Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения
ЦЕЛИ: рассмотреть причины реформирования системы социальной защиты и помощи в РФ, изучить основные положения пенсионной реформы и нормативно-правовою базу обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации; совершенствовать навыки работы в группе, аргументации, критического и творческого мышления; формирование пенсионной культуры и развитие собственных компетенций, воспитывать ответственное отношение к выбору своей жизненной стратегии, чувство взаимной ответственности личности и общества.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: медиапроектор, компьютер, карточки задания, презентация учащихся, презентация учителя, цветные карточки идентификаторы групп (зеленые, красные), раздаточный материал.
Проблема. «Зачем и кому нужна пенсия? Или почему мы так боимся приближения пенсионного возраста»?
Личностно значимая проблема. «Наступление пенсионного возраста приговор… или как минимизировать риски связанные с наступлением пенсионного возраста».
План урока:
- История развития социальной защиты и социального обеспечения.
- Причины изменения системы социальной защиты и социального обеспечения в РФ.
- Основные положения пенсионной реформы в РФ.
- Нормативно-правовая база пенсионного обеспечения в РФ.
- Возможные личные стратегии поведения с целью увеличения пенсии.
Ход занятия
I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ УРОКА
Уважаемые будущие пенсионеры!
Тема нашего занятия «Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения в Российской Федерации».
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Я, не ошибся, обращаясь к вам. Старение - естественный процесс любого живого организма. Мечта человечества найти «эликсир молодости», до сих пор остаётся мечтой. С приближением пенсионного возраста у человека возникают противоречивые чувства с одной стороны, чувство тревоги с другой стороны чувство некого удовлетворенья и ожидания нового позитивного этапа в своей жизни.
Сейчас вы выскажете свои мнения, какие негативные и позитивные ожидания возникают у человека с приближением старости. Запишем их на доске в две колонки (метод «мозговой штурм»).
негативные | позитивные |
|
|
Проблема: «Зачем и кому нужна пенсия? Или почему мы так боимся приближения пенсионного возраста»?
Во все времена, старшее поколение являлось источником мудрости и опыта. Отношение к старикам носили особый хаpaктер, их берегли, уважали, лелеяли.
Но всё в мире движется и изменяется, изменения происходят и в обществе. Современное общество находит другие источники для ответов на вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Мы все чаще за ответами обращаемся к СМИ, книгам, прорицателям, гороскопам и, конечно же, к его Величеству ИНТЕРНЕТ – вселенскому разуму. Строки известной песни «Мои года – моё богатство» становятся всё менее актуальны.
Старшее поколение утрачивает свою ценность для общества и зачастую становится обузой. Пожилые люди один на один остаются со своими проблемами, которых с годами не становится меньше. Всё это не минуемо коснётся каждого из нас. Из проблемы общей, абстpaктной она становится личностной.
«Наступление пенсионного возраста приговор… или как минимизировать риски связанные с наступлением пенсионного возраста».
Исходя из темы нашего урока, проблем которые мы обозначили, сформулируем цели нашего занятия.
После этого урока мы сможем:
Объяснять причины изменения системы социальной защиты и социального обеспечения в РФ; основные положения пенсионной реформы в РФ; нормативно – правовую базу пенсионного обеспечения в РФ.
Сравнивать различные виды пенсионных систем.
Формулировать и высказывать собственные мысли о значимости пенсионного обеспечения для людей, о неразрывности личного интереса и общественного.
Определять возможные личные стратегии поведения с целью увеличения пенсии.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1. История развития социальной защиты и социального обеспечения.
Первый пункт плана представят нам ребята, которые выполняли опережающее задание и подготовили презентацию на тему «Историческое развитие отечественной системы социальной помощи». (приложение 6)
2. Причины изменения системы социальной защиты и социального обеспечения в РФ.
Глобальный процесс старения населения принципиально меняет демографическую структуру населения планеты и социально-экономический баланс между поколениями. Этот процесс ставит вопрос о формах социальной поддержки пожилого населения и предъявляет новые требования к пенсионным системам. Поиски эффективных пенсионных систем идут во всем мире.
У нас в стране этот вопрос во всей остроте встал в середине 1990-х гг. Российская Федерация вступила в период экономических реформ с развитой пенсионной системой, которая формировалась на протяжении десятилетий и базировалась на так называемом принципе солидарности поколений, означающим перераспределение экономических ресурсов от работающего поколения в пользу населения пожилых возрастов, покинувших трудовую сферу и вышедших на пенсию.
Наряду с серьезными социальными достижениями, к которым, прежде всего, относится создание всеобщей системы пенсионного обеспечения, охватывающей подавляющую часть населения, система хаpaктеризовалась целым рядом недостатков. К числу наиболее существенных относятся следующие.
- Низкий уровень пенсионных выплат, которые не индексировались в случае повышения стоимости жизни или опережающего роста заработной платы. Поэтому работники, вышедшие на пенсию 20–30 лет назад, получали меньше «новых» пенсионеров, имеющих такие же стаж и квалификацию, да и работавших в тех же производственных условиях. По данным исследований уровня жизни, проведенных в 1980-е годы, до 80% бедных в СССР были пенсионерами, причем старших возрастов.
- Низкая дифференциация пенсий как продолжение и естественное следствие уравнительной политики в сфере доходов населения. Это означало крайне слабую зависимость размера пенсии от трудового вклада работника во время его трудовой жизни.
- Относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), что по мере старения населения увеличивало нагрузку на пенсионную систему.
- Широко распространенная пpaктика досрочного выхода на пенсию для различных категорий работников, что на пpaктике служило фактором снижения реального пенсионного возраста.
Проблема накопления средств, для обеспечения людей в старости и при потере трудоспособности является общенациональной. Ее решение достигается различными путями, совокупность которых именуется социальным обеспечением, или социальной защитой населения. Пенсионное обеспечение, является ключевым компонентом в системе социальной защиты.
Пенсионная система – совокупность различных методов финансирования пенсий, а также моделей, на основании которых определяется размер пенсионных выплат с их последующим перераспределением среди страхователей.
Самостоятельная работа с раздаточным материалом (Метод «SWOT-анализ») SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон объекта, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды):
(прочитать документ, провести SWOT-анализ и заполнить сравнительную хаpaктеристику в виде таблицы). (приложение 1)
Выделают две основные группы пенсионных систем по источникам финансирования, которые условно можно назвать нефондируемые (распределительные) и фондируемые (накопительные). Нефондируемые (распределительные) системы аккумулируют средства из бюджетов государства, профсоюзов, иных источников и затем распределяют их для текущих выплат пенсий. Они не инвестируют свободные средства, чтобы получить дополнительные денежные поступления. Следовательно, финансовые результаты пенсионного обеспечения в таких системах весьма неопределенны и полностью зависят от того, удастся ли накопить необходимые средства. К этой группе относятся некоторые государственные пенсионные системы, и до начала пенсионной реформы относилась пенсионная система России. Распределительные системы в целом отражают принципы солидарности поколений, в соответствии с которыми работающие граждане финансируют тех, кто уже вышел на пенсию. В нефондируемых пенсионных системах финансирование пенсионного фонда осуществляется за счет налогов (обычно на фонд оплаты труда работодателя). Эти отчисления производится в централизованный пенсионный фонд, средства которого используются для содержания пенсионеров безотносительно их индивидуального трудового вклада. При начислении пенсии работнику учитываются только такие общие показатели, как трудовой стаж, размеры заработка за определенный период времени, льготы. Для того чтобы размер нефондируемых пенсий не уменьшался в силу инфляции, их размер ежегодно индексируется в соответствии с утвержденным законодательством.
Большая часть существующих в мире пенсионных систем принадлежит ко второй группе – фондируемых (накопительных) пенсионных систем. Для систем этой группы хаpaктерно систематическое долгосрочное накопление средств, для обеспечения выплат пенсий. Поэтому такие системы носят название фондируемых, т. е. финансируемых из средств, заранее аккумулированных в специальных фондах. Пенсии в таких системах следует рассматривать как страховой результат. Баланс взносов и выплат пенсий определяется в соответствии со страховыми принципами. В накопительных системах работающее поколение платит взносы, которые не расходуются на выплаты пожилым людям. Средства в этих системах накапливаются, инвестируются и вместе с доходами, полученными от инвестирования, в дальнейшем используются для пенсионного обеспечения именно тех, кто осуществлял накопление.
Заполненная матрица таблицы №1.
Хаpaктеристика | Распределительная | Накопительная |
Источники выплат | Бюджет | Специальные фонды |
Кто финансирует(принцип финансирования) | Работающие финансируют тех, кто вышел на пенсию («принцип солидарности поколений). | Работающее поколение платит взносы, которые не расходуются на выплаты пожилым людям («страховой принцип») |
Учитывается лиличный вклад каждого | Нет | Да |
Отчего зависит размер пенсии | От количества работающих, от ситуации в экономике. | От взносов конкретного человека и успешного инвестирования. |
Риски | Снижение трудоспособного населения. Экономические кризисы. | Инвестиционные риски. Экономические кризисы. |
Мини – дебаты «Дуэль» рисуется мелом на полу разметка в виде весов (привести пять аргументов в пользу своей позиции) по теме: «Какая из рассмотренных систем наиболее подходило для нашей страны с учетом социально-экономического развития накануне реформы»?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Голосование.
Новое пенсионное законодательство, которое начало действовать в 1992 г., представляло собой логическое продолжение ранее действовавшей пенсионной парадигмы и имело ярко выраженную социальную направленность: унификация норм пенсионного обеспечения для всех категорий занятых; введение социальных пенсий для лиц, не имеющих трудового стажа; установление размера пенсии, в равной степени зависящего от предыдущего заработка и трудового стажа, некоторые другие нормы, связанные с порядком расчетов пенсионных выплат, а также расширение списка льготных категорий для более раннего выхода на пенсию. В результате новый Закон привел к существенному увеличению числа пенсионеров в возрастах до официального пенсионного возраста.
Уже в самые первые годы реформ события в пенсионной сфере начали приобретать драматические черты. Либерализация цен 1992 г. вызвала падение реальных доходов всех социальных групп, в том числе и пенсионеров. Реальный размер пенсионных выплат уже в первые месяцы 1992 г. упал более чем в 2 раза. Резкое ухудшение макроэкономической ситуации и рост инфляции на рубеже 1994–1995 гг. привели к стремительному обесценению реальной покупательной способности пенсий, когда впервые с начала радикальной экономической реформы средний размер пенсии опустился ниже прожиточного уровня пенсионера.
Это означало, что задача поддержания достойного уровня жизни российских пенсионеров не втискивалась в прокрустово ложе действовавшей пенсионной системы и что, сохранение status quo не сулило ничего, кроме поддержания нищенского образа жизни для российских пенсионеров.
Работа с таблицей №6 «Факторы диктующие необходимость пенсионной реформы в России в 1990-2002 гг.» (приложение 2)
Фронтальный опрос. Изучите внимательно таблицу и ответьте на следующие вопросы:
- Назовите долгосрочные факторы стимулирующие принятие решений в пенсионной сфере? Сохранились ли эти факторы 2000-2002 годах? Почему?
- Какой новый фактор появился 1988 году? Какие негативные последствия за ним последовали?
- За счет чего удалось преодолеть дефицит ПФ?
- Почему потребовалось прямое участие Президента РФ? Что стало результатом этого вмешательства?
3. Основные положения пенсионной реформы в РФ.
С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась реализация крупномасштабной пенсионной реформы.
Реформа является составной частью структурных преобразований в экономике и социальной политике государства, ее цель – создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам возможность получения достойной пенсии после окончания трудовой деятельности.
Новая схема реформирования пенсионной системы, которая позволит решить следующие задачи.
Стратегические задачи:
- снижение зависимости пенсионной системы от демографических факторов;
- усиление связи размера пенсий с реальным трудовым вкладом гражданина в течение его трудовой жизни;
- повышение ответственности работника за финансирование будущей пенсии;
- обеспечение достойного уровня пенсии в реальном исчислении;
- обеспечение финансовой устойчивости пенсионной сферы.
Специфические задачи, которые следуют из текущей экономической и политической ситуации в постреформенной России:
- легализация трудовых доходов;
- снижение налогового бремени на работодателя;
- устранение государственного монополизма в пенсионной сфере;
- снижение зависимости пенсионной системы от политических факторов.
Современное состояние пенсионной системы в РФ.
Россия выбрала смешанный, накопительно – распределительный вариант, с последующим усилением накопительной части.
Пенсионная система России имеет следующую трехуровневую структуру: обязательное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование, негосударственное (дополнительное) пенсионное страхование.
Государственное пенсионное обеспечение предназначено для отдельных категорий граждан, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, финансируется за счет обязательных страховых взносов. С 1 января 2010 года в РФ вводится фиксированный базовый размер пенсии, который включается в состав страховой части трудовой пенсии. Фиксированный размер соответствует размерам базовых частей трудовой пенсии, установленных на 31.12.2009 г. в зависимости от категории пенсионера и вида пенсии.
Государственное пенсионное страхование - ведущий элемент системы, в рамках которого пенсии выплачиваются всем, за исключением категорий, попавших в первый уровень. Пенсии выплачиваются в зависимости от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования, величины дохода, полученного от инвестирования части обязательных страховых взносов, направленных на накопление. Источники финансирования - текущие поступления в Пенсионный фонд РФ; средства, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление; инвестиционный доход от размещения накапливаемых активов.
Дополнительное пенсионное страхование (обеспечение) предусмотрено сверх государственного пенсионного страхования и будет доступно не всем гражданам России, а только тем, кто самостоятельно или за счет добровольных отчислений работодателей производил дополнительные взносы в негосударственные пенсионные фонды. В соответствии с новым законодательством работодатели обязаны делать определенные страховые отчисления в профессиональные пенсионные системы.
Эта система отличается от ранее действовавшей радикальными изменениями в блоке обязательного пенсионного страхования, а также укреплением роли дополнительного пенсионного обеспечения и роли негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного обеспечения. страховую – дифференцированную часть, зависящую от результатов труда конкретного человека (стажа, заработной платы) в течение всей трудовой деятельности. В состав страховой части также входит фиксированный базовый размер, устанавливаемый Законом и единый для всех пенсионеров;
накопительную часть, выплачиваемую в пределах сумм, отраженных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в Пенсионном фонде РФ.
4. Нормативно-правовая база пенсионного обеспечения в РФ.
На сегодняшний день создана нормативно-правовая база, регламентирующая источники формирования средств пенсионного обеспечения, принципы и методы аккумулирования, сохранения и распределения накопленных ресурсов.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (Статья 39) конфигурацию реформированной пенсионной системы в целом определяют следующие Федеральные законы: 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
Значительные изменения были внесены в законодательство Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Работа фрагментами нормативных документов по пенсионному законодательству. Заполнить матрицу №2. (приложение 3) (приложение 4)
Задание группам. Расшифруйте и напишите связанный текст на тему «Пенсионная система РФ» используя следующие сокращения: ОПС; ОСО; ИЛСЗЛ; СНИЛС; ДСФ; ГПФПН; ССОПС.
5. Возможные личные стратегии поведения с целью увеличения пенсии.
Сейчас Вы молоды и еще не думаете о том, как будете жить в старости. Но ведь пенсионерами не рождаются, а становятся.
С 2002 года в России действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. Это значит, что размер Вашей пенсии теперь напрямую зависит от размера пенсионных взносов, сформированных за всю трудовую деятельность на Вашем лицевом счете. Задуматься о своем благополучии на склоне лет надо уже сейчас, ведь пенсия – это не социальное пособие, а компенсация утраченного заработка.
Современное российское законодательство предоставляет множество возможностей увеличить свою будущую пенсию, сделать ее достойной. Уже сейчас Вы можете грамотно управлять своими пенсионными накоплениями, выбрать негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию для приумножения этих средств, вступить в Программу государственного софинансирования пенсий, которая поможет существенно увеличить будущую пенсию.
IV. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Заполнение памятки.
Как увеличить свою будущую пенсию? (основные правила) (приложение 5)
V. ИТОГИ УРОКА
Оценивание учеников.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Провести социологическое исследование.
Подготовится к дебатам.
VII. РЕФЛЕКСИЯ
Ответьте на поставленные проблемы, начиная словами:
Я знаю …..Я могу …..Я готов…..
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!!!
Приложение.
Деловая игра позволяет поэтапно раскрыть содержание того, за что игроки отдают свои голоса в процессе выборов, а также освоить процесс выборов на основе личных предпочтений. Предоставляет возможность учащимся самим сделать политический выбор, предусмотрев при этом политические последствия. ...
18 03 2024 12:50:59
Учащиеся в группах или индивидуально выбирают тему для исследования. Материал урока расширяет изучаемый по программе материал. Особенность подхода – в повышении интереса к изучению истории края через рассмотрение многих слов и понятий, через быт людей. Разработку можно использовать как на уроке краеведения, истории, литературы, так и во внеклассной деятельности....
17 03 2024 19:34:52
Цели урока: изучение теоретических представлений и формирование пpaктических навыков в области избирательных отношений у обучающихся; воспитание гражданственности и активной жизненной позиции у молодёжи....
16 03 2024 16:18:49
Урок истории в 5-м классе призван воспитывать чувства прекрасного, стремление к физическому совершенству, пробуждать интерес к занятиям спортом, популяризовать здоровый образ жизни. На уроке используется карта-конспект, позволяя учащимся выбирать необходимый материал самостоятельно. А презентация поможет сделать урок зрелищным....
15 03 2024 20:41:57
Интеллектуальная игра для 6–7-х классов по истории. Составлена на основе популярной телевизионной передачи «Своя игра». В ней отражены темы: Киевская Русь, Новосибирск, спорт, космос, чудеса света, мифы, история вещей. Игра состоит из трех туров. В двух турах представлены шесть тем с вопросами различной степени сложности, что выражается в их стоимости. Цель игры – расширение кругозора, формирование устойчивого интереса к предмету, развитие навыка индивидуальной деятельности....
14 03 2024 15:59:26
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
13 03 2024 11:47:24
Целями урока истории в 9-м классе по теме "Индустриализация в СССР" являются: выявление причин, целей, итогов индустриализации в СССР в 1928–1937 гг; знакомство с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в СССР; выявление истоков трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток....
12 03 2024 20:32:16
Цели урока: углубллять, уточнять представление детей о России, познакомить с историей возникновения Руси, с образом жизни древних славян, формировать понимание слова "предки"....
11 03 2024 15:16:38
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
10 03 2024 10:22:24
Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав - право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, интеpaктивной доски и компьютера....
09 03 2024 0:57:22
Урок изучения нового материала и обучения учащихся постановке вопросов к тексту. Приведены образцы вопросов: их после изучения темы могут сформулировать как сами учащиеся, так и учитель. Вопросы предназначены для простого повторения и закрепления темы, так и для более глубокого ее изучения с привлечением дополнительной литературы. Самостоятельная постановка учащимися вопросов позволит им совершенствовать умение постановки к первоисточникам....
08 03 2024 5:34:13
Урок разделен на этапы, каждый учитель-предметник отвечает за определенный момент, время для каждого обозначено заранее. После каждого этапа проводится рефлексия. Учитель литературы освещает основные события России XIX века, связав их с литературным процессом и философской мыслью того времени. Учитель МХК рассказывает об основных направлениях русской живописи в России XIX века....
07 03 2024 3:49:23
Урок – деятельностная игра, в ходе которой учащиеся, работая в группах, изучают Конституцию РФ, Семейный кодекс РФ – законодательные акты, защищающие семью, материнство, детство. Семья – общественный институт государства. Распад семьи влечёт снижение устойчивости общества. Знание семейного права способствует снижению количества разводов, укреплению семьи и государства. ...
06 03 2024 21:42:22
Урок посвящен изучению войны в Афганистане. Урок в форме пресс-конференции позволяет как осмыслить уже знакомый материал, так и подумать о возможных вариантах развития событий. ...
05 03 2024 13:52:27
В ходе урока учащиеся анализируют особенности хозяйственной жизни в Советской России 20–30-х годов XX века и пытаются определить оптимальную и эффективную модель развития экономики. ...
04 03 2024 2:12:34
Данный урок является составной частью раздела «Цивилизации Древнего мира» и знакомит студентов с отличительными особенностями цивилизаций Древнего Востока. При его разработке использовались программы Microsoft Word, Excel, Rower Point....
03 03 2024 0:15:31
Урок построен на принципах развивающего обучения с применением методов формирования критического мышления на уроках истории. Для достижения поставленных целей на уроке применены методические приёмы: разминки-ассоциации, метод двойных дневников, тестирование, прием "Шесть шляп критического мышления", метод решения проблемных задач; разработаны рабочие листы, позволяющие проследить работу ученика, стимулирующие его активное участие. ...
02 03 2024 8:39:50
Оригинальная форма изучения нового материала по методике «Обучение в сотрудничестве» (Мозаика). Содержание урока посвящено проблеме неизбежности расхождения позиций либералов и демократов по крестьянскому вопросу. Анализируется положение в стране и взгляды творцов и вдохновителей Великих реформ....
01 03 2024 18:42:55
В 2007 году был учрежден новый праздник – День героев Отечества. Для популяризации этого праздника предлагается проведение данной викторины, созданной по аналогии со «Своей игрой». Категории вопросов: герои Вов, героический поступок, герои-женщины, былинные герои, награды, киногерои. ...
29 02 2024 16:47:58
В основе урока лежит использование технологии развития критического мышления, методические приемы которой способствуют развитию познавательного интереса учащихся и максимальному усвоению учебного материала. Урок носит личностно значимый хаpaктер, так как позволяет использовать региональный и краеведческий материал....
28 02 2024 20:58:24
В истории каждой страны есть незабываемые даты. Декабрь 1825 года – явление такого рода. По делу декабристов были привлечены 579 человек. В июле 1926 года началась отправка в Сибирь осужденных. Вслед за "государственными преступниками" отправились жены. Наш урок посвящен женам декабристов. ...
27 02 2024 21:23:10
Цель урока: сравнить развитие русских земель XII–XIII вв. в условиях феодальной раздробленности, выявить сходство и различие. Урок разработан в соответствии с модульной технологией преподавания. Он предназначен для работы в 10-х классах гуманитарного профиля, но может быть использован и при изучении курса на базовом уровне....
26 02 2024 7:38:25
В статье представлен конспект урока для учащихся 5-го класса по теме "Персидская держава". Это урок - урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предлагается просмотр компьютерной презентации. На уроке используется нетрадиционный прием "Чистая доска", в результате которого учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы. Тема данного урока рассматривается в курсе всеобщей истории - истории Древнего мира....
25 02 2024 23:52:37
На уроке рассматриваются причины и ход смутного времени; просматривается связь изучаемых событий с предыдущим периодом истории России; учащиеся осмысливают значимость этих событий в истории нашего государства....
24 02 2024 11:18:55
Преподаватель обсуждает с обучающимися смысл слова «гражданин»: есть ли различия между иностранцами, живущими и работающими в России, и гражданами РФ....
23 02 2024 12:25:53
Использование регионализма и этнических элементов в обучении и воспитании младших школьников способствует эмоционально-ценностному отношению учащихся к государственным языкам в нашей республике, чувству их сопричастности к сохранению уникальности и чистоты обоих языков. Оно пробуждает в детях познавательный интерес к двуречью, к стремлению совершенствовать свою речь на адыгeйском и русском языке....
22 02 2024 0:31:55
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...
21 02 2024 8:26:41
В методической разработке представлен повторительно-обобщающий урок в 7-м классе. Урок направлен на отработку умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями; используются разнообразные формы и методы проверки знаний учащихся. Различные формы работы обеспечивают хороший ритм урока, активность учащихся в течение всего занятия. Каждый учащийся имеет возможность проверить свои знания по данной теме и проявить творческие способности. Урок направлен на развитие понимания и осознания зависимости самостоятельной деятельности учащихся и возможности роста....
20 02 2024 20:20:28
Урок, который можно провести во внеурочное время или как урок изучения новой темы по истории России «Отечественная война 1812 года» с помощью активных форм обучения. Патриотизм, гражданственность, толерантность, служение Отечеству – ценности, которые он прививает....
19 02 2024 18:11:56
Уроки повторения зачастую бывают перегружены информацией, новыми понятиями, датами, что вызывает дополнительные сложности и не всегда способствует развитию интереса у ребят. Конечно, хочется, чтобы эти уроки были увлекательными, запоминающими, чтобы они вызывали интерес у ребят. Одним из способов сделать урок именно таким - это привлечь их на уроке к игровой деятельности....
18 02 2024 14:57:33
Оценка учебных достижений учеников является важной частью деятельности преподавателя. Задания для повторительно-обобщающих уроков, как и другие виды контроля, выполняют диагностическую, обучающую и развивающую функции. Задания разработаны по всем разделам курса и могут быть использованы для текущего, тематического и итогового контроля. Они включают вопросы разного уровня сложности, учитывают индивидуальные особенности учеников....
17 02 2024 10:57:47
Игра для 5-7-х классов закрепляюет знания полученные на уроках истории, литературы знания об укладе жизни русского населения России XVII-XIX веков, об архаичных словах и понятиях, о смысле пословиц и поговорок, принципы составления загадок. ...
16 02 2024 12:38:26
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...
15 02 2024 6:52:25
Урок разъясняет учащимся основные черты рыночной экономики, формирует умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества, развивает умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал....
14 02 2024 13:12:37
Урок в игровой форме анализирует распространение радикальных идей в Европе и мире. Учитывает требования ФГОС нового поколения и активизирует мышление учащихся, формирует устойчивый образ идеологий и элементов....
13 02 2024 14:57:38
Урок развивающего обучения, с использованием креативного принципа: ищу – и нахожу, думаю – и узнаю, пробую – и делаю, поиск, творчество, самостоятельность. Цель урока – обобщить знания учащихся по истории Древнерусского государства в IX–XI вв., закрепить умения учащихся работать с историческими источниками, специальной терминологией, датами. Для активизации мыслительной деятельности использованы логические и творческие задания: кластер, синквейн, мини-сочинение, цифровой и буквенный диктант....
12 02 2024 1:29:43
Оригинальность проекта состоит в соотнесении культуры ХХ в. со своими социокультурными, духовными ценностями. Проблемы искусства рассматриваются на материале конкретных, часто общеизвестных культурных явлений, событий, имен не только русской, но и мировой культуры. Проект направлен на тех, кто в нем участвует, и на поиск единомышленников. Опора на особенности современного ученика совпадает с возможностями интеpaктивного подхода к проекту....
11 02 2024 2:53:16
Урок построен по традиционной системе с элементами ролевой игры. Данный урок позволяет рассмотреть изменения на политической карте мира во второй половине XIX века и определить место и роль России в этих изменениях. Особенностью урока является установление причинно-следственной связи исторических событий. Важный момент урока – это работа учащихся со схемами и таблицами, умение их анализировать и сравнивать....
10 02 2024 11:10:37
Представленный урок проводился во время методической недели «Компетентностный подход в образовании» (январь 2011). Цель урока – обеспечить самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями, позволяющими понимать причины социального неравенства, необходимость перераспределения доходов, анализировать основные задачи и направления социальной политики государства для поддержания социальной стабильности и повышения жизненного уровня населения....
09 02 2024 3:59:16
Когда в 5-м классе начинается систематическое преподавание истории, учитель должен определить уровень знаний и умений, необходимых для работы с картой. Если такие знания и умения отсутствуют или присутствуют лишь фрагментарно, нужно формировать их заново....
08 02 2024 2:20:33
Технологическая карта позволяет учащимся не получать знания как готовый продукт для пассивного восприятия, а выpaбатывает потребность в непрерывном саморазвитии, подготавливает к ситуации постоянных изменений, создает условия для самостоятельной деятельности учащихся. Работа с технологическими картами позволяет повысить мотивацию к изучению истории, управлять учебным процессом, отработать умения и навыки, необходимые для успешного выполнения заданий ЕГЭ....
07 02 2024 1:48:50
Урок является формой итогово-обощающего занятия по истории и немецкому языку, проводится в виде экскурсии немецкой делегации по памятным местам России (в основном, Москвы). Материал разделен на три раздела: история поселения немцев в России; анализ династического немецкого влияния жен Романовых; малоизвестные факты биографий выдающихся людей России, имеющих немецкие корни. Урок нацелен не только на закрепление знаний и умений учащихся, но носит и огромное воспитательное значение. Материалы урока дополнены презентацией....
06 02 2024 4:30:33
Урок проводится в 5-х классах, цель урока — сформировать представление о появлении искусства и религии у древних людей. ...
05 02 2024 18:12:41
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
04 02 2024 12:42:29
Урок через анализ исторических фактов показывает ложность обвинений России в агрессивности: объясняет причины активной территориальной экспансии, приведшей к созданию огромной по территории страны, сравнивает с методами расширения своих территорий (создание колоний) странами Запада. Документальный видеофильм о событиях августа 2008 года в Южной Осетии, проблемные вопросы к нему используются в качестве рефлексии урока-рассуждения, проводится анкетирование....
03 02 2024 23:17:18
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
02 02 2024 20:48:58
Урок изучения нового материала с первичным закреплением. Используются элементы технологии критического мышления и работа учащихся в группах. Материал урока доступен для самостоятельного изучения девятиклассниками. Работа учащихся в группах позволяет эффективно организовать знакомство с содержанием Всеобщей декларации прав человека. Заполняя кластер, учащиеся при помощи учителя систематизируют содержание документа. Оптимизировать работу на всех этапах урока позволяет оригинальная презентация....
01 02 2024 1:43:49
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
31 01 2024 16:32:43
Государство Бохай просуществовало более 200 лет и оставило заметный след в истории Дальнего Востока. Использование на уроке фрагментов рабочей тетради поможет сделать занятие интересным и увлекательным. Учащиеся узнают о занятиях бохайцев, о развитии образования, литературы, отправятся вместе с посольством Бохая к далёким берегам Японии. ...
30 01 2024 12:42:49
Урок посвящен Высокогорскому району в годы Великой Отечественной войны, его вкладу в Победу над фашистской Германией. ЗадачиЦель урока: привести примеры мужества и героизма советских воинов, тружеников тыла – наших земляков; развивать поисково-исследовательские умения учащихся....
29 01 2024 19:27:43
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::