Реферат "Воспитание правовой культуры и гражданского самосознания на уроках обществоведческого цикла"
Несформированность общественного правового сознания – древняя, застарелая болезнь России, исследованная юристами и философами еще в конце ХIX — начале ХХ века. Считалось, что Российская самобытность, якобы несовместима с торжеством правового начала.
По причинам органическим
Мы совсем не снабжены
Здравым смыслом юридическим,
Сим исчадием сатаны.
Широки натуры русские,
Нашей правды идеал
Не влезает в формы узкие
Юридических начал…
(Б.Алмaзoв)
Очевидно, что несовпадение во многих деталях – “идеалы правды” и правового идеала нельзя считать оправданием правового нигилизма, как в прошлом, так и теперь. Серьезный недостаток нынешней правовой культуры – незнания законов. Но и знания законов используется сегодня многими лицами только в корыстных, личных целях. Формируется неуважительное отношение к правоохранительным органам, их сотрудникам. Во многом правовой нигилизм объясняется политическими и экономическими преобразованиями в России, а также ростом преступности, создающей в обществе атмосферу напряженности и тревоги. Из этих факторов исходит задача правового обучения и воспитания воспитание правовой культуры и гражданского самосознания школьников. Новое содержание правового образования определяется с учетом тех коренных изменений, которые проходят сегодня в России, освобождающейся от наследия тоталитаризма и вступающей на путь демократического развития. В этих целях коренным образом меняется хаpaктер отношений между государством и личность, положения гражданина России. Он получил реальные демократические свободы, возможности проявлять себя в экономической и политической областях, реализовать себя как личность. Знание правовой культуры проявляется в правомерном поведении личности, умелой реализации своих прав и свобод, ответственном отношении к выполнению обязанностей гражданина Росси, готовности действовать юридически грамотно, целесообразно, ориентируясь на существующие законы. В основе формирования правовой культуры лежит идея интегративности, при этом имеется в виду соединения в рамках различных учебных дисциплин элементов знаний, почерпнувших из различных наук.
Правовая культура создается постоянно. В начале закладывается фундамент – элементы нравственной культуры: совесть, честь, правдивость, чувство собственного достоинства, познаются законы добра и зла, чести и бесчестья, свободы и рабства. Затем происходит переход к знакомству с юридическими знаниями. Следующая ступень – правовые чувства и, прежде всего, - чувство справедливости и чувство уважения к праву. Благодаря этому в человеке формируется чувство законности, способность отстаивать свои законные права. Центральное место среди традиционных предметов, воспитывающих гражданское самосознание и правовую культуру, занимают уроки истории, правоведения и обществознания. Составной частью курса истории является история развития государственных институтов и законов.
Начиная с “Русской правды” Ярослава Мудрого, к судебнику Ивана III, соборному Уложению Алексея Михайловича, законодательным актам Петра I и Екатерины II, к Ленинским Декретам, Советскому законодательству и, наконец, Конституции РФ, учащиеся знакомятся с понятием “право”, “закон”, нормы права, сравнивая российские законы с зарубежными аналогическими документами различных времен. Именно в процессе изучения истории есть возможность подвести учащихся к пониманию органической связи государства и права, показать регулирующую роль права, необходимость создания гражданского общества и правового государства. Учащиеся должны уяснить главную отличительную особенность гражданского общества – неслиянность с государством. В развитой, цивилизованной стране общества (Если оно гражданское) и государство (Если оно гражданское) выполняют каждое свои функции.
Правовое государство должно обеспечивать верховенство закона, защиту прав и свободу личности, разделение властей, сильную судебную власть. Гражданское общество – общество устойчивого порядка, уважающее закон, граждане которого обладают всей полнотой реальных прав и свобод. Именно о гражданском обществе мечтал Вольтер, когда говорил: “Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но отдам жизнь за то, чтобы вы смогли их свободно высказывать.” Изучив в IX классе в курсе правоведения принципы правового государства особенности гражданского общества, учащиеся далее в состоянии проанализировать формы государственного правления политические режимы в тех или иных странах, в то или другое время. Возьмем, к примеру, I принцип правового государства: верховенство закона. Что он означает? Закон одинаков для всех: от скоромного простого человека до всесильного министра.
На уроке – лекции, хаpaктеризуя эпоху Александра III я провожу один факт из биографии С.Ю. Витте – выдающегося российского государственного деятеля (факт о его аресте за крушение поезда на Юго-Западном направлении по вине мастера). Под суд пошел начальник всей железной дороги, и царь-самодержец всероссийский не смог отменить решение суда, несмотря на огромное уважение к Витте. Учащиеся сопоставляют данный пример с современными политическими событиями. (скандал по поводу книги о приватизации и гонорарах члeнов правительства. Ельцин сказал, что молодых реформаторов до 2000 года не отдаст.)
Второй принцип: защита прав и свобод личности. Пример из биографии В.И.Ленина. Старший брат – террорист, казнен. Семья не пострадала. Мать, на пенсию по потере кормильца, не работая, дает гимназическое и высшее образование детям. Сравним со Сталинским режимом, когда только по подозрению в подготовке заговора или шпионажа арестовывались жена, все родственники, дети. Как хорошо видно осуществления права на жизнь, на достоинство личности, свободу от пыток и насилия на примере Шушинской ссылки того же Ленина, куда он мог вызвать невесту и даже будущую тещу. А осужден был Ильич ни много ни мало за подготовку свержения самодержавия. По воспоминаниям Крупской жизнь протекала спокойно, молодые обвенчались и ничто не мешало Ленину написать свою книгу “Что делать?” (Л.Васильева “Кремлевские жены”.) Ученики, прочитавшие “Архипелаг Гулаг” Л.Солженицына могут сравнить положение советских заключенных в сталинских лагерях и сделать соответствующие выводы.
Этот произвол и беззакония совершались в стране, где была принята самая демократическая в мире конституция, но она не спасла даже своего автора, Николая Бухарина ни от пыток, ни от застенков, ни от расстрела. Из приведенных выше примеров следует, что не стоит, как раньше подвергать критике монархии, как формы правления, тем более, что они устраивают таких цивилизованных народов, как англичане, датчане, шведы, бельгийцы. Учащиеся должны уяснить для себя, что нет абсолютно негодных форм правления как и идеальных.
Усваивая сведения, полученные на уроках истории, правоведения и обществознания. Они должны обрести взвешенный, разумный взгляд на политическую жизнь общества, помогающий гражданину соотнести свои интересы с интересами страны, государства народа.
Изучение каждой темы включает в себя урок-лекция, это яркий рассказ учителя, включающий конкретные юридические сведения, суть законов, их комментарии. Затем урок-диалог, к которому учащиеся, продолжая тему, готовят свои примеры из жизни, из прочитанной литературы, просмотренных информационных выпусков “новостей”, высказывая свою точку зрения. При изучении конституционного строя России обсуждаются вопросы:
- Бывают ли конституции недемократическими?
- Какому политическому режиму не нужна конституция и почему?
- Знаменитые конституции мира (сообщения)
- Почему между правительством и парламентом нередко возникают трения и даже конфликты? Примеры?
- Что лучше: президент как глава правительства или президент как глава государства.
Особый интерес у учащихся вызывают вопросы диспута, посвященного теме “Права человека”.
- Что такое жизнь?
- Когда начинается жизнь?
- Как относятся к aбopтам в разных странах?
- Может ли врач, по просьбе тяжело больного человека, лишить его жизни?
- Как соотносится право на жизнь и пpaктика трaнcплантации органов?
- Как понимать положение Международного пакта о гражданских и политических правах: “Никто не может быть произвольно лишен жизни” (Библия)
- Следует ли сохранять cмepтную казнь в нашей стране?
- Как проявляется взаимность права на жизнь с гонкой вооружений, разоружением, конвекцией.
Уроки-диалоги, диспуты вовлекают учеников в размышления, в поиск ответов. На этих уроках возникают споры, сталкиваются различные мнения. При этом я стараюсь не разжигать неуправляемые страсти и не превращать уроки в митинги слышащих только себя и своих единомышленников. Я сторонница академизма образовательного процесса с его взвешенным, спокойным анализом непростых даже для специалистов явлений.
Умение аргументировано отстаивать свое мнение весьма неплохое качество, важное для становления гражданственности. Несдержанность, агрессивность в диалоге ведет к политическому и правовому нигилизму.
Следующий вид уроков – уроки-пpaктикумы, где учащиеся получают полезные умения работы с различными историческими документами. Здесь конспектируются, изучаются источники, законодательные акты, конституция Российской Федерации, всеобщая декларация прав человека. Например, изучая тему “Политическая система России” учащиеся 11х классов, отучаясь на текст Конституции России, выполняют следующие задания.
- Определите, изучив главу I конституции, кто в нашем государстве является носителем суверенитета и единственным источником власти? Как вы понимаете это выражения?
- Докажите, что России является федеральным государством.
- Перечислите высшие органы власти.
- Докажите, что основной закон России способствует формированию демократического правового государства.
Живой интерес учащихся вызывают деловые игры. Такие игры дают школьникам возможность почувствовать себя свободными в своих взглядах, проявить самостоятельность и инициативу. Для оценки уровня политического самосознания и правовой культуры на уроках общественного цикла проводятся тесты. Жаль, что редко появляется возможность провести уроки-встречи с представителями власти и правоохранительных органов.
Формирование правовой культуры - длительный и сложный процесс. Но человек, обладающий совестью, по меньшей мере, не станет правонарушителем, а это, в наше время, не так уж плохо. Этот человек способен отстаивать свои права, он способен помочь людям, он способен помочь своей стране, стать подлинным демократическим государством.
Список используемой литературы.
- Конституция РФ
- Бapaнов В.Н. “Правосознание, правовая культура и правовое воспитание” Издательство “Лань” 2013.
- Певцова Е.А. “Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры” “Современное право” 2013
- Контяев А. “Проблемы правосознания молодёжи в современной России” Санкт-Петербург; Институт бизнеса и права 2009.
Программа курса по выбору "По следам древних людей" предназначена для учащихся 5-го класса. Цель курса является пробудить у учащихся 5-го класса интерес к истории посредством различных видов проектной деятельности. Основной задачей курса является освоить с пятиклассниками основы проектной деятельности, научиться разpaбатывать различные виды проектов по истории, развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся. ...
18 03 2024 9:53:10
Цели урока: Закрепить знания учащихся по теме, обобщить и подвести итоги изученного материала. ...
17 03 2024 1:48:53
Мероприятие посвящено героям-участникам Отечественной войны 1812 года. Цель: заинтересовать учащихся, расширять кругозор, закрепить изученный материал на уроке с элементами контроля. К мероприятию создана презентация с портретами императоров, героев войны, цитатами современников....
16 03 2024 6:20:15
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
15 03 2024 0:48:44
Уже больше четверти века прошло с тех пор, как последний советский солдат покинул Афганистан. У тех, кому тогда было за двадцать, взрослые дети, которые должны знать и помнить о том, что их отцы, также как деды в Великую Отечественную войну, достойно выполнили приказ Родины. Они должны знать и чтить имена тех, кто не вернулся с той войны, как это делают их отцы, создав организацию «Боевое братство»....
14 03 2024 5:23:26
Рынок, рыночные отношения присутствуют в нашей жизни каждый день, касаются каждого человека. Знание законов рыночной экономики помогает правильно оценить ситуацию и принять в каждом случае верное решение....
13 03 2024 8:17:35
На уроке изучаются события лета 1942 – зимы 1943 года на Кавказе. Особое внимание уделяется изучению материала регионального компонента. Конкретизируются события 1942 г. в станице Курской. Материалы об оккупации станицы представлены в сообщениях учащихся и в презентации. Урок воспитывает чувство гордости и уважения к станичникам, пережившим фашистскую оккупацию. ...
12 03 2024 9:25:46
Урок призван сформировать знания об архитектуре и зодчестве татарского народа в конце XVIII – начале XXI века, выяснить разновидности мечетей, раскрыть значение архитектуры мечетей и шамаиля в истории развития татарской культуры....
11 03 2024 3:42:20
Урок построен на основе технологи разноуровневой дифференциации, целями которого является обобщить и систематизировать знания учащихся путем создания педагогической ситуации для вовлечения каждого ученика в деятельность в соответствии с зоной его ближайшего развития. Учитель на уроке является координатором, цель которого предоставить учащимся возможности для обобщения и систематизации знаний, полученных ими на предыдущих уроках с помощью разнообразных форм и методов....
10 03 2024 19:57:36
Прдеставлены четыре основных направления: поисковая работа, оформительская, лекционно-экскурсионная, военно-конструкторская. ...
09 03 2024 8:21:37
Выполнение творческого задания во время работы в малых группах – создание коллажа на заданную тему. («Социальные роли личности», «Национальный вопрос», «Богатые и бедные», «Современная семья». ) Ученики должны по теме отобрать и вырезать материал из журналов, соединить в коллаж. Развивает образное мышление, учит работе в группе. Позволяет обобщить пройденный материал и подвести итоги....
08 03 2024 3:38:30
В ходе обсуждения учитель ставит задачу: в ходе работы небходимо исследовать деятельность правительства РФ, провести анализ проблем малого бизнеса в РФ, ЯНАО, городе Надыме, провести аналитику современного состояния данного вопроса в российской экономике , каждая группа должна предложить свои рекомендации по решению данной проблемы. ...
07 03 2024 19:30:13
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
06 03 2024 18:34:52
Урок нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с завоеванием монголами Русского государства, выяснить причины поражения Руси. Воспитать чувство патриотизма на примере героизма русского народа в борьбе с монголо-татарами. Развивать умение работы с текстом, картой, высказывать свое мнение, делать вводы. ...
05 03 2024 0:27:35
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
04 03 2024 7:59:52
Урок завершает тему «Древний Египет» в курсе истории Древнего мира. Проведён в форме виртуального путешествия на основе авторской компьютерной презентации. По ходу путешествия обучающиеся выполняют мини-проект – составляют путеводитель «Шедевры искусства Древнего Египта». ...
03 03 2024 19:23:50
В рамках урока учащиеся совершенствуют свои навыки работы с историческим источником, работы с текстовой информацией и преобразованием ее в табличную. Урок построен на использовании отдельных приемов технологии развития критического мышления («инсерт», «синквейн»). Урок нацелен на знакомство учащихся с хаpaктером экономической политики в первой четверти XVIII века, выделение главной черты ее – политики протекционизма....
02 03 2024 0:12:40
На уроке изучаются изменения в духовной сфере жизни общества в конце XIX – начале ХХ в....
01 03 2024 19:53:45
Задача уроков истории – показать события прошлого и их связь с настоящим. Особенное место занимает изучение периодов, во время которых происходили важные для патриотического воспитания события....
29 02 2024 2:35:50
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию урок истории в 9-м классе с использованием мультимедийного учебника по истории России XX века. Это учебник, изданный в 2001 году, предназначен по большей части для индивидуального обучения, что пpaктически неосуществимо на обыкновенном уроке (нужна сетевая версия, 25—30 компьютеров и.т.д.). На данном занятии я попытался использовать достаточно богатый видео-, аудио- и иллюстративный материал мультимедийного пособия на этапе объяснения нового материала. ...
28 02 2024 18:32:31
Урок построен на основе технологии проблемного обучения, основной целью которого является создание условий для формирования исследовательских, частично-поисковых навыков учащихся при изучении темы. В задачу урока входит раскрытие творческого потенциала учащихся через подводящие вопросы, дискуссии, оценивание исторических событий....
27 02 2024 3:39:16
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
26 02 2024 16:23:16
Урок построен на принципах развивающего обучения с применением методов формирования критического мышления на уроках истории. Для достижения поставленных целей на уроке применены методические приёмы: разминки-ассоциации, метод двойных дневников, тестирование, прием "Шесть шляп критического мышления", метод решения проблемных задач; разработаны рабочие листы, позволяющие проследить работу ученика, стимулирующие его активное участие. ...
25 02 2024 3:19:37
На уроке использованы различные формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная; методы и приёмы работы: беседа, лекция, ИКТ, составление опopного конспекта, решение творческой задачи и др. Применение разнообразных форм обучения требует от учащихся напряжения эмоциональных и умственных сил, а так же способствует развитию устойчивого познавательного интереса у школьников и помогает прочному усвоению учебного материала....
24 02 2024 16:23:10
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...
23 02 2024 5:20:15
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
22 02 2024 12:29:17
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
21 02 2024 14:48:40
В статье представлен сценарий общешкольного внеклассного мероприятия, посвященного 70-летию битвы под Москвой «Поклонимся великим тем годам»....
20 02 2024 9:49:37
Урок повторения и обобщения изученного материала с использование игровых технологий. Оптимизировать работу на всех этапах урока позволяет оригинальная презентация. Устная отработка и обобщение изученного материала сопровождается заполнением учащимися систематизирующей таблицы «События и хаpaктеристика периодов Средних веков». Проверить степень усвоения учащимися изученного материала позволит выполнение тестовых заданий....
19 02 2024 16:50:58
Изучая свой край, ученики оценивают и сопоставляют события определенного исторического периода, систематизируют события, понимают историю, что является главным в работе учителя истории. ...
18 02 2024 10:59:24
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
17 02 2024 17:41:10
Урок построен в виде семинарско-пpaктического занятия и предполагает как устное выступление учащихся с последующим коллективным обсуждением спopных вопросов, так и изучение исторических источников по данной теме. ...
16 02 2024 22:29:13
Метод проектов - это базовая образовательная технология, поддерживающая компетентностно-ориентированный подход в образовании. А результаты взаимоотношения учителя и ученика наиболее ярко отражаются в результатах урока как важнейшей формы обучения. Предлагаю урок с использованием мультимедийной презентации. ...
15 02 2024 4:57:47
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
14 02 2024 7:48:32
Урок нацелен на раскрытие значения Полтавской битвы как переломного момента в ходе Северной войны. Способствует развитию умений анализировать исторические события, выявлять их роль и причинно-следственные связи. В проведении урока используются выдающиеся памятники русской литературы и искусства....
13 02 2024 19:47:22
Сценки можно использовать на уроках, что позволит сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторического материала, имен, фактов. Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники моделируют историческую реальность. Знания, приобретаемые при этом, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше "почувствовать" изучаемую эпоху....
12 02 2024 18:26:38
Урок разработан для физико-математического класса. Основная идея урока – гражданин России, независимо от выбранной специальности, должен знать и любить историю своей страны. Урок также может использоваться для учащихся 10–11-х гуманитарных классов в целях повышения интереса к математике. Урок – семинар-исследование взаимосвязи истории и математики. Элемент новизны – применение математического моделирования на примере исследования математической модели Бородинского. ...
11 02 2024 21:15:14
Урок повторения проводится в форме игры-путешествия по Древнему Египту, обобщает знания учеников по теме. Развивает коммуникативные навыки, умение излагать свою точку зрения, пересказывать информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Египта....
10 02 2024 21:58:13
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
09 02 2024 2:12:52
Урок носит интегрированный хаpaктер. Работа при подготовке к уроку позволяет проявить творческие способности. Развиваются умения работы с различными источниками информации. К уроку прилагается электронная презентация, которую возможно использовать как иллюстративный материал или как проверочный....
08 02 2024 20:54:25
В статье рассказывается о новых подходах в оценке учебных достижений, затруднениях российских школьников 14–15 лет при выполнении заданий PISA 2006, 2009; о приемах организации условий для взаимодействия учащихся индивидуально и в группе. Дается описание приема активизации учеников при чтении и осмыслении большого по объему материала (1–2 параграфа) через "ролевое чтение" - один из приемов технологии критического мышления "Пять шляп", адаптированный для анализа учебного текста....
07 02 2024 18:53:55
Цели урока – охаpaктеризовать молодёжь как социально-демографическую группу; выявить функции молодёжи в современном обществе; подвести к пониманию огромных возможностей современной молодёжи в достижении и реализации социального статуса; рассмотреть молодёжную субкультуру, её значение в современном мире....
06 02 2024 18:34:56
Тема "Социальная структура общества и социальные отношения" изучается в курсе обществознания 2 часа. В ходе урока усваиваются новые термины, применяемые для представления социальной структуры общества. Для расширения представлений школьников о социальной структуре общества рассматриваются классовый и стратификационный подходы, взгляды М.Вебера и П.Сорокина. Теория социальной мобильности позволяет объяснить природу процессов, происходящих в современном обществе. Урок рассчитан на возрастные особенности обучающихся. Деятельность в группах и индивидуальная работа позволяют школьникам выбрать для себя наиболее приемлемые формы. Задания, предлагаемые школьникам, способствуют развитию навыков работы с тестами, статьями, аналитическими документами....
05 02 2024 20:24:39
Цель урока: показать главное событие XIX века для России ‒ отмену крепостного права, используя различные приемы и методы с целью активизации познавательной деятельности учеников....
04 02 2024 1:20:40
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
03 02 2024 10:35:56
Интегрированный урок-презентация по истории и литературе в 10-м классе по теме "Путешествие по Петербургу". Использование компьютера позволяет увеличить интенсивность подачи материала, сообщить больше сведений по изученной теме за меньший промежуток времени и представить материал в более наглядной и доходчивой форме. Данная презентация позволяет ученику проверить свои ответы прямо на экране компьютера. ...
02 02 2024 20:42:56
В данной статье дается обоснование подхода к преподаванию истории в школе. Раскрыты способы активизации познавательной деятельности учащихся, отражена роль школьного историко-краеведческого музея в историческом образовании и формировании гражданина и патриота своей Родины. ...
01 02 2024 14:20:40
Нетрадиционные уроки развивают познавательный интерес и являются залогом успешного овладения историческими знаниями. Уход от обычных форм обучения, привлечение дополнительных знаний и проявление разнообразных умений, которые широко используются в повседневной жизнедеятельности (но не находят места на обычном уроке), дают возможность отличиться ученику, не обладающему хорошими знаниями, служат началом для самовыражения личности школьника. Театрализованная игра на уроке позволяет выработать у учащихся чувства коллективизма и взаимопомощи, научить их деловому общению, сформировать коммуникативные умения. ...
31 01 2024 16:20:41
Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....
30 01 2024 13:26:12
Данное мероприятие посвящено ситуации в России конца XX века. Новое время требует от истории полноты и правды. Мир дворянской культуры, удивительный мир человеческих отношений, веры в Бога, в Россию, в ее будущее был разрушен сначала войной, а потом – революциями 1917 г. Они привели к тому, что сотни тысяч наших соотечественников (преимущественно интеллигенция) покинули Родину. Постепенно мы познаем долгие годы скрытое от нас, рожденное в далеких краях творчество наших соотечественников. Сейчас оно возвращается домой. Возвращаются не просто любимые писатели, не только их запрещенные ранее книги, но и горькая память о тех годах, когда они были вынуждены покинуть родину. Поруганные таланты, обездоленные судьбы... ...
29 01 2024 14:40:38
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::