Урок истории России в форме дебатов на тему "Реформы Петра I: величие преобразований и величина потрясений". 7-й класс
Форма проведения урока – дебаты.
Цели и задачи:
- Обобщить знания учащихся о реформах Петра I.
- Развивать умения аргументировать, выстраивать причинно-следственные связи.
- Закрепить навыки самостоятельной работы с историческими и художественными источниками, интернет-сайтами и другой справочной литературой.
- Воспитывать интерес к историческому прошлому своей страны, умение правильно оценивать “уроки” прошлого минувшего времени.
- Формировать отношение сотрудничества и взаимоуважения к оппонентам, умений работать в комaнде.
- Познакомить с этикой проведения дебатов и нормами их организации.
Оборудование:
1. Презентация с:
- правилами проведения дебатов;
- тезисами комaнды;
- репродукциями картин и иллюстрациями по теме “Реформы Петра I”. (Приложение 1)
2. Листы дебатов для зрителей.
Подготовительный этап:
- Формирование двух комaнд “Утверждение” – “Отрицание”.
- Подготовка выступлений капитанов и члeнов комaнд.
- Разработка аргументов своего тезиса и вопросов оппонентам.
- Сбор и оформление иллюстративного материала.
Ход урока
I. Организационный этап:
Распределение участников по местам, организация внимания, напоминание “Правил дебатов”.
II. Дебаты:
Спикер: Мы приветствуем всех участников дебатов, члeнов комaнд и зрителей. Комaнды приветствуют друг друга. Сегодня мы проводим дебаты на тему: “Реформы Петра I: величие преобразований или величина потрясений?” Вниманию аудитории предлагаются две точки зрения на проблему. На своих листах зрители записывают, а потом анализируют выступление комaнд, делают выводы. Слово капитану комaнду, утверждающей величие преобразований Петра Первого.
1. Выступление капитана комaнды “Утверждение”:
Тезис: “Реформы Петра I – величие преобразований”.
Петра Первого по праву называют Великим “То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник”, – эти слова А. С. Пушкина подтверждают величие преобразований, проведенных Петром Первым. Определим самые значимые из них:
1) Петр понимал, что России не жить без выхода к морю. Победа в Северной войне позволила взяться за решение этого вопроса. Была проведена военная реформа, в результате которой были созданы регулярная армия и военно-морской флот. Это и определило разгром шведов под Полтавой в 1709 году, а также последующие блестящие морские победы при Гангуте в 1714 году и у острова Гренгам 1720 году.
Для нас, жителей Воронежского края, рождение русского военно-морского флота особенно значимо, потому что Воронеж – колыбель российского флота. Город был выбран неслучайно. Здесь росли вековые леса – дубовые, сосновые, липовые. Близко была липецкая руда. Реки Воронеж и Дон судоходны. А местные жители имели уже опыт строительства речных судов. Строительством кораблей руководил сам Петр, приехавший в Воронеж. Со дня его приезда до спуска первых кораблей прошло чуть больше месяца!
2) Огромной страной управлять сложно. Петр Первый, понимая это, делает решительные шаги, проводя реформу государственного аппарата.
В 1711 году на смену “консилии” министров принят новый высший государственный орган – сенат. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными и судебными функциями, а также контролировал работу государственного аппарата на местах. На смену “приказам”, отличавшимся медлительностью и нечеткостью функциональных обязанностей, пришли коллегии, т. е. по словам петровского указа, “собрания многих персон…, в которых председатели не такую мочь имеют, как старые судьи – делали, что хотели”. Теперь же коллегии – их было 12 – имели четко определенные функции.
А в 1722 году была создана должность генерал-прокурора Сената – “ока государства”, в обязанности которого входило “хранить государев интерес”, то есть контролировать действия государственного аппарата и пересекать должностные правонарушения.
3) Одно из важнейших направлений в деятельности государства – экономика. Для петровских преобразований в этой области хаpaктерна политика протекционизма, то есть поддержка развития отечественной промышленности и вывоза товаров за границу, и меркантилизма, то есть преобладания вывоза товаров из страны над вывозами с целью концентрации денежных средств внутри страны. Кроме этого, в государстве Петра I успешно развивалось мануфактурное производство. В конце 17 века в стране было 30 мануфактур, а к 1725 году их насчитывалось более 200 – почти в десять раз больше! Поэтому главным итогом экономической политики Петра стал значительный скачок в развитии страны в первой четверти 18 века. Страна впервые вышла на третье место в Европе по выплавке металла и стала его экспортировать. Росли обороты внешней торговли. Увеличился товарооборот внутри России. Отечественная экономика успешно набирала обороты.
2. Вопросы капитана комaнды “Отрицание” капитану комaнды “Утверждение”.
- Хотелось бы уточнить взаимосвязь военной реформы и Прутского похода,
т.е. почему, несмотря на проведенную военную реформу, русская армия
потерпела поражение от турецкого войска?
(Ответ капитана “Утверждение”.) - Несомненна прогрессивность введения прокурорского надзора – “ока
государева”, но при этом вызывает недоумение деятельность фискалов и форма
их поощрения (50 % штрафа, наложенного на преступника), хотя ответственности
за ложный донос не было. Выскажите Ваше отношение к этому “нововведению”.
(Ответ капитана “Утверждение”.)
3. Выступление капитана комaнды “Отрицание”:
Тезис: “Реформы Петра I – время потрясений России”.
Перт Первый – безусловно, крупный исторический деятель. В годы его правления проведены значимые реформы, определившие исторический путь развития России. Но при этом нам хотелось бы уточнить “цену” этих реформ, поразмышлять над знаменитым изречением “Цель оправдывает средства”.
- Итак, реформы Петра требовали постоянного пополнения казны. Поэтому налоги росли и росли, даже была введена должность “прибыльщиков”, обязанностью которых являлось “придумывание” новых и новых налогов. Стоит ли уточнять, на чьи плечи они ложились? В 1718–1724 годах была введена подушная подать. Ею облагались лишь мужчины. Государственный крестьянин платил 1 рубль 14 копеек, крепостной – 74 копейки в год. Эта подать дала 55 % всех налогов, поступавших в казну. Как платил эти налоги крестьянин? Вопрос можно считать риторическим.
- Финансовая реформа, проведенная Петром, тоже имела свою “оборотную” сторону. Петр Первый вводит в обращение новые виды мнет, включая медные. А в 1711 году царь проводит новую денежную реформу, в ходе которой в монетах примерно на 20 % снижено содержание серебра. Кого в данном случае пытался “обхитрить” Петр: себя, государство, народ? Вероятнее всего, именно народ…
- Мы, живущие близ Дона, особенно заинтересованы в судьбе донского казачества. Издавна Дон привлекал беглых крестьян и посадских людей из разных районов России. Став казаком, человек мог не бояться сыска, потому что незыблем был принцип: “С Дону выдачи нет”. А Петр Первый в 1707 году отправляет на Дон воинский отряд князя Долгорукого, приказав переписать беглых и вывезти с Дона. Это нарушало традиции казачества, к тому же Долгорукий действовал крайне жестоко. В ответ вспыхивает восстание Кондрата Булавина. Лишь к осени 1708 года правительственным войскам удалось одолеть повстанцев, и поплыли вниз по Дону плоты с виселицами...
- Добавлю к вышесказанному известные восстание в Астpaxaни, “Соляной” бунт, башкирское восстание.
4. Вопросы капитана комaнды “Утверждение” капитану комaнды “Отрицание”.
- Денежная реформа проводилась Петром Первым в условиях начавшейся
Северной войны, когда финансовое положение страны было крайне тяжелым. На
месте государя какие меры, кроме непопулярных, приняли бы Вы для решения
вопроса?
(Ответ капитана “Отрицание”.) - Народные волнения начала 18 века подавлялись с крайней жестокостью – это
признанный историей факт. Но разве действия бунтовщиков были более
гуманными? Хотелось бы узнать подобные примеры милосердия, если они известны
истории.
(Ответ капитана “Отрицание”.)
5. Выступление помощника капитана комaнды “Утверждение”.
Существует еще немало доказательств величия времени правления Петра Алексеевича.
- Реформы Петра Первого – великие преобразования не только в области экономики, политики, государственного устройства. Весьма значительны они и в образовании, науке, культуре. Достаточно сказать, что при Петре началась формироваться система профессионального образования, созданы артиллерийская, навигацкая, инженерная школы, морская академия. В России появился первый естественно – научный музей – Кунсткамера, где хранились собрания минералов, медицинских препаратов, был зоологический музей, этнографическая коллекция. В 1714 году открыта (теперь старейшая в стране!) библиотека.
- Кроме того, Петра Первого можно смело назвать “родителем” средств массовой информации. С 1703 года начала издаваться первая печатная газета “Ведомости”, сообщавшая своим читателям о ходе войны, событиях за рубежом, строительстве заводов и поиске минералов. Складывалась система пользования официальными источниками информации.
- Петр Первый произнес и великие слова: “Знатное дворянство по годности считать”. Он перестал обращать внимание на происхождение человека, а отбирал достойнейших. Источником благополучия становилась не знатность, а служба, причем начинали ее с низов – сразу стать генералом было невозможно. В 1722 году была разработана Табель о рангах. Существовало три чиновные категории, каждая из них делилась на 14 рангов. Эта табель давала возможность сделать карьеру выходцам из податных сословий, причем, достигнув определенного ранга, они получали потомственное дворянство.
6. Вопросы помощнику капитана комaнды “Утверждение” от помощника капитана комaнды “Отрицание”.
- Открытие школ – шаг вперед в государственном развитии. Но давайте вспомним поучительный пример, когда Петр Первый принимал экзамены у “выпускников”: из 72 отучившихся дворян сдали экзамены лишь 4 человека. Как Вы можете прокомментировать ситуацию?
- Как нам кажется, преобразования в области культуры были достаточно жесткими, если не сказать, жестокими. Я говорю о потерянной русской национальной самобытности. Что Вы можете сказать по этому поводу?
7. Выступление помощника капитана комaнды “Отрицание”.
- В годы петровских реформ жестокий удар получило духовенство, церковь
превратилась в одно из важнейших государственных учреждений, полностью
подчиненных высшей светской власти. В 1721 году был опубликован “Духовный
регламент”, в котором прямо говорилось о нежелательности патриаршества,
поскольку в патриархе видится второй государь. Была определена “норма”
священников. “Лишние” священнослужители признавались тяглыми людьми и
становились крепостными.
Церковь стала орудием государственной пропаганды, она принуждала принимать православие. Священники, узнавшие на исповеди об антигосударственных намерениях, обязаны были доносить на прихожанина. Не удивительно, что в последующие годы терялось уважение к церкви. - Несмотря на реформы государственного аппарата при Петре Первом наблюдался рост бюрократизма. В 1704 году было создано особое ведомство – Кабинет – и любое ходатайство или доклад могли попасть к царю только через это ведомство, имевшее немалый и постоянно растущий штат. Чиновники этого учреждения нередко использовали данную им власть в личных целях, представляя государю дело в свете, выгодном для “просителя”.
- С появлением и ростом мануфактур в стране требовалось все больше рабочих рук. Выход власть нашла в ссылке на уральские заводы “гулящих и беглых людей, а также в приписке к предприятиям целых деревень. Порой приписные крестьяне должны были ехать на работу за 200–300 верст почти полгода. Многие не выдерживали тяжелейшего труда и погибали. Торопясь создать в стране мощную промышленность, Петр Первый пожертвовал вольным трудом в пользу принудительного, тем самым обрек промышленность России после мощного рывка в начале 18 века на длительное отставание впоследствии.
8. Вопросы помощнику капитана комaнды “Отрицание” от помощника капитана комaнды “Утверждение”.
- Рост бюрократического аппарата явление отрицательное. Но можно ли в истории России назвать периоды, когда подобное явление отсутствовало бы?
- Прошу Вас назвать возможные, по вашему мнению, источники пополнения рабочей силы для работах на мануфактурах в условиях господства крепостного права.
9. Заключительное слово капитана комaнды “Утверждение”.
Значение петровских реформ трудно переоценить. Они укрепили Российское государство, Россия стала империей и вошла в ряд великих Европейских держав. Не случайно, время петровских преобразований привлекало своей значимостью и своим величием многих талантливейших людей, которые видели во времени правления Петра Великого образец для подражания будущих правителей. Вспомним знаменитую картину художника В. Серова “Петр Великий” и оценку петровских преобразований как времени, когда, по словам А. С. Пушкина,
… Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с именем Петра…
Не случайно образ Петра был включен в ТВ – проект “Великие личности истории” и долгое время удерживал в нем лидирующие позиции.
10. Заключительное слово капитана комaнды “Отрицание”.
Время петровских преобразований нельзя оценивать однозначно: реформы определили как будущую мощь России, так и спровоцировали ее грядущие беды и трагедии. Да и сами реформы имели слишком высокую цену, основная тяжесть которой легла на плечи русского народа. Человеческая жизнь пpaктически обесценилась. На людских трагедиях выстроен Петербург – “город на костях”. Тяжелый труд, нездоровый климат, плохое снабжение приводили к высокой cмepтности среди крестьян и посадских, возводивших будущую столицу Российской империи.
Петровские реформы нередко вызывали яростное сопротивление народа: стрелецкий бунт, астpaxaнское восстание, восстание Кондрата Булавина. Самые трагедийные моменты правления Петра нашли отражение в искусстве и литературе, где акцент сделан на величине потрясений и высочайшей цене, заплаченной Россией в 18 веке. До сих пор потрясает картина В. Сурикова “Утро стрелецкой казни” и звучат строки поэта Н. Белянского :
Загнусят скоморохи:
Власть пришла сатаны,
Коль дела нынче плохи
У сермяжной страны.
Люд сгоняют насильно
Из насиженных мест.
И кому-то могильный
Часто видится крест…
III. Голосование зрителей.
IV. Рукопожатие участников комaнд.
Литература
- Юрганов А. Л., Кацва Л. А. История России XVI – XVIII вв.: Учебник для 8 класса средних учебных заведений. М.: – Мирос, Вентана-граф, 1995. – 424 с.: ил.
- Ершова А. В., Жуковская Н. В., Никитина Т. Н. под общей редакцией Табачникова Б. Я.Уроки мастерства: Методические разработки по истории и обществознанию учителей – победителей конкурса в рамках национального проекта “Образование” (2006). – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2008. – 124 с.
- Панова В. И. История Воронежского края. Воронеж, “Родная речь”, 1995
- Загоровский В. П. Воронежская историческая энциклопедия. – Истоки, 1992
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI-XVIII век. 7-й класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.
Урок изучает последствия эпохи террора для судьбы самого многочисленного в стране класса ‒ крестьянства, коллективизацию. Учащиеся оценивают события с позиции участника и наблюдателя, делают попытку выйти за временные рамки той эпохи, чтобы ответить на главный вопрос урока: "Можно ли построить великую страну с насилием над гражданами?"...
28 03 2024 5:55:26
Последнее время на уроках истории всё меньше и меньше времени отводится для изучения истории родного края, рассмотрения процессов мировой истории на примере истории малой родины. Данный материал может быть использован как для уроков истории, при изучении истории родного края, так и для внеклассной работы с учащимися. ...
27 03 2024 18:12:56
Открытое внеклассное мероприятие с применением информационных технологий с целью воспитания патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ. Место проведения: актовый зал, кабинет, оснащенный средствами современных информационных технологий. Привлеченные участники мероприятия — инициативная группа....
26 03 2024 14:43:45
Прекрасен Донской край! Прекрасен он всем: весенней цветущей степью, поразительным золотом июньский хлебных полей, своеобразием станиц и хуторов с расписными хатами – мазанками и резными куренями! Прекрасен Донской край культурой, гармонично сочетающей в себе все лучшие традиции народов, когда-либо проживавших и приходивших сюда искать работу, службу и приключения!.. Прекрасен Донской край мастерами – умельцами, прославившими свой край и род!...
25 03 2024 14:23:26
Групповой проект может быть использован в 9-м классе при изучении темы «Права и свободы человека и гражданина» рассчитан приблизительно на 4 недели. Проект развивает личность в период социального взросления, ее познавательные интересы, формирует собственную позицию, способности к развитию и саморазвитию....
24 03 2024 11:48:12
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся в процессе пpaктической работы: итоги вооружённого восстания 14 декабря 1825 г., создает у школьников образное представление о восстании декабристов, о той роли, которую играют декабристы в истории Отечества. ...
23 03 2024 8:39:50
Игра «Но вечный выше нас закон» проводится для учащихся 7–8-х классов. В течение игры расширяются правовые знания учащихся, формируются базисные знания о государстве, праве, развивается интерес к правоведению....
22 03 2024 18:37:44
Обобщающий урок по теме «Гражданская война в России» в 9-м классе способствует осознанию учащимися важнейших исторических проблем, активизирует познавательную деятельность школьников, формирует у них навыки самостоятельной работы, умение работать с историческими источниками. Прослеживается межпредметная связь истории, обществознания, литературы, этики. Домашнее задание поможет развивать творчество и литературные навыки....
21 03 2024 4:17:24
Статья посвящена рассмотрению одной из актуальных педагогических проблем – проблеме внедрения в школьную образовательную пpaктику метода проектов с использованием информационных технологий. Автор делится опытом создания различных проектов на уроках истории и мировой художественной культуры, приводит примеры проектной деятельности учащихся 5–9-х классов. Статья имеет пpaктико-ориентированную направленность и содержит передовой педагогический опыт....
20 03 2024 17:52:33
Автор статьи формирует представление учащихся о времени правления Павла I; о роли личности в истории; знакомит с документами, отражающими особенности той эпохи. ...
19 03 2024 3:51:18
Интегрированный урок "How Different the World Is" по английскому языку и истории систематизирует страноведческий материал, позволяет расширить знания учащихся об истории, культуре и особенностях англоязычных стран и России. Широко используется дополнительный материал, не содержащийся в УМК, песни и стихи на английском и русском языках. ...
18 03 2024 22:18:38
Цель урока: сформировать представление о культуре Древневосточной цивилизации. Роль и место культуры Древнего Востока в мировой культуре....
17 03 2024 1:19:48
В ходе изучения темы моделируются ситуации, которые формируют способы действий, анализа информации о роли партий в избирательном процессе, объясняюь причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов («партии», «выборы», «политические лидеры» и т.д.); раскрывают на примерах изученные теоретические положения и понятия, оценивать действия субъектов политической жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм....
16 03 2024 7:12:26
Воссоздать у учащихся целостную картину Октябрьских событий. Учащиеся должны знать политическую, социально-экономическую обстановку осенью 1917 г. Важно выявить причины прихода к власти большевиков. Во время урока продолжить обучение навыкам самостоятельного, сопоставительного анализа в работе с документами, литературными источниками. Вызвать интерес у учащихся к данной странице истории России. ...
15 03 2024 18:17:44
В данной работе представлен конспект урока по предмету "История". Урок проводится с использованием элементов развивающего обучения и сопровождается презентацией в программе PowerPoint. ...
14 03 2024 18:17:13
Содержание урока основано на актуализации предшествующей информации, чередовании изложения нового материала учителем с пpaктическими заданиями для учеников при активном использовании презентации на основе программы PowerPoint. ...
13 03 2024 20:34:54
Урок истории в 5-м классе с использованием ИКТ в форме презентации проводится как урок изучения нового материала и включает элементы проблемного обучения. Он построен на основе современных дидактических принципов: целеполагания, деятельности, субъектности. Занятие позволяет формировать такие компетенции у учащихся, как информационная, коммуникативная, организационная. ...
12 03 2024 17:27:11
Урок истории преследует цель актуализировать имеющиеся знания у учащихся по этой теме и углубить представления школьников об ордынском иге. При подготовке к уроку используется дополнительная литература (сочинения Карамзина, Гумилева, Ключевского, исследования современных авторов в и другие). Форма урока позволяет создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, вести диалог....
11 03 2024 5:28:52
Урок по истории России в 8-м классе. Цель урока: раскрыть причины движения декабристов, показать его объективную закономерность, обусловленность ходом исторического развития России; рассмотреть содержание программ обществ декабристов, их революционность, социально-экономическую направленность на буржуазное преобразование России....
10 03 2024 21:26:26
Урок построен в виде семинарско-пpaктического занятия и предполагает как устное выступление учащихся с последующим коллективным обсуждением спopных вопросов, так и изучение исторических источников по данной теме. ...
09 03 2024 2:37:34
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
08 03 2024 1:58:36
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
07 03 2024 3:14:31
Учащиеся на уроке нравственно оценивают и осмысливают подвиг героев обороны Севастополя и жителей города, проводя большую предварительную самостоятельную подготовку к уроку: поиск дополнительной информации, построение устного речевого высказывания, выдвижение гипотез, составление презентаций. Ученики работают с контурной картой Севастополя: отмечают положение города с военной точки зрения, определяют сильные и слабые стороны обороны; комментируют планы обороны города, предложенные Тотлебеным....
06 03 2024 15:58:31
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
05 03 2024 16:43:55
Цели урока: осмысление учащимися опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых российских ценностей российского общества; формирование умения организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, находить общее решение, аргументировать и отстаивать своё мнение; воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому многонационального народа России....
04 03 2024 12:39:52
Фрагмент рабочей тетради представляет собой дополнение к учебнику. Данное пособие важно тем, что значительно облегчает (но не упрощает) работу учителя и ученика, экономит время проверки знаний. С помощью рабочей тетради проще организовать дифференцированное обучение: есть возможность варьировать набор заданий. ...
03 03 2024 4:25:53
Урок содержит материал об образовании единого государства в Китае в III в. до н.э.: роль императора Цинь Шихуана, деятельность по организации единого государства, строительство Великой Китайской стены, гробница императора, гибель династии Цинь. ...
02 03 2024 19:55:39
Урок посвящен теме развития социальных отношений в современном мире. Школьники учатся высказывать свою собственную социальную позицию. На уроке формируются навыки сравнительного анализа явлений, процессов, мнений и доказательств, соотношения теоретических обобщений и реальных процессов....
01 03 2024 12:42:48
Автор знакомит с опытом подготовки школьников к ЕГЭ по истории, начиная с 6-го класса основной школы. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую прострaнcтвенно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох. ...
29 02 2024 16:26:42
Урок знакомит с различными определениями понятия "общество" на основе устойчивых словосочетаний, в которые входит данное слово; раскрывает сущность понятия "общество"; формирует представление об обществе как системе, состоящей из подсистем, то есть сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной и социальной), на основе графических моделей раскрывает взаимосвязь сфер общественной жизни; опираясь на знания учащихся о природе и обществе, определяет их взаимосвязь....
28 02 2024 6:15:15
Игра для учащихся по образцу телеигры "Счастливый случай". В игре участвуют две комaнды или от одного класса, или из разных классов. Каждая комaнда придумывает себе название, девиз. Игра состоит из гeймов, за каждый из которых комaнда получает очки. В конце игры подводятся итоги, вручаются награды и призы "Лучшей комaнде", "Лучшему игроку" (призами могут служить книги). ...
27 02 2024 2:14:40
Цели данной темы: знакомство со странами Балканского полуострова в ХIII–ХIV в., причинами их ослабления, с возникновением Османского государства и началом завоевания им Балканского полуострова. ...
26 02 2024 8:27:39
Цели урока: познакомить учащихся с полководческим талантом Александра Невского, его политикой в отношении Золотой Орды; обеспечить усвоение учащимися знаний о борьбе русских земель с западными завоевателями, особенностями отношений Руси с Золотой Ордой в этот период; выяснить причины и значение побед Александра Ярославовича над крестоносцами....
25 02 2024 18:18:26
Цель урока: способствовать созданию представлений обучающихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних и роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений....
24 02 2024 15:18:49
Содержание урока предполагает рассмотреть особенности политического развития и социальную структуру российского общества в начале ХХ века, историческую необходимость их реформирования. Дети учатся искать и анализировать историческую информацию в источниках разного типа....
23 02 2024 17:37:40
Глава «Труд» призвана раскрыть учащимся роль и значение труда в жизни человека, хаpaктеризовать результаты труда, правила его организации, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему....
22 02 2024 15:13:47
Игра по истории Ханты-Мансийского округа. Может проводится как на повторительно-обобщающих уроках по истории ХМАО, так и на уроках краеведения. Принцип игры по типу "Своя игра". Вопросы разделены по номинациям, каждый имеет свою цену от 2 до 10 баллов. В игровом поле используются гиперссылки....
21 02 2024 13:14:50
Урок раскрывает понятие «холодная война» и её влияния на международную обстановку; подводит учащихся к пониманию того, что, несмотря на продолжение «холодной войны», в целом был снижен уровень противостояния между Востоком и Западом. На примере Карибского кризиса показывает, что конфликтные ситуации можно и необходимо решать мирным путем....
20 02 2024 9:23:39
В основе педагогической деятельности лежат три основополагающие педагогические технологии, которые позволяют реализовать цели компетентностного подхода в обучении. Это личностно-ориентированная технология, активное и проблемное обучение. Цель: использование комбинированных технологий в зависимости от типа и целей урока. Это важно для будущего профессионального образования и самообразования, для достойной жизни в обществе. ...
19 02 2024 3:18:51
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
18 02 2024 18:29:55
Урок в игровой форме анализирует распространение радикальных идей в Европе и мире. Учитывает требования ФГОС нового поколения и активизирует мышление учащихся, формирует устойчивый образ идеологий и элементов....
17 02 2024 13:21:23
Исторический вечер «Подвиг во имя любви», посвященный памяти жен декабристов. Данное мероприятие предназначено для учащихся старших классов и посвящено истории декабристки, одной из ярких страниц Отечественной истории. Материал эмоционально насыщен, учащиеся сопереживают героям, испытывают чувство гордости за тех, кто отдал свою жизнь на благо Родины....
16 02 2024 21:39:48
Предлагается игра по истории Древнего мира....
15 02 2024 23:20:17
Данный материал можно использовать на уроках истории города, истории России, литературы, при проведении классных часов и викторин, на кружковых занятиях по краеведению. Большое количество улиц, в старое время, было названо в честь людей, чья деятельность связана с основанием нашего города. Поэтому мы подготовили презентацию и виртуальный музей «Электросталь. Улицы и лица», а также решили продолжить наше исследование и создать справочник для школьной библиотеки....
14 02 2024 13:26:10
Мастерская «Сальвадор Дали» проводится на уроках курса всеобщей истории в 10–11-х классах при изучении темы «Культура». Цель мастерской – стремление научить детей самостоятельно познавать мир, не бояться ставить сложные вопросы и искать ответы на них; научить детей получать наслаждение от живописи, не бояться красок и почувствовать себя творцом....
13 02 2024 13:56:54
На уроке дается общее представление о федеративном устройстве России, учащиеся знакомятся с понятиями «патриот» и «патриотизм»....
12 02 2024 9:39:42
Урок для 7-го класса посвящён главным ценностям: любви, добру, уважению, взаимопониманию, состраданию, которые являются основой нравственности человека, а также роли семьи и государства в их формировании....
11 02 2024 14:55:51
С появлением этого документа открылась новая страница в истории планового воспроизводства квалифицированной рабочей силы, новый этап в развитии профессионального образования, подготовке молодых квалифицированных рабочих. Принятие указа – хоть и не начальный в истории обучения профессии, тем не менее он считается поворотным в истории профессионального образования. Цель урока: знакомство учащихся с прошлым, настоящим и будущим профессионального образования....
10 02 2024 10:26:31
Учащиеся на уроке должны понять главные особенности первого антикрепостнического этапа революционного движения в России, его социальный состав и направленность, уяснить, почему именно с декабристов ведет свою историю русское революционное движение в России, в чем его отличие от стихийных крестьянских бунтов. ...
09 02 2024 0:33:33
Цель данного занятия: развитие творческих способностей учащихся при изучении темы. ...
08 02 2024 15:37:38
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::