"Финикия". 5-й класс
Цель урока: дать представление о Финикии как морской цивилизации через использование проблемного диалога как средства развития ключевых компетентностей.
Задачи урока:
Образовательные:
- создать у учащихся представление о местоположении, природных условиях и основных занятиях жителей Древней Финикии; раскрыть особенности финикийского алфавита.
Развивающие:
- создание условия для формирования у учащихся умения работать с исторической картой;
- умения сравнивать однородные явления ,получать информацию из различных источников знаний.
Воспитательные:
- показать вклад финикийцев в мировую культуру; продолжить формирование ценностных ориентаций самих учащихся путем знакомства с ценностями древних финикийцев.
Планируемые результаты:
- Личностные: формирование мотивации к изучению истории, в процессе рефлексии уметь проводить самооценку. Ученик получит возможность для формирования устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учебе.
- Предметные: предметные действия с учебным материалом (УУД познавательные: давать определения понятиям, показывать на карте государства, осуществлять сравнение). Ученик научиться делать умозаключение и выводы на основе аргументации.
- Метапредметные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность (УУД регулятивные – уметь самостоятельно контролировать свое время, целеполагание). Навыки сотрудничества (УУД коммуникативные – аргументировать свою точку зрения, организовывать учебное сотрудничество). Работа с информацией, сравнение, анализ, обобщение (УУД познавательные – осуществлять сравнение). Ученик научиться основам саморегуляции своей учебной деятельности, сотрудничеству, учитывать разные мнения, обосновывать собственную позицию, делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
Тип урока: открытие новых знаний
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.
Понятийный аппарат: колония, алфавит.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ребята, сегодня на уроке вы за правильные ответы будете получать красные кружочки. Я их сделала специально такого цвета и формы. Как вы думаете, почему? Что это может обозначать? (Дети высказывают свои предположения)
2. Актуализация знаний.
Сейчас я дам вам возможность заработать эти кружочки, и, может быть, когда они будут у вас в руках, вы отгадаете загадку.
Фронтальный опрос
- Где располагалось государство Ассирия? (в средней части долины реки Тигр)
- Чем была богата эта страна? ( полезные ископаемые: металл, камень)
- Какой была ассирийская армия? (царский отряд– тяжелая и легкая пехота, конница и колесницы. При осаде использовали штурмовые лестницы, осадные башни и стенобитные орудия. Имелось спец. Подразделение, занимавшееся строительством дорог, мостов и укреплений)
- Как относились ассирийцы к покоренному населению? (платили дань, изощренные пытки и издевательства над побежденными врагами, массовое насильственное переселение покоренных народов0
- Как звали царя, собравшего крупнейшую библиотеку? (Ашшурбанапал)
- Что произошло со столицей Ассирии городом Ниневией? (В 612 г до н.э. была разрушена армией Мидии и Вавилонией, держава прекратила существование)
Индивидуальное задание.
Собрать слово из букв и объяснить что оно обозначает.
Слово – таран
Молодцы, ребята, вы получаете свои заслуженные кружочки. Может, кто-нибудь из вас догадался, почему они такого цвета? (Дети пытаются отвечать)
Тогда предлагаю слушать меня внимательно, и, может быть, в моем рассказе вы услышите ответ.
3. Изучение нового материала.
Мотивирование к учебной деятельности.
Сегодня мы познакомимся ещё с одним интересным государством Древнего мира, но сначала послушайте отрывок из книги Геродота «История в девяти книгах».
Учитель зачитывает классу отрывок из книги Геродота «История в девяти книгах» или показывает слайд с текстом.
Отрывок из книги Геродота “История в девяти книгах”
… Ливия же, (Геродот имеет ввиду Африку) по видимому, окружена морем, кроме того места, где она примыкает к Азии; это насколько мне известно, первым доказал Нехо, царь Египта. После прекращения строительства канала из Нила в Аравийский залив царь послал финикиян на кораблях. Обратный путь он приказал им держать через Геpaкловы Столпы ( Гибралтарский пролив), пока не достигнут Северного моря и таким образом не возвратятся в Египет. Финикияне вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному. Осенью они приставали к берегу, и в какое бы место в Ливии не попадали, всюду обpaбатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикияне обогнули Геpaкловы Столпы и прибыли в Египет. По их рассказам (я-то этому не верю, пусть верит, кто хочет) во время плавания вокруг Ливии Солнце оказалось у них на правой стороне….[1] Так впервые было доказано, что Ливия окружена морем.
Вопросы к классу по документу
– Кто совершил путешествие вокруг Африки?
– О каком государстве сегодня пойдет речь?
– Как бы вы сформулировали тему урока?
Учащиеся формулируют тему урока
Записывается тема урока – Финикия
Финикия – небольшая страна древности. Финикийцы были замечательными мастерами, отличными мореплавателями, бороздили просторы морей и океанов. Интересен тот факт, что они первыми отправлялись в далекие плавания. Но не все считали финикийцев искусными мореплавателями. Даже Геродот не поверил, что жители Финикии смогли обогнуть Африку. Как вы думаете, ребята, какую проблему нам предстоит решить сегодня на уроке?
Ученики формулируют проблему: правда, что финикийцы считались лучшими мореплавателями Востока.
– Какова цель нашего урока, в чем она будет заключаться? (знакомясь с географическим положением страны, занятиями ее жителей, ответить на проблемный вопрос)
– А что для этого надо?
Учащиеся определяют учебные задачи.
Работая с текстом учебника, картой, иллюстрациями найти ответ на проблемный вопрос.
Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа получит задание составить полный ответ на вопрос. Руководителям групп организовать поиск ответа в предложенном тексте, составление рассказа.
(Учитель формирует группы по 4 человека, назначает руководителей.
В классе, где спокойные межличностные отношения, ровный состав можно дать возможность детям самим выбрать руководителей групп.)
Карточки для работы в группах
Работа в группах.
Физминутка.
Ответы представителей групп.
4. Закрепление изученного материала.
После работы в группах и выполнения задания учитель задает вопрос:
Вспомните наш проблемный вопрос: правда, что финикийцы считались лучшими мореплавателями Востока? Как мы на него ответим?
Сегодня существует более 244 государств. Сегодня есть такое государство – Финикия? (Ученики отвечают)
История Финикии недолгая. В 6 в до н.э. завоевана персами, в 332 г до н.э. -Александром Македонским. На этом месте сегодня Ливан. Но мы во многом благодарны финикийцам.
– Если бы вы встретили финикийцев, за что вы их бы отблагодарили? (Ученики отвечают)
– За что бы вы их критиковали? (Ученики отвечают)
5. Рефлексия.
Что понравилось? Что не понравилось? Почему?
Подсчет кружочков. Выставление оценок.
Ребята, догадались ли вы, почему кружочки у вас красные? (пурпурная краска)
Задание на дом.
Прочитать параграф 14, ответить на вопросы1,2,3, составить рассказ от имени финикийца о морском путешествии
Литература:
- Андреевская Т.П. История Древнего мира: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Т.П. Андреевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванина; под общ. ред. В.С. Мясникова. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Шоган В.В. Уроки истории Древнего мира в 5 классе./ В.В. Шоган, Н.В. Оболонко, Е.В. Сторожакова. – Ростов н/Д: Феникс. 2013.
Внеклассное мероприятие по истории проведено в рамках тематической недели истории и литературы, посвящённой творчеству А.С. Пушкина. Цель проведения – расширение представлений учащихся о творчестве Пушкина, об особенностях эпохи начала XIX в.; формирование активной гражданской позиции учащихся....
18 03 2024 7:21:47
Сценарий урока был использован в проведении поселкового праздника. Его можно использовать на уроках истории при изучении темы «Смутное время» в 7–10-м классе и для проведения внеурочного мероприятия. В сценарий включена авторская поэма «Русская смута»....
17 03 2024 18:40:58
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной системе СПО является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности....
16 03 2024 3:52:15
Материал урока позволяет рассуждать об альтернативах исторического пути стран, регионов, мира. Используются элементы исследовательской деятельности и игровой технологии. Форма урока – деловая игра. Обсуждение проблемы идет по пути моделирования различных геополитических ситуаций, в ходе которого ведется поиск основ для межгосударственных союзов. ...
15 03 2024 7:35:44
В статье рассматривается вопрос об изучении творческого наследия крупнейшего русского историка А.Е. Преснякова в школе, в частности, об использовании его взглядов о Киевской Руси, причинах образования единого Русского государства, о Московском государстве XVI—XVII веков, движении декабристов, даются методические рекомендации. ...
14 03 2024 23:27:21
Урок–презентация учебных проектов по всеобщей истории в 5-м классе по теме «Культура Древней Греции»....
13 03 2024 13:14:39
Обобщающий урок в цикле «История Средних веков» проводится в форме викторины «Своя игра». Все вопросы и задания представлены в форме презентации и могут быть использованы любым педагогом....
12 03 2024 17:34:36
Урок обобщающего повторения проводится в форме конкурса, класс делится на три комaнды, каждая из которых в ходе урока отвечает на вопросы конкурсных заданий. Конкурсные задания проецируются в виде слайдов презентации, после ответов комaнд на экран проецируются правильные ответы с последующей коррекцией знаний учащихся....
11 03 2024 20:39:11
Задачей урока является выработка умения осуществлять правовой анализ ситуации и выбора грамотного, правового поведение; определение функций и полномочий законодательной, исполнительной, судебной власти РФ; воспитание активной гражданской позиции. ...
10 03 2024 21:31:48
Цели урока: дать общую целостную хаpaктеристику основных институтов современного общества и демократического государства, показать взаимосвязь основных институтов современного общества и демократического государства....
09 03 2024 19:30:50
Урок сочетает в себе знания из разных областей и должен познакомить учащихся с лучшими произведениями русской культуры; выяснить, в чем заключаются особенности древнерусской культуры; воспитывать патриотическое отношение к своей Родине; развить умение анализировать текст и делать выводы....
08 03 2024 3:26:54
Данный материал поможет учителю в проведении урока по теме «Типология обществ» в курсе «Человек и общество» (8-й класс, учебник под редакцией А.И. Кравченко). В презентации даны тестовые задания для подготовки учащихся к итоговой аттестации в новой форме («Сборник заданий для проведения экзамена в 9-м классе» издательства «Просвещение», 2009)....
07 03 2024 13:45:11
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
06 03 2024 0:31:11
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса. ...
05 03 2024 11:58:11
Итоговый урок истории в 6-м классе по теме “Россия в XVI веке. Иван IV”. В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество данных им правильных ответов на поставленные вопросы и в конце выставляет себе оценку. Урок включает вопросы: внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного, рассказ с ошибками; работа с тестами и терминами. ...
04 03 2024 10:16:58
Целью урока является формирование знаний об особенностях развития стран в XI–XIV вв. Автор развивает умения сравнивать, выделять главное, работать с историческими источниками, обобщать. Комбинирование продуктивных и репродуктивных методов обучения позволяет обеспечить дифференцированный подход к обучению. На уроке используется презентация с фрагментом Образовательного комплекс "Российская и всеобщая история" ООО "1С Паблишинг", 2008....
03 03 2024 22:41:21
Урок истории в 8-м классе "Движение и выступление декабристов" является первым в разделе "Начало правления Николая I", поэтому важным было проявить интерес учащихся к яркому и в то же время жестокому событию начала его правления - восстанию декабристов. Подготовка к уроку дала возможность учащимся реализовать свои возможности при самостоятельной работе с научной, мемуарной, справочной литературой, а также и при подготовке презентации. ...
02 03 2024 9:44:28
Внеклассное мероприятие посвящено наиболее славным страницам летописи Великой Отечественной войны – победе советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом....
01 03 2024 11:39:43
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
29 02 2024 4:16:22
Урок-путешествие проводится в 6-м классе как урок обобщения материала и помогает ребятам окунуться в эпоху Средневековья. Различные задания и формы работы дают возможность не только вспомнить пройденный материал, но и повысить интерес к истории Средневековья. ...
28 02 2024 0:20:16
Работа посвящена проведению экскурсии для учащихся 8–10-х классов в храм Христа Спасителя в Москве. Автор придерживается хронологической канвы как основного композиционного принципа построения экскурсии, использует приёмы описания и объяснения, сравнения и аналогии, предполагающие ознакомление учеников с внешними и внутренними архитектурно-конструктивными особенностями этого храма-памятника, историческими событиями и фактами, связанными с его строительством....
27 02 2024 13:15:55
На уроке осуществляется знакомство учащихся с основными направлениями политики российского государства в XVII в.; выяснить причины и основные этапы вхождения Якутии в состав Российского государства; на примере достойных землепроходцев воспитывать чувство любви к Родине....
26 02 2024 6:25:29
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР. ...
25 02 2024 18:10:51
Последовательное выполнение заданий способствует усвоению учащимися сложной темы, содержащей большой теоретический материал, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, посредством решения задач проблемного хаpaктера. ...
24 02 2024 18:13:33
Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС. Урок посвящен изучению процесса объединения Древнего Китая при императоре Цинь Шихуане. Используются исторические источники и видеофрагмент, для активизации внимания учащихся и связи изучаемого материала с современностью....
23 02 2024 5:23:41
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
22 02 2024 22:14:28
Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. "Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель"....
21 02 2024 0:30:31
Данное учебное занятие посвящено работе над формированием грамотности школьников как будущих избирателей. На уроке используются активные методы преподавания: решение проблемных задач, работа с понятийным аппаратом, актуализация собственного жизненного опыта учащихся. Материал будет интересен учителям обществознания, классным руководителям, так как может быть использован в качестве основы для классного часа....
20 02 2024 18:11:11
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, расширяет знания учащихся по истории Древней Греции....
19 02 2024 6:33:33
В течение 2011–2012 года на базе школы № 8 г. Мончегорска учитель вместе учащимися провели исследование на отношение учащейся молодежи к процессу возрождения религиозно-духовных начал в жизни нашего общества. Как и предполагалось, большинство учащихся связывает этот процесс с необходимостью возрождения нравственного потенциала общества, с поиском нравственных идеалов, нравственных ориентиров в жизни каждого человека....
18 02 2024 18:44:44
Урок повторения и обобщения пройденного материала, урок развития интереса к предмету история, событиям уже далёкой, но одной из самых тяжелейших воин в истории человечества. Урок развития интереса к прошлому своей Родины. ...
17 02 2024 9:47:59
Урок для 8-го класса по истории России с применением презентации позволяет учащимся понять причины Русско-турецкой войны, ее основные этапы и итоги, познакомиться со значением технико-экономического потенциала в войне, а также развивает навыки работы с картой и текстом учебника....
16 02 2024 11:36:29
Урок с целью укрепления представлений о сущности крестьянской реформы 1861 года. Разбор основных положений реформы, уяснение значения отмены крепостного права....
15 02 2024 17:40:30
Гражданская война в России - это особая страница нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на "своих" и "чужих". Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ. Представленная разработка урока и мультимедийная презентация может быть использована при проведении уроков обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России в 9-х классах всех видов и типов школ. ...
14 02 2024 3:46:20
Игра на уроке истории порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, помогает создавать в детском коллективе атмосферу дружелюбия. Это активная форма учебных занятий, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой оживают люди – исторические лица....
13 02 2024 15:45:33
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция). ...
12 02 2024 19:30:44
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
11 02 2024 20:36:53
Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....
10 02 2024 9:11:56
Интегрированный урок истории, обществознания и литературы в 10-м классе служит формированию у обучающихся понятия о значимости роли народа и личности в историческом процессе. На уроке ученики учатся составлять сравнительную хаpaктеристику, систематизируют материал по образам Кутузова и Наполеона. Урок имеет большое значение в подготовке к написанию экзаменационного сочинения....
09 02 2024 18:15:41
Цель урока: сформировать представление учащихся о борьбе русского народа против западной агрессии в XIII веке, историческое сознание учащихся, воспитывать патриотизм на примере личности Александра Невского....
08 02 2024 23:16:50
Урок для 6-го класса проводится по типу урока-игры или внеклассного мероприятия в рамках школьной декады истории. Урок способствует развитию интереса к предмету, поддерживает познавательную активность учащихся. ...
07 02 2024 21:36:25
Цели урока: повторить материал о событиях в Западной Европе VI-XI вв; повторить причины образования государств в Европе; закрепить основные понятия темы; закрепить навыки работы с картой....
06 02 2024 0:50:45
Урок-аукцион по теме «Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....
05 02 2024 4:11:55
Русский народ до принятия христианства имел особое мировоззрение и свой племенной хаpaктер, и результатом религиозной реформы стало своеобразное и сложное соединение – православная вера русского народа. Статья о языческой вере восточных славян, ее отличительных чертах и влиянии на принятое христианство....
04 02 2024 17:11:34
В данной работе представлен конспект урока по предмету "История". Урок проводится с использованием элементов развивающего обучения и сопровождается презентацией в программе PowerPoint. ...
03 02 2024 13:51:49
Цель урока: сформировать общие представления об участии России в Первой мировой войне....
02 02 2024 15:10:16
Урок истории средних веков в 6-м классе знакомит учащихся с историей возникновения и распространения ислама. Материал урока показывает тесную связь двух религий – христианства и ислама. Урок дает возможность осознать, что каждая культура сыграла свою роль в развитии общества, толерантно определять свое отношение к иным мировоззренческим позициям....
01 02 2024 9:24:26
Урок составлен на основе воспоминаний и поэтических произведений Мишты-Хямиляниной Лидии Тимофеевны – блокадницы, жительницы г. Краснодара с 1943 года....
31 01 2024 19:54:58
Учащимся 6-х классов трудно усвоить понятия «свобода», «закон», «парламент», поэтому на уроке используется большое количество наглядного материала: презентация учителя, презентации учеников; устанавливается связь с современностью (например, с российским парламентом). Уровень усвоения материала урока проверяется тестом....
30 01 2024 13:45:17
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
29 01 2024 11:39:53
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::