Шла первая Мировая война, выяснилось,
что Россия оказалась к ней слабо подготовленной.
Потребовалось срочно строить новые
снаряжательные заводы для снабжения фронта
снарядами и минами. В июне 1916 года представители
Главного артиллерийского управления и Н.А.Второв
подписали контpaкт о строительстве
снаряжательного завода. Но подготовку площадки
под строительство Второв начал, не дожидаясь
подписания документа, так как надо было спешить
– завод следовало построить к октябрю 1916 года, а
уже к 1 июля 1917-го – изготовить пять миллионов
гранат французского образца и один миллион
снарядов среднего калибра.Одновременно со
снаряжательным началось строительство
металлургического завода. Второв рассчитывал,
что в годы войны металлургический завод будет
плавить сталь и делать корпуса для снарядов (в
помощь соседнему заводу), а со временем
превратится в центр высококачественной
металлургии страны.28 февраля 1917 года
снаряжательный завод выдал первую продукцию – 600
трехдюймовых гранат. Эта дата считается днем
рождения завода. А дата – 17 ноября 1917 года
определила день рождения завода «Электросталь».
Именно в этот день была выдана первая плавка.В
Затишье стали прибывать люди. Одновременно с
заводами возводились поселки для работающих. В
1928 году их объединили в один с названием
«Электросталь» (по названию одного из заводов).
Этот поселок и стал прообразом будущего города.
Затишье уходило в прошлое.
В конце 1930-х годов мощность электростальских
заводов нарастала стремительными темпами. С
каждым годом в поселок прибывало все больше
рабочих, инженеров, техников и служащих.
Численность населения превысила 40 тысяч человек.
26 декабря 1938 года Указом Президиума Верховного
Совета РСФСР поселок Электросталь был
преобразован в город Электросталь областного
подчинения. Эта дата считается днем рождения
города Электросталь. А основателем города
электростальцы по праву считают Николая
Александровича Второва.
Н. А. Второв был застрелен 20 мая 1918 года в своём
кабинете в «Деловом Дворе» . Убийцы не были
найдены. Похоронен на кладбище
Скорбященского монастыря, ныне уничтоженном.
Память о Н.А.Второве сохраняется в городе
Электросталь, где ему воздвигнут памятник как
основателю города. Церемония открытия памятника
Н.А.Второву состоялась 13 сентября 2002 года у
ДКим.Горького. На рубеже веков в северной части
города появилась новая улица, названная в честь
Н.А Второва.
Улица Ленина
Одной из главных улиц нашего города можно
считать проспект Ленина, Электросталь он
пересекает вдоль – от самого центра до ее
северной части. Длина этой улицы
сравнительно небольшая – всего около трех
километров. Первоначальное название – проспект
Сталина – присвоено улице 7 мая 1940 года по
предложению группы архитекторов. Решение о
переименовании проспекта имени Сталина в
проспект имени Ленина принято 24 ноября 1961 года.
На проспекте Ленина находится множество кафе и
различных магазинов, здесь также находится
множество офисов различных фирм. В настоящее
время по адресу проспект Ленина, Электросталь
проживает большое количество людей, для которых
эта улица является очень знакомой и родной.
Улица К.Маркса
Пpaктически в каждом городе есть улица,
названная в честь Карла Маркса, Электросталь не
является исключением.
В 1920 году посёлок вокруг снаряжательного завода
(позже Машзавод) имел всего одну улицу, и названия
у неё не было. В 1930-х годах жильё начали строить по
плану, появлялись новые улицы, которые
необходимо было как-то обозначать. И первой
улице восточной стороны дали имя К.Маркса.
Улица Карла Маркса в нашем городе находится в его
восточной части, ее общая протяженность
составляет около трех километров.
В г. Электросталь ул. Карла Маркса граничит с
улицей Западная и пересекается с улицей
Юбилейная, улицей Достоевского, улицей
Комсомольская и со Строительным переулком.
Следуя на автотрaнcпорте прямо по улице Карла
Маркса можно выехать на развязку Горьковского
шоссе. На улице Карла Маркса в Электростали
располагается множество торговых, коммерческих,
государственных и муниципальных предприятий.
Улица с женским лицом
Среди
многочисленных улиц Электростали лишь
одна-единственная – с женским лицом. Если не
брать в расчет улицу 8 марта, конечно. Все
остальные, в большинстве своем, носят фамилии
исторических политических деятелей, поэтов и
писателей, Героев Советского Союза, наших
выдающихся современников. И в этом «мужском
обществе» почти незаметна тихая улица... даже не
улица – улочка, в названии которой увековечена
память об отважной летчице – Марине Расковой.
Улица названа в 1950-е годы в честь Героя
Советского Союза Марины Михайловны Расковой
(1912-1943) – одной из нескольких легендарных
советских лётчиц, погибших под Сталинградом.
Весной 2012 года исполнилось сто лет со дня
рождения Марины Михайловны Малининой – такую
вкусную фамилию она носила до замужества.
Поначалу помышлять о небесах ей не приходилось –
обладая замечательным голосом, доставшимся от
безвременно ушедшего отца, Марина могла стать
оперной певицей. Но при выборе профессии сделала
ставку на химию и в семнадцать лет пришла
работать лаборанткой на лакокрасочное
производство. Надо было кормить семью, помогать
маме – учительнице французского языка.
Замуж красавица Марина вышла рано, родила дочку...
И вдруг – предложение, которое определило весь
дальнейший путь. Марину Михайловну, теперь уже
Раскову, пригласили работать чертежницей в
Военно-воздушную академию имени Н. Е. Жуковского.
Начальником аэронавигационной лаборатории, куда
пришла трудиться молодая женщина, был опытный
штурман, участник Гражданской войны, чапаевец
Александр Васильевич Беляков – тот самый,
который через пять лет вместе с Чкаловым и
Байдуковым совершит перелет через Северный
полюс в Америку на самолете, изготовленном из
стали нашего завода «Электросталь». Он заметил
смышленую чертежницу и спустя некоторое время
доверил ей не только вычерчивать схемы
навигационных приборов, но и вместе с техниками
устанавливать их на бортах. Так Раскова впервые
оказалась в кабине самолета и бесповоротно
влюбилась в небо!
Эта любовь привела ее сначала в институт
инженеров гражданского воздушного флота, затем в
школу летчиков при Центральном аэроклубе. Марина
Раскова стала штурманом и в должности
инструктора штурманского состава продолжала
работу в Академии имени Н.Е. Жуковского. В 1937 году
как штурман она участвовала в установлении
мирового авиационного рекорда дальности полета,
в 1938-м – в установлении двух мировых рекордов
дальности на гидросамолетах. А 24–25 сентября 1938
года на самолете АНТ-37 с гордым именем «Родина», в
качестве штурмана вместе с комaндиром экипажа
Валентиной Гризодубовой и вторым пилотом
Полиной Осипенко, Раскова совершила
беспосадочный перелет Москва – Дальний Восток
протяженностью 6450 километров (по прямой – 5910
километров). За выполнение этого перелета и
проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября
1938 года М.М. Расковой присвоено звание Героя
Советского Союза с вручением ордена Ленина и
медали «Золотая Звезда». С первых дней войны,
когда немцы рвались к Москве, по инициативе
Марины Михайловны были сформированы три женских
авиаполка – она лично договорилась об этом со
Сталиным. Комaндиром 587-го бомбардировочного
полка стала сама Раскова – полк уничтожал
противника на Кубани и Курской дуге, на
Смоленском и Брянском направлениях.
В 1943-м Марина Михайловна погибла. Ее боевой
самолет попал в тяжелые метеорологические
условия. Не выжил и экипаж, который возглавляла
отважнаябомбардировщица. Ей было всего 30, и до
победы в Великой Отечественной войне дожить не
пришлось...
В сорок пятом – сорок шестом велась интенсивная
застройка не только восточной стороны, но и в той
части Электростали, где расположены улицы
Чернышевского, Николаева (прежде Полярная),
Тевосяна (была Школьной). Тогда по соседству с
ними и появилась улица Расковой.
Заключение
Название – это слово родной нашей
русской речи. Название – «визитная карточка»
улицы, набережной, проспекта, важный ориентир,
который крайне необходим для нормальной
современного общества, поскольку названия улиц
отражают историю города и страны.
Поставленные цели и задачи исследования
выполнены.
В процессе выполнения настоящей работы было
проведено историко-топонимическое исследование.
Исследование подтверждает гипотезы, которые мы выдвинули:
- Во время работы пришлось познакомиться с историей происхождения названий улиц, что позволило лучше понять историю не только своего города Электростали, но и нашей страны.
- Названия улиц тесно связаны с социально-экономической историей нашего города и всей страны, с богатейшей отечественной культурой и наукой.
Пpaктическая значимость исследования:
Данный материал можно использовать на уроках
истории города, истории России, литературы,при
проведении классных часов и викторин, на
кружковых занятиях по краеведению.
Большое количество улиц, в старое время, было
названо в честь людей, чья деятельность связана с
основанием нашего города. Затем больше стали
уделять внимание революционным и политическим
деятелям. В названиях улиц запечатлены также
имена выдающихся деятелей науки, культуры и
искусства. Названия некоторых улиц хранят память
о подвигах наших земляков.
Но как сделать, чтобы «окна» в прошлое, которыми
являются названия улиц, не покрылись пылью
забвения? Поэтому мы подготовили:
- презентацию «Электросталь.Улицы и лица» (Приложение 1)
- видеоролик «Улицы Электростали» с использованием стихотворения выпускницы нашей школы Ютяевой Ирины «Двор на окраине»
- виртуальный музей «Электросталь. Улицы и лица» (Приложение 2)
и решили продолжить наше исследование и создать справочник для нашей школьной библиотеки
Список использованной литературы:
1. В.В.Эдемская. «Электросталь. Рассказы о
городе», 2007 г.
2. В.С.Миненкова (коллектив редакции газеты
«Металлург») Твои люди «Электросталь», 2004 г.
3. Д.И.Войниченко, М.В.Немышева, А.Г.Фролова,
А.Б.Шаханов. «Город мастеров. Электросталь», 1998
г.
4. Ютяева Ирина. Сборник стихотворений
«Горный цветок», 2009.
5. Интернет-ресурсы
Разработка урока истории в 7-м классе с использованием технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала и информационно-коммуникационной технологии. Во время проведения урока учащиеся были активны на всех этапах урока (работали с документами, материалами учебника, картами, ОК, сравнивали, выполняли тесты и проблемные задания). Составление заданий для учеников было ориентировано на типы заданий ГИА, ЕГЭ....
28 03 2024 19:47:15
На уроке изучаются изменения в духовной сфере жизни общества в конце XIX – начале ХХ в....
27 03 2024 10:39:13
Материал можно использовать как на уроках обществознания, при изучении темы "Самопознание подростка" в 7-м классе, так и на классном часе. Полученные знания необходимы учащимся для подготовки к социализации, основанной на знании своего "Я", и умении применить эти знания в процессе адаптации. Занятие проводится в форме деловой игры, с использованием компьютерных технологий....
25 03 2024 15:25:27
Урок разработан для 5-го класса на основе стандартов второго поколения по теме «Древняя Индия». Проходит в форме путешествия. Используются методы обучения: наглядный, словесный и пpaктический. Применяется презентация, а также музыка индийского народа....
24 03 2024 19:23:16
На уроке использованы методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Показать наличие в послевоенном СССР двух альтернатив общественно-политического развития: демократической и тоталитарной, определить причины возрождения первой и победы второй; раскрыть причины и хаpaктер изменений в структурах власти после окончания войны, нового витка репрессий....
23 03 2024 1:43:28
Представлен сценарий урока по истории Древнего мира. Урок в 5-м классе проводился по теме "Школа в Древней Греции". При подготовке к данному уроку была проведена большая предварительная работа учителем и учащимися. Урок комбинированный, но проходит в нестандартной форме. Учитель и ученики проводят его вместе. При проведении урока необходимо использовать иллюстративный материал, взятый из альбома по искусству Древнего мира, карту "Древняя Греция" и атласы, слайды по истории Древней Греции....
22 03 2024 14:34:18
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
21 03 2024 7:41:32
Данный урок "Права человека" представляет собой пpaктикум, в ходе которого учащиеся не только знакомятся с основными правами, зафиксированными в документе, его структурой, а также проводят анализ зафиксированных прав, определяют значение данного документа для всех людей. Кроме того, главное заключается в том, чтобы не только познакомить учащихся и выучить статьи международных документов, а учить учащихся жить со знанием и осознанием своих прав и свобод. И помнить, что у другого человека, такие же права....
20 03 2024 18:54:55
В статье представлен сценарий общешкольного внеклассного мероприятия, посвященного 70-летию битвы под Москвой «Поклонимся великим тем годам»....
19 03 2024 4:28:31
Данная тема – одна из сложных и проблемных тем в курсе истории России, многие вопросы темы являются дискуссионными. Целесообразно проводить изучение нового материала, используя технологию развивающего обучения с элементами дискуссии. Обозначение проблемы и совместный поиск её решения увлекает всех учащихся независимо от способностей и позволяет прочнее усвоить материал. ...
18 03 2024 3:29:46
Как повысить интерес учеников к предмету? Решению задачи в определённой мере способствуют внеклассные мероприятия по истории, способствует внеклассная работа и особенно игры по предмету. Интересная захватывающая игра – составная часть учебно-воспитательного процесса, способ углубления знаний по истории....
17 03 2024 14:35:12
Урок обществознания построен на принципе обратной связи. Учитель не дает готовых знаний учащимся, активизирует в течение урока их умственную активность. Часть урока – схематизация и систематизация знаний у детей. В конце урока проводится игра "Что лишнее и почему?" Цель урока: формировать уважительное отношение к труду, раскрыть значение труда в жизни человека, воспитывать культуру труда....
16 03 2024 2:58:25
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
15 03 2024 21:10:19
Внеурочное мероприятие проводится выпускниками МКОУ «Унъюганская СОШ № 2» для учащихся школы, жителей поселка Унъюган. Благотворительный аукцион выпускников воспитывает человечность, доброту, сочувствие, дает помощь детям с oнкoлoгическими, гематологическими и другими тяжелыми заболеваниями с перечислением средств на предметный адрес фонда «Подари жизнь»....
14 03 2024 8:50:49
В процессе подготовки учащиеся расширяют свои знания о людях и событиях начала XVIII века, в ходе игры выполняют задания познавательного и развлекательного хаpaктера, а также представляют собственный проект ассамблеи. ...
13 03 2024 8:30:54
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...
12 03 2024 15:10:25
Основная цель урока - систематизировать изученный материал по изученной теме. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации. Накануне класс делится на две группы, и каждой было предложено задание: подготовить рассказ о лидерах «белого» и «красного» движения. В конце урока проводится проверка знаний учащихся (тестовые задания) и подводится итог урока....
11 03 2024 8:32:55
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...
10 03 2024 5:47:40
Викторина имеет патриотическую направленность, она прививает любовь к родному краю, своей малой родине. Данное мероприятие расширяет кругозор детей, имеет познавательную направленность....
09 03 2024 6:15:38
Урок разработан с учетом того, что учащиеся должны получить не только новые знания, но и отработать навыки, необходимые для сдачи ЕГЭ по обществознанию. Учащиеся должны усвоить специфику социального в человеке, углубить свои знания о понятии «личность», о факторах ее формирования....
08 03 2024 19:12:15
Конспект урока обществознания в 9-м классе, в ходе которого учащиеся знакомятся с понятием «правонарушение», с видами правонарушений, определяют к каким видам правонарушений относятся предложенные ситуации....
07 03 2024 19:36:45
Учащиеся на уроке рассматривают высокое искусство Древнего Египта. Раскрывают причины обожествления сил природы, находят связь между религией и искусством....
06 03 2024 23:16:36
Урок-турнир знатоков геральдики по историческому краеведению в 5-м классе завершающий по теме "Символы моей Родины". Задачи урока - закрепление знаний учащихся по теме "Гербы моей Родины", активизация интереса учащихся к исследовательской работе, работе в группе, формирование умения понимать значение герба, популяризация знаний о символах страны через привлечение к уроку родителей и старшеклассников. ...
05 03 2024 11:56:15
В ходе урока учащиеся анализируют особенности хозяйственной жизни в Советской России 20–30-х годов XX века и пытаются определить оптимальную и эффективную модель развития экономики. ...
04 03 2024 22:16:49
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности....
03 03 2024 12:50:32
Урок сообщения и первичного закрепления новых знаний для 8-го класса формирует представление о причинах возникновения тайных организаций будущих декабристов и целях участников, развивает умение критически анализировать документы («Проект конституции Н.М. Муравьева», «Русская правда П.И. Пестеля»), чувство коллективизма, толерантности. На уроке используются фрагменты из цикла передач «Империя» Л. Парфенова....
02 03 2024 19:24:52
Материал описывает проектную деятельность учащихся по дисциплине "История" на тему "Россия между реформами и контрреформами", реализованную через информационные технологии (презентация Power Point), раскрывает основные этапы исследования и подготовки к защите проекта. Приведены образцы основных методических материалов, необходимых для оптимальной реализации проектной деятельности учащихся....
01 03 2024 0:44:20
Традиционный урок с элементами технологий: игры, проблемного, дифференцированного обучения, здоровьесберегающей. На занятии происходит формирование знания о древних жителях Индии, варнах, их происхождении....
29 02 2024 19:39:26
Учитель формулирует цель урока - познакомиться с соседями римлян. Наиболее близкие соседи - германские племена. Далее следует рассказ учителя о взаимоотношениях римлян с германцами, о разгроме римских легионов. Заканчивая рассказ, учитель подводит учащихся к следующей учебной работе: поскольку германцы жили поблизости и были опасны для империи, то римляне хотели узнать о них побольше, чтобы иметь представление, каков данный народ и с каким противником им придется столкнуться. ...
28 02 2024 22:34:49
Урок можно разделить условно на две части: теоретическую и пpaктическую. В процессе изучения ученики работают самостоятельно по учебнику, слушают доклады, в качестве закрепления материала работают с тестом и решают проблемный вопрос. Данная работа может быть использована на уроках истории с целью повышения интереса у учащихся к историческому прошлому. ...
27 02 2024 23:32:23
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
26 02 2024 12:21:32
Проект создает наглядные пособия по истории Отечества путем организации самостоятельной деятельности учащихся....
25 02 2024 23:41:50
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
24 02 2024 2:55:53
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
23 02 2024 11:48:25
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
22 02 2024 3:45:25
Сценарий учебного занятия по всеобщей истории в 11-м профильном классе разработан с использованием технологии развития критического мышления. Ученики изучают историю вопроса, анализируют содержание документов о глобализации, составляют кластер по документу №1 с учётом знаний, полученных в результате работы над опережающим заданием, и отвечают на вопросы по документу № 2. ...
21 02 2024 7:49:49
Урок изучения нового материала (теория и применение на пpaктике). Учащиеся на уроке знакомятся с отчаянной, мужественной борьбой за свой город его жителей и военнослужащих – солдат, матросов, офицеров. Одна из важнейших целей урока: уточнить некоторые события и факты, связанные с Крымской войной, вызвать интерес к истории Крыма. На уроке учащиеся представляют проект: «Город – достойный уважения»....
20 02 2024 4:33:38
Современный этап развития образования хаpaктеризуется интенсивным поиском нового в теории и пpaктике. Изменился социальный заказ общества по отношению к системе НиСПО: необходимо формирование личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению свой деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели....
19 02 2024 13:20:56
Цель урока: выявить факторы международной политики, влиявшие на формирование внешнеполитического курса СССР и США. Учащиеся работают с документами, смотрят презентацию и заполняют схему....
18 02 2024 12:18:49
Урок для 6-го класса проводится по типу урока-игры или внеклассного мероприятия в рамках школьной декады истории. Урок способствует развитию интереса к предмету, поддерживает познавательную активность учащихся. ...
17 02 2024 17:10:38
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
16 02 2024 17:33:41
Основная цель урока - систематизировать изученный материал по изученной теме. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации. Накануне класс делится на две группы, и каждой было предложено задание: подготовить рассказ о лидерах «белого» и «красного» движения. В конце урока проводится проверка знаний учащихся (тестовые задания) и подводится итог урока....
15 02 2024 23:59:44
Программа рассчитана на 17 часов и предназначена для учащихся 11-х классов с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и пpaктических заданий. Новизна данного курса в том, что он предлагает познакомиться с неизвестными страницами в истории родного города, предполагает большую самостоятельную работу с архивными как опубликованными, так и неопубликованными источниками....
14 02 2024 20:31:57
Цели урока: исследовать роль первых русских князей в становлении государственности на Руси, выдвинув в качестве гипотезы следующее положение: распад Руси был обусловлен, среди прочего, тем, что правление первых русских князей отличалось отсутствием преемственности, последовательности и системности в государственном строительстве, их усилия сводились, в основном, к укреплению личной власти....
13 02 2024 9:41:21
Урок помогает сформировать у учащихся представления о преобразованиях Петра I в области культуры и быта на примере изменений образа жизни привилегированного сословия – дворянства, подвести учащихся к выводу, что реформы Петра I носили двойственный хаpaктер, познакомить с историей создания ассамблей....
12 02 2024 8:23:36
Урок истории для 11-го класса по УМК Волобуева О.В., Клокова В.А., Пономарева М.В. На уроке рассматриваются альтернативы развития СССР после cмepти И.В. Сталина и выделяются причины победы Н.С. Хрущева, выявляется значение XX съезда партии. Урок способствует развитию умения излагать оценку исторических личностей....
11 02 2024 13:24:45
Урок блочно-модульного структурирования. Процесс формирования блоков основан на просмотре отрывков из учебного кинофильма: соединяя увиденное с содержанием материала учебника, ученики составляют соответствующий блок. В результате работы ученики имеют готовые технологические карты для домашнего повторения, а также для подготовки к контрольным срезам....
10 02 2024 5:51:20
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
09 02 2024 7:31:24
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
08 02 2024 7:47:54
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::