История в лицах (историческая реконструкция московских балов XIX века)
“И вновь я вижу пред собой
Дней прошлых гордые следы”.
А.С. Пушкин.
В процессе преподавания МХК и истории постоянно вставал вопрос, как сделать так, чтобы учащиеся ощутили дух времени, где найти “машину времени” для переноса их в изучаемую эпоху? Так возникла идея исторической реконструкции московского бала, которая впоследствии реализовалась в виде проекта. Уже в ходе подготовки бала стало ясно, что он будет не единственным. Позднее были написаны сценарии еще к четырем балам, которые охватывают пpaктически весь XIX век.
Получившийся цикл мероприятий, являющихся одновременно и инсценированным экскурсом в историю и литературно-музыкальной композицией, получил условное название “Традиционные историко-литературные балы”. В проект кроме самих балов входят экскурсии и интеллектуальные игры тематически связанные с ними.
В современной жизни остро ощущается дефицит духовности, поэтому необходимо возродить интерес юношества к русской культуре, воспитывать на примерах жизни конкретных людей чувства гражданской ответственности и благородства. В основу создания проекта легло написание сценариев, посвященных различным деятелям России, оставившим заметный след в истории и культуре XIX века.
Программа проведения балов рассчитана на 5 лет. Связанно это с тем, что все учащиеся от 7 до 11 классов должны поучаствовать в каждом бале. И это одно из основных творческих общешкольных дел учащихся среднего и старшего звена. На балах учащиеся “погружаются” в жизнь изучаемой исторической эпохи вживаются в образы действующих лиц.
За основу своей работы мы взяли слова Ю. Лотмана: “История проходит через дом человека, через его частную жизнь. Не титулы, ордена или царская милость, а самостоятельность человека превращает его в историческую личность”, а так же слова Н.М. Карамзина: “История в некотором смысле есть священная книга народов... завет предков к потомству, дополнение настоящего и пример будущего”. Данная форма работы, на наш взгляд, дает возможность решать задачу воспитания человека, любящего и уважающего свое Отечество, при этом не навязывая учащемуся определенные нравственно-этические установки, а включая его в процесс взаимодействия с культурными ценностями, идеалами, образами.
Проведение балов побуждает детей к размышлению, высказыванию личных оценок, пpaктическому применению знаний, полученных как на уроках истории и литературы, так и по ходу репетиций и предварительных обсуждений своих персонажей, позволяет им более полно представлять себе историческую картину той или иной эпохи, периода, расширить знания об истории города Москвы и его жителях.
Происходит формирование нравственной личности гражданина, воспитания в молодых людях понятий благородства, умение пожертвовать своими личными интересами. Кроме того, наши дети учатся коммуникативным качествам. В ходе работы стираются различия внутри одного класса, одной параллели. Дети разных возрастных групп лучше узнают друг друга. Развивается культура речи, жестов. Расширяется кругозор знаний по литературе, истории.
К написанию сценариев балов, на некоторых этапах привлекаются учащиеся, что позволяет им использовать и творчески переработать полученную на уроках и экскурсиях информацию, относящуюся к области истории, литературы и мировой художественной культуры. Таким образом, на основе тесных межпредметных связей осуществляется объемное, комплексное восприятие исторических эпох.
Участие в работе над проектом позволяет ребятам, вольно или невольно, активно погружаться в атмосферу эпохи, проблемы того времени, а не пассивно воспринимать информацию полученную на уроке.
Перед нами стоит важная и весьма трудная задача: привлечь внимание учащихся к таким человеческим качествам, как нравственность, доброта, человеческое достоинство, честь, гражданственность. Герои наших балов – носители этих качеств, вместе с тем мы хотим, чтобы они оставались просто людьми, а не памятниками эпохи.
Работа над проектом осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе определяется тема, год когда происходит действие и главное обсуждаемое событие бала, ведущий поэт, произведения которого лягут в основу бала. Например “Тютчевский” строится на стихах Ф. И. Тютчева и посвящён возвращению декабристов из ссылки и событиям Крымской войны, а “Лермонтовский бал” – на стихах М. Ю. Лермонтова и посвящён благотворительной и общественной деятельности московских дворян. На этом этапе отбираются необходимые источники информации, составляются списки политических деятелей, литераторов и художников, живших в описываемый период времени.На втором этапе выделяются творческие группы: художники-оформители, группа технической поддержки (каждый бал сопровождается показом небольшого видеоряда и музыкой), подбираются исполнители – танцоры, певцы, чтецы. Участники мероприятия собираются для обсуждения особенностей конкретной исторической эпохи (мода, музыка, живопись, архитектура) и хаpaктеров действующих лиц, обсуждается и корректируется, при необходимости, сценарий, просматриваются киноматериалы, репродукции картин, составляется план экскурсионной деятельности по теме бала, проводится экскурсия в школьный музей, изучается историческая литература и мемуары. В это же время на уроках истории, МХК и литературы обсуждаются вопросы, относящиеся к теме бала, Таким образом, в процессе работы над проектом у учащихся формируется представление об эпохе, позволяющее им почувствовать её аромат.
На третьем этапе в ходе репетиций и подготовки декораций происходит живое эмоциональное восприятие эпохи, её культуры, быта. На этом этапе в наибольшей степени происходит раскрытие и проявление “своей” духовности каждым участником проекта. Часто при работе над ролью возникают вопросы и споры о нравственных принципах и мopaльных ценностях, о гражданском долге и ответственности.
На четвертом этапе проводится интеллектуальная межпредметная игра под названием “Прекрасное далеко”. Игроками являются как участники бала, так и зрители. Вопросы к игре составляются по теме бала.
Конечно, самым важным на всех этапах подготовки к балу является не научиться танцевать вальс или выучить подходящее по времени и теме стихотворение, а прочувствовать, пропустить через себя ту или иную личность, показать и почувствовать гордость за дела своих предков. Необходимо стремиться создать определённый интеллектуальный уровень общения и чувство связи во времени и в прострaнcтве того, что было раньше, с тем, что существует сейчас, там, за окном. Каждый день, каждый час учащиеся постепенно осознают свою сопричастность к истории страны и родного города.
В целом на подготовку и проведение одного проекта требуется около четырех месяцев. В нем принимают участие все учащиеся с 7 по 11 классы, в целом активных участников – 50–70 человек, остальные – зрители, в той или иной степени участвующие в подготовке бала. Действия бала разворачиваются как на сцене, так и в самом актовом зале, при этом стираются привычные грани между сценой и зрительным залом.
Показ бала осуществляется для всей школы. Так как балы происходят каждый год в течение 10 лет, они и получили определение “традиционные”.
Действие всех балов происходит в Москве XIX века.
В настоящее время подготовлены и проведены следующие балы:
– “Давыдовский”, посвящённый 10-м годам (герои войны 1812г.);
– “Пушкинский”, посвящённый 30-м годам;
– “Лермонтовский”, посвящённый 40-м годам (Приложение 1);
– “Тютчевский”, посвящённый 50-м годам (Приложение 2);
– “Фетовский”, посвящённый 70–80-м годам, здесь рядом с представителями московского дворянского сословия появляются представители купеческого сословия.
При создании проекта не стояла задача создать целостную картину истории XIX века, быстрее получившиеся живые картинки напоминают отдельные мазки на картинах импрессионистов, которые сливаясь создают некий образ прошедшего времени и надеемся, позволят приблизиться к пониманию прошлого.
Идея культурной связи времен, заложенная в основу проведения историко-литературных балов нашла свое подтверждение в деятельности отряда добровольцев, сформированного в гимназии для помощи музею Ф.И. Тютчева в Овстуге (Брянская обл.).
Вот уже несколько лет в летние каникулы отряд из 15–20 школьников на 10 дней отправляется в усадьбу, чтобы принять участие в работах по её обустройству: озеленении парка, уборке территории усадьбы и церкви. Ребята принимают активное участие в создании презентаций, видео- и фотоматериалов для музея, работают в его фондах. Так в этом году учащиеся смонтировали видеоролик “Поэты-дипломаты” для демонстрации в залах музея, а также по просьбе сотрудников музея работали над видеосюжетами о людях, создавших музей.
В заключение хотелось бы привести слова Ф.И. Тютчева: “Нет ничего более человечного в человеке, чем потребность связывать прошлое с настоящим”.
В статье рассмотрен один из вариантов работы с документами, изучение которых активизирует творческую, познавательную деятельность учащихся, учит сравнивать, анализировать, делать выводы, а при решении познавательных задач формируется мотивация к изучению нового материала. Предлагаемый урок позволяет рассказать ученикам о гуситских войнах, вовлекая учащихся в повествование. ...
27 03 2024 15:56:59
Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями развития Спартанского государства в сравнении с Афинским, а также изучение быта и нравов спартиатов. Для усиления познавательного интереса учащихся к истории Древнего мира, а также технологизации образовательного процесса использована презентация. Наличие кругограммы, опopных схем, исторических документов, загадок позволяют сделать процесс обучения более интересным, содержательным в плане развития умений учащихся анализировать, сопоставлять, обобщать. Героизация исторического прошлого, я считаю, — одна из важных задач исторической науки. На уроке есть возможность самореализации как сильным ученикам, так и более слабым. ...
26 03 2024 20:48:19
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР. ...
25 03 2024 10:46:35
Задания, предлагаемые учащимся, позволяют повторить и обобщить материал по изученной теме. Эмоциональный настрой в начале урока активизирует интерес ребят к истории Отечества, что задает, как правило, хороший темп урока. Использование компьютеров изменяет к лучшему взаимоотношение с учениками, далекими от истории, особенно с увлекающимися ПК. Они начинают видеть в преподавателе "родственную душу". ...
24 03 2024 4:21:48
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
23 03 2024 1:24:43
Методическая разработка урока позволяет рассмотреть создание первого представительного законодательного органа – Государственной думы, уяснить, что в результате появления Государственной думы политическая система Российской империи получила возможность эволюционировать в сторону конституционной монархии, позволяет раскрыть плюсы и минусы российского представительства....
22 03 2024 6:33:58
Урок краеведения. Подвиг и героизм местного населения во время Великой Отечественной войны, памятники культуры Кубани....
21 03 2024 12:28:34
Рабочий урок, на котором проверяется материал, изученный на предыдущем уроке, а также изучается новый материал. Предлагаются разнообразные формы повторения и изучения материала: блиц-опрос, загадки с картинками, письменная работа по терминам, работа по нарисованной карте-схеме. Урок насыщенный по форме деятельности, большую часть материала ученики изучают самостоятельно, а учитель выступает в роли инструктора....
20 03 2024 16:55:43
Цели: закрепление знаний, формирование уважения к историческому и культурному наследию Средневековья. ...
19 03 2024 12:27:30
Занятие призвано продолжить знакомство с одним из наиболее важных политических прав граждан РФ – правом на участие в управлении делами государства, направлено на повышение интереса к институту выборов школьников; воспитание у подростков активной жизненной позиции....
18 03 2024 3:58:29
Мероприятие разработано для воспитания в детях бережного отношения к животному миру. Построено в форме экскурсии по залам музея, посвященного кошке. Посетив исторический и литературный залы, учащиеся смогут перенести знания из курса истории в курс литературы, проявить свои творческие способности, осознать необходимость чуткого отношения к братьям нашим меньшим. В историческом зале ребята узнают о роли кошки и ее влиянии на человечество в разные эпохи. Литературный зал посвящен изображению кошачьей натуры в рассказе "Кот-ворюга". ...
17 03 2024 19:45:39
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
16 03 2024 20:26:44
Урок по истории с использованием компьютерных технологий, на котором ставится цель: охаpaктеризовать национально-освободительную борьбу горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля, показать патриотизм многонационального народа в борьбе за свободу....
15 03 2024 1:50:25
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
14 03 2024 20:43:30
Урок о семье Степановых создает условие для формирования представления учащихся о роли семьи в истории Великой Отечественной войны. Семейная история помогает ощутить прошлое предшествующих поколений. Ведь семья – это маленькое зеркало большого общества....
13 03 2024 10:52:14
Школа сегодня - один из немногих социальных институтов, в рамках которого возможно осуществление работы по формированию культуры здоровья детей. Важнейшая задача школы - помочь ребенку, подростку самому грамотно заботиться о себе и своем здоровье не только в школе, но и после уроков, обращаясь при необходимости за помощью к взрослым....
12 03 2024 9:11:36
Данная разработка урока относится к разделу «История родного края». Проводится в форме открытого урока с изучением дополнительного материала и просмотра видеофильма....
11 03 2024 8:14:50
Цели доклада: изучить особенности познавательной деятельности учащихся; апробировать методы и технологии, с помощью которых удастся наиболее эффективно спланировать и активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках истории. При планировании познавательной деятельности учащихся на уроках, необходимо учить ребят уважать мнение собеседника; продуктивно усваивать учебный материал; анализировать факты и информацию; творчески подходить к изучаемому материалу....
10 03 2024 13:49:41
Выпускной экзамен по истории за курс основной школы может проводиться в разных формах, в том числе - в виде письменной экзаменационной работы. Согласно спецификации экзаменационной работы для проведения ГИА выпускников IX классов ОУ 2009 года (в новой форме) по истории России назначением экзаменационной работы является - оценить уровень общеобразовательной подготовки по истории России выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации. ...
09 03 2024 1:58:15
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
08 03 2024 4:11:25
Урок истории в 6-м классе предусматривает развитие у учащихся умений прослеживать причинно–следственные связи, умения работать с учебником, историческим документом, картой, создаёт условия для воспитания патриотизма....
07 03 2024 18:43:19
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства СССР (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: "Детство и юность дипломатов", "Интересные страницы становления советской дипломатии", "Легенды дипломатического поприща", "Портрет на фоне эпохи", "На дипломатическом приеме..."...
06 03 2024 14:55:42
Цели урока: показать взаимосвязь истории и литературы; взаимосвязь истории прошлого века и современности; провести исследование и выяснить, как исторические события отразились в поэме А.Блока; показать полемический хаpaктер поэмы; раскрыть тему Бога, веры; выявить авторскую позицию; учить анализировать поэтический текст, находить нужную информацию в научном тексте, видеть общее и частное; развивать критическое мышление; выражать свое мнение....
05 03 2024 16:40:56
Интегрированный урок литературы и истории: «Спрятанная война в Афганистане в произведении Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики». (11класс). Цель данного урока - расширить знания учащихся по истории Афганской войны, показать ее агрессивный хаpaктер, рассмотреть войну через судьбы ее отдельных участников. Эмоциональную насыщенность придает анализ литературного произведения С.Алексиевич «Цинковые мальчики». Данный урок способствует развитию коммуникативной и информационной компетенции....
04 03 2024 5:51:53
Урок посвящен подъему национального самосознания русского народа и патриотическому движению; учитель рассказывает об этапах освобождения страны от захватчиков. Цель: воспитывает у учащихся чувство национального достоинства, патриотизма и ответственности....
03 03 2024 21:40:19
Задержка психического развития проявляется в медленном темпе усвоения учебного материала ребенком, сниженной его способности к волевым усилиям, неумении самостоятельно организовать деятельность, что сказывается на обучении. Вместе с тем, ребенок может удовлетворительно усваивать общеобразовательную программу. Динамика развития детей с ЗПР возможна, если обучение ведется с учетом сложности развития личности этой категории детей....
02 03 2024 7:58:53
Первая половина XIX века - один из наиболее интересных и сложных периодов истории России. Задача урока - в игровой форме проверить знания учеников по теме, осмыслить значение роли личности в истории, помочь разобраться в сложных вопросах, заинтересовать и пробудить в них стремление к дальнейшему изучению истории. ...
01 03 2024 13:41:27
Урок подготовки к сочинению по картине В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" в 8-м классе содержит цели и задачи урока, наглядность. В конспекте отражены: подготовка к уроку, подробная беседа по картине, примерный план к сочинению....
29 02 2024 9:51:28
Разработанный урок предназначается для проведения в 10-м классе. Обобщающий урок имеет своей целью закрепление знаний по пройденной теме и формирование у ученика устойчивых представлений об истории страны в данный период. Ход урока должен привести ученика к следующему выводу: Россия в конце XVII в. Была готова к масштабным преобразованиям, которые впоследствии провел Петр I....
28 02 2024 15:36:12
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
27 02 2024 10:26:40
Сознание - одно из основных понятий ряда научных дисциплин и одна из наиболее дискуссионных проблем. Поэтому изначально раскрытие данной темы в курсе "Основ философии" построено на решении учащимися предварительно полученной задачи: "Есть ли у животных сознание?". Данный подход активизирует познавательную деятельность учащихся и подготовит их к лучшему восприятию нового материала на втором уроке в форме лекции. Одновременно обоснование позиций учеников и лекция учителя будут сопровождаться презентацией как одним из способов представления материала....
26 02 2024 8:21:51
Цели урока: обобщить и закрепить изученный материал, развивать у учащихся интерес к истории Древней Греции, воспитывать коммуникативные способности, формировать умение работать в группе. Урок в форме игры позволяет учащимся проявить творческие способности....
25 02 2024 20:19:17
Цели урока: дальнейшее знакомство с жизнью и творчеством казахского композитора Курмангазы Сагырбаева; развитие интереса к культуре своего края и приобщение к духовному наследию казахов; воспитание толерантности и уважения к традициям народов, проживающих на территории Астpaxaнской области. ...
24 02 2024 22:25:49
Подтема продолжает тему «Социальная сфера», которая рассматривается комплексно на протяжении ряда лет обучения. Так, в 6–10-х классах изучаются социально-психологические, этические, правовые вопросы семьи, социальная структура общества, основные функции общества, социальная мобильность, проблемы социального неравенства и несправедливости. Таким образом, занятие в 11-м классе носит повторительно-обобщающий хаpaктер....
23 02 2024 6:53:23
Интегрированный урок информатики и обществознания, исследовательского типа. Методы: групповая пpaктическая работа с Интернетом. Технологии: проектная, критического мышления, веб-квест. Учащиеся самостоятельно определяют проблему, планируют деятельность, отбирают, анализируют и структурируют информацию. Формируются навыки распределения рабочего времени, ответственности за результаты своей деятельности и деятельности группы....
22 02 2024 8:10:22
Тема «Социализация личности в курсе обществознания» актуальна и важна для современной школы. Предложенный материал имеет большую пpaктическую значимость и может быть использован не только учителем истории, но и классным руководителем, и социальным педагогом. ...
21 02 2024 18:12:36
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка". ...
20 02 2024 19:23:38
Внеклассное мероприятие по обществознанию формирует системы правовых знаний, правовой культуры у подростков, навыков правомерного поведения, творческие способности. Цель: закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории, об основах законодательства, обучать основам юридических знаний, формировать умение анализировать правовые ситуации, развивать интерес к обществознанию....
19 02 2024 8:59:57
Мероприятие проходит в форме интеллектуально-познавательной викторины, относится к историческому краеведению и направлено на воспитание интереса, уважения к истории родного города, развитие творческого мышления, формирование навыков коммуникабельности....
18 02 2024 19:25:19
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...
17 02 2024 15:46:19
Среди многих героических страниц истории нашей страны были и тёмные периоды. К таким периодам относится время репрессий. Урок рассказывает о Соловецком монастыре, месте, где много веков подряд, жили и молились монахи. А в 1918 году там был устроен первый лагерь в Советской России. И там начали уничтожать людей, живущих в СССР. Ученики должны задуматься: что следует сделать, чтобы эти события не повторились....
16 02 2024 2:30:11
Урок разработан на основе базовой модели технологии развития критического мышления. Тема – «Циклы мировой политики». Урок завершает и обобщает изучение международных отношений во 2-й половине ХХ в....
15 02 2024 18:11:37
Урок призван сформировать представление о различных направлениях в живописи, показать идеи гражданственности, выраженные в творчестве живописцев данного периода. В ходе урока обучающиеся выполняют задания, анализируют информацию, делают выводы, готовят устные выступления, отражают гражданскую позицию. На уроке звучит классическая музыка XIX в., стихи....
14 02 2024 0:19:36
Исторический вечер для учащихся 10–11-х классов в форме телевизионной игры «Своя игра». В игре участвуют 4 комaнды, они отвечают на 4 блока вопросов из истории разных времен....
13 02 2024 9:33:39
Презентация составлена с учетом самостоятельной работы учеников, используются эффекты анимации. Учащиеся, работая с презентацией, смогут определять отличия жизни человечества в условиях первобытности и древности; повторить основные понятия и термины, применяемые в сравнительной хаpaктеристике периодов развития человечества. В презентации применяются обществоведческие понятия....
12 02 2024 20:47:32
В статье рассматриваются некоторые проблемы использования кино- и видеоматериалов, с которыми сталкивается учитель истории на уроке....
11 02 2024 19:28:15
Урок раскрывает сущность важнейшего понятия – общественное сознание и его формы. Данное понятие раскрывается и осмысливается учащимися через работу в группе и деятельностные интеpaктивные технологии: выполнение проблемных, творческих заданий, мозгового штурма, создание ассоциативного ряда, анализа конкретных ситуаций. Важно то, что учащиеся самостоятельно делают выводы, формулируют понятия на основе собственного опыта и обмена мнениями участников своей группы....
10 02 2024 22:39:27
Тема "Эпоха просвещения" изучается в курсе "Новая история" 2 часа. Обилие фактического материала, яркие исторические персоны, богатейший спектр художественных произведений затрудняют целостное восприятие эпохи. Поэтому целесообразно провести повторительно-обобщающий урок в игровой форме. Дух соперничества, элементы состязательности, групповая работа, элементы проектной деятельности – все это способствует высокому темпу работы на уроке. Для глубинного анализа темы использовались два художественные произведения: "Лунная соната" Людвига ван Бетховена и репродукция картины Уильяма Хогарта "Модный бpaк" (картина затрагивает нравственные проблемы общества эпохи Просвещения)....
09 02 2024 15:38:53
Цели урока: повторить основные события Отечественной войны 1812 г. и осветить биографии героев войны; поработать с дополнительным материалом на развитие аналитического мышления; воспитывать молодых граждан российского общества на подвигах соотечественников....
08 02 2024 5:38:59
Данный повторительно-обобщающий урок проводится в форме игры. Класс делится на комaнды и получает домашнее задание. Конкурсы: указать географические объекты и имя исторического адресата, в конкурсе "Бюро находок" накопилось много разных вещей, и раздать их надо тому, кто знает, к какому государству они принадлежат. Путем арифметический действий сложить историческое слово. Для болельщиков – разукрасить каждую касту в особый цвет. Конкурс капитанов и загадки, а также ребусы....
07 02 2024 11:42:48
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::